Меню Рубрики

Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной европы в атласе сравните

Разнообразие полезных ископаемых Зарубежной Европы как рудной, так и нерудной группы, весьма обширно. Но в редких случаях залежи имеют общеевропейское или мировое значение. В среднем здесь сосредоточено не более 12% от общего числа минерального сырья в мире.

Рис. 1. Необработанный кварц

По последним данным МГУ, процентная доля от мировых запасов такова:

На долю нефти в Зарубежной Европе в совокупности с бокситами, газом и железной рудой приходится не более 6%.

Рис. 2. Коллекция минералов

Особенность ресурсной базы региона состоит в том, что основные бассейны Зарубежной Европы используются на протяжении многих лет и десятилетий, ввиду чего месторождения сильно истощены. Поэтому потребность в импорте на сегодняшний день высока.

При ближайшем рассмотрении карты полезных ископаемых Зарубежной Европы, становится понятно, что основные месторождения каменного угля находятся в Германии, а также в Польше.

Рис. 3. Карта полезных ископаемых Зарубежной Европы для 10 класса

Бурый уголь также преимущественно сосредоточен в бассейнах на территории Германии, хотя имеется ряд крупных месторождений в Чехии и Болгарии. Соответствующие данные можно посмотреть в таблице.

Полезные ископаемые

Государство

Германия, Великобритания, Польша, Чехия, Болгария

Нефть и природный газ в этом регионе расположены преимущественно в Норвегии и Великобритании, а также на территории Нидерландов. На сегодняшний день в регионе действует 21 крупный нефтегазовый бассейн в странах Европы.

Несмотря на небольшие газовые и нефтяные запасы Франция лидирует по залежам бокситов и железной руды. Польша и Болгария богаты медью, как и Финляндия.

Существенными пока остаются запасы рудных ископаемых. Добыча руды сегодня ведётся на Балканском полуострове, на территории Франции и Швеции. Присутствуют на европейской территории некоторые запасы полиметаллов. Сосредоточены они преимущественно в Испании и в зоне Скандинавского полуострова.

При взгляде на карту становится понятно, что основные месторождения и залежи в регионе располагаются неравномерно. Это объясняется геологическими особенностями территории.

В первую очередь речь идёт о тектонических структурах, охватывающих как южную, так и северную область региона.

Для севера Зарубежной Европы характерно платформенное строение, но и оно не очень однородно. Наиболее устойчивая область здесь – это Балтийский щит, а также не мене известная и древняя Восточно—Европейская платформа.

Из-за тектонических особенностей платформ наблюдаются особенности размещения в регионе полезных ископаемых.

Для находящейся на платформе северной части характерно значительное количество топливных ископаемых, которые сформировались в зоне осадочного чехла и отдельных участков прогибов платформы. Многие особенности объясняются присутствием герцинской складчатости и Балтийского щита.

Юг Зарубежной Европы находится в относительно молодой зоне. Эта складчатая область является составляющей крупного геосинклинального пояса. Поэтому полезные ископаемые тут отличаются довольно молодым возрастом.

Здесь встречаются ресурсы как осадочного, так и магматического происхождения.

Среди основных регионов в современном мире, обеспечение полезными ископаемыми у Зарубежной Европы наихудшее. Из-за этой особенности здесь получила минимальное развитие добывающая промышленность. А собственные предприятия сильно зависят от ввоза сырья из других стран мира.

По последним данным, на долю Зарубежной Европы приходится большая часть мирового импорта энергоносителей.

Исходя из приведённых выше данных, становится заметно, что все ископаемые здесь ресурсы сильно разбросаны по различным уголкам региона. Несмотря на немалое количество бассейнов и месторождений, запасы на настоящий момент сильно истощены. Поэтому страны Зарубежной Европы вынуждены импортировать необходимые ископаемые из других регионов.

источник

Подробное решение тема Тема 6 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти тут

Задание 1. Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики ЭГП страны (см. план на с. 233).

Характеристика экономико-географического положения ФРГ

Задание 2. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя. Объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько конституционных монархий, сколько в Западной Европе. Нанесите республики и монархии на контурную карту. Используйте также табл. 2 в «Приложениях».

Монархии в Европе сохранились больше в роли важной части культуры. Современные монархи Европы обладают ограниченной властью или просто выполняют церемониальную роль.

Задание 3. Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богатству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).

Задание 4. Используя рис. 44, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рис. 44 столько сведений, сколько возможно.

По уровню иммиграции (люди, приезжающие в страну) среди стран региона особенно выделяется Великобритания, Франция, Германия. Количество иностранных рабочих там превышает 6 млн чел, а Германии достигает 10 млн чел. Основные иммиграционные потоки идут из стран Балканского полуострова, Восточной Европы, стран Африки и Азии. Одновременно с этим наблюдается миграция населения и внутри самой Европы. Например, миграция с целью трудоустройства из менее экономически развитых стран Европы (Балканы, Испания, Италия) в более развитые, прежде всего в Великобританию.

Задание 5. По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропейской и уральской семей. Определите страны с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения.

Практически все народы, проживающие на территории Европы относятся к индоевропейской семье. Уральская семье представлена на территории Европы только финнами и эстонцами.

Задание 6. Используя рис. 45 и физическую карту зарубежной Европы в атласе, проведите классификацию городов-миллионеров региона по их ЭГП. Определите города, расположенные: 1) на морских побережьях; 2) в устьях рек; 3) вдали от морей, но на судоходных реках; 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

В Белоруссии, Испании, Польше.

Задание 7. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа и таблицами 22—27 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, установите их распределение по странам. По рисункам 21—26 установите, откуда в зарубежную Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности Европы. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции рассматриваемого региона и 2/3 его экспорта. Машиностроение ориентируются прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру и более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (ФРГ), «Вольво» (Швеция). Важной чертой машиностроения зарубежной Европы является активное проникновение в него капиталов других стран, прежде всего США и Японии. Нефть и природный газ поступают в Европу из стран Персидского залива (крупнейшие потоки поставок), Венесуэлы. Железная руда поставляется из Бразилии, Индии, Австралии, Канады.

Задание 8. Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориентации районов и центров чёрной металлургии на: 1) каменноугольные бассейны; 2) железорудные бассейны; 3) грузопотоки каменного угля и железной руды (в том числе морские).

Примеры ориентации центров черной металлургии на: 1) запасы каменного угля (Рур в Германии, Донбасс в Украине); 2) месторождения железной руды (Лотарингия во Франции, Урал в России); 3) на пересечении потоков угля и руды (Таранто в Италии).

Задание 9. С помощью рис. 49 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к средне- и южноевропейскому типам сельского хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.

Для среднеевропейского типа сельского хозяйства характерно преобладание животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Растениеводство в данном типе не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами. Для южноевропейского тип с/х, наоборот, характерно преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Главное место в посевах занимают зерновые культуры, но также значительные территории заняты фруктовыми плантациями (плантации цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур).

Задание 10. Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе, схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.

Транспортные сети отдельных стран могут быть радиальной (одноцентровой) конфигурации (Франция) или многоцентровой (ФРГ).

Задание 11. Используя планы центральных частей Лондона или Парижа в атласе и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-исторических достопримечательностях. Почему они стали крупными центрами туризма?

В центре Лондона расположено множество достопримечательностей. Самым известным символом Лондона является часовая башня Вестминстерского дворца, которая известна больше как Биг-Бен. В самом Вестминстерском дворце проходят заседания палаты лордов и палаты общин. Недалеко от аббатства расположена резиденция Ее Величества королевы – Букингемский дворец. Смена караула у Букингемского дворца является одной из самых узнаваемых церемоний в мире. Важной туристической достопримечательностью является Трафальгарская площадь, которая также является и географическим центром Лондона. В центре Трафальгарской площади возвышается колонна в честь адмирала Горацио Нельсона. Так же на Трафальгарской площади в углах располагаются постаменты, три из которых постоянные, а четвертый постамент — является площадкой для современных художников. Над Трафальгарской площадью возвышаются еще две достопримечательности Лондона — это Лондонская Национальная и Портретная Галереи. Так же одна из главнейших достопримечательностей то Лондонский глаз – знаменитое колесо обозрение в центре Лондона. Располагается Лондонский глаз в пяти минутах ходьбы от Биг Бена. В центре Лондона располагается Лондонский Тауэр и рядом с ним Тауэрский мост. Тауэр является самым старым сооружением Лондона и в нем хранятся Сокровища Британской Короны. А Тауэрский мост – это единственный разводной мост через Темзу в Лондоне.

Лондон как и Париж являются старейшими городами Европы, ее культурными центрами.

Задание 12. Составьте проект проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвящённых знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. Предложите один-два варианта маршрутов.

Страны Европы обладают большим количеством достопримечательностей, которые внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для ознакомления с ними можно составить 2 маршрута, один будет проходить по Северной Европе, некоторым странам Центральной Европы и Великобритании. Второй маршрут пройдет по странам Центральной Европы.

1 маршрут (основные пункты):

Крепость Суоменлинна (Хельсинки, Финлядия) — королевская резиденция Дротнингхольм (Стокгольм, Швеция) — Гейрангер-фьорд (Норвегия) — старая верфь Бергена (Норвегия) — Замок Кронборг (Дания) — Рунные камни в Еллинге (Дания) — Ветряные мельницы в районе Киндердейк-Элсхаут (Роттердам, Нидерланды) — Дом Шрёдер (Утрехт, нидерланды) — Концентрические каналы XVII века в квартале Сингелграхт (Амстердам, Нидерланды) — Исторический центр города Брюгге (Бельгия) — Площадь Гран-Плас в Брюсселе (Бельгия) — Неолитические каменоломни в районе Спьенн (Монс, Бельгия) — Мегалитические памятники Стоунхендж (Великобритания) — Вестминстерский дворец, Вестминстерское аббатство (Великобритания) — Лондонский Тауэр (Великобритания)

2 маршрут (основные пункты):

Дворцово-парковый комплекс Радзивиллов в Несвиже (Белоруссия) — Мирский замок (Белоруссия) — Беловежская пуща (Белоруссия) — Исторический центр Варшавы (Польша) — Концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим, Польша) — Королевские соляные шахты в Величке и Бохне (Величка, Польша)- Исторический центр Кракова (Польша) — Исторический центр Праги (Чехия) — Колонна Св. Троицы в городе Оломоуц (Оломоуц, Чехия) — Ахенский собор (Ахен, Германия) — Кёльнский собор (Кёльн, Германия) — Шпайерский собор (Шпайер, Германия) — Кафедральный собор Св. Марии и церковь Св. Михаила в городе Хильдесхайм (Германия) — Дворцы и парки Потсдама и Берлина (Германия)

Задание 13. Проанализируйте карту Рурского промышленного района в атласе. Определите главные отрасли его промышленности и промышленные центры. Какие из отраслей относятся к старым, какие — к новым?

Рур – один из наиболее типичных старопромышленных районов Европы. В Рурском промышленном районе сформировался сложный комплекс промышленных производств, включающий угольную, металлургическую, химическую промышленность, тяжелое (в том числе военное) машиностроение, энергетику и предприятия многих смежных отраслей. К новым отраслям, получившим развитие в это регионе, относят приборостроение, электротехнику, электронику. Наиболее крупными промышленными центрами региона являются Эссен, Дуйсбург, Дортмунд, Бохум.

Задание 14. Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 217—219, сделайте краткое сообщение об одной из стран (по своему выбору).

При подготовке сообщения можно использовать ответы на задание 1 и 15 данной темы.

Федеративная Республика Германия — государство в Центральной Европе. Площадь территории — 357 408,74 км². Численность населения 82 млн. чел. По государственному устройству является федеративным государством. Германия — развитая страна с очень высоким уровнем жизни.

Уровень урбанизации страны 74 %. Крупнейшими городами являются: Берлин (столица с населением 3,5 млн чел), Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт-на-Майне. В этническом составе населения преобладают немцы (92 %).

Германия не обладает значительными запасами каких-либо полезных ископаемых. Исключение составляет только уголь, добываемый на территории Рурского бассейна. Однако на сегодняшний день данные ресурсы ограничены или истощены, поскольку эксплуатируются в течение длительного времени. Поэтому экономика страны сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг. Основу экономики (от 70 % до 78 %) составляют услуги, 23—28 % — производство. Агросектор составляет 0,5-1,5 % ВВП, в котором занято такое же количество экономически активного населения страны.

Германия обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70 % товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство — основная отрасль животноводства в Германии. Второе место по значению занимает свиноводство.

Германия является одной из стран-основателей и членом Европейского союза, членом НАТО, входит в «Большую семёрку».

Читайте также:  Государственный реестр полезных моделей российской федерации

Задание 15. Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору).

Задание 16. Просмотрите материал части I учебника и темы 6 «Зарубежная Европа», а также таблицы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и социальной географии этой страны.

Важнейшая особенность экономико-географического положения ФРГ — это расположение на перекрёстке трансевропейских торгово-транспортных путей широтного и меридионального направлений, наличие выхода к Балтийскому и Северному морям.

По форме правления ФРГ является парламентской республикой, а по форме административно-территориального устройства федеративным государством.

По общему объёму ВВП страна уступает только США, Китаю, Индии и Японии, а по показателю ВВП из расчёта на душу населения входит в первую десятку ведущих стран мира.

Структура экономики свидетельствует о том, что страна находится на постиндустриальной стадии развития.

По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвёртое место в мире.

Машиностроение ориентируется на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, а также тяготеет к крупным городам и агломерациям. Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «фольксваген» и «мерседес» (ФРГ).

В стране развитая черная и цветная металлургия. С отраслевой структуре цветной промышленности выделяется медная промышленность.

Транспортная сеть ФРГ относится к многоцентровой.

Сельское хозяйство ФРГ отличается высоким уровнем механизации и химизации и соответственно таким же уровнем урожайности полевых и огородных культур и продуктивности животноводства. Для отрасли характерно преобладание животноводства. Разводят главным образом молочный скот и свиней. Растениеводство почти полностью удовлетворяет потребности населения в продуктах питания. Из продовольственных культур наибольшее значение имеют пшеница, ячмень, картофель, сахарная свёкла.

Международной специализацией ФРГ является экспорт автомобилей, станков, промышленного оборудования, изделий электротехники и электроники, морских судов, химикатов и изделий легкой промышленности.

Задание 17. Работа в тетради

17.1. Сгруппируйте страны зарубежной Европы по следующим критериям: 1) величина территории; 2) численность населения; 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны средние по площади. Одновременно с этим в Европе есть ряд карликовых государств. В Европе находится часть самой большой по площади страны – России (ее европейская часть).

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны с населением от 3 до 20 млн человек. Также среди стран Европы есть страны с населением более 20 млн человек, так и менее 1 млн.

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что практически все страны Европы являются высокоурбанизированными. Странами с процентом урбанизации выше 80% являются карликовые государства и самые экономически развитые страны Европы. Также сюда относится Исландия, высокая урбанизация которой вызвана влиянием климата. Более низкий уровень урбанизации характерен для стран Восточной Европы и стран Балканского полуострова.

17.3. Пользуясь таблицами, рисунками и текстом темы 6, определите, какие страны региона входят в первую десятку стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформите в виде таблицы.

17.4. Пользуясь материалом учебника и дополнительными источниками информации, опишите своё виртуальное путешествие по Дунаю от его истоков до устья.

Дунай — вторая по протяжённости река в Европе (после Волги). Часто Дунай называют «интернациональной» рекой, так как она протекает по территории 10 государств: Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Украины и Молдавии. Главная особенность Дуная — желтовато-коричневый цвет его воды, который придают Дунаю взвешенные частицы илистых грунтов, смываемых с прибрежной поверхности. Поэтому Дунай считается самой мутной среди крупнейших рек Европы. Дунай берет свое начало в горах Шварцвальда на территории Германии. Территории водного бассейна, охватываемого Дунаем на всей своей протяженности, имеют самый разнообразный ландшафт. Это и высокогорные области с ледниками, горные хребты средней высоты, покрытые лесными массивами. Встречаются карстовые плоскогорья, лишенные всякой растительности, невысокие горные плато с речными долинами, а также лесные и степные равнины. В нижнем течении Дунай разветвляется, и образует обширную дельту, прорезанную густой сетью проток.

17.5. Подготовьте устное сообщение об одном из микрогосударств Западной Европы.

Сан-Марино — одно из самых маленьких государств в мире. Находится в Южной Европе, со всех сторон окружено территорией Италии. Сан-Марино является старейшим государством Европы. Его площадь составляет всего 60,57 км². Страна полностью располагается на юго-западном склоне горного массива Монте-Титано, возвышающегося над холмистой равниной предгорий Апеннин.Столице государства является одноименная столица – Сан-Марино, в которой сосредоточена большая часть всех достопримечательностей. Визитной карточкой, а также главной достопримечательностью Сан-Марино (как города, так и всей страны) считается средневековый комплекс «Три башни Сан-Марино», расположенный на трех вершинах горы Монте-Титано. В столице много разнообразных музеев. Несмотря на свои крошечные размеры, Сан-Марино является одним из самых популярных туристических направлений в Европе.

17.6. Определите способы картографического изображения на картах, которыми вы пользовались при изучении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?

При составлении карт по данной теме использовались следующие методы:

— метод картодиаграмм, при помощи которого можно проследить структуру промышленности;

— знаки движения, которые используют для показа пространственных перемещений каких-либо социальных, природных или экономических явлений (например транспортные пути, миграцию населения и пр.);

— метод значков (отражение объема производства по странам);

— метод качественного и количественного фона.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Проверьте знание конкретного материала:

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Великобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ?

Ответ: Норвегия, Великобритания, Швеция, Испания.

2. Какие из перечисленных ниже стран используют дунайский водный путь для выхода к морю: Сербия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венгрия, ФРГ?

Ответ: Из перечисленных Дунайский водный пусть используют для выхода к морю Венгрия и Сербия, так как у них нет выхода к морю и река Дунай играет важную транспортную роль. Помимо этого из перечисленных стран Дунай протекает по территории Хорватии, Румынии и ФРГ, однако эти страны имеют открытый выход к морю, поэтому Дунайский водный путь имеет меньшее значение, чем для других стран.

3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барселона, Афины, Гданьск, Констанца?

Ответ: Роттердам, Гамбург, Марсель, Констанца (ежегодно перегружают более 50 млн т грузов)

4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондонский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

Ответ: Лондонский, Парижский. Южно-Германский (современные высокоразвитые регионы).

Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:

1. Каковы характерные черты западноевропейского города?

В центре такого (западноевропейского) города обычно находится главная (рыночная) площадь с ратушей и собором, от которой радиально расходятся узкие улицы старого города с жилыми домами, магазинами и зданиями. В старом городе обычно сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях преобладает современная застройка.

2. В чём заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы?

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, как добываемые в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из других стран (России). В Восточной Европе, в отличии от стран Западной Европы, частично сохранилась ориентация на уголь как источник энергии (Польша, Чехия). На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС региона.

3. В чём основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископаемых?

В северной части региона распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные. В южной части преобладают рудные месторождения, а запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше.

4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?

Транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она уступает системам США и России. Но по обеспеченности транспортной сетью занимает первое место в мире. Для нее характерна высокая густота движения, большое значение международных и транзитных перевозок. Автомобильный транспорт играет главную роль в перевозках пассажиров и грузов.

Используйте карты для ответов на вопросы:

1. В каких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?

Ответ: Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, Черногория, Швейцария.

2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность населения?

Ответ: Наибольшая плотность населения характерна для Монако (более 10000 чел/км2). Также высокая плотность характерна для Мальты, Сан-Марино, Нидерландов и Бельгии.

3. Как можно попасть из Северного в Балтийское море водным путём, не огибая полуостров Ютландия?

Ответ: Можно воспользоваться Кильским каналом, который соединяет Балтийское и Северное моря. Он проходит от Кильской бухты, у города Киль до устья реки Эльба, у города Брунсбюттель.

4. Какие отрасли наиболее характерны для промышленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столичных городах; 2) в городах-портах; 3) в угольных бассейнах?

Для промышленных районов сформировавшихся в столичных регионах характерно машиностроение, электроника, пищевая промышленность. В городах-портах: судостроение и судоремонт, пищевая промышленность (переработка рыбы и импортирующихся продуктов). В угольных бассейнах развита черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

5. Какие металлургические комбинаты работают на импортном сырье и топливе?

На импортном сырье и топливе работают комбинаты расположенные в прибрежных регионах, портах. Такие комбинаты встречаются в Италии (г. Таранто), в ФРГ, Франции, Великобритании.

1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

Для Европы характерно «старение наций», когда доля населения пожилого возраста увеличивается и резко сокращается доля людей молодого и трудоспособного возраста. При наложении на это еще низких показателей рождаемости становится ясна демографическая проблема Европы, которая приводит к нехватке трудовых ресурсов. В связи с этим страны Европы некоторое время проводили политику привлечения иммигрантов, которые были заинтересованы в переезде в более высокоразвитые страны с высоким уровнем жизни. Однако эта ситуация кардинально изменилась в 2015 году, когда возник очередной Европейски миграционный кризис. В результате увеличение числа воин на Ближнем Востоке и в Сирии, а также демографического взрыва в Африке, резко увеличилась доля беженцев из этих регионов. Всего в Европу за это время (2015-2016 гг) прибыло более 1,5 млн мигрантов.

2. Почему во Франции и Великобритании наблюдается резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?

Эти города (Париж и Лондон) являются старейшими политическими и промышленными центрами как стран, так и Европы в целом. Именно это объясняет перевес данных столичных агломераций над другими городами внутри своих стран. В случае с ФРГ и Италией, их современные столицы не всегда являлись политическими центрами сран. Так Рим стал современной столицей Италии только в 1870 г, и даже после этого, во время Второй Мировой войны, столица переносилась из Рима в другие города.

3. Почему в структуре водопотребления Великобритании, ФРГ, Бельгии, Швеции 60—80% приходится на промышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Греции — на сельское хозяйство?

Страны Южной Европы обладают более благоприятными агроклиматическими ресурсами в сравнении с странами Центральной и Северной Европы. Это позволяет активно развивать сельское хозяйство, значительная часть его продукции уходит на экспорт и является международной специализацией стран. В странах Центральной и Северной Европы находятся значительные запасы минеральных ресурсов, что позволяет им развить промышленность.

4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и добычу нефти в Северном море, хотя её себестоимость во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Востока?

Нефть Ближнего и Среднего Востока несмотря на низкую себестоимость требует затрат на доставку этой нефти в регион. Одновременно с этим многие страны проводят политику энергетической безопасности, в ходе которой производят закупку энергоресурсов (в том числе нефти) у различных стран, чтобы снизить зависимость энергетической безопасности страны от политических и экономических вопросов. Также в ходе данной политики проводится разработка и добыча нефти на своей территории.

5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыболовства, чем от сельского хозяйства?

Сельскохозяйственные угодья в Норвегии занимают 3% от площади страны, что является следствием климатических (малоплодородные почвы) и орографических особенностей территории страны. Почти всю территорию страны занимают Скандинавские горы, сильно расчлененные фьордами и прорезанные глубокими долинами. Одновременно с эти страна имеет протяженную береговую линию и с 3-ех сторон омывается морями. В связи с чем развито рыболовство.

6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?

Рейн – это крупнейшая река Западной Европы, которая протекает по территории таких стран как Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Германия, Франция, Нидерланды. Все эти страны входят в число высокоразвитых стран мира. Также река судоходна на протяжении 952 км (до города Базель и по Боденскому озеру), что в совокупности с климатическими условиями региона (Рейн не замерзает в течении года), позволяет ей быть важнейшей транспортной артерией региона. Вдоль Рейна располагаются крупные города, характеризующиеся высоким уровнем развития промышленности.

7. Почему именно Европа была и остаётся главным районом международного туризма?

Этот регион имеет богатую историю и культурное наследие, которое представлено архитектурными достопримечательностями, музеями и пр. Также регион имеет разнообразные рекреационные ресурсы: горы, морское побережье, обширные равнины. Все это в сововкупности привлекает туристов в этот регион.

8. Почему в депрессивных старопромышленных районах состояние окружающей среды, как правило, наиболее угрожающее?

В старопромышленных регионах основным энергоресурсом выступал уголь. При сжигании угля в атмосферу выбрасывается большое количество твердых частиц и углекислого газа. Наличие угля притягивает черную металлургию и машиностроение, что также влияет на состояние окружающей среды. Все эти проблемы приумножаются в результате длительного существования этих районов, на протяжении которого там ведется хозяйственная деятельность человека.

Читайте также:  Способы добычи полезных ископаемых какие

1. В каких из перечисленных ниже стран население говорит на языках германской группы индоевропейской семьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Великобритания?

Ответ: Австрия, ФРГ, Великобритания.

2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобритания, Франция, Швейцария?

Ответ: Наибольший приток иммигрантов характерен для Италии, ФРГ и Франции.

3. Какие из приведённых ниже утверждений правильны для следующих стран?

Ответ: Утверждение 1 верно для Польши, Венгрии, ФРГ, Италии.

Утверждение 2 верно для Франции, Финляндии.

Утверждение 3 верно для Швейцарии.

Утверждение 4 верно для Польши, Венгрии, Франции, Финляндии, Италии.

Утверждение 5 верно для ФРГ, Швейцарии.

1. Нанести на контурную карту по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Исландию, Данию, Финляндию, Ирландию, Люксембург, Австрию, Венгрию, Болгарию, Албанию, Португалию?

2. По памяти определить страны, которые имеют сухопутные границы: 1) только с ФРГ; 2) только с Испанией; 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венгрией, Чехией, Словакией?

Ответ: 1 — Дания и Нидерланды; 2 – Португалия; 3 — Австрия.

3. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Глазго, Роттердам, Марсель, Брюссель, Мюнхен, Неаполь, Краков, Загреб?

4. Назвать страну зарубежной Европы, где практически нет сельского населения?

5. Из приведённого ниже перечня исключить однонациональные страны: Бельгия, Испания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания?

Ответ: однонациональные страны – Норвегия, Португалия, ФРГ.

Выберите правильный ответ:

1. Франция граничит с: а) тремя странами; б) пятью странами; в) шестью странами.

Ответ: Франция граничит с 7 странами: Бельгия, Люксембург, Германия, Швейцария, Италия, Испания, Андорра.

2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Голландская.

Ответ: Парижская агломерация.

3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.

Ответ: Стокгольм, Копенгаген, Афины.

4. Больше всего нефти в зарубежной Европе добывается в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Румынии, Албании.

Ответ: В Европе больше всего нефти добывает Норвегия (в мировом рейтинге 13 место по состоянию на 2016 г по данным ОПЕК).

1. Островная страна Западной Европы, в прошлом отличавшаяся массовой эмиграцией в США. Член Европейского союза. Специализируется на молочном животноводстве.

2. Страна, расположенная на полуострове в Северной Европе. Является конституционной монархией. Специализируется на машиностроении, производстве чёрных металлов, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

3. Страна, представляющая собой конфедерацию 26 самостоятельных административных единиц, население которой говорит на четырёх государственных языках.

источник

Название Блок добывания знаний и умений
страница 4/7
Дата публикации 01.03.2014
Размер 0.8 Mb.
Тип Документы

5-bal.ru > Право > Документы

БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран за­рубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики ЭГП страны (см. план на с. 222).

Дополни- По политической карте в атласе определите, какая из стран региона имеет

тельное за- наибольшее число стран-соседей. Какое это может иметь значение?

Задание 2. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте харак­теристику их государственного строя. Объясните, поче­му ни в одной другой части мира не сохранилось столь­ко конституционных монархий, сколько в Западной Ев­ропе. Нанесите республики и монархии на контурную карту. Используйте также таблицу 2 в «Приложениях».

Задание 3. Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богат­ству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Примените типовой план харак­теристики природных предпосылок для развития про­мышленности страны (региона) (см. план на с. 222). Используйте также таблицы 3—5 в «Приложениях».

Дополни- По карте атласа определите, в пределах каких широт располагается территория

тельное за- Великобритании, ФРГ, Франции, Италии. Подберите наглядные сравнения со дание (для удовольствия). странами СНГ.

Задание 4. Используя рисунок 47, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции на­селения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рисунка 47 столь­ко сведений, сколько возможно.

Задание 5. По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропей­ской и уральской семей. Определите страны с однона­циональным, двунациональным и многонациональным составом населения.

Задание 6. По рисунку 48 составьте в тетради таблицу «Агломерации-миллионеры» зарубежной Европы» и сравните отдельные страны по числу таких городов. Как вы ду­маете, можно ли утверждать, что в зарубежной Евро­пе наглядно проявляются три главные общие черты процесса урбанизации?

Дополни- Используя рисунок 48 и физическую карту зарубежной Европы в атласе,

тельное за- проведите классификацию городов-миллионеров региона по их ЭГП.

дание (ус- Определите города, расположенные: 1) на морских побережьях, 2) в устьях ложненное). рек, 3) вдали от морей, но на судоходных реках, 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

Дополни- Составьте кроссворд «Столицы стран Европы».

тельное за­дание (для удовольст­вия).

Задание 7. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картам атласа и таблицами 23—28 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. По рисункам 25—29 установите, откуда в зарубежную Eвpony поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Дополни- Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориента-

тельное за- ции районов и центров черной металлургии на: 1) каменноугольные бассей-

дание (ус- ны, 2) железорудные бассейны, 3) грузопотоки каменного угля и железной

ложненное). руды (в том числе морские).

Задание 8. С помощью рисунка 52 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к средне- и южноевропейскому типам сельского хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.

Задание 9. Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе (врезка к карте мирового транспорта), схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.

Задание 10. Используя планы центральных частей Лондона и Парижа в атласе и дополни-

(творчес- тельные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-истори-

кое!). ческих достопримечательностях этих городов. Почему они ста­ли крупными центрами туризма?

Дополни- Составьте план проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе,

тельное за- посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. дание (для Предложите один-два варианта маршрутов.

Задание 11. Проанализируйте карту Рурского промышленного района в атласе. Определите главные отрасли его про­мышленности и промышленные центры. Какие из от­раслей относятся к старым, какие к новым?

Задание 12. Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 203—205, сделайте краткое сообщение об одной из стран (по своему выбору).

Дополни- Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промыш-

тельное за- ленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и дание (ус- морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору). ложненное). Проведите анализ полученной картосхемы и дополните им сделанное сообщение.

Задание 13. Просмотрите материал части I учебника и темы 6 «Зарубежная Европа», а

(творчес- также таблицы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые

кое!) данные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и со­циальной географии этой страны.

Задание 14. 1. (Работа в тетради.) Сгруппируйте страны зарубежной Европы по

(итоговое). следующим критериям: 1) величи­на территории, 2) численность населения, 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.

2. (Работа в тетради.) Пользуясь таблицами, рисун­ками и текстом темы 5, определите, какие страны региона входят в «первую десятку» стран мира по про­изводству отдельных видов промышленной и сельско­хозяйственной продукции. Полученные данные офор­мите в виде таблицы.

3. Определите способы картографического изобра­жения на картах, которыми вы пользовались при изу­чении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?

4. Подготовьте краткую рецензию на книгу (главу), рекомендованную по данной теме.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Проверьте знание конкретного материала:

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Вели­кобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ?

2. Какие из перечисленных ниже стран используют ду­найский водный путь для выхода к морю: Югославия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венг­рия, ФРГ?

3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барсело­на, Афины, Гданьск, Констанца?

4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондон­ский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:

1. Каковы характерные черты западноевропейского го­рода?

2. В чем заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы?

3. В чем основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископа­емых?

4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?

Используйте карты для ответов на вопросы:

1. В каких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?

2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность

3. Как можно попасть из Северного в Балтийское мо­ре водным путем, не огибая полуостров Ютландия?

4. Какие отрасли наиболее характерны для промыш­ленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столич­ных городах, 2) в городах-портах, 3) в угольных бассейнах?

5. Какие металлургические комбинаты работают на за­морском сырье и топливе?

1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

2. Почему во Франции и Великобритании наблюдает­ся резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?

3. Почему в структуре водопотребления Великобрита­нии, ФРГ, Бельгии, Швеции 60—80% приходится на про­мышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Гре­ции — на сельское хозяйство?

4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и до­бычу нефти в Северном море, хотя ее себестоимость во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Вос­тока?

5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыбо­ловства, чем от сельского хозяйства?

6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?

7. Почему именно Европа была и остается главным районом международного туризма?

8. Почему в депрессивных старопромышленных райо­нах состояние окружающей среды, как правило, наиболее угрожающее?

1. В каких из перечисленных ниже стран население го­ворит на языках германской группы индоевропейской се­мьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Велико­британия?

2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобри­тания, Франция, Швейцария?

3. Какие из приведенных ниже утверждений правиль­ны для следующих стран:

Страны Утверждения
Польша

Италия

  1. Однонациональная страна
  2. Страна со значительной долей национальных меньшинств
  3. Многонациональная страна
  4. Страна с унитарным административно-территориальным устройством
  5. Страна с федеративным административно-территориальным устройством

1. Нанести на контурную карту по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Исландию, Данию, Финляндию, Ирландию, Люксембург, Австрию, Венгрию, Болгарию, Албанию, Португалию?

2. По памяти определить страны, которые имеют су­хопутные границы: 1) только с ФРГ, 2) только с Испа­нией, 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венг­рией, Чехией, Словакией?

3. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Глазго, Роттердам, Марсель, Брюс­сель, Мюнхен, Неаполь, Краков, Загреб?

4. Назвать страну зарубежной Европы, где практичес­ки нет сельского населения?

5. Из приведенного ниже перечня:

а) исключить однонациональные страны: Бельгия, Ис­пания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания?

б) исключить страны, для которых не характерна осо­бенно высокая концентрация промышленного производст­ва в столичных районах: Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, Италия, Франция, Дания?

Из готовых ответов выберите правильный:

1. Франция граничит с: а) тремя странами, б) пятью странами, в) шестью странами.

2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Гол­ландская.

3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.

4. Больше всего нефти в зарубежной Европе добыва­ется в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Ру­мынии, Албании.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 6

1. Политическую карту, отдельные страны и народы зарубежной Европы. (География, 7 класс.) 2. Особеннос­ти физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности зару­бежной Европы, природные зоны в ее пределах. (Геогра­фия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития стран зарубежной Европы в конце XIX — первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материал части I данного учебника. 5. Понятия и термины: экономико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, специ­ализация и кооперирование производства, инфраструкту­ра, регион, субрегион.

1. Зарубежная Европа была и остается одним из глав­ных центров мировой политики и мировой экономики. 2. «Старые камни» Европы — великое достояние не толь­ко европейской, но и всей мировой цивилизации.

Главные научные знания темы 6:

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре­сурсов и населения зарубежной Европы. 2. Основные чер­ты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы. 3. Основные черты структуры и раз­мещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы зарубежной Европы. 4. Основные черты размещения сельского хозяйства зарубежной Евро­пы и его типы. 5. Основные черты региональной транс­портной системы зарубежной Европы. 6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубеж­ной Европы. 7. Субрегионы зарубежной Европы. 8. Фе­деративная Республика Германия как самая экономически мощная страна зарубежной Европы. 9. Ключевые слова темы: 1) западноевропейский тип города, 2) субурбаниза­ция, 3) западноевропейский тип транспортной системы, 4) портово-промышленный комплекс, 5) «ось развития», 6) столичный регион.

Читайте также:  Почему пить кефир полезно

1. Давать характеристику экономико-географического положения страны. 2. Давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (ре­гиона). 3. Применять различные источники географичес­кой информации для доказательства, сравнения, конкре­тизации, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов. 4. Применять ранее изученные текстовые, гра­фические и картографические материалы для углубления вновь приобретаемых знаний. 5. Готовить рецензию на прочитанную книгу (главу, раздел).

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

1. План характеристики ЭГП страны (региона).

1. Положение по отношению к соседним странам. 2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. 3. Положение по отноше­нию к главным топливно-сырьевым базам, промышлен­ным и сельскохозяйственным районам. 4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции. 5. Из­менение ЭГП во времени. 6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

2. План характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).

1. Величина запасов и размещение полезных ископае­мых, их территориальные сочетания. 2. Водные, лесные ресурсы и возможности их использования. 3. Общая оцен­ка природно-ресурсного потенциала территории для раз­вития промышленности и обеспечения ее природными ре­сурсами. 4. Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресур­сам для развития промышленности. 5. Общий вывод. Пер­спективы увеличения ресурсов и их использования.

источник

Название Блок добывания знаний и умений
страница 4/7
Дата конвертации 30.09.2012
Размер 0.8 Mb.
Тип Документы

БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран за­рубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики ЭГП страны (см. план на с. 222).

Дополни- По политической карте в атласе определите, какая из стран региона имеет

тельное за- наибольшее число стран-соседей. Какое это может иметь значение?

Задание 2. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте харак­теристику их государственного строя. Объясните, поче­му ни в одной другой части мира не сохранилось столь­ко конституционных монархий, сколько в Западной Ев­ропе. Нанесите республики и монархии на контурную карту. Используйте также таблицу 2 в «Приложениях».

Задание 3. Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богат­ству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Примените типовой план харак­теристики природных предпосылок для развития про­мышленности страны (региона) (см. план на с. 222). Используйте также таблицы 3—5 в «Приложениях».

Дополни- По карте атласа определите, в пределах каких широт располагается территория

тельное за- Великобритании, ФРГ, Франции, Италии. Подберите наглядные сравнения со дание (для удовольствия). странами СНГ.

Задание 4. Используя рисунок 47, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции на­селения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рисунка 47 столь­ко сведений, сколько возможно.

Задание 5. По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропей­ской и уральской семей. Определите страны с однона­циональным, двунациональным и многонациональным составом населения.

Задание 6. По рисунку 48 составьте в тетради таблицу «Агломерации-миллионеры» зарубежной Европы» и сравните отдельные страны по числу таких городов. Как вы ду­маете, можно ли утверждать, что в зарубежной Евро­пе наглядно проявляются три главные общие черты процесса урбанизации?

Дополни- Используя рисунок 48 и физическую карту зарубежной Европы в атласе,

тельное за- проведите классификацию городов-миллионеров региона по их ЭГП.

дание (ус- Определите города, расположенные: 1) на морских побережьях, 2) в устьях ложненное). рек, 3) вдали от морей, но на судоходных реках, 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

Дополни- Составьте кроссворд «Столицы стран Европы».

тельное за­дание (для удовольст­вия).

Задание 7. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картам атласа и таблицами 23—28 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. По рисункам 25—29 установите, откуда в зарубежную Eвpony поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Дополни- Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориента-

тельное за- ции районов и центров черной металлургии на: 1) каменноугольные бассей-

дание (ус- ны, 2) железорудные бассейны, 3) грузопотоки каменного угля и железной

ложненное). руды (в том числе морские).

Задание 8. С помощью рисунка 52 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к средне- и южноевропейскому типам сельского хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.

Задание 9. Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе (врезка к карте мирового транспорта), схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.

Задание 10. Используя планы центральных частей Лондона и Парижа в атласе и дополни-

(творчес- тельные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-истори-

кое!). ческих достопримечательностях этих городов. Почему они ста­ли крупными центрами туризма?

Дополни- Составьте план проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе,

тельное за- посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. дание (для Предложите один-два варианта маршрутов.

Задание 11. Проанализируйте карту Рурского промышленного района в атласе. Определите главные отрасли его про­мышленности и промышленные центры. Какие из от­раслей относятся к старым, какие к новым?

Задание 12. Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 203—205, сделайте краткое сообщение об одной из стран (по своему выбору).

Дополни- Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промыш-

тельное за- ленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и дание (ус- морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору). ложненное). Проведите анализ полученной картосхемы и дополните им сделанное сообщение.

Задание 13. Просмотрите материал части I учебника и темы 6 «Зарубежная Европа», а

(творчес- также таблицы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые

кое!) данные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и со­циальной географии этой страны.

Задание 14. 1. (Работа в тетради.) Сгруппируйте страны зарубежной Европы по

(итоговое). следующим критериям: 1) величи­на территории, 2) численность населения, 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.

2. (Работа в тетради.) Пользуясь таблицами, рисун­ками и текстом темы 5, определите, какие страны региона входят в «первую десятку» стран мира по про­изводству отдельных видов промышленной и сельско­хозяйственной продукции. Полученные данные офор­мите в виде таблицы.

3. Определите способы картографического изобра­жения на картах, которыми вы пользовались при изу­чении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?

4. Подготовьте краткую рецензию на книгу (главу), рекомендованную по данной теме.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Проверьте знание конкретного материала:

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Вели­кобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ?

2. Какие из перечисленных ниже стран используют ду­найский водный путь для выхода к морю: Югославия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венг­рия, ФРГ?

3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барсело­на, Афины, Гданьск, Констанца?

4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондон­ский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:

1. Каковы характерные черты западноевропейского го­рода?

2. В чем заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы?

3. В чем основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископа­емых?

4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?

Используйте карты для ответов на вопросы:

1. В каких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?

2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность

3. Как можно попасть из Северного в Балтийское мо­ре водным путем, не огибая полуостров Ютландия?

4. Какие отрасли наиболее характерны для промыш­ленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столич­ных городах, 2) в городах-портах, 3) в угольных бассейнах?

5. Какие металлургические комбинаты работают на за­морском сырье и топливе?

1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

2. Почему во Франции и Великобритании наблюдает­ся резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?

3. Почему в структуре водопотребления Великобрита­нии, ФРГ, Бельгии, Швеции 60—80% приходится на про­мышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Гре­ции — на сельское хозяйство?

4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и до­бычу нефти в Северном море, хотя ее себестоимость во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Вос­тока?

5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыбо­ловства, чем от сельского хозяйства?

6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?

7. Почему именно Европа была и остается главным районом международного туризма?

8. Почему в депрессивных старопромышленных райо­нах состояние окружающей среды, как правило, наиболее угрожающее?

1. В каких из перечисленных ниже стран население го­ворит на языках германской группы индоевропейской се­мьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Велико­британия?

2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобри­тания, Франция, Швейцария?

3. Какие из приведенных ниже утверждений правиль­ны для следующих стран:

Страны Утверждения
Польша

Италия

  1. Однонациональная страна
  2. Страна со значительной долей национальных меньшинств
  3. Многонациональная страна
  4. Страна с унитарным административно-территориальным устройством
  5. Страна с федеративным административно-территориальным устройством

1. Нанести на контурную карту по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Исландию, Данию, Финляндию, Ирландию, Люксембург, Австрию, Венгрию, Болгарию, Албанию, Португалию?

2. По памяти определить страны, которые имеют су­хопутные границы: 1) только с ФРГ, 2) только с Испа­нией, 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венг­рией, Чехией, Словакией?

3. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Глазго, Роттердам, Марсель, Брюс­сель, Мюнхен, Неаполь, Краков, Загреб?

4. Назвать страну зарубежной Европы, где практичес­ки нет сельского населения?

5. Из приведенного ниже перечня:

а) исключить однонациональные страны: Бельгия, Ис­пания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания?

б) исключить страны, для которых не характерна осо­бенно высокая концентрация промышленного производст­ва в столичных районах: Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, Италия, Франция, Дания?

Из готовых ответов выберите правильный:

1. Франция граничит с: а) тремя странами, б) пятью странами, в) шестью странами.

2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Гол­ландская.

3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.

4. Больше всего нефти в зарубежной Европе добыва­ется в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Ру­мынии, Албании.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 6

1. Политическую карту, отдельные страны и народы зарубежной Европы. (География, 7 класс.) 2. Особеннос­ти физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности зару­бежной Европы, природные зоны в ее пределах. (Геогра­фия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития стран зарубежной Европы в конце XIX — первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материал части I данного учебника. 5. Понятия и термины: экономико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, специ­ализация и кооперирование производства, инфраструкту­ра, регион, субрегион.

1. Зарубежная Европа была и остается одним из глав­ных центров мировой политики и мировой экономики. 2. «Старые камни» Европы — великое достояние не толь­ко европейской, но и всей мировой цивилизации.

Главные научные знания темы 6:

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре­сурсов и населения зарубежной Европы. 2. Основные чер­ты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы. 3. Основные черты структуры и раз­мещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы зарубежной Европы. 4. Основные черты размещения сельского хозяйства зарубежной Евро­пы и его типы. 5. Основные черты региональной транс­портной системы зарубежной Европы. 6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубеж­ной Европы. 7. Субрегионы зарубежной Европы. 8. Фе­деративная Республика Германия как самая экономически мощная страна зарубежной Европы. 9. Ключевые слова темы: 1) западноевропейский тип города, 2) субурбаниза­ция, 3) западноевропейский тип транспортной системы, 4) портово-промышленный комплекс, 5) «ось развития», 6) столичный регион.

1. Давать характеристику экономико-географического положения страны. 2. Давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (ре­гиона). 3. Применять различные источники географичес­кой информации для доказательства, сравнения, конкре­тизации, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов. 4. Применять ранее изученные текстовые, гра­фические и картографические материалы для углубления вновь приобретаемых знаний. 5. Готовить рецензию на прочитанную книгу (главу, раздел).

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

1. План характеристики ЭГП страны (региона).

1. Положение по отношению к соседним странам. 2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. 3. Положение по отноше­нию к главным топливно-сырьевым базам, промышлен­ным и сельскохозяйственным районам. 4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции. 5. Из­менение ЭГП во времени. 6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

2. План характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).

1. Величина запасов и размещение полезных ископае­мых, их территориальные сочетания. 2. Водные, лесные ресурсы и возможности их использования. 3. Общая оцен­ка природно-ресурсного потенциала территории для раз­вития промышленности и обеспечения ее природными ре­сурсами. 4. Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресур­сам для развития промышленности. 5. Общий вывод. Пер­спективы увеличения ресурсов и их использования.

источник

Источники:
  • http://resheba.me/gdz/geografija/10-klass/maksakovskij/6
  • http://5-bal.ru/pravo/49475/index.html?page=4
  • http://topreferat.znate.ru/docs/index-646.html?page=4