Меню Рубрики

Полезные ископаемые окружающий мир 1 класс

образовательные:

  • Закрепить знания учащихся о том, что Земля имеет три основных значения: Земля — это планета, Земля — это суша, Земля — это почва
  • Способствовать становлению у учащихся первоначального представления о внутреннем содержании Земли — полезных ископаемых и их многообразии
  • Создать условия для поиска ответов на следующие вопросы:
    -что такое почва и какова ее польза?
    -что такое полезные ископаемые?

развивающие: Продолжить формирование навыков

  • коллективной работы и сотрудничества
  • самостоятельного оценивания ответов и высказываний других детей
  • самостоятельного поиска ответов на вопросы

воспитательные: Формирование бережного отношения к земле и полезным ископаемым

Оборудование:

  • разрезные карточки,
  • лоточки с образцами земли.
  • проектор, ноутбук
  • презентация « Земля»

-Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке , надо из букв сложить слово.

Работа в группах

Дети работают в группах и выполняют задание самостоятельно.

После выполнения задания дети должны получить слово «земля».

-Но слово «земля» — многозначное слово.

— Давайте вспомним в каких случаях мы употребляем слово «земля».

По ходу ответов детей через проектор показываются иллюстрации.

  • Земля-планета, когда мы говорим о космосе (слайд)
  • Земля- суша, когда мы выходим или выплываем из воды( слайд)
  • Земля – почва, когда мы сажаем растения (слайд)

-У вас на столах стоят коробочки. Рассмотрите их содержимое. Уточните в каком значении мы сегодня будем говорить о земле.

-Представитель готовой к ответу группы поднимет руку.

(Спросить одного представителя.)

Итак, мы выяснили, что первая тема нашего урока «почва» (слайд)

— Возьмите полоску коричневого цвета и положите перед собой

-Мы знаем такие слова как «земля», «почва» (слайд)

— А что бы вы хотели узнать о почве? (Что такое почва? Значение почвы. Какая бывает почва? Как удобрять почву? Как ухаживать за почвой?)

— Мы вместе сформулировали первую цель нашего урока. Мы будем искать ответы на вопросы: «Что такое почва?» (то есть нам надо дать определение почве) «Какое значение имеет почва?» (слайд)

-При обсуждении темы урока все группы выяснили, что говоря о почве мы подразумеваем землю. Используя это слово мы и начнем выстраивать наше определение.

Работа в группах

Возьмите полоски желтого цвета и, работая вместе, выберите понятие, которое высчитаете наиболее подходящим: — слой земли

(учитель проходит по классу и помогает, если необходимо, группам)

-Все группы готовы .Покажите мне карточку, которую вы выбрали.

-Какая группа хотела бы доказать свою точку зрения?

(Спросить представителя одной -двух групп)

-Мы определили, что это слой земли.(слайд)

Теперь необходимо определить какой он?

Работа в группах

-Для этого возьмите карточки зеленого цвета и попытайтесь найти самые главные, важные признаки этого слоя. На карточках следующие слова: верхний, полезный, светлый, черный, грязный, липкий.

Выслушать представителя от каждой группы.

-Вы все выбрали слова «верхний», «полезный».(слайд)

-Меня особенно заинтересовало слово « полезный»

-А для кого он полезен прежде всего? (для растений)

-А чем полезен?( из почвы они добывают полезные вещества)

-Тогда как нам закончить наше определение?

(учитель спрашивает детей по желанию)

— Переверните карточку розового цвета и закончите определение

— Представителю самой организованной группы я предлагаю прочитать определение, которое у нас получилось.

— Давайте сверим наше определение с определением ,которое дается в учебниках.(слайд)

Почва -верхний полезный (плодородный) слой земли ,на котором могут расти растения.

Как вы считаете, мы справились с поставленной нами целью? Докажите свою точку зрения.

-Действительно мы нашли ответ на вопрос и доказали его.(слайд)

-Мы сегодня на уроке говорили о почве, как полезном слое земли.

-И сейчас на уроке мы еще раз будем использовать слово « полезный»

(Учитель раздает каждой группе коробочку, в которой лежат полезные ископаемые)

-Посмотрите на вещества, которые лежат в коробочке. Есть ли среди них знакомые вам?

-Эти вещества такие разные, а я сложила их вместе.

-Как вы думаете, почему я их объединила?

Работа в группах

-Обсудите данный вопрос в группе.

После обсуждения выслушать представителей групп.

-Действительно, все эти вещества полезные.

-Но прежде, чем оказаться в этой в этой коробочке они проделали очень долгий путь , их добывали в глубинах Земли, на поверхности Земли.

— Может кто -то знает как они называются?(полезные ископаемые)

На экране появляется слайд :Мы знаем слова :полезные ископаемые(слайд)

— Кто хочет попробовать сформулировать 2 цель нашего урока?

(учитель спрашивает одного -двух желающих)

На экране появляется слайд :мы хотим узнать «Что такое полезные ископаемые?»

«Какие бывают полезные ископаемые?»

Работа в группах

-В ходе обсуждения мы уже попытались дать определение полезным ископаемым.

Какая из групп даст более точное определение .

После обсуждения выслушать представителя каждой группы и затем сверить с аналогом.

Давайте сверим наши определения с определением , которое я взяла из учебника

Полезные ископаемые –природные богатства которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и приносят людям пользу.(слайд)

-Рассмотрите таблицу « Природные богатства Земли разнообразны» , найдите среди них полезные ископаемые и назовите.(если останется время найти исключения)

Дополниительный материал:

-Теперь я предлагаю каждой группе отгадать загадку про полезное ископаемое

1. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.(песок)

2. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

3. Белый камешек растаял,
На доске лишь след оставил(мел)

4. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.(уголь)

5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.

— Из загадок мы поняли, что каждое полезное ископаемое приносит пользу по-своему и они все для нас важны.

Работа по учебнику

-Посмотрите на страницу и назовите добыча каких полезных ископаемых здесь изображена?

-Использование какого полезного ископаемого вас больше всего удивило?

-Мы с вами живем в удивительном краю , богатом самыми разнообразными полезными ископаемыми.

— Назовите полезные ископаемые, которые встречаются на территории нашего края.(слайд)

— Мы сегодня работали по таблице «Природные богатства Земли разнообразны»

-Давайте еще раз назовем эти богатства. Они разнообразны , но не бесконечны.

Что нам нужно сделать ,что бы эти богатства достались еще нашим потомкам.

(выслушать ответы одного -двух человек)

-Какое слово мы чаще всего сегодня употребляли?( полезный)

-А для кого сегодня и урок был полезен?

— А чем же он был для вас полезен?

-А за что вы можете сегодня себя похвалить?

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

источник

Презентация расширяет и углубляет знания о полезных ископаемых, их происхождении и применении.

Вложение Размер
poleznye_1.pptx 2.39 МБ
poleznye_2.pptx 2.76 МБ

Полезные ископаемые Красивые камни в нашем доме часть 1

В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Будьте все внимательны, Активны и старательны.

В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий —в ладошке лежать. Тяжелый, большой — одному не поднять. Камень Загадка

Камни — это часть неживой природы. Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень. Этот камень носит название-известняк. В школе мы пользуемся известняком – это мел. Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом Земли магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана. Мы говорим «камни», а в науке различаются минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества, имеющие однородный состав, а горные породы — это соединения нескольких минералов.

Одни камни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. А еще есть драгоценные камни и полудрагоценные. На Руси из них изготавливали украшения, шкатулки, фигурки, сувениры.

Оникс Название своё (от греч. « ónyx » — ноготь) камень получил из-за цвета светлого мраморного оникса, напоминающего цвет ногтя. Все ониксы широко используются как поделочные камни. Применяется также как материал для мозаичных и облицовочных работ.

Сердолик старинное русское слово, означающее « радующий сердце » . В природе сердолик встречается редко. Естественная его окраска бывает от нежно-розовой до красновато-розовой, иногда от морковной до мясо-красной . Лучшие в России сердолики происходят из Восточной Сибири. В качестве материала для изготовления ювелирных украшений, амулетов, талисманов и культовых предметов сердолик применялся со времён раннего неолита (18 тыс.лет до н.э.).

Яшма — один из самых древних каменных материалов, с которыми познакомился первобытный человек. Цвет различный, практически всех оттенков. Некоторые яшмы имеют сложный узор. Люди использовали яшму с давних времен — для изготовления цилиндрических печатей, мозаик, отделки зданий; делались из нее и амулеты.

Нефрит — минерал и самоцвет, полудрагоценный поделочный камень. Цвет — зелёный всех оттенков. Нефрит являлся первым материалом для изготовления орудий труда, охоты и вооружения у древних народов. Из него вырезали амулеты, фигурки богов, украшения . Этот камень обладает удивительной вязкостью и очень долго держит тепло, поэтому иногда его нагревали и использовали как грелку. Выше всего ценится изумрудно-зелёный нефрит.

Родонит — название происходит от греческого слова rhodon — роза. Родонит в небольших количествах в природе встречается довольно часто. В середине XIX в. этот красивый камень широко применялся в русском камнерезном искусстве. Из него изготовляли торшеры с канделябрами, обелиски, роскошные вазы и чаши, которые хранятся в Государственном Эрмитаже. Родонит использовался при отделке колонн станции Маяковская Московского метро.

Жадеит — минерал, похожий на нефрит, но имеющий другой состав. Жадеит благодаря своей прекрасной окраске и текстуре широко используется для изготовления колец, брошей, кулонов, бус, т.п., причем высококачественные просвечивающие зеленые камни ценятся очень дорого.

Амазонит — это камень синевато-серого цвета является символом красоты и независимости. Название «амазонит» произошло от реки Амазонки. Амазонит используют в качестве недорогого поделочного камня для изготовления украшений, художественных поделок, в инкрустациях. Сам амазонит, хотя и не считается драгоценным, очень красив, порой отсвечивает алмазным блеском и нередко встречается в виде различных недорогих поделок и украшений.

Презентацию выполнила: Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ № 992

Полезные ископаемые Красивые камни в нашем доме часть 2

Кремень известен человечеству с древних времен, него начался каменный век. Кремень раскалывается на обломки с острыми режущими краями. Древний человек изготовлял из него свои первые орудия; благодаря способности давать искры кремень использовался для извлечения огня. Окраска минерала может быть белой, темно или светло коричневой с разными оттенками. Имеет стеклянный блеск. Кремень найти очень просто. Он похож на сильно застывший, пластилин или мыло.

Агат — полудрагоценный камень. Его отличительной чертой является полосчатость . Разные по цветовой гамме волнистые полосы образуют невероятные узоры, в которых иногда можно разглядеть целые картины: пейзажи, замки, озера и горы. С глубокой древности агат применялся для изготовления печатей, различных сосудов, декоративных и ювелирных изделий. Чаще всего встречаются агаты серого, голубого и белого оттенков. Наиболее ценные расцветки – изумрудный и розовый.

Кахолонг — камень завораживающей красоты, отличается разнообразием цветов и оттенков этого минерала. Его цвет может варьировать от чистого белого до зеленого. В мире известно более ста оттенков этого минерала. В современном мире этот камень нашел применение в ювелирных изделиях. Его вставляют в кольца и серьги, хотя сам по себе кахолонг не является дорогостоящим, несмотря на это, с ним очень любят работать ювелиры.

Чароит Камень свое название получил от реки Чара в Сибири, но, учитывая его потрясающий цвет, наименование камня вполне могло бы происходить от слова «очаровывать». На сегодня чароит — самый редкий и экзотический самоцветный камень в мире . Чароит легко полируется и очень хорошо смотрится в ювелирных изделиях. Поэтому он широко применяется при изготовлении вставок в кольца, бус и прочих недорогих украшений.

Авантюрин Авантюриновое стекло и авантюрин внешне очень похожи, существует лишь одно отличие – присутствие большого количества блестящих вкраплений в авантюриновом стекле. В настоящее время этот материал (авантюриновое стекло) широко используют для мозаики, для создания предметов интерьера.

Скарн Название скарн связано со шведским словом « skarn », означающим « грязь ». В зависимости от происхождения скарна различаются и варианты его окраски. Так, встречаются зеленые, зеленовато-серые, бурые, белые экземпляры, реже – буровато-розовые. Как правило, камень имеет неоднородную, пятнистую или полосатую текстуру, сочетающую в себе несколько оттенков.

Змеевик Название камня связано с его цветом – зеленый, оливковый, оттенки с многочисленными полосками, вкраплениями и пятнышками напоминает кожу змеи. Змеевик – это такой камень, свойства которого привлекают мастеров и умельцев, потому что он очень мягкий, прекрасно шлифуется и обрабатывается. В наше время камень змеевик используют для отделки стен, потолков, полов. Змеевик помогает создать определенный интерьер в ванных комнатах, в бассейнах.

Пегматит Залежи пегматита имеются на всех континентах земного шара, а размер залежей может быть от нескольких квадратных метров до пары километров. Пегматитовые изделия – непременная атрибутика работников умственного труда. Из них изготовляют всевозможные амулеты и талисманы, а так же канцелярские принадлежности. Также пегматит в последнее время пытаются использовать как отделочный материал. Пегматит широко распространён.

Лазурит Этот самоцвет называют камнем небес, так как в нем загадочным образом отображается сияние звездного неба. Лазурит завораживал ценителей еще с древних времен. Интересно, что с виду это самый обычный минерал: в нем нет прозрачности и блеска, однако, по-настоящему ценен он благодаря своему необыкновенному цвету.

Читайте также:  Полезные свойства меда из молочая

Тигровый глаз Этот камень имеет красивую золотисто-жёлтую или золотисто-коричневую окраску и шелковистый отлив на полированной поверхности. Тигровый глаз отличается от минералов эффектом «кошачьего глаза ». Сравнительно недорогой поделочный камень, популярный материал для всевозможных ювелирных украшений и мелких резных художественных изделий.

Лепидолит Как и другие минералы группы слюд, камень состоит из отдельных слоев, напоминающих чешуйки, которые довольно легко отделяются друг от друга. Отсюда и название минерала (греч. » лепидос » — «чешуя»). Цвет камня варьирует от белого, серого и желтого до розоватого, сиреневого и белого. Его тонкие пластинки обладают эластичностью и, в какой-то степени, даже упругостью: их можно немного согнуть, но через некоторое время форма восстановится.

Обсидиан Он известен людям с давних времен и является одним из первых камней, которые люди начали обрабатывать и использовать в собственных целях. Камень обсидиан образуется при застывании лавы. Окраску имеет разнообразную, но преимущественно темную . В нынешнее время обсидиан является полудрагоценным камнем и из него изготавливаются различные украшения, ювелирные изделия, статуэтки.

Льдистый кварц — один из самых распространённых минералов в земной коре. В чистом виде кварц бесцветен или имеет белую окраску из-за внутренних трещин. Кварц используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука , в телефонной и радиоаппаратуре ,в электронных приборах . Многие разновидности используются в ювелирном деле.

Презентацию выполнила: Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ № 992

В настоящем пособии предлагается система работы по обучению детей математике во 2 классе. Уроки разработаны в соответствии с новой программой по математике для второго класса начальной школы, рассчита.

Закрепление пройденного материала. Урок проводится в игровой форме.Решение примеров и задач. Выполнение заданий сказочных героев.

Материал содержит презентацию к фрагменту урока по теме «Числа и цифры 1 и 2».

Разрезные карточки с памятками, содержащие правила по русскому языку и математике. Предназначены для вклеивания в тетрадь с целью проведения учениками самостоятельной работы над ошибками и повторения .

Урок математики в 1 классе «Закрепление приемов сложения 1 и 2» составлен с требованиями ФГОС. К уроку прилагается призентация.

Данная презентация может использоваться при работе с модульной сиcтемой PROClass.

Урок проводится в 3 классе, позволяет на интересном литературном материале усваивать одну из трудных тем русского языка.

источник

1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

Наша машина ездит на бензине, который делают из нефти мы варим еду на плите, которая работает на газе чтобы сделать шашлык на даче нужен уголь посуда сделана из глины

2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

Ход работы (по заданиям учебника).

  1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название.
  2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
  3. Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.

6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.

Путь обозначен на рисунке тонкой синей линией.

7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия,

известняк, нефть, песок

8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.

1. Название полезного ископаемого
2. Где добывается
3 Свойства полезного ископаемого
4. Использование его в хозяйственной деятельности

Алюминиевая руда — боксит

Всем известный металл алюминий в чистом виде в природе не встречается. Добывают его из алюминиевых руд — полезных ископаемых, содержащих в себе различные соединения этого вещества. Наиболее известная и широко добываемая алюминиевая руда называется боксит.

В нашей стране бокситы добываются на Урале, в Сибири, в Прибайкалье и на Кольском полуострове. Также имеются месторождения бокситов в Венгрии, в Центральной и Южной Африке, на Украине, в Казахстане, во Франции и в Индии.

После специальной обработки из боксита выделяется чистый алюминий. Это очень легкий по весу металл серебристо-белого цвета. Он легко поддаётся ковке, прекрасно проводит тепло и электричество, и, в отличие от большинства металлов, практически не подаётся коррозии.

Благодаря своим свойствам алюминий очень широко применяется в промышленности. Из него делают посуду (кастрюли, сковороды, подносы, ложки и вилки), алюминиевую фольгу для выпекания и упаковки, провода, трубы, его используют при производстве микросхем, из алюминия делают краску, а также рамы для самокатов и велосипедов, фюзеляжи самолетов и многое другое .

Воспользуйся записью при выступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

источник

урок окружающего мира в 3 классе, УМК «Школа России»

урок: открытие новых знаний

Урок окружающего мира 3 класс (программа «Школа России)

Тема урока: «Полезные ископаемые».

— осознавать уникальность и ценность полезных ископаемых и необходимость нести ответственность за их сохранение.

— следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

— способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

— принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);

— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

— осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;

— производить самооценку в соответствии с предложенными критериями;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок (коррекция);

— выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);

— излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

— постановка и решение проблемы;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

— устанавливать причино — следственные связи;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

— осуществлять моделирование (таблица, деформированные предложения).

— находить на карте условные обозначения полезных ископаемых;

— знать свойства полезных ископаемых;

— познакомиться со способами добычи полезных ископаемых;

— рассмотреть использование полезных ископаемых в народном хозяйстве;

— приводить примеры полезных ископаемых;

Цель: формирование ценностного отношения к учебной познавательной деятельности по характеристике полезных ископаемых.

Тип урока: урок формирования первичных знаний.

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: частично – поисковый метод, решение проблемной ситуации, словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, наглядный метод, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, индивидуальная работа с таблицей, самооценка.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, иллюстрации полезных ископаемых, карточки с названиями полезных ископаемых, карточки с заданиями для работы в группах, настенная карта полезных ископаемых, карточки с рассказами о полезных ископаемых, списки распределения детей по группам, правила работы в группе, деформированный текст (с пропусками), критерии самооценки, лист оценки работы в группе, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

1.Самоопределение к деятельности.

— Добрый день, ребята! Давайте проверим, все ли готовы к уроку?

— Какие учебные предметы нам необходимы на уроке окружающего мира?

— Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!

— проверяют готовность к уроку;

На столах у учеников учебник, ручка, лист оценки работы в группе, таблицы для заполнения, самооценка ученика (таблица), дневник.

2.Актуализация знаний, мотивация

— Посмотрите внимательно на слайд (слайд № 2)

— Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

— Какие природные богатства вы знаете?

— Как вы думаете, почему я выделила одно из природных богатств другим цветом?

писточник

Модель-конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Авторы учебника: Плешаков А.А., Крючкова Е.А., УМК «Школа России»

Сформировать у детей представление о различных видах полезных ископаемых, выявлении их основных свойств, раскрыв проблемы экологии и практической значимости для человека.

Продолжить формирование специальных учебных действий – умений работать с натуральными объектами – образцы полезных ископаемых; интеллектуально-познавательных УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; коммуникативных: уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи, оформлять свои мысли в устной форме; регулятивных: оценивать свою деятельность и уметь ее корректировать.

Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир на основе установления причинно-следственных связей между типом рельефа и размещением полезных ископаемых; формировать основы экологической культуры на основе природоохранного, социально-экономического аспектов эковоспитания; воспитывать любовь к родной природе.

Методы по источникам знаний:

Наглядные: иллюстративный; технические средства

Практические: работа с текстом учебника, моделирование

Методы контроля: тестирование

Плоскостные: статические (слайды и фотографии)

Натуральные: полезные ископаемые (набор)

Вербальные: текст учебника

Тип урока по дидактической цели: комбинированный с поэтапным закреплением материала .

Этапы и методические особенности уроков

Предметные учебные действия

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

— Ребята, сядьте на своих местах поудобнее. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страничку в книге знаний.

Не бойтесь проявлять любознательность, задавать вопросы.

самоорганизация, готовность активно участвовать в уроке

Умение слышать и понимать речь учителя.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Изучение нового материала

(беседа с элементами практической деятельности)

Практический метод (работа в рабочей тетради)

Практический метод (работа с натуральными объектами)

Практический метод (работа в рабочей тетради)

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование , на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того. чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.

— А теперь, ребята, я хочу чтобы вы догадались о чем конкретно мы будем с вами беседовать. Послушайте загадки:

Красивы будут и заметны. (Гранит)

В школе не лежит без дела:

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7.Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

-Как назвать все эти отгадки?

— Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Итак, ребята, что же такое полезные ископаемые? Чем они полезны для человека?

— Недра Земли и ее поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с ее поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Давайте самостоятельно или при помощи учебника ответим на вопрос: «Что такое полезные ископаемые?»

(Слайд 9) Полезные ископаемые

— Полезные ископаемые – это все виды природных богатств, которые используют или может использовать человек в хозяйственной деятельности.

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента , известняка ; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти .

Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности

Одни полезные ископаемые используют в строительстве: гранит, песок, глину, известняк. Другие используют как топливо — это горючие полезные ископаемые: каменный уголь, торф, нефть, газ. Из третьих выплавляют разные металлы — это руды. К полезным ископаемым относятся и соли, например, поваренную соль человек использует для приготовления пищи и хранения продуктов питания.

Читайте также:  Полезная информация на визитке

— Поэтому я вам сейчас предлагаю в нашу печатную тетрадь поместить схему: «Виды полезных ископаемых»

источник

1. Тема урока: Полезные ископаемые.

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

5. Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: полезные ископаемые

1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.Познакомить со свойствами песка, глины, угля, нефти.

3. Формировать общеучебныеумения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развивать коммуникативные навыки.

I. Организационный момент урока.

II. Сообщение темы и целей урока.

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле (слайд1-2).

Красивы будут и заметны. (Гранит)

В школе не лежит без дела:

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Сам он удобрение. (Известняк)

6. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов и на слайдах № 3-4.

-Как назвать все эти отгадки?

— Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые» (слайд 5).

— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?)

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.( слайд 6)

— Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

— Что изучают геологи? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их)

— Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 8).

— А сейчас мы с вами узнаем о некоторых полезных ископаемых. Внимание на экран. https://www.youtube.com/watch?v=zbzDrph6HLs

-Да, ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

— Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

2. Если встретить на дороге,

Она понадобится сразу (глина) (слайд 9)

Работать будете в паре. Заполняете таблицу и бланки исследований. Сегодня мы заполним только первые два элемента нашей таблицы- песок и глина.(слайд 10)

1) Рассмотрите песок и глину через лупу

Определите состояние (твердое, жидкое, газообразное)

Прозрачные или непрозрачные.

2) Понюхайте песок и глину.

Итак, мы установили, что песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма, размеры, расстояние между частицами у них различны

3) Высыпьте песок и глину из стакана на лист бумаги. (сыпучий или вязкий).

Песок пересыпается легко, струйкой, а глина струйку не образует. Значит: песок сыпучий.

4)Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

5)Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?

6) Возьмите 2 стакана и поместите в них воронки. В воронки поместите фильтр из кусочков ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй размельчённую смоченную глину. Отмерьте одинаковое количество воды и налейте одновременно в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт.

Раньше появляются капли воды из той воронки, в которой лежит песок. Значит: песок хорошо пропускает воду. У глины слабая водопроницаемость.

— Объясните, почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых скапливается много воды?

Как пригодилось свойство песка пропускать воду? В строительстве дорог.

7) Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождите, пусть немного подсохнет. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

-В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, эластичный. Из песка шарик сделать не удалось. песок не обладает вязкостью, крупные округлые частицы его плохо прилипают друг к другу Он легко рассыпается. Значит: глина обладает хорошей вязкостью., мелкие плоские частицы ее легко и прочно прилипают друг к другу.

Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать как люди используют песок и глину.

— Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность где пригодилось человеку?

Способность глины не пропускать воду — важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.

-А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?

— Ребята, а как вы думаете, какие полезные ископаемые есть у нас в Саратовской области?

Основными полезными ископаемыми области являются нефть и газ, которые нередко встречаются в едином месторождении. Впервые было открыто месторождение газа на территории области в 1906г. в 40 км к северу от рабочего посёлка Дергачи, когда бурили артезианский колодец.
Особенно активно начались поиски нефти и газа в 1932 году.
Признаки нефти находили во многих местах области.
В 1941 году началось бурение в окрестностях деревни Елшанка около Саратова. В 1942 году из скважины стал выделяться природный газ, и в конце октября ударил мощный газовый фонтан в виде голубоватого столба высотой 40 метров. Началось строительство первого в стране газопровода Елшанка-Саратов. С 1943г. саратовским газом пользуется столица нашей страны – Москва. (слайды 11-16)

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Какие открытия для себя сделали?

— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Саратовской области.

— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

1. Учебник «Окружающий мир» для3 класса часть 2; ПНШ;О.Н. Федотова и др.

источник

Данный конспект урока разработан в соответствии ФГОС с приминение элементов РКМ(развитие критического мышления).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Полезные ископаемые

Окружающий мир: учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2 А.А.Плешаков

Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Организовать постановку детьми задач исследования, изучение свойств горных пород.

Раскрыть значение полезных ископаемых для человека.

Создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, излагать мысли логически верно.

Развивать исследовательские навыки через изучение горных пород.

Формировать гражданственность, патриотизм через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

2. Практическая работа учащихся.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Зрительный ряд: презентация к уроку, инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал).

Содержание урока, деятельность учителя

явления эмоционального отношения к учебно-

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начался урок.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.

— Каким бы вы хотели видеть наш урок?

От чего это будет зависеть?

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.

(От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).

(Внимательным и наблюдательным)

— умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;

— умение организовывать своё рабочее место.

Актуализация знаний (фронтальный опрос)

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

— Какая главная задача экономики?

Что называется потребностями?

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей?

-Приведите примеры товаров.

— Что составляет основу экономики?

— Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей?

(экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

(удовлетворение разных потребностей людей).

(все, что требуется людям для жизни).

(Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

(Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

( Природные богатства и труд людей)

(Вода, воздух, почва, растения, животные)

Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.

— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли.

Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.

— Скажите, а как вы понимаете слово «богатство»?

— У большинства ребят мысли идут в правильном направлении.

— А где можно узнать значение слова богатство?

— Я вам приготовила еще один сундучок и в нем тоже лежат сокровища. А какие вы узнаете отгадав загадки.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

2.Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

В школе не лежит без дела,

Оставляет белый след. (Мел)

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— Ребята, как вы думаете, о каких богатствах пойдет речь?

— Возможно, кто-нибудь из вас знает, как, в общем, назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;

— отвечать на поставленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.

— Давайте сформулируем тему нашего урока.

— У меня в руках 2 полезных ископаемых – это уголь и известняк (демонстрация учителем).

Можем ли мы сказать, что они одинаковые?

— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? –

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Данные вопросы поочередно появляются на слайде.

Что такое «полезные ископаемые»?

Какие полезные ископаемые бывают?

Как люди используют в своей жизни?

— Вы распределились в группы по 6 человек.

-Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы?

— Ребята, давайте вспомним правила по которым, работают в группе (Дети отвечают)

2) быть внимательными друг к другу

4) доводить начатое дело до конца

6) прийти к единому решению

7) все члены группы отвечают за результат

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

(Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).

(Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).

Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.

(Распределить роли в группе)

Определяют форму взаимодействия – работа в группах.

Самостоятельно между собой распределяют роли в группе.

— умение формули-ровать тему и цель урока;

— принимать высказывания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценочную деятельность;

— осознанно строить речевое высказывание

в соответствии с за-дачами коммуникации;

— умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,

-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;

— умение проявлять себя в различных социальных ролях.

4. Формирование новых знаний

Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?

— Как вы понимаете значение слова «полезные»?

Составление кластера со слов учащихся.

— Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).

— Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».

(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).

— Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в учебнике на стр.46

— Мы узнали, что такое полезные ископаемые.

— Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить (уч. С.46)

С каждым минералом. (Геолог)

— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

— Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».

Работают в группе, дают определение понятию.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.

Следующие слайды аналогичны первому.

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного;

Читайте также:  Налог на добычу полезных ископаемых прямой или косвенный налог

— умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания со-беседников.

— умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;

снять психоэмоциональную напряженность.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

Повторяют движения за учителем.

Соотносят свои действия с действиями учителя.

— принимать целевую установку педагога.

— соотносить свои действия с эталоном.

Работа в группах (исследовательская деятельность)

— И сейчас я предлагаю решить интеллектуальную задачу. Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.

— Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово докладчикам каждой группы.

Решают интеллектуальную задачу.

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

Задача: установить логическую связь в содержании прошедшего и будущего уроков, содействовать творческой активности обучающихся.

-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

2.Росли на болоте растения.
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

В школе не лежит без дела,

— Как правильно называется это полезное ископаемое? (Известняк)

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета.
Он из зёрен состоит,
Называется: (Гранит)

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых.

Полезные ископаемые которые на уроке не исследовали.

К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

Соблюдать правила перевозки

Заменять по возможности искусственными материалами

Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

— применение собственных представлений для решения практических задач;

— умение узнавать и называть по описаниям природные объекты.

Задача: организовать рефлексивную деятельность обучающихся, соотнести намеченные цели с результатом работы.

— Ребята, подведем итог урока. — Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?

— Достигли ли мы цели урока?

— Какие открытия для себя сделали?

— оценивать результат деятельности на уроке.

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

Как появился каменный уголь и торф?

Как добывают и где применяется?

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1. Как появился песок и глина?

3. Как добывают и где применяется?

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1. Как появилась известняк и гранит?

3. Как добывают и где применяется?

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины.

Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.

Наша страна богата торфом. Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.

Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода.

Цвет песка желтый, белый, серый. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей.

Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого песка изготавливают стекло. Для изготовления стекла смешивают чистый кварцевый песок с содой и известью.

Песок человек издавна использует в строительстве.

Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.

Добывают песок предварительно сверху снимают почву, а экскаватор набирает песок в ковш и высыпает в кузов самосвала. Машины развозят песок на строительные площадки, стекольные и кирпичные заводы, заводы железобетонных изделий

Глина – плотная горная порода, коричневого или серого цвета. При намокании она становится вязкой и пластичной, долго сохраняет свою форму при высыхании. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду. Использование глины можно наблюдать на заводе «Гжель. Здесь, в цехе, скульптор придает куску глины форму. В печи, обожженные глиняные изделия, становятся твердыми и прочными. За тем их покрывают специальным раствором, который выявляет наличие трещин. Расписывают изделия серой кобальтовой краской, покрывают глазурью и помещают в печь. В печи краска приобретает синий цвет. Так же из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки.

Добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры и осадочной горной породой, вымытой и образовавшейся из-за разрушения скал в процессе выветривания.
Добыча глины производится при помощи экскаваторов. Машины срезают материал слоями для большей эффективности, т.к. глина залегает пластами.

Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине.

Это белый или беловато-серый камень, плотный, тяжелее воды.

Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла.

Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.

Гранит очень прочная, тяжёлая порода. Её можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из неё. Гранит очень красивая горная порода.

Может быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть в ней и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя её свойства.

Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.

А чтобы добыть гранит машина сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку. Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые затем и используют для различных целей.

1. Активно работал в группе

2. Был организатором работы в группе

Слушал мнение каждого участника группы

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

1. Активно работал в группе

2. Был организатором работы в группе

Слушал мнение каждого участника группы

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

1. Активно работал в группе

2. Был организатором работы в группе

Слушал мнение каждого участника группы

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

1. Активно работал в группе

2. Был организатором работы в группе

Слушал мнение каждого участника группы

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

В 3 «б» классе 18человек. Сильных учеников немного (10), которые работают активно на всех уроках. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные, таких детей мало (2), остальные дети – имеют средний уровень.

Форма занятия: урок-путешествие

Тема урока: «Полезные ископаемые»

Тип урока: урок усвоения нового материала

На уроке использовались следующие формы работы:

Словесные методы обучения

— Наглядные методы обучения

— Проблемно — поисковые методы обучения

— Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

— Методы контроля и самоконтроля в обучении

(самооценка и самоанализ, рефлексия)

Сегодняшний урок был уроком первичного предъявления новых знаний по теме «Полезные ископаемые».

Его целевое назначение – первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. К обучающим задачам урока я отнесла знакомство учащихся с полезными ископаемыми, формирование умения классифицировать полезные ископаемые. Урок был также призван способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе, к охране полезных ископаемых.

Он включал в себя 4 этапа: Этап вызова (постановка цели и темы урока), этап изучения нового материала, этап закрепления (осмысления) и рефлексия.

Основным этапом был – этап изучения нового материала, задачей которого было развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: Принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода к учащимся.

Чтобы решить задачи урока, я использовала материал из учебников, пользовалась сетью интернет.

Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент был направлен на формирование знаний учащихся по данной теме. На этапе изучения новых знаний при первичном закреплении была организована групповая работа. Задания были ориентированы на развитие универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, предметных и коммуникативных.

Все задания были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков классифицировать полезные ископаемые, определять их свойства.

Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют различать полезные ископаемые, классифицировать их в группы.

По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему.

Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать, психологический климат на уроке был доброжелательный.

Богатство – это то, что содержит в себе много ценного.

  • Что такое
  • Какие полезные ископаемые бывают?
  • Где находятся?
  • Как люди используют полезные ископаемые в своей жизни?
  • Как добывают?

  • Капитан отвечает за работу группы в целом .
  • Докладчик выступает перед классом об итогах исследования.
  • Секретарь ведет маршрутный лист самооценки группы.

1. В группе должен быть организатор обсуждения.

2. Каждый может высказать свою версию решения.

3. Один говорит, а остальные слушают.

4. Каждая версия обсуждается в группе.

5. В группе согласуется общее решение.

6. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых

Подготовить сообщение о полезных ископаемых не изученных на уроке.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/04/22/poleznye-iskopaemye-chast-1
  • http://okrmir1234.ru/3-otvety/139-poleznye-iskopaemye.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/okruzhaiushchii-mir-polieznyie-iskopaiemyie.html
  • http://infourok.ru/modelkonspekt-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-3334207.html
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_po_okruzhayushemu_miru_po_teme_poleznie_iskopae_141334.html
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/okruzhaiushchii_mir_polieznyie_iskopaiemyie