Меню Рубрики

Презентация 4 класс полезные ископаемые изделие малахитовая шкатулка

План-конспект урока по технологии (4 класс) по теме:
Конспект урока + презентация по технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».», 4 кл, УМК «Школа России»

1. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

2. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика

3. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

4. Тип урока: развивающее обучение

Вложение Размер
malahitovaya_shkatulka_4_klass.doc 88.5 КБ
malahitovaya_shkatulka.ppt 2.9 МБ

Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4

  1. № урока по календарно-тематическому плану:
  2. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».
  3. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика
  4. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».
  5. Тип урока: развивающее обучение
  6. Планируемые результаты:

-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

  1. Оборудование для учителя: учебник Технология 4 класс, презентация, технологическая карта, готовые образцы шкатулок, проектор, компьютер, таблицы по технике безопасности.
  2. Оборудование для ученика : учебник, цветной пластилин, ножницы, мультимедийная презентация, образцы изделий
  3. Схема доски

-Ребята достаем свои папки для технологии

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.

Л: действия смыслообразования

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твердые, жидкие, газообразные)

Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Объяснение нового материала: анализ образца

Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.

Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

-ответы на поставленные вопросы

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

Давайте повторим правила работы с пластилином.

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

Повторим правила работы со стекой.

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

Объяснение учебной задачи по технологической карте

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
  6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

-Работать будем самостоятельно. Но перед работой — отдохнём.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

источник

Презентация предназначена для урока технологии, окружающего мира, литературного чтения. Знакомство детей не только с произведением П.П.Бажова, но и с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями) для создания имитации рисунка малахита. Дети по презентации смешивают пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета.

Управление образования администрации города Магнитогорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,

тел.: 26-05-48 e — mail : sch 6@ mgn . ru

Малахитовая шкатулка Технология 4 класс

Топчий Людмила Николаевна, учитель технологии.

  • Узнать что такое малахит.
  • Почему произведения П.П. Бажова называются сказами.
  • Существуют ли на самом деле места, описанные в сказах.

  • Собрать сведения о происхождении малахита из книг;
  • Из сказов П.П.Бажова выбрать названия мест, в которых происходят события.
  • Какие полезные ископаемые человек использует для изготовления предметов искусства?
  • Что такое имитация ?
  • В каком веке стал известен малахит?
  • Что изобрели русские мастера?
  • На карте Урала найти населенные пункты.

  • Картон;
  • Клей, ножницы, линейка, карандаш;
  • Пластилин (зеленого, черного, белого цвета);
  • Доска для пластилина, стеки;
  • Нитки.

Сведения об малахите и его происхождении.

  • Малахит

  • В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый , к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.
  • Малахит — этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.

  • В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова, уральского сказочника, настоящего мастера своего дела. Каждый его сказ – это маленькая драгоценная вещь. В ней столько добра и любви к людям. Как интересно он описывает обычаи и приметы старого Урала, его легенды и небылицы…

Самоцветы народной мудрости щедро рассыпаны в сказах Бажова. И удача первооткрывателя ждёт того, кто задумается над тайной их не тускнеющей красоты.

Сироткой рос мальчишечка … У мастера Прокопьича малахитому делу обучался И с самой Хозяйкой Медной, говорят в народе, знался. Данила-мастер.

НОВЫЕ ИЗДАНИЯ СКАЗОВ БАЖОВА

Топнул оленёнок серебряным копытцем И оставил Дарьюшке на память самоцветных камушков целое корытце.

  • Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
  • Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
  • (В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
  • Отличительные черты сказа:
  • Герои – люди обыкновенные.
  • Фольклорная первооснова.
  • Присутствие рассказчика – человека из народа.
  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Могуч и величествен горный Урал

  • Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни.

В Петербургском Эрмитаже есть прекрасный малахитовый зал, где находятся огромные вазы из малахита.

  • Начертим, вырежем, склеим коробочку из картона.
  • Изготовим плитки, имитирующие кусочки малахита, прикрепим их на коробочку.
  • Оценим результат работы.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Малахит — красивый минерал, по строению напоминающий агат. Образуется при растворении руд меди и отложении соединений меди в трещинах и пустотах горной породы. Образование малахита

Малахитница — так называли её Уральские рудокопы. Она же была хранительницей малахита. Перед людьми она выступала в образе сказочно красивой женщины с зелёными глазами, одета в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой, украшенной малахитом и драгоценными камнями. Её чертоги украшали малахит, алмазы и яшма.

Малахит, один из главных минералов меди, содержит 57 % чистого металла. Кроме меди, в его состав входят кислород, углерод и вода. Образуется он чаще всего там, где медные руды выходят на земную поверхность Состав

Именно Уралу принадлежит монополия на лучшие сорта поделочного малахита. Здесь его добывали издавна.

Так и пошло по Уралу придание, что лишь за великую доброту, душевную чистоту и честность, одаривает Малахитница своим драгоценным камнем малахитом.

Текстура его разнообразна: струистая, ленточная, круговая, звездчатая с чередованием разноцветных слоев. Распространенными формами малахита являются корочки, почковидные массы и разнообразные натеки. Минерал в виде кристаллов встречается в природе крайне редко. Текстура

Сложность получения малахита в том, что для него главное – не химическая чистота и прозрачность, важная для таких камней как алмаз или изумруд, а его цветовые оттенки и текстура – неповторимый рисунок на поверхности отполированного образца.

Самой ранней малахитовой поделке 10 500 лет! Это скромная, простой овальной формы подвеска, найденная в одном из погребений неолитического могильника в долине Шанидар (Северный Ирак). В те времена в нём ценилась скорее не красота, а польза Из истории

С самых древних времён, с неолита вплоть до железного века, он был камнем ремесленников: краскотеров и красильщиков, стеклодувов, живописцев

В Египте малахит применялся правителями как главный камень силы. Фараоны верили, что он помогает мудро править. Малахит растирали в порошок, лечили им глаза и употребляли в косметике.

Но наибольшей известностью пользуется Малахитовый зал Эрмитажа, который после пожара в 1837 г. был реставрирован. На отделку зала потребовалось 125 пудов малахита. Малахитовые камины, колонны зала изумительны по красоте и рисунку. По краям царских врат Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге стоит восемь малахитовых колонн — по четыре с каждой стороны — высотой около 10 м и диаметром 42 см

Малахит — это амулет мудрых людей, он притягивает к своему владельцу людей. Малахит вызывает повышенный интерес к своему владельцу, его рекомендуют носить как талисман артистам, поэтам и всем тем, кто хочет нравиться и быть на виду

Малахит олицетворяет здоровую зелень природы и символизирует врожденную красоту трав, цветов, деревьев, корней. Малахит поглощает энергию, поэтому после применения его всегда следует чистить, иначе камень может потускнеть и потерять свою силу. Чистить лучше всего водно-солнечным способом или положить на три часа на друзу. Соль не применяйте — малахит очень мягкий и может поцарапаться.

При обработке малахита стараются максимально выявить декоративность камня. Особенно ценится глазчатый малахит с тонкими концентрическими кольцами — «павлиний глаз».

. Малахит следует оберегать от случайных ударов, резких перепадов температур, от воздействия кислот и абразивов; чистить только в мыльном растворе, ультразвуковая и паровая обработка недопустима

Павел Бажов Малахитовая шкатулка На уроке литературного чтения вы читали сказ Павла Бажова «Малахитовая шкатулка», где описано с каким трудом добывался этот камень, как работали над ним мастера, как переправляли его в Петербург для украшения зала в Зимнем Дворце. И конечно о судьбах главных героев: Хозяйки Медной горы, Степане – работнике с рудника. Теперь конечно стало понятно чем связаны Медная гора и малахит. Не зря мы назвали камень малахит сказочным.

План работы Выберите пластилин таких цветов, которые подходят для имитации малахита (белый, зеленый, темно-зеленый, черный). Отрежьте от каждого бруска пластилина небольшой кусок. Положите на отрезанные куски лист бумаги и раскатайте их. Сложите раскатанные пласты один на другой и скрутите их в трубочку. Сделайте из трубочки брусок, для чего сдавите ее сначала сверху, потом переверните и придавите еще раз. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита. Прикрепите пластинки к стенкам и крыше коробки, повторяя технику «русской мозаики»

Номер материала: ДБ-1433538

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4
.
Предмет: Технология

№ урока по календарно-тематическому плану:
Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».
Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика
Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».
Тип урока: развивающее обучение
Планируемые результаты:
-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.
-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Оборудование для учителя: учебник Технология 4 класс, презентация, технологическая карта, готовые образцы шкатулок, проектор, компьютер, таблицы по технике безопасности.
Оборудование для ученика: учебник, цветной пластилин, ножницы, мультимедийная презентация, образцы изделий
Схема доски


Подготовка к уроку
Перемена до урока
-Ребята достаем свои папки для технологии
Подготовка материала, самоконтроль
Р:Умение настроиться на работу

1
Организационный момент
1
-Здравствуйте ребята!
-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.
Приветствуют учителя.
Самоконтроль.
Л: действия смыслообразования

2
Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний
2
Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)
Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.
Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)
Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)
А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.
— формулировка темы урока
-формулировка целей урока
-усвоение новых понятий
-ответы на вопросы в беседе
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

3
Объяснение нового материала: анализ образца
3-5
Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)
Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].
Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.
Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)
Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».
-ответы на поставленные вопросы

-Чтение про себя
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)
5-7
Анализ образца изделия
Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)
Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)
Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)
Давайте повторим правила работы с пластилином.
Работай на подкладном листе.
Перед лепкой смочи руки.
Разомни пластилин.
Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.
Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)
Повторим правила работы со стекой.
Стека должна лежать в правом углу парты.
Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
Держи стеку как ручку.
Объяснение учебной задачи по технологической карте
В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»
-Работать будем самостоятельно. Но перед работой — отдохнём.
ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ
1. Разметка изделий
2. Заготовка деталей
3. Сборка изделия
4. Оформление изделия.
-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

Краткое формулирование этапов практической работы

Л: участвовать в творческом, созидательном процессе
П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность

4
Физминутка
1-2
-Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики, и глазки. Смотрим на экран.
Выполнение упражнений

5
Постановка творческой задачи
1-2
-Итак, ваша задача, сделать птичку.
-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения.
Вопросы по заданию
К: допускать возможность различных точек зрения

6
Самостоятельная работа
25-30
Повторение планирования
С чего мы начинаем работу?
Что делаем затем?
После этого?
Далее?
Чем мы закончим работу?
Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).
Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)
Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней – соблюдают их.
Работаем дружно, вместе.
Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.
Работу делай лучше, материалы береги.
Упавший пластилин немедленно подними.
Во время работы держи свое рабочее место в порядке.
Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.

-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.
-Посмотрите на рисунок, стр. 27. В итоге у нас получится своя выставка с шкатулками.
-подготовка рабочего места к работе
-повторение техники безопасности по работе с инструментами
-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)
-взаимопомощь
П:преобразованиеучебного материала, действия
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

7
Итог урока
1-2
Выставка и анализ работ учащихся.
А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].
Как называется изделие?
Какие материалы потребовались для изготовления?
Чему вы научились на уроке?
Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности – 1 раз.
Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня – хлопните 2 раза в ладоши.
Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.
Вашим домашним заданием будет завершение работы.
Спасибо за урок! Вы можете быть свободны.

-самоанализ
-взаимоанализ
-самооценка
-взаимооценка
-ответы на вопросы для закрепления материала
-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей
К: допускать возможность различных точек зрения
П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Л: Участие в подведении итогов урока
Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

8
Домашнее задание
1
— Ребята, дома вам нужно будет сделать шкатулку из других цветов
-Запись домашнего задания в дневник
П: установка причинно следственных связей

9
Уборка рабочих мест
перемена
-Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место.
-уборка рабочих мест
-Самоконтроль
Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками

  • malahitovaya_shkatulka_4_klass
    Размер файла: 89 kB Загрузок: 2

источник

Маркеева Г.В. лицей 34 Тюмень технология 4 класс.docx — Урок технологии в 4 классе «Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка»

Технологическая карта урока технологии, 4 класс
УМК «Школа России»
Урок № 5
Ф.И.О. учителя: Маркеева Галина Викторовна
Школа: МАОУ лицей № 34 города Тюмени
Предмет: технология
Класс: 4
Тема: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»
Задачи:
­ повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы);
­ познакомиться с поделочными камнями, используемыми при изготовлении предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином –
лепкой слоями;
­ познакомить с технологией изготовления изделия, имитирующей технику «русская мозаика»
Тип: урок ­ проект
Предметные
­ использовать приём смешивания
пластилина разных цветов для
получения новых оттенков;
­ объяснять способ создания изделия
в технике мозаики;
­ знать виды пластических
материалов, их свойства; выполнять
мозаику из пластилина;
­ знать содержание понятий
поделочные камни, имитация,
мозаика, пластичные материалы,
Планируемые результаты
Метапредметные
­ самостоятельно планировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей;
проводить контроль, корректировку, рефлексию
своих действий;
­ оценивать свою деятельность в групповой и
парной работе согласно критериям;
­ находить и отбирать информацию о технологии
выполнения «русской мозаики»;
­ аргументировать свою точку зрения при работе
в группе
Личностные
­ с уважением относиться к профессиональной
деятельности человека на производстве;
­ проявлять интерес к поисковой и
исследовательской деятельности;
­ осознавать причины успехов и неудач в
собственной деятельности;
­ стремиться к творчеству и реализации
собственных замыслов

русская мозаика, мастер по камню
Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»
Ресурсы урока
Для учителя:
­ Рабочая программа.
­ Пособие для учителей, с. 60­67.
­Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» (1 экземпляр на
группу).
­ Таблица «Характеристика поделочных камней».
­ Изображения различных полезных ископаемых и созданных из
них предметов.
­ Образцы мозаики, пластилин.
Для учащихся:
­ Учебник, с.24­27.
­ Рабочая тетрадь, с.18.
­ Материалы: пластилин зелёного, белого, чёрного цвета.
­ Инструменты: стека
­ Приспособления: подкладной лист или клеёнка, подкладная доска, нитка
для резания пластилина, коробка, тряпочка для вытирания рук.
Содержание деятельности учителя
­ Вспомните, на какие группы можно разделить
полезные ископаемые.
­ Сегодня на уроке познакомитесь с поделочными
камнями, которые используют для создания
декоративных изделий.
Ход урока
Содержание деятельности обучающихся
Актуализация необходимых знаний
Вспоминают схему, выполненную на предыдущем
уроке, называют группы полезных ископаемых.
Повторяют формулировку учебной задачи.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
­ проявлять интерес к
дальнейшему знакомству с
полезными ископаемыми
Регулятивные УУД:
­ формировать внутренний план
действий
1.Рассказ учителя о поделочных камнях и их
использовании. Работа по учебнику, с.24.
­ Поделочные камни – это непрозрачные минералы
или слабо просвечивающие, уступающие по
Находят и отбирают информацию из текстов
учебника и других источников о создании изделий
Личностные УУД:
­ проявлять интерес к созданию
декоративных изделий из
поделочных камней
Мотивация познавательной деятельности

твёрдости полудрагоценным камням. Таким, как
хризолит, бирюза, гранат, топаз, янтарь, коралл.
(Учитель демонстрирует фотографии ювелирных
изделий из этих полудрагоценных камней).
­ Поделочные камни имеют красивые рисунки и
окраски, поэтому широко применяются в ювелирной
промышленности. Это халцедон, сердолик, агат,
оникс, кошачий глаз, яшма, малахит, синтетический
изумруд, фианит.
(Учитель демонстрирует фотографии ювелирных
изделий из данных поделочных камней).
­ Рассмотрим фотографии ювелирных изделий из
поделочных камней.
2. Исследовательская работа. Работа в группах.
Учащимся предлагается таблица с графами:
поделочный камень, цвет, изделия из камня; образцы
поделочных камней (яшма, лазурит, малахит).
­ Для заполнения строчки «малахит» изучите
информацию в учебнике, на с.25.
из поделочных камней и технике «русская
мозаика». Объясняют новые понятия.
Заполняют таблицу без последней строчки.
Читают, отмечают, что нужно записать в таблицу о
малахите.
3. Вывод.
­ Какое место занимают изделия из камня в нашей
повседневной жизни?
Анализируют полученную информацию. Делают
вывод.
Организация познавательной деятельности
­ с уважением относиться к
профессиональной деятельности
человека на производстве
Коммуникативные УУД:
­ вступать в диалог
Регулятивные УУД:
­ вносить небходимые дополнения
и коррективы
Личностные УУД:
­ проявлять интерес к поисковой
и исследовательской
деятельности
Регулятивные УУД:
­ анализировать ход и способ
действий
Коммуникативные УУД:
­ интегрироваться в группу
сверстников
Регулятивные УУД:
­ аргументировать свою точку
зрения

1. Работа в группах.
­ Перед вами сказ П.П.Бажова «Малахитовая
шкатулка». Найдите в нём описание шкатулки.
Выбирают необходимую информацию с описанием
шкатулки. Зачитывают отрывок.
2. Работа по учебнику.
­ Каким способом нужно выполнить изделие?
­ Какие материалы можно применить для создания
мозаики?
­ Мозаика из пластилина – новый для вас приём
работы. Техника создания изделий из настоящего
малахита называется « русская мозаика».
4. Составление плана работы над мозаикой.
Работа в парах.
­ Составьте план работы над мозаикой, первый этап
назовите: поиск месторождений малахита.
­ Какие из этапов, записанных на доске, можно
воспроизвести в классе?
5. Организация работы по выполнению изделия.
­ Прочитайте план работы над изделием
Читают слова Ани о том, что будет выполнена
имитация мрамора с использованием пластилина и
техники «мозаика».
Вспоминают свои работы, называют материалы:
крупы, бумага, камни, смальта.
Обсуждают и составляют план в парах:
1. Поиск месторождений малахита.
2. Добыча малахита.
3. Доставка в мастерскую.
4. Распиливание малахита на тонкие плитки.
5. Наклеивание плиток на материал.
6. Шлифовка и полировка.
Делают вывод, что этапы 1 – 3 выполнить в классе
невозможно, а 4 – 6 воспроизвести можно.
Изучают по учебнику план работы и слайды к
нему, заполняют технологическую карту.
Познавательные УУД
(общеучебные):
­ осознавать то, что уже усвоено,
что ещё подлежит освоению, а так
же качество и уровень усвоения
Познавательные УУД (решение
проблемы):
­ формулировать проблему и
решать её
Коммуникативные УУД:
­ вступать в диалог
Регулятивные УУД:
­ анализировать ход и способ
действий
Личностные УУД:
­ выстраивать образовательный
маршрут
Регулятивные УУД:
­ выполнять самооценку учебного
задания
­ Коммуникативные УУД:
­ создавать устные высказывание
Познавательные УУД
(логические):
­ анализировать предстоящие

«Малахитовая шкатулка» на с. 26 учебника.
6. Руководство практической работой.
1) Выбрать пластилин.
2) От каждого бруска пластилина отрезать
небольшой кусок при помощи стеки или нитки.
3) Раскатать отрезанные куски.
4) Сложить раскатанные пласты друг на друга.
5) Плотно скрутить их в трубочку и сдавить, чтобы
получился брусок.
6) Из полученного бруска нарезать тонкие
пластинки, которые и станут деталями мозаики.
7) Плотно прикрепить их к стенкам и крышке
коробки, а также друг к другу.
7. Организация работы в группах над проектом
выполнения изделий с помощью техники
«русская мозаика».
Овладевают технологией лепки слоями для
создания имитации рисунка малахита. Смешивают
пластилин разных оттенков для создания нового
оттенка цвета. Используют приёмы работы с
пластилином. Выбирают материалы и инструменты
для изготовления изделия. Выполняют соединение
деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых
кусочков.
Применяют на практике алгоритм построения
деятельности в проекте на основе текста учебника
и технологической карты. Рационально используют
материалы при выполнении имитации
малахита.Составляют рассказ для презентации
изделия.
Подведение итогов
1. Выставка работ и их анализ по критериям
Выступают с презентациями.
с. 7 учебника.
действия
Личностные УУД:
­ проявлять интерес к технике
изготовления изделий «мозаика»
Регулятивные УУД:
­ выполнять учебное действие,
используя план
Коммуникативные УУД:
­ строить понятные для партнёра
высказывания в рамках учебного
диалога, используя термины
Личностные УУД:
­ проявлять осознание
успешности при освоении темы
Регулятивные УУД:
­ соотносить поставленную цель и
полученный результат
деятельности

Отвечают на вопросы.
2. Диагностика планируемых результатов.
­ Что такое имитация?
­ Как создаётся изделие из малахита?
­ Какой способ работы с пластилином
освоили?
­ допишите предложение: Куски малахита
распиливают на …, из которых
подбирается … .Затем полученные …
наклеиваются на … .
3. Домашнее задание.
­ К следующему уроку подготовить
сообщения о профессиях слесаря, электрика,
сварщика и наладчика электрооборудования.
Дополнить «Словарик профессий» новым понятием
мастер по камню.
Дополнительный материал: образцы изделий, выполненных в технике «русская мозаика»
Записывают домашнее задание.
­ оценивать результат
собственной деятельности
Коммуникативные УУД:
­ адекватно использовать речевые
средства для представления
результата
Познавательные УУД
(общеучебные):
­ рассказывать о приёме
смешивания пластилина разных
цветов для получения новых
оттенков
­ рассказывать о технике
«мозаика»
Познавательные УУД:
­ вести поиск и выделять
необходимую информацию
Личностные УУД:
­ делать нравственный выбор и
давать нравственную оценку

Приложение 1
Таблица «Характеристика поделочных камней»
Поделочный камень
Цвет
Изделия

источник

План-конспект урока технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка»», 4 класс УМК «Перспектива». Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» . Тема урока: Полезные ископаемые.

Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» .

Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка».

Цели: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»; совершенствовать навыки лепки; формировать умение самостоятельно выполнять изделия; — рассказать о профессии (мастер по камню).

  • Мультимедийный проектор;
  • Ноутбук;
  • Экран;
  • Мультимедийная презентация к уроку;
  • Учебник «Технология» 4 класс, ч. 1;
  • Рабочая тетрадь» Технология» 4 класс
  • «Толковый словарь живого великорусского языка» .
  • Иллюстрации поделок из камня;
  • Пластилин;
  • Инструменты и приспособления для работы с пластилином.

У.: — Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним.

II. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

У.: — Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

— Вспомните, что такое полезные ископаемые?

Д.: Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей, для своей пользы.

У.: Как их добывают, и транспортируют?

Д.: — Полезные ископаемые добывают из недр или с поверхности земли.

— Транспортируют по нефтепроводам или в цистернах,

У.: -На какие группы можно разделить полезные ископаемые

Д.: — Твёрдые, жидкие и газообразные?

У.: — Какие полезные ископаемые вы знаете?

— Прочитайте загадки, которые вы приготовили дома.

Д.: Читают и отгадывают загадки.

У.:- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

— О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

У.: -Какое изделие будем делать на уроке?

У.: — Из чего сделана малахитовая шкатулка.

У.: -Сегодня мы узнаем какие узоры можно увидеть в камне.

У.: — Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Рассмотрите иллюстрации.

Д.: Читают, рассматривают иллюстрации с изображением поделок .

У.: — Что такое шкатулка? Для чего она используется?

Д.: Шкатулка – это ларчик, ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.

У.: — Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?

Д.: — Из сборника уральских сказок .

У.: Объясните значение понятия «поделочные камни».

Д.: — Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни..

У.: — Что такое малахит? – Посмотрите в словаре точное значение.

Д.: Ответы учащихся, работа со словарем.

Мультимедиа-презентация «Русский малахит»

У.: — Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.

У.:- Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?

У.:-Какой приём будем использовать?

Д.: — Мы будем использовать прием мозаика.

У.:-Какие приёмы лепки будем использовать?

Д.: — Мы будем использовать имитацию.

У.: — Рассмотрите на стр. 26 учебника узоры малахита, созданные природой.

— Какие еще поделочные камни вы знаете? Какие изделия из них вам известны?

Д.: — Агат, оникс, лазурит, змеевик…

— Из поделочных камней делают украшения, вазы, шкатулки…

Уральские горы (шаги на месте, с подниманием рук)

По каменным плитам (изображаем руками спуск по ступенькам)

В страну малахита – (разводим руки в стороны)

В страну работящих (руки сгибаем в локтях, затем разводим)

V. Продолжение работы по теме урока.

У.: -Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника. -Назовите этапы работы.

Д.: — Эскиз, разметка, раскрой, сборка.

У.: — Заполним технологическую карту на стр. 18 рабочей тетради.

У.: -Сравните последовательность изготовления имитации малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

Д.: — Малахит – распиливают, пластилин – разрезают на тонкие пластинки.

— Малахит наклеивают на металл, пластилин – прикрепляют к коробке.

— Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.

У.: Как можно получить различные оттенки цвета?

Д.: — Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.

У.: — Как придать законченность изделию?

Д.: — Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.

У.: — К чему теперь мы можем приступить?

Д.: — Мы можем приступить к выполнению изделия.

У.: — Подготовьте рабочее место. Вспомните необходимое оборудование и правила работы с пластилином.

У.: — Разделитесь на группы по четыре человека. Вспомните правила работы в группе. – Можете приступать к изготовлению шкатулки.

Д.: Выполнение задания в группе по технологической карте и слайдам в учебнике.

У.: — А сейчас мы проведем выставку малахитовых шкатулок.

Д.: Представляют полученные изделия.

У.: — Что у вас получилось лучше всего?

— В чем испытали затруднения?

— Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

  • На уроке технологии я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Меня удивило…

У.: — К следующему уроку подготовьте сообщение о поделочных камнях, из которых выполняют декоративные предметы и о том, какие их особенности необходимо учитывать при отделке различных предметов.

источник

Урок технологии в 4 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока

« Малахитовая шкатулка»

Цели деятельности педагога:Познакомить учащихся с содержанием понятий: поделочные камни, имитация, мозаика, с изделиями, созданными из поделочных камней, новой техникой работы с пластилином; учить технологии лепки слоями для имитации рисунка малахита, распределять роли и обязанности при выполнении проекта, рационально использовать материалы, определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика»; развивать умение выполнять работу в группах, самостоятельность; воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету

Урок технологии в 4 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с содержанием понятий: поделочные камни, имитация, мозаика, с изделиями, созданными из поделочных камней, новой техникой работы с пластилином; учить технологии лепки слоями для имитации рисунка малахита, распределять роли и обязанности при выполнении проекта, рационально использовать материалы, определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика»; развивать умение выполнять работу в группах, самостоятельность; воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету

Освоение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, груповая

Основные понятия и термины

Поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика, мастер по камню

 Работа с бумагой. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib

 Корн, И. Волшебный камень. – Режим доступа : http://stih >

 мультимедийная презентация по теме, образец изделия.

http://angcor.com.ua/contentimages/big40.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/352/65352084_7943pdk11.jpg http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-09/thumbs/1253640897_2-47.jpg http://prv3.lori-images.net/izdeliya-iz-podelochnyh-kamnei-0000257903-preview.jpg

учебник, рабочая тетрадь; пластилин, стеки, доска подкладная, салфетка, пластиковые коробочки

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: познакомятся с содержанием понятий: поделочные камни, имитация, мозаика, с изделиями, созданными из поделочных камней, новой техникой работы с пластилином; овладеют технологией лепки слоями для имитации рисунка малахита; научатся распределять роли и обязанности при выполнении проекта, рационально использовать материалы, определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика».

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.); самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её; регулятивные – научатся организовывать свое рабочее место, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные – принимают участие в коллективных работах, работах группами; умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению, следить за действиями других участников совместной деятельности.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; умеют ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию другого»

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Универсальные
учебные действия

психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– А вы знаете, есть такие полезные ископаемые, которые нужны нам лишь для того, чтобы украсить нашу жизнь, подарить нам хорошее настроение. Как вы думаете, о каких полезных ископаемых идет речь? Конечно, это драгоценные и поделочные камни. Познакомимся с ними сегодня на уроке и попробуем сымитировать их красоту
с помощью пластилина. А вот какой предмет мы сделаем, вы отгадайте сами.

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

II. Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания

организует заслушивание ответов выполненного домашнего задания в рабочей тетради (с. 17)

Участвуют
в коллективной беседе

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, слушать учителя
и одноклассников, формулировать ответы на вопросы

III. Изучение нового материала

люстративный рассказ «Поделочные камни».

выставки изделий. Просмотр мультимедийной презентации

– Самоцветы известны человеку уже не менее семи тысячелетий. Первыми из них были аметист, горный хрусталь, янтарь, гранат, нефрит, яшма, кораллы, лазурит, жемчуг, серпентин, изумруд и бирюза. Эти камни долгое время оставались доступными лишь представителям привилегированных классов. Княжеские регалии, усеянные драгоценными камнями, свидетельствовали о богатстве и могуществе феодалов. И поныне в различных сокровищницах и музеях мы любуемся великолепными драгоценностями былых эпох. Разумеется, и в наши дни находятся люди, которые надевают оправленный в золото или платину драгоценный камень, чтобы продемонстрировать свою состоятельность, но чаще ювелирные украшения служат нашему собственному удовольствию, доставляя радость своей красотой и гармонией. Даже сегодня мы приобретаем тот или иной самоцвет, испытывая к нему какую-то непонятную симпатию или склонность. Поэтому неудивительно, что в прежние, менее просвещенные времена драгоценным камням приписывалась таинственная сила. Самоцветы служили амулетами и талисманами,

Смотрят
презентацию, рассматривают выставленные изделия из поделочного камня; слушают учителя,
делятся впечатлениями
о просмотренных работах; анализируют информацию, отвечают на вопросы

Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные: общеучебные – умеют извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, экспонат, модель, иллюстрация и др.),

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

умеют слушать собеседника, инициативно сотрудничать в поиске информации.

источник

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Технология» для 4 класса общеобразовательных учреждений к УМК образовательных систем «Перспектива», «Школа России» и «Гармония», а также тематическое планирование по действующим учебникам системы «Начальная школа XXI века», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВА» И «ШКОЛА РОССИИ»
Тематическое планирование 6
Знакомство с учебником 7
Урок 1. Как работать с учебником 8
Человек и земля 13
Уроки 2, 3. Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» 14
Урок 4. Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» 24
Урок 5. Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» 31
Уроки 6, 7. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» 36
Урок 8. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали» 44
Урок 9. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Медаль» 50
Уроки 10, 11. Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза» 53
Урок 12. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» 61
Урок 13. Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка» 68
Уроки 14, 15. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» 73
Уроки 16, 1 7. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» 83
Уроки 18, 19. Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» 93
Урок 20. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» 101
Урок 21. Бытовая техника. Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы 108
Урок 2 2. Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» 114
Человек и вода 119
Урок 23. Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер» 120
Урок 24. Порт. Изделие «Канатная лестница» 125
Урок 25. Узелковое плетение. Изделие «Браслет» 131
Человек и воздух 136
Урок 2 6. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет» 138
Урок 2 7. Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель» 144
Урок 28. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» 148
Человек и информация 152
Уроки 2 9, 3 0. Издательское дело. Изделия «Титульный лист», «Таблица» 154
Урок 31. Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» 162
Уроки 3 2, 3 3. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» 166
Урок 34. Подведение итогов года. Презентация выполненных работ 168
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ГАРМОНИЯ»
Тематическое планирование 171
Из глубины веков — до наших дней 172
Урок 1. Введение. Керамика в культуре народов мира 173
Урок 2. Сосуд с магическим орнаментом (отрывная аппликация, роспись) 177
Уроки 3, 4. Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Коллективное панно (лепка, роспись) 181
Уроки 5, 6. Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. Плетеный короб 185
Уроки 7, 8. Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии 192
Традиции мастеров в изделиях для праздника 198
Урок 9. Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования 199
Урок 10. Бумагопластика. Раскладная открытка 202
Урок 11. Упаковка-футляр для подарка 206
Урок 12. Оформление упаковки новогоднего подарка 210
Урок 13. Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами) 213
Урок 14. Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста) 217
Уроки 15, 16. Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки 223
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие 227
Урок 17. Вязание как один из видов рукоделия. Простейшие приемы вязания крючком 227
Уроки 18, 19. Простейшие приемы вязания крючком. Вязание панно 232
Урок 20. Петельный шов: приемы выполнения 235
Уроки 21, 2 2. Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки 239
Уроки 2 3, 2 4. Окантовка картона 242
Уроки 2 5, 2 6. Жесткий переплет 246
В каждом деле — свои секреты 250
Урок 27. Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки 250
Уроки 2 8, 2 9. Дарим людям свое мастерство. Игрушки из соломки и ниток 254
Уроки 3 0, 31. Металл в руках мастера. Тиснение по фольге 257
Урок 32. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама 261
Урок 33. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Коробочка санбо 265
Урок 34. Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся 269
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тематическое планирование по УМК «Начальная школа XXI века» 271
Правила техники безопасности на уроках технологии 276
Физкультминутки 278
Список литературы 283

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

источник

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор Абрамчук О.Б.
Дата 24.02.2016
Формат docx
Изображения Нет

План-конспект урока технологии

на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка»»,

Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ №462 Пушкинского района Санкт-Петербурга» Абрамчук Ольга Борисовна.
Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка».
Цели: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»; совершенствовать навыки лепки; формировать умение самостоятельно выполнять изделия; — рассказать о профессии (мастер по камню).
Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Ноутбук;
  • Экран;
  • Мультимедийная презентация к уроку;
  • Учебник «Технология» 4 класс, ч. 1;
  • Рабочая тетрадь» Технология» 4 класс
  • «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
  • Иллюстрации поделок из камня;
  • Пластилин;
  • Инструменты и приспособления для работы с пластилином.

У.: — Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним. II. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

У.: — Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

— Вспомните, что такое полезные ископаемые?

Д.: Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей, для своей пользы.

У.: Как их добывают, и транспортируют?

Д.: — Полезные ископаемые добывают из недр или с поверхности земли.

— Транспортируют по нефтепроводам или в цистернах,

У.: -На какие группы можно разделить полезные ископаемые

Д.: — Твёрдые, жидкие и газообразные?

У.: — Какие полезные ископаемые вы знаете?

— Прочитайте загадки, которые вы приготовили дома.

Д.: Читают и отгадывают загадки.

У.:- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых — это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

— О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

У.: -Какое изделие будем делать на уроке?

У.: — Из чего сделана малахитовая шкатулка.

У.: -Сегодня мы узнаем какие узоры можно увидеть в камне.

У.: — Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Рассмотрите иллюстрации.

Д.: Читают, рассматривают иллюстрации с изображением поделок .

У.: — Что такое шкатулка? Для чего она используется? Д.: Шкатулка — это ларчик, ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.

У.: — Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?

Д.: — Из сборника уральских сказок П.П. Бажова.

У.: Объясните значение понятия «поделочные камни».

Д.: — Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни..

У.: — Что такое малахит? — Посмотрите в словаре точное значение.

Д.: Ответы учащихся, работа со словарем.

Мультимедиа-презентация «Русский малахит»

У.: — Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.

У.:- Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?

У.:-Какой приём будем использовать?

Д.: — Мы будем использовать прием мозаика.

У.:-Какие приёмы лепки будем использовать?

Д.: — Мы будем использовать имитацию. У.: — Рассмотрите на стр. 26 учебника узоры малахита, созданные природой. — Какие еще поделочные камни вы знаете? Какие изделия из них вам известны? Д.: — Агат, оникс, лазурит, змеевик… — Из поделочных камней делают украшения, вазы, шкатулки…

Уральские горы (шаги на месте, с подниманием рук)

По каменным плитам (изображаем руками спуск по ступенькам)

В страну малахита — (разводим руки в стороны)

В страну работящих (руки сгибаем в локтях, затем разводим)

V. Продолжение работы по теме урока.

У.: -Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника. -Назовите этапы работы.

Д.: — Эскиз, разметка, раскрой, сборка.

У.: — Заполним технологическую карту на стр. 18 рабочей тетради.

У.: -Сравните последовательность изготовления имитации малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

Д.: — Малахит — распиливают, пластилин — разрезают на тонкие пластинки.

— Малахит наклеивают на металл, пластилин — прикрепляют к коробке.

— Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.

У.: Как можно получить различные оттенки цвета?

Д.: — Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.

У.: — Как придать законченность изделию?

Д.: — Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.

У.: — К чему теперь мы можем приступить?

Д.: — Мы можем приступить к выполнению изделия.

У.: — Подготовьте рабочее место. Вспомните необходимое оборудование и правила работы с пластилином.

У.: — Разделитесь на группы по четыре человека. Вспомните правила работы в группе. — Можете приступать к изготовлению шкатулки.

Д.: Выполнение задания в группе по технологической карте и слайдам в учебнике.

У.: — А сейчас мы проведем выставку малахитовых шкатулок.

Д.: Представляют полученные изделия.

У.: — Что у вас получилось лучше всего?

— В чем испытали затруднения?

— Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

    На уроке технологии я узнал…

    IХ. Домашнее задание. У.: — К следующему уроку подготовьте сообщение о поделочных камнях, из которых выполняют декоративные предметы и о том, какие их особенности необходимо учитывать при отделке различных предметов.

    источник

    Источники:
    • http://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/presentacii/izdieliie-malakhitovaia-shkatulka
    • http://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-malahitovaya-shkatulka-klass-2854339.html
    • http://educontest.net/ru/1239053/%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0-4-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/
    • http://znanio.ru/media/urok_tehnologii_v_4_klasse_poleznye_iskopaemye_malahitovaya_shkatulka-36796/44543
    • http://pandia.ru/text/81/320/93065.php
    • http://videouroki.net/razrabotki/urok-tiekhnologhii-v-4-klassie-umk-shkola-rossii-tiekhnologhichieskaia-karta-uro.html
    • http://alleng.org/d/add/teh061.htm
    • http://for-teacher.ru/edu/nachalnye_klassy/doc-kxanroc.html
    Читайте также:  Чем полезен помидорный рассол