Меню Рубрики

Презентация полезные ископаемые буровая вышка 4 класс технология

Обучающая: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их свойствами, местами залегания и способами добычи; закреплять навык самостоятельно добывать знания, анализировать материал и делать выводы

Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес, самостоятельность, внимание, творческие способности; развивать интерес к предмету

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

учитель начальных классов

Горючие полезные ископаемые

Как используют каменный уголь?

Природный газ, нефть, мел, песок, железная руда, медная руда, каменный уголь, глина.

Горючие полезные ископаемые

А оловянная и медная руды

Б каменный уголь, природный газ

А очищается территория от мусора

Б так сохраняются запасы руды

В люди участвуют в соревнованиях

  • В
  • А
  • Б
  • А
  • Б
  • В

  • УЗНАЛ (а)
  • НАУЧИЛСЯ(ась)
  • УДИВИЛСЯ( ась)

  • Спасибо

источник

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Начальная школа. Технология
  • Полезные ископаемые

Урок технологии в 4 классе

(УМК Школа России Н. И. Роговцева и др. Технология 4 класс)

Тема раздела Человек и Земля (21 ч.)

Титова Татьяна Евгеньевна

Тема изучения

Полезные ископаемые

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото.

Планируемые результаты

Метапредметные

Проявлять

— ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-

мить суждение о человеческих ценностях;

понимание успешности при освоении темы.

Познавательные:

— раскрыть значение понятийбуровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

— определять материалы для изготовления изделия

— использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

Регулятивные:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

адекватно представлять результат собственной деятельности.

-месторождение нефти на карте России и обозначать его, исполь-

— этапы операции по добыче нефти;

Оформлять суждение о человеческих ценностях.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Организация образовательного пространства

Метапредметные связи

Формы работы

Окружающий мир

Русский язык

Информационный материал

Демонстрационный материал

Образцы изделий из нефти.

Интерактивный материал

Презентация «Полезные ископаемые».

1 этап Самоопределение к деятельности

Мотивация к изучению темы

Ситуативное задание

Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.

— Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.

— Подберите синонимы к слову ценность.

2 этап Учебно – познавательная деятельность

— Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

— Где находятся эти богатства?

— Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

Что мы называем полезными ископаемыми?

Сообщение учителя

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

— Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

Сообщения учащихся

  1. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.
  1. Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.
  1. Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

Сообщение учителя

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

— Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

— Кто приходит на смену геологам? (буровики)

— Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

— Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

— Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Диагностика качества освоения темы

Чёрное золото – это ……………………………………………. .

Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

  1. Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

Шахтёр геолог буровик фармацевт

  1. Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

… Бурение скважин;

… Поиск нефтяных месторождений;

… транспортировка нефти по трубопроводам;

… подготовка месторождений к разработкам.

источник

Цели: создание оптимальных условий для осознания темы: “Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области”

Задачи: воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, развивать коммуникативную и познавательную компетентность, формировать общее представление о добыче полезных ископаемых Архангельской области.

Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир» Дмитриевой Н.Я.; физическая карта Архангельской области, образцы полезных ископаемых, презентация, раздаточный материал.

  • Организационный момент.
  • Блиц– опрос.
  1. Газообразное горючее полезное ископаемое.
  2. Образец гранита.
  3. Росли на болоте растения, стали топливом и удобрением.
  4. Образец угля.
  5. Осадочная горная порода, образовавшаяся из раковин моллюсков.
  6. Без нее не побежит
    Не автобус, не такси,
    Не поднимется ракета
    Отгадайте, что же это.
  7. Горная порода с большим содержанием металла.
  8. Место большого скопления полезных ископаемых.
  • На доске условные знаки полезных ископаемых. (нефть, газ, каменный уголь, поваренная соль, торф)
  • Назвать полезные ископаемые.
  • Обобщение.
    – Что общего у этих полезных ископаемых?
  • Классификация.
    – Какое полезное ископаемое лишнее и почему?

Постановка темы и задач урока.

Что мы знаем о полезных ископаемых?

Тема: Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.

Готовясь к уроку я обратила внимание на слово рудознатцы.
Как вы думаете что обозначает это слово? (Разведчики – рудознатцы.)
Можно ли подобрать к нему современное название?
Что вы знаете об этих людях?

Цель: давайте узнаем какими должны быть геологи.

Стр.114, 1 и 2 абзац. (чтение вслух)

Итог: Какими должны быть люди выбравшие эту специальность?

  • Итак, месторождение найдено, изучено… А что дальше?
  • Работа с учебником.

Прочитать и ответить на вопрос: Какими способами добывают полезные ископаемые?

  • Презентация “Добыча полезных ископаемых” (комментарий учителя).
  • Слайд 1– шахты.
  • Слайд 2– карьер.
  • Слайд 3– карьер.
  • Слайд 4– добыча каменного угля открытым способом.
  • Слайд 5– роторный экскаватор.
  • Слайд 6– фонтанный способ.
  • Слайд 7– насосный способ.
  • Слайд 8– буровые вышки.
  • Слайд 9– буровая платформа.
  • Слайд 10– “Приразломная” платформа.
  • Слайд 11– “Приразломная” платформа.
  • Слайд 13– способы добычи.

Создание коллажа “Месторождение полезных ископаемых Архангельской области”

Цель: обобщить знания о полезных ископаемых. Уточнить знания о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

(Подобрать образцы полезных ископаемых, условные знаки, иллюстрации.)

Творческая группа № 1 Бокситы.
Творческая группа № 2 Алмазы.
Творческая группа № 3 Каменный уголь.
Творческая группа № 4 Нефть.
Творческая группа № 5 Строительные полезные ископаемые.

Итог. Расскажите о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

  • Защита коллажей.
  • Самооценка и оценка лидерами творческих групп.
  • О каких способах добычи полезных ископаемых вы знаете?
  • Какие полезные ископаемые добывают открытым способом?
  • Какие полезные ископаемые добывают подземным способом?
  • Какими полезными ископаемыми богата Архангельская область?
  1. Тетрадь № 46. (Составить план рассказа о геологах.)
  2. Тетрадь № 46 (Исследовать: какие полезные ископаемые использовались в строительстве зданий или в их облицовке. Из каких горных пород сделаны памятники в нашем городе?)
  3. Подготовить сообщение: Минеральные воды (добыча, использование).
  4. Как добывать полезные ископаемые без вреда для окружающей среды?
  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. “Мы и окружающий мир”: Учеб. для 4 кл. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2009.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 4 кл. к уч. “Мы и окружающий мир”. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2009.
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу “Мы и окружающий мир” 3–4 классы. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2007.
  4. Е.М. Елизарова “Мы и окружающий мир”: 4 класс: поурочные планы по учебнику Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н.Волгоград: Учитель, 2007.
  5. География Архангельской области (физическая география) 8 класс. Учебное пособие для учащихся. / Под ред. Бызовой Н. М. – Архангельск, издательство Поморского международного педагогического университета имени М. В. Ломоносова, 1995.
  6. Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы / Под. ред. Баталова А. Е., Морозовой Л. В. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

источник

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Технология» для 4 класса общеобразовательных учреждений к УМК образовательных систем «Перспектива», «Школа России» и «Гармония», а также тематическое планирование по действующим учебникам системы «Начальная школа XXI века», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВА» И «ШКОЛА РОССИИ»
Тематическое планирование 6
Знакомство с учебником 7
Урок 1. Как работать с учебником 8
Человек и земля 13
Уроки 2, 3. Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» 14
Урок 4. Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» 24
Урок 5. Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» 31
Уроки 6, 7. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» 36
Урок 8. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали» 44
Урок 9. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Медаль» 50
Уроки 10, 11. Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза» 53
Урок 12. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» 61
Урок 13. Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка» 68
Уроки 14, 15. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» 73
Уроки 16, 1 7. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» 83
Уроки 18, 19. Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» 93
Урок 20. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» 101
Урок 21. Бытовая техника. Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы 108
Урок 2 2. Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» 114
Человек и вода 119
Урок 23. Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер» 120
Урок 24. Порт. Изделие «Канатная лестница» 125
Урок 25. Узелковое плетение. Изделие «Браслет» 131
Человек и воздух 136
Урок 2 6. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет» 138
Урок 2 7. Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель» 144
Урок 28. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» 148
Человек и информация 152
Уроки 2 9, 3 0. Издательское дело. Изделия «Титульный лист», «Таблица» 154
Урок 31. Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» 162
Уроки 3 2, 3 3. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» 166
Урок 34. Подведение итогов года. Презентация выполненных работ 168
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ГАРМОНИЯ»
Тематическое планирование 171
Из глубины веков — до наших дней 172
Урок 1. Введение. Керамика в культуре народов мира 173
Урок 2. Сосуд с магическим орнаментом (отрывная аппликация, роспись) 177
Уроки 3, 4. Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Коллективное панно (лепка, роспись) 181
Уроки 5, 6. Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. Плетеный короб 185
Уроки 7, 8. Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии 192
Традиции мастеров в изделиях для праздника 198
Урок 9. Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования 199
Урок 10. Бумагопластика. Раскладная открытка 202
Урок 11. Упаковка-футляр для подарка 206
Урок 12. Оформление упаковки новогоднего подарка 210
Урок 13. Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами) 213
Урок 14. Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста) 217
Уроки 15, 16. Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки 223
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие 227
Урок 17. Вязание как один из видов рукоделия. Простейшие приемы вязания крючком 227
Уроки 18, 19. Простейшие приемы вязания крючком. Вязание панно 232
Урок 20. Петельный шов: приемы выполнения 235
Уроки 21, 2 2. Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки 239
Уроки 2 3, 2 4. Окантовка картона 242
Уроки 2 5, 2 6. Жесткий переплет 246
В каждом деле — свои секреты 250
Урок 27. Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки 250
Уроки 2 8, 2 9. Дарим людям свое мастерство. Игрушки из соломки и ниток 254
Уроки 3 0, 31. Металл в руках мастера. Тиснение по фольге 257
Урок 32. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама 261
Урок 33. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Коробочка санбо 265
Урок 34. Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся 269
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тематическое планирование по УМК «Начальная школа XXI века» 271
Правила техники безопасности на уроках технологии 276
Физкультминутки 278
Список литературы 283

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

источник

Урок окружающего мира в 4 классе МОУ Новоюгинская СОШУчитель начальных классов Горохова Ирина Владимировна

Тема урока: «Полезные ископаемые» Цель урока: Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Задачи Обучать установлению взаимосвязи природы с жизнью человека на примере полезных ископаемых.Расширять кругозор учащихся по родному краю.Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней. ОборудованиеФизическая карта России, карта Томской области, коллекции полезных ископаемых, картины»Добыча полезных ископаемых», раздаточный материал.

Ход урока Проверка домашнего задания.Сообщение нового материала.Физкультминутка.Практическая работа.Обсуждение изученного материала.Обобщение.Итог урока.

Проверка домашнего задания Тест «Поверхность и водоёмы нашего края»Углубление в земной поверхности, имеющие крутые осыпающиеся склоны, называется… а) балка; б) холм; в) овраг Возвышенность, имеющую вершину высотой 300м, называют… а) холм; б) гора; в) плоскогорье Хранилища воды называют… а) низменности; б) водоёмы; в) платоК естественным водоёмам относятся… а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, прудГоры, созданные людьми, называют…а) холмы; б)плоскогорье; в)терриконы

Какие океаны омывают Россию? а) Индийский, Тихий, Атлантический; б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.Водоёмы-это… а)хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б)место обитания животных и растений; в)украшение Земли.С водоёмами связана жизнь следующих животных: а)утки, лебеди, цапли; б)трясогузки,совы, кукушки; в)орлы, аисты, кедровки.

Индивидуальная работа по карточкам Карточка №1 Заполните схему реки:Карточка №2 Заполните таблицу:

Карточка №3 Разгадайте кроссворд:По горизонтали:2.Водный поток, имеющий исток и устье.5.Огромное пространство солёной воды на Земле. 6.Постоянный природный водный поток. По вертикали: 1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 4 Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.7.Выход подземных вод на поверхность.

Работа над новой темой О водоёмах много знаете вы, Ответы достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны. Любые клады на карте найдёте вы. Работа в группах:1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (стр.160-162 учебника)2 группа: Изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (стр.163-167 учебника.)3группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (стр.164-165 учебника.)

Карточка – «помогайка»: НазваниеУсловное обозначениеСвойстваСпособы добычиЗначение и применениеМесторождения на территории края

Физкультминутка Поднимает руки класс – это раз,Повернулась голова – это два,Руки вниз, вперёд смотри – это три.Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Обсуждение изученного материала -Где применяются полезные ископаемые, о которых вы нам рассказали?-Найдите на карте России месторождения этих ископаемых.(Условные обозначения записываются в тетради.)-Сегодня вы много узнали о подземных богатствах, об их применении.Сейчас заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые».Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на: рудные и нерудные.Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.)- А на какие ещё две подгруппы делятся полезные ископаемые, как вы думаете? (На строительные и горючие.)-

источник

Презентация для 4 класса по окружающему миру. тема: «Полезные ископаемые». Автор учебника -Плешаков, программа «Школа России»

Что называют полезными ископаемыми?

Это горные породы, добываемые из недр или с поверхности Земли и используемые человеком

Происхождение горных пород

Из остатков древних растений и животных, осевшего на дно водоёмов ила

Из магмы после извержений вулканов, под действием высокой температуры и давления

Горючие полезные ископаемые

  • Используют для отопления жилищ
  • Для получения электроэнергии на теплоэлектростанциях
  • В изготовлении красок, смол, пластмасс
  • Горючий
  • Чёрного цвета
  • Тонет в воде
  • Твёрдый
  • Хрупкий

  • Горючий
  • Тёмно-бурый
  • Рыхлый
  • Хорошо впитывает воду
  • Горючее для работы небольших электростанций
  • Удобрение
  • Подстилки для скота

  • Бензин, керосин, дизельное топливо
  • Пластмассы и синтетические волокна
  • Горючая маслянистая жидкость
  • Чёрный цвет
  • Легче воды

Часто сопутствует добыче нефти

резину, искусственные волокна

  • Руды чёрных металлов: красный и бурый железняк
  • Руды цветных металлов:Медь

  • Быстро нагреваются и хорошо проводят тепло
  • Обладают электропроводностью
  • Некоторые обладают магнитными свойствами
  • Прочные, пластичные
  • Долговечные
  • Строительство
  • Провода
  • Рельсы
  • Компасы и магниты
  • Машиностроение, самолётостроение, кораблестроение

Топливо для атомных электростанций

  • Мягкий пластичный металл желтоватого цвета
  • Блеск, который сохраняется долгое время, не тускнея

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве

  • Гранит
  • Мрамор
  • Песок
  • Глина
  • Гипс
  • Известняк

фундаменты больших зданий, станции метро, набережные, памятники

  • Серого цвета, иногда с красноватым оттенком
  • Очень твёрдый и прочный материал

Санкт-Петербург. Набережная Невы

  • Прочный
  • Хорошо полируется
  • Разнообразные оттенки цветов и узоры прожилок
  • Украшение стен, полов зданий, станций метро

  • Рыхлый
  • Сыпучий
  • Не растворим в воде
  • Строительство дорог
  • Приготовление цемента и бетона
  • Белый кварцевый песок используют для изготовления стекла

Песчаный карьер в Подмосковье

  • Красного, белого, серо-голубого цвета
  • Мокрая глина – вязкая и пластичная
  • После прокаливания – твёрдая и хрупкая

  • Производство кирпичей, строительство
  • Гончарное дело

  • Мягкий минерал белого или желтоватого цвета
  • Кристаллы гипса напоминают пластинки, иголочки или лепестки

  • Строительство и архитектура
  • Скульптура
  • Медицина

  • Чёрный
  • Мягкий
  • Легко оставляет след на бумаге
  • Грифели карандашей
  • В деталях приборов и машин

  • Цвет зелёный, синий, красный
  • Кристаллы апатита – шестигранники
  • После специальной обработки похож на драгоценный камень

  • Из него изготавливают ценные удобрения
  • Используют в ювелирном деле

отрасль науки и техники, занимающаяся добычей полезных ископаемых

скопления полезных ископаемых

Способы добычи полезных ископаемых:

Открытым способом в карьерах

Разработка месторождения известняка

Ружеальский каменный каньон – добыча мрамора

Солёное озеро Баскунчак в Астраханской области

Добыча каменного угля. Урал

Добыча руды открытым способом в карьере

Строительство нефтепроводов и газопроводов

Полезные ископаемые Нижегородской области

  • Торф
  • Фосфориты
  • Железные руды
  • Кварцевые пески
  • Глины
  • Титан-циркониевые руды «чёрные пески»

Исчерпаемы ли запасы полезных ископаемых?

Запасы Земли не бесконечны !

-Бережного и экономного использования полезных ископаемых

-Полной выработки месторождений

-Контроля за полной и эфективной переработкой добытого

-Создания искусственных материалов, которые могли бы заменить естественные

Тысячи лет вода растворяет в горных породах минералы и уносит их прочь

Столбики из натёков капель воды с крупицами минералов, «растущие» снизу вверх

Каменные сосульки, «растущие» со сводов пещеры вниз

От чего зависит цвет сталактитов и сталагмитов?

От минералов, из которых они состоят

  • Насекомые, черви, пауки
  • Протеи – хвостатые земноводные
  • Летучие мыши

источник

Разработка урока технологии (4 класс, ФГОС, УМК Школа России, тема раздела Человек и Земля) «Полезные ископаемые».

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Урок технологии в 4 классе

(УМК Школа России Н. И. Роговцева и др. Технология 4 класс)

Тема раздела Человек и Земля (21 ч.)

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото.

— ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-

мить суждение о человеческих ценностях;

понимание успешности при освоении темы.

— раскрыть значение понятий буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

— определять материалы для изготовления изделия

— использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результаты своей деятельности.

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

адекватно представлять результат собственной деятельности.

-месторождение нефти на карте России и обозна-чать его, исполь

— этапы операции по добыче нефти;

Оформлять суждение о человеческих ценностях.

Организация образовательного пространства

Презентация «Полезные ископаемые».

1 этап Самоопределение к деятельности

Мотивация к изучению темы

Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.

— Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.

— Подберите синонимы к слову ценность.

2 этап Учебно – познавательная деятельность

— Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

— Где находятся эти богатства?

— Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

Что мы называем полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

— Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.

Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.

Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

— Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

— Кто приходит на смену геологам? (буровики)

— Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

— Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

— Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Диагностика качества освоения темы

Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

Шахтёр геолог буровик фармацевт

Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

Поиск нефтяных месторождений;

транспортировка нефти по трубопроводам;

подготовка месторождений к разработкам.

источник

Технологическая карта № 3
Тема раздела
Человек и Земля (21 час)

Темы изучения
Полезные ископаемые (2 часа)

Цели
Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.
Ввести:
этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;
технику «русская мозаика».
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия
Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Освоение техники «русская мозаика». Выполнение шкатулки из пластилина.
Бронза, буровик, буровая вышка, геолог, золото, малахит, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, поделочный камень, пуд, русская мозаика, серебро, скважина, талисман, чёрное золото.

Личностные умения
Метапредметные умения
Предметные умения

( Проявлять:
интерес к изучению темы;
бережное отношение к природным богатствам России;
ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;
желание оформлять суждение о человеческих ценностях;
понимание успешности при освоении темы.
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «бронза», «буровик», «буровая вышка», «геолог», «золото», «малахит», «месторождение», «нефть», «нефтепровод», «нефтехранилище», «полезные ископаемые», «поделочный камень», «пуд», «русская мозаика», «серебро», «скважина», «талисман», «чёрное золото» и использовать их в активном словаре;
определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;
определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;
определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;
определять материалы и их размеры для использования в технике «русская мозаика» и обосновывать своё мнение;
использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
распределять обязанности для выполнения учебного задания;
выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
оценивать результат собственной деятельности.
Коммуникативные умения:
формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно представлять результат собственной деятельности.
( Определять:
месторождение нефти на карте России и обозначать его, используя условный знак;
этапы операции по добыче и транспортировке нефти.
( Выполнять:
модель буровой вышки;
изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина в технике «русская мозаика».
( Оформлять суждение о человеческих ценностях.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы

Окружающий мир
Тема «Полезные ископаемые и их обозначение на карте».
Литературное чтение
Тема «П. Бажов. Малахитовая шкатулка».
Русский язык
Тема «Синонимы».
Информационный материал
Учебник, рабочая тетрадь «Технология».
Демонстрационный материал
Образцы:
малахитовая шкатулка;
изделия из камня;
образцы изделий из нефти.
Плакаты:
карта РФ;
«Работа с пластичными материалами»;
«Критерии оценки работы».
Интерактивный материал
Презентации «Буровая вышка», «Поделочные камни».
Фронтальная;
индивидуальная ;
парная ;
групповая .

I этап. Самоопределение в учебной деятельности

Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат

( Мотивировать к изучению темы.
( Стимулировать желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.
Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.

Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».
Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.
Ребята, кто из девочек прав?
Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить своё суждение.
Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?
Личностные умения:
проявлять интерес к изученной теме;
проявлять желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности
Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Планируемый результат

Цели:
( Стимулировать:
интерес к добыче полезных ископаемых;
бережное отношение к природе.
( Актуализировать умение работать по плану.
( Ввести понятия «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «чёрное золото», «нефтепровод», «буровая вышка», «полезные ископаемые».
( Научить:
определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;
рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;
рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;
определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;
определять этапы операции по добыче и транспортировке нефти;
выполнять модель буровой вышки;
выполнять учебное действие, используя план;
выполнять самооценку учебного задания;
формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
Сообщение учителя
Полезные ископаемые минеральные образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. В зависимости от площади месторождения, его называют «район месторождения», «провинция месторождения» или «бассейн месторождения».
Область науки и технологии, посвящённая добыче полезных ископаемых, называется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], благодаря которому изучают месторождение, например, нефти.
Месторождение нефти находится в осадочных породах слоистых, пористых пластах земли.
Богаты нефтью Западная Сибирь, остров Сахалин, полуостров Ямал. Её месторождения встречаются на суше и в море. Существуют специальные значки для обозначения месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, например:

Сначала геологи ищут нефтяные месторождения и подготавливают их к разработке. Затем буровики бурят скважину и строят буровую вышку сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. Специальными насосами из скважины нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающий завод.
Нефть природная маслянистая горючая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], имеющая в основном красно-коричневый цвет, но иногда бывает и чёрного цвета. Нефтяная жидкость имеет специфический запах.
Сегодня нефть является одним из важнейших для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которое используется для производства бензина, керосина, пластмасс, краски, ткани, лекарств. Её считают «чёрным золотом», по цене она не уступает жёлтому металлу. Нефть это богатство России. Нефтяная промышленность тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики.
Задание 1 (З) Учебник, с. 18.
Объясните значение слов «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «нефтепровод», «буровик», «геолог».
Объясните значение выражений «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы», «чёрное золото».
Назовите профессии, связанные с добычей нефти.
Расскажите о добыче нефти в древности.
Расскажите о добыче нефти в XXI веке.
Расскажите об использовании нефти древними и современными людьми.
Задание 2 (П)
Верно ли, что для добычи нефти достаточно пробурить скважину? Обоснуйте своё мнение.
Можно ли утверждать, что месторождения нефти встречаются только на территории России? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 45, с взаимооценкой.

Определите на карте России месторождения нефти и отметьте их общепринятым условным обозначением.
Оцените работу по пятибалльной системе.
Представьте свою работу.
Задание 4 (У) Учебник, с. 1819, с самооценкой.
Определите по фотографиям учебника технологическую операцию по добыче и транспортировке нефти. (Выкачивание нефти на буровой вышке, доставка нефти по нефтепроводу, доставка нефти в вагоне-цистерне.)
Задание 5 (У) Учебник, с. 2123, с взаимооценкой.
Выполните модель буровой вышки, используя план учебника.
Оцените работу по пятибалльной системе.
Представьте свою работу.
Диагностические задания:
1. Допишите предложения:
Чёрное золото это
Буровая вышка это сооружение над . , предназначенное для . . По форме буровая вышка похожа на . .
2. Отметьте условный знак, которым обозначают на картах нефть:
;
;
;
.
3. Определите и подчеркните названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:
камнеобработчик;
геолог;
бурильщик;
буровик;
фармацевт.

Личностные умения:
проявлять интерес к изучению природных богатств России;
проявлять бережное отношение к природе.
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «нефть», «чёрное золото», «месторождение», «нефтепровод», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы» и использовать их в активном словаре;
определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;
определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
выполнять учебное действие, используя план;
выполнять самооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
Предметные умения:
рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;
рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;
определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;
определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;
выполнять модель буровой вышки.

Блок Б. Малахитовая шкатулка

Цели:
( Стимулировать интерес к работе с полудрагоценными камнями на примере малахита.
( Актуализировать знания о работе с пластичными материалами.
( Ввести понятия «малахит», «пуд», «поделочный камень», «русская мозаика», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».
( Научить:
определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;
определять размеры материалов, используемых в технике «русская мозаика», и обосновывать своё мнение;
рассказывать об использовании малахита в России;
рассказывать о процессе создания изделий из малахита способом «русская мозаика»;
рассказывать правила работы с пластичными материалами;
выполнять изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина;
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
выполнять взаимооценку учебного задания;
адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
Сообщение учителя
В природе существуют такие полезные ископаемые, которые человек использует для изготовления предметов искусства, например ваз, шкатулок, панно, украшений. Это поделочные камни: агат, яшма, малахит, оникс и др.
Изделия из полудрагоценных камней это хороший подарок как женщинам, так и мужчинам. Выбор полудрагоценных и поделочных камней очень большой. Их стоимость вполне доступна.
Название «малахит» произошло от древнегреческого слова malakos мягкий. Очень важно знать значение камня для его обладателя. Как амулет, приносящий здоровье, и красивый камень для украшений, малахит использовался ещё древними греками и египтянами. Узор на камне часто напоминает глаз, поэтому малахит применяли как амулет для защиты от сглаза. В Средние века малахит использовался для защиты детей от всяческих неприятностей, а также ведьм. На Руси малахит считался камнем исполнения желаний. Древние русичи вырезали из малахита «солнце» для защиты от ядовитых животных и злых духов.
Благодаря большому содержанию меди малахит помогает очищать тело от токсинов и загрязнений. Он поглощает отрицательную энергию, помогает укрепить нервную систему и устранить эмоциональный дисбаланс, освобождает сознание от обид и неурядиц прошлого. В старину носили перстень с малахитом как оберег от холеры и чумы.
Считается, что малахит приносит удачу и исполнение желаний, он популярен как детский амулет. Украшения из малахита оправляют серебром, золотом, бронзой. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий. Талисманом может являться любой предмет от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева.)15
Задание 1 (З) Учебник, с. 2426.
Объясните значение слов «малахит», «пуд», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».
Объясните значение выражений «поделочный камень», «русская мозаика».
Назовите синонимы слова «талисман». (Амулет, оберег.)
Расскажите о значении малахита для его обладателя.
Расскажите об использовании малахита в России.
Представьте процесс создания изделия из малахита способом «русская мозаика».
Расскажите о правилах работы с пластичными материалами.
Задание 2 (П)
Могут ли в составе одного изделия использоваться поделочные камни и драгоценные металлы? Обоснуйте своё мнение.
Верно ли, что для выполнения изделия в технике «русская мозаика» используются поделочные камни только больших размеров? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3(У) Учебник, с. 2627, с взаимооценкой.
Выполните изделие «Малахитовая шкатулка», используя план из учебника.
Оцените работу партнёра, используя пятибалльную систему и критерии:
Критерии
Баллы

Диагностические задания:
1. Допишите предложения:
Мозаика это
Поделочный камень это
Малахит это
2. Рабочая тетрадь, с. 18.
Восстановите последовательность изготовления малахитовой шкатулки из пластилина:
( Свернуть сложенные пласты в трубочку и сформировать брусок.
( Раскатать небольшие кусочки каждого цвета.
( Выбрать пластилин нужных цветов.
( Прикрепить пластинки к стенкам и крышке коробки.
( Сложить раскатанные пласты друг на друга.
( Разрезать полученный брусок на тонкие пластинки.

Личностные умения:
проявлять интерес к работе с полудрагоценными камнями на примере малахита.
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «малахит», «пуд», «серебро», «золото», «бронза», «талисман», «амулет», «оберег», «поделочный камень», «русская мозаика», и использовать их в активном словаре;
определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;
определять размеры материалов, используемых в технике «русская мозаика», и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
рассказывать об использовании малахита в России;
рассказывать о значении малахита для его обладателя;
представлять процесс создания изделий из малахита способом «русская мозаика»;
применять правила работы с пластичными материалами;
выполнять изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели:
( Установить степень освоения данной темы, а именно:
выполнять задание в соответствии с целью;
формулировать фразу-конструкт о создании изделий в технике «русская мозаика»;
определять последовательность операций по добыче и транспортировке нефти.
Контрольные задания
1. Определите последовательность операций по добыче и транспортировке нефти:
( бурение скважин;
( поиск нефтяных месторождений;
( транспортировка нефти по трубопроводам или в цистернах;
( строительство буровых вышек;
( подготовка месторождений к разработке.
2. Допишите фразу-конструкт:
Для того чтобы создать изделие в технике «русская мозаика», надо (Для того чтобы создать изделие в технике «русская мозаика», надо выбрать поделочный камень, распилить его на тонкие плитки, подобрать из них единый рисунок и приклеить на металл, мрамор или другой материал.)
Регулятивные умения:
выполнять задание в соответствии с целью.
Предметные умения:
формулировать фразу-конструкт о создании изделий в технике «русская мозаика»;
определять последовательность операций по добыче и транспортировке нефти.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности
Варианты заданий
Планируемый результат

( Стимулировать интерес к оформлению приглашения на праздник.
( Научить:
составлять и оформлять суждение о человеческих ценностях;
раскрывать смысл записки о тайне шкатулки;
ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания;
планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
( выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
( выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
( самоорганизацию по выполнению задания:
планирование деятельности;
выполнение задания;
представление результатов деятельности.
Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.

Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».
Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.
Ребята, кто из девочек прав?
Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?
Информативный вариант
1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.
2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, используя слова для выбора:
Ценностями человека могут быть . , . , . , . , . . Есть камни, которые помогают людям . человека и его . . Поэтому близкие люди дарят друг другу . , который может стать . , защищающим его обладателя.
Слова для выбора: деньги, здоровье, семья, магические, отношения, богатство, мудрость, предмет, долголетие, талисман, амулет, оберег, сохранить, оберегать, ценности.
Импровизационный вариант
1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.
2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, используя план и приобретённые знания и умения:
ценности в жизни человека;
камень-символ;
взаимосвязь камня и ценностей человека.
Эвристический вариант
1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.
2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, аргументируйте своё мнение.

* Ценностями человека могут быть здоровье, мудрость, долголетие, отношения, семья. Есть камни, которые помогают людям оберегать человека и его ценности. Поэтому близкие люди дарят друг другу предмет, который может стать талисманом, защищающим его обладателя.
Личностные умения:
проявлять интерес к оформлению приглашения на праздник.
Познавательные умения:
выбирать вариант выполнения задания;
использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания.
Регулятивные умения:
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения:
составлять и оформлять суждение о человеческих ценностях;
раскрывать смысл записки о тайне шкатулки.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности

( Научить:
соотносить полученный результат с поставленной целью;
оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ
I. Самоанализ.
Закончите предложения:
1. Мне важно уметь определять ценности в жизни человека, для того чтобы
2. Мне важно уметь выполнять изделия в технике «русская мозаика», для того чтобы
Самооценка
II. Задание на самооценку.
а)
!
+
V

«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»;
«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали»;
«Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться»

б) Самооценка собственной деятельности
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.
Если вы довольны, поднимите две руки.
Если не очень довольны, то поднимите одну руку.
Личностные умения:
оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Цели деятельности
Самоанализ и самооценка учителя
Результат деятельности

( Соотнести полученный результат с поставленной целью.
( Оценить результат своей деятельности.
Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.
Ввести:
этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;
технику «русская мозаика».
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Ключевые умения
Личностные умения:
проявлять желание оформлять суждение о человеческих ценностях.
Познавательные умения:
использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.
Регулятивные умения:
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
адекватно представлять результат собственной деятельности.
Предметные умения:
оформлять суждение о человеческих ценностях.
* Заполняется учителем по окончании изучения темы.

источник

Источники:
  • http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/147-preschool-tech/8142-tekhnologiya-4-klass-poleznye-iskopaemye.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631683/
  • http://alleng.org/d/add/teh061.htm
  • http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/poleznye-iskopaemye6.html
  • http://multiurok.ru/files/polieznyie-iskopaiemyie-2.html
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/polieznyie-iskopaiemyie
  • http://weburok.com/577365
Читайте также:  Полезные свойства ялтинского лука