Меню Рубрики

Практическая работа изучение полезных ископаемых 4 класс

В ходе работы учащиеся учатся по план описывать полезное ископаемое, сравнивать их свойства.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа в 4 классе Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края»

Стахановская средняя общеобразовательная школа І- ІІІ ступеней №2

Практическая работа в 4 классе

Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края

учитель начальных классов

Тема: « Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края»

— изучить свойства полезных ископаемых своего края, познакомить с информацией о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого;

— научить описывать изученное полезное ископаемое по плану, сравнивать изученные полезные ископаемые;

— развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

— воспитывать любовь к родному краю, бережливое отношение к природным богатствам.

коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого; иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

І. Вступительное слово учителя

Недра нашего родного края богаты природными ресурсами. Здесь сосредоточено более трети всех разведанных запасов каменного угля. Имеются месторождения природного газа. Промышленное значение имеют залежи нерудных полезных ископаемых- известняков, каменной соли, глин, мела, камня и песка. Наш край очень богат.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах, другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.

ІІ. Мотивация, сообщение темы урока, постановка цели.

— Сегодня мы поработаем с природными богатствами. Мы постараемся расширить знания об этих богатствах. Изучим свойства полезных ископаемых нашего края, научимся описывать полезные ископаемые.

Исследовать – это значит осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь.

1. Поисковая работа учащихся

— Небольшое исследование провели учащиеся нашего класса. Они поработали с дополнительной литературой и подготовили сообщение о полезных ископаемых нашего края.

— Распределимся по группам. Откройте конверты и увидите в них картинки с изображением полезного ископаемого. По такому принципу объединитесь в группы.

— Каждое полезное ископаемое обладает, каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать эти свойства по плану.

— Отгадайте по очереди, над каким полезным ископаемым будет работать ваша группа.

Делать краски и эмали. (Уголь).

— Получите образец каменного угля.

— Возьмите стаканчик с песком.

Белый камушек
растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

— А теперь откройте конверты с планом действий при изучении свойств полезного ископаемого вашей группы.

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании, какого свойства?

— Сделайте выводы и запишите.

План изучения свойств песка

1. Опишите состояние песка

2. Смочите образец песка водой.

3. Попытайтесь размять его и слепить шарики.

источник

Цели урока:

  • Организовать постановку детьми задач исследования, свойств горных пород.
  • Найти пути решения проблемы: любая ли горная порода является полезным ископаемым (путем проведения опытов с горными породами).
  • Учить, рационально распределять работу, выслушивать разные версии, выбирать наилучший вариант ответа.
  • Оборудование:

  • Горные породы: каменный уголь, мрамор, песок, глина, гранит, кварц, соль, мел, известь.
  • Инструменты: молоток, гвоздь, стекло, стаканы с водой, лупа.
  • Работы детей: сообщения; рисунки, выполненные углем.
  • Предварительная подготовка:

    • Экскурсия в городской музей.
    • Экскурсия в Нерюнгринский Угольный Разрез.
    • Индивидуальные задания (работы, рисунки).
    • Сбор коллекции полезных ископаемых Якутии.

    Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

    Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка целей.
  • Планирование.
  • Практическая работа.
  • Контроль.
  • Оценка.
  • Итог урока.
  • Домашнее задание.
  • – Сегодня мы продолжаем постигать тайны планеты Земля. А о чем мы будем говорить сегодня, давайте выясним.

    Эта планета солнечной системы, имеет шарообразную форму, окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы, равнины, овраги. На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) – ?

    – Прочитайте текст, как вы думаете, о чем идет речь? (о планете Земля). Как вы озаглавите текст? (Земля)

    – Что нам предстоит сегодня выяснить? (Что находится в недрах Земли, как она устроена, что внутри Земли ядро, о богатствах Земли).

    – Что является богатствами Земли? (полезные ископаемые)

    – Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? Какое слово лишнее? (геолог) Докажите почему? Оставшиеся слова разделите на группы.

    – Как правильно назвать первую группу? (полезные ископаемые или горные породы)

    – У нас получилось три мнения:

    – Перед нами проблема – является ли любая горная порода полезным ископаемым. Для решения этой проблемы нам необходимо вспомнить, что такое полезные ископаемые и горные породы

    – Найдите в толковом словаре понятия: “горные породы”, “минералы”, “полезные ископаемые”.

    Горные породы – породы, слагающие земную кору. Из них образуются горы, они находятся под слоем почвы, на дне морей. Состоят из минералов. Минералы – однородные природные соединения. Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.

    – Все ли признаки полезных ископаемых мы знаем и можем назвать? Поставьте, пожалуйста, цель сегодняшнего урока (изучить свойства полезных ископаемых).

    – А какие свойства вы знаете? (Цвет, запах, твердость, прочность, растворимость, горючесть, вкус)

    – У вас на столах образцы горных пород, можем ли мы определить их свойства? Вспомните, какую цель мы с вами поставили (изучить свойства).

    – Для чего мы их будем изучать? (Чтобы выяснить какие свойства горных пород использует человек и доказать или нет)

    – Что мы должны получить в конце работы?

    – По какому плану будем работать?

    1. Название
    2. Состав
    3. Свойства
    4. Использование человеком

    – Командиры групп получите задание, распределите работу в группах

    • Учащиеся проводят опыты, определяя свойства горных пород.
    • Заполняют таблицу.
    • Защищают у доски свою таблицу по плану (1 человек от группы).

    Способ определения

    1. Цвет 2. Запах 3. Твердость, мягкость 4. Прочность, хрупкость 5. Сыпучесть 6.Растворимость 7. Тяжелее, легче воды 8. Горючесть 9. Другие свойства 10. Состав

    – Все ли учла группа в своей работе по плану?

    -Какая проблема была нами поставлена? (Являются ли горные породы полезными ископаемыми?)

    – К какому выводу мы пришли? (Да – если горные породы человек использует в хозяйстве)

    – Оцените каждый свою работу на уроке по нашему плану.

    У учащихся план на парте, они оценивают свои знания по каждому пункту плана.

    – Кто поделится своим мнением?

    – Решили ли мы с вами проблему, достигли ли мы целей?

    Предлагаются следующие вопросы для обсуждения на следующем уроке:

    • Меняются ли свойства полезных ископаемых, при изменении их размера?
    • Можно ли по свойствам определить происхождение полезных ископаемых?

    источник

    Практическая работа

    1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
    2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.
    3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

    Разнообразие полезных ископаемых

    Используйте эти тексты для получения информации о полезных ископаемых вашего края.

    Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

    При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

    Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами.

    Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в мире экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз товаров за границу для их продажи.)

    В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

    Природный газ

    Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

    Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию.

    От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в мире экспортёров газа.

    Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добывая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использовать, как и обычный природный газ.

    Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту. Никогда не оставляйте газовую плиту гореть впустую!

    Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.

    Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Значит, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого.

    Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хорошее удобрение.

    Использовать торф надо экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за забытого костра, от неосторожно брошенной спички.

    Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

    Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

    Железная руда

    Это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды — плавкость.

    На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не используется.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

    Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

    Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

    Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использовать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и космических ракет.

    Как вы знаете, гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

    Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мощения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

    Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

    Песок и глина

    Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы. Ведь влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью.

    Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» — глина).

    Это довольно прочный камень белого или серого цвета. Интересно, что люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

    Известняк с давних пор используют при строительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

    Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

    • Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.

    Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

    Читайте также:  Чай полезный напиток 3 класс окружающий мир

    Проверь себя

    1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
    2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).
    3. Почему к подземных богатствам нужно относиться бережно?
    Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства.

    Задания для домашней работы

    1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
    2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?
    3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?

    Ты уже знаешь, что памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге установлен на таком огромном гранитном камне, что в перевозке его участвовало более пяти тысяч человек.

    Другой памятник этого города — Александровская колонна — тоже из гранита. Основная часть этой колонны, изготовленная из одного камня, имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали её 200 человек!

    На следующем уроке

    Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять почву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

    Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

    источник

    Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»

    1) Определи полезное ископаемое по его условному обозначению.

    Ф. И. ___________________________

    Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»

    1) Определи полезное ископаемое по его условному обозначению. Подпиши.

    __________________________ ______________________________

    2) Соотнеси понятия.

    Алюминий Руды цветных Красный железняк

    Бурый железняк металлов Золото

    Цинк Руды чёрных Свинец

    3) Напиши известные тебе относящиеся к следующим группам полезнее ископаемые:

    Горючие полезные Рудные полезные Нерудные полезные

    ископаемы ископаемые ископаемые

    ________________ _________________ ____________________

    ________________ __________________ _____________________

    _______________ __________________ _____________________

    1) Природные места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются:

    2) Отделение руды от пустой породы называется:

    А) обогащение руды б) сплав

    3) Полезные ископаемые, обладающие магнитным свойством –

    А) руды цветных металлов; б) руды чёрных металлов

    4) Из руд цветных металлов получают:

    А) медь, свинец, алюминий, золото;

    А) чугун; б) латунь; в) бронза; г) сталь.

    6) Сплав меди с оловом, алюминием и никелем –

    А) бронза; б) чугун; в) латунь; г) сталь.

    7) Основные месторождения полиметаллических руд в Казахстане находятся:

    8) Наиболее качественным каменным углём является:

    Б) обыкновенный каменный уголь;

    9) Горючая маслянистая жидкость с запахом бензина, называется:

    А) Бензин; б) глицерин; в) нефть; г) вода.

    10) Апак Байжанов открыл Карагандинское месторождение

    Ф. И. ___________________________

    Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»

    1) Определи полезное ископаемое по его условному обозначению. Подпиши.

    __________________________ ______________________________

    2) Соотнеси понятия.

    Алюминий Руды цветных Красный железняк

    Бурый железняк металлов Золото

    Цинк Руды чёрных Свинец

    3) Напиши известные тебе относящиеся к следующим группам полезнее ископаемые:

    Горючие полезные Рудные полезные Нерудные полезные

    ископаемы ископаемые ископаемые

    ________________ _________________ ____________________

    ________________ __________________ _____________________

    _______________ __________________ _____________________

    1) Природные места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются:

    2) Отделение руды от пустой породы называется:

    А) обогащение руды б) сплав

    3) Полезные ископаемые, обладающие магнитным свойством –

    А) руды цветных металлов; б) руды чёрных металлов

    4) Из руд цветных металлов получают:

    А) медь, свинец, алюминий, золото;

    А) чугун; б) латунь; в) бронза; г) сталь.

    6) Сплав меди с оловом, алюминием и никелем –

    А) бронза; б) чугун; в) латунь; г) сталь.

    7) Основные месторождения полиметаллических руд в Казахстане находятся:

    8) Наиболее качественным каменным углём является:

    Б) обыкновенный каменный уголь;

    9) Горючая маслянистая жидкость с запахом бензина, называется:

    А) Бензин; б) глицерин; в) нефть; г) вода.

    10) Апак Байжанов открыл Карагандинское месторождение

    источник

    Тип урока: комбинированный

    — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

    Характеристика деятельности учащихся

    Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

    Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении , местах и способах добычи, описывать полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых, обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

    Знать важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование, об охране полезных богатств.

    Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

    Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

    П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    Р. – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Применять установленные правила.

    К. – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных задач

    Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

    Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

    Основные понятия и определения

    полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование, об охране полезных богатств.

    Подготовка к усвоению нового материала

    По карте на с. 58 — 59 определи, какими условными знаками обозначают различные по­лезные ископаемые. Есть ли среди них те, ко­торые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.

    Изучение нового материала

    РАЗНООБРАЗИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

    Используйте эти тексты для получения инфор­мации о полезных ископаемых вашего края.

    Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверх­ности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

    При переработке нефти получают жидкое топ­ливо (бензин, керосин, мазут), смазочные мас­ла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

    Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами

    Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в ми­ре экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз то­варов за границу для их продажи.)

    В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные под­земные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

    Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остат­ков растений и животных, которые когда-то жи­ли на планете.

    Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электро­станциях, в котельных, на заводах. На предпри­ятиях химической промышленности из него полу­чают пластмассы, волокна и другую продукцию

    От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в ми­ре экспортёров газа

    Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добы­вая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использо­вать, как и обычный природный газ

    Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездум­но. Природный газ нужно экономить и на про­изводстве, и в быту. Никогда не оставляйте га­зовую плиту гореть впустую!

    Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свой­ство торфа — горючесть.

    Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Зна­чит, нужно очень много лет, чтобы образова­лись залежи этого полезного ископаемого.

    Торф используется как топливо в жилых до­мах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хоро­шее удобрение

    Использовать торф надо экономно. Очень важ­но также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возник­нуть они могут из-за забытого костра, от неосто­рожно брошенной спички.

    Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько раз­новидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

    Бурый уголь Каменный уголь Антрацит

    Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из не­го получают краски, пластмассы и другие ценные материалы

    Это общее название нескольких разновиднос­тей минералов, которые служат источником же­леза. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойст­во железной руды — плавкость.

    На металлургических заводах из железной ру­ды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чу­гун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не использует­ся.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изго­товление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных ку­хонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

    Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

    Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

    Железная руда На металлургическом заводе

    Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использо­вать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и косми­ческих ракет.

    Как вы знаете, гранит состоит из зёрен поле­вого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

    Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применя­ют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мо­щения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

    Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

    Гранит Гранитная набережная Невы

    Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гра­нита. Песок используют в строительстве, а так­же для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые ва­зы. Ведь влажная глина хорошо лепится и со­храняет форму, которую ей придают. Это свой­ство глины называют пластичностью.

    Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины назы­ваются керамическими или керамикой (от грече­ского слова «керамос» — глина).

    Это довольно прочный камень белого или се­рого цвета. Интересно, что люди, которые до­бывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океа­ны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, осе­дали на дно. Из их скелетов, раковинок и об­разовались постепенно толщи известняка. Рас­сматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

    Известняк с давних пор используют при стро­ительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей по­строены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

    Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

    Известняк Кремль в городе Зарайске

    Самостоятельное применение знаний

    Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах

    1.Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Исполь­зуйте для этого атлас-определитель.

    2.Изучите свойства этого полезного ископае­мого и заполните таблицу в рабочей тетради.

    3.Познакомьтесь с применением данного по­лезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

    4.Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.

    5.Обобщите изученное. С этой целью составь­те описание изученного полезного ископаемого по плану: 1) название; 2) условное обозначение на карте; 3) основные свойства; 4) применение; 5) места и способы добычи в нашем крае.

    6.Результаты работы представьте классу. Вы­слушайте сообщения других групп. Сравните изученные полезные ископаемые по тому же плану, по которому описывали их.

    Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не ис­чезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природ­ный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрыв­ная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

    Читайте также:  Полезные вещи с китая

    1.Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.

    2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору). 3. Почему к подземных богат­ствам нужно относиться бережно?

    Наша страна богата полезными ископаемыми.

    Но их запасы в недрах Земли не безгранич­ны, а использованные месторождения невоз­можно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства

    Задания для домашней работы

    1.Подумай, использует ли твоя семья в до­машнем хозяйстве какие-нибудь полезные иско­паемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?

    Полезные ископаемые: уголь, нефть, газ и торф, презентация для детей, окружающий мир.


    Как добываются некоторые полезные ископаемые летом

    Горючие полезные ископаемые



    Наши подземные богатства презентация 4 класс

    А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

    Хостинг презентаций окружающий мир

    источник

    2014-05-29, 9:51 PM
    Урок познания мира в 4 классе
    Тема: Горючие полезные ископаемые.
    Цели урока:
    Обучающая: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их свойствами, местами залегания и способами добычи; закреплять навык самостоятельно добывать знания, анализировать материал и делать выводы
    Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес, самостоятельность, внимание, творческие способности; развивать интерес к предмету
    Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и природным богатствам, трудолюбие, старательность, чувство коллективизма.
    Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
    Методы обучения: Словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, тестирование
    Оборудование: условные обозначения полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых, тесты на каждого учащегося, таблицы, кроссворд
    Ход урока.
    I. Организационный момент.
    1. Приветствие.
    Начинается урок.
    Тут затеи и кроссворды,
    И задания для вас!
    Пожелаю вам удачи –
    За работу в добрый час!
    II. Психологический настрой
    — Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас и наших гостей. Улыбнитесь друг другу, ведь наступил новый день, который принесет вам много радости. Хорошо, всем удачного урока!
    III. Проверка домашнего задания.
    — Ребята, у вас на партах лежат белые листы с тестами, это и будет проверкой вашего домашнего задания. 6 вопросов и 3 варианта ответов; естественно, что только один из трех верный ( обвести кружком верный вариант ответа)
    — Теперь посмотрите на доску, на ней вы видите верный варианты ответов. Возьмем простые карандаши, обменяйтесь тестами и оцените работы друг друга. ( Выставление оценок)
    IV. Повторение пройденного материала.
    На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых

    — бурый уголь — железная руда

    — Ребята, что обозначают эти знаки?
    — Эти знаки обозначают полезные ископаемые.
    — Для чего используют эти знаки?
    — Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.
    — Что мы называем полезными ископаемыми?
    — Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?
    Ученики. Железная руда.
    Учитель. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Заполните схему самостоятельно:
    — Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?
    — Мы изучили рудные полезные ископаемые. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
    Ученики. В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.

    — Существует подгруппа полезных ископаемых, которые горят, обогревают наши жилища. Ребятишки, как вы, думаете как называется это группа полезных ископаемых? (горючие полезные ископаемые)
    Сегодня на уроке мы познакомимся с горючими полезными ископаемыми. Как вы думаете, почему их так называют?
    Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются
    человеком от её каменной оболочки.
    Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле
    превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
    V. Практическая работа учащихся.
    Название Состояние Плотность Цвет Горючесть Использование
    Каменный уголь Твердый Плотный Черный + Отопление, сырьё для получения красителей, взрывчатых веществ,удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов
    Бурый уголь твердый рыхлый Черный + Отопление, кокс- краска, лекарства
    Нефть жидкая — Темно — коричневого и черного цвета, иногда красноватого, желтоватого и даже белого + Производство керосина, бензина,смазачных масел, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи
    Природный газ Жидкий В качестве топлива и химического сырья
    Торф твердый плотный Темно – коричного

    Физминутка:
    На дворе у нас мороз,
    Чтобы носик не замерз,
    Надо ножками потопать
    И ладошками похлопать.
    А теперь представим лето.
    Речка солнышком согрета.
    Мы плывем, плывем, плывем;
    Дно ногами достаем.
    Мы выходим из речушки
    Направляемся к опушке.
    Там садимся на пенек,
    И опять у нас урок.
    VI . Обобщение, подведение итогов урока.
    Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
    По горизонтали:
    1. Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением. (Торф)
    2. Он чёрный, блестящий,
    Людям помощник настоящий,
    Он несёт в дома тепло,
    От него кругом светло,
    Помогает плавить стали,
    Делать краски и эмали. (Уголь)
    3. Покрывают им дороги,
    Улицы в селении,
    А ещё он есть в цементе.
    сам он – удобрение. (Известняк)
    4. На кухне у мамы – помощник отличный,
    Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
    5. Этот мастер белый – белый
    В школе не лежит без дела:
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след. (Мел)

    По вертикали:
    6. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу –
    Она понадобиться сразу. ( Глина)
    7. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл,
    Ни поднимется ракета. Что же это?(Нефть)

    8. Очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
    1. торф 2. уголь 3. известняк 4. газ 5. мел 6. глина
    7. нефть 8. Песок

    VII. Работа по физической карте Казахстана.
    Показ месторождений : Покажите на карте самое крупное месторождение железной руды? Меди?
    Самое крупное месторождение железной руды – Соколовско – Сарбайское, другие: в Сарыарке и Северном Приаралье. Крупное месторождение меди – Жезказган и Конырат в Сарыарке.
    Алюминий – в Арколыкском месторождении Костанайской области.
    Полиметалические руды – на Алтае.
    Газ и нефть – Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау.
    Каменный уголь – близ Караганды и Екибастуза.
    VIII. Итог урока: — На Земле очень много полезных ископаемых. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
    Понравился ли вам урок? Сегодня я узнал (а)_________________
    Я научился (лась)__________________
    IX. Домашнее задание
    Так как мы живем РК. Подарить детям карту РК с домашним заданием страница
    читать и пересказывать. Обозначить на карте полезные ископаемые.
    Тест к открытому уроку
    Ф.И. ________________________________________________________
    1.Месторождение – это…
    а) добыча полезных ископаемых
    б) скопление полезных ископаемых
    в) обогащение полезных ископаемых
    2. Допиши:
    Полезные ископаемые делятся на группы: Рудные, ………. ………….
    3. Установи соответствие.
    каменный уголь

    источник

    Безбороденко Оксана Владимировна 1 квалификационная категория

    «Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014 г.

    Расширять знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

    Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
    Регулятивные : анализировать и самостоятельно составлять таблицы ; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
    Познавательные: находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

    2. ИКТ: мультимедийная презентация.

    1. Фронтальная. 2. Индивидуальная. 3. Групповая.

    Необходимое оборудование и материалы

    Оборудование: интерактивная доска, компьютер. Зрительный ряд : презентация , инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал), тест по теме « 3 кита экономики» Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба», образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, известняк .

    Содержание урока, деятельность учителя

    1.Организацион-ный этап/1 мин

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

    Проверяют готов-ность уроку, слу-шают учителя, желая хорошего настроения.

    2. Актуализация опорных знаний

    — Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

    — Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

    – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи. Правильно! (Геологи ).

    – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

    – Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. На прошлом уроке мы с вами изучили тему « Водные богатства нашего края» . Проверка домашнего задания.

    – Что мы называем водоемами? (Водоемы это хранилища воды, которая нужна всему живому)
    – Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)
    – Как делятся водоемы по происхождению?
    – Каково значение водоемов в жизни людей?
    – Какие опасности угрожают водоемам?
    – Какой «клад» был найден на дне реки, вспомните статью, которую читали дома.
    – Как бороться с загрязнениями водоемов?
    – Назовите водоемы нашего края. ( Обь, Томь, Бердь )

    Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

    Вопросы по теме: « Водные богатства нашего края ».

    3 . Ф ормулировка темы урока, постановка учебных задач

    — Сегодня на уроке мы начнём знакомство с 1 из китов экономики — с природными богатствами. Наша страна очень богата полезными ископаемыми.

    — Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? )

    Самостоятельно формулируют тему урока (« Полезные ископаемые» ) и его цель.

    4. Формирование новых знаний

    — В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

    — Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать понятия «полезные ископаемые »

    1. Работа в поисковых системах Яндекс и Google , со словарем С.И.Ожегова:

    1 группа — Что называют полезными ископаемыми?

    2 группа – Что такое месторождения? 3 группа — Что называют шахтой, карьером?

    источник

    Подробное решение часть 1 Наши подземные богатства по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

    • Гдз часть 1, 2 по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут
    • Гдз тесты по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут
    • Гдз контрольно-измерительные материалы по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут

    По карте на с. 58—59 определи, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые. Есть ли среди них те, которые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где еще добывают эти полезные ископаемые.

    В нашем крае добывают уголь, железную руду, известняк, глину, золото. Уголь еще добывают в Сибири, Чукотке, железную руду – на Алтае, известняк, глину практически во всех горах, золото – в Якутии.

    Практическая работа

    1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.

    Ответ. Железная руда, каменный уголь, известняк, гранит, глина, нефть

    2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.

    3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

    4. Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезного ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.

    Богатства нашего края

    1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.

    Ответ. В нашем крае добывают уголь, железную руду, медную руду, известняк, глину, гранит, мрамор, золото.

    2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края(по своему выбору).

    Ответ. Железная руда полезное ископаемое, применяемое для получения железа, стали. Основные свойства: твердая, серая непрозрачная, плотная, негорючая, притягивается магнитом. Добывается в Уральских горах. Главные месторождения располагаются в районе города Магнитогорска.

    3. Почему к подземным богатствам нужно относится бережно?

    Ответ. Запасы полезных ископаемых в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства.

    Задания для домашней работы

    1. Подумай, использует ли твоя семья какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?

    Ответ. На первом месте по применению стоит вода, второе и третье место можно разделить между нефтью и каменным углем, бензин перемещает нас на большие расстояния, продукты ее переработки моют- чистят нам посуду и вещи, а некоторые и одевают нас, уголь тоже много на нас работает — отапливает, лечит и помогает во многих других делах. Природный газ согревает наше жилье, с помощью газа готовим себе еду, и на газе работает часть транспортных средств, доставляющих нас к местам учебы. Бокситы — сырье для получения алюминия, который знают и малыши, играя в игрушки, и взрослые, ездя на автомобилях, серебро, золото, хром, никель, тоже давние жители наших домов. Из железа сделаны многие изделия, инструменты. В зубную пасту входят различные соединения кремния. А еще в доме есть украшения из природных камней, ювелирные изделия из золота, серебра.

    Читайте также:  Полезные ископаемые в татарстане

    2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?

    Ответ. В области более 200 предприятий занимаются разработкой месторождений и переработкой минерального сырья. Среди ведущих предприятий области можно выделить Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод. На этих предприятиях производят металлические изделия для промышленности, быта.

    3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй свое поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ.

    Ответ. В природе все взаимосвязано – живая и неживая природа. Неживая природа является домом для животных и растений. Неразумная деятельность человека может привести к нарушению равновесия в природных сообществах.

    Ничего напрасно не надо разрушать и ломать. Ведь многочисленные и такие разные обрывы, валуны, скалы не случайны, нужны, находятся на своём месте. Все они, как и живые существа, как и почва, вода, воздух, заслуживают к себе доброго и умного отношения. Любой камень служит украшением природы.

    Вспомни, что такое почва. Каково ее главное свойство?

    Почва – верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. Главное свойство почвы – плодородие, способность обеспечивать растения питательными веществами

    источник

    Практическая работа по окружающиму миру «Свойства полезных ископаемых»

    Костенко Оксана Владимировна , 15.03.2018

    Урок по окружающему миру для 3 класса «Свойства полезных ископаемых»

    1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

    5. Тип урока: практическая работа

    6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

    Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

    Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых

    2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

    УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

    Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

    Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

    Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

    Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

    Орг. Момент (Мотивация и актуализация знаний)

    — Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас очередное заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

    — Кого называют геологами? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.)

    — Отследите границы нашего урока. (У с 22-25) «Свойства полезных ископаемых»

    -Что вам знакомо в теме? (Полезные ископаемые)

    -Приведите синонимы «полезные» ( необходимые, нужные) , «ископаемые» (доставить, извлечь)

    -Дайте определения (Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд, добывая из глубины или поверхности земли)

    — Что нам нужно сегодня узнать? (СВОЙСТВА)

    Цель Изучить свойства полезных ископаемых.

    Работать будем в 2 группах, где вы как настоящие ученные будете исследовать свойства полезных ископаемых.

    — Ребята, нам члены клуба прислали задание. Прочитайте, что мы должны сделать.(У каждого ученика карточка на парте)

    — Чтобы определить задачи вы должны добавить слова из задания в незакон­ченные предложения?

    1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)

    2. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

    — Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, какие бывают полезные ископаемые? (торф, песок, уголь, гранит, известняк, алмаз, нефть, минеральная вода, природным газ)

    -Какую классификацию вы знаете (Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)

    — Ребята, человек активно использует полезные ис­ко­па­емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис­ко­паемых

    — Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать

    1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

    2. Если встретить на дороге,

    Она понадобится сразу. (глина)

    3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)

    Общий инструктаж Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника.

    — Сейчас вы будете работать по группам.

    -Правила работы с оборудованием вы знаете.

    — План работы и инструкция у вас в учебнике. (У с 22-23)

    -Вам необходимо, в ходе опытов выявить свойства известняка и мра­мора; представить результаты в таб­лице; подготовить сообщение.

    — 1 группа исследует известняк

    А свойства песка и глины мы определим вместе.

    — Для работы каждая группа получила :

    — более подробный план проведения опытов (Приложение №1),

    — памятку по составлению сообщения (Приложение №2),

    — таблицы для заполнения (Приложение №3) у вас в тетрадях (с 6,7)

    — картинки для оформления коллажа.

    Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

    (-Необходимо правильно распределить работу в группе (выбрать спикера, помощника спикера, человека, который следит за временим)

    -Будем выслушивать мнение каждого.

    -Следовать плану и следить за временем)

    — На выполнение этой работы вам дается 10 минут.

    Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

    Оцените Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группе по критериям (умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых)

    ФИЗМИНУТКА (проводит ребенок)

    Да? – да! ( хлопок над головой).
    Будут все гордится нами.

    Да? – да! ( хлопок над головой).
    Что же ждет нас впереди?
    Высокая гора (показывают руками),
    Бурная река (показывают руками)
    Гору обойдем (топают ногами),
    Реку проплывем (плывут),
    Все мы сможем, все сумеем
    И своей достигнем цели.
    Да? – да! ( хлопок над головой).

    Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах известняка представляют коллаж «Использование известняка» (коллаж прилагается) 2-ая группа записывает данные в таблицу.

    (- Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.

    — Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

    — проверьте свойства известняка (таблицу по слайду)

    известняк легче или тяжелее воды

    Мелкие частицы, скрепленные между собой.

    Учащиеся 2-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах мрамора представляют коллаж «Использование мрамора» (коллаж прилагается).1-ая группа записывает данные в таблицу.

    У: — Мы определили значения свойств:; цвет серый, белый, желтый, красный, черный, присутствует блеск; тяжелее воды; твердая горная порода.

    У: — Из мрамора построены памятники культуры, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

    — проверьте свойства мрамора (таблицу по слайду)

    мрамор легче или тяжелее воды

    твердость ( в сравнении с известняком)

    Белый, серый, красный, черный.

    Матовый, но хорошо полируется, блестит.

    — Уважаемые ученные, вы прекрасно справились с данной работой. А теперь мы вместе определим свойства песка и глины

    — Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины природным материалом, песком и глиной .

    Ребята, а когда — то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду, так появилась посуда. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.

    Рассказ об образовании песка и глины в природе.

    — Кто помнит, как образуются песок и глина?

    — Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, это не так.

    Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно.

    Это — высокая и низкая температура воздуха;

    — Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

    Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

    — И так мы видим, что Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и Песок- это обломочная горная порода.

    Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

    — Уважаемые ученые предлагаю приступить к практической части и с помощью опытов определим свойства песка и глины.

    — У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

    # Определите какого цвета песок, глина

    (Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

    # Видите ли вы дно тарелки? (Нет) -Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

    # Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина

    — Смочите образцы водой. Попытайтесь скатать шарик. Какая порода лучше сохраняет форму?

    # Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

    Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду, этот опыт сейчас вам продемонстрирую.

    Учитель показывает опыт. (Вставим в стаканы воронки. Положим в них вату, а затем в 1добавим песок, а во 2 глину. Нальем в воронки воду. Что дольше удерживает воду?)

    — Какой вывод можно сделать?

    Подведем итог и проверим, какие свойства этих полезных ископаемых мы определили.

    — Скажите, пожалуйста, что вы знаете об использовании песка?

    -Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

    — Его используют в строительстве дорог. Люди придумали соревнования по строительству песочных замков.

    песок – основной материал для получения стекла.

    — Как люди догадались производить стекло? Оказывается 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы решили использовать каменную соду, но под воздействием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это смесь оказалась — стекло.

    — Ребята, еще песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

    — Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

    Гончаров на Руси любили и ценили.

    — Глина – это основной материал для изготовления кирпичей, ее используют в строительстве домов.

    — Глину используют при производстве фарфора, фаянса.

    -Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, вазы. Сервизы.

    -Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

    — Некоторые виды глины считаются целебными и используют в косметологии. Из глины делают прекрасные статуэтки и сувениры.

    — Издавна Россия славилась глиняными игрушками. Дымковские, Филимоновские, Каргопольские (Архангелькая облость) которые на ровне с матрешками стали символом нашей страны.

    -Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий? (У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.)

    Сегодня вы попробуете слепить любое изделие из глины, а на уроке труда вы их раскрасите. Выставка готовых работ.

    Уважаемые ученые подведем итог нашего заседания. Предлагаю обратиться к поставленным задачам и проанализировать свою работу.

    1.Определить свойства полезных ископаемых.

    2. Узнать об использовании полезных ископаемых.

    Все ли поставленные задачи мы выполнили? С заданием справились?

    Рада за всех участников заседания. Предлагаю вам, заполните рефлексивный экран. Допишите предложения.

    — Кто хочет поделиться своими достижениями?

    Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.

    И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.

    – На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».

    1) Учебник стр.25задания №1,2, Т с6,7

    2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом*.

    источник

    Источники:
    • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518857/
    • http://tepka.ru/okruzhayuschij_mir_4/22.html
    • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/provierochnaia_rabota_polieznyie_iskopaiemyie_4_klass
    • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_25_nashi_podzemnie_bogatstva_razdel_rodno_064541.html
    • http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-6332
    • http://www.metod-kopilka.ru/urok__-_praktika_nashi_podzemnye_bogatstva_4_klass-38486.htm
    • http://resheba.me/gdz/okruzhajushhij-mir/4-klass/pleshakov/22
    • http://mir-olymp.ru/publication/konspekt-uroka-po-okruzhaiushchemu-miru-3-klass-pnsh-svoistva-poleznykh-iskopaem.html