Меню Рубрики

Рельеф и полезные ископаемые география 7 класс

Рельеф. В основании материка залегает древняя гондванская платформа, опущенная на северо-западе и более приподнятая на юго- востоке континента. В Африке преобладают равнины высотой от 200 до 1000 м, в основном, это возвышенности и плоскогорья. Низмен­ностей на континенте мало, расположены они у побережий океанов и морей. Гор в Африке тоже немного. Самый юг материка окаймляют разрушенные, плосковершинные Капские горы. На юго-востоке образовались Драконовы горы. Северо-запад континента занят высокими горами Атлас, хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит.

Под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, что привело к образованию высоких плоскогорий. Другие опускались, в результате возникли крупные котловины. Движения сопровождались разломами земной коры, образованием горстов, грабенов, извержениями вулканов, землетрясениями. В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Здесь происходит раздвижение Африканской литосферной плиты, поэтому бывают землетрясения и извержения вулканов.

По преобладающим высотам материк подразделяют на две части:

1) Низкая Африка, включающая Северную и Западную Африку, где высоты ниже 1000 м. Низкая Африка на значительной части покрыта осадочными породами — континентальными и морскими. Эти территории длительное время были заняты морем;

2) Высокую Африку т.е Восточную и Южную Африку с высотами более 1000 м. Восточная часть Африки занимает приподнятое Восточно-Африканское плоскогорье. Здесь находится самая высокая вершина материка, Килиманджаро. К северу от Восточно-Африканского плоскогорья располагается Эфиопское нагорье. Оно состоит из высоких плато — возвышенных равнин, сложенных горизонтально залегающими осадочными и вулканическими породами. Плато ограничено высокими уступами. Плоскогорье Южной Африки в центральной части понижается и переходит в котловины. В Восточной и Южной Африке часто на поверхность выходят древние кристаллические породы.

Полезные ископаемые. Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Из-за преобладания магматических пород в Африке много рудных полезных ископаемых, которые образовались при внедрении магмы из глубин Земли в толщу земной коры по линиям разломов. В Южной и Восточной Африке они залегают неглубоко, так как древние кристаллические породы находятся близко от поверхности. Южная Африка богата алмазами (ЮАР, Ботсвана). Среди осадочных пород наибольшее распространение получили каменный уголь, различные соли. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива находятся крупные нефтяные месторождения. Горы Атлас известны фосфоритами.

Найдите географические объекты; указанные в тексте параграфа на карте.

1. Нагорье Тибести — вулканический массив, высшая точка . которой является потухшим вулканом Эми-Куси (3415м) и имеющий огромный кратер в размере 12 км в диаметре.

2. Нагорье Ахаггар — вулканический массив, состоящий из плосковершинных ступенчатых плато (высоты около 800м), которые вытянуты с севера на юг и базальтовых хребтов (высота около 2000м) над которым поднимается самая высокая вершина этого массива-Тахат (3005м).

3. Горный массив Рувензори находится в Нейтральней Африке. Снежные вершины поднимаются в высоту до 5000 м Их назвал Лунными горами древний географ Птолемей.

1. Назовите особенности рельеф а континента.

2. Покажите на карте основные формы рельефа Африки.

3. На какие две части по преобладающим высотам подразделяют материк?

4. Какими полезными ископаемыми богат материк?

Заполните пропуски, используя карты «Африка. Физическая карта» и «Строение земной коры»:

1. Основная форма рельефа Африки , а именно:

2. В основании материка залегает платформа.

3. Всем платформам в рельефе соответствуют

4. Самое большое плоскогорье —

5.Самая высокая точка континента — , её высота —

6. На северо-западе находятся горы , они соответствуют

. складчатости. и образовались на стыке. плит.

7. На юге образовались горы , по высоте они

источник

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемГерман Струняшев

Презентация 7 класса по предмету «География» на тему: «Рельеф и полезные ископаемые. Урок географии в 7 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва 2013.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Рельеф и полезные ископаемые. Урок географии в 7 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва 2013

2 Основные вопросы узнать о своеобразии рельефа Африки; выявить причины этого своеобразия; выявить закономерность размещения форм рельефа и тектоники. определить основные месторождения полезных ископаемых.

3 Проверочный тест. Выбери правильный ответ: А. Африка – …по величине территории материк. 1) первый 2) второй 3) третий 4) четвертый Б. Крайняя южная точка Африки – … 1) мыс Бен-Секка 2) мыс Игольный 3) мыс Рас-Хафун 4) мыс Альмади В. Африка омывается водами… 1) Индийского океана 2) Тихого и Атлантического океанов 3) Атлантического и Индийского океанов 4) Тихого и Индийского океанов Г. Площадь территории Африки (вместе с островами) равна … млн. кв. км. 1) 54,9 2) 30,3 3) 24,2 4) 17,8

4 Рельеф изображают на карте с помощью послойной окраски, то есть цветом (зеленым и коричневым) разной интенсивности. Участники, имеющие высоты от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет, а от 200 до 500 м в светло-коричневый и т.д. Какому цвету соответствует определенная высота или глубина видно на шкале высот и глубин, которая имеется на любой физической карте. Изображение рельефа на карте

5 Типы рельефа Равнина Плоскогорье Горы Возвышенность

6 Низкая Африка имеет преимущественно высоты, не превышающие 1000 м. Преоб- ладающие высоты Высокой Африки – м, а самые высокие горы (Килиманд- жаро, Кения, Рувензори) превышают 5000 м. Несмотря на то, что рельеф значительной части Африки плоский, по преобладающим вы- сотам материк делят на Низкую Африку (Север- ная, Западная, Централь- ная) и Высокую Африку (Восточная, Южная). Особенности рельефа Африки

7 Гористая местность Северо-Западной Африки. Гористая местность Восточной Африки.

8 Схема Восточно-Африканских разломов Восточноафриканская рифтовая система – самый протяженный на суше пояс разломов, протянувшийся почти на 6 тыс. км. Вдоль нее воз- вышаются вулканы, узкие глубочай- шие впадины. Эта система состоит из ряда горстов и грабенов. Линия разломов

9 Горст – участок земной коры, занимающий приподнятое по- ложение и ограниченный раз- ломами. Грабен – опущенный участок земной коры, отделенный раз- ломами.

10 АТЛАС (Атласские горы), на северо- западе Африки, в пределах Марокко, Алжира и Туниса. Длина около 2000 км. Состоит из хребтов Тель-Атлас, Высо- кий Атлас, Средний Атлас, Сахарский Атлас, внутренних плато и равнин. Высота до 4165 м (гора Тубкаль). Вулкан КИЛИМАНДЖАРО – высшая точка Африки. На языке африкан- цев «Калиманджара»-«сияющая гора». Это вулканический массив высо- той 5895 м в Восточной Африке, в Танзании.

11 На крайнем юге африкан- ского материка поднимаются КАПСКИЕ ГОРЫ (высотой до 2326 м), сложенные пре- имущественно песчаниками и кварцитами. ДРАКОНОВЫ ГОРЫ распо- ложены на юго-востоке Аф- рики. Высота до 3482 м Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми гора- ми.

12 КАЛАХАРИ – природная, преиму- щественно пустынная область в Южной Африке. Это обширная впадина, обрамленная с востока и запада ступенчатыми плато и горстово-глыбовыми хребтами. Равнины САХАРЫ покрыты барханами формами ветрового происхождения. Ориентировка барханных цепей перпендику- лярна направлению создавших их пассатов, господствующих здесь.

13 Полезные ископаемые В Африке находятся место- рождения почти всех извест- ных видов полезных ископа- емых. По запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, кобальта, фосфоритов Аф- рика занимает 1 место среди материков. По запасам руд меди, ура- на, графита Африка на 2-ом месте По запасам нефти, газа, ртути, железной руды – на 3-ем месте.

14 Цель: сформировать общие представления о рельефе Африки; установить связь между строением земной коры и рельефом. Оборудование: — физическая карта Африки; карта строения земной коры. План выполнения работы: 1. По физической карте Африки определите основные формы рельефа Африки (табл.1), нанесите их на контурную карту. 2. Нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых. Практическая работа 9.

15 Основные формы рельефа Строение земной коры Атлас Область новой складчатости Пустыня Сахара Древняя платформа Эфиопское нагорье Древняя платформа, зона разломов материка Нагорье Аххагар Древняя платформа Нагорье Тибести Древняя платформа Восточно-Африканское плоскогорье Древняя платформа, область древнейшей складчатости, зона разломов материка Драконовы горы Древняя платформа Капские горы Область древнейшей складчатости Пустыня Калахари Древняя платформа Таблица 1. Связь между основными формами рельефа и строением земной коры

16 Домашнее задание § 25, §24 (повторить). Выполнение практической работы 9.

источник

1. Образовательные:

  • сформировать представления о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка;
  • познакомиться с полезными ископаемыми Северной Америки и их распределением на территории материка

2. Развивающие:

  • развить интерес к изучаемому предмету
  • создать условия для развития памяти, мышления, внимания;
  • развить умение показывать основные формы рельефа Северной Америки

3. Воспитательные:

  • привить аккуратность и точность при работе с учебником и картой.

Номенклатура: Кордильеры, г. Мак-Кинли, Аппалачи, г. Митчелл, Долина Смерти, Великие равнины, Центральные равнины, Миссисипская низменность, Примексиканская низменность, Приатлантическая низменность

Оборудование: учебник 7 класса В.А.Коринской, И.В. Душиной, В.А.Щенева “География материков и океанов”, атлас 7 класса, настенная карта “Физическая карта Северной Америки”, мультимедийная презентация “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки”

II. Проверка домашнего задания

1. Определите географическое положение Северной Америки. Каковы его черты и как влияют на природу материка?

III. Изучение нового материала

Учитель – Вспомните план изучения каждого материка. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?

Ученики отвечают на заданный вопрос и пробуют сформулировать тему урока.

Учитель – Вы правильно сформулировали тему урока. Итак, сегодня на уроке мы изучаем «Рельеф Северной Америки».

— Сегодня на уроке вы познакомитесь с рельефом и полезными ископаемыми северной Америки.

— Открываем тетради, записываем число и тему урока: Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки

Цель урока — сформировать представления о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка; познакомиться с полезными ископаемыми Северной Америки и их распределением на территории материка

— Для начала давайте вспомним, что называют рельефом?

(Рельеф — совокупность неровностей земной коры, различающихся по размерам, происхождению и возрасту)

— Различие равнин по высоте

Зависимость рельефа от тектонического строения

— По физической карте Северной Америки назовите наиболее крупные формы рельефа и их взаимное расположение.

— Определите, какие формы рельефа преобладают на материке — горы или равнины? Где размещаются? (Равнины занимают большую часть площади материка и размещаются в центре. Горы занимают 1\3 материка и располагаются на западном и восточном побережье).

Используя карты атласа “Строение земной коры” и “Физическая карта Северной Америки” докажите, что рельеф зависит от строения земной коры?

Слайд 7 Схема “Рельеф и тектоническое строение”

В рельефе материка выделяют три части:

  • равнины;
  • горы юго-восточной части (Аппалачи);
  • горный пояс Кордильер.

Кордильеры — один из крупнейших на Земле складчатых поясов. С испанского “кордильера” — “горный хребет”, “шнур”. Образовались на стыке литосферных плит: Северо-Американской и Тихоокеанской. Высшая точка — гора Мак-Кинли — 6193 м., названа в честь одного из президентов США Уильяма Мак-Кинли. В горах хорошо выражены две полосы меридиональных хребтов: западная — собственно Кордильеры и восточная — Скалистые горы. Между ними находятся нагорья и плато — Большой Бассейн, вулканические Мексиканское и Колумбия, Колорадо. Здесь находится и глубочайшая впадина материка Долина Смерти. В долине расположена самая низкая точка Северной Америки (высота ниже уровня моря — 86 метров). Средняя температура в июле достигает 46°C, ночью опускается до 31°C. Самое прохладное время — с конца ноября по февраль (5-20°C) , когда часто бывают продолжительные мощные ливни.

Свое название впадина получила в 1849 после гибели в этом районе партии золотоискателей от недостатка воды.

Кордильеры пересечены множеством разломов, которые начинаются на океаническом дне и выходят на сушу. Движения земной коры приводят к сильным землетрясениям и извержениям вулканов. Наиболее крупные вулканы — Орисаба, Попокатепетль.

Вулканы Орисаба и Попокатепетль

Аппалачи — это средневысотные хребты с высшей точкой 2037 м (гора Митчелл). Эти горы названы по имени индейского племени “аппалачей”, некогда здесь обитавшего, с индейского название гор переводится как “поморы” (“апала” — море, “чи” — суффикс). Аппалачи сильно разрушены, пересечены широкими речными долинами, имеют пологие склоны и округлые вершины.

Внешние процессы, влияющие на рельеф.

Прочитайте статью учебника и выскажите свою точку зрения; древнее оледенение сыграло разрушительную или созидательную роль в формировании рельефа.

Вывод №3. Роль древнего оледенения созидательная — образование новых форм рельефа в результате движения и таяния ледника, а также разрушительная — смыв талыми водами ледника песка и глины — водная эрозия.

Роль древнего оледенения в формировании современного рельефа.

Микроформы рельефа (овраги, холмы, речные долины и т.д.) образуются под действием внешних сил, одной из которых и является древнее оледенение.

Рассмотрев рисунок, учащиеся определяют, какая площадь материка была покрыта ледником.

Дальнейший объяснительный рассказ учителя с опорой на рисунок поможет им разобраться в этом вопросе.

— За свою длительную историю наша Земля пережила несколько ледниковых эпох. В сущности, мы живем сейчас в период послеледниковой эпохи и остатки этого древнего оледенения видим в Антарктиде, Арктике, многих горах в виде современных ледников. Во время ледниковой эпохи климат северного полушария был более суровым, чем в настоящее время, выпадало больше атмосферных осадков, в основном в виде снега, который не успевал растаять за короткое и прохладное лето. Наиболее мощные ледники образовались в горах — центрах оледенения северного полушария: Скандинавских, Кордильерах, на полуострове Лабрадор. Отдельные ледники сливались друг с другом, а потом начинали очень медленное, длившееся столетия движение на юг, на равнины.

Лед, из которого состоял ледник, являлся не сплошной прозрачной массой, как лед реки или озера, а был разбит трещинами, состоящими из отдельных крупных блоков, что облегчало его движение.

— Гигантский ледник сползал по неровной поверхности, отламывал, захватывая и мелкие обломки, и целые глыбы горных пород, песок, щебень, глину, и уносил их с собой. Постепенно погружались в лед и обломки пород, оказавшиеся на его поверхности.

— На своей южной окраине ледник постоянно подтаивал, особенно летом; многочисленные речки и ручьи выносили из-под льда песок, гальку. Иногда такие речки долго текли в самом леднике — в своего рода ледяном тоннеле, и тогда накапливались узкие и длинные песчаные и глиняные валы.

— Продвинувшись далеко на юг (в северном полушарии почти до долин Миссури и Огайо), ледник, наконец, остановился. Это его стояние продолжалось сотни, а может, и не одну тысячу лет. А потом он стал таять.

— Под действием талых вод образовались песчаные наносы, протянулись напоминающие железнодорожные насыпи узкие продольные холмы, как ступени отступающего ледника образовались гряды, перпендикулярные его движению, талые воды заполнили выпаханные ледником понижения и создали многочисленные озера, по всей территории оказались растащены огромные валуны — словом, и образовался характерный ландшафт областей древнего оледенения.

Читайте также:  Овощи и фрукты полезные для сердца и сосудов

Долина монументов (Сообщение учащегося) (Приложение 1 )

Каньон Колорадо (Сообщение учащегося) (Приложение 2)

Слайд 20, 21 Видеофрагмент

Смотровая площадка каньона Колорадо

Слайд 22. Мамонтова пещера

Размещение полезных ископаемых Северной Америки.

— Что такое полезные ископаемые?

— Какие вы знаете полезные ископаемые по происхождению? (магматические, осадочные и метаморфические).

Используя карту “Строение земной коры”, назовите рудные (магматические) полезные ископаемые? (железные, медные, полиметаллические, алюминиевые, никелевые, хромовые, оловянные, ртутные, урановые руды, золото).

Определите по карте “Строение земной коры”, на каких тектонических структурах (платформах и складчатых поясах) будут размещаться осадочные, магматические и метаморфические полезные ископаемые? (Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах или равнинах, магматические и метаморфические — в складчатых поясах или в горах).

Сделайте вывод: повлияло ли строение земной коры на размещение полезных ископаемых материка? Если повлияло, то как?

Вывод: Строение земной коры повлияло на размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах, магматические и метаморфические — в складчатых поясах.

Общая схема. Подведение итогов

Найдите ошибки в тексте и исправьте их

Вдоль западного побережья Северной Америки протянулись горы Аппалачи с самой высокой горой Мак-Кинли. Особенности этих гор обусловлены возрастом – это старые горы, имеющие пологие, заросшие растительностью вершины. Главное богатство гор – железная руда и каменный уголь. Горы сильно изменены хозяйственной деятельностью человека. На западе Центральной равнины находится Мамонтова пещера. Кордильеры – невысокие горы, расположенные в центральной части материка. В них имеются значительные запасы каменного угля и железных руд.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Вывод по уроку: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки” и выявили связь между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка. Доказали, что в рельефе платформам соответствуют равнины, где размещаются осадочные полезные ископаемые, а складчатым поясам соответствуют горы, на которых размещаются рудные полезные ископаемые.

1. Параграф 52 прочитать и уметь пересказать

2. Подписать на контурных картах формы рельефа, изученные на уроке, а также полезные ископаемые, добываемые на материке.

3. Подготовить сообщение о торнадо.

Игра “Ручеек”

  • Горы, образовавшиеся на стыке двух литосферных плит (Кордильеры)
  • Низшая точка Северной Америки (Долина Смерти -86 м)
  • Низменность в Северной Америке. Окаймляет Атлантическое побережье США от Нью-Йорка до оконечности полуострова Флорида. Ширина от 30 до 350 км (Приатлантическая низменность)
  • Складчатые горы, расположенные на востоке материка (Аппалачи)
  • Высшая точка материка (Мак-Кинли 6194 м)
  • Высшая точка г. Аппалачи (г. Митчел – 2037 м)
  • Равнины внутренней части Северной Америки, в пределах которых имеются месторождения каменного, нефти и поваренной соли (Центральные равнины)
  • Обширная равнинная, наиболее низменная часть бассейна Миссисипи. Сформирована гл. рекой – Миссисипи и её крупнейшими притоками. (Миссисипская низменность)
  • Низменность в Северной Америке. Окаймляет побережье Мексиканского залива в США и Мексике (Примексиканская низменность)
  • Самая большая по площади равнина материка? (Центральные равнины).
  • Самая высокая точка Кордильер? (г. Мак-Кинли, высота 6194 м.).
  • Назовите низменность Северной Америки, названную именем реки? (Миссисипская).
  • Назовите низменность Северной Америки, названную именем залива? (Мексиканская).
  • источник

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Рельеф и полезные ископаемые африки Урок географии, 7 класс Презентацию подготовила учитель географии МКОУ СОШ с.Мгачи Латарцева Т.А.

    Повторение пройденного материала. Какое место по площади занимает Африка? (Второе в мире) В скольких полушариях расположена Африка? (В четырех) Чем является Альмади? (Мысом) Какой мыс является крайней южной точкой Африки? (Игольный) Какой материк ближайший к Африке? (Евразия) Какой пролив отделяет Африку от Европы? (Гибралтарский) Северный мыс Африки. м. Альмади м. Игольный Гибралтарский пролив (Бен-Секка) м. Бен-Секка

    Повторение пройденного материала. Укажите имя путешественника Этот португальский мореплаватель открыл морской путь в Индию, обогнув Южную Африку, прошёл вдоль восточного побережья материка, пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана. Васко да Гама

    Повторение пройденного материала. Назовите имя знаменитого исследователя. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им Виктория. Кто руководил экспедицией, которая с 1926 по 1927г. в Африке собрала 6000 образцов культурных растений? Давид Ливингстон Николай Иванович Вавилов

    Анализ карты: «Строение земной коры». На скольких литосферных плитах находится Африка? Есть ли районы столкновения с другими плитами? Если ли есть, то где, и какие процессы происходят при столкновении? Как называется плита и платформа, на которых расположен материк? Горы какого возраста расположены на материке? В каком направлении и с какой скоростью движется плита? (Африканская плита, Африканская платформа) (На одной литосферной плите) (Сталкиваются Африканская и Евразийская плиты.) (Древние горы: Капские и Драконовы; молодые горы: Атлас) (Плита движется на северо-восток)

    Сравнение тектонической и физической карт. Что такое рельеф? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка? Вспомните изученные формы рельефа суши. (Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту, называют рельефом) (Равнины располагаются на платформах, а горы – в районах складчатостей.)

    восточно-африканские разломы Какие формы рельефа преобладают в Африке? В чем причины разнообразия рельефа? В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Подумайте, с чем связано его образование?

    Рельеф Где находятся молодые горы? Как они называются? Могли ли молодые горы образоваться в центре Сахары? Где находятся низменности? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?

    РЕЛЬЕФ Равнины занимают большую часть Африки. По преобладающим высотам материк можно разделить на Низкую Африку и Высокую Африку. Определите по карте преобладающие высоты Низкой и Высокой Африки.

    Работа с физической картой Африки. По физической карте Африке занесите в таблицу недостающие данные. п/п Название формырельефа Название высшей точки Абсолютная высота точки,м 1 г.Тубкаль 4165 2 НагорьеАххагар г.Тахат 3 Эфиопское нагорье 4 5895 5 ПлатоДарфур 6 НагорьеТибести 3415

    п/п Название формырельефа Название высшей точки Абсолютная высота точки,м 1. ГорыАтлас г.Тубкаль 4165 2. НагорьеАхаггар г.Тахат 2918 3. Эфиопское нагорье г.Рас-Дашен 4620 4. Восточно- Африканское плоскогорье влк. Килиманджаро 5895 5. ПлатоДарфур г.Марра 3088 6. НагорьеТибести г.Эми-Куси 3415

    4165 м 2918 м 3415 м 4620 м 5895 м 3657 м 2326 м 3088м Атлас нагорье Аххагар нагорье Тибести Эфиопское нагорье Восточно-Африканское плоскогорье Драконовы горы Капские горы плато Дарфур

    Связь между основными формами рельефа и строением земной коры Основные формы рельефа Строение земной коры Атлас Область новой складчатости Пустыня Сахара Древняя платформа Эфиопское нагорье Древняя платформа, зона разломов материка Нагорье Аххагар Древняя платформа Нагорье Тибести Древняя платформа Восточно-Африканское плоскогорье Древняя платформа, область древнейшей складчатости, зона разломов материка Драконовы горы Древняя платформа Капские горы Область древнейшей складчатости Пустыня Калахари Древняя платформа

    Низкая Африка имеет преимущественно высоты, не превышающие 1000 м. Преоб- ладающие высоты Высокой Африки – 1000- 1500 м, а самые высокие горы (Килиманд- жаро, Кения, Рувензори) превышают 5000 м. Несмотря на то, что рельеф значительной части Африки плоский, по преобладающим вы- сотам материк делят на Низкую Африку (Север- ная, Западная, Централь- ная) и Высокую Африку (Восточная, Южная). Особенности рельефа Африки

    Гористая местность Северо-Западной Африки. Гористая местность Восточной Африки.

    Великие Африканские разломы Протянулись вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Вывод: характерны горсты, грабены, здесь часты землетрясения и вулканы

    Схема Восточно-Африканских разломов Восточноафриканская рифтовая система – самый протяженный на суше пояс разломов, протянувшийся почти на 6 тыс. км. Вдоль нее воз- вышаются вулканы, узкие глубочай- шие впадины. Эта система состоит из ряда горстов и грабенов. Линия разломов

    Характеристика низкой северо-западной Африки Ниже юго-восточной Африки Опускалась, длительное время была занята морем, большая часть покрыта осадочными породами На северо-западе находятся молодые складчатые горы – Атлас Полезные ископаемые – преобладают осадочные: нефть, газ, уголь, фосфориты

    АТЛАС (Атласские горы), на северо- западе Африки, в пределах Марокко, Алжира и Туниса. Длина около 2000 км. Состоит из хребтов Тель-Атлас, Высо- кий Атлас, Средний Атлас, Сахарский Атлас, внутренних плато и равнин. Высота до 4165 м (гора Тубкаль). Вулкан КИЛИМАНДЖАРО – высшая точка Африки. На языке африкан- цев «Калимангара»-«сияющая гора». Это вулканический массив высо- той 5895 м в Восточной Африке, в Танзании.

    тубкаль Самая высокая вершина Атлас гора Тубкаль (4165 м), излюбленное место отдыха поклонников горнолыжного туризма.

    Килиманджаро — вулкан на северо-востоке Танзании, высочайший пик Африки. Название происходит из языка суахили и означает «гора, которая сверкает». Килиманджаро является не только самой высокой горой в Африке, но и одним из самых больших вулканов в мире. Массив Килиманджаро занимает площадь приблизительно 388 500 гектаров.

    Гора Килиманджаро является трехглавой. Две главные вершины – пики Кибо и Мавензи, третий пик известен как хребет Шира и находится он в западной части горы. Кибо имеет великолепно сохранившийся кратер, который имеет хорошо выраженную кальдеру, южная часть которой является выше, чем остальная. Наивысшая точка Кибо – пик Ухуру 5895 м – самая высокая точка Африки. Вершина Кибо постоянно покрыта снегом и имеет мощные ледники. Кибо единственный пик Килиманджаро, который действительно похож на вулканический кратер хотя и состоит он из трех концентрических кратеров.

    На Килиманджаро имеется озеро –Чала. Оно расположено в 30 км к юго-востоку от Кибо в одном из кратеров и имеет глубину более 2.5 км.

    Эфиопское нагорье Эфиопское нагорье – огромный горный массив с цепями высоких гор и множеством отдельных потухших вулканов.

    На крайнем юге африкан- ского материка поднимаются КАПСКИЕ ГОРЫ (высотой до 2326 м), сложенные пре- имущественно песчаниками и кварцитами. ДРАКОНОВЫ ГОРЫ распо- ложены на юго-востоке Аф- рики. Высота до 3482 м Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми гора- ми.

    КАЛАХАРИ – природная, преиму- щественно пустынная область в Южной Африке. Это обширная впадина, обрамленная с востока и запада ступенчатыми плато и горстово-глыбовыми хребтами. Равнины САХАРЫ покрыты барханами − формами ветрового происхождения. Ориентировка барханных цепей перпендику- лярна направлению создавших их пассатов, господствующих здесь.

    Номенклатура «Рельеф» 1. горы Атлас(Тубкаль 4165) 2. нагорье Ахаггар (Тахат 2918) 3. нагорье Тибести (Эми- Куси 3415) 4. впадина Каттара (- 133) 5. Эфиопское нагорье (Рас – Дашен 4620) 6. плато Дарфур (Марра 3088) 7. Восточно-Африканское плоскогорье 8. влк. Килиманджаро (5895) 9. г. Кения (5199) 10. влк. Камерун (4100) 11. горы Рувензори (пик Маргерита 5109; влк Карисимби 4507) 12. горы Драконовы (3181) 13. горы Капские 14 пустыня Калахари 15. пустыня Намиб 16 пустыня Сахара 17 Ливийская пустыня 1 7 3 4 5 6 8 12 9 10 11 13 14 2 15 17 16

    Полезные ископаемые В Африке находятся место- рождения почти всех извест- ных видов полезных ископа- емых. По запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, кобальта, фосфоритов Аф- рика занимает 1 место среди материков. По запасам руд меди, ура- на, графита Африка на 2-ом месте По запасам нефти, газа, ртути, железной руды – на 3-ем месте.

    вывод Полезные ископаемые осадочного происхождения, соответствуют равнинам, а это северная, западная и центральная части материка. Полезные ископаемые магматического происхождения, соответствуют горному рельефу, а это восточная и юго-восточная части материка. Следовательно, между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми существует определенная связь, а именно: платформам соответствуют равнины и залежи осадочных полезных ископаемых. Полезные ископаемые магматического происхождения встречаются на равнинах, где кристаллический фундамент платформы подходит близко к земной поверхности, а также по линии разломов земной коры. Складчатым областям соответствуют горы и полезные ископаемые магматического происхождения. Осадочные полезные ископаемые встречаются в горах, образование которых происходило на месте древнего моря.

    Тест 1. Располагаются на стыке двух литосферных плит 1)Драконовы горы; 2) Капские горы; 3) Атласские горы; 2. Наивысшая точка Африки 1)вулкан Килиманджаро; 2)вулкан Кения; 3)вулкан Камерун. 3. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы 1)медных руд; 2)алмазов; 3)нефти. 4. Нагорье на востоке Африки 1)Ахаггар; 2) Эфиопское; 3) Тибести. 5. Горы на юго-востоке Африки 1)Драконовы горы; 2)Капские горы; 3)Атласские горы; 1.3; 2.1; 3.3; 4.2; 5.1.

    Рефлексия Я хорошо понял(а) тему и домашнее задание смогу выполнить без труда. Я плохо понял(а) тему и буду затрудняться при выполнении домашнего задания. Я ничего не понял(а) и не смогу выполнить домашнее задание.

    источник

    Африканские равнины формировались по-разному. Одни образовались за счёт разрушение гор, существовавших здесь в докембрийскую эру. Другие образовались за счёт поднятия Африканской платформы.

    Африкано – Аравийская платформа, на которой стоит Африка, также является рельефообразующей для Аравийского полуострова, Сейшельских островов и Мадагаскара.

    Кроме равнин в Африке также есть:

    • плоскогорья;
    • котловины(самые крупные расположены в государствах Чад и Конго);
    • разломы (именно на этом континенте находится самый крупный разлом земной коры – Восточная Африка, от Красного моря до устья реки Замбези, через Эфиопское нагорье).

    Рис 1. Карта рельефа Африки

    Если судить по карте высот, всю Африку можно разделить на две части: Южная и Северная Африка и Восточная и Западная Африка. Есть ещё одно условное деление: Высокая и Низкая Африка.

    Низкая часть более обширна. Она занимает до 60% всей территории континента и территориально расположена на севере, западе и в центральной части материка. Здесь преобладают вершины до 1000 метров.

    Высокая Африка – это юг и восток материка. Средние высоты здесь 1000 – 1500 метров. Здесь же находятся самая высокая точка, Килиманджаро (5895) и чуть уступающие ей Рувензори и Кения.

    Если говорить о характеристике рельефов, то их можно представить кратко следующим образом.

    Преобладающий рельеф

    Здесь находится горная цепь Атлас (самая длинная на материке – боле 6 тысяч км), достаточно молодая, образовавшаяся на стыке двух литосферных плит (самая высокая точка – гора Тубкаль, Марокко, 4165 метров). В этом регионе также расположена часть Эфиопского нагорья с максимальными вершинами в 4 т метров (наиболее сейсмически регион, который иногда называют «крышей Африки»).

    Большую часть этого региона занимает Восточно – Африканское плоскогорье (или Восточно – Африканская рифтовая долина). Здесь находятся самые высокие горы и потухшие вулканы (Килиманджаро), а также самые глубокие озёра континента.

    Читайте также:  Какой чай полезней зеленый или черный

    В этом регионе рельеф достаточно разнообразный. Есть горы (Капские, Драконовы), котловины и Южно – Африканское плоскогорье.

    В этом регионе также преобладают горы (Атлас) и плоскогорья.

    По средней высоте, 750 метров над уровнем моря, Африка занимает третье место в мире после Антарктиды и Евразии. Так что, Африку по праву можно считать одним из самых «высоких» материков на планете.

    Полезные ископаемые Африки, благодаря её тектоническому строению, разнообразны. Кроме того, месторождения некоторых из них являются самыми крупными в мире.

    Так как в Африке на заре её формирования происходила серьёзная тектоническая активность, то здесь очень много магматических пород, которые привели к образованию различных рудных полезных ископаемых. Эти месторождения находится не глубоко, особенно в Южной и Восточной Африке, где кристаллические породы залегают близко к поверхности, так что их добыча ведётся открытым способом.

    В Южной Африке располагаются крупнейшие месторождения:

    Северная и Западная Африка богата также:

    • каменным углём;
    • солями (различного типа и свойств);
    • марганцем;
    • нефтью (побережье Гвинейского залива; Алжир, Ливия, Нигерия);
    • природным газом;
    • фосфоритами;
    • хромитами;
    • боскитами.

    Здесь были обнаружены месторождения кобальта, олова, сурьмы, лития, асбеста, золота, платины и платиноидов.

    Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки – ЮАР. Здесь добывают практически все виды природных ископаемых, за исключением нефти, природного газа и бокситов. Особенно много в ЮАР угля, причём его залежи здесь максимально поверхностные, так что добыча этого природного ресурса не вызывает сложностей.

    Рис 3. Карта полезных ископаемых Африки

    Несмотря на то, что Африка очень богатый на природные ресурсы материк, более 80% всего добытого здесь идёт на экспорт и перерабатывается за его пределами. Дело в том, что перерабатывающая промышленность здесь развита очень слабо.

    Какими полезными ископаемыми богата Африка ещё? Естественно, алмазами, которые используются не только для изготовления бриллиантов, но и в промышленности благодаря своей исключительно твёрдости.

    Африканский рельеф сложный. В основном, он состоит из равнин, плоскогорий и нагорий. Низменностей очень мало, хотя присутствуют разломы и впадины.

    Благодаря тому, что когда-то Африка переживала сильнейшую тектоническую активность, на территории материка большое количество залежей самых разнообразных природных ископаемых.

    источник

    Презентация «Рельеф и полезные ископаемые Африки» состоит из теоретической и практической частей. В первой ученикам описываются особенности тектонического строения африканского материка, полезные ископаемые и пр. Вторая состоит из вопросов и тестовых заданий по теме урока.

    • Строение земной коры;
    • Сравнение тектонической и физической карт;
    • Восточно-африканские разломы;
    • Горы Африки;
    • Эфиопское нагорье;
    • Полезные ископаемые.

    Для проведения урока учителем

    • Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Африки – их составе, строении, расположении.
    • Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.
    • Какое место по площади занимает Африка? (Второе в мире)
    • В скольких полушариях расположена Африка? (В четырех)
    • Чем является Альмади? (Мысом)
    • Какой мыс является крайней южной точкой Африки? (Игольный)
    • Какой материк ближайший к Африке? (Евразия)
    • Какой пролив отделяет Африку от Европы? (Гибралтарский)
    • Северный мыс Африки. (Бен-Секка)
    • Укажите имя путешественника
    • Этот португальский мореплаватель открыл морской путь в Индию, обогнув Южную Африку, прошёл вдоль восточного побережья материка, пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана.
    • Васко да Гама
    • Назовите имя знаменитого исследователя.
    • Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им Виктория.
    • Кто руководил экспедицией, которая с 1926 по 1927г. в Африке собрала 6000 образцов культурных растений?
    • Давид Ливингстон
    • Николай Иванович Вавилов
    • На скольких литосферных плитах находится Африка?
    • Есть ли районы столкновения с другими плитами? Если ли есть, то где, и какие процессы происходят при столкновении?
    • Как называется плита и платформа, на которых расположен материк?
    • Горы какого возраста расположены на материке?
    • В каком направлении и с какой скоростью движется плита?
    • Что такое рельеф?
    • В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?
    • Вспомните изученные формы рельефа суши.
    • Какие формы рельефа преобладают в Африке?
    • В чем причины разнообразия рельефа?
    • В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Подумайте, с чем связано его образование?
    • Где находятся молодые горы? Как они называются?
    • Могли ли молодые горы образоваться в центре Сахары?
    • Где находятся низменности?
    • В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?
    • Равнины занимают большую часть Африки. По преобладающим высотам материк можно разделить на Низкую Африку и Высокую Африку.
    • Определите по карте преобладающие высоты Низкой и Высокой Африки.

    По физической карте Африке занесите в таблицу недостающие данные.

    На северо-западе материка находятся горы Атлас, северные молодые хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит.

    Самая высокая вершина Атлас гора Тубкаль (4165 м), излюбленное место отдыха поклонников горнолыжного туризма.

    Килиманджаро – один из крупнейших потухших вулканов в мире, самая высокая гора в Африке.

    Эфиопское нагорье – огромный горный массив с цепями высоких гор и множеством отдельных потухших вулканов.

    Драконовы горы похожи на уступ, один склон которого пологий, а другой крутой, причем крутой склон короче пологого в 2 раза.

    • Какая часть Африки богата рудными полезными ископаемыми магматического происхождения, а какая – полезными ископаемыми осадочного происхождения?
    • С чем связаны различия в размещении месторождений полезных ископаемых разного происхождения?
    • Полезные ископаемые осадочного происхождения, соответствуют равнинам, а это северная, западная и центральная части материка.
    • Полезные ископаемые магматического происхождения, соответствуют горному рельефу, а это восточная и юго-восточная части материка.
    • Следовательно, между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми существует определенная связь, а именно: платформам соответствуют равнины и залежи осадочных полезных ископаемых.
    • Полезные ископаемые магматического происхождения встречаются на равнинах, где кристаллический фундамент платформы подходит близко к земной поверхности, а также по линии разломов земной коры.
    • Складчатым областям соответствуют горы и полезные ископаемые магматического происхождения. Осадочные полезные ископаемые встречаются в горах, образование которых происходило на месте древнего моря.
    1. Располагаются на стыке двух литосферных плит. 1)Драконовы горы; 2) Капские горы; 3) Атласские горы;
    2. Наивысшая точка Африки. 1)вулкан Килиманджаро; 2)вулкан Кения; 3)вулкан Камерун.
    3. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы. 1)медных руд; 2)алмазов; 3)нефти.
    4. Нагорье на востоке Африки. 1)Ахаггар; 2) Эфиопское; 3) Тибести.
    5. Горы на юго-востоке Африки. 1)Драконовы горы; 2)Капские горы; 3)Атласские горы;
    1. 3;
    2. 1;
    3. 3;
    4. 2;
    5. 1.

    §25. Обозначьте на контурной карте крупные форм рельефа и месторождения полезных ископаемых.

    источник

    Подробное решение параграф § 19 по географии для учащихся 7 класса, авторов Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. 2017

    • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 7 класс можно найти тут

    1. Какую часть Африканской плиты занимает платформа?

    В связи с тем, что Африка лежит большей частью в пределах древней Африкано-Аравийской платформы, ее рельеф преимущественно равнинный. Крупные горные массивы занимают только пятую часть территории материка. Средняя высота поверхности материка составляет 750 м (второе место после Азии). По преимущественной высоте Африку условно разделяют на две части: северо-западную (низкая Африку, где высота ниже 1000 м) и юго-восточную (Высокую Африку, с отметками более 1000 м).

    2. Каковы закономерности образования горных систем?

    В кайнозой и мезозой в пределах Высокой Африки Африкано-Аравийская платформа поднималась, вследствие чего со временем образовались Эфиопское нагорье и Восточноафриканское плоскогорье. Одновременно опускание отдельных блоков платформы на востоке Африки обусловило возникновение целой системы глубоких разломов в земной коре, которые образовали Великий Африканский разлом. Здесь происходил выход магмы и извержение вулканов. В наше время некоторые из них уже угасли, как, например, высочайшая вершина Африки гора Килиманджаро (5895 м). Пояса складчатости занимают небольшие площади Африки. На северо-востоке материка находятся Атласские горы. Их южные хребты образовались в результате столкновения Африканской и Евразийской литосферных плит в герцинскую эпоху горообразования Палеозойской эры, а северные – молодые – альпийского возраста. На юго-востоке и юге континента протянулись Древние драконы и Капские горы. Они имеют вид стремительной стены высотой около 3000 м, которая обрывается к океану.

    3. Какая существует связь между горными породами и полезными ископаемыми?

    Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Многие из них представлены крупнейшими месторождениями в мире. В связи с преобладанием магматических пород в Африке особенно много рудных полезных ископаемых, которые образовались при внедрении магмы из глубин Земли в толщу земной коры по линиям разломов. В Южной и Восточной Африке они залегают неглубоко, так как там древние кристаллические породы находятся близко от поверхности. В более низких местах материка, где преобладают осадочные породы, распространены месторождения осадочного происхождения: каменный уголь, различные соли, марганцевые руды и др. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы нефти. Африка богата также фосфоритами, из которых вырабатывают удобрения. Основные месторождения их находятся на севере материка.

    1. Составьте описание рельефа острова Мадагаскар (план см. в приложении).

    1) Мадагаскар иногда называют «Великий Красный Остров» из–за его латеритных формаций. Красные почвы доминируют на всём центральном нагорье, однако в местах бывшей вулканической активности наблюдаются ещё более богатые минералами почвы. На всём протяжении восточного побережья, наблюдается тонкий «пояс» наносных почв, также как и в устьях западных рек. На западном побережье встречается глина, песок и известняк. 2) Очертания острова просты, береговая линия расчленена слабо, особенно на востоке. Западное и северо–западное побережья изрезаны мелкими бухтами, удобными для судоходства, но на подступах к ним много коралловых рифов. 3) Длина острова – около 1600 км, ширина – свыше 600 км, площадь – 587 040 км².Наивысшей точкой острова является потухший вулкан Марумукутру (2876 м).

    2. На контурной карте обозначьте полезные ископаемые и объясните причины их размещения.

    С характером рельефа связано и размещение полезных ископаемых. На равнинных территориях обычно расположены полезные ископаемые осадочного типа, часто органического происхождения (уголь или газ, а также нефть), а в горах – рудные полезные ископаемые магматического происхождения.

    3. Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться?

    Если Великий Африканский разлом будет расширяться и углубляться, то это может привести в очень далеком будущем к расколу Африканской платформы и отделению от материка огромного острова.

    источник

    Тема: «Рельеф и полезные ископаемые»

    Цели: в конце урока обучающиеся смогут

    — давать характеристику тектоническому строению материку;

    — определять по картам рельеф и полезные ископаемые;

    — научатся устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.

    Форма урока: комбинированный урок.

    Методы и формы учебной деятельности. Частично-поисковый, проблемный.

    Рассказ учителя. Самостоятельная работа с карточками. Работа в группах, в парах.

    Термины урока: Рельеф. Платформа. Разлом. Столовая гора.

    Горы: Атлас. Капские. Драконовы.

    Вулканы: Килиманджаро. Кения.

    Нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести

    Разлом: Великий Африканский.

    Ресурсы: — учебник «География материков и океанов» для 7 класса В. Я. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв: Дрофа, 2016;

    И. В. Душина рабочая тетрадь к учебнику В. Я. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенёва «География материков и океанов», М.: Дрофа, 2016- объяснять преобладания в рельефе материка высоких равнин.

    — характеризовать размещения месторождений полезных ископаемых.

    — давать оценку богатства материка полезными ископаемыми.

    — описывать рельеф какой-либо территории материка.

    — высказывать свое предположение на основе учебного материала;

    — проговаривать последовательность действий на уроке;

    — работать по плану; осуществлять самоконтроль

    — принимать участие в планировании собственной деятельности на уроке;

    — самостоятельно оценивать достигнутые результаты.

    — формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

    -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

    — слушать и понимать речь других;

    — формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

    — уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

    — овладение на уровне общего образования законченной

    системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

    -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

    Технологическая карта конструирования урока.Здравствуйте, ребята!

    Проверка домашнего задания- 5 мин

    На прошлом уроке географии у вас прошло 1-ое знакомство с материком «Африка»

    Географический диктант «Верно ли утверждение?»

      -Африка — самый большой материк.

      -Африка расположена во всех четырех полушариях.

      -На севере Африка омывается Черным морем.

      -Африку и Евразию разделяет Берингов пролив.

      -На западе Африка омывается Тихим океаном.

      -Северная крайняя точка — мыс Игольный.

      -Самый крупный остров у берегов Африки — остров Сицилия.

      -Большой вклад в открытие внутренних районов внес Васко да Гама.

      -В 1926-1927 годах Н.И. Вавилов организовал путешествие в средиземноморские страны Северной Африки.

      -У юго — восточных берегов проходит Ангольское течение.

      При правильном утверждении хлопают в ладоши

      -Кто может предположить, почему я на урок принесла банку из под кофе?

      — Правильно кофе растет на Эфиопском нагорье

      — А где это место находится? — работа с картой атласа «Африка физическая карта».

      — Ну, вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока.

      — Кто может предположить или уже догадаться

      — Какая тема сегодняшнего урока?

      Тема урока — «Рельеф и полезные ископаемые»

      Вопрос классу: Что нам нужно узнать сегодня на уроке? (ответить на вопрос?)

      1. История развития Земли и появление материка Африка

      2.Особенности рельефа материка

      Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии)

      Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

      Высказывают предположения (учебник, рассказ учителя, атлас.)

      5 этап. Актуализация знаний 2 мин

      2. « Я знаю, что. » (учащиеся вытягивают карточку со словом и дают ему определение)

      «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

      — А теперь посмотрите на доску! На ней карточки со словами.

      — Задание: Расположите эти слова в правильном порядке и объясните: «Почему вы так решили?»

      — Кто пойдет к доске? (выстраивают цепочку и объясняют ее)

      Посмотрите на физическую карту Африки.

      — Какие формы рельефа есть в Африке? (низменность, плоскогорья, горы)

      — Какие из этих форм преобладают? (равнины, плоскогорья)

      — Определите по карте высоту равнины в разных частях материка.

      — Ребята! Какой вывод можно сделать о рельефе Африки? (рельеф равнинный, т.к. в основании — платформа, низменностей мало — по побережьям океанов и рек, преобладают плоскогорья разных высот).

      Читайте также:  Луговой клевер чем полезен

      — Ребята! А попробуйте показать эти формы рельефа на карте?

      — На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы

      — На востоке — разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы

      — А сейчас ребята. Давайте заполним схему «Особенности рельефа Африки»

      Г. Атлас — г.Тубкаль Восточно-Африканское плоскогорье

      Нагорья Ахаггар Эфиопское нагорье

      — Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.

      — Назовите самую высокую точку Африки — вулк. Килиманджаро — 5895м.

      — А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.

      — В какой части северной Африки следует искать этот город и чем объясняется трагедия!

      — Можно посмотреть в атлас «Строение земной коры»

      г. Атлас — стык 2-х литосферных плит

      — Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми горами.

      — Что произойдет с Африканской платформой, если процесс раздвижения происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться?

      — Африка — богатейший материк по разнообразным полезным ископаемым.

      Какого происхождения полезные ископаемые вы знаете?

      Магматические и Осадочные.

      Посмотрите на карту и приведите примеры этих полезных ископаемых.

        источник

        Презентация была опубликована 4 года назад пользователемГерман Струняшев

        Презентация 7 класса по предмету «География» на тему: «Рельеф и полезные ископаемые. Урок географии в 7 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва 2013.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

        1 Рельеф и полезные ископаемые. Урок географии в 7 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва 2013

        2 Основные вопросы узнать о своеобразии рельефа Африки; выявить причины этого своеобразия; выявить закономерность размещения форм рельефа и тектоники. определить основные месторождения полезных ископаемых.

        3 Проверочный тест. Выбери правильный ответ: А. Африка – …по величине территории материк. 1) первый 2) второй 3) третий 4) четвертый Б. Крайняя южная точка Африки – … 1) мыс Бен-Секка 2) мыс Игольный 3) мыс Рас-Хафун 4) мыс Альмади В. Африка омывается водами… 1) Индийского океана 2) Тихого и Атлантического океанов 3) Атлантического и Индийского океанов 4) Тихого и Индийского океанов Г. Площадь территории Африки (вместе с островами) равна … млн. кв. км. 1) 54,9 2) 30,3 3) 24,2 4) 17,8

        4 Рельеф изображают на карте с помощью послойной окраски, то есть цветом (зеленым и коричневым) разной интенсивности. Участники, имеющие высоты от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет, а от 200 до 500 м в светло-коричневый и т.д. Какому цвету соответствует определенная высота или глубина видно на шкале высот и глубин, которая имеется на любой физической карте. Изображение рельефа на карте

        5 Типы рельефа Равнина Плоскогорье Горы Возвышенность

        6 Низкая Африка имеет преимущественно высоты, не превышающие 1000 м. Преоб- ладающие высоты Высокой Африки – м, а самые высокие горы (Килиманд- жаро, Кения, Рувензори) превышают 5000 м. Несмотря на то, что рельеф значительной части Африки плоский, по преобладающим вы- сотам материк делят на Низкую Африку (Север- ная, Западная, Централь- ная) и Высокую Африку (Восточная, Южная). Особенности рельефа Африки

        7 Гористая местность Северо-Западной Африки. Гористая местность Восточной Африки.

        8 Схема Восточно-Африканских разломов Восточноафриканская рифтовая система – самый протяженный на суше пояс разломов, протянувшийся почти на 6 тыс. км. Вдоль нее воз- вышаются вулканы, узкие глубочай- шие впадины. Эта система состоит из ряда горстов и грабенов. Линия разломов

        9 Горст – участок земной коры, занимающий приподнятое по- ложение и ограниченный раз- ломами. Грабен – опущенный участок земной коры, отделенный раз- ломами.

        10 АТЛАС (Атласские горы), на северо- западе Африки, в пределах Марокко, Алжира и Туниса. Длина около 2000 км. Состоит из хребтов Тель-Атлас, Высо- кий Атлас, Средний Атлас, Сахарский Атлас, внутренних плато и равнин. Высота до 4165 м (гора Тубкаль). Вулкан КИЛИМАНДЖАРО – высшая точка Африки. На языке африкан- цев «Калиманджара»-«сияющая гора». Это вулканический массив высо- той 5895 м в Восточной Африке, в Танзании.

        11 На крайнем юге африкан- ского материка поднимаются КАПСКИЕ ГОРЫ (высотой до 2326 м), сложенные пре- имущественно песчаниками и кварцитами. ДРАКОНОВЫ ГОРЫ распо- ложены на юго-востоке Аф- рики. Высота до 3482 м Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми гора- ми.

        12 КАЛАХАРИ – природная, преиму- щественно пустынная область в Южной Африке. Это обширная впадина, обрамленная с востока и запада ступенчатыми плато и горстово-глыбовыми хребтами. Равнины САХАРЫ покрыты барханами формами ветрового происхождения. Ориентировка барханных цепей перпендику- лярна направлению создавших их пассатов, господствующих здесь.

        13 Полезные ископаемые В Африке находятся место- рождения почти всех извест- ных видов полезных ископа- емых. По запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, кобальта, фосфоритов Аф- рика занимает 1 место среди материков. По запасам руд меди, ура- на, графита Африка на 2-ом месте По запасам нефти, газа, ртути, железной руды – на 3-ем месте.

        14 Цель: сформировать общие представления о рельефе Африки; установить связь между строением земной коры и рельефом. Оборудование: — физическая карта Африки; карта строения земной коры. План выполнения работы: 1. По физической карте Африки определите основные формы рельефа Африки (табл.1), нанесите их на контурную карту. 2. Нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых. Практическая работа 9.

        15 Основные формы рельефа Строение земной коры Атлас Область новой складчатости Пустыня Сахара Древняя платформа Эфиопское нагорье Древняя платформа, зона разломов материка Нагорье Аххагар Древняя платформа Нагорье Тибести Древняя платформа Восточно-Африканское плоскогорье Древняя платформа, область древнейшей складчатости, зона разломов материка Драконовы горы Древняя платформа Капские горы Область древнейшей складчатости Пустыня Калахари Древняя платформа Таблица 1. Связь между основными формами рельефа и строением земной коры

        16 Домашнее задание § 25, §24 (повторить). Выполнение практической работы 9.

        источник

        МКОУ «Дмитриевская основная общеобразовательная школа»

        Открытый урок по географии 7 класс

        Учитель I квалификационной категории

        Тема «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»

        -организовать деятельность учащихся по формированию умений выявлять причинно-следственные связи между строением земной коры и рельефом Южной Америки

        -организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний о закономерностях размещения полезных ископаемых Южной Америки

        — содействовать формированию и развитию коммуникативной компетентности школьников

        -создать условия для развития у школьников умения находить, структурировать и использовать информацию

        -содействовать развитию умений учащихся общаться, работать в группах

        Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

        Подготовиться к продуктивной работе на уроке

        Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

        Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе

        -создать положительный эмоциональный настрой;

        -помочь правильно организовать рабочее место

        Опрос учащихся по заданному материалу

        Цели, которые учитель ставит перед учениками: продемонстрировать умение описывать географическое положение Южной Америки, определить исследователей Южной Америки

        Цель, которую учитель хочет достичь:

        Проверить умение учащихся давать характеристику географического положения материка Южная Америки, определять исследователей Южной Америки

        Методы организации работы: словесные репродуктивные,

        Методы стимулирования: похвала

        Методы оценивания: индивидуальный опрос,

        самооценка с помощью сигнальных карточек

        Изучение учебного материала

        Актуализация опорных знаний

        Цель, которая должна быть достигнута всеми учащимися:

        Выявить особенности материка Южная Америка

        Цель учителя: организовать работу по выявлению особенностей материка Южная Америка, создать проблемную ситуацию для подведения к цели урока

        Методы: объяснительно-побуждающие – побуждающий от проблемной ситуации диалог

        Постановка учебной задачи

        Обсудить затруднение и сформулировать цель урока

        Цель: обсудить проект решения учебной задачи, описать рельеф материка, объяснить зависимость рельефа материка от тектонического строения земной коры, выявить связь размещения полезных ископаемых и рельефа материка

        Методы: объяснительно — иллюстративный

        Метод с/р по осмыслению и усвоению н/м(работа с атласом, учебником

        Применение новых знаний в творческих условиях

        Цель: сравнить рельеф материков Австралия и Южная Америка и сделать вывод

        Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения находить причины различия в рельефе материков Австралии и Южной Америки

        Цель: определить месторождения полезных ископаемых

        Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения находить причины размещения полезных ископаемых по территории материка

        Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

        Цель: закрепить умение выявлять причины, влияющие на формирование рельефа материка и размещение полезных ископаемых

        -За окном декабрь, пасмурно, а я предлагаю вам отправиться туда, где…

        В краях полуденных где-то далеко

        Есть континент, окутанный мечтами

        Где Южный крест на небе высоко

        Сияет ярко темными ночами

        Двух океанов ласками согрет,

        Он ввысь стремится горными грядами,

        На снежных пиках плещется рассвет,

        Стекая вниз хрустальными следами (Н. Боев)

        -О каком же материке идет речь?

        — Проверим все ли у нас готово к уроку

        (учебники, атласы, контурные карты, тетради)

        -На столах у вас лежат смайлики, я хочу, чтобы вы показали с каким настроением вы начинаете урок.

        -Откроем тетради и запишем дату. Готовы дальше продолжать работу?

        -Кто желает взять на себя роль гида и расскажет нам о географическом положении Южной Америки?

        -Чтобы ответить на вопрос об исследователях Южной Америки выполните тест

        -Выберите для себя задание по силам

        -Выполните взаимопроверку и поставьте друг другу оценку карандашом.

        -Сверьтесь с ключами к тесту.

        -А как же вы теперь оцените свои знания?

        -Передайте, пожалуйста, тесты с работами и ключами.

        -Материк Южная Америка особенный? Почему?

        (самый влажный, самая слабо изрезанная береговая линия, большое число населения проживает на высотах более 2000м, были развиты древние цивилизации, очень привлекательный для европейцев)

        Оперируя нашими данными, мы можем выдвинуть гипотезу, что «Южная Америка – материк природных рекордов»

        -Что мы должны сделать, чтобы доказать гипотезу

        (Познакомиться с рельефом материка, климатом и и т. д)

        «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»

        Какая цель стоит перед нами?

        -выявить зависимость размещения форм рельефа от тектонического строения материка

        -определить крупнейшие месторождения полезных ископаемых и их связь с тектоническим строением и рельефом

        -Чтобы изучить рельеф материка, что мы должны сделать?

        -Работаем с картами атласа.

        -На какие части по рельефу можно разделить Южную Америку?

        (западная горная, восточная равнинная.

        -Обратимся к карте «Строение земной коры»

        -На какой литосферной плите расположена Южная Америка?

        -С какими литосферными плитами граничит?

        -Какая тектоническая структура занимает большую часть материка и в какое время она образована? В какой части материка расположена?

        -В какое геологическое время сформировались участки земной коры в западной части материка?

        -А теперь давайте определим как расположились на материке формы рельефа.

        -Какая форма рельефа расположена в западной части материка?

        -Почему на западе материка образовались Анды?

        Горы Анды самые длинные горы на суше. Они тянутся на 9000 км, через территорию 7 государств вдоль западного побережья материка. Средняя высота Анд более 4000 м

        -Найдите наибольшую высоту.

        (Высшая точка Анд – г. Аконкагуа 6960 м.)

        -Покажите на контурной карте и схеме

        -В Андах находятся многочисленные вулканы, входящие в знаменитое Тихоокеанское огненное кольцо.

        -Небольшое сообщение о вулканах Анд подготовила Рисунова С.

        -Можем ли сказать, что образование Анд завершилось и почему?( нет так как периодические землетрясения и извержения вулканов свидетельствуют о продолжающемся горообразовании)

        Какие формы рельефа расположены в восточной части?

        Амазонская — самая большая в мире

        -На каких участках земной коры образовались низменности?

        -Низменности образовались в прогибах платформы

        -Покажите низменности на контурной карте и схеме

        На каких участках земной коры образовались?

        -В местах поднятия платформы.,

        -Что из себя представляет рельеф плоскогорий?

        (отдельные массивы с высотами до 2000м

        самая высокая точка на Гвианском плоскогорье – г. Рорайма – 2875 м, на Бразильском плоскогорье г. Бандейра – 2897 м)

        — Покажите на контурной карте и схеме

        Некоторые реки протекают по плоскогорьям Южной Америки, размывая менее твердые породы и образуя многочисленные уступы.

        -Что образуют реки, падая с уступов?

        -На реках, протекающих по Гвианскому и Бразильскому плоскогорью образовались многочисленные водопады, самый высокий водопад в мире Анхель – 1054 м на реке Карао притоке Ориноко, на реке Игуасу, протекающей через Бразильское плоскогорье водопад Игуасу до 30 м высотой.

        -Покажите на контурной карте

        — Мы познакомились с рельефом Южной Америки?

        -Можем подтвердить правильность гипотезы? С какими природными рекордами материка вы познакомились?

        самый высокий действующий вулкан Охос — дель – Саладо

        самая большая низменность Амазонская

        самый высокий водопад Анхель)

        -Прежде чем продолжим наше путешествие по материку выполним

        -А теперь, поработаем в парах

        Вы получите листы с заданиями и сравните рельеф

        материка Южная Америка и Австралия, заполните таблицу.

        Проверим таблицу и сделаем вывод

        (рельеф Южной Америки более сложен, есть горы и равнины, плоскогорья, так как западная часть материка расположена в зоне контакта литосферных плит, рельеф восточной части сходен с рельефом Австралии, в основании Австралии платформа и в основании восточной части материка платформа)

        -Что мы должны сделать дальше?

        ( изучить полезные ископаемые)

        Чтобы определить как расположены месторождения полезных ископаемых и какие причины повлияли на их размещение побудем в роли «Мудрых сов»

        Каждая группа получает свое задание и отчитывается о его выполнении.

        -Первая группа отчитается. Осадочные полезные ископаемые расположены во впадинах и прогибах платформ.

        магматические полезные ископаемые расположены в складчатых областях и выступах фундамента

        -Какую цель мы ставили перед собой?

        (проверить правильность гипотезы)

        -Как мы теперь можем охарактеризовать материк?

        (самый влажный материк, самые длинные горы на суше, самый высокий действующий вулкан, самый высокий в мире водопад, самая большая низменность, самые крупные месторождения медных руд)

        Теперь, если вы запланируете в будущем туристическую поездку, то можете смело отправиться в Южную Америку и увидеть природные рекорды.

        -Сейчас, я попрошу каждого из вас с помощью смайликов ответить на вопросы:

        -Была ли у тебя возможность высказать свое мнение?

        -Было ли тебе комфортно на уроке?

        творческие задания по выбору

        -составить рекомендации для туристов, желающих посетить Южную Америку

        -составить страничку южно-американских рекордов

        источник

        Источники:
        • http://www.myshared.ru/slide/960324/
        • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654102/
        • http://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-relef-i-poleznie-iskopaemie-afriki-klass-2396922.html
        • http://obrazovaka.ru/geografiya/relef-i-poleznye-iskopaemye-afriki-7-klass.html
        • http://pptcloud.ru/geography/relief-i-poleznye-iskopaemye-afriki-7-klass
        • http://resheba.me/gdz/geografija/7-klass/korinskaja/19
        • http://botana.biz/prepod/geografiya/ovkvfbil.html
        • http://www.myshared.ru/slide/960324/
        • http://pandia.ru/text/80/536/48958.php