Меню Рубрики

Реестр месторождений полезных ископаемых

Приложение. Порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых

Порядок
составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 декабря 2015 г. N 526)

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418; N 29, ст. 3420; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31, ст. 4155; 2011, N 15, ст. 2018; N 30, ст. 2025; N 30, ст. 4567; N 30, ст. 4570; N 30, ст. 4572; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343; N 50, ст. 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7648; 2013, N 19, ст. 2312; N 30, ст. 4060, N 30, ст. 4061; N 52, ст. 6961, N 52, ст. 6973; 2014, N 26, ст. 3377, N 30, ст. 4261, N 30, ст. 4262, N 48, ст. 6647; 2015, N 1, ст. 12, N 1, ст. 52, N 29, ст. 4359), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.11.2015), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723; 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4489; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; 2013, N 10, ст. 1027; N 28, ст. 3832; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 123; N 9, ст. 922; 2015, N 2, ст. 491).

2. В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации «О недрах», государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (далее — Государственный кадастр) ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.

3. В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации «О недрах» Государственный кадастр должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

4. Составление и ведение Государственного кадастра осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (далее — Роснедра).

5. В Государственный кадастр включается информация о:

— месторождениях с запасами полезных ископаемых, учтенными Государственным балансом запасов полезных ископаемых или территориальными балансами запасов общераспространенных полезных ископаемых;

— месторождениях с запасами полезных ископаемых, еще не учтенными Государственным балансом запасов полезных ископаемых или территориальными балансами запасов общераспространенных полезных ископаемых, но на которых завершены оценочные работы (при положительной геолого-экономической оценке) или разведка;

— месторождениях, запасы полезных ископаемых которых сняты с учета Государственным балансом запасов полезных ископаемых или территориальными балансами запасов общераспространенных полезных ископаемых независимо от основания снятия с учета;

— проявлениях твердых полезных ископаемых, для которых установлено наличие хотя бы одного тела (залежи) полезных ископаемых, по качеству (содержанию ценных компонентов) удовлетворяющих минимальным требованиям промышленности к месторождениям, но количество запасов которых либо не установлено, либо им не дана промышленная оценка.

6. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых состоит из следующих подразделений (массивов):

массив «А» — месторождения металлических полезных ископаемых;

массив «Б» — месторождения неметаллических полезных ископаемых;

массив «В» — россыпные месторождения;

массив «Г» — проявления твердых полезных ископаемых;

массив «Д» — месторождения нефти и газа;

массив «Е» — месторождения угля и горючих сланцев;

массив «Ж» — месторождения гидроминерального сырья;

массив «3» — месторождения подземных вод;

массив «И» — месторождения торфа и сапропеля;

массив «К» — перспективные структуры и объекты.

7. Государственный кадастр ведется по субъектам Российской Федерации, федеральным округам, Российской Федерации в целом, а также Мировому океану, Арктике и Антарктике. Государственный кадастр ведется Роснедрами на бумажном носителе и в электронном виде.

8. Составление и ведение Государственного кадастра осуществляется на основании данных:

государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых;

территориальных балансов запасов общераспространенных полезных ископаемых и территориальных кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, представляемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

геологических отчетов о поисках, оценке и разведке месторождений.

9. Внесение (обновление) сведений о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых в Государственный кадастр производится по завершении стадии геологоразведочных работ (поисковых, оценочных или разведочных), а по разрабатываемым месторождениям — не реже одного раза в пять лет.

При ликвидации или консервации предприятия по добыче полезных ископаемых сведения предоставляются по фактическому состоянию на момент завершения работ.

10. Федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды направляют в Роснедра данные, на основании которых ведется Государственный кадастр, в течение 25 дней с момента их поступления.

11. Уполномоченное должностное лицо Роснедр в срок не более 25 дней с момента поступления в Роснедра данных, на основании которых ведется Государственный кадастр, вносит соответствующие данные в Государственный кадастр.

источник

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

Данная функция управления осуществляется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче и т. д.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен содержать сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения, геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых (ст. 30 Закона о недрах).

Для того чтобы иметь объективную информацию о состоянии минерально-сырьевой базы страны, ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (ст. 31 Закона). В нем содержатся сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40. Классификация обязательна для всех недропользователей (юридических и физических лиц) на территории Российской Федерации при разведке и разработке месторождений твердых полезных ископаемых. Классификация определяет единые для всей страны принципы подсчета, оценки и государственного учета запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых в недрах по степени их изученности и экономическому значению.

Так, государственному учету подлежат выявленные и экономически оцененные запасы полезных ископаемых, количество и качество которых, хозяйственное значение, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия добычи подтверждены государственной экспертизой. Запасы подсчитываются и учитываются, а прогнозные ресурсы оцениваются всеми недропользователями по каждому виду твердых полезных ископаемых и направлениям их возможного промышленного использования. Подсчет проводится по месторождениям (участкам) на основании результатов геологоразведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения. Прогнозные ресурсы оцениваются в целом по бассейнам, рудным районам, узлам, полям, рудопроявлениям, флангам и глубоким горизонтам месторождений, а также по результатам геологосъемочных, геофизических и геохимических работ. Запасы полезных ископаемых подсчитываются в недрах в соответствии с экономически обоснованными параметрами кондиций, подтвержденными государственной экспертизой, без поправок на потери и разубоживание при добыче, обогащении и переработке концентратов.

В комплексных месторождениях подлежат обязательному подсчету и учету запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также содержащихся в них основных и попутных полезных компонентов, целесообразность промышленного использования которых определена кондициями для подсчета запасов. Качество полезных ископаемых изучается с учетом необходимости их комплексного использования, технологии переработки, требований государственных и отраслевых стандартов и технических условий. Одновременно определяется содержание попутных ценных, токсичных и вредных компонентов. Подсчет и учет запасов, а также оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых производится в единицах массы или объема. Запасы полезных ископаемых разрабатываемых, вводимых в эксплуатацию, намечаемых к разработке и разведываемых месторождений, а также запасы резервных разведанных и резервных оцененных месторождений подлежат раздельному государственному учету.

Степень разведанности запасов твердых полезных ископаемых определяется в зависимости от сложности геологического строения месторождений, которые подразделяются на несколько групп. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий А, В,

К первой группе относятся месторождения (участки) простого геологического строения с крупными и весьма крупными, реже — со средними по размерам телами полезных ископаемых с ненарушенным или слабонарушенным залеганием, характеризующимися равномерным распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории А.

Вторая группа — месторождения (участки) сложного геологического строения с крупными и средними по размерам телами с нарушенным залеганием, характеризующиеся неустойчивой мощностью и внутренним строением и неравномерным распределением основных ценных компонентов. К этой группе относятся также месторождения углей, ископаемых солеи и других полезных ископаемых простого геологического строения, но со сложными или очень сложными горно-геологическими условиями разработки. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий В, С1

Месторождения (участки) очень сложного геологического строения со средними и мелкими по размерам телами полезных ископаемых с интенсивно нарушенным залеганием и с очень неравномерным распределением основных ценных компонентов относятся к третьей группе. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категориям С1 и С2.

К четвертой группе относятся месторождения (участки) с мелкими, реже со средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, с крайне неравномерным качеством полезного ископаемого и гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории С2.

При отнесении месторождений к той или иной группе могут использоваться количественные показатели оценки изменчивости основных свойств орудненения, характерные для каждого конкретного вида полезного ископаемого.

Месторождения полезных ископаемых по степени их изученности подразделяются на разведанные и оцененные. К разведанным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горно-технические условия разработки изучены с полнотой, достаточной для техникоэкономического обоснования решения о порядке и условиях их вовлечения в промышленное освоение, а также о проектировании строительства или реконструкции на их базе горнодобывающего предприятия.

Разведанные месторождения по степени изученности должны удовлетворять следующим требованиям. Во-первых, должна быть обеспечена возможность классификации запасов по категориям, соответствующим группе сложности геологического строения месторождения. Во-вторых, состав и технологические свойства полезных ископаемых должны быть детально изучены. Это необходимо для того, чтобы обеспечить получение данных, требуемых для проектирования рациональной технологии переработки запасов с комплексным извлечением полезных компонентов, имеющих промышленное значение, а также определить направления использования отходов производства или оптимальный вариант их складирования либо захоронения. В-третьих, запасы других совместно залегающих полезных ископаемых, включая породы вскрыши и подземные воды, с содержащимися в них компонентами, отнесенные на основании кондиций к балансовым, должны быть изучены и оценены в степени, достаточной для определения их количества и возможных направлений использования и др.

К оцененным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горнотехнические условия разработки изучены в степени, позволяющей обосновать целесообразность дальнейшей разведки и разработки. К этому виду месторождений предъявляются следующие требования. Во-первых, должна обеспечиваться возможность квалификации всех или большей части запасов по категории С2; состав и технологические свойства полезного ископаемого должны быть оценены с полнотой, необходимой для выбора технологической схемы переработки, обеспечивающей рациональное и комплексное использование полезного ископаемого. Во-вторых, гидрогеологические, инженерно-геологические, горно-геологические и другие природные условия должны быть изучены с полнотой, позволяющей предварительно охарактеризовать их основные показатели и др.

Запасы категории А выделяются на участках разведываемых месторождений первой группы сложности. На участках детализации разведываемых месторождений первой и второй групп выделяются запасы категории В. Запасы категории С1 составляют основную часть запасов разведываемых месторождений первой, второй и третьей групп, а также выделяются на участках детализации месторождений четвертой группы сложности. Запасы категории С2 выделяются при разведке месторождений всех групп сложности, а на месторождениях четвертой группы составляют основную часть запасов.

Запасы комплексных руд и содержащихся в них основных компонентов подсчитываются по одним и тем же категориям. Запасы попутных компонентов, имеющих промышленное значение, подсчитываются и оцениваются по категориям в соответствии со степенью их изученности, с характером распределения и формами нахождения. 11рогнозные ресурсы по степени их обоснованности подразделяются на категории Р1, Р2 и РЗ.

Прогнозные ресурсы категории Р1 учитывают возможность выявления новых рудных тел полезного ископаемого на разведанных и разведываемых месторождениях. Прогнозные ресурсы категории Р2 учитывают возможность обнаружения в бассейне, рудном районе, узле или поле новых месторождений полезных ископаемых. Предполагаемое наличие таких месторождений основывается на положительной оценке выявленных проявлений полезного ископаемого при крупномасштабной геологической съемке и поисковых работах. Прогнозные ресурсы оцениваются до глубин, доступных для эксплуатации при современном и возможном в ближайшей перспективе уровне техники и технологии разработки месторождений.

Прогнозные ресурсы категории РЗ учитывают лишь потенциальную возможность открытия месторождений того или иного вида полезного ископаемого при средне- и мелкомасштабном региональном геологическом изучении недр, дешифрировании космических снимков, а также при анализе результатов геофизических и геохимических исследований.

Запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов по их экономическому значению подразделяются на две основные группы, подлежащие раздельному подсчету и учету: балансовые (экономические); забалансовые (потенциально экономические).

Балансовые запасы подразделяются на две группы: запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективно при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды; запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам не обеспечивает экономически приемлемую эффективность их разработки из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при специальной поддержке недропользователя со стороны государства в виде налоговых льгот, субсидии и т. п.

Забалансовые запасы также подразделяются на две группы. К первой относятся запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горно-техническим, правовым, экологическим и другим обстоятельствам. Ко второй группе относятся запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания полезного компонента, малой мощности тел полезного ископаемого или особой сложности условий их разработки или переработки. Использование запасов этой группы в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы или технического прогресса, обеспечивающего снижение издержек производства. Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их сохранения в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.

Оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых производится на основании специальных технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой. В обоснованиях должны быть предусмотрены наиболее эффективные способы разработки месторождений, дана их стоимостная оценка и предложены параметры кондиций, обеспечивающие максимально полное и комплексное использование запасов с учетом требований природоохранительного законодательства.

Приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40 утверждена Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод. Классификация устанавливает единые для страны принципы подсчета, оценки и государственного учета эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод по степени их изученности и подготовленности для дальнейшего изучения и использования с учетом природоохранных и других ограничений в соответствии с требованиями действующего законодательства. Государственному учету подлежат эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Под эксплуатационными запасами подземных вод понимается такой объем этих вод, который может быть получен на месторождении (участке) с помощью геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений при заданных режиме и условиях эксплуатации, а также качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее целевого использования в течение расчетного срока водопотреб- ления с учетом природоохранных требований. Под прогнозными ресурсами понимается объем подземных вод определенного качества и целевого назначения, который может быть получен в пределах гидрогеологического региона, бассейнов рек или административного района и отражает потенциальные возможности их использования.

Читайте также:  Деятельность направленная на создание общественно полезных продуктов

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются и учитываются в кубических метрах в сутки, а пароводяной смеси — в тоннах в сутки. В промышленных водах определяется также количество основных и попутных компонентов

(в тоннах), которое может быть получено на месторождении за расчетный срок его разработки без учета потерь при переработке вод. По месторождениям теплоэнергетических вод и парогидро- терм кроме эксплуатационных запасов оценивается также теплоэнергетическая мощность месторождения (в гигаджоулях в год, мегаваттах, тоннах условного топлива).

Эксплуатационные запасы подсчитываются и учитываются раздельно по каждому типу подземных вод (питьевые, технические, лечебные минеральные, теплоэнергетические, включая пароводяные смеси, промышленные) и направлениям их возможного промышленного использования по данным проведенных на месторождениях гидрогеологических поисково-оценочных и разведочных работ или по опыту эксплуатации действующих водозаборных сооружений на выявленных, осваиваемых либо уже освоенных месторождениях.

Прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются на основе общих гидрогеологических представлений, региональных исследований, обобщения и интерпретации имеющихся материалов.

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы дренажных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, а также с использованием недр в других целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственной экспертизе и государственному учету. Эти процедуры проводятся для того, чтобы определить возможность их дальнейшего использования, необходимость сброса этих вод и оценить их влияние на окружающую природную среду.

Оценка качества питьевых, технических и лечебных минеральных вод проводится в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих качество воды целевого назначения, отраслевых стандартов, технических условий водопользования, а также с требованиями водопотребляющих организаций. Кондиции на лечебные минеральные воды разрабатываются организациями, специально на то уполномоченными федеральными органами здравоохранения. Оценка качества промышленных и теплоэнергетических вод проводится в соответствии с кондициями, разработанными на основе применения наиболее рациональных и эффективных методов добычи и переработки этих вод с соблюдением требований по их комплексному использованию и охране окружающей природной среды.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления госу-

дарственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора (ст. 31 Закона о недрах).

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Минприроды России на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальные фонды геологической информации на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 215 [1] .

Приказом Минприроды России от 9 июля 1997 г. № 122 было утверждено Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов. Положение устанавливает порядок и условия учета разведанных запасов полезных ископаемых по месторождениям (участкам) в государственном и территориальных балансах, постановки запасов на баланс и их списания с балансов с целью учета состояния минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в нашей стране. Требования Положения являются обязательными для организаций, независимо от форм собственности, граждан Российской Федерации и иностранных граждан, осуществляющих на основании лицензий на право пользования недрами поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов РФ в соответствии с Законом РФ “О недрах” с целью ежегодного учета состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации и ее субъектов по важнейшим видам полезных ископаемых. Территориальный баланс запасов полезных ископаемых является документом, который готовится территориальным органом управления государственным фондом недр с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующих субъектов

Федерации по всем видам полезных ископаемых, перечисленных в приложении к названному Положению.

Государственный и территориальные балансы запасов составляются на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в соответствии с названным выше Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Государственная отчетность пре дета вляется пользователями недр по формам государственного федерального статистического наблюдения.

Балансы запасов должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами. Методика ведения государственного и территориальных балансов определяются Минприроды России.

Балансы запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Российским федеральным фондом геологической информации (Рос- геолфондом) и территориальными фондами геологической информации Минприроды России в субъектах Федерации, осуществляющими формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке. Перечень полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, по которым составляются государственный и территориальные балансы запасов, приведен в приложении 1 к указанному выше Положению.

В государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным Минприроды России, а их количество и качество подтверждены заключениями органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов, подразделяемые в соответствии с классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов на группы А и В.

По нефти и конденсату учитываются только геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутанам, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только балансовые извлекаемые запасы. По подземным водам раздельно учитываются балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов.

Запасы полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах учитываются по месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки пользователями недр, по рудным районам, бассейнам, субъектам Федерации и России в целом.

Подлежащие учету балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых должны быть подсчитаны в соответствии с требованиями по классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Учету подлежат также запасы полезных ископаемых во вскрышных породах, в спецотвалах и других техногенных образованиях. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых, перспективные и прогнозные ресурсы нефти, газа и конденсата учитываются в балансах на основании апробации их количества и качества Научно-техническим советом Минприроды России.

Постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геологоразведочных работ и разработки месторождений. Основанием для этого являются заключения и протоколы ГКЗ (ЦКЗ) и ТКЗ с учетом заключений органов Госгортехнадзора России. Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и I КЗ вместе с геологическими отчетами с подсчетом запасов подлежат представлению в Российский федеральный фонд геологической информации и в соответствующие территориальные фонды геологической информации для использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов, а также для последующего их хранения.

Списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов, утвержденных органами Минприроды России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения. Порядок утверждения и согласования, содержание и оформление документации на списание запасов полезных ископаемых с учета организации определяются Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Минприроды России и Госгортехнадзором России 18 июля, 17 сентября 1997 г. № 121-1, № 28.

В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате добычи из недр; потерь при добыче в недрах; добычи из недр и складирования в спецотвалы; прироста или уменьшения в результате геологоразведочных работ; переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициента извлечения); утраты промышленного значения по техникоэкономическим и горно-геологическим причинам; неподтвержде- ния запасов при разработке или последующих геологоразведочных работах; передачи в установленном порядке для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.

Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых учитываются непосредственно за недропользователем по участкам, на которые выданы в установленном порядке лицензии, или за территориальным органом управления государственным фондом недр по резервному нераспределенному фонду участков недр, на которые не выданы лицензии. Контроль за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов в организациях, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, производится органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора в пределах их компетенции.

Первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования по объектам пользования производится пользователем недр, осуществляющим поиски, оценку, разведку и/или разработку месторождений полезных ископаемых. Формы государственного федерального статистического наблюдения о состоянии, движении и использовании запасов за истекший год представляются пользователями недр в Российский федеральный и территориальные фонды геологической информации Минприроды России, которые обобщают эти формы и представляют их государственным органам управления фондом недр и органам государственной исполнительной власти субъектов Федерации.

У чету и постановке на государственный и территориальные балансы подлежат количественные изменения балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых. Основанием для постановки на баланс указанных запасов и учета их изменения являются заключения органов государственной экспертизы. Постановке на государственный и территориальные балансы из прочих минеральных ресурсов подлежат балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых, добытые из недр и складированные в спецотвалы и запасы полезных компонентов в отвальных хвостах обогатительных производств и в других техногенных образованиях, если они вовлечены в разработку или получили по результатам геологического изучения (доизучения) положительную геолого-экономическую оценку своей промышленной значимости.

Российский федеральный фонд геологической информации (Рос- геолфонд) осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых. I ерриториаль- иые фонды геологической информации ежегодно составляют территориальные балансы запасов полезных ископаемых по объектам, находящимся на территории их деятельности и до 25 апреля представляют их Росгеолфонду. Последний ежегодно представляет Минэкономики России, Госкомстату России, Госгортехнадзору России и Минприроды России сводные данные о разведанных запасах и добыче важнейших полезных ископаемых по Российской Федерации до 1 июля, по углю, нефти и газу — до 1 августа; государственный баланс запасов полезных ископаемых по мере его подготовки и издания; сводные данные по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых — до 1 августа. Кроме того, издания государственного баланса направляются федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере использования и охраны недр.

Рос геолфонд направляет территориальным фондам геологической информации часть изданного государственного баланса запасов полезных ископаемых по территории соответствующего субъекта Федерации, а также заключение по территориальным балансам запасов и формам государственного федерального статистического наблюдения, представленным пользователями недр, об изменениях, внесенных в них при составлении государственного баланса запасов полезных ископаемых. Согласно заключению Российского федерального фонда геологической информации территориальные фонды в свою очередь вносят соответствующие изменения в территориальные балансы запасов, сообщают о них пользователям недр, представившим государственную отчетность, и обеспечивают справочно-информационное обслуживание органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

Порядок государственного учета и государственной регистрации работ по недропользованию регулируется ст. 28 Закона РФ “О недрах”. Эта деятельность тесно связана с ведением государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственный учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением 11равительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726 (п. 22), Министерство осуществляет в установленном порядке выдачу, регистрацию, приостановление действия и аннулирование лицензий на

пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая 1

источник

Ведение Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (ГКМ) является одной из ключевых задач в системе фондов геологической информации.

Паспорт ГКМ является практически единственным документом, всесторонне и полно описывающим месторождение в ясной и краткой форме.

Объем информационного массива ГКМ в Росгеолфонде составляет 35500 паспортов месторождений и проявлений, выявленных в Российской Федерации. По странам СНГ и Балтии массив паспортов включает 17949 объектов учета. За последние годы в Росгеолфонд с мест поступает в среднем около 800 новых паспортов ГКМ в год.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых представляет собой построенную на единых методологических и программно-технических принципах информационную систему, содержащую унифицированные описания (паспорта) месторождений и проявлений полезных ископаемых. В паспорте отражены основные геологические, технологические и геолого-экономические характеристики месторождения, свойства руд и вмещающих пород, запасы полезных ископаемых, технологии их извлечения и переработки.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, повышения эффективности пользования недрами, информационного обеспечения государственной системы лицензирования пользования недрами.

Паспорта месторождений и проявлений полезных ископаемых — объектов учета ГКМ РФ составляются по следующим разделам:

А — месторождения металлических полезных ископаемых;

Б — месторождения неметаллических полезных ископаемых;

В — россыпные месторождения;

Г — проявления твердых и россыпных полезных ископаемых;

Д — месторождения и проявления нефти и газа;

Е — месторождения угля и горючих сланцев;

Ж — месторождения гидроминерального сырья;

ГКМ РФ предназначен для оперативного ознакомления с основными характеристиками месторождений и проявлений полезных ископаемых и содержит отсылки к более детальным их описаниям — в отчетах о результатах геологоразведочных работ, ТЭО, протоколах по Государственной экспертизе запасов и других исходных документах.

Отсюда, и тут есть ещё: http://www.rfgf.ru/2-3.htm

Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых представляет собой свод унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений полезных ископаемых. В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» данный кадастр ведется для обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче.

Кадастр содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентах, горногеологические, гидрогеологические условия и горнотехнические особенности разработки месторождения, его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.

В кадастре также содержатся сведения об участках недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых в целях, не связанных с их добычей и лицензиях на пользовании недрами.

Для учета состояния минерально-сырьевой базы ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых, содержащий сведения о:

! количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезного ископаемых по месторождениям, имеющим промышленного значение; ! размещении и степени промышленного освоения, добыче, потерях; ! обеспеченности промышленными разведанными запасами полезных ископаемых на основе их классификации. Запасы полезного ископаемого и его качество являются двумя фундаментальными параметрами, на которых основываются все расчеты эффективности проекта освоения месторождения. Это определяется тем, что годовые доходы от реализации проекта прямо зависят от величины запасов, содержаний полезных компонентов в руде и других параметров месторождения.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых является одним из основных отраслевых природно-ресурсных кадастров. Кадастровая информация в комплексном управлении природопользованием региона необходима прежде всего для того, чтобы стратегически правильно дать перспективную оценку находящимся на территории региона отраслям и предприятиям промышленности. Минеральные сырьевые ресурсы — первоисточник естественной основы производства. Любой природный минеральный ресурс, пока он в недрах, представляет для человека лишь потенциальную потребительскую стоимость.

Созданные природой минеральные ресурсы скрыты в глубине недр, их количество, свойства и местоположение неизвестны заранее. Поиски залежей начинаются, по существу, с нулевой информации, которая нарастает по мере поисковых и геологоразведочных работ и становится полной лишь после извлечения полезного ископаемого на поверхность. Поэтому одна из важнейших характеристик конкретных залежей минеральных ресурсов — степень их надежности. Она является одним из основных параметров, принятых в основу классификационного разделения минеральных ресурсов на «запасы» и собственно ресурсы. По мере разведочных работ все большая часть потенциальных ресурсов переходит в категорию «запасов», хотя этот переход никогда не бывает полным: риск неподтверждения прогнозных ресурсов, как правило, бывает довольно большим.

Читайте также:  Полезно бегать утром или вечером

Важной характеристикой месторождений минерально-сырьевых ресурсов, которая отражается в кадастровой информации, является их потенциальная экономическая эффективность. Это зависит в первую очередь от условий залегания, качества и территориального размещения сырьевых ресурсов. Эти факторы определяют размеры затрат на промышленное освоение, вовлечение и использование минеральных ресурсов. Величина оценки природных ресурсов связывается с затратами на их освоение и с эффектом от их эксплуатации, различием затрат и денежной ценности вырабатываемых полезных продуктов из минерального сырья.

Правовой основой для создания государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (далее — Госкадастр) является Закон РФ «О недрах».

В приказе Минприроды России от 14 июля 2009 г. N 207 регламентированы процедуры ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Данная государственная функция возложена на Роснедра. В соответствии со статьей 30 Закона РФ «О недрах» Госкадастр ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче. В него заносятся сведения по каждому месторождению, в том числе о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, о содержащихся в них компонентах, а также о горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения. Также Госкадастр содержит геолого-экономическую оценку каждого месторождения и данные по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Госкадастр ведется и составляется, чтобы определить государственные балансы запасов полезных ископаемых в целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач. Основанием для начала процедуры по внесению сведений в Государственный кадастр является сдача пользователем недр отчета о геологическом изучении недр в федеральный и территориальный фонды геологической информации.

Составление и внесение изменений в Государственный кадастр осуществляются Роснедрами в установленном порядке на основании данных: государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых; заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных в установленном порядке; территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из территориальных фондов геологической информации; геологических отчетов о поисках, оценке и разведке месторождений.

В соответствии со статьей 31 Закона РФ «О недрах» Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геолого-разведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списания являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

Исполнение государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых состоит из следующих этапов:

1. Поступление в установленном порядке геологического отчета в федеральный и территориальный фонды геологической информации.

2. Внесение сведений в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых с присвоением кадастрового номера. Присвоенный кадастровый номер проставляется в Государственный кадастр при внесении записи в него об объекте учета Государственного кадастра.

3. Внесение дополнительных сведений в журнал учета изменений в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Исполнение государственной функции по ведению Государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списания с Государственного баланса состоит из следующих этапов:

1. Поступление заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых или акта о списании запасов в структурное подразделение Роснедр, ответственное за ведение Государственного баланса.

2. Учет изменений в запасах в Государственном балансе.

источник

Распоряжение Министерства природных ресурсов РФ, Федерального горного и промышленного надзора России и Правительства Республики Саха (Якутия)
от 25 сентября 2003 г. N 438-р/24/1202-р
«Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия)»

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061, N 33 (ч. I), ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174) и Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 726 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст. 3971) утвердить прилагаемый перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия).

Министр природных ресурсов
Российской Федерации

Начальник Федерального горного
и промышленного надзора России

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2004 г.

Перечень
общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия)
(утв. распоряжением МПР РФ, Госгортехнадзора РФ и Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2003 г. N 438-р/24/1202-р)

Алевролит, аргиллит (кроме используемых в цементной промышленности).

Битумы и битуминозные породы.

Глина (кроме бентонитовой, палыгорскитовой, огнеупорной, кислотоупорной, используемой для фарфорофаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина).

Горелые породы угольных месторождений.

Доломит (кроме используемого в металлургической, стекольной и химической промышленности).

Известняк (кроме используемого в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы).

Кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов).

Магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности).

Мел (кроме используемого для цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности и для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы).

Мергель (кроме используемого в цементной промышленности).

Облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1-2 группы).

Песок (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащий рудные минералы в промышленных концентрациях).

Песчаник (кроме динасового, флюсового, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов).

Песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные породы, валуны.

Ракушечник (кроме используемого для минеральной подкормки животных и птицы).

Сапропель (кроме используемого в лечебных целях).

Сланцы (кроме горючих и кровельных).

Суглинки (кроме используемых в цементной промышленности).

Торф (кроме используемого в лечебных целях).

источник

Обеспечивается достоверность количественных и качественных оценок минерального сырья.

Часть 6: «Государственный баланс запасов полезных ископаемых».

Государственный баланс запасов полезных ископаемых –является правовой формой учета состояния минерально-сырьевой базы по видам полезных ископаемых

С его помощью достигается систематизация информации о состоянии минерально-сырьевой базы отдельно по каждому виду полезных ископаемых:

· учет количества запасов полезных ископаемых;

· учет их разведанности и освоенности на основе классификации запасов полезных ископаемых.

Государственному балансу запасов полезных ископаемых посвящена ст. 31Закона РФ «О недрах».

Государственный баланс запасов полезных ископаемыхдолжен включать в себя сведения о запасах каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, а именно сведения:

· об их количестве, качестве и степени изученности;

· о степени промышленного освоения, добыче, потерях;

· об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых(статья 30 Закона РФ «О недрах») ведется в целях обеспечения разработки федерального и регионального программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен:

1)включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие:

· количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых;

· содержащиеся в них компоненты;

· условия разработки месторождения:

2) содержать геолого-экономическую оценку по каждому месторождению;

3) включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемыхсоставляются и ведутся ФОУГФН:

· на основе геологической информации недропользователей, осуществляющих геологическое изучение недр;

· на основе государственной отчетности недропользователей, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

Эта информация сдается в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с Законом РФ «О недрах», в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (статья 32 Закона РФ «О недрах).

Часть 8: «Классификация запасов ПИ».

Классификация запасовполезных ископаемых утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Приказом МПР России от 01 ноября 2005 года №298утверждена новая классификация запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов.

Однако, она не вступила в силу, и сейчас ведется работа по внесению в данную классификацию, чтобы она лучше учитывала экономические параметры разработки запасов.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляется в соответствии с приказом МПР России от 15 декабря 2006 года № 286«Об утверждении порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса».

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 381 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и субъектами РФ.

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, a также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства РФ о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

источник

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД

МЕСТОРОЖДЕНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ

ИСКОПАЕМЫХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(редакция вторая, исправленная и дополненная)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ГКМ РФ. 9

4. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ПОПОЛНЕНИЯ ГКМ РФ. 10

Организации-составители паспортов. 10

Сроки предоставления паспортов. 11

Оформление, апробация и утверждение паспортов. 12

5. ФУНКЦИИ ФОНДОВ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ГКМ РФ. 13

Регистрация и хранение паспортов. 14

Ведение каталога объектов учета. 15

Ведение регистрационных карт объектов учета. 17

Контроль за полнотой сведений ГКМ. 18

6. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ИНФОРМАЦИИ ГКМ РФ. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Формы регистрационных книг паспортов объектов учета ГКМ РФ. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Паспорт формы «А». Месторождения металлических полезных

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Паспорт формы «Б». Месторождения неметаллических полезных

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Паспорт формы «В». Россыпные месторождения. 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Паспорт формы «Г». Проявления твердых полезных ископаемых. 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Паспорт формы «Д». Месторождения нефти и газа. 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Паспорт формы «Е». Месторождения угля и горючих сланцев. 99

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Паспорт формы «Ж». Месторождения гидроминерального сырья.

ПО ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА

МЕСТОРОЖДЕНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ

ИСКОПАЕМЫХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящая Инструкция подготовлена Федеральным государственным унитарным научно-производственным предприятием «Российский федеральный геологический фонд» в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О недрах». Инструкция является межведомственным нормативным документом, обязательным для всех организаций и предприятий, проводящих работы по геологическому изучению недр, а также для предприятий, ведущих добычу полезных ископаемых.

Инструкция регламентирует деятельность этих организаций и предприятий в части составления Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации и предоставления необходимых данных в Российский федеральный и территориальные фонды геологической информации.

ОТ ____ __________ 2001 г.

1.1. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации (ГКМ РФ) представляет собой построенную на единых методологических и программно-технических принципах федеральную информационную систему, содержащую унифицированные описания (паспорта) месторождений и проявлений полезных ископаемых.

1.2. В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» ГКМ РФ ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, повышения эффективности пользования недрами, а также в других народнохозяйственных целях.

1.3. ГКМ РФ содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горно-геологические, гидрогеологические, экологические условия и горнотехнические особенности разработки месторождения, его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.

1.4. ГКМ РФ предназначен для оперативного ознакомления с основными характеристиками месторождений и проявлений полезных ископаемых и содержит отсылки к более детальным их описаниям в отчетах о результатах геологоразведочных работ, технико-экономических обоснованиях (ТЭО) кондиций на минеральное сырье, геолого-экономических оценках (ГЭО) промышленного значения месторождений, технико-экономических докладах, расчетах, соображениях (ТЭД, ТЭР, ТЭС), протоколах по Государственной экспертизе запасов и протоколах по утверждению кондиций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), территориальных комиссий по запасам (ТКЗ), а также в других исходных документах.

1.5. Поиск, обработка и выдача информации ГКМ РФ по запросам организаций осуществляется как в традиционном, так и в автоматизированном (с использованием компьютерных технологий) режимах.

1.6. Паспорта месторождений и проявлений полезных ископаемых — объектов учета ГКМ РФ — составляются на специальных бланках следующих форм (см. приложения 2-8):

форма «А» — месторождения металлических полезных ископаемых;

форма «Б» — месторождения неметаллических полезных ископаемых;

форма «В» — россыпные месторождения;

форма «Г» — проявления твердых полезных ископаемых;

форма «Д» — месторождения нефти и газа;

форма «Е» — месторождения угля и горючих сланцев;

форма «Ж» — месторождения гидроминерального сырья.

Паспорта составляются в строгом соответствии с требованиями настоящей Инструкции и Методического руководства по составлению паспортов объектов учета ГКМ РФ, разрабатываемого и утверждаемого Российским федеральным геологическим фондом.

1.7. ГКМ РФ составляется и ведется федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Источниками информации для составления паспортов объектов учета ГКМ РФ служат:

— отчеты о результатах геологосъемочных, поисковых, оценочных и разведочных работ;

Читайте также:  В малых дозах алкоголь полезен

— отчеты о результатах тематических, проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ геологического профиля;

— годовые отчеты горнодобывающих предприятий;

— формы статистического наблюдения о состоянии запасов и результатах работ;

— отчеты о результатах технологических испытаний минерального сырья;

— Государственный баланс запасов полезных ископаемых Российской Федерации, составляе­мый федеральным органом управления государственным фондом недр;

— территориальные балансы запасов полезных ископаемых отдельных субъектов Федерации, составляемые территориальными органами управления фондом недр;

— протоколы ГКЗ и ТКЗ по Государственной экспертизе запасов и утверждению кондиций;

— другие документы по утверждению кондиций и списанию запасов;

— месторождения с запасами полезных ископаемых, учтенными Государственным балансом запасов или территориальными балансами запасов в отдельных субъектах Федерации;

— месторождения с запасами полезных ископаемых, еще не учтенными Государственным или территориальными балансами запасов, но на которых завершены оценочные работы (при положительной ГЭО) или разведка;

— месторождения, запасы полезных ископаемых которых сняты с учета Государственным или территориальными балансами запасов по любой причине;

— выработанные месторождения (исключая указанные в п.2.2);

— проявления твердых полезных ископаемых, для которых установлено наличие хотя бы одного тела (залежи) полезных ископаемых, по качеству (содержанию ценных компонентов) удовлетворяющих минимальным требованиям промышленности к месторождениям, но количество запасов которых либо не установлено, либо им не дана промышленная оценка.

П р и м е ч а н и е. Самостоятельными объектами учета наряду с месторождениями являются геологически и пространственно обособленные участки крупных месторождений, если запасы этих объектов учтены балансом запасов полезных ископаемых отдельной строкой.

2.2. Не подлежат учету ГКМ РФ:

— выработанные месторождения общераспространенных полезных ископаемых (в соответствии с региональными перечнями), а также выработанные россыпи и слюдоносные (пегматитовые) жилы;

— рудные (продуктивные) тела, вскрытые только единичными буровыми скважинами;

— проявления общераспространенных полезных ископаемых;

— нефте(газо)проявления и нефте(газо)перспективные площади и структуры;

— шлиховые ореолы, точки и зоны минерализации, отдельные минералогические (рудные) наход­ки с богатым содержанием ценных компонентов;

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ГКМ РФ

3.1. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ):

— организует составление и ведение ГКМ РФ на федеральном и территориальном уровне;

— определяет порядок предоставления данных ГКМ РФ различным категориям пользователей;

— осуществляет координацию работ в части ведения кадастра с другими министерствами и ведомствами.

3.2. Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Российский федеральный геологический фонд» (Росгеолфонд) МПР РФ:

— осуществляет сбор, учет, систематизацию и хранение материалов Государственного кадастра по территории РФ в целом как на традиционных, так и на машинных носителях, а также обеспечивает использование их заинтересованными организациями и лицами в установленном порядке;

— разрабатывает и утверждает методические материалы и документы по вопросам ведения
ГКМ РФ;

— осуществляет методическое руководство и контроль деятельности территориальных фондов геологической информации в части ведения ГКМ РФ;

— обеспечивает разработку организационных основ, программного обеспечения системы автома­тизированного поиска и обработки данных ГКМ РФ и форматов их предоставления, а также необходимых для этого инструкций, руководств и методических материалов;

— обеспечивает функционирование системы автоматизированного поиска и обработки данных ГКМ РФ;

— подготавливает предложения и рекомендации по совершенствованию порядка ведения ГКМ РФ.

3.3. Территориальные и региональные органы управления фондом недр в пределах территорий своей деятельности:

— организуют работу по составлению и ведению ГКМ РФ в порядке, установленном
разделом 4 настоящей Инструкции;

— осуществляют контроль за работой по ведению ГКМ РФ.

3.4. Территориальные и региональные фонды геологической информации[1] в пределах территорий своей деятельности обеспечивают:

— сбор, учет, систематизацию и хранение материалов ГКМ РФ по обслуживаемым территориям, а также использование их заинтересованными юридическими и физическими лицами в установленном порядке;

— своевременную передачу паспортов объектов учета ГКМ РФ Росгеолфонду на традиционных и машинных носителях в форматах, установленных Росгеолфондом. Паспорта передаются в Росгеолфонд в месячный срок с момента регистрации в территориальном фонде геологической информации, базы данных на машинных носителях передаются в Росгеолфонд один раз в полугодие по состоянию на 15 января и 15 июля;

— методическое руководство и инструктаж пользователей недр в части составления паспортов объектов учета ГКМ РФ;

— контроль за своевременностью предоставления паспортов объектов ГКМ РФ организациями-составителями паспортов;

— функционирование автоматизированной системы обработки данных ГКМ РФ и справочно-информационное обслуживание потребителей;

— подготовку предложений Росгеолфонду по совершенствованию порядка ведения ГКМ РФ.

3.5. Пользователи недр (субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические и физические лица):

— составляют паспорта ГКМ РФ по закрепленным за ними объектам в установленные в п.4 настоящей Инструкции сроки или финансируют работы по их составлению;

— обеспечивают своевременную передачу составленных паспортов в территориальные фонды геологической информации.

4. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ПОПОЛНЕНИЯ ГКМ РФ

Паспорт ГКМ РФ является формой строгого государственного учета (Закон Российской Федерации «О недрах», ст.30, 32). Отказ пользователя недр в своевременном предоставлении паспорта ГКМ или от финансирования работ по его составлению, отказ в приемке паспорта в ТГФ и (или) в Росгеолфонде по причине его некачественного составления, являются основанием для обращения территориального фонда геологической информации в территориальные органы управления фондом недр или в МПР РФ с ходатайством о прекращении (приостановке) действия лицензионного соглашения и (или) о наложении на владельца лицензии штрафных санкций.

4.1. По объектам распределенного фонда недр, на которых производятся поисковые, оценочные, разведочные работы или добыча полезных ископаемых, паспорта составляются владельцами лицензий на пользование недрами (пользователями недр).

Пользователи недр также составляют паспорта по месторождениям и проявлениям, выявленным на закрепленных за ними участках недр (площадях) в пределах геологических отводов.

По объектам учета ГКМ (месторождениям или проявлениям), на которые выдано несколько лицензий на пользование недрами, паспорт ГКМ по объекту в целом составляется пользователем недр, на балансе которого учитывается наибольшая часть запасов данного объекта. Прочие пользователи недр обязаны обеспечить составителя паспорта необходимой информацией по закрепленным за ними участкам в пределах данного объекта.

4.2. По объектам нераспределенного фонда недр паспорта составляются территориальными органами управления фондом недр. К этим объектам относятся:

— месторождения, запасы полезных ископаемых которых учитываются только территориальными органами МПР РФ и предприятиями, находящимися в ведении МПР РФ;

— выработанные месторождения и месторождения, запасы полезных ископаемых которых сняты с учета Государственным или территориальными балансами полезных ископаемых по любой причине;

— все проявления полезных ископаемых, за исключением указанных в п. п.2.2 и 4.1.

СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ

4.3. По месторождениям, на которых проводились оценочные работы или разведка, паспорта составляются организациями (предприятиями), проводившими эти работы, по завершении работ одновременно с геологическими отчетами.

Если запасы полезных ископаемых месторождения ставятся на учет Государственным или территориальным балансом запасов до завершения указанных работ, паспорт по месторождению составляется при постановке запасов на учет одновременно с отчетным балансом запасов. По завершении работ в этом случае составляется новый паспорт.

4.4. По разрабатываемым месторождениям паспорта составляются добывающими предприя-тиями по состоянию на конец первого календарного года разработки, впоследствии — пересоставляются не реже одного раза каждые пять лет. При каждом существенном (более 20% по количеству запасов основного полезного ископаемого) изменении количества запасов в результате списания (в связи с их неподтверждением), переоценки или изменения технических границ добывающего предприятия (границ горного отвода) — паспорт ГКМ составляется одновременно с формой государственной статистической отчетности за соответствующий год.

4.5. При ликвидации или консервации предприятия по добыче полезных ископаемых состав-ляется паспорт ГКМ по фактическому состоянию на момент завершения работ.

4.6. По разрабатываемым месторождениям, на отдельных участках (частях) которых проведены разведка, пересчет и (или) переутверждение запасов, утверждение новых ГЭО, ТЭО и т. п., а также другие работы, существенно уточнившие представление о геологическом строении месторождения, паспорта составляются организациями (предприятиями), проводившими эти работы, по место-рождению в целом по завершении работ одновременно с геологическими отчетами.

4.7. По проявлениям, выявленным в результате проведения регионального геологического изучения недр, поисковых и других работ, паспорта составляются организациями (предприятиями), проводившими эти работы, по завершении работ одновременно с геологическими отчетами.

4.8. По проявлениям, уже учтенным ГКМ РФ, на которых проведены дополнительные работы, не завершившиеся выявлением месторождения на базе данного проявления, паспорта составляются организациями, проводившими эти работы, по завершении работ одновременно с геологическими отчетами.

4.9. В случае выдачи лицензии на пользование недрами на объект, паспорт ГКМ на который не был составлен ранее, но который подлежит учету ГКМ в соответствии с п.2.1 Инструкции, паспорт составляется пользователем недр в течение месяца с момента государственной регистрации лицензии.

ОФОРМЛЕНИЕ, АПРОБАЦИЯ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПАСПОРТОВ

4.10. Паспорта объектов учета ГКМ РФ составляются в трех экземплярах: первый — для Росгеолфонда, второй — для ТГФ, третий — для организации-составителя. Организация-составитель при выдаче лицензии на разработку разведанного месторождения передает свой экземпляр паспорта на месторождение (или копии с него) добывающему предприятию.

Первый экземпляр паспорта ГКМ распечатывается на лазерном или струйном принтере с водостойкими чернилами на белой бумаге формата А4 плотностью не менее 80 г/м2, титульный лист и последняя страница — на бумаге плотностью не менее 160 г/м2.

Допускается заполнение бланков паспортов ГКМ на канцелярской пишущей машинке или от руки четким (чертежным) шрифтом. Для получения второго или третьего экземпляра паспортов допускается использование копировально-множительной техники.

4.11. Каждый экземпляр паспорта проявления (форма «Г») должен иметь дополнительный индекс, который проставляется в кружке:

— для металлических полезных ископаемых — “1”;

— для неметаллических полезных ископаемых — “2”;

— для угля и горючих сланцев — “3”.

4.12. На титульном листе каждого экземпляра паспорта месторождения или проявления, составленного взамен паспорта объекта, ранее учтенного ГКМ РФ, в левом верхнем углу (в рамке) проставляется отметка “Замена”.

На титульном листе каждого экземпляра паспорта месторождения, составленного взамен паспорта проявления, на базе которого выявлено данное месторождение, в левом верхнем углу
(в рамке) проставляется отметка “Замена-пр.”.

4.13. Каждый экземпляр паспорта подписывается составителем, после чего проверяется лицом, специально уполномоченным на это руководством организации-составителя, на соответствие требованиям настоящей Инструкции и Методического руководства и подписывается им.

4.14. Паспорта, составленные по месторождениям и проявлениям, согласно п., подлежат апробации Научно-техническим советом (или равноценным ему органом) вместе с соответ-ствующими геологическими отчетами или отчетными балансами. Научно-технический совет определяет необходимость и обоснованность включения в ГКМ РФ каждого проявления, о чем в протоколе заседания совета делается соответствующая запись.

Апробированные Научно-техническим советом паспорта утверждаются в порядке, принятом для геологических отчетов, но в ГКЗ (ТКЗ) не предоставляются. Подпись лица, утвердившего паспорт, заверяется печатью на каждом экземпляре паспорта.

4.15. Лица, составившие, проверившие и утвердившие паспорт, несут полную ответственность за соответствие данных, содержащихся в нем, данным источников информации и за соблюдение требований Методического руководства по составлению паспортов.

4.16. Организация-составитель передает в ТГФ первый и второй экземпляры каждого паспорта, составленного, оформленного и утвержденного в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и Методического руководства.

4.17. Паспорта, составленные по выявленным, разведанным и разрабатываемым месторождениям и проявлениям, передаются в ТГФ одновременно с соответствующими геологическими отчетами или отчетными балансами (см. п.

В случае, если паспорта к отчету (балансу) приложены не все, а также если они составлены с нарушением требований настоящей Инструкции и Методического руководства, то на соответ-ствующие геологические отчеты высылаются извещения об отказе в принятии на хранение, а паспорта возвращаются на доработку организации-составителю. Срок доработки — 1 месяц.

4.18. ТГФ после проверки, регистрации поступивших паспортов и ввода в базу данных в месячный срок (см. п.3.4) передает первые экземпляры паспортов и паспорта на магнитных носителях (в установленных форматах) в Росгеолфонд.

5. ФУНКЦИИ ФОНДОВ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

5.1. Ведение ГКМ РФ обеспечивается выполнением фондами геологической информации следующих основных функций:

— регистрация и хранение паспортов;

— ведение каталога объектов учета ГКМ;

— ведение регистрационных карт объектов учета ГКМ;

— контроль за полнотой сведений ГКМ.

5.2. Инвентарный учет, режим хранения, порядок пользования материалами ГКМ РФ (паспортами, каталогом и регистрационными картами) производятся в порядке, установленном Росгеолфондом для отчетных геологических материалов.

5.3. При приемке паспортов производятся:

— проверка количества предоставленных паспортов проявлений по записям в протоколах НТС;

— проверка наличия в паспортах данных, необходимых для составления каталога и регистраци­онных карт;

— проверка правильности заполнения всех частей паспорта, оформления титульного листа и графики в соответствии с Методическим руководством по составлению паспортов объектов учета ГКМ РФ.

5.4. Паспорта, составленные и оформленные в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, принимаются ТГФ и подписываются сотрудником, ответственным за приемку. Паспорта, не прошедшие проверку в ТГФ, на инвентарный учет не ставятся, в кадастре не регистрируются и в Росгеолфонд не направляются.

РЕГИСТРАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ ПАСПОРТОВ

5.5. Инвентарному учету и регистрации в кадастре подлежат только проверенные паспорта, пригодные для постановки на учет. Паспорта, принятые и поставленные на инвентарный учет фондами геологической информации, регистрируются и хранятся отдельно от других фондовых материалов. Регистрация паспортов производится в специальных книгах (см. приложение 1) раздельно по каждому из следующих массивов:

А — месторождения металлических полезных ископаемых;

Б — месторождения неметаллических полезных ископаемых;

В — россыпные месторождения;

Г-1 — проявления металлических полезных ископаемых;

Г-2 — проявления неметаллических полезных ископаемых;

Г-3 — проявления угля и горючих сланцев;

Д — месторождения нефти и газа;

Е — месторождения угля и горючих сланцев;

Ж — месторождения гидроминерального сырья.

Регистрационные номера присваиваются паспортам в порядке их поступления в массив, начиная с № 1 в каждом массиве.

5.6. Паспорта, не имеющие отметки “Замена” или “Замена-пр.”, перед регистрацией проверяются по каталогу на наличие в соответствующих массивах принятых ранее фондами геологической информации паспортов по тем же объектам. При обнаружении ошибки (отметка отсутствует, а паспорт объекта уже имеется) на титульном листе проверяемого паспорта проставляется необходимая отметка в соответствии с требованиями п.4.12.

5.7. Регистрация паспорта, не имеющего отметки “Замена” или “Замена-пр.” (т. е. составленного по данному объекту впервые), производится в следующем порядке:

— в регистрационной книге соответствующего массива делается запись согласно образцу
(см. приложение 1);

— на титульном листе паспорта проставляется его регистрационный номер;

— заполняется часть 001 “Служебные данные” паспорта;

— заполняются карточки каталога на объект учета (см. п.5.13);

— паспорт помещается в массив согласно его регистрационному номеру.

5.8. Регистрация паспорта, имеющего отметку “Замена” (т. е. составленного взамен паспорта по данному объекту, уже имеющегося в ТГФ), производится в следующем порядке:

— отыскивается по каталогу и извлекается из соответствующего массива ранее составленный паспорт;

— в регистрационной книге массива зачеркивается инвентарный номер этого паспорта и записыва­ется инвентарный номер нового, а также проставляется год регистрации нового паспорта;

— на титульном листе нового паспорта проставляется регистрационный номер прежнего паспорта;

— заполняется часть 001 “Служебные данные” нового паспорта;

— изъятый паспорт уничтожается в установленном порядке.

5.9. Регистрация паспорта, имеющего отметку “Замена-пр.” (т. е. составленного по месторождению, открытому на базе проявления, паспорт по которому уже имеется в ТГФ), производится в следующем порядке:

— отыскивается по каталогу на основании данных, имеющихся в паспорте месторождения, и извлекается из соответствующего массива паспорт проявления, на базе которого выявлено данное месторождение;

— в часть “Источники данных об объекте” паспорта месторождения переносятся все данные из одноименной части паспорта проявления;

— паспорт месторождения регистрируется в том же порядке, что и паспорт, составленный по месторождению впервые (см. п.5.7);

— в регистрационной книге соответствующего массива проявлений проставляются год исклю-чения паспорта проявления из массива и регистрационный номер паспорта месторождения, выявленного на базе данного проявления;

— паспорт проявления уничтожается в установленном порядке.

5.10. Паспорта объектов учета ГКМ РФ содержатся в папках по 100 порядковых регистрационных номеров в каждой (без учета пропусков, возникающих при уничтожении паспортов проявлений согласно п.5.9).

На корешке каждой папки отмечаются индекс массива (А, Б, В, Г-1, Г-2, Г-3, Д, Е, Ж), интервал регистрационных номеров в папке, количество паспортов всего и по каждому виду
грифа.

Примеры: А № 000-200 (всего 100, СС-5, С-18)

5.11. По завершении всех необходимых операций по регистрации ТГФ отсылает в Росгеолфонд первый экземпляр каждого паспорта не позднее 1 месяца со дня приемки. В паспортах должна быть заполнена часть 001 “Служебные данные”, проставлены инвентарные номера документов в части “Источники данных об объекте”, на титульных листах — проставлены регистрационные номера паспортов, отметки “Замена” и “Замена-пр.”.

ВЕДЕНИЕ КАТАЛОГА ОБЪЕКТОВ УЧЕТА

5.12. Каталог объектов учета ГКМ РФ составляется из трех картотек: полезных ископаемых, административной привязки и названий месторождений. В отдельных случаях в ТГФ может быть организована картотека привязки по топокартам.

Картотеки комплектуются каталожными карточками стандартного формата 125 х 75 мм.

Каталожные карточки распечатываются на лазерном или струйном принтере с водостойкими чернилами (или заполняются на канцелярской пишущей машинке).

5.13. Карточки всех картотек заполняются согласно образцам (см. рис.1, 2).

источник

Источники:
  • http://studref.com/380839/ekologiya/gosudarstvennyy_kadastr_mestorozhdeniy_proyavleniy_poleznyh_iskopaemyh_gosudarstvennyy_balans_zapasov_
  • http://studopedia.ru/16_20688_gosudarstvenniy-kadastr-mestorozhdeniy-i-proyavleniy-poleznih-iskopaemih.html
  • http://minprom.sakha.gov.ru/deya/perechen-obscherasprostranennyh-poleznyh-iskopaemyh
  • http://studopedia.su/1_34606_chast--gosudarstvenniy-kadastr-mestorozhdeniy-i-proyavleniy-poleznih-iskopaemih.html
  • http://studfiles.net/preview/5267881/page:9/
  • http://pandia.ru/text/77/212/94422.php