Меню Рубрики

Учебное пособие полезные привычки

Цель урока: научить говорить «нет» в опасных ситуациях.

Задачи:

    показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения;
  • познакомить учеников с формами отказа от табака и алкоголя.

Одной из причин, по которой подростки начинают курить или употреблять алкоголь, является неумение отказываться. Формирование навыка отказа незнакомым, друзьям, старшим является защитным фактором, предупреждающим употребление психоактивных веществ.

Материалы для урока: доска, мел, рабочие тетради, ватман.

Подготовка урока: подготовка коротких сценок с участием учеников, демонстрирующие ситуации, когда отказаться необходимо.

Наш урок посвящён навыку, позволяющему с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.

Бывали ли у вас в жизни случаи, когда кто-то предлагал попробовать сигареты или алкогольные напитки? (ответы детей)

Да, действительно, в вашем возрасте приходится сталкиваться с такими ситуациями.

Соглашались ли вы или отказывались?

Если отказывались, то как? (отказы записываются на доске)

Трудно ли было отказываться?

Кому из предлагавших сигареты или алкоголь труднее отказать (взрослым, сверстникам, старшим братьям и сёстрам)?

Почему одним трудно отказаться, а другим — нет?

(Важность невербального компонента общения в момент отказа – уверенная интонация голоса, поза, мимика, жесты)

Почему важно научиться отказываться от предложения сигарет и алкоголя?

Что такое для вас здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек.

Хотя подростки обычно много знают о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и социальное благополучие, некоторые из них всё-таки начинают курить и употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающим сигареты и алкоголь.

Утверждение: существуют действенные формы отказа, которым можно научиться.

Работа в группах: Предлагаю вам обсудить варианты отказа от употребления сигарет и алкоголя. Запишите их.

Посмотрите в тетради задание № 16 и выполните его. Каждой группе своя ситуация. (Ребята могут пользоваться вариантами отказа, записанные на доске)

Отказаться, когда предлагают попробовать сигарету или алкогольные напитки, не всегда легко. Помочь тебе в этом могут простые советы.

1. Прочитай и запомни «формулы отказа,» приведенные ниже:

Нет, спасибо, я катаюсь на велосипеде.

Нет, спасибо, мне родители не разрешают (будут ругать, расстроятся).

Нет, спасибо, мне не нравится вкус (запах).

Нет, спасибо, я не курю (не пью).

Нет, спасибо, я тороплюсь на урок (в школу, в клуб, на тренировку).

Нет, спасибо. (Уходи, пока говоришь, или дай что-то взамен: жвачку, конфету.)

2. Держись подальше от тех мест, где продают сигареты или алкогольные напитки.

3. Держись с теми, кто не пьет и не курит, особенно в ситуации, когда могут предложить сигареты или алкоголь.

Результаты группового обсуждения ученики представляют в виде короткой ролевой игры с объяснением предпочтительной формы отказа. (Обсуждение результатов)

Какие формы отказа выглядели наиболее убедительно?

Каким образом было легче всего отказаться?

Из истории табака. До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании — спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной — двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла «трубка мира».

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче — первом царе династии Романовых — за употребление «зелья табачища» рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.[3].

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964-1982 году появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя: (записываются на ватмане у доски)

любопытство, желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, быть “крутым”; “легкое” общение, пониженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.

Меры для предупреждения:

  • Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
  • Запретить рекламу сигарет.
  • Запрет со стороны родителей.
  • Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
  • Получать достоверную информацию о вреде.
  • Принятие самостоятельного решения: да или нет!

(Двое “учителей” и курильщик Ваня выходят на сцену с разных сторон)

Опять, ты Ваня, с сигаретой?
А ну отдай цигарку эту!
Ты что, не знаешь, что она,
До невозможности вредна?

Последних пара сантиметров
Вреднее первых раза в три.
Курить вообще предельно вредно —
Ты на плакат наш посмотри!
(Указывает на схему поражения дыхательной системы.)

От этой “милой” сигареты
Сосудов спазм, гастрит, колит,
Вся слизистая рта разъета,
И развивается бронхит.

Вы что стращаете меня?
Как ведьмы злые налетели…
Да, я без этого огня
И встать-то не могу с постели,
Он мне думать помогает,
Мою активность повышает,
А в работе – это первый друг!

А ну-ка, брось ее из рук!
Да ты хоть сам-то понимаешь,
Что ерунду нам здесь вещаешь?

Отдай, отдай ее, Ванюша,
И нас немножечко послушай.

Ну, как ребенок говорит!
Да фильтр на 25 процентов,
Лишь поглощает никотин,
К тому же с остальным букетом,
Не сможет справиться один.

Полоний, скандий и мышьяк,
Угарный газ и аммиак
Цианистая кислота,
В ней бензопирен и СО2

Да что такое? Прекратите!
Аж, разболелась голова.
Вы, кажется, всерьез хотите,
Совсем свести меня с ума?!

Да мы добра тебе желаем,
Хотим помочь, а как не знаем.
Ты расскажи-ка лучше нам,
Как закурил впервые сам.

Дело было вечером,…
Делать было нечего,
Я с ребятами сидел,
И на девушек глядел,
Что смолили сигаретки,
Как заправские кокетки.
Тут одна и говорит:
“Ну, Ванюша, закури!”
Сигарету предложила,
Зажигалочку включила.
Тут-то бесе меня попутал —
Я, конечно, закурил….
Силы воли не хватило,
Отказать чертовке милой,
Вот, ведь в сети как попал…

Друг мой, ты бы лучше взял,
Да и бросил бы курить,
Чтоб здоровью не вредить.

Я умом-то понимаю,
Что прескверно поступаю…
Мне бы мужества набраться,
И с куреньем распрощаться!
Может, брошу как-нибудь…

Мои аргументы против курения, алкоголя

  1. Я хочу быть здоровым.
  2. Курение и алкоголь разрушает организм.
  3. Нет сигарет и алкогольных напитков, которые не приносят вреда.
  4. Курение и алкоголь приводит к различным болезням.
  5. Сейчас “мода” на курение и алкоголь в большинстве стран прошла

Выводы урока (чтение в рабочей тетради на стр. 24)

В ситуациях, опасных для здоровья, необходимо говорить “нет”.

Можно научиться вежливо, но твердо отказываться.

Существует много эффективных способов отказаться.

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звезд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь!
Благодарность за урок.

Домашнее задание: Вам необходимо выполнить задание в тетради № 17 (содержание задания см. ниже)

  • Возьми интервью у взрослого, который не курит.
  • Задай вопросы анкеты и запиши их в тетрадь. Не забудь поблагодарить!

    Предлагали ли вам курить?
  • Кто?
  • Каким образом вы отказывались?
  • Почему вы не курите?

Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам!

Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь “нет” всему, что может принести тебе вред.

Нарисуй клоуну такой рот, который соответствует твоему настроению после урока.

Ответь на вопросы:

  • Что тебе больше всего понравилось?
  • Что тебе меньше всего понравилось?
  • Закончи предложения:
  • Я узнал/а.
  • Еще я хотел/а бы узнать.

источник

2 Превентивная программа «ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ» Курс для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя Авторский коллектив: Т. Б. Гречаная, Л. Ю. Иванова, Л. С. Колесникова. Под редакцией О.Л. Романовой. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Тип программы: модернизированная. Общее количество часов 72 часа, из них: 1 класс-18 часов 2 класс-18 часов 3 класс-18 часов 4 класс-18 часов Углублённый курс Общее количество часов 144 часа, из них: 1 класс-36 часов 2 класс-36 часов 3 класс-36 часов 4 класс-36 часов 2

3 Введение Концепция модернизации российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования — развитие природных способностей ребенка. Программа «Полезные привычки» разработана для обучающихся начальной школы и направлена на предупреждение употребления детьми табака и алкоголя. Пояснительная записка Актуальность программы Очень важно правильно наметить подходящее время для начала профилактики в школе. Профилактика, осуществляемая до приобщения детей к психоактивным веществам, снижает вероятность приобщения, равно как и переход от проб табака и алкоголя к экспериментированию с запрещенными психоактивными веществами и другим формам отклоняющегося поведения Материалы по превентивному обучению «Полезные привычки» создавались группой авторов: Т.Б. Гречаной, Л.Ю. Ивановой и Л.С. Колесовой. Общее руководство коллективом и редактирование «Полезных привычек» осуществлялось О.Л. Романовой в 1997 году. Международная некоммерческая организация Project HOPE начала трехлетний проект «Школьная программа по профилактике употребления табака и алкоголя». Средства на ее осуществление предоставила коммерческая компания SmithKline Beecham (Великобритания). Позднее с текстом «Полезных привычек» работал постоянный консультант лондонских школ по превентивному образованию г-н Блейн Стотхард, рекомендованный Министерством образования Великобритании и приглашенный Project HOPE. «Полезные привычки» были внедрены в некоторых школах Санкт Петербурга, Екатеринбурга, Волгограда, Новосибирска, Московской области, Тюменской области и Республики Хакасия. Позднее к проекту присоединились новые города: Орел, Череповец, Мурманск Дубна, Владивосток и др. В 2000 году «Полезные привычки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Употребление табака и алкоголя — широко распространенное явление. Мы ежедневно сталкиваемся с ним в средствах массовой информации и в обыденной жизни. По сравнению с традиционными табаком и алкоголем, употребление подростками и молодежью наркотиков — относительно новое социальное явление, которое еще предстоит научиться преодолевать. За последние годы рост употребления табака и алкоголя детьми и подростками происходит очень интенсивно. Достаточно сказать, что более половины пятнадцатилетних московских школьников хотя бы раз в жизни напивались до состояния опьянения, а треть курит. Хорошо известно, насколько вредным и опасным как для отдельного человека, так и для общества в целом является употребление табака, алкоголя и наркотиков. Девять из десяти больных раком легких курили. Аварии и насилие, связанные с употреблением алкоголя, являются главной причиной смертности подростков и молодежи. Основным каналом заражения СПИДом в нашей стране стало внутривенное введение наркотиков, а преступления, связанные с наркотиками, не менее опасны и прибыльны, чем нелегальная торговля оружием. Вид программы модифицированная. Миссия программы: создание условий для личностного роста обучающихся, формирования у них здоровых установок, позволяющих противостоять употреблению психоактивных веществ. Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и 3

4 навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Задачи: 1. Предоставить ученикам объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний детей путём обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем. 2. Учить школьников лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. 3. Учить школьников эффективно общаться. 4. Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. 5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся 1-4 классов к табаку и алкоголю. Теоретические основы Употребление психоактивных веществ рассматривается огромным количеством теорий концепций. Полностью объяснить это сложное явление каждая из них в отдельности не в состоянии. Подробное рассмотрение комплекса концепций приводит к заключению, что употребление психоактивных веществ вызывается множеством факторов, среди которых главный просто отсутствует. Поэтому в последние десятилетия появились теории, описывающие взаимодействие познавательных и эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления психоактивных веществ. Две признанные теории создали базу для разработки эффективных профилактических программ. Это теория Бандуры и теория отклоняющегося поведения Джессора. Теория Бандуры. Суть теории состоит в том, что дети учатся тому, как себя вести, через подражание и положительное подкрепление приемлемого поведения. Если ребенок видит известных, преуспевающих людей, употребляющих психоактивные вещества, будь то герои на экране телевизора или окружающие его люди, он им подражает. Наблюдая за группой подростков, употребляющих психоактивные вещества, ребенок вырабатывает убеждение, что это нормальное поведение. Иногда дети считают, что такое «нормальное поведение» не только приемлемо, но и необходимо для того, чтобы стать популярным или сексуально привлекательным, казаться красивым, взрослым, опытным. Теория Бандуры придает большое значение саморегуляции и самоконтролю. Это вызвано тем, что восприимчивость к социальным влияниям зависит от знаний, установок, убеждений ребенка, его представлений о собственном будущем. Дети, перед которыми стоят серьезные жизненные цели, не совместимые с употреблением табака и алкоголя, скорее всего, не будут курить и пить. Восприимчивость к социальным влияниям связана также с низкой самооценкой, неуверенностью в себе и неудовлетворенностью собой, повышенной потребностью в социальном одобрении, неумением контролировать себя и настаивать на своем, стремлением казаться старше. Опираясь на эти факты, ученые считают, что сопротивляемость социальным влияниям может быть воспитана, а целью воспитания является формирование психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям. Теория Джессора. Теория отклоняющегося поведения учитывает не только социальные и психологические факторы, но и взаимодействие физиологических и генетических факторов, а также факторов окружающей среды. Отклоняющееся поведение подросткового возраста это употребление психоактивных веществ, ранняя половая жизнь, мелкие правонарушения, прогулы школьных занятий. Отклоняющееся поведение является таковым только в рамках определенной системы ценностей и предполагает ответную реакцию окружающих, пытающихся остановить его. Эта реакция может быть неформальной (неодобрение) или формальной и суровой (тюремное заключение). Часто критерием отклоняющегося поведения служит возраст. То, что допустимо в среде взрослых, 4

Читайте также:  Полезно ли быть донором для своего здоровья

5 рассматривается как отклонение у детей: Например, употребление алкоголя, курение, сексуальная активность. Отклоняющееся поведение выполняет необходимые некоторым подросткам функции. Например, оно может стать средством преодоления неуспеха (мнимого или реального) скуки, тревоги, социальной изоляции, низкой самооценки, а может привести к успеху принятию группой сверстников. Для тех, кто плохо учится, отклоняющееся поведение способ достижения некоторого социального статуса. Курение, употребление алкоголя и других психоактивных веществ позволяет казаться интересным и независимым. Наибольшей опасности отклоняющегося поведения подвергаются дети, не обладающие навыками преодоления стресса, тревожные, не умеющие справляться с различными социальными ситуациями. Затруднения в межличностных отношениях и связанный с ними психологический дискомфорт порождают отклонения в поведении. Было бы наивным считать, что в этих обстоятельствах достаточно объяснения того, насколько вредны психоактивные вещества для здоровья. Для ребенка, озабоченного проблемами межличностного взаимодействия, не умеющего эффективно общаться, преодолевать тревогу и стресс, знания о вреде табака или алкоголя бесполезны. Различные виды отклоняющегося поведения это части одного целого или симптомы одного синдрома. Они не только взаимосвязаны, но и происходят от одних и тех же причин. Поэтому профилактика, учитывающая причины отклоняющегося поведения, устраняет необходимость создания большого количества узконаправленных программ, посвященных его отдельным формам. Она создает возможность предупреждения всех отклонений одновременно, практична и эффективна. Ключевые понятия Психоактивные вещества это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека. Некоторые психоактивные вещества используются в медицине для лечения больных. Важно помнить, что психоактивное вещество кофеин содержится в чае и кофе, а также в шоколаде. В алкогольных напитках содержится другое психоактивное вещество этанол. К психоактивным веществам относятся снотворные лекарства и некоторые препараты для похудения. В целом сами по себе психоактивные вещества не являются ни хорошими, ни плохими. Важно, кто, как и с какой целью их использует. Зависимость от психоактивных веществ этим понятием обозначается состояние человека, когда он постоянно, не контролируя себя, употребляет какое-либо психоактивное вещество и не может остановиться. В случае если человек с зависимостью прекращает употребление психоактивного вещества, возникает синдром отмены, или абстинентный синдром. Абстинентный синдром болезненное состояние лишения организма привычного психоактивного вещества. Профилактика система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. Превентивное, или профилактическое, обучение сочетание овладения детьми знаниями с формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья. Превентивное обучение предполагает формирование положительного образа Я ребенка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников и некоторых других навыков личностной и социальной компетентности. Образ Я система представлений ребенка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе. Образ Я складывается в общении и взаимодействии детей и определяется их социальным опытом. Положительный образ Я — важное условие превентивного обучения, необходимое для воспитания уверенного в себе и здорового человека. Принятие решений последовательность действий, ведущих к достижению цели. Принятие решений необходимый жизненный навык, регулирующий целенаправленное поведение. Усвоение детьми шагов рационального процесса принятия решений позволяет принимать ответственные решения о табаке и алкоголе, избегать опасных ситуаций. Простейшая последовательность шагов принятия решения для детей: (1) остановись и подумай; (2) представь последствия нескольких возможных вариантов поведения; (3) взвесь «за» и «против» каждого из вариантов; (4) выбери один из них и сделай то, что решил; (5) подумай о том, что получилось, и похвали себя. Перечисленные шаги рационального принятия решений с небольшими стилистическими изменениями в формулировках используются для формирования навыков самоконтроля, умения отказываться и обходить опасности. 5

6 Условия проведения занятий: 1. Кабинет, в котором созданы условия для организации групповой работы: Возможность перемещать стулья. Столы для рисования. Удобная мебель. Ковёр для упражнений на полу. Большое количество бумаги для рисования, коллажей, краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей и другие канцелярские принадлежности. 2. Наличие рабочих тетрадей для обучающихся и методических пособий для ведущего. Принципы: Неразрывность обучения и воспитания как элементов школьного образования в области охраны здоровья являются. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетентности. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях: — вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и, самоанализу; — вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика; — вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные употреблению табака и алкоголя модели поведения; — вероятность приобщения в группе снижается, если дети обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению. Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали. Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются. Методология превентивного обучения отличается от традиционной необходимостью использования методов обучения в группе. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей. Авторы «Полезных привычек» придерживались следующих представлений об алкоголе: (1) каждый взрослый сам решает, сколько алкоголя, когда и как употреблять; (2) родители должны помнить: независимо от их желания, поведение родителей является образцом для подражания; (3) дети должны знать, что употребление даже малых доз алкоголя является для них вредным и опасным. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Этому есть несколько причин. Во-первых, профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества. Во-вторых, приобщение к любым психоактивным веществам начинается с алкоголя и табака. Именно алкоголь и табак являются веществами-воротами приобщения. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления психоактивных веществ вообще. Программа рассчитана на четыре года, желательно начинать реализацию с 1-го класса. Для каждой возрастной ступени предлагаются занятия, разделённые на четыре блока. Первые три блока посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей, а четвёртый — информации о табаке и алкоголе, доступной ученикам по возрасту. Темы повторяются для каждого года преподавания: каждая рассматривается всё более полно по мере развития учеников, соответствует возрасту и объёму их знаний, уровню личностной и социальной компетенции. Основные методы работы Положительная психологическая атмосфера: следование правилам («Внимательно слушай говорящего», «Не критикуй», «Если не 6

7 хочешь говорить, то можешь промолчать», «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»); отсутствие оценочного отношения». Методы работы в группе: мозговой штурм; групповая дискуссия; ролевое моделирование; упражнения — энергизаторы. Модель традиционного занятия 0 этап — знакомство и выработка правил. 1 этап — упражнение — энергизатор. 2 этап — мозговой штурм по теме урока. 3 этап — мини-лекция, ролевая игра. 4 этап — работа в малых группах. 5 этап — практический опыт. 6 этап — упражнение — энергизатор. Учебное пособие по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы «Полезные привычки» включают: пособие для учителей, рабочие тетради для учеников, материалы для родителей, методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения. Этапы реализации программы Этапы реализации: программа не требует предварительной подготовки, анализ результативности проводится непосредственно во время занятий обучающихся. Сроки реализации: программа рассчитана на четыре года. Возраст детей: 7 10 лет, обучающиеся 1-4-х классов. Количество человек в группе: не более 12 человек. Особенности отбора детей: программа не требует специального отбора детей, участвуют все обучающиеся класса. Продолжительность занятия: 40 минут. Количество занятий в неделю, в год: предлагаемая рабочая программа рассчитана на 18 часов с периодичностью проведения занятий 1 раз в неделю; углубленный курс 36 часов, 2 раза в неделю. Содержание обучения Тематическое планирование программы Тема Углублённый курс Количество часов Количество часов Всего Из них Всего Из них Теория Практика Теория Практика I год обучения 1. Я неповторимый человек Культура моей страны и Я Чувства О чём говорят чувства Множество решений Решения и здоровье Нужные и ненужные тебе лекарства Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор II год обучения 9 Вкусы и увлечения

8 10 Учусь находить новых друзей и интересные занятия 11 О чём говорят выразительные движения Учусь понимать людей Опасные и безопасные ситуации Учусь принимать правильные решения в опасных ситуациях 15 Реклама табака и алкоголя Правда об алкоголе III год обучения 17 Мой характер Учусь оценивать себя Учусь взаимодействовать Учусь настаивать на своём Я становлюсь увереннее Когда на меня оказывают давление Курение (часть 1) Курение (часть 2) IV год обучения 25 Самоуважение Привычки Дружба (часть 1) Дружба (часть 2) Учусь сопротивляться давлению Учусь говорить «нет» И снова алкоголь Алкоголь в компании Всего Содержание программы по годам обучения Первый год обучения Цель — создание условий для личностной и социальной компетенции обучающихся. Задачи: 1. Формировать положительное отношение детей к себе. 2. Воспитывать национальную толерантность учеников. 3. Развивать рефлексию обучающихся. 4. Формировать ответственное отношение к собственному здоровью. Тематическое планирование первый год обучения Тема Основное содержание Углублённый курс Количество часов Количество часов 1 Я неповторимый человек 2 Культура моей страны и Я Положительный образ Я. Уникальность. Неповторимость. Уникальность культуры народов. Древние корни здорового образа жизни. Теория Практика Теория Практика

9 3 Чувства Общение. Чувства людей. Возможность управлять чувствами. Неприятных чувств можно избежать. 4 О чём говорят чувства Общение. Предупреждение и преодоление неприятных чувств. 5 Множество решений Принятие решений. Многообразие решений. 6 Решения и здоровье Принятие решений. Здоровье как ценность. 7 Нужные и «Лекарство», «яд». Правила о ненужные тебе лекарствах. лекарства 8 Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор Пассивное курение. Вред пассивного курения Итого Второй год обучения Цель — создание условий для личностной и социальной компетенции обучающихся. Задачи: 1. Формировать положительное отношение детей к себе. 2. Развивать рефлексию обучающихся. 3. Формировать ответственное отношение к собственному здоровью. 4. Развивать коммуникативные навыки школьников. 5. Учить принимать рациональные решения. Тематическое планирование второй год обучения Тема Основное содержание Углублённый курс Количество часов Количество часов 1 Вкусы и увлечения Положительный образ Я. Разнообразие вкусов и увлечений. 2 Учусь находить новых друзей и Положительный образ Я. Друзья по интересам. Теория Практика Теория Практика 9

10 интересные занятия 3 О чём говорят выразительные движения 4 Учусь понимать людей 5 Опасные и безопасные ситуации 6 Учусь принимать правильные решения в опасных ситуациях 7 Реклама табака и алкоголя Общение. Невербальное общение. Общение. Совпадение вербальных и невербальных компонентов общения. Ситуации опасные и безопасные. Принятие решений. Принятие решений. Рациональные решения Рекламные приёмы. 8 Правда об алкоголе Действие алкоголя на организм Итого Третий год обучения Цель — создание условий для личностной и социальной компетенции обучающихся. Задачи: 1. Формировать положительное отношение детей к себе. 2. Развивать рефлексию обучающихся. 3. Формировать ответственное отношение к собственному здоровью. 4. Развивать коммуникативные навыки школьников. 5. Учить сопротивляться психологическому давлению. Тематическое планирование третий год обучения Тема Основное содержание Углублённый курс Количество часов Количество часов Теория Практика Теория Практика 1 Мой характер Положительный образ Я. Анализ собственных качеств. 2 Учусь оценивать Положительный образ Я. я Самооценка. 3 Учусь Общение. имодействовать 1 0

11 4 Учусь настаивать на Отстаивание своих интересов ём в неагрессивной форме. 5 Я становлюсь Принятие решений. реннее 6 Когда на меня Давление одна из форм зывают давление влияния на людей. 7 Курение (часть 1) Влияние табака на организм человека. 8 Курение (часть 2) Вредное влияние табака на организм человека Итого Четвёртый год обучения Цель — информирование обучающихся о табаке и алкоголе в соответствии с возрастом. Задачи: 1. Формировать положительное отношение детей к себе. 2. Развивать рефлексию обучающихся. 3. Формировать ответственное отношение к собственному здоровью. 4. Развивать коммуникативные навыки школьников. 5. Учить сопротивляться психологическому давлению. Тематическое планирование четвёртый год обучения Тема Основное содержание Углублённый курс Количество часов Количество часов Теория Практик Теория Практик 1 Самоуважение Положительный образ Я. Самоуважение. 2 Привычки Положительный образ Я. Анализ своих привычек. 3 Дружба (часть 1) Общение. Дружба. 4 Дружба (часть 2) Общение. Дружба. Влияние друзей друг на друга. 5 Учусь Принятие решений. Давление сопротивляться давлению и способы сопротивления давлению. 6 Учусь говорить Принятие решений. Отказ в «нет» опасной ситуации. 7 И снова алкоголь Алкоголь и его реклама Алкоголь в компании Мотивы употребления алкоголя в компании Итого 0 18 Предполагаемый результат 1. Получение учениками объективной, соответствующей возрасту информации о вреде курения, алкоголя, наркотиков. 2. Школьники научатся (в меру возрастных возможностей) самооценке и самоконтролю. 3. Участники получат навыки эффективного общения. 4. Ученики осознают ценность здоровья и свою ответственность за него. 1 1

12 5. Отдалённая цель и результат — не употребление психоактивных веществ в подростковом возрасте слушателями курса. Форма представления результата Результат представляется в форме аналитической справки по результатам контроля. Осуществляется мониторинг результативности. Диагностика Критерии оценки эффективности программы 1. Изменения в знаниях обучающихся в нужном направлении. 2. Отношение детей к занятиям. Формы, методы, методики диагностики Групповое тестирование до обучения (пре — тест) и после обучения (пост — тест) по вопросникам. Авторами курса разработаны вопросники для 1 класса, который представляет собой 10 картинок, изображающие здоровые и нездоровые занятия, детям предлагается раскрасить разными цветами здоровые и нездоровые занятия. Вопросники для 2-4 классов совпадают по форме, но разные по содержанию. Они включают 7-8 вопросов, предполагающих один правильный ответ. В диагностические материалы включён вопрос об отношении обучающихся к занятиям. Механизм оценки полученных результатов Сравнение результатов тестирование до обучения (пре — тест) и после обучения (пост — тест) по вопросникам. Повышение правильных ответов на 30% и более является свидетельством эффективности программы. Положительное отношение 90% детей к занятиям также является доказательством эффективности программы. Форма оценки результатов Устная похвала деятельности группы и каждого обучающегося. Результаты освоения программы Ожидаемый результат Не употребление психоактивных веществ в подростковом возрасте слушателями курса. Условия реализации программы Учебно методическое обеспечение пособие для учителей «Полезные привычки», рабочие тетради для учеников «Полезные привычки», материалы для родителей, методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения «Полезные расчёты, или как оценить эффективность превентивного обучения». Материально-техническое обеспечение 1. Кабинет, в котором созданы условия для организации групповой работы: Возможность перемещать стулья. Столы для рисования. Удобная мебель. Ковёр для упражнений на полу. 2. Большое количество бумаги для рисования, коллажей, краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей и другие канцелярские принадлежности. 3. Магнитофон, музыкальные записи. 1 2

Читайте также:  Барсучий жир его полезные свойства

13 Список литературы 1.Алиева М. А., Гришанович Т.В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей. — СПб., Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. — М., Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. — М.: Педагогическое общество России,

источник

МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»

Петуховский район Курганская область

учитель начальных классов

Целями первичной профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении интегрировано на уроках физической культуры. Программа предназначена для учащихся 1- 4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.

Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя четыре основных блока, рассчитанных на 32 часа, 1 раз в месяц по 8 часов в год:

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

 потребность у детей в здоровом образе жизни;

 создание системы профилактики в образовательном учреждении;

 разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

 формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

 взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социально-психофизиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

• Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

• Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

• Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.

• Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.

• Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.

Основные компоненты работы:

• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.

• Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:

Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности

Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения

Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.

Планов уроков в «Полезных привычках» — 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.

3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»

В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.

Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.

Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.

Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.

Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:

• Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.

• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.

• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.

Квалификационная характеристика воспитанника

о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ

о факторах, влияющих на здоровье человека

признаки здорового человека

источники влияния и давления

безопасные интересные способы проведения времени

Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними

Принимать рациональные решения

Анализировать собственные качества

Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.

Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления

Преодоления стресса, тревоги

Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ

Преодоления жизненных трудностей в целом

Самовыражения через увлечения, развивающие личность

источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Основная общеобразовательная школа № 14»

Рассмотрено Утверждено «Утверждаю»

методическим объединением педагогическим советом школы Директор МОУ «ООШ № 14»

учителей начальных классов. Протокол № ____ ____________Стеренчук Т.А.

Протокол № 1 от «___» августа 2011 года «___» августа 2011 года

по курсу «Полезные привычки»

Составитель: учитель начальных

Силина Ирина Вячеславовна

Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы. Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными

сотрудниками « Project HOPE ».

Рабочая программа предусматривает использование:

Полезные привычки.: Рабочая тетрадь для 3 класса. / Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.

Полезные привычки.: Пособие для учителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.

Полезные расчёты, или как оценивать эффективность превентивного обучения.: Методические рекомендации для учителя./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.

Полезные привычки.: Материалы для родителей./ Гречаная Т.Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л.С.. Под редакцией Романовой О.Л. — Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Москва, 2000.

Программа «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
В изложенной Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом Минобразования России от 28.02.200г. № 619, большое внимание уделено роли и значению первичной профилактики.
Целями первичной профилактической деятельности профилактик злоупотребления ПАВ в образовательной являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.
«Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Читайте также:  Полезно ли масло нерафинированное

Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее

внедрение впрактику должно инициировать:

потребность у детей в здоровом образе жизни;

создание системы профилактики в образовательном учреждении;

разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

Цель программы: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

Учить детей эффективно общаться.

Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.

Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.

Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.

Основные компоненты работы:

Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей егшо полноте.

Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

источник

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Школьная профилактическая программа

Авторы: Л. Колесова, О. Романова

Данная программа внедряется в Моу «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №1» с 2007 года

Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других

психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу – 1-4 классы. Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными сотрудниками «Проекта ХОУП».

Программа «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения

Целями первичной профилактической деятельностипрофилактики злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

 потребность у детей в здоровом образе жизни;

 создание системы профилактики в образовательном учреждении;

 разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

 формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

 взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемомразличных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивныхвеществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятогожителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующихтенденций может вызвать необратимые последствия.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.

И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

хсоздание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

• Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:

• Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.

• Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.

• Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.

• Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.

Основные компоненты работы:

• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей егшо полноте.

• Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки»

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:

Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности

Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения

Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного

обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.

Планов уроков в «Полезных привычках» — 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков,

разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.

3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»

В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно поо мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.

Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.

Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.

Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.

Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:

• Полученные знания позволяют детям, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать

• правила здорового образа жизни.

• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и

• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к

• одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.

Квалификационная характеристика воспитанника

о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ

о факторах, влияющих на здоровье человека

признаки здорового человека

источники влияния и давления

безопасные интересные способы проведения времени

Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними

Принимать рациональные решения

Анализировать собственные качества

Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.

Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления

Преодоления стресса, тревоги

Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ

Преодоления жизненных трудностей в целом

Самовыражения через увлечения, развивающие личность

источник

Источники:
  • http://docplayer.ru/46678438-Preventivnaya-programma-poleznye-privychki.html
  • http://infourok.ru/programma-poleznie-privichki-klass-824032.html
  • http://www.metod-kopilka.ru/rabochaya_programma_kursa_poleznye_privychki-20495.htm
  • http://gigabaza.ru/doc/73802.html