Меню Рубрики

Полезные ископаемые недр планеты относятся

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.

2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:

а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоемов;
г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.

10. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно-сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;
б) канцерогенными;
в) пирогенными;
д) абиогенными.

14. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – б; 4 – в; 5 – г; 6 – в; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – б; 14 – а.

Прищепина И.А., Захарова Г.А. и др. Биология. Тестовые задания. – Мн.: Новое знание, 2005.

источник

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

Образовательная – выделить и охарактеризовать важнейшие уровни структурной организации жизни в биосфере;
Развивающая – углубить знания о жизни на Земле как сложноорганизованной многоуровневой системе в виде оформленного конспекта лекций;
Воспитательная – продолжить формирование экологической культуры, основанной на научной картине организации жизнедеятельности биосферы.

Оборудование и наглядности: Экспозиционный материал в кабинете биологии (“Уровни организации живой природы”, “ Эволюция растений”, “ Эволюция животных”, “ Основные царства живой природы”, “ Эволюция человека”, “ Геохронология Земли”), таблицы (“Распространенность химических элементов в земной коре” (по декадам В.И. Вернадского)), портрет В.И. Вернадского.

1. Контроль д/з (экологические тесты), оценка (взаимоконтроль, самооценка).

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.

2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций, являются:

а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к :

а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к :

а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоёмов;
г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваниё.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.

10. Разрушение озонового слоя ведёт к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно — сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) ртути;
б) свинца;
в) кальция;
г) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;
б) канцерогенными;
в) пирогенными;
г) абиогенными.

14. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на :

а) предприятия химической и угольной промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.

2. Сообщение темы урока, целей и задач деятельности учителя и учащихся, формы и содержание основного учебного материала, критерии оценки деятельности за урок.

II. Изучение нового материала.

Структура биосферы (лекция).

Живая природа очень тесно связана с неживой природой и эволюционное развитие жизни на Земле тесно связаны с геологическими и химическими процессами. Земля – космическое тело. (Рассказ с демонстрацией “Геохронологической таблицы Земли”). На нашей планете, в начале её развития, была только неживая природа. Мы попробуем, на основе своих знаний проследить развитие биосферы Земли.

Я помогу вам составить конспект, приготовьте цветные ручки, для выделения главного. С правой стороны листа отведите линией 4-5 клеток.

Начнём с того, что ученые физики и химики имеют сведения о том, что мельчайшими образованиями в природе являются элементарные частицы.

О и О – протоны и нейтроны, образующие ядро атома и О – электроны в виде отрицательного заряженного ОS и p электронных облаков.

О,О,О

Атом (химический элемент и его изотопы, 110 видов) П.С.Х.Э.

C, O, H, N(P) – макроэлементы биосферы (декады Вернадского).

H2O + CO2 + фотон света – фотосинтез (хлорофилл).

Органические вещества: Углеводы энергия, жиры (липиды) – оболочка, белки – строительный материал.
I

(ДНК + капсула) – вирус (неклеточная форма жизни).
ДНК + цитоплазма + клеточная стенка + рибосомы + – прокариоты (безъядерные клетки).
ДНК (хромосомы) + ядро + цитоплазма и органоиды – эукариоты (ядерные клетки).
Клетка —> одноклеточные организмы.

II

—> Растительные: фотосинтезирующая, покровная, проводящая, механическая, образовательная, запасающая.
—> Животные: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная.

III
Растений (органы) Животных (системы органов)
1. Лист; Побег Вегетативные 1. Движения;
2. Стебель; 2. Пищеварения;
3. Размножения;
3. Корень; Генеративные 4. Выделения;
4. Семя; 5. Реакция на изменения во внутренней и окружающей среде.
5. Цветок;
6. Плод.

Система органов – взаимосвязанные выполнением одной функции органы животных

IV

Природы (Царства живой природы).

  1. Растения.
  2. Животные.
  3. Грибы.
  4. Лишайники.
  5. Вирусы.
  6. Бактерии.
V
Вид – организмы сходные по своим физиологическим критериям.
Ареал – место обитания (размеры территории) вида.
Популяции – (численность и качественный состав ареала).
VI

А) Продуценты – образуют органические вещества (растения, фотосинтез);
Б) Консументы – потребляют органические вещества (пищевые цепи);

Растительноядные, плотоядные, симбионты, паразиты.

В) Редуценты – разрушают и преобразуют остатки организмов (грибы, бактерии – санитары).

Биотоп – место обитания биоценоза.

VII

б
и
о
т
о
п

Костное вещество – неживая природа: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Экологическая ниша – местообитание вида (биогенное вещество – нефть, уголь, торф, известняк);

Биогеоценоз – взаимосвязь биоценоза и биотопа, образование экологической системы, природного сообщества: лес, болото…

(Биокостное вещество).

б
и
о
г
е
о
ц
е
н
о
з Биосфера – совокупность природных сообществ, обеспечивающая круговорот веществ, связывающий живую и неживую природы на Земла. б
и
о
с
ф
е
р
а

III. Систематизация лекционного материала.

Выпишем из конспекта слова справа а таблицу (слева).

Уровни структуры биосферы Земли

I. Молекула.
II. Клетка.
III. Ткань.
IV. Орган. Молекулярный.
Клеточный.
Тканевый.
Органный. Молекулярный.
Клеточный.
Органно-тканевый. Молекулярный.
Клеточный организменный. Суборганизменный. V. Организм.
VI. Популяция. Организменный.
Популяционный. Популяционно-видовой. Популяционный. Организменный. VII. Биогеоценоз.
VIII. Биосфера. Биогеоценотический биосферный. Биогеоценотический биосферный. Ценотический. Надорганизменный.

Таким образом, классификаций существует несколько, и если вам встречается любая из них, вы сможете её объяснить. В результате нашей работы делаем выводы:

  1. Земля – космическое тело и в ней протекают постоянно геологические и химические процессы, в результате которых происходит эволюция биосферы.
  2. С появлением человека и развитием общества людей, которые производят положительную и отрицательную деятельность в биосфере, усугубляют её глобальные проблемы.

Однако хочется заметить, что большинство людей, бережно относятся к природе. Об этом свидетельствуют картины художников и литературные произведения. (Читают стихи).

IV. Итог урока. Оценка деятельности. Домашние задания.

  1. Оценить полученные знания по новому материалу. Сложите свою оценку с оценкой за тест и скажите общую за урок.
  2. Домашние задания. Параграф 46, конспект в тетради, с выделенными в конспекте словами составить: ребус, кроссворд, тест (5 терминов “3”, 8 – “4”, 10 и более – “5”).
  3. Выяснение непонятного или дополнения к уроку.
  4. Рекомендации дополнительной литературы.

источник

Ресурсы недр, или ископаемые ресурсы относятся к категории невозобновимых. Общие их запасы на планете по мере использования уменьшаются. Процесс их восстановления идёт настолько медленно, что за короткий исторический период он практически незаметен. В большинстве случаев ископаемые ресурсы как топливная база и как сырьё для промышленного производства.

Именно недра дают 75% сырья для химической промышленности,85% — для электроэнергетики.

В 100% случаев на полезных ископаемых работает цветная и чёрная металлургия, атомная промышленность и производство строительных материалов

В таблице 10 приводятся сведения о разведанных и конечных запасах некоторых полезных ископаемых нашей планеты (лет потребления).

Таблица 10. Сведения о разведанных и конечных запасах некоторых полезных ископаемых нашей планеты (лет потребления).

Добыча полезных ископаемых.

Добыча полезных ископаемых год от года возрастает. Многие месторождения уже истощены, однако геолого-разведочные работы позволяют открывать новые месторождения ,проникая всё глубже в недра. Сейчас разведочные работы уже ведутся до глубины 9 км, в том числе и на морском дне.

Ежегодно на планете добывается 3,7 млрд.т угля, 3 млрд.т нефти,1,5 трлн.куб.м природного газа, 900 млн.т железной руды, 80 млн.т бокситов, 6 млн.т меди, 500 тыс.т никеля, 100 тыс.т молибдена.

Угроза истощения природных месторождений полезных ископаемых направила научно-технический прогресс на поиск их заменителей. В ряде стран уже сейчас в крупных промышленных масштабах производятся искусственные синтетические алмазы, рубины, пьезокварц, начато производство синтетической слюды. С помощью органического синтеза производятся различные пластмассы и другие синтетические конструкционные материалы. Ведутся исследования по получению искусственного жидкого топлива из угля и других горных пород. Начато использование керамики с добавками циркония и вольфрама, а также алюминия в сочетании с О2, вместо металлов. В Японии уже созданы цельнокерамические жаростойкие дизельные двигатели. Они потребляют на 15% меньше горючего, чем металлические, и практически не загрязняют атмосферу.

Энергетические ресурсы недр.

Особое значение для человечества имеют энергетические ресурсы.

К невозобновимым энергетическим ревурсам относят уголь, нефть, газ, сланцы, торф, а также водород, гелий, литий, ядерное топливо. К возобновимым относится энергия процессов фотосинтеза, прямого использования солнечной энергии, гидроэнергия, энергия приливов и волн, процессов испарения и выпадения осадков, ветровая, геотермальная и гидротермальная и др.

Если всего лишь 120-150 лет назад главными источниками энергии была мускульная сила людей и животных, древесина и ветер, то сейчас в основе энергетики — уголь, нефть, природный газ, гидроэнергия и ядерная энергия. Удельный вес остальных источников пока невелик.

Органическое топливо (уголь, нефть, природный газ) составляют лишь одну стомиллионную часть общей потенциальной энергии Земли, а всё остальное — это потенциальное ядерное горючее — уран, литий, дейтерий и др. (естественно, на по массе, а по энергетическому потенциалу).

Читайте также:  Полезно ли пить масло подсолнечное

Тем не менее, сейчас именно органическое топливо является основой энергетики на планете, из него 72% условного энергетического потенциала составляет уголь,16% — жидкие углеводороды (нефть), и 12% — природный газ.

По прогнозам учёных, к 2050 году практически все экономически рентабельные запасы горючих органических ископаемых — угля, нефти, газа, будут исчерпаны.Особенно это касается нефти и газа.

Известно, что сжигание всех видов топлива сопровождается интенсивным загрязнением окружающей среды и поступлением в атмосферу огромного количества углекислого газа, поэтому постоянно ведётся поиск новых источников энергии и новых способов её производства.

Что касается России, то её доля в мировой добыче угля, нефти и газа составляет от 10 до 30% (если точнее, то по нефти -17%, по газу-25%, по углю-15%).

В последнее время всё чаще говорят об энергетическом кризисе на планете. По оценкам учёных разведанных запасов органического топлива (угля, нефти и газа) хватит относительно ненадолго (нефти- на 35 лет, газа на 50 лет, всё менее используемого и экологически “грязного” угля — на 425 лет). С другой стороны среднегодовые темпы энергопотребления на планете падают и есть ещё много неразведанных запасов органического топлива, в том числе на дне морей и океанов. Тем не менее с экологических позиций человечеству уже сейчас выгоднее переходить на использование экологически более чистых и относительно неисчерпаемых источников энергии, таких как ядерная, солнечная, ветровая и др.

Напомним, что сегодня главный источник энергии — нефть (от 30 до 60% в разных странах).

“Нефтяной кризис”, который начался в 1973 году, и о котором мы уже говорили, привёл к поискам новых видов энергии. Франция, как известно, развивает атомную энергетику (сейчас её доля там составляет 70%), Япония снизила энергопотребление на 50%,Бразилия развила производство спирта из сахарного тростника и использует смесь спирта с бензином в качестве топлива. Доля нефти в мировом энергопотреблении начала падать c 41% в 1980 г до 33% в 1990 г.

Запасы минерального сырья в России.

Запасы минерального сырья в России по состоянию на 1994 год по мировым ценам оцениваются в 28 трлн. долларов США, что эквивалентно по стоимости 2 млн.т золота или валовому национальному продукту нашей страны за 20 лет.

Доля России в мировой добыче угля, нефти и газа составляет от 10 до 30%, по металлам — 10-15% (если точнее, то по нефти -17%, по газу-25%, по углю-15% , а по железной руде -14%).

Однако крупнейшие месторождения находятся в труднодоступных районах Сибири и Крайнего Севера , и без огромных капитальных вложений не могут быть освоены.

С распадом СССР месторождения марганца, свинца, хрома, сурьмы, титана и ртути оказались на территории бывших союзных республик, у которых Россия теперь вынуждена закупать их на сумму 2 млрд. долларов в год.

Разведанных запасов нефти России хватит на 35 лет. Подготовка же к освоению новых районов — шельфа северных морей, Восточной Сибири, практически прекращена.

Золота, добываемого в россыпях (70% всей добычи),хватит лишь на 3-5 лет.

В Якутии в ближайшее время будут исчерпаны запасы алмазов, добываемых открытым способом. С 1992 года прирост разведанных запасов полезных ископаемых в России не покрывает их добычи, в то же время экспорт сырья продолжает возрастать на 20% ежегодно.

Следует иметь ввиду, что ресурсонасыщенность России (количество потребляемых ресурсов на душу населения) в 1,5-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах.

Ожидается, что к 2000 году будет исчерпана сырьевая база на 40% добывающих предприятий и Россия из экспортёра минерального сырья превратится в его импортёра, если не будут освоены ресурсы больших глубин (5-7 км).

Велики потери сырья при его добыче и обогащении. Для угля они составляют 20-24%,для хромовой руды — 28%,для калийных солей -62%. В процессе обогащения руд теряется более 1/3 олова, около 1/4 железа, вольфрама, молибдена и др. потери при обогащении превышают потери при добыче по железу более чем в 7 раз, по вольфраму и олову — в 5 раз. При добыче нефтяного газа в 1991 году в факелах было сожжено более 10 млрд. кубометров газа.

Можно сделать вывод, что положение в горнопромышленном комплексе в России, в целом, кризисное.

Меры по охране полезных ископаемых в России носят законодательный характер. Главные требования законодательства России о недрах содержит следующие главные требования по их охране:

1.Полное и комплексное геологическое изучение недр.

2.Исключение самовольного использования ресурсов недр.

3.Полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов.

4.Исключение вреда запасам полезных ископаемых.

5. Охрана месторождений от затопления, обводнения, пожаров и т.п.

6.Запрет на самовольную застройку площадей месторождений.

7.Запрет на загрязнение недр при подземном хранении нефти, газа и др.

8.Лицензирование при отводе земель для разработки.

9. Регулярные платежи за право пользования недрами.

источник

Примерные вопросы тестов по экологии с ответами

Раздел «Биоценология», «Медицинская экология»,

«Глобальные экологические проблемы»

При увеличении численности популяции внешние условия становятся сдерживающим фактором и приводят:

к появлению широкого разнообразия форм;

Рост популяции животных определяется прежде всего комбинацией:

рождаемости и обеспеченности пищей;

рождаемости и размера территории, занимаемой популяцией;

Выберите биоценоз наиболее разнообразный по видовому составу:

Как называется весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов животных:

Плотность популяции как правило на ранних стадиях её развития стремительно возрастает, далее несколько снижается и практически останавливается. Выберите причину этого процесса:

это продиктовано биологическими особенностями вида;

достигается предел ёмкости среды в данных условиях;

исчерпывается ресурс размножения особей, они больше не могут оставлять потомство.

Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

1) геологическими процессами;
2) космическими факторами;
3) высокими темпами прогресса;
4) изменением климата.

Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:

1) особенности рельефа местности;
2) пищевые ресурсы и болезни;
3) особенности климата;
4) географическое положение страны.

Рациональное природопользование подразумевает:

1) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
2) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
3) добычу и переработку полезных ископаемых;
4) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

1) неисчерпаемым природным ресурсам;
2) возобновляемым природным ресурсам;
3) невозобновляемым природным ресурсам;
4) пополняющимся ресурсам.

Вырубка лесных массивов приводит к:

1) увеличению видового разнообразия птиц;
2) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
3) уменьшению испарения;
4) нарушению кислородного режима.

Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

1) парниковым эффектом;
2) уменьшением объема грунтовых вод;
3) загрязнением водоемов;
4) засолением почв.

Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

1) угарного газа;
2) углекислого газа;
3) диоксида азота;
4) оксидов серы.

Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

1) резких колебаний температуры;
2) канцерогенных веществ;
3) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.

От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

1) водяные пары;
2) облака;
3) озоновый слой;
4) азот.

Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

1) желудочно-кишечного тракта;
2) сердечно-сосудистой системы;
3) кожи;
4) органов дыхания.

При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

1) ртути;
2) свинца;
3) кальция;
4) кобальта.

Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

1) болезни опорно-двигательной системы;
2) инфекционные болезни;
3) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
4) болезни пищеварительного тракта.

Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

1) биогенными;
2) канцерогенными;
3) пирогенными;
4) абиогенными.

Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

1) предприятия химической и угольной промышленности;
2) сельское хозяйство;
3) бытовую деятельность человека;
4) транспортные средства.

Тест в формате ГИА (сводный)

А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука

А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют

1) абиотическими факторами

3) экологическими факторами

4) движущими силами эволюции

А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор

А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют

А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют

А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)

А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются

А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания

А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы

А 10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность

А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется

2) продуктивностью популяции

3) саморегуляцией популяции

4) восстановлением популяции

А 12. Сигналом к сезонным изменениям является

4) взаимоотношения между организмами

А 13. В агроценозе пшеницу относят к продуцентам

1) окисляют органические вещества

2) потребляют готовые органические вещества

3) синтезируют органические вещества

4) разлагают органические вещества

А 14. На зиму у растений откладываются запасные вещества

4) все перечисленные вещества

А 15. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

А 16. Основной причиной неустойчивости экосистемы является

1) неблагоприятные условия среды

2) недостаток пищевых ресурсов

3) несбалансированный круговорот веществ

4) большое количество видов

А 17. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется

А 18.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

А 19.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется

2) экологическими последствиями

3) экологической ситуацией

4) экологическим мониторингом

А 20. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. К антропогенным экологическим факторам относят

А) внесение органических удобрений в почву

Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

Г) прекращение вулканической деятельности

Д) прореживание саженцев сосны

Е) обмеление рек в результате вырубки лесов

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

В 2. В естественной экосистеме

А) разнообразный видовой состав

Б) обитает небольшое число видов

В) незамкнутый круговорот веществ

Г) замкнутый круговорот веществ

Д) разветвленные цепи питания

Е) среди консументов преобладают хищники

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.

В 3 Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами

А) Круговорот веществ незамкнутый

Б) Круговорот веществ замкнутый

Д) Преобладание монокультур

При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.

С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

С 2. В чем причина массовых миграций животных?

А 1. Термин «экология» в 1866 году предложил

А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания — фактор

А 3. Ограничивающий фактор в биоценозе

А 4. Группа популяций разных видов, населяющих определенную территорию, образуют

А 5. Продуценты в экосистеме дубравы

1) поглощают готовые органические вещества

2) образуют органические вещества

3) разлагают органические вещества

4) выполняют все перечисленные функции

А 6.Самая высокая продуктивность

А 7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ

А 8. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему

А 9.Закономерность, согласно которой количество энергии, накапливаемой на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается

1) правило экологической пирамиды

2) закон гомологических рядов

А 10. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой

4) консументов 3-го порядка

А 11. Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза

А 12. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности

А 13. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

Читайте также:  Самый полезный орех для мозга

А 14.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года

3) остановка физиологических процессов

А 15. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории

А 16 Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) антропогенные, биотические, абиотические

А 17. Известно, что большое число видов в экосистеме способствует ее устойчивости

1) особи разных видов не связаны между собой

2) большое число видов ослабляют конкуренцию

3) особи разных видов используют разную пищу

4) в пищевых цепях один вид может быть заменен другим видом

А 18. В биогеоценозе в отличие от агроценоза

1) круговорот не замкнутый

3) поглощенные растениями элементы из почвы, со временем в нее возвращаются

4) поглощенные растениями элементы из почвы, не все в нее снова возвращаются

А 19. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

1) привлечение плотоядных животных

2) привлечение животных – редуцентов

3) внесение органических удобрений

4) уничтожение сорняков пропалыванием

А 20. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.)

В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Местом для первичной сукцессии могут служить

Б) обнаженная горная порода

Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

В 2. Консументом леса является волк

А) Потребляет солнечную энергию

Б) регулирует численность мышевидных грызунов

В) выполняет роль редуцента

Д) накапливает в теле хитин

Е) поедает растительноядных животных

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.

В 3. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений

Д) бычий цепень – копытное животное

При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.

С 1.Когда нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

1. Уменьшение численности шмелей.

2.Увеличение численности травоядных животных.

3. усиленное размножение растений-конкурентов.

С 2. В чем причина массовых миграций животных?

1. Недостаток или отсутствие кормовой базы

2. Инстинкт миграции в период размножение.

3. Интенсивное размножение (увеличение) численности вида.

4. Природные катаклизмы (наводнение и др.)

С 1.Как нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

1. Редис – растение короткого дня.

2. Для получения корнеплодов выращивать весной и осенью при более коротком дне.

3 Для получения семян выращивать летом, при длинном дне редис зацветает.

С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

1.Интенсивное размножение кроликов объясняется: малым количеством хищников и обилием пищевых ресурсов.Численность может быть снижена биологическим методом (использование например, вирусов).

Вид — формы живой материи, представленные совокупностью особей, сходных между собой по морфологическим и физиологическим особенностям, имеющим общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и занимающих определенную область распространения (ареал).

Популяция — совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени населяющих определенное пространство. Популяция – элементарная эволюционная единица, она обладает собственной эволюционной судьбой.

Условия, влияющие на численность популяции — пищевые ресурсы, ограниченность ареала обитания, эпидемии, болезни, природные катастрофы и т.д.

Динамика популяций — колебания или изменения численности популяций во времени.

Движущие силы эволюции — наследственность, изменчивость, естественный отбор, борьба за существование

Ёмкость среды — способность территории вмещать определённое количество особей.

Полный перечень терминов в отдельном файле.

источник

Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:

A. пищевые ресурсы и болезни

Рациональное природопользование подразумевает:
B. деятельность, направленную на научно обоснованное использование,

Полезные ископаемые недр планеты относятся к:
C.невозобновляемым природным ресурсам

Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
C. загрязнением водоемов

Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
B. углекислого газа

От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
C. озоновый слой

Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
C. кожи

При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:
A. ртути

Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
C. сердечно-сосудистые и онкологические заболевания

Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
A. предприятия химической и угольной промышленности

Причиной «парникового эффекта» является:
A. повышение концентрации СО2 в атмосфере
К каким природным ресурсам с эколого-экономической точки зрения относится солнечная радиация?
A. неисчерпаемые
К нетрадиционным источникам энергии относятся:
A. энергия приливов и отливов
Какой загрязнитель Мирового океана представляет наибольшую опасность для живых организмов на современном этапе?
C. нефть
Основная масса углекислого газа (СО2) поступает в атмосферу на современном этапе в результате:
D. сжигания всех видов горючих ископаемых
E. дыхания живых организмов

Прогнозируемое учеными возможное потепление климата связывается в основном с выбросами в окружающую среду:
A. углекислого газа
Киотский международный протокол посвящен вопросам снижения выбросов:
B. парниковых газов
Какой вид источников энергии является наиболее экологически чистым?
D. использование энергии ветра
Какой вид источников энергии является экологически опасным?
A. тепловые электростанции
Система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства, не приводящая к изменению параметров компонентов биосферы – это:

B. охрана природы
К каким природным ресурсам с эколого-экономической точки зрения относятся нефть, газ, уголь?
D. невозобновимые

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9632 — | 7312 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Под качеством природной среды понимают:

Ее способность воспроизводить жизнь на Земле с сохранением природных экосистем и биоразнообразия

Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

высокими темпами прогресса ;

Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:

пищевые ресурсы и болезни ;

Рациональное природопользование подразумевает:

деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов ;

Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

невозобновляемым природным ресурсам ;

Вырубка лесных массивов приводит к:

нарушению кислородного режима ;

Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

резких колебаний температуры;

От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;

Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

Экология – наука, изучающая:

закономерности взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания

экология” предложил:

Стадия развития биосферы когда разумная (по определению Вернадского) человеческая деятельность становится главным (определяющим) фактором развития на нашей планете называется:

Популяция – это:

группа организмов одного вида, занимающая определенное пространство и функционирующая как часть биотического сообщества

Сложная природная система, образованная совместно живущими и связанными друг с другом видами, называется:

Система длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере, называется:

Как называются загрязняющие вещества, не выводящиеся из организма:

Какова роль озонового слоя в верхних слоях атмосферы?

является защитным экраном от ультрафиолетового излучения ;

К экологическим факторам относятся:

абиотические, биотические, антропогенные ;

Удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколений:

Вещество, образование которого связано с живыми организмами биогенное вещество:

Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к неисчерпаемым:

вода, космические, климатические ;

Главный компонент смога Лондонского типа:

Вещества, способствующие разрушению озонового слоя:

фреоны или хлорфторуглеводороды ;

Какие вещества на земле включены в круговорот веществ?

Когда был принят Монреальский протокол о запрете веществ, разрушающих озоновый слой?

Толерантность – это способность организмов:

выдерживать изменения условий жизни ;

Соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности называют:

Максимально полное и комплексное извлечение из месторождения всех полезных компонентов – это:

рациональное использование ресурсов ;

Как называется определенное местоположение популяции в биоценозе?

Как называется зона, факторы которой угнетающе влияют на состояние живого организма?

Основная часть азота поступает в почву в результате:

деятельности азотофиксирующих бактерий и сине-зеленых водорослей ;

Естественное загрязнение биосферы происходит в результате:

Как называется зона, факторы которой наиболее благоприятно влияют на состояние живых организмов?

Причина теплового перегрева планеты и возникновения “парникового эффекта”:

повышение содержания углекислого газа в атмосфере ;

Основную массу живого вещества биосферы составляют:

Исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов и абиотической сферы вместе с занимаемым ими участком земной поверхности, являющаяся составной частью природного ландшафта и элементарной биотерриториальной единицей биосферы, называется:

К чему может привести закачивание вод в скважины для интенсификации добычи нефти на нефтепромыслах?

Консументы – это:

организмы, питающиеся готовой продукцией ;

Среди перечисленных экосистем естественными биоценозами являются:

Основными причинами утраты биологического разнообразия могут быть:

Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающее у человека различные заболевания, называется:

Как называется заболевание, обнаруженное в Японии, вызванная отравлением ртутью?

Канцерогенами называются вещества, вызывающие:

Парниковый эффект, связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи и других твердых частиц:

вызовет повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере ;

Что изучает аутэкология?

В каком году появилась идея глобального мониторинга окружающей среды и сам термин мониторинг?

Применение ядохимикатов в борьбе с сельскохозяйственными вредителями приводит к:

сокращению численности популяций, приносящих пользу (насекомых-опылителей, птиц и др.) ;

Как называется мониторинг, который осуществляется на основе международного сотрудничества позволяющий оценить современное состояние природной системы Земли.

Кем было разработано учение об экосистеме?

Кем создано учение о ноосфере?

Естественный шумовой фон составляет:

Повышение дозы облучения человеческого организма вызывает:

нарушение функций кроветворения ;

Важнейшей составной частью экосистемы современного города является:

Самым эффективным действием отдельного человека по улучшению экологических условий может быть:

активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по охране окружающей среды ;

Первые два приземных слоя атмосферы, это:

источник

Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле объединены общим названием «полезные ископаемые». Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, а полезные — так как служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые предметы, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Все они необходимы для обеспечения комфортной жизни людей.

Недра нашей планеты таят огромные запасы полезных ископаемых. Часть из них залегает около поверхности Земли, другие же — на большой глубине, под толщей «пустой» породы.

По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на:

  • твердые — различные руды, уголь, каменная соль и др.;
  • жидкие — нефть, минеральные воды;
  • газообразные — горючий газ.

По особенностям использования различают три группы:

  • горючие — уголь, торф, горючие сланцы, нефть, природный газ;
  • металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов;
  • неметаллические полезные ископаемые — различные соли, известняк, глина, песок, камни и т. д.

Металлические полезные ископаемые служат для извлечения из них металлов. К неметаллическим полезным ископаемым относятся строительные материалы, рудоминеральное неметаллическое сырье — слюды, графит, алмазы и химическое минеральное сырье — калийные соли, фосфаты, сера.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых. Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют «бассейна».

Особую группу полезных ископаемых образуют различные виды топлива. Это торф, уголь, горючие сланцы, нефть и горючие газы. Они содержат углерод и, соединяясь с кислородом при горении, выделяют тепло.

Читайте также:  Тыква полезные свойства для детей

Горючие ископаемые используются не только как топливо. Они служат незаменимым сырьем для производства различных изделий. Угли, горючие сланцы, нефть и газ используют при выпуске пластмасс, синтетических тканей, взрывчатых веществ, лекарств, красок, технических масел, мыла и другой продукции.

Нефть — горючая маслянистая жидкость темного цвета. Ее добывают в основном с помощью бурения скважин на суше, а также на дне морей и океанов. Нефть — это «сгусток энергии». Используя всего лишь 1 мл этого вещества, можно нагреть на 1 °С целое ведро воды.

Природный газ, так же как нефть и уголь, образовался в земных недрах из органических веществ растительного и животного происхождения под действием высоких давлений и температур.

Природный газ является отличным топливом и обладает многими положительными свойствами — высокой теплотворной способностью, хорошей транспортабельностью, большей по сравнению с нефтью и углем экологичностью. Природный газ — самое чистое органическое топливо. При сгорании он образует намного меньше вредных веществ, чем уголь и нефть, поэтому и используется очень широко. По газопроводам топливо перекачивают на многие тысячи километров. Более того, разведанные запасы газа больше, чем разведанные запасы нефти.

Уголь является одним из наиболее важных полезных ископаемых. Он используется в качестве твердого топлива, выделяя при горении много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Уголь образовался из погибших растений. Прожив свой век, деревья и другие растения отмирали, падали, заносились илом и песком, спрессовывались, а затем происходило их обугливание. Начинался этот процесс в присутствии кислорода, а продолжался в бескислородной среде. При этом остатки растений теряли кислород, водород, азот, а углерод сохранялся. Так образовались торф и уголь.

Уголь состоит из углерода, водорода, кислорода, азота и других второстепенных компонентов. По содержанию углеводорода угли подразделяются на бурые (65—70 % углерода), каменные (порядка 80 % углерода), антрациты (до 96 % углерода).

Каменный уголь залегает в земле пластами толщиной до 100 м. Его добычу ведут открытым или закрытым способами. Открытый способ добычи применяют на тех месторождениях угля, где он залегает близко к поверхности земли. Угольные пласты взрывают, а затем куски угля экскаваторами грузят в огромные грузовики или железнодорожные вагоны. При закрытом способе строят шахты, представляющие собой глубокие вертикальные колодцы с горизонтальными туннелями. В них трудятся шахтеры, которые с помощью мощных специальных комбайнов дробят большие пласты каменного угля и подают его наверх.

источник

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) геологическими процессами;

в) высокими темпами прогресса;

а) особенности рельефа местности;

б) пищевые ресурсы и болезни;

г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;

б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;

в) добычу и переработку полезных ископаемых;

г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;

б) возобновляемым природным ресурсам;

в) невозобновляемым природным ресурсам;

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;

б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;

г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

б) уменьшением объема грунтовых вод;

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;

в) радиоактивного загрязнения;

г) возбудителей заболеваний.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

10. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;

б) сердечно-сосудистой системы;

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;

в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;

г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

14. Наибольшие количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;

в) бытовую деятельность человека;

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Что изучает классическая экология?

а) отношение организмов между собой и окружающей их средой;

б) разнообразных животных и растений;

в) инфекционные заболевания людей и животных;

г) растительные сообщества континентальных территорий.

2. Экологический мониторинг, как информационная система является основанием

а) экологического менеджмента;

б) экологического образования и воспитания;

в) развертывания научных исследований;

г) развертывания системы наблюдения за состоянием природных и воздействующих на них техногенных объектов.

3. Наивысшим, замыкающим показателем экологического благополучия урбанизированных территорий является:

а) уровень медицинского обслуживания граждан;

б) частота обращения граждан в поликлиники в связи с острыми инфекционными заболеваниями;

в) состояние здоровья населения;

г) уровень реализации социальных программ.

4. К абиотическим экологическим факторам относятся:

а) фитоценозы, определяющие ход биологической продуктивности;

б) почва, включая почвенных микроорганизмов и почвенную влагу;

в) почвенная влага, воздух и подстилающие горные породы;

г) солнечная радиация и продуценты, использующие ее для производства биомассы.

5. Что понимается под процессами урбанизации:

а) процесс ускорения научно-технического прогресса;

б) целесообразное в экологическом отношении территориальное сочетание производственных комплексов и селитебных территорий;

в) неуправляемый процесс развития инфраструктуры, обеспечивающий формирование города;

г) трудно контролируемый рост городов в результате концентрации производства и населения.

6. Каковы показатели благополучного состояния экологических систем в естественных условиях:

а) нормальное сочетание растений и животных;

б) наличие в экосистемах трофических цепей;

в) отсутствие хищных животных, способных нарушить равновесие в системе хищник — жертва;

г) биологическая продуктивность и видовое разнообразие растительных сообществ, отвечающее зональным характеристикам.

7. Надежным показателем благополучия экологии городской среды является: а) хорошее состояние здоровья его жителей;

б) чистота улиц и других территорий общего пользования;

в) достаточное, отвечающее строительным нормативам, количество зеленых насаждений;

г) чистота воздушной и водной сред города.

8. Как соотносятся между собой понятия биогеоценоз и экосистема?

б) биогеоценоз — объективно существующая реальность, тогда как экосистема — есть отражение этой реальности в нашем сознании, определяемое целями исследования;

в) экосистема представляет собой частный случай биогеоценоза;

г) биогеоценоз представляет собой частный случай экосистемы.

9. Что такое биосфера Земли?

а) область жизни, охватывающая другие земные оболочки;

б) поверхность континентов и архипелагов;

в) почва и часть атмосферы, расположенная непосредственно над ней;

г) почвенно-растительный слой Земли и световая зона морей и океанов.

а) ассоциация растительности, занимающая определенное положение в пространстве, отличающаяся от смежных ассоциаций;

б) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные компоненты взаимосвязаны обменом вещества, энергии и информации;

в) единый природный комплекс, включающий растительность, почву и подстилающие горные породы;

г) сочетание растительных и животных организмов, взаимосвязанных обменом вещества, энергии и информации, занимающее определенную территорию.

11. Что такое парниковый эффект и каковы вызывающие его причины:

а) увеличение среднегодовой температуры слоя воздуха в результате изменения солнечной активности;

б) снижение величины солнечной радиации за счет увеличение запыленности и задымленности атмосферы;

в) увеличение среднегодовой температуры воздуха за счет изменения оптических свойств атмосферы;

г) увеличение среднегодовой температуры воздуха вследствие изменения направления морских течений.

а) уменьшение количества выпадающих осадков;

б) регрессия (понижение) уровня мирового океана;

в) возросшие темпы и объемы испарения с поверхности океанов;

г) количество техногенной энергии, необходимой людям, останется постоянным.

13. Что означает состояние гомеостаза экологической системы?

а) состояние внутреннего динамического равновесия;

б) неравновесное состояние, вызванное внешними воздействиями;

в) состояние активно протекающих процессов сукцессии;

г) состояние деструкции растительных сообществ экосистемы;

14. В чем состоит принцип исключения Г.Ф. Гаузе?

а) невозможно развитие экосистем при техногенном давлении;

б) сукцессия не может протекать в условиях недостатка влаги или солнечной энергии;

в) два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны;

г) экосистема не достигнет климаксного состояния в случае автотрофной сукцессии.

15. Что такое потенциал экологический?

а) возможность воспроизводства фитоценозов;

б) способность экосистемы воспринимать антропогенные нагрузки;

в) способности природных систем отдавать человеку продукцию или производить работу при условии сохранения среды жизнеобитания;

г) возможность природной среды нейтрализовать загрязнения.

16. Как следует понимать ноосферу Земли?

а) как одну из материальных оболочек, подобную атмосфере или гидросфере;

б) как синоним биосферы более позднего происхождения;

в) как сферу разума, отражающую развитие цивилизованного человеческого общества;

г) как философское понятие, не имеющее конкретного содержания.

17. Экологической нишей называется:

а) территория преимущественного обитания какого-то вида;

б) территория, в пределах которой осуществляется конкурентная борьба между видами;

в) позиция вида в сообществе и в соотношении с другими видами и средой обитания;

г) местообитания любого вида организмов, характеризующиеся благоприятными для него условиями.

18. Что такое природно-техническая геосистема?

а) совокупность промышленных объектов, взаимосвязанных инфраструктурой;

б) система коммуникаций и связи, обеспечивающая развитие производства и проживание граждан на определенной территории;

в) районная планировка, как система производственных и селитебных территорий;

г) совокупность взаимосвязанных природных и искусственных объектов, образующихся в результате строительства и эксплуатации инженерных объектов и комплексов.

19. Экологическая система наиболее устойчива, если она:

а) обладает наибольшей первичной продуктивностью;

б) имеет литогенную основу, представленную прочно смерзшимися грунтами;

в) обладает наименьшей биологической продуктивностью;

г) обладает зональной экологической продуктивностью, а литогенная основа сложена немерзлыми породами.

а) совокупность процессов загрязнения природных объектов;

б) сочетание технических средств и технологий, позволяющих выпускать законченную продукцию;

в) энергетическое обеспечение технических средств и технологий

г) совокупность процессов, возникающих и развивающихся в природной среде под воздействием и эксплуатацией инженерных сооружений и технических средств

21. Какое из следующих выражений относится к одному из двух биогеохимических принципов В.И.Вернадского?

а) геохимическая биогенная энергия определяет важнейшие геологические процессы на поверхности Земли;

б) геохимическая биогенная энергия включает в себя также энергию техногенеза;

в) геохимическая биогенная энергия стремиться в биосфере к максимальному проявлению;

г) геохимическая биогенная энергия циклична в своем проявлении.

22. Под экологическим кризисом понимается такое взаимоотношение между обществом и природой, при котором:

а) развитие производительных сил и производственных отношений не соответствует возможностям ресурсного потенциала природы;

б) распространяются загрязнения во всех важнейших сферах жизнедеятельности человека;

в) не хватает тех или иных видов природных ресурсов и их приходится закупать за рубежом;

г) возникающая нагрузка на природу вызывает сопротивление природоохранительных организаций.

23. Совокупность процессов, возникающих и развивающихся в природных средах под воздействием человека называется:

24. Процесс «расползания городов» вызывает:

а) сокращение сельскохозяйственных угодий;

б) сокращение (экономию) электроэнергии;

в) дополнительное загрязнение воздушного бассейна;

г) дополнительное изменения микроклиматических условий;

д) совместное воздействие «а», «в» и «г»;

е) совместное воздействие «а», «б» и «г»;

ж) совместное воздействие «б», «в» и «г».

25. Катастрофа экологическая подразумевает:

а) определенное нарушение природной среды, приведшее к снижению биологической продуктивности;

б) определенное нарушение природной среды, приведшее к снижению биологического разнообразия;

в) полное нарушение экологического равновесия в экосистемах;

г) существенное нарушение экологического равновесия в экосистемах, требующее значительных затрат на их восстановление.

26. Мутации — естественные или вызываемые мутагенами количественные и качественные изменения генотипа:

а) не передающиеся по наследству;

б) передающиеся по наследству в качестве фактора, препятствующего эволюции;

в) передающиеся по наследству и являющиеся важнейшим фактором эволюции;

г) всегда воздействующий отрицательно на потомство фактор;

27. Вспомните экологические законы Барри Коммонера. Какой из перечисленных ниже законов ему не принадлежит?

б) все должно куда-то деться;

д) все законы принадлежат Барри Коммонеру;

а) рассеивает солнечную радиацию на подходе к Земле;

б) снижает уровень инфракрасного солнечного излучения, чем препятствует перегреву атмосферы Земли;

в) снижает уровень жесткой коротковолновой ультрафиолетовой радиации;

г) неблагоприятный климатический фактор Южных и Северных широт.

29. Под загрязнением правомерно понимать:

а) привнесение в среду новых, обычно не характерных для нее химических, физических биологических или информационных агентов;

б) возникновение в среде новых, обычно не характерных для нее физических, биологических или информационных агентов;

в) увеличение концентрации тех или иных компонентов среды сверх характерных для нее количеств;

г) возможность появления любого из обозначенных выше процессов или их сочетания.

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/565983/
  • http://studfiles.net/preview/3507717/page:12/
  • http://infourok.ru/test-po-teme-prirodnie-faktori-458895.html
  • http://studopedia.ru/19_370336_himiya-i-ekologiya-zagryaznenie-okruzhayushchey-sredi.html
  • http://megalektsii.ru/s26587t4.html
  • http://sitekid.ru/planeta_zemlya/poleznye_iskopaemye.html
  • http://texts.news/ekologiya-cheloveka/testovyie-zadaniya-24786.html