Меню Рубрики

Полезные ископаемые малахитовая шкатулка 4 класс технология

План-конспект урока по технологии (4 класс) по теме:
Конспект урока + презентация по технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».», 4 кл, УМК «Школа России»

1. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

2. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика

3. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

4. Тип урока: развивающее обучение

Вложение Размер
malahitovaya_shkatulka_4_klass.doc 88.5 КБ
malahitovaya_shkatulka.ppt 2.9 МБ

Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4

  1. № урока по календарно-тематическому плану:
  2. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».
  3. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика
  4. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».
  5. Тип урока: развивающее обучение
  6. Планируемые результаты:

-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

  1. Оборудование для учителя: учебник Технология 4 класс, презентация, технологическая карта, готовые образцы шкатулок, проектор, компьютер, таблицы по технике безопасности.
  2. Оборудование для ученика : учебник, цветной пластилин, ножницы, мультимедийная презентация, образцы изделий
  3. Схема доски

-Ребята достаем свои папки для технологии

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.

Л: действия смыслообразования

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твердые, жидкие, газообразные)

Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Объяснение нового материала: анализ образца

Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.

Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

-ответы на поставленные вопросы

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

Давайте повторим правила работы с пластилином.

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

Повторим правила работы со стекой.

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

Объяснение учебной задачи по технологической карте

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
  6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

-Работать будем самостоятельно. Но перед работой — отдохнём.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

источник

План-конспект урока технологии

на тему: « Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка» « ,

Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ №462 Пушкинского района Санкт-Петербурга» Абрамчук Ольга Борисовна.

Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка».

Цели: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»; совершенствовать навыки лепки; формировать умение самостоятельно выполнять изделия; — рассказать о профессии (мастер по камню).

Мультимедийная презентация к уроку;

Учебник «Технология» 4 класс, ч. 1;

Рабочая тетрадь» Технология» 4 класс

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Иллюстрации поделок из камня;

Инструменты и приспособления для работы с пластилином.

I . Организационный момент.

У.: — Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним.

II . Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

У.: — Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

— Вспомните, что такое полезные ископаемые?

Д.: Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей, для своей пользы.

У.: Как их добывают, и транспортируют?

Д.: — Полезные ископаемые добывают из недр или с поверхности земли.

— Транспортируют по нефтепроводам или в цистернах,

У.: -На какие группы можно разделить полезные ископаемые

Д.: — Твёрдые, жидкие и газообразные?

У.: — Какие полезные ископаемые вы знаете?

— Прочитайте загадки, которые вы приготовили дома.

Д.: Читают и отгадывают загадки.

У.:- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

— О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

У.: -Какое изделие будем делать на уроке?

У.: — Из чего сделана малахитовая шкатулка.

У.: -Сегодня мы узнаем какие узоры можно увидеть в камне.

III . Работа по теме урока.

У.: — Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Рассмотрите иллюстрации.

Д.: Читают, рассматривают иллюстрации с изображением поделок .

У.: — Что такое шкатулка? Для чего она используется?

Д.: Шкатулка – это ларчик, ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.

У.: — Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?

Д.: — Из сборника уральских сказок П.П. Бажова.

У.: Объясните значение понятия «поделочные камни».

Д.: — Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни..

У.: — Что такое малахит? – Посмотрите в словаре точное значение.

Д.: Ответы учащихся, работа со словарем.

Мультимедиа-презентация «Русский малахит»

У.: — Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.

У.:- Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?

У.:-Какой приём будем использовать?

Д.: — Мы будем использовать прием мозаика.

У.:-Какие приёмы лепки будем использовать?

Д.: — Мы будем использовать имитацию.

У.: — Рассмотрите на стр. 26 учебника узоры малахита, созданные природой.

— Какие еще поделочные камни вы знаете? Какие изделия из них вам известны?

Д.: — Агат, оникс, лазурит, змеевик…

— Из поделочных камней делают украшения, вазы, шкатулки…

Уральские горы (шаги на месте, с подниманием рук)

По каменным плитам (изображаем руками спуск по ступенькам)

В страну малахита – (разводим руки в стороны)

В страну работящих (руки сгибаем в локтях, затем разводим)

V . Продолжение работы по теме урока.

У.: -Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника. -Назовите этапы работы.

Д.: — Эскиз, разметка, раскрой, сборка.

У.: — Заполним технологическую карту на стр. 18 рабочей тетради.

У.: -Сравните последовательность изготовления имитации малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

Д.: — Малахит – распиливают, пластилин – разрезают на тонкие пластинки.

— Малахит наклеивают на металл, пластилин – прикрепляют к коробке.

— Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.

У.: Как можно получить различные оттенки цвета?

Д.: — Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.

У.: — Как придать законченность изделию?

Д.: — Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.

У.: — К чему теперь мы можем приступить?

Д.: — Мы можем приступить к выполнению изделия.

У.: — Подготовьте рабочее место. Вспомните необходимое оборудование и правила работы с пластилином.

У.: — Разделитесь на группы по четыре человека. Вспомните правила работы в группе. – Можете приступать к изготовлению шкатулки.

Д.: Выполнение задания в группе по технологической карте и слайдам в учебнике.

У.: — А сейчас мы проведем выставку малахитовых шкатулок.

Д.: Представляют полученные изделия.

У.: — Что у вас получилось лучше всего?

— В чем испытали затруднения?

— Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

На уроке технологии я узнал…

У.: — К следующему уроку подготовьте сообщение о поделочных камнях, из которых выполняют декоративные предметы и о том, какие их особенности необходимо учитывать при отделке различных предметов.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Малахит — красивый минерал, по строению напоминающий агат. Образуется при растворении руд меди и отложении соединений меди в трещинах и пустотах горной породы. Образование малахита

Малахитница — так называли её Уральские рудокопы. Она же была хранительницей малахита. Перед людьми она выступала в образе сказочно красивой женщины с зелёными глазами, одета в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой, украшенной малахитом и драгоценными камнями. Её чертоги украшали малахит, алмазы и яшма.

Малахит, один из главных минералов меди, содержит 57 % чистого металла. Кроме меди, в его состав входят кислород, углерод и вода. Образуется он чаще всего там, где медные руды выходят на земную поверхность Состав

Именно Уралу принадлежит монополия на лучшие сорта поделочного малахита. Здесь его добывали издавна.

Так и пошло по Уралу придание, что лишь за великую доброту, душевную чистоту и честность, одаривает Малахитница своим драгоценным камнем малахитом.

Текстура его разнообразна: струистая, ленточная, круговая, звездчатая с чередованием разноцветных слоев. Распространенными формами малахита являются корочки, почковидные массы и разнообразные натеки. Минерал в виде кристаллов встречается в природе крайне редко. Текстура

Сложность получения малахита в том, что для него главное – не химическая чистота и прозрачность, важная для таких камней как алмаз или изумруд, а его цветовые оттенки и текстура – неповторимый рисунок на поверхности отполированного образца.

Самой ранней малахитовой поделке 10 500 лет! Это скромная, простой овальной формы подвеска, найденная в одном из погребений неолитического могильника в долине Шанидар (Северный Ирак). В те времена в нём ценилась скорее не красота, а польза Из истории

С самых древних времён, с неолита вплоть до железного века, он был камнем ремесленников: краскотеров и красильщиков, стеклодувов, живописцев

В Египте малахит применялся правителями как главный камень силы. Фараоны верили, что он помогает мудро править. Малахит растирали в порошок, лечили им глаза и употребляли в косметике.

Но наибольшей известностью пользуется Малахитовый зал Эрмитажа, который после пожара в 1837 г. был реставрирован. На отделку зала потребовалось 125 пудов малахита. Малахитовые камины, колонны зала изумительны по красоте и рисунку. По краям царских врат Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге стоит восемь малахитовых колонн — по четыре с каждой стороны — высотой около 10 м и диаметром 42 см

Малахит — это амулет мудрых людей, он притягивает к своему владельцу людей. Малахит вызывает повышенный интерес к своему владельцу, его рекомендуют носить как талисман артистам, поэтам и всем тем, кто хочет нравиться и быть на виду

Малахит олицетворяет здоровую зелень природы и символизирует врожденную красоту трав, цветов, деревьев, корней. Малахит поглощает энергию, поэтому после применения его всегда следует чистить, иначе камень может потускнеть и потерять свою силу. Чистить лучше всего водно-солнечным способом или положить на три часа на друзу. Соль не применяйте — малахит очень мягкий и может поцарапаться.

При обработке малахита стараются максимально выявить декоративность камня. Особенно ценится глазчатый малахит с тонкими концентрическими кольцами — «павлиний глаз».

. Малахит следует оберегать от случайных ударов, резких перепадов температур, от воздействия кислот и абразивов; чистить только в мыльном растворе, ультразвуковая и паровая обработка недопустима

Павел Бажов Малахитовая шкатулка На уроке литературного чтения вы читали сказ Павла Бажова «Малахитовая шкатулка», где описано с каким трудом добывался этот камень, как работали над ним мастера, как переправляли его в Петербург для украшения зала в Зимнем Дворце. И конечно о судьбах главных героев: Хозяйки Медной горы, Степане – работнике с рудника. Теперь конечно стало понятно чем связаны Медная гора и малахит. Не зря мы назвали камень малахит сказочным.

План работы Выберите пластилин таких цветов, которые подходят для имитации малахита (белый, зеленый, темно-зеленый, черный). Отрежьте от каждого бруска пластилина небольшой кусок. Положите на отрезанные куски лист бумаги и раскатайте их. Сложите раскатанные пласты один на другой и скрутите их в трубочку. Сделайте из трубочки брусок, для чего сдавите ее сначала сверху, потом переверните и придавите еще раз. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита. Прикрепите пластинки к стенкам и крыше коробки, повторяя технику «русской мозаики»

Номер материала: ДБ-1433538

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Конспект урока технологии

Методист: Еремина Екатерина Ивановна

Учитель: Мотузова Инна Ринатовна

Студентка: Кудряшова Юлия Александровна

Тема: Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка

Изделие: малахитовая шкатулка.

Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитирующей «русскую мозаику».

Предметные: знать основные сведения о полезных ископаемых;выполнять мозаику из пластилина; рационально использовать материалы при выполнении имитации малахита;

Регулятивные: сохранять учебную задачу при выполнении; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;

Познавательные: Учиться самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; иметь стремление к расширению своей познавательной сферы.

Коммуникативные: Учить участвовать в коллективных обсуждениях; строить понятные речевые высказывания;формулировать ответы на вопросы.

Личностные: Формирование основ социально — ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, любознательность, потребность помогать другим.

У учителя: образец изделия, мультимедийная презентация.

У учащихся: Учебник 4 класс « Перспектива » , пластилин, стека, коробка.

Организация рабочего места

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня урок технологии проведу у вас я.

Ребята давайте проверим свои рабочие места. Уберите всё лишнее, на парте должны лежать только:пластилин, стека, коробочка.

— Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

— что такое полезные ископаемые?

— Как их добывают ( из недр или с поверхности земли),

— как транспортируют (по нефтепроводам или в цистернах),

— на какие группы можно разделить полезные ископаемые (твёрдые, жидкие и газообразные)?

— Какие полезные ископаемые вы знаете?

На кухне у мамы помощник отличный-

Он синим цветком расцветает от спички.

Или в удобрении. (Известняк)

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Отгадайте, что же это. (Нефть)

Ножницы, ключи. (Железная руда)

— Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

Откроем учебник на стр. 24 и прочитаем новую информацию о полезных ископаемых

— Объясните значение понятия «поделочные камни»

В России всем известная по сказкам Бажова Хозяйка Медной горы.

Малахитница — так называли её Уральские рудокопы. Она же была хранительницей малахита.

Малахит олицетворяет здоровую зелень природы и символизирует врожденную красоту трав, цветов, деревьев, корней.

Малахит поглощает энергию, поэтому после применения его всегда следует чистить, иначе камень может потускнеть и потерять свою силу. Чистить лучше всего водно-солнечным способом или положить на три часа на друзу. Соль не применяйте — малахит очень мягкий и может поцарапаться.

Выберите пластилин таких цветов, которые подходят для имитации малахита (белый, зеленый, темно-зеленый, черный). Отрежьте от каждого бруска пластилина небольшой кусок.

Положите на отрезанные куски лист бумаги и раскатайте их.

Сложите раскатанные пласты один на другой и скрутите их в трубочку.

Сделайте из трубочки брусок, для чего сдавите ее сначала сверху, потом переверните и придавите еще раз.

Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита.

Прикрепите пластинки к стенкам и крыше коробки, повторяя технику «русской мозаики»

Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей ( для своей пользы).

источник

Конспект урока технологии разработан по ФГОС для 4 класса

Урок технологии в 4 классе по курсу «Технология» авторов Н.И. Роговцевой и др. (УМК «Перспектива»)

Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая Шкатулка».

повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы);

— познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»;

— совершенствовать навыки лепки;

— закрепить знания о мозаике (материалы, использование) , о видах пластичных материалов, об их свойствах;

— показать возможности использования пластилина в мозаике;

— формировать умение самостоятельно выполнять изделия;

— раскрыть содержание понятий поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, «русская мозаика»;

— рассказать о профессии (мастер по камню).

предметные: знать основные сведения о полезных ископаемых;

выполнять мозаику из пластилина; рационально использовать материалы при выполнении имитации малахита; работать в группе; самостоятельно заполнять технологическую карту, проводить анализ изделия;

— регулятивные: сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализация проекта; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;

— познавательные: находить и отбирать информацию о технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников; выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия; на основании текста учебника определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика», заполнять технологическую карту, овладевать технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита;

— коммуникативные: вести диалог при работе в паре и группе; находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения; принимать чужое мнение;

личностные: положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека; проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности; осмыслять этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание); открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач; испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.

Учебник: «Полезные ископаемые» (с. 24-27). + СД приложение

Рабочая тетрадь: «Малахитовая шкатулка» (стр. 18)

Демонстрационные материалы и оборудование: интерактивная доска изображения (образцы) поделочных камней, предметы из поделочных камней, презентация «Поделочные камни и изделия из них», образцы мозаики, образец готового изделия.

Материалы и инструменты для выполнения изделия: пластилин, стека или нитка, коробочка, влажные салфетки, подкладная доска.

Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

— Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

Вспомним: что такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей ( для своей пользы).

Как их добывают ( из недр или с поверхности земли), как транспортируют (по нефтепроводам или в цистернах), на какие группы можно разделить полезные ископаемые (твёрдые, жидкие и газообразные)? (таблица)

— Какие полезные ископаемые вы знаете? Отгадайте загадки о них:

На кухне у мамы помощник отличный-

Он синим цветком расцветает от спички.

Или в удобрении. (Известняк)

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Отгадайте, что же это. (Нефть)

Ножницы, ключи. (Железная руда)

— Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

II. Работа с теоретическим материалом

— Откроем учебник на стр. 24 и прочитаем новую информацию о полезных ископаемых. ( дети читают слова Ани, рассматривают иллюстрации с изображением поделок )

— Объясните значение понятия «поделочные камни» (Поделочными называют камни, используемые как в качестве украшения, так и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни.)

Мультимедиа-презентация «Русский малахит»

Уральские горы (шаги на месте, одновременно руки поднимаем вверх)

По каменным плитам (изображаем руками спуск по ступенькам)

В страну малахита – (разводим руки в стороны)

В страну работящих (руки сгибаем в локтях, затем прикладываем к сердцу)

III. Работа с рубрикой «Путешествуем во времени»

— Какое изделие нам предстоит выполнять?

-Какой приём будем использовать? (Мозаика)

-Какие приёмы лепки будем использовать? (Имитация

Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника

— Расположите этапы изготовления изделия «Малахитовая шкатулка» в нужной последовательности ( СД приложение — работа с интерактивной доской)

Заполним технологическую карту в Рабочих тетрадях .

Повторим правила работы в группе.

Выполнения задания в группе по плану и слайдам в учебнике

Ответить на вопросы по критериям на стр.7 учебника.

Ответим на вопросы на стр. 27 учебника.

Выберите понравившуюся фразу и продолжите её

источник

Цель данного урока:изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитирующей «русскую мозаику».

Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика

Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитирующей «русскую мозаику».

Тип урока: развивающее обучение

-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Оборудование для учителя: учебник Технология 4 класс, технологическая карта, готовые образцы шкатулок, иллюстрации по теме.

Оборудование для ученика: учебник, цветной пластилин, стека, коробочка, леска , образцы изделий

-Ребята достаем свои папки для технологии

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним.

Л: действия смыслообразования

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

Это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей.

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

Шкатулки бывают разные. Посмотрите у меня на столе разные виды шкатулок.

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Объяснение нового материала: анализ образца

Что такое шкатулка? Для чего она используется? Шкатулка-это ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.

Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?

Из сборника уральских сказок Павла Петровича Бажова.

По моей просьбе дома в толковом словаре В. И. Даля Вероника нашла, что такое малахит и сейчас прочитает нам. Давайте послушаем.

Малахит-минерал ярко-зелёного цвета, используемый для различных поделок или как сырьё для получения меди. Этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень. Изумрудный и тёмно-зелёный малахит получил название из-за сходства своего цвета с цветом листьев мальвы. Интересно, что уральский малахит, чья красота воспета П.П. Бажовым в «Малахитовой шкатулке» и известный сегодня как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 г. использовался лишь в качестве медной руды.

Давайте по учебнику прочитаем о малахите на с.25

(рисунок малахитовой шкатулки)

Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка на с.24? (из камня)

Рассмотрите, пожалуйста, замечательные узоры малахита, созданные природой.

(рисунки поделок из малахита)

Малахитовый зал Эрмитажа-это ,пожалуй, самое известное архитектурное создание из малахита.

Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.

Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитацию малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

источник

Формирование умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику».

Просмотр содержимого документа
«План — конспект урока технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».»»

Оценка за урок: ____________

Тема: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

Цель урока: создать благоприятные условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику».

Образовательные: закрепить основные сведения о полезных ископаемых; познакомить с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями).

Развивающие: развивать умения самостоятельно выполнять изделия; совершенствовать технику работы с пластилином.

Воспитательные: воспитывать интерес к новым понятиям: поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, аккуратность.

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; осознание себя как индивидуальности и, в то же время, как члена общества.

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия (самостоятельно или в сотрудничестве с учителем); иметь мотивацию организовать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: правильно формулировать ответ, уметь его аргументировать; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и реализовывать их в собственной композиции.

Предметные: расширить знания учащихся о мозаике;уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: пластилин, пластмассовый нож, подкладной лист, тряпка, коробочка (баночка) для изготовления шкатулки.

І. Организация начала урока.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2. Проверка готовности к уроку

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Кто готов к уроку, тот может присесть.

II. Актуализация умений и знаний.

Жил один парень. Звали его Данила. Он был сиротой, умел играть на дудочке и петь хорошие песни. Однажды услышал старый мастер грустные песни Данилы и пожалел парня, взял Данилу себе. Стали они жить вместе. Целый день работал, с утра до вечера у станка стоял, а Даниле не разрешал к станку подходить. Однажды пришел старый мастер домой, а Данила в это время у станка стоял и в руках что-то держал. Рассердился мастер на Данилу:

− Кто тебе разрешил к станку подходить? И что ты в руках прячешь?

− Ничего я не прячу. Вот, посмотри, браслет малахитовый.

Мастер увидел в руках у Данилы браслет из красивого зеленого камня – малахита и сказал:

− Хорошая работа, но не моя. Где ты взял этот браслет?

− Не может быть! – удивился мастер.

С тех пор они стали работать вместе, и работа у них быстрее пошла. Прошло время, и люди стали говорить, что на Урале появился новый мастер, который из камня, из малахита чудеса делает. Услышал об этом один очень богатый человек, пришел он к Даниле-мастеру и попросил его сделать чашу из малахита, большую чашу, красивую. Дал он Даниле много денег и рисунок, на котором эта чаша была нарисована. Взял Данила рисунок и стал делать эту чашу. И день, и ночь у станка стоял. Всё как на рисунке сделал: чаша на цветок была похожа, а на высокой ножке – зеленые листочки.

У: Кто помнит, из какого произведения этот отрывок??

Д: Павел Петрович Бажов сказка «Медной горы хозяйка».

У: Какой камень использовал Данила — мастер для изготовления изделия?

У: Ребята, давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?

Д: Это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды.

У: На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

Д: Твердые, жидкие, газообразные.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с поделочными камнями, которые используют для создания декоративных изделий.

У: Поделочные камни – это непрозрачные минералы или слабо просвечивающие, уступающие по твёрдости полудрагоценным камням. Поделочные камни имеют красивые рисунки и окраски, поэтому широко применяются в ювелирной промышленности. Это халцедон, сердолик, агат, оникс, кошачий глаз, яшма, малахит, синтетический изумруд, фианит. (Учитель демонстрирует фотографии ювелирных изделий из данных поделочных камней).

У: Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

У: Что мы будем изготавливать на уроке?

У: А шкатулки наши будут не простые. И делать мы будем их из малахита. Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка?

У: Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне.

Малахит — красивый минерал, по строению напоминающий агат. С самых древних времён, с неолита вплоть до железного века, он был камнем ремесленников. В те времена в нём ценилась скорее не красота, а польза.

В Египте малахит применялся правителями как главный камень силы.

Фараоны верили, что он помогает мудро править. Малахит растирали в порошок, лечили им глаза и употребляли в косметике.

Прежде чем мы с вами приступим к работе, давайте повторим технику безопасности при работе с пластилином. (опрос детей)

Правила безопасной работы с пластилином.

1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Объяснение хода практической работы

У: Что нам понадобится при изготовлении «Малахитовой шкатулки»?

Д: Пластилин, пластмассовый нож, подкладной лист, тряпка, коробочка (баночка) для изготовления шкатулки.

IV. Открытие новых умений и знаний

В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).

Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.

После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.

Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем, их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.

Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.

Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики».

— А теперь приступаем к работе, не забывайте о технике безопасности и следите за правильной осанкой.

1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).

2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.

3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.

4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем, их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.

5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.

6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «Русской мозаики».

– Средний пальчик, поднимись!

Выставка и анализ работ учащихся.

А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске (оцениваются работы, обговариваются ошибки).

Какие материалы потребовались для изготовления?

Чему вы научились на уроке?

Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

Вашим домашним заданием будет завершение работы.

Спасибо за урок! Вы можете быть свободны, после того как приведете свое рабочее место в порядок.

источник

Предмет: Технология
Категория материала: Другие методич. материалы
Класс: 4 класс
Автор: Cлаутина Елена Сергеевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 818.50 Kb

Полезные ископаемые (2 часа)

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

— этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание
темы, термины и понятия

Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Освоение техники «русская мозаика». Выполнение шкатулки из пластилина.

Бронза, буровик, буровая вышка, геолог, золото, малахит, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, поделочный камень, пуд, русская мозаика, серебро, скважина, талисман, чёрное золото.

— бережное отношение к природным богатствам России;

— ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

— желание оформлять суждение о человеческих ценностях;

— понимание успешности при освоении темы.

— раскрывать значение понятий «бронза», «буровик», «буровая вышка», «геолог», «золото», «малахит», «месторождение», «нефть», «нефтепровод», «нефтехранилище», «полезные ископаемые», «поделочный камень», «пуд», «русская мозаика», «серебро», «скважина», «талисман», «чёрное золото» и использовать их в активном словаре;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;

— определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;

— определять материалы и их размеры для использования в технике «русская мозаика» и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

— формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно представлять результат собственной деятельности.

— месторождение нефти на карте России и обозначать его, используя условный знак;

— этапы операции по добыче и транспортировке нефти.

— изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина в технике «русская мозаика».

 Оформлять суждение о человеческих ценностях.

Организация образовательного пространства

Тема «Полезные ископаемые и их обозначение на карте».

Тема «П. Бажов. Малахитовая шкатулка».

Учебник, рабочая тетрадь «Технология».

— «Работа с пластичными материалами»;

Презентации «Буровая вышка», «Поделочные камни».

I этап. Самоопределение в учебной деятельности

 Мотивировать к изучению темы.

 Стимулировать желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.

Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.

Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное — это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.

Ребята, кто из девочек прав?

Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить своё суждение.

Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?

— проявлять интерес к изученной теме;

— проявлять желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

— интерес к добыче полезных ископаемых;

— бережное отношение к природе.

 Актуализировать умение работать по плану.

 Ввести понятия «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «чёрное золото», «нефтепровод», «буровая вышка», «полезные ископаемые».

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;

— рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;

— определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;

— определять этапы операции по добыче и транспортировке нефти;

— выполнять модель буровой вышки;

— выполнять учебное действие, используя план;

— выполнять самооценку учебного задания;

— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. В зависимости от площади месторождения, его называют «район месторождения», «провинция месторождения» или «бассейн месторождения».

Область науки и технологии, посвящённая добыче полезных ископаемых, называется горным делом, благодаря которому изучают месторождение, например, нефти.

Месторождение нефти находится в осадочных породах — слоистых, пористых пластах земли.

Богаты нефтью Западная Сибирь, остров Сахалин, полуостров Ямал. Её месторождения встречаются на суше и в море. Существуют специальные значки для обозначения месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, например:

Сначала геологи ищут нефтяные месторождения и подготавливают их к разработке. Затем буровики бурят скважину и строят буровую вышку — сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. Специальными насосами из скважины нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающий завод.

Нефть — природная маслянистая горючая жидкость, имеющая в основном красно-коричневый цвет, но иногда бывает и чёрного цвета. Нефтяная жидкость имеет специфический запах.

Сегодня нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых, которое используется для производства бензина, керосина, пластмасс, краски, ткани, лекарств. Её считают «чёрным золотом», по цене она не уступает жёлтому металлу. Нефть — это богатство России. Нефтяная промышленность тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики.

Объясните значение слов «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «нефтепровод», «буровик», «геолог».

Объясните значение выражений «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы», «чёрное золото».

Назовите профессии, связанные с добычей нефти.

Расскажите о добыче нефти в древности.

Расскажите о добыче нефти в XXI веке.

Расскажите об использовании нефти древними и современными людьми.

Верно ли, что для добычи нефти достаточно пробурить скважину? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что месторождения нефти встречаются только на территории России? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 4—5, с взаимооценкой.

Определите на карте России месторождения нефти и отметьте их общепринятым условным обозначением.

Оцените работу по пятибалльной системе.

Задание 4 (У) Учебник, с. 18—19, с самооценкой.

Определите по фотографиям учебника технологическую операцию по добыче и транспортировке нефти. (Выкачивание нефти на буровой вышке, доставка нефти по нефтепроводу, доставка нефти в вагоне-цистерне.)

Задание 5 (У) Учебник, с. 21—23, с взаимооценкой.

Выполните модель буровой вышки, используя план учебника.

Оцените работу по пятибалльной системе.

Буровая вышка — это сооружение над . , предназначенное для . . По форме буровая вышка похожа на . .

2. Отметьте условный знак, которым обозначают на картах нефть:

3. Определите и подчеркните названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

— проявлять интерес к изучению природных богатств России;

— проявлять бережное отношение к природе.

— раскрывать значение понятий «нефть», «чёрное золото», «месторождение», «нефтепровод», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы» и использовать их в активном словаре;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение.

— выполнять учебное действие, используя план;

— выполнять самооценку учебного задания.

— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

— рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI в.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 24 Скачиваний: 30

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2019
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

источник

Полезные ископаемые (2 часа)

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

— этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание
темы, термины и понятия

Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Освоение техники «русская мозаика». Выполнение шкатулки из пластилина.

Бронза, буровик, буровая вышка, геолог, золото, малахит, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, поделочный камень, пуд, русская мозаика, серебро, скважина, талисман, чёрное золото.

— бережное отношение к природным богатствам России;

— ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

желание оформлять суждение о человеческих ценностях;

— понимание успешности при освоении темы.

— раскрывать значение понятий «бронза», «буровик», «буровая вышка», «геолог», «золото», «малахит», «месторождение», «нефть», «нефтепровод», «нефтехранилище», «полезные ископаемые», «поделочный камень», «пуд», «русская мозаика», «серебро», «скважина», «талисман», «чёрное золото» и использовать их в активном словаре;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;

— определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;

— определять материалы и их размеры для использования в технике «русская мозаика» и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

— формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

адекватно представлять результат собственной деятельности.

— месторождение нефти на карте России и обозначать его, используя условный знак;

— этапы операции по добыче и транспортировке нефти.

— изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина в технике «русская мозаика».

Оформлять суждение о человеческих ценностях.

Организация образовательного пространства

Тема «Полезные ископаемые и их обозначение на карте».

Тема «П. Бажов. Малахитовая шкатулка».

Учебник, рабочая тетрадь «Технология».

— «Работа с пластичными материалами»;

Презентации «Буровая вышка», «Поделочные камни».

I этап. Самоопределение в учебной деятельности

 Мотивировать к изучению темы.

 Стимулировать желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.

Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.

Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное — это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.

Ребята, кто из девочек прав?

Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить своё суждение.

Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?

— проявлять интерес к изученной теме;

— проявлять желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

— интерес к добыче полезных ископаемых;

— бережное отношение к природе.

 Актуализировать умение работать по плану.

 Ввести понятия «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «чёрное золото», «нефтепровод», «буровая вышка», «полезные ископаемые».

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;

— рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;

— определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;

— определять этапы операции по добыче и транспортировке нефти;

— выполнять модель буровой вышки;

— выполнять учебное действие, используя план;

— выполнять самооценку учебного задания;

— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Полезные ископаемые — минеральные образования , состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве или . Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. В зависимости от площади месторождения, его называют «район месторождения», «провинция месторождения» или «бассейн месторождения».

Область науки и технологии, посвящённая добыче полезных ископаемых, называется , благодаря которому изучают месторождение, например, нефти.

Месторождение нефти находится в осадочных породах — слоистых, пористых пластах земли.

Богаты нефтью Западная Сибирь, остров Сахалин, полуостров Ямал. Её месторождения встречаются на суше и в море. Существуют специальные значки для обозначения месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, например:

Сначала геологи ищут нефтяные месторождения и подготавливают их к разработке. Затем буровики бурят скважину и строят буровую вышку — сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. Специальными насосами из скважины нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающий завод.

Нефть — природная маслянистая горючая , имеющая в основном красно-коричневый цвет, но иногда бывает и чёрного цвета. Нефтяная жидкость имеет специфический запах.

Сегодня нефть является одним из важнейших для , которое используется для производства бензина, керосина, пластмасс, краски, ткани, лекарств. Её считают «чёрным золотом», по цене она не уступает жёлтому металлу. Нефть — это богатство России. Нефтяная промышленность тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики.

Объясните значение слов «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «нефтепровод», «буровик», «геолог».

Объясните значение выражений «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы», «чёрное золото».

Назовите профессии, связанные с добычей нефти.

Расскажите о добыче нефти в древности.

Расскажите о добыче нефти в XXI веке.

Расскажите об использовании нефти древними и современными людьми.

Верно ли, что для добычи нефти достаточно пробурить скважину? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что месторождения нефти встречаются только на территории России? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 4-5, с взаимооценкой.

Определите на карте России месторождения нефти и отметьте их общепринятым условным обозначением.

Оцените работу по пятибалльной системе.

Задание 4 (У) Учебник, с. 18-19, с самооценкой.

Определите по фотографиям учебника технологическую операцию по добыче и транспортировке нефти. (Выкачивание нефти на буровой вышке, доставка нефти по нефтепроводу, доставка нефти в вагоне-цистерне.)

Задание 5 (У) Учебник, с. 21-23, с взаимооценкой.

Выполните модель буровой вышки, используя план учебника.

Оцените работу по пятибалльной системе.

Буровая вышка — это сооружение над . , предназначенное для . . По форме буровая вышка похожа на . .

2. Отметьте условный знак, которым обозначают на картах нефть:

    3. Определите и подчеркните названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

    — проявлять интерес к изучению природных богатств России;

    — проявлять бережное отношение к природе.

    — раскрывать значение понятий «нефть», «чёрное золото», «месторождение», «нефтепровод», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы» и использовать их в активном словаре;

    — определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

    — определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение.

    — выполнять учебное действие, используя план;

    — выполнять самооценку учебного задания.

    — формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

    — рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;

    — рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;

    — определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;

    — определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

    — выполнять модель буровой вышки.

    Блок Б. Малахитовая шкатулка

     Стимулировать интерес к работе с полудрагоценными камнями на примере малахита.

     Актуализировать знания о работе с пластичными материалами.

     Ввести понятия «малахит», «пуд», «поделочный камень», «русская мозаика», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».

    — определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;

    — определять размеры материалов, используемых в технике «русская мозаика», и обосновывать своё мнение;

    — рассказывать об использовании малахита в России;

    — рассказывать о процессе создания изделий из малахита способом «русская мозаика»;

    — рассказывать правила работы с пластичными материалами;

    — выполнять изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина;

    — выполнять учебное задание, используя алгоритм;

    — выполнять взаимооценку учебного задания;

    — адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

    В природе существуют такие полезные ископаемые, которые человек использует для изготовления предметов искусства, например ваз, шкатулок, панно, украшений. Это поделочные камни: агат, яшма, малахит, оникс и др.

    Изделия из полудрагоценных камней — это хороший подарок как женщинам, так и мужчинам. Выбор полудрагоценных и поделочных камней очень большой. Их стоимость вполне доступна.

    Название «малахит» произошло от древнегреческого слова malakos — мягкий. Очень важно знать значение камня для его обладателя. Как амулет, приносящий здоровье, и красивый камень для украшений, малахит использовался ещё древними греками и египтянами. Узор на камне часто напоминает глаз, поэтому малахит применяли как амулет для защиты от сглаза. В Средние века малахит использовался для защиты детей от всяческих неприятностей, а также ведьм. На Руси малахит считался камнем исполнения желаний. Древние русичи вырезали из малахита «солнце» для защиты от ядовитых животных и злых духов.

    Благодаря большому содержанию меди малахит помогает очищать тело от токсинов и загрязнений. Он поглощает отрицательную энергию, помогает укрепить нервную систему и устранить эмоциональный дисбаланс, освобождает сознание от обид и неурядиц прошлого. В старину носили перстень с малахитом как оберег от холеры и чумы.

    Считается, что малахит приносит удачу и исполнение желаний, он популярен как детский амулет. Украшения из малахита оправляют серебром, золотом, бронзой. предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий. Талисманом может являться любой предмет — от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева.)

    Объясните значение слов «малахит», «пуд», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».

    Объясните значение выражений «поделочный камень», «русская мозаика».

    Назовите синонимы слова «талисман». (Амулет, оберег.)

    Расскажите о значении малахита для его обладателя.

    Расскажите об использовании малахита в России.

    Представьте процесс создания изделия из малахита способом «русская мозаика».

    Расскажите о правилах работы с пластичными материалами.

    Могут ли в составе одного изделия использоваться поделочные камни и драгоценные металлы? Обоснуйте своё мнение.

    Верно ли, что для выполнения изделия в технике «русская мозаика» используются поделочные камни только больших размеров? Обоснуйте своё мнение.

    Задание 3(У) Учебник, с. 26-27, с взаимооценкой.

    Выполните изделие «Малахитовая шкатулка», используя план из учебника.

    Оцените работу партнёра, используя пятибалльную систему и критерии:

    источник

    Источники:
    • http://infourok.ru/konspekt-uroka-tehnologii-na-temu-poleznie-iskopaemie-malahitovaya-shkatulka-klass-umk-perspektiva-971283.html
    • http://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-malahitovaya-shkatulka-klass-2854339.html
    • http://infourok.ru/konspekt-po-tehnologii-malahitovaya-shkatulka-klass-2854346.html
    • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt_uroka_tiekhnologhii_v_4_klassie_na_tiemu_malakhitovaia_shkatulka
    • http://multiurok.ru/files/urok-tekhnologii-v-4-klasse-po-teme-malakhitovaia.html
    • http://multiurok.ru/files/plan-konspiekt-uroka-tiekhnologhii-na-tiemu-poliez.html
    • http://www.infouroki.net/urok-s-tehnologicheskoy-kartoy-malahitovaya-shkatulka-4-klass-tehnologiya.html
    • http://botana.biz/prepod/tehnologiya/orxyzk86.html
    Читайте также:  Умельцы ру полезные приспособления