Меню Рубрики

Презентация на тему полезные ископаемые краснодарского края

Презентация «Полезные ископаемые Краснодарского края». Размер 1327 КБ. Автор: Ломскова Л. В..

Подземные сокровища Кубани.

Велики и разнообразны природные богатства Краснодарского края. Это плодородные черноземные почвы, густые леса, моря, озера и реки, благоприятный климат.

Полезные ископаемые залегают в предгорьях, горах и на Азово-Кубанской равнине. Имеются запасы нефти, природного газа, цементного мергеля, йодобромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных, медных, апатитовых и серпентинитовых руд, каменной соли, ртути, гипса, небольшое количество золота.

Торф – Новокубанский район. Лиственит – Мостовской район. Кальцит — Майкопский район. Гранит красный — Майкопский район. Железистая охра – на реке Белой. Мышьяковая руда – Лазаревский район.

Рудные полезные ископаемые. Месторождения железных руд, обнаруженные на Таманском полуострове и в междуречье рек Белой и Малой Лабы, имеют небольшую мощность, поэтому они не разрабатываются. Бурый железняк. Медь найдена в бассейне реки Лауры, недалеко от поселка Красная Поляна. Но разработка залежей железа и меди не производится, так как эти месторождения не имеют промышленного значения. Хризоколла (окислённая медная руда).

Рудные полезные ископаемые, добыча золота, ртути. В 40 — 50 гг. прошлого века велась старательская добыча россыпного золота в основном в бассейнах рек Большая и Малая Лаба. Оно встречается также в верховьях рек Пшеха, Уруп, Сочи, Шахе и др. За весь период добыто 1291,1 кг золота. В крае находятся 4 месторождения ртути с запасами около 2000 т. В определенный период в Северском районе добывалось 100% отечественной ртути. В 1994 г. эксплуатация этого месторождения была прекращена из-за низкой рентабельности. Есть перспективы обнаружения новых месторождений ртути в районе поселка Ильского. Месторождения железных руд, обнаруженные на Таманском полуострове и в междуречье рек Белой и Малой Лабы, имеют небольшую мощность, поэтому они не разрабатываются.

Полезные ископаемые для строительной индустрии . Залежи мергелей Новороссийска. Мергель. Огромны на Кубани запасы такого ценного ископаемого – как мергель (основного сырья для производства цемента). В районе города Новороссийска и поселка Верхнебаканского им сложен Мархотский хребет. Разработка мергеля ведется открытым способом. На базе этого сырья в крае развилась крупная цементная промышленность в г. Новороссийске и его окрестностях, а также в пос. Баканском.

Полезные ископаемые для строительной индустрии . Селенит. Гипс. Гранит красный. Мрамор. Ангидрит розовый. В нашем крае большие запасы гипса. Он используется в строительстве и служит сырьем для химической промышленности. Основные залежи его располагаются в районе станицы Баракаевской, около поселков Молдаванского, Нижнебаканского и Мостовского. гипсы в районе поселка Псебай — основа для производства гипса, гипсокартона. В крае имеется небогатый выбор поделочных камней (селенит и мраморный оникс). Известны проявления мрамора (от чисто белого до пестроокрашенного и черного), лиственитов (зеленого и красного цветов).

Нерудные полезные ископаемые. У поселка Шедок Мостовского района обнаружено одно из крупнейших в России месторождение каменной соли. Пласты хлористого натрия мощностью до 500 м тянутся на десятки километров. Залегают они на глубине от 200 до 1000 и более метров. Промышленные запасы соли здесь огромны, они достигают 40 – 50 млрд. тонн. В крае добывают апатиты, фосфориты, барит, каменную соль, известняки. Кварцевый песок. Известняк. Формовочный песок. Фосфориты.

Углеводородное и энергетическое сырье. Добыча нефти, газа, торфа. Кубань – старейший нефтяной район страны. Нефть добывается главным образом в предгорной полосе. В крае открыто много нефтяных месторождений. Они расположены в направлении Северская – Ильская – Абинск. Основные месторождения – Калужское, Новодмитриевское, Холмское и Крымское.

Углеводородное и энергетическое сырье. Добыча нефти, газа, торфа. На территории края выявлено 280 месторождений нефти и газа. Залежи нефти и газа находятся в толще осадочных пород и расположены на глубине от 700 до 5200 м.

Минеральные источники. Горячий ключ. Наш регион славится запасами йодо-бромных вод. На крупнейшем (Троицко-Славянском) месторождении в 1994 г. добыча составляла 10 тыс. куб.м в сутки, производилось 130 — 140 т йода, что составляло 92% всего йода, производимого в России. По запасам минеральных источников лидирует Отрадненский район.

Термальные источники. Большую ценность представляют подземные запасы термальных, то есть горячих вод. В северной части г. Краснодара была пробурена скважина глубиною 4342 м. Ею было вскрыто несколько водоносных горизонтов с температурой воды 142 градуса. В Прикубанском районе г. Краснодара расположено Краснодарское месторождение площадью 3,75 га. Его основным водопотребителем является ЗАО «Краснодарская бальнеолечебница».

Лечебные грязи. Есть несколько месторождений лечебных грязей, приуроченных в основном к Азовскому и Черноморскому побережью с общими запасами 8,3 млн. куб.м. Вулкан Гефест. Вулкан Тиздар.

источник

Конспект урока с презентацией по кубановедению о полезных ископаемых Краснодарского края

Вложение Размер
konspekt_uroka_poleznye_iskopaemye.docx 17.87 КБ
poleznye_sokrovishcha_kubani.ppt 1.62 МБ

Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

образовательные — обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока : физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»

I. Организация начала урока

— Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:

Строителям — надёжный друг:

Красивы будут и заметны. (Гранит)

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7. Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Делать краски и эмали. (Уголь).

— Как сказать по-другому? (Полезные ископаемые)

— Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

III. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)

— Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

— На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные (металлические)

2. Работа по карте. (Слайд 5-8)

— Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

— Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

— В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края — на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

Шесть — за стол тихонько сесть.

5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)

— О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

IV. Практическая работа. Песок и глина.

— А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

— Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

— Какое строение имеет песок? Глина?

— Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

— В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

— В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?

— А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

— Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины — «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

V. Закрепление. Тест на изученную тему.

— Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

— Из чего образуется в природе песок и глина?

— Где применяют глину и песок?

— Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

— Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

— Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

Учитель МБОУ СОШ № 16 Шерстнева Елена Владимировна

источник

Дать представление о полезных ископаемых Краснодарского края. Обеспечить понимание значимости горных пород как величайшей ценности, необходимости их охраны. Развивать логическое мышление, внимание, устную речь.

22 О т в е т и т ь н а в о п р о с ы. Что называется полезным ископаемым? Какие полезные ископаемые тебе известны? Горючие строительные нерудные рудные, целебные источники Где используются полезные ископаемые? Всё что добывается из недр земли и используется человеком, называют полезными ископаемыми. Они образовались за многие, многие миллионы лет. На Кубани обнаружено более 60 видов полезных ископаемых.

Велики и разнообразны природные богатства Краснодарского края. Это плодородные черноземные почвы, густые леса, моря, озера и реки, благоприятный климат.

Полезные ископаемые залегают в предгорьях, горах и на Азово-Кубанской равнине. Имеются запасы нефти, природного газа, цементного мергеля, йодобромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных, медных, апатитовых и серпентинитовых руд, каменной соли, ртути, гипса, небольшое количество золота.

Торф – Новокубанский район Лиственит – Мостовской район Кальцит — Майкопский район Железистая охра – на реке Белой Мышьяковая руда – Лазаревский район Гранит красный — Майкопский район

Месторождения железных руд, обнаруженные на Таманском полуострове и в междуречье рек Белой и Малой Лабы, имеют небольшую мощность, поэтому они не разрабатываются. Медь найдена в бассейне реки Лауры, недалеко от поселка Красная Поляна. Но разработка залежей железа и меди не производится, так как эти месторождения не имеют промышленного значения. Бурый железняк Хризоколла (окислённая медная руда)

В крае находятся 4 месторождения ртути с запасами около 2000 т. В определенный период в Северском районе добывалось 100% отечественной ртути. В 1994 г. эксплуатация этого месторождения была прекращена из-за низкой рентабельности. Есть перспективы обнаружения новых месторождений ртути в районе поселка Ильского. Месторождения железных руд, обнаруженные на Таманском полуострове и в междуречье рек Белой и Малой Лабы, имеют небольшую мощность, поэтому они не разрабатываются. В 40 — 50 гг. прошлого века велась старательская добыча россыпного золота в основном в бассейнах рек Большая и Малая Лаба. Оно встречается также в верховьях рек Пшеха, Уруп, Сочи, Шахе и др. За весь период добыто 1291,1 кг золота.

Огромны на Кубани запасы такого ценного ископаемого – как мергель (основного сырья для производства цемента). В районе города Новороссийска и поселка Верхнебаканского им сложен Мархотский хребет. Разработка мергеля ведется открытым способом. На базе этого сырья в крае развилась крупная цементная промышленность в г. Новороссийске и его окрестностях, а также в пос. Баканском. Мергель

В нашем крае большие запасы гипса. Он используется в строительстве и служит сырьем для химической промышленности. Основные залежи его располагаются в районе станицы Баракаевской, около поселков Молдаванского, Нижнебаканского и Мостовского. гипсы в районе поселка Псебай — основа для производства гипса, гипсокартона. В крае имеется небогатый выбор поделочных камней (селенит и мраморный оникс). Известны проявления мрамора (от чисто белого до пестроокрашенного и черного), лиственитов (зеленого и красного цветов). Гранит красный Гипс Селенит Мрамор Ангидрит розовый

В крае добывают апатиты, фосфориты, барит, каменную соль, известняки. У поселка Шедок Мостовского района обнаружено одно из крупнейших в России месторождение каменной соли. Пласты хлористого натрия мощностью до 500 м тянутся на десятки километров. Залегают они на глубине от 200 до 1000 и более метров. Промышленные запасы соли здесь огромны, они достигают 40 – 50 млрд. тонн. Формовочный песок Кварцевый песок Известняк Фосфориты

Кубань – старейший нефтяной район страны. Нефть добывается главным образом в предгорной полосе. В крае открыто много нефтяных месторождений. Они расположены в направлении Северская – Ильская – Абинск. Основные месторождения – Калужское, Новодмитриевское, Холмское и Крымское.

На территории края выявлено 280 месторождений нефти и газа. Залежи нефти и газа находятся в толще осадочных пород и расположены на глубине от 700 до 5200 м.

Наш регион славится запасами йодо-бромных вод. На крупнейшем (Троицко-Славянском) месторождении в 1994 г. добыча составляла 10 тыс. куб.м в сутки, производилось 130 — 140 т йода, что составляло 92% всего йода, производимого в России. По запасам минеральных источников лидирует Отрадненский район. Горячий ключ

Большую ценность представляют подземные запасы термальных, то есть горячих вод. В северной части г. Краснодара была пробурена скважина глубиною 4342 м. Ею было вскрыто несколько водоносных горизонтов с температурой воды 142 градуса. В Прикубанском районе г. Краснодара расположено Краснодарское месторождение площадью 3,75 га. Его основным водопотребителем является ЗАО «Краснодарская бальнеолечебница».

Есть несколько месторождений лечебных грязей, приуроченных в основном к Азовскому и Черноморскому побережью с общими запасами 8,3 млн. куб.м. Вулкан Тиздар Вулкан Гефест

… можно ли добывать нефть с помощью . огня? Да, горючую жидкость – нефть – можно извлекать из земных недр с помощью … огня. Этот способ добычи нефти называется термическим. Применяется он для добычи остаточной вязкой нефти. Для этого в скважину опускается топочный агрегат, он нагревает пласт. Образующийся из смол нефти кокс самовоспламеняется, нагретая нефть становится менее вязкой и поступает в эксплуатационные скважины.

Месторождения полезных ископаемых отыскивают … а) археологи б) геологи в) строители

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Научный журнал Выполнила: Кармазова Любовь Витальевна ГБПОУ КК ЕПК Учитель начальных классов

Велики и разнообразны природные богатства Краснодарского края Это плодородные черноземные почвы, густые леса, моря, озера и реки, благоприятный климат.

Загадки о граните, песке, глине, нефти, газе, воде для определения названия журнала. Капля воды – помощница.

Полезные ископаемые Краснодарского края

Цель: Узнать, какие полезные ископаемые есть на территории Краснодарского края

Задачи: Как выглядит полезное ископаемое? Где добывается? Его свойства. Как используется?

Читайте также:  Что полезно для сердца и что вредно

Полезные ископаемые Месторождение Карьер Вспомнить, что знаем из урока окружающего мира.

На территории края обнаружено более 60 видов полезных ископаемых

Топливные (горючие) Нефть Газ Каменный уголь

Нефть Маслянистая жидкость тёмно-коричневого цвета Сердюковское, Березанское, Майкопское, Ленинградское, Староминское, Кущёвское, Новомихайловское, Холмское …(70 месторождений – 66 используется). Добыча ведётся с 1864 года.

3) жидкость, тёмного цвета с запахом бензина, легче воды, горюча. 4)

Газ Бесцветный газ Месторождения на Азово-Кубанской равнине: Каневско-Березанское, Армавиро-Невиномысское; предгорье Кавказа (разведано более 50 – используется 40)

3) Газ без цвета, вкуса и запаха, горюч, легче воздуха 4)

Нерудные 1) фосфориты, апатиты 2) барит 3) каменная соль 4) известняки 5) мергели 6) гипс Фосфориты – осадочные породы

Поваренная соль Бесцветные кристаллы Месторождения между реками Белой и Уруп (п.Шедок), оз.Ханское

3) Бесцветная, без запаха, прозрачная, солёная, хорошо растворимая 4)

Строительные Ракушечник (известняк) Песчаник Гипс Песок Мрамор Мергель Глина Опока (порода) — кремнистая микропористая осадочная порода

Мергель (цементный) Камнеподобная горная порода Месторождения в районе г.Новороссийска

3) Осадочная каменистая порода, часто слоистая, от серого до бурого цвета; при намокании размягчается 4) Для изготовления цемента; твёрдые каменистые породы для построек Спрессованные остатки ракушек на дне озёр и морей за миллиарды лет

Рудные Золото Ртутные руды Железные руды Киноварь – ртутный металл Киноварь — наиболее распространённый минерал ртути

Месторождения золото ртутные руды железные руды в верховьях горных рек Сахалинское, п.Ильский Таманский п-в, междуречье Белой и Малой Лабы

Подземные воды Минеральные источники Термальные источники

Минеральные воды подземные и поверхностные воды, которые имеют в своем составе огромное количество различных солей, микроэлементов и биологически активных веществ

сероводородные минеральные воды Мацесты (Сочи) и серно-щелочные воды Горячего ключа минеральных источники практически по всей территории Черноморского побережья Сульфидные и сероводородные воды применяют в лечебных целях в Туапсе, Ейске, Майкопе и Ходыженске. минеральные воды открыты на территории Анапы (Семигорский, Раевский, Анапский, Бимлюкский, Джеметинский и Цыбанобальский источники) Мацесста – сероводородные источники

Термальные воды горячие источники с температурой воды на уровне 40-50° С в Мостовском и Апшеронском районах

Надо ли охранять и беречь полезные ископаемые? ПОМНИ: полезные ископаемые – это исчерпаемые природные ресурсы

Рефлексия Я узнал … Мне было интересно … Я хочу узнать …

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

познакомить учащихся с полезными ископаемыми Краснодарского края

Тема: “Полезные ископаемые Краснодарского края»

1. Личностно-ориентированного обучения

2. Объяснительно-иллюстративного обучения

3. Педагогика сотрудничества

4. Информационно-коммуникативная технология

Познакомить с разнообразием полезных ископаемых Краснодарского края и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.

физическая карта Краснодарского края;

коллекция полезных ископаемых;

Коллекция полезных ископаемых;

карта Краснодарского края;

план описания полезного ископаемого;

Проверка домашнего задания.

Казачья ярмарка знаний по теме: “Почвы Краснодарского края”.

Класс делится на две команды — на два куреня. В каждом свой атаман. Он читает задание, принимает окончательное решение после обсуждения вопроса.

Задания находятся в конвертах.

Первый курень. Верхний _________ слой земли называется почвой.

Второй курень. Какие почвы преобладают на Азово-Кубанской равнине?

Первый курень. Какое утверждение верно?

а) большое количество удобрений вредно для почвы;

б) большое количество удобрений полезно для почвы;

в) большое количество удобрений необходимо для почвы;

Второй курень. Науку о почвах создал?

а) Василий Василевич Докучаев

б) Михаил Михайлович Пришвин

в) Василий Степанович Пустовойт

Изучение нового материала.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

— Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока.

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету —

Металл такой же, как в ракетах.

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

— Кто догадался , какова тема урока? (Слайд 1)

Нам посчастливилось жить в удивительном крае. (Слайд 2)

Велики и разнообразны природные богатства Краснодарского края. Это плодородные черноземные почвы, густые леса, моря, озера и реки, благоприятный климат.

В недрах Кубани таятся несметные богатства — полезные ископаемые. На территории Краснодарского края их открыто более 60 видов.

4 Составление кластера урока.

Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем отвечать в ходе изучения этой темы?

Постараемся ответить на первое задание кластера.

Что называют полезными ископаемыми? (Слайд 3)

— Итак, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.

А какую пользу приносят нам полезные ископаемые, их свойства мы постараемся с вами выяснить.

Чтобы ответить на все интересующие нас вопросы , нам предстоит провести настоящее исследование?.

Кстати, кто такие исследователи? (учёные, которые занимаются открытием чего-то нового)

А можем ли мы себя назвать исследователями?

А что будет предметом нашего исследования? (полезные ископаемые).

Как вы думаете где находятся полезные ископаемые? (под землёй , в море, на дне рек)

Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

Кто знает, люди, какой профессии занимаются изучением и поиском природных богатств?

(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). (Слайд 4)

Как вы думаете на какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные),по свойствам)(Слайд 5)

Для более успешной работы мы с вами будем работать в группах.

Вспомните, правила работы в группах (работаем вместе, дружно, сообща).

5.Практическая работа учащихся.

Вы готовили сообщения по теме «Полезные ископаемые», используя этот материал и материал учебника, карту Краснодарского края вам необходимо заполнить таблицу и коллективно создать газету по теме.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:

1.Напиши название полезного ископаемого.

2.Условные обозначения на карте

4.Где используется это полезное ископаемое?

Отопление жилья, приготовление пищи

Каневской, Ленинградский, Кущёвский район

горючая темного цвета с резким запахом

топливо, получают бензин, керосин, машинное масло

Абинском. Апшеронском, Славянском районах

Сыпуч, легко пропускает воду, не растворяется

В строительстве, в стекольной промышленности

Отрадненском и Гулькевичском районах

Отрадненский район, Черноморское побережье

6. Выступления учащихся и составление газеты «Полезные ископаемые»

Г).Минеральные источники( Слайд 11-13)

Кроме этих полезных ископаемых на территории нашего края имеются залежи и других природных богатств.

А какие именно , узнаете разгадав загадки.

А).Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина) (Слай 14)

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Охрана полезных ископаемых. (Слайд 15)

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

(Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.)

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам. . Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя быстро восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. Собирайте маталлолом!

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу. 1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали!

Подводя итог урока, ко всему сказанному я бы хотела добавить слова М. М. Пришвина « Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни» (Слайд 16)

10. Тестирование «Проверь себя!» (Работа в парах).

1.Какие вещества называются полезными ископаемыми?

в) залегающие под землей природные вещества.

2.Выдели НЕ относящиеся к данной группе полезное ископаемое:

Напиши названия полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае?

На все ли вопросы мы ответили?

Оцените себя. Поставьте себя на лестницу успеха.

источник

«Рельеф и полезные ископаемые Краснодарского края, изменения человеком литосферы своей местности», география, 8-й класс

  1. Сформировать знания об основных формах рельефа края: создать образ Азово-Кубанской равнины и гор Западного Кавказа.
  2. Изучить состав полезных ископаемых края, их размещение.
  3. Выяснить, какие формы рельефа образовались в результате хозяйственной деятельности человека на территории Таманского полуострова.
  4. Формирование умения работать с различными видами карт: контурной, тектонической, физической; а также умений конкретизировать и систематизировать знания.
  5. Воспитание любви к Родине, чувства прекрасного.

Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1), раздаточный материал: физическая и тектоническая карты, индивидуальный рабочий лист урока (Приложение 2);настенная физическая ката Краснодарского края; видеофрагмент «Тхач» («Живые легенды» студия ЮДИКС»),автор Д. Слесаренко).

Тип урока: с элементами практической работы.

Определение темы и целей урока, концентрация внимания учащихся на индивидуальный раздаточный материал (Приложение 2), формы работы на уроке и еёоценивание.

Работа с физической картой Краснодарского края у доски.

  • В какой части России находится Краснодарский край, покажите его на карте России?
  • С какими субъектами РФ (областями, краями) граничит?
  • Граничит ли край с зарубежными государствами? Если да, то какими?
  • Назовите крайние точки края, покажите их на карте.

Учитель: Итак, приступим к изучению новой темы «Рельеф и полезные ископаемые края».

Здесь миллионы лет назад
Огромное море плескалось,
Но время шло, а нынче оно
В поэзии скал лишь осталось».

Миллионы лет назад на территории Краснодарского края располагался огромный океан Тетис. Сейчас в это трудно поверить, потому что разнообразие природных условий настолько необычно, что удержать в мысленном взоре все ландшафты края очень нелегко даже старожилу и знатоку. Но мы всё же попробуем разобраться в разнообразии рельефа края.

  1. Что такое рельеф? (Неровности земной поверхности).
  2. Назовите две основные формы рельефа суши. (Равнины и горы).
  3. Какие силы формируют рельеф? (Внутренние и внешние).
  4. Какие силы первоначально воздействуют на формирование рельефа? (Внутренние).

Слайд 4. «Тектоническая карта-схема»

Совершенно верно: разнообразие рельефа зависит от геологического строения и тектонических структур, которые находятся в основании территории края.

Задание классу: выполните задание 1 рабочего листа. (Чтение задания вслух. Работа с тектонической картой на слайде и в атласе, а также с рис.1 рабочего листа. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, учитель помогает в случае затруднения наводящими вопросами).

  • Какая структура расположена на север территории края, а какая на юге?
  • Какая часть края древнее, южная или северная?
  • Какие ещё тектонические структуры имеются на территории?

Скифская плита лежит в основании равнин и предгорий края. Её возраст от 250 до 470 миллионов лет. Активные тектонические движения закончились 300 миллионов лет назад. Сверху она перекрыта мощным слоем осадочных пород мезозойской и кайнозойской эры. Южный край плиты претерпел погружения, погружается незаметно и сейчас, образуя единый обширный нефтегазоносный прогиб (Концентрирует внимание на тектоническую карту).

Мы выяснили, какие тектонические структуры лежат в основании территории края, а теперь выясним, какие формы рельефа соответствуют данным структурам.

Задание классу: проанализируйте физическую карту края и назовите крупную равнину, расположенную на ней: выполните задание 2 рабочего листа. (Учащиеся анализируют физическую карту, отвечают: Азово-Кубанская равнина и Кавказские горы. Показывают на физической карте у доски, подписывают формы рельефа в контурной карте рабочего листа).

Слайд 5. «Азово-Кубанская равнина»

Учитель: (Работа со слайдом). Что собой представляет Азово-Кубанская равнина? Во-первых, она является продолжением Восточно-Европейской равнины на севере и на востоке прерывается отрогами Ставропольской возвышенности. Её высота = 156 м над уровнем моря. Азово-Кубанская равнина наклонена к Азовскому морю и на юг. Скажите, какие низменности она включает и где они расположены. (Прикубанскую, Приазовскую и Закубанскую равнину). Обратите внимание, что Приазовская низменность опускается на 2 — 3 мм в год.

Задание классу: выполнение задание 2 и подпишите элементы рельефа в контурную карту.

(Учащиеся продолжают выполнять задание 2 в контурной карте)

Слайд 6. «Грядово-холмистый рельеф Таманского полуострова»

Учитель: (Работа со слайдом).

Нужно отметить, что уникальным на западе Азово-Кубанской равнины является грядово-холмистый рельеф Таманского полуострова.

А чем он уникален? (Наличие вулканических процессов).

Гряды – это купола вздымания, увенчанные грязевыми вулканами. Самая длинная гряда – Центральная (40м).

200 лет назад Таманского полуострова не было, а существовали 5 островов, разделённые протоками и проливами: Малый и Большой Кандаур, Киммерийский, Фанагория и Гермонасса. Затем они были соединены наносами реки Кубань и морскими отложениями.

Слайд 7. «На полуострове насчитывается около 30 …»

На полуострове насчитывается около 30 вулканов. Назовите известные вам вулканы края? (Ученики называют, если нет, то называет их учитель: Карабетова, Миска, Гнилая, Цымбалы).

Самый высокий грязевой вулкан — Карабетова гора.

А какой вулкан, причём единственный, находится за пределами полуострова? (Шуго – 8 км от ст. Варениковской)

Выбрасываемая на поверхность камнеобразная светло-серого цвета грязь с пузырьками нефтяных газов и сероводорода, называется сопочная брекчия. Газы воспламеняются и взрываются. Огонь гаснет после дождя или засыпки землёй. Острые на язык кубанские казаки назвали грязевые вулканы Таманского полуострова за их деятельность «блеваками», «гнилыми горами».

Скажите, о чём свидетельствуют присутствие на полуострове вулканов и их активная деятельность? (О тектоническом глубинном процессе сдавливания, продолжает формироваться земная кора).

Итак, мы рассмотрели Азово-Кубанскую равнину и её элементы, обратите внимание, чтобы в контурной карте они были отмечены.

Слайд 8. «Вид на Главный Кавказский хребет»

Путешествуем на юг края, где открывается вид на Главный Кавказский хребет.

Задание классу: определите на физической карте, откуда начинаются хребты Западного Кавказа и самую высокую точку края. (От ст. Варениковской и г. Анапы, гора Цахвоа — 3345м).

Слайд 9. «Гора Цахвоа – 3345м»

Задание классу: обозначьте на контурной карте расположение горы Цахвоа.

Слайд 10. «Горы Кавказ растут 2 — 3 мм в год»

Кавказские горы имеют очень сложное географическое строение. Вздымаясь из океана Тетис, много раз горы разрушались и вновь затоплялись, чтобы подняться снова. Поднимались и опускались они блоками, поэтому древние и молодые горные породы распределяются неравномерно, более старые можно встретить вверху.

Центр Кавказа сложен гранитами, гнейсами, а периферия известняками, песчаниками, мергелями, доломитами. (Работа со слайдом: показать угол залегания горных пород).

Слайд 11. «Схема расположения основных хребтов Западного Кавказа»

Учитель: Хребты Кавказа расположены в основном параллельно друг другу. (Работа со слайдом: рассмотреть расположение хребтов и их названия).

В задании 2 на контурной карте отметьте Главный Водораздельный и Скалистый хребты.

Внешний облик хребтов Кавказа отличается друг от друга: склоны гор Главного и Скалистого хребтов обрывистые, скалистые, а вот склоны Передового хребта называются куэстами. Куэсты – это горы, одно сторона которых пологая, а другая крутая.

Сейчас совершим небольшую прогулку по Передовому хребту, обратите внимание на строение склонов гор. (2-х минутный просмотр видеофильма «Тхач»).

Читайте также:  Вкусный и полезный салат из свеклы

Анализ видеофильма, вопросы к фрагменту:

  1. Названия каких гор вы услышали? (Фишт, Оштен, Эльбрус, Тхач, Ачишбок, Абагул, Атамажи, Ассары)
  2. Какой склон Передового хребта пологий, почему? (северный, Передовой хребет – это куэсты)

Учитель: В силу сложного геологического строения территории Краснодарского края здесь сложились условие для образования различных групп полезных ископаемых.

Задание классу: выполните задание 3 рабочего листа. (Прочитать вслух.)

Проанализируйте физическую карту, определите полезные ископаемые с севера на юг. (Азово-Кубанская равнина — газ, на юге равнины в прогибах — нефть).

Слайд 12. «Нефть и газ» (Работа со слайдом).

Задание классу: определите, к какой группе полезных ископаемых относятся нефть и газ, запишите в таблицу. (Учащиеся заполняют таблицу).

Слайд 13. «Полезные ископаемые».

(Работа со слайдом: учитель обращает внимание на месторождения золота и ртути). Золото добывалось в 40-50 и прошлого века в основном на реках Большая и Малая Лаба. Залежи золота россыпные, коренных месторождений не выявлено.

За весь период добыто 1291,1 кг золота. В настоящее время официальная добыча золота не ведётся.

Хочу обратить внимание на месторождения ртути, их в крае четыре. Одно из них самое крупное (Сахалинское) давало 100% отечественной ртути. В 1994 году было прекращено из-за нерентабельности.

Задание классу: Определите группы происхождения золота и ртути, запишите в соответствующий столбик таблицы.(Учащиеся записывают).

Определите по физической карте, какие ещё месторождения полезных ископаемых существуют в крае? (Учащиеся называют: мергель, известняк, строительный камень). Определите их происхождение и запишите в таблицу.

Далее просматривают слайды:

Слайд 14. «Месторождение мергеля»

Слайд 16. «Строительный камень»

Каким способом добывают мергель, известняк и строительный камень? (Открытым, карьерным).

Как это влияет на изменение литосферы? (Обсуждение вопроса).

Слайд 17. «Хозяйственное влияние людей на литосферу»

Какие последствия возможны, если использовать грязевые вулканы в рекреационных целях таким образом? (Просмотр слайда и обсуждение вопроса).

4. Закрепление изученного материала:

  1. Заспорили как-то Кавказ и Азово-Кубанская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами, да и люди меня называют «седой Кавказ». А ты вся в зелёных травах и цветах, значит я старше тебя и мудрее». Прав ли Кавказ? Кто древнее?
  2. Можно ли Краснодарский край отнести к сейсмоопасным районам?
  3. Что такое куэсты?
  4. Какие виды хозяйственной деятельности могут изменить литосферу?

Слайд 18. «Домашнее задание»

  1. Учебник «География Краснодарского края» автор Терская И.А. § 2, 3, 4.
  2. Подготовить сообщение об изменении человеком литосферы на Таманском полуострове.
  1. И.А. Терская «География Краснодарского края. Природа. Экономика», учебник для 8 – 9 классов, «Перспективы образования», Краснодар 2003.
  2. «Особо охраняемые территории Таманского полуострова», Темрюкская станция натуралистов, Темрюк, 2000.

источник

Для большинства российских жителей Краснодарский край ассоциируется с пляжами черноморского побережья. Некоторые еще могут вспомнить побережье Азовского моря и минеральные воды. Но большинство неместных жителей затруднятся вспомнить, какие полезные ископаемые Краснодарского края им известны. Хотя обнаружено их в местных недрах более шестидесяти.

Краснодарский край как территориальная единица Российской Федерации образован в 1937 году. Он расположен в южной части страны. Более двух третей территории – северную часть – занимает равнинная местность. Одну треть – южную – занимают предгорья и горы Большого Кавказа. Это разнообразие рельефа и послужило причиной того, что на территории края известно более двухсот месторождений полезных ископаемых. Карта полезных ископаемых Краснодарского края показывает размещение основных залежей.

Как видно из приведенной выше карты, равнинная часть богата месторождениями голубого топлива. Еще здесь встречаются некоторые рудные месторождения. Но предгорья Кавказских гор, их западной части – это основное место, где располагаются полезные ископаемые Краснодарского края (нефть и залежи различных строительных материалов – известняка, гипса, мергеля, песков и гравия). Кроме того, это основное место залегания ртутных руд. Здесь же добывают каменную соль и самые известные полезные ископаемые Краснодарского края – минеральные воды.

Данная территория является первой в России, где пробурили эксплуатационную нефтяную скважину. Случилось это еще в середине девятнадцатого столетия. С тех пор пальму первенства по нефтедобыче забрали себе другие регионы, но добыча нефти ведется в здешней местности и в нынешнее время, регулярно вводятся в эксплуатацию новые скважины.

Различные материалы для строительной промышленности – наиболее разноплановые полезные ископаемые Краснодарского края. Фото ниже показывает, как выглядит мрамор при его добыче.

Полезные ископаемые Краснодарского края в части минерализации вод грандиозны. По наличию лечебных минеральных вод данная территория превосходит любые европейские аналоги. Здесь сосредоточены многочисленные источники, богатые минеральной водой. Соленые или горько-соленые (йодо-бромные) воды предназначены для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата. Источники располагаются вдоль черноморского побережья, а также в Кавказских предгорьях. Славяно-Троицкое месторождение заключает в себе около тридцати процентов всех российских запасов. Кроме обычных минеральных источников, встречаются еще термальные.

Рудные полезные ископаемые Краснодарского края выглядят не столь ярко на остальном фоне. Таманский полуостров представлен железомарганцевыми рудами. Вдоль речных берегов открыты железнорудные (Малобамбакское) и марганцеворудное (Лабинское) месторождения. Наиболее богатым медью оказалось Лабинское месторождение в предгорьях Кавказа. Здесь же, в предгорьях, но более восточных, добывают довольно редкие ртутные руды в четырех известных месторождениях. Добывают здесь и золото, правда, в весьма незначительных количествах.

Краснодарский край обладает месторождениями цветных камней – материалом для декора. Обрабатываются два места залегания яшм и один источник жадеита. Кроме цветных, известны также два места залежей облицовочных камней. Пласты единственного известного, но очень богатого месторождения каменной соли достигают суммарной мощности почти в пятьсот метров. Соль не является пищевой, но используется для добывания хлора путем электролиза и получения выварочной пищевой соли. Известно также более тридцати месторождений морских ракушек, но обрабатываются лишь шесть из них. Данный материал используется в виде кормовой муки.

источник

Полезные ископаемые. В недрах Кубани открыто более 60 видов полезных ископаемых. В основном они залегают в предгорных и горных районах. Имеются запасы нефти, природного газа, мергеля, йодо-бромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных и апатитовых руд, каменной соли. Краснодарский край — старейший нефтедобывающий район России. Добыча нефти начата с 1864 года. На территории края расположен крупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн пресных подземных вод, имеющий значительные запасы термальных и минеральных вод. Среди богатств Кубани лес занимает важное место, т.к. имеет большое природоохранное значение и является основным источником древесины ценных пород России. Общая площадь лесов Краснодарского края составляет свыше 1800 тыс. га. Имеющие промышленное значение дубовые и буковые массивы занимают, соответственно, 49 и 19 % площади всех лесов.

Слайд 12 из презентации «Территория Краснодарского края». Размер архива с презентацией 4079 КБ.

««Игра по географии» 6 класс» — Игра «Эрудит». Множество кораблей. Профессор Паганель. Одуванчик. Человек. Компас. Тигр. Солнце. Когда. Китайский ребенок. Вид звезды. Воздушный шар. Смена времени года. Изображение карты. Роса. Аэростат.

««Литосфера» 6 класс» — Горная порода – природный агрегат. На каком материке нет вулканов, а землетрясения редки. Какие горные породы добывают в нашей местности. Рельеф – это все неровности земной коры. Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы. Что такое землетрясение , каковы его причины. Литосфера. Вопросы базового уровня сложности. Камни, вулканические бомбы, пепел, потоки раскаленной лавы. Гора имеет относительную высоту более 200 м.

««Задания по географии» 6 класс» — Объект. Развитие памяти. Ответьте на вопросы теста. Литосфера. Алгоритм выполнения задания. Основные особенности озерных котловин. Горы суши. Какой цифрой на рисунке обозначен кратер. Упражнения на развитие внимания и памяти на уроках географии. Какой цифрой на рисунке цифрами обозначен склон. Отгадайте метаграмму. Как выполнить данное задание. Как выполнить данное задание. Отгадайте ребус. Огромное количество озер на Земле.

«Типы облаков» — Нитеобразные облака. Ярко-белые облака. Перистые облака. Кучевые облака. Солнце и луна. Облака вертикального развития. Парусоподобные облака. Слоистые облака. Серые облака. Облака нижнего яруса. Облака верхнего яруса. Высоко-кучевые облака. Облака среднего яруса. Облака. Кучево-дождевые облака. Ливневые облака. Барашки. Слоисто-дождевые облака.

«Пенза» — Театральная площадь. Город Пенза в XVIII веке. О, Пенза, на свете ты очень давно. Новостройки. Пензе 350 лет. Памятник Первопоселенцу. Оборонительный вал. Улица Кирова. Выдающиеся люди. Современная Пенза. Арбеково. Ледовый дворец. Гимнастический комплекс. Ул. Московская. Лачинов Елисей Протасьевич. Драматический театр. Проспект Победы. Вокзал. Улица Московская. Старая Пенза. Символ непрерывного роста и развития.

«Примеры горных пород» — Минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности. Метамор. Превращение. Песок. Литосфера. Осадочные горные породы. Урок географии. Излившиеся магматические горные породы. Грамота. Полезные ископаемые Ростовской области. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Классификация минералов и горных пород. Высокие температуры. Глубинные магматические горные породы. Магматические. Обломочные горные породы.

Всего в теме «География 6 класс» 117 презентаций

источник

Какие полезные ископаемые тебе известны? Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? 2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

Краснодарский край расположен на юге Восточно-Европейской равнины. Используется в строительстве. Природные воды с повышенным содержанием полезных веществ. Ответ: В Краснодарском крае много полей, на которых выращивают пшеницу, кукурузу, овощи. Поэтому Кубань называют житницей. Краснодарский край является субъектом Российской Федерации и ее неотъемлемой частью. В письме расскажи о Краснодарском крае так. чтобы ему захотелось приехать к тебе в гости и увидеть всю красоту Кубани и ее жителей своими глазами.

Я люблю свой край и мечтаю побывать во всех его уголках. Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

Его территория омывается водами двух морей: Черного на юге и Азовского на западе. Площадь края сравнительно небольшая — 76 тысяч квадратных километров. 1) В недалеком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. Современная степь вся распахана и занята посевами культурных сельскохозяйственных растений….

В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта)

3) Основная часть смешанных и широколиственных лесов приходится на предгорье и горные районы. Лишь в августе поляны освобождаются от снега. Выше 3000 метров над уровнем моря — царство вечных снегов, ледников и неприступных скал, почти лишенных растительности. Ответ: Для сохранения растительного и животного мира горных лесов и альпийской полосы. Отложения природных водоемов и продуктов извержения грязевых вулканов.

Город, в котором расположены цементные заводы — Новороссийск. В долине этой реки была пробурена первая в России нефтяная скважина — Кудако. Отметь на «ленте времени» год, в котором на Кубани была пробурена первая нефтяная скважина. Из мергеля делают цемент, который используется в строительстве. Часто можно услышать»Кубань — и житница, и здравница, и жемчужина России».

В этом рассказе описано очень жестокое обращение человека с животными. Животные населяют нашу планету, украшая ее, мы любуемся разнообразием животного мира. Но, к сожалению, уже очень много животных и растений на нашей планете вымерло. И многие — по вине человека. Что я могу сделать, чтобы помочь сохранить природу моего края? Не сорить в лесу, не разорять муравейники и птичьи гнезда, не обрывать цветы в лесу, не ловить насекомых для гербариев.

Место, где в древности был город или укрепленное поселение — городище. Отметь на «ленте времени» века до нашей эры и нашей эры, время появления на Кубани первых людей, существования меотских поселений. Определи, из каких материалов строились изображенные на рисунках жилища.

Каких знаний и умений требует эта профессия? Используй текст учебника на стр. 54. Самый большой на Кубани краеведческий музей находится в Краснодаре на улице Гимназической. Восстанови элементы вооружения и одежды скифов.

Найди общие элементы в адыгском мужском костюме и казачьей форменной одежде и укажи их, дорисовав стрелками. Определи вид исторических источников и соедини линиями название с изображением. Историку они помогают больше узнать о прошлом, и поэтому их называют письменными историческими источниками. О том, как жили мои бабушки и дедушки, как воевали на войне, я узнаю из рассказов моих родителей. В его состав входят 7 городских округов и 37 районов.

Используя административную карту в конце учебника, выполни вместе с соседом по парте практическую работу. 6) Самый северный, самый южный, самый западный и самый восточный города края: С- Ейск, Ю — Сочи, З — Анапа, В — Армавир.

Ответ: Крепостная стена — символ защиты, а ведь в нашем крае жили казаки — воины, защищавшие южную границу России. Вспомни и впиши даты. Отметь их на «ленте времени». Какие подвиги совершили эти люди во время Великой Отечественной войны на территории Кубани? А.И. Покрышкин: Он был летчиком, воевал на Кубани и лично сбил 20 вражеских самолетов.

В предгорьях и горах Кубани, на Азово-Кубанской равнине обнаружено более 60 видов полезных ископаемых. Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок. Все, что добывается из недр земли и используется человеком, называют полезные ископаемые. На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые? Предприятие по добыче полезных ископаемых открытым способом — карьер. Нанеси на контурную карту (стр. 42) месторождения полезных ископаемых, которые добывают на Кубани.

источник

Благодатные кубанские земли издревле славились своими богатствами. Различные минералы, полезные воды, грязи, горючие вещества – все это можно встретить на территории Краснодарского края.

Лечебные водыИсточники Азово-Кубанского бассейна всегда прославляли Краснодарский край. Минеральные, термальные воды, запасы пресной воды сконцентрированы в этом районе. Помимо этого, на Кубани два моря – Азовское и Черное. Соленые воды благотворно влияют на кожу, укрепляют дыхательную и нервную систему, полезны для кожи, волос и ногтей. Также, большие запасы пресной воды сосредоточены в реках, лиманах и ериках края.

В районе Апшеронска, Абинска и Славянска-на-Кубани есть большое количество нефтяных месторождений. Помимо нефти, здесь же добывают природный газ, каменный уголь. Помимо добычи, в районе занимаются и переработкой добытого, а также экспортом как за пределы края, так и страны в переработанном и чистом виде.

К этой группе относятся ракушняк, песчаник, гравий, кварцевый песок, мрамор, известняковый и гипсовый камень. Такие материалы активно добываются уже очень долгое время. Издревне из них строили жилища и хозяйственные постройки.

Медная руда, золотые самородки,ртуть, железные и серпентитовые руды, апатиты. Благодаря этому развивается не только добывающая промышленность, но и транспортная сеть края, т.к. добытые в Краснодарском крае ископаемые затем поставляются для обработки по всей стране, а также и за границу.

Камни для украшений, изготовления различных изделий быта, строительства и облицовки тоже добываются в Краснодарском крае. Так, здесь очень много яшмы и жадеита – они подходят для изготовления украшений, посуды, изделий быта.

Самые необычный, а также полезные в быту, ископаемые – ракушки. На территории Кубани насчитывается огромнейшее количество разнообразных ракушек, а шесть из них добываются в промышленных масштабах. Ракушку перемалывают, добавляют в корма для сельскохозяйственных и декоративных животных как источник кальция и минеральных веществ.

Краснодарский край – один из самых богатых регионов Российской Федерации. Многовековая история, богатое культурное наследие и плодородные земли – все это сконцентрированы на кубанской земле.

Краснодарские земли практически всегда давали большой урожай, а также были очень богаты на полезные ископаемые. На Кубани имеются залежи около 60 разных видов полезных ископаемых таких, как: нефть, газ, мергель, гравий, песчаник, известняк, кварцевый песок и другие. Сейчас речь пойдет о наиболее важных полезных ископаемых для региона и всего мира в целом.

Нефть. Добывать «чёрное золото» в этом регионе начали самыми первыми во всей России, в 1846 году. Известно, что в 20-х годах прошлого века в этом крае за год из недр земли доставали лишь 2000 тонн этого полезного ископаемого. За 2009 год на Кубани добыли свыше 1,2 млн. тонн нефти.

Газ. В Краснодарском крае имеются огромные залежи этого ископаемого. В 1960-х годах именно Кубань поставляла газ в Москву и другие центральные города регионы России. За 2016 год в этом крае добыли 3,5 млрд. м 3 .

Полезные соли и минералы в лечебных источниках. В Краснодарском крае известно огромное количество целебных источников содержащих полезные для организма соли и минералы. Вода, которая течет в источниках, имеет соленый, или даже горький вкус. Она помогает в лечении болезней желудка и кожи. На территории Краснодарского края находится десятки санаториев.

Читайте также:  Какие орехи полезны для желчного пузыря

Цементный мергель. Думаю, что большинство из вас даже и не слышали о существовании такого полезного ископаемого. По названию вы, скорее всего догадались, что эта порода входит в состав цемента. А в современном времени, почти все строения состоят из цемента.

Ракушечник. Это полезное ископаемое, тоже часто применяется в строительстве. Он состоит из морских раковин, спрессованных между собой за десятки тысяч лет, песка и минералов. Внутри дома построенного из этого материала зимой – тепло, а летом – прохладно.

Краснодарский край опережает большинство регионов России по добыче полезных ископаемых.

Клевер – это род растений. Этот род включает в себя почти три сотни разновидностей по всему миру. Самым распространенным видом клевера считается клевер луговой – тот самый цветочек, который часто растет на клумбах как сорняк

Каждый человек в мире хоть раз болел какой-нибудь болезнью. Кто-то переносит ее легко, кто-то с осложнениями. Но что же нам помогает избавиться от болезни или даже вообще не дает нам заболеть? Руки? Ноги? Глаза? Нос? Конечно же, нет.

Благодатные кубанские земли издревле славились своими богатствами. Различные минералы, полезные воды, грязи, горючие вещества – все это можно встретить на территории Краснодарского края.

источник

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа 4 ст. Старовеличковской Калининского района Краснодарского края Урок кубановедения в 4 классе по теме «Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование» Разработку подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 Сиенко О.В cт. Старовеличковская, 2014г.

2 План-конспект проведения урока. Предмет: Кубановедение. Класс: 4 класс. Тема урока: «Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование». Тип урока: урок совершенствования ЗУН Цель урока: Обучающая: обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений; Воспитывающая: Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края. Развивающая: Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь. Задачи урока: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании; выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности. Прогнозируемые результаты: ученики узнают, что такое полезные ископаемые, каковы их основные свойства. Научатся выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать полезные ископаемые ( песок, глина) с помощью опытов. Оборудование: Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезные ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.

3 Ход урока. I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять. II. Актуализация знаний. — О чѐм говорили на прошлом уроке? Какое творческое задание вы выполнили? (Идѐт защита творческих заданий «Водоѐмы Краснодарского края.) III.Самоопределение к деятельности. Учитель: 1.Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неѐ горстку зерна получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.) Ученик: Сказала лопата: «земля, чтобы рыть». Ботинки сказали: «Земля, чтоб ходить». А люди сказали: «земля, чтобы жить». (А.Тетивкин) — Отгадайте загадки. (Самотестирование «+ или -) Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги.

4 А сделать миску или вазу Она понадобится сразу. (Глина) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). Он очень прочен и упруг, Строителям надѐжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (Гранит) — Ваше мнение? Сигнал (+,-). — Предположите, о чѐм мы будем говорить на уроке. — Ответы детей — Прочитайте тему урока в учебнике. (Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование) — Какие вопросы у вас возникают? — Ответы детей Слайд 2. IV. Работа по теме урока. Решение поставленных задач. 1.Беседа. Учитель: — Как вы думаете, какие богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые) — Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»? (Ответы детей). Обобщение.

5 Учитель: — Мел, песок, глина, гранит и т. д. это полезные ископаемые — Что такое полезные ископаемые? Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите на доске, уголь всѐ это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы. Все горные породы, полезные для человека, так и называются полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землѐй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать» говорили в старину) из-под земли. 2. Беседа «Богатства недр земли Краснодарского края» Учитель: (Работа по карте) Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах Кубано-Приазовской низменности.

6 Слайд 3. Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твѐрдые, жидкие, газообразные), по свойствам). Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь. Полезные ископаемые рудные (металлические) горючие строительные нефть песок железная руда природный газ глина гранит мрамор 3. Игра «Угадай, кто я» 1)Одну еѐ не едят, А без неѐ мало что едят. (Каменная соль) 2)Он чѐрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несѐт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Каменный уголь) 3)Без неѐ не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть) 4)Он очень прочен и упруг, Строителям надѐжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)

7 5) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу Она понадобится сразу. (Глина). 6) Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже И он в стекле расплавлен даже. (Песок) Учитель: — Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич «внуками» гранита. V. Обобщение материала и совершенствование ЗУН. 1.Наблюдение. — Кто из вас видел песок, глину? — Какую форму имеют песчинки? (Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок) — Какого цвета песок? Слайд 4. Учитель: Вы любите, ребята, Как нитка золотая Пересыпать песок. У вас из кулака В руках у вас лопата, Бежит струя густая Ведѐрко и совок. Прохладного песка.

8 Слайд Рассказ учителя с элементами беседы. — Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения. Слайд 6 Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца как составной части гранита — образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещѐ раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен. — Где в хозяйстве применяют песок? (Рассказывают ученики, а учитель дополняет) (Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)). Слайды: 7, 8, 9. Учитель: За многие годы вода рек и ручьѐв смывает песчинки с гор, переносит их откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей. Слайд 10. Так образуются скопления песка месторождения. Слайд 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки. (По ходу объяснения учитель на доске составляет схему ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде 13) далее проводится закрепление обобщѐнного материала и на следующем уроке повторение). Физ-пауза

9 3. Рубрика «Это интересно» Почему песок и глину называют «детьми» гранита. (Материал рассказывают подготовленные ученики) Ученик 1. При выветривании гранит распадается на зѐрна полевого шпата и зѐрна кварца. Дальнейшее выветривание приводит к распаду зѐрен полевого шпата в прах — в глину, а из зѐрен кварца получается кварцевый песок. Вода для гранита — то же самое что для нас — время — убийца. Гранит мог бы жить вечно, если бы не вода, которая, как известно, камень точит. Именно вода причина того, что на Земле появилась глина: почти вся глина на Земле — продукт распада полевого шпата под воздействием воды. Глина — прах полевого шпата. Вода — не только убийца гранита, но и посмертный визажист: именно вода своими потоками разделяет глину и песок — остатки гранита: сначала выносит лѐгкие частицы глины, а уж потом бурные потоки переносят песок с галькой. Ученик 2. (Приложение 1) 4.Практическая работа. Опыты. (Ученики демонстрируют опыты у доски) Слайд 12. (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведѐнному опыту и назовѐт свойство песка.) 1) Определи, что твѐрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.

10 2) Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой. 3) Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости). 4) Растворяется ли песок в воде? 5) Определи, есть ли у песка запах? 6) Блестит ли песок? 7) Обладает ли песок свойством сыпучести? 8) Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром). — На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности? Схема -ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд 13.

11 (По ходу объяснения учитель на доске составляет схему ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде 21) в конце урока проводится закрепление обобщѐнного материала и на следующем уроке повторение). Физ-пауза VI. Продолжение работы по теме урока. 1. Беседа. -Как вы думаете, какая судьба ждѐт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина) -Какого цвета бывает глина? -Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.) 2.Рассказ учителя: Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

12 Слайд На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.) 3. Практическая работа. Опыты. Прошу выдвинуть гипотезы об основных свойствах глины ( Ученики выдвигают свои гипотезы, начиная со слов: «Могу предположить» Слайд 15. (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведѐнному опыту и назовѐт свойство глины.) 1) Что твѐрже: глина или стекло? Как это узнать? 2) Что легче: глина или вода? Как это определить? 3) Смочить глину водой. Вылепить из неѐ любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.) 4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости) 5) Обладает ли глина свойством сыпучести? 6) Растворяется ли глина в воде?

13 7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протѐртую глину). — Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины? Подведѐм итог. -Какие гипотезы выдвигались? К каким выводам пришли? — Где в хозяйстве и промышленности используют глину? (Рассказывают ученики, а учитель дополняет.) (Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.) Слайд: 16, 17, 18, 19.

14 — Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре? (При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжѐнное глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниѐт.) 4. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи «горно» и обжигали в них посуду. «Одно гончарное дело остаѐтся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика». (И.Попко «Черноморские казаки») Слайд 20.

15 5. Работа по карте. Рассказ подготовленного ученика с опорой на карту. Месторождения песчаников в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов — от 2 м 50 см до 5 м.) VII. Закрепление. 1.Игра «Что из чего сделано?» (Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.) 2. Закрепление проводится по схемам — ЛОС (листам опорных сигналов)

16 Схема ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд 21. VIII. Рефлексия учебной деятельности. — Что мы увидели, заглянув в недра Краснодарской кладовой земли? — Что вы можете рассказать о полезных ископаемых? -Что нового узнали о песке и глине? — Какие выводы можно сделать? — В чем были трудности? — О чем можете легко рассказать одноклассникам? — Почему песок и глина являются «детьми гранита»? — Какую роль играет вода и ветер в природе для песка и глины? — Оцените свою работы на уроке. Слайд 22. Домашнее задание: Найти среди предметов, которые вас окружают дома, как можно больше изделий, изготовленных из песка и глины.

17 Приложение 1. Как же образуются песчинки? Геологи установили, что их возникновение имеет длинную и сложную историю. Прародителями песка являются массивные породы: гранит, гнейс, песчаник. Мастерской, в которой происходит процесс превращения этих пород в песчаные скопления, является сама природа. Изо дня в день, из года в год горные породы подвергаются выветриванию. В результате даже такая прочная порода, как гранит, распадается на обломки, которые все более и более дробятся. Часть продуктов выветривания растворяется и уносится. Остаются самые стойкие по отношению к действию атмосферных агентов минералы, главным образом кварц окисел кремния, одно из самых устойчивых соединений на поверхности Земли. В значительно меньшем количестве в песках могут содержаться полевые шпаты, слюды и некоторые другие минералы. На этом не заканчивается история песчинок. Для образования крупных скоплений необходимо, чтобы зерна превратились в путешественников.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2014/11/10/poleznye-iskopaemye-kubani
  • http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/poleznye-iskopaemye-kubani0.html
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-kubanovedeniyu-na-temu-poleznie-iskopaemie-krasnodarskogo-kraya-2371618.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/polieznyie-iskopaiemyie-krasnodarskogho-kraia.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518670/
  • http://fb.ru/article/240488/poleznyie-iskopaemyie-krasnodarskogo-kraya-mineralnyie-vodyi-i-prochie-bogatstva
  • http://5klass.net/geografija-6-klass/Territorija-Krasnodarskogo-kraja/012-Poleznye-iskopaemye.html
  • http://kwakret.ru/poleznye-iskopaemye-krasnodarskogo/
  • http://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/geografiya/krasnodarskogo-kraya-poleznyie-iskopaemyie-4-klass
  • http://docplayer.ru/29355079-Poleznye-iskopaemye-krasnodarskogo-kraya-ih-ispolzovanie.html