Меню Рубрики

Тест по окружающему миру полезные ископаемые 4 класс

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

Читайте также:  Полезна ли груша для кишечника

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

Тест по «Познанию мира».
По теме «Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов».

1. Места залегания ПИ называют:
А) карьеры
Б) шахты
В) месторождения

2. Руды цветных металлов:
А) железная руда
Б) медная руда
В) бром

3. ПИ, расположенные близко к поверхности земли, добывают:
А) из шахт
Б) из открытых карьеров
В) из скважин

4. Из руд цветных металлов получают:
А) алюминий
Б) бурый железняк
В) сталь

5. Из руд чёрных металлов получают:
А) цинк
Б) медь
В) чугун

6. Обладает магнитными свойствами:
А) золото
Б) бронза
В) магнетит

7. Металлы выплавляют в доменных печах на:
А) автозаводах
Б) металлургических заводах
В) химических заводах

8. Железная руда обозначается на карте:
А)
Б)
В)

9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это…
А) медные руды
Б) железные руды
В) металлические руды

10. Сплавы железа:
А) сталь и чугун
Б) бронза
В) латунь

11. При добыче железной руды, её:
А) рубят
Б) взрывают
В) копают

12. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане:
А) в Аральской области
Б) в Костанайской области
В) в Павлодарской области

Ключ.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ответ В Б Б А В В Б Б Б А Б Б

Тест по «Познанию мира».
По теме «Горючие полезные ископаемые. Каменный уголь».

1. Сколько разновидностей каменного угля встречается в природе?
А) 2
Б) 3
В) 4

2. Разновидности угля отличаются друг от друга
А) способом добычи
Б) по цвету
В) по твёрдости, цвету, количеству тепла

3. Большая область залегания ПИ называется
А) месторождением
Б) бассейном

4. Карагандинское, Экибастузское месторождения:
А) нефти
Б) торфа
В) угля

5. Ленгерское месторождение – это месторождение:
А) бурого угля
Б) каменного угля
В) антрацита

6. Сколько месторождений каменного и бурого угля в Казахстане?
А) 400
Б) 450
В) 1500

7. Горючее ПИ обладает металлическим блеском, при горении выделяет очень много тепла, используют для выплавки металлов:
А) каменный уголь
Б) антрацит
В) бурый уголь

8. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, коптит, легко крошится – это…
А) бурый уголь
Б) каменный уголь
В) антрацит

9. Затвердевшая масса окаменелого растительного материала называется:
А) каменным углём
Б) железной рудой
В) глиной

10. Дешёвый способ добычи угля:
А) открытый способ
Б) в шахте
В) глубокие скважины

11. Забой – это…
А) место боёв, военных действий
Б) место, где добывают уголь
Б) место, где добывают торф

12. Условный знак угля:
А)
Б)
В)

13. Карагандинское месторождение угля открыл
А) Сатпаев
Б) Айпак Байжаны

Ключ.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
ответ Б В Б В А А Б А А А Б В Б

Тест по познанию мира на тему «Казахстан на географической карте».
4 класс.
1. По площади Казахстан занимает место в мире:
А) 7
В) 8
С) 9
2. Площадь Казахстана составляет кв. км:
А) 2 млн. 700 тыс.
В) 2 млн.
С) 3 млн. 700 тыс.
3. О поверхности земли может рассказать карта:
А) природных зон
В) политико-административная
С) физическая
4. В Казахстане распространены:
А) низменности
В) холмистые равнины
С) горы
5. На севере республики находятся:
А) солончаковые степи
В) заболоченные участки суши
С) степи с плодородной почвой
6. Что создает благоприятные условия для торговли и развития отношений с иностранными государствами?
А) большие запасы полезных ископаемых
В) многонациональность государства
С) удобное географическое положение
7. Прикаспийская
А) плоская равнина
В) холмистая равнина
С) низменность
8. Равнины могут быть:
А) плоскими, холмистыми
В) гладкими, ровными
С) низкими, рельефными
9. Возвышенность – это:
А) горы
В) холмы
С) холмы, соединенные между собой
10. Много поэтов, акынов посвятили этой равнине свои произведения, издревне ее использовали как пастбище для скота; Курмангазы назвал свой кюй:
А) Прикаспийская
В) Сарыарка
С) Бетпакдала
11. Огромный ущерб наносят народному хозяйству
А) балки
В) овраги
С) буераки
12. Склоны крутые, не покрытые растительностью, дно каменистое, глинистое – это:
А) овраги
В) балки
С) курганы
13. Горы Сарыарки – остатки древних высоких гор, они состоят в основном из:
А) гранита
В) базальта
С) доломита
14. На физической карте бело-голубым цветом на темно-коричневом фоне обозначены:
А) горные озера
В) вечные снега и ледники в горах
С) вершины самых высоких гор
15. Наиболее высокие горы:
А) Улытау, Чингизтау, Каратау
В) Алтай, Тянь-Шань, Джунгарский Алатау
С) Малого Калпака, Кокшетау
16. Эта гигантская горная система раскинулась на территории Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Китая и в переводе означает «Небесные горы»
А) Гималаи
В) Алатау
С) Тянь-Шань
17. На востоке страны раскинулись горы:
А) Алатау
В) Тарбагатай
С) Алтайские
18. На юго-востоке нашей страны находятся горы, название которых переводится как горы, где водятся сурки:
А) Мугоджары
В) Джунгарский Алатау
С) Тарбагатай
19. Твёрдые горные породы разрушаются под влиянием:
А) солнца, воды, растений, ветра
В) взрывов, животных
С) человека, температуры
20. Под собственной тяжестью снег в горах уплотняется, также на него влияет смена температуры, и образуется:
А) ледник
В) вечный лед
С) снеговая горная шапка.

Читайте также:  Чем полезны фиолетовые овощи и фрукты

Ключ.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ответ С А С В С С С А С В В А А В В С С С А А

Тест по «Познанию мира».
По теме «Природа. Взаимоотношения человека с окружающей средой»

1.Условия, необходимые для роста и развития человека:
А) воздух, вода, пища, свет;
Б) воздух, вода, пища, свет, тепло;
В) воздух, пища, одежда, свет, вода.
2. Окружающий мир – это…
А) солнце, почва, вода;
Б) солнце и предметы, созданные руками человека;
В) природа и предметы, созданные руками человека.
3. Основные стороны горизонта:
А) ЮЗ, СВ, ЮВ, СЗ;
Б) Ю, ЮВ, С, СВ;
В) С, Ю, З, В.
4. Стороны горизонта можно определить с помощью:
А) муравейника;
Б) дороги;
В) озера.
5. Для людей, какой профессии необходим компас?
А) учитель, врач;
Б) геолог, штурман;
В) машинист, комбайнёр.
6. План предмета – это:
А) вид предмета сверху;
Б) вид предмета сбоку;
В) предмет в том виде, в каком ты его видишь.
7. Свойства воздуха:
А) имеет форму, растворим в воде;
Б) имеет запах, форму;
В) поддерживает горение, бесцветный.
8. Вещества, растворимые в воде:
А) песок, глина, сахар;
Б) соль, сахар, вод;
В) соль, песок, галька.
9. Значение воды для жизни человека:
А) без воды не могут жить люди, растения, животные;
Б) вода образует реки;
В) воду используют для приготовления пищи.
10. По берегам рек и озёр нельзя вырубать лес, потому что:
А) погибнут растения;
Б) погибнут животные;
В) река не будет полноводной.
11. Почва – это…
А) верхний слой земли;
Б) верхний плодородный слой земли;
В) песок, вода, воздух, растения.
12. Когда температура воздуха опускается ниже 0оС, вода находится в состоянии:
А) жидком;
Б) твёрдом;
В) газообразном.
13. Чтобы река была полноводной:
А) следует вырубить леса;
Б) следует распахать луга на её берегах;
В) на её берегах должны расти леса.

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
ответ б в б а б а в б а в б б в

Тест по «Познанию мира».
По теме «Жизнь растений».
1.На какие группы делятся растения?
А) цветы, овощные культуры, деревья;
Б) фруктовые деревья, цветы, трава;
В) деревья, кустарники, травы.
2. Выбери характеристику цветковых растений:
А) имеют листья, стебли, корни;
Б) имеют корни, стебель, листья, цветки, плоды;
В) имеют стебли, листья.
3. Стебель нужен растениям для того, чтобы:
А) доставлять питательные вещества от корня к другим его органам;
Б) удерживать растения;
В) придавать растению форму.
4. Сухие плоды – это…
А) пшеница, фасоль;
Б) чёрная смородина, земляника;
В) яблоки, груши.
5. Зелёный цвет листьям придаёт:
А) перегной;
Б) хлорофилл;
В) фитьнуиды.
6. Для жизни растений нужны:
А) тепло, свет, питательные вещества;
Б) тепло, питательные вещества, вода;
В) тепло, свет, питательные вещества, вода, воздух.
7. Размножение растений может происходить с помощью:
А) семян и надземных частей;
Б) семян и подземных частей;
В) семян, подземных и надземных частей.
8. Картофель размножают:
А) клубнем, частями клубня;
Б) клубнем, листьями;
В) клубнем, черенками.
9. Чем хвойные растения отличаются от лиственных?
А) хвойные растения всегда выше лиственных;
Б) хвойные растения растут только в лесу;
В) у хвойных растений нет листьев;
Г) у хвойных растений листья – хвоинки.
10. Как появляются растения на свет?
А) семя корень росток лист;
Б) семя росток лист семя;
В) семя росток лист цветок плод с семенами.
11. Выдели название того растения, из которого образуется плод:
А) цветок;
Б) лист;
В) стебель;
Г) корень.

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
ответ в б а а б в в а г в а

Тест по «Познанию мира».
По теме «Природа. Горные породы. Полезные ископаемые. Почва»

1. Места залегания полезных ископаемых называют
А) карьеры
В) шахты
С) месторождения
2. Почва – это…
А) верхний слой земли
В) верхний плодородный слой земли
С) перегнившие листья, гранит, воздух
3. По способу применения полезные ископаемые делятся на три основные группы:
А) горючие полезные ископаемые, рудные, нерудные
В) рудные полезные ископаемые, нерудные, негорючие
С) нерудные полезные ископаемые, рудные, негорючие
4. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:
А) растворимость в воде
В) плодородие
С) водонепроницаемость
5. Горючие полезные ископаемые – это…
А) каменный уголь, нефть, природный газ
В) фосфорит, асбест, соль
С) гранит, известняк, мрамор
6. Основные месторождения нефти:
А) Караганда, Экибастуз
В) Каспийский шельф, полуостров Мангыстау
С) Жетыгара, Рудный
7. Горы пустой породы, которые образуются при добыче каменного угля в шахтах, называются
А) курганы
В) терриконы
С) сопки
8. Самое распространённое нерудное полезное ископаемое – это…
А) соль
В) нефть
С) известняк
9. Почва может долго оставаться продуктивной, если
А) защищена от частого полива
В) постоянно вспахана
С) защищена растительным покровом
10. Плодородный слой почвы за 100 лет увеличивается примерно:
А) на 20 см
В) на 15 см
С) на 2 см
11. Мягкий металл красного цвета, хорошо проводит электрический ток и сплавляется с другими металлами:
А) медь
В) железо
С) свинец
12. Тёмный цвет почва приобретает за счёт
А) соли
В) перегноя
С) глины
13. Самые крупные месторождения нефти в Казахстане:
А) Центральный Казахстан
В) Восточный Казахстан
С) Мангыстауский полуостров
14. Прикаспийская низменность на полуострове Мангыстау богата
А) рудами чёрных металлов
В) газом и нефтью
С) нерудными полезными ископаемыми
15. Руды цветных металлов:
А) железная руда
В) медная руда
С) асбест
16. Полезные ископаемые, расположенные близко к поверхности земли добывают
А) из шахт
В) из открытых карьеров
С) из скважин
17. Мягкий металл красного цвета, который легко обрабатывается:
А) медь
В) золото
С) свинец
18. Горючесть – главное свойство
А) нефти
В) известняка
С) меди
19. Плодородная почва от солончаковой отличается:
А) цветом
В) наличием влаги
С) невозможно отличить
20. Почву рыхлят для того, чтобы обеспечить доступ:
А) влаги, перегноя
В) воздуха, влаги
С) воздуха, перегноя

Читайте также:  Куриное яйцо полезно ли

Ключ.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ответ С В А В А В В А С С А В С В В В А А В В

Тесты по «Познанию мира».
По теме «Полезные ископаемые. Казахстан на географической карте».
1. Ровное или несколько возвышенное пространство земной поверхности – это…
А) плоская равнина
В) равнина
С) холмистая равнина

2. Поверхность равнины усложняется:
А) оврагами, балками
В) горными хребтами
С) ущельями

3. Раздробление и размельчение твёрдых горных пород называется:
А) выветривание
В) опустынивание
С) разрушение

4. Отделение руды от пустой породы называется:
А) обогащение руды
В) выплавление металла
С) добыча полезных ископаемых

5. Полезные ископаемые нерудного происхождение:
А) соль, известняк, асбест
В) гранит, железная руда, полиметаллическая руда
С) каменный уголь, железная руда

6. Известняк легко можно узнать, потому что он:
А) шипит при действии на него кислотой
В) пахнет землёй
С) рыхлый

7. Месторождение железной руды:
А) Приаралье
В) Жетыкара
С) Алтай

8. Месторождение медной руды:
А) Кумколь
В) Жезказган, Конырат
С) Каламкас

9. Красивейший город Казахстана – Алматы расположен у подножия:
А) Заилийского Алатау
В) Алтая
С) Сырыарки

10. Самая высокая вершина Алтая:
А) Эверест
В) Белуха
С) Монблан

11. Озёра Казахстана:
А) Балхаш, Зайсан
В) Балхаш, Байкал
С) Маркаколь, Балатон

12. Железная руда – это…
А) медный колчедан
В) боксит
С) магнитный железняк, красный железняк

13. Латунь – это сплав…
А) меди с оловом, алюминием, никелем
В) меди с цинком
С) свинца с цинком

14.Полезные ископаемые нерудного происхождения:
А) фосфорит, асбест
В) мрамор, медный железняк
С) известняк, магнитный железняк

15. Огнестойкое полезное ископаемое, из которого изготавливают ткань для одежды пожарников:
А) боксит
В) фосфорит
С) асбест

16. К группе строительных материалов относят:
А) известняк, мрамор
В) гранит, фосфорит
С) фосфорит, асбест

17. Линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов – это…
А) параллель
В) меридиан
С) экватор

18. Страны «ближнего зарубежья»:
А) Китай, Монголия, Россия
В) Россия, Украина, Кыргызстан
С) Узбекистан, Китай, Иран

19. Ледник – это…
А) лед на реке
В) сильно охлажденные участки на Земле
С) лед, скопившийся на вершине горы

20. Горы Казахстана:
А) Кавказ, Крым
В) Алтай, Гималаи
С) Тянь-Шань, Алтай

источник

Цель урока: закреплять знания учащихся о полезных ископаемых

— познакомить с нерудными полезными ископаемыми Казахстана;

— развивать умение работать с текстом, находить информацию, анализировать ее;

— воспитание бережного отношения к природным ископаемым

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: учебник, презентация, карточки с тестовыми вопросами.

А) Игра «Закончи предложение»

Образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства называется -…….

— Какие полезные ископаемые вы знаете?

— На какие группы их можно разбить?

Заполни схему недостающими данными:

— Что мы относим к рудным полезным ископаемым?

-Какая группа полезных ископаемым нами еще не изучена?

3. Сообщение темы и цели урока

Нерудные полезные ископаемые Казахстана.

Асбест. Освоение асбестовых месторождений связано с магматическими породами. Самые крупные месторождения находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Кара­гандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Фосфориты. Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место в мире после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов (Чулактау, Аксай, Жанатас). По качеству и мощности эти месторождения не имеют себе равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль. На территории Казахстана сосредоточены огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов (соляных куполов) превышает 2 км. В некоторых пластах наряду с поваренной солью находятся калийные и другие соли. Кроме того, во многих соленых озерах Прикаспийской низменности, Западно-Сибирской равнины и других районов республики образуется самосадочная соль.

Казахстан богат также и строительными материалами — известняками, мергелем, мелом, мрамором, гипсом, огне­упорными глинами, кварцевыми песками, минеральными красками. Их месторождения встречаются во многих рай­онах республики.

Полезные ископаемые имеют огромное значение для народного хозяйства. Многие месторождения расположены близко друг к другу (железо — марганец, железо-каменный уголь, известняки-огнеупорные глины), что дает возможность их комплексной разработки. Неглубокое залегание полезных ископаемых позволяет вести разработку открытым способом. Значительная часть разведанных месторождений в Казахстане уже используется. На их базе построены многие заводы.

В Казахстане сосредоточены все виды ресурсов минерального сырья. Однако запасы нефти, угля, железной руды и др. минералов небезграничны. Запасы их по мере освоения истощаются. Использование старых и освоение новых месторождений полезных ископаемых оказывает влияние на состояние и других природных ресурсов (почвенный по­кров, подземные и поверхностные воды, леса, посевные площади, воздух и т.д.). Поэтому исчерпаемые ресурсы необходимо использовать рационально, комплексно и эффективно. В природе химические элементы в чистом виде практически не встречаются. Например, в структуре многих месторождений железа содержится фосфор, сера, редкие металлы. Вместе с основной рудой следует извлекать и дополнительные компоненты. Необходимо, чтобы запасы основных и смешанных полезных ископаемых из недр извлекались по возможности полнее, при добыче сырья, его пере­возке и переработке уменьшались потери. Следует эффективнее использовать продукты переработки сырья, осваивать безотходные технологии.

Учащиеся самостоятельно обрабатывают материал учебника, конспектируют, отвечают на вопросы

Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении темы «Полезные ископаемые»

Тестовые задания по теме «Полезные ископаемые»

1. Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются:

источник

Источники:
  • http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-9831
  • http://tak-to-ent.net/load/253-1-0-12906