Меню Рубрики

Русский язык полезные таблицы трудные случаи правописания

Следует выучить несколько простых правил, которые регулируют правописание имен числительных.

1. У числительных «ПЯТЬ» – «ДЕВЯТНАДЦАТЬ», а также «ДВАДЦАТЬ» и «ТРИДЦАТЬ» Ь пишется на конце, а у числительных «ПЯТЬДЕСЯТ» – «ВОСЕМЬДЕСЯТ» и «ПЯТЬСОТ» – «ДЕВЯТЬСОТ» – в середине слова.

2. Числительные «ДЕВЯНОСТО» и «СТО» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах – окончание А. (ИСТРАТИТЬ СТО РУБЛЕЙ, НЕ ХВАТАЕТ СТА РУБЛЕЙ). Числительное «СОРОК» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах – окончание А. ( ЕМУ НЕТ И СОРОКА ЛЕТ). В именительном и винительном падежах числительное «ДВЕСТИ» имеет окончание И, а числительные «ТРИСТА» и «ЧЕТЫРЕСТА» – окончание А. (СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ ТРИСТА ЛЕТ).

3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно (ШЕСТНАДЦАТЬ, ШЕСТНАДЦАТЫЙ, ДЕВЯТЬСОТ, ДЕВЯТИСОТЫЙ).

4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей (ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ТРИ. ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на -ТЫСЯЧНЫЙ, -МИЛЛИОННЫЙ, -МИЛЛИАРДНЫЙ пишутся слитно (СТОТЫСЯЧНЫЙ, ДВУХСОТТРИДЦАТИПЯТИМИЛЛИАРДНЫЙ).

5. Дробные числительные пишутся раздельно (ТРИ ПЯТЫХ, ТРИ ЦЕЛЫХ И ОДНА ВТОРАЯ), но числительные ДВУХСПОЛОВИННЫЙ, ТРЕХСПОЛОВИННЫЙ, ЧЕТЫРЕХСПОЛОВИННЫЙ пишутся слитно. Числительное ПОЛТОРА и ПОЛТОРАСТА имеют лишь две падежные формы: ПОЛТОРА (ПОЛТОРЫ в ж. Р.), ПОЛТОРАСТА для именительного и винительного падежа и ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА для всех остальных падежей без родовых различий.

6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова (ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ – ДВУХСОТ ПЯТИДЕСЯТИ ШЕСТИ, ДВУМЯСТАМИ ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ ШЕСТЬЮ), При склонении дробных числительных также изменяются обе части (ТРИ ПЯТЫХ – ТРЕХ ПЯТЫХ – ТРЕМ ПЯТЫМ – ТРЕМЯ ПЯТЫМИ – О ТРЕХ ПЯТЫХ).

7. НО при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части (ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ – ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОГО – ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЫМ).

8. Слово ТЫСЯЧА склоняется, как существительное женского рода на -А; слова МИЛЛИОН и МИЛЛИАРД склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. Обратите внимание: числительные ОБА (м. и ср. р.) и ОБЕ (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного ОБА основой для склонения является ОБОJ- (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ), а у числительного ОБЕ основа ОБЕJ- (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ).

10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м (ОДНА ЦЕЛАЯ И ДВЕ ТРЕТЬИХ МЕТРА).

Особенности правописания сложных слов. Орфография и словообразование.

Правописание сложных слов.

1. Сложные слова могут быть образованы при помощи двух простых основ, соединенных соединительной гласной о (пишется после основы на твердую согласную) или е (пишется после основы на мягкую согласную, на шипящую или ц): водоворот, птицелов.

2. Правописание сложных слов без соединительной гласной:

· необходимо различать сложные слова, образованные при помощи соединительной гласной (паровоз) и без нее (психастения;

· имена числительные в родительном падеже входят в состав сложных слов без соединительной гласной (трехэтажный, двухлетний);

· слитно с корнем пишутся приставки иноязычного происхождения: анти-, архн-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-Антинародный, ультраважный, контратака);

· слова на -фикация не являются сложными, перед этим сочетанием букв пишется и (газификация).

3. Правописание сложных существительных:

· сложные существительные с первой частью: авто-, агро-, аэро-, вело-, гелио-, гео-, гидро-, зоо-, ио-, кино-, стерео-, радио-, макро- и т.д. (кинотеатр, стереосистема, радиостанция);

· сложные существительные с первой частью глагольной, заканчивающейся на и (держиморда, сорвиголова),

· все сложносокращённые слова (Сбербанк, Балт-флот).

· сложные существительные без соединительной гласной, обозначающие научно-технические и общественно-политические термины и названия (стоп-кран, премьер-министр);

· названия промежуточных сторон света (юго-восток, северо-запад);

· сложные сова, обозначающие названия растений, имеющие в своем составе глагол в личной форме или союз (мать-и-мачеха, любишь-не-любишь);

· слова с иноязычными элементами: обер-, унтвр-, лейб-, штаб-, вице-, экс- (вице-президент, унтер-офицер).

4. Правописание сложных прилагательных: а) пишутся слитно:

· прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно (стереосистема -стереосистемный);

· сложные прилагательные, образованные от словосочетаний, где одно слово подчинено другому (железная дорога — железнодорожный);

· сложные прилагательные, представляющие собой научно-технические термины или принадлежащие к книжным стилям речи (высокооплачиваемый, толстокожий, вышеуказанный);

· сложные прилагательные, первая часть которых не может употребляться в речи как самостоятельное слово;

· прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис (юго-восток-юго-восточный);

· сложные прилагательные, образованные от сочетания имен собственных (джек-лондоновсхий, петр-петровичев);

· сложные прилагательные, образованные от сочетаний слов с равноправными членами, соединенными сочинительной связью (выпукло-вогнутый);

· сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов (бледно-розовый, сине-коричневый);

· сложные прилагательные, обозначающие географические или административные названия и имеющие первой частью слова западно-, южно-, -ого-, севере-, северно-, восточно- (Восточно-Еропейская равнина).

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 588 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Институт международного образования и языковой коммуникации ГОУ ВПО «Томского политехнического университета»

Кандидат педагогических наук, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования И. Г. Вертилецкая

Богословская З.М., Гордеева Н.Г., Иванова Н.Н., Мелькина Н.С., Ростова А.Н., Чабаненко М.Г.

К Русский язык. Трудные случаи орфографии. Справочник и практикум: Учебное пособие. / Под ред. А.Н. Ростовой / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. –

Пособие включает две части. В первой части излагаются наиболее трудные для усвоения темы орфографии. Здесь содержатся орфографические правила, методические рекомендации по их усвоению, образцы рассуждения, алгоритмы, таблицы, а также тренировочные и контрольные задания, способствующие формированию навыков грамотного письма. Пособие вооружает обучаемых способами применения правил при выборе написания. Орфографические правила даны в более широком объёме, чем предусмотрено программой для школьников 5-9 классов.

Во второй части пособия помещены упражнения, нацеленные на овладение навыками грамотного письма по всем разделам орфографии.

Пособие адресовано студентам-филологам и журналистам, преподавателям вузов и школ, оно может быть использовано учащимися подготовительных отделений вузов, абитуриентами, школьниками старших классов при подготовке к ЕГЭ, а также всеми, кто нуждается в овладении навыками грамотного письма.

© Богословская З.М., Гордеева Н.Г., Иванова Н.Н., Мелькина Н.С., Ростова А.Н., Чабаненко М.Г., 2008

© ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2008

Одной из причин недостаточной орфографической грамотности студентов является слабое знание правил правописания, неумение применять их на практике, отсутствие орфографической зоркости.

Данное пособие не ставит целью детальное изложение имеющихся орфографических правил. Его цель – помочь студентам организовать самостоятельное изучение и систематическое освоение наиболее трудных правил орфографии, овладеть навыками грамотного письма.

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения. При этом надо учитывать, что слово «автоматизация» означает «способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определённых правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации» (Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1996, с. 91).

Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

– знание орфографических правил;

– знание схемы применения правил и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;

– упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.

Отметим также, что важным условием формирования орфографических навыков является вариативность дидактического материала.

Практические цели пособия обусловили его содержание, а условия формирования навыков – структуру подачи материала.

Подбор тем обусловлен стремлением уделить преимущественное внимание трудным случаям орфографии: правописанию гласных после шипящих и Ц; написанию Н-НН в разных частях речи; правописанию личных окончаний глаголов; разграничению частиц НЕ и НИ и другим.

Каждый раздел пособия включает орфографические правила, схему их применения, тренировочные и контрольные упражнения. К заданиям тренировочного характера, отмеченным*, даны ответы, обеспечивающие студентам возможность осуществлять самоконтроль за ходом усвоения материала, что, несомненно, способствует активизации их познавательной деятельности.

Материалы второй части пособия могут быть использованы как на практических занятиях, так и в процессе самостоятельной подготовки студентов.

Овладение орфографическими навыками, выработка умения писать сознательно и грамотно предполагает знание элементарных теоретических основ русской орфографии.

Орфография – это свод правил, устанавливающий единообразие способов передачи речи на письме. Орфография всех языков мира основана на каких — либо принципах. Принципы написания связаны, в первую очередь, с тем, как осуществляется в языке передача звуков графическими знаками. Для русской орфографии ведущим является морфологический принцип, который обеспечивает единообразное написание значимых частей слова – морфем. Морфемы сохраняют на письме единое обозначение, несмотря на то что в произношении они имеют меняющийся звуковой вид в зависимости от фонетических условий. Образец для единства устанавливается по так называемым опорным написаниям: для гласных – позиция под ударением, для согласных – перед гласными, сонорными согласными (Л, М, Н, Р) и В.

Опорное правило проверки состоит в следующем: сомнительную букву надо путём изменения слова или подбора другого слова поставить в опорное положение в составе той же морфемы. Важно, чтобы была та же самая морфема, а не обязательно то же слово! Например: написание гласной в корне слова ОБЪЕДИНЯТЬ можно проверить с помощью родственных слов ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВО; а правописание гласной в приставке – путем подбора слов с той же приставкой: ОБЖИК, ОБЛИК.

Морфологическое письмо дает возможность разграничивать большое количество омонимов в русской речи: плод – плот, бал – балл, компания – кампания, ожог (сущ.) – ожег (глаг.) Для выбора правильного опорного написания необходимо учитывать значение слова. Ср. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ (РАЗВИТИЕ) и РАЗВЕВАЮЩИЕСЯ ФЛАГИ (ВЕЯТЬ).

Орфографические написания в русском языке могут определяться также фонетическим и традиционным принципами.

Фонетический принцип заключается в том, что в написании слова отражаются позиционные варианты, т.е. написание в соответствует произношению. На фонетическом принципе основано правописание приставок на -З/-С: безжалостный бесследный, развести – распутать, избить – испортить, воздвигнуть – востребовать (но не приставки с, которая пишется в соответствии с морфологическим принципом: сбить, сварить, сдать, сбросить); написание Ы вместо И в начале корня, после приставки на согласную: ИГРАТЬ-СЫГРАТЬ, РАЗЫГРАТЬ, но ВЫИГРАТЬ; правописание приставки РОЗ/РОС – РАЗ/РАС: розвальни – развалиться, роспись – расписаться.

Традиционный принцип проявляется в немногочисленных случаях написания, сохранившихся по традиции, но не соответствующих современному состоянию языка. Это, например, написание И после твердых шипящих «Ж» и «Ш»: жизнь, шить; написание всех корней с чередующимися гласными (ЛОЖ-ЛАГ-, КОС-КАС-, ГОР-ГАР-, РОС-РАСТ-РАЩ- и др.) и написание слов с непроверяемыми гласными и согласными («словарные слова») типа ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ПЕССИМИЗМ, АРТИЛЛЕРИЯ, ПЕРИФЕРИЯ.

Иногда называют также словесно-семантический принцип, регулирующий правила о слитном, полуслитном и раздельном написании слов, в частности, правописание сложных слов в отличие от словосочетаний (долгоиграющая пластинка и долго играющий во дворе мальчик), слитное написание НЕ и НИ с различными частями речи (нерешённая проблема и никем не решённая проблема) правописание наречий (ВООБЩЕ, В ОБЩЕМ, ВО- ПЕРВЫХ).

Теоретическую основу орфографических действий составляют знания

– по фонетике (умение различать звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные, устанавливать чередование гласных и согласных);

– по морфемике и словообразованию (умение правильно выделить в слове основу и окончание, а в основе – приставку, корень, суффикс; подобрать однокоренные слова; определить способ образования слов; обнаружить соединительные гласные О и Е);

– по морфологии (умение различать части речи и верно определять их грамматические признаки, например, род существительных, спряжение глаголов и т.д.);

– по синтаксису (умение установить связь слов в словосочетании, выделив главное слово и зависимое).

Правила, анализируемые в данном пособии, требуют глубокого сознательного усвоения. Применение того или иного из них зависит часто от умения оценить языковой факт, от освоения такого приёма, как рассуждение.

Прежде чем приступить к выполнению задания, следует:

– выучить соответствующее орфографическое правило;

– внимательно ознакомиться с методическими советами, которые даны для того, чтобы обеспечить правильность действий в процессе работы, и поступать так, как рекомендуется, не пропуская ни одного пункта.

Задания рекомендуется выполнять в той последовательности, в которой они предложены. После выполнения задания проверьте правильность, обратившись к ответам в конце пособия (не рекомендуется заглядывать в ответы в процессе выполнения упражнений!). Сравнение с проверочным текстом даст возможность обнаружить допущенные ошибки. Прежде чем их исправлять, необходимо ещё раз повторить алгоритм рассуждения.

Выполнение всех требований и вдумчивая систематическая работа будут способствовать формированию орфографической грамотности.

источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №111»

спецкурса по русскому языку для 9-х классов

«Трудные случаи русской орфографии»

1. Правописание гласных в корне слова. 2 часа

2. Правописание согласных в корне слова 1 часа

3. Правописание гласных после шипящих и Ц 1 часа

4. Правописание приставок 2часа

5. Правописание суффиксов 2часов

6. Н и НН в разных частях речи 2 часа

7. Правописание окончаний разных частей речи 2 часа

8. Правописание Ь и Ъ 1 часа

9. Правописание числительных 1 час

10. Правописание сложных слов 1 часа

11. Правописание частиц 1часа

12. Правописание наречий 2часа

13.Правописание предлогов и союзов 1 час

Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной и средней школы грамотного выпускника – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.

Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы по седьмой класс включительно, когда изучаются такие разделы лингвистики, как «Фонетика», «Состав слова», «Словообразование», «Морфология». В 8-9 классах, когда изучаются «Синтаксис» и «Пунктуация», работа по орфографии носит повторительно-обобщающий характер. Малое количество учебных часов (8 класс – 3 часа, 9 класс – 2 часа) не позволяет расширять и углублять знания учащихся по орфографии. А такое углубление и расширение необходимо, потому что учащихся надо основательно готовить к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу, подготовить их к дальнейшему обучению в профильных классах.

Читайте также:  Какие фрукты самые полезные

Выпускник основной школы должен уметь пользоваться справочной литературой, словарем, знать множество исключений из правил, составлять алгоритм и опорные схемы по орфографическому материалу и уметь ими пользоваться, а также владеть умением, корректировать не только свои орфографические ошибки, но и чужие, знать лингвистическую природу орфографической ошибки, уметь работать по принципу саморепетирорства. Бесспорно, что эта задача выполнена для учащихся гимназии. Этим и вызвано написание программы спецкурса «Трудные случаи орфографии» для 9 классов.

Программа рассчитана на 20 часа, спецкурс можно вести как в 8 классе, так и в 9 классе.

В ходе работы по программе данного спецкурса должны быть реализированы следующие цели и задачи:

— углубление знаний по орфографии;

— знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;

— систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их форме таблиц, опорных схем;

— повышение интереса к изучению русского языка;

— подготовка к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу.

Занятия по данной программе должны носить развивающий характер, поэтому приемлемы следующие формы и методы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:

— работа по опорным таблицам и алгоритмам;

— морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;

— этимологический анализ слова;

В конце изучения программы спецкурса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

— знать все нормы правописания;

— уметь классифицировать ошибки, объяснять их;

— графически обозначать орфограммы и объяснять их;

— уметь пользоваться справочниками по орфографии и орфографическими словарями.

Изучение орфографии в разрезе данного спецкурса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения в школе

источник

Эти таблицы созданы мною в течение моей педагогической деятельности, в них собраны самые необходимые теоретические сведения, способствующие изучению орфографических правил.

Вложение Размер
bukvy_iy_posle_ts.doc 28 КБ
bukvy_oyo_v_korne.doc 30 КБ
glasnye_o_yo_e_posle_shipyashchikh.doc 32 КБ
grammaticheskie_normy.doc 105 КБ
defisnoe_napisanie_narechiy.doc 40 КБ
n_i_nn_v_suff.prichastiy.doc 57 КБ
n_i_nn_v_sushchestvitelnykh.doc 30.5 КБ
napisanie_soyuzov.doc 40 КБ
ne_s_glagolami.doc 32 КБ
pravopisanie_korney_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc 54 КБ
pravopisanie_lichnykh_okonchaniy_glagola.doc 33.5 КБ
pravopisanie_predlogov.doc 39.5 КБ
pravopisanie_slozhnykh_prilagatelnykh.doc 38 КБ
pristavki_pre-pri-.doc 36.5 КБ
pravopisanie_pristavok.doc 31.5 КБ
slova_s_pol-.doc 31.5 КБ
_i_znaki.doc 31 КБ
yi_posle_pristavok.doc 29.5 КБ
yi_posle_pristavok.doc 29.5 КБ
_posle_shipyashchikh.doc 34.5 КБ
pravopisanie_glasnykh_i_soglasnykh_v_korne_slova.doc 29 КБ
_posle_shipyashchikh.doc 34.5 КБ

1.В корне слова после Ц пиши И

Ц ы ган, ц ы кать, на ц ы почках, ц ы плёнок, ц ы п-ц ы п, ц ы пки, ц ы ц

Трапе ция , мили ция , трапе цией

4. В окончаниях существительных и

прилагательных после Ц пиши Ы

5. В суффиксах притяжательных (ЧЕЙ?)прилагательных пиши Ы

6. В фамилиях гласные после Ц пиши в соответствии с традицией

Ц ы ц и н, Спиц ы н, Виц и н

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

1.В корне после шипящих под ударением пишется Ё .

В таком случае можно подобрать однокоренное слово с безударной гласной е после шипящей

2.Исключения необходимо запомнить.

Ш о рох, ч о каться, трущ о ба,

Ш о в, крыж о вник и чащ о ба,

Капюш о н, обж о ра, ш о рты,

Ш о мпол, ч о порный, ш о рник,

Ч о хом, ш о ркать, ш о ры, ш о к.

3. В существительных пишется корень –ЖОГ-

4.В глаголах пишется корень –ЖЁГ-

Он (что сделал?) подж ё г дом.

5.Буква О пишется в заимствованных словах (иноязычных).

Ш о колад, ш о фёр, ж о кей, ш о ссе

6. Буква о пишется после шипящих в именах собственных.

Гласные О, Е, Ё после шипящих и Ц

1.Под ударением в суффиксах существительных пишется О,

Крюч о к, галч о нок, девч о нк а

2. Под ударением в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, пишется О,

Холщ о в ый (холст), вещ е в ой (вещь)

(исключение.: некоторые имена собственные,например, Нижний Волоч ё к, Хорош ё вское шоссе)

3. Под ударением в суффиксе –ОН- существительных и прилагательных

4. В иноязычных словах с суффиксом –ЁР- под ударением пишется буква Ё

5. В суффиксах отглагольных существительных (-ЁВ-К-;-ЁН-; -ЁНН-)

6. В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных под ударением пишется Ё

Измельч ё нн ый, корч ё ва нный

7. В окончаниях глаголов под ударением всегда пишется Ё

8. В окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется О

9. В суффиксах наречий под ударением пишется- О , без ударения Е

Хорош о , певуч е , ( исключение: ещ ё )

Падежные формы имён существительных

Степени сравнения имён прилагательных

Употребление количественных и собирательных числительных

Сущ. мужского и общего рода, называющие лиц мужского пола

Сущ. мужского рода, обозначающие животных и птиц

Сущ. мужского рода, обозначающие детёнышей животных и птиц

Сущ. мужского рода, называющие лиц с высоким социальным статусом

Сущ., имеющие формы только мн.числа

Субстантивированные числительные и прилагательные, обозначающие лиц

Сущ. дети, ребята, лицо(человек)

Двое детей, трое неустановленных лиц

Тридцать пять тысяч семьсот сорок восемь

Шесть целых девять десятых

Тысяча восемьсот одиннадцатый

Тридцати пяти тысяч семисот сорока восьми

Шести целых девяти десятых

Тысяча восемьсот одиннадцатого

Тридцати пяти тысячам семистам сорока восьми

Шести целым девяти десятым

Тысяча восемьсот одиннадцатому

Тридцать пять тысяч семьсот сорок восемь

Шесть целых девять десятых

Тысяча восемьсот одиннадцатый

Тридцатью пятью тысячами семьюстами сорока восемью

Шестью целыми девятью десятыми

Тысяча восемьсот одиннадцатым

О тридцати пяти тысячах семистах сорока восьми

О шести целых девяти десятых

Тысяча восемьсот одиннадцатом

Нарушение норм согласования между подлежащим и сказуемым

Стая голубей кружил и сь над домом.

Стая голубей кружил а сь над домом.

Неправильное построение предложений с однородными членами, особенно в случаях, когда однородные члены требуют разных предлогов или управляют разными падежами

Интересовался и уделял много времени спорту

Был на почте и в магазине.

Интересовался спортом и уделял ему много времени

Неправильный выбор союза в сложном предложении

Я считаю то , что вы не правы.

Я считаю , что вы не правы.

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, выраженным относительным местоимением, выступающим в роли союзного слова.

Все, кто сдал и экзамен, получат стипендию.

Все , кто сдал экзамен, получат стипендию.

Хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят

Вылезаю, вылезаешь, вылезают

Откупорю, откупоришь, откупорят

ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

1.Пишутся через дефис наречия с приставкой ПО- и суффиксами –ОМУ, -ЕМУ

2. Пишутся через дефис наречия с приставкой ПО- и суффиксом -И

По -волчь и, по- французск и

3. Пишутся через дефис наречия с приставкой ВО- и суффиксами –ЫХ,-ИХ

4. Пишутся через дефис неопределённые наречия с суффиксами –ТО, -ЛИБО,-НИБУДЬ и приставкой КОЕ-

Как- нибудь , как- то , кое -как

5. Пишутся через дефис наречия, образованные повторением одного и того же слова или, той же основы или сочетанием двух синонимических слов.

6.Запомни написание наречий!

на-гора( наверх, на поверхность земли),

7.Раздельно пишутся наречные выражения, состоящие из двух существительных с предлогом между ними.

Бок о бок, с глазу на глаз.

8. раздельно пишутся сочетания двух одинаковых существительных в усилительном значении, из которых одно стоит в именительном падеже, а другое – в творительном.

Честь честью, чудак чудаком

Прежде чем применить правило, убедись, что перед тобой наречие. Задай вопрос.

По (какому?) летнему саду пролетел ветерок.

1.Частицы БЫ(Б), ЖЕ(Ж), ЛИ(ЛЬ) пишутся раздельно.

Примечание. Правило не распространяется на те случаи, когда указанные частицы входят в состав цельных слов (чтобы, также, неужели)

Сделал бы, если бы, однако же

2. Пишутся через дефис частицы-ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ ,-КОЕ, -КА, -ДЕ, -С, -ТКА, -ТКО

На-тко, он-де, гляди-тко, на-кась

3. Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается.

Перед частицей С дефис сохраняется.

Кому же нибудь я должен это сказать.

4. Частица –ТАКИ пишется через дефис

  • после наречий
  • после частиц
  • после глаголов

В остальных случаях пиши частицу –ТАКИ отдельно

Старик ТАКИ добился своего.

Н И НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1. НН пишется в полных причастиях, имеющих приставку

Приставка НЕ- не влияет на написание НН

Будьте внимательны! За НЕ- может стоять приставка, которая влияет на написание НН

2. НН пишется в полных причастиях, имеющих зависимое слово

Жар енн ая в масле рыба

3. НН пишется в полных причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида

Купл енн ый от купить (что сделать?)

Исключение : ран ен ый, но из ран енн ый

4. НН пишется в отглагольных прилагательных, имеющих суффиксы -ОВАНН-, -ЕВАНН-

Обратите внимание : ков аный, жёв аный, клёв аный

5. В сложных словах первый корень не влияет на написание НН.

Будьте внимательны! За первым корнем может следовать приставка, которая влияет на написание НН

Свеж е за морож енн ые фрукты

6. Запомните слова! Они пишутся с двумя НН

Вида нн ый, вид енн ый, дела нн ый (вид), жела нн ый, медл енн ый, невид енн ый,

невида нн ый, неслыха нн ый, нежда нн ый, негада нн ый, нечая нн ый, свящ енн ый, слыха нн ый, счита нн ый, чва нн ый, жеманный, чека нн ый, топл ённ ый (дом),недрёма нн ый

Н И НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1. Н пишется в полных отглагольных прилагательных, не имеющих приставку

2. Н пишется в полных отглагольных прилагательных, не имеющих зависимого слова

3. Н пишется в полных отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида

Туш ён ое мясо- тушить (что делать?)

4. Н пишется в кратких страдательных причастиях

(Каков? Какова? Каково? Каковы?)

5. Обрати внимание на слова! Запомни их написание!

6.Эти слова пишутся с одной Н только в этом контексте

Конч ен ый человек, назва н ый брат, посаж ён ый отец, прощ ён ое воскресение

7. Краткие причастия надо отличать от кратких отглагольных прилагательных.

Краткое причастие можно заменить глаголом.

Если вы сомневаетесь при определении краткого причастия, посмотрите, есть ли зависимое слово. Если есть, то это причастие- пишите Н

Комиссия образова н а вчера.

Комиссию образовали вчера.

Я намер ен а (что сделать?) выучить.

Книга продума н а (как?) в деталях.

8. В кратком прилагательном пишется столько Н, сколько и в полном прилагательном.

Краткое прилагательное можно заменить другим кратким прилагательным.

Девочка образова нн а. Девочка умна.

Н И НН В СУФФИКСАХ ОТЫМЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1. НН пишется в прилагательных, образованных при помощи суффикса – Н — от существительных с основой на — Н

Лимо н , лимо н + н =лимо нн ый

Маши н а, машин + н = маши нн ый

2. НН пишется в прилагательных, образованных при помощи суффиксов –ЕНН-,-ОНН-

Порци я + онн = порци ОНН ый

Ветр ЕН ый, но БЕЗветр ЕНН ый, ПОДветр ЕНН ый

3. НН пишется в кратких прилагательных, если НН были в полной форме

Пусты нн ая дорога. Дорога пусты нн а.

4. Н пишется в кратких прилагательных, если Н была в полной форме

Ю н ая подруга. Подруга ю н а.

5. Н пишется в прилагательных, образованных при помощи суффиксов –АН-(-ЯН-)

Песч АН ый (песок), рж АН ой (рожь)

Олов ЯНН ый, дерев ЯНН ый, стекл ЯНН ый

6. Н пишется в прилагательных, образованных при помощи суффиксов –ИН-

Орл ИН ый (орёл), сокол ИН ый (сокол).

Зелё н ый, пря н ый, пья н ый, рья н ый, сви н ой, тюле н ий,фаза н ий, си н ий, ю н ый, румя н ый, рдя н ый.

Н И НН В СУФФИКСАХ НАРЕЧИЙ

1. В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано

Воодушевл ённ о— воодушевл ённ ый.

1. НН пиши, если корень существительного оканчивается на Н

2. НН пишется, если существительное образовано от прилагательного, имеющего НН

Болезн енн ость-болезн енн ый;

3. Н пишется, если существительное образовано от прилагательного, имеющего Н

4.При образовании существительных суффикс

-НИК-(-НИЦ-) присоединяй к основам существительных

5. При образовании существительных суффикс

-ИК-(-ИЦ-) присоединяй к основам прилагательных или причастий.

Посмотри, от чего образовано существительное

Если от прилагательного или причастия

НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ, СОЮЗНЫХ СЛОВ И СЛОВ, ПОХОЖИХ НА СОЮЗЫ

ЗАТЕМ (для какой-то цели; можно заменить словами ДЛЯ ТОГО, ПОТОМ, ПОСЛЕ)

ЗА ТЕМ — предлог с местоимением (за каким-то предметом)

В горах видны еловые леса, затем в долине хвойные деревья исчезают.

Он зашёл за тем , что лежало в самом дальнем углу шкафа.

ЗАТО (указывает на связь причины и следствия; можно заменить союзом НО, ОДНАКО)

Читайте также:  Какие орехи самые полезные для организма человека

ЗА ТО – предлог с местоимением. В Им. П. заменяется на то.

В горах видны еловые леса, зато в долине хвойные деревья исчезают.

А мой совет такой: берись за то к чему ты склонен (то к чему ты склонен)

ЗАЧЕМ (цель действия; можно заменить словами ДЛЯ ЧЕГО)

ЗА ЧЕМ – предлог с местоимением(где находится субъект или объект действия)

За чем стоит второй том? За альбомом.

ИТАК (можно заменить синонимами СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ТАКИМ ОБРАЗОМ)

И ТАК — наречие с союзом (является в предложении обстоятельством)

Итак , она звалась Татьяной.

И так расстроилась она, что даже заплакала.

ОТТОГО (можно заменить союзом ПОТОМУ)

ОТ ТОГО – предлог с местоимением; от каких причин зависит.

Оттого я не понял, что плохо объяснили.

От того , что ты решишь сейчас, зависит все.

ОТЧЕГО (можно союзом ПОЧЕМУ)

ОТ ЧЕГО — предлог с местоимением; от каких признаков, свойств, событий, предметов.

Отчего тебя вчера не было?

От чего будет зависеть ваше решение?

ПОСКОЛЬКУ (по какой причине; можно заменить словами ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО)

ПО СКОЛЬКУ – предлог с числительным.

Поскольку ты так решил, я ничего не могу сделать.

По скольку яблок достанется каждому?

ПОТОМУ (требует объяснения: по какой причине)

ПО ТОМУ – предлог с местоимением, указывает на объект.

Я опоздал, потому что проспал.

По тому берегу стлался туман.

ПОЭТОМУ(ПОСЕМУ) ( можно заменить словами ДЛЯ ТОГО, ПОТОМУ)

ПО ЭТОМУ — предлог с местоимением.

Ты сердишься, поэтому ты не прав.

По этому поводу мы и спорим.

ПРИТОМ, ПРИЧЕМ (имеет значение «в добавление к этому», можно заменить один другим или синонимами ДА И, ВМЕСТЕ С ТЕМ, К ТОМУ ЖЕ,В ДОБАВЛЕНИЕ К ЭТОМУ)

ПРИ ЧЕМ – местоимение с предлогом (указывает на какой-то предмет или определяет его; употребляется в вопросительных предложениях).

ПРИ ТОМ – местоимение с предлогом (указывает на какой-то предмет, событие, дицо или определяет его).

Притом же и жара немного спала.

При том собрании сочинений есть ещё том с письмами и комментариями.

ПОЧЕМУ (по какой причине; можно заменить союзом ОТЧЕГО)

ПО ЧЕМУ (по каким признакам или предметам; в вопросительных предложениях)

Я не понял, почему она расстроилась.

ТАКЖЕ, ТОЖЕ (можно заменить друг другом или союзом И)

ТОЖЕ может быть и в роли частицы.

ТО ЖЕ – местоимение с чатицей: можно употреблять со словом «самое» — то же самое; частицу ЖЕ можно опустить.

ТАК ЖЕ – наречие с частицей ( можно употреблять без «же» — так).

Здесь идти тоже (также ) опасно.

За окнами виднелось то же озеро. За окнами виднелось то озеро.

Летние каникулы я провел так же хорошо, как и в прошлом году.

ЧТОБЫ (ЧТОБ) (можно задать вопросы зачем? с какой целью? чего? И т.д.

ЧТО БЫ(ЧТО Б) – местоимение с частицей (частицу «бы» можно переставить)

Каждый ходит и мечтает, чтобы счастье вдруг пришло. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Что бы мне съесть? (Что съесть бы мне?)

Правописание не с глаголами и деепричастиями

1.Отрицание НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно

Не брать, не был, не мог- глаголы.

Не увидев, не зная- деепричастия.

2.Пишутся слитно с НЕ глаголы и деепричастия, которые без НЕ не употребляются.

Н ег одовать, н ед оумевать.

3. Различай слитное написание с приставкой НЕДО —

( она придаёт глаголам значение неполноты, недостаточности в отношении какой-нибудь нормы) и раздельное написание созвучных глаголов с отрицанием НЕ и приставкой ДО-

(такие глаголы обозначают действие, не доведённое до конца)

Зрители не д о смотрели спектакль до конца.

Ему недо ставало длинного летнего дня, чтобы переделать всё, что нужно.

4. Примечание. Различайте раздельное написание

не доставать в значении «не дотягиваться» и

слитное написание недоставать

в значении «быть в недостаточном количестве»

Не достаёт рукой до форточки. (Не дотягивается)

В кассе нед остаёт двух рублей.

Нед остаёт терпения.( в недостаточном количестве)

Различайте раздельное написание не взирая, не смотря, не глядя и слитное написание невзирая, несмотря, неглядя.

В первом случае не с деепричастиями, во втором- производный предлог(вопреки чему- либо).

Он шёл, не смотря под ноги.

Несмотря на плохую погоду, мы отправились на прогулку. Вопреки плохой погоде мы отправились на прогулку.

Правописание корней с чередующимися гласными

Написание гласных корня зависит от конечных согласных корня

Р аст ение, выр ащ енный, р ос ло.

Исключение : р ост ок, Р ост ов, Р ост ислав, р ост овщик, подр ост ковый, отр ас ль.

Исключение : ск ач ок, ск ач у.

Правописание корней с чередующимися гласными

Написание гласных корня зависит от морфем, следующих за корнем

Перед суффиксом — а — пишется и

Исключение : сочетать, сочетание.

Сл а г а емое – сл о жение

к а с а ться — к о снуться.

Перед суффиксом — а — пишется- а

Перед суффиксом — а — пишется- и

Правописание корней с чередующимися гласными

Написание гласных корня зависит от ударения

кл а няться – скл о няться,

Под ударением пишется то, что слышится,

Исключение : утв а рь, выг а рки, изг а рь, пригарь.

Под ударением пишется то, что слышится, в безударном положении пишется а.

Исключение : пл о вец, пл о вчиха, запл ы в, плывун (грунт)

Правописание корней с чередующимися гласными

Написание гласных корня зависит от значения слов

Корень -равн- пишется в словах со значением „одинаковый, равный”.

Корень -ровн- пишется в словах со значением „ровный, прямой, гладкий”.

Исключения : р а внина, р а вновесие, поровну, ровесник, уровень.

Если после глагола следует дополнение с предлогом с, то всегда пишется корень –равн-

Исключение: фразеологический оборот сровнять с землёй.

Корень -мак- пишется в словах со значением „погружать в жидкость”.

Корень -мок- в словах со значением „пропускать жидкость”, „стать мокрым”.

Правописание личных окончаний глагола

К 1 спряжению относятся все глаголы, которые в неопределённой форме (Что делать? Что сделать?) заканчиваются

на –АТЬ (кроме 4 глаголов, смотри 2 спряжение),

-ЕТЬ (кроме 7 глаголов, смотри 2 спряжение),

Также 3 глагола на –ИТЬ : бр ить , стел ить , зижд ить ся

Дума(е или и)шь- дум ать- 1спр.-дума ешь

Пиш(е или и)т- пис ать — 1спр.- пиш ешь

У глаголов 1 спряжения в безударных личных окончаниях пишется Е в ед.ч .; -УТ, -ЮТ во мн.ч.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы, которые в неопределённой форме (Что делать? Что сделать?) заканчиваются

на -ИТЬ (кроме бр ить , стел ить , зижд ить ся);

7 глаголов на –ЕТЬ : терп еть , верт еть , обид еть ,

завис еть , ненавид еть , вид еть и смотр еть;

4 глагола на –АТЬ: гн ать , держ ать , слыш ать , дыш ать .

Будь внимателен! Эти слова могут употребляться с приставками: у видеть, по держать, пере терпеть и т.д.

Бел(е или и)шь- бел ить- 2 спр.-бел ишь

У глаголов 2 спряжения в безударных личных окончаниях пишется — И в ед.ч .; -АТ, -ЯТ во мн.ч.

Будь внимателен! Приставка ВЫ — у многих глаголов принимает ударение на себя.

Если ударение не переходит на окончание, действуйте по алгоритму.

Проверяйте бесприставочным глаголом: вытр е шь- тр ё шь, выгляд и шь-гляд и шь.

Будь внимателен! Глаголы могут быть в повелительном наклонении

Когда вытр ете пол, закроете класс.

Вытр- и- те пол! (Повелительное наклонение образуется при помощи суффикса –И-)

Запомни написание предлогов, которые пишутся через дефис:

из-за, из-под, по-за, по-над, по-меж, для-ради, за-ради

Эти предлоги пишутся раздельно.

В кругу, в лице, в меру, во время, во имя, в ответ на, в период, в рамках, в связи с, в сторону от, в целях, за исключением, за неимением, за счёт, на предмет, по поводу, по части и т.д.

Эти предлоги пишутся слитно

Вблизи, вдали от, вместе с, вместо, вокруг, навстречу, сбоку от, сверху, снизу

Отличайте деепричастия не смотря, не взирая от предлогов несмотря, невзирая. Для этого определите значения.

Деепричастие обозначает добавочное действие и пишется раздельно

Шёл, не смотря по сторонам.

Не взирая с высока на брата, он достиг успеха.

Производный предлог обозначает причину, которая могла помешать, но не помешала и пишется слитно. В таком случае предлог можно заменить другим предлогом- ВОПРЕКИ.

Мы шли , не с мотря на непогоду.

Не в зирая на поднятый занавес , шли последние приготовления.

Отличайте предлоги от существительных. Для этого определите значения. Помните: предлог можно заменить другим предлогом, между предлогом и существительным можно вставить прилагательное

В в иду берега (в самом виду берега)

Попасть в м есто, находящееся в первом ряду. (попасть в незнакомое место )

Что-то вр оде (= как парус ) паруса

В р оде Лермонтовых…( в старинном роде Лермонтовых)

Вс лед машинам ( вслед за машинами)

Вглядываться в след зверя (Вглядываться в запутанный след зверя.)

Вследстви Е (= из-за) болезни. Не путайте с наречием впоследствии

В (чём?) следстви И по делу №22.

На в стречу(ожидаемую) с другом.

Наподоби Е (= как, вроде) шара

Задача на (что?) подобие треугольников.

Поговорить насчёт (=О) зарплаты

Положить на счёт. (Положить на текущий счёт.)

Посередине (=в центре) круга расхаживал лев.

П о с ередине круга была проведена черта.(По самой середине круга была проведена черта.)

В течени Е , в продолжени Е (предлоги, указывающие на промежуток времени)

В п родолжени е повести нужно внести изменения.

В п родолжени и повести появился новый герой.

В заключение (=под конец, в итоге)

В (чём?) з аключении диссертации автор подвёл итоги.

источник

План практического занятия (2 часа)

1. Слитное и раздельное написание НЕ со всеми частями речи.

2. Правописание сложных слов.

3. Сложные предложения в тексте закона, употребление причастных и деепричастных оборотов в языке права.

Методические указания по изучению дисциплины (для слушателей)

По первомувопросу необходимо усвоить, чтоотрицание не пишется раздельно в следующих случаях.

1. Со всеми формами глаголов:

а) с инфинитивом и спрягаемыми формами, например: не знать, не знаю, не знаете, не знал, не знали, не торопишься, не торопимся, не торопись, не нравится, не повезло;

б) с краткими формами причастий, например: не использован, не накрахмалено, не откупорена, не разработаны, не закрыто, не занят, не выпито;

в) с деепричастиями, например: не желая, не отвлекаясь, не спеша, не шутя, не успев, не встретившись.

От деепричастий с частицей не следует отличать:

а) наречие немедля (‘сразу, тотчас’), сравните: Немедля приступил к делу и Не медля с ответом, он сел за письмо;

б) сложные предлоги несмотря на, невзирая на, сравните: Пришел, несмотря на трудности и Шел, не смотря по сторонам; в) союзнесмотря на то, что.

2. С числительными и счетными существительными,например: не один, не два, не пять, не оба, не шестой, не сто, не тысяча, не миллион.

3. С местоименными словами, например: не я, не мне, не ты, не тебя, не он, не тот, не мой, не наше, не их, не кто-нибудь, не такой, не каждый, не всякий, не столько, не так, не всегда, не везде, не своим голосом, сам не свой.

4. С прилагательными, употребляющимися только в краткой форме: не рад, не должен, не горазд.

5. С наречиями (кроме образованных от прилагательных с помощью суффикса -о), а также с неизменяемыми словами, употребляющимися в роли сказуемого, например: не вблизи, не вовремя, не вполне, не вправе, не впрок, не всерьёз, не вскользь, не вчера, не досыта, не завтра, не зря, не иначе, не навек, не навсегда, не нарочно, не очень, не позади, не полностью, не сегодня, не слишком, не сверху, не сразу; не жаль, не замужем, не зазорно, не надо. Есть немногочисленные исключения из этого правила: наречия невдалеке, некстати, незадолго, ненадолго, ненамного могут писаться и слитно, и раздельно.

6. С любыми словами, пишущимися через дефис, например: не торгово-промышленный, не научно-исследовательский, не конференц-зал, не социал-демократ, не по-товарищески, не по-русски, не по-нашему.

7. С любыми сочетаниями слов:

а) с сочетаниями, состоящими из знаменательных слов (в этих случаях отрицание относится не к тому слову, которое следует за не, а к целому словосочетанию), например: не кандидат наук, не гражданин России, не научный сотрудник, не специалист в области филологии, не прямо пропорциональный;

б) с предложнопадежными сочетаниями, напр.: не для детей, не ради славы, не у них, не по пути, не без основания, не под властью, не по совести, не из робких, не о войне, не в духе, не в состоянии, не в своем уме, не к лицу, не под силу.

Слитное/раздельное написание НЕ

С существительными, прилагательными (полными и краткими формами и формами сравнительной степени), с наречиями на -о, полными формами причастий не может писаться как слитно, так и раздельно. С существительными, прилагательными, наречиями на –о отрицание не пишется раздельно в следующих случаях.

1. В составе конструкций с противопоставлением: не… а, не… но, …а не…В таких конструкциях не может быть только отрицательной частицей, например:

Не счастье, а просто везенье; Сказал не правду, а полуправду (сравните: Сказал неправду); Не любовь, а увлечение (сравните: Его нелюбовь к животным);

Не хороший человек, а скорее дурной (сравните: Нехороший он человек); Заглавие причудливое, а не оригинальное (сравните: Неоригинальное заглавие); Не простое яичко, а золотое (сравните: непростой вопрос); Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Он находчив, а не хитёр; Новый приговор не справедливее, а лишь суровее ;

Читайте также:  Какие продукты самые полезные для беременных

Ты поступил не плохо, а ужасно; Разобраться в этом не просто, а очень просто.

Так же пишется частица не в конструкциях с противопоставлением и при отсутствии союза а, например: Это не развлечение, это урок; Не приятное – захватывающее зрелище; Не дорог подарок – дорога любовь; Он действует не энергичнее – суетливее.

Следует отличать подобные конструкции от противопоставления иного рода, при котором союзы а и но близки по значению к хотя, все-таки, тем не менее, например: Река была неширокая, но полноводная; Он некрасивый, но умный; Она невысока, но стройна; Недорогой подарок, но приятный; Некрасивый, а симпатичный; Неглупый, а скучный. Здесь не отрицается, что река была широкая, что он красивый и т.д., а утверждается, что река неширокая, что он некрасивый и т.д.

2. В составе конструкций, усиливающих отрицание:

а) со словами вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не, например: Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б) с отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т.п., например: Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

в) с союзом ни… ни, например: Ни хозяевам, ни гостям не известный мужчина; Не нужный ни мне ни тебе.

Конструкции, усиливающие отрицание, следует отличать от конструкций, подчеркивающих утвердительное значение.

3. В сочетаниях едва ли не…, чуть ли не…, разве не…, не далее как…, не позже чем…, не раньше чем…

С существительными, прилагательными, наречиями на -о отрицание НЕ пишется слитно в следующих случаях:

1. Если слово с не можно заменить близким по значению словом без не. Такая возможность говорит о том, что не – приставка, образующая особое слово, например: невмешательство (нейтралитет), неправда (ложь); несерьёзный (легкомысленный), нездоровый (болезненный), неглубокие знания (поверхностные), недружелюбный (враждебный);негромко (тихо), нередко (часто), нелегко (трудно), неблизко (далеко), немало (много).

2. Если существительные и прилагательные в сочетании с необозначают непринадлежность к какому-либо разряду лиц или явлений, например: неврачи, нефраниузы, немарксисты, нехристиане, неспециалисты, немосквичи, нерусские, недемократы, непоэты,

Нерусский взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную музу (Некр.); Неврач не разберётся в этом; Неспециалистам доклад понравился; Неегиптолог его не поймёт; Нематематику не решить этой задачи; Нелингвист не напишет такой диктант; неакадемические институты, непищевые добавки, невоенные отрасли.

3. Если перед существительным с не имеется определение или предлог. Наличие этих слов является признаком того, что не с данным существительным образует единое слово, например: Уволен за невыход на работу; Во всём виновато вечное моё невезение; К нерасчётливости прибавилась и всегдашняя его нерешительностъ; Все знают о её невоспитанности;

4. Если при прилагательном, а также при наречии на -о имеются слова очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно, достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени – слова со значением степени проявления признака, подчеркивающие утверждение, например: очень недобросовестная работа, спал очень неспокойно, стал крайне неактивен и нерасторопен, отвечал крайне невразумительно и неудовлетворительно, весьма незаурядный, весьма необдуманно, чрезвычайно неотзывчивый человек, чрезвычайно неприятно, явно нецелесообразная затея, довольно неудачный финал, достаточно непротиворечиво, вопиюще неграмотный, исключительно неблагоприятные обстоятельства, в высшей степени неприлично.

Однако такие слова, как абсолютно, совершенно, могут употребляться и в сочетаниях этого типа (подчеркивая утверждение), и при словах, пишущихся с не раздельно. Сравните, например: абсолютно (совершенно) неудачное выступление и он человек абсолютно (совершенно) не старый (возможно синонимичное сочетание вовсе не старый).

5. Если при форме сравнительной степени прилагательных и наречий имеются уточняющие наречия, например: ещё неинтереснее, гораздо некрасивее, намного неприятнее, всё недоступнее, чуточку непонятнее, а также если форма сравнительной степени употребляется в отрицательных конструкциях типа: нет ничего неудачнее, чем… или в конструкции с союзами чем… тем, например: чем незамысловатее, тем лучше; чем дальше, тем неутешительнее.

От ряда прилагательных с приставкой не- и соответствующих наречий формы сравнительной степени не образуются. К ним относятся образования с не- от слов, имеющих формы с суффиксом -е и -ше (например: небогатый, непростой, негромкий, нетонкий, недалеко), с ударным суффиксом -ее (например: несильный, неясный, несложный, невесело). Поэтому обычны написания не богаче, не проще, не громче, не дальше, не сильнее, неяснее, не веселее.

Во всех прочих случаях при отсутствии в контексте слов, помогающих распознать отрицание или утверждение и, следовательно, отличить частицу не от приставки не-, пишущий должен проверить, какие слова – усиливающие отрицание или подчеркивающие утверждение – возможны по смыслу в данном контексте.

Таким образом, пишущий должен отдавать себе отчет в том, что он хочет выразить: отрицание признака – и тогда написать не отдельно от следующего слова (например: он не здоров, не важно, не редки случаи, не случайно, не существенно, не удивительно, не демократическим путём) или утверждение признака – и тогда написать не слитно (сравните: он нездоров, нередки случаи, неважно, неслучайно, несущественно, неудивительно, недемократическим путем). От выбора написания будет зависеть и понимание написанного читающими.

По второму вопросу необходимо помнить что, пишутся слитно сложные имена существительные, первую часть которых образуют элементы авиа- (сокращение от авиация), авто-, агро-, аэро, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, микро-, мото-, радио-, теле-, фото-, электро- и т.п., независимо от их количества в слове. Например: авторалли, агрорайон, биофак, гидролокация, зоомагазин, киносъемка, микрорайон, мотоспорт, радиопередача, телерепортаж, фотосъемка, электросеть.

а) сложные названия механизмов, составные наименования предметов; например: дизель-электроход, плащ-палатка, генерал-майор,

б) сложные единицы измерения: грамм-молекула, киловатт-час, но: трудодень;

в) сложные названия растений: иван-да-марья, мать-и-мачеха;

г) слова, первую часть которых образуют иноязычные элементы: вице-, штаб-, экс- и др.: вице-адмирал, экс-президент;

д) русские и иноязычные названия промежуточных сторон света: северо-запад, норд-ост;

е)составные географические наименования: Орехово-Зуево, Эльзас-Лотарингия;

ж) географические названия, имеющие в своем составе служебные слова (русские и иноязычные): Ростов-на-Дону.

При сочетании с помощью союза и двух или нескольких сложных существительных с одинаковой второй частью эта часть может приводиться только при последнем слове, а при предшествующих словах вместо нее пишется так называемый висячий дефис, например: газа- и электросварка (вместо газосварка и электросварка), авто-, мото- и велогонки (но при отсутствии союза и -слитное написание).

Числительное пол (половина) в составе сложного слова пишется:

1) слитно, если вторая часть сложного слова (обычно имя существительное в форме родительного падежа) начинается с согласной буквы (полкилометра, также полвторого и т.д.);

2) через дефис, если вторая часть начинается с гласной буквы (пол-огурца) или согласной л (пол-ложки) либо является именем собственным (пол-Франции), но: поллитровка (вторая часть не в форме родительного падежа).

Если между пол и последующим существительным стоит согласованное определение, то пол пишется отдельно, например: пол граненого стакана, пол фруктового сада.

Пишутся слитно сложные прилагательные:

1) образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому; например: древнегреческий (Древняя Греция), общеславянский (общий для славян), среднесуточный (средний за сутки), сложноподчиненное предложение (сложное по способу подчинения);

2) употребляемые в качестве терминов (крупноблочный, сильносоленый) или выражений в книжном языке (вышеперечисленный, нижеподписавшийся).

Пишутся через дефис сложные прилагательные: 1) образованные от основ, обозначающих равноправные понятия; между частями таких прилагательных в их начальной форме можно вставить сочинительный союз: вагонно-паровозные мастерские (то есть вагонные и паровозные);

2) образованные от имен существительных, которые пишутся через дефис: юго-восточный;

3) обозначающие оттенки цветов: светло-розовый;

4) образованные от сочетаний имен и фамилий или двух фамилий (бойль-мариоттовский закон);

5) обозначающие качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий (т.е. сладкий с привкусом кислоты);

6) входящие в состав сложных географических или административных названий и начинающиеся с основы восточно-, западно-, северно- (севера-), южно- (юго-) (в нарицательном значении эти прилагательные пишутся слитно: восточноевропейские проблемы);

7)образованные из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов: литературно-художественный (ср. художественная литература), а также имеющие на конце первой основы, образованной от слов иноязычного происхождения, сочетание -ико: химико-фармацевтический и т.п.

Юристу необходимо знать, как правильно употребляется та или иная часть речи, так как это помогает избежать досадных грамматических ошибок в процессуальных актах при воссоздании и передаче реальных обстоятельств совершения преступления.

По третьему вопросу, нужно уяснить, что трудности, стоящие перед составителем текста документа, в значительной степени касаются употребления сложных предложений в языке права. Частота использования в деловой речи сложных предложений обусловлена несколькими факторами:

Ø письменный характер деловой речи, требующий полноты изложения дела в тексте документа;

Ø требование логичности изложения, что делает необходимым использование СПП с придаточными причины, следствия, условия.

Ø стремление вместить в пределы одной фразы максимум необходимой информации.

Необходимо иметь в виду, что однообразие синтаксических конструкций, а также цепи придаточных предложений, последовательно подчиненных, с одним и тем же союзом что или союзным словом который производят тягостное впечатление и представляют собой нарушение синтаксических норм русского литературного языка. Чрезмерное усложнение периодов не всегда удобочитаемо в тексте документа.

Основой усложненного характера текста документа, причиной многих трудностей его составления является продуктивность использования в деловой речи обособленных причастных и деепричастных оборотов как способов уточнения смысла текста. Однако чрезмерное влечение к обособленным конструкциям, особенно к причастным оборотам, не кажется естественным. Любопытное явление представляет конструкция типа: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Ненормативность ее заключается в том, что деепричастный оборот соотносится здесь не со словом-подлежащим, обозначающим реального производителя глагольного действия, а с другим словом, которое, хотя и является подлежащим, но не соотносится по смыслу с деепричастием. Нормативным в данном случае было бы СПП: Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.

Сложное предложение— это предложение, состоящее из двухили нескольких частей, образующее единое смысловое, конструктивное и интонационное целое. Среди сложных предложений выделяются сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения в официально-деловом стиле, как правило, не используются. Для него характерны сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения.

Сложные предложения в тексте закона.Появление сложных предложений в языке права вызвано прежде всего требованием предельной точности, объективности, необходимостью конкретно представить все обстоятельства в их взаимосвязанности, установить все логические связи между ними. Сложные предложения, многочисленные в текстах законов, позволяют наилучшим образом выразить все нюансы правовой и процессуальной нормы, уточнить все их детали.

В Уголовном кодексе, для того чтобы правильно определить меру наказания за совершенное преступление, необходимо предусмотреть все последствия, которые могут наступить в результате этого деяния, поэтому в гипотезе многих статей Особенной части употребляются сложные предложения с придаточными определительными и условными (см., напр., ст. 225).

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, а также основания, по которым возникает и осуществляется право собственности, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и т. д. Для этого нужно дать детальное определение каждого понятия, предусмотреть все возможные условия возникновения правоотношений между физическими и юридическими лицами. Этому содействуют многочисленные сложные предложения с придаточными определительными и условными: Под убытками понимаются расходы®, которые лицо ©, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права ®, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота если бы его право не было нарушено © (упущенная выгода) — ст. 15 ГК РФ.

Особенно большое количество сложных предложений в процессуальных кодексах (АПК, ГПК и УПК РФ), которые определяют порядок а) судопроизводства в арбитражных судах РФ,

б) гражданского судопроизводства в судах обшей юрисдикции,

в) в уголовном судопроизводстве и, значит, должны уточнить все обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении дела. Так, условия возвращения искового заявления (ст. 108 АПК РФ) выражены предложением с девятью придаточными предложениями; кроме того, к некоторым из них есть еще придаточные предложения: Судья возвращает исковое заявление и приложенные к нему документы:

если не соблюдены форма и содержание искового заявления, установленные в cm. 102 настоящего Кодекса;

если исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которогоне указано;

если не представлены доказательства направления другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления;

если не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины. а в случаях, когдафедеральным законом предусмотрена возможность отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или уменьшения ее размера, отсутствует ходатайство об этом либо ходатайство отклонено.

Обратите внимание, что для всех подчиненных частей характерна ярко выраженная синтаксическая связь с главной конструкцией (союзы если, когда), которая способствует логичности изложения.

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 1872 | Нарушение авторских прав

источник

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/6856687/
  • http://infourok.ru/trudnie-sluchai-russkoy-orfografii-957630.html
  • http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/03/13/tablitsy-po-orfografii-0
  • http://lektsii.org/14-11408.html