Меню Рубрики

Проект полезные и вредные бактерии

Слово «бактерии» у большинства людей ассоциируется с чем-то неприятным и с угрозой для здоровья. В лучшем случае вспоминаются кисломолочные продукты. В худшем – дисбактериоз, чума, дизентерия и прочие неприятности. А бактерии есть везде, они бывают плохие и хорошие. Что же могут скрывать микроорганизмы?

Бактерия в переводе с греческого значит «палочка». Это название не говорит о том, что имеются в виду вредные бактерии. Такое название им дали из-за формы. Большинство этих одиночных клеток выглядят как палочки. Также они бывают в виде треугольников, квадратов, звездчатых клеток. В течение миллиарда лет бактерии не меняют внешний облик, могут меняться только внутренне. Они могут быть подвижные и неподвижные. Бактерия состоит из одной клетки. Снаружи она покрыта тонкой оболочкой. Это позволяет ей сохранять форму. Внутри клетки нет ядра, хлорофилла. Есть рибосомы, вакуоли, выросты цитоплазмы, протоплазма. Самая большая бактерия была найдена в 1999 году. Её назвали «Серая жемчужина Намибии». Бактерия и бацилла обозначают одно и то же, только имеют разное происхождение.

В нашем организме постоянно происходит борьба, которую ведут вредные и полезные бактерии. Благодаря этому процессу, человек получает защиту от различных инфекций. Различные микроорганизмы окружают нас на каждом шагу. Они живут на одежде, летают в воздухе, они вездесущи.

Наличие бактерий во рту, а это порядка сорока тысяч микроорганизмов, защищает десна от кровотечения, от пародонтоза и даже от ангины. Если у женщины нарушается микрофлора, у неё могут начаться гинекологические заболевания. Соблюдение элементарных правил личной гигиены поможет избежать таких сбоев.

От состояния микрофлоры полностью зависит иммунитет человека. Только в желудочно-кишечном тракте находится почти 60% всех бактерий. Остальные расположились в дыхательной системе и в половой. В человеке живет порядка двух килограммов бактерий.

Только что родившийся малыш имеет стерильный кишечник. После его первого вздоха в организм попадает множество микроорганизмов, с которыми ранее он не был знаком. При первом прикладывании малыша к груди мать передает с молоком полезные бактерии, которые помогут нормализовать микрофлору кишечника. Не зря врачи настаивают на том, чтобы мать сразу после рождения своего ребенка покормила его грудью. Также они рекомендуют продлить такое кормление как можно дольше.

Полезные бактерии бывают: молочнокислые, бифидобактерии, кишечная палочка, стрептомиценты, микоризы, цианобактерии.

Все они играют важную роль в жизни человека. Одни из них предотвращают появление инфекций, другие используют в производстве лекарственных препаратов, третьи поддерживают баланс в экосистеме нашей планеты.

Вредные бактерии могут вызвать у человека ряд серьезных заболеваний. Например, дифтерию, сибирскую язву, ангину, чуму и многие другие. Они легко передаются от заразившегося человека через воздух, еду, прикосновение. Именно вредные бактерии, названия которых будут приведены ниже, портят продукты питания. От них появляется неприятный запах, происходит гниение и разложение, они вызывают заболевания.

Бактерии могут быть грамположительными, грамотрицательными, палочковидными.

Таблица. Вредные бактерии для человека. Названия

(рассматривается специалистами как биологическое оружие)

Названия Место обитания Вред
Микобактерии пища, вода туберкулез, проказа, язва
Столбнячная палочка почва, кожа, пищеварительный тракт столбняк, мышечные спазмы, дыхательная недостаточность
только в организме человека, грызунов и млекопитающих бубонная чума, пневмония, кожные инфекции
Хеликобактер пилори слизистая оболочка желудка человека гастрит, пептическая язва, вырабатывает цитоксины, аммиак
Сибироязвенная палочка почва сибирская язва
Палочка ботулизма пища, зараженная посуда отравление

Вредные бактерии способны долгое время находиться в организме и всасывать полезные вещества из него. При этом они способны вызвать инфекционное заболевание.

Одна из самых устойчивых бактерий – это метициллин. Его знают больше под названием «золотистый стафилококк» (Staphylococcus aureus). Этот микроорганизм способен вызвать не одно, а несколько инфекционных заболеваний. Некоторые виды этих бактерий стойки к воздействию мощных антибиотиков и антисептиков. Штаммы этой бактерии могут жить в верхних отделах дыхательных путей, в открытых ранах и мочевыводящих каналах каждого третьего жителя Земли. Для человека с сильным иммунитетом это не представляет опасности.

Вредные бактерии для человека – это также патогены под названием Salmonella typhi. Они являются возбудителями острой инфекции кишечника и брюшного тифа. Такие виды бактерий, вредных для человека, опасны тем, что вырабатывают токсические вещества, которые крайне опасны для жизни. При протекании болезни происходит интоксикация организма, очень сильная лихорадка, высыпания на теле, увеличивается печень и селезенка. Бактерия очень стойка к разным внешним воздействиям. Хорошо живет в воде, на овощах, фруктах и прекрасно размножается в продуктах из молока.

К самым опасным бактериям относится также бактерия Clostridium tetan. Она вырабатывает яд под названием «столбнячный экзотоксин». Люди, которые заражаются этим патогеном, испытывают страшные боли, судороги и очень тяжело умирают. Болезнь называется столбняк. Несмотря на то что вакцину создали ещё в 1890 году, каждый год на Земле от неё умирает 60 тысяч человек.

И ещё одна бактерия, которая способна привести к смерти человека, — это Mycobacterium tuberculosis. Она вызывает туберкулез, который устойчив к воздействию лекарств. При несвоевременном обращении за помощью человек может умереть.

Вредные бактерии, названия микроорганизмов изучают со студенческой скамьи медики всех направлений. Здравоохранение ежегодно ищет новые методы для профилактики распространения инфекций, опасных для жизни человека. При соблюдении мер профилактики не придется тратить силы на поиск новых способов борьбы с такими заболеваниями.

Для этого необходимо вовремя выявлять источник появления инфекции, определить круг заболевших и возможных пострадавших. Обязательно необходимо изолировать тех, кто заражен, и провести дезинфекцию очага заражения.

Второй этап – это уничтожение путей, через которые могут передаваться вредные бактерии. Для этого проводят соответствующую пропаганду среди населения.

Под контроль берут объекты питания, водоемы, склады с хранением продовольствия.

Каждый человек может противостоять вредным бактериям, всячески укрепляя свой иммунитет. Здоровый образ жизни, соблюдение элементарных правил гигиены, защита себя при половом контакте, использование стерильных одноразовых медицинских инструментов и оборудования, полное ограничение от общения с людьми, находящимися на карантине. При попадании в эпидемиологический район или в очаг заражения необходимо строго выполнять все требования санитарно-эпидемиологических служб. Ряд инфекций приравниваются по своему воздействию к бактериологическому оружию.

Ученые говорят о том, что бактерии стали самыми первыми жителями нашей большой планеты, и именно благодаря им на Земле сейчас есть жизнь. В течение многих миллионов лет эти организмы постепенно подстраивались под постоянно меняющиеся условия существования, они меняли свой вид и среду обитания. Бактерии смогли приспособиться к окружающему пространству и смогли выработать новые и уникальные методики жизнеобеспечения, среди которых многократные биохимические реакции – катализ, фотосинтез и даже казалось бы простое дыхание. Сейчас бактерии сосуществуют с человеческими организмами, и такое сотрудничество отличается некоторой гармоничностью, ведь такие организмы способны приносить настоящую пользу.

После того, как маленький человек появляется на свет, бактерии тут же начинают проникать внутрь его организма. Они внедряются сквозь дыхательные пути вместе с воздухом, попадают в тело вместе с грудным молоком и пр. Весь организм оказывается пропитан разными бактериями.

Их число точно подсчитать невозможно, однако некоторые ученые смело говорят о том, что количество таких организмом сравнимо с количеством всех клеточек. Один лишь пищеварительный тракт является домом для четырехсот разновидностей разных живых бактерий. Считается, что определенная их разновидность может расти лишь в конкретном месте. Так молочнокислые бактерии способны расти и размножаться в кишечнике, прочие оптимально чувствуют себя в ротовой полости, еще какие-то проживают лишь на коже.

За много лет сосуществования человек и такие частицы смогли воссоздать оптимальные для обеих групп условия сотрудничества, которые можно охарактеризовать как полезный симбиоз. При этом бактерии и наш организм объединяют свои возможности, при этом каждая из сторон остается в плюсе.

Бактерии способны собирать на своей поверхности частицы различных клеточек, именно поэтому иммунитет не воспринимает их враждебно и не атакует. Однако после того, как органы и системы подвергаются воздействию вредных вирусов, полезные бактерии поднимаются на защиту и попросту преграждают путь возбудителям болезни. При существовании в пищеварительном тракте, такие вещества также приносят ощутимую пользу. Они занимаются переработкой остатков пищи, выделяя при этом значительное количество тепла. Оно в свою очередь передается близлежащим органам, да и переносится по всему телу.

Дефицит полезных бактерий в организме либо изменение их количества становится причиной развития разных патологических состояний. Такая ситуация может развиться на фоне приема антибиотиков, которые эффективно уничтожают, как вредные, так и полезные бактерии. Для коррекции количества полезных бактерий могут потребляться специальные препараты — пробиотики.

Однако стоит помнить о том, что далеко не все бактерии – это друзья человека. Среди них хватает и опасных разновидностей, способных приносить лишь вред. Такие организмы после проникновения в наше тело становятся причиной развития разнообразных бактериальных недугов. Таковыми являются разные простуды, некоторые разновидности пневмонии, а кроме того сифилис, столбняк и прочие болезни, даже смертельно опасные. Также есть заболевания подобного типа, которые передаются воздушно-капельным путем. Это опасный туберкулез, коклюш и пр.

Значительное количество недугов, провоцируемых вредными бактериями, развиваются по причине потребления недостаточно качественной пищи, немытых и необработанных овощей и фруктов, сырой воды, недостаточно прожаренного мяса. От таких заболеваний можно уберечься, соблюдая нормы и правила гигиены. Примером подобных опасных недугов являются дизентерия, брюшной тиф и пр.

Проявления заболеваний, развившихся в результате атаки бактерий – это результат патологического влияния ядов, которые продуцируют данные организмы, либо которые формируются на фоне их разрушения. Человеческий организм способен избавиться от них благодаря естественной защите, которая основывается на процессе фагоцитоза бактерий белыми тельцами крови, а также на иммунной системе, которая синтезирует антитела. Последние проводят связку чужеродных белков и углеводов, а затем попросту устраняют их из кровотока.

Также вредные бактерии могут уничтожаться при помощи природных и синтетических медикаментов, наиболее известным из которых является пенициллин. Все лекарства подобного типа являются антибиотиками, они отличаются в зависимости от активного компонента и от схемы действия. Некоторые из них способны разрушать клеточные оболочки бактерий, другие же приостанавливают процессы их жизнедеятельности.

Итак, в природе есть масса бактерий, способных приносить человеку пользу и вред. К счастью, современный уровень развития медицины, позволяет справиться с большинством патологических организмов такого рода.

вредные: Патогенными называются бактерии, паразитирующие на других организмах. Бактерии вызывают большое количество заболеваний человека, таких как чума (Yersinia pestis), сибирская язва (Bacillus anthracis), лепра (проказа, возбудитель: Mycobacterium leprae), дифтерия (Corynebacterium diphtheriae), сифилис (Treponema pallidum), холера (Vibrio cholerae), туберкулёз (Mycobacterium tuberculosis), листериоз (Listeria monocytogenes) и др. Открытие патогенных свойств у бактерий продолжается: в 1976 обнаружена болезнь легионеров, вызываемая Legionella pneumophila, в 1980-е — 1990-е было показано, что Helicobacter pylori вызывает язвенную болезнь и даже рак желудка, а также хронический гастрит. Бактериальным инфекциям подвержены также растения и животные. Многие бактерии, являющиеся в норме безопасными для человека или даже обычными обитателями его кожи или кишечника, в случае нарушения иммунитета или общего ослабления организма могут выступать в качестве патогенов.

Опасность бактериальных заболеваний была сильно снижена в конце XIX века с изобретением метода вакцинации, а в середине XX века с открытием антибиотиков.

полезные; Тысячелетиями человек использовал молочнокислые бактерии для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.

В настоящее время разработаны методики по использованию фитопатогенных бактерий в качестве безопасных гербицидов, энтомопатогенных — вместо инсектицидов. Наиболее широкое применение получила Bacillus thuringiensis, выделяющая токсины (Cry-токсины) , действующие на насекомых. Помимо бактериальных инсектицидов, в сельском хозяйстве нашли применение бактериальные удобрения.

Бактерии, вызывающие болезни человека, используются как биологическое оружие.

Благодаря быстрому росту и размножению, а также простоте строения, бактерии активно применяются в научных исследованиях по молекулярной биологии, генетике, генной инженерии и биохимии. Самой хорошо изученной бактерией стала Escherichia coli. Информация о процессах метаболизма бактерий позволила производить бактериальный синтез витаминов, гормонов, ферментов, антибиотиков и др.

Перспективным направлением является обогащение руд с помощью сероокисляющих бактерий, очистка бактериями загрязнённых нефтепродуктами или ксенобиотиками почв и водоёмов.

В кишечнике человека в норме обитает от 300 до 1000 видов бактерий общей массой до 1 кг, а численность их клеток на порядок превосходит численность клеток человеческого организма [10]. Они играют важную роль в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии. Можно образно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом» , который отвечает за защиту организма от инфекций и пищеварение.

тут не совсем коротко. но думаю можно сократить так как вам нравится .

карим муроталиев

Патогенными называются бактерии, паразитирующие на других организмах. Бактерии вызывают большое количество заболеваний человека, таких как чума (Yersinia pestis), сибирская язва (Bacillus anthracis), лепра (проказа, возбудитель: Mycobacterium leprae), дифтерия (Corynebacterium diphtheriae), сифилис (Treponema pallidum), холера (Vibrio cholerae), туберкулёз (Mycobacterium tuberculosis), листериоз (Listeria monocytogenes) и др. Открытие патогенных свойств у бактерий продолжается: в 1976 обнаружена болезнь легионеров, вызываемая Legionella pneumophila, в 1980-е — 1990-е было показано, что Helicobacter pylori вызывает язвенную болезнь и даже рак желудка, а также хронический гастрит.

Читайте также:  Сыр мягкий или твердый какой полезнее

Бактерии сапрофиты участвуют в круговороте веществ, разрушая отмершие остатки живых существ и превращая их в неорганические и органические соединения.
Некоторые бактерии являются представителями нормальной микрофлоры человека. Они участвуют в синтезе некоторых витаминов, участвуют во всех видах обмена веществ, обезвреживании токсических веществ.
Многие бактерии являются патогенными для человека и вызывают множество заболеваний.

Володя! Я не медик и не биохимик! Полезные свойства ; твой иммунитет =защита организма вырабатывается бактериями в желудке . примени антибиотики несколько дней -уничтожает и полезные и вредные бактерии — ослаблен иммунитет — восстанавливай его : кисломолочные продукты -кефир нежирный, йогУрт и т д. Простата- вредные бактерии размножаются в предстательной железе, она увеличивается в размерах и сдавливает мочеиспускательный канал — хочешь пописать, а не можешь ; застаивается моча и отравление всего организма продуктами застоя-мочи! Вывод :эти вредные бактерии надо уничтожить !

источник

Исследовательская работа ученика 3 класса по теме «Бактерии: вредные и полезные».

Вложение Размер
Исследовательская работа 2.57 МБ
Презентация к работе 84.03 КБ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Актуальность… Однажды я своим родителям задал вопрос, почему люди болеют? Мама сказала, что это бактерии попадают в организм и человек болеет. И тогда я задумался, а что такое бактерии, где они живут, как размножаются и чем опасны? И все ли бактерии вредны? Цель исследования: изучить особенности жизни бактерий и выяснить могут ли они быть полезными и вредными. Задачи: изучить литературу по выбранной теме познакомиться с разнообразием и классификацией бактерий выяснить какие бывают вредные и полезные бактерии приготовить домашний кефир

Объект и предмет исследования Объект исследования: бактерии Предмет исследования: значение бактерий для человека Гипотеза Гипотеза: предположим, что множество бактерий живет в организме человека, они бывают как полезные, так и вредные и их можно размножить в домашних условиях. Методы исследования: Работа с дополнительными источниками, поиск необходимой информации; Наблюдения и анализ полученной информации; Опыты; Тест; Обработка данных

История возникновения бактерий Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг . Изучением бактерий и их строения занимается микробиология, которая сформировалась во второй половине 19 века как наука о возбудителях болезней, то есть как раздел медицины. Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве

Строение бактерий Бактерия имеет сложное строение Стенка клетки защищает одноклеточный организм от внешнего воздействия, придает определенную форму, обеспечивает питание и сохранение его внутреннего содержимого П лазматическая мембрана содержит ферменты, участвует в процессе размножения, биосинтезе компонентов. Жгутиками называют поверхностные структуры, служащие для передвижения клеток в жидкой среде или по твердой поверхности Цитоплазма служит для выполнения жизненно важных функций. У многих видов в цитоплазме содержится ДНК, рибосомы, различные гранулы. Пили – нитевидные образования, намного тоньше и меньше жгутиков. Они бывают различных типов, различаются по назначению, строению. Пили нужны для прикрепления организма к поражаемой клетке.

Виды бактерий кокки (имеют округлую форму); бациллы (имеют палочковидную форму); спириллы (имеют форму спирали); спириллы (имеют форму спирали);

Классификация бактерий Полезные бактерии кишечная палочка Является неотъемлемой частью флоры кишечника человека и большинства животных. Ее пользу трудно переоценить: расщепляет неусваиваемые моносахариды, способствуя пищеварению; предотвращает развитие патогенных и болезнетворных микроорганизмов в кишечнике. Молочнокислые бактерии Представители этого отряда присутствуют в молоке, молочных и ферментированных продуктах, и в то же время являются частью микрофлоры кишечника и ротовой полости. Способны сбраживать углеводы и в частности лактозу и вырабатывать молочную кислоту, которая является основным источником углеводов для человека. Посредством поддержания постоянно кислой среды сдерживают рост неблагоприятных бактерий. Бифидобактерии По средством выработки молочной и уксусных кислот они полностью предотвращают развитие гнилостных и болезнетворных микробов в детском организме. Кроме того бифидобактерии : способствуют перевариванию углеводов; обеспечивают защиту кишечного барьера от проникновения микробов и токсинов во внутреннюю среду организма

Вредные бактерии Сальмонелла Эта бактерия является возбудителем очень острой кишечной инфекции, брюшного тифа. Сальмонелла вырабатывает токсины опасные исключительно для людей. Столбнячная палочка Эта бактерия — одна из самых стойких и одновременно самых опасных в мире. Вырабатывает чрезвычайно токсичный яд, столбнячный экзотоксин, приводящий к практически полному поражению нервной системы. Микобактерии Микобактерии — семейство бактерий, часть из которых являются патогенными. Различные представители этого семейства вызывают такие опасные заболевания как туберкулез, микобактериоз , лепра (проказа) — все они передаются воздушно-капельным путем.

Мои опыты… Приготовление домашнего кефира

Выращивание сенной палочки К числу бактерий, которые широко распространены в природе, относится и сенная палочка. Впервые она была описана в 1835 году. А название своё получила из-за того, что изначально культуру выделяли из прелого сена. Эта бактерия – одна из самых крупных. Она имеет прямую вытянутую форму с тупыми закруглёнными концами и обычно бесцветна. Эту бактерию довольно просто получить в домашних условиях. Для работы мне понадобилось следующее: сено (его можно купить в зоомагазине), кастрюля с водой, банка с широким горлышком, марля для процеживания. На один литр воды нужно взять 10 грамм сена. Кипятим сено в течение 20 минут. Получившийся отвар процеживаем и переливаем в банку, разбавляя 1:1 с отстоянной холодной водой. В другую банку я решил налить неразбавленный отвар и посмотреть, что из этого получится. Банки ставим в тёплое место. Наилучшие условия для жизни сенной палочки – большое количество растворённых органических веществ, обилие кислорода и температура около +30 градусов. При таких условиях на поверхности отвара сена уже через двое суток должна образоваться плёнка, сплошь состоящая из бактерий.

Результаты теста «Бактерии» Оказалось, что многие ребята не знают, о царстве бактерий и о существовании полезных бактерий в наших молочных продуктах.

Заключение Изучая бактерии, я познакомился с их разнообразием и классификацией, смог самостоятельно вырастить бактерии в домашних условиях. Узнал, что существует огромное количество полезных бактерий, которые мы употребляем каждый день с кисломолочными продуктами и о вредных бактериях (опасных для человека) Я выяснил, что бактерии являются незаменимой частью нашей жизни и всего живого. Они находятся абсолютно везде и во всём, играют колоссальную роль в жизни человека. Люди научились использовать бактерии: На основании выше изложенного материала и проведенных исследованиях, считаю, что моя гипотеза подтвердилась: « Множество бактерий живет в организме человека, они бывают как полезные, так и вредные и их можно размножить в домашних условиях»

источник

1. Краткая характеристика бактерий . …………………………………………….4

2. Организм человека и бактерии. Враги или друзья? ……………………………6

3. Поведение бактерий в разных условиях………………………………………..8

3.1. Есть ли жизнь в кипятке? ……………………………………………………..8

4. Удивительные способности бактерий …………………………………………10

5. Социологический опрос «Бактерии»…………………………………………. 12

Список используемой литературы ……………………………………………….14

Исследование 1. Внешний вид бактерий

Исследование 2. Получение кисломолочных продуктов

Анкета для учеников 1 – 4-х классов

Когда вы,ребята, были маленькими, мамы очень часто говорили вам, что нужно мыть руки с мылом после улицы, обязательно помыть фрукты и овощи перед едой. Они предупреждали, что в организм попадут какие-то бактерии и микробы, и вы можете заболеть. Вам не было интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микробы приносят вред человеку? Кто же эти микробы и где они есть, если я их совсем не вижу. Может, мама всё это придумывала?

Нам необходимо подробнее познакомиться с загадочным миром микроорганизмов.

Гипотеза: бактерии могут приносить не только вред, но и пользу.

Цель работы: изучить особенности жизни бактерий и выяснить могут ли они быть полезными.

1. Ознакомиться со строением бактериальной клетки и сравнить формы бактерий.

2. Выяснить, где живут бактерии.

3. Изучить литературные данные о вреде или пользе бактерий.

1. Сбор информации о бактериях

2. Анализ полученной информации

Итогом проделанной исследовательской деятельности учащихся является данная работа.Выходом из проекта стала выставка работ «Микробы добрые и злые»,где группы представляли рисунок микроба и небольшой рассказ о нём.

Группа 1: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ .

Наша волшебная планета Земля, полна тайн и загадок. Синее, зелёное, жёлтое, красное, белое — всё это места обитания. В каждой точке Земли находится огромное количество загадок. И одна из загадок – это живущие на ней существа. Они разнообразны: это огромные деревья баобабы, это гигантские животные киты, громадные слоны. И мы — люди, существа, наделённые великим даром разума. Мы мыслим. С помощью разума человек делает открытия и пытается раскрыть тайны природы.

В течение тысяч лет человек болел, и не знал причины болезни. Первобытные люди имели этому своё объяснение — они считали, что болезнь вызывают злые духи. И только в начале 19 века человек придумал микроскоп. Это прибор, который помог человеку открыть ещё одну загадку природы — мир мельчайших организмов — бактерий. В 1865г. Луи Пастер доказал, что причиной болезней являются микробы. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные микроорганизмы, видимые только под микроскопом. До того, как человек смог увидеть бактерии ему пришлось столкнуться с результатами их деятельности. Например, когда молоко скисает, тесто поднимается, вино бродит, а мертвые растения и животные разлагаются. Таким образом, когда говорят о бактериях, многие сразу представляют вредные организмы, переносящие болезни. Но дело в том, что много различных видов бактерий полезных для живых организмов, включая человека.

Сегодня мы знаем, что бактерии находятся повсюду — в воздухе, воде, пище, дне морского океана, горячих источниках, глубоко внутри земной коры, на нашей коже и даже внутри нас.

Изучением микроорганизмов занимается наука МИКРОБИОЛОГИЯ. Название науки происходит от греческого слова « MIKROS »- малый. Современная микробиология разделяется на: общую, техническую, сельскохозяйственную, санитарную, медицинскую, радиационную, космическую.

Наиболее общепризнанные теории о происхождении жизни на Земле говорят о том, что микроорганизмы были первыми живыми организмами, появившимися в процессе эволюции.¹

Микроорганизмы делят на несколько групп: БАКТЕРИИ, ДРОЖЖИ, ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ, ВИРУСЫ.

БАКТЕРИИ ( др.-греч. βακτήριον — палочка) – одноклеточные организмы, относящиеся к прокариотам.² Известно около 3000 видов бактерий. Размеры их микроскопические, от 1 до 10 мкм, ширина от 0,2 до 1мкм. Большинство бактерий – одна клетка, но физиологически – это целостный организм, совершенно устроенный в биохимическом отношении.

Бактерии имеют три формы: шарообразную, палочкообразную и изогнутую или извитую. Большинство микробов дышат воздухом — это аэробы. Для других воздух вреден — это анаэробы. Микробы делят на патогенные (болезнетворные) и непатогенные. Возбудителями большинства инфекционных заболеваний являются – бактерии. В окружающей нас среде: воздухе, почве, воде — находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник.¹

Как и всякие живые существа, микроорганизмы питаются и размножаются. У микробов нет специальных органов пищеварения. Питательные вещества проникают в микроорганизмы через оболочку клетки. Поэтому для развития микробов хорошей питательной средой являются продукты, содержащие много воды — молоко, бульоны, мясо, рыба и т.д. У бактерий не существует мужских и женских особей. Бактерии размножаются делением. Кроме питательной среды, необходима благоприятная температура(37-40градусов). Попадая в благоприятные условия, микробы начинают быстро размножаться путем деления.

При температуре свыше 50градусов большинство бактерий погибает. Бактерия состоит из одной клетки, ее окружает покрытие — «мембрана», не пропускающая воду. Внутри бактерии находится вещество, называемое «протоплазма», но отсутствует единый центр, или ядро.

Бактерии способны передвигаться, хотя не имеют конечностей. Бактерия покрыта слизистой оболочкой, которая изменяет ее форму, образуя иногда волокнистые отростки. Некоторые бактерии передвигаются с их помощью, другие — сокращая саму клетку, наподобие червей.

Группа 2: ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И БАКТЕРИИ. ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ?

Микроорганизмы играют важнейшую роль в круговороте веществ и поддержании равновесия в биосфере Земли. Бактерии вызывают гниение погибших растений и животных на земле и в воде. Без этих бактерий земля была бы покрыта различным мёртвым материалом. Перерабатывая сложные вещества, бактерии разлагают их на простые. Эти вещества возвращаются в почву, воздух и воду, где могут быть использованы растениями и животными.

Бактерии необходимы для поддержания жизни. Например, азотсодержащие бактерии обитают в почве и помогают превратить этот азот в вещества, которые нужны растениям. А человек эти растения употребляет в пищу.

Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека. Эти бактерии разлагают пищу на частички. В то же время они вырабатывают витамины, белки, углеводы, которые организм использует для своего построения.

Читайте также:  Цинк чем полезен для организма

Благодаря деятельности микробов квасится капуста, готовится тесто, кефир, сыр, масло. Бактерии необходимы в процессе брожения при производстве творога, уксуса, вина, пива. Такой же процесс используется в промышленном производстве красок, пластмасс, косметических товаров и кондитерских изделий. Бактерии нужны в производстве при выработке кожи, снятия оболочек с зерен кофе и какао, отделении волокон в текстильной промышленности.

Итак, разновидностей микробов много, и живут они целыми колониями. Естественно, что живя в организме человека, они должны беречь своего хозяина, а не вредить ему.

Что же представляет собой кишечник здорового человека, то есть население этого органа? В кишечнике 99% микробов – бескорыстные помощники человека. Их называют постоянной микрофлорой. Среди них есть главные, основные микроорганизмы – это бифидобактерии и бактероиды. Но есть и сопутствующие бактерии – это кишечная палочка, лактобактерии, энтерококки. При определенных условиях представители нормальной микрофлоры, кроме бифидобактерий, обладают способностью вызывать заболевания. Однако в кишечнике есть более опасные микробы, их не более 1%.Это стафилакокки и грибы. Но пока они в меньшинстве, они работают на благо организма. Их называют условно-патогенными микробами. Почему мы говорим в основном о кишечнике? Пищеварительный тракт по составу и количеству микроорганизмов не однороден. Пищевод вообще не имеет постоянной микрофлоры и практически повторяет микрофлору полости рта. На слизистой оболочке носоглотки живут постоянно стафило -, пневмо — и стрептококки. Для жизнедеятельности микроорганизмов хорошей средой является налет на зубах, остатки пищи между ними. Обильное развитие микробов во рту ведет к быстрому размножению пищевых остатков, при этом накапливаются химические продукты этого распада, которые разрушают эмаль зубов и приводят к развитию кариеса. Поэтому так важно систематически чистить зубы, полоскать рот после каждого приема пищи.

Микробный спектр желудка беден и представлен лактобациллами, стрептококками, хелиобактериями и устойчивыми к кислоте дрожжеподобными грибами. Микрофлора тонкой кишки немногочисленна и в двенадцатиперстной кишке представлена стрептококками, лактобациллами и вейлонеллами; в остальных отделах количество микробов выше, и еще больше бактерий находится в подвздошной кишке, в которой помимо перечисленных микроорганизмов обитает кишечная палочка. Но самое большое количество микробов обитает в толстом кишечнике. Подсчитано, что человек выделяет с испражнениями свыше 17 триллионов микробов в сутки, а по весу они составляют третью часть сухих испражнений. Если взять только кишечные бактерии, и собрать их в одну кучу и взвесить, то получится около 3-х килограммов!

Группа 4: ПОВЕДЕНИЕ БАКТЕРИЙ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ

До последнего времени считалось, что в кипящей воде погибают все, даже самые стойкие, бактерии, но природа, как всегда, опровергла это убеждение .На дне тихого океана обнаружены сверхгорячие источники с температурой воды от 250 до 400градусов С, и оказалось, что в этом кипятке прекрасно себя чувствуют живые организмы :бактерии, гигантские черви, различные моллюски и даже некоторые виды крабов. Это открытие казалось невероятным. Ведь большая часть растений и животных погибает при температуре организма свыше 40градусов;а большинство бактерий – при 70градусах. Лишь немногие бактерии способны выжить при 85град.С,а самыми стойкими считались бактерии, обитающие в серных источниках. Они могут существовать при t – 105C .Но это был уже предел.

Есть бактерии, которые живут во льдах. Замораживание может приостановить рост бактерий, но не убьет их полностью. Они будут неактивны некоторое время. Обнаружены бактерии в замерзших соляных залежах, которым сотни миллионов лет. Эти бактерии при их исследовании ожили.

Группа 3: БАКТЕРИИ В КОСМОСЕ

«О том, что на звездолетах и космических станциях творится что-то недоброе, ученые подозревали давно, слишком уж часто болели астронавты. 15 из 29 астронавтов стали жертвами бактериальных или вирусных инфекций во время их полета. Подозрения ученых еще больше усилились, когда выяснилось, что на космических станциях “Мир” и МКС вроде бы безвредные бактерии с удовольствием начинали жевать всевозможные конструкционные материалы, что приводило к ускоренной коррозии.

Все это побудило биологов вплотную заняться изучением поведения микроорганизмов в космосе. В 2006г. на шаттле Atlantis в надежно изолированном контейнере в космическое путешествие отправилась группа сальмонелл. Бактерии пробыли в космосе всего 24 часа, но и этого времени им хватило с лихвой. По возвращении на Землю выяснилось, что их заразность, по сравнению с контрольной группой, увеличилась в три раза. Целый год астробиологи пытались понять, что послужило причиной увеличения агрессивности сальмонелл. В космосе у сальмонеллы активизировался участок ДНК, контролирующий работу 160 генов. Кроме того, сальмонеллы начали объединяться, образуя тонкий слой — биопленку, что делает любые микроорганизмы чрезвычайно опасными. Интересно, что ранее на Земле подобное поведение для сальмонеллы характерно не было. Некоторые специалисты причиной мутации считают невесомость, другие — космическую радиацию».¹

За долгие годы работы космическая станция «Мир» стала настоящим полигоном для испытаний многих технических решений. Именно на «Мире» удалось изучить маленьких космических безбилетников и научиться с ними бороться.

Микробы, населяющие космические объекты, ведут себя так, будто у них есть конкретная цель. Она проста: используя все доступные питательные вещества, выполнять одну из основных природных функций — плодиться и размножаться. Попадая на самые разные материалы, микробы быстро осваиваются

и начинают трапезу. В результате материалы, понравившиеся прожорливым невидимкам, меняют цвет, снижается их прочность, герметизирующие свойства, диэлектрические и другие характеристики.

В течение двадцати лет исследований ученые открыли 250 видов микроорганизмов, которые живут внутри пилотируемых космических кораблей. Все образцы микроорганизмов, выросших в космосе, хранятся в Институте медико-биологических проблем в запаянных ампулах — ученым неизвестно, как они поведут себя в земной среде. Есть и еще одна причина для содержания космических мутантов в охраняемом месте. Как утверждают специалисты, если взять выросший в космосе микроорганизм, который использовал металл как часть среды существования, и продолжать его культивировать, увеличивая содержание металла в его окружении, можно потенциально получить биологическое оружие, способное буквально сожрать, танк или вертолет.

«Особенно интересна ситуация, связанная с навигационным иллюминатором корабля «Союз», который полгода провел на орбите. Члены экипажа отмечали ухудшение видимости иллюминатора. После возвращения корабля на Землю были проведены исследования. На центральном иллюминаторе из сверхпрочного кварцевого стекла, а также на эмалевом покрытии титановой оправы отмечалось наличие мицелия плесневых грибов. В одном случае отчетливо была видна растущая колония гриба. По линиям роста мицелия стекло было, как бы протравлено».¹

Группа 5: УДИВИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МИКРОБОВ

«Специалисты из университета Массачусетса отличились настоящим прорывом в науке: микробом Geobacter «геобактерия», который способен производить электричество из грязи и отработанной воды. Это прекрасный способ очистить нашу Планету от грязи и сточных вод.

В настоящее время ученые ищут альтернативное топливо, замену нефти, газа, угля на более безопасное – биологическое, более благоприятное для окружающей среды. Учеными университета Техаса создан новый вид микробов, производящих целлюлозу, которая в свою очередь может быть преобразована в этанол и другие виды биотоплива. С помощью соленой воды сине-зеленые водоросли, наряду с целлюлозой также выделяют глюкозу и сахарозу, которая используется для производства биотоплива – этанола».¹

Однако, бактерии могут участвовать в техническом прогрессе. Ведь их способности в уничтожении практически любых материалов можно повернуть и во благо человека. Микроорганизмы вполне могут быть использованы при переработке отходов. Уже ведется работа по созданию бактерий, которые смогли бы разлагать пластик. Дело в том, что пластик в природе аналогов не имеет, поэтому процесс разложения у него очень длительный. Предполагается, что с помощью микроорганизмов пластик удастся расщепить на воду и метан, который можно использовать в отоплении и химической промышленности. Таким образом, злостные бактерии уже в недалеком будущем могут превратиться в самых полезных охранников окружающей среды.

Комнатные растения могут улучшить здоровье людей. В цветочной зоне, где много растений особые земляные микробы имеют особое свойство нейтрализовать летучие органические компоненты, которые ослабляют здоровье человека. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. В литре воздуха жилой, плохо проветриваемой комнате, содержится около 500 тысяч пылинок. За сутки человек вдыхает около 10 тысяч литров воздуха с опасными и не опасными микробами.

Чем чище воздух в общественных местах, вокруг человеческого жилья и в комнатах, тем меньше человек болеет. Подсчитано, что если провести щеткой пылесоса по поверхности предмета четыре раза, то удаляется 50% микробов. При соблюдении гигиены, чистке зубов, умывании и мойке рук с мылом, а также продуктов питания вероятность заболевания снижается во много раз.

Большое значение в борьбе за чистоту воздуха имеют леса и парки. Зеленые насаждения осаждают и поглощают пыль и выделяют фитонциды, убивающие микробов.

Группа 6: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС «БАКТЕРИИ»

Цель: проанализировать знания учащихся о бактериях

Для этого провели анкетирование учащихся 2-4 классов школы (Приложение 1, анкета 1), в котором участвовали 66 человек. Выяснили, что знают о существовании бактерий — 60 человек, 6 человек никогда о них не слышали (Приложение 2 ).

Большинство опрашиваемых (34 человека) представляют бактерии маленькими, грязными и жуткими – 5 человек, остальные 14 человек никак не представляют. (Приложение 2 ).

На вопрос «Где могут жить бактерии?» ответили «везде» — 8 человек, «на теле и в организме» -10 человек, «на улице и в разных помещениях» — 11 человек, «нигде» — 2 человека.

По результату опроса «Могут ли бактерии быть полезными?»: «да» — 37 человек, «нет» — 29 человек.

В основном все опрашиваемые дети (66 человек) знают о правилах гигиены и о том, что нужно мыть овощи и фрукты перед едой.

Но при ответе на вопрос «Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?» дали положительный ответ 48 детей, 16 человек это делают часто, а остальные 2 человека изредка соблюдают правила гигиены. (Приложение 4)

Вывод: 91% респондентов знают о существовании бактерий, но 44% опрошенных считают, что бактерии не приносят пользу. 100% знают правила гигиены, но 73% детей всегда их соблюдают.

Итак, бактерии имеют большое значение для человека. Человек и бактерии неразлучны. Микробы могут быть как врагами, так и друзьями. В воздухе промышленных городов вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. За сутки мы вдыхаем огромное количество опасных и не опасных микробов. Огромную роль бактерии играют в процессах очистки воды, загрязнённой промышленными и бытовыми отходами. Очень многие бактерии приносят вред человеку, животным и растениям, являясь возбудителями различных заболеваний. Для того, чтобы бактерии были нашими друзьями, а не врагами надо: мыть руки с мылом, умываться, чистить зубы, мыть овощи и фрукты, сажать много деревьев. Беречь нашу планету, соблюдать чистоту, дышать свежим воздухом.

источник

Наталья Безрукова
Проект на тему «Микробы»

Проект тема: «Микробы»

Наталья Васильевна, воспитатель детского сада «Петушок» г. Нефтегорска

Человек в течение жизни подвержен многим инфекциям. Попадая в организм через грязные руки, немытые овощи и фрукты, воду или дыхание бактерии могут вызывать опасные заболевания. Бактерии живут всюду: в воздухе, на земле, в воде и почве, в растениях и животных. Невидимые простым глазом бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь. И чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать, как бороться с этими инфекциями. Должны усвоить культурно – гигиенические навыки, которые обезопасят их здоровье.

Цель исследования – формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о микробах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.

— получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);

— узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;

— подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью;

Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы детьми в окружающей их жизни.

Первый этап – проблемная ситуация. Проблема возникла во время проведения гигиенических процедур, когда дети мыли руки, возник вопрос: «Говорят, нужно мыть руки перед едой, а то на них много микробов, так что же такое микробы?» Так возникла проблема. Дети стали выдвигать различные предположения, рассуждать о том, что они знают о микробах. Вместе с детьми была заполнена карта познания, дети отвечали на вопрос «Что я знаю о микробах. Это позволило узнать, какими знаниями владеют дети. Затем была заполнена карта познания «Что я хочу узнать?». Это помогло на этапе планирования выбрать наиболее интересующую и посильную тему для дальнейших исследований. Здесь же были затронуты детьми и вопросы, касающиеся осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни: «Можно ли увидеть микробы, «Где живут микробы, «Как микробы передвигаются, «Что едят микробы, «Так ли опасны микробы для человека, «Как микробы появляются, «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?».

Читайте также:  Картинки полезная и вредная еда для детей

Второй этап — планирование работы. Дети высказывали свои идеи реализации проекта. Были выбраны темы проектов, ими как, было сказано выше, явились вопросы, заявленные детьми в разделе «Что я хочу узнать?», это очень важно для поддержки детской познавательной инициативы. Здесь же обсуждалось, что можно сделать в условиях детского сада, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы, к кому обратиться за помощью. В итоге были выбраны направления исследований: «Так ли опасны микробы для человека, «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?» «Можно ли увидеть микробы,

«Полезные и вредные микробы.

Третий этап — исследовательский.

№ Виды деятельности Пути реализации Задачи

1. Игровая Дидактические игры: «Часы здоровья», «Умею — не умею»,

«Найди пару», «Угадай на ощупь», «Правила гигиены»,

«Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», «Это можно или нет», «Мой день», «Опасно не опасно». Систематизировать представления детей о здоровье, чистоте и здоровом образе жизни

2. Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы

«Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», С. Прокофьев «Румяные щеки», Г. Б. Остер «Петька – микроб».

Рассматривание иллюстраций журналов, энциклопедий. Развивать способность внимательно слушать, рассуждать, выражать собственные эмоции.

3. Изобразительная Рисование «Мы микробов не боимся» (кляксография)

Коллективная аппликация «Овощи и фрукты – полезные продукты» Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.

4. Познавательно – исследовательская

Знакомство с оптическим прибором – микроскоп.

Опыты: «Что за зверь – плесень?», «Кислое молоко» Наблюдения: «Такой разный микроб».

Исследовательская игра: «Чистые руки», «Чих» Расширять знания детей о свойствах микробов.

5. Совместная деятельность с родителями Подбор литературы для проекта.

Помощь в организации экспериментов.

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды. Привлечь родителей к совместной деятельности.

6. Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры, игры – эстафеты, физкультминутки, гимнастика после дневного сна. Прививать любовь к физической культуре и спорту, формировать потребность в ежедневной двигательной активности.

— о полезных и вредных микробах,

Составление рассказов и сказок о здоровье.

Загадки про здоровье. Дать общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо заботиться. Развивать коммуникативные навыки, связную речь.

Четвертый этап – презентация. Систематизировав накопленный за время проекта материал, была подготовлена мультимедийная презентация, ее представили Антипов Алексей и Кочеткова Вероника воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности № 6.

Самое дорогое у человека – это здоровье. И чтобы его сохранить, с детства мы должны знать, сколько опасностей подстерегает ребенка: вирусы, инфекции, различные болезни.

Чтобы обезопасить себя, уметь вести борьбу с заболеваниями, мы предлагаем свой проект «Такие разные микробы».

Алёша: Изучаем мы микробы, знаешь Вероника, что такое?

Вероника: Да, я знаю, что микроб – ужасно вредное животное: коварное и главное щекотное. Такое вот животное в живот залезет и спокойно там живет. А от него полно хлопот и насморк, и чихание, и пот.

Алёша: Когда мы стали рассматривать этих животных под микроскопом, то увидели палочки, точки, шарики, которые дышат, двигаются и подпрыгивают как мячики.

Вероника: Здорово, Алёша! Покажи, как они прыгают?

Алёша: Да вот так (подпрыгивает то на одной, то на другой ноге).

Вероника: А вот Наталья Васильевна нам сказала, что мы их без микроскопа не увидим. Микробов много на волосах, на теле и особенно на руках. Для этого надо чаще мыть руки.

Вероника: А ты сегодня мыл руки, Лёша?

Алёша: Конечно мыл. Я руки мою несколько раз в день с мылом.

Вероника: Молодец! Значит, у тебя на руках нет микробов.

Алёша: Но микробы бывают и на животных, на шерсти собак и кошек.

Вероника: Да, конечно. Я видела, как собака подбегала к мусорному баку.

Алёша: А уж там-то микробов много!

Вероника: Нельзя гладить собак и кошек на улице!

Алёша: Но микробы едят все: хлеб, фрукты, овощи, суп, землю, краску. У меня 2 кусочка хлеба. Один с плесенью, там поселился микроб. Другой – свежий кусочек хлеба, пахнет хорошо! Вкусно!

Вероника: В кусочке с плесенью сидят микробы, есть его нельзя! А вот этот я после своего выступления съем. Оставь его мне, Леша!

Алёша: А ты, Вероника, любишь сок?

Алёша: Чтобы получился вкусный кефир, йогурт, ряженку, сыр и, конечно, сок – постарались микробы.

Алёша: Но, в основном микробы ужасные. Если они поселятся у нас в горле – будет ангина.

Вероника: Если в ухе – воспаление уха, во рту – стоматит.

Алёша: В животе – понос или по — научному диарея.

Вероника: Да, все-таки это вредные существа.

Алёша: Мы их даже нарисовали (вот посмотрите).

Вероника: Чтобы вас не съели эти вредные животные, запомните правила:

Прежде чем за стол садиться

У микробов тает сила.

Алёша: И чтобы не болеть, не подхватить микробы, предлагаем всем сделать зарядку «Две лягушки»:

Ручками похлопали, ножками потопали.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям большой привет!

В процессе исследований выяснилось, что микробы не настолько уж опасны. Человек научился с ними бороться. Некоторые микробы даже приносят пользу. В ходе проекта дети усвоили – чтобы быть здоровым, надо уметь себя защитить, т. е. осознали значимость здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье.

Список используемой литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. – СПб., Детство – ПРЕСС, 2005г.

2. Баль Л. В., Ветрова В. В. Букварь здоровья – М. ТЦ Сфера, 2000г.

3. Береги здоровье. Беседы с ребенком. Издательство «Карапуз»

4. Голицина Н. С. ОБЖ для дошкольников. –М., Издательство «Скрипторий 2003», 2011г.

5. Ликум А. «Всё обо всём», 2003 г.

6. Люцис К. Азбука здоровья. – М. Русское энциклопедическое товарищество, 2004г.

7. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. – М. –ТЦ Сфера, 2004г.

8. Шорыгина Т. А. Спортивные сказки. – М. –ТЦ Сфера, 2014г.

9.«Я познаю мир». Медицина, 2002 г.

Конспект занятия по формированию ЗОЖ «Нам микробы не страшны, с чистотою мы дружны!» НАМ МИКРОБЫ НЕ СТРАШНЫ, С ЧИСТОТОЮ МЫ ДРУЖНЫ! Цель: Формировать у детей представление о здоровом образе жизни Задачи:.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Наши враги — микробы» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы Тема: «Наши враги- микробы» Образовательные задачи:.

Фотоотчет о мастер-классе «Микробы: полезные и вредные». Занятие в старшей группе» В. сухомлинский:»Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей.

Фотоотчёт «НОД в старшей группе «Вирусы и микробы» В нашем детском саду проходит «Неделя здоровья» Каждый день происходят какие-то интересные события, игры, занятия, тематические гимнастики.

Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое микробы» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Что такое микробы» Автор: Минаева Ирина Николаевна, воспитатель.

Конспект НОД в средней группе «Кто такие микробы» .

Конспект занятия по ЗОЖ в старшей группе. «Внимание, микробы!» Конспект занятия по ЗОЖ в старшей группе. «Внимание, микробы!» Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни. Задачи: Образовательные:.

Проект «Невидимый мир, или кто такие микробы» .

Создание настольной игры-ходилки «Сбежавшие микробы» с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Гайнуллина Галина Михайловна, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30», г. Кунгур Цель: создание игры-ходилки с.

Занятие по гигиене в средней группе «Микробы и глисты» Задачи: Обучающие Учить основам правил личной гигиены; расширять знания детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности. Развивающие.

источник

Бактерии появились примерно 3,5-3,9 млрд лет назад, они были первыми живыми организмами на нашей планете. Со временем жизнь развивалась и усложнялась — появлялись новые, каждый раз более сложные формы организмов. Бактерии все это время не стояли в стороне, напротив, они были важнейшей составляющей эволюционного процесса. Именно они первыми выработали новые формы жизнеобеспечения, такие как дыхание, брожение, фотосинтез, катализ. а также нашли эффективные способы сосуществования практически с каждым живым существом. Исключением не стал и человек.

Но бактерии — целый домен организмов, насчитывающий более 10 000 видов. Каждый вид уникален и шел своим эволюционным путем, как следствие выработал свои уникальные формы сосуществования с другими организмами. Одни бактерии пошли на тесное взаимовыгодное сотрудничество с человеком, животными и прочими существами, — их можно назвать полезными. Другие виды научились существовать за счет других, используя энергию и ресурсы организмов-доноров, — их принято считать вредными или патогенными. Третьи пошли еще дальше и стали практически самодостаточными, все необходимое для жизнедеятельности они получают от окружающей среды.

Внутри человека, как и внутри прочих млекопитающих, живет невообразимо большое количество бактерий. В наших телах их в 10 раз больше, чем всех клеток организма вместе взятых. Среди них абсолютное большинство — полезные, но парадокс в том, что их жизнедеятельность, их присутствие внутри нас — это нормальное положение дел, они зависят от нас, мы в свою очередь от них и при этом признаков этого сотрудничества мы никак не ощущаем. Другое дело — вредные, например патогенные бактерии, оказавшись внутри нас их присутствие тут же становится заметным, а последствия их активности могут стать очень серьезными.

Подавляющее большинство из них — это существа, живущие в симбиотических или мутуалистических связях с организмами-донорами (внутри которых живут). Обычно такие бактерии берут на себя часть функций, на которые не способен организм хозяина. Примером могут служить бактерии, живущие в пищеварительном тракте человека и перерабатывающие часть пищи, справиться с которой сам желудок не в состоянии.

Является неотъемлемой частью флоры кишечника человека и большинства животных. Ее пользу трудно переоценить: расщепляет неусваиваемые моносахариды, способствуя пищеварению; синтезирует витамины группы K; предотвращает развитие патогенных и болезнетворных микроорганизмов в кишечнике.

Макрофотография: колония бактерий Escherichia coli

Представители этого отряда присутствуют в молоке, молочных и ферментированных продуктах, и в то же время являются частью микрофлоры кишечника и ротовой полости. Способны сбраживать углеводы и в частности лактозу и вырабатывать молочную кислоту, которая является основным источником углеводов для человека. Посредством поддержания постоянно кислой среды сдерживают рост неблагоприятных бактерий.

Наиболее значимое влияние бифидобактерии оказывают на грудных детей и млекопитающих, составляя до 90% их кишечной микрофлоры. По средством выработки молочной и уксусных кислот они полностью предотвращают развитие гнилостных и болезнетворных микробов в детском организме. Кроме того бифидобактерии: способствуют перевариванию углеводов; обеспечивают защиту кишечного барьера от проникновения микробов и токсинов во внутреннюю среду организма; синтезируют различные аминокислоты и белки, витамины группы K и B, полезные кислоты; способствуют всасыванию кишечником кальция, железа и витамина D.

К патогенным обычно относят виды, которые паразитируют на других организмах. Но в некоторых случаях вредными для человека могут стать безопасные и даже полезные бактерии, например при ослаблении иммунитета продукты жизнедеятельности обычно невероятно полезной кишечной палочки могут привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта: отравления, диарея и пр.

Эта бактерия является возбудителем очень острой кишечной инфекции, брюшного тифа. Salmonella typhi вырабатывает токсины опасные исключительно для людей. При заражении происходит общая интоксикация организма, которая приводит к сильной лихорадке, высыпанию по всему телу, в тяжелых случаях — к поражению лимфатической системы и как следствие к смерти. Ежегодно в мире фиксируется 20 млн случаев заболевания брюшным тифом, 1% случаев приводит к смерти.

Колония бактерий Salmonella typhi

Эта бактерия — одна из самых стойких и одновременно самых опасных в мире. Clostridium tetani вырабатывает чрезвычайно токсичный яд, столбнячный экзотоксин, приводящий к практически полному поражению нервной системы. Люди, заболевшие столбняком, испытывают страшнейшие муки: самопроизвольно до предела напрягаются все мышцы тела, происходят мощные судороги. Смертность чрезвычайно высока — в среднем около 50% инфицированных погибают. К счастью, еще в 1890 году была изобретена вакцина от столбняка, ее делают новорожденным во всех развитых странах мира. В слаборазвитых странах от столбняка ежегодно погибает 60 000 человек.

Микобактерии — семейство бактерий, часть из которых являются патогенными. Различные представители этого семейства вызывают такие опасные заболевания как туберкулез, микобактериоз, лепра (проказа) — все они передаются воздушно-капельным путем. Ежегодно микобактерии становятся причиной более 5 млн смертей.

Бактерии создали всеобъемлющий невидимый мир. Наше существование полностью зависит от них, их в свою очередь не так сильно зависит от нас. Тем не менее наш и их миры тесно связаны друг с другом, они находятся в равновесии, которое будет сохраняться до тех пор, пока наше сотрудничество будет выгодно обеим сторонам.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2017/08/10/issledovatelskaya-rabota-bakterii-vrednye-i
  • http://infourok.ru/gruppovoy-proekt-bakterii-vrednie-i-poleznie-1505303.html
  • http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-tema-mikroby.html
  • http://wildwildworld.net.ua/articles/poleznye-i-vrednye-bakterii-cheloveka