Меню Рубрики

Полезные ископаемые россии таблица 8 класс

Минеральные ресурсы – это совокупность запасов полезных ископаемых в недрах Земли, пригодных для использования в различных отраслях хозяйства. Минералы могут образовываться как эндогенным путём, так и экзогенным.

Минералы экзогенного происхождения образуются из магмы путём её кристаллизации в процессе остывания – внутри земной коры, или на её поверхности – если магма в виде лавы изливается при вулканических процессах. Минералы экзогенного происхождения образуются на земной поверхности – на суше или в водных бассейнах. Отличаясь друг от друга по химическому составу, минералы весьма разнообразны по своим физическим свойствам и внешнему виду. Они обычно представляют собой кристаллы разной формы. Минералы могут быть твёрдыми в разной степени (например, гипс и гранат); жидкими (вода, нефть) и газообразными (природный газ). Всего из земной коры человек добывает более 200 видов ископаемых. Полезные ископаемые не рассеяны по земной коре, а концентрируются на определённых её участках, которые называются месторождениями. В свою очередь, районы, в пределах которых встречается большое количество месторождений однотипных полезных ископаемых, называются бассейнами. Например, каменноугольный бассейн, железорудный, нефтегазовый.

Многообразие условий формирования, длительный период геологической истории определили большое количество разнообразных минеральных соединений, различную их встречаемость (есть редкие – алмаз, есть распространённые – гранит). Как правило, в природе минералы встречаются в виде смесей, которые называют горными породами.

Горная порода – это естественное соединение минералов определённого химического состава и строения. По происхождению горные породы делятся на магматические – образованные непосредственно из магмы (базальты), метаморфические – образованные в результате их преобразования под действием высокого давления и температуры (слюда), и осадочные – породы экзогенного происхождения, образованные либо химическим путём (калийная соль), либо в результате консервации органического материала (известняк). Магматические и метаморфические породы, как правило, образуются на значительной глубине, в толще земной коры, при активных тектонических процессах. Осадочные горные породы формируются на поверхности земной коры или на определённой глубине, но обязательно на кристаллическом фундаменте.

Россия – самая большая по площади страна. Как правило, чем больше площадь страны, тем больше в её недрах полезных ископаемых. Россия не стала исключением. Эта страна является одной из самых богатых в мире по показателю количества минеральных ресурсов. В ней открыто более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых.

Отличительная черта минерально-сырьевой базы России – это её комплексность. Здесь представлены практически все виды полезных ископаемых. Главный же недостаток минерально-сырьевой базы страны заключается в особенностях размещения. Дело в том, что основная часть полезных ископаемых расположена в Восточной зоне, для которой характерны экстремальные природные условия; также она слабо населена и плохо освоена в хозяйственном отношении.

Распределение полезных ископаемых на территории Российской Федерации.

Нефтью называют горючую маслянистую жидкость красно-коричневого или чёрного цвета с специфическим запахом. Она является самым важным полезным ископаемым Земли, так как именно из неё получают наиболее используемые в настоящее время виды топлива. Обычно нефть образуется вместе с другим, не менее важным полезным ископаемым – природным газом. Поэтому зачастую эти два вида полезных ископаемых добываются в одном и том же месте.

Нефтегазоносные провинции России. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Это крупнейшая провинция на территории России. Её площадь составляет 2 миллиона 200 тысяч км 2 . Находится она на Западно-Сибирской равнине. На востоке ограничена горной системой Урал, на юге граница проходит с Казахстаном и горной системой Алтай, а на севере – с Карским морем. Всего в две тысячи пятнадцатом году здесь было открыто около пятисот месторождений нефти и газа.

На севере Европейской части России расположена Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Она ограничена Тиманским кряжем на юго-западе, а на востоке – горной системой Урал. Площадь Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции составляет 600 тысяч км 2 .

В Российской Федерации имеются большие запасы угля. По его количеству наша страна занимает 3-е место в мире после Соединённых Штатов Америки и Китая. Уголь – это осадочная горная порода, которая образуется при разложении остатков растений.

На западном склоне Полярного Урала и Пай-Хоя расположен Печорский угольный бассейн. Пай-Хой – это старый, сильно разрушенный горный кряж в центре Югорского полуострова. Общая площадь Печорского угольного бассейна составляет около 90 тысяч км 2 . Уголь здесь добывается очень сложным способом – шахтным методом.

Одним из самых крупных угольных месторождений мира является Кузнецкий угольный бассейн России. Находится он на юге Западной Сибири. Его площадь составляет 26 700 км 2 . Добыча каменного угля здесь ведётся подземным и открытым способами. Стоит отметить, что Кузнецкий угольный бассейн имеет невыгодное географическое положение. Дело в том, что он сильно удалён от основных районов потребления угля. Уголь сложно транспортировать из-за слабого развития железнодорожных путей на востоке страны. Большие транспортные затраты снижают конкурентоспособность кузнецкого угля, что приводит к снижению перспективы дальнейшего развития Кузнецкого бассейна.

По общим запасам железняка Россия занимает 1-е место в мире. Железные руды страны отличаются значительной глубиной залегания, они характеризуются высокой прочностью и сложным минеральным составом. В основном залежи железняка находятся в европейской части страны. Самый большой бассейн Российской Федерации – это Курская магнитная аномалия. Это самый мощный в мире железорудный бассейн – крупнейший по запасам железа район в мире. Общая площадь бассейна составляет около ста двадцати тысяч километров квадратных. Расположен бассейн в пределах Курской, Белгородской и Орловской областей.

По запасам серебра Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире. Основные запасы серебряных руд (около 98 %) расположены в Охотско-Чукотском и Восточно-Сихотэ-Алиньском вулканических поясах.

Россия очень богата различными видами полезных ископаемых. Россия занимает главенствующие места по разведанным запасам никеля, золота, платины, алмазов и других полезных ископаемых. Широкое распространение в России имеют и нерудные полезные ископаемые, месторождения которых встречаются как в платформенных, так и в складчатых областях страны. Россия обладает крупнейшими запасами торфа, фосфорита, калийной соли и так далее.

Разработка месторождений полезных ископаемых и добывание горных пород и минералов имеют большое значение, так как без этого не будет возрастать благосостояние людей, а также прекратится развитие экономики всех стран в мире. Добыча полезных ископаемых необходима для создания машин, деталей, механизмов. Своё применение многие горные породы нашли и в различных отраслях строительства, а такие из них, как, например, золото, серебро, алмазы, широко применяются для создания ювелирных изделий.

Занимая ведущие места в мире по запасам многих полезных ископаемых, Россия развивает свою экономику почти полностью на собственных минерально-сырьевых ресурсах. Однако, несмотря на значительные запасы полезных ископаемых, следует помнить, что они являются невозобновимыми. Учёные подсчитали, что если добыча полезных ископаемых сохранится в таком же объёме, как в настоящее время, то большое количество месторождений будет исчерпано через несколько десятилетий. А это значит, что необходимо рационально и бережно их использовать.

Экологические проблемы, которые связаны с добычей полезных ископаемых.

Следует помнить, что извлечение из недр Земли огромных масс вещества не проходит бесследно. Человек создаёт антропогенные формы рельефа – карьеры, искусственные насыпи из горных пород, называемые терриконами.

Добыча горных пород приводит к комплексному нарушению земель, деградации естественных кормовых угодий, истощению водных ресурсов и нарушению гидрологического режима подземных и поверхностных вод. Также загрязняется приземной слой атмосферы твёрдыми и газообразными вредными веществами. Изменение состава воздуха сводится к уменьшению содержания кислорода и увеличению содержания углекислого газа, азота, а также к появлению вредных газов и пыли.

Рациональное использование и охрана недр Земли предусматривают следующие мероприятия:

· создание новых высокоэкологичных технологий разработки месторождений полезных ископаемых;

· утилизация отработанной горной породы или надёжное её захоронение;

· предотвращение потерь минерального сырья в период эксплуатации месторождений;

· использование альтернативных, экологически чистых источников энергии (солнца, ветра, приливов и отливов).

источник

Тема урока: «Минеральные ресурсы России». Сегодня мы вспомним, что такое минеральные ресурсы и полезные ископаемые, узнаем, как они располагаются по территории России и какая существует закономерность между геологическим (тектоническим) строением рельефа и местом положения полезных ископаемых. Также узнаем о способах добычи полезных ископаемых и о связанных с этим некоторых экологических проблемах.

Хозяйство России тесно связано с минеральными ресурсами, оцененными, по геологическим данным, запасом полезных ископаемых. Наличие минеральных ресурсов, которые зависят от строения земной коры, во многом формируют картину хозяйства территории. Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми (рис. 1).

Рис. 1. Карта минеральных ресурсов России (Источник)

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые используются или могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Скопление полезных ископаемых образуют месторождения, а скопления большого количества месторождений образуют бассейны или районы. По происхождению полезные ископаемые, так же, как и горные породы, бывают: метаморфические, магматические и осадочные. Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории под воздействием внутренних сил (эндогенных) и внешних (экзогенных). Все полезные ископаемые можно классифицировать по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Большая часть минеральных ресурсов представляет собой твердые неорганические образования, а горючее – полезное ископаемое органического происхождения – лишь условно относится к минеральным ресурсам. За последние годы все большее значение приобретают минерализованные источники, в которых растворено огромное количество полезных веществ. Можно классифицировать полезные ископаемые и по использованию: рудные, нерудные, горючие.

Рудные полезные ископаемые сформировались в результате излияния магмы и в местах её контакта с другими горными породами. Магматическими и метаморфическими горными породами слагаются складчатые области и фундаменты древних пород. Поэтому рудные полезные ископаемые встречаются в горах и на щитах. Наиболее богат рудами Урал. Здесь залегают железные, медно-цинковые, никелевые, марганцевые, хромитовые руды, золото, платина (рис. 2).

Рис. 2. Карта полезных ископаемых Урала (Источник)

Кроме этого, на Урале встречаются драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. На Алтае открыты месторождения полиметаллических, свинцовых, цинковых руд, серебра, ртути и др. (рис. 3). В горной Шории – железных руд, в Кузнецком Алатау – марганцевых. Вольфраммолибденовые руды имеются в Прибайкалье, а в Забайкалье – урановые руды и золото.

Рис. 3. Карта минеральных ресурсов Алтайского края (Источник)

Основными полезными ископаемыми мезозойской складчатой структуры востока России являются оловянные руды. На Кавказе представлены полиметаллические и вольфраммолибденовые руды. Следует обратить внимание на то, что большая часть рудных полезных ископаемых сосредоточена не в молодых складчатых горах, а в возрожденных складчато-глыбовых. Это связано с тем, что рудные тела залегают в осевых частях гор и перекрыты мощными складками осадочных пород. В результате разрушения эти складки исчезают, поэтому там легко находить и добывать полезные ископаемые. Поэтому Урал и богат рудными полезными ископаемыеми.

Магматические и метаморфические полезные ископаемые, кроме складчатых областей, встречаются и на щитах – выступах древних кристаллических фундаментных пород. Так, на севере Восточноевропейской равнины, в районе Кольского полуострова, где имеется выход Балтийского щита, встречаются медные, никелевые металлы, найдены апатиты (сырье для фосфорных удобрений). На Тиманском кряже обнаружены алюминиевые руды, а в районе Воронежской антиклизы находится самое крупное месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (рис. 4).

Рис. 4. Тектоническая карта России (Источник)

Тем не менее для платформ наиболее характерны полезные ископаемые осадочного происхождения, в том числе горючее. Так, в осадочном чехле Восточноевропейской равнины сосредоточено огромное количество угля, нефти и газа. Но наиболее крупные запасы нефти, угля и газа России находятся в мощном осадочном чехле молодой Западносибирской платформы. Также на Древнесибирской платформе располагается крупнейший Тунгусский угольный бассейн. Помимо топлива с осадочными породами связаны месторождения солей, которые приурочены к югу Западной Сибири, Предуралью и Прикаспийской низменности.

Первые алмазы в мире были обнаружены на юге Африки. Коренные месторождения алмазов были найдены в местечке Кимберли (ЮАР), после чего коренные месторождения алмазов были названы кимберлитовыми трубками (рис. 9).

Рис. 9. Кимберлитовая трубка в Якутии (Источник)

Считается, что первооткрывателем алмазов в России стал 14-летний мальчик, сын крепостного крестьянина Крестовоздвиженского прииска на Урале. Именно он обнаружил твердые камни, а оказавшийся рядом минеролог определил, что эти камни – алмазы.

Поиск алмазов на территории России начался после Великой Отечественной войны.

В результате кропотливой работы ученого В.С. Соболева (рис. 10) было выдвинуто предположение, что алмазы следует искать в таких же по условиям местах, как и в Южной Африке, а это Западная Якутия. В 1947 г. на реку Вилюй в Якутию была отправлена первая экспедиция в поисках алмазов. Одна кимберлитовая трубка может снабжать алмазами реки и их притоки на многие десятки и сотни километров. Чтобы определить, есть ли в ключе золото, достаточно промыть несколько небольших ковшей галечника, но чтобы найти алмазы, приходится промывать несколько кубических метров. Геологам пришлось прошагать много сотен километров, преодолевая болота, буреломы, спасаясь от туч комаров и мошкары. Радостную весть после долгих поисков принес коллектор вместе с пиропами и кристаллом алмазов в 4 карата. Пиропы, или «слезы алмазов», – это минералы красного цвета, которые являются спутниками алмазов. Нашел пиропы – нашел алмазы, но главное – найти кимберлит – зеленоватую породу, в которой встречаются алмазы. Найти кимберлит – значит, найти коренное месторождение алмазов.

Первая кимберлитовая трубка в Якутии была найдена экспедицией Л.А. Попугаевой (рис. 11) в 1954 г. Найти вторую кимберлитовую трубку помогла лиса. Члены экспедиции наткнулись на лисью нору, возле которой лежала небольшая кучка зеленоватой земли. Это и был кимберлит. На высокой лиственнице, стоявшей почти в самом центре трубки, геологи сделали топором большую зарубку и вывели надпись: «Трубка мира». В Москву полетела зашифрованная телеграмма: «Закурили трубку мира. Табак отличный». Потом были найдены другие кимберлитовые трубки, а вскоре был заложен поселок алмазодобытчиков Мирный. Через несколько десятков лет месторождения алмазов были обнаружены на другой древней платформе – Русской, в Архангельской области.

Добыча полезных ископаемых осуществляется по-разному. В зависимости от глубины и мощности залегания полезного ископаемого добыча осуществляется либо открытым (карьерным) (рис. 5),

Рис. 5. Добыча полезных ископаемых в карьере (Источник)

либо закрытым (шахтным) способом (рис. 6).

Рис. 6. Добыча полезных ископаемых в шахте (Источник)

Жидкие полезные ископаемые добываются методом бурения скважин (рис. 7). Открытый способ добычи полезных ископаемых наиболее простой и дешевый, однако именно он наносит самый большой урон природе.

Из-за лишения территории растительного покрова, на ней образуются индустриальные пустыни, от которых поднимаются пыльные бури, а из-за осушения земли понижается уровень грунтовых вод. Открытым способом в России добывается более 90 % руд, более 50 % углей и практически все строительные материалы. Самый большой в России карьер находится на Урале – это Качканарский карьер (рис. 8), глубина которого свыше 700 м. Глубина шахт в России достигает примерно 1 км.

Рис. 8. Качканарский карьер (Источник)

Россия – самая богатая минеральными ресурсами страна мира.

Институт нефти и газа носит имя И.М. Губкина (рис. 12).

Рис. 12. Памятная доска И.М. Губкину (Источник)

Именно при его непосредственном участии началось исследование и исследование Западно-Сибирской равнины. В 1953 г. было открыто и начало действовать первое месторождение газа, а через 7 лет забил первый нефтяной фонтан Шаима. Но этому предшествовали длительная работа, научные споры и подвиг первопроходцев. Западно-Сибирская равнина – огромная низменность площадью 3 млн км 2 (рис. 13).

Читайте также:  Что полезно есть на ранних сроках беременности

Рис. 13. Западно-Сибирская равнина (Источник)

Лежит равнина на плите. Толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти. На поверхности сотни километров топких болот и темнохвойной неосвоенной тайги. Как определить точку для буровой? Это сродни поиску иголки в стоге сена. И.М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 г. в Среднее Приобье была послана поисковая партия, которая открыла невиданные запасы нефти: Усть-Балыкское и нефтяную жемчужину, месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре. В Заполярье открыли газовое месторождение Ямбург, Медвежье, Заполярное, а у Северного полярного круга Уренгойское – газовую жемчужину России (рис. 14).

Рис. 14. Уренгойское месторождение газа (Источник)

Сегодня Россия занимает первое место по добыче природного газа. В Северной Сибири в европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ – экологически чистое и калорийное топливо – идет не только в европейскую часть России, но и в Западную Европу. Открытие месторождения нефти и газа дали мощный толчок в освоении Западной Сибири. Здесь построены новые города.

Столица нефтяников – Сургут (рис. 15), столица газовиков – Новый Уренгой (рис. 16).

Рис. 16. Город Новый Уренгой (Источник)

Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.

Домашнее задание

  1. Дайте определение и классификацию полезных ископаемых.
  2. Подготовьте доклад о рудных полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.
  3. Подготовьте доклад о магматических и метаморфических полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.

Список литературы

  1. География России. Природа. 8 кл.: уч. для общеобразоват. учрежд. / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.: ил., карт.
  2. География России. Природа. Население: 8 кл. / В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 320 с.
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Распространение полезных ископаемых. Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — бассейны.

Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории под влиянием внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов. В мощных рыхлых отложениях осадочного чехла древних платформ заключены почти все наиболее значительные месторождения горючих ископаемых. Среди них наибольшее значение в нашей стране имеют нефть и природный газ севера Западной Сибири, Волго-Уральского бассейна. Менее богаты месторождения равнин Северного Кавказа и острова Сахалин.

В палеозойских и мезозойских отложениях платформенных областей из отложений органических веществ, накапливавшихся долгое время на дне мелководных водоемов, образовались многочисленные месторождения каменного и бурого угля.

Наиболее важное хозяйственное значение имеют высококачественные коксующиеся угли, используемые в металлургии. Крупнейшие месторождения каменного угля в европейской части России находятся в районе Воркуты, в восточной части Донецкого бассейна. Бурые угли добывают в Подмосковном бассейне. В Сибири самыми знаменитыми и давно освоенными являются месторождения каменного угля, часто коксующегося, Кузнецкого бассейна (Кузбасс). Добываются они открытым и подземным способами. Но особенно велики запасы угля Тунгусского, Ленского, Канско-Ачинского и других бассейнов, расположенных в слабозаселенных районах России. В стране весьма существенны запасы торфа и горючих сланцев.

Месторождения рудных полезных ископаемых часто связаны с теми районами платформ, где близко к поверхности подходит фундамент или более молодые интрузии кристаллических пород. Среди них месторождения железных руд Курской магнитной аномалии, Алданского щита, Ангаро-Питского и Ангаро-Илимского районов, а также железных и никелевых руд Кольского полуострова и полиметаллических руд окрестностей Норильска.

Но особенно богаты разнообразными рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов: меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Приморский край, Северный Кавказ), олова (Восточная Сибирь и Дальний Восток), сырье для получения алюминия — бокситы и нефелины (Северный Урал, Красноярский край).

Рис. 19. Полезные ископаемые России

Месторождения золота располагаются в Восточной Сибири, Якутии, на севере Дальнего Востока. Наиболее крупное месторождение платины находится на Урале.

По рисунку 19 определите местонахождение крупнейших месторождений и напишите их названия на контурной карте.

Из неметаллических полезных ископаемых важное значение для хозяйства страны имеют месторождения алмазов в вулканических породах западной Якутии, Архангельской области, апатитов на Кольском полуострове, калийных солей в Поволжье, Кировской области, на западном склоне Урала. В недрах России располагаются залежи графита (Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток), каменной соли (Урал), поваренной соли (Поволжье), слюды (Восточная Сибирь), а также разнообразного сырья для производства минеральных строительных материалов — граниты, доломиты, известняки, гравий, высококачественные глины и т. д.

Рис. 20. Залегание нефти и газа

Как вы думаете, из каких районов России был привезен гранит, использованный для облицовки набережных Москвы, Санкт-Петербурга?

Минерально-сырьевая база нашей страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:

  1. огромное их количество;
  2. крайняя неравномерность размещения;
  3. большое различие в условиях эксплуатации;
  4. возможность частичной компенсации истощенных месторождений полезных ископаемых путем разведки и освоения новых месторождений.

Занимая ведущее место в мире по запасам многих полезных ископаемых, Российская Федерация развивает свою экономику почти полностью на основе собственных минерально-сырьевых ресурсов. Но несмотря на это, необходимо помнить, что полезные ископаемые, накопленные за всю историю развития Земли, при их исчерпании невозобновимы. Это заставляет задуматься об их рачительном, бережном использовании. В связи с этим разрабатываются и широко применяются новые технологии добычи полезных ископаемых, обеспечивающие минимальные потери сырья при добыче и переработке и максимальное использование добытого сырья.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Извлечение из недр земли огромных масс вещества не проходит бесследно. Человек создает антропогенные формы рельефа — карьеры, терриконы, обширные пустоты в земной коре и т. д.

В зоне Курской магнитной аномалии (КМА), например, особенно сильное влияние на окружающую среду оказывают предприятия железорудной промышленности. При открытом способе добычи руды образуются большие отвалы пустой породы. Водооткачка и водозабор на промышленные и коммунальные нужды способствуют общему иссушению территории, что приводит к пылеобразованию и ускорению нежелательных экзогенных процессов. Кроме того, это грозит обрушением и просадками грунта.

Рис. 21. Образование рудных полезных ископаемых

Восстановление нарушенных горными работами земель проводится по следующим направлениям: использование черноземных почв, срезаемых при вскрышных работах, для землевания малоплодородных участков; выравнивание поверхности путем засыпки оврагов, рекультивация отвалов; создание лесных санитарно-защитных зон вокруг городов Губкин, Старый Оскол, Новый Оскол, Белгород и крупных рабочих поселков.

Проблемы возникают и при добыче строительных материалов. Например, при добыче высококачественных гранитов Карелии остается очень много обломков, из которых можно было бы получить дополнительное количество стройматериалов. Таким образом, проблема безотходного производства тесно связана с проблемой очистки площадей от обломков и загрязнения атмосферы от пыли.

Добыча таких строительных материалов, как песок, гравий, известняк, тоже приводит к образованию карьеров, уродующих ландшафт, нарушающих естественный ход природных процессов в нем.

Вопросы и задания

  • Что такое полезные ископаемые?
  • От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?
  • Какими полезными ископаемыми богата наша страна?
  • Найдите на карте месторождения перечисленных в параграфе полезных ископаемых.
  • Дайте оценку минерально-сырьевой базы нашей страны.
  • источник

    Задачи: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений по­лезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископае­мыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

    I. Проверка знаний и умений по теме «Главные черты рельефа России».

    Возможные варианты проверки:

    1. Географический диктант. Проводится с целью проверки зна­ния номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны напи­сать их географические названия.

    2. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся, используя таблицы «Анализ рельефа равнин» и «Анализ рельефа гор», должны описать какую-либо форму рельефа. В результате этой работы проверяется умение сопоставлять физическую и тек­тоническую карты России.

    3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам пре­дыдущего урока и включает устные задания по физической и тек­тонической картам России.

    1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физиче­ской картой России).

    2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ уче­ника должен опираться на знания физической картины России).

    3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причин­но-следственные связи между рельефом и тектоническим строени­ем).

    4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

    5. Письменная проверочная работа по вариантам.

    Пользуясь необходимыми картами, установите взаимосвязи

    между тектоническими структурами и формами рельефа, ответы запишите в таблицы.

    Соответствие тектонических структур формам рельефа

    Область байкальской складчатости Область каледонской складчатости Область мезозойской складчатости Область кайнозойской складчатости

    Соответствие форм рельефа тектоническим структурам

    Сихотэ-Алинь Г оры Камчатки Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Алданское нагорье Г оры Бырранга Уральские горы

    6. Проверка домашнего задания должна включать проверку практической работы № 3, которая выполнялась учащимися в ра­бочих тетрадях.

    Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Зем­ли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле пре­вращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

    Определение «полезные ископаемые» и их виды желательно записать в тетрадь, также необходимо добавить определения «ме­сторождение», «бассейн».

    Полезные ископаемые — это природные минеральные образова­ния в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естест­венном виде как сырье или после соответствующей переработки.

    По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

    I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

    II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благород­ных и радиоактивных металлов.

    III. Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драго­ценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

    Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

    Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

    1. Учащиеся уже знают из курса географии материков и океа­нов о размещении полезных ископаемых магматического и осадоч­ного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся сле­дующие вопросы и задания:

    1) По карте определите, какими полезными ископаемыми бога­та территория нашей страны.

    2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

    3) Определите основные месторождения угля и нефти.

    4) Определите размещение месторождений железных руд.

    5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

    6) К каким структурам приурочены месторождения полиметал­лических руд?

    7) Почему месторождения руд приурочены к горным масси­вам?

    8) Какими полезными ископаемыми богата территория вашей области?

    Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

    Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтвержда­ет наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность оса­дочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхожде­нием. Магма и горючие магматические растворы, из которых обра­зовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещи­нам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

    2. Практическая работа № 4 «Определение и объяснение зако­номерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых». Эта работа позволяет закрепить сформулированные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тек­тонического строения и об обеспеченности России основными ви­дами полезных ископаемых и особенностях их размещения по тер­ритории страны. Задания приведены в рабочей тетради на с. 40-41.

    3. На этом этапе урока необходимо сформировать понятие «минерально-сырьевая база Росси» и записать его в тетрадь.

    Минерально-сырьевая база России — это совокупность всех по­лезных ископаемых, расположенных на территории нашей страны.

    Характерные черты минерально-сырьевых ресурсов России можно прочитать в учебнике на с. 46.

    4. Очень важный вопрос — охрана недр.

    Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обес­печивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим стра­нам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных иско­паемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоря­жались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании по­лезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонен­тов, содержащихся в руде, комплексным использованием мине­ральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полез­ных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

    Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ис­копаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47).

    I. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание: § 7, закончить практическую работу № 4, знать ключевые слова и номенклатуру бассейнов полезных иско­паемых выучить.

    источник

    Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

    Развивающие: развивать у обучающихся навыки работы с тематическими картами, умение «читать » их, стремление к самостоятельному поиску знаний.

    Воспитательные: способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земельных недр.

    Тип урока: комбинированный

    Методы: рассказ, беседа, частично-поисковый, демонстрация средств наглядности.

    Оборудование: физическая карта России, тектоническая карта, атласы, коллекция полезных ископаемых, мультимедиопроектор, презентация.

    Тема урока : Минеральные ресурсы России

    Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

    Развивающие: развивать у обучающихся навыки работы с тематическими картами, умение «читать » их , стремление к самостоятельному поиску знаний.

    Воспитательные: способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земельных недр.

    Читайте также:  Виноградный сок чем полезен

    Тип урока: комбинированный

    Методы: рассказ, беседа, частично-поисковый, демонстрация средств наглядности.

    Оборудование: физическая карта России, тектоническая карта, атласы, коллекция полезных ископаемых, мультимедиопроектор, презентация.

    ( подготовка обучающихся к работе на уроке. Приветствие, эмоциональный настрой, проверка отсутствующих и готовности к уроку )

    II Проверка домашнего задания.

    (Фронтальное повторение терминов, Письменный проверочный диктант.)

    1 Платформа, 2 щит, 3 складчатая область, 4 возрожденные горы, 5 молодые горы , 6 осадочный чехол, 7 фундамент, 8 плита, 9 геологическая карта, 10 тектоническая карта, 11 глыбовые горы, 12 Алтай, 13 Кавказ, 14 Урал 15 интрузия

    Учитель задает вопросы, учащиеся находят в списке терминов нужные слова.

    Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол )

    Выход на поверхность фундамента платформы (Щит)

    .Древний устойчивый участок земной коры? (платформа)

    Возрожденные горы (Алтай, Урал)

    Внедрение магмы в слои осадочных пород.(Интрузия)

    Карта, на которой показаны части земной коры.(Тектоническая)

    Карта с информацией о возрасте пород.(Геологическая)

    Горы расположены в …. (складчатых) областях.

    Им соответствуют равнины,(Платформы, плиты)

    Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость.(Молодые горы)

    Вопросы для устного ответа:

    Назовите основные формы рельефа? Пользуясь физической картой России, приведите примеры.

    . Установите причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением.

    III Подготовка обучающихся к усвоению знаний

    Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть , мрамор и природный газ, на самом деле очень близки между собой. Называются они так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми.

    Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли.

    Полезные — потому что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

    Вопрос: Что называется полезными ископаемыми?(определение обучающиеся записывают в тетрадь)

    Полезные ископаемые – это природные, минеральные образования в земной коре, которые могут быть использованы в хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки.

    Как вы понимаете термины месторождение полезных ископаемых, бассейн?

    Скопление полезных ископаемых образуют месторождения.

    Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого

    получило название бассейн.

    (Работа обучающихся с учебником, формулируют определение, записывают в тетрадь)

    Учитель. Труднее обнаружить полезные ископаемые в молодых горах, где месторождения находятся под толщей горных пород и обнаружение их затруднено. В старых горах скопления полезных ископаемых обнаружить легче т.к. при разрушении гор они оказываются близко у поверхности.

    Полезные ископаемые делятся на 2 группы (Объяснение с опорой на схему. Схема на экране.)

    Полезные ископаемые

    в магматических породах в осадочных породах

    на платформе в складчатых областях химическое сырье горючие

    (в фундаменте) медные, (соли) нефть, газ, Железные, полиметаллические, апатиты, уголь

    никелевые алюминиевые калийные соли

    Учитель. Ребята, вы уже знаете из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Пользуясь картой «Полезные ископаемые России» ответьте на вопросы и выполните задания.

    1.По карте определите какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны. (обучающиеся находят полезные ископаемые, учитель показывает на карте полезных ископаемых районы их добычи, данные заносятся в таблицу.)

    2. Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

    3. Определите размещение месторождений железных руд.

    4. Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд КМА?

    5. Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

    Районы добычи полезных ископаемых

    КМА, Кольский п-ов, Алданский щит, Ангарские месторождения

    Кольский п-ов, район Норильска

    Полиметаллические руды(свинец, цинк)

    Алтай, Северный Кавказ, Приморский край

    Северный Кавказ, Красноярский край

    Предуралье (Соликамск, Березинское месторождения)

    Западная Сибирь, Волго-Уральский район

    Печорский бассейн, Кузбасс, Тунгусский, Ленский бассейны

    Якутия, Архангельская область

    Обобщение ответов обучающихся, целенаправленное подведение их к правильным выводам.

    Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные – газ, нефть, уголь, горючие сланцы )

    Существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие месторождения приурочены к щитам, либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности (Железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Балтийского щита )

    В складчатых поясах залегают месторождения рудных ископаемых.

    Добыча алмазов на территории России

    (Алмазы – это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах, в Якутии алмазы связаны с траппами ) Найдены алмазы и в Архангельской области. В обоих случаях месторождения алмазов находятся на платформах, но связаны с интрузиями, т.е. вулканической деятельностью.(Использование рисунка в учебнике «Образование рудных полезных ископаемых»)

    Учитель. Ребята, наша страна богата полезными ископаемыми. Она обеспечивает себя многими видами минеральных ресурсов. Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает.

    Как можно назвать совокупность полезных ископаемых, находящихся на территории нашей страны? Если затрудняетесь ответить, посмотрите в учебник, найдите ответ. (Минерально-сырьевая база)

    Зачитайте характерные черты минерально-сырьевых ресурсов России.(Работа с учебником)

    Учитель. Полезные ископаемые исчерпаемы и не возобновимы, а значит их надо рационально и бережно использовать. Кроме того добыча минерального сырья создает экологические проблемы.

    Задание: Составьте цепочку экологических последствий при добыче руды в зоне Курской магнитной аномалии (на примере Михайловского месторождения)

    (Открытая добыча карьеры, отвалы пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта.)

    1. Повторить понятия: «месторождение», «бассейн», «карьер», «отвалы», «рекультивация».

    2. Закончить выполнение практической работы № 4.

    «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых». Заполнить третью колонку таблицы и сделать вывод о закономерности размещения полезных ископаемых, связи между полезными ископаемыми, тектоническим строением и рельефом.

    По таблице обучающиеся делают вывод:

    (а) рудные полезные ископаемые залегают в областях складчатости(в горах), на щитах, на платформе(в фундаменте)

    б) нерудные ископаемые залегают на платформах(в осадочном чехле))

    VI Подведение итогов урока.

    Домашнее задание: § 4, закончить практическую работу № 4, если не успели в классе, знать ключевые слова и номенклатуру бассейнов полезных ископаемых.

    Задание по контурной карте.

    Отметить на карте месторождения полезных ископаемых (нефти, газа, каменного угля, бурого угля, медно-никелевых руд, алмазов, золота, калийных солей .)

    источник

    Минеральные ресурсы — совокупность геологических запасов минерального сырья в недрах района, страны, континента, мира в целом, подсчитанных применительно к существующим кондициям на полезные ископаемые с учетом научно-технического прогресса (глубины разработки, эффективности обогащения и др.).

    Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в хозяйстве. Скопление полезных ископаемых, по количеству, качеству и условиям залегания пригодных для использования, называется месторождением, а их сплошное распространение на большой площади образует бассейн.

    Размещение полезных ископаемых по территории страны объясняется особенностями геологического строения отдельных районов. В свою очередь, геологическое строение зависит от тектонических (то есть происходящих в земной коре) процессов, развивающихся в различные геологические эпохи.

    Территория страны сформировалась из платформ и складчатых поясов. Платформы — наиболее устойчивые участки литосферы. Фундамент (нижний ярус платформы) образуют сильно смятые метаморфизированные породы. На фундаменте формируется осадочный чехол из горизонтально залегающих пород. В зависимости от времени образования фундамента платформы делятся на древние (Восточно-Европейская, Сибирская) и молодые (Западно-Сибирская). Три эти платформы, выраженные в рельефе равнинами, занимают основную часть территории России. В ряде мест фундамент платформ выходит на поверхность. Эти участки называются щитами. На Восточно-Европейской платформе имеются Балтийский и Украинский шиты, а на Сибирской — Алданский и Анабарский.

    Складчатые пояса, возникающие в наиболее подвижных участках земной коры, представляют собой смятые в складки метаморфизированные горные породы. При этом складки могут быть изогнуты книзу (синклиналь) или кверху (антиклиналь).

    Горные породы по происхождению делятся на четыре вида:

    • магматические — образовавшиеся при застывании и кристаллизации магмы на некоторой глубине или на поверхности;
    • осадочные — возникшие путем отложения на суше и на дне океана обломков различных пород и остатков организмов;
    • метаморфические — измененные под действием высоких температур, большого давления, влияния растворов и газов;
    • метасоматические — возникающие в процессе замещения одних минералов другими с существенным изменением их химического состава.

    В районах, занятых платформами, наиболее характерны полезные ископаемые осадочного происхождения, находящиеся в чехле или фундаменте платформ. В основном это нерудные полезные ископаемые. В чехлах распространены газ, нефть, уголь, горючие сланцы, фосфориты, соли, бокситы, строительные материалы (известняк, мел, мергель). Так, крупнейшие в России месторождения нефти и газа сосредоточены в Предуралье (от Баренцева до Каспийского моря) и Западной Сибири. Основные бассейны каменного угля — Тунгусский и Ленский находятся в Средней Сибири, Кузнецкий — в предгорьях Южной Сибири, Печорский — на северо-востоке Русской равнины. Основной буроугольный бассейн — Канско-Ачинский расположен в предгорьях Саян.

    Рудные полезные ископаемые содержатся в складчатом фундаменте древних платформ: железные руды Курской магнитной аномалии, Ангаро-Илимского района, полиметаллические руды Норильска, а также руды Балтийского (Кольский полуостров), Алданского щитов и др.

    Полезные ископаемые складчатых областей представлены различными рудами, образованными в основном из магмы, проникшей в земную кору по разломам в периоды активных тектонических движений. Таким образом, рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор.

    В древних складчатых областях находятся месторождения железных руд (Западный Саян), золота (нагорья Северного Забайкалья), полиметаллических руд (Восточное Забайкалье), а также руд, драгоценных и полудрагоценных камней Урала.

    В более молодых горах Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока имеются месторождения оловянных и вольфрамовых руд, золота, а на Кавказе — полиметаллических руд.

    Характеристика конкретных видов полезных ископаемых и их месторождений приведена в соответствующих разделах.

    Балансовые запасы полезных ископаемых — это тот их объем, который целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики.

    Категории полезных ископаемых различаются по степени изученности их запасов. Категория А — запасы детально разведаны, имеют точно определенные границы. Категория В — предварительно разведанные запасы с примерно определенными контурами. Категория C1 — разведанные запасы, имеющие сложное геологическое строение; слабо разведанные запасы. Категория С2 — перспективные (имеющие предварительную оценку) запасы.

    источник

    Цели и задачи урока:

    -определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;

    -проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;

    -определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

    Оборудование:

    Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.

    I. Организационный момент.

    На фоне музыки ученик читает отрывок из стихотворения Ираиды Мордовиной.
    (Все сопровождается слайдами с видами различных форм рельефа России)
    (Приложение 1).

    Россия, ты – великая держава,
    Твои просторы бесконечно велики.
    На все века себя ты увенчала славой,
    И нет другого у тебя пути.
    Озёрный плен твои леса венчает,
    Каскад хребтов в горах мечты таит.
    Равнины в бесконечность убегают
    И степь родная хлебушек родит.
    В земле твоей богатств поток неиссякаем,
    К сокровищам твоим наш путь лежит.
    Как мало о тебе ещё мы знаем,
    Как много изучить нам предстоит!

    II. Объявление темы урока и целей, знакомство с «Зачетным листом»
    (Приложение 2).

    Задание 1. Составление общей схемы «Рельеф» (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)

    — Вспомните, что такое рельеф?
    — Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
    Как различаются горы по высоте?
    Как различаются равнины по высоте?
    — Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
    — Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
    — Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

    Задание 2.
    Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа?
    (Приложение 3)

    (На слайдах появляются разные формы рельефа)

    1. Деятельность ветра
    2. Карстовые процессы – вода
    3. Деятельность человека
    4. Моренный рельеф — ледник
    5. Эоловые процессы – ветер
    6. Землетрясения
    7. Вулканизм
    8. Овраг – деятельность текучих вод

    Задание 3. Диктант на проверку знания терминов и понятий.

    1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы. (щит)
    2. Бурные грязекаменные потоки. (сели)
    3. Древние относительно устойчивые участки земной коры. (платформы)
    4. Крупные скопления полезных ископаемых. (месторождения)
    5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (морена)
    6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (бассейн)
    7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли. (эры)
    Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в «Зачетный лист» количество баллов (правильный ответ-1балл)

    Задание 4. Работа по вариантам.

    1 вариант выполняет интерактивный тест на ПК. 2 вариант путем сопоставления физической и тектонической карт устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
    1 вариант. Тест.
    1. Высшая точка России расположена в пределах.
    а) Алтая
    б) Кавказа
    в) Саян

    2. Самая высокая и расчлененная равнина в России.
    а) Восточно-Европейская равнина
    б) Западно-Сибирская равнина
    в) Среднесибирское плоскогорье

    3. В виде какого щита выходит на поверхность фундамент Восточно-Европейской платформы.
    а) Алданского
    б) Балтийского
    в) Анабарского

    4. Какие окраины России расположены на границах современных литосферных плит.
    а) Восточные
    б) Западные
    в) Северные

    5. Какая складчатость протекала во второй половине палеозоя.
    а) Байкальская
    б) Герцинская
    в) Каледонская

    6. Равнины расположены на .
    а) границах литосферных плит
    б) платформах
    в) в складчатых областях

    7. Крупнейшими каменно-угольными бассейнами являются.
    а) Кузбасс, Канско-Ачинский
    б) Тунгусский, Ленский
    в) Уренгой, Ямбург

    8. Поверхность России понижается к .
    а) югу
    б) северу
    в) западу
    г) востоку

    9. Если скорость поднятия земной коры равна скорости разрушения, то образуются.
    а) впадины
    б) горы
    в) равнины

    10. Геологическая эра, продолжающаяся и сейчас.
    а) мезозойская
    б) кайнозойская
    в) палеозойская

    2 вариант. Таблица соответствия.
    Установите соответствие.

    источник

    План конспект урока Полезные ископаемые России 8 класс.

    Вложение Размер
    praktich._raboty_po_geograf..docx 27.29 КБ
    plany-harakteristiki_po_geografii.doc 43 КБ
    poleznye_iskopaemye_rossii.doc 48.5 КБ

    6 класс (68 ч, 2 ч в неделю или 35 ч. 1час в нед.)

    1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

    2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование, изменения, охрана).

    3. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. 2. Надписать названия материков и океанов.

    4 . Ориентирование на местности.

    5. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).

    6 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

    7. Топографический диктант.

    8. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

    9. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность).

    10. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.

    11. Характеристика карты (или ее части) своей местности.

    12. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

    13. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.

    13. Изучение рельефа своей местности.

    14. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. Описание земной коры.

    15. Характеристика карты океанов.

    16. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

    Читайте также:  Мед цветочный полезные свойства фото

    17. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря.

    18. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.

    19. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).

    20. Описание климата своей местности. Описание атмосферы.

    21. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

    22. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.

    23. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

    24. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

    ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

    7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

    1.Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информация (учебником, картами, справочниками); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.

    2.Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

    3.Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

    4.Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

    5.Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши.

    6. Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии.

    7. Обозначение на контурной карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее

    время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов

    8. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственно деятельности на нем в одном из океанов (по выбору)

    9. Сравнительная характеристика природы двух океанов — (по выбору).

    10. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

    11.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

    12. Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения.

    13. Определение причин разнообразия природных зон материка.

    14. Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

    15. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

    16. Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

    17. Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании.

    18. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

    19. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).

    20.Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

    21. Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения.

    22. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй| ственной деятельности населения .

    23. Составление описания путешест-вия по одной из стран континента с определением особен ностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

    24.Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности

    25.Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

    26. Обозначение на контурно карте стран, сгруппированных по различным признакам

    2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии

    27. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

    28. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

    ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА 8 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Автор И. И. Баринова

    1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

    2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

    3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

    4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

    5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

    6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и кли-матограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

    7. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

    8. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

    9 Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

    10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

    11. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

    12. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

    13. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

    14. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

    15. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

    16. Составление карты «Природные уникумы России».

    17. Характеристика экологического состояния одного из
    регионов России (по выбору).

    9 класс ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Автор В. П. Дронов

    1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

    2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

    3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

    4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

    5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

    6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

    7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

    8. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

    9. Моделирование вариантов нового районирования России.

    10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

    11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

    12. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

    13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.

    14. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

    15. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

    16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

    17. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.

    18. Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.

    19. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.

    20. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

    21. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтай-ского) района для жизни и быта человека.

    22. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

    23. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

    24. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

    25. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

    26. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

    27. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.

    1. Географическое положение.
    2. Направление горных хребтов, крутизна склонов.
    3. Протяженность хребтов (км).
    4. Преобладающая высота.
    5. Наибольшая высота (координаты вершины).
    6. возраст, происхождение.

    План характеристики равнин

    5.Протяженность с запада на восток и с севера на юг (км).

    План характеристики океана

    2.Площадь. Место среди других океанов.

    4.Преобладающие и наибольшие глубины.

    6.Транспортные морские пути.

    2.Внутреннее или окраинное.

    3.Очертание берегов и площадь.

    5.Наибольшая и преобладающая глубина.

    5.Зависимость направления и характера течения от рельефа.

    План характеристики озера

    План характеристики погоды

    1.Название месяца, сезона года.

    2.Высота Солнца над горизонтом ( для каждого сезона).

    6.Количество и виды осадков.

    План характеристики карты

    1.вид карты по охвату территории.

    План описания географического положения материка

    1.Площадь материка и его место среди других материков.

    2.Расположение материка относительно экватора, тропиков (полярных кругов), нулевого и 180-го меридиана.

    3.Крайние точки материка, координаты. Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

    4.Характер очертания берегов.

    5.Расположение в климатических поясах.

    6.Океанов, моря, омывающие материк.

    1. Расположение относительно других материков.

    План характеристики рельефа территории

    1. Общий характер поверхности. Общие закономерности.
    2. Расположение форм рельефа по изучаемой поверхности.
    3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.

    План характеристики формы рельефа

    1. Расположение на материке.
    2. Приблизительная площадь и её сравнение с площадью материка.
    3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.
    4. Происхождение (процессы)

    План характеристики климата

    1. Географическое положение.
    2. Тип климата (климатический пояс и область).
    3. Климатообразующие факторы.
    4. Средние температуры января и июля, температурные максимумы и минимумы.
    5. Количество осадков и их распределение в течение года.
    6. Господствующие ветра (по сезонам).

    План характеристики климатодиаграмм.

    1.Расположение (материк, его часть).

    3.Количество осадков. Распределение осадков по месяцам.

    4.Характерный тип климата (климатический пояс и области).

    1.Расположение на материке относительно других форм рельефа.

    1. Характер течения (равнинная или горная).

    4.По какой местности протекает.

    1. Изменение стока по временам года.
    2. Притоки реки.
    3. Расположения устья.
    4. Характер использования человеком.
    5. Экологические проблемы.

    План характеристики природной зоны

    1.Географическое положение, границы.

    План характеристики населения материков

    1.Народы, населяющие данную территорию.

    2.Распределение населения по материку(плотно заселенные территории и менее заселенные территории, причины).

    3. Средняя плотность (в целом для материка и по отдельным регионам).

    План характеристики страны

    1.Географическое положение, границы, пограничные государства, столицы.

    2.Особенности рельефа (общий характер поверхности, полезные ископаемые).

    3. Климатические условия (климатические пояса , средние температуры января и июля, годовое количество осадков).

    4. Внутренние воды (крупные реки, озера, водохранилища и др.).

    5. Природные зоны и их особенности ( почвы, растительность, животный мир).

    1. Население (основные расы, народы и их хозяйственная деятельность).

    План характеристики географического положения океана

    1. Расположение относительно полушарий, экватора, тропиков, нулевого меридиана и 180 меридиана.
    2. Омываемые материки.
    3. Граничащие океаны (проливы).
    4. Расположение в климатических поясах.

    1.К бассейну, какого океана относится.

    2.Какие части материка омывает.

    3. Особенности береговой линии.

    План характеристики природно-территориального комплекса (птк)

    1. географическое положение.
    2. геологическое строение и полезные ископаемые.

    4 .Климат ( климатические пояса и области ,средние температуры января и июля, амплитуда температур, среднегодовое количество осадков , коэффициент увлажнения ,годовая сумма температур выше + 10 С, возможность природных условий для сельскохозяйственного использования территории ).

    План характеристики природных ресурсов

    1. общие запасы и концентрация на единицу площади).
    2. Качество, состав.
    3. Условия залегания (глубина, мощность пластов).
    4. Сочетание с другими видами полезных ископаемых, возможность их совместного использования.
    5. Освоенность территории.
    6. Транспортные возможности.
    7. Вывод о рациональном использовании с учетом влияния на окружающую среду.

    План характеристики населения

    1.Численность. Естественный и механический прирост.

    3.Плотность, особенности размещения населения.

    Тема «Полезные ископаемы России».

    Цель урока : — сформировать у учащихся представления о связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом.

    -обобщить материалы, полученные в курсе 6 класса.

    — выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.

    Оборудование : физическая карта России, тектоническая карта России.

    Интерактивная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России

    2. Проверка домашнего задания.

    1. Связь геологической истории с тектоническим строением. Доказать на примерах.
    2. Связь геологической истории с составом горных пород, полезных ископаемых.
    3. Связь геологической истории с рельефом.

    3. Изучение нового материала.

    Объяснение нового материала начинается с выяснения следующих вопросов:

    1. Какими полезными ископаемыми богата Евразия?
    1. Чем объяснить различие в размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения?

    3. Дать определение понятиям «минерал», «горная порода».

    Далее идет рассказ о минеральных ресурсах, особенностях их формирования (рис. 156, стр. 43), размещения по территории страны, экологических проблемах, связанных с их добычей.

    Связь между историей района и составом горных пород существует. Если на новейшем этапе своего геологического развития район развивался как складчатая область, то соответственно в нем формируются мощные толщи базальтов, туфов, а также морские отложения — известняки, глинистые сланцы, широко распространены и метаморфические; породы — мрамор, кварцит.

    В областях складчато-глыбовых гор широко распространены магматические горные породы (Забайкалье, Саяны, Урал).

    На платформах преобладают осадочные породы — мел, гипсы, соли. Эти горные породы имеют меньшую мощность и горизонтальное залегание.

    Среди полезных ископаемых выделяют горючие, рудные (металлические), нерудные (неметаллические). По условиям образования выделяются магматические, осадочные и метаморфические. К магматическим относится большая часть металлических п/и, к осадочным — преимущественно неметаллические и горючие, а к метаморфическим — металлические, и неметаллические ( мрамор, кварцит, графит).

    Знание связей геологической истории и условий образования п/и геологического строения и размещения их в различных районах позволяет целенаправленно, на научной основе вести их поиск и разведку.

    В России выявлены крупные запасы угля, солей, природного газа торфа, марганцевых руд, никеля, бокситов, ртути.

    Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:

    • огромное их количество;
    • крайняя неравномерность размещения;
    • большое различие в условиях эксплуатации;
    • возможность частичной компенсации истощенных месторождений п/и путем разведки и освоения новых месторождений.

    Более детально мы будем рассматривать п/и при изучениии крупных районов России.

    При разработке пол/иск возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

    1. Необходимо не снимать «сливки», а извлекать п/и из недр как можно полнее. В настоящее время удается извлечь половину разрабатываемой нефти, а остальное остается в нефтеносных пластах.

    2. Следует повысить комплексность переработки. В природе практически нет чистых химических элементов. Необходимо добиваться извлечения не только основного компонента, но и попутных.

    3. Необходимо повысить глубину переработки природного сырья. Из добытой нефти в настоящее время перерабатывается около половины. Получающийся остаток — мазут — сжигается в топках. При переработке руд меди около трети ее выбрасывается в отвал.

    Таким образом, основным направлением использования п/и на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более экономное и рациональное использование.

    источник

    Источники:
    • http://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/geologicheskoe-stroenie-relief-i-poleznye-iskopaemye/poleznye-iskopaemye-na-territorii-rossii
    • http://as6400825.ru/geografiya_8/8.html
    • http://tak-to-ent.net/load/398-1-0-9585
    • http://kopilkaurokov.ru/geografiya/uroki/minieral-nyie-riesursy-rossii
    • http://geographyofrussia.com/mineralnye-resursy-rossii/
    • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645003/
    • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2011/11/05/poleznye-iskopaemye-rossii