Меню Рубрики

Полезные ископаемые презентация 3 класс

Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Задачи:

  • Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
  • Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Развивать способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

  • фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование:

  • учебник Плешкова «Окружающий мир” 3 класс 1 часть;
  • коллекция полезных ископаемых:(5 контейнеров с полезными ископаемыми :гранита, известняка, каменного угля, торфа, железной руды, нефть) ; план описания полезного ископаемого;
  • атлас- определительпо окружающему миру Плешакова А.А.
  • рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса Плешакова А.А.
  • презентация в программе PowerPoint. Приложение 1.

Планируемые результаты: учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых, учатся бережному отношению к богатствам природы.

1. Организационный момент: (дети сидят в группах: 5 групп по 6 человек)

— Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Вспомним правила работы в группах:

В группе работая вежливы будьте.

Другу помочь вы не позабудьте.

Не перебивайте друг друга.

Будьте открытыми для взаимодействия.

Уважайте мнение всех участников группы.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение:

3 клада у природы есть-
Вода, земля и воздух-
3 её основы.
Какая бы ни грянула беда-
ЦелЫ они-
Всё возродится снова.

2. Проверка домашнего задания.

— О каких же 3 кладах говорится в этом стихотворении?( воде, земле и воздухе)

  • Расскажите, как человек использует воздух в экономике?
  • Если вдруг исчезнет вода, что произойдёт?
  • А что было бы невозможно без земли?
  • Что является основой экономики? (природные богатства и труд людей)

Есть ещё такое выражение, как подземные богатства. Как вы это понимаете? Как можно по-другому назвать подземные богатства? (Полезные ископаемые). Я поставила между ними знак =. Почему?

Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми. У вас на столах в лоточке лежат полезные ископаемые. Вы должны будете по атласу определителю узнать название этих пород. Положить возле каждого карточку с его названием. (известняк, торф, железная руда, глина, гранит, каменный уголь)

Давайте проверим, как вы с этим справились.(Учитель показывает полезное ископаемое, а представители от каждой группы называют его).

Определите по плану, данному на листочке, свойства той породы, которая записана в вашей карточке.

План разбора полезного ископаемого по группам:

•из чего состоит (по атласу-определителю с.11)

•где применяется (используется): в строительстве, служит топливом; из него получают металл

2 (группа)
Известняк.

•из чего состоит (по атласу-определителю с.15)

•где применяется (используется): в строительстве, служит топливом; из него получают металл (атлас-определитель с.15)

3 (группа)
Каменный уголь.

•из чего состоит (по атласу-определителю с.13- с 3 абзаца)

•где применяется (используется): в строительстве? служит топливом? Или из него получают металл?

4 (группа)
Торф.

•из чего состоит (по атласу-определителю с.13-первый абзац)

•где применяется (используется): в строительстве?, служит топливом?; из него получают металл?

5 (группа)
Железная руда.

•как ведёт себя магнитная стрелка рядом с этим ископаемым?

•где применяется (используется): в строительстве?, служит топливом?; Или из неё получают металл?

Записать в тетрадь на с.28 в таблицу 2 по плану. После этого один представитель от команды расскажет об этом ископаемом.

Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили —
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.

Показ презентации. Обратите внимание, где используют эти полезные ископаемые.На с. 29 в тетради запишите, где используют.

Сейчас мы посмотрим презентацию, как добывают эти полезные ископаемые и где их используют. А вы потом ответите, какие породы залегают у нас в Московской области.

_ Назовите , какие полезные ископаемые встречаются у нас в Подмосковье? Как нужно обращаться с дарами природы?

5. Закрепление.

Самостоятельная работа. (Взаимопроверка парами). Работа по тетради с.30. №4,№5

Работа у доски: Заполните таблицу — (один у закрытой доски). Затем проверка.

Название ископаемого Применяют в строительстве Делают металл Используют как топливо
гранит
известняк
нефть
природный газ
глина
песок
торф
железная руда
каменный уголь

6. Рефлексия.

О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили на нашем уроке? (о полезных ископаемых) Как нужно относится к подземным богатствам? (бережно, они могут исчерпать себя) Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (Газ). Почему? (Он бесцветный и газообразный.) Какие полезные ископаемые обладают горючестью? Торф, газ, нефть, каменный уголь)

Используют в строительстве? (известняк, гранит, глина, песок).

Поднимите руки, кто для себя открыл что-то новое? Кому урок показался интересным? Что особенно понравилось? Спасибо за активную работу. На память о нём я дарю вам закладки с полезными ископаемыми.

7. Дом.задание.

Дома вы прочитаете ещё раз этот материал и по тетради выполните №6, 7.

источник

Презентация «Полезные ископаемые», помогает детям больше узнать о видах полезных ископаемых, о их добыче и применении.

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.

Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.

Фронтальный опрос по изученному материалу. — Что такое полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые?

Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.

Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.

ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо

Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .

Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей

Природный газ — очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .

Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.

Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

Домашнее задание Учебник стр. 48-52.

Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна

Тест-презентация «Полезные ископаемые». Из пособия Целеусовой Т.Ю. Поурочные разроботки по курсу Мир вокруг нас. 3класс. С.281.

Конспект урока «Добыча полезных ископаемых» с использованием краеведческого материала «Полезные ископаемые Архангельской области» 4 класс. Программа Занкова.

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК «Гармония» (Поглазова) по теме «Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые».

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме «Полезные ископаемые». К конспекту прилагается презентация.

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме «Полезные ископаемые». К конспекту прилагается презентация.

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и.

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П.

источник

Презентация «Полезные ископаемые» в легкой и доступной для понимания форме рассказывает детям о том, что такое полезные ископаемые, каким образом человек научился их добывать, какие виды ископаемых известны и как применяются для человеческой и промышленной деятельности.

Для проведения урока учителем

  • с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
  • со способами их добычи;
  • с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые

узнать важную роль полезных ископаемых в экономике страны

  • Подберите синонимы к каждому из слов.
  • Попробуйте сделать вывод, что называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

Дайте характеристику полезного ископаемого по плану

  1. Название.
  2. Свойства:
    1. цвет;
    2. твердое или жидкое;
    3. прозрачное или непрозрачное;
    4. плотное или рыхлое.
  3. Способы добычи.
  4. Значение и применение.
  5. Условное обозначение на карте.
  1. Чёрного цвета
  2. Твёрдое
  3. Непрозрачное
  4. Плотное
  5. Притягивает металлические предметы
  1. Жидкое
  2. Черного цвета
  3. С резким запахом (бензина)
  4. Легче воды
  5. Хорошо горит
  1. Твёрдый
  2. Серого или красного цвета
  3. Непрозрачный
  4. Зернистый
  5. Очень прочный
  1. Твёрдый
  2. Белого, серого или жёлтого цвета
  3. Непрозрачный
  4. Плотный
  5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)
  1. Твёрдый, но хрупкий
  2. Черного цвета, блестит
  3. Хорошо и ярко горит
  4. В воде не растворяется
  1. Твёрдый, сыпучий
  2. Коричневого или желтого цвета
  3. Не горит
  4. В воде не растворяется
  1. Слоистая
  2. Имеет стеклянный блеск
  3. Хрупкая
  4. В воде не растворяется
  1. Коричневый
  2. Легкий, впитывает влагу
  3. Непрозрачный
  4. Рыхлый, непрочный, хорошо горит
  5. Образуется из остатков растений на болотах
  • Строительство (песок, гранит, глина, известняк)
  • Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ)
  • Металлургия (руда)

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. Карьер – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – шахта. Глубина подземных разработок до 4 км.

  1. Что такое полезные ископаемые?
  2. Для чего люди добывают их?
  3. Приведи примеры полезных ископаемых
  4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

О каком полезном ископаемом идёт речь?

Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже

Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи.

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны

Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий

По трубе течет,
Пироги печет

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением

  1. На уроке я узнал …
  2. Мне было трудно …
  3. Мне понравилось …
Читайте также:  Полезна ли сода пищевая для организма

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Учитель начальных классов

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства.

Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Компетенции: воспитательная, коммуникативная.

Структурные элементы, хронометраж

Дети приветствуют учителя.

Включение в учебную деятельность

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы сделаете несколько маленьких, но очень важных открытий. Но чтобы сделать эти открытия, нам необходимо вспомнить из каких трех китов состоит экономика? (слайд1)

повторение тех знаний, которые необходимы для построения нового знания.

Мотивация и целеполагание.

— Сегодня мы поработаем только с одной частью нашего кластера: с природными богатствами. Мы постараемся расширить знания об этих богатствах.

Показ образцов полезных ископаемых. Ребята, что это?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Для того чтобы приступить к изучению нового, мы должны вспомнить все, что уже знаем о П.И.

-На какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

Полезные ископаемые (слайд 2)

Некоторые виды п.и., где добывают, залежи п.и.-это месторождения, геологи-люди, которые ищут месторождения п.и.

Как отличаются друг от друга полезные ископаемые? Где находятся? Как их добывают? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые?

Цель: развитие познавательных интересов учащихся.

В ходе обсуждения составляется кластер.

Планирования поиска способа решения.

— Ребята, а вам интересно узнать что-нибудь новое о п.и.? А знаете ли вы кто такие исследователи?

Исследовать – это значит осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь.

КАК вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься?

Верно, мы сегодня будем исследовать различные п.и. и их свойства.

Распределите роли для работы в группе.

(В каждой группе учителем назначается консультант, который будет направлять деятельность всей команды.)

Выслушиваются варианты ответов детей.

Дети определяют свои роли в группе.

Цель: координирование слаженной работы.

Ребята, наша тема состоит из двух слов. Как вы понимаете каждое из них?

Дайте определение «полезные ископаемые».

“Полезные ископаемые» — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют.(слайд 5)

— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. (слайд 6)

Полезные – нужные, необходимые….

Ископаемые – то, что выкопали….

Выслушиваются варианты детей.

Детям дается план исследования. Каждая группа исследует два вида п.и.

По окончанию работы выслушиваются сообщения и заполняется таблица на доске.

Свойства полезных ископаемых.

Жидкое; легкая; маслянистая

Практическая работа. Исследование.

Оценивание учителем, самооценка.

План изучения свойств гранита (слайд9).

1. Рассмотрите в кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Вывод по таблице о граните.

— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

План изучения свойств известняка (слайд10).

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Что происходит?

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

5. Где используют и на основании какого свойства?

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

Что было обнаружено в ходе исследования?

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (слайд17).

— Итак, мы теперь знаем свойства некоторых полезных ископаемых, знаем где их используют. А интересно вам узнать как их добывают? (слайд18-21)

А кто знает какие п.и. добывают в нашей области?

Какие п.и. вы запомнили? Нужны ли п.и. человеку и для чего?(слайд 18)

Загадки о полезных ископаемых (слайд 24-32)

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Какие открытия для себя сделали?

Составить кроссворд, приготовить сообщение о любом полезном ископаемом, составить тестовые вопросы, узнать о полезных ископаемых в нашем регионе, прочитать учебник и выполнить задание в тетради.

Дети проводят исследование.

Каждое п.и. обладает определенными свойствами. Используются в:

(песок, гранит, глина, известняк)

(каменный уголь,торф,нефть, газ)

Твердые, жидкие, газообразные (составляем новую таблицу)

На сегодня Восточная Сибирь один из перспективных регионов по добыче нефти и газа. За последние 4-5 лет были открыты их крупнейшие месторождения.

Слюда (Слюдянка), соль (Усолье),

Около 40 месторождений угля, золото (Бодайбо)

Дом.задание выполняется по уровню подготовленности учащихся.

Цель: исследовать свойства полезных ископаемых.

Цель: профилактика переутомления

Цель: подведение итогов исследования.

Цель: проверить качество запоминания нового материала

источник

Презентация к уроку познание мира 3 класс. Тема «Полезные ископаемые»

это горные породы и минералы,

которые человек использует

Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в жизни людей.

Гранит ( итал. granito , — зерно) состоит из кварца, полевого шпата и слюды.

1.Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое.

2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный.

3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.

Эта гора железной руды будет использована в производстве стали.

Доменная печь используется

греч. ναφθα вспыхивать, воспламеняться)

горючая маслянистая жидкость , красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли ; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Памятник Косыму Пшембаеву — первооткрывателю Экибастузского угольного месторождения.

  • У́голь был первым из используемых человеком видовископаемого топлива
  • Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений(папоротников,хвощейиплаунов).

  • Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

Известня́косадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде . Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер , а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод .

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина является основой гончарного , кирпичного производства .

Глина широко используется

  • Горючие полезные ископаемые.

(железо, алюминий, медь, свинец)

(соли, мрамор, гранит, песок, глина, известняк)

(1753 г. — 17 сентября 1791 года)

Слесарь-подмастерья, в 1761 г. Екатериной II

был выслан на каторгу, на вечное поселение в

Алтайских горах (Сибирь) и вел здесь поиски

В 1791 году партия охотников возвращалась с

реки Уйманы. Остановились на отдых. Стрелок Г. Г. Зырянов, по какой уж там надобности, отошел в сторону и наткнулся на древние Чудские разработки и копи.

Человек любознательный и бывалый, Г. Г. Зырянов обратил внимание на жилу белого кварца с вкраплениями какого-то минерала с металлическим блеском. О своей находке охотник объявил в Бухтарминском укреплении. В указанном им месте были заложены разведочные шахты и на глубине четырех саженей подсечены богатые серебряно-свинцовые руды.

Так обосновался Зыряновский рудник и ныне существующий горняцкий город,

чье имя с тех пор носят и месторождение, и сам город Зыряновск.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Это топливо, сырьё Из земли качают. «Черным золотом» его Люди величают. (Нефть)

Не кладут её в варенья, Но кладут её в соленья, Но кладут её в борщи, В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль)

Он нужен очень детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже. (Песок)

Становлюсь собой в плену огня. Не было бы в мире без меня Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков. (Железо)

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

Полезные ископаемые- это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют в хозяйстве.

Горючие: нефть, торф, каменный уголь, природный газ.

Рудные (металлические): железная руда, алюминиевые руды, бокситы.

Нерудные (строительные): песок, гранит, глина, мрамор, известняк, слюда.

Твердые: песок, гранит, мрамор, глина, известняк, слюда, каменный уголь, торф, Алмаз.

Жидкие: нефть, минеральная вода. Красноусольский минеральный источник

Газообразные: природный газ.

Нефть Песок Природный газ Горючее Жидкие Нерудные Газообразные Твёрдые

Каменный уголь Нефть Природный газ

Полезные ископаемые- это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют в хозяйстве.

1.Чему я научился сегодня на уроке? 2.Что мне было трудно? 3.Что я запомнил?

Полезные ископаемые

Термины-понятия: ПИ, геологи, месторождения, карьер, шахта.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Перед тем, как начать изучение новой темы, давайте вспомним то, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Экономика). Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают из нефти, которую нам тоже дает природа.

III. Определение темы урока.

(СЛАЙД) Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности, а другие спрятаны глубоко в земле.

Я предлагаю вам разгадать загадки, из которыхмы с вами поймём о чем же мыбудем сегодня говорить:(СЛАЙД)

  • Это топливо, сырьё
  • Не кладут ее в варенья,
  • Он нужен очень детворе,
  • Становлюсь собой в плену огня.

В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль)

Он и на стройке, и на пляже. (Песок)

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни коньков,

Ни автомобилей, ни станков. (Железо)

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (полезные ископаемые) (СЛАЙД)

— Какую цель ты поставим на уроке?

Также мы с вами узнаем какие подземные богатства прячутся под землей.

— Как сказал один известный ученый: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». (СЛАЙД)

— А может кто-нибудь из вас уже знает почему их называют полезными?

Полезные ископаемые— это природные богатства, которые люди добываютиз глубины земли и ее поверхностии используют в хозяйстве . (СЛАЙД)

Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные); твердые, жидкие, газообразные. (СЛАЙД)

Что относится к : Горючие:нефть, торф (что такое торф?)(это ПИ, образованное скоплением остатков растений) , каменный уголь, природный газ.

Рудные (металлические): железная руда, алюминиевые руды, бокситы.

Нерудные (строительные): песок, гранит, глина, мрамор, известняк, слюда.

Твердые: песок, гранит, мрамор, глина, известняк, слюда, каменный уголь, торф, гранит, Алмаз.

Жидкие: нефть, минеральная вода.

(17 слайд) Газообразные: природный газ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Мы с вами разобрали наиболее известные ПИ, их св-ва (состояние), к какой группе они относятся, А теперь я вам предлагаю поработать на листочках. (работа на карточках; правильно соединить название с его св-вом) ( нефть, песок, природный газ) (проверка ответов на слайде)

Читайте также:  Чем полезен ботва моркови

IV. Физминутка

Присели, собрали и дальше пошли.

И опять работать мы пойдем!

(СЛАЙД) ПИ добывают по-разному: одни добывают- в открытых котлованах. Открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые, называется карьером; другие- в закрытых- в шахтах.

— Скажите пожалуйста, как вы думаете, а может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему ПИ играют главную роль в жизни человека?

(СЛАЙД) Людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения ПИ, называют геологами.

А всем ли вам известно, что такое месторождение?(Места, где в глубинах земли или на ее поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. )

(слайд) Сейчас мы с вами поработаем в парах, но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в парах. Мы с вами уже с первого класса работаем в парах, посмотрите на экран, прочитайте глазами.

А работать мы с вами будем на физической карте РБ. На физ.картах месторождения ПИ изображают условными обозначениями. Условные обозначения у вас выделены в сноске в левом углу, называется она «Месторождения полезных ископаемых». В парах у нас будут роли: один будет геологом, другой будет записывать. Кто у вас будет искать месторождения, кто будет записывать?

Вам нужно найти название нескольких месторождений: Нефть, Каменный уголь, Природный газ.

Посмотрите как условно они обозначаются. На эту работу я даю вам 3 минуты.

(СЛАЙД) Самые необходимые человеку ПИ это каменный уголь и нефть.

(СЛАЙД) Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установкии бурят скважины.

V. Итог урока

Итак, что женазывают полезными ископаемыми? На какие группы можно разделить полезные ископаемые? Без какого ПИ невозможно приготовить пищу?

источник

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМарфа Снегирева

Презентация «Полезные ископаемые», помогает детям больше узнать о видах полезных ископаемых, о их добыче и применении.

Презентация по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Презентация к уроку (окружающий мир, 3 класс) по теме: Презентация «Полезные ископаемые»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

3 1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.

4 Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.

5 Фронтальный опрос по изученному материалу. — Что такое полезные ископаемые? — Что такое полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые?

6 Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.

7 Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

8 Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

9 Выплавляют сталь и чугун, а из них делают Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.

10 ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Стальные ножницы Чугунная сковорода Чугунная сковорода Медный таз Медный таз Серебряные монеты Серебряные монеты Золотое кольцо Золотое кольцо

11 Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах, по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах, по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры.

12 Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

13 Получают жидкое,, волокна для изготовления Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей

14 Природный газ — очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.

15 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется, мелом пишут в школе. Известняк используется в строительстве, мелом пишут в школе. Песок используют, для изготовления. Песок используют в строительстве, для изготовления стекла.

16 Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

17 На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.

21 Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

22 1. Экономно использовать. 2. Оберегать от пожаров. 3. Соблюдать правила перевозки. 4. Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

23 Рефлексия Обобщение знаний. Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

24 Домашнее задание Учебник стр Учебник стр

25 Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ «Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна

источник

На этом уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми, которые можно добыть из горных пород и использовать для хозяйственных нужд.

Хотите узнать, какие богатства прячутся под землей? Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют полезными ископаемыми. Большинство из них – твердые: каменный уголь, торф, гранит, мрамор, алмаз, песок. Но есть и жидкие полезные ископаемые, это нефть и минеральная вода. Также есть газообразные полезные ископаемые – природный газ. Геологи все время занимаются разведкой месторождений полезных ископаемых (рис. 1).

Рис. 1. Полезные ископаемые (Источник)

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен особый песок, это полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, это тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать чашку или блюдце, нужна особая белая глина – каолин (рис. 2).

Чайная ложка сделана из металла, и железная дорога, и океанский лайнер, и станки, и часы, и многие другие предметы. Металлы выплавляют из руды, это тоже полезное ископаемое (рис. 3). Изготовленные человеком самолеты, машины тепловозы сами не поедут и не полетят, им необходимо горючее – бензин и керосин, которые производят из нефти. Нефть выкачивают из земли, это тоже полезное ископаемое. Природный газ, который голубыми огоньками горит на кухонной плите, – это тоже полезное ископаемое. Вот сколько существует разных подземных богатств.

С каждым годом растет потребность людей в горючих полезных ископаемых. Каменный уголь, торф, природный газ – это основное топливо для жилых домов, для фабрик и заводов и теплоэнергостанций. Самые необходимые человеку полезные ископаемые – это каменный уголь и нефть. Всем известно, что уголь черного цвета, но он бывает и желтого цвета, называется он сланец (рис. 4).

Также есть золотистый уголь, и даже уголь голубовато-фиолетового цвета. Углем каменным его назвали потому, что долгое время считали его камнем, ведь он очень твердый. Разгадал тайну происхождения угля русский ученый – Михаил Васильевич Ломоносов (рис. 5).

Он доказал, что каменный уголь образовался из древних растений, которые росли на земле сотни миллионов лет назад. Без каменного угля нельзя выплавить металлы из руд, нельзя приготовить цемент. Из каменного угля производят пластмассу, смолу, лекарства, жидкое топливо, кислоту, пищевую соду, краски и чернила. Сам уголь без запаха, но из него производят духи и разные пахучие сиропы для конфет и пирожных. Уголь непрозрачный, но из него делают самое лучшее стекло, легкое, твердое, чистое. Еще уголь используют в производстве удобрений, от которых лучше плодоносит земля, растут овощи, фрукты, зерновые культуры. Из угля можно добыть даже витамины.

Из нефти получают более тысяч веществ. Из этой маслянисто-коричневатой жидкости получают чистейший бензин и керосин для авиации, дизельное топливо. Их отличие от каменного угля в том, что при сгорании они выделяют значительно больше тепла. Из нефти изготавливают небьющееся стекло, пластмассу, которую используют при строительстве домов, изготавливают из них мебель и детали для машин, создают украшения.

Битум, который также производят из нефти, необходим для асфальтового покрытия дорог (рис. 6).

А как образовалась нефть? Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению по этому вопросу. Многие считают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда-то водоросли, рыб, рачков, превратились в нефть. Водоросли и рачки умирали, и их останки вместе с ракушками, вместе со скелетами рыб скапливались в спокойных водах морских заливов в огромных количествах. Они смешивались с илом и песчинками, которые приносили реки, впадающие в море. Значит, нефть можно найти в тех местах, где когда-то были древние моря? Так и есть. Геологи разыскивают заливы и берега давно исчезнувших морей и, как правило, обнаруживают там запасы нефти. Наша страна очень богата нефтью. Нефть добывают между Уралом и Волгой, за Уралом, в верховье реки Лены, на острове Сахалин, в Восточной Сибири. Самые крупные месторождения каменного угля находятся в районе Воркуты, в Донецком бассейне (рис. 7).

Рис. 7. Нефтеносные запасы России (Источник)

А какие полезные ископаемые называются рудными? Человек с давних пор ищет месторождения руд, содержащие металлы. Из руд черных металлов выплавляют железо, сталь, чугун, а из руд цветных металлов – алюминий, цинк, свинец, медь. Как правило, изделия содержат не чистые металлы, а их сплавы. Сплавы – это вещества, которые получают при плавлении двух или более металлов. Одним изделиям необходимы пластичность, упругость, гибкость, другим – прочность, твердость, долговечность, а третьим – легкость и блеск. Например, чистое железо – очень мягкий металл, из которого не сделаешь ни гвоздя, ни ножа. Чтобы получить сталь, в железо добавляют другие металлы и различные примеси. Сплав алюминия, хрома, титана используется в производстве прочных и долговечных космических и военных кораблей, самолетов, ракет. А в тонкие алюминиевые листы – фольгу – заворачивают шоколад, чай, плавленые сырки.

Ювелиров с давних пор привлекают замечательные свойства драгоценных металлов: золота, серебра, платины (рис. 8). Из них изготавливают ювелирные изделия, чеканят монеты. Эти драгоценные металлы широко используются в радиотехнике, из них изготавливают сверхточные космические приборы.

Если вы живете на Урале, Забайкалье, на Алтае, в Красноярском крае, в Восточной Сибири или на Дальнем Востоке, то ваш край богат месторождениями руд цветных редких металлов. В Якутии, например, добывают нефть, алмазы, бурый уголь.

Жизнь современного человека невозможно представить без полезных ископаемых. Полезные ископаемые – это огромное, бесценное богатство нашей страны.

Сегодня на уроке вы познакомились с новыми понятиями: полезные ископаемые, месторождение, руда, сплавы. Вы узнали о горючих полезных ископаемых и рудных и об их значении в жизни современного человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Что такое полезные ископаемые?
  2. Для чего нужен каменный уголь?
  3. Что вы знаете о нефти?
Читайте также:  Египтяне разрабатывали полезные ископаемые

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Полезные ископаемые
Подготовил ученик начальных классов Лопатин Дмитрий 4В класса №38 школы

Природный газ
Природный газ — газы, способные гореть; встречаются в пустотах горных пород, образуя иногда большие газовые скопления. Большинство промышленных газовых месторождений связано с нефтяными, однако встречаются и самостоятельные месторождения. Запасы природных газов достигают иногда сотен миллиардов кубометров. Наиболее богаты залежами природных газов Россия, Украина, Саудовская Аравия. Природный газ — самое дешевое и удобное топливо.

Золото
Золото — мягкий ковкий металл желтого цвета, тяжелый, на воздухе не окисляется. В природе встречается главным образом в чистом виде (самородки). Самый крупный самородок, весом в 69,7 кг, был найден в Австралии. Золото встречается и в виде россыпи — это результат выветривания и размыва месторождения, когда крупинки золота освобождаются и уносятся в реки, образуя россыпи. Золото используют при производстве точных приборов и различных украшений. В России золото залегает на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Канаде, Южной Африке, Австралии. Так как в природе золото встречается в небольших количествах и добыча его связана с большими затратами, то оно и считается драгоценным металлом.

Алмаз
Алмаз — самый твердый из всех минералов. По составу он — чистый углерод. Встречается в россыпях и в виде вкраплений в изверженных породах. Алмазы бывают бесцветные, но встречаются и окрашенные в различные цвета. Ограненный алмаз называется бриллиантом. Его вес принято измерять в каратах (1 карат = 0,2 г). Самый крупный алмаз найден в Южной Африке: он весил более 3000 карат. Большинство алмазов добывается в Африке (98% от добычи в капиталистическом мире). В России крупные месторождения алмазов расположены в Якутии. Прозрачные кристаллы используются для изготовления драгоценных камней. До 1430 года бриллианты считались обычными драгоценными камнями. Законодательницей моды на них стала француженка Агнесса Сорель. Непрозрачные алмазы благодаря своей твердости используются в промышленности для резания и гравировки, а также для шлифовки стекла и камня.

Платина
Платина (от испанского plata — серебро) — драгоценный металл от белого до серо-стального цвета. Отличается тугоплавкостью, стойкостью к химическим воздействиям и электропроводностью. Добывается главным образом в россыпях. Используется для изготовления химической посуды, в электротехнике, ювелирном и зубоврачебном деле. В России платина добывается на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Южной Африке.

Драгоценные камни
Драгоценные камни (самоцветы) — минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью, прозрачностью. Они подразделяются на две группы: камни, идущие на огранку, и поделочные. К первой группе относятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аметист, аквамарин. Ко второй группе — малахит, яшма, горный хрусталь. Все драгоценные камни, как правило, имеют магматическое происхождение. Однако жемчуг, янтарь, коралл — минералы органического происхождения. Драгоценные камни применяются в ювелирном деле и в технических целях. В России драгоценные камни добываются в основном на Урале, а за рубежом — в Бразилии, Индии, на острове Мадагаскар.

нефть
Нефть — горючая маслянистая жидкость, обычно темного цвета, залегает среди пористых осадочных пород, пропитывая пески и известняки. Она состоит из разнообразных углеводородов. Большинство ученых предполагают, что нефть — продукт изменения органических остатков. Нефть широко используется как высококачественное топливо (теплотворная способность ее 11000 ккал/кг), сырье для получения бензина, керосина, парафина, смазочных масел, также она является сырьем для химической промышленности. В России нефть добывается в Северо —Кавказком бассейне (почти 2/3 всей добычи России), на Северном Кавказе, в Поволжье, на севере острова Сахалин. За рубежом: в странах Персидского залива, Алжире, Ливии, Индонезии, Венесуэле, США, Мексике и других странах.

Асфальт
Асфальт (смола) — хрупкая смолистая горная порода бурого или черного цвета, представляющая собой смесь углеводородов. Асфальт легко плавится, горит коптящим пламенем, является продуктом изменения некоторых видов нефти, из которых улетучилась часть веществ. Асфальт часто пронизывает песчаники, известняки, мергель. Применяется как строительный материал для покрытия дорог, в электротехнике и резиновой промышленности, для приготовления лаков и смесей для гидроизоляции. Основные месторождения асфальта в России — район г. Ухта, за рубежом — в Венесуэле, во Франции, Иордании, Израиле.

Мрамор
Мрамор — кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате метаморфизма известняков. Он бывает различного цвета. Применяется мрамор как строительный материал для облицовки стен, в архитектуре и скульптуре. В России много его месторождений на Урале и Кавказе. За рубежом наибольшей известностью пользуется мрамор, добываемый в Италии.

Бурый угоь
Бурый уголь— ископаемый уголь, содержащий до 78% углерода. Залегает пластами среди осадочных пород, образуется из растительных остатков. В буром угле обычно встречается в виде примеси глинистое вещество, отчего повышается его зольность. Он может самовозгораться. Теплотворная способность его ниже, чем у каменного угля (6000 ккал/кг), но тем не менее его используют как топливо или как сырье для получения горючего топлива и других химических продуктов. Разновидность бурого угля с ясно видимым строением остатков древесины называется лигнитом. Он чаще всего встречается в отложениях молодых геологических систем. Практически весь лигнит поступает на тепловые электростанции. В России бурый уголь добывается в следующих бассейнах: Подмосковном, Челябинском, Канско-Ачинском, Ленском. За рубежом добыча ведется в Германии, Чехии (Остравско — Карвинский бассейн).

Калийные соли
Калийные соли — осадочные горные породы, состоящие из минералов, содержащих калий, — сильвина, каинита и другие. Самые распространенные калийные соли — карналитовая, каинитовая. Наиболее крупное месторождение в России — Соликамское (Урал). Калийные соли используются для производства калийных удобрений. Добыча этих солей ведется на западе Украины, в Казахстане, Беларуси, Германии, Польше, Франции, США, Канаде и во многих других странах мира.

Нефелины
Нефелины (название происходит от греческого «нефеле», что означает облако) — минералы сложного состава, серого или зеленого цветов, содержащие значительное количество алюминия. Входят в состав изверженных пород. В России нефелины добывают на Кольском полуострове и в Восточной Сибири. Алюминий, получаемый из этих руд, — мягкий металл, дает прочные сплавы, широко применяется в машиностроении, а также в производстве товаров домашнего обихода.

Железные руды
Железные руды — природные минеральные скопления, содержащие железо. Они разнообразны по минералогическому составу, количеству в них железа и различным примесям. Примеси могут быть ценными (марганцевый хром, кобальт, никель) и вредными (сера, фосфор, мышьяк). Главными железными рудами являются бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк.

источник

Сибгатова Наталья Николаевна – учитель начальных классов

Мартукская средняя школа №1, Актюбинская область, с. Мартук.

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Дидактический материал и оборудование: географическая карта Казахстана, презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса.

Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

-Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.

Индивидуальная работа по карточкам.

(Проводится в ходе проверки домашнего задания.)

1. Запиши названия горных пород, встречающихся в нашей местности.

2.Перечисли возможные способы применения гранита и песчаника.

3.Приведи примеры использования песка и глины, с которыми ты сталкивался в своей жизни.

Изучение нового материала

1. Составление плана изучения:

Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется кластер.)

2. Работа в поисковых системах Яндекс и Google , со словарем С.И.Ожегова:

1 группа — Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?

3 группа — Что называют шахтой, карьером?

3.В учебнике на с.62-64 прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.

«V»
поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым

« – »
поставьте « – » (минус) на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Полезные ископаемые Шахта Строительство

Месторождение Карьер Машиностроение

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.

Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного леса, садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как y тряпичной куклы. ( Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру .) Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение птиц. ( Пауза 30 секунд .) Ты чувст­вуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и рас­слабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. ( Пауза 15 секунд .)

Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил. Немного потянись, выпрямись, подви­гай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза.

5. Материал самостоятельно изучается учащимся с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.

Карточка для первой группы учащихся:

географическая карта Казахстана,

коллекция полезных ископаемых,

поисковые системы Яндекс и Google

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

Что называется горючими полезными ископаемыми?

Что относится к горючим пол. ископаемым?

Месторождения на территории Казахстана.

Применение горючих пол. ископаемых.

Карточка для второй группы учащихся:

географическая карта Казахстана,

коллекция полезных ископаемых,

поисковые системы Яндекс и Google .

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к рудным пол. ископаемым?

3. Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение рудных пол. ископаемых.

Карточка для третьей группы учащихся:

географическая карта Казахстана,

коллекция полезных ископаемых,

поисковые системы Яндекс и Google .

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1.Что называется нерудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к нерудным пол. ископаемым?

3. Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение нерудных пол. ископаемых.

— Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения.

1. Полезные ископаемые добывают из земной коры.

2. Полезные ископаемые используются только на больших заводах и фабриках.

3. Каменный уголь относится к горючим полезным ископаемым.

4. Для добычи полезных ископаемых, находящихся глубоко в земле, строят шахты.

5. На территории Казахстана не ведется добыча нефти и газа.

1. Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.

2. Существуют две основные группы полезных ископаемых.

3. Гранит относится к нерудным полезным ископаемым.

4. Самое большое месторождение угля на территории Казахстана находится в Актюбинской области.

5. Полезные ископаемые, залегающие близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/01/08/prezentatsiya-poleznye-iskopaemye
  • http://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/poleznye-iskopaemye-17039
  • http://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-na-tiemu-polieznyie-iskopaiemyie-3-klass.html
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-3308701.html
  • http://www.myshared.ru/slide/1003934
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/poleznye-iskopaemye
  • http://topslide.ru/okruzhajushhij-mir/polieznyie-iskopaiemyie
  • http://pedsovet.su/load/241-1-0-10551