Меню Рубрики

Сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями

1. Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристикой:
(1) Модификационная либо (2) Мутационная:
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
А) Носит групповой характер
Б) Носит индивидуальный характер
В) Наследуется
Г) Не наследуется
Д) Обусловлена нормой реакции признака
Е) Неадекватна изменениям условий среды 1) Модификационная2) Мутационная
A Б В Г Д Е

2. Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами — (1) мутационная либо (2) комбинативная:
ПРИЗНАК ВИД
А) обусловлена появлением нового сочетания нуклеотидов в гене
Б) обусловлена изменением генов и хромосом
В) у потомков появляются рекомбинации генов
Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом
Д) у особей изменяется количество или структура ДНК
Е) обусловлена конъюгацией и перекрестом хромосом 1) мутационная
2) комбинативная
3. Установите соответствие между признаками отбора и его видами — (1) Естественный либо (2) Искусственный:
А) Сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями.
Б) Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений.
В) Способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями.
Г) Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе.
Д) Действует в природе миллионы лет.
Е) Приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде.
Ж) Проводится человеком.
4. Сопоставьте форму естественного отбора и ее характеристики.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
А) действует против особей с крайними значениями признаков
Б) приводит к сужению нормы реакции
В) обычно действует в постоянных условиях
Г) происходит при освоении новых местообитаний
Д) изменяет средние значения признака в популяции
Е) может приводить к появлению новых видов 1) Движущий
2) Стабилизирующий
5. Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.
ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
А) действует в постоянных условиях среды
Б) сохраняет особей со средним значением признака
В) действует в изменяющихся условиях среды
Г) вызывает появление новой нормы реакции организма
Д) снижает уровень генетической изменчивости в популяции
Е) отбирает особей с уклоняющимися в одну сторону от среднего значения признаками 1) движущий
2) стабилизирующий
6. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТБОРА ФОРМА ОТБОРА
A) отбирает новые признаки в изменяющихся условиях среды
Б) изменяет частоту встречаемости признака
B) сохраняет среднее значение признака
Г) действует в относительно постоянных условиях среды
Д) закрепляет новую норму реакции
Е) долго сохраняет генотипы и фенотипы особей в популяции неизменными 1) движущий отбор
2) стабилизирующий отбор
A Б В Г Д Е

7. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, в результате которой он возникает.
ПРИЗНАК ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
A) появление зелёной окраски тела у эвглены на свету
Б) сочетание генов родителей
B) потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей
Г) накопление подкожного жира у медведей при избыточном питании
Д) рождение в семье детей с карими и голубыми глазами в соотношении 1 : 1
Е) появление у здоровых родителей детей, больных гемофилией 1) комбинативная
2) модификационная8. Установите соответствие между характеристикой изменчивости организмов и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
A) возникает в результате изменений генотипа
Б) соответствует условиям среды и является приспособительной
B) проявляется в пределах нормы реакции
Г) возникает случайно у единичных особей
Д) обусловлена комбинацией генов и мутациями
1) ненаследственная
2) наследственная
9. Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его относят.
ПРИЗНАК ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
A) появление в отдельных соцветиях цветков с пятью лепестками вместо четырёх
Б) усиление роста побегов в благоприятных условиях
B) появление единичных листьев, лишённых хлорофилла
Г) угнетение роста и развития побегов при сильном затенении
Д) появление махровых цветков среди растений одного сорта 1) мутационная
2) модификационная10. Установите соответствие между примером изменчивости и её видом.
ПРИМЕР ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
А) изменение густоты шерсти у зайца зимой и летом
Б) появление слепого щенка в потомстве
В) увеличение массы тела овцы при усленном питании
Г) изменение интенсивности окраски шерсти у белки в течение года
Д) появление в потомстве щенка-альбиноса
Е) рождение детёныша обезьяны с лишним пальцем 1) мутационная
2) модификационная11. Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
А) Связана с изменением генов и хромосом.
Б) Не затрагивает генотипа.
В) Проявляется у отдельных особей.
Г) Изменения проявляются у всех особей вида.
Д) Изменения имеют случайный характер.
Е) Изменения имеют приспособительный характер. 1) наследственная
2) модификационная12. Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
А) возникает при воздействии радиации
Б) формируется при слиянии гамет
В) обусловлена независимым расхождением пар хромосом
Г) обусловлена обменом генами между гомологичными хромосомами
Д) связана с увеличением числа хромосом в кариотипе 1) мутационная
2) комбинативная
13. Установите соответствие между особенностями действия эволюционного фактора и факторами, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФАКТОРА ЭВОЛЮЦИОННЫЕ
ФАКТОРЫ
А) один из источников эволюционного материала
Б) представляет собой колебания численности популяций
В) действие фактора направленно
Г) обеспечивает селекцию генотипов
Д) носит случайный характер
Е) изменяет частоту аллелей в генофонде популяции 1) популяционные волны
2) естественный отбор
A Б В Г Д Е

14. Установите соответствие между примером биологического явления и формой изменчивости, которую он иллюстрирует.
ПРИМЕР ФОРМА ИЗМЕНЧИВОСТИ
А) появление коротконогой овцы в стаде овец с нормальными конечностями
Б) появление мыши-альбиноса среди серых мышей
В) формирование у стрелолиста разных форм листьев в воде и на воздухе
Г) проявление у детей цвета глаз одного из родителей
Д) изменение размера кочана капусты в зависимости от интенсивности полива 1) генотипическая
2) модификационнаяА Б В Г Д

Движущие силы эвалюции№ задания
Ответ
1
122112
2
112212
3
1221112
4
222111
5
221121
6
112212
7
212211
8
21122
9
12121
10
212211
11
121212
12
12221
13
112212
112114

  • dvizhushchie_sily_evolyutsii
    Размер файла: 40 kB Загрузок: 0

источник

Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристикой.

А) Носит групповой характер

Б) Носит индивидуальный характер

Д) Обусловлена нормой реакции признака

Е) Неадекватна изменениям условий среды

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Мутации — это стойкие внезапно возникшие изменения структуры наследственного материала на различных уровнях его организации, приводящие к изменению тех или иных признаков организма. Они проявляются спонтанно, индивидуальны для организмов, наследуются.

Модификационная изменчивость проявляется по-разному у разных особей в разных условиях; мутационная проявляется одинаково у потомков особи, у которой в генотипе произошла мутация. Так что в ответе ошибка и А) — 2 Б) — 1.

Характеристика модификационной изменчивости

— обратимость — изменения исчезают при смене специфических условий окружающей среды, спровоцировавших их

— изменения в фенотипе не наследуются, наследуется норма реакции генотипа

— статистическая закономерность вариационных рядов

— затрагивает фенотип, при этом не затрагивая сам генотип

Основные характеристики мутационной изменчивости:

— мутационные изменения непредсказуемые, и в результате организм может обрести новые свойства;

— мутации индивидуальны, то есть возникают у отдельных особей;

— мутации наследуются и передаются потомству;

— мутации не имеют направленного характера (невозможно предсказать какой ген мутирует);

— мутации могут быть как полезными, так и вредными для организма, доминантными или рецессивными.

Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами.

А) обусловлена появлением нового сочетания нуклеотидов в гене

Б) обусловлена изменением генов и хромосом

В) у потомков появляются рекомбинации генов

Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом

Д) у особей изменяется количество или структура ДНК

Е) обусловлена конъюгацией и перекрестом хромосом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Мутационная изменчивость затрагивает изменение в ДНК, комбинативная — это новое сочетание аллелей у потомков, образующиеся за счёт закономерного поведения хромосом в мейозе и при оплодотворении (эукариоты) за счёт рекомбинации (комбинативная изменчивость).

новое сочетание нуклеотидов в гене — комбинативная изменчивость

Комбинативная изменчивость — новое сочетание генов. А новое сочетание нуклеотидов — это мутация.

Установите соответствие между признаками отбора и его видами.

А) Сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями.

Б) Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений.

В) Способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями.

Г) Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе.

Д) Действует в природе миллионы лет.

Е) Приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Искусственный отбор проводится человеком, отбираются признаки полезные для человека, в результате образуются новые сорта растений и породы животных.

Сопоставьте форму естественного отбора и ее характеристики.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ

А) дей­ству­ет про­тив осо­бей с край­ни­ми зна­че­ни­я­ми при­зна­ков

Б) при­во­дит к суже­нию нормы ре­ак­ции

В) обыч­но дей­ству­ет в по­сто­ян­ных усло­ви­ях

Г) про­ис­хо­дит при осво­е­нии новых ме­сто­оби­та­ний

Д) из­ме­ня­ет сред­ние зна­че­ния при­зна­ка в по­пу­ля­ции

Е) может при­во­дить к по­яв­ле­нию новых видов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Движущий отбор действует при меняющихся условиях среды, приводит к появлению новых признаков и новых видов. Остальные признаки стабилизирующего отбора.

Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА ФОРМЫ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА

А) дей­ству­ет в по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды

Б) со­хра­ня­ет осо­бей со сред­ним зна­че­ни­ем при­зна­ка

В) дей­ству­ет в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды

Г) закрепляет по­яв­ле­ние новой нормы ре­ак­ции

Д) сни­жа­ет уро­вень ге­не­ти­че­ской из­мен­чи­во­сти в по­пу­ля­ции

Е) от­би­ра­ет осо­бей с укло­ня­ю­щи­ми­ся в одну сто­ро­ну от сред­не­го зна­че­ния при­зна­ка­ми

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Движущий отбор действует в изменяющихся условиях среды; закрепляет по­яв­ле­ние новой нормы ре­ак­ции; вызывает появление нового признака, отклоняющегося от среднего значения (В, Г, Е).

Остальные перечисленные признаки характерны для стабилизирующего отбора (А, Б, Д).

Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.

ХА­РАК­ТЕР ДЕЙ­СТВИЯ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА ФОРМЫ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА

A) отбирает новые признаки в изменяющихся условиях среды

Б) изменяет частоту встречаемости признака

B) сохраняет среднее значение признака

Г) действует в относительно постоянных условиях среды

Д) закрепляет новую норму реакции

Е) долго сохраняет генотипы и фенотипы особей в популяции неизменными

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Движущий отбор — форма естественного отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определённую сторону от среднего значения, получают преимущества. Стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, в результате которой он возникает.

A) появление зелёной окраски тела у эвглены на свету

Б) сочетание генов родителей

B) потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей

Г) накопление подкожного жира у медведей при избыточном питании

Д) рождение в семье детей с карими и голубыми глазами в соотношении 1 : 1

Е) появление у здоровых родителей детей, больных гемофилией

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Комбинативная: сочетание генов родителей, рождение в семье детей с карими и голубыми глазами в соотношении 1 : 1, появление у здоровых родителей детей, больных гемофилией. Модификационная: появление зелёной окраски тела у эвглены на свету, потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей, накопление подкожного жира у медведей при избыточном питании

Комбинативная изменчивость — это новое сочетание аллелей у потомков, образующиеся за счёт закономерного поведения хромосом в мейозе и при оплодотворении (эукариоты) за счёт рекомбинации (комбинативная изменчивость). Обмен участками между гомологичными хромосомами и случайное сочетанием гамет при оплодотворении обеспечивает комбинативную изменчивость. Взаимодействие генотипа с экологическими факторами — модификационная изменчивость

Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТБОРА ФОРМА ОТБОРА

A) пространственная изоляция

Д) сознательная трудовая деятельность

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Биологический: пространственная изоляция, дрейф генов, популяционные волны. Социальный: речь, абстрактное мышление, сознательная трудовая деятельность

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции — изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т. п. На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции — общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Установите соответствие между характеристикой изменчивости организмов и её видом.

ПРИМЕР ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА

A) возникает в результате изменений генотипа

Б) соответствует условиям среды и является приспособительной

B) проявляется в пределах нормы реакции

Г) возникает случайно у единичных особей

Д) обусловлена комбинацией генов и мутациями

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ненаследственная: соответствует условиям среды и является приспособительной, проявляется в пределах нормы реакции. Наследственная: возникает в результате изменений генотипа, возникает случайно у единичных особей, обусловлена комбинацией генов и мутациями.

Изменчивость — способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости, организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания. Различают две основные формы изменчивости: наследственная и ненаследственная.

Наследственная, или генотипическая, изменчивость — изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа. Она, в свою очередь, подразделяется на комбинативную и мутационную. Комбинативная изменчивость возникает вследствие перекомбинации наследственного материала (генов и хромосом) во время гаметогенеза и полового размножения. Мутационная изменчивость возникает в результате изменения структуры наследственного материала.

Ненаследственная, или фенотипическая, или модификационная, изменчивость — изменения признаков организма, не обусловленные изменением генотипа.

Источник: http://www. licey. net/bio/biology электронная версия книги «Лекции по общей биологии» Пименова И. Н. , Пименов А. В.

Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его относят.

A) появление в отдельных соцветиях цветков с пятью лепестками вместо четырёх

Б) усиление роста побегов в благоприятных условиях

B) появление единичных листьев, лишённых хлорофилла

Г) угнетение роста и развития побегов при сильном затенении

Д) появление махровых цветков среди растений одного сорта

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Мутационная: появление в отдельных соцветиях цветков с пятью лепестками вместо четырёх, появление единичных листьев, лишённых хлорофилла, появление махровых цветков среди растений одного сорта. Модификационная: усиление роста побегов в благоприятных условиях, угнетение роста и развития побегов при сильном затенении.

Изменчивость — способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости, организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания. Различают две основные формы изменчивости: наследственная и ненаследственная.

Наследственная, или генотипическая, изменчивость — изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа. Она, в свою очередь, подразделяется на комбинативную и мутационную. Комбинативная изменчивость возникает вследствие перекомбинации наследственного материала (генов и хромосом) во время гаметогенеза и полового размножения. Мутационная изменчивость возникает в результате изменения структуры наследственного материала.

Ненаследственная, или фенотипическая, или модификационная, изменчивость — изменения признаков организма, не обусловленные изменением генотипа.

источник

Задания для подготовки к ЕГЭ по биологии по теме «Движущие силы эволюции. Естественный отбор»

Движущие силы эволюции. Естественный отбор

1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми от­бо­ра и его ви­да­ми — (1) Есте­ствен­ный либо (2) Ис­кус­ствен­ный:

А) Со­хра­ня­ет осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды из­ме­не­ни­я­ми.

Б) При­во­дит к со­зда­нию новых пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний.

В) Спо­соб­ству­ет со­зда­нию ор­га­низ­мов с нуж­ны­ми че­ло­ве­ку на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми.

Г) Про­яв­ля­ет­ся внут­ри по­пу­ля­ции и между по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида в при­ро­де.

Д) Дей­ству­ет в при­ро­де мил­ли­о­ны лет.

Е) При­во­дит к об­ра­зо­ва­нию новых видов и фор­ми­ро­ва­нию при­спо­соб­лен­но­сти к среде.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

2. Со­по­ставь­те форму есте­ствен­но­го от­бо­ра и ее ха­рак­те­ри­сти­ки.

ФОРМЫ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА

А) дей­ству­ет про­тив осо­бей с край­ни­ми зна­че­ни­я­ми при­зна­ков

Б) при­во­дит к суже­нию нормы ре­ак­ции

В) обыч­но дей­ству­ет в по­сто­ян­ных усло­ви­ях

Г) про­ис­хо­дит при осво­е­нии новых ме­сто­оби­та­ний

Д) из­ме­ня­ет сред­ние зна­че­ния при­зна­ка в по­пу­ля­ции

Е) может при­во­дить к по­яв­ле­нию новых видов

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой есте­ствен­но­го от­бо­ра и его фор­мой.

A) от­би­ра­ет новые при­зна­ки в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды

Б) из­ме­ня­ет ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти при­зна­ка

B) со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние при­зна­ка

Г) дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды

Д) за­креп­ля­ет новую норму ре­ак­ции

Е) долго со­хра­ня­ет ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы осо­бей в по­пу­ля­ции не­из­мен­ны­ми

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми дей­ствия эво­лю­ци­он­но­го фак­то­ра и фак­то­ра­ми, для ко­то­рых эти осо­бен­но­сти ха­рак­тер­ны.

А) один из ис­точ­ни­ков эво­лю­ци­он­но­го ма­те­ри­а­ла

Б) пред­став­ля­ет собой ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций

В) дей­ствие фак­то­ра на­прав­лен­но

Г) обес­пе­чи­ва­ет се­лек­цию ге­но­ти­пов

Д) носит слу­чай­ный ха­рак­тер

Е) из­ме­ня­ет ча­сто­ту ал­ле­лей в ге­но­фон­де по­пу­ля­ции

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми био­ло­ги­че­ской си­сте­мы и си­сте­мой, для ко­то­рой эти осо­бен­но­сти ха­рак­тер­ны.

А) эле­мен­тар­ная еди­ни­ца эво­лю­ции в со­от­вет­ствии с СТЭ

Б) пред­ста­ви­те­ли могут ни­ко­гда не встре­чать­ся в силу изо­ля­ции

В) ве­ро­ят­ность скре­щи­ва­ния между чле­на­ми груп­пы мак­си­маль­но ве­ро­ят­на

Г) рас­па­да­ет­ся на более мел­кие, обособ­лен­ные груп­пы

Д) ареал рас­про­стра­не­ния может за­хва­ты­вать не­сколь­ко кон­ти­нен­тов

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой есте­ствен­но­го от­бо­ра и его фор­мой.

А) от­би­ра­ет новые при­зна­ки в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды

Б) из­ме­ня­ет ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти при­зна­ка

В) со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние при­зна­ка

Г) дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды

Д) за­креп­ля­ет новую норму ре­ак­ции

Е) долго со­хра­ня­ет ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы осо­бей в по­пу­ля­ции не­из­мен­ны­ми

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

8. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов из­ме­не­ния окрас­ки кры­льев у ба­боч­ки бе­ре­зо­вой пя­де­ни­цы в про­цес­се эво­лю­ции.

1) со­хра­не­ние тем­ных ба­бо­чек в ре­зуль­та­те от­бо­ра

2) из­ме­не­ние окрас­ки ство­лов берез вслед­ствие за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды

3) раз­мно­же­ние тем­ных ба­бо­чек, со­хра­не­ние в ряде по­ко­ле­ний тем­ных осо­бей

4) уни­что­же­ние свет­лых ба­бо­чек пти­ца­ми

5) из­ме­не­ние через не­ко­то­рое время окрас­ки осо­бей в по­пу­ля­ции со свет­лой на тем­ную

9. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствия дви­жу­щих сил эво­лю­ции.

1) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

2) раз­мно­же­ние осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

3) по­яв­ле­ние в по­пу­ля­ции раз­но­об­раз­ных на­след­ствен­ных

4) со­хра­не­ние пре­иму­ще­ствен­но осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

5) фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­лен­но­сти к среде оби­та­ния

10. Поль­зу­ясь ри­сун­ком, опре­де­ли­те, какую форму от­бо­ра он ил­лю­стри­ру­ет. Ответ обос­нуй­те. Из­ме­нит­ся ли раз­мер ушей у зай­цев в про­цес­се эво­лю­ции под дей­стви­ем этой формы есте­ствен­но­го от­бо­ра, и при каких усло­ви­ях жизни этот отбор будет про­яв­лять­ся?

1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми от­бо­ра и его ви­да­ми — (1) Есте­ствен­ный либо (2) Ис­кус­ствен­ный:

А) Со­хра­ня­ет осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды из­ме­не­ни­я­ми.

Б) При­во­дит к со­зда­нию новых пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний.

В) Спо­соб­ству­ет со­зда­нию ор­га­низ­мов с нуж­ны­ми че­ло­ве­ку на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми.

Г) Про­яв­ля­ет­ся внут­ри по­пу­ля­ции и между по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида в при­ро­де.

Д) Дей­ству­ет в при­ро­де мил­ли­о­ны лет.

Е) При­во­дит к об­ра­зо­ва­нию новых видов и фор­ми­ро­ва­нию при­спо­соб­лен­но­сти к среде.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Ис­кус­ствен­ный отбор про­во­дит­ся че­ло­ве­ком, от­би­ра­ют­ся при­зна­ки по­лез­ные для че­ло­ве­ка, в ре­зуль­та­те об­ра­зу­ют­ся новые сорта рас­те­ний и по­ро­ды жи­вот­ных.

2. Со­по­ставь­те форму есте­ствен­но­го от­бо­ра и ее ха­рак­те­ри­сти­ки.

ФОРМЫ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА

А) дей­ству­ет про­тив осо­бей с край­ни­ми зна­че­ни­я­ми при­зна­ков

Б) при­во­дит к суже­нию нормы ре­ак­ции

В) обыч­но дей­ству­ет в по­сто­ян­ных усло­ви­ях

Г) про­ис­хо­дит при осво­е­нии новых ме­сто­оби­та­ний

Д) из­ме­ня­ет сред­ние зна­че­ния при­зна­ка в по­пу­ля­ции

Е) может при­во­дить к по­яв­ле­нию новых видов

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Дви­жу­щий отбор дей­ству­ет при ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды, при­во­дит к по­яв­ле­нию новых при­зна­ков и новых видов. Осталь­ные при­зна­ки ста­би­ли­зи­ру­ю­ще­го от­бо­ра.

3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой есте­ствен­но­го от­бо­ра и его фор­мой.

A) от­би­ра­ет новые при­зна­ки в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды

Б) из­ме­ня­ет ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти при­зна­ка

B) со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние при­зна­ка

Г) дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды

Д) за­креп­ля­ет новую норму ре­ак­ции

Е) долго со­хра­ня­ет ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы осо­бей в по­пу­ля­ции не­из­мен­ны­ми

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Дви­жу­щий отбор — форма есте­ствен­но­го от­бо­ра, ко­то­рая дей­ству­ет при на­прав­лен­ном из­ме­не­нии усло­вий внеш­ней среды. В этом слу­чае особи с при­зна­ка­ми, ко­то­рые от­кло­ня­ют­ся в опре­делённую сто­ро­ну от сред­не­го зна­че­ния, по­лу­ча­ют пре­иму­ще­ства.

Ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор — форма есте­ствен­но­го от­бо­ра, при ко­то­рой его дей­ствие на­прав­ле­но про­тив осо­бей, име­ю­щих край­ние от­кло­не­ния от сред­ней нормы, в поль­зу осо­бей со сред­ней вы­ра­жен­но­стью при­зна­ка.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми дей­ствия эво­лю­ци­он­но­го фак­то­ра и фак­то­ра­ми, для ко­то­рых эти осо­бен­но­сти ха­рак­тер­ны.

А) один из ис­точ­ни­ков эво­лю­ци­он­но­го ма­те­ри­а­ла

Б) пред­став­ля­ет собой ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций

В) дей­ствие фак­то­ра на­прав­лен­но

Г) обес­пе­чи­ва­ет се­лек­цию ге­но­ти­пов

Д) носит слу­чай­ный ха­рак­тер

Е) из­ме­ня­ет ча­сто­ту ал­ле­лей в ге­но­фон­де по­пу­ля­ции

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

1) по­пу­ля­ци­он­ные волны: один из ис­точ­ни­ков эво­лю­ци­он­но­го ма­те­ри­а­ла; пред­став­ля­ет собой ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций, носит слу­чай­ный ха­рак­тер

2) есте­ствен­ный отбор: дей­ствие фак­то­ра на­прав­лен­но; обес­пе­чи­ва­ет се­лек­цию ге­но­ти­пов; из­ме­ня­ет ча­сто­ту ал­ле­лей в ге­но­фон­де по­пу­ля­ции

По­пу­ля­ци­он­ны­ми вол­на­ми или вол­на­ми жизни (С. С. Чет­ве­ри­ков) на­зы­ва­ют пе­ри­о­ди­че­ские или апе­ри­о­ди­че­ские ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти ор­га­низ­мов в при­род­ных по­пу­ля­ци­ях. Это яв­ле­ние рас­про­стра­ня­ет­ся на все виды жи­вот­ных и рас­те­ний, а также на мик­ро­ор­га­низ­мы. При­чи­ны ко­ле­ба­ний часто имеют эко­ло­ги­че­скую при­ро­ду. Так, раз­ме­ры по­пу­ля­ций «жерт­вы» (зайца) рас­тут при сни­же­нии дав­ле­ния на них со сто­ро­ны по­пу­ля­ций «хищ­ни­ка» (рыси, ли­си­цы, волка). От­ме­ча­е­мое в этом слу­чае уве­ли­че­ние кор­мо­вых ре­сур­сов спо­соб­ству­ет росту чис­лен­но­сти хищ­ни­ков, что, в свою оче­редь, ин­тен­си­фи­ци­ру­ет ис­треб­ле­ние жерт­вы.

Из­ме­не­ние ге­но­фон­дов по­пу­ля­ций про­ис­хо­дит как на подъ­еме, так и на спаде по­пу­ля­ци­он­ной волны.

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми био­ло­ги­че­ской си­сте­мы и си­сте­мой, для ко­то­рой эти осо­бен­но­сти ха­рак­тер­ны.

А) эле­мен­тар­ная еди­ни­ца эво­лю­ции в со­от­вет­ствии с СТЭ

Б) пред­ста­ви­те­ли могут ни­ко­гда не встре­чать­ся в силу изо­ля­ции

В) ве­ро­ят­ность скре­щи­ва­ния между чле­на­ми груп­пы мак­си­маль­но ве­ро­ят­на

Г) рас­па­да­ет­ся на более мел­кие, обособ­лен­ные груп­пы

Д) ареал рас­про­стра­не­ния может за­хва­ты­вать не­сколь­ко кон­ти­нен­тов

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

По­пу­ля­ция — груп­па осо­бей, спо­соб­ная к более-менее устой­чи­во­му са­мо­вос­про­из­вод­ству (как по­ло­во­му, так и бес­по­ло­му), от­но­си­тель­но обособ­лен­ная (обыч­но гео­гра­фи­че­ски) от дру­гих групп, с пред­ста­ви­те­ля­ми ко­то­рых (при по­ло­вой ре­про­дук­ции) по­тен­ци­аль­но воз­мо­жен ге­не­ти­че­ский обмен. С точки зре­ния по­пу­ля­ци­он­ной ге­не­ти­ки, по­пу­ля­ция — это груп­па осо­бей, в пре­де­лах ко­то­рой ве­ро­ят­ность скре­щи­ва­ния во много раз пре­вос­хо­дит ве­ро­ят­ность скре­щи­ва­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих по­доб­ных групп. Обыч­но го­во­рят о по­пу­ля­ци­ях как о груп­пах в со­ста­ве вида или под­ви­да.

В со­вре­мен­ных эво­лю­ци­он­ных тео­ри­ях (на­при­мер, в СТЭ — Син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции) по­пу­ля­ция счи­та­ет­ся эле­мен­тар­ной еди­ни­цей эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са (А,В)

Вид — ос­нов­ная струк­тур­ная еди­ни­ца био­ло­ги­че­ской си­сте­ма­ти­ки живых ор­га­низ­мов (жи­вот­ных, рас­те­ний и мик­ро­ор­га­низ­мов)— так­со­но­ми­че­ская, си­сте­ма­ти­че­ская еди­ни­ца, груп­па осо­бей с об­щи­ми мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ски­ми, био­хи­ми­че­ски­ми и по­ве­ден­че­ски­ми при­зна­ка­ми, спо­соб­ная к вза­им­но­му скре­щи­ва­нию, да­ю­ще­му в ряду по­ко­ле­ний пло­до­ви­тое потом­ство, за­ко­но­мер­но рас­про­странённая в пре­де­лах опре­делённого аре­а­ла и сход­но из­ме­ня­ю­ща­я­ся под вли­я­ни­ем фак­то­ров внеш­ней среды (БГД)

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой есте­ствен­но­го от­бо­ра и его фор­мой.

А) от­би­ра­ет новые при­зна­ки в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды

Б) из­ме­ня­ет ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти при­зна­ка

В) со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние при­зна­ка

Г) дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды

Д) за­креп­ля­ет новую норму ре­ак­ции

Е) долго со­хра­ня­ет ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы осо­бей в по­пу­ля­ции не­из­мен­ны­ми

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

1) дви­жу­щий отбор: от­би­ра­ет новые при­зна­ки в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды; из­ме­ня­ет ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти при­зна­ка; за­креп­ля­ет новую норму ре­ак­ции

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор: со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние при­зна­ка; дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды; долго со­хра­ня­ет ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы осо­бей в по­пу­ля­ции не­из­мен­ны­ми

8. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов из­ме­не­ния окрас­ки кры­льев у ба­боч­ки бе­ре­зо­вой пя­де­ни­цы в про­цес­се эво­лю­ции.

1) со­хра­не­ние тем­ных ба­бо­чек в ре­зуль­та­те от­бо­ра

2) из­ме­не­ние окрас­ки ство­лов берез вслед­ствие за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды

3) раз­мно­же­ние тем­ных ба­бо­чек, со­хра­не­ние в ряде по­ко­ле­ний тем­ных осо­бей

4) уни­что­же­ние свет­лых ба­бо­чек пти­ца­ми

5) из­ме­не­ние через не­ко­то­рое время окрас­ки осо­бей в по­пу­ля­ции со свет­лой на тем­ную

При из­ме­не­нии усло­вий среды, на­чи­на­ет дей­ство­вать дви­жу­щий отбор, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го от­би­ра­ют­ся особи с но­вы­ми при­зна­ка­ми и пе­ре­да­ют этот при­знак по на­след­ству.

Из-за из­ме­не­ния окрас­ки ство­лов берез (2) свет­лые ба­боч­ки уни­что­жа­лись пти­ца­ми чаще тем­ных (4). Это при­ве­ло к тому, что тем­ные ба­боч­ки стали чис­лен­но пре­ва­ли­ро­вать над свет­лы­ми (1). Раз­мно­жа­ясь, тем­ные ба­боч­ки пе­ре­да­ва­ли свой цвет сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям (3), а свет­лые все боль­ше уни­что­жа­лись пти­ца­ми, и через не­ко­то­рое время были пол­но­стью уни­что­же­ны. Окрас­ка осо­бей в по­пу­ля­ции из­ме­ни­лась со свет­лой на тем­ную (5).

9. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствия дви­жу­щих сил эво­лю­ции.

1) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

2) раз­мно­же­ние осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

3) по­яв­ле­ние в по­пу­ля­ции раз­но­об­раз­ных на­след­ствен­ных

4) со­хра­не­ние пре­иму­ще­ствен­но осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

5) фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­лен­но­сти к среде оби­та­ния

По­яв­ля­ют­ся му­та­ции, идет борь­ба за су­ще­ство­ва­ние, луч­шие при­зна­ки оста­ют­ся, пе­ре­да­ют­ся по на­след­ству, и воз­ни­ка­ют новые при­спо­соб­ле­ния к среде оби­та­ния.

10. Поль­зу­ясь ри­сун­ком, опре­де­ли­те, какую форму от­бо­ра он ил­лю­стри­ру­ет. Ответ обос­нуй­те. Из­ме­нит­ся ли раз­мер ушей у зай­цев в про­цес­се эво­лю­ции под дей­стви­ем этой формы есте­ствен­но­го от­бо­ра, и при каких усло­ви­ях жизни этот отбор будет про­яв­лять­ся?

1) ста­би­ли­зи­ру­ю­щая форма от­бо­ра, так как на гра­фи­ке видно, что дав­ле­ние от­бо­ра на­прав­ле­но на ги­бель осо­бей с ми­ни­маль­ным или мак­си­маль­ным зна­че­ни­ем при­зна­ка;

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор про­яв­ля­ет­ся при от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях жизни;

3) из­ме­не­ния раз­ме­ра ушей у зай­цев в про­цес­се эво­лю­ции не про­изойдёт, так как эта форма от­бо­ра со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние при­зна­ка.

источник

№1. Движущие силы эволюции, их взаимосвязь.

1. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. 2. Наследственная изменчивость. Причина наследственных изменений — изменение генов и хромосом, перекомбинация (сочетание) родительских признаков у потомства. Полезные, вредные и нейтральные наследственные изменения. Случайный, ненаправленный характер наследственных изменений. Роль наследственной изменчивости в эволюции: поставка материала для действия естественного отбора. 3. Борьба за существование — сложные взаимоотношения между особями одного вида, разных видов, с факторами неживой природы. Причина борьбы за существование — способность особей к безграничному размножению, увеличению численности и ограниченность ресурсов (пищи, территории и др.) для их существования. Роль борьбы за существование в эволюции: обострение взаимоотношений между особями. Снижение численности особей под влиянием хищников, паразитов, болезнетворных микроорганизмов, недостатка пищи, территории, неблагоприятных погодных условий. 4. Формы борьбы за существование: — борьба с неблагоприятными условиями неживой природы (абиотическими факторами). Влияние на любой организм неблагоприятных условий: избытка или недостатка влаги, света, повышенной или пониженной температуры воздуха. Пример: гибель или угнетение особей светолюбивого растения в условиях недостаточной освещенности; — межвидовая борьба за существование — взаимоотношения между особями разных видов. Прямая межвидовая борьба — поедание особями одного вида особей другого вида (отношения «хищник — жертва») или паразитирование на них (отношения «паразит — хозяин»). Косвенная или конкурентная борьба между видами со сходными потребностями, например щукой и окунем, обитающими в одном водоеме и конкурирующими из-за пищи; — внутривидовая борьба за существование — взаимоотношения между особями одного вида. Наибольшая напряженность внутривидовой борьбы вследствие сходства потребностей у особей одного вида (необходимость сходной пищи, освещенности, почвы и др.). 5. Естественный отбор — процесс выживания особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и их последующее размножение. Отбор — следствие борьбы за существование, главный фактор эволюции, сохраняющий особей преимущественно с полезными в определенных условиях среды наследственными изменениями. Отбирающий фактор — условия внешней среды: высокая или низкая температура воздуха; избыток или недостаток влаги, света, пищи. 6. Механизм действия естественного отбора: — появление у особей наследственных изменений (полезных, вредных, нейтральных); — сохранение в результате борьбы за существование, естественного отбора преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями; — размножение особей с полезными изменениями, увеличение их численности; — преимущественное выживание особей с изменениями, соответствующими среде обитания, среди потомства, их размножение и передача полезных изменений части потомков; — распространение полезных в данных условиях среды наследственных изменений. 7. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Неоднородность особей вида вследствие наследственной изменчивости, поставляющей материал для действия борьбы за существование и для естественного отбора. Обострение взаимоотношений между особями в результате борьбы за существование. Сохранение особей преимущественно с полезными наследственными изменениями естественным отбором как следствие борьбы за существование.

№2. Высшая нервная деятельность человека, социальная обусловленность его поведения.

1. Высшая нервная деятельность (ВНД) — совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая взаимодействие организма с окружающей средой. Кора головного мозга и ближайшие к ней подкорковые структуры — материальная основа осуществления сложных реакций, лежащих в основе высшей нервной деятельности. Основа высшей нервной деятельности — рефлексы (безусловные и условные). Выработка в процессе жизнедеятельности организма на базе безусловных новых условных рефлексов, позволяющих ему целесообразно реагировать на внешние раздражители и тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Затухание или исчезновение при изменении среды выработанных ранее рефлексов благодаря торможению. 2. Рассудочная деятельность. Мышление. Элементы рассудочной деятельности у животных (шимпанзе достает высоко подвешенные бананы, поставив один ящик на другой). Прямая зависимость уровня рассудочной деятельности от уровня развития нервной системы. Наибольшее развитие рассудочной деятельности у человека, ее проявление в виде мышления. 3. Особенности ВИД человека. Раздражители для условных рефлексов у человека. Не только факторы внешней среды (тепло, холод, цвет, запах), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования человечества и передавать его потомкам.

№3. Выполните задание. Истребление волков в ряде районов нашей страны привело к резкому увеличению численности копытных, которые уничтожили некоторые виды кустарников и подрастающих деревьев. Как восстановить равновесие в данном сообществе?

Волки — хищники. Они регулируют численность многих копытных — косуль, лосей, оленей и др. Волки — санитары леса, так как нападают прежде всего на больных животных, распознают их по запа­ху. Истребление волков приводит к увеличению численности животных, которыми они питаются, прежде всего копытных, пищей которым служат древесные растения. Чтобы восстановить равнове­сие в лесу, необходимо увеличить численность вол­ков до определенного уровня, прекратить их от­стрел.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Итоговая проверочная работа 11 класс

В части А к каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный

А 1.Среди перечисленных примеров ароморфозом является

Плоская форма тела у ската

Покровительственная окраска у кузнечика

Четырехкамерное сердце у птиц

Редукция пищеварительной системы у паразитических червей

А 2. Биологическая эволюция – это процесс

Индивидуального развития организма

Исторического развития органического мира

Эмбрионального развития организма

Улучшения и создания новых сортов растений и пород животных

А 3.В ответ на увеличение численности популяции жертв в популяции хищников происходит

Увеличение числа новорожденных особей

Уменьшение числа половозрелых особей

Увеличение числа женских особей

Уменьшение числа мужских особей

А 4.К причинам экологического кризиса в современную эпоху не относится

Строительство плотин на реках

Сельскохозяйственная деятельность человека

Промышленная деятельность человека

А 5.Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием

А 6. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют

А 7. Основу естественного отбора составляет

А 8. На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы

А 9. Видовая структура биогеоценоза леса характеризуется

Ярусным расположением животных

Распределением организмов в горизонтах леса

Многообразием обитающих в нем организмов

А10. Биогеоценоз считают открытой системой, так как в нем постоянно происходит

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа

В 1. К факторам эволюции относят

В 2. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что

Численность деревьев сокращается в результате лесного пожара

Волки ограничивают рост численности кабанов

Массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев

Численность белок зависит от урожая семян ели

Популяция кабанов поностью уничтожается волками

Совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

В заданиях В3 и В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В 3. установите соответствие между организмами и направлениями эволюции

Организмы Направления эволюции

Страус эму А) биологический прогресс

Серая крыса Б) биологический регресс

В 4. Установите сответствие между признаками отбора и его видами

Признаки отбора Вид отбора

Сохраняет особей с полезными в данных условиях признаками А) естественный

Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений Б) искусственный

Способствует созданию организмов с нужными человеку

Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида

Действует в природе миллионы лет

Приводит к образованию новых видов

В 5. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

В 6. – Установите хронологическую последовательность антропогенеза

C 1 Численность популяций окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?

С 2. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

А1-3; А2-2; А3-1; А4-1; А5 -3; А6 -1; А7 -1; А8-2; А9-4; А10-1.

В 1. – 2,4,6; В 2. – 2,4,6; В 3. – БАААББ; В 4. – АББАААБ; В 5. – 51324; В 6. – 31245;

С 1. Абиотические, биотические , антропогенные.

С 2. 1) Большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания

2) Сбалансированным круговоротом веществ

3) Участием солнечной энергии в круговороте веществ и продолжительными сроками существования

Итоговая проверочная работа 11 класс

В части А к каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный

А 1. Какой ароморфоз способствовал выходу позвоночных животных на сушу

Появление легочного дыхания

А 2. Общую территорию, которую занимает вид, называют

А 3. Биомасса растений в океане уменьшается на глубине вследствии

Понижения температуры воды

Уменьшения числа животных

Уменьшения питательных веществ в воде

А 4. Парниковый эффект на Земле явдяется следствием повышения в атмосфере концентрации

А 5. Уровень организации любой лягушки остромордой

А 6. Концентрационная функция живого вещества биосферы заключается

В аккумуляции солнечной энергии в процессе фотосинтеза

Избирательном накоплении химических элементов организмами

Круговороте химических элементов, входящих в состав организмов

Переносе органических веществ и энергии по цепям питания

А 7. Согласно взглядам Ч. Дарвина результатом естественного отбора является

Выживание наиболее приспособленных особей

Гибель наименее приспособленных особей

Появление приспособленности у организмов

Появление изменчивости признаков у организмов

А 8. Элементарным материалом для эволюции служат

Фенотипы группы особей популяции

Генотипы отдельных особей популяции

Мутации генов у особей популяции

Модификации генотипов у особей популяции

А 9. Увеличение числа видов в экосистеме, образование разветвленных цепей питания, ярусность – это признак

Устойчивого развития экосистемы

Перехода устойчивой экосистемы в неустойчивую

Смены одной экосистемы другой

А10. Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как

Культурные растения вытесняются сорняками

Он не может существовать без удобрений и ухода

Он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами

Усиливается конкуренция между культурными растениями.

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа

В 1. Устойчивые биогеоценозы характеризуются

Отсутствием видового разнообразия

Наличием естественного отбора

Зависимостью от деятельности человека

В 2. Почему популяцию считают единицей эволюции

В ней происходит свободное скрещивание

Многие виды состоят из ряда популяций

Особи популяции подвергаются мутациям

Особи популяции имеют различные приспособления к среде обитания

Происходит саморегуляция численности популяций

Под воздействикм естественного отбора в популяции сохраняются особи с полезными мутациями

В заданиях В3 и В 4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В 3. Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристикой

Характеристика изменчивости Виды изменчивости

Изменение признака исчезает после прекращения А) модификации

действия вызвавшего его фактора Б) мутации

изменение возникает внезапно

изменение имеет ненаправленный характер

возникающее изменение, как правило, соответствует

проявляеся у всех особей вида

проявляется у отдельных особей вида

В 4. Установите соответствие между направлениями эволюции и их характеристиками

Характеристики Направления эволюции

Расширение ареала А) Биологический прогресс

Снижение приспособленности Б) Биологический регресс

В 5. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

В 6. Установите в какой хронологической последовательности появилист основные группы растений на Земле

С 1. Какое значение для эволюции имеет изоляция популяций?

С 2, Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

А1-4; А2-3; А3-2; А4-2; А5 -3; А6 -1; А7 -1; А8-3; А9-1; А10-3.

В 1.- 1,4,6; В 2, — 1,5,6; В 3, -АБАБАБ; В 4. – АБАББА В 5. – 23154; В 6. – 54312;

С 1. Способствует накоплению мутаций в популяции.

С 2. 1) Создают органические вещества из неорганиченских

2) Аккумулируют солнечную энергию

3) Обеспечиваюторганическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

Вашему вниманию представляю итоговый тест в 11 классе по биологии для базового уровня.

В части А к каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный

А 1.Среди перечисленных примеров ароморфозом является

1. Плоская форма тела у ската

2. Покровительственная окраска у кузнечика

3. Четырехкамерное сердце у птиц

4. Редукция пищеварительной системы у паразитических червей

А 2. Биологическая эволюция – это процесс

1. Индивидуального развития организма

2. Исторического развития органического мира

3. Эмбрионального развития организма

4. Улучшения и создания новых сортов растений и пород животных

А 3.В ответ на увеличение численности популяции жертв в популяции хищников происходит

1. Увеличение числа новорожденных особей

2. Уменьшение числа половозрелых особей

3. Увеличение числа женских особей

4. Уменьшение числа мужских особей

А 4.К причинам экологического кризиса в современную эпоху не относится

1. Рациональное природопользование

2. Строительство плотин на реках

3. Сельскохозяйственная деятельность человека

4. Промышленная деятельность человека

А 5.Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием

А 6. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют

А 7. Основу естественного отбора составляет

4. Относительная приспособленность

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Выберите три верныхответа из шести предложенных

1. Дрейф генов может привести к

А) возрастанию гетерозиготности популяции

Б) возрастанию концентрации редких аллелей +

В) увеличению фенотипического разнообразия в популяции +

Д) увеличению генетической однородности популяции +

Комментарий. Правильность пункта В очень сомнительна. Дрейф приводит к уменьшению генетического разнообразия – а значит, и фенотипического.

2. К идиоадаптациям относят

А) появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся

Б) развитие подкожного жира у млекопитающих +

В) редукцию пищеварительной системы у паразитических червей

Г) появление длинного кишечника у некоторых растительноядных млекопитающих +

Д) возникновение расчленяющей окраски у некоторых животных – обитателей открытых пространств +

Е) образование млечных желез у млекопитающих

3. К идиоадаптациям у покрытосеменных растений относят

А) развитие пыльцевой трубки

Б) глубокие корни у пустынных растений +

Г) белый цвет околоцветника у растений, опыляемых ночными насекомыми +

Е) наличие водозапасающей ткани у растений засоленных мест обитания +

4. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

А) наличие костного панциря у черепах +

Б) живорождение у млекопитающих

В) большие крылья у стрекозы +

Г) длинные ноги у кузнечика +

Д) отсутствие нервной системы у рака-паразита — саккулины

Е) отсутствие хлорофилла у растения Петров крест

5. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?

А) наличие семян у голосеменных растений +

Б) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания

В) появление у плодов одуванчика парашютиков

Г) выделение душистым табаком пахучих веществ

Д) двойное оплодотворение у цветковых растений +

Е) появление у растений механических тканей +

6. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию?

А) сокращение числа пальцев до двух у страусов

Б) упрощение нервной системы у ленточных червей +

В) превращение корней у растения повилики в присоски +

Г) развитие детенышей млекопитающих в мышечном органе – матке

Д) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски +

Е) отсутствие конечностей у змей

7. К результатам эволюции относится

А) конкуренция между культурными растениями и сорняками, произрастающими на одном поле

Б) самоизреживание хвойного леса

В) возникновение цветков белой окраски у растений елового леса +

Г) появление покровительственной окраски у открыто гнездящихся птиц +

Д) гибель зародышей с наследственными нарушениями

Е) формирование мелкой пыльцы у ветроопыляемых растений +

8. Результатом эволюции является

В) мутационная изменчивость

Г) приспособленность организмов к условиям внешней среды +

Д) повышение организации живых существ +

Е) борьба за существование

9. У человека в процессе эволюции в связи с прямохождением появились следующие признаки

Д) позвоночник с четырьмя изгибами +

Е) уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка +

Б) пояс задних конечностей кита +

В) слаборазвитый волосяной покров на теле человека +

Г) жабры у эмбрионов наземных позвоночных

Д) многососковость у человека

Е) удлиненные клыки у хищников

11. Проявлением атавизма считают развитие у человека

Д) густого волосяного покрова на лице и теле +

12. Человек, в отличие от позвоночных животных

А) имеет пять отделов головного мозга

Б) образует различные природные популяции

В) обладает второй сигнальной системой +

Г) может создавать искусственную среду обитания +

Д) имеет первую сигнальную систему

Е) может создавать и использовать орудия труда +

13. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в ходе эволюции у китов:

А) превращение передних конечностей в ласты +

Б) дыхание кислородом, растворенным в воде

В) дыхание кислородом воздуха

Д) толстый подкожный слой жира +

Е) постоянная температура тела

14. Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?

Б) наличие вороньих костей

Е) вскармливание детенышей молоком +

15. В чем состоит сходство человека и млекопитающих животных?

А) позвоночник имеет пять отделов +

В) мозговой отдел черепа больше лицевого

Г) имеются парные суставные конечности +

Д) в шейном отделе семь позвонков +

Е) форма позвоночника – S-образная

16. Установите соответствие между признаками естественного отбора и формой отбора, для которой этот признак характерен.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
ПРИЗНАК ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА ФОРМА ОТБОРА
1) Направлен на смещение среднего значения признака А) Движущий
2) Происходит при изменении условий существования Б) Стабилизирующий
3) Устраняет особей с существенными отклонениями от среднего значения признака
4) Направлен на сохранение установившейся в популяции нормы реакции
5) Приводит к закреплению новой формы реакции

17. Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОТБОРА
1) действует в природе постоянно А) естественный
2) сохраняет особей с признаками, интересующими человека Б) искусственный
3) сохраняет особей с полезными для них признаками
4) обеспечивает формирование приспособленности
5) приводит к возникновению новых видов
6) способствует созданию новых пород животных

18. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

ПРИЧИНА СПОСОБ
1) расширение ареала исходного вида А) географическое
2) стабильность ареала исходного вида Б) экологическое
3) разделение ареала вида различными преградами
4) многообразие изменчивости особей внутри ареала
5) многообразие местообитаний внутри ареала

Комментарий. Пункт 4 применим к обоим способам видообразования.

19. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции, к которому его относят.

ПРИМЕР ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1) усы таракана и рыбы сома А) гомологичные органы
2) чешуя ящерицы и перо птицы Б) аналогичные органы
3) глаза осьминога и собаки
4) крылья летучей мыши и стрекозы
5) ноги бабочки и жука
6) когти кошки и ногти обезьяны

20. Установите соответствие между организмом и направлением его эволюции в настоящее время

ОРГАНИЗМЫ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) речной бобр А) биологический прогресс
2) серая крыса Б) биологический регресс
3) домовая мышь
4) сине-зеленые (цианобактерии)
5) орел беркут
6) уссурийский тигр

21. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно.

ВИДЫ ОРГАНИЗМОВ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
1) серая крыса А) биологический прогресс
2) зубр Б) биологический регресс
3) амурский тигр
4) пырей ползучий
5) лошадь Пржевальского
6) одуванчик обыкновенный

22. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1) развитие хвоста А) атавизмы
2) аппендикс Б) рудименты
3) копчик
4) густой волосяной покров на теле
5) многососковость
6) складка мигательной перепонки

23. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции, начиная с характеристики фона среды.

А) сохранение темных бабочек в результате отбора
Б) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды
В) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей
Г) отлов светлых бабочек птицами
Д) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную

Комментарий. Вопрос не корректный, так как А и В – в сущности, одно и то же.

24. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.

А) борьба за существование
Б) размножение особей с полезными изменениями
В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
Д) закрепление приспособленности к среде обитания

25. Установите последовательность этапов географического видообразования.

А) возникновение изоляции между популяциями одного вида
Б) расширение или расчленение ареала вида
В) появление мутаций в популяциях
Г) сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды
Д) утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида

Комментарий. Вопрос не корректный, так как не сказано, какой изоляции – первичной или вторичной. Из ответов видно, что составители имели ввиду первичную.

26. Установите правильную последовательность названий, отражающую систематическое положение человека, начиная с самой крупной систематической единицы

А) Приматы
Б) Хордовые
В) Человек
Г) Люди
Д) Позвоночные
Е) Млекопитающие

27. Установите хронологическую последовательность антропогенеза.

А) человек умелый
Б) человек прямоходящий
В) дриопитек
Г) человек разумный

28. Установите последовательность появления в эволюции следующих ароморфозов

А) хорда
Б) внутреннее оплодотворение
В) теплокровность
Г) пятипалая конечность
Д) многоклеточность
Е) половое размножение

Комментарий. Вопрос не очень корректный в отношении внутреннего оплодотворения, поскольку в эволюции оно независимо возникает несколько раз в разных линиях.

В линии позвоночных оно появляется у рептилий, т.е. после формирования хорды и пятипалой конечности (первые пятипалые – земноводные). Но оно существует в линии предков хордовых – плоских и круглых червей, а также у некоторых рыб.

29. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп животных на Земле.

А) Кишечнополостные
Б) Членистоногие
В) Кольчатые черви
Г) Колониальные жгутиковые
Д) Плоские черви

30. Установите последовательность групп растений в порядке их появления в процессе эволюции.

А) Голосеменные
Б) Водоросли
В) Псилофиты
Г) Покрытосеменные
Д) Папоротники

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 192 ; Нарушение авторских прав

источник

Источники:
Читайте также:  Тепловая машина с кпд 40 совершает за цикл полезную работу 60 дж

Популярные записи

Что полезно а что вредно для печени
Для чего полезны углеводы
Найдите соответствие между полезными ископаемыми и районами их нахождения
При какой температуре полезно спать
Автомобиль срок полезного использования
Полезны ли красные помидоры
Полезен ли по утрам холодный душ
Чабрец мед полезные свойства и противопоказания