Меню Рубрики

Полезные ископаемые для 2 класса

География для самых маленьких. Полезные ископаемые
Занимались по Доману с первого месяца жизни дочки и до четырех лет

источник

Человек издавна использует богатства природы – горные породы и минералы. Их называют полезными ископа́емыми.

Скопления полезных ископаемых называются месторожде́ниями. Полезные ископаемые делят на три группы: твёрдые, жидкие и газообразные.

Твёрдые полезные ископаемые

Торф – ископаемое бурого или серого цвета.

Мох сфа́гнум и водные растения отмирают и оседают на дне болот. Постепенно на дне скапливается толстый слой полусгнивших остатков растений. Они слёживаются, уплотняются, и со временем из них образуется торф.

Сухой торф хорошо горит и используется как топливо. В медицине торф используется при изготовлении лекарств.

Ка́менный уголь – твёрдое вещество чёрного цвета. Каменный уголь образовался из остатков древних растений, которые оседали на дне водоёмов. Постепенно их заносило илом, песком, и они превращались в торф. В недрах земли под большим давлением торф со временем превращался в каменный уголь.

На кусочках каменного угля встречаются отпечатки листьев, стеблей, корней растений, что и доказывает происхождение этого полезного ископаемого.

Каменный уголь хорошо горит и при горении выделяет много тепла. Его используют для отопления помещений. Из него получают краски, спирт, бензин, резину.

Известня́к – твёрдое вещество белого или светло-серого цвета.

Остатки скелетов, панцирей, раковин древних живых организмов веками оседали на дне морей, уплотнялись и образовывали слои известняка.

Люди давно научились использовать известняк в строительстве. Из него получают известь и готовят раствор для скрепления кирпичей.

Рудные полезные ископаемые

Рудные полезные ископаемые также относятся к твёрдым полезным ископаемым. Они одни из наиболее ценных в этой группе.

На металлурги́ческих заводах из железной руды получают чугун и сталь. Их главная составная часть – железо. Из чугуна изготавливают тяжёлые детали машин. Из стали делают строительные инструменты, металлическую посуду, детали автомобилей.

Чугун, сталь выплавляют из таких руд, как магнитный железняк, красный железняк и бурый железняк.

Медь извлекают из руды – медного колчеда́на. Эту красивую руду легко узнать по желтоватому цвету и металлическому блеску.

Медь – мягкий металл, поэтому мало применяется в чистом виде. А сплавы меди с другими металлами человек использует широко (например, лату́нь, бронза).

Лёгкий серебристый металл алюминий получают из руды – бокси́та. Алюминий широко применяется при сооружении зданий, в производстве самолётов и кораблей.

Жидкие полезные ископаемые

Нефть – горючая тёмно-бурая жидкость с резким запахом.

Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы поднять её на поверхность, бурят скважины и устанавливают специальные насосы, которыми выкачивают нефть.

Из нефти получают топливо для автомобилей, самолётов и ракет, делают резину, пластмассы и различные краски.

Газообра́зные полезные ископаемые

Природный газ – летучее вещество. Он залегает глубоко в земле. Для добычи газа бурят скважины. От них проводят трубы, по которым газ перекачивают в специальные хранилища. Оттуда газ попадает на заводы, где его перерабатывают и получают резину и пластмассы.

Природный газ хорошо горит и даёт много тепла. Его используют в быту для отопления помещений, в котельных и на электроста́нциях.

Запасы полезных ископаемых не безграничны. С каждым годом в недрах земли остаётся всё меньше каменного угля, руды, нефти и других ископаемых. Человек должен бережно относиться к этим богатствам и экономно их расходовать.

Полезными ископаемыми называют горные породы и минералы, используемые в народном хозяйстве. Их делят на твёрдые, жидкие и газообразные.

Вопросы и задания

1. Что называют полезными ископаемыми?

2. На какие три группы делятся полезные ископаемые?

Какое утверждение верно?

а) Торф – негорючее полезное ископаемое;

б) каменный уголь образовался из остатков древних растений;

в) нефть – газообразное полезное ископаемое.

Выбери правильный ответ.

Древние греки использовали нефть для приготовления «греческого огня» – огненной жидкости. С её помощью они защищали свои города и корабли от нападения врагов.

Египтяне использовали нефть для бальзамирования тел.

источник

Полезные ископаемые 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые Презентацию подготовила Сковородина Елена Павловна, учитель начальных классов Кыштовской средней общеобразовательной школы №1

Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек использует в хозяйстве. Твёрдые Жидкое – нефть Газообразное – природный газ

Месторождения – места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые Изучают, отыскивают месторождения ГЕОЛОГИ

Железная руда Железной рудой называются природные минеральные образования, которые содержат железо в больших количествах. Железные руды различаются по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, условиям образования и промышленным свойствам. Железные руды разделяют на богатые (более 50% железа), рядовые (50-25%) и бедные (менее 25% железа). Некоторые химические элементы (помимо железа) могут извлекаться из руды и использоваться для других целей.

Бакчарское железорудное месторождение Это месторождение является одним из крупнейших месторождений железной руды в России и мире. Оно находится на территории Томской области в междуречье рек Андорма и Икса. Месторождение было открыто случайно при разведке нефтяных месторождений в 1960-х годах. Бакчаровское железорудное месторождение занимает площадь в 16 тысяч км². Железорудные образования находятся на глубине от 190 до 220 метров. Содержание железа в обогащённой руде достигает 95-97 %. Запасы железной руды на данной территории оцениваются в 28,7 миллиардов тонн. В настоящее время внедряются новые технологии разработки месторождений. Добычу руды предполагается вести не карьерным способом, а с помощью скважинной гидродобычи.

Каменный уголь Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300—350 миллионов лет тому назад.

Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр.

Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Добыча нефти и природного газа ведется на северо-западе Новосибирской области. Крупнейшее в области месторождение нефти – Верх-Тарское месторождение (60% запасов нефти в общеобластном масштабе). Данное месторождение подготовлено к эксплуатации, наряду с Малоичским. Прочие месторождения региона – Восточно-Тарское, Ракитинское, Тай -Дасское, Восточно-Межовское и Восточное, законсервированы. В области разведаны 7,2 млрд. тонн запасов торфа, но работы по добыче торфа в силу больших затрат в основном не ведутся.

Гранит Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень.

источник

Урок познания мира. Полезные ископаемые 2 класс.

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Горючие (осадочные) полезные ископаемые, также называют ископаемое топливо — являются горючими материалами, добываемыми под поверхностью земли или добываемые открытым способом. К горючим полезным ископаемым относят нефть, каменный уголь, природный газ, горючие сланцы, торф и другие виды.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире.

Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов. Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.

Рудные полезные ископаемые — вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском.

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Рудные полезные ископаемые — вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском.

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Рудные полезные ископаемые — вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском.

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Читайте также:  Свиная печень полезные свойства

Рудные полезные ископаемые — вид ископаемого руда, минеральное образование в природе а состав которых входят соединения таких полезных компонентов, как минералы и металлы, из которых можно извлечь пригодные для тяжелой промышленности руды железа, олова, меди, никеля и других металлов. Также добытые и использованные в хозяйстве руды можно перерабатывать, сохраняя природные запасы.

Железная руда ( железо) представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своем составе соединения железа, накопленные в таком объеме, которого достаточно для экономически выгодного его извлечения. Конечно, железо есть в составе всех горных пород. Но железными рудами называют именно те железистые соединения, которые настолько богаты этим веществом, что позволяют

Медь – пластичный металл золотисто-розового цвета, который в чистом виде в природе встречается чаще, чем самородки золота или серебра. Но в основном медь добывают из медных руд – природных минеральных образований.

Золото – благородный металл насыщенного желтого цвета с характерным блеском.

Серебро — пластичный, ковкий, бело-серебристый металл, режется ножом.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение.

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода.

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый.

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение.

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода.

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый.

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение.

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода.

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый.

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Нерудные полезные ископаемые, также называются неметаллические ископаемые — осадочные породы, используемые в хозяйстве и промышленности в естественном виде. Добываются открытым способом в местах разработки в карьерах. К таким полезным ископаемым относятся известняк, природный песок, глина, поваренная соль и другие. Находят большое применение в строительстве, как сырье для различных типов производства (металлургия, минеральные удобрения, краски, электротехника, отрасли химии)

Известняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение.

Глина является очень распространённой горной породой. Сложная, как по составу, так и по физико-технологическим свойствам. Чистая порода состоит из сложных химических соединений — «глинистых» минералов, в состав которых входят алюминий, кремний и вода.

Мрамор – горная порода, которая используется в строительстве. Обычный известняк, только твердый.

Поваренная соль – неорганическое соединение, которое состоит из ионов натрия и хлора. В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины. В большинстве случаев она имеет примеси, которые могут изменять цвет соли от светло-коричневого до серого.

Тема: Виды полезных ископаемых. Использование полезных ископаемых в жизни человека.
Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить с видами полезных ископаемых;
— формировать навыки различать полезные ископаемые;
закрепить умения находить, пользуясь условными знаками, месторождения полезных ископаемых на карте;
Развивающие:
-развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения;
-развивать внимание и речь, логическое мышление.
Воспитывающие:
— воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе;
— воспитывать потребность в знаниях;
— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, карточки для индивидуальной работы, учебник.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Тренинг «Волшебный цветок».
Учитель держит в руках цветок.
— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем всего хорошего на урок.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Тест.
1. Кто создал горные породы?
а) люди;
б) природа;
в) животные.
2. Какие бывают горные породы?
а) твердые и жидкие;
б) твердые и газообразные;
в) плотные, рыхлые, жидкие и газообразные.
3.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а) песок, глина;
б) гранит, торф;
в) каменный уголь, поваренная соль.
4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медные руды;
б) каменный уголь, природный газ;
в) графит, сера.
5. Как нужно относиться к полезным ископаемым?
а) экономно;
б) бережно и экономно;
в) уничтожать.

III. Сообщение темы и цели урока.
-По опорным словам определите цели урока:
Познакомиться с…
Различать…
Использовать…

IV. Вызов.
Работа в группах.
– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование.
–В группах разгадайте ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г
Самостоятельно найдите объяснение значения этого слова в толковом словаре.
– Правильно! (Геолог. Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!
– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные исследования.
Проблемная ситуация.
-По своим свойствам полезные ископаемые делятся на 3 вида:
1) горючие
2) рудные
3) нерудные
Вы должны изучить-исследовать этот вид полезного ископаемого, а затем познакомить нас с ними.

4) Использование полезных ископаемых в жизни человека. С94-96 в учебниках

Оценивание после выступления каждой группы.

V. Изучение нового материала
Работа с учебником стр 51-52.
— Давайте проверим правильно ли разделили на группы.
Оценивание работы групп.

Работа с картой по условным обозначениям.

Работа с доской условные обозначения.

VII. Рефлексия.
-Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях.

-Легко ли вы справились со всеми заданиями?

-В чем вы испытали затруднения?

IX. Домашнее задание -Эссе «Письмо-обращение к людям планеты о бережном использовании полезных ископаемых «Богатства, которые невозможно восстановить». Выставление оценок.

-Сегодня все вы были дружелюбными, активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу.

источник

На этом уроке мы с вами узнаем, что такое полезные ископаемые, как их добывают и для чего используют. Кроме того мы подробнее рассмотрим гранит как полезное ископаемое. А также познакомимся с понятиями минерал и горная порода.

Тема: Природа

Урок: Кладовые Земли

Полезные ископаемые – это богатства, которые добываются из недр Земли или ее поверхности. Жизнь в современном мире невозможна без полезных ископаемых. Некоторые полезные ископаемые используются в строительстве:

Другие используются как топливо:

Из рудосодержащих ископаемых выплавляют металл:

Геологи – изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.

Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пустыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках и даже снимки Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, соль — тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин, и она тоже полезное ископаемое.

И маленькая чайная ложка, и огромный самолет сделаны из металла. Их выплавляют из руд, всякая руда – полезное ископаемое.

Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы – камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы. Минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Рассмотрим полезное ископаемое гранит.

Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле и на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета. Гранит – это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов, в основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие – кварц, черные – слюда. Зерно по латыни – грано, отсюда и название – гранит.

Слюда – минерал, состоящий из пластин, которые легко отделяются друг от друга, они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Полевой шпат – это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они не прозрачные, некоторые из них используются для изготовления украшений.

Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Прозрачный, бесцветный кварц называют горным хрусталем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц, он называет аметист. Все эти камни используются с давних пор для изготовления украшений.

Гранит – очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется. Его используют для облицовки стен зданий и станций метро.

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камушек, мы можем заметить, что часто он бывает разноцветным, в полосочку, пятнистым или с разводами. Это происходит потому, что найденный камушек состоит из минералов, на которых оставили следы естественные природные процессы.

Минералы отличаются весом, цветом и твердостью. Из них, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы – и большие валуны, и мелкий песок.

Красивые поделочные драгоценные камни – агат, сапфир, гранат – это тоже минералы.

Минералом также является обычная соль, которую мы употребляем в пищу. Геологи называют ее галит.

Минералы и горные породы образуют неживую природу. Горные породы составляют толщи Земли. Из-за названия может показаться, что горные породы можно встретить в горах. Это не совсем так. Горные породы есть повсюду, только они скрыты от наших глаз слоем земли. Горные породы мы можем увидеть на обрывистых склонах оврагов или по берегам рек.

Полезные ископаемые – клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 34-37, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 16 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Узнай, какие полезные ископаемые, минералы добываются в твоем регионе.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Текст слайда: Полезные ископаемые Презентацию подготовила Сковородина Елена Павловна, учитель начальных классов Кыштовской средней общеобразовательной школы №1

Текст слайда: Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек использует в хозяйстве. Твёрдые Жидкое – нефть Газообразное – природный газ

Текст слайда: Месторождения – места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые Изучают, отыскивают месторождения ГЕОЛОГИ

Текст слайда: Железная руда Железной рудой называются природные минеральные образования, которые содержат железо в больших количествах. Железные руды различаются по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, условиям образования и промышленным свойствам. Железные руды разделяют на богатые (более 50% железа), рядовые (50-25%) и бедные (менее 25% железа). Некоторые химические элементы (помимо железа) могут извлекаться из руды и использоваться для других целей.

Читайте также:  Калина красная косточки полезные свойства и противопоказания

Текст слайда: Бакчарское железорудное месторождение Это месторождение является одним из крупнейших месторождений железной руды в России и мире. Оно находится на территории Томской области в междуречье рек Андорма и Икса. Месторождение было открыто случайно при разведке нефтяных месторождений в 1960-х годах. Бакчаровское железорудное месторождение занимает площадь в 16 тысяч км². Железорудные образования находятся на глубине от 190 до 220 метров. Содержание железа в обогащённой руде достигает 95-97 %. Запасы железной руды на данной территории оцениваются в 28,7 миллиардов тонн. В настоящее время внедряются новые технологии разработки месторождений. Добычу руды предполагается вести не карьерным способом, а с помощью скважинной гидродобычи.

Текст слайда: Каменный уголь Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300—350 миллионов лет тому назад.

Текст слайда: Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр.

Текст слайда: Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Текст слайда: Добыча нефти и природного газа ведется на северо-западе Новосибирской области. Крупнейшее в области месторождение нефти – Верх-Тарское месторождение (60% запасов нефти в общеобластном масштабе). Данное месторождение подготовлено к эксплуатации, наряду с Малоичским. Прочие месторождения региона – Восточно-Тарское, Ракитинское, Тай -Дасское, Восточно-Межовское и Восточное, законсервированы. В области разведаны 7,2 млрд. тонн запасов торфа, но работы по добыче торфа в силу больших затрат в основном не ведутся.

Текст слайда: Гранит Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень.

Текст слайда: Гранитные скалы

Текст слайда: Древнеегипетский саркофаг из гранита

Текст слайда: Глина Гли на — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов.

Текст слайда: Гончарный круг Г

Текст слайда: Торф Торф— горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Слой торфа в болотах не менее 30 см, (если меньше, то это заболоченные земли).

Текст слайда: Запасы торфа в Новосибирской области оцениваются в 7,2 млрд тонн, однако в связи с высокими затратами на его добычу и переработку, разработка торфяных месторождений практически не ведётся. Горит торф Торфяной брикет

Текст слайда: Известняк Известняк является горной породой. Нередко содержит остатки известковых скелетов ископаемых организмов. Основной цвет породы – белый либо серый. Иногда можно встретить известняк коричневый и даже черный – но это случается гораздо реже. Используется в строительстве, металлургии, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной, пищевой, резиновой промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном строительстве. Применяется также для отделочных, облицовочных работ, создания украшений зданий и ландшафтов.

источник

1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.

Учитель выдал для практической работы полезное ископаемое — уголь.

2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

Свойства угля: это твердое полезное ископаемое. Уголь непрозрачный, черного цвета, достаточно плотный, но при этом легко раскалывается и крошится.

Уголь — горючее полезное ископаемое.

Уголь может применяться для отопления домов, для получения тепла в металлургических печах.

Его применение основано на горючих свойствах этого ископаемого.

Среди известных мне полезных ископаемых есть еще железная руда, уголь, торф, каменная соль, глина, песок.

Полезные ископаемые бывают твердыми, жидкими и газообразными.

Они могут быть горючими и не горючими.

Люди добывают полезные ископаемые, чтобы с их помощью получить нужные им продукты.

Например, из нефти люди получают бензин, из руды — металлы.

Глина используется в строительстве и производстве посуды, известняк в строительстве.

Применение полезных ископаемых основано на их свойствах.

Полезные ископаемые добывают в карьерах, котлованах, разрезах, шахтах, а нефть и природный газ добывают из недр земли с помощью бурения.

В нашей местности добывают много полезных ископаемых.

В основном это нефть и природный газ.

В меньшей степени уголь и металлические руды.

Также у нас добывают торф, известняк, сланцы, гранит.

3. С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом (по своему выбору).

Железная руда используется для получения железа, а потом для производства стали и чугуна.

В природе она встречается в древних горных породах.

Железная руда твердая и имеет черный цвет.

Она не прозрачная, но на воздухе может окисляться и приобретать рыжеватый оттенок.

Месторождения железной руды возникли много миллионов лет назад, когда в морях и океанах было много растворенного железа.

Это железо оседало на морском дне, вступало в реакцию с кислородом и накапливалось.

Постепенно возникли залежи железной руды, которые в результате горообразования оказались на суше.

Железная руда считается одним из основных полезных ископаемых используемых в экономике.

Ведь из нее делают железо, а без железа невозможно строительство машин, домов, простых и нужных в быту вещей.

Человек научился добывать и перерабатывать железную руду в глубокой древности, несколько тысяч лет назад.

Сейчас добыча железной руды в мире и России очень велика, и поэтому геологи постоянно ищут все новые и новые месторождения железной руды.

Вспомни, какие растения называют культурными. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?

Культурными называют растения, которые выращивает для своих нужд человек.

Это могут быть растения, которые используются в пищу, например зерновые культуры, или овощи, это могут быть технические культуры, которые используются для получения ткани, например хлопок или лен, это могут быть масленичные культуры, из которых получают масло, как например подсолнечник, а могут быть растения, из которых получают сахар, например сахарный тростник.

Весной растения сеют, для чего сперва пашут землю.

Потом за ними ухаживают — поливают, полют, удобряют, уничтожают вредителей.

Летом растениеводы собирают урожай и перерабатывают его.

Осенью растениеводы закладывают свой урожай на хранение.

Некоторые самые качественные растения фермер откладывает на семена, чтобы весной посеять новый урожай.

Зимой растениеводы отдыхают, готовятся к новому сезону.

Примерами сельскохозяйственных профессий могут быть: механизатор, агроном, тракторист, комбайнер, хлебороб, мелиоратор.

источник

Данный конспект урока разработан в соответствии ФГОС с приминение элементов РКМ(развитие критического мышления).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Полезные ископаемые

Окружающий мир: учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2 А.А.Плешаков

Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Организовать постановку детьми задач исследования, изучение свойств горных пород.

Раскрыть значение полезных ископаемых для человека.

Создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, излагать мысли логически верно.

Развивать исследовательские навыки через изучение горных пород.

Формировать гражданственность, патриотизм через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

2. Практическая работа учащихся.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Зрительный ряд: презентация к уроку, инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал).

Содержание урока, деятельность учителя

явления эмоционального отношения к учебно-

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начался урок.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.

— Каким бы вы хотели видеть наш урок?

От чего это будет зависеть?

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.

(От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).

(Внимательным и наблюдательным)

— умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;

— умение организовывать своё рабочее место.

Актуализация знаний (фронтальный опрос)

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

— Какая главная задача экономики?

Что называется потребностями?

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей?

-Приведите примеры товаров.

— Что составляет основу экономики?

— Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей?

(экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

(удовлетворение разных потребностей людей).

(все, что требуется людям для жизни).

(Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

(Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

( Природные богатства и труд людей)

(Вода, воздух, почва, растения, животные)

Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.

— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли.

Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.

— Скажите, а как вы понимаете слово «богатство»?

— У большинства ребят мысли идут в правильном направлении.

— А где можно узнать значение слова богатство?

— Я вам приготовила еще один сундучок и в нем тоже лежат сокровища. А какие вы узнаете отгадав загадки.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

2.Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

В школе не лежит без дела,

Оставляет белый след. (Мел)

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— Ребята, как вы думаете, о каких богатствах пойдет речь?

— Возможно, кто-нибудь из вас знает, как, в общем, назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;

— отвечать на поставленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.

— Давайте сформулируем тему нашего урока.

— У меня в руках 2 полезных ископаемых – это уголь и известняк (демонстрация учителем).

Можем ли мы сказать, что они одинаковые?

— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? –

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Данные вопросы поочередно появляются на слайде.

Что такое «полезные ископаемые»?

Какие полезные ископаемые бывают?

Как люди используют в своей жизни?

— Вы распределились в группы по 6 человек.

-Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы?

— Ребята, давайте вспомним правила по которым, работают в группе (Дети отвечают)

2) быть внимательными друг к другу

4) доводить начатое дело до конца

6) прийти к единому решению

7) все члены группы отвечают за результат

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

(Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).

(Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).

Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.

(Распределить роли в группе)

Определяют форму взаимодействия – работа в группах.

Самостоятельно между собой распределяют роли в группе.

— умение формули-ровать тему и цель урока;

— принимать высказывания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценочную деятельность;

— осознанно строить речевое высказывание

в соответствии с за-дачами коммуникации;

— умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,

-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;

— умение проявлять себя в различных социальных ролях.

4. Формирование новых знаний

Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?

— Как вы понимаете значение слова «полезные»?

Составление кластера со слов учащихся.

— Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).

— Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».

(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).

— Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в учебнике на стр.46

— Мы узнали, что такое полезные ископаемые.

— Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить (уч. С.46)

С каждым минералом. (Геолог)

— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

— Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».

Работают в группе, дают определение понятию.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Читайте также:  Зеленый чай какой полезен

Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.

Следующие слайды аналогичны первому.

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного;

— умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания со-беседников.

— умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;

снять психоэмоциональную напряженность.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

Повторяют движения за учителем.

Соотносят свои действия с действиями учителя.

— принимать целевую установку педагога.

— соотносить свои действия с эталоном.

Работа в группах (исследовательская деятельность)

— И сейчас я предлагаю решить интеллектуальную задачу. Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.

— Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово докладчикам каждой группы.

Решают интеллектуальную задачу.

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

Задача: установить логическую связь в содержании прошедшего и будущего уроков, содействовать творческой активности обучающихся.

-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

2.Росли на болоте растения.
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

В школе не лежит без дела,

— Как правильно называется это полезное ископаемое? (Известняк)

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета.
Он из зёрен состоит,
Называется: (Гранит)

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых.

Полезные ископаемые которые на уроке не исследовали.

К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

Соблюдать правила перевозки

Заменять по возможности искусственными материалами

Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

— применение собственных представлений для решения практических задач;

— умение узнавать и называть по описаниям природные объекты.

Задача: организовать рефлексивную деятельность обучающихся, соотнести намеченные цели с результатом работы.

— Ребята, подведем итог урока. — Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?

— Достигли ли мы цели урока?

— Какие открытия для себя сделали?

— оценивать результат деятельности на уроке.

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

Как появился каменный уголь и торф?

Как добывают и где применяется?

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1. Как появился песок и глина?

3. Как добывают и где применяется?

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1. Как появилась известняк и гранит?

3. Как добывают и где применяется?

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины.

Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.

Наша страна богата торфом. Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.

Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода.

Цвет песка желтый, белый, серый. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей.

Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого песка изготавливают стекло. Для изготовления стекла смешивают чистый кварцевый песок с содой и известью.

Песок человек издавна использует в строительстве.

Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.

Добывают песок предварительно сверху снимают почву, а экскаватор набирает песок в ковш и высыпает в кузов самосвала. Машины развозят песок на строительные площадки, стекольные и кирпичные заводы, заводы железобетонных изделий

Глина – плотная горная порода, коричневого или серого цвета. При намокании она становится вязкой и пластичной, долго сохраняет свою форму при высыхании. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду. Использование глины можно наблюдать на заводе «Гжель. Здесь, в цехе, скульптор придает куску глины форму. В печи, обожженные глиняные изделия, становятся твердыми и прочными. За тем их покрывают специальным раствором, который выявляет наличие трещин. Расписывают изделия серой кобальтовой краской, покрывают глазурью и помещают в печь. В печи краска приобретает синий цвет. Так же из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки.

Добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры и осадочной горной породой, вымытой и образовавшейся из-за разрушения скал в процессе выветривания.
Добыча глины производится при помощи экскаваторов. Машины срезают материал слоями для большей эффективности, т.к. глина залегает пластами.

Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине.

Это белый или беловато-серый камень, плотный, тяжелее воды.

Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла.

Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.

Гранит очень прочная, тяжёлая порода. Её можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из неё. Гранит очень красивая горная порода.

Может быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть в ней и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя её свойства.

Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.

А чтобы добыть гранит машина сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку. Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые затем и используют для различных целей.

1. Активно работал в группе

2. Был организатором работы в группе

Слушал мнение каждого участника группы

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

1. Активно работал в группе

2. Был организатором работы в группе

Слушал мнение каждого участника группы

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

1. Активно работал в группе

2. Был организатором работы в группе

Слушал мнение каждого участника группы

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

1. Активно работал в группе

2. Был организатором работы в группе

Слушал мнение каждого участника группы

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

В 3 «б» классе 18человек. Сильных учеников немного (10), которые работают активно на всех уроках. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные, таких детей мало (2), остальные дети – имеют средний уровень.

Форма занятия: урок-путешествие

Тема урока: «Полезные ископаемые»

Тип урока: урок усвоения нового материала

На уроке использовались следующие формы работы:

Словесные методы обучения

— Наглядные методы обучения

— Проблемно — поисковые методы обучения

— Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

— Методы контроля и самоконтроля в обучении

(самооценка и самоанализ, рефлексия)

Сегодняшний урок был уроком первичного предъявления новых знаний по теме «Полезные ископаемые».

Его целевое назначение – первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. К обучающим задачам урока я отнесла знакомство учащихся с полезными ископаемыми, формирование умения классифицировать полезные ископаемые. Урок был также призван способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе, к охране полезных ископаемых.

Он включал в себя 4 этапа: Этап вызова (постановка цели и темы урока), этап изучения нового материала, этап закрепления (осмысления) и рефлексия.

Основным этапом был – этап изучения нового материала, задачей которого было развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: Принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода к учащимся.

Чтобы решить задачи урока, я использовала материал из учебников, пользовалась сетью интернет.

Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент был направлен на формирование знаний учащихся по данной теме. На этапе изучения новых знаний при первичном закреплении была организована групповая работа. Задания были ориентированы на развитие универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, предметных и коммуникативных.

Все задания были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков классифицировать полезные ископаемые, определять их свойства.

Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют различать полезные ископаемые, классифицировать их в группы.

По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему.

Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать, психологический климат на уроке был доброжелательный.

Богатство – это то, что содержит в себе много ценного.

  • Что такое
  • Какие полезные ископаемые бывают?
  • Где находятся?
  • Как люди используют полезные ископаемые в своей жизни?
  • Как добывают?

  • Капитан отвечает за работу группы в целом .
  • Докладчик выступает перед классом об итогах исследования.
  • Секретарь ведет маршрутный лист самооценки группы.

1. В группе должен быть организатор обсуждения.

2. Каждый может высказать свою версию решения.

3. Один говорит, а остальные слушают.

4. Каждая версия обсуждается в группе.

5. В группе согласуется общее решение.

6. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых

Подготовить сообщение о полезных ископаемых не изученных на уроке.

источник

Источники:
  • http://litra.info/book/okruzhayushchy-mir-2-klass/page-20.html
  • http://uslide.ru/nachalnaya-shkola/22472-poleznie-iskopaemie-klass.html
  • http://multiurok.ru/index.php/files/polieznyie-iskopaiemyie-2-klass.html
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/2-klass/okruzhayuschiy-mir-2-klass/kladovye-zemli
  • http://globuss24.ru/slide/poleznye-iskopaemye-2-klass-prezentacia-dla-nacalnoi-skoly
  • http://okrmyr.ru/okruzhayuschiy-mir-3-klass-2-chast-poleznye-iskopaemye-str-46.html
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/okruzhaiushchii_mir_polieznyie_iskopaiemyie