Меню Рубрики

Полезные ископаемые буровая вышка конспект урока

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые»

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).

— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

— Для чего нам необходимо это знать?

— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).

— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Жидкое; легкая; маслянистая

Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

— Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Вывод по таблице о граните.

— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

— Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

— Как вы думаете, кто такие геологи?

— Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

— Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Какие открытия для себя сделали?

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

источник

Разработка урока технологии (4 класс, ФГОС, УМК Школа России, тема раздела Человек и Земля) «Полезные ископаемые».

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Урок технологии в 4 классе

(УМК Школа России Н. И. Роговцева и др. Технология 4 класс)

Тема раздела Человек и Земля (21 ч.)

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото.

— ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-

мить суждение о человеческих ценностях;

понимание успешности при освоении темы.

— раскрыть значение понятий буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

— определять материалы для изготовления изделия

— использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результаты своей деятельности.

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

адекватно представлять результат собственной деятельности.

-месторождение нефти на карте России и обозна-чать его, исполь

— этапы операции по добыче нефти;

Оформлять суждение о человеческих ценностях.

Организация образовательного пространства

Презентация «Полезные ископаемые».

1 этап Самоопределение к деятельности

Мотивация к изучению темы

Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.

— Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.

— Подберите синонимы к слову ценность.

2 этап Учебно – познавательная деятельность

— Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

— Где находятся эти богатства?

— Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

Что мы называем полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Читайте также:  Полезные свойства сельдерей черешковый

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

— Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.

Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.

Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

— Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

— Кто приходит на смену геологам? (буровики)

— Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

— Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

— Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Диагностика качества освоения темы

Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

Шахтёр геолог буровик фармацевт

Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

Поиск нефтяных месторождений;

транспортировка нефти по трубопроводам;

подготовка месторождений к разработкам.

источник

Конспект урока по технологии на тему » Городские постройки»

Тема: ГОРОДСКИЕ ПОСТРОЙКИ. Изделие «Телебашня»

Цели: познакомить с новыми инструментами — плоскогубцами, кусачками, правилами работы этими инструментами, возможностями их использования в быту; научить применять эти инструменты при работе с проволокой; отработать навык выполнения технического рисунка.

Планируемые результаты : уметь различать плоскогубцы и кусачки, резать, сгибать и соединять проволоку, выполнять технический рисунок; сконструировать модель телебашни из проволоки.

Тема Полезные ископаемые изделие буровая вышка.

Цели : Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

— ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-

-желание оформить суждение о человеческих ценностях;

— понимание успешности при освоении темы

— раскрыть значение понятий буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

— определять материалы для изготовления изделия

— использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

— соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результаты своей деятельности.

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

— адекватно представлять результат собственной деятельности.

-месторождение нефти на карте России и обозначать его, исполь-

— этапы операции по добыче нефти;

Оформлять суждение о человеческих ценностях.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А чтобы узнать как будет называться наша станция, отгадайте загадку

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какое изделие у вас получится? Сформулируйте тему и цели урока.

Да, наша следующая остановка — телебашня. Откройте учебник на странице 20. Прочитайте текст на этой странице и ответьте на вопросы Ани.

Определите, какие из строений на рисунках могут быть выполнены по той же технологии, что и дом. Составьте план работы над этим изделием. Дополнительная информация . По своему практическому назначению архитектурные сооружения делятся на несколько типов: жилые дома, промышленные здания, хозяйственные здания, общественные здания, мемориальные здания.

— Приведите примеры таких сооружений.

-Сегодня мы будем делать макет телебашни из проволоки. Прочитайте, что это за материал, на странице 21».

-Для чего она обычно используется?

— Почему это слово выделено цветом? (Можно посмотреть определение этого слова в словарике юного технолога

— рассмотрите иллюстрации в учебнике (с. 21) и опишите изображённые на них предметы. (Демонстрация инструментов и объяснение, зачем они нужны и как ими пользоваться).

Отработка правил работы кусачками вместе с учащимися.

— Видели ли вы раньше, как и для чего используются кусачки?

-Плоскогубцы — ручной слесарный инструмент, используемый для прочного захвата мелких металлических деталей, изгибания некрупных деталей, металлических проводов и проволок и для выпрямления, скручивания, сгибания проволоки. Этот инструмент состоит из двух половинок, скреплённых между собой в одной точке. Каждая часть с одного конца изогнута и образует ручку, а другой конец немного расплющен в плоскую рабочую часть. Называется эта часть «губки». У этого инструмента губки плоские. Чтобы деталь не выскользнула во время работы, на поверхность захвата нанесена насечка. Плоскогубцы с изолированными рукоятками могут использоваться ещё и для электромонтажных работ, т. е. для работ с электричеством. Дополнительный материал. Операцию скручивания проволоки можно выполнить также пассатижами и круглогубцами. А откусывать или отрезать проволоку удобно не только кусачками, но и острогубцами. Острогубцы — особо заострённые щипцы для разделения, откусывания проволоки, металлической жилы, прутка, гвоздей, кусков металла. К острогубцам относят отрезные клещи или щипцы с острыми губами. Как правило, из соображений безопасности для предупреждения поражения электрическим током рукоятки острогубцев изготавливаются с использованием изолирующего покрытия.

Фронтальный опрос для закрепления полученных знаний.

-Попробуйте самостоятельно сделать вывод, какие приёмы работы с проволокой существуют. Все эти приёмы мы будем использовать в работе над изделием „Телебашня“.

-Какие телебашни известны вам, чем они различаются, где располагаются в городе, каковы их основные функции.

-Проведём анализ изделия „Телебашня“. (Демонстрирует образец.)

— По каким критериям нужно провести анализ? (Необходимые материалы и инструменты, метод разметки, раскроя и сборки, способ оформления и т. д.) Материал — проволока. Проволока представляет собой смесь сплавов металлов, бывает из стали, алюминия. Возьмите проволоку и попробуйте опытным путём определить, какими свойствами обладает данный материал (сгибается, тонкая, длинная, круглое сечение в разрезе). Самостоятельно определите инструменты для работы.

-Про читайте план работы над изделием в учебнике (с. 22) и составте собственный план работы, определите при этом метод разметки, раскроя, сборки и способ оформления изделия. (Затем при наличии времени учащиеся могут выполнить задание «Технический рисунок телебашни» )

Это будет способствовать закреплению навыка выполнения технического рисунка и умения отличать технический рисунок от других видов чертежа. После подготовительной работы учащиеся вместе с учителем приступают к работе над изделием.

контролирование работы учащихся, следить за выполнением правил работы кусачками и плоскогубцами. Разметка. Целесообразно показать учащимся, как выполнять разметку проволоки по линейке.

Выполнение разметки, один человек держит проволоку, а другой отмеряет на ней с помощью линейки отрезки нужной длины и ставил риски.

-Ребята , материал используйте экономно, отмеряйте проволоку не пропуская отрезков.

-А сейчас мы с вами будем выполнять раскрой. Раскрой выполняется при помощи кусачек. Посмотрите, как нужно резать проволоку.

-А сейчас произведем сборку. Сборка — самый сложный и трудоёмкий, а также травмоопасный этап работы. Вам необходимо быть особенно внимательными. При работе с проволокой нужно беречь глаза.

Показ каждого этап сборки учителем отдельно в соответствии с планом и иллюстрациями в учебнике. Помощь учителя при огибании одним куском проволоки другого куска. )

-А сейчас приступим к отделке. Самостоятельно придумайте способ и выбрите материалы для оформления изделия.

1 этап Самоопределение к деятельности

Мотивация к изучению темы

Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: « Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.

— Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.

— Подберите синонимы к слову ценность.

Учебно – познавательная деятельность

— Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

— Где находятся эти богатства?

— Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

— Что мы называем полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

— Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

  1. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.
  1. Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.
  1. Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.
  2. Сообщение учителя

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

— Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? ( геологи )

— Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

— Кто приходит на смену геологам? ( буровики )

— Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины . Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепровод ам, на специальных судах – танкер ах или в цистерна х её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены.

— Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки . Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой.

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

Читайте также:  Нашатырный спирт чем полезен

-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

— Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия

— Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Диагностика качества освоения темы

  1. Допиши предложения:
  2. Чёрное золото – это ……………………………………………. .Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

  1. Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

Шахтёр геолог буровик фармацевт

  1. Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

… Поиск нефтяных месторождений;

… транспортировка нефти по трубопроводам;

… подготовка месторождений к разработкам.

Интеллектуально – преобразовательная деятельность

— Только ли в России находятся месторождения нефти?

— Подумайте, как сделать, чтобы ваша вышка имела государственную принадлежность?

— Что помогло вам справиться с заданием? Смогли ли вы теперь помочь Оле определить ценности?

— Какие человеческие качества можно назвать ценностями, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?

— Оцени результат своей собственной деятельности. Прочти утверждения, выбери соответствующее твоей оценке. Изобрази соответствующий оценке знак.

источник

Тип урока: Открытие новых знаний

Дидактическая цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологии проблемно – диалогического обучения.

Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Метапредметные: регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.

познавательные: формировать понятия полезные ископаемые, месторождение, геолог, рисунок, схема.

Предметные: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, их свойствами, применением и способом добычи

4 мешочка с коллекцией полезных ископаемых,

рюкзак с коллекцией полезных ископаемых,

карта полезных ископаемых Советского района Кировской области (1 на пару),

рисунки и знаки полезных ископаемых,

ноутбук, на рабочем столе папка «Полезные ископаемые»,

атлас-определитель: «От Земли до неба»,

учебник «Мир вокруг нас » для 3 класса (автор – Плешаков А. А.); 2 часть.

I Постановка учебной проблемы

-Послушайте отрывок из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля»

-Как вы думаете, что храниться в пещере горного короля? (золото, драгоценности)

— Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства, посмотрите на экран. Как они называются? ( Полезные ископаемые).

-Кто может назвать тему урока?

-Как вы думаете, можно ли в современном мире обойтись без полезных ископаемых? (да, нет)

— У нас появилась проблема, чтобы её разрешить, я предлагаю провести исследование.

II Поиск решения учебной проблемы

-Для начала разберёмся в значении слов «полезные», «ископаемые»?

-Откуда достают полезные ископаемые? (Из земли)

-Что такое полезные ископаемые?

-Уточним определение по учебнику, откройте по закладке с. 48

– Для того, чтобы узнать как называется профессия людей, которые занимаются поиском и изучением п.с. разгадаем ребус:

– Правильно! (Геолог) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. Итак, в путь!

-Чтобы провести исследование, мне геологи передали рюкзак, а вам мешочки. Посмотрим, что там находится?

Выложите содержимое из мешочка на тарелочку.

-Что здесь? (достаю, показываю)

-Какие полезные ископаемые вы знаете?

-В каком состоянии все эти полезные ископаемые? (твёрдом)

Известен такой исторический факт:

В VII веке арабы напали с моря на Константинополь. Однажды, когда ветер дул в сторону арабского флота, византийцы выкатили на берег сосуды с коричневой жидкостью и вылили её в море. Жидкость поплыла в сторону вражеских кораблей. Но арабы не обратили на это внимания. Когда она окружила корабли, византийцы подожгли её. Море вспыхнуло вместе с кораблями. Так византийцы уничтожили весь флот врага. Что это было?

– Какие свойства нефти помогли византийцам победить арабов?

О следующем полезном ископаемом узнаете из загадки

-Почему геологи нам его не передали? (не положить в рюкзак)

-Мы видим, что полезные ископаемые могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными.

— Геологи нам послали лишь некоторые полезные ископаемые. Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче природного газа. Если вас заинтересовало, какие ещё полезные ископаемые добывают в нашей стране, можете узнать из дополнительных источников.

-А знаете ли вы, какие полезные ископаемые добывают в вашем районе?

— Сегодня мы их начнём подробно изучать.

-Чтобы лучше запомнить изучаемый материал, составим схему полезных ископаемых Советского района.

— Что такое схема? Схема – это чертёж, на котором условными обозначениями показаны составные части изделия и связи между ними.

-На каких уроках вы встречались со схемой?

Я буду составлять схему на доске, а вы на рабочих листах. Переверните, начало схемы у вас есть. Нужно продолжить. Но прежде, чем заполнить схему, нужно узнать, какие полезные ископаемые есть на территории Советского района. Для этого поработаем в парах с картой. Рассмотрите карту Кировской области, находим г. Советск. На карте имеются условные обозначения полезных ископаемых. Работая в парах определите те, которые добывают в Советском районе. На это вам 1 минута.

Пора заполнять схему. Какие полезные ископаемые нашли, назовите их, не повторяясь. (Я к схеме прикрепляю рисунок, слово и условное обозначение на одном листе А4) ,

Запишите под первой стрелкой. (Показываю камень)

Мы геологами станем
Будут все гордится нами.
Всю мы Землю обойдем,

Мы выяснили, какие полезных ископаемых добывают на территории вашего района. Чтобы ответить на проблемный вопрос, можно ли без них обойтись, исследуем подробно самое распространённое в вашем районе полезное ископаемое – это известняк. Найдите его на тарелочке.

Исследование будем проводить в группах, работая с разными источниками информации. Каждая группа работает по карте исследования и делает вывод. Инструкция у вас на столе , вам 3 минуты, можете приступать.

Пришло время представить материалы своего исследования. 1 группа работала с атласом — определителем , вам слово, ( на экране камень), остальным предлагаю внимательно слушать и при необходимости задавать уточняющие вопросы.

Продолжаем заполнять схему. Как вы поняли, что такое известняк? (горная порода). Записываем под словом известняк, под первой стрелочкой.

Слово предоставляется второй группе . Какие свойства известняка запишем под второй стрелочкой?

Слово третьей группе . Где используется? (в строительстве, удобрение, мел) (на экране) запишем под третьей стрелочкой.

Каким способом добывают? (открытым, в карьерах. на экране) Какие ещё способы добычи полезных ископаемых знаете? (на экране – закрытый, шахта, и буровые вышки и скважины )

Слово четвёртой группе. Как называется место, где залегают полезные ископаемые? (месторождения) Запишем под следующей стрелкой.

Для здоровья и счастья людей на Земле есть красивейшие уголки Природы, излечивающие и вызывающие сильные положительные эмоции. В вашем районе тоже есть такие уголки, они называются Памятники природы, их в вашем районе 17, из них 6 геологических. Посмотрите слайд-шоу «Геологические памятники природы» Советского района.

-Я тоже была в этих уникальных местах, когда училась в Советском педагогическом училище.

У вас есть возможность увидеть красоту земли Советской, маленького родного кусочка планеты.

Посмотрите на схему и прочитайте её.

-Можно ли обойтись без известняка? (нет)

-Почему? (нужен в строительстве, как удобрение, мел, образует памятники природы)

-Кто знает, где применяются другие полезные ископаемые?

-Так можем ли мы без них обойтись?

-Выберите прилагательное, которое запишем в последнем прямоугольнике.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Почему?

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!
-Как же сберечь природные богатства земли?
1.Экономно использовать.
2.Оберегать от пожаров.
3.Соблюдать правила перевозки.
4.Заменять по возможности искусственными материалами.

-Какие полезные ископаемые Советского района вы запомнили?

-Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

-Что нам помогло изучить новый материал? (схема, рисунок)

VI Итог урока. Домашнее задание

– Ребята, интересно быть геологом? Почему? Мне очень понравилось, как вы работали. Я вручаю вам значки юного геолога.

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск. Посмотрите на схему, она у нас не закончена. Я предлагаю дома, используя дополнительную литературу, интернет, музей, продолжить исследование любого полезного ископаемого, а можно нескольких, по плану, который мы использовали при исследовании известняка (показываю по стрелочкам)

На следующий урок принесёте схему и покажите вашей учительнице или пошлете мне на электронный адрес.

Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2006.

Л.И Рудченко. Мир вокруг нас. 3 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.

Азин В.Н., Деньгин В.Г., Дружинин Г.В. и др. «Минерально-сырьевые ресурсы Кировской области» г. Киров, 2003 г.

Бирюков В.И., Куличихин С. Н., Трофимов Н.Н. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Москва. Недра. 1987г.

источник

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
  • Воспитывать толерантности.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).

— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

— Для чего нам необходимо это знать?

— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).

— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

— Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Название Состояние Цвет Основное свойство Где используют
Нефть Жидкое; легкая; маслянистая коричневый горючесть топливо
Каменный уголь Твердое; тяжелый черный горючесть топливо
Гранит Очень твердое
тяжелый
красный, серый, белый прочность строительство

Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;
  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
Читайте также:  Кефир или варенец что полезнее

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

— Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Вывод по таблице о граните.

— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

— Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

— Как вы думаете, кто такие геологи?

— Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

— Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Какие открытия для себя сделали?

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

источник

Тема: «Полезные ископаемые»
Цели деятельности учителя:
­ познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Этап, методы и
приёмы
1. Организационный
Мотивационный
Словесн.: слово
учителя
2. Постановка учебных
задач и её решение
Словесн.: ответы на
вопросы;
Содержание урока
Деятельность учителя
­ Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте
должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.
­ Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.
­Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый­белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу­
Она понадобится сразу. (Глина)
Деятельность
учащихся
Приветствовать;
Настраиваться на
урок;
Отвечать на вопросы;
Определять тему
урока;
Ставить цели урока;

Практический:
формулирование темы
и цели урока;
3. Решение частных
задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
­Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
­ Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
­ Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое «
Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей
жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
­ Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
­ Верно, молодцы!
­ А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
­ А из чего делают автомобили, самолёты?
­ Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы
сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили
автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?
(Ответы детей)
­ Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти
вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться
этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие,
необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности,
называют ископаемыми.
­ А почему они полезные? (Ответы детей)
­ Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует
в хозяйстве.
­ Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные
нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
­ Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
­ К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды
ископаемого топлива.
­ А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
­ При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов,
отопления домов, приготовления пищи.
­ Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например,
из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля –
краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
­ Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из
(металлические) и

Высказывать свои
предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;

чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют
из руды. Из железной руды ­ чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной
руды.
­ Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
­ Молодцы. Перейдём к третьей группе.
­ Как вы думаете, почему они называются строительными?
­ Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф,
уголь).
­ А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача:
рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо
записать в журнал­тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного
ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
­ Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо,
поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои
предположения;
Выполнять
практическую работу
в группах
Динамическая пауза. Видеоролик.
­ Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? ­ У кого другое
мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь,
расходовать экономно, бережно.)
­ Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
Выполнять физ.упр.
Выполнять
тестирование
Практический:
Практическая работа
в группах;
Практический:
защита работ;
Дин.пауза
Практический:
тестирование;

б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
­ Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8.
Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
Записывать д.з
­ Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
­ Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
­ Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
­ Что же должен делать человек, чтобы по­ хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
­ Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно
Отвечать на вопросы;
Подводить итог
урока;
4. Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на
вопросы;

беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к
подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
­ Какие задачи ставили в начале урока?
­ Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
­ Что помогло нам в работе?
­ Какие открытия для себя сделали?
­ Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

источник

Источники:
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/polieznyie-iskopaiemyie
  • http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2017/10/19/konspekt-uroka-gorodskie-postroyki
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_na_temu_poleznie_iskopaemie_111426.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580693/
  • http://znanio.ru/media/konspekt_uroka_poleznye_iskopaemye-171544/196023