Меню Рубрики

Ук рф незаконная добыча полезных ископаемых

Новая редакция Ст. 255 УК РФ

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

1. Общественная опасность нарушения правил охраны и использования недр заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении нарушением указанных правил значительного ущерба.

Диспозиция статьи описывает общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая рациональным использованием и охраной недр.

3. Предметом посягательства следует считать недра как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (см. преамбулу Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» ).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

4. Объективная сторона состава преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при: а) проектировании; б) размещении; в) строительстве; г) вводе в эксплуатацию; д) эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; е) при самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых. Соответствующее нарушение правил может явиться результатом как действия, так и бездействия виновного лица. Активное преступное поведение может быть выражено в самовольной добыче полезных ископаемых, запредельной разработке недр, самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых, разработке недр после истечения срока пользования ими и т.д. Пассивное преступное поведение может быть выражено в несоблюдении условий, указанных в лицензии на добычу полезных ископаемых.

4.1. О проектировании см. в п. 8.1 коммент. к ст. 246.

4.2. О размещении см. в п. 8.5 коммент. к ст. 246.

4.3. О строительстве см. в п. 8.6 коммент. к ст. 246.

4.4. О вводе в эксплуатацию см. в п. 8.7 коммент. к ст. 246.

4.5. Эксплуатация — фактическое использование горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, с целью извлечения выгоды.

4.6. Самовольная застройка — возведение без надлежащего на то разрешения постоянных или временных строений на площадях залегания полезных ископаемых.

4.7. Проектирование и строительство населенных пунктов и хозяйственных объектов возможны только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки (Закон РФ «О недрах»).

5. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наличие средств совершения преступления. Таковыми являются: а) горнодобывающие предприятия; б) подземные сооружения; в) самострой.

5.1. Горнодобывающее предприятие — это инженерное сооружение (установка, комплекс), осуществляющее производственную деятельность в сфере добычи полезных ископаемых.

5.2. К подземным сооружениям относятся колодцы, шахты, хранилища, канализационные и прочие коммуникации, не связанные с добычей полезных ископаемых.

5.3. Самострой означает самовольное, без надлежащего на то разрешения возведение сооружения на территории залегания полезных ископаемых.

6. Недра в соответствии с Законом РФ «О недрах» (см. ст. 11) предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками.

7. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам. Из числа таковых можно выделить: Закон РФ «О недрах»; Правила охраны недр, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71 ; Правила охраны недр при переработке минерального сырья, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 70 ; Положение о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 30.08.1999 N 64 ; Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1 ; Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, утв. Приказом МПР России от 19.11.2003 N 1026 (в ред. от 19.10.2004) , и т.д.
———————————
РГ. N 118. 2003.

Ведомости РФ. 1992. N 33. Ст. 1917.

8. По законодательной конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено (составом) в момент причинения в результате нарушения правил охраны и использования недр значительного ущерба.

8.1. Значительность ущерба определяется экспертным путем исходя из количества добытого материала, времени пользования недрами, площади места совершения преступления, реального вреда, нанесенного окружающей среде, и т.д.

9. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Например, если виновное лицо осознавало незаконность самовольной застройки площади залегания полезных ископаемых, предвидело возможность причинения этим значительного ущерба и хотя не желало, но сознательно допускало наступление указанного вреда либо относилось к его наступлению безразлично, то следует вести речь о косвенном умысле. При неосторожном нарушении правил охраны и использования недр последствия нарушения также будут считаться наступившими по неосторожности, например, если ответственное по службе лицо не выполняет возложенных на него служебных обязанностей, в силу того что не находит времени для ознакомления с соответствующими правилами.

10. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. Таковым может быть как официальный пользователь недр, так и лицо, осуществляющее использование недр самовольно.

1. Предметом преступления являются недра — часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых.

3. Обязательным признаком является последствие в виде причинения значительного ущерба.

Значительный ущерб — понятие оценочное, определяется в каждом конкретном случае с учетом степени порчи участка недр, их экологической и экономической значимости, возможности дальнейшего использования недр и т.д.

4. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны и использования недр.

источник

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

1. Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию недр.

Законодательство РФ о недрах состоит из Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 30.12.2012) ; Закона о континентальном шельфе, Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. от 21.11.2011) , Закона об охране окружающей среды и иных нормативных правовых актов. Положения общего характера по охране или застройке территорий закреплены в ГрК.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 21. Ст. 2061; N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; N 44. Ст. 4538; 2007. N 27. Ст. 3213; N 49. Ст. 6056; 2008. N 18. Ст. 1941; N 29 (ч. 1). Ст. 3418, 3420; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17. N 29. Ст. 3601; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2527; N 31. Ст. 4155; 2011. N 15. Ст. 2018, 2025; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7042; N 50. Ст. 7343, 7359; 2012. N 25. Ст. 3264; N 31. Ст. 4322.

СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463; 1999. N 14. Ст. 1664; 2002. N 2. Ст. 131; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 45. Ст. 4177; 2005. N 19. Ст. 1752; N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2007. N 31. Ст. 4011; N 50. Ст. 6594; РГ. 2011. N 159.

2. Предмет преступления — содержимое недр (полезные ископаемые, в том числе уголь, нефть, газы, руды, нерудные полезные ископаемые, воды, драгоценные металлы и драгоценные камни), добыча и использование которых природопользователями требуют специального разрешения (см. коммент. к ст. ст. 191, 192).

Полезные ископаемые классифицируются на твердые (угли, руды и др.), жидкие (нефть, воды, в том числе минеральные), газообразные (природные горючие и инертные газы).

Предметом рассматриваемого преступления могут быть любые природные минералы: драгоценные и полудрагоценные камни, поделочные цветные камни. Жемчуг как продукт органического происхождения не подпадает под понятие «полезные ископаемые недр земли» и не может быть предметом рассматриваемого преступления. Незаконная добыча ракушек-жемчужниц (как морских, так и речных) при наличии необходимых признаков состава преступления квалифицируется по ст. 256 УК.

3. Объективная сторона преступления выражается альтернативно в нарушении правил охраны и использования недр при совершении хотя бы одного из нижеперечисленных действий (бездействия): проектировании; размещении; строительстве; вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых.

Понятие «охрана недр» как составная часть понятия «охрана окружающей среды» (ст. 1 Закона об охране окружающей среды) предполагает их сохранение, рациональное использование, предотвращение экологически вредного воздействия на недра в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности пользователя.

Недра предоставляются гражданам и юридическим лицам, включая иностранных, в пользование для осуществления видов деятельности, указанных в ст. 6 Закона РФ «О недрах».

Права и обязанности пользователя, основания возникновения права недропользования, сроки, виды работ, места пользования, виды полезных ископаемых, которые разрешены к пользованию, и прочие условия оформляются специальным государственным разрешением в виде лицензии, выдаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом (ст. 16 указанного Закона).

Порядок оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песка, глины, торфа и др.), или участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения недр, добычи подземных вод, образования особо охраняемых геологических объектов и других целей, указанных в ст. 16 названного Закона, устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.

Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливает законодательство РФ.

Наиболее характерными нарушениями правил охраны недр, влекущими уголовную ответственность, следует считать: самовольное без разрешения строительство, размещение горнодобывающих предприятий или сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; нарушения, приводящие к порче месторождений; неприведение участков земли и других природных объектов, испорченных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; затопление, загрязнение недр, в частности при хранении нефти, газа; размещение отходов производства без разрешения либо в ненадлежащем месте или с превышением объемов захоронения, несоблюдением их химического состава, указанного в разрешении.

К нарушениям правил использования недр относятся: их использование при строительстве либо в процессе эксплуатации горнодобывающих предприятий или сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разработка недр за пределами горного отвода; добыча полезных ископаемых сверх установленного объема; осуществление таких видов пользования недрами, которые не указаны в лицензии; выборочная отработка месторождений, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых.

Горнодобывающее предприятие — это предприятие по добыче и обогащению полезных ископаемых открытым способом (карьерный) или из-под земли (шахтный). Подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, включают сооружения (тоннели, шахты, колодцы, штреки, скважины и т.п.), не предназначенные для добычи полезных ископаемых, а необходимые для осуществления иной деятельности: археологических, палеонтологических работ; научно-исследовательских изысканий; прогнозирования землетрясений.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых подразумевает возведение сооружений без разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, если получение такового обязательно.

Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения указанных органов (ст. 25 Закона РФ «О недрах»).

Последствия — обязательный признак преступления — это значительный ущерб. Закон и иные нормативные правовые акты не раскрывают их содержание. Значительный ущерб определен в Постановлении Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21.

На наш взгляд, при решении этого вопроса следует принимать во внимание определение существенного вреда природной среде, данное в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 (см. коммент. к ст. ст. 246 и 247), в отношении последствий, названных в ст. ст. 246 — 250, 254 УК.

Читайте также:  Полезен ли йод для ногтей

Применительно к комментируемой статье следует учитывать ценность используемого участка земли; вид добываемого природного ресурса; количество добытого; количество уничтоженных или поврежденных ресурсов (например, земли, растительности, лесных угодий), их экологическую значимость и стоимость потерь запасов полезных ископаемых; возможность дальнейшего пользования недрами и восстановления нарушенных естественных свойств недр; расходы на восстановление прежнего состояния земли; упущенную выгоду; выведение из сельхозоборота земель; вред, причиненный животному миру, и т.п. Например, следует считать значительным ущерб, причиненный проектированием и размещением крупного гидроузла с затоплением в районе площади залегания месторождения полезных ископаемых, имеющего промышленное значение.

Между названными нарушениями соответствующих правил и причиненным значительным ущербом должна быть установлена причинная связь.

Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным, когда причинен значительный ущерб.

4. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию объекта.

Если нарушение правил охраны и эксплуатации недр допускает лицо, использующее свои служебные полномочия, то при наличии необходимых признаков содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. ст. 201 или 285 УК.

5. С субъективной стороны возможна как умышленная, так и неосторожная форма вины. Лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления значительного ущерба и желает его наступления (прямой умысел) либо сознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления значительного ущерба, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

Мотивы и цели находятся за пределами состава и для квалификации преступления значения не имеют.

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности причинения значительного ущерба, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления такого ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на его предотвращение (легкомыслие).

6. Преступное нарушение правил охраны и использования недр следует отграничивать от административно наказуемых проступков, предусмотренных ст. ст. 8.9 — 8.11 КоАП, по последствиям. В составах административных проступков они не предусмотрены.

Поскольку проведение работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11 КоАП) является самостоятельным видом недропользования и его результаты служат основанием принятия решения о размещении, проектировании, строительстве горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, о которых говорится в комментируемой статье, то нарушения правил и требований проведения этих работ могут привести к совершению преступления. Сами же по себе эти нарушения содержат только состав административно наказуемого проступка.

источник

Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых

Самовольное пользование недрами на территории Приморского края в последнее время приобрело угрожающие масштабы.

В этой связи Приморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.

Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Ситуация с самовольным пользованием участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, находится на постоянном контроле Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Так, в мае — сентябре текущего года Приморской природоохранной прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства о недропользовании, по результатам которых выявлены факты самовольной добычи общераспространенных полезных ископаемых (категории гранит, песчаник и прочий камень для памятников и строительства). Указанные факты зафиксированы на карьерах, расположенных в районе пос. Филино Дальнереченского муниципального района с объемом выработки около 42 700 куб. м, а также на территории Арсеньевского городского округа с объемом выработки около 17 500 куб. м.

По результатам произведенных совместно с сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края осмотров незаконных карьеров подсчитан размер причиненного Российской Федерации ущерба в результате производства добычных работ, который в общей сложности составил порядка 63 млн. рублей.

Материалы проверки направлены природоохранным прокурором в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

По итогам их рассмотрения по факту незаконного изъятия и обращения в чужую собственность полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере), а также ч. 2 ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода в особо крупном размере).

В настоящее время по уголовным делам производится предварительное расследование.

Приморская межрайонная природоохранная прокуратура

источник

Все недра в нашей стране принадлежат государству.

Использование тех или иных недр на принадлежащих государству территориях возможно на законных основаниях только при оформлении соответствующей лицензии. Самовольные безлицензионные попытки добычи сырья чреваты уголовной ответственностью. К наиболее востребованным видам сырья относится песок.

Песок – незаменимый материал в строительстве и других сферах жизни. В отношении него также действуют особые правила получения разрешений на добычу.

Незаконная добыча песка – это, безусловно, хороший бизнес, но, прежде всего, уголовно наказуемое деяние, за которое можно даже получить реальный срок лишения свободы.

Итак, главный вопрос в данной ситуации – это нужна ли лицензия на добычу песка? Песок причислен к категории полезных ископаемых, что свидетельствует о том, что его добыча должна быть строго лицензирована.

Природоохранная прокуратура страны контролирует законность использования всех недр, в том числе и песка.

В соответствующих нормативно-правовых актах отражены категории тех субъектов, которые имеют право беспрепятственного осуществлять добычу песка без получения лицензии на этот вид деятельности.

К ним относятся:

  • Компании, добывающие песок в границах горного отведения или геологического отвода земель. Для них главным требованием лишь является наличие записи в ОКВЭД о ведении такой деятельности.
  • Владельцы садовых, огородных и приусадебных участках. Их деятельность будет считаться законной до тех пор, пока они при добыче песка не покинут границы своего участка, пытаясь похитить песок у соседа.

Добыча песка – это привлекательный вид бизнеса. Именно поэтому коммерческая деятельность по добыче и реализации песка строго лицензируется.

Для того, чтобы начать добычу песка, требуется:

  • Получить лицензию на осуществление данного вида деятельности;
  • Открыть ИП или юридическое лицо;
  • Иметь право собственность на обрабатываемый участок или разрешение на его использование от владельца данной территории.

Чтобы заниматься добычей песка, необходимо иметь в пользовании специальную технику, специалистов по разработке песчаного карьера и маркшейдеров. Без всего этого осуществлять добычу песка будет просто невозможно.

Но все же самое главное – это права. Нелегальная добыча песка является основанием для привлечения к административной и уголовной ответственности.

Добыча песка на землях сельскохозяйственного назначения строго запрещена. Эти земли имеют совсем другое назначение и не должны эксплуатироваться для обеспечения коммерческой добычи песка.

Ответственность за данное злодеяние назначается на основании характера нарушения законодательства, причиненного ущерба.

Когда добыча песка осуществляется на запрещенной для этого территории, то объектом содеянного выступает безопасность природоохранной территории.

Когда же добыча песка происходит без необходимой для этого документации, то это преступление квалифицируется как незаконная предпринимательская деятельность.

Объектом в этом случае выступают недра, которые потерпели определенный ущерб, необходимый к возмещению в пользу государства.

В зависимости от объемов добытого незаконным путем песка может быть назначена административная ответственность по ст. 8.13 КоАП РФ или уголовная (255 статья УК РФ).

При назначении наказания и квалификации преступления не учитываются мотивы содеянного. Имеет значение лишь прямой или косвенный умысел лица, достигшего возраста 16 лет.

В ст. 8.13 КоАП РФ в части 3 указана ответственность за незаконную добычу песка вблизи водных массивов.

Согласно данной норме, нарушителю может грозить:

  • Для физического лица установлен штраф в 1500 рублей;
  • Для руководителя организации штраф в 3000 рублей;
  • Для юридического лица штраф в 30000 рублей.

Кроме того, в КоАП РФ присутствует еще одна статья, по которой может быть привлечен к ответственности субъект, осуществляющий добычу песка без соответствующего на то разрешения.

Это ч. 1 ст. 7.3, согласно которой, злоумышленнику грозит:

  • Для физического лица штраф в 5000 рублей;
  • Для руководителя организации штраф в 50000 рублей;
  • Юридическое лицо штраф от 800000 рублей до 1 миллиона рублей.

Также, если от незаконной добычи песка пострадали интересы отдельных граждан или их имущество, они могут подавать иски о возмещении причиненного вреда в гражданском порядке.

Добыча песка незаконным способ без действующей лицензии по ст. 255 УК РФ наказывается:

  • Штрафом до 200 тысяч рублей;
  • Штрафом в размере дохода осужденного до 18 месяцев;
  • Лишением права занимать определенные должности или вести определенную деятельность сроком до 3 лет;
  • Обязательными работами до 480 часов;
  • Исправительными работами до 2 лет.

По ст. 171 УК РФ о незаконной предпринимательской деятельности за несанкционированную добычу песка предусмотрена ответственность:

  • Штраф до 300 тысяч рублей;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Арест до 6 месяцев.

Если имеют место быть квалифицирующий состав преступления в виде получения особо крупной прибыли, к сроку лишения свободы в 5 лет также добавляется штрафная санкция в 80 тысяч рублей.

Кроме дохода в особо крупном размере в качестве отягчающих обстоятельств в статье указано участие в совершении преступления организованной группы.

Недра – достояние государства. Если в отношении виновного лица есть даже административный материал, его вина в содеянном по умолчанию презюмируется. На этом основании он обязан возместить в бюджет сумму ущерба, которую он причинил государству своими действиями.

В эту сумму включаются:

  • Стоимость самовольно добытых запасов песка;
  • Расходы на восстановление последствий незаконной добычи.

Дело в том, что те лица, которые производят добычу песка на законных основаниях, платят в бюджет соответствующий налог. Недополучая налоги от незаконных добытчиков, государство возмещает причиненный вред.

Получение разрешения на добычу песка – долгий и сложный процесс. Перед тем, как получать саму лицензию, необходимо одобрение от местного органа власти, разрешающего проведение работ на конкретной территории.

Если участок земли находится в частной собственного, то его отчуждение возможно только по согласию на отвод земли под недропользование.

Необходимые документы для добычи песка представляют собой тот самый перечень, который необходим для получения лицензии. К ним относятся:

  • Заявление о получении лицензии с указанием реквизитов юридического лица, данных участка, целей добычи песка с отсылкой к проекту работ.
  • Копии свидетельств о праве собственности на технику, которая будет осуществлять добычу.
  • Данные бухгалтерской отчетности юридического лица.
  • Документы, подтверждающие квалификацию персонала, который будет непосредственно добывать песок.
  • Выписка из ЕГРП о собственности или долгосрочной аренде на данный участок.
  • Копия квитанции об уплате государственной пошлины.
  • Копии уставной документации.
  • Справка из налоговой об отсутствии задолженностей.
  • Подтверждение наличия на предприятии маркшейдера или договор с маркшейдером, работающим на аутсорсинге.

Лицензия не может быть передана третьему лицу.

Важно отразить структуру финансирования проекта. У комиссии не должно возникнуть вопросов относительно того, сколько у Вас имеется для этого денежных средств.

Если Вами будут получены кредитные средства на добычу песка, предъявите всю кредитную документацию.

Сколько стоит лицензия на добычу песка из карьера? Цена лицензии, если Вы будете подавать документы самостоятельно, будет ограничена только государственной пошлиной в размере 7500 рублей.

Если же Вы решите прибегнуть к помощи специалистов, которые самостоятельно без Вашего участия будут заниматься сбором и подачей документации на лицензию, Вам придется заплатить намного большое – более 100 тысяч рублей.

Лицензия выдается достаточно быстро при условии, что в поданной документации все сведения достоверные и исчерпывающие. Если в них есть недочеты, Вам вернут документы, и придется все переделывать.

В 2019 году лицензирующий орган обязан выдать лицензию в течение 45 дней после поступления заявления.

Вообще лицензия на добычу песка действует на 5 лет. Но в связи с тем, что на старте сложно определить количество необходимого времени на разработку данного месторождения, лицензия может впоследствии продлеваться.

Но это допускается только при отсутствии нарушений в работе компании, добывающей песок.

Читайте также:  Чем полезно семена льна

Лишить компанию лицензии можно при условии нарушений порядка добычи песка или на основании решения суда об аннулировании лицензии.

Если компания прекратила свою деятельность, лицензия будет автоматически аннулирована. Если же предприятие не может выполнить условия разработки месторождения, оно само может выступить инициатором прекращения лицензии на добычу песка.

Всеми недрами в стране владеет государство. Это достояние страны, которая строго контролирует их использование другими участниками. Песок также причислен к категории недр, которые могут добываться только на основании специальной лицензии.

Незаконная добыча песка является преступлением, за которое может грозить уголовная ответственность и огромные штрафы в пользу государства в виде возмещения причиненного стране вреда.

источник

Песок являет собой одно из полезных ископаемых, которые массово используют не только в строительстве, но и во множестве других сфер деятельности. В РФ существуют определенные требования к добыче песка. Законодатель определяет ряд субъектов, которые могут беспрепятственно использовать полезное ископаемое в своих целях. При этом выделяются и субъекты, которые за те же действия будут привлечены к ответственности и понесут наказание. Незаконная добыча песка не регулируется какой-то одной статьей, наказание виновный может понести как по Уголовному кодексу, так и по Административному.

Для того чтобы избежать ответственности за незаконную добычу и использование полезных ископаемых, необходимо знать утвержденные нормы и правила. Законодатель не запрещает использовать песок владельцам земельных участков, которые относят в категорию приусадебных, садовых или огородно-садоводческих территорий. Земли в границах частной собственности владелец может обрабатывать на свое усмотрение, он может даже самовольно добывать полезные ископаемые.

Не запрещает законодатель добывать песок на территориях геологического отвода земель, юридическим лицам. Важно только, чтобы деятельность юридического лица была занесена в ОКВЭД предприятия.

Если добыча песка приобретает коммерческие масштабы, то обязательно должны быть в штате специалисты по разработке песчаного карьера, соответствующая техника, которая предназначена именно для работы в карьере, а также квалифицированные работники в области проведения измерений на местности. Таких людей еще называют маркшейдерами.

Обязательным моментом является наличие права собственности на обрабатываемый участок или договор права использования его в коммерческих целях от владельца. Необходима лицензия на произведение подобных работ, а также наличие статуса ИП или юридического лица. Если садовник на своем участке начнет добывать песок и продавать, его действия будут расцениваться, как незаконная предпринимательская деятельность, хоть он и использует естественные ресурсы на своей территории.

В большинстве случаев к ответственности нарушителей правил добычи песка будут привлекать по Административному кодексу, а непосредственно по 3 части статьи 8.13 КоАП РФ. Эта законодательная норма содержит 8 диспозиций, в том числе и добычу песка.

Если вы желаете на законных основаниях производить добычу полезного ископаемого, в первую очередь следует получить согласие местного органа управления земельными ресурсами на осуществление данного деяния. Если участок, где вы планируете добывать песок, находится в частной собственности, необходимо: или составить договор с владельцем на использование его земель, или же провести отчуждение земель из частной собственности под недропользование.

Далее требуется составить проект работ по недропользованию. Здесь не обойтись без помощи квалифицированных инженеров и технологов. Лицензию на добычу выдают по отдельности на каждое ископаемое, поэтому вам лучше составить проект исключительно на добычу песка.

Вместе с проектом, лицо желающие производить добычу ископаемого, должно предоставить перечень таких документов:

  • Заявку на получение лицензии. В ней обязательно указать статус ИП или юридического лица, цель производства, местоположение участка, а также предполагаемый размер добычи.
  • Должна быть копия права собственности на использование техники, необходимой для работы, а также штатное расписание работ и документы, свидетельствующие о квалификации персонала.
  • Бухгалтерский отчет и справку о финансовом состоянии.
  • Копия или оригинал свидетельства о праве собственности или возможности использовать земельный участок.

Получение лицензии на произведение подобных работ сопровождается необходимостью уплаты госпошлины, поэтому к заявлению следует приложить копию квитанции об уплате. Получение лицензии не может осуществляться третьими лицами, подрядные отношения в данной ситуации запрещаются законом.

Способ привлечения к ответственности напрямую зависит от последствий и характера нарушения закона. Если добыча песка происходила в запрещенном месте, то объектом преступления выступает отношение в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов.

В зависимости от объемов изъятого сырья ответственность за незаконную добычу песка будет назначаться по статье 8.13 Административного кодекса или по 255 ст. УК РФ.

Объективная сторона преступного действия выражается в нарушении правил охраны и использования недр. Существуют четко утвержденные права и обязанности недропользователей, сроки и виды работ, места добычи и пользования ресурсов.

Субъектом преступления может быть вменяемый 16-летний гражданин, который в ответе за организацию работ по добыче песка. Субъективная сторона − в прямом и косвенном умысле. Субъект преступления может понимать опасность своих действий и желать их наступления или же не до конца осознавать опасность добычи песка для природы и государства. Иногда субъект понимает тяжесть своих поступков и возможное наступление последствий, но относится к ним равнодушно.

При определении состава преступление не учитываются мотивы нарушения общепринятых правил, но их может принимать во внимание судья при вынесении приговора. Преступление считается оконченным в момент причинения ущерба естественной среде или государству в коммерческом плане.

Действия людей могут также квалифицироваться по статье 171 УК − незаконная предпринимательская деятельность. В данном случае, объектом нарушения выступают общественные отношения, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности. Объективная сторона характеризуется активными действиями, направленными на систематическое получение дохода.

Субъект преступления может быть специальным, то есть человек со статусом ИП, осуществляющий продажу песка незаконно, или обычным − гражданин без статуса ИП, который осуществляет коммерческую деятельность без разрешения. Субъективная сторона заключается в прямом умысле и всегда сопровождается корыстным мотивом.

Если к ответственности нарушитель привлекается за административное правонарушение, то, как правило, ему назначают штраф. Санкция будет отличаться по размеру для физических и юридических лиц:

  1. Физическое лицо, привлеченное к ответственности за незаконную добычу песка, заплатит штраф в размере 1500 рублей.
  2. Юридическое лицо вынужденно будет оплатить штраф, в размере 30 000 рублей.
  3. Если представитель какой-либо организации инициирует самовольную добычу песка, то он заплатит штраф в размере 5 тысяч рублей.

Если физическое или юридическое лицо продает песок без соответствующих лицензий и выплаты налогов, подразумевается уголовная ответственность. К уголовному наказанию будут привлечены также юридические лица, которые имеют лицензии на осуществления добычи песка, но получив большую прибыль от его реализации, не указали ее в отчетах.

Ответственность за нарушение ст. 171 УК РФ подразумевается в виде штрафа размером от 500 тыс. до 1 млн. рублей, принудительных работ до 3 лет, а также лишения свободы до 5 лет. Если имеет место квалифицирующий состав, то есть получение незаконной прибыли в крупном размере, то к лишению свободы в размере 5 лет добавляют еще и штраф 80 тыс. рублей.

Очень часто в процессе незаконной добычи песка юридические лица занимаются еще и подделкой документов, неоплатой налогов и финансовыми махинациями. В данном случае они будут привлечены к ответственности по совокупности нарушений. Наказание судья будет выбирать исходя из тяжести последствий и обстоятельств совершения злодеяния.

Если от несанкционированной деятельности карьера пострадали интересы простых граждан, то они имеют право подавать гражданский иск на возмещение ущерба. Размер компенсации будет зависеть от последствий проведения незаконной добычи песка, а также от обстоятельств совершения преступления и статуса виновного (юридическое или физическое лицо).

источник

Безлицензионная (самовольная) добыча полезных ископаемых как нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК)

Игорь Попов, доцент Омского юридического института, кандидат юридических наук.

В судебной и следственной практике по-разному решается вопрос о возможности квалификации безлицензионной (самовольной) добычи полезных ископаемых по ст. 255 УК РФ.

Так, Красноармейский районный суд Краснодарского края признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 171 и 255 УК РФ, М.М. Асряна, который, осознавая нарушение правил охраны и использования недр, без получения соответствующей лицензии на недропользование, без составления и утверждения планов работ по использованию недр, повредив верхний слой почвы, добыл в общей сложности 5890 куб. м песка и реализовал его. Исходя из среднерыночной цены песка за 1 куб. м 300 руб. ущерб составил 1767000 руб. .

См.: Приговор Красноармейского районного суда Краснодарского края от 17 мая 2007 г. // Архив прокуратуры Красноармейского района Краснодарского края за 2007 г.

В Кемеровской области сформировался иной подход: добыча полезных ископаемых без соответствующего разрешения и без установления горного отвода по ст. 255 УК РФ не квалифицируется. Например, правоохранительными органами установлено, что работниками ООО «Разрез Апанасовский» производятся горные работы по добыче полезных ископаемых (угля) без получения горного отвода для этих целей. Однако в возбуждении уголовного дела по ст. 255 УК РФ отказано, поскольку следователь усмотрел в таких действиях признаки состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Материалы проверки направлены в органы внутренних дел по подследственности для принятия соответствующего процессуального решения .

См.: Постановление от 12 мая 2011 г. об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче по подследственности // Архив управления Следственного комитета по Кемеровской области за 2011 г.

Более того, по мнению судебных органов Кемеровской области ст. 255 УК РФ может применяться, только когда нарушение правил охраны и использования недр не связано с добычей полезных ископаемых. Так, в период с января 2006 г. по март 2008 г. работники ОАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» незаконно в отсутствие лицензии на право пользования недрами осуществили за пределами границ горного отвода добычу каменного угля открытым способом в объеме 784,9 тыс. тонн. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 255 УК РФ. Однако постановлением Федерального суда Заводского района г. Кемерово от 15 сентября 2008 г., оставленным определением судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 18 ноября 2008 г. без изменения, постановление о возбуждении уголовного дела признано незаконным. В обоснование такого решения суд указал, что действия по добыче полезных ископаемых не относятся к объективной стороне состава преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, так как нарушения правил охраны и использования недр при эксплуатации горнодобывающих предприятий, указанные в диспозиции ст. 255 УК РФ, не связаны с добычей полезных ископаемых . Ввиду такой позиции суда при установлении факта незаконной добычи полезных ископаемых с нарушением правил охраны и использования недр в возбуждении уголовного дела отказывают .

См.: Постановление от 10 февраля 2009 г. об отказе в возбуждении уголовного дела // Архив управления Следственного комитета по Кемеровской области за 2009 г.
См., например: Постановление от 29 октября 2009 г. об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное Следственным комитетом по Кемеровской области по факту вскрышных работ, проводимых ООО «Шахтоуправление «Бунгурское», с попутной добычей угля открытым способом с нарушением правил охраны и использования недр.

Представляется, однако, что незаконная (самовольная), т.е. без получения лицензии и оформления в требуемых случаях горного отвода, добыча полезных ископаемых должна квалифицироваться по ст. 255 УК РФ (при наличии значительного ущерба). Обоснуем это утверждение следующим.

  1. Статья 255 УК РФ устанавливает уголовную ответственность не только за нарушение правил охраны недр, но и за нарушение порядка их использования. Под нарушением правил использования недр следует понимать несоблюдение правил добычи полезных ископаемых. Слово «использовать» означает пользоваться чем-нибудь, употреблять с пользой , т.е. извлекать пользу из предмета использования. Главная цель использования недр — извлечение полезных ископаемых.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. С. 254.

Правила использования недр регламентируются нормами Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах). Так, согласно ст. 7 Закона участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр. Статья 11 Закона устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Таким образом, добыча полезных ископаемых без получения соответствующей лицензии, а также за пределами горного отвода должна рассматриваться как нарушение правил использования недр, что при наступлении значительного ущерба влечет ответственность по ст. 255 УК РФ.

Этот вывод касается и добычи общераспространенных полезных ископаемых, таких как песок. В ст. ст. 18, 19 Закона о недрах установлено, что порядок предоставления участков недр местного значения регулируется законами субъектов Российской Федерации. Так, по смыслу Закона Омской области от 29 декабря 2001 г. N 334-ОЗ «О государственном регулировании пользования недрами на территории Омской области» добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии. Исключение существует лишь для правообладателей земельных участков, которые имеют право по своему усмотрению осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. То есть добыча общераспространенных полезных ископаемых без получения лицензии либо без получения прав на земельный участок, в пределах которого осуществляется эта деятельность, является нарушением правил использования недр и нарушает уголовно наказуемый запрет, содержащийся в ст. 255 УК РФ.

И в научной литературе преобладает мнение о том, что самовольная добыча полезных ископаемых охватывается ст. 255 УК РФ. Так, Э.Н. Жевлаков отмечает, что самовольная добыча полезных ископаемых входит в объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ . В одной из своих работ Н.А. Лопашенко также указывает, что к конкретным правилам, которые имеются в ст. 255 УК РФ, следует отнести требование недопущения самовольного пользования недрами . Ту же позицию можно найти и у А.А. Толкаченко, который пишет, что под нарушением правил использования недр понимается нарушение установленного законодательством порядка пользования недрами, а также самовольное пользование недрами и т.д. .

Читайте также:  Чем полезен для женщин сыр тофу

Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации / Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 2002 // СПС «Гарант».
Лопашенко Н.А. Ответственность за нарушение правил охраны и использования недр // Российская юстиция. 2002. N 4. С. 51.
Толкаченко А.А. Нефтедобыча и нарушение правил использования недр // Уголовное право. 2006. N 4. С. 61.

  1. По поводу позиции Кемеровского областного суда о том, что ст. 255 УК РФ применяется, только когда значительный ущерб причинен вне связи с добычей полезных ископаемых, необходимо заметить следующее. Если придерживаться такой точки зрения, то ст. 255 УК РФ теряет смысл, поскольку сложно представить ситуацию, при которой горнодобывающее предприятие нарушит в процессе эксплуатации правила использования недр, и это будет не связанно с добычей полезных ископаемых — ведь деятельность горнодобывающего предприятия как раз и направлена на добычу полезных ископаемых.

Полагаю, причина сложившейся ситуации — в неверном истолковании судом уголовно-правовой нормы. Статья 255 УК РФ содержит перечень видов деятельности, при осуществлении которых может быть причинен значительный ущерб: проектирование; размещение; строительство; ввод в эксплуатацию; эксплуатация горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых. Содержащаяся в ст. 255 УК РФ формулировка «не связанных с добычей полезных ископаемых» относится только к подземным сооружениям. То есть значительный ущерб может быть причинен: а) при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий; а также: б) при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Этот вывод основывается на анализе норм ст. 6 Закона РФ «О недрах», которая перечисляет виды пользования недрами. Отдельным видом пользования недрами, названным в подпункте 4 указанной статьи, является строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Таким образом, из сферы действия ст. 255 УК РФ не исключаются действия по нарушению правил охраны и использования недр, допущенные при эксплуатации горнодобывающего предприятия. Такую позицию, в частности, разделяют авторы Комментария к Уголовному кодексу РФ под редакцией Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева .

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации — «Юрайт-Издат», 2007 (7-е издание, переработанное и дополненное).

См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010 // СПС «Гарант».

  1. Если безлицензионная (самовольная) добыча полезных ископаемых подпадает под действие ст. 255 УК РФ, то возникает и другой, не менее трудный вопрос: охватывается ли понятием «значительный ущерб» стоимость незаконно добытых полезных ископаемых либо такой ущерб должен иметь место в сфере экологии?

В судебно-следственной практике сложилась позиция, согласно которой отсутствие экологического вреда при незаконной добыче полезных ископаемых ведет к отказу в возбуждении уголовного дела по ст. 255 УК РФ. Так, ООО «Шахтоуправление «Бунгурское» осуществляло вскрышные работы с попутной добычей угля открытым способом с нарушением правил охраны и использования недр. В возбуждении уголовного дела отказано, поскольку ст. 255 УК РФ содержится в главе 26 УК РФ и относится к категории экологических преступлений. Поэтому последствия в виде причинения значительного ущерба как обязательного условия для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 255 УК РФ должны иметь место в сфере экологии .

См.: Постановление от 29 октября 2009 г. об отказе в возбуждении уголовного дела // Архив управления Следственного комитета РФ по Кемеровской области за 2009 г.

Довод о том, что ст. 255 УК РФ находится в главе 26 УК РФ, а значит, значительный ущерб должен иметь место в сфере экологии, логичен, но не может повлиять на квалификацию этого преступления по нормам ст. 255 УК РФ. Проблема заключается в рассогласовании между местоположением уголовной нормы в структуре Уголовного кодекса и охраняемыми ею общественными отношениями. Дело в том, что недра защищаются от их повреждения и истощения как экономическое благо, важнейший стратегический ресурс страны. Так, ст. 23 Закона о недрах называет основные требования по рациональному использованию и охране недр. Анализ этих норм показывает, что Закон предъявляет к недропользователю требования по наиболее полной разведке и извлечению полезных ископаемых, их рациональному, комплексному использованию, недопущению повреждения, снижающего качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений. Лишь в п. п. 8 и 11 названной статьи говорится о предотвращении загрязнения недр при проведении работ, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; предотвращении размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод. Однако при загрязнении недра теряют только свою экономическую ценность (нарушается качество экономического ресурса). Если взять во внимание подземные водные объекты, в том числе и источники питьевого водоснабжения, то они охраняются от загрязнения ст. 250 УК РФ.

Ответственность за нарушение запрета, установленного в ст. 255 УК РФ, не связывается с причинением вреда исключительно окружающей среде или здоровью человека, поскольку Уголовный кодекс предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования недр в случае причинения значительного ущерба. А значительный ущерб как признак основного состава преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, означает уменьшение в результате действий виновного экономического блага, повреждение или уничтожение чего-либо. Такой вывод основан на следующих рассуждениях.

Уголовный кодекс не раскрывает понятие «значительный ущерб». Поэтому при его толковании следует использовать институты других отраслей права. Так, в Гражданском кодексе РФ в ст. 15 дается понятие ущерба, под которым понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Именно в таком контексте УК РФ использует этот термин. Для примера следует привести ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждения имущества», где наказание наступает за причинение значительного ущерба. Аналогичный подход мы видим и в конструкциях других норм, в частности в примечании 2 к ст. 158 УК РФ.

С учетом этого под значительным ущербом как признаком преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, должна пониматься стоимость незаконно добытого природного ресурса, поскольку на эту сумму уменьшается совокупное экономическое благо правообладателя недр — недропользователя (если они предоставлены) либо государства (если недра не предоставлены) как собственника недр в пределах государственной границы государства и его континентального шельфа.

  1. Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации / Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 2002 // СПС «Гарант».

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации — «Юрайт-Издат», 2007 (7-е издание, переработанное и дополненное).

  1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010 // СПС «Гарант».
  2. Лопашенко Н.А. Ответственность за нарушение правил охраны и использования недр // Российская юстиция. 2002. N 4.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.
  4. Толкаченко А.А. Нефтедобыча и нарушение правил использования недр // Уголовное право. 2006. N 4.

источник

Ст. 255 УК РФ размещена в девятой главе кодекса. Согласно статье нарушение закреплённых правил защиты и использования недр во время строительства, создания проекта расположения и применение горнодобывающей техники, изменение и разрушение мест залежей карается по закону. Запрещено самовольно строить на территории, где расположены залежи полезных ископаемых. Эта статья регулирует правоотношения в сфере охраны полезных ископаемых.

За пренебрежение данной статьёй законодатель предусмотрел наказание в виде:

  1. Штрафа в объёме до 200 000 рублей или в объёме заработной платы или другого дохода лица, нарушившего закон, в течение полутора лет.
  2. Лишения права занимать конкретные должности и осуществлять отдельные виды деятельности. Список должностей и видов деятельности определяет суд. Срок этого наказания не превышает трёх лет.
  3. Работ обязательного характера. Максимальное количество часов, предусмотренное законодателем за пренебрежение указанной нормой, равно 480 часам.
  4. Работ исправительного характера. Максимальный срок работ – два года.

Каждая из перечисленных санкций применяется как самостоятельное наказание, совмещать санкции законодательно недопустимо. Тип карательных мероприятий зависит от степени тяжести нанесённого ущерба природным ресурсам и месту их расположения.

Чаще всего эта статья относится к предпринимателям и строительным компаниям. Привлечь к ответственности можно только физическое лицо, если по вине организации произошла самовольная застройка мест залежей полезных ископаемых, то отвечает перед судом директор организации или ответственное за застройку лицо.

Чтобы понимать, какие действия запрещены относительно мест нахождения сланцевых пород, нужно разобраться, что к ним относится, и слой почвы, задействованный при исследовании.

Природные ископаемые – это минералы, газы, руда и другие элементы, в том числе водные источники, извлекаемые из земных глубин. Каждому виду присущ свой слой земной коры. Поэтому перед строительством нужно изучить местность и выяснить у геологов, нет ли здесь залежей какого-либо вида ископаемых.

Все полезные ископаемые и территория, на которой они находятся, являются предметами преступления. Но Уголовный кодекс не относит к этой категории жемчуг. Как биологический вид, жемчуг относится к тому виду ресурсов, действия относительно которого регулируются другой нормой УК РФ.

Объект правонарушения – отношения в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов. Согласно нормативному акту, объективная сторона преступления – это пренебрежение установленными нормами и правилами в области защиты земных глубин. К другим нарушениям относятся противоправные деяния – действие или бездействие относительно природных источников. Незаконное строительство на месте залежей руды или газа считается противоправным деянием, за это предусмотрены санкции. Согласно диспозиции ст. 255 УК РФ, преступление квалифицируется как противоправное деяние небольшой тяжести.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» говорит, что защита мест залежей природных ресурсов является частью определения «охрана окружающей среды». Недрами вправе пользоваться граждане, организации, в том числе и иностранные компании, занимающиеся строительством на территории страны. Если иностранная компания нарушит закон на территории России, то и отвечать она будет по Российскому законодательству.

Чтобы осуществлять деятельность по разработке недр, гражданам и организациям выдаётся лицензия. Она действует как разрешение на осуществление определённой деятельности относительно исследования и проведения действий на территории месторасположений. Согласно установленным нормам, добывать биоресурсы без специальной лицензии запрещается. Порядок выдачи лицензий устанавливает государство.

Распространёнными нарушениями в сфере природопользования законодатель определяет:

  1. Постройку сооружений без специального разрешения уполномоченных государственных органов. Составление проекта и последующее строительство зданий, мостов и/или населённых пунктов разрешено только после получения специального разрешения от федеральных органов по защите природных ресурсов.
  2. Расположение на территории месторождений природных ресурсов горнодобывающей и иной техники, не задействованной в добыче.
  3. Проведение мероприятий, последствием которых является порча месторождений.
  4. Оставление месторождения в запущенном состоянии, что в дальнейшем делает невозможным добычу. Сюда же можно отнести затопление и загрязнение мест залежей.
  5. Расположение отходов разного происхождения в месте проведения разработок. Запрещено размещать отходы ненадлежащего химического состава.
  6. Добыча ископаемых большего объёма, оговорённого ранее с федеральными органами.
  7. Разработка месторождений тех источников, которые не прописаны в полученной лицензии.

Этот перечень законодатель оставляет открытым, так как норма применима к плодородной почве и к животному миру.

Если нет признаков преступления – причинённого вреда, то преступления тоже нет. Деяние считается совершённым, когда природе нанесён значимый ущерб. Он может быть нанесён по неосторожности и по незнанию или со злым умыслом. Если пренебрежение правилами охраны было ненамеренным, то и наказание суд предъявит мягче.

Что касается субъекта преступления, то им выступает гражданин в возрасте от 16 лет, достигший полной дееспособности. Подлежит наказанию тот, кто отвечает за создание проекта, организацию стройки и введение в пользование и непосредственное использование техники.

Незаконная добыча полезных ископаемых регулируется УК РФ, а пренебрежение правилами проведения геологического изучения земных глубин – КоАП. Поэтому законодатель разграничивает нарушение принципов охраны национальных ресурсов и противоправные действия во время исследований недр.

Правоотношения в сфере охраны месторождений природных ресурсов регулируются УК РФ, законами и Постановлениями Верховного Суда РФ. Постановление Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняет, какие нарушения относятся к тяжким, средней тяжести и лёгким.

Верховный суд Республики Хакасиявынес оправдательный приговор в отношении лица, обвинённого в нарушении охраны и правил использования недр.В действиях управляющего компанией, занимающейся добычей угля, злого умысла апелляционный суд не увидел. Организация владела необходимыми документами, разрешающими добычу угля в месте расположения залежей, но разработка велась после выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы касательно проекта разработки месторождений. На этом факте основывается обвинение управляющего.

Верховным судом установлено, что разработка месторождений сланцевых пород без утверждённого государственной экспертизой проекта запрещена, несмотря на наличие лицензии, позволяющей осуществлять указанную деятельность.

Основываясь на правоустанавливающих документах, юрист:

  • рассмотрит совершённое деяние, с точки зрения закона, и выяснит, оно было совершено со злым умыслом или по неосторожности или небрежности;
  • проверит документы лица или организации, нарушивших закон.
  • отыщет сильные и слабые стороны в документах: неутверждённые проекты разработок месторождений, проекты, получившие отрицательную визу и т. д.

Описанный алгоритм позволяет углубиться в вопрос клиента и продумать тактику защиты для судебного заседания.

Юрист, разобравшись в законе о недрах, определит, какой вид деятельности нельзя осуществлять без лицензии. К этому виду относится и разработка артезианских скважин, так как вода — тоже ресурс.

Прежде чем добывать полезные ископаемые или размещать деятельность на месте их залежей, стоит обратиться к юристу и подготовить пакет документов для получения соответствующей лицензии. Это обойдётся дешевле, нежели незаконная разработка месторождений.

источник

Источники:
  • http://stykrf.ru/255
  • http://prosecutor.ru/right/2015-10-05-prirodoohrannaya.htm
  • http://ugolovnyi-expert.com/nezakonnaya-dobycha-peska/
  • http://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/nezakonnaya-dobycha-peska.html
  • http://wiselawyer.ru/poleznoe/60055-bezlicenzionnaya-samovolnaya-dobycha-poleznykh-iskopaemykh-narushenie-pravil
  • http://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/statya-255