Меню Рубрики

Презентация горючие полезные ископаемые казахстана 4 класс

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
Узнать больше

  1. 1. Роман Гончаренко 457
  2. 2. Агния Магус 402
  3. 3. Анатолий Антипов 207
  4. 4. Ангелина Иванова 118
  5. 5. Вадим Горшков 115
  6. 6. Анатолий Антипов 110
  7. 7. Джонатан Свифт 109
  8. 8. Сергей Лапицкий 105
  9. 9. Тимофей Рыбкин 99
  10. 10. Виктория Соколова 94
  1. 1. Дарья Барановская 6,933
  2. 2. Ramzan Ramzan 6,424
  3. 3. Елизавета Анчербак 5,070
  4. 4. Денис Христофоров 4,975
  5. 5. Iren Guseva 4,925
  6. 6. Администратор 4,907
  7. 7. Даниил Юраков 4,718
  8. 8. Алексей 4,541
  9. 9. Сергей Ефремов 4,393
  10. 10. Анастасия Гудяева 4,348

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

источник

данная презентация будет хорошим наглядным пособием к уроку познание мира на тему «Полезные ископаемые Казахстана»

Полезные ископаемые Казахстана

Подготовила: Берг Светлана Сергеевна

Учитель начальных классов

Полезные ископаемые – это горные породы, которые добывают из глубин земли или с её поверхности. Эти природные богатства используются для нужд человека Места, где были найдены полезные ископаемые называются месторождениями.

Горючие полезные ископаемые

К ним относятся: каменный уголь, природный газ, нефть

Каменный уголь – твердый камень черного цвета. Он имеет металлический блеск, хорошо горит, выделяет много тепла. Бурый уголь не имеет блеска, легко крошится и выделяет меньше тепла. После сгорания бурого угля остается много золы.

Каменный уголь Бурый уголь

Если каменный уголь находится близко к поверхности земли, его добывают открытым способом. Сначала экскаватор снимает верхний слой земли, затем ковшом загребает уголь и грузит в железнодорожные вагоны или самосвалы.

Каменный уголь залегает глубоко под землей. Чтобы его добыть, строят шахты. Сквозь толщи песка, камня, глины роют большой глубокий колодец – ствол шахты. От ствола шахты в стороны проделывают коридоры – штреки. Ствол шахты и штреки крепят прочными специальными опорами. В шахты проводят электрический свет и постоянно подают (закачивают) свежий воздух.

Нефть — маслянистая жидкость, которая хорошо горит, выделяет много тепла и не оставляет после сгорания пепла.

Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы добыть ее из глубин земли, бурят скважину и вставляют в нее трубы. Нефть фонтаном выходит наружу. Ну а если нефть не выходит сама, то ее качают мощными насосами. По нефтепроводам её отправляют на нефтеперерабатывающие заводы.

Природный газ выходит из под земли попутно с нефтью. Если его бывает очень много, то месторождения называют нефтегазовыми. Есть газовые месторождения, где добывают только газ.

Чистый природный газ используют в быту, а также как топливо и химическое сырье.

Месторождения газа и нефти расположены в прикаспийской низменности и на полуострове Мангыстау. Мелководная прибрежная часть Каспийского моря тоже богата нефтью и газом.

Рудные полезные ископаемые

Железная руда – это твердый тяжелый камень, который обладает магнитными свойствами.

Железная руда залегает в земле на разной глубине. Если она находится неглубоко, то её добывают открытым способом, если руда находится на большой глубине, то строят шахты. Там ее добывают специальными комбайнами, затем отправляют ее на металлургические заводы.

Переработка железной руды

В доменных печах железную руду расплавляют, отделяют от пустой породы. Сначала выплавляют чугун. Часть его идет на нужды народного хозяйства, а часть для выплавки стали.

Месторождения железной руды

Самое большое месторождение железной руды находится в Костанайской области. Здесь сосредоточено почти 85% всех залежей железной руды. Крупнейшее из всех месторождений – Соколовско-Сарбайское. Большие месторождения железной руды находятся рядом с городами Жезказган, Аркалык, Каражал.

Из руд цветных металлов получают медь, свинец, алюминий, серебро, золото и другие металлы.

Медь – мягкий металл красного или розоватого цвета. Он легко обрабатывается, сплавляется с другими металлами. Медь хорошо проводит электрический ток.

Сплавы меди ценятся больше, чем сама медь.

Сплав меди и цинка называется латунью . Латунь прочнее и крепче меди, имеет желтоватый цвет. Из нее изготавливают проволоку, корпуса часов, нагрудные знаки отличия и другое.

Алюминий получают из алюминиевой руды – бокситов. Бокситы похожи на глину, но не размокают в воде. Они имеют красноватый или бурый цвет.

Алюминий — легкий металл серебристо-белого цвета. Он хорошо гнется, проводит электрический ток. Его используют для производства проволоки и посуды.

Бокситы добывают в Аркалыкском месторождении Костанайской области.

Из полиметаллической руды получают свинец и цинк.

Свинец — серовато-белый тяжелый металл, он легко куется, поэтому с древних времен люди делали из него статуи, домашнюю утварь. Позже – пули и дробь.

Цинк – голубовато-белый металл. Он устойчив к воздействию воды и воздуха. Железо, покрытое цинком, не ржавеет. В хозяйстве широко использовались оцинкованные ведра, тазы, ванны.

Месторождения полиметаллических руд в Казахстане находится на Алтае.

Нерудные полезные ископаемые

Песок, глина, известняк, мрамор встречаются в природе довольно часто. Это прекрасный строительный материал. Их используют в строительстве в таком виде, в каком они находятся в природе. Поэтому их называют нерудными полезными ископаемыми.

Фосфориты — это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорные удобрения. Их добавляют в почву и растения растут гораздо лучше. Фосфориты добывают в месторождении Каратау.

Известняк имеет белый, сероватый или желтоватый цвет. Это пористый, прочный камень, легко пилится и обрабатывается. Существуют горы, состоящие из известняка. Из смеси чистого песка и известняка изготавливают белый кирпич. Также из известняка получают мел и известь для побелки стен и потолков.

Песок – сыпучая горная порода, в природе встречается очень часто. Он образуется при разрушении твердых горных пород, состоит из отдельных песчинок желтого, белого и серого цвета.

Песок чаще всего залегает на поверхности или неглубоко в земле, поэтому его добывают открытым способом в карьерах. Из песка делают стекло и бетон.

Глина образуется в результате выветривания горных пород и скапливания их на дне озер и морей. Глина, как и песок добывается открытым способом. Она бывает белая, красноватая, сероватая, голубоватая. Из глины чаще всего делают посуду. Также из нее делают кирпичи и облицовочную плитку, которые используют в строительстве.

Мрамор – очень прочный и твердый. У него красивый природный рисунок разнообразных оттенков. Мрамор хорошо полируется. Отполированным мрамором облицовывают стены, колонны дворцов и станций метро.

источник

Обучающая: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их свойствами, местами залегания и способами добычи; закреплять навык самостоятельно добывать знания, анализировать материал и делать выводы

Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес, самостоятельность, внимание, творческие способности; развивать интерес к предмету

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

учитель начальных классов

Горючие полезные ископаемые

Как используют каменный уголь?

Природный газ, нефть, мел, песок, железная руда, медная руда, каменный уголь, глина.

Горючие полезные ископаемые

А оловянная и медная руды

Б каменный уголь, природный газ

А очищается территория от мусора

Б так сохраняются запасы руды

В люди участвуют в соревнованиях

  • В
  • А
  • Б
  • А
  • Б
  • В

  • УЗНАЛ (а)
  • НАУЧИЛСЯ(ась)
  • УДИВИЛСЯ( ась)

  • Спасибо

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Посмотрите на экран и разбейте на группы полезные ископаемые : уголь, песок, известняк ,глина ,нефть , газ

песок уголь известняк нефть глина газ

Строительные материалы ? песок уголь известняк нефть глина газ

Горючие полезные ископаемые.

Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые? Где они применяются?

Ход работы: 1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши органы чувств. 2. Разбейте молотком кусочки каменного угля . Определите их твёрдость и прочность. 3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили? Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”. 4.. В графе таблицы “ Состав и свойства”напишите следующие характеристики: состояние: твёрдое, жидкое или газообразное; цвет; запах: имеет запах, без запаха; горючесть.

Каменный уголь внешний вид состояние цвет запах легче или тяжелее воды хрупкость горючесть

Каменный уголь топливо краски, резина, пластмасса, лекарства

Торф внешний вид состояние цвет запах легче или тяжелее воды горючесть

Торф топливо удобрение подстилка для животных кокс воск спирт уксус

Нефть внешний вид состояние цвет запах легче или тяжелее воды жирность горючесть

Нефть горючее топливо масла краски, эмали пластмасса, ткани удобрения, ядохимикаты спирт

Природный газ состояние цвет запах горючесть

Природный газ топливо пластмасса масла каучук резина

Свойства полезных ископаемых 1. горючее 6. сыпучее 11. бесцветный 2. твёрдое 7. хрупкое 12. легче воды 3. жидкость 8. коричневого цвета 13. газообразное 4. имеет запах 9. чёрного цвета 14. тяжелее воды 5. маслянистый 10. лёгкий 15. не имеет запаха 1. горючее 6. сыпучее 11. бесцветный 2. твёрдое 7. хрупкое 12. легче воды 3. жидкость 8. коричневого цвета 13. газообразное 4. имеет запах 9. чёрного цвета 14. тяжелее воды 5. маслянистый 10. лёгкий 15. не имеет запаха

Я ПОВТОРИЛ ЗАПОМНИЛ УЗНАЛ УДИВИЛСЯ ГОРЖУСЬ

Домашнее задание 1.Сообщения о полезном ископаемому. 2.стр 94-97

Данная презентация используется на уроке окружающего мира в 4 классе по теме «Горючие полезные ископаемые» автор учебника Поглазова.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Испо льзуя данную презентацию учащиеся развивают такие умения, как:анализ, синтез,классифицировать,моделировать,работать по плану, поиск информации,сотрудничать ,проверка по эталлону, оценивать.слайд 1.

Посмотрите на экран и разбейте на группы полезные ископаемые : уголь, песок, известняк ,глина ,нефть , газ.

Какие полезные ископаемые вошли в 1 группу?

Что мы можем сказать про 2 группу?

Предположи, о чем мы будем говорить ?

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила: Берг Светлана Сергеевна Учитель начальных классов ГУ «Бобровская СОШ» Полезные ископаемые Казахстана

Полезные ископаемые – это горные породы, которые добывают из глубин земли или с её поверхности. Эти природные богатства используются для нужд человека Места, где были найдены полезные ископаемые называются месторождениями.

Виды полезных ископаемых Полезные ископаемые горючие рудные нерудные

Горючие полезные ископаемые К ним относятся: каменный уголь, природный газ, нефть

Каменный уголь Каменный уголь – твердый камень черного цвета. Он имеет металлический блеск, хорошо горит, выделяет много тепла. Бурый уголь не имеет блеска, легко крошится и выделяет меньше тепла. После сгорания бурого угля остается много золы. Каменный уголь Бурый уголь

Добыча угля Если каменный уголь находится близко к поверхности земли, его добывают открытым способом. Сначала экскаватор снимает верхний слой земли, затем ковшом загребает уголь и грузит в железнодорожные вагоны или самосвалы.

Каменный уголь залегает глубоко под землей. Чтобы его добыть, строят шахты. Сквозь толщи песка, камня, глины роют большой глубокий колодец – ствол шахты. От ствола шахты в стороны проделывают коридоры – штреки. Ствол шахты и штреки крепят прочными специальными опорами. В шахты проводят электрический свет и постоянно подают (закачивают) свежий воздух.

Нефть Нефть — маслянистая жидкость, которая хорошо горит, выделяет много тепла и не оставляет после сгорания пепла. Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы добыть ее из глубин земли, бурят скважину и вставляют в нее трубы. Нефть фонтаном выходит наружу. Ну а если нефть не выходит сама, то ее качают мощными насосами. По нефтепроводам её отправляют на нефтеперерабатывающие заводы.

Природный газ Природный газ выходит из под земли попутно с нефтью. Если его бывает очень много, то месторождения называют нефтегазовыми. Есть газовые месторождения, где добывают только газ. Чистый природный газ используют в быту, а также как топливо и химическое сырье. Месторождения газа и нефти расположены в прикаспийской низменности и на полуострове Мангыстау. Мелководная прибрежная часть Каспийского моря тоже богата нефтью и газом.

Читайте также:  Полезнее белая или красная фасоль

Рудные полезные ископаемые Железная руда – это твердый тяжелый камень, который обладает магнитными свойствами. Железная руда залегает в земле на разной глубине. Если она находится неглубоко, то её добывают открытым способом, если руда находится на большой глубине, то строят шахты. Там ее добывают специальными комбайнами, затем отправляют ее на металлургические заводы.

Переработка железной руды В доменных печах железную руду расплавляют, отделяют от пустой породы. Сначала выплавляют чугун. Часть его идет на нужды народного хозяйства, а часть для выплавки стали.

Месторождения железной руды Самое большое месторождение железной руды находится в Костанайской области. Здесь сосредоточено почти 85% всех залежей железной руды. Крупнейшее из всех месторождений – Соколовско-Сарбайское. Большие месторождения железной руды находятся рядом с городами Жезказган, Аркалык, Каражал.

Руды цветных металлов Из руд цветных металлов получают медь, свинец, алюминий, серебро, золото и другие металлы. Медь – мягкий металл красного или розоватого цвета. Он легко обрабатывается, сплавляется с другими металлами. Медь хорошо проводит электрический ток. Сплавы меди ценятся больше, чем сама медь. Сплав меди и цинка называется латунью. Латунь прочнее и крепче меди, имеет желтоватый цвет. Из нее изготавливают проволоку, корпуса часов, нагрудные знаки отличия и другое. медь цинк латунь

Алюминий получают из алюминиевой руды – бокситов. Бокситы похожи на глину, но не размокают в воде. Они имеют красноватый или бурый цвет. Алюминий — легкий металл серебристо-белого цвета. Он хорошо гнется, проводит электрический ток. Его используют для производства проволоки и посуды. Бокситы добывают в Аркалыкском месторождении Костанайской области.

Полиметаллические руды Из полиметаллической руды получают свинец и цинк. Свинец — серовато-белый тяжелый металл, он легко куется, поэтому с древних времен люди делали из него статуи, домашнюю утварь. Позже – пули и дробь. Цинк – голубовато-белый металл. Он устойчив к воздействию воды и воздуха. Железо, покрытое цинком, не ржавеет. В хозяйстве широко использовались оцинкованные ведра, тазы, ванны. Месторождения полиметаллических руд в Казахстане находится на Алтае.

Нерудные полезные ископаемые Песок, глина, известняк, мрамор встречаются в природе довольно часто. Это прекрасный строительный материал. Их используют в строительстве в таком виде, в каком они находятся в природе. Поэтому их называют нерудными полезными ископаемыми. Фосфориты — это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорные удобрения. Их добавляют в почву и растения растут гораздо лучше. Фосфориты добывают в месторождении Каратау.

Известняк имеет белый, сероватый или желтоватый цвет. Это пористый, прочный камень, легко пилится и обрабатывается. Существуют горы, состоящие из известняка. Из смеси чистого песка и известняка изготавливают белый кирпич. Также из известняка получают мел и известь для побелки стен и потолков.

Песок и глина Песок – сыпучая горная порода, в природе встречается очень часто. Он образуется при разрушении твердых горных пород, состоит из отдельных песчинок желтого, белого и серого цвета. Песок чаще всего залегает на поверхности или неглубоко в земле, поэтому его добывают открытым способом в карьерах. Из песка делают стекло и бетон. Глина образуется в результате выветривания горных пород и скапливания их на дне озер и морей. Глина, как и песок добывается открытым способом. Она бывает белая, красноватая, сероватая, голубоватая. Из глины чаще всего делают посуду. Также из нее делают кирпичи и облицовочную плитку, которые используют в строительстве.

Мрамор – очень прочный и твердый. У него красивый природный рисунок разнообразных оттенков. Мрамор хорошо полируется. Отполированным мрамором облицовывают стены, колонны дворцов и станций метро.

Номер материала: ДБ-1363871

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи урока закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Результаты обучения научиться классифицировать полезные ископаемые по группам;

знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Источники заданий Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye. Задания классификация полезных ископаемых на группы;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Записи по уроку 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые — алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые — соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

— Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).

Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.

— На какие группы можно разбить полезные ископаемые?

(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).

— Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

— Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

— Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)

Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.

— Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

6. Работа с новым материалом.

— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

— К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).

— Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).

— Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.

7. Работа с текстом. Инсерт.

Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.

— Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).

— Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

8. Работа с тестами. Обобщение.

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) Врачи Б) Строители В) Геологи

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) Песок, глина Б) Гранит, торф В) Каменный уголь, поваренная соль

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) Оловянная и медная руды Б) Каменный уголь, природный газ В) Графит, сера

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

А) Природный газ, нефть Б) Мрамор, гранит В) Золото

5. Зачем люди собирают металлолом?

А) Очищается территория от мусора Б) Так сохраняются запасы руды В) Люди участвуют в соревнованиях

6. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

А) Содержащие руду Б) Нерудные ископаемые В) Горючие ископаемые

Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы. (Слайды).

9. Творческая работа. Синквейн.

— Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом, о котором был текст.

Залучший синквей команды награждают друг друга смайликами.

10. Комментирование оценок.

Выставление оценок за урок.

— О чём сегодня мы говорили на уроке?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

источник

Қазақстан Республикасының Білім және Ғылым министірлігі

Астана қаласы №18 орта мектебі ММ

Учитель начальных классов

Байжанова Айжан Тюлентаевна

Познание мира «Горючие полезные ископаемые».

Урок познания мира в 4 классе
Тема: Горючие полезные ископаемые.
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми,

их свойствами, местами залегания и способами добычи; закреплять навык самостоятельно добывать знания, анализировать материал и делать выводы
Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес, самостоятельность, внимание, творческие способности; развивать интерес к предмету
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и природным богатствам, трудолюбие, старательность, чувство коллективизма.
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Методы обучения: Словесный, наглядный, частично — поисковый, практический, тестирование
Оборудование: условные обозначения полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых, тесты на каждого учащегося.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Начинается урок.
Тут затеи и кроссворды,
И задания для вас!
Пожелаю вам удачи —
За работу в добрый час!
II. Психологический настрой
— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас. Улыбнитесь друг другу, ведь наступил новый день, который принесет вам много радости. Хорошо, всем удачного урока!
III. Проверка домашнего задания.
— Ребята, у вас на партах лежат белые листы с тестами, это и будет

проверкой вашего домашнего задания. 6 вопросов и 3 варианта ответов; естественно, что только один из трех верный ( обвести кружком верный вариант ответа)
— Теперь посмотрите на доску, на ней вы видите верный варианты ответов. Возьмем простые карандаши, обменяйтесь тестами и оцените работы друг друга. ( Выставление оценок)
IV. Повторение пройденного материала.
На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых
— бурый уголь — железная руда
— фосфориты — медная руда
— — золото
— асбест —
— Ребята, что обозначают эти знаки?
— Эти знаки обозначают полезные ископаемые.
— Для чего используют эти знаки?
— Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.
— Что мы называем полезными ископаемыми?
— Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?
Ученики. Железная руда.
Учитель. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Заполните схему самостоятельно:
— Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?
— Мы изучили рудные полезные ископаемые. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Ученики. В твердом — гранит, в жидком — нефть, в газообразном —

подгруппа полезных ископаемых, которые горят, обогревают наши жилища. Ребятишки, как вы, думаете как называется это группа полезных ископаемых? (горючие полезные ископаемые)
Сегодня на уроке мы познакомимся с горючими полезными ископаемыми.

Как вы думаете, почему их так называют?
Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются
человеком от её каменной оболочки.
Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Читайте также:  Какой вид спорта полезен для сердца

V. Практическая работа учащихся.
Название Состояние Плотность Цвет Горючесть Использование
Каменный уголь Твердый Плотный Черный + Отопление, сырьё для

получения красителей, взрывчатых веществ,удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов
Бурый уголь твердый рыхлый Черный + Отопление, кокс- краска, лекарства
Нефть жидкая — Темно — коричневого и черного цвета, иногда красноватого, желтоватого и даже белого + Производство керосина, бензина,смазачных масел, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи
Природный газ Жидкий В качестве топлива и химического сырья
Торф твердый плотный Темно — коричного

Физминутка:На дворе у нас мороз, Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывем, плывем, плывем;
Дно ногами достаем.
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке.
Там садимся на пенек,
И опять у нас урок.

VI . Обобщение, подведение итогов урока.
Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
2. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
3. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
сам он — удобрение. (Известняк)
4. На кухне у мамы — помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
5. Этот мастер белый — белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
По вертикали:
6. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобиться сразу. ( Глина)
7. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл,
Ни поднимется ракета. Что же это?(Нефть)
8. Очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
1. торф 2. уголь 3. известняк 4. газ 5. мел 6. глина
7. нефть 8. Песок
VII. Работа по физической карте Казахстана.
Показ месторождений : Покажите на карте самое крупное месторождение железной руды? Меди?
Самое крупное месторождение железной руды — Соколовско — Сарбайское, другие: в Сарыарке и Северном Приаралье. Крупное месторождение меди — Жезказган и Конырат в Сарыарке.
Алюминий — в Арколыкском месторождении Костанайской области.
Полиметалические руды — на Алтае.
Газ и нефть — Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау.
Каменный уголь — близ Караганды и Екибастуза.
VIII. Итог урока: — На Земле очень много полезных ископаемых. Сегодня

мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Понравился ли вам урок? Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
IX. Домашнее задание
Так как мы живем РК. Подарить детям карту РК с домашним заданием страница
читать и пересказывать. Обозначить на карте полезные ископаемые.
Тест к открытому уроку
Ф.И. ________________________________________________________
1.Месторождение — это…
а) добыча полезных ископаемых
б) скопление полезных ископаемых
в) обогащение полезных ископаемых
2. Допиши:
Полезные ископаемые делятся на группы: Рудные, ………. ………….
3. Установи соответствие.
каменный уголь
поваренная соль
железная руда
4. Крупнейшее месторождение меди в Казахстане?
а) Караганда
б) Жезказган
в) Павлодар
5. Для добычи полезных ископаемых используют:
а) шахты, открытые карьеры, бурение земных слоёв;
б) терриконы, отвалы, озёра;
в) колодцы, шурфы, овраги
6. К горючим полезным ископаемым относятся:
а) соль, гранит, железная руда, уголь;
б) медная руда, железная руда, уголь;
в) каменный уголь, нефть, газ
7. Металлы делятся:
а) на цветные и не цветные
В) на черные и цветные
С) на черные и медные
8.К жидким полезным ископаемым относится:
А) песок, глина;
В) каменный уголь, торф;
С) ртуть, нефть.
9.Каменный уголь, нефть, газ — это …
А) горючие полезные ископаемые;
В) рыхлые полезные ископаемые;
С) рудные полезные ископаемые.
10.К нерудным полезным ископаемым относятся:
А) соль, гранит, песок, глина;
В) медная руда, железная руда;
С) каменный уголь, нефть, газ.

источник

Доля Казахстана в общемировых разведанных запасах полезныхископаемых (по состоянию на 01.01.2003 г.): Топливно-энергетические ресурсы Уран — 18,9 % — 2 место в мире. Уголь — 3,1 % — 6 место в мире;Нефть — 3,2 % — 7 место в мире; Твердые полезные ископаемые Цинк – 15,2 % — 1 место в мире; Барит – 47,2 % — 1 место в мире; Вольфрам — 1-2 место в миреСвинец – 22 % — 1-2 место в мире; Хромовые руды – 37,6 % — 1-2 место в мире;Марганец – 30 % — 2 место в мире; Серебро – 16 % — 2 место в мире; Медь – 7,1 % — 3 место в мире; Кобальт – 3,9 % — 5 место в мире; Железо — 6 % — 5 место в мире;Фосфориты – 4,5 % — 6 место в мире.Золото – 2,7 % — 6-8 место в мире; Бокситы – 1,4 % — 10 место в мире; Никель — 1,4 % — 12 место в мире.http://www.mining.kz/future.shtml?f=show&type=12& >

«Законодательное регулирование и обеспечение полноты охвата Инициативой прозрачности всех аспектов деятельности компаний» Относительно соблюдения критерия 8 валидации, в «Правилах ИПДДО, в том числе руководстве по валидации» указано, в частности, на необходимость:• анализа местной нормативной правовой структуры;• оценки препятствий нормативно-правовой структуры, которые могут влиять на внедрение ИПДДО;• наличия предложенных или утвержденных нормативно-правовых изменений, направленных на усиление прозрачности поступлений;• отмены статей о конфиденциальности в договорах между правительством и компаниями, препятствующих гласности в отношении поступлений.

1. Силами НПО в 2006 году был проведен анализ соответствия законодательства РК принципам прозрачности, в результате которого были предложены рекомендации правительству. (см. http://sustdevelopment.narod.ru/analit/Rec_laws_EITI.doc).Данные рекомендации были включены в Альтернативный отчет Коалиции НПО за 2007 год, затем, в течение более двух лет предпринимались попытки продвижения этих изменений, однако не удалось добиться даже создания рабочей группы при Национальном совете для их согласования.2. В 2007 году под эгидой Фонда «Сорос-Казахстан» было проведено исследование законодательства РК на соответствие требованиям МВФ по обеспечению прозрачности добывающих отраслей (см. http://sustdevelopment.narod.ru/analit/IMFguideresearchrus.pdf). Увы, и это исследование и рекомендации, обоснованные им, даже не стали предметом обсуждения в Национальном совете.3. В 2008 году, опять же под эгидой Фонда «Сорос-Казахстан» было проведено еще одно исследование по этому же поводу, но теперь оно охватило один из наиболее проблемных видов деятельности добывающих отраслей – транспортировку полезных ископаемых. (см. http://sustdevelopment.narod.ru/analitindex.html).Однако и это не привело к обсуждению этой проблемы.

Пособие Международного Валютного Фонда по обеспече-нию прозрачности доходов от природных ресурсов рассматри-вает применение принципов «Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ» к специфическим проблемам ресурсозависимых стран. В данном пособии приведен краткий обзор общепризнан-ных принципов надлежащей практики в области обеспечения прозрачности управления доходами от природных ресурсов, которые могут применяться государствами, приводится сис-тема, охватывающая следующие основные вопросы:1. Понятность структур и отношений2. Доступность информации для общественности 3. Открытость бюджетной отчетности 4. Достоверность отчетности

Выводы Казахстан на данном этапе уже необратимо интегрирован в глобальные экономические процессы и имеются явные тенденции к росту этой интегра-ции, но, в основном, в качестве поставщика полезных ископаемых в связи с наличием в Казахстане крупных запасов полезных ископаемых, дешевой ра-бочей силы и сырьевого дисбаланса в экономике. В то же время, в Казахста-не налицо наличие следующих системных недостатков, препятствующих устойчивому развитию страны и росту качества жизни казахстанцев:1. Отсутствие установленной законом оценки и учета залежей полезных ископаемых, что исключает эту основу национального богатства из правовой и экономической сферы и из системы макроэкономических показателей. 2. Ранее принятые нормы действующего законодательства о недрополь-зовании осложняют, а то и полностью препятствуют реализации новых уста-новок на прозрачность этих отношений. 3. Фондовый рынок находится в неразвитом состоянии и характеризуется слабой институционализацией и недоступностью для широкого круга инвес-торов. Публичные компании далеко не в полной мере отвечают минималь-ным международным критериям, предъявляемым к ним. 4. Не все компании перешли на международные стандарты отчетности, а качество аудита вызывает серьезную озабоченность международных фи-нансовых структур.

5. Контроль над доходами правительства от добывающей отрасли невоз-можен без учета всех параметров деятельности транспортных компаний, поскольку:- все доходы транспортных компаний образуются за счет добывающих компаний, уменьшая тем самым их платежи в бюджет;- структуры собственности и деятельности транспортных и добывающих компаний взаимосвязаны;- транспортные компании, занимая монопольное положение в Казахста-не, имеют возможность навязывать свои условия добывающим компаниям, а правительство посредством антимонопольного законодательства, в свою очередь, возможности использовать их в качестве рычага влияния на всю добывающую отрасль.6. Сфера транспортировки полезных ископаемых является ключевой сферой для Казахстана, однако, как и вся добывающая отрасль и, в целом, экономика Казахстана, она характеризуются закрытостью и непрозрач-ностью и находится вне правового пространства Европы и мирового сооб-щества. Законодательство, регламентирующее транспортную сферу, отно-шения, сложившиеся в ней, не соответствуют международным стандартам прозрачности.В силу перечисленного, все отношения в сфере недропользования являют собой систему закрытых и коррупциогенных отношений.

РекомендацииДля преодоления этого состояния необходимо заложить следующие законодательные основы прав недропользования:- определить концептуальные подходы и принципы учета и оценки запасов полезных ископаемых, установить четкие пределы реализации прав собственности на природные ресурсы, в том числе для юридических лиц-нерезидентов;- кодифицировать и привести в соответствие принципам прозрачности законодательство о недропользовании; — привести условия налогообложения контрактов и СРП в соответствие с действующим налоговым законодательством при строгом соблюдении прав и интересов добывающих компаний, закрепленных в контрактах и соглашениях, заключенных ранее на условиях соблюдения стабильности;- пересмотреть ключевые аспекты управления и деятельности Национального фонда, отнести эти вопросы полностью к компетенции парламента;

— отнести к компетенции соответствующих представительных органов вопросы управления ресурсами недр, обеспечить прозрачность процессов управления этими ресурсами и доступность информации в этой связи для общественности;- законодательно регламентировать квазифискальную деятельность компаний, включить все ее аспекты в бюджетные процессы и отчетность;- открыть всю информацию о деятельности национальных добывающих и транспортных компаний, четко установить пределы конфиденциальности отношений с иностранными и частными компаниями, полностью открыв все их бюджетно-налоговые и квазифискальные обязательства; — обеспечить гарантии достоверности показателей деятельности добывающих и транспортных компаний, посредством перехода на международные стандарты финансовой отчетности, бухгалтерского учета и аудита, введения внешнего контроля качества профессиональной аудиторской деятельности, обеспечения ответственности и подконтрольности обществу профессиональных аудиторов.

Стоимость экспортируемых полезных ископаемых в течение 2001 – 2006 годов по данным таможенного комитета Министерства Финансов РК

Надеюсь на изменения!Благодарю за внимание!

источник

Первый слайд презентации: Та қырып : Полезные ископаемые Казахстана. Виды руд. Состав минералов. Цели урока : — понимать, что в составе руды есть металлы и их соединения -знать, какими минеральными и природными ресурсами богат Казахстан, и где они находятся и добываются

Какие горные породы вы знаете?

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ МРАМОР КВАРЦИТ ГНЕЙС ГРАНИТ БАЗАЛЬТ ПЕМЗА ОРГАНИЧЕСКИЕ нефть, торф каменный уголь, природный газ, известняк, мел ОБЛОМОЧНЫЕ песок, глина, валуны, щебень ХИМИЧЕСКИЕ поваренная соль, калийная соль, сера. апатит

Минерал – однороден по составу, имеет единое строение и обладает определенными свойствам –агат, оникс, малахит, алмаз Горные породы образуются из минералов Полезные ископаемые – используемые человеком горные породы и минералы

Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые. Если некоторые месторождения расположены близко тогда их называют БАССЕЙНОМ.

Полезные ископаемые горючие рудные нерудные по свойствам делятся на

Вопросы : Что такое минералы? В составе какого минерала имеется медь? Назовите имя первого геолога Казахстана? Минералы, в составе которых имеется сера? Что такое бассейн? Назовите минерал из которого добываютя поваренная соль ? Вид минерала который используется для производства удобрений? Назавите драгоценные камни? Вспоминая материалы из предедущего занятия, объясните химию получение меди из малахита ? Из чего состоит гранит?

ҚАЗАҚША Орысша Ағылшынша Отын Топливо Fuel Қазба байлықтар Полезное ископаемое Mineral resource Кен Руда Ore Кен орны Месторождение Deposit Мұнай Нефть Oil Таби ғи газ Природный газ Natural gas Жер қойнауы Земная кора Earth’s crust Қыздыру Нагревание Heating Өнеркәсіп Производство Manufacture Химиялық қосылыстар Химические соединения Chemical compounds Шахта Шахта Mine

Вопросы по видеодемонстрации для 1 группы Какие горные породы называют экструзивными и интрузивными? На какие группы делятся горные породы? Какие мелкие и крупные кристаллы образуются при затвердевании кристаллов на поверхности земли? Как образуются магматические горные породы? https://twig-bilim.kz/film/rock-types-5401/

Вопросы по видеодемонстрации для 2 группы Где и как образуются гранит и мрамор? Где применяется известняк? Назовите самый крупный карьер по добыче известняка Назовите экономические последствия добычи руды Назовите экологические последствия добычи руды https://twig-bilim.kz/film/quarrying-impacts-6013/

Вопросы по видеодемонстрации для 3 группы 1) Какие виды драгоценных камней вы знаете? 2) Почему трудно добывать жемчуг? 3) Из каких минералов образуются драгоценные камни? 4) Почему драгоценные камни обладают блеском? https://twig-bilim.kz/film/earthly-treasures-precious-gemstones-5430/

Читайте также:  Начальная школа презентация полезные ископаемые

Топливно-энергетические ресурсы Уран — 18,9 % — 2 место в мире. Уголь — 3,1 % — 6 место в мире; Нефть — 3,2 % — 7 место в мире; Твердые полезные ископаемые Цинк – 15,2 % — 1 место в мире; Барит – 47,2 % — 1 место в мире; Вольфрам — 1-2 место в мире Свинец – 22 % — 1-2 место в мире; Хромовые руды – 37,6 % — 1-2 место в мире; Марганец – 30 % — 2 место в мире; Серебро – 16 % — 2 место в мире; Медь – 7,1 % — 3 место в мире; Кобальт – 3,9 % — 5 место в мире; Железо — 6 % — 5 место в мире; Фосфориты – 4,5 % — 6 место в мире. Золото – 2,7 % — 6-8 место в мире; Бокситы – 1,4 % — 10 место в мире; Никель — 1,4 % — 12 место в мире. Доля Казахстана в общемировых разведанных запасах полезных ископаемых:

Нефть, газ – Мангыстау Уголь- Карагандинский, Екибастузский, Майкубенский бассейны – Сары-Арка, Прииртышская равнина Железная руда – Соколовско-Сарбайское, Качарское Лисаковское, месторождения –Кустанайская область, СК. Марганцевая руда – Атасуское месторождение, Жезды – Сары-Арка Хромиты – Мугоджары Бокситы – Сарыарка (город Аркалык) Медная руда – Жезказганское месторождение – Сары-Арка Полиметаллические руды –Рудный Алтай, Текели – Жунгарский Алатау Золото – Калбинский хребет Соль – Прикаспийская низменность, Туранская низменность Фосфориты –хребет Каратау, долина реки Эмба Асбест – Костанайская область, Жезказган, Мугоджары

Название ПИ Бассейны и месторождения Железная руда Качарский, Аятский, Лисаковское, Соколово-Сарбайское ( Костанайская обл.), Кентобе, Каратас (Карагандинская обл., Атансор (Северо-Казахстанская обл.) Марганец Атасуское, Жездинское (Карагандинская обл.) Хром Кемпирсайский, Донской (Актюбинская обл.) Никель Кемпирсайский (Актюбинская обл.), Аккарча, Актау (Костанайская обл.) Алюминий (бокситы) Амангельдинское, Наурзумское, Козыревское, Белинское, Кушмурунское, Краснооктябрьское (Костанайская обл.) Медь Каныратское, Саякское, Карсакпайское, Жыланды, Улытау (Карагандинская обл.), Глубоковское (Восточно-Казахстанская обл.) Полиметаллические руды (свинец, цинк) Риддерское, Зыряновское, Малеевское, Шокпар, Белоусовское, Иртышское, Тишинское (Восточно-Казахстанская обл.), Текелийское, Яблоновое, Жалжота, Туюк, Коксуское ( Алматинская обл.), Золото Акбакайское, Аксуское, Жолымбетское, Бестобе, Майкаинское, Бакыршык, Васильковское и др. Асбест Жетыгаринское ( Костанайская обл.), Богетсай (Актюбинская обл.),, Фосфориты Жанатасское, Чулактауское, Аксайское, Кокжан, Туйесай ( Жамбылская о ), Барит Жалаирское (Карагандинская обл.)

Задание для формативного оценивания. 1. Обсудите и перечислите строительные материалы, из которых построена наша школа. а затем подумайте, откуда берутся вещества для изготовления строительных материалов. 2. Самостоятельно составьте таблицу для демонстрации пяти строительных материалов. Таблица должна включать в себя: название строительного материала название ключевого химического вещества в строительном материале откуда были получены химические вещества (т.е. название руды)

Рефлексия: Сегодня мне было интересно. Знания полученные на данном уроке можно применить.

источник

Презентация содержит богатый литературный, исторический, иллюстративный материал к уроку по теме «Полезные ископаемые».

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела. Пробегает по доске — Оставляет белый след. Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен .

В серых скалах её вырубали, Из морей и озёр добывали, Чтоб потом положить по щепотке В миски, плошки, горшки, сковородки. Рис и рыба, фасоль и салат Сразу стали вкусней во сто крат!

Становлюсь собой в плену огня. Не было бы в мире без меня Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков.

Подготовила: учитель биологии

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Цель для учащихся:осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека

1- Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

2- Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

3- Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

4- Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

5- Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

6- Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

7- Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

8- Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

9- Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики.

По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»

1 — Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

2 — Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

3 — А как отвечает нам природа?

4 — Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Название и местонахождение

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

5. Нефть: глубоко под землей

Название и местонахождение

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Твердый, белого или серого цвета

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

5. Нефть: глубоко под землей

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Гранит – горная порода, состоящая из зерен

нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум.

От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из-под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание: 1.Назовите горючие полезные ископаемые:

4 задание: Укажите рудное полезное

5.Какое полезное ископаемое используют

при производстве кирпичей?

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

7. задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

8.Укажите общее свойство для каменного

угля, нефти, природного газа:

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб.

-Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

-Чем опасна нефтяная пленка?

Нефть используют и в тяжелой и в легкой промышленности, и в качестве топлива, и в качестве элемента того или иного продукта. Даже если вы узнаете, что самый привычный для вас продукт содержит в себе нефть, это не значит, что он чем-то опасен или что он будет пахнуть бензином.

Дело в том, что сырая нефть подвергается сначала первичной, затем вторичной обработке.

Первичная обработка нефти

В результате первичной обработки нефти получают различные виды топлива и мазут.

Для удобства расположим все эти элементы на картинке.

резина и каучуки (синтетические)

полиэтиллен (пакеты и прочее)

ткани (синтетика, например, полиэстер)

Помимо всего перечисленного из нефти делают различные смазочные материалы:

гидравлическое и электроизоляционное масла

И это еще не все. В процессе переработки нефти образуются еще несколько полезных материалов и веществ, которые активно используют в промышленности. Среди таких веществ, например:

гудрон (он используется при строительстве дорог)

кокс (находит применение в металлургии)

сера (идет для производства серной кислоты)

Взять, к примеру, досуг любого человека и с какими продуктами он сталкивается во время своего досуга. На производство CD и DVD-дисков уходит более 40 млрд литров нефти в год. В каждом диске и его коробке содержится до 1 литра нефти.

Важно знать, что около 625 миллионов дисков ежегодно выбрасываются. И снова производится до 40 млрд новых.

Диван, на котором вы спите или смотрите телевизор, содержит в себе до 60 литров нефти. Материал, который содержится в любом диване, полиуретан, делают из сырой нефти. Этот материал позволяет изолировать детали софы от влаги.

Перейдем к рабочим часам. В каждом компьютере содержится до 11 литров нефти: 9 литров в корпусе и клавиатуре, 2 литра в мониторе.

В мире моды тоже не обходятся без “черного золота”. При производстве 40 % всего текстиля, нефть активно используется в составе материалов. Особенно это касается функциональной немнущейся одежды.

Функциональная одежда — одежда для занятий какими-либо видами спорта либо специальная одежда для людей различных профессий. Она делается из синтетических материалов. Нефть в этой одежде присутствует в огромных количествах.

Вы все носите такую одежду: это горнолыжные костюмы, термобелье, флисовые кофты, все пуховики с синтетическим наполнителем, искусственные шубы, искусственные ткани, например, полиэстер.

Для производства нейлоновых колготок также активно применяются продукты нефтехимии.

Даже производство косметики не обходится без использования нефти. В мыло, например, добавляют продукты вторичной нефтепереработки, получаемые путем переработки сырой нефти. К таким же продуктам относятся помада, парфюм, вазелин и парафин. Из парафина, помимо свечей, делают и цветные парафиновые карандаши.

Сотовые телефоны изготовлены из материалов, 40 % которых получаются из продуктов нефтехимии.

Даже медицина не обошла нефтяную промышленность стороной. Одно из самых популярных лекарств — аспирин тоже имеет в своем составе нефть.

Жевательная резинка. Имея в своем составе полиэтиленовые и парафиновые смолы, лакомство также частично состоит из нефти.

Как мы видим, нефть — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. С помощью нее мы получаем тепло, водим машины, запускаем самолеты и подводные лодки, почти все синтетические продукты в наше время имеют компоненты нефти в своем составе (возьмите, к примеру, пластик, все моющие средства, краски и даже некоторые лекарства).

Наша жизнь без нефти? Пока это кажется невозможным. Ежегодно, например, Германия тратит 18 миллионов тонн нефти на производство синтетических тканей.

источник

Источники:
  • http://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-poznaniiu-mira-na-temu-poleznye-i.html
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/presentacii/priezientatsiia_k_roku_goriuchiie_polieznyie_iskopaiemyie_dlia_4_klassa
  • http://infourok.ru/prezentaciya_po_okruzhayuschemu_miru_4_klass_po__teme_goryuchie_poleznye_iskopaemye.-515049.htm
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-poznaniyu-mira-na-temu-poleznie-iskopaemie-kazahstana-2784692.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631040/
  • http://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/opq54qtw.html
  • http://ppt4web.ru/geografija/poleznye-iskopaemye-kazakhstana.html
  • http://slide-share.ru/ta-qirip--poleznie-iskopaemie-kazakhstana-vidi-rud-sostav-mineralov-celi-42592
  • http://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-poznaniie-mira-v-4-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaie.html