Меню Рубрики

Процесс сохранения особей с полезными для них признаками

процесс сохранения особей с полезными для них признаками в конкретных условиях среды и оставления этими особями потомства называют?

1)борьбой за существования
2)естественный отбор
3)искучтвенным отбором
4)наследственностью

Процесс сохранения особей с полезными для них признаками в конкретных условиях среды и оставления этими особями потомства называют 2) естественным отбором

1) наличие двух лопастей печени
2) расположение глаз по бокам головы
3) отсутствие роговых чешуй на теле
4) наличие ногтей вместо когтей
=) =) =) =) =) =) =) =) =) =) =) =) =)

рождение людей с хорошо развитым волосяным покровом на всем теле

3) находки окаменевших раковин моллюсков

4) отпечатки вымерших растений на кусках каменного угля

5) наличие у человека копчика

В2. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса

Характеристика эволюционного процесса Фактор эволюции

А) сохранение особей с полезными для них 1) естественный отбор

признаками 2) борьба за существование

Б) ведёт к образованию новых видов

В) обостряет взаимоотношения между особями вида

Г) устанавливаются отношения взаимопомощи

Д) происходит между разными видами

Е) способствует возникновению приспособлений

В3. Установите соответствие между признаком отбора и его видом.

Признак отбора Вид отбора

А) способствует образованию новых видов 1) естественный

Б) обеспечивает создание новых сортов растений 2) искусственный

В) служит причиной возникновения приспособлений

Г) сохраняются особи с полезными для них изменениями

Д) действует в течение многих поколений

Е) сохраняются для размножения особи с признаками, не всегда полезными для них

сортов и штаммов микроорганизмов.а) генетика; б) эволюция; в) селекция.
2. Первым этапом селекции животных является….А. Бессознательный отбор. Б. Гибридизация.В. Одомашнивание. Г. Методический отбор.
3. В чем выражается эффект гетерозиса?а) снижение жизнестойкости и продуктивности;б) увеличение жизнестойкости и продуктивности;в) увеличение плодовитости.
4. Сохраняется ли эффект гетерозиса при дальнейшем размножении гибридов?а) да; б) нет; в) иногда.
5. У каких организмов встречается полиплоидия?а) растения; б) животные; в) микробы.
6. На ранних этапах одомашнивания человек производил отбор:
А) естественный; Б) методический;В) стабилизирующий; Г) бессознательный
7. Получение в селекции животных мула достигли путём применения метода:
А) искусственного отбора; Б) искусственного мутагенеза;
В) межвидовой гибридизации; Г) клонирования;
8. Центры происхождения культурных растений были открыты
А) И.В. Мичуриным; Б) С. Четвериковым;В) В.Н. Вавиловым; Г) К.А. Тимирязевым9. 9.Близкородственное скрещивание иначе называется:
А) аутбридинг; Б) инбридинг;В) гетерозис; г) клонирование;
10. Искусственный отбор в отличие от естественного:
А) более древний;Б) проводится факторами окружающей среды;
В) проводится человеком;Г) сохраняет особей с полезными для организма признаками.

1. Группа близкородственных видов животных — 3 буквы.
2. Группа близких, сходных родов животных — 9 букв.
3. Группа близких сходных семейств животных — 5 букв.
4. Организмы, клетки которых лишены ядра — 10 букв.
5. Организмы, клетки которых имеют оформленное ядро(ядерные организмы) — 9 букв.
6. Один из факторов движущих сил эволюции — 5 букв.
7. Организмы, имеющие неклеточное строение — 6 букв.
8. Отбор, при котором человек из большого количества особей отбирает полезные для него признаки и получает новые породы животных и сорта растений — 13 букв.
9. Количество царств живой природы — 4 бувы.
10. Заранее спасибо=)))))

реакции 3)фенотипом особи 4)случайными мутациями

2. нарушение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК-результат 1)геномной мутации 2)генной мутации 3)хромосомной мутации 4)нормы реакции

3.одним из предложений мутационной теории Х. Де Фриза является утверждение
1)мутации возникают под действием условий среды 2)мутации определённы 3)мутации носят групповой характер 4)мутации ненаправлены

4. комбинативную изменчивость обусловливают
1)мутации
2\)новые комбинации генов в результате мейоза и оплодотворения
3)новые комбинации признаков под влиянием условий среды
4)мутагены

и их относительный характер» и знания школьного курса биологии, ответьте
на вопросы и выполните задание.
1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?
2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность
взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?
3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка
будет относительной? Приведите пример.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ
И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины
возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у
животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к
образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться
в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства.
Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких
деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки
на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того,
учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений
признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что
причинами появления различий между особями одного вида являются
наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный
отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из
них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу,
воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки
оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и
помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным
отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с
вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора
возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям
окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за
работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного
отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными
селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.
Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных
условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления
могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают
относительной целесообразностью.

Существует множество доказательств относительной целесообразности
приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается
неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным
в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому
инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца,
подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не
на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе

источник

Билет № 26. 1. 1. Естественный отбор — процесс выживания особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и оставление ими потомства — главная

1. 1. Естественный отбор — процесс выживания особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и оставление ими потомства — главная движущая сила эволюции. Ненаправленный характер наследственных изме­нений, их разнообразие, преобладание вредных мутаций и направляющий характер естественного отбора — сохранение особей только с полезными в определенной среде наследственными изменени­ями.

2. Искусственный отбор — основной метод се­лекции, которая занимается выведением новых сортов растений и пород животных. Искусственный отбор — сохранение человеком для последующего размножения особей с наследственными изменени­ями, интересующими селекционера.

3. Сравнение естественного и искусственного отбора.

Сравниваемые признаки Естественный отбор Искусственный отбор
1.Отбирающий фактор Условия внешней среды Человек
2. Результаты Многообразие видов, их при­способленность к среде оби­тания Многообразие сортов растений и пород живот­ных,их приспо-соблен­ность к нуждам человека
3.Продолжительно-сть действия Постоянно, тысячелетия Около 10 лет — время выведения сорта или породы
4.Объект действия Популяция Отдельные особи или их группы
5.Место действия Природные экосистемы Научно-исследователь­ские учреждения (селек­ционные станции, пле­менные фермы)
6.Формы отбора Движущий и стабилизиру­ющий Массовый и индиви­дуальный
7. Материал для отбора Наследствен­ная изменчи­вость Наследственная измен­чивость

4. Роль естественного отбора в создании новых сортов растений и пород животных — повышение их приспособленности к условиям среды.

2.1. Биосфера — комплексная оболочка Земли, охватывающая всю гидросферу, верхнюю часть ли­тосферы и нижнюю часть атмосферы, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Био­сфера — глобальная экосистема с взаимосвязями, круговоротом веществ и превращением энергии.

2. Отсутствие благоприятных условий для жиз­ни организмов: 1) в верхних слоях атмосферы — губительное действие космического излучения, ультрафиолетовых лучей; 2) в глубинах океана — недостаток света, пищи, кислорода, высокое давле­ние; 3) в глубоких слоях литосферы — высокая недр, недостаток света, пищи, кислорода. От­сутствие благоприятных условий — причина скуд­ности жизни, незначительной биомассы.

3. Факторы, определяющие границы биосфе­ры, — неблагоприятные условия для жизни орга­низмов. Значение озонового слоя в атмосфере — за­щита от проникновения губительных для живого, коротких ультрафиолетовых лучей. Граница со­прикосновения разных сфер — зона с наиболее бла­гоприятными условиями жизни, причина значи­тельного скопления здесь живых организмов.

3. Осветить поле зрения микроскопа, рассмотреть объект, найти основную ткань и выявить особенно­сти ее строения: клетки расположены внутри листа столбиком или рыхло, имеют тонкие оболочки, со­держат много хлоропластов, в которых происходит фотосинтез. Межклетники в тканях способствуют проникновению к клеткам углекислого газа, а тон­кие оболочки клеток облегчают поступление в них воды и углекислого газа.

источник

1. /Основы учения об эволюции.ТРИИК/Изменчивость Карточки.doc
2. /Основы учения об эволюции.ТРИИК/ТРИИК Конструктор УЗ.doc
3. /Основы учения об эволюции.ТРИИК/Тематический контроль9 кл Основы учения об эволюции.doc
4. /Основы учения об эволюции.ТРИИК/Техкарта Основы учения об эволюциия.doc
5. /Основы учения об эволюции.ТРИИК/Технология ТРИИК.doc
Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения
Триик. Конструктор конструктор заданий в периоде учебно-познавательной деятельности
Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции». Вариант №1 Часть А
Тема «Основы учения об эволюции» 7часов
Описание технологического цикла. Технология развития информационно-интелектуальной компетентности (триик)

Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции». Вариант №1

1. Роль наследственности в эволюции заключается в том, что потомство в процессе онтогенеза

а) повторяет признаки далеких предков в) подвергается воздействию мутагенов

б) приобретает новые сочетания генов г) сохраняет полученные признаки от родителей

2. К причинам эволюции относят

а) приспособленность организмов в) борьбу за существование

б) многообразие видов растений г) многообразие видов животных

3. Процесс сохранения особей с полезными для них признаками в конкретных условиях среды и оставление этими особями потомства называют

а) борьба за существование в) искусственный отбор

б) естественный отбор г) наследственность

4.Сохранение животных с полезными для человека признаками происходит в процессе

а) искусственного отбора; б) естественного отбора; в) борьбы за существование

г) формирования приспособленности к новым условиям жизни.

5.Популяцию считают единицей эволюции, так как в ней происходит

а) круговорот веществ и превращение энергии в) искусственный отбор

б) саморегуляция численности особей г) мутационный процесс

6. Усложнение органического мира в процессе эволюции происходило в результате

а) обмена веществ и превращения энергии

б) наследственности, изменчивости, естественного отбора

в) полового и бесполого размножения,

г) приспособленности организмов к среде обитания

7. К результатам эволюции относят

а) естественный отбор; б) борьбу за существование; в) наследственность и изменчивость

г) приспособленность организмов к среде обитания

8. Естественный отбор, направленный на поддержание уже существующих фенотипов, называют:

а) массовым, б) движущим, в) стабилизирующим, г) методическим.

9. Крупные эволюционные преобразования в строении и функциях организмов относят к:

а) ароморфозу, б) идиоадаптации, в) общей дегенерации, г) биологическому прогрессу

10. Находки отпечатков древних растений и животных – свидетельство…

а) приспособленности растений и животных к среде обитания

б) исторического развития органического мира

в) индивидуального развития растений и животных

г) сезонных изменений в жизни растений и животных

В-1. Выберите 3 верных ответа из 6. Запишите ответ в виде последовательности букв.

Усложнение органического мира происходило благодаря:

В 2. Установите соответствие между признаком отбора и его видом.

Под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

Почему единицей приспособленности считают популяцию, а не отдельную особь?

Напишите ответ, включающий не менее двух элементов. Вариант №1

Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции». Вариант №2

1. К факторам эволюции относят:

а) приспособленность организма к среде обитания

б) многообразие видов растений и животных

в) многообразие сортов культурных растений и сельскохозяйственных животных

г) наследственность, изменчивость, борьбу за существование, естественный отбор

2. Борьба за существование и естественный отбор это

а) основные признаки живого в) воздействие организма на среду обитания

б) причины эволюции органического мира г) результаты эволюции органического мира

3. Сохранение животных и растений с признаками полезными для их адаптации происходит

а) естественного отбора; б) изменчивости; в) искусственного отбора; г) наследственности

4. Искусственный отбор приводит к

а) выживание наиболее приспособленных к среде обитания особей

б) формированию новых сортов растений и пород животных

в) возникновению новых видов растений

г) возникновению новых видов животных

5. Полезные мутации распространяются в популяции благодаря

а) раздражимости; в) половому размножению;

б) обмену веществ; г) межвидовой борьбе за существование

6. Появление плодовитого потомства у особей одной популяции возможно, благодаря сходству их

а) хромосомного набора, в) строения соматических клеток,

б) процессов обмена веществ, г) процессов образования половых клеток

7. Приспособленность животных и растений к среде обитания это

а) результат эволюции в) доказательство эволюции

б) одна из причин эволюции г) результат действия искусственного отбора

8. Благодаря изоляции популяций в природе

а) обостряется межвидовая конкуренция, в) ослабляется действие естественного отбора,

б) усиливается конкуренция внутри вида, г) в них накапливаются наследственные изменения

9. Отбор, действующий в постоянно изменяющихся условиях жизни, называют:

а) массовым, б) движущим, в) стабилизирующим, г) методическим.

10. Эволюционные изменения у животных, способствующие к паразитическому образу жизни, относят к: а) ароморфозу, б) идиоадаптации, в) общей дегенерации, г) биологическому прогрессу

В-1. Выберите 3 верных ответа из 6. Запишите ответ в виде последовательности букв в алфавитном порядке. Применяя естественный отбор как фактор эволюции, человек:

А) создает улучшенные сорта растений

Б) способствует созданию природных экосистем

В) создает группы растений стойких ко вредителям

Г) получает новые виды дикорастущих растений

Д) создает растения, способные к выживанию в агроценозах

Е) способствует вымиранию дикорастущих растений

В 2. Установите соответствие между примером борьбы за существование и её формой.

Под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

Примеры утверждений Вид отбора
  1. 1) Утка-кряква – родоначальница домашних уток
  2. 2) Размножаются те особи, которые успешно конкурируют с другими видами
  3. 3) Создаваемые сорта растений служат для удовлетворения потребности человека
  4. 4) Сохраняются особи, обладающие признаками, снижаемыми их
  5. жизнеспособность в естественных условиях
  6. 5) Оставляют потомство особи, наиболее приспособленные к новым условиям обитания

6) Сохраняются особи с признаками полезными в данных условиях среды

ПРИМЕРЫ Формы борьбы за существование
1) малярийный плазмодий паразитирует в организме человека

2) семена одуванчиков, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды, чем проросшие позже одуванчики.

3) нижний ярус хвойного леса образуют теневыносливые растения

4) сосны, растущие в сосновом лесу, имеют тонкие и длинные стволы

5) самый сильный волк становится вожаком в стае

6) отсутствие зайцев в лесу снижает численность лис

С 1. Почему популяцию считают единицей эволюции?

Напишите краткий ответ, включающий не меньше двух элементов. Вариант №2.

Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции».

Проверяемое содержание (спецификация итогового теста).

  • Учение Ч.Дарвина об эволюции. Движущие силы эволюции.
  • Творческая роль естественного отбора в видообразовании новых видов и приспособленности организмов к среде обитания. Формы естественного отбора. Основные направления эволюции.
  • Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания. Синтетическая теория эволюции.

Цель:

1. Проверить знание/понимание учащимися:

основных положений эволюционной теории Ч.Дарвина, синтетической теории эволюции;

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания.

2. Проверить умения учащихся: объяснять причины эволюции, изменяемости видов, понятие «популяция – единица эволюции»; сравнивать процессы искусственного и естественного отбора, способы видообразования, основные пути и направления эволюции – биологического прогресса и биологического регресса; выявлять взаимосвязи ведущих понятий, отражающих сущность эволюционного процесса; устанавливать последовательность и взаимосвязь эволюционных процессов, движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции; умение давать аргументированный ответ и выделять главную мысль (раскрывать основное содержание).

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Часть А.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
г в б а г б г в а б

Часть В.

В1 В2
БВЕ БАББАА

Часть С.

С 1. Почему единицей приспособленности считают популяцию, а не отдельную особь? Напишите краткий ответ, включающий не меньше двух элементов.

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл):

1) Приспособленность длительно формируется в процессе эволюции, а особь имеет непродолжительное время жизни по сравнению с популяцией.

2) В популяции происходит мутационный процесс, передача и накопление полезных генов, действует естественный отбор.

Вариант №2.

Часть А.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
г б а б в а а г б в

Часть В.

В1 В2
АВД БАБААБ

Часть С.

С1. Почему популяцию считают единицей эволюции?

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) В популяции накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда.

2) В ней происходит обмен генами через размножение (передача наследственных признаков потомкам), борьба за существование и естественный отбор.

Критерии оценивания ответов.

Часть 1 За верное выполнение заданий части А выставляется 1 балл.

Часть 2 За верное выполнение задания В 1 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то учащийся получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов. За верный ответ на задания В2 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.

Часть 3. За полный верный ответ на задание части С выставляется 2 балла. 1 балл выставляется, если в ответе имеется один из предполагаемых в критериях элементов и не содержится биологических ошибок, 0 баллов – в других случаях.

источник

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Контрольная работа за 1 полугодие. 11 класс

А1. Видом называется группа особей,

1) обитающих на общей территории 2) появившаяся в результате эволюции

3) скрещивающихся и дающих плодовитое потомство 4) созданных человеком на основе отбора

А2. Морфологический критерий вида —

1) область распространения вида

2) особенности процессов жизнедеятельности

3) особенности внешнего и внутреннего строения

4) определенный набор хромосом и генов

А3. Пример экологического видообразования — это формиро­вание

1) видов синиц: большой, лазоревки, хохлатой 2) форм прострела: западной и восточной

3) видов лиственниц: сибирской и даурской 4) видов лютика: ползучего, прыщинца, едкого

А4. К движущим сипам эволюции относят

1) многообразие видов 2) борьбу за существование

3) видообразование 4) приспособленность

А5. Основная заслуга Ч. Дарвина в развитии биологии заклю­чается в

1) разработке методов селекции 2) выявлении движущих сил эволюции

3) создании научных основ систематики 4) изучении палеонтологических находок

А6. Процесс сохранения особей с полезными для них признаками в конкретных условиях среды и оставления этими особями потомства называют

1) борьбой за существование 2) естественным отбором

3) искусственным отбором 4) наследственностью

А7. Сохранение животных с полезными для человека признаками происходит в процессе

3) борьбы за существование

4) формирования приспособленности к новым условиям жизни

А8. Отбор, при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака, называют

1) стабилизирующим 2) движущим 3) искусственным 4) методическим

А9. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют

1) движущим 2) методическим 3) стабилизирующим 4) массовым

А10. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется

1) образованием большого количества пыльцы

2) удлинением тычиночных нитей

3) ранневесенним цветением

4) наличием в цветках нектара, яркого венчика

1) случаи проявления признаков предков у отдельных особей

2) крупные эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации

3) мелкие эволюционные изменения, обеспечивающие при­способленность к среде обитания

4) эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации

А12. Примером ароморфоза является развитие

1) второго круга кровообращения 2) плавательных перепонок у лягушек

3) маскирующей окраски у тритонов 4) предостерегающей окраски у жерлянок

В1. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

А) остаток третьего века у человека

Б) отпечатки растений на пластах каменного угля

В) окаменевшие остатки папоротников

Г) рождение людей с густым волосяным покровом на теле

Д) копчик, состоящий из 4-5 недоразвитых позвонков

Е) филогенетический ряд лошади

В2. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию?

А) сокращение числа пальцев до двух у страусов

Б) упрощение нервной системы у ленточных червей

В) превращение корней у растений повилики в присоски

Г) развитие зародышей млекопитающих в мышечном органе — матке

Д) отсутствие фотосинтеза у растений паразитов

Е) отсутствие конечностей у змей

В3. Установите соответствие между утверждением и видом отбора, который его иллюстрирует.

Напротив каждого номера, определяющего позицию первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

ПРИМЕРЫ УТВЕРЖДЕНИЙ ВИДЫ ОТБОРА

1) утка-кряква — родоначальница домашних уток А) естественный

2) размножаются те особи, которые успешно Б) искусственный

конкурируют с другими видами

3) создаваемые сорта растений служат для удовлетворения

4) сохраняются особи, обладающие признаками,

снижающими их жизнеспособность в естественных условиях

5) оставляют потомство особи наиболее приспособленные

к новым условиям обитания

С1. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

С2. Рассмотрите график и ответьте на вопросы.

1. Назовите форму взаимоотношений пума — олень.

2. Установите и объясните общую закономерность изменения численности популяций пум и оленей до 1916 года.

3. В 1916 году с целью защиты оленей было проведено массовое истребление пум. Каким образом это событие повлияло на численность оленей в 1917-1918 годах? Укажите причины изменений, произошедших в популяции оленей в!918 году.

источник

19. Назовите признаки естественного и искусственного отбора. Сведения о них занесите в таблицу.

А. Отбор проводится человеком.

Б. Отбирающий фактор- условия внешней среды.

В. Сохраняются особи с полезными для человека признаками.

Г. Признаки у особей имеют приспособительное значение.

Е. Признаки у особей не имеют приспособительного значения.

Искусственный отбор А, В, Е
Естественный отбор Б, Г, Д

20. Из предложенных ответов в одну графу таблицы выпишите буквы, характеризующие биогеоценоз, а в другую — агроценоз.

А. Комплекс взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с однородными условиями.

Б.Сообщество, возникающее в результате хозяйственной деятельности человека.

В. Высокая численность растений одного вида.

Д. Ведущий фактор, влияющий на сообщество,- искусственный отбор.

Е. Виды имеют различные приспособления к совместному обитанию.

Ж. Виды расположены ярусами.

З. Естественный круговорот нарушен.

И. Не может существовать без вмешательства человека.

Биогеоценоз А, Г, Е, Ж
Агроценоз Б, В, Д, З, И

21. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ.

А. Дождевой червь Е. Клевер

Производители Д, Е, И
Потребители Б, Г, Ж
Разрушители А, В, З

Задания со свободным ответом.

1. Какое значение имеет противопоставление большого пальца остальным на руке человека.

2. Каким образом приспособилась божья коровка от поедания птицами.

Таким образом, нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразно, их можно широко использовать как для текущего, так и для итогового контроля. Эффективно применение тестов не только для текущей проверки знаний, но и для проведения тематических зачетов, а также для выявления успешности усвоения знаний и овладения умениями за полугодие, год. Повышению достоверности полученных знаний способствует применение разнообразных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.

Тестовые задания по теме: «Происхождение человека и человеческие расы»

I. Выберите один правильный ответ:

1. У человека как и у человекообразных обезьян:

Г- объем головного мозга 1200- 1450 см

2. О родстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует наличие у человека:

А- S- образного позвоночника

В- живорождения, выкармливания потомства молоком

3. У человека в отличие от человекообразных обезьян есть:

4. Человек в отличие от обезьян имеет:

5. У человека, как у человекообразных обезьян, есть:

Г- внутриутробное развитие зародыша

6. У человека, как и у человекообразных обезьян:

Б- есть диафрагма, млечные железы

7. К социальным факторам эволюции человека НЕ относится:

В- общественный образ жизни

8. Прямохождение у предков человека привело к:

А- общественному образу жизни

В- появлению S- образного позвоночника

9. Трудовая деятельность у предков человека привела к появлению:

А- S- образного позвоночника

Г- общественного образа жизни.

10. Благодаря общественному образу жизни у предков человека:

Б- появился S-образный позвоночник

Г- появилось прямохождение

11. Биологический фактор эволюции человека:

В- наследственная изменчивость

12. Эволюция древнейших человекообразных обезьян по пути приспособления к наземному образу жизни определялась:

А- способность к быстрому бегу

Б- объемным зрением, развитой способностью к ориентации

Г- укороченной лицевой частью черепа

13. К анатомо-морфологическим изменениям, связанным с прямохождением, у предков человека относится:

В- общественный образ жизни

14. Эволюция древнейших человекообразных обезьян по пути создания орудий труда определялась:

А- большим объемом головного мозга

В- способностью к ориентации

Г- способностью к быстрому бегу

II. Выберите несколько правильных ответов:

15. Перечислите признаки характерные для кроманьонца:

А. Объем мозга около 1600 см

Б. Присутствие каннибализма.

В. Целенаправленная передача опыта потомкам

Д. Сильно развиты надбровные дуги

Е. Отсутствие орудий труда.

16. Какие из перечисленных признаков относятся к атавизмам:

III. Из предложенных элементов с помощью букв составьте ответ на вопрос:

17. Какова последовательность стадий эволюции человека:

А. Ископаемый человек современного типа

18. Из перечисленных ниже признаков, выберите характерные для европеоидной, монголоидной и негроидной рас. Соответствующие буквы занесите в таблицу.

Б. Светлый или смуглый цвет кожи

В. Глаза узкие, часто раскосые

Г. Широко открытые глаза карего цвета

Е. Кожа с желтоватым оттенком

Ж. Сильно растут борода и усы

З. Верхнее веко закрыто кожной складкой

И. Сильно выступающие скулы

Монголоидная раса В, Е, З, И
Негроидная раса А, Г, Д
Европеоидная раса Б, Ж

19. В чем может заключаться биологическое значение

а) обильного роста бороды и усов у европеоидов

б) сильно развитой верхней складки над верхним веком у монголоидов.

Тестовые задания по теме: «Белки, жиры, углеводы»

I. Выберите один правильный ответ:

1. Какой углевод находится в клетках растений:

2. Из последовательности, каких кислот состоят белки:

3. Какую функцию выполняет хитин:

4. К какой группе углеводов относится гликоген:

5. Какое вещество в большом количестве содержится в молоке, мясе, твороге:

6. Какую функцию выполняет глюкоза:

7. Какое вещество в большом количестве находится в клубнях картофеля:

8. Какой углевод НЕ относится к моносахаридам:

9. Какой углевод образует клеточную стенку растений:

10. Какое вещество необходимо для наращивания мышечной массы:

II. Выберите несколько правильных ответов:

11. Перечислите основные функции жиров:

12. Перечислите углеводы, относящиеся к полисахаридам второго порядка:

13. Назовите твердые растительные жиры:

III. Заполните таблицу: «Классификация углеводов»

Моносахариды А, Д, Ж
Полисахариды 1-го порядка Г, Е
Полисахариды 2-го порядка Б, В, З

Тестовые задания по теме: «Основные экологические закономерности»

I Выберите один правильный ответ:

Все элементы окружающей среды, влияющие на организмы, называются:

А. Абиотическими факторами

Б. Экологическими факторами

Г. Антропогенными факторами

Факторы неорганической природы, влияющие на организмы:

Воздействия друг на друга организмов одного или разных видов:

Влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания:

Главным сигналом о наступлении изменений в окружающей среде служит:

А. Изменение длины светового дня

Б. Изменение температуры воздуха

Прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы поедают другие организмы:

Взаимоотношения, возникающие между видами со сходными экологическими потребностями:

Межвидовые отношения, при которых одни организмы живут за счет других, питаясь кровью, тканями или переваренной пищей хозяев, используя их многократно:

Тип межвидовых отношений, при котором оба организма получают взаимную пользу:

10. К какому виду борьбы за существование относится- каннибализм

В. Борьба с неблагоприятными условиями

II. Выберите несколько правильных ответов:

11. Перечислите примеры внутривидовой борьбы за существование:

Д. Конкуренция между черной и серой крысами

Е. Борьба за обладание самкой

12 .Какие живые организмы НЕ относятся к паразитам:

13. Какие примеры можно отнести к борьбе с неблагоприятными условиями:

А. Конкуренция за свет между елью и березой

Б. Перелеты и кочевки у птиц

В. Внутривидовой каннибализм

Г. Низкорослость березы и ивы в условиях тундры

14. Распределите следующие примеры по группам факторов:

Антропогенные факторы Б, Ж, З
Абиотические факторы А, Г, Е, К
Биотические факторы В, Д, И

А. Изменение температуры воздуха по сезонам года

Б. Осушение болот человеком

В. Поедание хищником жертвы

Д. Опыление насекомыми растений

Е. Разлив реки во время половодья

З. Вырубка человеком деревьев в лесу

И. Распространение собаками семян с зацепками

IV. Дополнительное задание:

Перед вами несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы.

Плодами питаются многие птицы.

Всходами питаются травоядные животные.

Топчут люди, машины, тракторы.

Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром.

Сами одуванчики вытесняют друг друга.

Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах.

Семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблагоприятные для сохранения и прорастания условия.

Растения гибнут от сильных морозов и засухи.

10.Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.

Заполните таблицу: «Формы борьбы за существование среди одуванчиков»

Внутривидовая борьба Межвидовая борьба Борьба с неблагоприятными условиями неживой природы
6 1,2,3,4,5,10 7,8,9

Задания повышенной сложности:

Какая борьба считается наиболее острой и почему?

Многие насекомые приносят вред, между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Объясните: а) почему бы не уничтожить насекомых (ведь сейчас для этого имеются эффективные средства)

б) к каким последствиям в живой природе приведет уничтожение насекомых.

Таким образом, нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразны, их можно широко использовать как для текущего, так и для итого контроля. Эффективно применение тестов не только для текущей проверки знаний, но и для проведения тематических зачетов. Повышению достоверности полученных знаний способствует применение различных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.

1. Беспалько В.П. педагогика и прогрессивные технологии обучения. ИРПО, — М., 1995г.

2. Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. разработка и применение тестов успешности обучения. — М., 1996г.

3. Резникова В.З., Мягкова А.Н. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., 1997г.

источник

Контрольная работа. 11 класс

подготовила учитель химии и биологии Васильченко С.В.

Контрольная работа по теме «Эволюция»

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

1. Группу особей данного вида считают популяцией на основании того, что они

1) могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство

2) уже несколько поколений существуют относительно обособленно от других групп этого вида

3) фенотипически и физиологически сходны

2. Какие приспособления к перенесению неблагоприятных условий сформировались в процессе эволюции у земноводных, живущих в умеренном климате?

3) перемещение в теплые районы

3. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?

1) экологическое разнообразие

4. Морфологическим критерием вида является

1) сходный набор хромосом и генов

2) особенности процессов жизнедеятельности

3) особенности внешнего и внутреннего строения

4) определенный ареал распространения.

5. Пример внутривидовой борьбы за существование —

1) соперничество самцов из – за самки

2) «борьба с засухой» растений пустыни

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

6. Наследственная изменчивость имеет важное значение для эволюции, так как способствует:

1) снижению уровня борьбы за существование

2) снижению эффективности естественного отбора

3) увеличению генетической неоднородности особей в популяции

4) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции

7. Обмен генами между популяциями одного вида может прекратиться из – за

3) изменения климатических условий

4) борьбы за существование между популяциями.

8. Естественный отбор – это

1) процесс сокращения численности популяции

2) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями

3) совокупность отношений между организмами и неживой природой

4) процесс образования новых видов в природе.

9. Результатом эволюции является

1) борьба за существование

2) приспособленность организмов

3) наследственная изменчивость

10. Дивергенция представляет собой

1) расхождение признаков у родственных видов

2) схождение признаков у неродственных видов

3) образование гомологичных органов

4) приобретение узкой специализации.

  1. 1. Выберите три верных ответа из шести предложенных.

Результатом эволюции является

  1. Повышение организации живых существ
  2. появление новых морозоустойчивых сортов плодовых растений
  3. возникновение новых видов в изменившихся условиях среды
  4. выведение новых высокоурожайных сортов пшеницы
  5. выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота
  6. формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях.
  1. 2. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

А) расширение ареала исходного вида 1) географическое

Б) стабильность ареала исходного вида 2) экологическое

В) разделение ареала вида естественными преградами

Г) разделение ареала вида искусственными преградами

Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала.

3. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.

А) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания.

  1. 1. В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?
  2. 2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структура. 3. Совокупность всех генов популяции называется ее генофондом. 4. Каждый вид, как правило, состоит из одной популяции. 5. Численность популяции всегда стабильна.

Контрольная работа по теме «Эволюция» 11 класс

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

1. Во внутривидовой конкуренции в конечном итоге побеждают:

1) особи с определенными фенотипами и генотипами

2. У кажите неверное утверждение.

2) расселению особей на новые территории

3) общему подъему организации

4) возникновению приспособлений к среде обитания

3. Синтетическая теория эволюции считает минимальной эволюционной единицей:

4. Примером ароморфоза можно считать:

2) раскрашенную морду самца павиана

3) большой клюв у пеликана

5. Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и неживой природой называют:

4) борьбой за существование

6. Ареал, занимаемый видом в природе, это критерий

7. Гомологичными органами являются крылья бабочки и крылья

8. Приспособленность летучих мышей к ловле насекомых с помощью издаваемых ими ультразвуков – это результат

1) действия движущих сил эволюции

2) проявления законов наследственности

3) проявления модификационной изменчивости

9. Полезные мутации распространяются в популяции благодаря

3) физиологической изоляции

10. Расширение ареала зайца – русака – пример

3) биологического прогресса

4) биологического регресса

1. Выберите три верных ответа из шести.

Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) наличие воскового налета на листьях клюквы

2) яркая сочная мякоть у плодов черники

3) наличие млечных желез у млекопитающих

4) появление полной перегородки в сердце у птиц

5) уплощенная форма тела у скатов

6) двойное оплодотворение у покрытосеменных растений

2.Установите соответствие между биологическим явлением и его значением в эволюционном процессе.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЕ

А) естественный отбор 1) фактор

Б) приспособленность организмов к среде 2) результат

В) образование новых видов

Г) комбинативная изменчивость

Д) сохранение видов в стабильных условиях

Е) борьба за существование

3. Установите последовательность эволюционных процессов и явлений в ходе видообразования.

А) борьба за существование

В) противоречие между неограниченным размножением и ограниченными жизненными ресурсами

Г) возникновение различных способов приспособления к условиям окружающей среды

Д) образование новых видов.

  1. 1. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно – воздушной среде обитания? Укажите не менее трех примеров.
  2. 2. Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

1. линька, развитие густого перьевого покрова;

3. запасание и смена кормов;

2. Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5.

1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию;

2 – виды состоят из разного числа популяций;

3 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы.

  1. 1
  2. 2. 3
  3. 3. 2
  4. 4. 1
  5. 5. 4
  6. 6. 4
  7. 7. 2
  8. 8. 1
  9. 9. 2
  1. 1, 2, 5
  2. 2. 1 2 2 1 2 1
  3. 3. В А Б Г Д
  1. Элементы ответа
    1. особенности строения, связанные с полетом: полые кости, превращение передних конечностей в крылья;
    2. 2. особенности, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4 – х камерное сердце, особое строение органов дыхания (легкие и воздушные мешки);
    3. 3. развитие центральной нервной системы, сложное поведение.
    4. Элементы ответа:
      1. географический критерий – ареал;
      2. 2) экологический критерий – особенности питания, изменение активности в течение суток;
      3. 3) физиологический критерий – число детенышей в помете.

источник

ТЕОРИЯ по теме Эволюция /ehvoljucija_bio-teoriya_praktika-06.docx Вид. Критерии вида.Популяция.

Часть С «Эволюция» (1)

1.Раскройте роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?

1) Благодаря мутациям и половому размножению популяция становится неоднородной.

2) В популяции происходит борьба за существование, которая обостряет взаимоотношения особей.

3) На популяцию действует естественный отбор, который способствует сохранению особей с полезными наследственными изменениями к жизни в определенных условиях, обеспечивая их приспособленность к среде.

2.Как формируется в процессе эволюции приспособленность организмов к среде обитания?

  1. мутационная и комбинативная изменчивость создают материал для естественного отбора
  2. борьба за существование обостряет взаимоотношения особей внутри популяции
  3. естественный отбор сохраняет особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями

3. Объясните появление расчленяющей окраски у рыбы-бабочки.

  1. Вследствие мутации в исходной популяции появилась расчленяющая окраска
  2. особи с расчленяющей окраской имеют преимущества в борьбе за существование.
  3. естественный отбор сохраняет особи с расчленяющей окраской

4.Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

В популяции насекомых-вредителей возникает мутация.
Если эта мутация положительная, то есть полезная, и обеспечивает устойчивость особи к новому ядохимикату, то данная мутация закрепляется естественным отбором, то есть преимущественно выживают особи, устойчивые к условиям среды, а особи, у которых мутантного гена нет, погибают.
В результате эта мутация распространяется по всей популяции (насекомые очень быстро размножаются), и почти у каждой особи имеется мутантный ген, обеспечивающий ее устойчивость к ядохимикатам.
Таким образом, под действием естественного отбора формируется популяция, устойчивая к данному ядохимикату.

5. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами.

Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.

1) у насекомых разных видов возникли сходные мутации по внешним признакам (окраска, форма тела);

2) особи с признаками, усиливающими их сходство с защищенными насекомыми, имели больше возможностей выжить в борьбе за существование;

3) в результате естественного отбора такие насекомые реже склевывались птицами и распространялись в популяции.

6. В чём заключается значение мутаций в эволюционном процессе?

1) мутации — материал для естественного отбора;

2) особи с мутациями размножаются, в результате чего увеличивается генетическая неоднородность популяции;

3) естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности или образованию новых видов.

7. Каково значение наследственной изменчивости в эволюции?

1) Благодаря наследственной изменчивости увеличивается гетерозиготность, генетическая неоднородность особей в популяции, в результате чего повышается эффективность естественного отбора.

2) При изменении условий естественный отбор будет способствовать сохранению особей с полезными в данных условиях наследственными изменениями и может привести к образованию нового вида или приспособленности.

3) Благодаря генетической неоднородности популяций за счет наследственной изменчивости она может быстро измениться в соответствии с направляющим действием естественного отбора

8.Объясните возникновение в процессе эволюции покровительственной зеленой окраски у лесного зеленого клопа.

  1. мутациигенов окраски
  2. распространение мутаций
  3. изменение генофонда
  4. зеленые имеют преимущества в борьбе за существование, – естественный отбор сохраняет особей с зеленой окраской.

Эволюция (часть 2)

Вид. Критерии вида. Популяция.

1.Домовая мышь — млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал — Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. Обитает в естественных условиях, питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

1) географический критерий — ареал;

2) экологический критерий — особенности питания, изменение активности в течение суток, обитание в определенных экологических условиях;

3) физиологический критерий — число детенышей в помете.

2. Какой из критериев вида является главным при определении видовой принадлежности особи?

Ни один из критериев вида не может быть абсолютным. Например, чаще всего для определения принадлежности особи к тому или иному виду используют морфологический критерий. Однако иногда виды внешне почти неразличимы, хотя в природе жестко изолированы и не скрещиваются между собой. Это виды-двойники с разным количеством хромосом, что служит непреодолимым препятствием для их скрещивания. Достаточно надежен генетический критерий. Но встречаются случаи, когда виды имеют практически неразличимые по строению хромосомы. Кроме того, в пределах вида могут быть широко распространены хромосомные мутации, что затрудняет точное определение вида.

Поэтому каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида; только в совокупности они позволяют точно выяснить видовую принадлежность особи.

3.Почему при определении принадлежности особи к тому или иному виду учитывают комплекс критериев?

Критерии, характеризующие вид: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, физиологический, экологический, географический. Существуют виды, сходные по одному или более критериям, поэтому, для того чтобы определить вид, необходимо учитывать совокупность всех его критериев.

Белуга – осет­ро­вая рыба, в на­сто­я­щее время живёт в бас­сей­нах Кас­пий­ско­го и Чёрного морей. Её сред­ние раз­ме­ры ко­леб­лют­ся в пре­де­лах 1,5–4,5 м. Самая круп­ная из вы­лов­лен­ных белуг до­сти­га­ла 5 м в длину и 1,5 т массы. Не­ре­стят­ся эти рыбы в реках Дон, Дунай, Волга, вымётывая в сред­нем до 1 миллиона, а не­ко­то­рые и до 2 мил­ли­о­нов икринок. Про­дол­жи­тель­ность жизни бе­лу­ги до­сти­га­ет 100 лет. Бе­лу­га – хищник. Пи­та­ет­ся рыбой, моллюсками. Какие че­ты­ре кри­те­рия вида опи­са­ны в тексте? Ответ поясните.

1) Гео­гра­фи­че­ский – об­ласть рас­про­стра­не­ния рыбы.

2) Мор­фо­ло­ги­че­ский – раз­ме­ры и масса.

3) Фи­зио­ло­ги­че­ский – про­дол­жи­тель­ность жизни, уход в реки на нерест, плодовитость.

4) Эко­ло­ги­че­ский – спо­соб пи­та­ния (хищничество).

5. Дано описание домашней кошки сиамской породы.

Кариотип кошки – 38 хромосом. Она свободно скрещивается с кошками других пород. Отличительными чертами кошки этой породы являются: тонкое, длинное, трубообразное гибкое тело, голова в виде длинного клина, большие миндалевидные косо поставленные глаза ярко-синего цвета, очень большие уши, широкие в основании и заострённые на концах. В норме температура тела взрослой кошки колеблется от 38,0 до 39,5° С, у котят эти показатели бывают более высокие. Частота дыхания равна 20–30, у молодых кошек достигает 40 дыхательных движений в минуту. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

1) Генетический критерий – описан кариотип, отмечена способность к свободному скрещиванию и рождению плодовитого потомства.

2) Морфологический критерий – внешние признаки кошки и особенности породы.

3) Физиологический критерий – указаны температура тела и частота дыхания животного

6. Найдите ошибки.

1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию;

2) Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структура.

3)Совокупность всех генов популяции называется генофондом.

4) Популяция является структурной единицей живой природы.

5)Численность популяции всегда стабильна.

  1. 1- одного вида (дать определение)
  2. 4 – структурная единица вида
  3. 5 – численность популяции изменяется в зависимости от условий среды.

7. Найдите ошибки.

1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию;

2) Популяции одного вида относительно изолированы друг от друга;

3)Популяция является структурной единицей вида;

4) Популяция является движущей силой эволюции;

5) Личинки комаров, живущие в одной луже представляют собой популяцию.

  1. 1 – одного вида (дать определение)
  2. 4 – элементарная единица, а не движущая сила
  3. 5 – лужа мала, недолговечна, личинки только одна стадия, которая не скрещивается.

8.Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.

2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой.

3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции.

5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.

Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться;

2) 3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются;

3) 5 — группа лягушек не является популяцией, т.к. группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство.

9.Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время проживающих на одной территории.

2. Основными характеристиками популяции являются плотность, возрастная, половая, пространственная структура.

3. Популяция является структурной единицей класса.

4. Популяция является элементарной единицей эволюции.

5. Личинки разных видов насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию..

ошибки допущены в предложениях:

1) 1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции;

2) 3 — популяции являются структурной единицей вида;

3) 5 — личинки насекомых не представляют собой популяцию, т.к. принадлежат к разным видам.

10.Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

1) в популяции: накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда;

2) происходит миграция особей и обмен генами;

3) происходит борьба за существование и естественный отбор.

11. Какие условия необходимы для свободного скрещивания особей разных популяций одного вида?

ОТВЕТ: Между особями не должно возникать географической и экологической изоляции. Ареалы популяций должны пересекаться.

12. Чем можно объяснить тот факт, что частота встречаемости наследственных заболеваний в маленьких замкнутых общинах гораздо выше, чем обычно?

1) В маленьких замкнутых общинах распространены родственные браки.

2) Родственные браки ведут к повышению гомозиготности людей по ряду признаков.

3) Переход рецессивных мутаций в гомозиготное состояние ведёт к фенотипическому проявлению имеющихся в роду патологических генов

ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ Часть 3

1. Деревья, растущие в местности с постоянным направлением ветра имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих растений в нормальных условиях имеют нормальную крону. Объясните почему.

  1. флагообразная крона – результат модификационной изменчивости
  2. растения на местности и из черенков – одинаковый генотип; в норм условиях – нормальная крона.

2. Из семян одного растения пастушьей сумки получено потомство. В потомстве обнаружены различия – размеры, число цветков, количество листьев и др. Объясните причину этих различий.

  1. наследственная изменчивость – комбинативная и мутационная
  2. модификационная – влияние факторов внешней среды.

3. На пастбище, где регулярно проводится выпас скота, растут низкорослые растения. После пересадки в другое место оказалось, что у одних видов вырастают только низкорослые, а у других – разного роста. Объясните почему.

  1. на пастбище происходит уничтожение высокорослых растений
  2. после пересадки растения, имеющие широкую норму реакции, под воздействием благоприятных условий среды приобретают высокий рост
  3. генетически низкорослые – остаются низкорослыми.

4. От одного растения земляники взяли несколько усов, укоренили их и получили взрослые растения, которые высадили на новом участке. Плоды у некоторых дочерних растений оказались более мелкие, чем у материнского. Назовите используемый способ размножения. Объясните причину измельчания плодов.

  1. вегетативное (бесполое) размножение, т.е. генотип одинаковый у дочерних и материнского растения.
  2. Причина измельчения – модификационная изменчивость, т. к. м.б. другие условия среды.

5. Объясните, в чем заключается сходство и различие между мутационной и комбинативной изменчивостью.

  1. сходство – затрагивают генотип и наследуются;
  2. мутации – изменения генотипа, обусловленные изменением наследственных структур
  3. комбинативная изменчивость – новые сочетания генов.

6.Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом – серый. Какой вид изменчивости наблюдается, чем определяется проявление данного признака?

  1. модификационная изменчивость
  2. проявление признака определяется – температура, длина дня.

7.Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Различают изменчивость ненаследственную, наследственную и комбинативную.

2). Наследственную изменчивость еще называют генотипической.

3). Наследственная изменчивость связана с реакцией фенотипа на изменение внешней среды.

4). Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, последняя контролируется генотипом.

5). Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределенной.

8.Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.
Пояснение.
1) Кроссинговер приводит к изменению сочетания генов в гомологичных хромосомах;
2) мейоз, в результате которого происходит независимое расхождение хромосом в гаметы;
3) случайное сочетание гамет при оплодотворении.

9.Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?

1) Они увеличивают генетическую неоднородность особей в популяции.

2) Каждый вид и популяция насыщены мутантными генами, составляющими резерв наследственной изменчивости.

3) Мутации поставляют элементарный материал, который в дальнейшем подвергается действию естественного отбора.

Борьба за существование

1. Как используются в растениеводстве знания о внутривидовой и межвидовой борьбе за существование?

  1. установление норм посадки и прореживание – снижение внутривидовой борьбы
  2. механическая борьба с сорняками (прополка), химическая и биологическая борьба с вредителями – снижение межвидовой борьбы.

2. С чем связано периодическое колебание численности популяций мышевидных грызунов?

  1. увеличение численности хищников – межвидовая борьба
  2. увеличение численности паразитов и возбудителей заболеваний –межвидовая борьба

3. усиление конкуренции за пищу, территорию и т.п. – внутривидовая борьба

3.Назовите и сравните виды борьбы за существование и их роль в жизни организмов.

1) Внутривидовая — наиболее острая форма борьбы за существование, т. к. идет за одни и те же ресурсы. Преимущество получают особи, наиболее приспособленные к данным условиям (происходит естественный отбор).

2) Межвидовая борьба — конкуренция разных видов в одной экологической нише за свет, пищу, воду и т. д. — может привести к вытеснению одного вида другим. В разных ареалах обитания двух видов этого не происходит.

3) Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды усиливает конкуренцию, как внутривидовую, так и межвидовую.

4. Какая из форм борьбы за существование наиболее остра:

внутривидовая или межвидовая? Почему вы так думаете? Дайте аргументированный ответ.

Многие ученые-биологи считают, что внутривидовая борьба отличается особой остротой, так как потребности организмов одного биоло­гического вида по отношению к условиям жизни в принципе одинаковы. В межвидовой борьбе столкновение интересов, как правило, менее острое, так как многие потребности представителей разных видов не совпадают и ориентированы на иные ресурсы. Исходя из этого, наиболее острую межвидовую борьбу можно наблюдать в ситуации, когда конкурируют представители близких (эволюционно родственных видов), потребности которых почти полностью совпадают. Им действительно «есть что делить»

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

1.Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.

1. Тип приспособленности — мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному.

2. Сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным.

3. Муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.

2.У зайца-беляка, обитателя таёжных лесов, окраска шерсти меняется к зиме с серо-бурой на белую. Назовите тип защитной окраски, объясните ее значение, а также относительный характер этого приспособления.

1) окраска — покровительственная, маскировка;

2) заяц-беляк на фоне снега становится незаметным для врагов;

3) при несвоевременном выпадении или таянии снегового покрова на темном фоне земли или деревьев зверьки становятся заметными и доступными хищникам.

3.Камбала приспособлена к жизни в морских водоемах близ дна. Назовите тип и объясните значение ее защитной окраски, а также относительный характер приспособленности

­ 1) тип окраски — покровительственная — слияние с фоном морского дна;

2) способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи;

3) Относительный характер приспособленность нарушается при движении рыбы, и она становится доступной для врагов.

При движении камбала со своей окраской хорошо видна в толще воды.

4.Гусеница бабочки-пяденицы живет на ветвях деревьев и похожа на сучок. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.

1) тип приспособления — подражание неподвижным телам природы (подражательное сходство), покровительственная окраска и форма- маскировка;

2) гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц;

3) приспособленность становится бесполезна при движении гусеницы или изменении фона субстрата

5.Чем объясняется относительность приспособленности организмов к условиям среды?

1) Условия среды меняются постоянно, организмы не успевают изменяться за ними.

2) Условия среды в пределах обитания организма разные, организм не может быть приспособлен к ним одинаково.

3) Сказанное определяет относительность приспособленности во времени и в пространстве.

6.Как можно объяснить совпадение формы некоторых цветков с формой тела насекомых или с формой отдельных его частей?

Это объясняется длительной совместной эволюцией растений и насекомых. Естественный отбор сохранял как лучших опылителей, так и растения, которые опылялись насекомыми, чьи формы соответствовали форме и размерам цветка. Некоторые виды растений в результате опы­ляются только определенными опылителями, например, клевер опыляется шмелями.

7.Объясните, почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов.

1) в изолированных популяциях накапливаются мутации и изменяется генофонд;

2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками;

3) прекращается скрещивание между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида.

8.В каких условиях среды наблюдается движущий отбор? К чему он ведет?

1. Наблюдается в изменяющихся условиях среды

2. Сохраняет мутации, изменяющие среднюю величину признака.

3. Ведет к образованию новых популяций, видов.

9.Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.

1) у насекомых разных видов возникли сходные мутации по внешним признакам (окраска, форма тела);

2) особи с признаками, усиливающими их сходство с защищенными насекомыми, имели больше возможностей выжить в борьбе за существование;

3) в результате естественного отбора такие насекомые реже склевывались птицами и распространялись в популяции

10.Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске и форме тела с божьей коровкой.

1) в исходной популяции тараканов могли возникнуть мутации, обеспечивающие сходство с божьей коровкой; 2) сходство с ядовитой божьей коровкой спасало организм от хищников и повышало шанс выживания в борьбе за существование; 3) в результате естественного отбора мутация закрепилась и распространилась в популяции, что привело к изменению ее гено­фонда.

источник

Источники:
  • http://mylektsii.ru/11-50443.html
  • http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1272303-3.html
  • http://gigabaza.ru/doc/86031.html
  • http://www.kazedu.kz/referat/127854/4
  • http://sud-cher.ru/obychenie/metod-kopilka/23-biologiya/114-kontrolnaya-rabota-11-klass-vasilchenko-sv.html
  • http://enprophil.ucoz.ru/index/chast_s_quot_ehvoljucija_quot/0-261
Читайте также:  Мясо какого животного самое полезное