Меню Рубрики

Познание мира 4 класс полезные ископаемые

Цель урока: закреплять знания учащихся о полезных ископаемых

— познакомить с нерудными полезными ископаемыми Казахстана;

— развивать умение работать с текстом, находить информацию, анализировать ее;

— воспитание бережного отношения к природным ископаемым

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: учебник, презентация, карточки с тестовыми вопросами.

А) Игра «Закончи предложение»

Образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства называется -…….

— Какие полезные ископаемые вы знаете?

— На какие группы их можно разбить?

Заполни схему недостающими данными:

— Что мы относим к рудным полезным ископаемым?

-Какая группа полезных ископаемым нами еще не изучена?

3. Сообщение темы и цели урока

Нерудные полезные ископаемые Казахстана.

Асбест. Освоение асбестовых месторождений связано с магматическими породами. Самые крупные месторождения находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Кара­гандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Фосфориты. Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место в мире после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов (Чулактау, Аксай, Жанатас). По качеству и мощности эти месторождения не имеют себе равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль. На территории Казахстана сосредоточены огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов (соляных куполов) превышает 2 км. В некоторых пластах наряду с поваренной солью находятся калийные и другие соли. Кроме того, во многих соленых озерах Прикаспийской низменности, Западно-Сибирской равнины и других районов республики образуется самосадочная соль.

Казахстан богат также и строительными материалами — известняками, мергелем, мелом, мрамором, гипсом, огне­упорными глинами, кварцевыми песками, минеральными красками. Их месторождения встречаются во многих рай­онах республики.

Полезные ископаемые имеют огромное значение для народного хозяйства. Многие месторождения расположены близко друг к другу (железо — марганец, железо-каменный уголь, известняки-огнеупорные глины), что дает возможность их комплексной разработки. Неглубокое залегание полезных ископаемых позволяет вести разработку открытым способом. Значительная часть разведанных месторождений в Казахстане уже используется. На их базе построены многие заводы.

В Казахстане сосредоточены все виды ресурсов минерального сырья. Однако запасы нефти, угля, железной руды и др. минералов небезграничны. Запасы их по мере освоения истощаются. Использование старых и освоение новых месторождений полезных ископаемых оказывает влияние на состояние и других природных ресурсов (почвенный по­кров, подземные и поверхностные воды, леса, посевные площади, воздух и т.д.). Поэтому исчерпаемые ресурсы необходимо использовать рационально, комплексно и эффективно. В природе химические элементы в чистом виде практически не встречаются. Например, в структуре многих месторождений железа содержится фосфор, сера, редкие металлы. Вместе с основной рудой следует извлекать и дополнительные компоненты. Необходимо, чтобы запасы основных и смешанных полезных ископаемых из недр извлекались по возможности полнее, при добыче сырья, его пере­возке и переработке уменьшались потери. Следует эффективнее использовать продукты переработки сырья, осваивать безотходные технологии.

Учащиеся самостоятельно обрабатывают материал учебника, конспектируют, отвечают на вопросы

Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении темы «Полезные ископаемые»

Тестовые задания по теме «Полезные ископаемые»

1. Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются:

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи урока закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Результаты обучения научиться классифицировать полезные ископаемые по группам;

знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Источники заданий Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye. Задания классификация полезных ископаемых на группы;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Записи по уроку 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые — алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые — соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

— Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).

Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.

— На какие группы можно разбить полезные ископаемые?

(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).

— Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

— Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

— Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)

Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.

— Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

6. Работа с новым материалом.

— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

— К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).

— Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).

— Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.

7. Работа с текстом. Инсерт.

Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.

— Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).

— Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

8. Работа с тестами. Обобщение.

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) Врачи Б) Строители В) Геологи

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) Песок, глина Б) Гранит, торф В) Каменный уголь, поваренная соль

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) Оловянная и медная руды Б) Каменный уголь, природный газ В) Графит, сера

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

А) Природный газ, нефть Б) Мрамор, гранит В) Золото

5. Зачем люди собирают металлолом?

А) Очищается территория от мусора Б) Так сохраняются запасы руды В) Люди участвуют в соревнованиях

6. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

А) Содержащие руду Б) Нерудные ископаемые В) Горючие ископаемые

Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы. (Слайды).

9. Творческая работа. Синквейн.

— Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом, о котором был текст.

Залучший синквей команды награждают друг друга смайликами.

10. Комментирование оценок.

Выставление оценок за урок.

— О чём сегодня мы говорили на уроке?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

источник

Тема: Что такое полезные ископаемые.
Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи:
-Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана.
-Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой полезных ископаемых
-Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Тип урока: комбинированный
Форма организации: индивидуально-групповая.
Методы: иллюстративный, проблемный.
Дидактический материал и оборудование: карта полезных ископаемых Казахстана, презентации; компьютер, интерактивная доска; карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица, картинки для коллажа, плакат, стикеры, смайлики.
Ход урока:
I.Актуализация.
1) Психологический настрой. Тренинг «Ладошки».
Деление на группы (парные смайлики-листья)
2)Оформление тетрадей.
3) Наблюдения за погодой. (Рассказы детей)
Презентация «Осенние зарисовки» (Показ, комментирование)
II.Повторение.
1)Опрос д/з. по вопросам ( на карточках)
1 группа:
1. Что такое равнины? Какие бывают равнины?
2. Каким цветом равнины обозначаются на карте?
3. Каким цветом обозначаются на карте низменности?
4. Что такое терриконы, карьеры?
2 группа:
1.Из каких частей состоит холм?
2. Каким цветом обозначаются на карте горы? пустыни?
3.Что такое дюны и барханы?
4.Что такое песок, глина, гранит, известняк?
III. Работа по изучению новой темы.
1)Чтение стихотворения.
Джамбул Джабаев
Посмотрите –
Озарен и осиян –
Стал одетый в лучи Казахстан…
Каратау даст свинец,
Кокшетау гонит овец,
Тянет золотом руки Алтай,
Медь обильно дает Карсакпай,
Белый хлопок дарит Чимкент,
Золотые как в сказке хлеба.
Для народа растит Актюба…
Дни и ночи грузит поезда
Черным золотом Караганда…
В Эмбе гордые вышки стоят,
И кипит нефтяной водопад.
В Карамчинской степи зреет рис.
В Алатау сады поднялись,
А в садах слаще сна и мечты
Спеют яблоки Алма-Аты.
2)Беседа. (О чём говорится в стихотворении? О богатствах нашей Родины)
3) Сообщение темы. Запись в тетрадь.
4)Мозговая атака.
-Какие материалы люди используют для строительства?
-Где их берут?
-Какие виды топлива ты знаешь?
-Как получают металлы? Где их используют?
-Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?
(Ответы уч-ся. –Ещё больше узнать о полезных ископаемых вы сможете изучив раздел «Полезные ископаемые»)
5) Работа по учебнику.
1. Чтение статьи «Что такое полезные ископаемые».
2. Беседа, обмен мнениями.
3. Составление таблицы.
Ключевые слова Комментарии
Полезные ископаемые Природные богатства, которые люди добывают из-под земли или на ее поверхности, используют в хозяйстве
Месторождение Места, где сосредоточены полезные ископаемые в достаточных для разработки количествах
Руда Горные породы, содержащие металлы и их соединения
Металлы Получают на металлургических заводах путём выплавки из руд

Физминутка — ролик
6)Знакомство с условными знаками полезных ископаемых.
Работа по карте полезных ископаемых Казахстана.
1. Рассказ о полезных ископаемых Казахстана. (Работа с одарёнными)
Полезные ископаемые Казахстана
Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.
Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.
По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

2. Задание. К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак.
1 группа: 2 группа:
песок — глина –
каменный уголь — нефть
природный газ — железная руда –
известняк — гранит –
золото серебро –
поваренная соль — мел –
IV. Закрепление.
1)Тест. (Слайды)
1.Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата?
Она бывает серого или темно-красного цвета.
— кварц; — гранит; — глина.
Гранит — слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый».
2. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение
машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого
или почти черного цвета.
— кислород; — песок; — нефть.
Люди издавна находили в земле и на её поверхности тёмную маслянистую жидкость, которую называли «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, получаемым из берёзовой коры. Эту жидкость использовали для смазки (осей телег, обуви), употребляли даже как лекарство. Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применялась на войне, где зажигательными стрелами и бомбами поджигались укрепления неприятеля. Это была нефть.
3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет
в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.
— нефть;— каменный уголь;— мел.
Про это ископаемое Пётр I сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».
4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту.
— железная руда; — известняк; — кварц.
Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду.
5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек.
— песок; — торф; — уголь.
— Где используется песок?
6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета.
Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д.
— пластилин; — глина; — песок.
Образуется глина при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
В Древнем Китае сотни лет назад научились делать фарфоровую посуду. Эта глина называлась «Као-линь», каолиновая.
8. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений?
— каменный уголь;— нефть;— торф.
Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля.- Почему?
— Плоды, какого растения растут на торфяных болотах, человек употребляет их в пищу? ( клюква)
9. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков?
— торф; — известняк; — чугун.
В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей.
— А вы знаете, какой драгоценный камень является известняком? (жемчуг)
10. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым
пламенем, является ценным топливом?
— природный газ; — нефть; — уголь.
Из газа получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняюсь. При горении выделяет много тепла. От месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым газ поступает в крупные города и поселки.
11. Для чего используют гранит?
— для изготовления посуды; — для строительства; — для очищения воздуха.
Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.
12. Где добывают гранит?
— в воде; — в горах; — в низменностях.
Гранит — одно из самых распространённых полезных ископаемых на земле и часто образует целые горы.
13. Что получают из нефти?
— бензин; — воду; — сметану.
Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани, одежду и даже взрывчатку для бомб и снарядов.
14. Из какого полезного ископаемого состоят чугун и сталь?
— из алюминия;— из железной руды; — из гранита.
Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы.
Часть чугуна из доменной печи идёт на отливку частей станков, батарей отопления, сковородок и др.
15. Во что прессуют торф?
— в веники; — в квадратики; — в брикеты.
— Где торф используют?
2) Кроссворд (Работа в группе)
-Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
По горизонтали:

Читайте также:  Чем полезен настой из петрушки

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

8. Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

7. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
3)Проверка по картинкам. (Слайды)
4) Составление коллажа : «Использование человеком полезных ископаемых»
Строительство
(песок, гранит, глина, известняк)
Топливо
(каменный уголь,торф,нефть, газ)
Металлургия
(руда)

V.Обобщение. Подведение итогов урока.

-Что такое полезные ископаемые?
-Почему люди их добывают?
-Как в нашем селе используют полезные ископаемые?
Составление синквейна

Кто? Что?
ископаемые
Какой? Какая? Какое? Какие?
2 прилагательных
необходимые, нужные
Что делает? Что делают?
3 глагола
Добывают, обогащают, перерабатывают
Суть
Одно предложение
Полезные ископаемые – это клад нашей страны, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Итог
Одно слово
Важны!
VI.Рефлексия.
1. На уроке я узнал …
2. На уроке чувствовал(а) себя….
3. Мне понравилось …
4. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
Прикрепите стикеры к одному из смайликов.
VII.Домашнее задание.
1. Работа с материалами учебника. Стр. 28
2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).

источник

Тема: «Полезные ископаемые. Закрепление».

Цель: обобщение знаний учащихся по разделу “Полезные ископаемые”;

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи: закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

классификация полезных ископаемых на группы;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

развитие творчества-работа с контурной картой;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Ход урока: 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые — алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые — соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

— Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).

Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.

— На какие группы можно разбить полезные ископаемые?

(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).

— Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

— Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

— Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)

4. Динамическая пауза. «Разминка под музыку»

— Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

6. Работа с новым материалом.

— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

Делать краски и эмаль. (Уголь)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

— К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).

— Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).

— Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.

7. Работа с текстом. Инсерт.

Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.

— Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).

— Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

8. Работа с тестами. Обобщение.

По теме «Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов».

1. Места залегания ПИ называют:

3. ПИ, расположенные близко к поверхности земли, добывают:

4. Из руд цветных металлов получают:

5. Из руд чёрных металлов получают:

6. Обладает магнитными свойствами:

7. Металлы выплавляют в доменных печах на:

Б) металлургических заводах

8. Железная руда обозначается на карте:

9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это…

11. При добыче железной руды, её:

12. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане:

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ответ В Б Б А В В Б Б Б А Б Б

Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы..

Самостоятельная работа с контурными картами.

10. Комментирование оценок.

Выставление оценок за урок.

— О чём сегодня мы говорили на уроке?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

— Прикрепите эти значки на физическую карту Казахстана на те места, где располагаются месторождения данных полезных ископаемых.

Урок: познания мира 4-й класс

Тема: «Полезные ископаемые. Закрепление».

Цель: обобщение знаний учащихся по разделу “Полезные ископаемые”;

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи: закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

классификация полезных ископаемых на группы;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

развитие творчества-работа с контурной картой;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Ход урока: 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые — алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые — соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

— Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).

Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.

— На какие группы можно разбить полезные ископаемые?

(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).

— Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

— Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

— Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)

4. Динамическая пауза. «Разминка под музыку»

— Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

6. Работа с новым материалом.

— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

Делать краски и эмаль. (Уголь)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

— К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).

— Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).

— Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.

7. Работа с текстом. Инсерт.

Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.

— Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).

— Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

8. Работа с тестами. Обобщение.

По теме «Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов».

1. Места залегания ПИ называют:

3. ПИ, расположенные близко к поверхности земли, добывают:

4. Из руд цветных металлов получают:

Читайте также:  Сообщение про полезное растение 2 класс

5. Из руд чёрных металлов получают:

6. Обладает магнитными свойствами:

7. Металлы выплавляют в доменных печах на:

Б) металлургических заводах

8. Железная руда обозначается на карте:

9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это…

11. При добыче железной руды, её:

12. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане:

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ответ В Б Б А В В Б Б Б А Б Б

Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы..

Самостоятельная работа с контурными картами.

10. Комментирование оценок.

Выставление оценок за урок.

— О чём сегодня мы говорили на уроке?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

— Прикрепите эти значки на физическую карту Казахстана на те места, где располагаются месторождения данных полезных ископаемых.

источник

урок в 4 классе Тема Нерудные полезные ископаемые.docx — Урок познание мира в 4 классе на тему: Нерудные полезные ископаемые

Тема: Нерудные полезные ископаемые
Цель обучения: Уметь объяснять свойства и признаки нерудных
полезных ископаемых.
Ожидаемый результат:
А. Ученик знает свойства, признаки, назначение, месторождение нерудных полезных
ископаемых.
В. Ученик умеет объяснить свойства, признаки, назначение, месторождение нерудных
полезных ископаемых;
С. Ученик умеет определять сходства и различия нерудных полезных ископаемых;
Ход урока
1.Орг.момент.
Психологический настрой
В школу мы пришли учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно
Слушаем внимательно
Какие правила работы в группе вы знаете?
2.проверка домашнего задания.
Мозговой штурм .
Просмотр презентации « Полезные ископаемые»
­ Что называется полезными ископаемыми?
­Как их добывают?
­Какие полезные ископаемые относятся к горючим?
­Какое самое главное их свойство?
Работа в группах
Дети подготавливают и дают характеристику горючему полезному ископаемому по
плану:
Название
Внешний вид
Основное свойство

Где и как добывают?
Что из него изготавливают?
Актуализация знаний.
Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки
Загадки
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать и играть.
(Песок)
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
(Соль)
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Этот мастер белый­белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (мел)
Я ­ твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень.
Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог(известняк)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
­Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные
ископаемые)
Ребята посмотрите на доску
презентации «Полезные ископаемые» ( нерудных полезных ископаемых)

что увидели в данном видео?
Перечислите…
Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим
разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на
некоторых нерудных полезных ископаемых.
­ Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).
­ Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое
самое важное для человека?
3.Работа над темой урока.
­ Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская
лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это
ископаемое самое важное.
Задание: прочитайте на листочках информацию про нерудных полезных ископаемых
гзаполните таблицу­ подсказку. Она пригодится вам для ответа.
название
использование
свойства
состав
№1. «Песок».
Я состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе,
можно встретить на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до
пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый,
красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой
продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я
образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и
другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я

незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в
литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок
широко применяем в строительстве.
№2. «Глина»
Я ­ твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета.
Используюсь в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают
кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня лепят
посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я ­
осадочная порода. Как и песок, образуюсь в результате выветривания различных
горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.
№3. «Известняк»
Я ­ твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень.
Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая
нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления
строительных растворов.
Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо
знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный
камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для
украшений зданий.
Образовался известняк из остатков крошечных и более крупных морских организмов.
Чаще всего это камень белого или светло­серого цвета, состоящий из мелких частичек,
скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его
поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
№4 «Гранит»
Я ­ очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное
свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из
гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно­красного
цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек
любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц,
памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из­за того
что хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро;
делают памятники. Я состаю из кварца, слюды и полевого шпата.
Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит
состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые
являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти

составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных
регионах, в глубинах земли.
­ Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное
полезное ископаемое самое важное? (они все важны)
­ Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать
еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю
пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.
Прием «Чтение с пометками»
Что узнали нового?
Что вы считаете нужным узнать?
Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести
разметку текста
­ это я знал
+это новое для меня
! этим я удивлен
4.Работа в группах
Ребята сейчас узнаем кто слушал внимательно про другие нерудные полезные
ископаемые
Вам нужно будет составить три вопроса по своему полезному ископаемому
Метод « Ты­мне, я­ тебе»
1группа­«Песок».
2группа­«Глина»
3группа­«Известняк»
4группа­ Гранит
5.Рефлексия
Лесенка успеха
Верхняя все понимаю
Средняя понимаю но нужно ещё по работать
Нижняя­плохо понимаю новый материал
6.Д.З
Напишите рассказ, почему человек должен бережно охранять природные богатства.

источник

Краткосрочный план урока познания мира 4 класс

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

-дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана.

-развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой полезных ископаемых

-воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Тип урока: комбинированный

Форма организации: индивидуально-групповая.

Методы: иллюстративный, проблемный.

Ресурсы: учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица, стикеры,

Дети стоят в кругу, закрывают глаза. По команде должны с закрытыми глазами перестроиться в «квадрат».

Дети выполняют задание закрыв глаза

Новые подходы в преподавании и

Деление на группы по цветным жетонам

Определение критериев оценивания

Крепится таблица с критериями оценок

У каждого лист оценивания

Опрос – тест д\з разноуровневые задания

Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)

Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?( нефть)

Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)

Из него медали льют И за подвиг, и за труд.И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)

О чем сегодня мы на уроке будем говорить?

6. Определение уровня знаний

-У вас на столах лежат карточки , вы должны заполнить то, что вы знаете на данный момент

Учащиеся самостоятельно выбирают карточки с тестами

Учащиеся формулируют цель урока

Учащиеся заполняют карточки

Новые подходы в преподавании и

Обучение критическому мышлению(2)

-Какие материалы люди используют для строительства?

-Какие виды топлива ты знаешь?

-Как получают металлы? Где их используют?

-Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?

— Ещё больше узнать о полезных ископаемых вы сможете изучив раздел «Полезные ископаемые»

Учащиеся отвечают на вопросы

Обучение критическому мышлению(2)

Выступление групп, оценивание «5 пальцами»

Лучшая работа записывается в тетрадях всеми учащимися

Соединить стрелками определения на доске

Полезные ископаемые- Природные богатства, которые люди добывают из-под земли или на ее поверхности, используют в хозяйстве

Месторождения – скопление полезных ископаемых в земле

Руда – Горные породы, содержащие металлы и их соединения

Металлы — Получают на металлургических заводах путем выплавки из руд

Каждая группа читает текст и составляют кластер –схему, или опорный конспект

Новые подходы в преподавании и

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями(6)

Обучение критическому мышлению(2)

К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак в тетраде

Обучение критическому мышлению(2)

— Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

— Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

— А как отвечает нам природа?

— Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

13. Сообщение учащихся о природных богатствах нашей страны

14. Подведение итогов урока.

Вывешивается таблица, по которой дети подводят итог:

15 Заполнение таблицы и листов самооценивания

16. Рефлексия по лестнице успеха

— Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?

— На стикерах напишите, что вы узнали на уроке, что постараетесь запомнить.

Учащиеся заполняют листы самооценивания, и таблицы.

Обучение критическому мышлению(2)

Работа с одарёнными детьми

17. Дома: Прочитать текст «Что такое полезные ископаемые». Ответить на вопросы, поработать по карте.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Перед проведением урока я расставила парты в группы, чтобы сэкономить время для организации самой работы. Часто роль ведущего приходилось брать на себя, чтобы избегать конфликтных ситуаций в группах. У детей в виду возрастных особенностей ещё слабо развита саморегуляция, умение контролировать время.

Для достижения целей я поставила ряд задач: учить самостоятельно добывать знания, развивать внимание, критическое мышление, учить отстаивать свою точку зрения; развивать элементы саморегулируемого обучения ,научиться оценивать результаты работы у себя и в других группах; воспитывать умение общаться в группах, способствовать воспитанию правовой культуры, развивать чувство справедливости.

Ключевыми идеями урока были: использование новых подходов (диалогическое обучение) в обучении для развития умения распределять, сравнивать, анализировать, делать выводы; применять полученные знания на практике; развивать навык общения в группе, умение анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников; вовлечение в собственное обучение через оценивание своих результатов.

В начале урока дети разделились на группы по геометрическим фигуркам. Получилось четыре группы по четыре человека. Работа в группе позволяет детям взаимообучаться через диалог. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уро­ке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

Данный урок проводится с использованием элементов Кембриджской программы идеи семи модулей. Работа проводится в группах, где учащиеся самостоятельно получают знания по теме, составляя при этом опорный конспект.Каждая группа проводит защиту свего постера.

На уроке имеет место формативное оценивание, рефлексия на стикерах.

Считаю, что поставленных целей на уроке я достигла.

источник

Школа: им. Сакена Сейфуллина п. Бурабай

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке : Расширить представление о полезных ископаемых, их свойствах и использовании. Развивать умение работать с картой, навыки групповой работы. Содействовать воспитанию нравственных

Знают о полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Умеют различать полезные ископаемые, собирать и систематизировать информацию

Все учащиеся смогут: называть полезные ископаемые, различать их виды, рассказывать о способах их добывания, показывать на карте места скопления полезных ископаемых

Большинство учащихся смогут: принимать активное участие в обсуждении вопросов с одноклассниками

Некоторые учащихся смогут: брать на себя ответственность во время групповой работы

Учащиеся могут: работать в группе, выполнять взаимооценку, самооценку.

Ключевые слова и фразы: полезные ископаемые, горючие, рудные , нерудные, происхождение полезных ископаемых, способы добычи полезных ископаемых, месторождение, бассейн.

Полезные фразы для диалога/письма: кто, где, когда, во сколько лет, почему, как, каким образом

Можете ли Вы сказать почему Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Письменные подсказки: текст учебника, карта, презентация

Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже)

І — Организационный момент

Позитивный настрой (видеоролик)

II – Проверка домашнего задания.

1) Почему рельеф нашей страны так разнообразен? ___

2) Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ___________

Какие низменности вам известны ____________________________________________

Сарыарка – это _______________________________

Читайте также:  Настой из овса чем полезен

Самая высокая гора Алтая – это ________________

«Тянь – Шань» в переводе с китайского означает ___________________________________________

7) Город Алматы расположен у

Озеро – это __________________________________________________________________________________

На карте солёные озера обозначают

_____________________ цветом, а пресные — _______________________ цветом

Показать на карте Прикаспийскую низменность,

Туранскую низменность, Западно – Сибирскую низменность.

Показать на карте горы Тянь – Шань, Сарыарку. Дать характеристику.

ІІІ – Мотивация к деятельности.

Чем еще богата наша страна?

Что необходимо знать человеку о полезных

ископаемых? ( условные обозначения, свойства, месторож дения, способ добычи, применение,)

Объявление тумы урока. Определение целей и задач .

III – Работа по теме урока.

Работа в парах. Иллюстрации стр 27.

-Какие виды полезных ископаемых вам известны? Какую польз они приносят человеку?

Повторение правил работы в группах.

Работа с учебником стр. 27 – 29. (презентация от учителя)

Что такое полезные ископаемые. Что называется месторождением, бассейном.

Обсудите и назовите, какие полезные ископаемые относятся к твердым, жидким и газообразным?

3-я группа: Рассказать о способах добычи полезных ископаемых. Какой, по вашему мнению, самый дешёвый ?

Обсудить пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых.

Защита постеров (сопровождается презентацией)

— Интересной была информация о _____________________

— Я постараюсь узнать _______________________

Учебник, иллюстрации, презентация, тест, лист оценки, сигнальные карточки, дополнитель

Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________

Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________

Какие низменности вам известны ____________________________________________

Сарыарка – это ______________________________________________________________

5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________

6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________

7. Город Алматы расположен ____________________________________________________

8. Озеро – это _________________________________________________________________

9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом

Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________

Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________

Какие низменности вам известны ____________________________________________

Сарыарка – это ______________________________________________________________

5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________

6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________

7. Город Алматы расположен ____________________________________________________

8 Озеро – это _________________________________________________________________

9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом

Существуют различные способы добычи полезных ископаемых.

Минеральные ресурсы, которые находятся на поверхности земной коры или же залегают неглубоко в недрах, добываются открытым способом. Открытый способ добычи полезных ископаемых представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Размеры таких разрезов и карьеров зависят от обширности месторождения и глубины залегания полезных ископаемых. При помощи открытого способа в основном добывают сырье, используемое для строительства: известняк, песок, мел и тому подобное. Также открытым способом добывают торф, некоторые виды угля, также железные и медные руды.

Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт. Чаще всего таким способом добывается уголь. Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни сотрудников таких предприятий.

Полезные ископаемые жидкого и газообразного типа извлекают из земли путем бурения специальных скважин, откуда полезные ископаемые поступают на поверхность по трубам. Для добычи полезных ископаемых определенного вида используют дополнительные методы. К примеру, для добычи соли ее растворяют под землей путем подачи в скважину воды. А такое сырье, как сера, предварительно расплавляется под действием горячего пара, подающегося через скважину.

Ежегодно разрабатываются новые способы добычи полезных ископаемых. Развитие современных технологий способствует появлению новых методов и оборудования для добычи тех или иных полезных ископаемых.

источник

Презентация содержит богатый литературный, исторический, иллюстративный материал к уроку по теме «Полезные ископаемые».

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела. Пробегает по доске — Оставляет белый след. Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен .

В серых скалах её вырубали, Из морей и озёр добывали, Чтоб потом положить по щепотке В миски, плошки, горшки, сковородки. Рис и рыба, фасоль и салат Сразу стали вкусней во сто крат!

Становлюсь собой в плену огня. Не было бы в мире без меня Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков.

Подготовила: учитель биологии

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Цель для учащихся:осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека

1- Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

2- Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

3- Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

4- Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

5- Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

6- Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

7- Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

8- Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

9- Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики.

По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»

1 — Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

2 — Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

3 — А как отвечает нам природа?

4 — Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Название и местонахождение

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

5. Нефть: глубоко под землей

Название и местонахождение

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Твердый, белого или серого цвета

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

5. Нефть: глубоко под землей

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Гранит – горная порода, состоящая из зерен

нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум.

От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из-под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание: 1.Назовите горючие полезные ископаемые:

4 задание: Укажите рудное полезное

5.Какое полезное ископаемое используют

при производстве кирпичей?

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

7. задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

8.Укажите общее свойство для каменного

угля, нефти, природного газа:

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб.

-Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

-Чем опасна нефтяная пленка?

Нефть используют и в тяжелой и в легкой промышленности, и в качестве топлива, и в качестве элемента того или иного продукта. Даже если вы узнаете, что самый привычный для вас продукт содержит в себе нефть, это не значит, что он чем-то опасен или что он будет пахнуть бензином.

Дело в том, что сырая нефть подвергается сначала первичной, затем вторичной обработке.

Первичная обработка нефти

В результате первичной обработки нефти получают различные виды топлива и мазут.

Для удобства расположим все эти элементы на картинке.

резина и каучуки (синтетические)

полиэтиллен (пакеты и прочее)

ткани (синтетика, например, полиэстер)

Помимо всего перечисленного из нефти делают различные смазочные материалы:

гидравлическое и электроизоляционное масла

И это еще не все. В процессе переработки нефти образуются еще несколько полезных материалов и веществ, которые активно используют в промышленности. Среди таких веществ, например:

гудрон (он используется при строительстве дорог)

кокс (находит применение в металлургии)

сера (идет для производства серной кислоты)

Взять, к примеру, досуг любого человека и с какими продуктами он сталкивается во время своего досуга. На производство CD и DVD-дисков уходит более 40 млрд литров нефти в год. В каждом диске и его коробке содержится до 1 литра нефти.

Важно знать, что около 625 миллионов дисков ежегодно выбрасываются. И снова производится до 40 млрд новых.

Диван, на котором вы спите или смотрите телевизор, содержит в себе до 60 литров нефти. Материал, который содержится в любом диване, полиуретан, делают из сырой нефти. Этот материал позволяет изолировать детали софы от влаги.

Перейдем к рабочим часам. В каждом компьютере содержится до 11 литров нефти: 9 литров в корпусе и клавиатуре, 2 литра в мониторе.

В мире моды тоже не обходятся без “черного золота”. При производстве 40 % всего текстиля, нефть активно используется в составе материалов. Особенно это касается функциональной немнущейся одежды.

Функциональная одежда — одежда для занятий какими-либо видами спорта либо специальная одежда для людей различных профессий. Она делается из синтетических материалов. Нефть в этой одежде присутствует в огромных количествах.

Вы все носите такую одежду: это горнолыжные костюмы, термобелье, флисовые кофты, все пуховики с синтетическим наполнителем, искусственные шубы, искусственные ткани, например, полиэстер.

Для производства нейлоновых колготок также активно применяются продукты нефтехимии.

Даже производство косметики не обходится без использования нефти. В мыло, например, добавляют продукты вторичной нефтепереработки, получаемые путем переработки сырой нефти. К таким же продуктам относятся помада, парфюм, вазелин и парафин. Из парафина, помимо свечей, делают и цветные парафиновые карандаши.

Сотовые телефоны изготовлены из материалов, 40 % которых получаются из продуктов нефтехимии.

Даже медицина не обошла нефтяную промышленность стороной. Одно из самых популярных лекарств — аспирин тоже имеет в своем составе нефть.

Жевательная резинка. Имея в своем составе полиэтиленовые и парафиновые смолы, лакомство также частично состоит из нефти.

Как мы видим, нефть — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. С помощью нее мы получаем тепло, водим машины, запускаем самолеты и подводные лодки, почти все синтетические продукты в наше время имеют компоненты нефти в своем составе (возьмите, к примеру, пластик, все моющие средства, краски и даже некоторые лекарства).

Наша жизнь без нефти? Пока это кажется невозможным. Ежегодно, например, Германия тратит 18 миллионов тонн нефти на производство синтетических тканей.

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631040/
  • http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-10682
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/poznaniie-mira-4-klass-polieznyie-iskopaiemyie-zkrieplieniie
  • http://znanio.ru/media/urok_poznanie_mira_v_4_klasse_na_temu_nerudnye_poleznye_iskopaemye-319824/355089
  • http://www.metod-kopilka.ru/urok_po_poznaniyu_mira_dlya_4_klassa_poleznye_iskopaemye-2144.htm
  • http://infourok.ru/urok-poznanie-mira-klass-poleznie-iskopaemie-1248061.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-poznaniie-mira-v-4-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaie.html