Меню Рубрики

Полезные ископаемые краснодарского края кубановедение 4 класс

Благодатные кубанские земли издревле славились своими богатствами. Различные минералы, полезные воды, грязи, горючие вещества – все это можно встретить на территории Краснодарского края.

Лечебные водыИсточники Азово-Кубанского бассейна всегда прославляли Краснодарский край. Минеральные, термальные воды, запасы пресной воды сконцентрированы в этом районе. Помимо этого, на Кубани два моря – Азовское и Черное. Соленые воды благотворно влияют на кожу, укрепляют дыхательную и нервную систему, полезны для кожи, волос и ногтей. Также, большие запасы пресной воды сосредоточены в реках, лиманах и ериках края.

В районе Апшеронска, Абинска и Славянска-на-Кубани есть большое количество нефтяных месторождений. Помимо нефти, здесь же добывают природный газ, каменный уголь. Помимо добычи, в районе занимаются и переработкой добытого, а также экспортом как за пределы края, так и страны в переработанном и чистом виде.

К этой группе относятся ракушняк, песчаник, гравий, кварцевый песок, мрамор, известняковый и гипсовый камень. Такие материалы активно добываются уже очень долгое время. Издревне из них строили жилища и хозяйственные постройки.

Медная руда, золотые самородки,ртуть, железные и серпентитовые руды, апатиты. Благодаря этому развивается не только добывающая промышленность, но и транспортная сеть края, т.к. добытые в Краснодарском крае ископаемые затем поставляются для обработки по всей стране, а также и за границу.

Камни для украшений, изготовления различных изделий быта, строительства и облицовки тоже добываются в Краснодарском крае. Так, здесь очень много яшмы и жадеита – они подходят для изготовления украшений, посуды, изделий быта.

Самые необычный, а также полезные в быту, ископаемые – ракушки. На территории Кубани насчитывается огромнейшее количество разнообразных ракушек, а шесть из них добываются в промышленных масштабах. Ракушку перемалывают, добавляют в корма для сельскохозяйственных и декоративных животных как источник кальция и минеральных веществ.

Краснодарский край – один из самых богатых регионов Российской Федерации. Многовековая история, богатое культурное наследие и плодородные земли – все это сконцентрированы на кубанской земле.

Краснодарские земли практически всегда давали большой урожай, а также были очень богаты на полезные ископаемые. На Кубани имеются залежи около 60 разных видов полезных ископаемых таких, как: нефть, газ, мергель, гравий, песчаник, известняк, кварцевый песок и другие. Сейчас речь пойдет о наиболее важных полезных ископаемых для региона и всего мира в целом.

Нефть. Добывать «чёрное золото» в этом регионе начали самыми первыми во всей России, в 1846 году. Известно, что в 20-х годах прошлого века в этом крае за год из недр земли доставали лишь 2000 тонн этого полезного ископаемого. За 2009 год на Кубани добыли свыше 1,2 млн. тонн нефти.

Газ. В Краснодарском крае имеются огромные залежи этого ископаемого. В 1960-х годах именно Кубань поставляла газ в Москву и другие центральные города регионы России. За 2016 год в этом крае добыли 3,5 млрд. м 3 .

Полезные соли и минералы в лечебных источниках. В Краснодарском крае известно огромное количество целебных источников содержащих полезные для организма соли и минералы. Вода, которая течет в источниках, имеет соленый, или даже горький вкус. Она помогает в лечении болезней желудка и кожи. На территории Краснодарского края находится десятки санаториев.

Цементный мергель. Думаю, что большинство из вас даже и не слышали о существовании такого полезного ископаемого. По названию вы, скорее всего догадались, что эта порода входит в состав цемента. А в современном времени, почти все строения состоят из цемента.

Ракушечник. Это полезное ископаемое, тоже часто применяется в строительстве. Он состоит из морских раковин, спрессованных между собой за десятки тысяч лет, песка и минералов. Внутри дома построенного из этого материала зимой – тепло, а летом – прохладно.

Краснодарский край опережает большинство регионов России по добыче полезных ископаемых.

Клевер – это род растений. Этот род включает в себя почти три сотни разновидностей по всему миру. Самым распространенным видом клевера считается клевер луговой – тот самый цветочек, который часто растет на клумбах как сорняк

Каждый человек в мире хоть раз болел какой-нибудь болезнью. Кто-то переносит ее легко, кто-то с осложнениями. Но что же нам помогает избавиться от болезни или даже вообще не дает нам заболеть? Руки? Ноги? Глаза? Нос? Конечно же, нет.

Благодатные кубанские земли издревле славились своими богатствами. Различные минералы, полезные воды, грязи, горючие вещества – все это можно встретить на территории Краснодарского края.

источник

Для большинства российских жителей Краснодарский край ассоциируется с пляжами черноморского побережья. Некоторые еще могут вспомнить побережье Азовского моря и минеральные воды. Но большинство неместных жителей затруднятся вспомнить, какие полезные ископаемые Краснодарского края им известны. Хотя обнаружено их в местных недрах более шестидесяти.

Краснодарский край как территориальная единица Российской Федерации образован в 1937 году. Он расположен в южной части страны. Более двух третей территории – северную часть – занимает равнинная местность. Одну треть – южную – занимают предгорья и горы Большого Кавказа. Это разнообразие рельефа и послужило причиной того, что на территории края известно более двухсот месторождений полезных ископаемых. Карта полезных ископаемых Краснодарского края показывает размещение основных залежей.

Как видно из приведенной выше карты, равнинная часть богата месторождениями голубого топлива. Еще здесь встречаются некоторые рудные месторождения. Но предгорья Кавказских гор, их западной части – это основное место, где располагаются полезные ископаемые Краснодарского края (нефть и залежи различных строительных материалов – известняка, гипса, мергеля, песков и гравия). Кроме того, это основное место залегания ртутных руд. Здесь же добывают каменную соль и самые известные полезные ископаемые Краснодарского края – минеральные воды.

Данная территория является первой в России, где пробурили эксплуатационную нефтяную скважину. Случилось это еще в середине девятнадцатого столетия. С тех пор пальму первенства по нефтедобыче забрали себе другие регионы, но добыча нефти ведется в здешней местности и в нынешнее время, регулярно вводятся в эксплуатацию новые скважины.

Различные материалы для строительной промышленности – наиболее разноплановые полезные ископаемые Краснодарского края. Фото ниже показывает, как выглядит мрамор при его добыче.

Полезные ископаемые Краснодарского края в части минерализации вод грандиозны. По наличию лечебных минеральных вод данная территория превосходит любые европейские аналоги. Здесь сосредоточены многочисленные источники, богатые минеральной водой. Соленые или горько-соленые (йодо-бромные) воды предназначены для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата. Источники располагаются вдоль черноморского побережья, а также в Кавказских предгорьях. Славяно-Троицкое месторождение заключает в себе около тридцати процентов всех российских запасов. Кроме обычных минеральных источников, встречаются еще термальные.

Рудные полезные ископаемые Краснодарского края выглядят не столь ярко на остальном фоне. Таманский полуостров представлен железомарганцевыми рудами. Вдоль речных берегов открыты железнорудные (Малобамбакское) и марганцеворудное (Лабинское) месторождения. Наиболее богатым медью оказалось Лабинское месторождение в предгорьях Кавказа. Здесь же, в предгорьях, но более восточных, добывают довольно редкие ртутные руды в четырех известных месторождениях. Добывают здесь и золото, правда, в весьма незначительных количествах.

Краснодарский край обладает месторождениями цветных камней – материалом для декора. Обрабатываются два места залегания яшм и один источник жадеита. Кроме цветных, известны также два места залежей облицовочных камней. Пласты единственного известного, но очень богатого месторождения каменной соли достигают суммарной мощности почти в пятьсот метров. Соль не является пищевой, но используется для добывания хлора путем электролиза и получения выварочной пищевой соли. Известно также более тридцати месторождений морских ракушек, но обрабатываются лишь шесть из них. Данный материал используется в виде кормовой муки.

источник

Конспект урока с презентацией по кубановедению о полезных ископаемых Краснодарского края

Вложение Размер
konspekt_uroka_poleznye_iskopaemye.docx 17.87 КБ
poleznye_sokrovishcha_kubani.ppt 1.62 МБ

Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

образовательные — обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока : физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»

I. Организация начала урока

— Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:

Строителям — надёжный друг:

Красивы будут и заметны. (Гранит)

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7. Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Делать краски и эмали. (Уголь).

— Как сказать по-другому? (Полезные ископаемые)

— Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

III. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)

— Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

— На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные (металлические)

2. Работа по карте. (Слайд 5-8)

— Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

— Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

— В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края — на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

Шесть — за стол тихонько сесть.

5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)

— О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

IV. Практическая работа. Песок и глина.

— А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

— Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

— Какое строение имеет песок? Глина?

— Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

— В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

— В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?

— А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

— Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины — «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

V. Закрепление. Тест на изученную тему.

— Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

— Из чего образуется в природе песок и глина?

— Где применяют глину и песок?

— Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

— Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

— Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

Учитель МБОУ СОШ № 16 Шерстнева Елена Владимировна

источник

Конспект урока по кубановедению на тему « Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование» (4 класс)

План-конспект проведения урока.

Тема урока: « Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».

урок практических работ (урок-практикум).

обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений;

Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края.

Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь.

установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании;

выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности .

Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.

Учитель: Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.)

— Как вы думаете, какие ещё богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые)

— Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»?

Учитель: Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах и Кубано-Приазовской низменности.

Читайте также:  Полезен ли заменитель сахара

Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные), по свойствам).

Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь.

А без неё мало что едят. (Каменная соль)

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Красивы станут и заметны. (Гранит)

5) Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина).

Он и на стройке и на пляже

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич – «внуками» гранита.

3. Обобщение материала и совершенствование ЗУН.

— Кто из вас видел песок, глину?

— Какую форму имеют песчинки?

(Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок)

Вы любите, ребята, Как нитка золотая

Пересыпать песок. У вас из кулака

В руках у вас лопата, Бежит струя густая

Ведёрко и совок. Прохладного песка.

— Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже – где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения.

Слайд № 6. Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита — образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещё раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц – самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен.

— Где в хозяйстве применяют песок?

(Рассказывают ученики, а учитель дополняет)

(Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)).

Учитель: За многие годы вода рек и ручьёв смывает песчинки с гор, переносит их и откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей.

Так образуются скопления песка – месторождения. Слайд № 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки.

(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 13) далее проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).

(Ученики демонстрируют опыты у доски для всех остальных учащихся, самостоятельно делают выводы по проведённым опытам, при необходимости остальные ученики помогают сделать выводы

Слайд № 12 . (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство песка.)

Определи, что твёрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.

Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой.

Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости).

Растворяется ли песок в воде?

Определи, есть ли у песка запах?

Обладает ли песок свойством сыпучести?

Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром).

— На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности?

Схема-ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 13.

(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 21) в конце урока проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).

-Как вы думаете, какая судьба ждёт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина)

-Какого цвета бывает глина?

-Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.)

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)

Слайд № 15 . (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство глины.)

1) Что твёрже: глина или стекло? Как это узнать?

2) Что легче: глина или вода? Как это определить?

3) Смочить глину водой. Вылепить из неё любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.)

4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости)

5) Обладает ли глина свойством сыпучести?

6) Растворяется ли глина в воде?

7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протёртую глину).

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины?

— Где в хозяйстве и промышленности используют глину?

(Рассказывают ученики, а учитель дополняет.)

(Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.)

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

(При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт.)

Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи – «горно» и обжигали в них посуду.

«Одно гончарное дело остаётся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика».

(И.Попко «Черноморские казаки»)

Месторождения песчаников – в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 – составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка – Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка – 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов — от 2 м 50 см до 5 м.)

А)Игра «Что из чего сделано?»

(Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.)

Б) Закрепление проводится по схемам — ЛОС (листам опорных сигналов)

Схема – ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 21.

— Из чего образуется в природе глина?

— Какие свойства глины знаете?

— Где в хозяйстве применяют глину?

— Из чего образуется в природе песок?

— Какие свойства песка знаете?

— Где в хозяйстве применяют песок?

— Назовите «детей» гранита, перечислите «внуков» гранита.

6. Слайд № 22. Домашнее задание: Найти среди предметов, которые вас окружают дома, как можно больше изделий, изготовленных из песка и глины.

1. Белавина И., Найдёнская Н. Планета — наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.- М: Издательство «Лайда», 1995.

2. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2 класс.- М: Издательство «Вако», 2003.

3. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Планета — наш дом. Мир вокруг нас.- М: Издательство «Лайда»,1995.

4. Сухарев Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). Самарская обл., г. Чапаевск, 1996.

источник

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа 4 ст. Старовеличковской Калининского района Краснодарского края Урок кубановедения в 4 классе по теме «Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование» Разработку подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 Сиенко О.В cт. Старовеличковская, 2014г.

2 План-конспект проведения урока. Предмет: Кубановедение. Класс: 4 класс. Тема урока: «Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование». Тип урока: урок совершенствования ЗУН Цель урока: Обучающая: обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений; Воспитывающая: Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края. Развивающая: Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь. Задачи урока: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании; выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности. Прогнозируемые результаты: ученики узнают, что такое полезные ископаемые, каковы их основные свойства. Научатся выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать полезные ископаемые ( песок, глина) с помощью опытов. Оборудование: Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезные ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.

3 Ход урока. I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять. II. Актуализация знаний. — О чѐм говорили на прошлом уроке? Какое творческое задание вы выполнили? (Идѐт защита творческих заданий «Водоѐмы Краснодарского края.) III.Самоопределение к деятельности. Учитель: 1.Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неѐ горстку зерна получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.) Ученик: Сказала лопата: «земля, чтобы рыть». Ботинки сказали: «Земля, чтоб ходить». А люди сказали: «земля, чтобы жить». (А.Тетивкин) — Отгадайте загадки. (Самотестирование «+ или -) Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги.

4 А сделать миску или вазу Она понадобится сразу. (Глина) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). Он очень прочен и упруг, Строителям надѐжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (Гранит) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). — Предположите, о чѐм мы будем говорить на уроке. — Ответы детей — Прочитайте тему урока в учебнике. (Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование) — Какие вопросы у вас возникают? — Ответы детей Слайд 2. IV. Работа по теме урока. Решение поставленных задач. 1.Беседа. Учитель: — Как вы думаете, какие богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые) — Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»? (Ответы детей). Обобщение.

5 Учитель: — Мел, песок, глина, гранит и т. д. это полезные ископаемые — Что такое полезные ископаемые? Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите на доске, уголь всѐ это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы. Все горные породы, полезные для человека, так и называются полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землѐй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать» говорили в старину) из-под земли. 2. Беседа «Богатства недр земли Краснодарского края» Учитель: (Работа по карте) Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах Кубано-Приазовской низменности.

6 Слайд 3. Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твѐрдые, жидкие, газообразные), по свойствам). Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь. Полезные ископаемые рудные (металлические) горючие строительные нефть песок железная руда природный газ глина гранит мрамор 3. Игра «Угадай, кто я» 1)Одну еѐ не едят, А без неѐ мало что едят. (Каменная соль) 2)Он чѐрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несѐт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Каменный уголь) 3)Без неѐ не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть) 4)Он очень прочен и упруг, Строителям надѐжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)

7 5) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу Она понадобится сразу. (Глина). 6) Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже И он в стекле расплавлен даже. (Песок) Учитель: — Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич «внуками» гранита. V. Обобщение материала и совершенствование ЗУН. 1.Наблюдение. — Кто из вас видел песок, глину? — Какую форму имеют песчинки? (Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок) — Какого цвета песок? Слайд 4. Учитель: Вы любите, ребята, Как нитка золотая Пересыпать песок. У вас из кулака В руках у вас лопата, Бежит струя густая Ведѐрко и совок. Прохладного песка.

8 Слайд Рассказ учителя с элементами беседы. — Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения. Слайд 6 Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца как составной части гранита — образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещѐ раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен. — Где в хозяйстве применяют песок? (Рассказывают ученики, а учитель дополняет) (Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)). Слайды: 7, 8, 9. Учитель: За многие годы вода рек и ручьѐв смывает песчинки с гор, переносит их откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей. Слайд 10. Так образуются скопления песка месторождения. Слайд 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки. (По ходу объяснения учитель на доске составляет схему ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде 13) далее проводится закрепление обобщѐнного материала и на следующем уроке повторение). Физ-пауза

Читайте также:  Чем полезен массаж спины и шеи

9 3. Рубрика «Это интересно» Почему песок и глину называют «детьми» гранита. (Материал рассказывают подготовленные ученики) Ученик 1. При выветривании гранит распадается на зѐрна полевого шпата и зѐрна кварца. Дальнейшее выветривание приводит к распаду зѐрен полевого шпата в прах — в глину, а из зѐрен кварца получается кварцевый песок. Вода для гранита — то же самое что для нас — время — убийца. Гранит мог бы жить вечно, если бы не вода, которая, как известно, камень точит. Именно вода причина того, что на Земле появилась глина: почти вся глина на Земле — продукт распада полевого шпата под воздействием воды. Глина — прах полевого шпата. Вода — не только убийца гранита, но и посмертный визажист: именно вода своими потоками разделяет глину и песок — остатки гранита: сначала выносит лѐгкие частицы глины, а уж потом бурные потоки переносят песок с галькой. Ученик 2. (Приложение 1) 4.Практическая работа. Опыты. (Ученики демонстрируют опыты у доски) Слайд 12. (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведѐнному опыту и назовѐт свойство песка.) 1) Определи, что твѐрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.

10 2) Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой. 3) Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости). 4) Растворяется ли песок в воде? 5) Определи, есть ли у песка запах? 6) Блестит ли песок? 7) Обладает ли песок свойством сыпучести? 8) Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром). — На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности? Схема -ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд 13.

11 (По ходу объяснения учитель на доске составляет схему ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде 21) в конце урока проводится закрепление обобщѐнного материала и на следующем уроке повторение). Физ-пауза VI. Продолжение работы по теме урока. 1. Беседа. -Как вы думаете, какая судьба ждѐт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина) -Какого цвета бывает глина? -Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.) 2.Рассказ учителя: Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

12 Слайд На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.) 3. Практическая работа. Опыты. Прошу выдвинуть гипотезы об основных свойствах глины ( Ученики выдвигают свои гипотезы, начиная со слов: «Могу предположить» Слайд 15. (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведѐнному опыту и назовѐт свойство глины.) 1) Что твѐрже: глина или стекло? Как это узнать? 2) Что легче: глина или вода? Как это определить? 3) Смочить глину водой. Вылепить из неѐ любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.) 4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости) 5) Обладает ли глина свойством сыпучести? 6) Растворяется ли глина в воде?

13 7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протѐртую глину). — Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины? Подведѐм итог. -Какие гипотезы выдвигались? К каким выводам пришли? — Где в хозяйстве и промышленности используют глину? (Рассказывают ученики, а учитель дополняет.) (Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.) Слайд: 16, 17, 18, 19.

14 — Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре? (При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжѐнное глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниѐт.) 4. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи «горно» и обжигали в них посуду. «Одно гончарное дело остаѐтся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика». (И.Попко «Черноморские казаки») Слайд 20.

15 5. Работа по карте. Рассказ подготовленного ученика с опорой на карту. Месторождения песчаников в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов — от 2 м 50 см до 5 м.) VII. Закрепление. 1.Игра «Что из чего сделано?» (Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.) 2. Закрепление проводится по схемам — ЛОС (листам опорных сигналов)

16 Схема ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд 21. VIII. Рефлексия учебной деятельности. — Что мы увидели, заглянув в недра Краснодарской кладовой земли? — Что вы можете рассказать о полезных ископаемых? -Что нового узнали о песке и глине? — Какие выводы можно сделать? — В чем были трудности? — О чем можете легко рассказать одноклассникам? — Почему песок и глина являются «детьми гранита»? — Какую роль играет вода и ветер в природе для песка и глины? — Оцените свою работы на уроке. Слайд 22. Домашнее задание: Найти среди предметов, которые вас окружают дома, как можно больше изделий, изготовленных из песка и глины.

17 Приложение 1. Как же образуются песчинки? Геологи установили, что их возникновение имеет длинную и сложную историю. Прародителями песка являются массивные породы: гранит, гнейс, песчаник. Мастерской, в которой происходит процесс превращения этих пород в песчаные скопления, является сама природа. Изо дня в день, из года в год горные породы подвергаются выветриванию. В результате даже такая прочная порода, как гранит, распадается на обломки, которые все более и более дробятся. Часть продуктов выветривания растворяется и уносится. Остаются самые стойкие по отношению к действию атмосферных агентов минералы, главным образом кварц окисел кремния, одно из самых устойчивых соединений на поверхности Земли. В значительно меньшем количестве в песках могут содержаться полевые шпаты, слюды и некоторые другие минералы. На этом не заканчивается история песчинок. Для образования крупных скоплений необходимо, чтобы зерна превратились в путешественников.

источник

План-конспект проведения урока.
Предмет: Кубановедение.
Класс: 4 класс.
Тема урока: « Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».
(Строительные полезные ископаемые – песок и глина.)

Тип урока:
урок совершенствования ЗУН (по М.И. Махмутову).
Вид урока:
мультимедийный урок,
урок практических работ (урок-практикум).
Цель урока:
Обучающая:
обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений;
Воспитывающая:
Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края.
Развивающая:
Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь.
Задачи урока:
установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании;
выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности.
Оборудование:
Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.

Содержание урока.
Организация начала урока.
Вступительная беседа.
Учитель: Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.)
Слайд № 2.
— Как вы думаете, какие ещё богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые)
— Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»?
Учитель: Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах и Кубано-Приазовской низменности.
Слайд № 3.
Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные), по свойствам).
Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь.
Полезные ископаемые
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 рудные (металлические)
горючие строительные железная руда
нефть песок
природный газ глина
гранит
мрамор
Игра «Угадай, кто я»
1)Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (Каменная соль)
2)Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
3)Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
4)Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
5) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина).
— 1 —

6) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
— Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич – «внуками» гранита.
3. Обобщение материала и совершенствование ЗУН.
— Кто из вас видел песок, глину?
— Какую форму имеют песчинки?
(Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок)
— Какого цвета песок?
Слайд № 4.
Учитель:
Вы любите, ребята, Как нитка золотая
Пересыпать песок. У вас из кулака
В руках у вас лопата, Бежит струя густая
Ведёрко и совок. Прохладного песка.
Слайд № 5.
— Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже – где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения.
Слайд № 6.Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита — образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещё раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц – самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен.
— Где в хозяйстве применяют песок?
(Рассказывают ученики, а учитель дополняет)
(Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)).
Слайды: № 7, № 8, № 9.
Учитель: За многие годы вода рек и ручьёв смывает песчинки с гор, переносит их и откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей.
Слайд № 10.
Так образуются скопления песка – месторождения. Слайд № 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки.
(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 13) далее проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).

Опыты.
(Ученики демонстрируют опыты у доски для всех остальных учащихся, самостоятельно делают выводы по проведённым опытам, при необходимости остальные ученики помогают сделать выводы
Слайд № 12. (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство песка.)
Определи, что твёрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.
Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой.
Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости).
Растворяется ли песок в воде?
Определи, есть ли у песка запах?
Блестит ли песок?
Обладает ли песок свойством сыпучести?
Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром).
— На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности?
Схема-ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 13.
13 SHA
·PE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

— 3 —
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 21) в конце урока проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).
-Как вы думаете, какая судьба ждёт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина)
-Какого цвета бывает глина?
-Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.)
Рассказ учителя:
Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.
Слайд № 14.
— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?
(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)
Опыты.
Слайд № 15. (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство глины.)
1) Что твёрже: глина или стекло? Как это узнать?
2) Что легче: глина или вода? Как это определить?
3) Смочить глину водой. Вылепить из неё любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.)
4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости)
5) Обладает ли глина свойством сыпучести?
6) Растворяется ли глина в воде?
7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протёртую глину).
— Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины?
— Где в хозяйстве и промышленности используют глину?
(Рассказывают ученики, а учитель дополняет.)
(Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.)
Слайд: № 16, № 17, № 18, № 19.
— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?
(При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт.)
Рассказ учителя:
Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи – «горно» и обжигали в них посуду.
«Одно гончарное дело остаётся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика».
(И.Попко «Черноморские казаки»)
Слайд № 20.
Работа по карте.
Месторождения песчаников – в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 – составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка – Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка – 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов — от 2 м 50 см до 5 м.)
4.Закрепление.
А)Игра «Что из чего сделано?»
(Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.)
Б) Закрепление проводится по схемам — ЛОС (листам опорных сигналов)
Схема – ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 21.

Читайте также:  Полезна ли вареная кукуруза и чем

— 5 —
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
— Из чего образуется в природе глина?
— Какие свойства глины знаете?
— Где в хозяйстве применяют глину?
Слайд № 13.
— Из чего образуется в природе песок?
— Какие свойства песка знаете?
— Где в хозяйстве применяют песок?
5. Итог:
— Назовите «детей» гранита, перечислите «внуков» гранита.
6. Слайд № 22. Домашнее задание: Найти среди предметов, которые вас окружают дома, как можно больше изделий, изготовленных из песка и глины.

Используемая литература.
1. Белавина И., Найдёнская Н. Планета — наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.- М: Издательство «Лайда», 1995.

2. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2 класс.- М: Издательство «Вако», 2003.

3. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Планета — наш дом. Мир вокруг нас.- М: Издательство «Лайда»,1995.

4. Сухарев Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). Самарская обл., г. Чапаевск, 1996.

Адрес в Интернет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

источник

Презентация «Полезные ископаемые Краснодарского края». Размер 1327 КБ. Автор: Ломскова Л. В..

Подземные сокровища Кубани.

Велики и разнообразны природные богатства Краснодарского края. Это плодородные черноземные почвы, густые леса, моря, озера и реки, благоприятный климат.

Полезные ископаемые залегают в предгорьях, горах и на Азово-Кубанской равнине. Имеются запасы нефти, природного газа, цементного мергеля, йодобромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных, медных, апатитовых и серпентинитовых руд, каменной соли, ртути, гипса, небольшое количество золота.

Торф – Новокубанский район. Лиственит – Мостовской район. Кальцит — Майкопский район. Гранит красный — Майкопский район. Железистая охра – на реке Белой. Мышьяковая руда – Лазаревский район.

Рудные полезные ископаемые. Месторождения железных руд, обнаруженные на Таманском полуострове и в междуречье рек Белой и Малой Лабы, имеют небольшую мощность, поэтому они не разрабатываются. Бурый железняк. Медь найдена в бассейне реки Лауры, недалеко от поселка Красная Поляна. Но разработка залежей железа и меди не производится, так как эти месторождения не имеют промышленного значения. Хризоколла (окислённая медная руда).

Рудные полезные ископаемые, добыча золота, ртути. В 40 — 50 гг. прошлого века велась старательская добыча россыпного золота в основном в бассейнах рек Большая и Малая Лаба. Оно встречается также в верховьях рек Пшеха, Уруп, Сочи, Шахе и др. За весь период добыто 1291,1 кг золота. В крае находятся 4 месторождения ртути с запасами около 2000 т. В определенный период в Северском районе добывалось 100% отечественной ртути. В 1994 г. эксплуатация этого месторождения была прекращена из-за низкой рентабельности. Есть перспективы обнаружения новых месторождений ртути в районе поселка Ильского. Месторождения железных руд, обнаруженные на Таманском полуострове и в междуречье рек Белой и Малой Лабы, имеют небольшую мощность, поэтому они не разрабатываются.

Полезные ископаемые для строительной индустрии . Залежи мергелей Новороссийска. Мергель. Огромны на Кубани запасы такого ценного ископаемого – как мергель (основного сырья для производства цемента). В районе города Новороссийска и поселка Верхнебаканского им сложен Мархотский хребет. Разработка мергеля ведется открытым способом. На базе этого сырья в крае развилась крупная цементная промышленность в г. Новороссийске и его окрестностях, а также в пос. Баканском.

Полезные ископаемые для строительной индустрии . Селенит. Гипс. Гранит красный. Мрамор. Ангидрит розовый. В нашем крае большие запасы гипса. Он используется в строительстве и служит сырьем для химической промышленности. Основные залежи его располагаются в районе станицы Баракаевской, около поселков Молдаванского, Нижнебаканского и Мостовского. гипсы в районе поселка Псебай — основа для производства гипса, гипсокартона. В крае имеется небогатый выбор поделочных камней (селенит и мраморный оникс). Известны проявления мрамора (от чисто белого до пестроокрашенного и черного), лиственитов (зеленого и красного цветов).

Нерудные полезные ископаемые. У поселка Шедок Мостовского района обнаружено одно из крупнейших в России месторождение каменной соли. Пласты хлористого натрия мощностью до 500 м тянутся на десятки километров. Залегают они на глубине от 200 до 1000 и более метров. Промышленные запасы соли здесь огромны, они достигают 40 – 50 млрд. тонн. В крае добывают апатиты, фосфориты, барит, каменную соль, известняки. Кварцевый песок. Известняк. Формовочный песок. Фосфориты.

Углеводородное и энергетическое сырье. Добыча нефти, газа, торфа. Кубань – старейший нефтяной район страны. Нефть добывается главным образом в предгорной полосе. В крае открыто много нефтяных месторождений. Они расположены в направлении Северская – Ильская – Абинск. Основные месторождения – Калужское, Новодмитриевское, Холмское и Крымское.

Углеводородное и энергетическое сырье. Добыча нефти, газа, торфа. На территории края выявлено 280 месторождений нефти и газа. Залежи нефти и газа находятся в толще осадочных пород и расположены на глубине от 700 до 5200 м.

Минеральные источники. Горячий ключ. Наш регион славится запасами йодо-бромных вод. На крупнейшем (Троицко-Славянском) месторождении в 1994 г. добыча составляла 10 тыс. куб.м в сутки, производилось 130 — 140 т йода, что составляло 92% всего йода, производимого в России. По запасам минеральных источников лидирует Отрадненский район.

Термальные источники. Большую ценность представляют подземные запасы термальных, то есть горячих вод. В северной части г. Краснодара была пробурена скважина глубиною 4342 м. Ею было вскрыто несколько водоносных горизонтов с температурой воды 142 градуса. В Прикубанском районе г. Краснодара расположено Краснодарское месторождение площадью 3,75 га. Его основным водопотребителем является ЗАО «Краснодарская бальнеолечебница».

Лечебные грязи. Есть несколько месторождений лечебных грязей, приуроченных в основном к Азовскому и Черноморскому побережью с общими запасами 8,3 млн. куб.м. Вулкан Гефест. Вулкан Тиздар.

источник

Дать представление о полезных ископаемых Краснодарского края. Обеспечить понимание значимости горных пород как величайшей ценности, необходимости их охраны. Развивать логическое мышление, внимание, устную речь.

22 О т в е т и т ь н а в о п р о с ы. Что называется полезным ископаемым? Какие полезные ископаемые тебе известны? Горючие строительные нерудные рудные, целебные источники Где используются полезные ископаемые? Всё что добывается из недр земли и используется человеком, называют полезными ископаемыми. Они образовались за многие, многие миллионы лет. На Кубани обнаружено более 60 видов полезных ископаемых.

Велики и разнообразны природные богатства Краснодарского края. Это плодородные черноземные почвы, густые леса, моря, озера и реки, благоприятный климат.

Полезные ископаемые залегают в предгорьях, горах и на Азово-Кубанской равнине. Имеются запасы нефти, природного газа, цементного мергеля, йодобромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных, медных, апатитовых и серпентинитовых руд, каменной соли, ртути, гипса, небольшое количество золота.

Торф – Новокубанский район Лиственит – Мостовской район Кальцит — Майкопский район Железистая охра – на реке Белой Мышьяковая руда – Лазаревский район Гранит красный — Майкопский район

Месторождения железных руд, обнаруженные на Таманском полуострове и в междуречье рек Белой и Малой Лабы, имеют небольшую мощность, поэтому они не разрабатываются. Медь найдена в бассейне реки Лауры, недалеко от поселка Красная Поляна. Но разработка залежей железа и меди не производится, так как эти месторождения не имеют промышленного значения. Бурый железняк Хризоколла (окислённая медная руда)

В крае находятся 4 месторождения ртути с запасами около 2000 т. В определенный период в Северском районе добывалось 100% отечественной ртути. В 1994 г. эксплуатация этого месторождения была прекращена из-за низкой рентабельности. Есть перспективы обнаружения новых месторождений ртути в районе поселка Ильского. Месторождения железных руд, обнаруженные на Таманском полуострове и в междуречье рек Белой и Малой Лабы, имеют небольшую мощность, поэтому они не разрабатываются. В 40 — 50 гг. прошлого века велась старательская добыча россыпного золота в основном в бассейнах рек Большая и Малая Лаба. Оно встречается также в верховьях рек Пшеха, Уруп, Сочи, Шахе и др. За весь период добыто 1291,1 кг золота.

Огромны на Кубани запасы такого ценного ископаемого – как мергель (основного сырья для производства цемента). В районе города Новороссийска и поселка Верхнебаканского им сложен Мархотский хребет. Разработка мергеля ведется открытым способом. На базе этого сырья в крае развилась крупная цементная промышленность в г. Новороссийске и его окрестностях, а также в пос. Баканском. Мергель

В нашем крае большие запасы гипса. Он используется в строительстве и служит сырьем для химической промышленности. Основные залежи его располагаются в районе станицы Баракаевской, около поселков Молдаванского, Нижнебаканского и Мостовского. гипсы в районе поселка Псебай — основа для производства гипса, гипсокартона. В крае имеется небогатый выбор поделочных камней (селенит и мраморный оникс). Известны проявления мрамора (от чисто белого до пестроокрашенного и черного), лиственитов (зеленого и красного цветов). Гранит красный Гипс Селенит Мрамор Ангидрит розовый

В крае добывают апатиты, фосфориты, барит, каменную соль, известняки. У поселка Шедок Мостовского района обнаружено одно из крупнейших в России месторождение каменной соли. Пласты хлористого натрия мощностью до 500 м тянутся на десятки километров. Залегают они на глубине от 200 до 1000 и более метров. Промышленные запасы соли здесь огромны, они достигают 40 – 50 млрд. тонн. Формовочный песок Кварцевый песок Известняк Фосфориты

Кубань – старейший нефтяной район страны. Нефть добывается главным образом в предгорной полосе. В крае открыто много нефтяных месторождений. Они расположены в направлении Северская – Ильская – Абинск. Основные месторождения – Калужское, Новодмитриевское, Холмское и Крымское.

На территории края выявлено 280 месторождений нефти и газа. Залежи нефти и газа находятся в толще осадочных пород и расположены на глубине от 700 до 5200 м.

Наш регион славится запасами йодо-бромных вод. На крупнейшем (Троицко-Славянском) месторождении в 1994 г. добыча составляла 10 тыс. куб.м в сутки, производилось 130 — 140 т йода, что составляло 92% всего йода, производимого в России. По запасам минеральных источников лидирует Отрадненский район. Горячий ключ

Большую ценность представляют подземные запасы термальных, то есть горячих вод. В северной части г. Краснодара была пробурена скважина глубиною 4342 м. Ею было вскрыто несколько водоносных горизонтов с температурой воды 142 градуса. В Прикубанском районе г. Краснодара расположено Краснодарское месторождение площадью 3,75 га. Его основным водопотребителем является ЗАО «Краснодарская бальнеолечебница».

Есть несколько месторождений лечебных грязей, приуроченных в основном к Азовскому и Черноморскому побережью с общими запасами 8,3 млн. куб.м. Вулкан Тиздар Вулкан Гефест

… можно ли добывать нефть с помощью . огня? Да, горючую жидкость – нефть – можно извлекать из земных недр с помощью … огня. Этот способ добычи нефти называется термическим. Применяется он для добычи остаточной вязкой нефти. Для этого в скважину опускается топочный агрегат, он нагревает пласт. Образующийся из смол нефти кокс самовоспламеняется, нагретая нефть становится менее вязкой и поступает в эксплуатационные скважины.

Месторождения полезных ископаемых отыскивают … а) археологи б) геологи в) строители

источник

Источники:
  • http://fb.ru/article/240488/poleznyie-iskopaemyie-krasnodarskogo-kraya-mineralnyie-vodyi-i-prochie-bogatstva
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2014/11/10/poleznye-iskopaemye-kubani
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-kubanovedeniyu-na-temu-poleznie-iskopaemie-krasnodarskogo-kraya-i-ih-ispolzovanie-klass-3507531.html
  • http://docplayer.ru/29355079-Poleznye-iskopaemye-krasnodarskogo-kraya-ih-ispolzovanie.html
  • http://educontest.net/ru/3677616/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-4-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/
  • http://5geografiya.net/Krasnodarskij-kraj/Poleznye-iskopaemye-Krasnodarskogo-kraja.html
  • http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/poleznye-iskopaemye-kubani0.html