Меню Рубрики

Технология 4 класс презентация полезные ископаемые

План-конспект урока по технологии (4 класс) по теме:
Конспект урока + презентация по технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».», 4 кл, УМК «Школа России»

1. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

2. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика

3. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

4. Тип урока: развивающее обучение

Вложение Размер
malahitovaya_shkatulka_4_klass.doc 88.5 КБ
malahitovaya_shkatulka.ppt 2.9 МБ

Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4

  1. № урока по календарно-тематическому плану:
  2. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».
  3. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика
  4. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».
  5. Тип урока: развивающее обучение
  6. Планируемые результаты:

-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

  1. Оборудование для учителя: учебник Технология 4 класс, презентация, технологическая карта, готовые образцы шкатулок, проектор, компьютер, таблицы по технике безопасности.
  2. Оборудование для ученика : учебник, цветной пластилин, ножницы, мультимедийная презентация, образцы изделий
  3. Схема доски

-Ребята достаем свои папки для технологии

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.

Л: действия смыслообразования

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твердые, жидкие, газообразные)

Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Объяснение нового материала: анализ образца

Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.

Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

-ответы на поставленные вопросы

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

Давайте повторим правила работы с пластилином.

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

Повторим правила работы со стекой.

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

Объяснение учебной задачи по технологической карте

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
  6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

-Работать будем самостоятельно. Но перед работой — отдохнём.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

источник

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Технология» для 4 класса общеобразовательных учреждений к УМК образовательных систем «Перспектива», «Школа России» и «Гармония», а также тематическое планирование по действующим учебникам системы «Начальная школа XXI века», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВА» И «ШКОЛА РОССИИ»
Тематическое планирование 6
Знакомство с учебником 7
Урок 1. Как работать с учебником 8
Человек и земля 13
Уроки 2, 3. Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» 14
Урок 4. Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» 24
Урок 5. Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» 31
Уроки 6, 7. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» 36
Урок 8. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали» 44
Урок 9. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Медаль» 50
Уроки 10, 11. Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза» 53
Урок 12. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» 61
Урок 13. Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка» 68
Уроки 14, 15. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» 73
Уроки 16, 1 7. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» 83
Уроки 18, 19. Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» 93
Урок 20. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» 101
Урок 21. Бытовая техника. Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы 108
Урок 2 2. Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» 114
Человек и вода 119
Урок 23. Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер» 120
Урок 24. Порт. Изделие «Канатная лестница» 125
Урок 25. Узелковое плетение. Изделие «Браслет» 131
Человек и воздух 136
Урок 2 6. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет» 138
Урок 2 7. Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель» 144
Урок 28. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» 148
Человек и информация 152
Уроки 2 9, 3 0. Издательское дело. Изделия «Титульный лист», «Таблица» 154
Урок 31. Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» 162
Уроки 3 2, 3 3. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» 166
Урок 34. Подведение итогов года. Презентация выполненных работ 168
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ГАРМОНИЯ»
Тематическое планирование 171
Из глубины веков — до наших дней 172
Урок 1. Введение. Керамика в культуре народов мира 173
Урок 2. Сосуд с магическим орнаментом (отрывная аппликация, роспись) 177
Уроки 3, 4. Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Коллективное панно (лепка, роспись) 181
Уроки 5, 6. Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. Плетеный короб 185
Уроки 7, 8. Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии 192
Традиции мастеров в изделиях для праздника 198
Урок 9. Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования 199
Урок 10. Бумагопластика. Раскладная открытка 202
Урок 11. Упаковка-футляр для подарка 206
Урок 12. Оформление упаковки новогоднего подарка 210
Урок 13. Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами) 213
Урок 14. Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста) 217
Уроки 15, 16. Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки 223
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие 227
Урок 17. Вязание как один из видов рукоделия. Простейшие приемы вязания крючком 227
Уроки 18, 19. Простейшие приемы вязания крючком. Вязание панно 232
Урок 20. Петельный шов: приемы выполнения 235
Уроки 21, 2 2. Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки 239
Уроки 2 3, 2 4. Окантовка картона 242
Уроки 2 5, 2 6. Жесткий переплет 246
В каждом деле — свои секреты 250
Урок 27. Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки 250
Уроки 2 8, 2 9. Дарим людям свое мастерство. Игрушки из соломки и ниток 254
Уроки 3 0, 31. Металл в руках мастера. Тиснение по фольге 257
Урок 32. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама 261
Урок 33. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Коробочка санбо 265
Урок 34. Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся 269
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тематическое планирование по УМК «Начальная школа XXI века» 271
Правила техники безопасности на уроках технологии 276
Физкультминутки 278
Список литературы 283

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

источник

Открытый урок на тему «Полезные ископаемые»

Автор: Тогызбаева А.Х. -преподаватель начальных классов, средняя школа имени Ш.Уалиханова

  • Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры , химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива ). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые .

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

Горючие полезные ископаемые

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А оловянная и медная руды

Б каменный уголь, природный газ

4. Какие полезные ископаемые добывают с помощью буровых установок?

5. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

  • В
  • А
  • Б
  • А
  • В

источник

План-конспект урока технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка»», 4 класс УМК «Перспектива». Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» . Тема урока: Полезные ископаемые.

Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» .

Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка».

Цели: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»; совершенствовать навыки лепки; формировать умение самостоятельно выполнять изделия; — рассказать о профессии (мастер по камню).

  • Мультимедийный проектор;
  • Ноутбук;
  • Экран;
  • Мультимедийная презентация к уроку;
  • Учебник «Технология» 4 класс, ч. 1;
  • Рабочая тетрадь» Технология» 4 класс
  • «Толковый словарь живого великорусского языка» .
  • Иллюстрации поделок из камня;
  • Пластилин;
  • Инструменты и приспособления для работы с пластилином.

У.: — Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним.

II. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

У.: — Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

— Вспомните, что такое полезные ископаемые?

Д.: Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей, для своей пользы.

У.: Как их добывают, и транспортируют?

Д.: — Полезные ископаемые добывают из недр или с поверхности земли.

— Транспортируют по нефтепроводам или в цистернах,

У.: -На какие группы можно разделить полезные ископаемые

Д.: — Твёрдые, жидкие и газообразные?

У.: — Какие полезные ископаемые вы знаете?

— Прочитайте загадки, которые вы приготовили дома.

Д.: Читают и отгадывают загадки.

У.:- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

— О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

У.: -Какое изделие будем делать на уроке?

У.: — Из чего сделана малахитовая шкатулка.

У.: -Сегодня мы узнаем какие узоры можно увидеть в камне.

У.: — Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Рассмотрите иллюстрации.

Д.: Читают, рассматривают иллюстрации с изображением поделок .

У.: — Что такое шкатулка? Для чего она используется?

Д.: Шкатулка – это ларчик, ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.

У.: — Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?

Д.: — Из сборника уральских сказок .

У.: Объясните значение понятия «поделочные камни».

Д.: — Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни..

У.: — Что такое малахит? – Посмотрите в словаре точное значение.

Д.: Ответы учащихся, работа со словарем.

Мультимедиа-презентация «Русский малахит»

У.: — Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.

У.:- Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?

У.:-Какой приём будем использовать?

Д.: — Мы будем использовать прием мозаика.

У.:-Какие приёмы лепки будем использовать?

Д.: — Мы будем использовать имитацию.

У.: — Рассмотрите на стр. 26 учебника узоры малахита, созданные природой.

— Какие еще поделочные камни вы знаете? Какие изделия из них вам известны?

Д.: — Агат, оникс, лазурит, змеевик…

— Из поделочных камней делают украшения, вазы, шкатулки…

Уральские горы (шаги на месте, с подниманием рук)

По каменным плитам (изображаем руками спуск по ступенькам)

В страну малахита – (разводим руки в стороны)

В страну работящих (руки сгибаем в локтях, затем разводим)

V. Продолжение работы по теме урока.

У.: -Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника. -Назовите этапы работы.

Д.: — Эскиз, разметка, раскрой, сборка.

У.: — Заполним технологическую карту на стр. 18 рабочей тетради.

У.: -Сравните последовательность изготовления имитации малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

Д.: — Малахит – распиливают, пластилин – разрезают на тонкие пластинки.

— Малахит наклеивают на металл, пластилин – прикрепляют к коробке.

— Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.

У.: Как можно получить различные оттенки цвета?

Д.: — Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.

У.: — Как придать законченность изделию?

Д.: — Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.

У.: — К чему теперь мы можем приступить?

Д.: — Мы можем приступить к выполнению изделия.

У.: — Подготовьте рабочее место. Вспомните необходимое оборудование и правила работы с пластилином.

У.: — Разделитесь на группы по четыре человека. Вспомните правила работы в группе. – Можете приступать к изготовлению шкатулки.

Д.: Выполнение задания в группе по технологической карте и слайдам в учебнике.

У.: — А сейчас мы проведем выставку малахитовых шкатулок.

Д.: Представляют полученные изделия.

У.: — Что у вас получилось лучше всего?

— В чем испытали затруднения?

— Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

  • На уроке технологии я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Меня удивило…

У.: — К следующему уроку подготовьте сообщение о поделочных камнях, из которых выполняют декоративные предметы и о том, какие их особенности необходимо учитывать при отделке различных предметов.

источник

Конспект урока по технологии для учащихся 4 класса.

Тема: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

Обучающая: повторить основные сведения о полезных ископаемых; познакомить с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями).

Развивающая: развивать умения самостоятельно выполнять изделия; совершенствовать технику работы с пластилином.

Воспитательная: воспитывать интерес к новым понятиям: поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, аккуратность.

Планируемые результаты обучения:

расширить знания учащихся о мозаике;

уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

Планировать необходимые действия (самостоятельно или в сотрудничестве с учителем).

Иметь мотивацию организовать свою деятельность.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и реализовывать их в собственной композиции.

Правильно формулировать ответ, уметь его аргументировать;

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Осознание себя как индивидуальности и, в то же время, как члена общества.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид занятия: лепка пластилином, имитирующая «русскую мозаику».

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: мозаика, имитация, пластичные материалы, полезные ископаемые.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: пластилин, подкладной лист, тряпка, скалка, коробочка (баночка) для изготовления шкатулки, леска.

Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний и умений.

Постановка и объяснение учебной задачи. Физминутка.

Применение полученных знаний и умений. Самостоятельная работа.

Рабочая учебная программа «Технология», составленная на основе ФГОС НОО, примерной программы «Технология», утвержденной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по технологии (Н.И. Роговцева).

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Учебник. 4 класс (144 с.)

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология.Рабочая тетрадь. 4 класс (80 с.)

Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Электронное приложение к учебнику «Технология». 4 класс.

    Самоопределение к деятельности

Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Кто готов к уроку, тот может присесть.

    Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

    На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)

    Постановка и объяснение учебной задачи

    Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

    Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

    Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

    А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.

    Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

    Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

    Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

    Молодцы, конечно, это мозаика.

    Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

    Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

    Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

    Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

    Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

    Давайте повторим правила работы с пластилином.

      Работай на подкладном листе.

      Упавший пластилин нужно немедленно поднять.

      После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

      Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

      Повторим правила работы со стекой.

        Стека должна лежать в правом углу парты.

        Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.

        Объяснение учебной задачи по технологической карте

          В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).

          Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.

          После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.

          Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.

          Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.

          Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

          А теперь отдохнем и проведем физминутку для пальцев

          С чего мы начинаем работу?

          Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).

          Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)

          Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней — соблюдают их.

            Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.

            Работу делай лучше, материалы береги.

            Упавший пластилин немедленно подними.

            Во время работы держи свое рабочее место в порядке.

            Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.

              Применение полученных знаний и умений.

              Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют работу, учитель контролирует данный процесс, помогает в исправлении ошибок.

                Выставка и анализ работ учащихся.

                А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].

                Какие материалы потребовались для изготовления?

                Чему вы научились на уроке?

                Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности — 1 раз.

                Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня — хлопните 2 раза в ладоши.

                Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

                Вашим домашним заданием будет завершение работы.

                источник

                В древней легенде говорится: «…Веками лился лунный свет на землю. Земля впитала его, как впитывает дождевую влагу. Свет сливался под землёю в ручейки, заполнял пустоты и, застывая, превращался в тяжёлые слитки. Так в земле зарождалось…»

                О каком полезном ископаемом идёт речь?

                Ложечку из этого полезного ископаемого принято дарить младенцу «на зубок».

                Это ценный металл. Из него делают украшения.

                Ответ: «… Так в земле зарождалось серебро».

                Серебро обладает свойством убивать микробы.

                В 11 – 13 веках в Греции серебро ценили выше золота.

                Самый большой самородок серебра был обнаружен в 1477 году в Германии. Вес его был 20 тонн!

                В Россию до 18 века серебро ввозилось только из-за рубежа.

                Первое собственное серебро было добыто на Нерчинских рудниках в Забайкалье в 1740 году.

                Добывают серебро на Алтае, на Дальнем Востоке.

                С середины 20 века серебро нашло очень широкое применение в промышленности и перестало быть металлом, из которого чеканили монеты.

                Ковши и братины из серебра с золочением. 16 век. Москва.

                Евангелие в серебряном окладе с золочением. Конец 15 века. Москва.

                Лётчик Михаил Сургутанов обслуживал геологическую экспедицию в Казахстане. Во время одного из полётов он заметил нечто, о чём сразу же доложил начальнику экспедиции. Благодаря этому сообщению было найдено богатое месторождение. Лётчик получил Государственную премию.

                Что заметил лётчик, и месторождение какого полезного ископаемого было обнаружено?

                Это связано с показанием приборов в кабине самолёта.

                Это полезное ископаемое служит человеку тысячи лет.

                Ответ: Лётчик обнаружил отклонение стрелки компаса. Так было открыто богатое месторождение железной руды.

                Железо было известно человеку несколько тысяч лет назад. Но в полную силу служит ему лишь немногим более ста лет.

                В чистом виде (без примесей) железо в природе не встречается, его можно получить только в лабораторных условиях.

                Железо поддаётся любой обработке – его можно ковать, вытягивать в проволоку, штамповать, резать и плавить.

                «Дороже всех богатств тебе дана

                И это разум. Не сравняться с ним

                Рубинам и алмазам дорогим.»

                • Играют две команды, отвечая на вопросы по очереди.
                • Команда внимательно слушает вопрос. На обсуждение 10 секунд.
                • Если ответ верный, команда получает 3 балла, если нет – 0 баллов.
                • К вопросам есть две подсказки. Если команда воспользовалась одной подсказкой и дала верный ответ –2 балла, двумя – 1 балл.
                • Если одна команда даёт неверный ответ, другая команда имеет право ответить на этот вопрос и получить дополнительные баллы.

                В древней легенде говорится: «…Веками лился лунный свет на землю. Земля впитала его, как впитывает дождевую влагу. Свет сливался под землёю в ручейки, заполнял

                • Серебро обладает свойством убивать микробы.
                • В 11 – 13 веках в Греции серебро ценили выше золота.
                • Самый большой самородок серебра был обнаружен в 1477 году в Германии. Вес его был 20 тонн!
                • В Россию до 18 века серебро ввозилось только из-за рубежа.

                • Первое собственное серебро было добыто на Нерчинских рудниках в Забайкалье в 1740 году.
                • Добывают серебро на Алтае, на Дальнем Востоке.
                • С середины 20 века серебро нашло очень широкое применение в промышленности и перестало быть металлом, из которого чеканили монеты.

                Ковши и братины из серебра с золочением. 16 век. Москва.

                Евангелие в серебряном окладе с золочением. Конец 15 века. Москва.

                Лётчик Михаил Сургутанов обслуживал геологическую экспедицию в Казахстане. Во время одного из полётов он заметил нечто, о чём сразу же доложил начальнику экспедиции. Благодаря этому сообщению было найдено богатое месторождение. Лётчик получил Государственную премию.

                Что заметил лётчик, и месторождение какого полезного ископаемого было обнаружено?

                Это связано с показанием приборов в кабине самолёта.

                Это полезное ископаемое служит человеку тысячи лет.

                Ответ: Лётчик обнаружил отклонение стрелки компаса . Так было открыто богатое месторождение железной руды .

                • Железо было известно человеку несколько тысяч лет назад. Но в полную силу служит ему лишь немногим более ста лет.
                • В чистом виде (без примесей) железо в природе не встречается, его можно получить только в лабораторных условиях.
                • Железо поддаётся любой обработке – его можно ковать, вытягивать в проволоку, штамповать, резать и плавить.

                • Железо обрело настоящее бессмертие, когда люди научились вновь переплавлять старый металл.
                • Самые распространённые сплавы железа с углеродом – чугун и сталь.

                • Учёные научились производить такие сорта железа, которые не боятся ни ржавчины, ни огня, ни кислоты.
                • Железо встречается не только в руде. Тонкие его прожилки можно обнаружить в камнях – например в граните. Железо имеется и в воде. Оно — обязательная частица всего живого.
                • В организме взрослого человека содержится около четырёх граммов железа.

                Ни один минерал не связан так тесно с культурой, бытом и историей России. Издавна Москву называли белокаменной . Из белого камня построены соборы, стоящие уже более пяти веков. Оказывается, «белый камень» — это не просто указание на цвет строительного материала, так на Руси называли полезное ископаемое . Какое?

                Это полезное ископаемое очень прочное, но его можно пилить обычной пилой.

                Это полезное ископаемое осадочного происхождения.

                • Церковь Покрова на Нерли построена из белого камня – известняка — в 1165 году!

                М. В. Ломоносов, внёсший большой вклад в изучение полезных ископаемых, был ещё и блестящим переводчиком. Вот перевод стихотворения одного из римских поэтов:

                « В тени лесов гуляя, муравей

                В прилипчивой смоле завяз ногой своей.

                Хотя он у людей был в жизнь свою презренный,

                По смерти в … у них стал драгоценный».

                Вам надо назвать пропущенное слово – полезное ископаемое .

                На Руси это полезное ископаемое называли камень-алатырь.

                Это полезное ископаемое называют застывшими слезами деревьев.

                Только пятая часть всего добытого янтаря идёт на изготовление украшений.

                Из янтаря делают лаки, по прочности и блеску превосходящие все остальные. Музыкальные инструменты прославленных мастеров покрыты янтарным лаком.

                Янтарь применяют в медицине, в парфюмерии, производстве красителей, для обработки семян растений и т. д.

                На Руси жемчуг начали добывать более тысячи лет назад. Наибольшего рассвета жемчужный промысел достиг в 16-17 веках. Организацией промысла занимались, в основном, монастыри, расположенные по берегам северных рек. Наиболее ценились жемчужины, которые получили название « скатный жемчуг».

                Чем эти жемчужины отличались от остальных?

                Родственные слова: с кат ываться, кат иться.

                Эти жемчужины отличались по форме.

                Ответ: жемчужины правильной формы без выступов и наростов называли скатным жемчугом, так как они легче других могли скатываться по наклонной плоскости.

                • Размер речного жемчуга 2-3 мм в диаметре. Отдельные жемчужины достигают размера 10 мм.
                • Самая крупная в мире жемчужина обнаружена в раковине гигантского морского моллюска. Она имела диаметр 16,5 см и вес 6 кг 400 г .
                • На Руси рукодельницы использовали жемчуг в художественном шитье.

                Митра, расшитая жемчугом. 1674 г., Москва

                • По легенде, невеста Садко — Любава, завидев жениха, бросилась ему навстречу. Украшавшее девушку жемчужное ожерелье рассыпалось. Из каждой жемчужинки выросли цветы – маргаритки! («Маргарита» переводится как «жемчужина»)
                • В настоящее время более 90% всего жемчуга (90 жемчужин из 100) выращивается искусственно.

                «Камень этот разрывается на тонкие листы, а потом из него делают окна».

                О каком полезном ископаемом поведал путешественник?

                Этот минерал входит в состав гранита.

                В Иркутской области добывают это полезное ископаемое.

                • Русскую листовую слюду вывозили в страны Европы. Там она получила название «мусковит» (от «Муска» — Москва).
                • Пластины слюды вставлялись в окошки карет царской семьи и знатных вельмож.
                • Слюда хорошо переносит высокую температуру, поэтому её долго использовали для изготовления фонарей.
                • Использовали слюду и для покрытия икон.
                • В настоящее время слюду используют в приборостроении.

                Однажды к римскому императору пришел незнакомец и преподнес ему чашу из серебристого и очень легкого металла. “Из чего ты ее сделал?”,- спросил император. “Из глины”, — ответил умелец. Удивился император, ведь глина встречается повсюду, и приказал казнить умельца, чтобы это неожиданное изобретение не обесценило драгоценные металлы его казны.

                Из какого металла была сделана чаша? И что за “глина”, из которой этот металл получили?

                • В 19 веке алюминий стоил чуть дешевле золота и шёл только на ювелирные украшения.
                • Фольга, в которую заворачивают ваши любимые шоколадки и конфеты, тоже сделана из алюминия.

                Противогаз был изобретён около ста лет назад. Благодаря этому изобретению спасены жизни миллионов людей.

                Какое полезное ископаемое используется в противогазе, задерживая вредные соединения?

                Это же вещество используется в фильтрах для очистки воды.

                При расстройстве желудка применяется лекарство из этого же вещества.

                Ответ: это уголь (активированный)

                • Самый толстый угольный пласт находится в Канаде – 450 метров! Пласты Челябинского угольного бассейна – до 250 метров.
                • Одна из самых глубоких шахт (почти 1,5 км) находится в Донецком Бассейне.
                • Учёные научились из угля получать искусственную нефть.
                • Нагревая антрацит, можно получить графит, а нагревая под большим давлением (не пробуйте сами!) графит, можно получить алмаз.

                Знаменитый путешественник 13 века Марко Поло писал: «К северу от Армении есть большой колодец с маслом, которым можно навьючить много верблюдов. Это масло употребляется не для еды, а только вместо мази при кожных заболеваниях у людей и скота, равно как и при других недугах».

                Чудесное масло, о котором говорил путешественник – это …

                • Первое месторождение нефти в нашей стране открыто в 1864 году в районе Иркутского острога.
                • На Руси нефть называли «земляным дёгтем» и использовали прежде всего, как лекарство и для смазки колёс телеги.
                • Нефть как лекарственное средство успешно используется и в настоящее время. Особенно знаменита лечебными свойствами каспийская нефть.

                • Из нефти в Англии вырабатывается превосходная бумага. Она во много раз прочнее обычной, чрезвычайно устойчива к воздействию света, едких веществ и бактерий.
                • Возраст добываемой сейчас нефти – около миллиона лет. Самая древняя нефть обнаружена в Австралии – 1,5 млрд. лет. Нефть, найденная в селе Марково Иркутской области значительно моложе. Ей «от роду» всего 600 тысяч лет. Она не чёрная, а светлая!

                • Из нефти можно получить до миллиона различных соединений!
                • На севере, у реки Печора, залегает тяжёлая нефть. Она не может течь по трубам, её добывают в шахтах. Добыча эта обходится очень дорого, но тяжёлая нефть имеет одно ценное свойство: продукты её переработки не замерзают при очень низких температурах. Используют для работы на Крайнем Севере, в экспедициях в Антарктиду.

                Это кристаллическое полезное ископаемое используется при производстве стекла, при выплавке металлов, в мыловарении, для очистки сточных вод, для производства бумаги, в пищевой промышленности. Мы им пользуемся каждый день . Человек и большинство живых организмов не могут обойтись без этого полезного ископаемого. Что это?

                Это полезное ископаемое растворимо в воде.

                Это полезное ископаемое съедобно.

                Ответ: это поваренная соль .

                • Для поддержания здоровья человек должен потреблять 4-8 граммов соли в день. Но это не значит, что мы должны обильно солить пищу. В натуральных пищевых продуктах содержится достаточное количество соли. Избыток соли также вреден, как и недостаток!

                • Пласты соли, лежащие под землёй могут быть толщиной до полутора километров!

                Назови эти самоцветы, добываемые в Иркутской области.

                • На территории Прибайкалья нефрит известен ещё с каменного века. Древние люди делали из него наконечники для стрел, рыболовные крючки, ножи. Саянский нефрит очень ценится в мире.
                • Месторождение чароита открыто в 1977 году.
                • Саянский лазурит использовался для отделки Екатерининского дворца в Царском Селе.

                источник

                Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

                • Главная
                • Публикации в журнале
                • Начальная школа. Технология
                • Полезные ископаемые

                Урок технологии в 4 классе

                (УМК Школа России Н. И. Роговцева и др. Технология 4 класс)

                Тема раздела Человек и Земля (21 ч.)

                Титова Татьяна Евгеньевна

                Тема изучения

                Полезные ископаемые

                Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

                Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

                Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

                Основное содержание темы, термины и понятия

                Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото.

                Планируемые результаты

                Метапредметные

                Проявлять

                — ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-

                мить суждение о человеческих ценностях;

                понимание успешности при освоении темы.

                Познавательные:

                — раскрыть значение понятийбуровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;

                — определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

                — определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

                — определять материалы для изготовления изделия

                — использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

                Регулятивные:

                — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

                — распределять обязанности для выполнения учебного задания;

                — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

                соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;

                — оценивать результаты своей деятельности.

                Коммуникативные:

                — формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

                — согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;

                — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

                адекватно представлять результат собственной деятельности.

                -месторождение нефти на карте России и обозначать его, исполь-

                — этапы операции по добыче нефти;

                Оформлять суждение о человеческих ценностях.

                ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

                Организация образовательного пространства

                Метапредметные связи

                Формы работы

                Окружающий мир

                Русский язык

                Информационный материал

                Демонстрационный материал

                Образцы изделий из нефти.

                Интерактивный материал

                Презентация «Полезные ископаемые».

                1 этап Самоопределение к деятельности

                Мотивация к изучению темы

                Ситуативное задание

                Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

                Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.

                — Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.

                — Подберите синонимы к слову ценность.

                2 этап Учебно – познавательная деятельность

                — Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

                — Где находятся эти богатства?

                — Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

                Что мы называем полезными ископаемыми?

                Сообщение учителя

                Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

                Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

                — Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

                Сообщения учащихся

                1. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.
                1. Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.
                1. Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

                Сообщение учителя

                Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

                — Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

                Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

                — Кто приходит на смену геологам? (буровики)

                — Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

                Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

                Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

                -Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

                Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

                -Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

                — Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

                — Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

                Диагностика качества освоения темы

                Чёрное золото – это ……………………………………………. .

                Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

                2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

                1. Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

                Шахтёр геолог буровик фармацевт

                1. Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

                … Бурение скважин;

                … Поиск нефтяных месторождений;

                … транспортировка нефти по трубопроводам;

                … подготовка месторождений к разработкам.

                источник

                Источники:
                • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/529485/
                • http://alleng.org/d/add/teh061.htm
                • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-polieznyie-iskopaiemyie-4-klass
                • http://pandia.ru/text/81/320/93065.php
                • http://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/ohnw644c.html
                • http://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-okruzhayushchemu-miru-poleznye-iskopaemye.html
                • http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/147-preschool-tech/8142-tekhnologiya-4-klass-poleznye-iskopaemye.html
                Читайте также:  Презентация полезные ископаемые 3 класс окружающий мир