Меню Рубрики

Роль полезных ископаемых в жизни человека

Характеристика понятия и использования природных ресурсов. Роль полезных ископаемых в жизни общества. Главный анализ нанесения большого ущерба лесным запасам переувлажнением почвы. Особенность разработки программы развития эколого-экономических систем.

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История использования природных ресурсов. Потенциальные экологические опасности, которые могут актуализироваться при сохранении существующего технико-экономического развития. Классификация природных ресурсов. Роль полезных ископаемых в жизни общества.

реферат [16,4 K], добавлен 19.05.2009

Роль природных ресурсов в жизни общества. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Главные источники загрязнения почвы. Способы разработки месторождений. Расчет вредных выбросов автомобильного двигателя. Водные ресурсы в населенных и в городских сетях.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 13.12.2016

Водные ресурсы и их роль в жизни общества. Использование водных ресурсов в народном хозяйстве. Охрана вод от загрязнения. Проблемы рационального использования водных ресурсов и пути их решения. Качество природных вод в России.

реферат [113,8 K], добавлен 05.03.2003

Воздействие геологоразведочных работ и добычи полезных ископаемых на характер изменения литосферы. Пути рационального использования и охраны недр. Эколого-экономическое значение лесных ресурсов, их современное состояние, использование и классификация.

реферат [22,8 K], добавлен 22.11.2010

Классификация природных ресурсов. Средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Исчерпаемые или невозобновимые ресурсы. Возобновимые или постоянные ресурсы. Охрана природных ресурсов.

реферат [345,5 K], добавлен 09.10.2006

Классификация природных ресурсов. Сырьевые ресурсы, экономическое и комплексное их использование. Невозобновимые и возобновимые ресурсы. Рациональное использование и охрана водных ресурсов в сельском хозяйстве. Охрана вымирающих и редких видов животных.

курсовая работа [111,7 K], добавлен 23.11.2008

Природные ресурсы Алтайского края, его флора и фауна, оценка залежей полезных ископаемых, значение в экономике государства на сегодня. Качество природной среды Алтайского края и пути его повышения, перспективы. Состояние среды обитания человека в крае.

реферат [31,3 K], добавлен 01.06.2012

Концепции экономической оценки природных ресурсов, ее задачи. Стоимость использования природного объекта. Экономическая ценность, результативный и воспроизводственный подходы. Величина ущерба от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов.

контрольная работа [23,5 K], добавлен 13.11.2011

Природные ресурсы как элементы природы, которые используются при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения потребностей общества и общественного производства. Классификация природных ресурсов. Принцип платности природопользования.

лекция [20,1 K], добавлен 15.11.2009

Классификация природных ресурсов. Характеристика природно-ресурсного потенциала Крыма: земельных, климатических, рекреационных и минеральных ресурсов. Экологические проблемы использования природных ресурсов, возможности их рационального использования.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 29.10.2010

источник

Природные ресурсы — объекты, процессы и условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Природные ресурсы подразделяются на:

  • — возместимые и невозместимые;
  • — возобновимые и невозобновимые;
  • — заменимые и незаменимые;
  • — восстановимые и невосстановимые.

Природные ресурсы включают: полезные ископаемые, источники энергии, почву, водные пути и водоемы, минералы, леса, дикорастущие растения, животный мир суши и акватории, генофонд культурных растений и домашних животных, живописные ландшафты, оздоровительные зоны и т.д.

Человек научился использовать природные ресурсы себе на благо, но открытия новых возможностей использования природных ресурсов — бесконечны. Большое значение природа оказывает на здоровье человека.

Водолечение, лечение лекарственными травами и прочие варианты использования природных ресурсов сегодня, в век химии — становятся все более и более актуальными.

1)МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (а. mineral resources; н. Mineralressourcen, mineralische Ressourcen; ф. ressources minerales; и. recursos minerales) — совокупность полезных ископаемых, выявленных в недрах отдельных регионов, стран, континентов, дна океанов или Земли в целом, доступных и пригодных для промышленного использования и, как правило, количественно оценённых геологическими исследованиями и геологической разведкой. Минеральные ресурсы являются невозобновляемыми природными ресурсами. Подготовленную к освоению часть минеральных ресурсов называют минерально-сырьевой базой.

Понятие минеральные ресурсы имеет несколько аспектов. В горно-геологическом аспекте минеральные ресурсы являются совокупностью выявленных в недрах скоплений (месторождений) различных полезных ископаемых, в которых химические элементы и образуемые ими минералы находятся в резко повышенной концентрации по сравнению с кларковыми содержаниями в земной коре, обеспечивающей возможность их промышленного использования. В экономическом аспекте минеральные ресурсы служат сырьевой основой для развития важнейших отраслей промышленного производства (энергетика, топливная промышленность, чёрная и цветная металлургия, химическая промышленность, строительство), а также возможным объектом международного сотрудничества. В условиях капиталистического общества минеральные ресурсы могут быть одной из причин международных конфликтов, вызываемых борьбой капиталистических государств за захват наиболее богатых источников минерального сырья. природный ресурс земельный лесной

По областям использования минеральные ресурсы подразделяются на топливно-энергетические (нефть, природный газ, угли, горючие сланцы, торф, урановые руды); руды чёрных металлов (железные, марганцевые, хромовые и др.); руды цветных и легирующих металлов (алюминия, меди, свинца, цинка, никеля, кобальта, вольфрама, молибдена, олова, сурьмы, ртути и др.); руды редких и благородных металлов; горно-химические (фосфориты, апатиты, каменная, калийная и магнезиальная соли, сера и её соединения, борные руды, бром и йодсодержащие растворы, барит, флюорит и др.); драгоценные и поделочные камни; нерудное индустриальное сырьё (слюда, графит, асбест, тальк, кварц и др.); нерудные строительные материалы (цементное и стекольное сырьё, мраморы, шиферные сланцы, глины, туфы, базальт, гранит); гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды, в т.ч. бальнеологические, термальные и др.). Приведённая классификация является условной, т.к. области промышленного применения некоторых полезных ископаемых могут быть многообразными, например нефть и газ являются также сырьём для химической промышленности, известняк и другие карбонатные породы — сырьём для металлургического производства, химической промышленности и промышленности строительных материалов.

Понятие минеральные ресурсы изменяется во времени и зависит от уровня развития общества, от потребностей производства, а также от уровня техники и возможностей экономики. Природные минеральные вещества становятся минеральными ресурсами только после того, когда в них появляется потребность и появляются способы их практического использования. Чем выше техническая вооружённость, тем шире ассортимент полезных ископаемых и большее число новых видов минерального сырья вовлекается в промышленное производство. Например, каменный уголь стал полезным ископаемым, имеющим промышленное значение, только с конца 17 века, нефть — с середины 19 в.; руды алюминия, магния, хрома и редких элементов, калийные соли и другие — с конца 19 — начала 20 вв.; урановые руды — с середины 20 века. Об истории освоения минеральных ресурсов см. в ст. Горное дело.

Пространственное распределение минеральных ресурсов в недрах Земли в целом, а также отдельных континентов и стран характеризуется неравномерностью (см. карту).

Свыше 80% разведанных запасов угля промышленно развитых и развивающихся стран сосредоточено в недрах пяти капиталистических стран — США, ФРГ, Великобритании, Австралии и ЮАР, 87% марганцевых руд — в ЮАР и Австралии, 86% калийных солей — в Канаде. Значительная часть минеральных ресурсов многих важнейших видов полезных ископаемых сосредоточена в недрах развивающихся стран (рис. 1).

Как правило, минеральные ресурсы количественно оцениваются запасами полезных ископаемых и прогнозными ресурсами. В минерально-сырьевом балансе мира, а также в балансе отдельных стран свыше 70-80% запасов каждого вида полезных ископаемых приходится на сравнительно небольшое число крупных месторождений и месторождений-гигантов, остальные сосредоточены в средних и многочисленных мелких месторождениях. По промышленному значению и размерам запасов полезных ископаемых условно различают: уникальные месторождения, имеющие большое значение в мировых запасах планеты в целом; крупные — в запасах больших по территории и обеспеченных минеральными ресурсами стран; средние — в запасах средних и небольших стран или отдельных регионов крупных стран; небольшие и мелкие — в запасах небольших стран или отдельных районов и предприятий. Данные о запасах отдельных видов полезных ископаемых по континентам приведены в табл., а их распределение по странам — в статьях об отдельных видах полезных ископаемых и государствах.

Наиболее изучены давно действующие горнопромышленные районы, территории социалистических и промышленно развитых капиталистических стран, в меньшей степени — территории развивающихся стран Африки и Азии, некоторых районов Латинской Америки, а также недра Мирового океана. Несмотря на истощение давно эксплуатируемых отдельных месторождений и сокращение разведанных запасов полезных ископаемых в некоторых странах, уровни добычи, достигнутые в мире в начале 80-х гг., обеспечиваются на длительние сроки

2)ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ, вуды в жидком, твердом и газообразном состоянии и их распределение на Земле. Они находятся в естественных водоемах на поверхности (в океанах, реках, озерах и болотах); в недрах (подземные воды); во всех растениях и животных; а также в искусственных водоемах (водохранилищах, каналах и пр.).

Вода — единственное вещество, которое в природе присутствует в жидком, твердом и газообразном состояниях. Значение жидкой воды существенно меняется в зависимости от местонахождения и возможностей применения. Пресная вода шире используется, чем соленая. Свыше 97% всей воды сосредоточено в океанах и внутренних морях. Еще ок. 2% приходится на долю пресных вод, заключенных в покровных и горных ледниках, и лишь менее 1% — на долю пресных вод озер и рек, подземных и грунтовых.

Вода, самое распространенное соединение на Земле, обладает уникальными химическими и физическими свойствами. Поскольку она легко растворяет минеральные соли, живые организмы вместе с ней поглощают питательные вещества без каких-либо существенных изменений собственного химического состава. Таким образом, вода необходима для нормальной жизнедеятельности всех живых организмов. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Ее молекулярный вес всего 18, а точка кипения достигает 100° C при атмосферном давлении 760 мм рт. ст. На бульших высотах, где давление ниже, чем на уровне моря, вода закипает при более низких температурах. Когда вода замерзает, ее объем увеличивается более чем на 11%, и расширяющийся лед может разрывать водопроводные трубы и мостовые и разрушать скальные породы, превращая их в рыхлый грунт. По плотности лед уступает жидкой воде, что и объясняет его плавучесть.

Вода также обладает уникальными термическими свойствами. Когда ее температура понижается до 0° C и она замерзает, то из каждого грамма воды высвобождается 79 кал. При ночных заморозках фермеры иногда опрыскивают сады водой для защиты бутонов от повреждения морозом. При конденсации водяного пара каждый его грамм отдает 540 кал. Эта теплота может быть использована в отопительных системах. Благодаря высокой теплоемкости вода поглощает большое количество теплоты без изменения температуры.

Использование водных ресурсов.В последние годы из-за экономической дестабилизации, приведшей к падению выпуска промышленной продукции, снижению продуктивности сельского хозяйства и сокращению орошаемых площадей, в России наметилось уменьшение объемов водопотребления (за 1991 -1995 гг. пресной воды — на 20,6%, морской — на 13,4%). Изменилась и структура использования пресной воды: водопотребление на производственные нужды сократилось на 4% (с 53% в 1991 г до 49% в 1995 г), на орошение и обводнение — на 3% (с 19 до 16%),в то же время доля хозяйственно-питьевого водоснабжения возросла на 4% (с 16 до 20%).

К 1997 г. объем использования пресной воды составил в России 75780,4 млн. м3/год, морской — 4975,9 млн. м3/год.

На нашей планете лесами занято около 4 млрд га земель (около 30% суши). Четко прослеживаются два лесных пояса: северный (леса с преобладанием хвойных пород деревьев) и южный (на 97% состоящий из широколиственных лесов — в основном это влажные экваториальные и тропические леса развивающихся стран).

Только за последние 200 лет площадь лесов в мире сократилась в 2 раза. Уничтожение лесов такими темпами будет иметь катастрофические последствия для всего мира, так как сокращается поступление кислорода в атмосферу, усиливается «парниковый эффект«, меняется климат на планете.

Наибольшая площадь лесов сохранилась в Азии и Южной Америке, наименьшая — в Австралии. Однако размеры континентов неодинаковы, поэтому важно учитывать показатель лесистости (соотношение лесопокрытой площади и общей площади региона), а также размеры запасов древесины и площадь лесопокрытой поверхности в расчете на 1 жителя.

По запасам древесины ведущие позиции занимают Россия (75 млрд м3), Бразилия, Канада, США; а по размерам лесопокрытых площадей — Россия, Бразилия, Канада, США, Китай, Индонезия, Колумбия, Индия. По показателю лесистости выделяются французская Гвиана, Суринам (леса распространены на более чем 90% территории страны), Гайана, Габон (свыше 80%), Малайзия, Япония, Мьянма, Индонезия, Эквадор, Лаос (свыше 60%), а также Финляндия, Швеция. Лесистость в России составляет 45%, в Бразилии — около 60%.

Страны с обширными лесными массивами располагаются в природной зоне тропических лесов и лесов умеренного пояса. Меньше всего лесов у государств, расположенных между северным и южным лесными поясами, а также стран характеризующихся аридным климатом и пустынными ландшафтами. Практически безлесными являются Бахрейн, Катар, Ливия, Чад, Египет, ОАЭ и др.

Очень серьезной мировой проблемой становится проблема сокращения лесного покрова. Леса северного лесного пояса в экономически развитых ныне странах подвергались интенсивному уничтожению в прошлом, но затем лесной покров был в большей степени восстановлен (лесопосадки). В некоторых странах, где проводятся правительственные программы сохранения биосферы, прирост древесины стал превышать объем ее вырубки. И основной причиной потери леса и снижения его качества в развитых странах в последние десятилетия стали кислотные дожди (от загрязнения воздушной среды). По оценке специалистов, общая площадь пораженных лесов составляет около 30 млн га.

В развивающихся странах леса вырубаются под пашни и пастбища, к тому же древесина наиболее ценных пород экспортируется в развитые страны. Древесина остается также основным энергоносителем — 70% всего населения развивающихся стран использует древесину как топливо при приготовлении 104 пищи и обогреве жилищ. При этом обеспеченность лесными ресурсами в этих странах различна и часто невелика.

Среди основных причин сокращения лесных ресурсов мира можно отметить следующие:

  • — леса вырубаются с целью расширения сельскохозяйственных угодий, а также площадей под строительство промышленных объектов, городов, транспортных коммуникаций и др.;
  • — древесина является высококачественным строительным материалом;
  • — из различных пород деревьев изготавливают мебель, игрушки, бумагу, карандаши, спички и др.;
  • — древесина используется как топливо;
  • — леса сокращаются и деградируют от загрязнения воздушной среды и почв.
Читайте также:  Полезные ископаемые черского хребта

На протяжении многих веков сокращение площади лесов на планете практически не препятствовало прогрессу человечества. Однако с недавнего времени этот процесс стал отрицательно сказываться на экономическом и экологическом состоянии многих стран. И хотя около 30% суши планеты Земля еще покрыты древесной растительностью, охрана лесов и лесовосстановительные работы необходимы для дальнейшего существования человечества.

4)ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА — это сельскохозяйственные земли и другие земельные угодья (или иначе участки земли), которые используются или могут быть использованы при данном уровне развития производительных сил общества во многих отраслях деятельности человека (сельское, лесное, водное хозяйство, строительство населенных пунктов, дорог и т. д.).

Из-за быстрого роста населения и его нерациональной хозяйственной деятельности, находящей выражение в ежегодной потере 6—7 млн. га продуктивных почв, обеспеченность человечества земельными ресурсами быстро уменьшается. Площадь земельных ресурсов, приходящихся на одного человека, ежегодно сокращается на 2%, а площадь продуктивных угодий — на 6—7% ввиду растущей антропогенной нагрузки на земельные ресурсы и деградации почвенного покрова.

Среди земельных ресурсов можно различать три большие группы: 1) продуктивные земли; 2) малопродуктивные земли; 3) непродуктивные. К продуктивным земельным ресурсам относятся пахотные угодья, сады и плантации, луга и пастбища, леса и кустарники; к малопродуктивным — земли тундры и лесотундры, болота, пустыни; в группу непродуктивных земель входят застроенные и нарушенные человеком земли, пески, овраги, ледники и снежники.

Каждый континент и каждая страна имеют свою специфику земельных ресурсов и их географии. В наше время использование земель очень динамично и общая картина распространения антропогенных ландшафтов постоянно меняется. Своеобразное землепользование имеет и каждый ландшафтно-географический пояс Земли.

На долю обрабатываемых земель в зарубежной Европе приходится 30% земельных ресурсов, а в европейской части России около 10%. В сель­скохозяйственное пользование вовлекались почвы широколиственных лесов умеренного пояса и вечнозеленых лесов субтропиков, серые лесные почвы и черноземы степей.

В Африке основным видом использования земельных ресурсов являются пастбища (27% территории). Во многих частях Африки плужное земледелие и полеводство отсутствуют в силу исторических причин и колониального прошлого. Во влажно-лесном поясе господствует подсечно-огневая система земледелия с мотыжной обработкой небольших делянок. Полевые агроландшафты распро­странены на северной и южной окраинах Африки и в Эфиопии. Из-за присутствия мухи цеце в экваториальной Африке в первую очередь осваивались водоразделы, а долины, прибежище мухи цеце, почти безлюдны и заняты галерейными лесами. Огромные территории в Африке относятся к категории прочих земель (44%), которые представлены пустынями.

В настоящее время четко прослеживается тенденция в изменении земельных ресурсов мира, выражающаяся в наступлении городских и сельских территорий и горно-промышленно-транспортных комплексов на пахотные земли, которые в свою очередь расширяются за счет пастбищ, а площади последних растут за счет лесов и пустынь. В США, например, от расширения городов ежегодно теряется 350 тыс. га пашни. Отсюда постоянное сокращение площади лесов на Земле: за последние 300 лет уменьшение более чем наполовину. Отсюда же и рост пустынь.

источник

ТЕМА 1. ГОРНОЕ ДЕЛО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

«Основная задача горной науки состоит в том,

чтобы, используя достижения математики, физики,

химии, механики, цикла геологических дисциплин,

обеспечить научное понимание сложных явлений и

процессов, происходящих в недрах земли

при разработке месторождений полезных

ископаемых, и создать научно-обоснованную

базу для коренного усовершенствования

современной техники горного дела».

Изучив эту тему, вы будете иметь представление:

о роли полезных ископаемых в жизни человека;

о видах и масштабах горных работ, их влиянии на земную поверхность;

основные группы отраслей горной промышленности;

особенности состояния и основные направления развития минерально-сырьевой базы России.

Почти все материалы, из которых сделаны окружающие нас предметы, современная техника – от канцелярской кнопки и пластикового пакета до высотного здания, компьютера и космического корабля, в своем первоначальном виде находились под Землей. Так не похожие друг на друга мрамор и нефть, железная руда и природный газ, алмаз и каменный уголь на самом деле очень близкие между собой и называются, как и очень многие другие, – полезными ископаемыми.

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются от ее каменной оболочки. Полезные – потому что служат человеку и по его воле превращаются в разнообразные и необходимые вещи, которые создают уют, обогревают, кормят, перевозят, обеспечивают безопасность.

Все, чем богат и силен человек: дома, плотины, автомобили и самолеты, электрические и электронные машины, все из чего он создает энергию и орудия производства, добывается из недр земли. Полезные ископаемые составляют материальную основу, сырье промышленного производства (подробнее).

Невозможно переоценить роль полезных ископаемых в становлении цивилизации. Американский этнолог Генри Льюис Морган писал, что именно с того момента, когда варвары научились получать и применять металл, 9/10 борьбы за цивилизацию было выиграно. Использование металла стимулировало развитие земледелия, строительства, ремесел, военного дела и культуры, способствовало бурному социальному прогрессу.

Благодаря сокровищам недр развивались все области человеческой цивилизации: политика, экономика, техника, сельское хозяйство, искусство, философия, религия, язык, литература и др. С древнейших времен служат человеку неметаллические и металлические полезные ископаемые, значительно позже стали использоваться горючие полезные ископаемые. За долгую историю человечества было открыто громадное число месторождений самых различных полезных ископаемых. Но и в наше время люди обнаруживают все новые и новые богатства в недрах Земли. К тому же, давно известные минералы и руды, добываемые человеком, находят новые области применения.

Рисунок 1.1. Соотношение содержания полезных компонентов и общей массы руды.

В течение всей своей истории человечество стремилось обладать полезными ископаемыми. Сначала люди находили их на поверхности, затем стали искать и добывать под землей. Долог и труден был путь человека к богатствам земных недр, он сопровождался немалыми опасностями. Недаром существует множество легенд, сказаний и мифов о грозных и таинственных подземных духах, стерегущих земные сокровища.

На рисунке 1.1 показано, что по мере развития цивилизации и перехода от ручного труда к использованию современных механизмов в производство вовлекаются месторождения с все более низкими концентрациями полезных компонентов. При этом масса руд непременно должна увеличиваться.

Поиск и добыча полезных ископаемых требовали от человека мужества и силы воли, смелости и отваги, сопровождались радостью находок и скорбью о потерях родных и товарищей. Работа горняка всегда считалась наиболее трудной и опасной, труд рудокопа являлся почетным, к нему с давних пор относились с уважением. Желание преодолеть трудности в достижении богатства и преуспевания на протяжении столетий было тем, что принесло мировую славу горным мастерам разных стран. Горные школы и объединения шахтеров и в наше время являются носителями горняцких традиций и хранителями их культурного наследия.

Студенты горных специальностей должны изучать не только горную науку, разведку, добычу и переработку руды, работу машин и механизмов, а опираясь на исторический опыт, расширять свои представления об основах государственной, политической и хозяйственной жизни страны и со временем научиться управлять горной промышленностью «ко благу человечества и государств».

1.2. Горное производство – определяющий фактор материальных ресурсов общества и сфера реализации технических достижений

«Для России (как, впрочем, для любой страны) ее

природные ресурсы, особенно невозобновляемые –

это Богом данное богатство, которое принадлежит

всем, а не только нынешним поколениям. И расходовать

его нужно максимально эффективно, с наибольшей

пользой для собственных граждан».

Горное дело(англ. – mining, mining engineering; нем. – Bergbau; франц. – Industrie miniere, genie minier; исп. – Ingenieria minera) – область деятельности человека по освоению недр Земли. Горное дело включает все виды техногенного воздействия на земную кору, главным образом извлечение полезных ископаемых, их первичную переработку и научные исследования, связанные с горными технологиями.

Теоретический фундамент горного дела создает горная наука, которая вбирает в себя достижения фундаментальных наук – математики, физики, химии и смежных технических наук для использования их в горном деле и горной технике.

Совокупность отраслей производства, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых, а также их первичной обработкой и получением полуфабриката, называется горной промышленностью (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Основные группы отраслей горной промышленности

Группа Отрасли горной промышленности и основные виды сырья
Минерально-энергетического сырья Нефтяная, газовая, угольная, торфяная, сланцевая, урановая, геотермия
Руд черных и легирующих металлов Железорудная, марганцоворудная, хромитовая, вольфрамовая, молибденовая, ванадиевая
Руд цветных металлов Алюминиевая, медная, никелевая, оловянная, свинцово-цинковая, сурьмяная
Руд благородных металлов Золото, серебро, платина
Горно-химическая Апатит, калийные соли, серный колчедан, нефелин, селитры, борные руды и фосфатное сырье
Нерудного индустриального сырья Асбест, графит, гипс, глины
Строительных материалов Гранит, известняк, доломит, кварц, мел, мергель, полевой шпат, щебень
Драгоценных и поделочных камней Алмаз, яшмы, берилл, малахит
Минеральных подземных вод Гидроминеральная

Развитие горной промышленности и размещение ее отраслей обусловлены как природными (наличие в недрах достаточных ресурсов полезных ископаемых), так и социально-экономическими факторами.

Неравномерное размещение месторождений по отдельным континентам и регионам привело к развитию активной международной торговли. Минеральное сырье занимает I место по тоннажу в мировой торговле. Объемы перевозок сырья и топлива потребовали создания и развития морского и трубопроводного транспорта.

Непрерывно возрастающая потребность в минеральном сырье требует усовершенствования оборудования и горной техники. Горное производство занимает ведущее место в экономике России: на его долю приходится более 33 % валового внутреннего продукта (ВВП). Крупнейшие горно-обогатительные комбинаты, такие как Норильский, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, становятся центрами экономики и промышленности целых областей.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 6680 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Полезные ископаемые — это минеральные образования естественно образовавшиеся на поверхности или толще земной коры. В настоящее время их насчитывается более 3000 видов. Полезные ископаемые могут быть трех видов — твердые, жидкие и газообразные. Еще древние люди использовали полезные икопаемые, состав которых качественно расширялся и роль их в жизни человечества постоянно возрастала. Вся человеческая деятельность основана на использовании природных ресурсов в производстве, строительстве, энергетике, быту, транспорте. Роль минеральных ресурсов для человечества за последнии 100 лет значительно возрасла. Никто уже не сможет отказатться от автомобилей, электричества, центрального отопления — это результаты использованяи полезных ископаемых.

очень большую без них мы жили как перво бытные люди без ископаемых мы не как не развивались

Волгограда . Саша утверждает , что Волга течёт на юго- восток , а Миша говорит что река течёт на юго- запад . Кто из мальчиков прав ?

2. Расскажите о типичной погоде экваториального климата и тропического климата. Как проявляется связь между температурой воздуха, влажностью, видом и количеством осадков? Как это отражается на природе материка?

3. Литосферные плиты и их движение. Назовите основные положения теории литосферных плит и проиллюстрируйте их примерами.

4. Реки и озера материка Африка. Особенности речных долин и водного режима

. 5. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков у поверхности Земли.

6. Австралия. ГП, рельеф и полезные ископаемые, климат, природа. По каким признакам природа Австралии отличается от природы Африки?

7. Антарктида. ГП, рельеф, климат, природа, воды. Назовите не менее пяти признаков, по которым об Антарктиде можно сказать: «Антарктида самый, самый…».

8. Северная Америка. Внутренние воды, природа. Как на питании и режиме рек отражается их положение в разных климатических поясах? Приведите примеры.

9. Воздушные массы. Пассаты. Западные ветры. Типы воздушных масс.

10. Южная Америка. Расскажите о полезных ископаемых материка. Как связано происхождение полезных ископаемых и строение материка?

11. На примере Южной Америки расскажите о роли рельефа, господствующих ветров и морских течений в формировании климатических условий.

12. Тихий океан, Индийский океан. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан ГП, рельеф дна, климат, течения, природные богатства.

13. Северная Америка. Равнинный Восток. Горный Запад. Полезные ископаемые.

14. Основные климатообразующие факторы. Расскажите об одной из природных зон Северной Америки. Приведите примеры приспособления растений и животных к природным условиям этой зоны.

15. Евразия. Разнообразие рельефа, его причины (внутренние и внешние). Полезные иcкопаемые.

16. Какие климатические факторы формируют климат Евразии? Как проявляется влияние каждого из них?

17. Мировой океан. Свойства вод Мирового океана. Поверхностные течения.

18. Африка. Географическое положение, рельеф, климат, природные зоны.

19. Географическая оболочка. Круговорот веществ и энергии.

20. Природные комплексы. Географическая зональность

21. Природные зоны Евразии. Какие живые организмы приспособились к природным условиям Евразии

22. Какие материки лежат только в северном полушарии, в южном, и в южном и в северном?

23. Какие материки и океаны пересекает экватор, какие начальный меридиан? РЕШИТЕ ПОЖАААЛУСТА, СРОЧНО НАДО.

Что такое почвообразующие факторы? Какую роль играют растения в почвообразующем процессе?

Установите,какого возраста породы слагают Восточно-Европейскую равнину?

каковы законамерности размещения месторождений полезных ископаемых?

источник

Значение полезных ископаемых в жизни человека. Практическая работа ( Определение свойств полезных ископаемых).

Тема. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Практическая работа ( Определение свойств полезных ископаемых).

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников, работать в парах постоянного состава.

3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: физическая карта Казахстана, условные знаки ПИ, презентация; раздаточный материал.

Организационный момент. Психолого- педагогический настрой на работу.

Чтоб природе другом стать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Читайте также:  Полезно ли пить теплую воду утром натощак

Что такое полезные ископаемые

Какие полезные ископаемые нашего края вы знаете? Назовите.

Продолжи мысль: «Месторождения-это…….»

— Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые) Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми?

Сделай общий вывод. Дай определение полезных ископаемых.

Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Но для добычи определённого вида полезного ископаемого важно, что бы этого ресурса было сконцентрировано как можно больше на ограниченном пространстве. Такое скопление полезных ископаемых на ограниченно территории называется месторождением. ( вывесить слово)

-Назови виды полезных ископаемых и приведи по 2 примера.

2). Тест- контроль по пройденному материалу.

1. Укажи, что называется полезными ископаемыми:

А) металл, получаемый из железной руды;

Б) природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве

В0 твердая оболочка земли

Назови три группы полезных ископаемых.

А) полезные, бесполезные, очень полезные;

Б) горючие, рудные , нерудные;

В) горные породы, минералы, металлы.

Горючие полезные ископаемые:

Разведчики земных недр- это

6. Нефть и природный газ добывают в

7. Полезные ископаемые по способу применения бывают:

А) жидкие, твердые, газообразные

Б) горючие, рудные , нерудные;

В) горные породы, минералы, металлы.

3). Взаимопроверка по ключу. Работа в парах. Взаимооценка.

7б-«5» 6б- «4» 5или 4 б- «3» 3 и менее баллов- «2»

3. Постановка учебной задачи. Определение целей урока. Работа в паре.

Как вы думаете, какова тема урока? Предположите, рассмотрев слайды.

Подумайте, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется план.)

«+» — если по этой теме я всё уже знаю и хорошо ориентируюсь

« — если очень плохо знаю эту тему, почти ничего раньше не слышал об этом

«?» кое-что знаю, но хотел бы знать больше

Мы геологами станем (шагать на месте)

Будут все гордиться нами (шагать на месте)

Что ждет нас впереди? (руки в стороны)

Высокая гора (руки над головой)

Бурная река (показать руками волны0

Ее не обойдешь (шагать на месте)

Ее не проплывешь (движения пловцов)

А надо напрямик (руки вперед0

Все пройдем и все сумеем (шагать на месте)

И своей достигнем цели. Да! Да!

Работа в группах. Составление интеллект- карты «Значение полезных ископаемых для человека».

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

Что называется горючими полезными ископаемыми?

Что относится к горючим пол. ископаемым?

Месторождения на территории Казахстана. 4. Применение горючих пол. ископаемых.

Дополнительное сообщение делает подготовленный ученик.

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.

Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.

То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превратилось в торф. Сдавленный пластами земли торф постепенно твердел, превращался в бурый уголь. Бурый уголь сдавливается под землёй очень долго и превращается в чёрный каменный уголь.

Каменный уголь имеет обычно чёрный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Главное свойство угля – он хорошо горит, выделяя много тепла. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке стали и чугуна.

Посмотрим на карту нашей страны – вы видите чёрные квадраты; это обозначены месторождения каменного угля. Их можно найти в разных местах нашей родины.

Знаменитое месторождение каменного угля: Карагандинское угольное месторождение.

Нефть – маслянистая непрозрачная жидкость, цвет от светло-коричневого до чёрного, запах специфический, резкий, Легче воды. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.

В настоящее время нефть широко используется в хозяйстве. Главным образом она применяется в изготовлении топлива для всех видов машин. Из неё производят:

— керосины для самолётов, вертолётов

— солярку для тракторов, комбайнов;

— мазут для моторных морских кораблей;

Кроме топлива и масел, из нефти на химических заводах делают ещё много разных веществ: пластмассы, полиэтиленовая плёнка, удобрения, взрывчатку, пластилин, моющие средства. Шины и камеры для колёс всех машин делают из каучука, а каучук получают из нефти.

На физической карте вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти.

Учитель: Ещё в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. В пониженных местах эти пятна сливались и образовывали пленку тёмного цвета – жирную, резко пахнущую. Жидкость была похожа на дёготь, который делали из берёзовой коры. Раньше эту жидкость, похожую на дёготь, стали называть «земляным дёгтем». Использовали «земляной дёготь», как обыкновенные дёготь, для смазки телег, кожаной обуви и даже как лекарство. Его для этого смешивали с молоком и пили.

При штурме укреплённых крепостей войскам штурмующих не всегда удавалось проломить стену или взломать ворота. И тогда вперёд выходили лучники с привязанными к стрелам пучками пакли, пропитанной этой тёмной жидкостью. Пакля поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на крыши и стены домов за крепостной стеной – в крепости начинались сотни пожаров, которые невозможно было потушить. Горело все, что могло гореть, а враг тем временем врывался в горящую крепость. Кроме горючих стрел, в войне применялись специальные глиняные сосуды, в которые была налита эта тёмная жидкость. Её поджигали, и с помощью специальных камнемётных машин сосуды забрасывались в крепость. Глиняные сосуды разбивались, а горящая жидкость сжигала всё.

Природный газ. Вместе с нефтью глубоко в земле имеется природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берётся и какие у него свойства.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие, как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества.

Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

Учитель: Некоторые полезные ископаемые можно добывать в том же виде, как их добывают. Например, каменный уголь. Подняли и можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Но есть и другое полезные ископаемые. Чтобы они стали действительно полезными, их надо сначала переработать. Когда добывают железную руду из земли, она похожа на обыкновенный камень, чтобы получить железо или сталь надо переплавить в специальной печи. Об этом нам расскажут ребята 2 ряда.

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к рудным пол. ископаемым?

3. Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение рудных пол. ископаемых

Железная руда – плотное, мелко-зернистое вещество, тёмно-коричневого цвета. Железная руда тяжёлая, она тяжелее гранита; очень прочная.

Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун, затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из чугуна варят сталь. У мартенов работают сталевары. Чугун и сталь применяют в быту, в промышленности, на транспорте. Из чугуна и стали делают посуду. Чугунные сковороды, стальные ножи, вилки, ножницы. Железнодорожные рельсы, вагоны, трактора, комбайны, станки, трубы, отдельные детали машин, оружие все это изготовлено из стали.

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

Что называется строительными полезными ископаемыми?

Что относится к строительным пол. ископаемым?

Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение пол. ископаемых этой группы

Мы взяли в руки кусочек гранита. Обратили внимание, что в нём видны разные по форме и цвету частицы. Попытались разъединить их. Это нам не удалось. Частицы – полевой шпат, кварц, слюда – прочно скреплены между собой, поэтому гранит очень прочный камень. Он бывает серого или темно-красного цвета. В переводе с итальянского гранит значит «зернистый»

Из-за большой прочности гранит используется там, где нужен особо прочный материал,- для опор мостов, фундаментов зданий, постаменты памятников.

Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается. Днем солнце нагревает камень и от этого он расширяется, а ночью холод охлаждает его, и он сжимается. Так повторяется много-много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, а из шпата и слюды – глина.

Песок и глина. Мы никогда не задумывались о происхождении песка, а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца образуются песчинки, а из слюды и полевого шпата – глина.

Свойства. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Песок бывает желтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Глину пересыпать нельзя. Сырая глина не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Глина – основной материал для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты пользуешься каждый день, тоже из глины. Немало красивых, изящных фарфоровых изделий – сервизы, вазы, статуэтки – стали музейными экспонатами. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, свистульки, а потом расписывают яркими красками.

Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.

Известняк. Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк.

Немало в нашей стране добывается известняка. Это белый или беловато-серый камень, плотный, тяжелее воды. Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла. Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.

Закрепление. Практическая работа в группах. Заполни таблицу.

источник

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека

Цели урока: Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи: 1. Создать условия для:

а) усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых;

б) осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

3.Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: физическая карта России, условные знаки полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых, презентация; компьютер, проектор, экран.

Этапы работы над проектом:

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы. Уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач.

Класс делится на 4 группы, которые получают задание:

Группа 1 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых, используемых в строительстве.

Группа 2 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых, используемых для обогрева жилья и получения энергии разного вида.

Группа 3 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых относящихся к группе – руды.

4 группа – собрать материал о способах добычи полезных ископаемых.

Этап 2. Разработка проекта

Задача этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно, с помощью опорных вопросов (Приложение 1), работают с информацией индивидуально, в группах и парах анализируют.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения заданий

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке.

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Чтоб природе другом стать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

— На доске — карта России. Посмотрите, какая она большая. Физическая карта России

— Чем богата Россия? (Лесами, полями, народом и т. д.).

Читайте также:  Для чего полезен вакуум живота

— Сегодня мы поговорим о подземных богатствах России, их свойствах и применении.

— Давайте разберемся, что же такое богатство? словарь

— Обратимся к толковому словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного.)

— Как по-другому можно назвать подземные богатства? (Полезные ископаемые)

— Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых.

— Почему их назвали ископаемыми? (Добываются из-под земли.)

— Почему полезные? (Служат людям).

— Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Но для добычи важно, что бы этого ресурса было сконцентрировано как можно больше на ограниченном пространстве. Такое скопление полезных ископаемых на ограниченной территории называется месторождением.

— Полезных ископаемых много. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

3. Постановка учебной задачи

— Давайте подумаем, на какие вопросы мы должны ответить в ходе изучения этой темы?

— Составим план. (1. Название. 2. Свойства. 3. Применение. 4. Добыча) Слайд 3

4. Формирование новых знаний Слайд 4

— Все полезные ископаемые можно разделить на несколько больших групп.

Группа строительных ископаемых. Это ресурсы, которые человек использует для строительства зданий, сооружений и возведения различных конструкций.

Топливная группа. Это ресурсы, используемые для обогрева жилья и получения энергии разного вида.

Группа металлов. Это ископаемые, из которых получают различные металлы, которые человек широко использует в своей жизни. Человек научился получать и использовать металлы не только в чистом виде (медь, железо, серебро, алюминий), но и, смешивая различные металлы, получать сплавы.

— Выступление первой группы по плану. Слайд 5

Образец гранита, его части. Слайд 6

Гранит. В нём видны разные по форме и цвету частицы. Частицы – полевой шпат, кварц, слюда – прочно скреплены между собой, поэтому гранит очень прочный камень. Он бывает серого или темно-красного цвета. В переводе с итальянского гранит значит «зернистый».

Из-за большой прочности гранит используется там, где нужен особо прочный материал,- для опор мостов, фундаментов зданий, постаменты памятников. Слайд 7

Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается. Днем солнце нагревает камень, и от этого он расширяется, а ночью холод охлаждает его, и он сжимается. Так повторяется много-много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, а из шпата и слюды – глина. Слайд 8

Песок и глина. Мы никогда не задумывались о происхождении песка, а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца образуются песчинки, а из слюды и полевого шпата – глина.

Свойства. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Песок бывает Слайд 9 желтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Глину пересыпать нельзя. Сырая глина не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Глина – основной Слайд 10 материал для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты пользуешься каждый день, тоже из глины. Немало красивых, изящных фарфоровых изделий – сервизы, вазы, статуэтки – стали музейными экспонатами. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, свистульки, а потом расписывают яркими красками.

Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают Слайд 11 строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.

Известняк. Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк.

Немало в нашей стране добывается известняка. Это белый или беловато-серый Слайд 12 камень, плотный, тяжелее воды. Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла. Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.

— Выступление второй группы по плану. Слайд 13

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.

Наша страна богата торфом. Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.

Учитель: — То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превратилось в торф. Сдавленный пластами земли торф постепенно твердел, превращался в бурый уголь. Бурый уголь сдавливается под землёй очень долго и превращается в чёрный каменный уголь.

Образец каменного угля. Слайд 17

Каменный уголь имеет обычно чёрный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Главное свойство угля – он хорошо горит, выделяя много тепла. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке стали и чугуна.

Условные обозначения каменного угля

Учитель: — По запасам каменного углы наша страна первая в мире. Посмотрим на карту нашей страны – вы видите чёрные квадраты; это обозначены месторождения каменного угля. Их можно найти в разных местах нашей родины.

Знаменитые месторождения каменного угля: Карагандинское угольное месторождение, Печорское месторождение.

Нефть – маслянистая непрозрачная жидкость, цвет от светло-коричневого до чёрного, запах специфический, резкий, легче воды. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.

В настоящее время нефть широко используется в хозяйстве. Главным образом она применяется в изготовлении топлива для всех видов машин. Из неё производят:

— керосины для самолётов, вертолётов

— солярку для тракторов, комбайнов;

— мазут для моторных морских кораблей.

Кроме топлива и масел, из нефти на химических заводах делают ещё много разных веществ: пластмассы, полиэтиленовая плёнка, удобрения, взрывчатку, пластилин, моющие средства. Шины и камеры для колёс всех машин делают из каучука, а каучук получают из нефти. Условные обозначения нефти

Учитель: — На физической карте вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти.

Образец природного газа. Слайд 20

Природный газ. Вместе с нефтью глубоко в земле имеется природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берётся и какие у него свойства.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие, как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества.

Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

Учитель: Некоторые полезные ископаемые можно добывать в том же виде, как их добывают. Например, каменный уголь. Подняли и можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Но есть и другие полезные ископаемые. Чтобы они стали действительно полезными, их надо сначала переработать. Когда добывают железную руду из земли, она похожа на обыкновенный камень. Чтобы получить железо или сталь, надо переплавить в специальной печи. Об этом нам расскажут ребята 3 группы.

— Выступление третьей группы по плану. Слайд 21

Образец железной руды. Слайд 22

Железная руда – плотное, мелко-зернистое вещество, тёмно-коричневого цвета. Железная руда тяжёлая, она тяжелее гранита; очень прочная.

Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун, затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из чугуна варят сталь. У мартенов работают сталевары. Чугун и сталь применяют в быту, в Слайд 23 промышленности, на транспорте. Из чугуна и стали делают посуду. Чугунные сковороды, стальные ножи, вилки, ножницы. Железнодорожные рельсы, вагоны, трактора, комбайны, станки, трубы, отдельные детали машин, оружие — все это изготовлено из стали.

Условные обозначения железной руды

Крупнейшие месторождения железной руды: Курская магнитная аномалия, около города Братска, в Казахстане. Чёрные треугольники обозначают места добычи железной руды.

— Выступление четвёртой группы по плану. Слайд 24

Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Слайд 25

Изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения геологи. Нередко они помногу месяцев проводят вдали от дома в тайге. В горах или в пустыне. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты, вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: первый способ – в открытых котлованах – карьерах, второй способ – в шахтах, третий – бурение скважин. Слайд 26

В карьерах добывают то, что залегает неглубоко. Например, песок. Предварительно сверху снимают почву. Экскаватор набирает песок в ковш и высыпает в кузов самосвала. Машины развозят песок на строительные площадки, стекольные и кирпичные заводы, заводы железобетонных изделий. Слайд 27

А чтобы добыть гранит, машина сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку. Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые затем и используют для различных целей. Слайд 28

В некоторых местах железная руда залегает неглубоко, в таких месторождениях её добывают открытым способом. Сначала пласт взрывом раскалывают на куски. Затем в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят в машины или железнодорожные вагоны. Слайд 29

Если полезное ископаемое залегает глубоко – строят шахты. Так добывают, например, каменный уголь.

Каменный уголь залегает глубоко в земле пластами, часто под слоями песка, глины. Чтобы добыть каменный уголь, строят шахты. В угольном слое роют глубокий большой колодец. Это ствол шахты. От ствола шахты проделывают коридоры – штреки. Штреки и ствол шахты крепят специальными опорами. В шахтах горит электрический свет, туда постоянно подаётся свежий воздух. Работа шахтёров трудна и опасна. Сначала отбивают куски угля, грузят на транспортёр, затем в специальные вагонетки, поднимают вверх уголь. Сейчас труд шахтёров облегчают различные машины. Слайд 30

Иногда каменный уголь залегает близко к поверхности, тогда его добывают открытым способом – в карьерах. Сначала снимают верхний почвенный слой, затем котлован углубляют до слоя угля. Уголь огромными экскаваторами поднимают вверх и грузят в автомашины или железнодорожные вагоны. Слайд 31

Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы до неё добраться, в земле бурят отверстия – скважины — глубиной до 2 -3 км, в которые опускают трубы. По этим трубам специальными насосами-качалками выкачивают нефть в специальные нефтехранилища. Затем по трубам – нефтепроводам – перекачивают на нефтеперерабатывающие комбинаты. Нефть отправляют во все концы страны и за рубеж. Её перевозят в цистернах по железной дороге поезда, по рекам и морям – корабли-танкеры. Корабль-танкер весь состоит из отсеков – танков, поэтому так и называется. Один морской танкер может перевезти нефти столько, сколько перевозят 50 поездов.

5. Задания для закрепления

Первичное закрепление. Викторина «Разложи на свои места»

У каждой группы (по рядам) свой набор полезных ископаемых: кварц, полевой шпат, слюда, гранит, песок, глина, известняк. Полезные ископаемые

— Поставьте полезное ископаемое на карточку с его названием. Карточки с названиями

-Работа в парах. Положите перед собой карточку с кроссвордом. Карточки с кроссвордом

— Отгадайте кроссворд. Слайд 32

— Самопроверка. Свертись с экраном. Слайд 33

— Давайте оценим себя: Слайд 34. Карточки +, ?, —

«+» — если по этой теме я всё уже знаю и хорошо ориентируюсь;

«?» — кое-что знаю, но хотел бы знать больше;

«-« — если очень плохо знаю эту тему, почти ничего раньше не слышал об этом.

7. Самостоятельная работа. Тест

— Положите перед собой тесты. Самостоятельно выполните работу. Тесты

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. Что называется горючими полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают горючие полезные ископаемые?

3. Месторождения на территории России

4. Применение горючих полезных ископаемых.

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают рудные полезные ископаемые?

3. Месторождения на территории России

4. Применение рудных полезных ископаемых

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1. Что называется строительными полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают строительные полезные ископаемые?

3. Месторождения на территории России

4. Применение полезных ископаемых этой группы

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

Какие способы добычи полезных ископаемых существуют?

источник

Источники:
  • http://studwood.ru/1219505/ekologiya/znachenie_prirodnyh_resursov_zhizni_cheloveka
  • http://studopedia.su/14_81263_rol-poleznih-iskopaemih-v-zhizni-cheloveka.html
  • http://geografia.neznaka.ru/answer/2686911_kakuu-rol-igraut-poleznye-iskopaemye-v-zizni-celoveka/
  • http://infourok.ru/znachenie-poleznih-iskopaemih-v-zhizni-cheloveka-prakticheskaya-rabota-opredelenie-svoystv-poleznih-iskopaemih-846301.html
  • http://pandia.ru/text/80/457/47863.php