Урок проводится согласно УМК В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «Землеведение» в 5 классе в разделе «Земная кора». На богатом иллюстративном материале рассматриваются основные горные породы и минералы. Приводятся их морфологические классификационные признаки.
природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов
однородные природные тела, находящееся в кристаллическом состоянии
Минералы – природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками.
Самые распространенные на Земле минералы:
различают по признакам: цвет, блеск,
- Это сочетание минералов естественного происхождения.
- Наука, изучающая горные породы – петрография
Происхождение горных пород
Происхождение горных пород
Магматические горные породы
Магматические горные породы
1 группа: Глубинные (интрузивные)
— образуются из медленно остывающей на глубине магмы (более темные и тяжелые)
— плотные горные породы с крупными кристаллами минералов.
Магматические горные породы
2 группа: Излившиеся (глубинные)
— образуются из излившейся лавы на поверхности земли (более светлые и легкие)
— плотные, твердые горные породы с мелкими кристаллами минералов или стекловидной массы
Метаморфические горные породы
Греческое слово «метаморфоза» означает превращение
Метаморфические горные породы
Кимберлитовая трубка в Якутии
Обработанный алмаз – называют бриллиантом
Органические горные породы – образуются путем осаждения и накопления минералов на поверхности земной коры
Обломочные Химические Органические
Обломочные осадочные горные породы
песок, щебень, галька, гравий
Химические осадочные горные породы
Калийная соль Каменная соль Гипс
Органические осадочные горные породы
Органические осадочные горные породы
базальт, пемза, обсидиан, туф
источник
Тип урока: изучение нового материала
- Образовательные:
продолжить формирование представлений и знаний о полезных ископаемых, практическим путем определить свойства металлов, познакомить учащихся с понятиями: “руда”, “рудные и “нерудные” полезные ископаемые, “цветные, черные металлы”. - Развивающие:
продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником, способствовать формированию информационной культуры учащихся при работе с различными источниками информации, компьютерными программами: Smart Notebook; Power Point; стимулировать любознательность и познавательный интерес. - Воспитательные:
формирование коммуникативной культуры.
Учебно-наглядный комплекс: Smart – доска, учебник 5 класса “Природа. Неживая и Живая.”, автор Пакулова В.М., Иванова Н.В. “Природа. Неживая и Живая”, М.: Дрофа, 2000г. – 208 с., магниты, металлические пластины из меди, железа, алюминия; денежные монеты; металлическая проволока, кусочки мела; Smart – доска. Приложение со слайдами.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в учебных парах.
1 этап. Актуализация знаний
а) организация повторения учащимися ранее изученного материала; Тема: “Строение земной коры”;
б) включить школьников в совместную деятельность по определению темы, целей учебного занятия, способов деятельности.
Учитель: Курс Природоведения 5 класса посвящен изучению оболочек Земли.
– Какие оболочки вы знаете? (Гидросфера, атмосфера, биосфера, литосфера).
– С помощью интерактивной доски, вспомним какое внутреннее строение, имеет литосфера. (Один ученик работает по заданию слайда 2).
Учитель: Согласны ли вы с утверждением?
– Горные породы – составная часть земной коры.
Предполагаемый ход рассуждений учащихся:
– формулируют понятие “горные породы”
– какая взаимосвязь существует между горными породами и минералами?
– вспоминают виды горных пород: магматические, осадочные, метаморфические.
– проверяют задание слайда 2.
(Ответ: 1 – земная кора – 5–80 км ; 2 – мантия – 2900 км.; 3 – внешнее ядро – 5500км.; 4 – внутреннее ядро – 6371км)
Работа со слайдом 3 (все объекты перемещаются маркером)
– один ученик выполняет практическое задание у доски, находит соответствующее изображение пород;
– учащиеся в тетрадях составляют схемы образования осадочных и магматических пород, работая с содержанием слайда.
Осадочные породы – обломки пород – формирование слоев – процесс накопления– уплотнение отложений – примеры: известняк, мел, гипс;
Учитель и учащиеся проверяют схемы образования осадочных горных пород.
Для проверки схемы образования магматических пород, к доске приглашается ученик (работа со слайдом 4)
Учащиеся в тетрадях записывают цифры, соответствующие схеме образования магматических пород. Магматические породы – извержение вулкана – образование потоков лавы – магма – примеры: гранит, базальт
Учитель: С какой цель человек изучает внутреннее строение Земли, горные породы?
(При работе с данным слайдом 5 возможно 2 варианта):
- учитель открывает “невидимую” шторку с ответами;
- учитель записывает ответы учащихся, не показывая текст.
2 этап урока – Изучение нового материала
При обсуждении вопроса, учитель подводит учащихся к теме урока: “Полезные ископаемые. Металлы”– Слайд 6.
Учитель: Как вы понимаете тему урока? Что вам известно о полезных ископаемых? Давайте, составим план изучения темы, какие вопросы необходимо рассмотреть сегодня на уроке?
– Определить: что такое полезные ископаемые? Чем они отличаются друг от друга?
– Выявить свойства полезных ископаемых, металлов.
– Узнать, как человек использует полезные ископаемые?
– Какие полезные ископаемые есть на территории Алтайского края?
1 шаг – учащиеся самостоятельно формулируют и записывают определение в тетрадях.
2 шаг – учитель с учащимися обсуждают результаты работы.
3 шаг – учитель открывает “шторку”, уточняет определение, дает возможность ученикам, испытывающим затруднение в решении данного вопроса получить подсказку.
После обсуждения данного вопроса, учитель проводит валеологическую минутку.
Валеологическая минутка (гимнастика для глаз)
Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди
Рисуй 8 вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы, наконец!
Зарядка окончилась
Ты молодец!
Учитель: Рассмотреть свойства полезных ископаемых нам поможет учебник. Работа организуется по вариантам.
Для работы у доски поочередно вызываются 2 ученика. Вместе с классом проверяют результаты работы, делают вывод о том, что все полезные ископаемые, в зависимости от происхождения делятся, на рудные – металлы и нерудные – неметаллы. Обладают разными свойствами.
– руда – природное образование…
– из рудных п/иск. получают металлы;
– выделяют руды черных и цветных металлов;
– магматическое происхождение;
– медь, алюминий, цинк и др.
– не содержат руды металлов (неметаллы);
– осадочное происхождение;
– широкий спектр использования (многообразие свойств);
– “соли плодородия”;
Учитель предлагает учащимся распределить полезные ископаемые по группам.
(Слайд 9). Учащиеся с помощью маркера переносят изображения рудных и нерудных полезных ископаемых в соответствующие колонки в схеме слайда.
Рудные полезные ископаемые: бурый железняк, ртутная руда, ртуть, золото, боксит;
Нерудные полезные ископаемые: торф, сера, каменная соль, уголь.
Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, которые были сформулированы в процессе целеполагания. Акцентирует внимание на изучении полезных ископаемых Алтайского края.
В рамках данного урока, учитель ставит цель: познакомить учащихся с историей освоения полезных ископаемых, более подробное изучение данного вопроса предполагается в курсе “География Алтайского края”
Сообщение ученика по теме: “История освоения полезных ископаемых на территории Алтайского края”. (При прослушивании доклада учащиеся фиксирую в тетради названия полезных ископаемых, характерных для Алтайского края)
3 этап урока – Практическая работа (Слайд 10)
Цель: Определить свойства металлов, выявить различия между черными и цветными металлами.
Учитель: Объясняет особенности выполнения практической работы “в парах”, знакомит с необходимым оборудованием, которое есть у каждой пары на столе.
Определяет цель практической работы: используя методы: описания, сравнения, исследования, наблюдения, определите свойства черных и цветных металлов, выводы оформите в тетрадь.
1 шаг – Рассмотрите металлические пластины, металлическую проволоку. Опишите их свойства.
(твердые тела; имеют: разный цвет, характерный блеск, деформируются при силовом воздействии)
Учитель: по тексту учебника (страница 111, параграф №28), найдите недостающие свойства металлов.
Учащиеся дополняют свойства: ковкость, тягучесть, теплопроводность, способность плавиться при изменении температуры
2 шаг – Сравните кусочек мела с изделием из металла.
Какие выводы можно сделать? По чему у них разные свойства?
а) мел крошится, растворяется в воде, образуя взвесь, не обладает блеском;
б) разные свойства объясняются, тем, что мел относится к осадочным породам, а металлы к магматическим.
3 шаг – Возьмите монеты по 10 копеек разных годов выпуска, металлические пластины из разных металлов. Используя магнит, проделайте опыт. Расскажите о своих наблюдениях.
Примечание: Монеты достоинством 10 копеек в зависимости от года выпуска либо притягиваются магнитом, либо нет. Это объясняется свойствами металла, из которого они произведены.
Вывод: Черные металлы (чугун) притягиваются магнитом, цветные (медь, алюминий) этим свойством не обладают.
4 этап. Подведение итогов урока.
– Почему человек использует разные металлы?
– Какое биологическое значение имеют металлы?
(Содержание железа в организме человека влияет на его физическое состояние.)
– Учитель проверяет конспекты учащихся, выставляет оценки за урок.
Домашнее задание (Слайд 11): подготовить информацию о драгоценных и поделочных камнях, параграф № 28
источник
Презентацию на тему Полезные ископаемые можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : География. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 34 слайда.
МБОУ Подозёрская средняя школа
Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс Учитель: Щавелева Ольга Александровна
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве
Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны.
Грани́т (итал.granito, — зерно) —состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.
Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников.
Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.
Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.
Песок – рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц. Образуется из кварца. Благодаря кварцу, песок используется в изготовлении стекла.
Миллионы тонн песка используются в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.
На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички.
Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте: что же это?
Нефть (греч. ναφθα — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.
Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи.
Эта гора железной руды будет использована в производстве стали.
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.
ГЛИНА, пластичная осадочная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов. Разновидности глины выделяют по преобладанию того или иного глинистого минерала. Применяется для изготовления грубокерамических изделий (посуды, кирпича и др.)
Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.
У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.
Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением.
ТОРФ (нем. Torf), горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Содержит 50-60% углерода. Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Мировые запасы торфа ок. 500 млрд. т (1990), в т. ч. св. 186 млрд. т. в России.
источник
Раздел | Название | Автор | Слайдов | Слов | Звуков | Эффектов | Время | Скачать |
Природоведение | Программа по природоведению | Сенькин А.А. | 14 | 605 | 00:00 | 246 кБ | ||
Природа | admin | 23 | 479 | 10 | 00:23 | 4 414 кБ | ||
Отношение к природе | Никитина Оксана | 15 | 833 | 60 | 00:00 | 7 894 кБ | ||
Сохранение природы | Пользователь | 23 | 456 | 40 | 00:00 | 1 965 кБ | ||
Явления в природе | Александр | 21 | 227 | 1 | 69 | 00:00 | 3 282 кБ | |
Физические явления | Айжанчик | 22 | 427 | 2 | 11 | 00:00 | 403 кБ | |
Свойства тел | 11 | 207 | 61 | 00:00 | 2 423 кБ | |||
Свойства твёрдых тел, жидкостей газов | 24 | 888 | 12 | 00:00 | 4 405 кБ | |||
Разнообразие веществ природоведение | 14 | 351 | 00:00 | 625 кБ | ||||
Игра по природоведению | Ишмуратова Л.М. | 82 | 757 | 00:00 | 4 001 кБ | |||
Вселенная | Изучение Вселенной | 1 | 19 | 850 | 00:00 | 986 кБ | ||
История создания Вселенной | Эля | 8 | 231 | 00:00 | 1 484 кБ | |||
Вселенная по природоведению | Пользователь | 17 | 412 | 72 | 00:00 | 980 кБ | ||
Вселенная 5 класс природоведение | Елена | 31 | 229 | 46 | 00:00 | 2 184 кБ | ||
«Созвездия» 5 класс | Den | 33 | 1091 | 85 | 00:10 | 6 661 кБ | ||
Небо со звёздами | Admin | 17 | 676 | 31 | 00:00 | 5 425 кБ | ||
Небесные тела | 1 | 13 | 1009 | 00:00 | 66 кБ | |||
Астероиды и кометы | Admin | 13 | 503 | 3 | 00:00 | 976 кБ | ||
Звезда по имени Солнце | Преподаватель | 28 | 329 | 1 | 33 | 00:00 | 3 214 кБ | |
Информация о Солнечной системе | Просова Л.С. | 13 | 558 | 1 | 00:00 | 265 кБ | ||
«Планеты Солнечной системы» 5 класс | Юрий | 23 | 603 | 25 | 00:00 | 257 кБ | ||
Планеты | 31 | 721 | 151 | 00:00 | 469 кБ | |||
Планеты-гиганты | SUPERVISOR | 35 | 2991 | 1 | 00:00 | 359 кБ | ||
Спутники планет | Admin | 21 | 576 | 18 | 00:00 | 1 342 кБ | ||
«Космос» 5 класс | LukyanovЫ | 18 | 498 | 1 | 40 | 04:15 | 2 033 кБ | |
Терешкова | c1 | 14 | 482 | 06:10 | 4 038 кБ | |||
Земля | Земля | 26 | 995 | 58 | 00:00 | 3 421 кБ | ||
Как возникла Земля | Дюсенова Диана | 11 | 586 | 19 | 00:00 | 827 кБ | ||
Происхождение Земли | Вязникова полина | 10 | 957 | 00:00 | 1 533 кБ | |||
Как человек открывал Землю | Лиля | 32 | 1992 | 00:00 | 3 873 кБ | |||
Теории происхождения Земли | Катя. | 12 | 572 | 21 | 00:00 | 1 623 кБ | ||
Гипотезы происхождения Земли | 6 | 228 | 00:00 | 240 кБ | ||||
Материки | Admin | 12 | 538 | 49 | 00:00 | 2 289 кБ | ||
«Материки» 5 класс | user | 48 | 488 | 11 | 00:12 | 5 132 кБ | ||
Горные породы | Татьяна | 26 | 379 | 15 | 00:00 | 1 834 кБ | ||
Типы горных пород | Роман | 18 | 1328 | 21 | 00:00 | 659 кБ | ||
Горные породы и минералы | Козлова Валерия и Костина София | 24 | 926 | 166 | 00:00 | 1 177 кБ | ||
Горные породы по природоведению | сергата | 14 | 403 | 56 | 00:00 | 935 кБ | ||
Биогенные горные породы | 13 | 441 | 9 | 00:00 | 684 кБ | |||
Аметист | Ksusha | 12 | 586 | 00:00 | 419 кБ | |||
Вулканы | User | 32 | 865 | 6 | 00:00 | 999 кБ | ||
«Вулканы» 5 класс | Администратор | 10 | 437 | 8 | 00:00 | 162 кБ | ||
Реки России | Admin | 13 | 903 | 2 | 00:00 | 822 кБ | ||
Погода | айжан | 27 | 325 | 8 | 00:00 | 1 610 кБ | ||
Атмосфера | Лилия | 21 | 364 | 14 | 00:00 | 6 257 кБ | ||
Времена года | Home | 19 | 893 | 101 | 00:15 | 7 000 кБ | ||
Вода | Nameless | 15 | 493 | 00:00 | 841 кБ | |||
Живая и мёртвая вода | Пользователь | 20 | 1250 | 32 | 00:00 | 4 509 кБ | ||
Живые организмы | Организм | Эсмиальда | 23 | 760 | 00:00 | 1 035 кБ | ||
Природоведение 5 класс Организмы | Твиксы | 26 | 169 | 63 | 00:00 | 2 638 кБ | ||
Организм и его свойства | 25 | 626 | 9 | 00:00 | 1 278 кБ | |||
Строение организмов 5 класс | a | 11 | 183 | 38 | 00:00 | 2 917 кБ | ||
Размножение живых организмов | User | 11 | 129 | 12 | 00:00 | 4 748 кБ | ||
Разнообразие живого | Admin | 23 | 378 | 00:00 | 4 082 кБ | |||
Разнообразие организмов | Lena | 12 | 538 | 7 | 00:12 | 3 159 кБ | ||
Среда обитания | 2 | 26 | 254 | 4 | 00:00 | 1 862 кБ | ||
Среды обитания организмов | 32 | 710 | 34 | 00:00 | 1 648 кБ | |||
Три среды обитания природоведение | 13 | 194 | 14 | 00:00 | 1 152 кБ | |||
Процессы в клетке | 6 | 95 | 00:00 | 61 кБ | ||||
История открытия клетки | Курманова Настя 5 в класс МАУО лицей 6 Тамбов | 14 | 749 | 00:00 | 597 кБ | |||
Растительная клетка | Lena | 13 | 406 | 1 | 00:13 | 425 кБ | ||
Строение растительной клетки | User | 10 | 601 | 45 | 00:00 | 2 019 кБ | ||
Бактерии | 1992 | 18 | 1446 | 00:00 | 1 402 кБ | |||
Грибы | Курманова Настя 5 в класс МАУО лицей 6 Тамбов | 18 | 433 | 12 | 00:00 | 3 258 кБ | ||
Грибы 5 класс | inform | 11 | 197 | 12 | 00:00 | 946 кБ | ||
Грибы в природе | 17 | 188 | 2 | 54 | 00:00 | 2 288 кБ | ||
Помощь при отравлении грибами | Иваненкова Диана Дмитриевна | 16 | 566 | 90 | 00:00 | 1 774 кБ | ||
Лишайники | Olga | 25 | 621 | 19 | 00:00 | 5 467 кБ | ||
Луг и лес | 117-6 | 10 | 307 | 57 | 00:00 | 1 405 кБ | ||
Зелёная аптечка | Мама | 60 | 4929 | 00:00 | 2 223 кБ | |||
Растения из семян | МОУ СОШ п. Импилахти | 12 | 315 | 12 | 00:00 | 2 562 кБ | ||
Культурные растения | Seminar | 38 | 1512 | 27 | 00:00 | 1 293 кБ | ||
Лекарственные растения | яковенко | 51 | 2842 | 14 | 00:00 | 2 337 кБ | ||
Лекарственные травы и растения | Зелённая аптека | 18 | 440 | 90 | 00:00 | 3 126 кБ | ||
Вещества, выделяемые растениями | Ярик | 19 | 465 | 8 | 00:00 | 2 427 кБ | ||
Пища животных | Любовь Горбунова | 20 | 84 | 6 | 00:00 | 26 967 кБ | ||
Животные-паразиты | Арефьев | 18 | 735 | 5 | 00:00 | 4 047 кБ | ||
Жизнь на материках | User | 30 | 459 | 1 | 00:00 | 2 511 кБ | ||
Обитатели материков | XXX | 23 | 600 | 6 | 00:00 | 35 386 кБ | ||
Животные Африки | 1 | 15 | 125 | 00:00 | 355 кБ | |||
Животные Антарктики | Украйченко Александр Анатольевич | 20 | 1363 | 00:00 | 2 558 кБ | |||
Беспозвоночные животные | Admin | 26 | 729 | 90 | 00:00 | 951 кБ | ||
Змеи | Стюхин | 11 | 899 | 1 | 00:00 | 314 кБ | ||
Насекомые | Кириллова Светлана Александровна г.Боровичи | 27 | 436 | 55 | 00:00 | 27 872 кБ | ||
Хищные рыбы | 10 | 483 | 00:00 | 1 643 кБ | ||||
Птицы | Kvadrat | 21 | 769 | 11 | 55 | 00:00 | 7 062 кБ | |
Зимующие птицы | 19 | 794 | 34 | 00:00 | 747 кБ | |||
Млекопитающие | Боева Мария 5 класс | 8 | 181 | 00:00 | 1 174 кБ | |||
Исчезающие животные | 27 | 553 | 1 | 37 | 00:00 | 1 717 кБ | ||
Вымершие и вымирающие животные | Сашя | 20 | 993 | 00:00 | 370 кБ | |||
Происхождение человека | Мадина | 16 | 675 | 55 | 00:00 | 2 517 кБ | ||
Здоровый сон для человека | Катюшка | 12 | 505 | 00:00 | 531 кБ | |||
Всего : | 92 презентаций | 1885 | 10 | 282094 мБ |
Природоведение через путешествие. Учебник. Требования стандарта. Ведущая роль. Опыт практической деятельности. Тематическое планирование. Раздел. Метапредметные УУД. Диагностические материалы. Задания на проверку познавательной деятельности. Установите соответствие. Смысловое чтение. Регулятивные действия. Коммуникативные действия. — Программа по природоведению.ppt
Методы изучения природы. Результаты наблюдений. Суть методов. Межличностные отношения. Метод. Природа. Жан-Анри Фабр. Метод изучения природы. Человек. Органы чувств. Литературная страничка. Особенности наблюдаемого объекта. Белка. Бобер. Муравей. Ежик. Пчела. Наблюдение. Птичий городок. Коновалов Сергей. Работы. Эксперимент. План опыта. — Природа.ppt
Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Библейская история. Однажды мир уже пострадал из-за человека. — Отношение к природе.ppt
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок. Меры сохранения жизни на Земле. Цели и задачи. Эмоциональный настрой на работу. Всякое умение трудом дается. О, люди. Сохранение природы. Рассмотрите рисунок и разрешите спор. Сохранение природы. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы. На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож. Части тела каких животных объединил художник на этом рисунке. Влияние деятельности человека на среду обитания. Сохранение природы. Красная книга — книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды. Животные «Красной книги». — Сохранение природы.ppt
Явления природы. Природоведение 5 класс. Все изменения происходящие с веществами в природе называются — явлениями. Ключевой вопрос: Какие явления происходят вокруг нас? Химические явления изучает наука о природе – ХИМИЯ. Физические явления изучает наука о природе — ФИЗИКА. Виды химических явлений. Последний день Помпеи. Топливо. Горючие материалы, сжигаемые для использования выделяющейся теплоты, называют топливом. Твердое. Бензин Керосин Мазут. Виды физических явлений. Физическое явление. Химическое явление. Закрепление. Правила написания Синквейна. — Явления в природе.ppt
Физические явления. Знания учащихся о физических явлениях. Вокруг нас. Физические явления. Физическое явление. Физика. Химические явления. Признаки. Физические. Примеры физических и химических явлений. Таяние снега. Молния. Явления, связанные с действием магнита. Правила безопасного поведения во время грозы. Строение компаса. Физкультминутка. Электрические явления. Электрический скат. Знакомство с магнитными явлениями. Путь из школы. Рисунки. Результаты опытов. — Физические явления.ppt
Урок на тему «Свойства тел». Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела. Естественные Живые Неживые Искусственные. Чудо-юдо – великан На спине везёт фонтан. Чернокожий карапуз Не по росту тянет груз. Загадки. Размер. Размер – величина предмета, масштаб какого-нибудь явления. Форма тела. Правильная геометрическая. Неправильная. Измерение массы. Температура. Вывод. Природа. — Свойства тел.ppt
Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Урок природоведения 5 класс. Цель: Закрепить знания о состояниях тел. Задачи: Рассмотреть свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Сформировать представления о деформации, упругости, пластичности. Форма урока: исследование. Ход урока: Организация учащихся на урок. Какая наука изучает тела, вещества, явления в природе и технике? (Физика). Проверка домашнего задания. Заполни таблицу: Стекло. Гвоздь. Дерево. Роса. Резина. Линейка. Беседа по вопросам: Что такое тело? Примеры. Что такое вещество? В каких состояниях могут находиться вещества? — Свойства твёрдых тел, жидкостей газов.ppt
Разнообразие веществ. Все вещества делят на простые и сложные. Простые вещества. Сложные вещества. Вспомните из каких атомов состоит молекула воды, кислорода, озона. Какие из данных веществ относятся к простым, а какое к сложным? Определить сложные и простые вещества: Тела живой и неживой природы. Из предыдущих уроков природоведения вспомните тела живой и неживой природы. Приведите примеры тел живой и неживой природы. Тела неживой природы образованы неорганическими веществами. Молекулы неорганических веществ в основном состоят из небольшого количества атомов. — Разнообразие веществ природоведение.ppt
Интеллектуальная игра. Сама природа. Красота. Утром бусы засверкали. Не колючий. Летит огненная стрела. День и ночь. Не вода и не суша. Самая высокая океанская волна. Часть океана. «цветные» моря земного шара. Река. Рыба. Гигант моря. Остров. Дерево. Многолетний режим погоды. Перечислить слои атмосферы. Движение масс воздуха. Озеро. Самый большой остров на планете. Назовите самую высокую гору нашей планеты. Самое солёное море. Желоб. На каком континенте нет рек. Океан. Назовите третий по величине материк. Материк, который. Лохматое животное. Бог. Священная гора японцев. Районы, где часто бывают землетрясения. — Игра по природоведению.ppt
Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Земля — гора, окруженная морем. Неподвижная Земля в центре у Вселенной. Система мира по Птолемею. Солнце в центре у Вселенной. Телескоп. Соседи Солнца. Меркурий. Выбрать верные признаки. Астероиды. Какое явление вы видите. Звезды. Мир звезд. Солнце – звезда. Созвездие. Вторая планета от Солнца. Изучение Вселенной. Рефлексия. — Изучение Вселенной.ppt
История создания вселенной! Вселенная включает в себя весь окружающий мир, и мы тоже являемся частью вселенной. В разные периоды времени люди, учёные пытались разгадать тайну истории создания вселенной. От спиралей имеющих огненные центры отрывались куски, которые мгновенно остывали и продолжали вращаться вокруг центра по инерции. По истечению долгого времени спирали начали скрепляться между собой с помощью магнитных свойств, образуя одно целое. В самом центре спирали была очень высокая температура, и объект который находился в центре, тоже стал нагреваться. Процесс формирования спирали прекратился на долгое время, потому что вода стала таять на объекте земля. — История создания Вселенной.pptx
Природоведение. Тема: ВСЕЛЕННАЯ. Вопросы темы: Звезды на небе Солнечная система Земля – наш дом. 2. Солнечная система. 1. Звездное небо. Посмотрите на звездное небо. Многие звезды образуют на небе фигуры, скопления, которые мы называем –созвездия. Созвездия. — группы звезд, выделенные условно. В настоящее время на небесной сфере выделено 88 созвездий. А какие вам известны мифы и легенды о созвездиях? Небесные тела. Небесные тела: Звезды. Планеты. Астероиды. Метеоры. Кометы. — раскаленные газообразные тела шарообразной формы. Наше Солнце. — ближайшая к нам звезда. Строение Солнечной системы. — Вселенная по природоведению.ppt
Вселенная. Урок — путешествие. Автор: Бурлакова Н.Н. Союз. Восток. Буран. Корабль «Восток» поднялся на высоту 80-100 км, и какие-то вспышки мешают движению. Что за вспышки в атмосфере Земли? Корабль «Союз» приближается в межпланетное пространство Марса и Юпитера. К чему готовиться экипажу? Внимание, на горизонте корабля «Буран» «хвостатое чудовище». «Горячий стул». Внимание, внимание! На кораблях обнаружены неисправности. Командиры кораблей должны выйти в космическое пространство и устранить поломки. Планета. Сверхгигант. Тест «Выбери из трёх» Работа в группах. Созвездия. — Вселенная 5 класс природоведение.ppt
Созвездия. Шарообразная форма. Земля. Звёзды – громадные раскалённые шары, похожие на Солнце. Звёзды, звёзды, с давних пор приковали вы навеки человека жадный взор. Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Созвездие Ориона из атласа Гевелия. Самостоятельная работа с текстом учебника. Раньше созвездиями называли фигуры из ярких звёзд. Происхождение названий созвездий. Звёзд на небе очень много. «Созвездия» 5 класс. Большая медведица. О большой и малой медведицах существует много легенд. В Малую Медведицу заодно была превращена и любимая собака. Не остался на Земле и Аркад : Зевс и его превратил в созвездие. — «Созвездия» 5 класс.ppt
Звёзды. Цели и задачи урока. Что такое звёзды. Эволюция звезды. Люди с давних времён наблюдали за звёздным небом. Карта звёздного неба. В созвездиях не все звезды одинаковой яркости. Дракон на звёздном небе. Цефей, Кассиопея, Андромеда и кит. На небе созвездие Лебедя олицетворяет Зевса. Орион, Большой пёс, Малый пёс, Заяц. Закрепление. 26 считаются навигационными. Созвездие Большой Медведицы. Что такое звезда. Рефлексия (3 минуты). Домашнее задание. — Небо со звёздами.ppt
Астероиды. Открытие астероидов. Небесное тело. Безжизненные тела. Кометы. Ядро. Хвосты комет. Метеоры. Метеорный дождь. Метеорит. Дайте характеристику астероидов и комет. Название. Творческое задание. — Небесные тела.ppt
Астероиды. Кометы. Астероид Гаспара. Астероид Розетта. Астероид Эрос. Эрос — первый астероид, на который удалось совершить посадку космическому аппарату. Астероиды Ида и Дактиль. Двухвостая комета Уэста. Одна из красивейших комет века. Комета Галлея — самая старая периодическая комета. Комета Шумейкеров. Модель движения кометы. — Астероиды и кометы.ppt
Урок природрведения. Мир звёзд. Небесные тела. Бездна звезд. Звезда вблизи. Звёзды. Жёлтый карлик. Расстояние от Земли. Это интересно. Звезда по имени Солнце. Солнце. Звезда по имени Солнце. Энергия Солнца. Использование солнечной энергии. Солнце влияет на Землю. Пылающий шар. Солнце прекрасно. Звезда по имени Солнце. Звезда по имени Солнце. Звезда по имени Солнце. Звезда по имени Солнце. Звезда по имени Солнце. Звезда по имени Солнце. Звезда по имени Солнце. Звезда по имени Солнце. Звезда по имени Солнце. Звезда по имени Солнце. Звезда. — Звезда по имени Солнце.ppt
Солнечная система, её состав. Представление о Солнечной системе. Что вам известно о Солнечной системе. Ключевые слова темы. Просмотр видео «Солнечная система». Маркировочная таблица. Кластер. Способ изображения информации в виде схемы. Синквейн — это пятистрочие. Солнечная система существует, изменяется. Лимерика. Домашнее задание. Спасибо за внимание. — Информация о Солнечной системе.ppt
Солнечная система. Цели и задачи. Характеристики планет земной группы. Пронумеруйте планеты в порядке их удаления от Солнца. Плутон – карликовая планета. Модель Солнечной системы. Юпитер. А знаете ли вы. Заполните таблицу. С помощью учебника заполните таблицу. Сатурн. Полный оборот вокруг Солнца Сатурн проходит за 29,5 земных лет. С помощью учебника заполните таблицу. С помощью учебника заполните таблицу. Уран. С помощью учебника заполните таблицу. С помощью учебника заполните таблицу. Нептун. С помощью учебника заполните таблицу. С помощью учебника заполните таблицу. — «Планеты Солнечной системы» 5 класс.ppt
Интегрированный урок по природоведению и математике в 5 классе. 32. Тайны космического пространства. Ковёр- самолёт. Планеты. Первые летательные аппараты. Планеты. Гагарин Юрий Алексеевич. Планеты Солнечной системы. Старт. Меркурий. Астрономы. Год на планете. Корабль «Восток». Запиши в копилку. Венера. Планета Венера. Название планеты. Расстояние от Земли до Луны. Р я. Земля. Земля образовалась из Солнечной туманности. Расстояние до солнца. Герман Степанович Титов. В о. Марс. Франческо Фонтана. Температура. Валентина Владимировна Терешкова. З. Составь слово. — Планеты.ppt
Планеты — гиганты. Юпитер Сатурн Уран Нептун. Юпитер. Большое красное пятно. Спутники Юпитера. Ио. Европа. Ганимед. Каллисто. Сатурн. Кольца Сатурна. О.И. Бирюкова. Спутники Сатурна. Мимас. Энцелад. Тефия. Диона. Рея. Титан. Гиперион. Япет. Феба. Уран. Спутники. Миранда. Ариэль. Умбриэль. Титания. Оберон. Нептун. Два спутника Нептуна. Тритон. Нереида. Плутон. Харон. — Планеты-гиганты.ppt
Спутники планет. Цели и задачи: Повторим строение Солнечной системы. Проверим свои знания по теме «Планеты Солнечной системы». Верное утверждение – «+» Неверное утверждение – «-». Определите, о чем идёт речь. Познакомимся с особенностями строения спутников планет Солнечной системы. Работа в группе ( 5 минут) Какие планеты имеют спутники? Как называется спутник Земли? Как выглядит поверхность Луны? Чем заполнены моря Луны? Какую планету называют рекордсменом по количеству спутников? Названия каких спутников вам запомнились и почему? Луна – спутник Земли. Луна — единственный естественный спутник Земли. — Спутники планет.ppt
Мы сделали это первыми. 12 апреля. Что такое космос. Постановление Правительства СССР о строительстве полигона. Наша страна запустила на орбиту первый искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 года считается началом космической эры. Первым животным, выведенным на орбиту Земли, была собака Лайка. 20 августа 1960 года в космос летали собаки Белка и Стрелка. Стала открытой дорога человеку к звёздам. Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль-спутник `Восток` с человеком на борту. Юрий Алексеевич Гагарин. «Космос» 5 класс. «Космос» 5 класс. Космонавт получил звание Героя Советского Союза. — «Космос» 5 класс.ppt
В.Терешкова – первая женщина-космонавт. Полёт В.Терешковой. Терешкова в космосе. Свадьба В.Терешковой. В заксе. Закс. Совещание В.Терешковой. Валентина с детьми. Памятник Валентине Терешковой на аллее Космонавтов в Москве. Валентина Терешкова и Владимир Путин. 2000 год. Памятник Валентине Терешковой в Баевском районе, недалеко от места приземления первой женщины-космонавта. Валентина Владимировна любила спорт и серьезно увлекалась прыжками с парашютом. Терешкова – почетный гражданин двух десятков городов разных стран. Терешковой присвоен почётный титул «Величайшая женщина XX столетия». — Терешкова.ppt
Земля – наш космический уголок. Частица воды. Море воды. Антуан Лоран Лавуазье. Древнегреческий философ. Ученый Древней Греции. Земля-центр Вселенной. Рано лишился родителей. Солнце. Смена весен и зим. Земля. Опыт Реди. Галилео галилей. Земля. Земля. Живое вещество. Опарин. Земля. Язык науки. Природа. Но …. Природы голос. Периодическая система Д.И. Менделеева. Ведущий. Выступающие. Литература. — Земля.ppt
Как Возникла Земля? Как возникла Земля? При столкновении возникло множество «брызг». По-другому объяснял возможность образования небесных тел немецкий ученый Иммануил Кант (1724 – 1804). Постепенно газово-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Как видите, представления ученых о возникновении Земли, других планет и всей Солнечной системы менялись, развивались. Да и сейчас остается много неясного, спорного. Ученым предстоит разрешить немало вопросов, прежде чем мы достоверно узнаем, как возникла Земля. — Как возникла Земля.ppt
«Как возникла Земля…». Вопрос о происхождении Земли всегда вызывал споры. Самые известные версии появления Земли: Научные версии рождения Земли. Происхождение Земли с точки зрения Библии. Древнейшие мифы о происхождении планеты Земля. Объект исследования: знания людей разного возраста о происхождении Земли. Предмет исследования: научная, религиозная и мифологическая версии происхождения Земли. Теоретические методы: теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон). С чего же все начиналось? (Теоретическое обоснование проблемы исследования). В Книге Бытия (1:3) сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. — Происхождение Земли.ppt
Как человек открывал Землю. Первые географические карты. Открытие Америки. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие Австралии. Первая карта Австралии. Копия корабля Duyfken. Английские исследования побережья. Открытие Антарктиды. Некоторые из великих путешественников. Марко Поло, фантазия неизвестного художника XVI века. Марко Поло (около 1254, Венеция— 8 января 1324). Афанасий Никитин. Васко да Гама (примерно 1469-1524). Фернан Магеллан (1480-1521). Португальский и испанский мореплаватель. Современная копия Магелланова парусника (каракка)«Виктория». Российский мореплаватель, адмирал. — Как человек открывал Землю.ppt
Гипотезы о происхождении Земли и жизни на ней. Цель. Мнение древних людей о происхождении Земли. Древний Вавилон. Греция. Древние индейцы. Древнегреческие учёные. Библия. От Коперника до наших дней. Франческо Реди. Теория Опарина—Холдейна. Современные гипотезы. — Теории происхождения Земли.ppt
Учёные объяснившие происхождение Земли. Подготовила ученица 5 класса «В» Андриенко Виолетта. Жорж Луи Лекрек Бюффон. (1707-1788). Великий французский естествоиспытатель. В1776 году избран почётным иностранным членом Петербургской академии наук. Иммануил Кант. (1724-1804). Великий немецкий философ, профессор университета в Кёнигсберге. Пьер Симон Лаплас. (1749-1827). Родился в семье небогатого фермера. Отто Юльевич Шмидт. (1891-1956). Академик Отто Юльевич Шмидт родился в городе Могилеве. Окончил Киевский университет. Долгие годы работал в Московском университете. Отто Юльевич Шмидт был крупным математиком, географом, астрономом. — Гипотезы происхождения Земли.ppt
Суша. 29% поверхности земного шара. Суша нашей планеты. Евразия. Самый большой материк. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Работа выполнена. — Материки.pptx
Путешествие по материкам. Повторение. Чьи гипотезы о происхождении Земли представлены этими рисунками. Назовите на схеме слои Земли. О чем говорят эти изображения нашей планеты. Красота Земли. «Материки» 5 класс. «Материки» 5 класс. Сколько сейчас материков на нашей планете. Назвать самую длинную реку материка. Река Янцзы –самая длинная. Назвать самое глубокое озеро материка и мира. Байкал- глубина 1637 м. Какой материк на втором месте по площади. «Материки» 5 класс. Назовите самую высокую точку Африки. Гора Килиманджаро. Назовите самую длинную реку Африки и мира. Река Нил. Назвать самую большую пустыню материка и мира. — «Материки» 5 класс.ppt
Горные породы. Цели и задачи. Проверим домашнее задание. Самостоятельная работа на двойных листочках с копиркой. Из чего состоит земная кора. Застывшая магма. Рассмотрите образцы горных пород и минералов. Гранит. Горные породы. Базальт. Горные породы. Песок. Горные породы. Глина. Горные породы. Мрамор. Горные породы. Мел. Известняк. Горные породы. Горные породы. Метаморфические. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы. Аукцион знаний. Названия лотов. Домашнее задание. — Горные породы.ppt
Горные породы. Ядро. Горные породы и минералы. Магматические горные породы. Гранит. Базальт. Метаморфические горные породы. Мрамор. Осадочные горные породы. Мел. Обломочные горные породы. Песок. Органические горные породы. Известняк. Торф. Тела природы. Минералы. Литература. — Типы горных пород.ppt
Горные породы и минералы. Минералы имеют однородный состав. Горные породы. Песчаник. Песок. Вопросы для повторения. Узнай по описанию полезное ископаемое. Нефть. Железная руда. Торф. Каменный уголь. Гранит. Природный газ. Известняк. Глина. Физкультминутка. Камень для грамотеев. Учитель математики. Из неё изготавливают рубли. Подумай и реши. Рассказ — загадка. Миллиарды лет назад. Тяжёлая порода. Спасибо за внимание. — Горные породы и минералы.ppt
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Систематизируем полученные сведения. Узнаем новые. Проверим себя. Горные породы. Магматические. Осадочные. Метаморфические. Осадочные горные породы. Известняк. Каменная соль. Песчаник. Магматические горные породы. Излившиеся. Базальт, андезит , липарит, пемза. Габбро, диорит, гранит. Метаморфические горные породы. Мрамор. Кварцит. Глинистый сланец. Гнейс. Яшма. Глина. Гранит. Определение горных пород. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. — Горные породы по природоведению.pptx
Здравствуйте ребята. Биогенные горные породы. Просвещенья дух. Подбери пару. Горные породы. Живые организмы. Горные породы биогенного происхождения. Сундучок. Горная порода. Жемчужина. Установите соответствие. Время. Домашнее задание. — Биогенные горные породы.pptx
Аметист душа камней. Аметист — камень своенравный. Аметист — камень «чувствительный». Легенда о камне. Связан с Юпитером и Нептуном, самый древний из магических камней. Считается камнем мира – препятствует насилию, утихомиривает гнев. В первой половине XVIII в. были открыты месторождения в Германии, а в 1768 г. и на Урале. В кристаллах обычно наблюдаются фантомы горного хрусталя, окруженные аметистом. Джаерреро (Мексика) — темные, интенсивно—лилового цвета, призматические кристаллы, растущие из центра. Встречаются фантомы лилового цвета, окруженные прозрачным или белым кварцем. — Аметист.pptx
Вулканы. Конференция. Вулканы . Вулканизм. Вулканизм – грозное, нерегулируемое явление природы. Бог Вулкан. Вулканы. Вулканология. Районы вулканической активности. Вулканы. Строение вулкана. Геологическое образование. Вулканические выбросы. Вулканический пепел. Кратер – вершина вулкана. Классификация вулканов. Щитовые. Центральные и трещинные. По активности — действующие, уснувшие, потухшие. Ключевская сопка. Уснувшие вулканы. Потухшие вулканы. Подводные вулканы. Вулканы. Цунами. Гейзеры. Вулканы. Изучение вулканов. Польза вулканов. Вулкан Везувий. Живописец Карл Павлович Брюллов. Вулканы. — Вулканы.ppt
Вулканы. Виды вулканов (по форме). Виды вулканов(по активности). Структура вулкана. Формы вулканических извержений. Продукты вулканической деятельности. Крупнейшие извержения вулканов. Самый большой – Ключевская Сопка на Камчатке. Каково строение вулкана. Домашнее задание. — «Вулканы» 5 класс.ppt
Реки России и их охрана. Люди. Большие реки России. Река Лена. Река Обь. Река Волга. Река Енисей. Река Амур. Малые Реки. Река Камчатка. Река Кама. Река Днепр. Границы и охрана рек. — Реки России.pptx
Погода и ее предсказание. Размышляйте. Отгадайте загадки. Точки-огонечки. Погода. Облака. Погода. Может лить и сеять. Погода. Дождь. Погода. Источник жизни. Погода. Новости. Погода. Предсказание. Погода. Игра «Кто больше?». Метеорологическая станция. Термометр. Признаки устойчивой погоды. Воробьи. Пауки усиленно работают. Пчелы. Петухи. Листья конского каштана. Температура воздуха. — Погода.pptx
Воздушная одежда Земли. Изучение атмосферы. Атмосфера Земли. Солнечные лучи в атмосфере. Кучевые облака. Перистые облака. Слоистые облака. Формирование ветра. Проверь себя. Типы облаков. Погода. Климатическая карта. Климат тайги. Субарктический климат. Умеренный климат лиственных лесов. Климат лиственных лесов. Климат тропических лесов. Влажный воздух. Состояние нижнего слоя атмосферы. Атмосферные явления. Домашнее задание. — Атмосфера.pptx
Календарь природы. Содержание. Весна. Теплый южный ветер. Цветы. Неверно. Ответ верный. Смысл пословиц. Лето. Осень. Лиса. Сентябрь. Дождь. Зима. Мороз. Медведи. Природа. Презентация. Список источников. — Времена года.pptx
Вода на планете Земля. Рассмотреть как представлена вода на Зеле. Проанализировать полученную информацию, сформировать краткую аналитическую справку. Информацию представить в виде презентации. Голубой краской изображена на глобусе вода. В настоящее время вода занимает 71% поверхности Земли. Вода образует водную оболочку нашей планеты – ГИДРОСФЕРУ. Чем же представлена вода на Земле? Мировой океан. Воды суши. Вода атмосферы. Распределение воды на Земле. Подземные воды 2%. Ледники 2%. Реки, озера, болота 0,02%. Метров. 1. Гидросфера включает три главные составные части. — Вода.ppt
Живительная влага. Вода. Почему воду считают целительной. Вода уносит всю отрицательную информацию. Сказки. Утоляет жажду. Живая и мертвая вода. Волшебства не бывает. Ложь. Марья Моревна. Иван-Горох. Молодость. Чудеса, да и только. Святые источники. Слезы землицы. Мертвый родник. Добро побеждало зло. Чудеса. Спасибо за внимание. Сайты. — Живая и мёртвая вода.pptx
Организм. Единое целое. Клетка. Живые организмы. Растительные организмы. Ткань. Орган. Система органов. Интересные факты об организме человека. Организм. Организм. Организм. Интересные факты о растительном организме. Ловушки. Хищные грибы. Деревья в виде грибов. Удивительный гриб. Гриб вкуса курицы. Планета. Малиновые эвкалипты. Странное растение. Ярета. Организм. — Организм.ppt
Разнообразие жизни на Земле. Ознакомить учащихся с царствами живых организмов. Дать представление о разнообразии живых организмов на Земле. Что изучает природоведение? Что такое природа? Назовите признаки живых организмов. Когда началось развитие жизни на Земле? Что является единицей строения живых организмов? Царства природы: Бактерии Простейшие Грибы Растения Животные. Бактерии. (2500 видов) Бактерии и простейшие – одноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра, а в клетках всех других организмов ядра есть. Простейшие. Грибы. Растения. Животные. Берегите нашу планету. — Природоведение 5 класс Организмы.ppt
Активация знаний. Что такое тело? Какие бывают тела? Назовите тела окружающие вас в классе. Назовите тела неживой природы. Назовите тела живой природы. Чем живое тело отличается от неживого. Организмы – тела живой природы. Подумай! Просмотрев слайды о животных, выпиши признаки живых организмов. Хоботные — слон. Водное растение. Хищные – гепард. Хищные – лев. Приматы – обезьяны. Вишня. Хищные – кошки. Непарнокопытные – лошади. Признаки живых организмов. Двигаются; Дышат; Растут; Размножаются. Питаются; Сравнение процессов питания. Сравнение процессов дыхания. Сравнение процесса роста – как увеличение массы организма. — Организм и его свойства.ppt
Строение организмов. Многообразие живых организмов. Одноклеточные организмы. У одноклеточных организмов тело состоит из одной клетки. К одноклеточным организмам относятся бактерии , грибы, простейшие организмы. Многоклеточные организмы. К многоклеточным организмам относятся растения, животные, грибы. Растительные животные. Эпителиальные. Соединительные. Срез листа. Покровные и проводящие. ТКАНЬ – группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям. Т к а н и. Вирусы. Человека. Растения. Органы. Клетка. Организм. — Строение организмов 5 класс.ppt
Котляревской. Живые организмы производят новые поколения себе подобных организмов. Формы размножения Бесполое размножение Половое размножение. Родители. Потомки. Половые клетки (гаметы). Из двух клеток, мужской и женской, образуется одна клетка – зигота (от греч. Zegotos – «соединённый вместе»). Схема полового размножения. Мужская гамета Женская гамета Зигота Новый организм. Развитие нового организма из зиготы. Новый организм появляется через определённое время после образования зиготы: — Размножение живых организмов.ppt
Разнообразие живого на Земле. Цель и задачи урока. Найдите лишнее. Соотнесите слова. Ядро. Живые организмы имеют клеточное строение. Правильный ответ. Названия известных вам живых организмов. Вредитель огородов. Разнообразие живого. Разнообразие живого. Разнообразие живого. Разнообразие живого. Разнообразие живого. Разнообразие живого. Разнообразие живого. Разнообразие живого. Разнообразие живого. Царства живой природы. Какие организмы мы можем назвать «невидимками». Перечислите царства живой природы. Выводы. Домашнее задание. — Разнообразие живого.ppt
Живые организмы. Определяем проблему. Понятие «вид». Новые знания. Разнообразие живых организмов. Причина многообразия. Почему так велико разнообразие. Варианты строения. Разное количество потомков. Применение нового знания. Строение любого организма. Домашнее задание. — Разнообразие организмов.ppt
«Среды жизни организмов». Урок природоведения, 5 класс. Цели урока: Галактика Млечный путь. Какие царства организмов вы знаете? Организмы. Все. Живые. Отличаются. Друг. Почему все живые организмы разные? Среда обитания -. Выберите модель схемы. Физкультминутка. Работа в группах. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда. Характеристика сред. Упражнения для глаз. Выводы по уроку: Что такое среда обитания организмов? Чем отличаются разные среды обитания организмов? «Волшебный цветок». — Среда обитания.ppt
Три среды обитания. Что узнали на прошлом уроке. Подумайте. Что общего у бактерий и простейших. Назовите известных вам простейших. Что объединяет растения, грибы и животных. На какие группы делятся животные. Выбери. Правильный ответ. Среды обитания организмов. Разместите живые организмы в их среду обитания. Наземно – воздушная среда обитания. Среды обитания организмов. Водная среде обитания. Среды обитания организмов. Почвенная среда. Среды обитания организмов. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня. Какие условия нужны живым организмам для жизни. Делаем таблицу в тетрадях. — Среды обитания организмов.ppt
Тема урока: «Три среды обитания». Что такое среда обитания? Среды обитания. Наземно-воздушная; Воздушная; Почвенная. Экологические факторы. Факторы живой природы; Факторы неживой природы; Влияние человека. Характеристика наземно-воздушной среды. Обитатели наземно-воздушной среды. Характеристика водной среды обитания. Обитатели водной среды. Характеристика почвенной среды. Обитатели почвенной среды. Крот, слепыш, Землеройка, Бактерии, Черви, Насекомые. Почему на Земле много разных живых организмов? В каждой среде свои экологические факторы. У живых организмов имеются приспособления к своей среде обитания. — Три среды обитания природоведение.ppt
Жизнедеятельность и рост клетки. Обмен веществ — главное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма. Основные процессы в клетке. Движение цитоплазмы Питание клетки Дыхание Обмен веществ Рост Размножение. Во всех клетках, различающихся по форме, размерам, функциям, идут сходные процессы: питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление (размножение) клетки. — Процессы в клетке.pptx
История открытия клетки. Роберт Гук. Важные усовершенствования. Микроскоп. Гук обнаружил клетки. Большое внимание форме и строению оболочек. Антони Левенгук. Учение о клеточном строении. Сферическое тельце. Важное значение живой массы. Клеточная теория. Клеточная теория Шванна — Шлейдена. Современная клеточная теория. Интернет-ресурсы. — История открытия клетки.pptx
Растения-автотрофы. Определяем проблему. Вспомни то, что знаешь. Фотосинтез. Молекулы-инструменты. Что отличает растительную клетку. В хлоропластах находится хлорофилл – зелёный пигмент. Клеточная оболочка. Вакуоль. Делаем вывод по проблеме урока. Применение нового знания. Домашнее задание. Ссылки. — Растительная клетка.ppt
Строение растительной клетки. Цель. Задачи. Какие клетки изображены. Собери картинку. Определите названия органоидов. Определите функции органоидов. Тестирование. Биологический диктант. Лист самооценки. — Строение растительной клетки.ppt
Бактерии: строение и жизнедеятельность. Современное образование требует четких ответов на вопросы. Задания для диагностики. Формирование познавательных УУДов. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели. Изучение нового материала. Выполните задание. Формы бактериальных клеток. Размножение бактерий. Питание бактерий. Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях. Закрепление нового. Контролирующее задание. Соотнести определения с изученными терминами и понятиями. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Развитие личности в системе образования. — Бактерии.pptx
Разнообразие грибов. Общая характеристика грибов. Особое царство. Великое множество. Макромицеты. Шляпочные грибы. Грибы. Условно-съедобные грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Грибы, занесённые в Красную Книгу России. Низшие грибы. Одноклеточные грибы. Дрожжи. Мукор. Многоклеточные грибы. Пеницилл. Роль в круговороте веществ. Спасибо за внимание. — Грибы.ppt
Разнообразие грибов. Грибы – живые организмы! Грибы-живые организмы. Основные свойства: -дыхание — питание — рост — размножение -старение. Строение шляпочного гриба. Бледная поганка. Мухомор. Грибы-двойники. Памятка сборщику грибов. — Грибы 5 класс.pptx
Многообразие грибов. Царства живой природы. Животные. Растения. Грибы. Отгадайте загадки. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть, нет головы. Отправляемся в лес. Какие бывают грибы. Где какие грибы искать. Строение гриба. Шляпка. Ножка. Грибница. Лесная физкультминутка. Одноклеточные. Многоклеточные. На какие группы можно разбить грибы? Маслёнок. Боровик. Подосиновик. Желчный гриб. Перечный гриб. Рыжик. Лисичка. Сыроежка. Поганки. Молочай. Бледная поганка. Карлики в грибном царстве. Как и для чего собирают грибы. — Грибы в природе.ppt
Природа и безопасность. Познакомить с основными видами ядовитых грибов. Грибы, употребление которых в пищу может вызвать отравление. Бледная поганка. Шляпка. Шампиньон. Сыроежка. Мухомор. Шляпка толстомясистая. Ложный опёнок. Опёнок осенний съедобный. Ядовитые грибы. Признаки отравления грибами. Первая помощь при отравлении грибами. Должны знать. Подумайте и ответьте. — Помощь при отравлении грибами.pptx
Лишайники. Водоросли. Тема урока «лишайники». Строение и физиология лишайников. К.А. Тимирязев. Учебный фильм. Строение лишайников. Симбиоз. Органические вещества. Размножение. Сфинкс. Многообразие лишайников. Многообразие лишайников[bi6ra_16-01]_[sl_02](1). Кладония. Кустистые лишайники. Накипные лишайники. Листоватые лишайники. География распространения. Значение лишайников. Подумайте. Закрепление. Многообразие. Выбрать правильные утверждения. Тип лишайника. Домашнее задание. — Лишайники.ppt
Природные сообщества. Виды природных сообществ. Что значит термин «сообщество»? Кто может входить в сообщество? Можете привести примеры обитателей, живущих в различных местах? А что такое этажи в сообществе? «Лесные этажи». Проверим ответы. Лес – природное сообщество. Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. В лесу есть особая группа живых существ. Грибы очень нужны лесу. Сравним ваши ответы с правильными. Нужны ли лесу грибы? Грибы помогают расти деревьям в лесу. Грибами питаются многие животные. Грибами лечатся многие животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. — Луг и лес.ppt
Зеленая аптечка. История использования. Запах засушенных трав. Первая встреча. Рецепты. Свойства лекарственных растений. Вершки и корешки. Полезные свойства. Фитонциды. Человеческий род. История использования лекарственных растений. Источники лекарственного растительного сырья. Импортируемые лекарственные растения. Химические вещества. Правила сбора. Надземные части растения. Сушка лекарственных растений. Сушка. Применение препаратов. Лекарственные растения. Лечебные препараты. Решения о методах лечения. Эксперименты. Нарезанные листья. Мухи в черемухе. Листья черемухи. Осы в черемухе. — Зелёная аптечка.ppt
Проект по природоведению учащихся 5 класса. Тема: «Наблюдение». Как развивается растение из семян? В малой хатке-спаленке Спит ребенок маленький. В кладовой еда лежит. Как проснется, Будет сыт. Рассмеялась Татьяна Григорьевна. Какие маленькие? Причем тут семена? Посеем семена астр и томатов в грунт. 2. Будем вести наблюдение за развитием растений из семян. 3. Будем проводить измерения, записывать данные в дневник. План работы: C чего начнем? Какие маленькие! А причем тут семена? Почему-то выдали семена. Создали все условия: свет, тепло и вода. Ребенок проснулся и начал расти. Мой объект наблюдения – томаты. — Растения из семян.ppt
Многообразие культурных растений. Дикорастущие растения. Классификация культурных растений. Овощные культуры. Огурец. Томат. Свекла. Морковь. Картофель. Зерновые культуры. Пшеница. Рис. Гречиха. Просо. Овес. Плодовые культуры. Вишня. Груша. Земляника. Технические культуры. Хлопчатник. Подсолнечник. Лен. Бобовые. Бобы. Горох. Фасоль. Соя. Лекарственные культуры. Календула. Ромашка аптечная. Декоративные культуры. Четвертый лишний. Груша. Шиповник. Подсолнечник. Кукуруза. Малина. — Культурные растения.ppt
Лекарственные растения с. Овечкино. Здоровье. Лекарственные растения. Болезнь. Сбор необходимой информации. Целительная сила. Мониторинг. Сколько человек пользуются лекарственными растениями. Как часто пользуются лекарственными растениями. Из истории лекарственных растений. Египет. Иван Грозный. Пётр I. Правила сбора лекарственных растений. Зверобой. Растение. Мать-и-мачеха. Малина. Черёмуха. Крапива. Подорожник. Мята. Ромашка аптечная. Медуница. Фиолетовые цветки. Душица. Чистотел. Ласточкина трава. Тысячелистник. Недостаток влаги. Валериана. Корневище. Бессмертник. Цветы. — Лекарственные растения.ppt
«Велик растительный мир Земли». Зелёная аптека, или … К ТАЙНАМ заветных трав». «Летописная». Тайна первая: Вопрос: «Что же примечательного в истории использования лекарственных растений?». 1706 г. – по Указу Петра Первого создан Аптекарский огород в г.Москве. 1714 год – Аптекарский огород устроен в г.Санкт-Петербурге, на острове. Сейчас здесь находятся всемирно известные ботанический сад, музей и оранжереи. «Тайна целительной силы». ВИЛАР- Всероссийский институт лекарственных растений. «Аптека на окне!». «Рассудительная». Тайна третья: Вопрос: « Какое лекарственное растение для людей самое важное?». — Лекарственные травы и растения.ppt
Урок природоведения 5 класс. Вещества, выделяемые растениями. Вещества, вырабатываемые растениями. Растения — лекари. Фитонциды – вещества, образуемые растениями. Это интересно. Дубильные вещества. Дубильные вещества определяющие вкус и аромат продукта. Шоколадное дерево и продуты из него. Растения. Витамин В1. Витамин С. Витамин Р. Витамин Е. Ядовитые растения. Медицинская помощь при отравлении ядовитыми растениями. Проверь себя. Растения. Спасибо за урок. — Вещества, выделяемые растениями.pptx
Как питаются разные животные. Зубы помогают животным убить жертву, удержать или измельчить пищу. Паук- хищник. Насекомые ,которые питаются только жидкой пищей. Гидра. 24тонны за сутки. Человек и животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом. Непереварившиеся остатки из организма удаляются. Питательные вещества расходуются на движение и рост организма. — Пища животных.ppt
Влияние на здоровье человека животных-паразитов. Вступление. Кто такие паразиты. Кто такие паразитозы. Среда обитания паразитов. Основные источники поражения паразитами. Заражение паразитами через продукты питания. Правила приготовления пищи. Заражение через грязные руки. Домашние животные — источники заражения паразитами. Некачественная вода – вред для организма. Бессимптомное заражение гельминтами. Профилактика гельминтозов. Наиболее опасные негативные воздействия паразитов на организм. Нарушение в обмене веществ. Кто такие клещи. Развитие клещей. Сделаем вывод. — Животные-паразиты.ppsx
Жизнь на разных материках. Евразия. Растительный мир. На материке много лесов, степей, пустынь. Бамбук. Чай, рис, мандарины. Чай. Животный мир. В тайге обитает бурый медведь. Панда. Павлин. Африка. Баобаб. Жизнь на материках. Бананы. Финиковая пальма. Зебры. Слоны. Носорог. Жирафы. Хищники. Крокодилы. Птица марабу. Северная Америка. Растительный мир Северной Америки. Дубы, березы, ели. Много видов кактусов. Овцебыки. Рыси, скунсы. Кадьяк. — Жизнь на материках.ppt
Жизнь на разных материках. Познакомимся с некоторыми примечательными растениями и животными каждого из материков. Евразия. Поэтому отправимся в какую-нибудь другую страну, например, в Китай. Большая панда живет только в Китае. Африка. Африка уникальная своей сказочной богатой природой. Растительный и животный мир Тропической и Южной Африки чрезвычайно богат и разнообразен. Баобаб – одно из самых знаменитых растений Африки. В стволе толщиной до 10 м баобаб запасает воду (до 120 тонн). В Африке обитает самое высокое на свете животное – жираф. Северная Америка. Секвойя — дерево уникальное. — Обитатели материков.ppt
Презентацию подготовили на тему АФРИКА. Жираф. Кормится жираф листьями деревьев. Бегемот. Бегемот самое большое животное. Кормится рыбами. Слон. У слона длинны хобот и большие уши. Слон питается листьями. Носорг. Носорог. И защищаются рогом. Антилопа. У антилоп большие рога похожие на ветки деревьев. Зебры. — Животные Африки.pptx
Животный мир Антарктики. Тюлень Уэдделла. Морской слон. Морской котик. Морской леопард. Тюлень-крабоед. Криль. Белокровная щука. Нототения и клыкач. Императорский пингвин. Желтохохлый пингвин. Пингвин адели. Снежные буревесники. Странствующий альбатрос. Поморник. Синий кит. Финвал. Горбатый кит. Кашалот. Косатка. — Животные Антарктики.pptx
Беспозвоночные. Тест по теме «Простейшие». Отличие животных. Одноклеточных животных называют. Отличие простейших от бактерий. Простейшие. Роль простейших в природе. Обыкновенная амёба. Инфузория-туфелька. Раковинные простейшие. Малярийный плазмодий. Простейшие в истории Земли. Классификация животных. Ознакомиться с классификацией беспозвоночных. Животное. Кишечнополостные животные. Черви. Моллюски. Членистоногие. Паукообразные. Насекомые. Иглокожие. Отгадай, что это за животные и к каким группам они относятся. Достигнуты ли цели урока. Домашнее задание. Использованные источники. — Беспозвоночные животные.pptx
Змеи. Подотряд пресмыкающихся. Классификация. Анаконда. Королевская кобра. Водяные питоны. Кольчатый питон. Особенности строения. Среда обитания и образ жизни. Надсемейства и семейства. Мифология. — Змеи.ppt
О насекомых и немного о нас с тобой. Весна. Летают бабочки. Греются на солнце мухи. Вьются в воздухе комары. Над землёй с гудением летают шмели. Возле цветущей ивы жужжат пчёлы. Насекомые. Оживает муравейник. Насекомые удивительны. Насекомые питаются растениями. Ребята. Гусеница. Бабочки-траурницы. Гусеницы большинства бабочек. Наше внимание. Вспомним комаров. Личинками комаров питаются рыбы. Бороться с комарами. Множество опасных насекомых поедают муравьи. Давайте относиться к насекомым бережно. Пчела. Странное существо. Загрязнение воздуха. Продолжайте наблюдать за насекомыми. Спасибо за внимание. — Насекомые.ppt
Хищные рыбы. Синия акула. Мурена. Пилорыл обыкновенный. Сом электрический. Катран. Сарганы. Продолжение верхней челюсти. Пираньи. Самые яркие рыбы. — Хищные рыбы.pptx
Уникальность планеты Земля. Птицы. Неповторимая планета. Космический «адрес» планеты Земля. Жизнь. Броня. Почему нам нужны птицы. Одно из уникальнейших проявлений жизни на Земле. Синица. Снегирь. Дятел. Изучение и привлечение зимующих птиц. Акция «Кормушка». Кругозор. Самостоятельные исследования. Описание работы. Число. Результаты исследования. Подкорми птиц зимой. Желаю успехов. Литература. — Птицы.ppt
Птицы, зимующие в нашей местности. Какие птицы зимуют. Сделать свою кормушку. Загадка. Воробей. Сорока. Свиристель. Синица обыкновенная. Дятел. Снегирь. Поползень. Союз охраны птиц. Акимушкин И. Мир животных. Http. Кормушка. Моя кормушка. На мою кормушку прилетали. Чем питаются зимующие птицы. Давайте кормить птиц зимой. — Зимующие птицы.ppt
Боева Маша. Млекопитающие. Песцы. Лиса фенёк. Гориллы. Лори. Лори могут быть прекрасными домашними животными. Верблюды. — Млекопитающие.pptx
Мир животных в опасности. Цели работы. Страшные цифры. Причины исчезновения животных. Прямое истребление. Уничтожение мест. Строительство автодорог. Осушение болот. Исчезающие животные. Снежный барс. Русская выхухоль. Северная европейская норка. Сотни видов животных. Чёрная книга планеты Земля. Исчезнувшие животные. Тарпан. Квагга. Странствующий голубь. Дронт. Бескрылая гагарка. Спасая дикую природу. Исчезающие животные. Исчезающие животные. Люди выращивают их на специализированных фермах. Охранные книги. Выводы. Литература. — Исчезающие животные.ppt
Жизнь под угрозой. Странствующий голубь. Внешний вид. Образ жизни. Вымирание. Бескрылая гагарка. Система природы. Рост. Время охоты. Тарпан. Зоологическое описание. Вымер. Квагга. Истреблённое непарнокопытное животное. Последняя дикая квагга. Морская корова. Размер. Уссурийский тигр. Амурский тигр. Конец. — Вымершие и вымирающие животные.pptx
Происхождение человека на земле. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Труд — источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория). Теории происхождения человека. Эволюционная теория (научная теория). Теория творения (религиозная концепция). Цепочки эволюции. Сходство человека и животных. Важнейшее отличие человека от животных – способность к рефлексии, к познанию самого себя. Отличия человека от животных. Человек имеет моральное сознание. Человек знает, что такое вера. По какой теории произошел человек? — Происхождение человека.pptx
С добрым утром. Здоровый сон. Режим сна. Вечерний тип. Жаворонки. Голуби. Пробуждение. Тысячи оправданий. Утренняя зарядка. Завтрак. Подростки. Следите за своим режимом дня. — Здоровый сон для человека.pptx
источник
- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571678/
- http://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-geografii/808-poleznye-iskopaemye.html
- http://5klass.net/prirodovedenie-5-klass.html