Меню Рубрики

Рельеф тектоническое строение и полезные ископаемые контурная карта ответы

Авторы:
Класс: 8
Предмет: География

Готовые решенные ответы к рабочей тетради по географии для восьмиклассников под авторством Кима Э. В., Марченко Н. А., Низовцевой В. А. к учебнику Алексеева А. И., только благотворным образом воздействуют на усвоение материала и успеваемость ученика 8 класса по этому занимательному предмету. Школьник при помощи незаменимого пособия намного легче учится работать с основными географическими объектами, прикладывая минимальные усилия, знакомится с пространством России и всего мира. С гдз вам предстоит меньше времени тратить вечерами над географическими книгами и атласом, повреждая зрение, утомляясь и ощущая усталость, а уверенно и плодотворно уяснить, разобрать и переписать каждый ответ.

Гдз автора Кима Э. В. для рабочей тетради по географии подробным образом охватывает следующий материал:

  1. География для восьмиклассников начнется со всестороннего исследования положения России на карте мира – это поступающая информация важна для патриотических умов подростков. Решения для заданий из рабочей тетради дают однозначный и точный ответ.
  2. Не зная российских часовых поясов и их зонального распределения, сложно ориентироваться в современной жизни страны, представлять существование на бескрайних просторах нашего государства.
  3. Границы России на карте мира, соседствующие с нами страны и результат этого соседства тоже является сложным материалом для систематизации и запоминания. Поиск помощи в гдз, и дополнительное исследование по этой теме успешно для усвоения предмета.
  4. Рабочая тетрадь содержит задания для подготовки к государственным экзаменам.
  5. Еще больший интерес, а отсюда и лишние вопросы может вызвать информация о природе нашей страны и воздействии человека на нее.
  6. Исследования многообразного рельефа России от гор и равнин до бескрайних сибирских лесов и болотистой местности, а также изучение недр нашей русской земли дадут восьмикласснику четкое представление значимости богатств Отечества для внутренней и внешней жизни.
  7. Мир геологии, этапы летоисчисления окажутся не под силу для абсолютного понимания большинства восьмиклассников, а гдз автора Кима по географии смогут справиться с возникающими проблемами.
  8. Вопросы, связанные с климатом нашей Родины, климатообразующими факторами, особенностей циклонов и антициклонов станут частью рабочей программы по географии. Обращение к готовому учебному пособию сделает географию в 8 классе увлекательным предметом.
  • Несложный поиск подробно прокомментированных решений для каждого упражнения и практикума из рабочей тетради. Подобные развернутые ответы очень полезны при повторении пройденного на уроке материала, в то же время для лучшей систематизации его в памяти восьмиклассника.
  • В гдз превосходно, со всеми подробностями выполнено каждое упражнение вне зависимости от того, является ли оно простым или сложным, важным или неважным, потому что нельзя изначально знать, в каком разделе географии у ребенка появятся неразрешимые трудности.
  • Верный, безотказный помощник в процессе проверки домашних работ. Отсюда, контролировать успеваемость учебного процесса у школьника помимо непосредственно учителя, имеющего некую вероятность пропустить те или иные ошибки в работе, могут еще и родители ученика, а важнее всего – самостоятельная проверка.
  • Разносторонняя помощь для подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ, в случае определения восьмиклассником своей будущей профессии.
  • При затруднении в выполнении домашних заданий ученик может сиюминутно обратиться к готовым ответам, которые гарантированно отложатся под корой головного мозга.

Интернет-сайт ГдзМонстр рекомендует пользоваться электронным вариантом пособия при любых вынуждающих обстоятельствах с помощью персонального компьютера или смартфона. Но следите за тем, чтобы не просто зубрить готовые строки решебника по географии, а попытаться пересказать своими словами тот же текст, так как учитель знаком с этим пособием.

Таким образом, решебник к рабочей тетради по географии Кима – очень полезное средство в успешном усвоении географических тем.

источник

Для того, чтобы увеличить изображение на компьютере- прокручивайте колёсико мыши удерживая клавишу Ctrl .

Красные: все задания выполнены (Оценка 5 или 4)

Зелёные: плохо или не полностью выполненные (Оценка 2 или 3)

Оранжевые: выполнено , но не проверено учителем (Оценка 5 или 4 или 3)

Серые: невыполненные страницы

Подписывайтесь на нас ( )

Мы в соц сетях ( )

Подписывайтесь на нас ( )

Мы в соц сетях ( )

Подписывайтесь на нас ( )

Мы в соц сетях ( )

Подписывайтесь на нас ( )

Подписывайтесь на нас ( )

Подписывайтесь на нас ( )

Пожалуй, заполнение контурных карт по географии всегда было и будет головной болью для любого школьника. Чтобы облегчить обучение 8-классников, был разработан и издан специальный «Решебник по Географии 8 класс. Контурные карты». Это учебное пособие призвано помочь школьникам в заполнении различных контурных карт. Готовые заполненные карты соответствуют заявленной учебной программе по географии. Такое ГДЗ будет верным спутником любого школьника на пути к освоению самой непонятной части школьной географии — освоения контурных карт. Некоторые учителя и родители скептически относятся к такому пособию, говоря, что готовые ответы еще никому не шли на пользу. Но сами школьники не видят в ГДЗ ничего плохого, а только хорошего помощника, при помощи которого можно понять те моменты, которые раньше вызывали трудности. Работая с таким пособием, у школьника вырабатывается пространственное представление о расположении тех или иных предметов на местности. Пособие также способствует более качественному усвоению географической номенклатуры. Благодаря ему, ученики также смогут наверстать ранее пропущенный материал, тем самым не отстав от своих одноклассников.

УМК «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс». Контурные карты
Цветные контурные карты напечатаны на офсетной бумаге, что позволяет рисовать на них карандашами, и выполнены в технике объёмного изображения рельефа. К каждой карте предлагается система заданий разных типов и уровней сложности, ориентированных как на закрепление основных географических знаний и формирование базовых навыков, так и на развитие аналитических способностей школьников. Наряду с картами, к которым предлагается система заданий разных типов и уровней сложности, ориентированных как на закрепление основных географических знаний и формирование базовых навыков, так и на развитие аналитических способностей школьников, в контурных картах размещены и карты без заданий.

Автор: Котляр Ольга Геннадьевна

Мы в соц сетях ( )

источник

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа– достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины– глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые(гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие(нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные(гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

источник

Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии.

образовательные: изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых ;

воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии; способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.

развивающие: развивать умение работать с учебником, атласом, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами.

Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структу р;

— Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии;

— познакомить учащихся с основными района вулканизма и землетрясений в Евразии;

— Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,

— Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка

— называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

— описывать географическое положение крупных форм рельефа;

— объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.

— сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа, делать ввводы

Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта мира, компьютер, тетради, раздаточный материал. Атлас для 7 класса по географии, листы самооценки

Форма работы: в парах, индивидуальная

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент: На каждой парте учащихся лежит лист самооценки, где прописаны задания и их критерии оценивания, достижения учащихся. 1 мин

2. Актуализация знаний. Проверка знаний: учащимся предлагается выполнить задание «Цифровой диктант». На каждой парте учащихся лежит лист с заданием. Ребята работают в парах. Предлагается ряд заданий, которые нужно выполнить на листе самооценки. 5 мин

Задание: расставьте цифры соответствующие морям, которые принадлежат данным океанам.

Океаны: Северный Ледовитый_________________

К каким океанам принадлежат моря:

1)Карское; 2)Берингово; 3)Аравийское; 4) Балтийское; 5) Черное; 6)Желтое; 7) Охотское, 8) Баренцево; 9) Белое; 10) Северное; 11) Средиземное; 12) Восточно-Китайское; 13) Азовское; 14) Лаптевых; 15) Японское

3. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя : Вы узнали о внутреннем строении Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. Побывали на пяти материках Земли и бороздили просторы Мирового океана. И мы сегодня с вами продолжаем изучение материка Евразия.

Вопрос : Вспоминая тему прошлого урока, скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

Ответ: Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

Читайте также:  Полезны ли консервированные персики

Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?

Рельеф, тектонические строение и полезные ископаемые Евразии

Для того чтобы изучить данную тему нам необходимо:

— усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.

— Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

При характеристики рельефа. Какие карты мы с вами будем использовать?

— Ребят, а давайте с вами вспомним что вы знаете о рельефе?

Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности.

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

— Разнообразен ли рельеф Евразии?

— Что вы можете сказать высоте Евразии?

— Назовите величайшую горную систему земного шара.

— Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

— Найдите самую высокую и низкую точку Евразии

— Посчитайте колебания высот на материке .

Вывод : анализируя карту можно сделать вывод, что:

Евразия выше других материков

На ее территории расположены высочайшие горные системы. Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848 м)

Равнины большие по размерам и тянутся на тысячи км и занимают большую часть территории Евразии

Велики колебания высот (от впадины Мертвого моря, до вершины Гималаев)

— Сравните рельеф Евразии и рельеф других материков. Попробуйте выделить причины сходства и различия.

А в чем причина? (в истории развития материка)

Задание 2. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот. Атлас с. 48-49

Западно – Сибирская равнина

Восточно – Европейская равнина

ниже 0 м (-28м ниже уровня моря)

Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень контрастен и разнообразен .

Строение земной коры в пределах Евразии.

-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? (карта «Строение земной коры», «Литосферные плиты» с. 8-9, 10 атлас)

— Как образовался материк Евразия? (Пангея-Лавразия (северные)- Гондвана (южные)

Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? Материковый тип земной коры.

— Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? Устойчивые платформы и складчатые области.

— Какие формы рельефа соответствуют платформам?

— Что такое складчатая область? ( тектоническая складчатая структура планетарных масштабов, отделяющая древние платформы друг от друга или от океана.)

— Как образовались складчатые области?

— Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

— От чего зависят строение, высота и облик гор?

Анализ карты строения земной коры с. 8-9, 10 атлас

— Что лежит в основании материка Евразии? ( Евразийская литосферная плита)

— Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты? ( неодинаковый)

— Что проходит по границе литосферных плит? (складчатые пояса). К этому вопросу мы вернемся позже

Задание 3 : Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Евразии, установите зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по территории Евразии.

Какие закономерности вы заметили? (Складчатым поясам принадлежат горы, а платформам – равнины и плоскогорья).

Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка? ( т.к. здесь стык литосферных плит)

— С какими плитами она граничит? ( На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской)

— Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?

Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

Сейсмически активные пояса. Землетрясения и вулканизм.

— С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

— Чем отличаются эти части материка?

— Что происходит в таких зонах и как они называются?

— Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

— Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне?

— Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой)

— Что еще повлияло на рельеф Евразии? Древнее оледенение .

(На рельеф материка оказало большое влияние и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Спускаясь со Скандинавских гор, лед сглаживал их поверхность. После его таяния на Восточно-Европейской равнине, к югу от Балтийского моря, на севере Азии остались многочисленные морены — скопления обломков горных пород разных размеров)

На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс , с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский или Альпийско-Гималайский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

— Посмотрите по карте на с. 8-9 и 48-49 где проходит Тихоокеанский сейсмический пояс? (от п-ва камчатки до Больших Зондских островов). Он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов- это действующие и потухшие вулканы.

В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения.

— Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо (Тихоокеанское огненное кольцо, Тихоокеанское кольцо, Тихоокеанский огненный пояс) — область по периметру Тихого океана , в которой находится большинство действующих вулканов и происходит множество землетрясений . Всего в этой зоне насчитывается 328 действующих наземных вулканов из 540 известных на Земле .

Задание 4. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя картосхему, нанесите цифры расположения вулканов:

1.Везувий (Аппенинский полуостров)

3. Кракатау (Большие Зондские острова)

4. Ключевская Сопка (п-ов Камчатка)

5. Фудзияма (Японские острова)

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? ( Полезные ископаемые. ) Работа с атласом стр. 48-49.

Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии ? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Задание 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

1. Район Персидского залива

5. Север Великой Китайской равнины

Вывод: На равнинах осадочные полезные ископаемые, а в складчатых поясах магматические и метаморфические

4. Закрепление изученного материала.

Задание6 : Заполнить пропущенные слова.

Рельеф Евразии ….. (разнообразен)

Здесь находятся крупные … (равнины)

А также крупнейшие … (горные системы мира)

Самая высокая точка вершины ….. ( Джомолунгма (Эверест) 8848м).

Самое низкое место на материке ….(впадина Мертвого моря)

Амплитуда высот более … (9000 м)

5. Подведение итогов урока: подвести итоги темы уроки, проанализировать все ли задачи были выполнены. Работа с листом самооценки. Настроение. Итоги в баллах. Кто какие оценки получил.

6. Домашнее задание : § 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Достигли ли мы намеченной цели?

Что мы сегодня нового узнали на уроке?

Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

Где ты можешь применить полученные знания в жизни?

Ты помогал другим или тебе помогали?

Что вызвало наибольшие затруднения?

Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, предстоит осознать, неосознанные)?

источник

Подробное решение параграф § 17 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016

  • Гдз тетрадь-тренажер по Географии за 8 класс можно найти тут

1. Сопоставим физическую и тектоническую карты. Определим, на какой тектонической структуре находится территория.

Территория России расположена на следующих литосферных плитах: Евразийской, Охотоморской, Северо-Американской. На их территории можно выделить следующие тектонические структуры: Восточно-Европейская платформа, Балтийский щит, Скифская платформа, Кавказские горы, Печерская платформа, Уральские горы, Западно-Сибирская платформа, Сибирская платформа, Анабарский и Алданский щит, горы Южной Сибири, горы Дальнего Востока, горы Камчатки и Сахалина.

2. По шкале высот на физической карте установим, какие высоты преобладают в её пределах.

Восточно-Европейская платформа – преобладающие высоты: 150-200 м., Балтийский щит – преобладающие высоты: 200-500 м., Скифская платформа – преобладающие высоты: 0-200 м., Кавказские горы – преобладающие высоты: 2000-3000 м., Печерская платформа– преобладающие высоты: 0-200 м. , Уральские горы – преобладающие высоты: 500-1000 м., Западно-Сибирская платформа – преобладающие высоты: 0-200 м., Сибирская платформа – преобладающие высоты: 200-500 м., Анабарский и Алданский щит – преобладающие высоты: 500-1000 м., горы Южной Сибири – преобладающие высоты: 1000-2000 м., горы Дальнего Востока – преобладающие высоты: 1000-2000 м., горы Камчатки и Сахалина – преобладающие высоты: 2000-3000 м.

3. Определим характер рельефа (горный, равнинный) и его особенности.

Восточно-Европейская платформа – равнинный рельеф, с большим числом возвышенностей, Балтийский щит – невысокие, древние горы, Скифская платформа – низменности и равнины, Кавказские горы – высокие молодые горы в широтном направлении, Печерская платформа– равнины, Уральские горы – древние горы в меридиональном направлении, Западно-Сибирская низменности и равнины с уклоном рельефа на север, Сибирская платформа – плоскогорья и холмы, Анабарский и Алданский щит – древние разрушенные горы, горы Южной Сибири – старые, но высокие горы в широтном направлении, горы Дальнего Востока – высокие горы среднего возраста, горы Камчатки и Сахалина – молодые горы с вулканической активностью.

4. Сделаем вывод о зависимости рельефа от тектонического строения территории.

Сопоставление карт тектонического строения и рельефа, показывает общую закономерность, что древние и молодые платформы соответствуют равнинам и низменностям, щиты – древним, невысоким горам и плоскогорьям, складчатости – высоким горам.

1. На карте на с. 250—251 Приложения найдите: а) древние и молодую платформы (как они называются?); б) выступы кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (как они называются?). Месторождения каких полезных ископаемых с ними связаны?

А) Древние платформы: Восточно-Европейская платформа и Сибирская платформа; молодые платформы: Скифская платформа, Печерская платформа, Западно-Сибирская платформа.

Б) Выступы кристаллических пород на поверхности платформ называются щитами: Балтийский щит, Анабарский и Алданский щит. Им присуще рудные полезные ископаемые (железо, никель, алюминий, медь и др.).

2. Выберите верный ответ. На территории России преобладают: а) низкие горы; б) высокие и средневысотные горы; в) равнины; г) нагорья.

3. Выберите верный ответ. Места выхода кристаллического фундамента платформ на поверхность называют: а) щитами; б) плитами; в) впадинами.

4. Продолжите определения: а) Геосинклиналь — это. ; б) Платформа — это. .

А) Геосинклиналь – очень крупный и протяженный прогиб земной коры с длительным погружением, в результате которого формируются мощные тела осадочных и магматических горных пород, в дальнейшем вовлекаемые в складчатость и горообразование.

Б) Платформа – крупный участок континентальной земной коры, характеризующийся относительно спокойным тектоническим режимом. Платформы противопоставляются высокоподвижным геосинклинальным поясам.

5. Чем отличается строение плиты от строения щита?

В строении плиты присутствует осадочный чехол, на щите он отсутствует.

6. Используя шкалу высот на физической карте России (см. Приложение, с. 244—245), определите средние и максимальные высоты Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

Восточно-Европейская равнина: средние высоты 170 м., максимальная высота 479 м – на Бугульминско-Белебеевской возвышенности в Предуралье; Западная Сибирь: средние высоты 100 м., максимальная высота 285 м.

7. Используя физическую и тектоническую карты, определите, какие из перечисленных гор относятся к области наиболее молодой складчатости и являются самыми высокими: а) Хибины; б) Большой Кавказ; в) Урал; г) Алтай.

Наиболее молодыми являются Кавказские горы (ответ б), однако, Алтай, хоть и возник в период Герцинской складчатости, но в Неогене (Kz), он претерпел вертикальные поднятия, в результате данные горы оказались довольно высокими.

8. Опишите особенности рельефа вашей местности, используя рубрику «Шаг за шагом».

Территория Челябинской области расположена на двух тектонических структурах – Уральские горы (запад области) и Западно-Сибирской (восток области) платформе. На западе преобладающие высоты 800-1000 м., которые в центральной части области понижаются, поскольку восточные склоны Южного Урала переходят в Зауральский пенеплен, где средние высоты составляют 200-500 м., на востоке области пенеплен переходит в Западно-Сибирскую равнину с высотами 0-200 м. Поэтому Уралу – соответствуют горы, Зауральскому пенеплену – холмистые равнины, Западной Сибири – низменности.

Читайте также:  Какое счастье быть полезным людям учить его величество народ

источник

• об особенностях строения земной коры Евразии

• об общих чертах рельефа материка и факторах его формирования

• какими полезными ископаемыми богаты недра Евразии

• внутренние и внешние рельефообразующие процессы

• особенности тектонического строения Африки и Северной Америки

Среди других материков Евразия выделяется самым сложным и разнообразным рельефом. Евразия — единственный материк, где горные вершины поднимаются на высоту более 7000 м над уровнем моря. Четырнадцать из них даже превышают отметку 8000 м! Здесь находятся и самое обширное и высокое нагорье мира — Тибет, и самая глубокая впадина суши: берега Мертвого моря на 395 м ниже

Рис. 2. Этна — самый высокий действующий вулкан Европы (3343 м). Он расположен на острове Сицилия. На его вершине находятся четыре постоянно действующих кратера. Согласно древним верованиям местных жителей, Этна был кузницей бога Вулкана, который ковал доспехи и оружие для богов и героев.

В 1614 г. произошло самое долгое извержение Этны продолжительностью в десять лет.

уровня моря. Разнообразный и контрастный рельеф материка сформировался в результате продолжительных тектонических процессов, происходивших в недрах Земли и на ее поверхности.

В отличие от других материков, в основе Евразии лежит несколько древних платформ, соединенных между собой складчатыми поясами. Образно говоря, Евразия состоит из нескольких континентов, объединенных в одно целое. Древние платформы — Восточно-Европейская, Сибирская, Китайская — вместе с Северо-Американской литосферной плитой формировали единый материк — Лав-разию. Позднее к ним присоединились Аравийская и Индостанская платформы — обломки древней Гондваны.

На карте строения земной коры (рис. 1) видно, что Евразия занимает не только всю Евразийскую литосферную плиту, но и части Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской. Вдоль линии их столкновения земная кора измята в складки — там в альпийскую эпоху образовался Альпийско-Гималайский складчатый пояс. Поэтому горы, появившиеся в этом поясе, располагаются не на окраинах вдоль побережья, как на других материках, а во внутренних и южных частях Евразии. Вдоль восточного побережья материка на стыке с Тихоокеанской литосферной плитой расположен еще один пояс альпийской складчатости — Тихоокеанский.

В поясах складчатости образование складок еще не завершилось, здесь продолжаются активные тектонические процессы. В связи с этим мы можем наблюдать высокую сейсмичность и вулканизм. Крупнейшими действующими вулканами в Европе в пределах Средиземноморского сейсмического пояса являются Этна (рис. 2), Везувий и Гекла. Действующие вулканы Азии — Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау и другие — входят в Тихоокеанский сейсмический пояс.

Объяснить расположение основных форм рельефа материка поможет сопоставление физической карты Евразии и карты строения земной коры. В пределах платформ сформировался равнинный рельеф разной высоты.

Огромные просторы на востоке Европы занимает Восточно-Европейская равнина, образовавшаяся на Восточно-Европейской платформе. Древним азиатским платформам отвечают Среднесибирское плоскогорье (рис. 3), Великая Китайская равнина, плоскогорье Декан, равнины Аравийского полуострова.

Рис. 3. Среднесибирское плоскогорье — одно из древнейших на Земле. Оно занимает огромные просторы между реками Енисей и Лена. Высота плоскогорья колеблется в пределах 500—700 м над уровнем моря. Наиболее возвышенные массивы расположены на северо-западе, где отдельные из них достигают высоты 1700 м.

Молодым платформам — Западно-Сибирской и Туранской, которые долгое время были покрыты водами морей, — отвечают одноименные низменности.

Обширные просторы материка занимают складчатые сооружения времен палеозоя. В этот период 300—800 млн лет назад образовались Скандинавские и Уральские горы, хребты Алтая, Саян, Тянь-Шаня, Куньлуня. В последующие геологические эпохи значительно разрушенные внешними процессами горы омолаживались и снова поднимались отдельными гигантскими глыбами.

В областях альпийской складчатости образовались гигантские горные системы. В пределах Альпийско-Гималайского складчатого пояса раскинулись горные сооружения: Пиренеи, Альпы, Апеннинские и Балканские горы, Карпаты (рис. 4), Крымские горы, Кавказ, Памир, Гималаи.

Тихоокеанский пояс простирается от Камчатки до Зондских островов в виде огромной островной дуги с сотнями вулканических

Рис. 4. Горная система Карпат вытянулась в виде подковы на 1500 км в центральной части Европы. Это средневысотные горы с множеством низменностей, перевалов, долин, живописных округлых вершин. Часть Карпат длиной около 280 км, расположенную в пределах Украины, называют Украинскими Карпатами.

вершин. Неподалеку расположены самые глубокие океанические желоба: Марианский, Филиппинский, Курило-Камчатский.

В формировании рельефа Евразии важную роль играют внешние процессы. В северной части материка много ледниковых форм рельефа, образовавшихся в период древнего оледенения. Во внутренних пустынных районах материка господствует ветер. В результате его деятельности образуются барханы и дюны в песчаных пустынях, «эоловые города». Водно-эрозионные процессы становятся причиной изрезанности рельефа.

Различия в рельефе Европы и Азии.

По особенностям рельефа европейская и азиатская части материка имеют ряд различий. В Европе примерно 2/3 поверхности занято равнинами, среди которых преобладают низменности. Горы в основном невысокие. Исключением являются Альпы, раскинувшиеся более чем на 1000 км, со снежными и ледовыми острыми вершинами, большинство которых превышают отметку 4000 м (рис. 5). Самая высокая вершина Альп и Европы — гора Монблан (4807 м).

Средняя высота Азии почти в 3 раза превышает европейские показатели. Примерно 3/4 территории занято поднятиями рельефа: горными хребтами, нагорьями и плоскогорьями. Они расположены в центральной части Азии и вдоль ее окраин (рис. 6). Наиболее высокие нагорья и горные цепи тянутся на тысячи километров, среди них — горы Гималаи с высочайшей вершиной мира Джомолунгмой (8848 м) (рис. 7) и крупнейшее в мире нагорье Тибет.

Для Азии характерна самая высокая амплитуда колебаний высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км.

Евразия занимает ведущее место в мире по запасам нефти и природного газа, руд цветных металлов.

С выходами на поверхность магматических и метаморфических пород в выступах фундамента платформ и в горах связаны крупные месторождения рудных полезных ископаемых. Богатые месторождения железных и марганцевых руд залегают в недрах Восточно-Европейской равнины, Уральских гор, Скандинавского полуострова, Индостана. Вдоль всей восточной окраины материка тянется пояс горных систем, где залегают месторождения олова и вольфрама. В породах докембрийского фундамента древних платформ содержатся золото, серебро, платина.

В Евразии много месторождений осадочного происхождения. Здесь сосредоточена значительная часть мировых запасов топливных полезных ископаемых. Месторождения нефти расположены в снижениях древнего фундамента, в предгорных впадинах, на окраинах платформ, на шельфе морей. Крупнейшие запасы нефти представлены на Аравийском полуострове, в районе Персидского залива, в Западной Сибири, на Восточно-Европейской равнине, на шельфе Северного моря. Природный газ добывают на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, Туранской низменности, со дна Северного моря. Крупные угольные бассейны расположены в осадочном чехле Восточно-Европейской, Индостанской, Китайско-Корейской и Южно-Китайской платформ.

Исключительно богата Евразия и нерудными полезными ископаемыми. На полуострове Индостан, острове Шри-Ланка сосредоточены крупнейшие в мире месторождения синих сапфиров и рубинов. В древнем фундаменте Среднесибирского плоскогорья выявлена особая порода — кимберлит, содержащая алмазы.

рис. 7. У самой высокой вершины мира несколько названий. Тибетцы называют ее «Джомолунгма» — «Мать богов Земли», непальцы — «Сагарматха» — «Властелин мира». В честь руководителя индийской топографической службы англичанина Джорджа Эвереста ей дали еще одно название — Эверест. Абсолютная высота вершины — 8848 м — была определена в 1852 г.

• Рельеф Евразии сформировался под воздействием внутренних и внешних сил и характеризуется многообразием и контрастностью.

• В основе материка лежит несколько древних и молодых платформ, объединенных между собой областями складчатости.

• Европейская часть Евразии более равнинная, чем азиатская. В Азии расположена самая высокая горная система мира — Гималаи с вершиной Джомолунгмой.

• По запасам нефти, природного газа, каменного угля, железных руд Евразия занимает первое место среди других континентов.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие платформы лежат в основе материка Евразия? Назовите их. Как они отличаются по возрасту? 2. Какие равнины отвечают этим платформам? 3. В каких районах Евразии расположены области складчатости? Образование каких горных систем с ними связано? 4. Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других материков? 5. Назовите основные причины многообразия форм поверхности Евразии. 6. Какими причинами обусловлено образование поясов складчатости на территории Евразии? Каким образом проявляется их активность? 7. По запасам каких полезных ископаемых Евразия занимает ведущие места в мире?

Какие внешние силы повлияли на формирование рельефа Евразии? Приведите конкретные примеры результатов внешних рельефообразующих процессов.

Практическая работа 10 (продолжение)

Нанесение на контурную карту названий географических объектов Евразии. Нанесите на контурную карту основные формы рельефа Евразии: горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи (г. Джомолунгма); равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская; низменности: Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское; вулканы: Гекла, Везувий, Ключевская Сопка, Фудзияма.

Используя дополнительные источники географических знаний, определите: а) какие разрушительные землетрясения и извержения вулканов происходили на территории Евразии за последние 100 лет; б) какие предупредительные меры борьбы с последствиями землетрясений и вулканизма применяются в разных странах материка; в) возможно ли использование разрушительной энергии землетрясений и вулканизма.

источник

Территория России формировалась постепенно, в различные геологические эпохи. Для пониманий различий современного рельефа надо знать геологическую и тектоническую историю его формирования. На уроке вы познакомитесь с особенностями строения земной коры на территории России. Узнаете, что такое тектонические структуры и как они связаны с различными формами рельефа.

Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Урок: Формирование земной коры на территории России

Земная кора бывает двух типов: океаническая и континентальная (материковая). (см. рис. 1)

Рис. 1. Строение земной коры (Источник)

Слои земной коры отличаются друг от друга строением, составом, мощностью, происхождением. Формирование земной коры зависит от внутренних сил Земли, которые изучает наука тектоника (тектоник — от греч. «относящийся к строительству»).

Для того чтобы узнать какие тектонические структуры располагаются в пределах нашей страны можно воспользоваться картой строения земной коры, или тектонической. (см. рис 2)

Рис. 2. Карта «Строение земной коры» (тектоническая) (Источник)

Для понимания закономерности расположения гор и равнин, то есть форм рельефа, на территории России, необходимо знать не только геологическую историю, но и понять, как эти формы рельефа размещаются по отношению к крупным образованием земной коры — литосферным плитам.

Большая часть территории нашей страны располагаются в пределах Евроазиатской литосферной плиты — одной из самой крупных литосферных плит нашей планеты. (см. рис. 3)

Рис. 3. Евроазиатская (Евразийская) литосферная плита

В пределах Евроазиатской литосферной плиты в её центральной части находятся Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Ближе к восточной окраине этой плиты располагается Среднесибирское плоскогорье. (см. рис.4)

Рис. 4. Равнины, находящиеся в пределах Евроазиатской литосферной плиты

На юго-западе России с Евроазиатской литосферной плитой контактирует Африкано-Аравийская литосферная плита, вернее её часть — Анаталийская плита. В рельефе это выражено горами Кавказа. (см. рис. 5)

На востоке и юго-востоке Евроазиатская литосферная плита граничит с Североамериканской, Амурской и Охотоморской литосферными плитами. Эти три литосферные плиты отделяют Евроазиатскую литосферную плиту от Тихоокеанской, с которой они взаимодействуют. (см. рис.6)

Рис. 6. Границы между литосферными плитами на востоке и юго-востоке

Это часть территории попадает в планетарную зону сжатия и соответствует восточной горной окраине нашей страны. По простиранию горных хребтов, таких как Джугджур, Сунтар-Хаята, Срединный хребет Камчатки, а также по простиранию острова Сахалин можно увидеть границы литосферных плит, например, Охотоморской.

Читайте также:  Полезные поделки для дома и дачи своими руками

Современной положение литосферных плит, их границы, очертание, размеры изменялись на протяжении многих лет, на протяжении всей геологической истории. В это время участки земной коры тоже изменялись, например: океаническая земная кора расширялась за счет поднятия мантийного вещества в районах среди океанических хребтов (см. рис.7), в мелководных морях происходило накопление осадков.

Рис. 7. Поднятие мантийного вещества (Источник)

И если такие участки попадали в зону сдвижения литосферных плит, то они поднимались, сминались в складки и вместо мелководных морей образовывались горы, например Кавказ. (см. рис.8)

Рис. 8. Столкновение литосферных плит и образование горных хребтов (Источник)

Поднимаясь, горы постепенно разрушаются из-за воздействия на них биологических процессов. С течением времени, скорость поднятия гор, может замедляться, а скорость разрушения, наоборот увеличиваться. В результате образуется относительно невысокая территория (участок разрушенной внешними силами горной страны), сложенная горными породами, которые уже не могут смяться в складки.

Дальнейшее развитие данного участка земной коры идет по одному из путей. Первый путь: в земной коре образуются разломы и трещины, по которым блоки начинают двигаться вверх или вниз на фоне общего поднятия территории. В результате образуются складчатые и глыбовые горы. К таким горам относятся горы Урала. (см. рис. 9)

Рис. 9. Разрез складчато-глыбовых гор (Источник)

Во втором случае интенсивных блоковых движений не наблюдается, территория затапливается морем, накапливаются толщи осадочных пород и на месте моря образуется плоская выровненная территория, например Западно-Сибирская равнина.

По интенсивности и характеру тектонических движений выделяют относительно устойчивые и относительно подвижные участки земной коры. Первые называются платформами, другие – складчатыми поясами (или областями складчатости). (см. рис. 10)

Рис. 10. Основные тектонические структуры

Складчатые пояса – относительно подвижные участки земной коры. Горные породы залегают в виде более или менее хорошо сохранившихся складок, осложненных разломами и внедрениями магматических пород.

В пределах складчатых поясов более ярко проявляется внутренняя активность земли. Амплитуда вертикальных движений может достигать десяти или более километров скорости поднятия и опусканий от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в год. Процесс сопровождается образованием складок и разломов земной коры, вулканизмом и землетрясениями. В рельефе складчатые области соответствуют горам.

Платформы — это относительно устойчивые участки земной коры

Платформа имеет строение: основание – это складчатый фундамент, состоящий из древних магматических и метаморфических горных пород, и верхний ярус – чехол осадочных горных пород, залегающих горизонтально. На платформе выделяются – Щиты и плиты. Щиты – это участки выхода на поверхность древних кристаллических пород фундамента платформы (осадочный чехол практически отсутствует). Плита – участок платформы с двухъярусным строением. Как правило, в рельефе платформы соответствуют равнинам.

Рис. 11. Строение платформы (Источник)

В целом развитие земной коры шло по следующей схеме: подвижные участки земной коры становились малоподвижными, то есть на месте складчатых поясов образовывались платформенные области. Расширение платформенных областей и складчатых поясов шло отдельными толчками. История формирования земной коры разбивается на ряд отрезков, которые называются эпохами складчатости. Каждая из таких эпох длилась около 150 млн лет.(см. рис.12)

Рис. 12. Эпохи складчатости

Подобно складчатым поясам, платформы также имеют различный возраст. Он определяется по возрасту их фундамента. Выделяются молодые и древние платформы.( см. рис.13)

Расположение платформ и складчатых областей мы можем узнать по тектонической карте России. Цветовым фоном показаны те или иные тектонические структуры, соответствующие тем или иным нашей стране. Например, северо-восток нашей страны показан зелёным цветом, что соответствует мезозойской эпохе складчатости. (см. рис. 14)

Рис. 14. Тектоническая карта России

От строения земной коры зависит рельеф территории, а также наличие полезных ископаемых.

— Основными тектоническими структурами являются относительно подвижные (складчатые пояса ) и относительно устойчивые участки земной коры (платформы).

— Складчатые области постепенно превращаются в платформы.

— В геологической истории Земли выделяется несколько эпох складчатости, или горообразования.

— Размещение тектонических структур показывается на тектонических картах.

Домашнее задание

  1. Какие формы рельефа соответствуют древним платформам?
  2. Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
  3. Приведите примеры древних платформ и молодых гор на территории России.

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. География России. Природа. Население. Учебник 8 класс В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя
  4. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
  5. УМК ( учебно-методический комплект ) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия : природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. Атлас.

Другие уроки на эту тему

  • Строение земной коры и рельеф России (Источник).

Узнай больше по теме

  1. Тектоника плит (Источник).
  2. Литосфера и литосферные плиты (Источник).
  3. Строение земной коры (Источник).
  4. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры (Источник).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

· актуализировать знания о закономерности размещения основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых; сформировать знания об особенностях тектонического строения, размещения основных форм рельефа и полезных ископаемых на материке; продолжить совершенствование практических умений и навыков работы с картами атласа;

· развивать умение работать с картами атласа, сопоставлять, сравнивать их; выполнять тестовые задания, осуществлять самопроверку и коррекцию знаний;

· формировать положительное отношение к учебной деятельности, укреплять желание самостоятельно добиться успеха в обучении.

Оборудование: физическая карта Африки, тектоническая карта Африки, атласы, учебники, шаблоны Африки, контурные карты, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут называть, показывать и обозначать на карте основные формы рельефа Африки; объяснять связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми материка; характеризовать размещение полезных ископаемых.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Прием «Картографическая разминка»

Учитель (или один из учащихся) задает вопросы по карте, показывая географические объекты, характеризующие географическое положение Африки.

· В чем заключается особенность географического положения Африки?

· Назовите и покажите на карте крайние точки Африки.

· Какие океаны и моря омывают берега Африки?

· Какие выводы о общие признаки природы Африки вы можете сделать, имея знания о ее географическое положение?

· Какие этапы в изучении и исследовании Африки можно выделить?

· Какая взаимосвязь существует между строением земной коры и основными формами рельефа?

· Под действием каких факторов формируются различные формы рельефа?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с планом изучения материка следующим этапом нашей работы является исследование особенностей тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых материка.

Подумайте, почему эти три направления исследований соединены вместе.

Варианты ответов учащихся.

Действительно, именно от строения земной коры, истории ее формирования в течение геологического развития Земли зависит размещение основных форм рельефа и полезных ископаемых. Сегодня на уроке вам нужно установить и выяснить, как названа географическая закономерность отражена в Африке. Для этого вам пригодятся умения работать с тематическими картами атласа.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Установление особенностей геологического строения материка

Работа с картой «Тектоническая карта Африки», мультимедийной презентацией

Задачи. По тектонической картой Африки установите, какие структурные элементы земной коры составляют основу материка, их геологический возраст.

В основе континента лежит Африкано-Аравийская платформа, которая в далеком прошлом была частью древнего материка Гондвана. Возраст горных пород, составляющих ее кристаллический фундамент, достигает 2-3 млрд лет. Активизация внутренних процессов Земли в мезозое вызвала раскол Гондваны и движения отдельных участков платформы. Отдельные части платформы поднимались, образующие высокие плоскогорья, вторые — наоборот, опускались, в результате чего возникали крупные котловины, где накапливались осадочные континентальные и морские горные породы. Движения земной коры, которые сопровождались многочисленными землетрясениями и извержениями вулканов, стали причиной образования крупнейшего на суше разлома земной коры — Восточноафриканского.

На северо-западной и южной окраинах материка расположены складчатые структуры. На них приходится около 4 % площади Африки.

Вывод 1. В основе Африки лежит древняя платформа. Это дает основания сделать предварительный вывод о преобладании в Африке равнинных форм рельефа.

2. Установление закономерностей размещения основных форм рельефа

Задачи. Сопоставьте тектоническую и физическую карту Африки и установите закономерности размещения основных форм рельефа материка.

В ходе работы учащиеся помечают в тетрадях на шаблоне Африки географическую номенклатуру рельефа материка (горы: Атлас, Драконовы, Капские; вулкан: Килиманджаро; нагорья: Эфиопское; плоскогорья: Восточноафриканское).

Большая часть Африки занята возвышенностями, плоскогорьями и нагорьями, местами перерезанными долинами рек. Материк возвышается, будто высокий стол, над водами океанов. На окраинах материка поднимаются горные хребты, на побережьях океанов расположены небольшие низменности.

Высокие массивы — Эфиопское нагорье и Восточноафриканское плоскогорье — расположены в восточной части Африки. их образование связано с деформациями земной коры в зоне разломов. Разломы сопровождались вулканической деятельностью, поэтому на Восточноафриканском плоскогорье и Эфиопском нагорье есть большие участки лавовых плато и крупные вулканические массивы.

Плато — плоская приподнятая равнина со слабо расчлененной поверхностью, отделенная от соседних равнинных пространств хорошо выраженными крутыми склонами.

С розламами связано образование самых высоких гор Африки — Килиманджаро, Кении и Рувензори. Они расположены вблизи экватора и поднимаются свыше 5000 м над уровнем моря. Килиманджаро (5895 м) — потухший вулкан и самая высокая вершина Африки. Наименьшую высоту над уровнем моря имеет уровень озера Ассаль (-155 м), расположенный в пределах прибрежной низменности Красного моря.

На северо-западе в области альпийской складчатости сформировались горы Атлас. Вдоль южного и юго-восточного побережья материка тянутся невысокие Капские и Драконовы горы.

Вывод 2. В Африке перевесят возвышенности и плоскогорья. Особенности строения поверхности Африки связаны с его геологическим строением.

Задачи. Сопоставьте физическую и тектоническую карты Африки и установите закономерности залегания полезных ископаемых на материке. Результаты занесите в таблицу.

Группы полезных ископаемых

Наиболее распространенные виды полезных ископаемых

Медные, урановые, кобальтовые, марганцевые, железные руды; золото, платина

Фосфориты, слюда, асбест, графит, алмазы

Северная часть побережья и шельф залива Ґвінейської

Восточная и Южная Африка, Атласские горы

Фосфориты — на севере, алмазы — западная и южная Африка

Связь с геологическим строением

В осадочном чехле платформы

В кристаллическом фундаменте платформы и магматических породах в зоне разломов, складчатой области

Фосфориты — осадочный чехол платформы, алмазы — в магматических породах

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Прием «Экспресс-тест», «Самопроверка»

1. Высшей отметкой материка Африка является гора:

2. В альпийскую эпоху горообразования сформировались горы:

3. В магматических породах в пределах Восточноафриканских разломов сформировались богатые месторождения:

4. Укажите форму рельефа, в пределах которой являются высочайшие вершины Африки:

В Восточноафриканское плоскогорье;

5. В южной и западной Африке добывают ценный минерал —

Прием «Картографическая разминка»

Ученики задают друг другу по очереди вопросы о расположении основных форм рельефа Африки.

Почему высочайшая вершина материка — вулкан Килиманджаро расположен на платформе, а не в складчатой области, как правило, расположены вулканы?

Прием «Творческая лаборатория»

Составьте прогноз: что произойдет с Африкано-Аравийской платформой и материком Африка, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться.

Учитель помогает ученикам сделать вывод с помощью вопросов.

1. Какая тектоническая структура лежит в основе большей части материка Африка?

2. Чем объяснить то, что среди форм рельефа Африки преобладают возвышенности и плоскогорья?

3. Чем объяснить формирование в недрах Африки значительных и разнообразных месторождений полезных ископаемых?

4. Какие этапы урока для вас были наиболее интересными? Какие задания были сложными?

1. Проработать соответствующий параграф учебника.

2. Практическая работа 3 (продолжение): нанести на контурную карту основные формы рельефа Африки, что были указаны на уроке.

источник

Источники:
  • http://gdz-vip.ru/%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8E%D1%88%D0%BA%D0%B0/8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B
  • http://obrazovaka.ru/geografiya/relef-tektonicheskoe-stroenie-poleznye-iskopaemoe-8-klass.html
  • http://infourok.ru/material.html?mid=64522
  • http://resheba.me/gdz/geografija/8-klass/alekseev/17
  • http://narodna-osvita.com.ua/6379-tektonicheskoe-stroenie-evrazii-relef-poleznye-iskopaemye.html
  • http://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/geologicheskoe-stroenie-relief-i-poleznye-iskopaemye/formirovanie-zemnoy-kory-na-territorii-rossii
  • http://schooled.ru/lesson/geographic/7klas_2/14.html