Меню Рубрики

Прочитайте текст и выполните задания общество весьма полезно и в высшей

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

Духовная жизнь современного общества чрезвычайно динамична. Каждый день на «рынок» символических ценностей выбрасываются разнообразные произведения искусства, новые политические лозунги, газеты и журналы, телесериалы. На человека, не подготовленного к общению с современной культурой, всё это может производить впе­чатления хаоса, в котором легко растеряться. На самом деле, процес­сы создания и освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определённым социальным закономерностям.

Особенно важно понять роль и значение основных исторических форм духовной деятельности людей — религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии. Историческими они называются потому, что отражают определённую последователь­ность духовного становления человечества. Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения. Напри­мер, искусство аккумулирует многовековой опыт эстетического осмысления и преобразования мира, удовлетворяя потребность челове­ка в общении с прекрасным. Символический язык искусства – это язык художественных, эмоционально насыщенных образов. Наука удовлетворяет социальную потребность в знаниях и использует в ка­честве символического кода строгий язык научных понятий, теорем, теорий. Вы можете продолжить этот анализ самостоятельно, сравнив, например, право и мораль, религию и политическую идеологию, что­бы лучше понять их особенности и общественные функции.

Какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в со­временном обществе? По мнению многих учёных, на это место всё более претендуют средства массовой информации (СМИ), а в качестве главного посредника, связующего интересы создателей и потребите­лей духовных ценностей, выступает безличный механизм рыночных отношений. Общество во всё большей мере организуется и управляется не с помощью идей, а с помощью каналов коммуникации. Эти изменения порождают много новых социальных проблем, в част­ности, уменьшение престижности некоторых традиционных интел­лигентских профессий и рост популярности ряда новых — сотруд­ника информационного агентства или медиа-холдинга, культурного менеджера, продюсера, рекламного агента, телеведущего, шоумена и др. Возможность получения прибыли становится одним из веских аргументов для принятия решения о тиражировании произведений.

Некоторыми деятелями культуры данная ситуация оценивается как «духовный кризис общества» или «падение духовности». Один из парадоксов современного общества заключается в том, что успех или неуспех того или иного деятеля культуры лишь в незначительной степени зависит от его индивидуального таланта и усердия, но в гораздо большей степени — от внимания к нему масс-медиа. Непро­фессиональные потребители культуры тоже находятся в не меньшей зависимости от медиальных структур, так как могут выбирать лишь то, что представлено на контролируемом социальными посредниками рынке духовных ценностей.

1. Какие основные формы духовной деятельности людей указаны в тексте? В чем проявляется, по мнению автора, историчность этих форм духовной деятельности? Что, по мнению автора, характер­но для всех форм духовной деятельности? Найдите в тексте ответы на вопросы.

2. Найдите и подчеркните в тексте любые три социальные пробле­мы, которые, по мнению автора, порождает всё большая организа­ция и управление обществом с помощью массовых коммуникаций.

3. Опираясь на содержание текста и знания курса, определите об­щественную функцию религии и политической идеологии, укажите по одной черте сходства и различия этих форм духовной деятель­ности людей.

Согласны ли вы с оценкой современного состояния культуры как «духовного кризиса общества.) и «падения духовности.)? С опорой на текст, знания курса и личный социальный опыт приведите три аргумента в поддержку своего мнения.

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

Целое называется механическим, если отдельные элементы его со­единены только в пространстве и времени внешней связью, а не про­никнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу.

Три области человеческой культуры — наука, искусство и жизнь обретают единство только в личности, которая приобщает их к свое­му единству. Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает. Художник и человек наивно, чаще всего механически соединены в одной личности: в творчество чело­век уходит на время из «житейского волненья, как в другой мир «вдохновенья, звуков сладких и молитв». Что же в результате? Ис­кусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. «Да и где нам, — говорит жизнь, — то — искусство, а у нас житейская проза».

Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Нет меж­ду ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.

Ч то же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы всё пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина. Не только по нести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьёзность его жизненных вопросов.

И нечего для оправдания безответственности ссылаться на «вдох­новенье» . Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнориру­ется жизнью, не вдохновенье, а содержание. Правильный не само­званный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство, и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством. Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности.

1. Какие два свойства, присущие механическому целому, называет автор? Когда, по мнению автора, целое перестает быть механиче­ским? Найдите в тексте и подчеркните ответы на вопросы.

2. Какими словами автор характеризует механическую, внешнюю связь искусства и жизни? Какие недостатки искусства, по мнению автора, являются её результатом (подчеркните два недостатка)? Най­дите в тексте и подчеркните ответы на вопросы.

3. Автор пишет о взаимной вине искусства и жизни. Предположите, за какие общественные события художник может испытывать вину. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жиз­ни, приведите два примера подобных деятелей искусства (произве­дений).

4. Опираясь на содержание текста, знания обществоведческого кур­са и факты общественной жизни, объясните смысл фразы: «Искус­ство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым». Дайте три объяснения.

источник

Подробное решение параграф § 3 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Котова О.А., Лискова Т.Е.

1. В каких смыслах употребляется понятие «общество»?

Общество — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию. Общество — это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временному; по способу производства и т. д.

Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности индивидов; с другой точки зрения, сами по себе индивиды, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределение совместно произведённого продукта, ещё не составляют в специальном, социологическом понимании общества, а остаются всё теми же индивидами, включёнными в групповые (коллективные) формы жизнедеятельности. Если натурализм (вульгарно-социологическая трактовка общества) утверждает, что общество сводится к своим материальным носителям, то в феноменологических его интерпретациях общество относится к ментальности и формам общения («социумам»).

2. Найди в тексте учебника и выпиши три-четыре основных признака общества.

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает таким признакам, как (по Э. Шилзу): объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); браки заключаются между представителями данного объединения; пополнение общества происходит преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; у объединения есть собственное название и своя история; оно обладает собственной системой управления; объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность (всеобъемлющий характер); автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

3. Запиши определение понятия.

Общественные отношения — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Общественные отношения — это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Приведи примеры общественных отношений.

Общественные отношения бывают:

1. Классовые (рабовладельцы и рабы, феодалы и зависимые крестьяне)

2. Национальные (между национальными государствами)

3. Этнические (между этносами, живущими рядом)

4. Групповые (Например фанаты разных клубов)

5. Межличностные (Между друзьями, сослуживцами, родителям и детьми)

6. Правовые (человек перед судом)

4. Запиши определение понятия.

Социальные нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Какие виды социальных норм тебе известны?

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание — по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды: нормы права (правовые нормы); нормы морали (нравственности); религиозные нормы; корпоративные нормы; нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Правовая норма — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Религиозные нормы. Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии. В религиозных нормах: определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру; определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств; регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни; закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.). Корпоративные нормы: создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре; распространяются на членов данного сообщества; обеспечиваются предусмотренными организационными мерами; закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

Читайте также:  Чем полезно катание на роликах для фигуры

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения.

Традиции — под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества.

Ритуалы — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

1. Дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны (Пример: Традиционно, первая суббота февраля встреча выпускников, но никто не заставляет туда идти, или одевать шапку зимой. А шапку одевать надо)

2. Предписание — указание на требуемое действие (Пример: Правила этикета. Помощь пожилому человеку, уступить место)

3. Запрет — указание на действия, которые не следует совершать. (Пример: Запрещено продавать детям до 18 лет. спиртные напитки и сигареты)

Нормы дозволения: свобода вероисповедания, свобода совести, право на использование личного времени по своему усмотрению

Нормы предписания: в случае экстренных ситуаций вызывать 112

Норма запрета: Курение в общественных местах запрещено!

5. Прочитай текст и выполни задания.

Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства.

(Б. Спиноза (1682—1677), нидерландский мыслитель)

1) Озаглавь текст.

Для чего необходимо общество?

2) В чём, по мнению Б. Спинозы, проявляется значение общества для человека?

По мнению Б. Спиноза значимость общества для человека – это взаимопомощь, т.к. один человек в этой жизни один со всем не справится.

Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается.

3) Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека?

Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства.

4) Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа.

Например, художник или писатель не смогут написать научные труды, человек, всю жизнь работающий в офисе и проживающий в городе, не смог бы накосить сена или вырастить огород, архитектор не может лечить, он не врач, таких примеров достаточно много.

5) Б. Спиноза подчёркивал, что искусства и науки в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства. Объясни, как ты понимаешь эту мысль.

Изучая искусство и науку, возможно обогатиться духовно, благодаря науке мы познаем много: факты, термины, что-то неизведанное и т.д., так мы развиваемся умственно, искусство же позволяет расслабиться, пребыть в своих мечтах и возможно в совершенно другом мире.

1) Заполни пропуски в схеме.

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

2) Определи стадию развития общества в каждом примере, заполни таблицу.

источник

Итоговая контрольная работа Человек и общество

1. Значимое отличие человека от любого другого живого существа – это:

1) инстинкты 2) сознание 3) рефлексы 4) адаптация

2. Из-за утечек ежегодно в моря и океаны попадает большое количество нефти. Она растекается на поверхности воды в виде плёнки, губительной для всего живого. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?1) экологических 2) экономических 3) демографических 4) социальных

3. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? 1) образование, демократия 2) монархия, республика 3) класс, страта 4) капитал, производство

4. Примером трудовой деятельности является:

1) осмотр выставки картин2) игра на компьютере 3) общение с друзьями 4) приготовление обеда

5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Исторически природа «старше» общества

Б. Взаимосвязь природы и общество составляет основу единства материального мира

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Человека от животного отличает: 1) использование природных объектов 2) стремление понять окружающий мир 3) способность приспосабливаться к условиям среды 4) инстинкт самосохранения

7. Верны ли следующие суждения о развитии человека?

А. Человека формируют как природная среда, так и социальные отношения.

Б. На формирование личности влияют культурные традиции и ценности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. В школе был проведен День самоуправления. Учащиеся старших классов выступили в качестве учителей, завучей и директора школы. Данный пример иллюстрирует в первую очередь деятельность:

1) игровую 2) трудовую 3) производственную 4) научную

9. Верны ли следующие суждения о личности?

А. В понятие «личность», прежде всего, включают характеристики, обусловленные биологической сущностью человека.

Б. Развитие личности продолжается в течение всей жизни человека.1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. И деятельность человека, и поведение животного характеризуются: 1) выдвижением целей 2) следованием собственным убеждениям 3) удовлетворением потребностей 4) способностью оценивать свои действия

11. Тренер спортивной школы олимпийского резерва считал, что у Анны хорошие физические данные для спортивной гимнастики. Однако девушка бросила занятия. О каком понятии идет речь?

1) о таланте 2) об авторитете 3) о задатках 4) о престиже

12. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной межличностных конфликтов может стать нежелание людей прислушиваться к мнению друг друга.

Б. К наиболее эффективным способам разрешения межличностных конфликтов можно отнести сотрудничество.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. Что из перечисленного относится, прежде всего, к экономической сфере жизни общества?

1) строительство зданий 2) проведение референдума 3) учредительный съезд партии 4) премьера спектакля

14. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1) ограничение охоты в подмосковных лесах 2) создание рынка морепродуктов 3) открытие зоологического музея 4) разрушительное стихийное бедствие

15. Во время летних каникул школьники устроились работать на семейную ферму и вырастили урожай картофеля. Данный пример иллюстрирует деятельность:

1) учебную 2) трудовую 3) политическую 4) познавательную

16. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) составление Свода законов Российскойимперии Б) открытие выставки художников передвижников

В) вступление России в военный блок Г) формирование в России промышленногопролетариата

Д) организация фермы по выращиваниюкрупного рогатого скота

1) духовная 2) социальная 3) экономическая 4) политическая

17. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)На наш взгляд, вполне очевидно: чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. (Б)Исследования показывают, что некоторые подростки расценивают самостоятельность как непослушание, стремление делать всё по-своему. (В) Скорее всего, это неверно, поскольку самостоятельность предполагает ответственность человека за свои поступки.

Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнение

18. Ученица 4-го класса Ульяна готовится к диктанту по русскому языку, а её трехлетний брат играет с машинкой. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания, – учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.1) создание воображаемой обстановки2) использование различных предметов

3) целенаправленное получение информации4) возможность общения в процессе деятельности

20. С начала 2000-х гг. правительство страны Z предприняло ряд мер по улучшению экологической ситуации. В 2005 и 2011 гг. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В опросе 2005 г. доля тех, кто участвует в озеленении своего населённого пункта, была ниже доли тех, кто участвует в экологических акциях.

2) В опросе 2011 г. процент тех, кто экономит воду, следит за исправностью водопроводных кранов, выше процента тех, кто сортирует бытовой мусор.

3) За шесть лет люди стали реже участвовать в очистке парков и дворов от мусора.

4) Одинаковые доли отвечавших в обоих опросах участвуют в экологических акциях.

5) Доля тех, кто не может сказать, что участвует в сохранении природной среды, сократилась втрое.

Читайте также:  Орехи полезные для потенции

21. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За шесть лет в мире обострились экологические проблемы.

2) Для многих жителей страны Z сохранение природной среды связано с организацией быта.

3) Жители страны Z мало информированы о способах участия в сохранении природной среды.

4) В стране Z развивается гражданское общество.

5) Посадка деревьев, разбивка газонов остаётся важнейшим направлением экологической деятельности населения.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо, в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.

22. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

23. С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?

24. Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте?

25. Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры в преодолении этих барьеров.

26. Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.

27. Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.)

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 577 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

При выполнении заданий 1–20 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Общественный прогресс выражается в(во)

1) взаимосвязях общества и природы

2) устойчивости форм общественной жизни

3) поступательном развитии общества

4) возврате к прежним формам общественной действительности

Что свойственно обществу индустриального типа?

4) отсутствие социальной дифференциации

В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. Какой дополнительный из приведенных ниже признаков свидетельствует о переходе страны к постиндустриальному обществу?

1) возникновение мегаполисов

2) распространение массовой культуры

3) концентрация производства на крупных предприятиях

4) превращение знаний в основной ресурс развития

Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

А. Наиболее развитые в экономическом плане современные государства являются традиционными обществами.

Б. В индустриальных обществах главным регулятором общественных отношений являются религиозные нормы, обычаи и традиции.

Молодые люди причисляют себя к движению ЭМО, они носят прямые чёрные волосы с рваной косой чёлкой, блестящие заколки, яркие браслеты; чёрным карандашом подводят глаза; любят мягкие игрушки на сумках, носят узкие джинсы и кеды, футболки с разломленными сердцами, наушники в ушах — всё это является элементами

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религиозные взгляды зародились вместе с появлением государства.

Б. Религия дает верующим утешение в горе, помогает сохранять силу духа в трудных ситуациях.

Фирма Z занимается охраной частных лиц и предприятий. К труду как фактору производства фирмы относятся(-ится).

К косвенным налогам относится

3) налог на доходы физических лиц

В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс

Верны ли следующие суждения?

А. Государство в условиях плановой экономики является равноправным участником хозяйственных отношений наравне с частными предпринимателями.

Б. Основой рыночной экономики является натуральное хозяйство.

Семья, в отличие от других малых групп,

1) объединена общими интересами

2) характеризуется общностью быта

3) предполагает неформальное общение

4) организует совместную деятельность

В результате ликвидации предприятия главный инженер Н. стал безработным. В данном случае речь идет о

1) горизонтальной мобильности

2) вертикальной мобильности

3) социальной дифференциации

4) социальной стратификации

Верны ли следующие суждения о социальных статусах?

А. Предписанными являются социальные статусы: менеджер, профессор, студент, преступник.

Б. Достигаемый статус приобретается в результате выбора человека, его личных усилий и находится под его контролем.

Что из перечисленного ниже характеризует любую политическую партию?

1) наличие региональных отделений

2) выражение интересов общества в целом

3) исключительное право издавать общеобязательные законы

4) притязание на власть, участие во власти

В США в середине XIX века избирательные права получили все белые мужчины, затем — бывшие рабы, а в 1920 г. — женщины. Это движение в направлении к избирательному праву

Верны ли следующие суждения о политической системе?

А. Политическая система имеет механизмы обеспечения устойчивости и жизнеспособности общества.

Б. Политическая система является подсистемой общества и взаимодействует с ним.

Право как совокупность норм, в отличие от морали,

1) является более древним институтом

2) регулирует общественные отношения

3) исполняется по привычке, традиционно

Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?

1) определение основных направлений внутренней политики

2) разработка и принятие законов

3) управление федеральной собственностью

4) разработка и исполнение бюджета РФ

Ниже приведён ряд задач; все они, за исключением одной, не относятся к задачам Конституции РФ. Укажите эту задачу.

1) гарантировать основные права и свободы

2) устанавливать единую, обязательную для всех идеологию

3) закреплять основы государственного строя

4) быть базой для построения правовой системы РФ

Верны ли следующие суждения?

А. Решение суда по конкретному делу называется судебным прецедентом.

Б. Решение членов кооператива об изменении суммы взноса за пользование автомобильной стоянкой является источником права.

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.

В приведённом списке указаны черты сходства науки и религии и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия.

1) является основой для мировоззрения

2) основана на безусловной вере

3) всё подвергает сомнению

4) является элементом духовной жизни общества

Черты сходства Черты различия

Установите соответствие между типами государства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
А) отделение церкви от государства 1) правовое
Б) обеспечение достойного уровня жизни всех граждан государства 2) демократическое
В) верховенство права 3) светское
Г) осуществление власти народом непосредственно либо через выборных представителей 4) социальное

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стране Левада-Центром проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Насколько важно для человека, его будущей карьеры хорошо учиться в школе?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Число тех, кто не считает школьное образование существенным фактором для жизненного успеха, остается неизменным.

2) Большинство из тех, кто получил хорошее школьное образование, сделали успешную карьеру.

3) Количество тех, кто считает, что образование, полученное в школе, имеет некоторое значение, за последние три года сократилось.

4) Многие из тех, кто отрицает значение школьного образования, имели низкую успеваемость.

5) За десятилетие число тех, кто считает, что образование не имеет никакого значения для дальнейшей карьеры, устойчиво сокращалось.

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Средняя школа нуждается в дальнейшей модернизации для повышения качества подготовки всех учеников.

2) Школьная подготовка, в глазах большинства россиян, более значима для человека, чем дальнейшее профессиональное образование.

3) Под влиянием появившихся в последние годы телефильмов, отрицательно изображающих школьные будни, значимость школьного образования снизилась.

4) В обществе растет понимание роли и значения школьного образования для будущего профессионального роста.

5) Школьное образование в сознании россиян устойчиво относится к важному социальному лифту.

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Ученые многих стран изучают процесс глобального потепления. (Б) Вряд ли его последствия отрицательно скажутся на общественном развитии. (В) Вкладывать большие средства в развитие этого научного направления нецелесообразно.

Определите, какие положения текста

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) значение всеобщих выборов;

2) принципы предвыборной кампании;

3) требования к кандидатам на выборную должность;

4) участие в выборах — право или обязанность?

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов:

1) основная форма участия в политике;

2) выборы показывают расстановку политических сил;

Читайте также:  4 класс полезные ископаемые урок

3) определяют степень доверия к партии, ее лидерам;

4) помогают избирателям сделать выбор той или иной программы развития общества.

Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

В ответе должны быть названы следующие принципы:

1) обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий;

2) недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов;

3) невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании.

Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампании;

2) указание о том, как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении;

3) пример формы, допустим: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов.

По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Гол ль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее.

Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названы две формы избирательной активности граждан:

2) указано главное различие между ними, например: если на выборах выявляется отношение к тому или иному кандидату, то на референдуме выявляется мнение народа по какому-либо важному вопросу.

В тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что

— в этом случае возрастает количество участвующих в голосовании, а это позволяет более точно отразить политические настроения в обществе;

— отсутствие мер ответственности приводит к тому, что из-за низкой явки выборы часто срываются, что ведет к неоправданным экономическим потерям;

в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что

— в условиях демократии каждый человек сам решает, каким правом ему пользоваться, а каким нет;

— среди тех, кто не является в день голосования к избирательным урнам, немало граждански незрелых людей, формально проголосовав, они вряд ли бы положительно повлияли на результаты выборов.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

источник

Итоговая контрольная работа Человек и общество

1. Значимое отличие человека от любого другого живого существа – это:

1) инстинкты 2) сознание 3) рефлексы 4) адаптация

2. Из-за утечек ежегодно в моря и океаны попадает большое количество нефти. Она растекается на поверхности воды в виде плёнки, губительной для всего живого. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?1) экологических 2) экономических 3) демографических 4) социальных

3. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? 1) образование, демократия 2) монархия, республика 3) класс, страта 4) капитал, производство

4. Примером трудовой деятельности является:

1) осмотр выставки картин2) игра на компьютере 3) общение с друзьями 4) приготовление обеда

5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Исторически природа «старше» общества

Б. Взаимосвязь природы и общество составляет основу единства материального мира

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Человека от животного отличает: 1) использование природных объектов 2) стремление понять окружающий мир 3) способность приспосабливаться к условиям среды 4) инстинкт самосохранения

7. Верны ли следующие суждения о развитии человека?

А. Человека формируют как природная среда, так и социальные отношения.

Б. На формирование личности влияют культурные традиции и ценности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. В школе был проведен День самоуправления. Учащиеся старших классов выступили в качестве учителей, завучей и директора школы. Данный пример иллюстрирует в первую очередь деятельность:

1) игровую 2) трудовую 3) производственную 4) научную

9. Верны ли следующие суждения о личности?

А. В понятие «личность», прежде всего, включают характеристики, обусловленные биологической сущностью человека.

Б. Развитие личности продолжается в течение всей жизни человека.1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. И деятельность человека, и поведение животного характеризуются: 1) выдвижением целей 2) следованием собственным убеждениям 3) удовлетворением потребностей 4) способностью оценивать свои действия

11. Тренер спортивной школы олимпийского резерва считал, что у Анны хорошие физические данные для спортивной гимнастики. Однако девушка бросила занятия. О каком понятии идет речь?

1) о таланте 2) об авторитете 3) о задатках 4) о престиже

12. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной межличностных конфликтов может стать нежелание людей прислушиваться к мнению друг друга.

Б. К наиболее эффективным способам разрешения межличностных конфликтов можно отнести сотрудничество.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. Что из перечисленного относится, прежде всего, к экономической сфере жизни общества?

1) строительство зданий 2) проведение референдума 3) учредительный съезд партии 4) премьера спектакля

14. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1) ограничение охоты в подмосковных лесах 2) создание рынка морепродуктов 3) открытие зоологического музея 4) разрушительное стихийное бедствие

15. Во время летних каникул школьники устроились работать на семейную ферму и вырастили урожай картофеля. Данный пример иллюстрирует деятельность:

1) учебную 2) трудовую 3) политическую 4) познавательную

16. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) составление Свода законов Российскойимперии Б) открытие выставки художников передвижников

В) вступление России в военный блок Г) формирование в России промышленногопролетариата

Д) организация фермы по выращиваниюкрупного рогатого скота

1) духовная 2) социальная 3) экономическая 4) политическая

17. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)На наш взгляд, вполне очевидно: чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. (Б)Исследования показывают, что некоторые подростки расценивают самостоятельность как непослушание, стремление делать всё по-своему. (В) Скорее всего, это неверно, поскольку самостоятельность предполагает ответственность человека за свои поступки.

Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнение

18. Ученица 4-го класса Ульяна готовится к диктанту по русскому языку, а её трехлетний брат играет с машинкой. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания, – учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.1) создание воображаемой обстановки2) использование различных предметов

3) целенаправленное получение информации4) возможность общения в процессе деятельности

20. С начала 2000-х гг. правительство страны Z предприняло ряд мер по улучшению экологической ситуации. В 2005 и 2011 гг. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В опросе 2005 г. доля тех, кто участвует в озеленении своего населённого пункта, была ниже доли тех, кто участвует в экологических акциях.

2) В опросе 2011 г. процент тех, кто экономит воду, следит за исправностью водопроводных кранов, выше процента тех, кто сортирует бытовой мусор.

3) За шесть лет люди стали реже участвовать в очистке парков и дворов от мусора.

4) Одинаковые доли отвечавших в обоих опросах участвуют в экологических акциях.

5) Доля тех, кто не может сказать, что участвует в сохранении природной среды, сократилась втрое.

21. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За шесть лет в мире обострились экологические проблемы.

2) Для многих жителей страны Z сохранение природной среды связано с организацией быта.

3) Жители страны Z мало информированы о способах участия в сохранении природной среды.

4) В стране Z развивается гражданское общество.

5) Посадка деревьев, разбивка газонов остаётся важнейшим направлением экологической деятельности населения.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо, в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.

22. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

23. С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?

24. Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте?

25. Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры в преодолении этих барьеров.

26. Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.

27. Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.)

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 578 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Источники:
  • http://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/8-klass/rabochaya-tetrad-kotova/3
  • http://studopedia.net/6_47421_prochitayte-tekst-i-vipolnite-zadaniya-.html
  • http://neznaika.info/ege/soc/584-variant-8.html
  • http://studopedia.net/6_47421_prochitayte-tekst-i-vipolnite-zadaniya-.html