Программа по общественно полезному труду для учащихся 3 класса (внеурочная деятельность)
Программа «Общественно-полезный труд»
Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.
Цель программы : гармоничное развитие личности ребенка через вовлечение его в общественно полезный труд; развитие трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия.
Учить детей видеть и понимать необходимость общественно-полезного труда.
Дать первоначальные представления о ведущей роли труда
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Развивать первоначальные навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.
ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных.
4 . Разные трудовые операции. Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
— развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
— вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ
ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
1. Уход за комнатными цветами (пересаживание, рыхление почвы)
3. Практикум-дежурство по классу
4. Организация своего рабочего места (дома).
5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.
6. Беседа «Каждой вещи свое место!»
7. Сбор листьев для гербария.
1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)
2. Удаление мусора с клумб, рыхление почвы
3. Влажная уборка классной комнаты
4. Уход за комнатными растениями.
5. Организация своего рабочего места (дома).
6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.
7. Поздравительная открытка к «Дню старшего поколения»
1. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
3. Сухая чистка одежды щеткой
5. Организация своего рабочего места (дома).
6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.
7. Поздравительная открытка к «Дню матери»
8. Изготовление игрушек для детского сада;
1. Акция «Птицам — нашу заботу»
2. Мытье стен и дверей классной комнаты
3. Изготовление наглядного материала.
4. Изготовление елочных игрушек
5. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)
6. Организация своего рабочего места (дома).
7. Самообслуживание дома. Помощь родителям.
8. Беседа «Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»
1. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий
3. Подкормка зимующих птиц
4. Организация своего рабочего места (дома).
5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.
6. Операция «Книжка заболела»
1. Изготовление учебных пособий
3. Мелкий ремонт учебников и книг
4. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате
5. Организация своего рабочего места (дома).
6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.
7. Поздравительная открытка к 23 февраля
8. Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»
1. Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки
2. Влажная уборка классной комнаты
3. Пересадка и размножение комнатных растений
4. Организация своего рабочего места (дома).
5. Самообслуживание дома. Помощь родителям.
6. Открытки-самоделки «8 марта»
1. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников
2. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе
3. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате
4. Посев цветочно-декоративных растений
5. Организация своего рабочего места (дома).
6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.
2. Уход за цветочно-декоративными растениями
3. Мелкий ремонт учебников и книг
5. Организация своего рабочего места (дома).
6. Самообслуживание дома. Помощь родителям.
источник
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛАИШЕВСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Г.ЛАИШЕВО ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГБОУ Лаишевская школа-интернат
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Общественно-полезный производительный труд , 4 класс
Учитель начальных классов
Рабочая программа по курсу « Общественно-полезный производительный труд » в классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Данная рабочая программа по предмету « Общественно-полезный производительный труд » 4 класс, составлена на основании следующих документов:
— Законы РФ и РТ «Об образовании»
— Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования
(Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
— Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, авторы А.К. Аксенова, Т.И. Бугаева, И.А. Буравлева, А.А. Дмитриев, С.В. Комаров, Н.Б. Матвеева, М.Н. Перова, М.Ю. Рау, И.Г. Старкова, М.Б. Ульянцева, А.М. Щербакова, Э.В. Якубовская Научный руководитель проекта – канд. Психолог. Наук, проф. И.М. Бгажнокова, С-П., филиал издательства «Просвещение», 2008 г.
— Учебного плана ГБОУ Лаишевская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2018 – 2019 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 29 августа 2018 года).
Программа рассчитана на 70 часов 2 часа в неделю
Наиболее специфичным для коррекционной школы методом воспитания чувства долга и ответственности служит приучение школьников к трудовой деятельности. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ), детальная мотивированная оценка его результатов приучат к выполнению порученного задания.
Сформировать первичные навыки социально- бытовых видов трудовой деятельности и воспитание учащихся к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений,
В программе поставлены следующие задачи:
1. Дать определённую систему знаний по тому или иному виду труда (профессии);
2. Формирование соответствующих профессионально — трудовых умений и навыков;
3. Воспитание нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение воспитанников коррекционной школы в производительный труд;
4. Коррекция недостатков на основе трудовой деятельности.
Коррекционная задача связана с проблемой и задачами школы, которая направлена, на подготовку ученика к самостоятельной жизни, к труду, на решение общесоциальных умений и навыков после окончания специального учреждения.
Воспитание правильного отношения к труду у детей с ОВЗ возможно только при систематической организации его собственной трудовой деятельности в семье, в школе, в интернате, при показе конкретных образцов правильного отношения к совершенно конкретным видам труда (труд по самообслуживанию, труд в мастерской, в подсобном хозяйстве, труд при обучении). Виды общественно производительного труда подбирать нужно в соответствии с психофизическими возможностями детей, при обязательном обсуждении с врачом показаний и противопоказаний для каждого ученика, с учётом потребности школы и ближайшего производственного окружения.
Учебный план коррекционной школы в первом, втором и третьем классах отводит по два часа в неделю в урочное время на общественно — полезный, производительный труд. Общественно полезный производительный труд является составной частью учебно-воспитательного процесса, действенным средством воспитания и развития учащихся, который в себя включает следующие виды деятельности:
принимать посильное участие в уборке классных комнат, игровых, медицинского кабинета, уходе за комнатными растениями уход за животными в живом уголке, дежурстве по классу и школе;
заниматься простейшим ремонтом книг (обрезать и подклеивать страницы, оклеивать корешки);
изготавливать закладки для книг;
распускать бракованные трикотажные вещи и сматывать нитки в клубки т.д.
участвовать в работе «Книжкиной больницы», «Мастерской Деда Мороза», «Мастер Самоделкин» и т.д. Игровая форма деятельности младших школьников – полезна, так как позволяет сделать обыденный труд увлекательным, продлить его во времени;
принимать участие в охране природы, благоустройстве школьного двора;
работать на школьном учебно-опытном участке;
собирать природный материал для уроков труда;
выращивать цветочную рассаду (лук, зелень петрушки и укропа).
участвовать в расчистке дорожек, в уборке пришкольной территории.
Программа предусматривает преемственность в общетрудовой деятельности учеников младших и старших классов (генеральная уборка территории школы, оформление школы и зала к празднику, сезонная работа на школьном огороде и т.д.).
Приобретённые трудовые навыки в младшем звене будут совершенствоваться в среднем и старшем звене.
— положительное отношение к труду и людям труда;
— бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
-формирование коммуникативных и межличностных отношений м/у учениками класса и классами;
-бережное отношение к оборудованию, к инструментам, материалам;
-уход за комнатными растениями и за растениями пришкольного участка;
-соблюдать санитарно – гигиенические нормы рабочего помещения;
-выполнять уличные работы по благоустройству территории;
-соблюдать технику безопасности при выполнении общественно полезных работ.
Данная программа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности при выполнении трудовых заданий, подготавливает учащихся к профессиональному труду в школьных мастерских, а также оказывает психолого-педагогическую поддержку в трудовой деятельности.
В результате изучения учебных курсов «Общественно полезный труд» и «Производительный труд» учащиеся должны знать/ могут знать:
1. Правила санитарии по содержанию помещения.
3. Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений.
4. Правила обращения с моющими средствами.
5. Многообразие однолетних и многолетних цветковых растений, произрастающих в открытом грунте.
6. Правила техники безопасности
1. Подметать мусор, удалять пыль, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия.
2. Собирать мусор и выносить его в установленное место.
3. Соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении.
4. Выращивать однолетние и многолетние цветы.
5. Ухаживать за комнатными растениями
Содержание учебного материала
Программа включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности,
необходимых для достижения учащимися целей обучения.
Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.
Каждый из предложенных модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим
единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.
Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.
Данный модуль направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить учащихся жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива. Необходимо прививать навыки поведения за столом. Соблюдение личной гигиены.
Занятия в этом модуле проходят первыми, поэтому к ним необходимо готовиться очень тщательно.
Формы занятий: практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе, просмотр компьютерных презентаций «Мойдодыр»;
Основные методы — по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные;
в зависимости от основных дидактических задач — методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся — объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного процесса:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.
Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский.
Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.
Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.
Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.
На территории нашего школьного двора произрастают цветочно-декоративные растения. В школе есть свой пришкольный участок.
Основная задача модуля «Растения в доме» состоит в том, чтобы ученикам дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения
выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растениях.
Основной задачей этого модуля является привитие интереса к выращиванию растений и дать для этого необходимые знания. Модуль также направлен на развитие чувств уч-ся: чувства прекрасного, любви к живому
растению, к своей школе, к своей малой Родине. В рамках модуля необходимо дать уч-ся теоретические и практические навыки о частях растений, их размножении путём черенкования, листом, делением куста и т. д. Данный модуль также даёт практические умения в данной области. Изучение этого раздела предполагает большое кол-во экскурсий в природу.
практические работы, объяснения учителя, экскурсии по школьному двору, конкурсы;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.
Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов, гиацинтов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;
Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.
Планируемые результаты по курсу:
— дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять
обязанности внутри классного коллектива;
— прививать навыки поведения за столом, соблюдение личной гигиены;
— развитие творческих способностей уч-ся, фантазии;
— привитие интереса к выращиванию растений и иметь для этого необходимые знания, развитие чувств уч-ся: чувства
прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой Родине.
Учебно — тематический план
Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.
Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.
источник
Методические рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда
учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования
Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.
Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:
культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;
интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;
трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.
Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:
взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;
оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;
использование разнообразных видов общественно полезного труда.
Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:
самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);
изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);
уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);
благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);
уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;
оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.
В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.
Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.
Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.
Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:
подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);
инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;
выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;
сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.
В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов
(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,
П.121. ГЛАВА 9.
Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:
25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;
45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;
одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;
1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.
В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:
самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;
благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;
изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;
ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.
Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:
со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацігадоў»;
с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);
с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).
Также запрещается привлекать учащихся:
к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;
к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;
к мытью полов учащимися младше 14 лет;
к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.
источник
Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы, является вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.
Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на достижение целей и решения задач:
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков:
- правильно содержать рабочее место и инструменты;
- умело планировать работу;
- правильно использовать различную техническую документацию;
- добиваться высокого качества работы;
- экономить время;
- беречь материалы и инструменты.
Программа предназначена для обучающихся 1-11 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Программа соответствует основным принципам государственной политики республики Казахстан в области образования:
1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан;
2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;
3) стимулирование образованности личности и ее развитие;
4) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней;
5) единство обучения и воспитания;
6) разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования;
7) гуманистический и развивающий характер образования;
8) формирование уважения прав и свобод человека;
9) интеграция образования, науки и производства;
10) профессиональная ориентация обучающихся;
Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении учащихся к труду является добровольность.
Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.
Привлечение к общественно-полезному труду обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся.
Общественные работы организует классный руководитель. План и графики проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с администрацией школы.
План и графики общественно-полезного труда школьников в период летних каникул утверждается ежегодно Приказом по школе за 2 недели до начала летних каникул. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости учащихся.
Классные руководители и руководители-организаторы общественно-полезной работы ведут документацию:
- план общественно-полезной работы (на учебный год/период)
- графики
- журнал по технике безопасности;
- журнал учёта посещаемости (в учебное время в 5-11 классах – учет ведется в классном журнале, в 1-4 классах в журнале установленной форме);
- журнал учёта проделанной работы.
Учащиеся могут быть освобождены от общественно полезного труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.
Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей.
По итогам общественно-полезной работы классными руководителями проводится мониторинг участия классных коллективов, индивидуального участия учащихся в общественно полезном труде и фиксируется ими в портфолио класса и портфолио учащихся. Итоги летней трудовой практики учащихся подводятся на педагогическом совете.
источник
Воспитание, развитие и обучение детей с ограниченными возможностями в коррекционной школе
Общественно полезный труд
Наиболее специфичным для коррекционной школы методом воспитания чувства долга и ответственности служит приучение школьников к трудовой деятельности. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ), детальная мотивированная оценка его результатов приучат к выполнению порученного задания.
К специфическим задачам этапа обучения 1 — 4 классов относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в условиях мастерских профессионального обучения. Необходимо формирование ряда организационных умений и навыков, например, необходимо научить школьников не мешать друг другу во время работы, не отвлекаться на посторонние дела. Они должны научиться правильно и быстро надевать спецодежду, убирать на рабочих местах, подметать пол и т.п., то есть овладеть теми конкретными умениями, на формирование которых не имеет смысла тратить учебное время в дальнейшем обучении.
Примерный план по ОПТ в 1 классе
1. Беседа о дежурстве по классу. Практикум-дежурство по классу
2. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
1. Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора
2. Удаление мусора, остатков растений, сухих веток и т.д.
1. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)
2. Размножение комнатных растений
3. Самообслуживание дома. Помощь родителям. Сервировка стола
1. Изготовление дидактического материала
2. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий
Примерный план по ОПТ во 2 классе
1. Уход за комнатными цветами (пересаживание, рыхление почвы)
3. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников
1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)
2. Удаление мусора с клумб, рыхление почвы
3. Влажная уборка классной комнаты
4. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями)
1. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
3. Сухая чистка одежды щеткой
1. Вывешивание кормушек, подкормка птиц
2. Мытье стен и дверей классной комнаты
3. Изготовление геометрического материала
4. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)
1. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий
3. Подкормка зимующих птиц
1. Изготовление учебных пособий
2. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями, за животными, за птицами)
3. Мелкий ремонт учебников и книг
4. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате
1. Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки
2. Влажная уборка классной комнаты
3. Пересадка и размножение комнатных растений
1. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников
2. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе
3. Экскурсия в магазин. Покупка хлеба.
4. Посев цветочно-декоративных растений
2. Уход за цветочно-декоративными растениями
3. Экскурсия в столовую. Сервировка стола
Примерный план по ОПТ в 3 классе
1. Заготовка семян древесных и кустарниковых пород
2. Перекопка почвы, разравнивание почвы на пришкольном участке
3. Посадка и посев цветочных растений
4. Работа по благоустройству школьного двора
5. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)
2. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями)
3. Работа по благоустройству школьного двора
4. Мелкий ремонт мебели (закручивание болтов в стулья)
5. Генеральная уборка класса
1. Уход за комнатными растениями
2. Мелкий ремонт учебников и книг
3. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями)
4. Работа по благоустройству школьного двора
1. Работа по очистке школьной территории от снега
2. Уход за комнатными растениями
3. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
4. Мелкий ремонт книг и журналов
5. Изготовление поделок к Новому году
2. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
4. Подкормка зимующих птиц
5. Работа по очистке школьной территории от снега
1. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями, за животными, за птицами)
2. Подкормка зимующих птиц
3. Мелкий ремонт учебников и книг
4. Работа по очистке школьной территории от снега
5. Уход за комнатными растениями
1. Работа по благоустройству школьного двора
2. Изготовление поделок к празднику женщин
3. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
4. Уход за комнатными растениями
5. Мелкий ремонт мебели
1. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе
2. Уход за комнатными растениями
3. Перекопка почвы, разравнивание почвы на пришкольном участке
4. Посев цветочных растений
5. Мелкий ремонт мебели
2. Уход за комнатными и овощными культурами
4. Выращивание цветочно-декоративных растений
5. Генеральная уборка класса
Примерный план по ОПТ в 4 классе
1. Вводное занятие, посвященное живой природе
2. Экскурсия на природу (сбор репейника)
4. Работа по благоустройству школьного двора
1. Перекопка и выравнивание почвы
2. Влажная уборка классной комнаты
3. Уход за кустарниками и подготовка их к зиме
1. Уход за комнатными растениями
2. Изготовление кормушек из пакетов
3. Сбор рябины (для подкормки зимующих птиц)
4. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий
1. Изготовление кормушек из картона
2. Изготовление кормушек из полиэтиленовых бутылок
3. Изготовление кормушек из фонеры в школьной мастерской
4. Развешивание кормушек на деревьях
1. Проращивание семян для витаминной подкормки
2. Раскладывание корма по кормушкам
3. Работа по очистке школьной территории от снега
1. Подкормка зимующих птиц
2. Генеральная уборка класса
3. Поделки к празднику 23 февраля
4. Уход за растениями в классной комнате
1. Уборка клеток, поилок, кормушек в зимнем уголке
2. Изготовление поделок к празднику 8 марта
3. Генеральная уборка класса
2. Подготовка почвы к посеву овощных культур, посадка капусты, помидоров
1. Посадка цветочно-декоративных растений
2. Высадка овощных культур на пришкольном участке
3. Генеральная уборка класса
- http://infourok.ru/rabochaya-programma-po-obschestvenno-poleznomu-trudu-3297961.html
- http://peski.kobrin.edu.by/ru/main.aspx?guid=24071
- http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/matierialypoorghanizatsiiobshchiestviennopolieznoghotrudauchashchikhsiavshkolie
- http://iatp.vspu.ac.ru/kursant2000/sch31/OPT1-4.HTML
- http://docplayer.ru/57394605-Rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-selskohozyaystvennyy-i-obshchestvenno-poleznyy-trud-dlya-5-11-klassov.html