Практическая работа № 8. «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми Донецкого края»
Урок 27. Практическая работа № 5. Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми Донецкой области.
Цель работы : — сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержанию карты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкой области.
Повторить правила работы с тематическими картами (чтение легенды карты).
Повторить термины : рельеф, литосферные плиты, тектоническая структура, типы полезных ископаемых ( осадочные, магматические, метаморфические).
Повторить основные формы рельефа России и Донецкого края.
Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.
По тектонической карте определить закономерности размещения полезных ископаемых в на территории Восточно-Европейской равнины и в Донецкой области . Запись в тетради в виде таблицы.
Проверить и оценить умение сопоставлять карты :« Тектоника и минеральные ресурсы Донбасса, России», «Рельеф Донецкого края и России» , объяснять выявленные закономерности.
Выявить закономерности размещения в Донецкой области угольной промышленности.
Сделать выводы взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Запись в тетради.
Определить, каким тектоническим структурам соответствует территория Восточно-Европейская равнина. Каково строение?
Определить какой форме рельефа соответствует данная структура.
Сделать вывод о зависимости рельефа от тектонических структур и геологического стpoeния земной коры. Выявленную закономерность объяснить .
По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы Донецкой области ». и «Физической карте Донецкого края и России» определить, какими полезными ископаемыми богата территория. Какие из них встречаются на платформах, какие в складчатых областях? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу, складчатым областям? Выявленную закономерность объяснить.
Оборудование: атлас, контурная карта (шаблон) Донецкой области, дополнительная информация.
Тип урока : практическая работа.
Актуализация знаний опорных знаний и умений:
Что такое платформа?( Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры). Какие формы рельефа соответствуют платформам? (Равнинные, платообразные).
Что такое складчатость? (Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.) Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам? (Горные страны, нагорья). Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхождения? (В результате разрушения и переноса веществ различного происхождения). Как образовывались полезные ископаемые магматического происхождения? (Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур).
Работа над понятиями (закрепление)
Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.
Платформы – это жесткие, малоподвижные блоки земной коры, прошедшие длительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.
Щит – это выход фундамента платформы, сложенного кристаллическими породами, на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.
Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды жизни Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.
К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.
Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощности земной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.
III. Выполнение практической работы
4. Установите соответствие между тектоническими структурами и формами рельефа Донецкой области:
1) Донецкое складчатое сооружение; а) Приазовская низменность;
2) Украинский щит; б) Донецкий кряж;
3) Днепровско-Донецкая впадина; в) Приазовская возвышенность;
4) Склоны Украинского щита.
5.Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:
Название тектонической структуры
Геологическое строение, полезные ископаемые
Донецкое складчатое сооружение – часть Восточно-Европейской платформы
Образовалось в эпоху герцинской складчатости, в мезозое и кайнозое проявлялись альпийские тектонические движения
Возвышенность, сильно расчленённая речными долинами – отроги Средне -Русской возвышенности
Сложен мезозойскими и палеозойскими отложениями.
Сланцы, песчаники, известняки
Донецкое складчатое сооружение
Приднепровско-Приазовская область платформы
Образовано осадочными, преимущественно палеозойскими отложениями, которые залегают на кристаллическом фундаменте (песчаники, известняки, гипс)
Состоит из метаморфических пород возрастом 3,5 – 1,6 млрд.лет
-Равнинный, однообразный и разнообразные формы рельефа, связанные с выходом коренных пород – Донецкий кряж
Возвышенность- волнистая поверхность с одинокими холмами-
В породах карбона заключены огромные залежи угля, каменной соли, гипса, ангидрита, красно-бурые глины и лёссовидные суглинки
Состоит из пород палеозойской эры –песчаников, известняков, сланцев, мергелей, мела. Имеются граниты и гнейсы
Склон украинского кристаллического щита
Это часть обширной Причерноморской равнины. В тектоническом отношении – это Азово-Причерноморская синеклиза.
Ровная поверхность, постепенно понижается в сторону Азовского моря-
Мезозойские и кайнозойские отложения: песчано-глинистые, известняки, ракушечник, красно-бурые глины
Вывод. Каковы закономерности во взаимосвязи: «тектоническая структура – рельеф – полезные ископаемые»?
( Области складчатости – горы – руды цветных и редких металлов, возникающие в связи с остыванием магматических масс. Платформы – равнины – уголь, нефть, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Щит – возвышенность – руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты).
IV .Домашнее задание : п.13 — разобрать итоговые вопросы .
источник
Цели и задачи урока:
Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых. Показать практическое применение полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.
Оборудование: Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля), формы для декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и углем, мультимедийный комплекс.
Учитель: Сегодня у нас бинарный урок по географии и технологии.
1) Фронтальное повторение терминов
2) Показать знание расположения крупных форм рельефа по их описанию (работа с картой)
– Горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”. (Уральские.)
– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)
– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)
– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)
– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)
– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)
– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)
– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)
– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)
– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)
– Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии (Русская или Восточно – Европейская равнина)
– Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская равнина).
– Самые высокие горы России (Кавказ).
– Возвышенная равнина, расположенная между реками Енисей и Леной (Среднесибирское плоскогорье).
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Учитель географии. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Тема: Полезные и красивые ископаемые России (слайд. См. Приложение 1).
Цель: изучить полезные ископаемые России и показать их применение в прикладном искусстве.
Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве (слайд).
В земной коре залегают полезные ископаемые. Это минералы и горные породы, которые используются в хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию горных пород и минералов в 6 классе, давайте вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также полезные ископаемые различают по составу и особенностям использования Схема (слайд)
Учитель географии. Горючие и неметаллические полезные ископаемые залегают в осадочных породах и наиболее характерны для платформ. Это нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие рудных месторождений на платформах. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Рассмотрев местонахождения полезных ископаемых мы найдем этому подтверждение (примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова, КМА)
В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых, т.е металлические. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).
Учитель географии. Мы с вами на предыдущих уроках заполняли таблицу, где указывали: форма рельефа – тектоническая структура – полезные ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили, сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на каких территориях залегают. И сделаем вывод. Работа с таблицей, интерактивной картой, презентацией. (слайд)
Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
Формы рельефа | Тектонические структуры | Полезные ископаемые | |
Восточно-Европейская равнина Прикаспийская низменность | Восточно-Европейская платформа | Нефть, уголь, фосфориты, гипс Калийные соли, поваренная соль | |
Западно — Сибирская равнина | Западно-Сибирская плита (молодая платформа) | Нефть, газ, уголь | |
Среднесибирское плоскогорье | Сибирская платформа | алмазы, уголь | |
Горы Хибины | Балтийский щит | железные, алюминиевые и молибденовые руды | |
Алданское нагорье Среднерусская возвышенность | Алданский щит Воронежский массив | молибденовые руды, золото, железная руда | |
Плато Путорана | Анабарский щит | Медные и никелевые руды | |
Горы Урала | Область герцинской складчатости | железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор | |
Горы Кавказа | Область кайнозойской складчатости | вольфрамовые, молибденовые, медные руды | |
Срединный хребет | Область кайнозойской складчатости | Медные и никелевые руды | |
Восточный Саян | Область байкальской складчатости | железная руда | |
Западный Саян | Область герцинской и каледонской складчатости | молибденовые и железные руда | |
Алтай | Область герцинской и каледонской складчатости | Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды |
Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения рудных ископаемых, также наличие рудных месторождений приурочены к щитам.
По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых. Учитель показывает на карте полезных ископаемых, в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.
Месторождение – это скопление полезных ископаемых. (слайд)
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.
Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (слайд)
Меры по сбережению полезных ископаемых.
Полезные ископаемые – важнейшие природные богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование.
Как бы могущественны ни были глубинные силы Земли, но не только они создают рельеф земной поверхности. В природе одновременно действуют многие другие, не менее могучие и активные внешние силы, источниками, энергии которых служат Солнце и космос. Как только вершина гор поднимаются хоть немного над уровнем океана, на них начинают действовать морские волны и ветры, холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год они разрушали и расчленяли поднимающийся свод гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и податливые породы.
Без преувеличения можно сказать, что вся красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа, Урала, Алтая создана разрушительными силами. Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают долину, используя, прежде всего направление трещин. Дикая и величественная картина предстает перед глазами путника.
Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет их разрушение, тем больше рыхлого материала сносится с них и откладывается в предгорных прогибах и морях так образовываются обломочные горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).
В начале урока я сказала, что ископаемые называются полезные – потому что, служат человеку. Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной, химической, пищевой, легкой промышленности. Используются для строительства мостов, дорог, производства кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива.
Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)
Красота без доброты умирает невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)
Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров; символов власти, предметов культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных украшений. Изделия с драгоценными и поделочными камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)
На прошлом уроке вам было дано самостоятельное творческое задание по теме: “Изделия, в которых используются горные породы и минералы”. Прошу сейчас представить свою работу.
Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков (слайд)
Экспозиция включает в себя два зала: исторический, в котором представлены предметы, принадлежавшие членам российской императорской семьи, и современный, где экспонируются самые большие слитки золота и платины, найденные в России, алмазы-гиганты и современные ювелирные изделия.
Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона (слайд)
Вмонтированный в золотой браслет плоский портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв. (алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, александритов,); (слайд) полудрагоценных и поделочных камней(слайд)
Ученик 2. В искусстве применяются не только драгоценные и поделочные камни, но и глина (слайд)
Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.
Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика.
Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз, украшенные искусными цветочными узорами (слайд)
Ученик 3. Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (слайд)
МАЙОЛИКА — это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова в Москве. (слайд)
В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду, а в конце того же 17 в. освоили изготовление “муравленой” (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: “. во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”.
Ученик 4. Один из русский художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел семейную организацию – игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.
Для их производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.
Учитель технологии: В прикладном искусстве современного мира, песок используется в необычной технике под названием “Стенд Арт”, в которой применяются новые технологии. Обратите внимание на экран. (слайд)
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!
Сегодня мы с вами изготовим изделия декорированные песком, солью и углём.
– Для этого необходимо взять любую стеклянную форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)
– Нанести тонкой линией клей. (слайд)
– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)
– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)
Повторение техники безопасности.
Но прежде чем приступить, к ее выполнению необходимо повторить технику безопасности. Я говорю предложение, а вы отвечаете “да” или “нет”
- Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
- При порезе промыть рану водой. (Нет.)
- Почему?
- При необходимости можно самостоятельно менять рабочее место. (Нет.)
- От правильной организации рабочего места зависит качество вашей работы. (Да.)
- Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
- Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
- Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
- Не разговаривать во время работы. (Да.)
- После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)
Вывод: вовремя практических работ необходимо соблюдать технику безопасности, следовать строго по инструкции во избежание каких либо травм, слушать объяснения учителя и аккуратно выполнять задание.
Релаксация. А теперь спокойно сядьте, закройте глаза, послушайте музыку и придумайте, рисунок, который вы сделаете с помощью песка, соли или угля (музыкальное сопровождение)
Откройте глаза и приступайте к работе!
У кого готова работа можете представить ее на нашей выставке.
Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по географии, отлично работали на уроке технологии, узнали, что Россия богата полезными ископаемыми. Они не только дают свет и тепло, но и уют и красоту вашему дому.
источник
Раздел 2. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Урок 11. Геологическое строение России. Складчатые области и платформы
Цели: сформировать представление об особенностях строения земной коры на территории России; формировать умение работать с тектонической, геологической картами, таблицами.
Оборудование: карты (физическая, тектоническая, геологическая), геохронологическая таблица.
II. Проверка домашнего задания
— Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология.)
— Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника.)
— Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология.)
— Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли. (Эры.)
— Самая древняя эра. (Архейская.)
— Эра новой жизни. (Кайнозойская.)
— Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни. (Геохронологическая.)
— По таблице найдите период, в который произошло древнее оледенение. (Четвертичный, или антропогеновый.)
— Самое древнее горообразование. (Байкальская складчатость.)
— Как называется складчатость, в которую образовались самые молодые горы? (Альпийская.)
— Назовите основные геологические эры и периоды истории Земли. Какая геологическая эра и период продолжаются сейчас?
— На каких тектонических структурах расположены равнины?
— В каких районах России движения земной коры в кайнозое были наиболее интенсивными?
— Почему Алтайские горы такого же возраста, что и Уральские, но имеют большую высоту?
— Почему в горах юга Сибири есть землетрясения, но нет вулканов?
Покажите горы герцинской, каледонской, мезозойской, альпийской складчатостей.
III. Изучение нового материала
Россия расположена на нескольких литосферных плитах, которые сталкивались с образованием гор. Большая западная и северная части страны расположены на Евроазиатской плите, северо-восточная — на Северо-Американской, юг Сибири — на Амурской, а побережье Охотского моря и само море — на Охотоморской.
Плиты движутся: расходятся на юге по разлому Евроазиатская и Амурская плиты, разлом озера Байкал — результат расхождения плит. На северо-востоке Сибири Евроазиатская плита отодвигается от Северо-Американской, а Охотоморская плита сближается с Евроазиатской и Тихоокеанской со значительной скоростью (около 8 см в год).
На границах плит происходят землетрясения и развит вулканизм (вулканы Камчатки и Курил). Формы рельефа соответствуют движениям плит — впадины, горы.
Строение самих литосферных плит неодинаково: есть спокойные, жесткие, устойчивые участки — платформы.
— Чем отличаются друг от друга плита и щит?
— Какие горные породы встречаются на плите и щите?
— Где может развиваться овражная сеть — на щитах или плитах? Почему? (На щитах овраги не образуются, т. к. это твердые магматические породы, которые плохо разрушаются склоновыми текучими водами.)
— Приведите примеры платформ, плит, щитов.
— Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах. (Восточно-Европейская равнина соответствует Русской платформе, а Среднесибирское плоскогорье расположено на Сибирской платформе.)
— Какой из этого следует вывод? (Крупные равнины расположены на древних платформах.)
— Как показываются на карте щиты и плиты? (Плитырозовым, щиты ярко-розовым или красным.)
— Где встречаются шиты, а где плиты?
— На самом ли деле на щитах магматические породы, а на плитах осадочные?
Платформы имеют двухслойное строение. Нижний слой состоит из древних кристаллических пород — гранитов, гнейсов и др. Как правило, он смят в складки и называется фундаментом. Верхний слой, состоящий из осадочных пород, называется осадочным чехлом. Чехол состоит из известняков, глин, мергелей, песков, песчаников. Чехол не везде закрывает фундамент. Участки, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.
— Найдите на тектонической карте щиты. (На Восточно-Европейской платформе два щита: Анабарский и Алданский.)
— Какие формы рельефа соответствуют щитам? (На Балтийском щите есть и равнины, и низкие горы — Хибины, на Анабарском щите — Анабарское плато, на Алданском — Алданское нагорье.)
— Как вы думаете, что бы изменилось в нашей местности, если бы мы жили на щите? (Берега рек были бы гранитные, а не глинистые и песчаные, в руслах рек были бы пороги и даже водопады. На поверхности, под почвой, — твердые породы.)
— А теперь попробуйте сами написать, что такое щиты и плиты. (Примерный ответ. Щит — это тектоническая структура, где кристаллический фундамент выходит на поверхность. Здесь преобладают горные породы магматического происхождения. Плита — тектоническая структура, которая перекрыта осадочным чехлом, преобладают осадочные породы, в рельефе ей соответствуют равнины.)
На тектонической карте кроме платформ показаны складчатые области.
Выполняется первая часть работы, заполняются первые две колонки таблицы. Колонку «Полезные ископаемые», учащиеся заполнят на следующем уроке при изучении темы «Минеральные ресурсы России». Первую колонку учащиеся заполняют со слов учителя.
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
источник
Методическая разработка урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс
Конспект урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс. На уроке используются ИКТ, ЭОР.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс»
Тема урока: «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий».
сформировать знания о многообразии и главных особенностях размещения минеральных ресурсов России.
сформировать понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление о многообразии полезных ископаемых России; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми;
развивать умения работать с различными источниками географической информации, с тематическими географическими картами, развивать память, внимание, быстроту логического мышления.
развивать познавательный интерес к предмету, к познанию окружающего мира, осуществлять экологическое воспитание.
Планируемые результаты:
личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с географическими картами для исследования;
знать новые понятия, виды минеральных ресурсов, особенности размещение полезных ископаемых по территории России;
уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации.
Универсальные учебные действия:
личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
регулятивные: совершенствовать умение чётко осознавать цели учебной деятельности, совершенствовать умение планировать пути достижения поставленных целей, осуществлять учебные действия, самоконтроль.
познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия природных явлений.
коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Тип урока: открытие новых знаний.
Образовательные технологии: ИКТ, проблемного изложения материала.
Методы и методические приемы: словесные: беседа, диалог (на актуализацию знаний), объяснительно-иллюстративные (работа с географическими картами и цифровыми ресурсами), практические (заполнение таблицы), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Методы стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия, использование ЭОР.
Методы контроля – устный, тестовый, практический.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Оборудование:
электронная физическая карта России: http://maps-of-world.ru/russia/russia-fizmap.jpg .
ЭОР «Коллекция полезных ископаемых»:
Презентация «Минеральные ресурсы России».
ЭОР «Природно-ресурсный потенциал России»:
1. Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.
2. Проверка домашнего задания.
Тест по теме «Особенности рельефа и геологическое строение территории России»
2. Общий уклон территории России на:
3. Устойчивый, относительно выровненный участок Земли, которому в рельефе соответствуют равнины, называют:
4. Низшая точка поверхности России (- 28 м) расположена:
б) в Минусинской котловине
в) на берегу Каспийского моря
6. Крупнейший действующий вулкан России:
7. Самые высокие горы России:
8. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения?
9. Крупнейшее плоскогорье России:
10. Горы, расположенные в Южной Сибири:
3. Постановка темы и целей урока.
Сегодня на уроке изучим многообразие полезных ископаемых России, их виды, особенности образования и размещения. Определим экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
4. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний
(Подготовка к восприятию новой темы)
Вопрос учителя: «Знакомо вам понятие «полезные ископаемые»? (ответы обучающихся)
Вводная беседа о многообразии полезных ископаемых. Постановка проблемного вопроса: «Как Вы думаете, сколько существует видов полезных ископаемых»?
Используется цифровой ресурс «Коллекция полезных ископаемых».
Цель этапа: изучить новые понятия, виды минеральных ресурсов и особенности их размещения, способы добычи полезных ископаемых; работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение строить логическую цепочку рассуждений, развивать умения владеть приемами диалогической речи, определять причинно-следственные связи, совершенствовать умение использовать изученную географическую лексику в ходе устных ответов.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых.
Введение в тему. (беседа). Используется презентация «Минеральные ресурсы России».
Вопрос: Полезные ископаемые, что это такое?
Формулировка определения. (Обучающиеся самостоятельно дают определение понятию).
«Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве».
Месторождение — это скопление полезных ископаемых.
Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.
Как распределяются полезные ископаемые по территории России? (работа с тектонической картой России).
Полезные ископаемые делятся по особенностям образования на рудные (магматические), метаморфические, осадочные, последняя группа, в свою очередь, делится еще на три группы- горючие, строительные и химическое сырье.
Рудные полезные ископаемые по происхождению, в основном, магматические, нерудные — осадочные, также встречаются полезные ископаемые метаморфического происхождения (железистые кварциты, мрамор). Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах.
Закономерности размещения полезных ископаемых.
На схеме (в презентации) рассмотрим особенности образования магматических и осадочных полезных ископаемых.
Какие полезные ископаемые размещены в горах, а какие на равнинах? (ответы обучающихся с использованием схемы).
Экологические проблемы при добыче полезных ископаемых.
Разведка и добыча минерального сырья создает экологические проблемы, карьеры, терриконы (отвалы пустой породы) изымают из с/х пользования плодородные земли; пустоты в земной коре приводят к проседанию грунта, что создает угрозу населению.
Цель этапа: уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение рационально оформлять записи в тетради.
Выполнение практической работы «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий».
Учитель объясняет цель работы и ход работы.
Эта работа позволяет закрепить полученные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тектонического строения земной коры.
Используется цифровой ресурс «Природно-ресурсный потенциал России», тектоническая карта России.
“Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых”
источник
1.Восточно-Европейская равнина и т.д.
Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы.
7. Ребусы
Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы использую для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания.
Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.
Задания, используемые мною во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей обучающихся.
Литературная география
1. Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии?
(Извозчики. «География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка». Сынок, конечно, её послушался.)
2.Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы.
(Онега — Онегин, Лена — Ленский, Печора — Печорин.)
3. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России? (Илья Муромец, на Курильских островах.)
4.Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?(Лукоморье)
Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Например, организованная экскурсия на озеро подготовила учащихся к выполнению интегрированного отчета в форме презентации, фотомонтажа, репортажа.
Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:
· познавательные навыки и способность к самообразованию;
· способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
· целеустремленность и настойчивость;
· способность взять на себя инициативу и ответственность;
· критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.
Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.
Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.
Для определения результативности опыта были выделены критерии:
· уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);
· отношение учащихся к изучению географии;
· уровень познавательной активности.
Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников с 2009 по 2012 год. Анализ результатов мониторинга учащихся свидетельствует в целом о положительной динамике качества знаний и умений обучающихся. Так при стопроцентной успеваемости качество знаний в классах выглядит следующим образом:
Таблица 1.Мониторинг качества знаний по географии
Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование положительной мотивации учения, воспитание социально адаптированной личности, обеспечение успешного обучения школьников географии на основе применения активных форм обучения, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.
На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:
– мотивация учения обучающихся на уроках географии в течение трех лет изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения активных форм обучения в процессе изучения географии;
— формирование мотивации обучения способствует повышению качества образования.
Об эффективности работы по реализации опыта свидетельствуют результаты внеурочной деятельности учащихся.
4. Заключение.
Формирование мотивации – это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких результатов в учебе, так как стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже несмотря на его способности. Мотивация учения может выступить, к тому же, хорошим показателем уровня психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его развития.
Огромная роль в формировании мотивации учения у школьников отводится учителю. Ему предоставляется право самостоятельного выбора технологий и приёмов обучения. Учителю необходимо реализовать соединение традиционных и новых методов обучения. Критерием успешной работы должен служить ученик, обладающий ключевыми компетенциями.
4. Литература
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении?- М.: Просвещение, 1997.-204с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.
География в кроссвордах/ авт-сост. С.Н. Труднева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2006. – 79с.
Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.
Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя/О.В. Крылова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 95с.
Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.
Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.
Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997
Учителям и подросткам о психологии подростка Под. ред. Аракелова Г.Г.– М.: Высшая школа, 1990
Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.
Приложение 1
«Исследование мотивации к изучению предмета»
Анкета для учащихся
Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе. Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
источник
Разделы: География, Технология
Цели и задачи урока:
Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых. Показать практическое применение полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.
Оборудование: Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля), формы для декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и углем, мультимедийный комплекс.
Приложение 1
Учитель: Сегодня у нас бинарный урок по географии и технологии.
1) Фронтальное повторение терминов
2) Показать знание расположения крупных форм рельефа по их описанию (работа с картой)
– Горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”. (Уральские.)
– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)
– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)
– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)
– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)
– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)
– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)
– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)
– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)
– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)
– Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии (Русская или Восточно – Европейская равнина)
– Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская равнина).
– Самые высокие горы России (Кавказ).
– Возвышенная равнина, расположенная между реками Енисей и Леной (Среднесибирское плоскогорье).
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Учитель географии. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Тема: Полезные и красивые ископаемые России (слайд. См. Приложение 1).
Цель: изучить полезные ископаемые России и показать их применение в прикладном искусстве.
Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве (слайд).
В земной коре залегают полезные ископаемые. Это минералы и горные породы, которые используются в хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию горных пород и минералов в 6 классе, давайте вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также полезные ископаемые различают по составу и особенностям использования Схема (слайд)
Учитель географии. Горючие и неметаллические полезные ископаемые залегают в осадочных породах и наиболее характерны для платформ. Это нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие рудных месторождений на платформах. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Рассмотрев местонахождения полезных ископаемых мы найдем этому подтверждение (примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова, КМА)
В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых, т.е металлические. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).
Учитель географии. Мы с вами на предыдущих уроках заполняли таблицу, где указывали: форма рельефа – тектоническая структура – полезные ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили, сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на каких территориях залегают. И сделаем вывод. Работа с таблицей, интерактивной картой, презентацией. (слайд)
Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
Формы рельефа | Тектонические структуры | Полезные ископаемые | |
Восточно-Европейская равнина Прикаспийская низменность | Восточно-Европейская платформа | Нефть, уголь, фосфориты, гипс Калийные соли, поваренная соль | |
Западно — Сибирская равнина | Западно-Сибирская плита (молодая платформа) | Нефть, газ, уголь | |
Среднесибирское плоскогорье | Сибирская платформа | алмазы, уголь | |
Горы Хибины | Балтийский щит | железные, алюминиевые и молибденовые руды | |
Алданское нагорье Среднерусская возвышенность | Алданский щит Воронежский массив | молибденовые руды, золото, железная руда | |
Плато Путорана | Анабарский щит | Медные и никелевые руды | |
Горы Урала | Область герцинской складчатости | железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор | |
Горы Кавказа | Область кайнозойской складчатости | вольфрамовые, молибденовые, медные руды | |
Срединный хребет | Область кайнозойской складчатости | Медные и никелевые руды | |
Восточный Саян | Область байкальской складчатости | железная руда | |
Западный Саян | Область герцинской и каледонской складчатости | молибденовые и железные руда | |
Алтай | Область герцинской и каледонской складчатости | Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды |
Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения рудных ископаемых, также наличие рудных месторождений приурочены к щитам.
По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых. Учитель показывает на карте полезных ископаемых, в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.
Месторождение – это скопление полезных ископаемых. (слайд)
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.
Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (слайд)
Меры по сбережению полезных ископаемых.
Полезные ископаемые – важнейшие природные богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование.
Как бы могущественны ни были глубинные силы Земли, но не только они создают рельеф земной поверхности. В природе одновременно действуют многие другие, не менее могучие и активные внешние силы, источниками, энергии которых служат Солнце и космос. Как только вершина гор поднимаются хоть немного над уровнем океана, на них начинают действовать морские волны и ветры, холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год они разрушали и расчленяли поднимающийся свод гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и податливые породы.
Без преувеличения можно сказать, что вся красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа, Урала, Алтая создана разрушительными силами. Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают долину, используя, прежде всего направление трещин. Дикая и величественная картина предстает перед глазами путника.
Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет их разрушение, тем больше рыхлого материала сносится с них и откладывается в предгорных прогибах и морях так образовываются обломочные горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).
В начале урока я сказала, что ископаемые называются полезные – потому что, служат человеку. Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной, химической, пищевой, легкой промышленности. Используются для строительства мостов, дорог, производства кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива.
Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)
Красота без доброты умирает невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)
Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров; символов власти, предметов культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных украшений. Изделия с драгоценными и поделочными камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)
На прошлом уроке вам было дано самостоятельное творческое задание по теме: “Изделия, в которых используются горные породы и минералы”. Прошу сейчас представить свою работу.
Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков (слайд)
Экспозиция включает в себя два зала: исторический, в котором представлены предметы, принадлежавшие членам российской императорской семьи, и современный, где экспонируются самые большие слитки золота и платины, найденные в России, алмазы-гиганты и современные ювелирные изделия.
Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона (слайд)
Вмонтированный в золотой браслет плоский портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв. (алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, александритов,); (слайд) полудрагоценных и поделочных камней(слайд)
Ученик 2. В искусстве применяются не только драгоценные и поделочные камни, но и глина (слайд)
Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.
Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика.
Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз, украшенные искусными цветочными узорами (слайд)
Ученик 3. Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (слайд)
МАЙОЛИКА — это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова в Москве. (слайд)
В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду, а в конце того же 17 в. освоили изготовление “муравленой” (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: “…во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”.
Ученик 4. Один из русский художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел семейную организацию – игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.
Для их производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.
Учитель технологии: В прикладном искусстве современного мира, песок используется в необычной технике под названием “Стенд Арт”, в которой применяются новые технологии. Обратите внимание на экран. (слайд)
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!
Сегодня мы с вами изготовим изделия декорированные песком, солью и углём.
– Для этого необходимо взять любую стеклянную форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)
– Нанести тонкой линией клей. (слайд)
– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)
– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)
Повторение техники безопасности.
Но прежде чем приступить, к ее выполнению необходимо повторить технику безопасности. Я говорю предложение, а вы отвечаете “да” или “нет”
- Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
- При порезе промыть рану водой. (Нет.)
- Почему?
- При необходимости можно самостоятельно менять рабочее место. (Нет.)
- От правильной организации рабочего места зависит качество вашей работы. (Да.)
- Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
- Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
- Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
- Не разговаривать во время работы. (Да.)
- После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)
Вывод: вовремя практических работ необходимо соблюдать технику безопасности, следовать строго по инструкции во избежание каких либо травм, слушать объяснения учителя и аккуратно выполнять задание.
Релаксация. А теперь спокойно сядьте, закройте глаза, послушайте музыку и придумайте, рисунок, который вы сделаете с помощью песка, соли или угля (музыкальное сопровождение)
Откройте глаза и приступайте к работе!
У кого готова работа можете представить ее на нашей выставке.
Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по географии, отлично работали на уроке технологии, узнали, что Россия богата полезными ископаемыми. Они не только дают свет и тепло, но и уют и красоту вашему дому.
источник
Источники:- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571057/
- http://compendium.su/geographic/8klas_1/12.html
- http://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po.html
- http://zdamsam.ru/b47135.html
- http://travelel.ru/prakticheskaja-rabota-vzaimosvjaz-relefa-geologicheskogo-stroenija-i-poleznyh-iskopaemyh