Меню Рубрики

Полезные навыки программа 4 класс

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Школьная профилактическая программа

Авторы: Л. Колесова, О. Романова

Данная программа внедряется в Моу «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №1» с 2007 года

Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других

психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы. Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными сотрудниками «Проекта ХОУП».

Программа «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения

Целями первичной профилактической деятельностипрофилактики злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

 потребность у детей в здоровом образе жизни;

 создание системы профилактики в образовательном учреждении;

 разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

 формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

 взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемомразличных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивныхвеществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятогожителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующихтенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

хсоздание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

• Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

• Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

• Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.

• Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.

• Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.

Основные компоненты работы:

• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей егшо полноте.

• Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:

Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности

Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения

Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного

обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.

Планов уроков в «Полезных привычках» — 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков,

разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.

3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»

В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно поо мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.

Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.

Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.

Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.

Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:

• Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать

• правила здорового образа жизни.

• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и

• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к

• одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.

Квалификационная характеристика воспитанника

о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ

о факторах, влияющих на здоровье человека

признаки здорового человека

источники влияния и давления

безопасные интересные способы проведения времени

Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними

Принимать рациональные решения

Анализировать собственные качества

Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.

Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления

Преодоления стресса, тревоги

Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ

Преодоления жизненных трудностей в целом

Самовыражения через увлечения, развивающие личность

источник

Рабочая программа (4 класс) по теме:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Полезные привычки». 1- 4 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Полезные привычки» для учащихся 1-4 классов.

Департамент образования администрации г. Братска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

занятий по внеурочной деятельности

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Данная программа «Полезные привычки» для учащихся 1- 4 классов разработана на основе авторской программы «Полезные привычки» (авторы: Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова и Л.С. Колесова под редакцией О.Л. Романовой), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.

Составлена составлена на основе примерных программ начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 46»

Целью программы «Полезные привычки» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  • Учить детей эффективно общаться.
  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
  • Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Читайте также:  Ессентуки 4 вода чем полезна

Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали.
Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

Методология превентивного обучения отличается от традиционной необходимостью использования методов обучения в группе. Обучение в группе означает, что дети учатся: обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; говорить и слушать; принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения, формирует установки здорового образа жизни.

Кооперативное обучение — это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Для успеха любого обучения очень важна психологическая атмосфера. Ее создают: следование правилам поведения, принципам и планам уроков; отсутствие оценочного отношения друг к другу; использование методов обучения в группе.

Правила. Для достижения положительной психологической атмосферы на уроках по превентивному обучению вводятся правила поведения. Правил, как минимум, четыре: внимательно слушай говорящего; не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал; если не хочешь говорить, то можешь промолчать; относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Особенностью превентивного обучения является использование интерактивных методов обучения:

мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, упражнения – энергизаторы.

Описание места в учебном плане

Программа состоит из 33 занятий в год в 1 классе и по 34 занятия в год в 2-4 классе.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Главные принципы программы

Двумя неразрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетентности.

Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Так как профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества. «Полезные привычки» содержат материалы для детей, учителей и родителей одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о табаке и алкоголе одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей.(сразу надо отметить, что целью программы не является перевоспитание родителей, в сферу профессиональных интересов и компетенции учителя не входит вторжение в частную жизнь семей. Мы стараемся говорить о том, как должно быть, а не обсуждать то, что в действительности происходит в семьях)

«Полезные привычки» являются современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).

Профилактическая программа, реализуемая в ОУ, ориентирована на особенности организации учебного процесса. Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них исключают задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего. Возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность..

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся будут овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут учиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе будут учиться действиям моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

к концу 1-го года обучения

В результате изучения курса обучающиеся получат возможность :

  • приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения;
  • сравнивать признаки людей, находя сходство и различия;
  • узнать о богатстве родной культуры;
  • показывать связь культуры семьи с культурой народа;
  • критически относиться к употреблению табака, алкоголя;
  • определять связь поступков и решений;
  • объяснять шаги принятия решений;
  • узнать о факторах, влияющих на здоровье;
  • получить представление о признаках здорового человека;
  • получить представление о том, что лекарства могут оказаться полезными и вредными;
  • узнать, что пассивное курение вредно для здоровья;
  • научиться делать здоровый выбор в ситуации пассивного курения.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

к концу 2-го года обучения

В результате изучения курса обучающиеся получат возможность :

  • рассказывать о своих вкусах и увлечениях;
  • перечислять здоровые увлечения;
  • узнавать новое об одноклассниках и находить друзей по интересам;
  • тренироваться в невербальном общении;
  • научиться использовать вербальные и невербальные компоненты общения для понимания сообщения;
  • определять безопасные ситуации и опасные ситуации;
  • говорить о разных вариантах решения проблемных ситуаций и их последствиях;
  • узнать о вреде сигарет и алкоголя;
  • приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения .

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

к концу 3-го года обучения

В результате изучения курса обучающиеся получат возможность :

  • узнать о внешности и чертах характера людей;
  • получить представление о самооценке;
  • научиться оценивать себя;
  • узнать о роли уважительных отношений во взаимодействии;
  • научиться отстаивать свои интересы в неагрессивной форме;
  • узнать о способах неагрессивного отстаивания своей позиции;
  • получить представление о возможности отказа в ситуации давления;
  • научиться преодолению неуверенности в себе;
  • узнать о вредном влиянии курения на здоровье;
  • научиться использовать безопасные и интересные способы проводить время;
  • приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения .

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

к концу 4-го года обучения

В результате изучения курса обучающиеся получат возможность :

  • узнать о качествах, достойных уважения;
  • научиться анализировать своих привычек учениками;
  • узнать о привычках, укрепляющих здоровье;
  • узнать о важных для дружбы условий, качеств и связи дружбы и социального здоровья;
  • познакомиться с видами давления;
  • узнать способы сопротивления давлению;
  • познакомиться с формами отказа от табака и алкоголя;
  • приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения .

Контроль и оценка планируемых результатов

Особенностью программы является обязательная оценка эффективности превентивного обучения. Она позволяет

  • определить, на сколько выполнены поставленные цели и задачи,
  • помогает учителю оглянуться назад и осмыслить свои достижения,
  • проанализировать слабые и сильные стороны выполненной работы,
  • осознать, как его работа повлияла на детей и проблемы школы,
  • позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.

Виды оценки эффективности .

1. Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения призвана ответить на вопрос: «Изменилась ли группа детей в результате выполнения поставленных профилактической программой задач?» Ее методы — измерение, а затем сравнение одних и тех же показателей (знаний, установок, поведения детей) до начала и после завершения превентивного обучения.

2.Оценка процесса внедрения профилактической программы (служит для отслеживания качества ее внедрения. отвечает на вопрос: «Осуществлялись ли все необходимые профилактические мероприятия так, как это написано в программе?»

3. Оценка влияния превентивного обучения на коллектив школы отвечает на вопрос:

«Какое влияние оказала проведенная профилактическая программа на систему школьного обучения, в которую была включена?»

Инструментами оценка эффективности служат беседа, наблюдение, интервью, фокусная группа, вопросники.

Диагностический инструментарий (см. Приложение)

Диагностический инструментарий, включающий различные вопросники, тесты, диагностики, позволяющие отследить:

  • формирование навыка преодоления стресса, управления эмоциями,
  • адекватное восприятие общечеловеческих ценностей,
  • социальный статус и уровень сплоченности коллектива,
  • уровень социально-психологической адаптации ребенка к школе,
  • формирование адекватной самооценки,
  • уровень информированности о проблеме употребления ПАВ,
  • установки ребенка по отношению к употреблению ПАВ.

Нужные и ненужные тебе лекарства

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

О чем говорят выразительные движения

Опасные и безопасные ситуации

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

Реклама табака и алкоголя

Учусь настаивать на своем

Когда на меня оказывают давление

Учусь сопротивляться давлению

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Рабочие тетради для детей

Методические пособия для учителей (сборник программ, методические рекомендации по проведению уроков, оценка эффективности, диагностический инструментарий, теоретический материал по проблеме употребления ПАВ)

Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами/под научн. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2005

Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.: Речь, 2003

Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — Спб.: Речь,2006

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

Календарно- тематическое планирование

исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

Вводный урок. Опрос учащихся. Пре-тест

исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

исследовать уровень сформированности ответственного поведения

Навыки кооперативного обучения, навыки общения

показать уникальность каждого ученика

Тренинг «Я — неповторимый человек»

показать уникальность каждого ученика, самопознание

показать уникальность культуры и древние корни здорового образа жизни

Навыки кооперативного обучения, навыки общения

дать представление о различных чувствах людей и возможности управления ими

управление эмоциями и стрессом, навыки общения

показать способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств

Тренинг » О чем говорят чувства»

управление эмоциями и стрессом

Навыки кооперативного обучения, навыки общения

показать многообразие принимаемых людьми решений

Тренинг «Множество решений»

критическое мышление и креативность

способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности

Нужные и ненужные тебе лекарства

познакомить с понятиями «лекарство» и «яд»

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор

дать сведения о вреде пассивного курения

Навыки кооперативного обучения, навыки общения

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

Итоговое занятие. Игра » Пойми меня»

обобщение, подведение итогов

Вводный урок «Что такое полезные привычки?»

исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Читайте также:  Травы полезные для женщин

показать разнообразие вкусов и увлечений

Тренинг » Вкусы и увлечения «

показать разнообразие вкусов и увлечений

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

показать, что у одноклассников можно многому научиться

Тренинг «Учусь находить новых друзей и интересные занятия»

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

О чем говорят выразительные движения

познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения

Тренинг » О чем говорят выразительные движения»

способы невербального общения

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения

Тренинг «Учусь понимать людей»

способы эффективного общения

Опасные и безопасные ситуации

обсудить опасные и безопасные ситуации

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

способствовать рациональному принятию решений

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Реклама табака и алкоголя

познакомить с рекламными приемами

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

рассказать о действии алкоголя на организм

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

исследование эмоционального возбуждения

исследование ценностных ориентаций

исследование уровня самооценки

Итоговое занятие. Игра » Пойми меня»

обобщение, подведение итогов

Вводный урок. Что такое полезные привычки.

исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

Пре-тест. Исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

Тренинги, упражнения-энергизаторы на формирование навыков общения.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Тренинги на формирование навыков управления эмоциями и стрессом.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

поговорить о внешности и чертах характера людей, дать возможность подумать о чертах своего характера

распознавание внешних и внутренних качеств людей

Что такое самооценка. Учусь оценивать себя.

дать понятие о самооценке , предоставить возможность оценить себя

дать понятие о самооценке , предоставить возможность оценить себя

Тренинг «Учусь оценивать себя»

оценивать себя адекватно и стремиться к самосовершенствованию

Учусь взаимодействовать. Роль уважительных отношений во взаимодействии.

объяснить роль уважительных отношений во взаимодействии, объяснить смысл правила» относись к другим так как тебе хочется, чтобы они относились к тебе

Тренинг «Учусь взаимодействовать»

взаимодействовать с другими следует неагрессивно

вербальные и невербальные компоненты эффективного общения и взаимодействия

Тренинги, упражнения-энергизаторы на формирование навыков общения.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Учусь настаивать на своем. Неагрессивное отстаивание своей позиции.

показать возможность неагрессивного отстаивания своей позиции, дать представление о возможности отказа в ситуации давления

Тренинг «Учусь настаивать на своем»

пассивное и агрессивное поведение, неагрессивное отстаивание своего мнения

Я становлюсь увереннее. Причины неуверенности в себе.

поговорить о неуверенности в себе и ее причинах, перечислить способы преодоления неуверенности в поведении

Я становлюсь увереннее. Способы преодоления неуверенности в поведении.

поговорить о неуверенности в себе и ее причинах, перечислить способы преодоления неуверенности в поведении

Тренинг «Я становлюсь увереннее»

распознавание причин и проявлений неуверенности/уверенности в себе

Когда на меня оказывают давление.

поговорить об источниках влияния и давления, показать положительные и отрицательные последствия влияния, объяснить, что в ситуации давления следует самостоятельно принимать решения

Тренинг «Когда на меня оказывают давление»

распознавание давления, которое приносит вред здоровью

Тренинги, упражнения-энергизаторы на формирование навыков общения.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

познакомить с вредным влиянием курения на здоровье, показать способы безопасного и интересного проведения времени

Тренинги на формирование навыков управления эмоциями и стрессом.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

описать последствия курения, объяснить, что правдивую информацию о курении можно получить у учителя или родителей

Тренинги, упражнения-энергизаторы на формирование навыков общения.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Пост-тест. Исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

Диагностирование учащихся. Исследование эмоционального возбуждения.

исследование эмоционального возбуждения

Диагностирование учащихся. Исследование ценностных ориентаций

исследование ценностных ориентаций

Диагностирование учащихся. Исследование уровня самооценки

исследование уровня самооценки

Итоговое занятие. Игра » Пойми меня»

обобщение, подведение итогов

Вводный урок. Полезные и вредные привычки.

исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

Пре-тест. Исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

исследовать уровень сформированности ответственного поведения

Самоуважение. Достижение цели и самоуважение

достижение цели и самоуважение

Самоуважение. Достижение цели и самоуважение

достижение цели и самоуважение

способствовать самоуважению детей

Тренинги на формирование навыков управления эмоциями и стрессом.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Привычки. Древние корни здорового образа жизни.

показать уникальность культуры и древние корни здорового образа жизни

способствовать анализу своих привычек

Тренинги, упражнения-энергизаторы на формирование навыков общения.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Дружба. Важные качества дружбы.

перечислить важные качества дружбы здоровья

критерии и навыки дружеских отношений

Тренинги на формирование навыков управления эмоциями и стрессом.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Дружба. Связь дружбы и социального здоровья.

показать связь дружбы и социального здоровья

различие положительного и отрицательного влияния в дружеских отношениях

Тренинги, упражнения-энергизаторы на формирование навыков общения.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Учусь сопротивляться давлению. Способы сопротивления давлению.

1. познакомить с видами давления 2. обсудить способы сопротивления давлению

Учусь сопротивляться давлению. Способы сопротивления давлению.

1. познакомить с видами давления 2. обсудить способы сопротивления давлению

Тренинг «Учусь сопротивляться давлению»

1. познакомить с видами давления 2. обсудить способы сопротивления давлению

Тренинги на формирование навыков управления эмоциями и стрессом.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

научить отказываться в опасных ситуациях

Формы отказа от табака и алкоголя

познакомить с формами отказа от табака и алкоголя

Тренинг «Учусь говорить «Нет»

познакомить с формами отказа от табака и алкоголя

Тренинги, упражнения-энергизаторы на формирование навыков общения.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Информация об алкоголе и его рекламе.

повторить информацию об алкоголе и его рекламе

повторить информацию об алкоголе и его рекламе

Тренинг «Сопротивление давлению»

познакомить с формами отказа от табака и алкоголя

познакомить с последствиями употребления алкоголя в компании

Тренинги, упражнения-энергизаторы на формирование навыков общения.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

Тренинг «Сопротивление давлению»

познакомить с формами отказа от табака и алкоголя

Пост-тест. Исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

Диагностирование учащихся. Исследование эмоционального возбуждения.

исследование эмоционального возбуждения

Диагностирование учащихся. Исследование ценностных ориентаций

исследование ценностных ориентаций

Диагностирование учащихся. Исследование уровня самооценки

исследование уровня самооценки

Итоговое занятие. Игра » Пойми меня»

обобщение, подведение итогов

Анкета «Определение социально-психологической адаптации ребенка к школе»

Цель: выявить детей с различными формами школьной дезадаптации для определения форм психологического сопровождения.

В течение двух месяцев педагог-психолог и педагог наблюдают за детьми в игровой и учебной деятельности. В начале второй четверти педагог оценивают каждого ребенка по семи шкалам: учебная активность, успеваемость, поведение на уроке, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоциональная сфера. Каждая шкала содержит шесть качественных характеристик, каждой из которых соответствует своя оценка. Оценки по каждой шкале заносятся в протокол (см. Приложение 3).

0 б. — учебная активность отсутствует;

1 б. – пассивен на уроках, не отвечает или дает всегда неправильные ответы;

2б. — учебная активность носит кратковременный характер, ребенок часто отвлекается, не слышит вопроса;

3б. — редко поднимает руку, но отвечает правильно;

4б. — на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются;

5б. — активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.

0б. — плохое усвоение программного материала по всем предметам;

1б. — плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки, большое их количество; средний балл успеваемости (СБУ) баллов;

2б. — частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений; СБУ

4б. — небольшие помарки, единичные ошибки; СБУ 4 — 4,5 баллов;

5б. — правильное, безошибочное выполнение заданий; СБУ 4,6 — 5 баллов.

0б. — не выполняет требования учителя, большую часть урока занимается посторонними делами:

1б. — выполняет требования учителя формально, вертится, разговаривает;

2б. — часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах:

3б. — изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами:

4б. — выполняет требования учителя, но иногда ненадолго отвлекается;

5б. — сидит спокойно, добросовестно выполняет требования учителя.

0б. — часто нарушает нормы поведения: мешает детям играть, нападает на

1б. — пассивный, движение скованные, избегает контактов с другими;

2б. — не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой;

3б. — активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку;

4б. — активность выражена в малой степени, предпочитает спокойные игры;

5б. — высокая активность, охотно участвует в коллективных подвижных играх.

  1. Взаимоотношения с одноклассниками:

0 б. — проявляет негативизм: постоянно ссорится с детьми, обижает их;
1б. — замкнут, изолирован от других детей, предпочитает одиночество;

2б. — предпочитает находиться рядом с детьми, но в контакт с ними не вступает;

3б. — контактирует только с некоторыми детьми;

4б. — малоинициативен, но легко ьотупает в контакт, когда к нему обращаются;

5б. — общителен, легко контактирует с детьми.

0 б. — общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается плачет из-за замечаний;

1б. — избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, смущается, запинается;

2б. — выполняет требования учителя формально, не общается с ним, старается быть незаметным;

3б. — старательно выполняет требован; 1я учителя, но за помощью к нему не обращается;

4б. — дорожит хорошим мнением учи геля о себе, стремится выполнить его требования, при необходимости обращается за помощью;

5б. — проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто пол ходит к учителю, общается с ним.

7. Эмоциональное состояние:

0 б. а) — преобладает депрессивное настроение;

6) — преобладает агрессивное настроение (вспышки гнева, злости);

1б. а) — часто плачет без всяких на то причин;

б) — часто ссорится с детьми, повышает голос;

б) — обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
3б. — эпизодически проявляется сниженное настроение;
4б. — преобладает спокойное эмоциональное состояние;

5б. — преобладает хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

По горизонтали подсчитываемой суммарный показатель для каждого ребенка, на основании которого делается вывод о том, насколько успешно ребенок адаптировался к школе.

0-11 баллов — ребенок попал в зону дезадаптации;

12-23 балла — ребенок попал в зону субнормальной адаптации;

24-35 баллов — ребенок успешно адаптировался

Результаты заносятся в протокол .

Исследование межличностных взаимоотношений в классе

Метод «Социометрии» (Дж. Морено) (модификация для дошкольников и учащихся начальной школы).

Цель: исследовать уровень удовлетворенности

межличностными взаимоотношениями в классе, уровень взаимности, сплоченности.

Взрослый: «Сегодня мы будем играть в интересную игру «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки. Ты можешь подарить эти три картинки тем детям, которым захочешь, только каждому по одной» (положительный выбор)

В ходе игры взрослый выясняет у ребенка, почему он выбрал именно этих детей. Все ответы фиксируются.

Ответы ребят заносятся в таблицу. В таблице по вертикали указываются фамилии всех учащихся класса, а по горизонтали — их порядковый номер по списку. На соответствующих пересечениях крестиком обозначают тех, кого выбрал каждый учащийся по трем вопросам.

Затем в таблице подсчитывают количество общих и взаимных выборов

у каждого школьника (подсчет производят по вертикали).Далее высчитывается коэффициент удовлетворенности межличностными взаимоотношениями по формуле:

где М о — количество общих выборов,

1чГ в — количество взаимных выборов.

Если К млв 75-100% — уровень удовлетворенности межличностными

Читайте также:  Чем полезен разгрузочный день на кефире

взаимоотношениями, уровень взаимности и сплоченности высокий,

К млв 50-74% — выше среднего,

Полученные данные полезно сопоставить с результатами систематического наблюдения за жизнью класса и поведением учащихся.

Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением

Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статистических поз, речи, вегетативных сдвигов.

Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность

Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т.п.)

Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования

Частая смена настроений, раздражительность

Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты

Мимика и пантомимика не отличаются от обычных

В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре

Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция

Движения замедленные, вялые

Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно

Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет

Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела

Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статистические положения

Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами. Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене

Позы неудобные, частая их смена

Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий

Речь более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно

Речь частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса

Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их.

Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный

Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен

Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез (мочеиспускание). Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены

В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу

нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения.

Оценка 2 балла соответствует обычному — фоновому — эмоциональному состоянию,

свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке;

оценка 1 балл — недостаточному эмоциональному возбуждению (апатии); оценка 3 балла — повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального

оценка 4 балла — чрезмерная интенсивность проявления

Результат наблюдения заносится в протокол

12 баллов — норма в эмоциональном состоянии.

6-11 баллов — низкий эмоциональный фон.

13-18 баллов — эмоциональное возбуждение.

18-24 баллов — чрезмерное проявление эмоций.

Исследование самооценки Методика «Лесенка»

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе).

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Ребёнку предлагаются семь лесенок из трех ступенек, где верхняя ступенька — позитивная оценка (2 балла), а нижняя — негативная (0 баллов). Ребенка просят отметить крестиком (человечком, кружочком и т.д.) на каждой лесенке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно: «необычные ощущения», «здоровье», «богатство», «развлечения», «дружба», «успех», «сила, влияние на других».

Инструкция: перед тобой семь лесенок, у каждой есть свое название. Первая — «Необычные ощущения», вторая — «Здоровье», третья -«Богатство», четвертая — «Развлечения», пятая — «Дружба», шестая -«Успех», седьмая — «Сила, влияние на других».

На самой верхней ступеньке первой лесенке находится самое «необычное ощущение», на верхней ступеньке второй лесенки находится самое «крепкое здоровье» и т.д. На средней ступеньке находится средний показатель уровня здоровья человека, обычные ощущения, средний материальный достаток и т.д.

На самой низкой ступеньке находится самые обычные ощущения, слабое здоровье, бедность, скучные развлечения, отсутствие друзей и т.д. На какой из ступенек каждой лесенки находится такой же человек, как и ты? Нарисуй человечка на каждой из лесенок.

Анализ: если человечек нарисован на самой верхней из ступенек, ребенок получает 2 балла, средней- 1 балл, низкой — 0 баллов. Общая

  • Адекватная самооценка — 6-9 баллов;
  • Завышенная самооценка — 10 — 14 баллов;
  • Заниженная самооценка — 0-5 баллов.

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальное у детей.

Данные заносятся в таблицу

Исследование отношения ребенка к потребителям ПАВ

Цель: исследование оценочного компонента ребенка по отношению к употреблению ПАВ.

Выяснить каким образом дети оценивают употребление психоактивных веществ, на наш взгляд, возможно, анализируя отношение детей к потребителям табака, алкоголя и наркотиков. Нас интересует, прежде всего, насколько, по мнению детей, влияет употребление того или иного психоактивного вещества на жизнедеятельность потребителя. Если ребенок считает, что потребитель ПАВ может быть носителем важных качеств, реализовывать важные потребности, иными словами, прием психоактивных веществ не мешает нормальному функционированию индивида, можно сделать вывод о высокой степени риска подражания такого ребенка поведению аддиктов. И наоборот, убеждение ребенка в невозможности нормального существования потребителя психоактивных веществ является значимым фактором защиты от злоупотребления ПАВ. В качестве критериев, по которым детям предлагается оценить возможности аддиктов, используются идеальные ценности.

Выбор категории «Ценность» не случаен и объясняется тем, что ценности представляют собой ядро внутренней позиции личности, конгломерат доминирующих мотивов поведения, и определяют ценность, целенаправленность поведения в жизни человека. Внутренняя позиция личности, как было доказано в многочисленных экспериментальных исследованиях (А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, А.Ядов и др.), взаимодействует с ситуационными мотивами по принципу соподчинения, оказывая тем самым непосредственное влияние на реальное поведение в условиях «Борьбы мотивов».

Список ценностей, наиболее важных для младших школьников, составлен путем сопоставления результатов анализа бесед с детьми 8-10 лет на тему, что для них самое важное в жизни, дополнен такими наиболее часто отмечаемыми в специальной литературе особенностями ценностных ориентации потребителей ПАВ, как «гедонистическая направленность личности», «жажда постоянного получения новых, необычных ощущений». Полученные сведенья были «переведены на детский язык» с помощью самих младших школьников, и именно эти формулировки приведены в данной методике.

Может проводиться в группе (до 15 человек), так и индивидуально.

Исследование отношения ребенка к потребителям ПАВ (опрос «Да-Нет»). В групповом варианте дети рассаживаются по одному. Перед каждым лежат три конверта. В первый конверт вложены карточки с номерами ответов (от 1до15), два других — пустые, на одном пустом конверте написано ДА (зеленым цветом), на другом — НЕТ (синим). Исследователь предлагает детям ознакомиться с раздаточным материалом.

«Сейчас мы будем играть в игру «Шифровщики». Я буду задавать вопросы, которые «зашифрованы» в цифрах на карточках. Посмотрите, у каждого из вас есть конверт, в котором лежат карточки с цифрами (на нем ничего не написано). Цифры — это номера вопросов. Вы будете доставать номер того вопроса, который я задам. Посмотрим, какие вы внимательные. На вопросы нужно отвечать тоже «шифровкой» — если вы отвечаете на вопрос «ДА», то кладете карточку с номером вопроса в конверт, на котором зеленым написано «ДА», если «НЕТ», то в конверт с НЕТ ( показ конвертов). Попробуем. Я задаю первый вопрос, вы достаньте карточку с цифрой один. Первый вопрос — «Ты мальчик?», мальчики кладут карточку с цифрой один в конверт, на котором написано ДА, а девочки в какой? Правильно, синий с НЕТ. Понятно? Все ответили на первый вопрос? Поднимите руку те, кто положил карточку с цифрой один в зеленый конверт. Дальше достаньте карточку 2, второй вопрос..».

Исследователь зачитывает оставшиеся вопросы. Затем собирает конверты (скрепляя скрепкой по два конверта с ответами одного ребенка), (см. Протокол обследования).

  1. Ты — мальчик?
  2. Может ли человек, который курит, быть любопытным, получать новые необычные ощущения?
  3. Может ли человек, который курит, быть здоровым, никогда не болеть?

4. Может ли человек, который курит, быть богатым, покупать себе все, что захочется?

  1. Может ли человек, который курит, постоянно развлекаться, гулять,
    играть, смотреть телевизор?
  2. Может ли человек, который курит, нравиться людям, дружить со всеми?
  3. Может ли человек , который курит, хорошо учиться?
  4. Может ли человек, который курит, быть сильным, уметь заставить других делать то, что ему нравится, влиять на других?
  5. Может ли человек, который выпивает( пьет вино, водку, быть любопытным, получать новые необычные ощущения?
  1. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку) быть здоровым, никогда не болеть?
  2. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку) быть
    богатым, покупать себе все, что захочется?
  3. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), постоянно развлекаться: гулять, играть, смотреть телевизор?
  4. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), нравиться людям, со всеми дружить?
  5. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), хорошо учиться?
  6. Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), быть сильным, уметь заставить других делать то, что нравится, влиять на других?

После тестирования ответы ребенка заносятся в протокол «Да — Нет» (групповой вариант). За каждый ответ «да» присваивается- -1 балл, «нет»- + 1 балл.

Работа по программе может считаться эффективной, если значения установки по отношению к употреблению ПАВ являются положительными числами (больше 0) и если они больше соответствующих значений, полученных в результате «входной» диагностики (то есть до начала работы по программе).

Исследование ценностных ориентации

При групповом варианте проведения дети рассаживаются по одному. Перед каждым ребенком лежит карандаш (ручка) и набор карточек со схематичным изображением трех человечков, внизу под каждым рисунком написано качество (см. Приложение 3).

«Вот три человечка. Первый человечек — хорошо учится, второй -нравится другим, со всеми дружит, третий — может купить все, что хочет, он — богатый. Во всем остальном они ничем не отличаются. Каким из этих человечков ты больше всего хотел бы быть? Обведи его в кружочек.

А теперь из оставшихся (не обведенных) человечков на кого тебе хотелось бы больше быть похожим? Подчеркни этого человечка. Теперь проверь, на карточке должен быть обведен один человечек, один подчеркнут. Возьми другую карточку.

Опросные листы каждого ребенка обрабатываются следующим образом: каждая характеристика, обведенная в кружочек, кодируется в протоколе «Ценностные ориентации» 2 баллами.

Подчеркнутая характеристика получает 1 балл.

Выбор отсутствует — 0 баллов

У гармоничных, хорошо адаптированных школьников разница
между высшими (для наиболее значимых ценностей) и низшими баллами
(для менее значимых ценностей) составляет 4-6 баллов. Если разница
между максимальным и минимальным весом ценностей составляет менее
3 баллов, можно говорить о недостаточной дифференцированности
системы ценностей и соответственно личностной незрелости, поскольку
недифференцированная система ценностей не может полностью

выполнять функцию регулятора поведения личности.

Программа «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использу.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, включающую цель и задачи курса. Программное обеспечение, использование которого предполагается в ходе обучения — ПервоРобот LEGO® WeDo™ .

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф.

Таинственный мир превращенья бумаги.Здесь все чародеи, волшебники, маги.Творят они сказки своими руками.И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

Срок реализации 1 год.Программа расчитана на 34 часа в год,1 раз в неделю.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр» для учащися 1-4 классов. Для развития творческих способностей младшего школьника средствами театрализованной деятельности.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/10/31/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti