Меню Рубрики

Полезный транспортный ресурс одного интерфейса

Мультисервисная сеть может быть построена с использованием оборудования отечественной фирмы ПРОТЕЙ [89].

На рисунке 11.4 приведена схема мультисервисной сети, построенная с помощью оборудования НТЦ ПРОТЕЙ.

В интерфейсе «ССОП  ПРОТЕЙ-МКД» используются протоколы CCS7 (плоскость C) и V5.2 (плоскость U). В интерфейсе «ПРОТЕЙ-МКД  IP-router» используются протоколы SIP; H.248 (плоскость C) и IP (плоскость U). В интерфейсе «ПРОТЕЙ-МАК  IP-router» используются протоколы SIP; H.248 (плоскость C) и FE (плоскость U).

Мультисервисный коммутатор доступа ПРОТЕЙ МКД

Мультисервисный коммутатор доступа ПРОТЕЙ-МКД представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для предоставления услуг связи в местных телефонных сетях. На его базе возможно также создание корпоративных ведомственных сетей и организация связи в офисах. Мультисервисный коммутатор доступа выполняет функции Softswitch в мультисервисной сети связи, т.е. поддерживает обмен речевой и мультимедийной информацией в пакетной сети.

В мультисервисных сетях ПРОТЕЙ-МКД взаимодействует с транспортной IP-сетью по интерфейсу GE (Gigabit Ethernet) и использует протоколы сигнализации SIP, H.248/MEGACO для взаимодействия с узлами NGN.

На базе одной системы ПРОТЕЙ-МКД возможна организация телефонной сети емкостью до 25 тысяч номеров. Расширение сети возможно с помощью установки дополнительных модулей обработки вызовов (CPS).

Мультисервисный коммутатор доступа ПРОТЕЙ-МКД может взаимодействовать со следующими видами оборудования:

  • с ТфОП/IN по интерфейсам Е1:

— с цифровыми телефонными станциями, УАТС по протоколам E-DSS1, ОКС7, R1.5;

— с оборудованием доступа по протоколу E-DSS1;

— с мультисервисным абонентским концентратором доступа ПРОТЕЙ-МАК;

— с узлами управления услугами (SCP) по протоколу INAP-R;

  • с cетью, использующей технологию с коммутацией пакетов по интерфейсам Ethernet 100/1000 Мбит/c.;
  • с Softswitch по протоколам SIP/SIP-T, H.248/MEGACO;
  • с оборудованием мультисервисного доступа, в том числе с мультисервисным абонентским концентратором доступа ПРОТЕЙ-МАК по протоколам SIP/SIP-T, H.248/MEGACO;
  • с прокси-сервером и др. узлами SIP-доменов по протоколу SIP;
  • с серверами приложений по протоколу Parlay;
  • с IP-телефонами, шлюзами IP-телефонии (в том числе со шлюзом IP-телефонии ПРОТЕЙ-ITG).

Основные технические характеристики ПРОТЕЙ-МКД приведены в таблице 11.1.

^ Таблица 11.1. Основные технические характеристики ПРОТЕЙ-МКД

Наименование характеристики Значение
Количество обслуживаемых абонентов при стандартной комплектации до 25 000
Количество обслуживаемых вызовов в ЧНН до 150 000
Тип интерфейса с сетями с коммутацией каналов Е1 (2048 кбит/с, G.703, 120 Ом)
Протоколы сигнализации при взаимодействии с ТФОП/IN ^ PRI/DSS1, ОКС7, R1.5,
INAP-R
Тип интерфейсов с сетями с коммутацией пак етов 100/1000 Base-T
Протоколы при взаимодействии
с узлами NGN
SIP/SIP-T, H.248, Parlay
Типы поддерживаемых протоколов G.729, G.711, G.165, T.38, V.150
Поддерживаемые виды соединений — исходящие к IP-сети
— входящие от IP-сети
— исходящие к АТС
— входящие от АТС
— транзитные от АТС к АТС
— междугородные
— международные
Поддерживаемые дополнительные услуги — автодозвон
— перехват вызова
— удержание вызова
— приглашение к конференции
— передача вызова
— различные виды переадресации
— объединение пользователей в различные группы
— ожидание вызова
— горячая линия
— услуги набора CS-1 и т.д.
Управление на основе WEB-технологий
Электропитание (-36В:-72В) — для всей системы

^

Примем, что нагрузка А исх = 154 Эрл поступает на порт шлюза трактов (TGW). Если в шлюзе используется кодек G.711 без подавления пауз в разговоре, то ресурс, который должен быть выделен для переноса пользовательской информации сети доступа через транспортную пакетную сеть (рисунок 11.5), определим по формуле (11.1) [88]:

где VG.711 – скорость передачи кодека G.711 в шлюзе трактов,

K – коэффициент использования ресурса;

V AN TGW – транспортный ресурс для переноса пользовательской информации, поступающей от сети доступа.

Недостатком использования кодека G.711, по сравнению с другими типами кодеков, является необходимость выделения большой полосы канала в транспортной сети и большая задержка доставки. Его использование обосновано только при высоких требованиях пользователей к качеству речевой информации и небольшом количестве одновременных сеансов связи, организуемых шлюзом.

Будем считать, что TGW реализует функции как транспортного, так и сигнального шлюза. Поэтому в шлюзе должен быть предусмотрен транспортный ресурс для обмена сообщениями протокола сигнализации с Softswitch и протокола MGCP (Media Gateway Control Protocol) с контроллером шлюза MGC:

где kMGCP = 5 – коэффициент использования транспортного ресурса при передаче сообщений протокола сигнализации и MGCP;

LSIGN – средняя длина сообщений (в байтах) протокола сигнализации;

LMGCP – средняя длина сообщений (в байтах) протокола MGCP;

NSIGN – среднее количество сообщений протокола сигнализации при обслуживании вызова;

NMGCP – среднее количество сообщений протокола MGCP при обслуживании вызова;

1/450 = 8/3600 – коэффициент, с помощью которого выполняется пересчет размерности «байт в час» в «бит в секунду».

Объем общего транспортного ресурса шлюза может быть оценен с помощью формулы (11.3):

В таблице 3.20 [88] приведены параметры кодеков, используемых в шлюзах.

Общий транспортный ресурс шлюза:

VTGW = V AN TGW+ V SIGN TGW=12.32+0.0037 12.324 (Мбит/с)

VG.711 = 64 Кбит/с (см. табл. 3.20 в [88]).

Расчет суммарной производительности коммутаторов транспортной пакетной сети

Минимально допустимую производительность коммутаторов транспортной пакетной сети определим, используя выражение [88]:

где i – номер шлюза трактов;

L^ IP – длина пакета в байтах;

Пусть K=1, LIP = 300 байт (300 байт=2400 бит).

Тогда, в соответствии с (11.4):

Количество и типы интерфейсов TGW с пакетной сетью определяются транспортными ресурсами шлюза и топологий пакетной сети. Транспортный ресурс шлюза VTGW и количество интерфейсов NINT находим, используя формулу (11.5):

где NINT – количество интерфейсов;

VINT – полезный транспортный ресурс одного интерфейса.

Будем использовать интерфейсы TGW с пакетной сетью одного типа, например, FE (Fast Ethernet).

Учитывая эти условия, искомое количество интерфейсов TGW с пакетной сетью (рисунок 11.5):

Если предполагается использование интерфейсов разных типов, то выражение (11.5) приобретает вид:

где R – количество типов интерфейсов;

Vi_INT – полезный транспортный ресурс интерфейса типа i.

Шлюзы, как правило, устанавливаются на существующих объектах сети и обеспечивают подключение к пакетной транспортной сети новых сетей доступа и существующих АТС [89]. Нагрузка, поступающая на порты шлюза, может быть найдена по количеству интерфейсов E1 и удельной нагрузке, приходящейся на канал DS0 (V=64 Кбит/с).

Для расчета нагрузки Ai_TGW, поступающей на шлюз от пользователей PSTN, воспользуемся выражением (11.7):

aE1 – удельная интенсивность нагрузки одного канала DS0 в интерфейсе E1.

Интенсивность нагрузки, поступающей с выходов шлюза к транспортной сети, зависит от применяемых в шлюзе кодеков. Для вычисления транспортного ресурса VTGW_USER, необходимого для переноса информации в транспортной сети, используем выражение (11.8):

где VCOD_m – скорость передачи кодера типа m;

Ai_TGW – общая интенсивность нагрузки, поступающей на TGW от сети доступа или АТС.

При расчете необходимо учитывать, что часть вызовов (от источников факсимильной информации, модемных соединений) будет обслуживаться с использованием кодека G.711 без компрессии пользовательских данных. Для учета доли такой нагрузки в общей нагрузке используем выражение (11.9):

где VG.711 – ресурс для передачи информации с выхода кодека G.711 без компрессии пользовательских данных, используемого для эмуляции канала.

^ Расчет производительности Softswitch

Основное назначение Softswitch состоит в обработке сигнальной информации в процессе обслуживания вызова и установления соединения. Требования к производительности Softswitch определяются интенсивностью вызовов, требующих обработки. Обычно новые сети доступа и существующие телефонные сети подключают к транспортным шлюзам с помощью интерфейсов типа E1.

В этих условиях интенсивность вызовов, поступающих к Softswitch, определяется количеством интерфейсов E1 и интенсивностью вызовов, приходящихся на канал DS0 (V=64 Кбит/с). Интенсивность вызовов, поступающих на i-ый TGW, может быть найдена из выражения (11.10):

DS – интенсивность вызовов, обслуживаемых одним каналом DS0.

Интенсивность вызовов, поступающих на Softswitch от множества шлюзов, может быть найдена с помощью выражения (11.11):

где L – количество транспортных шлюзов, обслуживаемых одним Softswitch.

Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что производительность, как шлюза, так и Softswitch может быть разной в зависимости от типа обслуживаемого вызова. Так, например, для обслуживания пользователей ISDN шлюз и Softswitch должны иметь бóльшую производительность, чем при обслуживании пользователей PSTN. В документации изготовителей, как правило, указывается производительность при обслуживании вызовов с наиболее простыми требованиями к сети.

источник

Число шлюзов определяется исходя из параметров критичности длины абонентской линии, топологии первичной сети (если таковая уже су­ществует), наличия помещений для установки, технологических показа­телей типов оборудования, предполагаемого к использованию.

Исходя из критерия критичности длины абонентской линии, зона обслуживания шлюза доступа должна создаваться таким образом, чтобы максимальная длина абонентской линии не превышала 3-4 км. Если шлюз производит подключение оборудования сети доступа интерфейса V5, LAN либо УПAТС, то зона обслуживания шлюза включает в себя и зоны обслуживания подключаемых объектов.

Исходя из зоны обслуживания определяются емкостные показатели шлюза, которые отражают общее количество абонентов и емкости каждого из типов подключений.

Введем следующие переменные:

NPSTN — число абонентов, использующих подключение по ана­логовой абонентской линии:

NISDN — число абонентов, использующих подключение по базо­вому доступу ISDN;

NSHM — число абонентов с терминалами SIP’Н.323/MGCP. ис­пользующих подключение по Ethernet-интерфейсу на уровне маршрутизатора шлюза доступа;

NLAN — число LAN, подключаемых к Ethernet-маршрутизатору на уровне шлюза доступа;

Ni_LAN — число абонентов, подключаемых к LAN i. где i — номер LAN;

NV5 — число сетей доступа интерфейса V5, подключаемых к шлюзу доступа;

Nj_V5 — число пользовательских каналов в интерфейсе V5 где j — номер сети доступа;

NPBX — число УПАТС, подключаемых к шлюзу;

Nk_PBX — число пользовательских канатов в интерфейсе подклю­чения УПАТС k, где k — номер УПАТС.

1. YPSTN — общая нагрузка, поступающая на шлюз доступа от абонентов PSTN;

yPSTN — удельная нагрузка от абонента ТфОП в ЧНН. Будем считать, что yPSTN=0,1 Эрл.

Тогда .

2. YISDN— общая нагрузка, поступающая на шлюз доступа от або­нентов ISDN;

yISDN — удельная нагрузка от абонента ISDN в ЧНН. Будем счи­тать, что yISDN = 0.2 Эрл.

Тогда

3. Yj_V5 — нагрузка от сети доступа j интерфейса V5. подключаемой к шлюзу доступа;

yV5 — удельная нагрузка одного пользовательского каната интерфейса V5. Будем считать, что yV5 = 0.8 Эрл.

Тогда

4. Yk_PBX — нагрузка от УПАТС k, подключаемой к шлюзу;

yk_PBX — удельная нагрузка одного пользовательского каната первичного доступа ISDN. Будем считать, что yk_PBX = 0,8 Эрл:

Тогда

1. Обшая нагрузка, поступающая от абонентов ТфОП и ISDN на резидентный шлюз доступа равна:

2. Общая нагрузка, поступающая на шлюз доступа, обеспечиваю­щий подключение оборудования сетей доступа интерфейса V5 равна:

3. Общая нагрузка, поступающая на транкинговый шлюз, обеспечивающий подключение оборудования УПАТС, равна:

Читайте также:  Чем полезна тыквенная мука

Если шлюз реализует функции резидентного шлюза доступа, шлюза доступа и транкингового шлюза подключения УПАТС, то общая на­грузка, поступающая на шлюз равна:

(1)

Пусть VCOD_m — скорость передачи кодека типа m при обслуживании вызова. Значения VCOD_m для различных типов кодеков приведены в табл. 3.20.

Тогда транспортный ресурс, который должен быть выделен для передачи в пакетной сети трафика, поступающего на шлюз, при условии исполь зования кодека типа m будет:

(2)

где k — коэффициент использования ресурса, k = 1,25.

Например, если суммарная нагрузка от источников всех типов, по­ступающая на шлюз равна 100 Эрл, и, если используется кодек G.711 без подавления пауз, то выделяемый ресурс должен составлять:

Если используется кодек G.729А с алгоритмом подавления пауз, то для обслуживания той же нагрузки потребуется ресурс:

Следует отметить, что для обслуживания той же нагрузки в режиме коммутации каналов потребовался бы ресурс:

что меньше, чем в случае использования кодеков G.711.

Следует отметить, что обеспечение поддержки услуг доставки информации в сетях с коммутацией канатов и в сетях с коммутацией пакетов осуществляется по разному. Для передачи факсимильной информа­ции в сетях с коммутацией каналов используется стандартный канал 64 кбит/с, а в пакетных сетях может использоваться либо кодек Т.38, либо эмуляция канала 64 кбит с. Аналогично, для поддержки модемных соединений или соединений в рамках услуги доставки «64 кбит/с без ог­раничений». При расчете транспортного ресурса следует учитывать, что некоторая часть вызовов будет обслуживаться без компрессии пользова­тельской информации.

Определив долю такой нагрузки, как «х», формулу для определения транспортного ресурса можно представить в виде:

(3)

где YG711 — ресурс для передачи информации от кодека G.711 без подавления пауз, используемого для эмуляции каналов.

Если в оборудовании шлюза доступа реализована возможность подключения пользователей, использующих терминалы SIP H.323 либо LAN, осуществляющие подключение таких пользователей, то требуемый транспортный ресурс подключения шлюзов доступа должен быть увеличен. Доля увеличения транспортного ресурса за счет предоставления базовой услуги телефонии таким пользователям может быть определена в зависимости от используемых кодеков и числа пользователей.

В случае, если терминалы SIP и H.323 используются для предоставления услуг мультимедиа, доля увеличения транспортного ресурса должна определяться исходя из параметров трафика таких услуг.

Транспортный ресурс шлюза должен быть рассчитан на передачу, помимо пользовательской, еше и сигнальной информации. Расчет необходимого ресурса приведен в разд. 8.1.3 после расчета параметров гиб­кого коммутатора [см. формулу (10)].

После определения транспортного ресурса подключения определя­ются емкостные показатели, т.е. количество и тип интерфейсов, которыми оборудование шлюза доступа будет подключаться к пакетной сети. Количество интерфейсов, помимо транспортного ресурса, будет определяться также исходя из топологии сети. В любом случае количество ин­терфейсов должно быть не меньше, чем:

(4)

где VINT— полезный транспортный ресурс одного интерфейса.

В случае использования разнородных интерфейсов количество ин­терфейсов каждого типа может определяться по формуле:

(5)

где I — число типов интерфейсов;

Ni_INT — количество интерфейсов типа I;

Yi_INT — полезный транспортный ресурс интерфейса типа I.

Основные параметры расчета оборудования шлюза представлены на рис. 8.2.

источник

Основной задачей гибкого коммутатора при построении распределенного абонентского концентратора является обработка сигнальной информации обслуживания вызова и управление установлением соединений.

Рисунок 19- Softswitch класса 5 в сети NGN

Определить требуемую производительность оборудования гибкого коммутатора.

Исходные данные для проектирования

К сети NGN могут подключаться пользователи разных типов, и для обслуживания их вызовов будут использоваться разные протоколы сигнализации.

В соответствии с данными отраслевого документа «Общие технические требования к городским АТС» удельная интенсивность потока вызовов (среднее число вызовов от одного источника в ЧНН) соответствует значениям, приведенным в табл. 2.

Таблица 2- Значения удельной интенсивности потока вызовов

PPSTN PISDN PV5 PPBX PSH
5 10 35 35 10

Общая интенсивность потока вызовов от источников всех типов, обрабатываемых гибким коммутатором:

(26)

Удельная производительность коммутационного оборудования может различаться в зависимости от типа обслуживаемого вызова, т.е. производительность при обслуживании, например, вызовов ТфCОП и ISDN, может быть разной.

В документации на коммутационное оборудование, как правило, указывается производительность для наиболее «простого» типа вызовов. В связи с этим, при определении требований к производительности можно ввести поправочные коэффициенты, которые характеризуют возможности обслуживания системой вызовов того или иного типа относительно вызовов «идеального» типа.

Таблица поправочных коэффициентов приведена в задании на курсовую работу.

Таким образом, нижний предел производительности гибкого коммутатора ( PSX ) при обслуживании потока вызовов с интенсивностью PCALL может быть определен по формуле:

РАСЧЕТ ОБОРУДОВАНИЯ

РАСПРЕДЕЛЕННОГО ТРАНЗИТНОГО КОММУТАТОРА

Расчет оборудования шлюзов

Рисунок 20- Транспортный шлюз в сети NGN

Определить транспортный ресурс подключения транкинговых шлюзов к пакетной сети и емкостных показателей подключения.

Исходные данные для проектирования

1) Количество линий E1, используемых для взаимодействия источников нагрузки разных типов с оборудованием шлюзов:

— АТС, использующие систему сигнализации ОКС7 и подключаемые через транспортный шлюз MGW и сигнальный шлюз SGW;

— АТС, подключаемые по каналам ОКС7 непосредственно к Softswitch и через транспортный шлюз MGW к пакетной сети. В данном случае сигнальный шлюз реализуется в оборудовании Softswitch;

2) Удельная интенсивность нагрузки на каналы, поступающей от ТфОП на транспортный шлюз;

3)Удельная интенсивность нагрузки на каналы соединительных линий, поступающей от ТфОП;

4)Типы кодеков в планируемом к внедрению оборудовании шлюзов.

Вводятся следующие обозначения:

N l_E1– число потоков Е1 от АТС ТфОП, подключенных к транспортному шлюзу l,

yЕ 1– удельная нагрузка одного канала 64 кбит/с в составе Е1,

– общая нагрузка, поступающая на транспортный шлюз от АТС ТфОП,

V I NT– полезный транспортный ресурс одного интерфейса,

NI NT– количество интерфейсов,

I – число типов интерфейсов,

Ni INT– количество интерфейсов типа I,

Vi_ INT– полезный транспортный ресурс интерфейса типа I,

NE 1– число интерфейсов E1, подключаемых к одному шлюзу.

Тогда значение удельной нагрузки (в эрлангах)

Значение удельной нагрузки yЕ1 при расчетах примем равным 0,8 эрл.

Такая нагрузка считается допустимой для соединительных линий.

Расчет необходимого транспортного ресурса для передачи пользовательской нагрузки будет аналогичным тому расчету, который был приведен в разд. 4.

Число каналов и их скорость известна, следовательно, пользуясь формулой (12), определяем интенсивность поступления пакетов на шлюз. В табл. 3 приведены нормируемые ITU параметры QoS для передачи трафика разных классов. Трафик VoIP обычно относят к нулевому классу. Теперь по формуле (14) определим значение интенсивности обслуживания поступающих вызовов на коммутатор доступа.

Таблица 3- Значение удельной нагрузки yЕ1 при расчетах примем равным 0,8 эрл.

Такая нагрузка считается допустимой для соединительных линий. Расчет необходимого транспортного ресурса для передачи пользовательской нагрузки будет аналогичным тому расчету, который был приведен в разд. 4.

Число каналов и их скорость известна, следовательно, пользуясь формулой (12), определяем интенсивность поступления пакетов на шлюз. В табл. 3 приведены нормируемые ITU параметры QoS для передачи трафика разных классов. Трафик VoIP обычно относят к нулевому классу. Теперь по формуле (14) определим значение интенсивности обслуживания поступающих вызовов на коммутатор доступа.

Таблица 3 -Значения параметров задержки

1 2 3 4 5 Задержка доставки пакета IP, IPDT 100мс 400мс 100мс 400мс Н Вариация задержки пакета IP, IPDV 50мс 50мс Н Н Н Коэффициент потери пакетов IP, IPLR 0,001 0,001 0,001 0,001 Н Коэффициент ошибок пакетов IP, IPER 0,0001 0,0001 0,0001 0,0001 Н

По формулам (15) и (16) находим нагрузку канала и рассчитываем необходимый транспортный ресурс.

Для передачи сигнального трафика создается отдельный логический канал, параметры которого необходимо определить. Помимо пользовательской информации, на транспортный шлюз поступают сообщения протокола MEGACO, для которых также должен быть выделен транспортный ресурс,и его можно вычислить по формуле:

/450 (бит/с), (29)

где PMEGACO – интенсивность поступления сообщений протокола MEGACO на шлюз в ЧНН;

значение ksig берем равным 5, как и в предыдущих разделах.

Таким образом, общий транспортный ресурс MGW (бит/с)

(30)

Количество и тип интерфейсов подключения транспортного шлюза к пакетной сети определяется транспортными ресурсами шлюза и топологией пакетной сети.

Транспортный ресурс шлюза и количество интерфейсов связаны соотношением:

(31)

При использовании интерфейсов разных типов соотношение (31) приобретает следующий вид:

(32)

Параметры интерфейса подключения к пакетной сети определяются, исходя из интенсивности обмена сигнальными сообщениями в процессе обслуживания вызовов.

Количество интерфейсов можно определить по формуле:

= , (33)

где VINT – полезный транспортный ресурс одного интерфейса.

При физической реализации сигнального шлюза (ОКС7) совместно с транспортным, необходимо рассчитать транспортный ресурс сигнального шлюза, который потребуется для передачи сообщений протокола MxUA

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 94 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Количество линий E1, используемых для взаимодействия источни- ков нагрузки разных типов с оборудованием шлюзов:

o АТС, использующие систему сигнализации ОКС7 и под- ключаемые через транспортный шлюз MGW и сигнальный шлюз SGW;

o АТС, подключаемые по каналам ОКС7 непосредственно к Softswitch и через транспортный шлюз MGW к пакетной се- ти. В данном случае сигнальный шлюз реализуется в обору- довании Softswitch;

Удельная интенсивность нагрузки на каналы, поступающей от ТфОП на транспортный шлюз;

Удельная интенсивность нагрузки на каналы соединительных ли- ний, поступающей от ТфОП;

Типы кодеков в планируемом к внедрению оборудовании шлюзов. Вводятся следующие обозначения:

– число потоков Е1 от АТС ТфОП, подключенных к транспорт-

1 – удельная нагрузка одного канала 64 кбит/с в составе Е1,

– общая нагрузка, поступающая на транспортный шлюз от АТС

– полезный транспортный ресурс одного интерфейса,

I – число типов интерфейсов,

– количество интерфейсов типа I,

– полезный транспортный ресурс интерфейса типа I,

NE1 – число интерфейсов E1, подключаемых к одному шлюзу.

Тогда значение удельной нагрузки (в эрлангах)

Значение удельной нагрузки yЕ1 при расчетах примем равным 0,8 эрл. Такая нагрузка считается допустимой для соединительных линий.

Число каналов и их скорость известна, следовательно, пользуясь

формулой (12), определяем интенсивность поступления пакетов на шлюз. В табл. 3 приведены нормируемые ITU параметры QoS для передачи трафика разных классов. Трафик VoIP обычно относят к нулевому классу. Теперь по формуле (14) определим значение интенсивности обслуживания посту- пающих вызовов на коммутатор доступа.

Значения параметров задержки

По формулам (15) и (16) находим нагрузку канала и рассчитываем необходимый транспортный ресурс.

Для передачи сигнального трафика создается отдельный логический канал, параметры которого необходимо определить. Помимо пользователь- ской информации, на транспортный шлюз поступают сообщения протокола

MEGACO, для которых также должен быть выделен транспортный ресурс, и его можно вычислить по формуле:

источник

Определить транспортный ресурс подключения транкинговых шлюзов

к пакетной сети и емкостных показателей подключения.

Исходные данные для проектирования

1. Количество линий E1, используемых для взаимодействия источников

нагрузки разных типов с оборудованием шлюзов:

ü АТС, использующие систему сигнализации ОКС7 и подключаемые

через транспортный шлюз MGW и сигнальный шлюз SGW;

ü АТС, подключаемые по каналам ОКС7 непосредственно к Softswitch и через транспортный шлюз MGW к пакетной сети. В данном случае сигнальный шлюз реализуется в оборудовании Softswitch;

2. Удельная интенсивность нагрузки на каналы, поступающей от

ТфОП на транспортный шлюз;

3. Удельная интенсивность нагрузки на каналы соединительных линий,

4. Типы кодеков в планируемом к внедрению оборудовании шлюзов.

Вводятся следующие обозначения:

Nl_E1 — число потоков Е1 от АТС ТфОП, подключенных к транспортному

yA1 — удельная нагрузка одного канала 64 кбит/с в составе Е1,

Yl_gw — общая нагрузка, поступающая на транспортный шлюз от АТС ТфОП,

VINT — полезный транспортный ресурс одного интерфейса,

NINT — количество интерфейсов,

I — число типов интерфейсов,

Ni_INT — количество интерфейсов типа I,

Vi_INT — полезный транспортный ресурс интерфейса типа I,

NE1 — число интерфейсов E1, подключаемых к одному шлюзу.

Тогда значение удельной нагрузки (в эрлангах)

Значение удельной нагрузки уЕ1 при расчетах примем равным 0,8 эрл. Такая нагрузка считается допустимой для соединительных линий.

Расчет необходимого транспортного ресурса для передачи пользова­тельской нагрузки будет аналогичным тому расчету, который был приведен в разд. 2.

Число каналов и их скорость известна, следовательно, пользуясь формулой (12), определяем интенсивность поступления пакетов на шлюз. В табл. 3 приведены нормируемые ITU параметры QoS для передачи трафика разных классов. Трафик VoIP обычно относят к нулевому классу. Теперь по формуле (14) определим значение интенсивности обслуживания посту­пающих вызовов на коммутатор доступа.

Сетевые характеристики Классы QOS
Задержка доставки пакета IP, IPDT 100 мс 400мс 100мс 400мс Н
Вариация задержки пакета IP, IPDV 50 мс 50 мс Н Н Н
Коэффициент потери пакетов IP, IPLR 0,001 0,001 0,001 0,001 Н
Коэффициент ошибок пакетов IP, IPER 0,001 0,001 0,001 0,001 Н

По формулам (15) и (16) находим нагрузку канала и рассчитываем необходимый транспортный ресурс.

Для передачи сигнального трафика создается отдельный логический канал, параметры которого необходимо определить. Помимо пользовательской информации, на транспортный шлюз поступают сообщения протокола MEGACO, для которых также должен быть выделен транспортный ресурс, и его можно вычислить по формуле:

где PMEGACO — интенсивность поступления сообщений протокола MEGACO на шлюз в ЧНН; значение ksig берем равным 5, как и в предыдущих разделах. Таким образом, общий транспортный ресурс MGW (бит/с)

Количество и тип интерфейсов подключения транспортного шлюза к пакетной сети определяется транспортными ресурсами шлюза и топологией пакетной сети.

Транспортный ресурс шлюза и количество интерфейсов связаны соотношением:

При использовании интерфейсов разных типов соотношение (31) приобретает следующий вид:

Параметры интерфейса подключения к пакетной сети определяются, исходя из интенсивности обмена сигнальными сообщениями в процессе обслуживания вызовов.

Количество интерфейсов можно определить по формуле:

(33)

где VINT — полезный транспортный ресурс одного интерфейса.

При физической реализации сигнального шлюза (ОКС7) совместно с транспортным, необходимо рассчитать транспортный ресурс сигнального шлюза, который потребуется для передачи сообщений протокола MxUA (M2UA или M3UA).

3.2. Расчет оборудования гибкого коммутатора

Основной задачей гибкого коммутатора (рис. 15) при построении транзитного уровня коммутации является обработка сигнальной информа­ции обслуживания вызова и управление установлением соединений. Требования к производительности гибкого коммутатора определяются интенсивностью потока вызовов, требующих обработки.

Определить требуемую производительность оборудования гибкого коммутатора.

Интенсивность потока поступающих вызовов определяется интенсивностью потока вызовов, приходящейся на один магистральный канал 64 кбит/с линии Е1, а также числом Е1, используемых для подключения станции к транспортному шлюзу.

Вводятся следующие обозначения:

PCH — интенсивность потока вызовов, обслуживаемых одним магистральным каналом 64 кбит/с,

PGW — интенсивность потока вызовов, обслуживаемых транспортным

L — число транспортных шлюзов, обслуживаемых гибким коммутатором.

Интенсивность потока вызовов (выз/чнн), поступающих на транспортный шлюз l, определяется формулой:

Следовательно, интенсивность потока вызовов (выз/чнн), поступающих на гибкий коммутатор, можно вычислить как

Параметры интерфейсов подключения к пакетной сети

Параметры интерфейса подключения к пакетной сети определяются, исходя из интенсивности обмена сигнальными сообщениями в процессе обслуживания вызовов. При использовании гибкого коммутатора для орга­низации распределенного транзитного коммутатора сообщения сигнализации ОКС7 поступают на Softswitch в формате сообщений протокола M2UA или M3UA, в зависимости от реализации.

Введем следующие обозначения:

LMXUA — средняя длина сообщения (в байтах) протокола MxUA,

NMXUA — среднее количество сообщений протокола MxUA при обслуживании вызова,

LMEGACO — средняя длина сообщения (в байтах) протокола MEGACO, используемого для управления транспортным шлюзом,

NMEGACO — среднее количество сообщений протокола MEGACO при обслуживании вызова,

PSIG — интенсивность потока вызовов, обслуживаемых сигнальным шлюзом.

Тогда транспортный ресурс Softswitch (бит/с), необходимый для обмена сообщениями протокола MxUA:

где k — коэффициент использования ресурса.

Аналогично, транспортный ресурс гибкого коммутатора (бит/с), не­обходимый для обмена сообщениями протокола MEGACO:

(37)

Суммарный минимальный полезный транспортный ресурс Softswitch (бит/с), требуемый для обслуживания вызовов в структуре транзитного коммутатора:

(38)

Определение транспортного ресурса сигнального шлюза производится по аналогии с расчетом транспортного ресурса гибкого коммутатора. Необходимая полоса пропускания SGW определяется интенсивностью потока поступающих вызовов и объемом информации, требуемой для обслуживания каждого вызова.

Учитывая среднюю длину и количество сообщений протокола MxUA, необходимых для обслуживания одного вызова, можно вычислить транспортный ресурс (бит/с) сигнальных шлюзов для подключения к пакетной сети (с приведением размерностей):

(39)

3.3. Расчет оборудования сети IMS

На рис. 16 представлена упрощенная схема архитектуры IMS. На ней изображены только основные функциональные элементы архитектуры, сертифицированной 3GPP. В курсовом проекте рассматриваем сети ТфОП и IMS, между которыми организуется взаимодействие.

Вызовы, создаваемые в сети ТфОП, попадают через оборудование шлюзов в сеть IMS, а именно к Softswitch, выполняющему роль MGCF.

От Softswitch информация поступает на I-CSCF, P-CSCF и S-CSCF, где начинается процесс обслуживания вызова. В зависимости от типа пере­даваемой информации и требуемой услуги для обслуживания вызова может быть задействован MRF и/или сервер (а) приложений (AS).

Рис. 16 Архитектура IMS. Стык сети ТфОП и IMS

Во избежание путаницы, на рис. 16 отмечены только те логические связи между элементами, которые имеют значение и/или учитываются при расчетах в курсовом проекте. На линиях, указан протокол, при помощи которого осуществляется взаимодействие между функциональными объектами.

Выделенный пунктиром фрагмент представляет собой схему из разд. 2. Основной задачей функционального элемента MGCF/Softswitch является управление транспортными шлюзами на границе с сетью ТфОП. В разд. 2 уже был произведен расчет этого оборудования, поэтому будем пользоваться результатами, полученными ранее.

Ссылки на уже рассчитанные величины, которые потребуются для дальнейших расчетов, будут приведены по ходу проектирования.

3.4. Расчет необходимого транспортного ресурса, необходимого для обеспечения сигнального обмена с функцией S-CSCF

Попадая в сеть IMS, вызовы в конечном итоге обслуживаются одной из S-CSCF. Этот сетевой элемент представляет собой SIP-сервер, управляющий сеансом связи. Для выполнения своих функций он получает от других сетевых элементов всю информацию об устанавливаемом соединении и требуемой услуге (рис. 17).

Рис. 17 S-CSCF в архитектуре IMS

Функции IMS могут иметь разную физическую декомпозицию, то есть, они могут быть реализованы как в виде единого блока, обладающего всеми возможностями, так и представлять собой набор устройств, каждое из которых отвечает за реализацию конкретной функции. Независимо от физической реализации, интерфейсы остаются стандартными. Поэтому, рассчитав в отдельности каждую из функций, можно оценить требуемую производительность сервера как при отдельной ее реализации, так и в случае реализации совместно с другими элементами.

Определить транспортный ресурс функции S-CSCF, необходимый для обслуживания вызовов, учитывая только обмен сообщениями SIP.

Исходные данные для проектирования

Вызовы из сети ТфОП через оборудование шлюзов поступают на Softswitch (рис. 17), который в архитектуре IMS выполняет функции MGCF. Softswitch по протоколу SIP обращается к I-CSCF, которая в свою очередь, в ходе установления соединения обменивается сообщениями SIP с S-CSCF. Через I-CSCF Softswitch передает S-CSCF адресную информацию, информацию о местонахождении вызываемого пользователя, а также ин­формацию об услуге, запрашиваемой вызываемым абонентом. Получив эту информацию и обработав ее, S-CSCF начинает процесс обслуживания вызова. В зависимости от требуемой услуги, S-CSCF может обратиться к медиа-серверу (MRF) или к серверам приложений (AS). Таким образом, S-CSCF ведет сигнальный обмен с MGCF, I-CSCF, MRF, AS. В ходе предоставления речевых услуг существует также SIP-соединение с P-CSCF, но мы его не учитываем в процессе расчета транспортного ресурса, так как его влияние незначительно.

Введем следующие обозначения: Среднее число SIP сообщений при обслуживании одного вызова между — :

Средняя длина сообщения SIP в байтах — LSIP;

X% — процент вызовов, при обслуживании которых требуется обра­щение к серверу MRF;

Y%. Процент вызовов, при обслуживании которых требуется обраще­ние к серверам приложений AS;

Vssscscf — транспортный ресурс между MGCF и S-CSCF, который тре­буется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов;

S-CSCF, который требуется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов;

Vmrfscscf — транспортный ресурс между MRF и S-CSCF, который требуется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов;

требуется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслужива­ния вызовов;

Vscscf — общий транспортный ресурс S-CSCF, который требуется для

обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов.

Тогда общий требуемый транспортный ресурс будет равен суммарному транспортному ресурсу взаимодействия функции S-CSCF с другими элементами IMS архитектуры:

(41)

Значения Psx, ksig и Lsip, которые используются в формулах (40) —

(44), были рассчитаны или заданы в предыдущих разделах:

• Величина Psx рассчитывается в разд. 2 при расчете оборудования гибкого коммутатора по формуле (40).

• Значение hsig задается в разд. 2 при расчете шлюза доступа.

• Значение параметра Lsip совпадает со значением параметра Lsh, который задается в исходных данных к разд. 2.

Читайте также:  Семена крапивы чем полезны

3.5. Расчет необходимого транспортного ресурса, необходимого для обеспечения сигнального обмена с функцией I-CSCF

Так же, как и S-CSCF, функциональный элемент I-CSCF участвует в соединениях, затрагивающих взаимодействие разнородных сетей. Помимо функций SIP-прокси, он взаимодействует с HSS и SLF, получает от них информацию о местонахождении пользователя и об обслуживающем его S-CSCF.

Будем проводить расчет транспортного ресурса, необходимого для взаимодействия I-CSCF с другими элементами сети. Как видно из диаграммы и рис. 18, I-CSCF взаимодействует с S-CSCF, с Softswitch (MGCF), а также с P-CSCF и HSS. При расчете будем учитывать взаимодействие только с первыми двумя компонентами, так как взаимодействие с HSS происходит при помощи протокола DIAMETER, что выходит за рамки курсового проектирования.

Рис. 18 I-CSCF в архитектуре IMS

Определить транспортный ресурс на I-CSCF для обеспечения сиг­нального обмена по SIP, необходимого для обслуживания вызовов.

Данные для проектирования

I-CSCF связан SIP-соединением только с Softswitch (MGCF) и S-CSCF.

1) Число SIP-сообщений при обслуживании одного вызова между :

2) Средняя длина сообщения SIP в байтах — LSIP.
Введем следующие обозначения:

Vicscf — общий транспортный ресурс I-CSCF, который требуется для

обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов,

Vssicscf — транспортный ресурс между SoftSwitch и I-CSCF, который требуется для обмена сообщениями по протоколу SIP во время обслуживания вызовов.

Тогда общий транспортный ресурс:

/450 (46)

На функциональную схему сети IMS необходимо нанести полученные результаты расчета транспортных ресурсов для S-CSCF и I-CSCF.

4. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ И ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Для нечетных вариантов использование кодеков следующее:

• 20% вызовов — кодек G.723 I/r

• 30% вызовов — кодек G.723 h/r

Для нечетных вариантов n = 0,9.

Для четных вариантов использование кодеков следующее:

ü 30% вызовов — кодек G.723 I/r

ü 20% вызовов — кодек G.723 h/r

ü 20% вызовов — кодек G.729A.

Для четных вариантов n = 0,5.

Вариант KPSTN KISDN KV5 KPBX KSHM
Нечетный 1,25 1,75 1,75 1,9
Четный 1,3 1,8 1,9 1,8

Варианты заданий на курсовое проектирование

Параметр
NPSTN (аб) 80к 11к 14к 12к 15к 10к 13к 7,5к 8,5к 11к 20к 10к 15к 13к 80к 11к 14к 12к 15к 10к 13к
NIDSN (аб)
NSH (аб)
I
Ni_lan (аб)
J
Nj_V5 (аб)
M
Nm_pbx (аб)
LMEGACO (байт)
NMEGACO (сообщ.)
LV5UA (байт)
NV5UA (сообщ.)
LIUA (байт)
NIUA (сообщ.)
LSH (байт) 15 5
NSH (сообщ.)
N 1E1
Pch (выз/чнн) 1,5к 2,5к 1,5к 2,к 1,5к 2,5к 1,5к 2,5к 1,5к 2,5к 1,5к 2,5к 1,5к 2,к 1,5к
L (для задания 2)
PMEGACO( выз/чнн) 6,5к 7,5к 8,5к 5,5к 6,5к 7,5к 8,5к 5,5к 6,5к 7,5к 8,5к 5,5к 6,5к 7,5к 8,5к 5,5к 6,5к 7,5к 8,5к 5,5к
Lmxua (байт)
Nmxua (сообщений)
Psig (выз/чнн) 19к 10к 20к 25к 30к 35к 40к 45к 10к 15к 10к 20к 25к 30к 35к 40к 45к 10к 15к 20к 25к 10к 20к 25к 30к 35к 40к 45к 10к 15к 10к 20к 18к
Р (выз/чнн) 0,25 0,20 0,21 0,22 0,23 0,24 0,25 0,2 0,21 0,22 0,23 0,24 0,25 0,2 0,21 0,22 0,23 0,24 0,25 0,2 0,21 0,2 0,21 0,22 0,23 0,24 0,25 0,2 0,21 0,22 0,23 0,24 0,25
Nsip1
Nsip2
Nsip3
Nsip4
Nsip5
X%
Y%

4.2 Требования к содержанию и оформлению пояснительной записки

Ставропольского колледжа связи

от «___» ________ 2013 г. № ____

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10040 — | 7155 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Пример исходных данных для расчета приведен в таблице 10.7.

В качестве концентраторов трафика служб телефонии, поиска документов, цветного факса и передачи файлов в сети доступа могут использоваться, например, мультисервисный абонентский концентратор (МАК) фирмы ПРОТЕЙ или Litespan фирмы ИСКРАТЕЛ, обеспечивающие повышение эффективности использования средств доступа к транспортной сети.

Количество терминалов пользователей всех служб, подключаемых к одному МАК (Litespan), определяется при реальном проектировании.

На рисунке 10.17 приведен пример мультисервисной сети доступа, в которой используются программно-аппаратные средства фирмы ПРОТЕЙ.

Таблица 10.7. Исходные данные

Удельная нагрузка (ау) в ЧНН, Эрл

Пиковая скорость Vпик, Мбит/с

Доля исходящей нагрузки к другим сетям

КС – квартирный сектор; ДС – деловой сектор; ВС – ведомственные сети.

Будем считать, что все службы генерируют потоки вызовов пуассоновского типа. На этом основании будем создаваемые ими интенсивности потоков суммировать. По формуле (10.1) найдем суммарную входящую нагрузку, создаваемую пользователями телефонной службы (Т), службы поиска документов (ПД), цветного факса и передачи файлов на порты МАК:

Y вх т,пд, цф, пф= а т уN т +а пд уN пд +а цф у N цф +а пф уN пф ……….. (10.1)

Для обслуживания пользователей служб видеотелефонии и поиска видео создадим локальную сеть с технологией Fast Ethernet и подключим ее к маршрутизатору IP.

Источники видеотелефонии и поиска видео характеризуются высокой пачечностью (для видеотелефонии коэффициент пачечности равен 5, а для поиска видео  18).

Напомним, что под пачечностью понимают отношение пиковой скорости потока, принимаемого от источника, к средней скорости, измеренной в течение большого интервала времени. Нагрузку, создаваемую источниками видеотелефонии и поиска видео найдем по формуле (10.2):

В процессе обслуживания пользователей служб видеотелефонии и поиска видео в компьютерной сети происходит статистическое мультиплексирование потоков в едином тракте, где цифровой поток передается со скоростью 100 Мбит/с (тип физической среды  100Base-FX).

Количество терминалов пользователей видеотелефонии и поиска видео, обслуживаемых одним трактом со скоростью 100 Мбит/с, следует выбирать таким, чтобы при одновременном предоставлении услуг группе пользователей не возникали перегрузки. При расчете требуемой скорости в физической среде необходимо учитывать коэффициент пачечности источников нагрузки.

Мультисервисный коммутатор доступа ПРОТЕЙ МКД

Мультисервисный коммутатор доступа ПРОТЕЙ-МКД представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для предоставления услуг связи в ССОП. На его базе возможно также создание корпоративных сетей и организация связи в офисах. Мультисервисный коммутатор доступа выполняет функции Softswitch в мультисервисной сети связи, т.е. поддерживает обмен речевой и мультимедийной информацией в пакетной сети.

В мультисервисных сетях ПРОТЕЙ-МКД взаимодействует с транспортной IP-сетью по интерфейсу Ethernet 100 Мбит/с и использует протоколы сигнализации SIP, H.248/MEGACO для взаимодействия с узлами NGN. На рисунке 10.18 приведены возможные варианты использования ПРОТЕЙ-МКД.

На базе одной системы ПРОТЕЙ-МКД возможна организация телефонной сети емкостью до 25 тысяч номеров. Расширение сети возможно с помощью установки дополнительных модулей обработки вызовов (CPS).

Мультисервисный коммутатор доступа ПРОТЕЙ-МКД может взаимодействовать со следующими видами оборудования:

с ТфОП/IN по интерфейсам Е1:

цифровые телефонные станции, УАТС по протоколам E-DSS1, ОКС7, R1.5;

оборудование доступа по протоколу E-DSS1;

мультисервисный абонентский концентратор доступа ПРОТЕЙ-МАК;

узлы управления услугами (SCP) по протоколу INAP-R;

с сетями с коммутацией пакетов по интерфейсам Ethernet 100/1000 Мбит/c.;

с Softswitch по протоколам SIP/SIP-T, H.248/MEGACO;

с оборудованием мультисервисного доступа, в том числе с мультисервисным абонентским концентратором ПРОТЕЙ-МАК по протоколам SIP/SIP-T, H.248/MEGACO;

с прокси-серверами и др. узлами SIP-доменов по протоколу SIP;

с серверами приложений по протоколу Parlay;

с IP-телефонами, шлюзами IP-телефонии (в том числе с шлюзами IP-телефонии ПРОТЕЙ-ITG).

Основные технические характеристики ПРОТЕЙ-МКД приведены в таблице 10.8.

Таблица 10.8. Основные технические характеристики ПРОТЕЙ-МКД

Наименование характеристики

Количество обслуживаемых абонентов при стандартной комплектации

Количество обслуживаемых вызовов в ЧНН

Тип интерфейса с сетями с коммутацией каналов

Е1 (2048 Кбит/с, G.703, 120 Ом)

Протоколы сигнализации при взаимодействии с ТФОП/IN

Тип интерфейсов с сетями с коммутацией пакетов

Протоколы при взаимодействии с узлами NGN

Типы поддерживаемых протоколов

Поддерживаемые виды соединений

— исходящее к IP-сети; — входящее от IP-сети; — исходящие к АТС; — входящие от АТС; — транзитные от АТС к АТС; — междугородные; — международные

Поддерживаемые дополнительные услуги

— автодозвон; — перехват вызова; — удержание вызова; — приглашение к конференции; — передача вызова; — различные виды переадресации; — объединение пользователей в различные группы; — ожидание вызова; — горячая линия; — интеллектуальные услуги набора CS-1 и т.д.

Электропитание

Расчет нагрузки, создаваемой сетью доступа на транспортную сеть

Использование формул (10.1) и (10.2) позволяет найти суммарную исходящую нагрузку сети доступа, поступающую на проектируемую транспортную сеть. Эта нагрузка Yout поступает на порты шлюза трактов (TGW). Если в шлюзе используется кодек G.711 без подавления пауз в разговоре, то ресурс, который должен быть выделен для переноса пользовательской информации сети доступа через транспортную пакетную сеть (рисунок 10.19), определим по формуле 10.3 [2]:

где VG.711 – скорость передачи кодека G.711 в шлюзе трактов,

K – коэффициент избыточности;

V AN TGW – транспортный ресурс для переноса пользовательской информации, поступающей из сети доступа.

Недостатком кодека G.711 по сравнению с другими типами кодеков является необходимость выделения большой полосы канала в транспортной сети и большая задержка доставки. Его использование обосновано только при высоких требованиях пользователей к качеству речевой информации и небольшом количестве одновременных сеансов связи, организуемых шлюзом.

Будем считать, что TGW реализует функции как транспортного, так и сигнального шлюза. Поэтому в шлюзе должен быть предусмотрен транспортный ресурс для обмена сообщениями протокола сигнализации с Softswitch и протокола MGCP (Media Gateway Control Protocol) с контроллером управления шлюзом MGC:

где kMGCP = 5 – коэффициент избыточности при передаче сообщений протокола сигнализации и MGCP;

LSIGN – средняя длина сообщений (в байтах) протокола сигнализации;

LMGCP – средняя длина сообщений (в байтах) протокола MGCP;

NSIGN – среднее количество сообщений протокола сигнализации при обслуживании вызова;

NMGCP – среднее количество сообщений протокола MGCP при обслуживании вызова;

1/450 = 8/3600 – коэффициент, с помощью которого выполняется пересчет размерности «байт в час» в «бит в секунду».

источник

Источники:
  • http://helpiks.org/5-18569.html
  • http://studopedia.net/6_101884_raschet-oborudovaniya-gibkogo-kommutatora.html
  • http://allrefrs.ru/3-35039.html
  • http://studopedia.ru/6_68886_ishodnie-dannie-dlya-proektirovaniya.html
  • http://studfiles.net/preview/3515833/page:28/