Высокая обеспеченность минеральными ресурсами мирового хозяйства сама по себе не решает проблемы, связанные с удовлетворением хозяйственных потребностей отдельных стран в минеральном сырье. Существуют значительные разрывы между размещением производительных сил и минеральных ресурсов, причем в ряде регионов эти диспропорции увеличились.
На развитые страны приходится примерно 36% запасов нетопливных минеральных ресурсов мира, 5% нефти и 80% производства обрабатывающей промышленности. В них в крупных размерах сосредоточено достаточно ограниченное число видов разведанного минерального сырья — хромиты, свинец, цинк, калийные соли, урановое сырье, рутил и ильменит, бокситы, уран, железная руда. Среди развитых стран самыми большими минеральными ресурсами обладают Австралия (уран, железные и марганцевые руды, медь, бокситы, свинец, цинк, титан, золото, алмазы), ЮАР (марганцевые и хромовые руды, ванадий, золото, платиноиды, алмазы, уран), Канада (уран, свинец и цинк, вольфрам, никель, кобальт, молибден, ниобий, золото, калийные соли), США (медь, молибден, фосфатное сырье).
На территории развивающихся стран сконцентрировано около 50% мировых нетопливных минеральных ресурсов, 2/З запасов нефти и около половины природного газа, при этом развивающиеся страны производят менее 20% продукции обрабатывающей промышленности. В недрах этой подсистемы мирового хозяйства находятся 90% промышленных запасов фосфатов, 86% олова, 88% кобальта, более половины запасов медной и никелевых руд.
Развивающиеся страны также отличаются довольно резкой дифференциацией в обеспеченности запасами полезных ископаемых. Подавляющая часть их сосредоточена примерно в 30 из 160 развивающихся стран. Так, страны Персидского залива располагают 2/З мировых запасов нефти. Кроме нефтедобывающих стран Среднего Востока следует выделить Индию, Бразилию (железные и марганцевые руды, бокситы, олово, титан, золото, ниобий, тантал), Мексику (нефть, медь, серебро), Чили (медь, молибден), Гвинею (бокситы), Заир (медь, кобальт, алмазы), Замбию (медь, кобальт). Современные страны третьего мира, как правило, хуже обеспечены минеральным сырьем, чем промышленно развитые страны на ранних этапах своего развития.
Страны с переходной экономикой располагают значительными разведанными запасами минерального сырья. Крупнейшей базой этого региона и всего мира является Российская Федерация, где сконцентрировано 13% мировых запасов нефти, 39% природного газа и угля, 1/З железной руды, 70% апатитовой руды. Минеральные ресурсы России в 3 раза больше, чем в США, и в 4,4 раза, чем в КНР.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1467;
Территориальные сочетания природных ресурсов.
География природных ресурсов Земли Характерразмещенияприродных ресурсов Размещение природных ресурсов по планете характеризуется неравномерностью.
Это объясняется различиями в климатических и тектонических процессах на Земле и различными условиями образования полезных ископаемых в прошлые геологические эпохи.
Далеко не одинаковы и запасы отдельных видов отдельных ресурсов.
В результате не только между странами, но и крупными регионами современного мира существуют заметные различия в уровне и характере их обеспеченности природными ресурсами.
• Ближний Восток, Малайский архипелаг, страны Мексиканского залива выделяются крупными ресурсами нефти и газа.
• Андские страны – медных и полиметаллических руд.
• Государства, располагающие большими массивами тропических лесов, — ценной древесиной: 3\4 ВТЛ приходится на 10 стран: Бразилия, Индонезия, Заир, Перу, Колумбия, Индия, Боливия, Папуа-Новая Гвинея, Венесуэла, Мьянма.
• Ряд стран Индокитая – оловянными рудами.
• Страны Карибского моря и Гвинейского залива – бокситами.
• Россия – огромными ресурсами океана.
• Страны южной Африки – алмазами и золотом
• Замбия и Зимбабве – медью и т.
являютсятакжеИндияБразилияАвстралия Многиестраныобладаюткрупнымизапасами мировогозначенияодногоилинескольких .
Мароккофосфориты Марганец Нефть Фосфориты Неравномерностьразмещения природныхбогатствпопланете С одной стороны, способствует развитию процесса международного разделения труда и международных экономических связей.
С другой – порождает определенные экономические трудности у стран, обделенных некоторыми природными ресурсами.
хозяйственнаяоценкаприродныхресурсов Количественнаяи качественная оценка Инвентаризация Выявление Разведка Составные элементы Экономическаяоценкаприродных ресурсов — это установление возможности и целесообразности их вовлечения в производство при современном уровне развития науки и техники.
Так, применительно к характеристике полезных ископаемых необходимо определить: размеры запасов и концентрацию их на единицу площади;
качественный состав, долю полезных элементов;
условия залегания и эксплуатации;
расходы производства (добычи) на единицу продукции.
Также необходимо учитывать степень освоенности и заселенности территории, на которой имеется месторождение, транспортные условия, требования по охране окружающей среды.
Территориальныесочетания природныхресурсов Это сосредоточение определенных видов природных ресурсов в границах компактных ареалов.
Региональнаяоценка Территориальные сочетания природных ресурсов – совокупность ресурсов той или иной территории Суммарные запасы ТСПР характеризуют природно-ресурсные возможности (или потенциал) территории – небольшого района, крупного региона, страны в целом Оценкаприродныхресурсовтойилиинойтерритории , складываетсяизоценокотдельныхвидовресурсовчтодает — — возможностьопределитьвсюихсовокупностьприродно ().
ресурсныйприродныйпотенциалПРП ПРП территории — это совокупность ее природных ресурсов.
Величина ПРП — количественное выражение этой сово-купности.
Структура ПРП — соотношение между различными ви-дами природных ресурсов внутри данной территории.
Существуютидругиеопределения ПРП «теоретически предельное количество природных ресурсов, ко-торое может быть использовано человечеством в условиях конечного целого планеты и ее ближайшего окружения, т.
без подрыва условий, при которых может существовать и развиваться человек как экологический вид и социальный организм»;
«способность природных систем без ущерба для себя (а следовательно, и для людей) отдавать необходимую человечеству продукцию или производить полезную для него работу в рамках хозяйства данного исторического типа…
та часть природных ресур-сов Земли и ближайшего космоса, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человечества.» НаосновеизученияПРПосуществляются- , природноресурсноерайонированиевыделение- .
природноресурсныхрегионов Природно-ресурсный регион — это «территория, отличающаяся от смежных территорий спецификой (величиной и структурой) своего ПРП…
территория, все части которой, при современной степени изученности, обладают примерно одинаковыми естественными условиями производства…» .
Выделите красным цветом и подпишите страны с богатым и разнообразным природным потенциалом (ПРП), 2.
Выделите зеленым цветом и подпишите страны с богатым, но неразнообразным ПРП (1–2 вида природных ресурсов).
Сделайте вывод о характере распределение мирового ПРП по территории мира.
Объясните причины такого распределения ПРП мира.
Степени обеспеченности природными ресурсами групп стран (развитые и развивающиеся).
Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования
Природные ресурсы являются составными частями природы, которые используются на данном этапе в развитии производственных сил или могут использоваться в качестве средств производства (предметы и оборотные средства) и товаров …
Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования
Экономическая (или, в более широком смысле, экономическая) оценка природной среды и природных ресурсов, одна из концепций наглядно демонстрирует проблемы современной экономической географии …
Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования
Чтобы войти в Казахстан в число 50 конкурентоспособных стран мира, необходимо увеличить показатель эффективности использования природных ресурсов …
Земля как фактор производства
Важнейшими возобновляемыми ресурсами являются плодородие почв.
Он служит основой для сельскохозяйственного производства: ежегодно посевы растут на полях и собираются …
Земля как фактор производства
Проблема оценки природных ресурсов уже более десятилетия связана с учеными и экспертами.
Очевидно, что если природные ресурсы задействованы в коммерческом движении, их нужно ценить, как и любой другой товар …
Производство и спрос на экономические ресурсы
Экономическая оценка природных ресурсов означает открытие их важности в общественном производстве. Трудности в оценке этого природного богатства еще не доведены до них …
Природные ресурсы являются частью естественной природы, которую общество использует или может использовать для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей …
Что касается двойственного характера понятия «природные ресурсы», отражающего их природное происхождение, с одной стороны, и экономическое, экономическое значение — с другой стороны …
Рыночные несовершенства и ухудшение состояния окружающей среды являются хорошо функционирующими рынками — эффективным механизмом в экономике для оптимизации распределения ресурсов среди пользователей, максимального повышения благосостояния населения …
Основным источником производства, который становится самым важным производительным фактором, является земля в самом широком смысле этого слова.
Сравнительные характеристики развития двух субъектов Российской Федерации: территории Алтая и Иркутской области
Природные ресурсы этих регионов также разнообразны. Алтайский край богат месторождениями полимеров, поваренной соли, мирабилита, соды и угля. Есть железные руды, драгоценные металлы …
Оценка природных ресурсов
«Природные ресурсы» являются одним из наиболее часто используемых понятий в литературе.
В короткой географической энциклопедии этот термин обозначает «… элементы природы, используемые в народном хозяйстве …
Оценка природных ресурсов
Что касается двойственного характера понятия «природные ресурсы», отражающего их природное происхождение, с одной стороны, и экономическое, экономическое значение — с другой стороны …
Региональное управление ресурсами
По данным территориальных управлений Роснедвижимости, земельный фонд в административных границах региона на 01.01.2009 года составил 146417,3 тыс. Га. Его распределение по категориям земли представлено в таблице. 4 …
Экономические источники производства
Предприниматель обычно решает такую комбинацию источников (т.
выберите эту технологию), которая позволяет достичь желаемого результата с минимальными затратами. Предприниматель не заинтересован только в ценовых факторах …
В настоящее время в науке и практике лучше всего определить концепциютерриториальное сочетание природных ресурсов определение А. А. Минцема: «В соответствии с территориальными сочетаниями природных ресурсов мы предлагаем понять источники ресурсов различных типов, распределенных на данной субъектной территории, и объединить фактическое или будущее разделение в одном производственно-территориальном комплексе».
территориальное сочетание природных ресурсов представляет собой пространственное сочетание природных ресурсов внутри страны в регионе, которая может служить естественной основой для развития экономики на определенном уровне производительных сил. В то же время полное рассмотрение природных, экономических, национальных, экологических условий и особенностей позволяет эффективно использовать природные ресурсы в системе регионального воспроизводства.
Территориальное сочетание природных ресурсов играет важную роль в развитии экономики, что также в значительной степени определяет специфическое влияние экологических факторов на планирование и управление социально-экономическим развитием в регионах.
Для областей, которые имеют много видов природных ресурсов, важна комплексная оценка сочетания природных ресурсов.
В этом отношении важно изучить территориальное сочетание природных (природных) ресурсов. В такое слияние входят все компоненты окружающей среды — топливно-энергетические, гидроэнергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные активы, минеральные ресурсы, климатические и агро-климатические условия и т. Д.
Объединяя естественные (естественные) условия для развития национальной экономики и области природных источников отраслевой специфики, можно выделить районы с благоприятными условиями для развития:
сельскохозяйственные (включая сельское хозяйство, животноводство, сельское хозяйство и животноводство);
2. промышленные (включая сырьевые биологические, в основном лесное хозяйство, минеральные ресурсы, производство, смешанные);
3. промышленно-сельскохозяйственные и сельскохозяйственно-промышленные (с различными подтипами);
5. комплекс (с разной степенью сложности).
Для экономического развития наиболее выгодные территориальные комбинации полезных ископаемых, способствующие комплексной переработке сырья, формирование комплексов крупного территориального производства.
Использование инвентаря в качестве научной основы для территориальных сочетаний природных ресурсов помогает решить эти важные проблемы, такие как производственный подход к сырью, источникам топлива и энергии, а также область потребления продукции, распределение продукции, основанная на рациональном распределении социальной работы в глобальной экономической системе.
источник
Природно-ресурсный потенциал относится к числу важнейших факторов экономического развития региона и страны в целом. От состояния и обеспеченности природными ресурсами зависят направления и масштабы развития и размещения производительных сил, прежде всего ресурсоемких производств.
Природно-ресурсный (природный) регион — это территория, которая, при современной степени её изученности, обладает примерно одинаковыми ресурсами для хозяйственной деятельности человека. Или, другими словами, природный регион — территория, все части которой, при современной степени изученности, обладают примерно одинаковыми естественными условиями производства, примерно одинаковой величиной и структурой природного потенциала (отличающейся от величины и структуры потенциала смежных территорий).
Наличие природных ресурсов
во-первых, оказывает влияние на формирование территориальной структуры хозяйства;
во-вторых, существенно влияет на отраслевую специализацию региона;
в-третьих, количество, качество и эффективность использования природных ресурсов влияет на темпы районного (регионального) социально-экономического развития;
в-четвертых, наличие природных ресурсов, их качественные параметры способствуют повышению роли региона в общероссийском товарном рынке.
Таким образом, природный регион предстаёт как территория, отличающаяся от смежных территорий спецификой (величиной и структурой) своего природно-ресурсного (природного) потенциала, а природное (природно-ресурсное) районирование, отличающееся от районирования физико-географического, выливается в районирование на основе оценки величины и структуры природно-ресурсного потенциала.
В настоящее время наиболее широко признанным в науке и практике определением понятия территориального сочетания природных ресурсов является определение, данное А.А.Минцем: «Под территориальным сочетанием естественных ресурсов мы предлагаем понимать источники ресурсов различного вида, расположенные на определенной целостной территории и объединяемые фактическим или перспективным совместным использованием в рамках единого производственно-территориального комплекса».
Т.о. территориальное сочетание естественных ресурсов представляет собой пространственное сочетание естественных ресурсов внутри страны, внутри региона, которые при определенном уровне производительных сил могут служить природной базой для развития хозяйства. При этом всесторонний учет природных, экономических, национальных, экологических условий и особенностей позволяет обеспечивать эффективное природопользование в системе регионального общественного воспроизводства.
Территориальное сочетание природных ресурсов играет важную роль в развитии хозяйства, которое в значительной мере также определяет специфику влияния экологических факторов на планирование и управление социально-экономическим развитием в регионах.
Для районов, обладающих многими видами природных ресурсов, важна комплексная оценка природно-ресурсных сочетаний. В связи с этим актуальным является изучение территориального сочетания естественных (природных) ресурсов. В такое сочетание включаются все компоненты природной среды — топливно-энергетические, гидро-энергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные ресурсы, минеральное сырье, климатические и агроклиматические условия и др.
По сочетанию естественных (природных) предпосылок для развития народного хозяйства и его конкретных отраслей природно-ресурсные районы могут быть выявлены районы с преимущественными предпосылками освоения:
1. сельскохозяйственного (в том числе земледельческого, животноводческого, земледельческо-животноводческого);
2. промышленного (в том числе сырьевого биологического, в первую очередь лесосырьевого, минерально-сырьевого, обрабатывающей промышленности, смешанного);
3. промышленно-сельскохозяйственного и сельскохозяйственно-промышленного (с различными подтипами);
5. комплексного (с различной степенью комплексности).
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых которые облегчают комплексную переработку сырья, формирование крупных территориально-производственных комплексов.
Использование кадастров как научной базы о территориальных сочетаниях природных ресурсов поможет решить такие важные проблемы как приближение производства к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и районам потребления продукции, размещение производства с учетом рационального разделения общественного труда в мировой системе хозяйства.
источник
Что такое территориальное сочетание природных ресурсов ? Есть несколько определений. Более подходящей, на наш взгляд, является следующая формулировка: территориальное сочетание естественных ресурсов представляет собой пространственное сочетание естественных ресурсов внутри страны, внутри региона (краев, областей, республик, других субъектов федерации), которые при определенном уровне производительных сил могут служить природной базой для развития хозяйства районов, узлов и других производственных группировок.
Сочетание природных ресурсов характерно для любого региона. Элементы природной среды в целом однородны — земля, вода, лесные ресурсы, топливно-энергетические, минерально-сырьевые, совокупность природных условий — рельеф, климат и т. д., но совершенно одинакового сочетания природных ресурсов в территориальном разрезе не существует.
Исследование природного комплекса региона может идти как по линии изучения отдельного элемента природных ресурсов, так и всего природного комплекса.
Изучение природных ресурсов, выявление экономической эффективности их территориального сочетания и рационального использования в хозяйстве — одна из главных проблем региональной экономики. В этой связи можно выделить основные региональные задачи:
1. Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.
2. Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.
3. Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.
4. Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
Все эти направления непосредственно влияют на формирование экономики регионов, на формирование межрегиональных производственных связей.
Среди важнейших показателей уровня экономического развития регионов едва ли не первое место занимает энергетическая обеспеченность хозяйства.
Природоохранное законодательство опирается в первую очередь на Конституцию РФ, в которой целый ряд статей закрепляют те или иные положения по охране окружающей среды (статьи 9, 36, 41,42,58,71, 72).
Так, статья 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; статья 9 закрепляет положение об использовании и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (1).
Отметим статью 72, в которой к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены следующие вопросы: владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.
По вопросам рационального природопользования и экологической безопасности в 90-е гг. принято около 50 различных законодательных и нормативных актов, затрагивающих многие стороны взаимоотношения общества и окружающей природной среды. Назовем только некоторые из них:
Закон РСФСР «О плате за землю» от 11.10.1991 г. и федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю» от 08.07.1994; закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г.; федеральный закон РФ от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе»; федеральный закон РФ от 24.04.1995 г. «О животном мире»; федеральный закон РФ от 10.01.1996г. «О мелиорации земель»; федеральный закон от 09.01.1996 о национальной безопасности населения»; федеральная целевая программа «Леса России» на 1997— 2000 гг. от 26.09.1997 г.; федеральная целевая программа «Отходы» от 13.09.1996 г; «Лесной кодекс Российской Федерации», «Воздушный кодекс Российской Федерации»; федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О недрах» от 03.03.1995 г.;
федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 г., федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.06.1998г., федеральный закон «0б отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г., федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. Постановление Правительства РФ от 6.03 1998 г. о концепции федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой;
Постановление Правительства РФ от 24.04.1998 г. о федеральной целевой программе «Оздоровление экологической обстановки на реке Волга и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 г.» и др.
12 ноября 1998 г. Правительство РФ одобрило «Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999—2001 годы». Исполнительным органам субъектов Федерации (как и властям других уровней) рекомендовано руководствоваться этим планом в своей повседневной деятельности. Мы обратим внимание только на отдельные разделы этого плана: в первую очередь, на формирование региональных рынков экологических услуг. По мнению специалистов, «рынок экологических услуг находится в зачаточном состоянии, начинает развиваться рынок НИОКР, в частности при реализации федеральных целевых программ экологической направленности» (20).
Создание полноценного рынка экологических услуг невозможно без введения системы обязательной сертификации по экологическим требованиям. Для решения этой проблемы необходимо осуществление следующих работ:
— развитие нормативно-методической документации, на основании которой будет осуществляться сертификация;
— внесение изменений и дополнений в действующее законодательство и разработка новых законодательных актов, обеспечивающих реализацию экономических требований при ведении хозяйственной деятельности;
— гармонизация стандартов и нормативной базы с требованиями международных систем и стандартов.
В Национальном плане действий обращено внимание на необходимость учета экологического фактора при приватизации. Для этого по согласованию с заинтересованными ведомствами предлагается ввести в законодательном порядке нормы, регулирующие пределы ответственности нового собственника за экологический ущерб, нанесенный окружающей природной среде прошлой хозяйственной деятельностью, и раскрывающие процедуры оценки прошлого экологического ущерба. При этом экологическое регулирование приватизированного процесса важно увязывать с развитием экологического страхования.
И еще одно важное направление деятельности: совершенствование системы платежей за выбросы (сбросы) и размещение загрязняющих веществ в окружающей среде. Для этого необходимо:
— поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющих приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определенную динамику снижения загрязнения окружающей среды;
— разграничение полномочий между органами власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления в части установления ставок платежей по различным группам загрязняющих веществ и видам воздействий;
— оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата;
— апробация и введение элементов торговли лицензиями на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ (30).
Важным элементом финансово-экономического механизма является обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.
Наряду с реформированием платного природопользования необходимо использовать дополнительные возможности стимулирования снижения экологически неблагоприятных воздействий за счет создания соответствующих экономических механизмов. К их числу относятся введение налогов на выпуск экологически вредной продукции, в том числе на некоторые виды упаковки, удобрений, автомобильных аккумуляторов, топлива и других товаров. Эффективным может стать стимулирование повторного использования продукции или ее вторичной переработки.
Целесообразно введение «ускоренных» отчислений за амортизацию оборудования природоохранного назначения, что позволит увеличить возможности финансирования оснащения предприятий более совершенным оборудованием.
Перспективным является развитие механизмов экологического страхования, что даст возможность аккумулировать у страховых фирм значительные финансовые средства для преодоления экологических последствий техногенных аварий. Для развития системы экологического страхования важно привлекать экологические фонды. Возможно также развитие механизмов льготного финансирования природоохранных мероприятий из целевых бюджетных экофондов в форме субсидирования разницы между льготной ставкой и ставкой коммерческого банка.
Наряду с необходимостью значительного повышения размеров платежей за загрязнение окружающей среды и природные ресурсы ставится задача отражения в системе национальных счетов показателей, скорректированных с учетом экономических оценок последствий на окружающую среду
Особую значимость имеют постановления Правительства Российской Федерации, посвященные проблемам окружающей среды и рационального природопользования отдельных территорий страны. Например, «О федеральной целевой программе по оздоровлению окружающей среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области на период до 2000 года», «О комплексе первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и населения в Уральском районе и Тюменской области на 1997—2000 годы», «О мерах по рациональному использованию природных минеральных лечебных ресурсов курортного региона Кавказских Минеральных Вод»; федеральная целевая программа «Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения».
Отметим еще один важный документ: федеральный закон «Об охране озера Байкал», утвержденный Президентом РФ 1 мая 1999 г.
Анализируя различные программы и концепции, в первую очередь необходимо обратить внимание на «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», принятую в июне 1995 г. Всероссийским съездом по охране природы и утвержденную Президентом РФ 1 апреля 1996 г. (7).
В «Концепции. » важное место отведено региональному фактору: «Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов». Такая постановка вопроса предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики России при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ, разработку и реализацию программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, дальнейшую интеграцию этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. Подчеркивается, что проблемы, решаемые в каждом регионе, должны обязательно предусматривать:
— формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;
— выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;
— развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализацию мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского хозяйства;
— реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальной экосистемы. Ориентиром для разработки региональных программ перехода к устойчивому развитию должны служить программные и прогнозные документы федерального уровня.
Значительное место проблемам рационального и сбалансированного природопользования отведено в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ в конце 1997 г. (8).
«Важнейшим условием реализации национальных интересов, — подчеркивается в «Концепции. », — является переход экономики к модели устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений».
В числе приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в экологической сфере называются:
— борьба с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
— борьба с радиоактивным загрязнением;
— создание экологически чистых технологий;
— рациональное использование природных ресурсов;
— осуществление стабильного финансирования экологических и природоохранных программ за счет бюджетов всех уровней, в том числе и регионального;
— разработка и принятие законодательных актов, обеспечивающих юридические основы экологической безопасности, организационно-административные меры, направленные на совершенствование управления природоохранной деятельностью в стране, проведение экологической экспертизы всех программ и проектов, разработанных на федеральном и региональном уровнях. Законодательно регламентированный экономический механизм охраны природы предусматривает около десятка основных элементов (12, с. 219—324). Среди них:
— обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными (в том числе и региональными) органами статистики и природопользования;
— система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды;
— механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование;
— система экологических ограничений по регионам, устанавливаемая предприятиям — природопользователям по предельным объемам использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязненных веществ, размещению отходов производства;
— платность использования природных ресурсов;
— создание систем внебюджетных государственных экологических фондов: федеральных, региональных, муниципальных;
— общественные фонды охраны окружающей природной среды, образованные за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений;
— система экологического страхования;
— механизм стимулирования охраны окружающей природной среды и др.
Обратим внимание еще на некоторые важные законодательные акты. Принятый в 1991 г. закон РСФСР «Об охране природной среды» заметно расширил полномочия региональных органов государственной власти в области экологического планирования, финансирования, координации деятельности природоохранных служб, регулирования природопользования в целом (2).
В 1992 г. был принят закон «О недрах», а в 1995 г. федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О недрах». К основным законополагающим принципам, определенным новой редакцией закона «О недрах» относятся следующие (З):
— недра являются государственной собственностью;
— участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной фирме;
— вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;
— продукция, извлеченная из недр, может находиться в любой, разрешенной законодательством, форме собственности;
— устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий;
— установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы;
— определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователям.
По закону «О недрах» решение о выдаче лицензий на федеральном уровне принимает исполнительная власть, а на уровне субъекта РФ — представительная власть.
В русле развития законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, в первую очередь закона «О недрах», в конце 1995 г. был принят федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (5). Он установил правовые отношения, возникающие в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.
В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральным законодательством, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при использовании недр на своих территориях (статья 2).
Сторонами соглашения являются, с одной стороны РФ, от имени которой в соглашении выступает Правительство РФ, и, с другой — орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользовании участок недр, или уполномоченные ими органы; инвесторы — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица или объединения юридических лиц (статья 3).
Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ.
8 декабря 1995 г. Госдума РФ приняла федеральный закон «О мелиорации земель» (закон был подписан Президентом РФ 10 января 1996 г.), который установил правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определил полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. В статье 15 определены полномочия субъектов РФ (6). К ним относятся:
— владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к собственности субъектов РФ государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
— разработка и принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области мелиорации земель;
— финансирование мелиорации земель, отнесенных к региональной собственности;
— разработка, утверждение и реализация региональных программ в области мелиорации земель и контроль за их выполнением;
— установление для граждан (физических лиц) и юридических лиц лимитов забора воды из государственных мелиоративных систем.
Новые общественно-экономические условия, которые складываются в России в переходный период, требуют от региональных органов власти нетрадиционных подходов к системе управления экологической безопасностью (16). Речь идет, как уже отмечалось, о принятии концепции допустимого (устойчивого) развития регионов в качестве законодательных актов и соответствующих программ, учитывающих природно-ресурсный потенциал, долю федерального и регионального бюджетов, внебюджетные фонды, совершенствование экологических форм страхования, структуры управления природоохранной деятельностью. «Слабость власти регионального уровня, — отмечают экологи и экономисты, — заключается в том, что она еще накрепко привязана к Центру вертикалью контроля за природопользованием. Эта пуповина не будет разорвана еще долго, поскольку здесь есть объективная и достаточно опасная подоплека, которая заключается в принятии законодательных актов некоторыми субъектами Федерации, противоречащих Конституции РФ о природопользовании» (15, с. 297— 298). К примеру, целый ряд регионов объявили своей собственностью недра и другие природные ресурсы.
По мнению ученых Института проблем занятости РАН, участвующих (совместно с ассоциацией «Социоэкономика», Институтом социологии) в исследованиях по теме «Российская элита: опыт социологического анализа», при полном или доминирующем контроле регионов над своими ресурсами большинство регионов «обречено в ближайшие годы на окончательную деградацию и гибель. Объективные перспективы развития, и прежде всего внутренние ресурсы и привлекательность для внешних инвесторов, благоприятны лишь у сравнительно небольшой части регионов — тех, которые располагают экспортными природными ресурсами, хотя бы потенциально конкурентоспособной промышленной базой и инфраструктурой, способными привлечь инвестиции, удобным географическим положением, особо благоприятными условиями для развития конкурентоспособного сельского хозяйства. Таких — меньшинство»
источник
45. Территориальное сочетание природных ресурсов региона
Территориальное сочетание (природных ресурсов)
— сосредоточение определенных видов природных ресурсов в границах компактных ареалов.
Природно-ресурсный потенциал — совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории. Это очень важная для каждой страны и ее регионов характеристика, отражающая размещение природных ресурсов, обеспеченность ими отдельных отраслей народного хозяйства, их влияние на формирование хозяйственной специализации и пространственной организации территории. Величина природно-ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов ресурсов. По некоторым данным природные богатства России оцениваются в 3,8 раза выше, чем в США и в 4,5 раза выше, чем в Китае.
Природные ресурсы представляют собой компоненты окружающей среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения преимущественно материальных потребностей людей.
Природные ресурсы классифицируются:
по природному генезису: минеральные или ископаемые и ресурсы биосферы, включающие земельные, водные и биологические ресурсы;
по признаку исчерпаемости: исчерпаемые, в том числе возобновляемые (земельные, водные, биологические) и невозобновляемые (минеральные) ресурсы, и неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия текучих вод и пр.);
по способу использования: ресурсы материального производства (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и ресурсы непроизводственной сферы (в том числе рекреационные).
Природные ресурсы России отличаются значительной величиной (рис. 1) и разнообразием, недостаточной изученностью, неравномерностью размещения по территории страны с наибольшей концентрацией в слабообжитых районах с неблагоприятными природными условиями, истощением запасов в хорошо освоенных районах.
Минеральные ресурсы (полезные ископаемые) — это естественные образования земной коры органического и неорганического происхождения, используемые в сфере материального производства. По направлению использования они делятся на топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, урановые руды, горючие сланцы, торф), металлорудные (руды черных, цветных, редких, благородных металлов) и неметаллические (химическое, строительное сырье, техническое руды). Минеральные ресурсы относятся к числу невозобновляемых видов природных ресурсов.
Количественная оценка или запасы полезных ископаемых определяются в результате геологических разведок. По степени изученности они подразделяются на категории: А — изученные и разведанные с наибольшей детальностью, В — предварительно разведанные без точного пространственного положения, С1 — разведанные месторождения сложного геологического строения, а также слабо разведанные запасы полезных ископаемых на новых площадях и С2 — перспективные запасы. Кроме того, выделяются прогнозные запасы для оценки новых месторождений, бассейнов и перспективных территорий. Разведанные и прогнозные запасы объединяются в общие геологические запасы.
Рис. 1. Доля России в общемировых запасах природных ресурсов
Минеральные ресурсы являются минерально-сырьевой базой промышленного потенциала, обеспечивают экономическую и оборонную безопасность страны. Созданная в стране минерально-сырьевая база играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых более 1/3 введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения (около 5%) содержат почти 70% запасов и обеспечивают 50% добычи минерального сырья. По объему разведанных запасов газа Россия занимает первое место в мире, угля — второе, нефти — шестое, никеля, платиноидов и платины, алмазов, ряда других полезных ископаемых — первое-третье место в мире. Имеются крупные запасы апатитов, калийных солей, плавикового шпата и других неметаллических минеральных ресурсов.
По некоторым оценкам, извлекаемая ценность разведанных и оцененных запасов основных групп полезных ископаемых в ценах мирового рынка составляет порядка 19 трлн. долл. Из них около трех четвертей приходится на нефть, газ и уголь. Однако этот огромный минерально-сырьевой потенциал изучен и освоен лишь частично. В стране разрушена существовавшая стройная система геологической службы, геолого-разведочные работы сведены к минимуму.
Отмечается низкая конкурентоспособность значительного числа разведанных месторождений при их переоценке по критериям рыночной экономики. Кроме того, месторождения распылены по территории, многие из них имеют низкое качество руд, неблагоприятное географическое положение. Происходит истощение лучших ресурсов: месторождения газа в Ямало-Ненецком АО истощены на 70–80%, немного осталось активных запасов апатитов на Кольском полуострове, россыпного золота в Якутии, Магаданской области, в Сибири и на Урале, полностью исчерпаны месторождения железных руд на Урале. Хром, ртуть, марганец, железную руду, а также до 80% бокситов Россия вынуждена закупать.
Запасы топливно-энергетических ресурсов разведаны почти во всех экономических районах РФ, но основная их часть сосредоточена на востоке страны — в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.
Основные балансовые запасы газа России находятся в Западной Сибири на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, где расположены крупнейшие в мире месторождения (Ямбургское, Уренгойское, Медвежье, Бованенковское). Запасы газа выявлены также в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфе Карского, Баренцева и Охотского морей.
По разведанным запасам нефти Россия входит в число ведущих нефтедобывающих стран. Месторождения нефти расположены в 37 субъектах Федерации, но основные запасы ее сосредоточены в Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), Урало-Поволжье (республики Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Пермский край, Самарская и Оренбургская области) и на Европейском Севере (Республика Коми, Ненецкий АО).
Из семи угольных бассейнов России, входящих в десятку крупнейших мировых, Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский и Кузнецкий — самые большие в мире. Около половины общих запасов углей находится в Восточной Сибири, огромны ресурсы Дальнего Востока (Южно-Якутский бассейн), в европейской части страны выделяются Печорский бассейн и Восточное крыло Донбасса).
Второе место после топливно-энергетических ресурсов в материальном секторе занимают металлорудные полезные ископаемые.
К рудам черных металлов относятся железные, марганцевые и хромовые. Россия по разведанным запасам железных руд занимает первое место в мире. Основные активные запасы и прогнозные ресурсы сосредоточены в Центрально-Черноземном, Уральском и Западно-Сибирском районах. К числу остродефицитных в России относятся марганцевые и хромовые руды.
По объему разведанных запасов цветных и редких металлов Россия занимает видное место в мировом минерально-сырьевом потенциале. Наша страна выделяется по запасам меди (Восточная Сибирь и Урал), свинца и цинка (Восточная и Западная Сибирь, Дальний Восток, Урал), никеля (Норильский район в Красноярском крае и Мурманская область). Россия обладает крупными запасами титановых руд (европейские районы), олова (Дальний Восток), вольфрама и молибдена (Северный Кавказ, Восточная Сибирь, Дальний Восток), есть запасы алюминиевого сырья (бокситы и нефелины).
Важное значение для экономики страны имеют запасы благородных металлов и алмазов. Россия обладает крупными запасами золота, серебра, платиноидов и алмазов. Большая часть месторождений находится в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Среди неметаллических полезных ископаемых наибольшее значение имеют апатитовые и фосфоритовые руды, калийные соли, являющиеся сырьем для производства минеральных удобрений. Основные запасы этой группы сырья расположены в европейской части страны (Мурманская область, Пермский край). Кроме этого, Россия хорошо обеспечена запасами плавикового шпата, пьезооптического и кварцевого песка, облицовочного камня, мела и доломита.
Водные ресурсы — это пригодные для использования поверхностные и подземные воды какой-либо территории.
К поверхностным водным ресурсам России относят возобновляемые водные ресурсы (речной сток), суммарный объем которых оценивается в 4270 км3, озера (532 км3), ледники (110 км3), водохранилища (892 км3). Ежегодно возобновляемый речной сток (1/10 водных ресурсов мира) концентрируется в бассейнах крупнейших рек: Лены, Енисея, Оби, Амура, Волги.
Естественные ресурсы подземных вод составляют примерно 790 км3/год и более трети их сосредоточены в крупнейших артезианских бассейнах европейской части страны — Московском, Северо-Западном, Старо-Хоперском и др.
Водные ресурсы распределены по территории России неравномерно. Около 90% годового речного стока страны приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов и лишь менее 8% — на бассейны Каспийского и Азовского морей. При этом в Каспийско-Азовском регионе проживает более 80% населения России и сосредоточена основная часть хозяйственной инфраструктуры.
Россия располагает крупными гидроэнергетическими ресурсами. Потенциальные запасы гидроэнергии в нашей стране оцениваются в 340 млн. кВт среднегодовой мощности. Гидроэнергетические ресурсы, технически пригодные для использования, позволяют ежегодно вырабатывать более 1600 млрд кВт/ч электроэнергии, а экономически эффективная их часть оценивается в 850 млрд. кВт/ч. На Сибирь и Дальний Восток приходится свыше 80% гидроэнергетических ресурсов.
Земельные ресурсы — земли, систематически используемые или пригодные к использованию в хозяйственных целях и отличающиеся по природно-историческим признакам.
Россия обладает самым большим в мире фондом земель, значительная часть которого находится в состоянии, близком к естественному. Ее земельный фонд составляет 1709 млн. га. На душу населения приходится 11,5 га, что почти в 4 раза превосходит общемировой показатель (3 га). Однако вне пространства с экстремальными условиями расположено менее трети территории России, где проживает 95% населения и сосредоточено 93% хозяйственной инфраструктуры, в том числе все сельскохозяйственные угодья, не считая оленьих пастбищ.
Распределение земель между пользователями (по категории земель) отличается преобладанием земель лесного фонда (64%) и земель сельскохозяйственного назначения (24%). Остальная часть — это земли госзапаса (6,5%), промышленности, транспорта, военных и других несельскохозяйственных объектов (более 1%), природно-заповедного фонда (2%) и населенных пунктов (1,1%).
Однако состояние земель, находящихся в сфере хозяйственной деятельности, оценивается как неудовлетворительное — усугубляются процессы деградации земель, которые имеют выраженную региональную специфику: от деградации оленьих пастбищ на севере, дегумификации, истощения и эрозии почв в Центральной России до опустынивания на юге. Продолжается ухудшение гидрологического режима водосборных бассейнов, снижается способность природных комплексов к саморегуляции.
Сельскохозяйственные угодья составляют 13% величины земельного фонда страны, в том числе пашня — 7,5%. Россия отличается высокой обеспеченностью пашней на душу населения — 0,85 га (на Земле в среднем — 0,14 га). Более 4/5 пашни России сосредоточено в Центральной России, Поволжье, на Северном Кавказе, Урале и в Западной Сибири.
Биологические ресурсы — биологические объекты, включаемые в хозяйственную деятельность человека в качестве предмета труда и средства производства.
Среди биологических ресурсов по видам хозяйственного использования различают лесные, пастбищные, охотничьи, рыбные ресурсы и др.
Особо важное место среди биологических ресурсов принадлежит лесным ресурсам, в составе которых обычно учитываются запасы древесины в лесах, а также их “недревесные полезности”. Древесина является универсальным сырьем, из которого производится более 20 тыс. видов продукции.
Россия является крупнейшей лесной державой, на долю которой приходится 1/5 мировых запасов древесины. Общая площадь, покрытая лесом, в целом по России достаточна стабильна и составляет 774 млн. га, т. е. 45% территории страны. Общий запас лесонасаждений исчисляется в 81 млрд. м3. В структуре лесообразующих пород преобладают хвойные породы (почти 80%), а в возрастной структуре лесов — спелые и перестойные лесонасаждения, расположенные в основном в азиатской части.
По имеющимся оценкам, лишь 55% всей площади лесов представляют производственный интерес, т. е. рентабельны в промышленной эксплуатации. Однако преобладающая часть этого массива, расположенная на Европейском Севере и вдоль Транссибирской магистрали, значительно истощена в результате интенсивного лесопользования в течение последнего столетия.
Животные ресурсы РФ разнообразны. Однако из-за северного положения фауна России по числу видов относительно небогата. Наша страна выделяется в мире по запасам охотничьих животных и промысловых рыб. Среди 20 видов пушных зверей, являющихся постоянными объектами охоты, по своему экономическому значению первое место занимает соболь, обитающий только на территории России, в тундровой зоне основным пушным видом является песец, промышляют также ондатру, белку, лесную куницу, выдру, бобра.
Среди рыбных ресурсов России выделяются ценные породы пресноводных водоемов (стерлядь, осетр, форель, сиг) и разнообразная ихтиофауна морей Дальнего Востока (лососевые, сельдь, сайра, морской окунь). Важный объект промысла — камчатский краб. За последние годы эти ресурсы могли бы обеспечить ежегодный российский вылов на уровне 9- 10 млн. т.
Таким образом, размещение природных ресурсов в России характеризуется диспропорцией в их распределении между западными и восточными районами. Так, на восточные районы страны приходится до 90% потенциальных и 75% разведанных запасов энергоресурсов — торфяных, углеводородных, гидроэнергетических, более 80% поверхностного стока, 70% древесины.
Европейская часть страны в целом менее обеспечена ресурсами, особенно энергетическими, а на юге — лесными и водными. Но здесь расположены основные запасы железных, бокситоносных руд, размещаются большинство месторождений фосфатного и калийного сырья, основные площади пахотных земель.
В целом по России природно-ресурсный потенциал состоит почти поровну из ресурсов промышленного и сельскохозяйственного использования. Промышленные ресурсы значительно преобладают лишь в районах Сибири и Дальнего Востока, где основу потенциала составляют топливно-энергетические ресурсы. Во всех остальных районах в структуре потенциала выделяются сельскохозяйственные ресурсы. Только в Урало-Поволжье те и другие ресурсы представлены равномерно.
Размещение природно-ресурсного потенциала России* (в %)
источник
Особенности геологического строения области определяют многообразие и территориальные сочетания полезных ископаемых.
С отложениями осадочного чехла связаны месторождения нефти и природного газа, бурых углей и горючих сланцев, асфальтитов, мела и других строительных материалов – песков, глин, песчано-гравийных смесей в западной и центральной части региона.
На востоке области, в зоне Уральской складчатости, где интенсивно проявились тектонические, магматические и метаморфические процессы, преобладают месторождения металлических полезных ископаемых: меди, золота, хромитов, никеля, железных, марганцевых руд, молибдена и редких металлов.
Из неметаллических полезных ископаемых на востоке области выявлены месторождения хризотил-асбеста, каолина, облицовочных мраморов, поделочных яшм, горного хрусталя, известняков, каменного угля, строительных материалов. Образованию в восточной части региона неметаллических полезных ископаемых способствовало длительное выравнивание рельефа и накопление на отдельных участках территории мощных пластов осадочных пород.
Нефть и природный газ. Залежи нефти всегда содержат определённое количество растворённого природного газа, который образует газовую шапку над нефтесодержащими пластами горных пород. В Оренбургской области запасы нефти и газа сосредоточены в известняковых осадочных отложениях раннего палеозоя. Нефтегазоносные пласты в Оренбургской области обычно представляют собой небольшие куполообразные складки — ловушки, в которых нефть и газ уже не могут перемещаться в вертикальном или горизонтальном направлениях.
С огромной складкой карбонатных пород — Оренбургским валом — связано Оренбургское газонефтеконденсатное месторождение. В западной части области открыто свыше 200 нефтяных и газовых месторождений. Глубина залегания нефтегазоносных полей изменяется от 110 м на северо-западе области до 4700 м на юго-западе.
Около 87 % запасов природного газа сосредоточено на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении (Оренбургский район). Это же месторождение является крупнейшим в области по запасам нефти (110 млн. т). К числу крупных нефтяных месторождений относятся Покровское (Грачевский район), Бобровское (Курманаевский и Бузулукский районы), Сорочинско-Никольское и Росташинское (Первомайский район) месторождения. Кроме них в разработке находятся около 100 нефтяных и 3 газоконденсатных месторождения в основном на западе области, кроме указанных, в Бугурусланском, Асекеевском, Пономаревском, Красногвардейском.
Несмотря на высокую разведанность и освоенность недр, перспективные и прогнозные запасы ещё велики.
Нефтяные битумы. В области встречается хрупкая твердая разновидность природных битумов — асфальтиты. Открыты 3 месторождения асфальтитов, наиболее известным из которых является Садкинское в Бугурусланском районе.
Бурые угли. На территории области располагается южная часть Южно-Уральского буроугольного бассейна. Разведано 8 месторождений бурых углей с запасами около 740 млн. т. С 1983 г. эксплуатируется Тюльганское месторождение, угли которого отличаются низкой степенью углефикации – имеют низкую теплоотдачу и высокую зольность. Пласты угля сильно обводнены, содержание влаги достигает 50 %.
Горючие сланцы. Месторождения горючих сланцев области входят в состав Волжского сланценосного бассейна. Разведанные запасы горючих сланцев в области составляют 1,3 млрд. т. Большая их часть находится в юго-западных районах области близ границы с Самарской областью.
Железные руды. В области разведано 8 месторождений железных руд. Семь месторождений железных руд составляют Орско-Халиловскую группу, расположенную в Кувандыкском и Гайском районах области. Руды Орско-Халиловской группы железорудных месторождений (Новокиевское, Новопетропавловское, Аккермановское) относятся к типу природно-легированных, поскольку кроме железа содержат хром и никель. Запасы руды невелики — 194,6 млн. т. Природно-легированные руды Халиловского железорудного бассейна состоят в основном из лимонита или бурого железняка. Среди других видов руд чёрных металлов в области известно небольшое месторождение марганцевых руд и месторождение титановых руд (рутила).
Медные и полиметаллические руды. На Оренбургском Урале разведаны богатейшие месторождения медно-колчеданных и колчеданно-полиметаллических руд. На территории области располагается 9 месторождений медных и медно-цинковых руд с запасами 485 млн. т. Эти руды содержат 7 млн. т чистой меди. Кроме меди они включают цинк, свинец, серу, золото, серебро, редкие и рассеянные элементы: кадмий, селен, теллур и др. Основным минералом медно-колчеданных месторождений является халькопирит, или медный колчедан. На медно-полиметаллических месторождениях наряду с минералами, содержащими медь, присутствуют цинковые и свинцовые минералы. Три четверти запасов медных руд Оренбургской области сосредоточены в крупнейшем на Урале Гайском месторождении. Из других медно-колчеданных месторождений следует выделить Барсучий Лог (Ясненский район), Летнее, Осеннее и Весеннее (Домбаровский район).
Никель-кобальтовые руды. В Оренбургской области сосредоточено 69 % запасов силикатных никелевых руд Уральского региона. Основная часть запасов связана с Буруктальским месторождением, расположенным в Светлинском районе. Никельсодержащим минералом Буруктальского месторождения является нонтронит.
Золото. На территории Оренбургского Урала насчитывается более 150 месторождений и рудопроявлений золота. Запасы золота связаны с кварцевыми жилами в чёрных углистых сланцах, с россыпями в отложениях логов и рек («косыми пластами»), с «железными шляпами» — продуктами выветривания. Наиболее перспективными на золото являются верховья реки Суундук (Кваркенский район). С начала XX в. разрабатывались золоторудные кварцевые жилы Кумакского и Айдырлинского месторождений (Кваркенский район). В последние годы ведётся разведка нового типа месторождений — толщ выветрелых пород с содержанием золота около 5-6 г/т. Начата карьерная добыча золотоносных пород Кировского месторождения (Кваркенский район).
Минеральные соли. С пластами солей Предуральского краевого прогиба и Прикаспийской синеклизы связаны месторождения хлористых солей натрия. Процесс образования соляных куполов в Оренбургском Предуралье наиболее интенсивно происходил на рубеже палеозоя и мезозоя.
Почти все запасы солей сосредоточены в Илецком месторождении (Соль-Илецкий район), где пласты каменной соли выходят на поверхность. Запасы их достигают 820 млн. т. Открытая промышленная добыча соли начата здесь с 30-х годов XVIII в. В настоящее время добыча соли ведётся шахтным способом.
Асбест. К хризотил-асбесту относят волокнистую с золотисто-шелковистым блеском разновидность. Асбест используется как огнестойкий и теплоизоляционный материал. Киембаевское месторождение хризотил-асбеста в Ясненском районе области является одним из крупнейших в России. Разведанные запасы месторождения составляют 27 млн. т волокна-асбеста.
Каолин. Минерал в основном используется для изготовления посуды и сантехнических фаянсовых изделий. Каолиновые глины широко распространены на востоке области. Наиболее качественные каолины сорта «экстра» разведаны на Теренсайском месторождении (Адамовский район).
Яшмы. Мировую известность имеют месторождения пейзажных яшм в районе г. Орска на горе Полковник. По выражению академика А.Е. Ферсмана, «в этом районе расположено величайшее и лучшее в мире месторождение яшм». Оно известно более 250 лет. Запасы яшмы составляют 2440 т. Местные яшмы славятся пестротой окраски. В них присутствуют все основные цвета, за исключением синего. В технических целях используют серые и зеленовато-серые разновидности яшм. В ювелирно-камнерезном производстве наиболее популярны пейзажные яшмы, характеризующиеся красивой цветовой гаммой и причудливым рисунком.
Известняки. Используются в основном в качестве флюсов – катализаторов в металлургическом процессе выплавки чугуна. Одним из крупнейших в области является Аккермановское (в близи г. Новотроицка) месторождение известняка с запасами 400 млн. т.
Гипсы. Гипс широко распространен в Предуральском краевом прогибе, где они образуют пласты, покрывающие сверху соляные купола, или формируют самостоятельные складки. В Оренбургской области эксплуатируется месторождение гипса «Слудная гора» (Беляевский район) с запасами 27,7 млн. т.
Мел. Мел широко распространён в юго-западной части области. Разведано несколько месторождений мела. Запасы наиболее крупного Акбулакского месторождения составляют 55,8 млн. т.
Многообразие открытых полезных ископаемых в недрах Оренбургской области создаёт благоприятные перспективы развития минерально-сырьевой базы области. Наиболее значимые открытия нефтегазовых месторождений можно ожидать в бортовых зонах Прикаспийской впадины. Вероятен прирост запасов медно-колчеданных руд за счёт разведки небольших месторождений на востоке области. Перспективы золотодобычи связываются с бассейном р. Суундук. Высокоперспективной остаётся разведка каолинов в Домбаровском районе.
© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов
Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!
источник
- http://studbooks.net/1887189/ekonomika/territorialnoe_sochetanie_prirodnyh_resursov
- http://studizba.com/lectures/33-nauki-o-zemle/608-territorialnaya-organizaciya-naseleniya/11569-territorialnoe-sochetanie-prirodnyh-resursov.html
- http://studfiles.net/preview/2902987/
- http://orenpriroda.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B-%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8/682-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2