Меню Рубрики

Условные обозначения полезных ископаемых на карте 4 класс

В недрах нашей планеты залегает огромное количество разнообразных топливных и минеральных ресурсов. Их распространение отображено на специальных географических картах. В этой статье мы познакомим вас с основными знаками и обозначениями полезных ископаемых, а также расскажем о главных минеральных богатствах России.

Под полезными ископаемыми подразумевают те природные образования в земной коре, которые используются или же могут быть использованы в материальном производстве (в качестве топлива либо сырья). Чаще всего они пребывают в твердом агрегатном состоянии. Но могут быть жидкими или газообразными (как нефть или газ, к примеру).

По своему происхождению полезные ископаемые бывают органическими или неорганическими, по условиям формирования — метаморфическими, магматическими или экзогенными. По функциональному назначению они делятся на три большие группы:

  1. Рудные (алюминий, медь, железо, золото).
  2. Нерудные (алмазы, известняк, песок, каменная соль).
  3. Топливные или горючие (нефть, природный газ, уголь, сланцы).

Иногда в отдельную группу выделяют драгоценные и полудрагоценные камни.

Полезные ископаемые залегают на различной глубине. В недрах земной коры они встречаются в виде жил, линз, пластов, россыпей и т. д. Многие из них извлекаются человеком на поверхность при помощи шахт, карьеров и скважин. Сфера экономической деятельности, которая занимается освоением и добычей полезных ископаемых, называется горным делом.

Месторождения тех или иных минеральных ресурсов отмечены на ряде карт: общегеографических, геологических, экономических и прочих. При этом используются специальные обозначения полезных ископаемых. Они относятся к разряду внемасштабных картографических знаков.

Географические обозначения полезных ископаемых, используемые в картографии, являются общепринятыми. Как они выглядят – вы можете увидеть на схеме ниже. Эти знаки изучаются в школе в рамках учебных предметов общей географии и природоведения. Их также можно встретить в школьных и тематических атласах.

Помимо этого, существует особый ГОСТ под номером 2.857-75, который был разработан рядом российских научных институтов. В этом стандарте указаны не только обозначения полезных ископаемых, но и условия их залегания. Однако эти знаки используются исключительно геологами. Так, месторождения алмазов в данном ГОСТе обозначаются красным цветом, серы – лимонным, нефти – коричневым, каменной соли – пурпурным.

Но мы все же вернемся к тем обозначениям полезных ископаемых, которые широко используются в картографии. Давайте более детально рассмотрим, как выглядят условные значки тех минеральных ресурсов, которые имеют наиболее важное промышленное значение в современном мире.

Примеры: железная и марганцевая руда, медь, никель, ртуть, олово, алюминий, золото, вольфрам.

Условные знаки рудных полезных ископаемых на картах чаще всего имеют красный цвет. Выглядят они следующим образом:

  • Железные руды – закрашенный равносторонний треугольник.
  • Титан – ромб с затушеванной левой половиной.
  • Молибден – ромб с белым квадратом внутри.
  • Медь – закрашенный удлиненный прямоугольник.
  • Вольфрам – незакрашенный квадрат.
  • Ртуть – незакрашенный круг.
  • Алюминий – равносторонний квадрат с кругом внутри.
  • Золото – круг с затушеванной левой половиной.
  • Полиметаллические руды – обозначение, напоминающее знак радиационной опасности.

Примеры: графит, известняк, песок, каолин, гранит, глина, каменная соль, фосфориты, мрамор.

Условные знаки нерудных полезных ископаемых на картах обычно имеют зеленый оттенок. Выглядят они следующим образом:

  • Асбест – знак простого греческого креста.
  • Сера самородная – равносторонний треугольник с затушеванной левой половиной.
  • Слюда – пустой квадрат, пересеченный по одной диагонали.
  • Фосфориты – закрашенный круг с вертикальной прорезью посредине.
  • Апатиты — закрашенный круг с горизонтальной прорезью посредине.
  • Алмазы – восьмиконечная звездочка.
  • Известняк – пустой квадрат, пересеченный по обеим диагоналям.
  • Каолин – квадрат, пересеченный по одной диагонали, с затушеванной правой половиной.

Примеры: нефть, природный газ, торф, каменный уголь, бурый уголь, горючие сланцы.

Условные знаки топливных полезных ископаемых на картах, как правило, имеют черный цвет. Выглядят они следующим образом:

  • Нефть – закрашенный равнобедренный треугольник.
  • Природный газ – пустой равнобедренный треугольник.
  • Каменный уголь – затушеванный равносторонний квадрат.
  • Бурый уголь – пустой квадрат с диагональной штриховкой.
  • Горючие сланцы – затушеванный параллелограмм.

Россия – крупнейшая по площади страна в мире. Поэтому неудивительно, что на ее территории сосредоточено огромное количество самых разнообразных полезных ископаемых. В недрах России выявлены, разведаны и разрабатываются месторождения нефти, газа, руд черных и цветных металлов, драгоценных камней.

Цепь Уральских гор чрезвычайно богата рудными месторождениями. Здесь залегают медные, железные, марганцевые, никелевые, хромитовые руды, а также золото и платина. Встречаются здесь и поделочные камни великолепной красоты. На Алтае сосредоточены огромные запасы полиметаллических руд и ртути. Забайкалье богато ураном и золотом.

В осадочном чехле древней Восточно-Европейской платформы сосредоточены колоссальные запасы каменного угля. В Западной Сибири расположены богатейшие месторождения нефти и газа. В предгорьях Урала и на Прикаспийской низменности добываются калийные соли – ценнейшее сырье для химической промышленности. Более подробно обозначения полезных ископаемых России показаны на следующей карте.

Согласно подсчетам геологов, страна обладает колоссальными запасами нефти (12% от общемировых запасов), природного газа (3%), железных руд (25%), никеля (33%), цинка (15%), калийной соли (31%). Однако степень их промышленного освоения остается достаточно низкой. Общие минеральные запасы России оцениваются экспертами цифрой в 28 000 миллиардов американских долларов.

источник

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

источник

спасибо
но я не знаю что значит три кирпичика белого цвета и белый куб

Три кирпича белого цвета-торф а про белый куб это Поваренная соль

Три кирпичика белого цвета это торф.

что значит закрашенный круг внутри со звездочкой?

спасибо помоли мне с домашкой:)

и мне ты преведуший из школы 856 6 а это я каракай

Этот комментарий был удален администратором блога.

хах каракай ты уже в 8 а, а я в 6 а классе )

каракай это ты это я Иван приве вииии))

кружок с точкой посередине это что?

что такое :белый квадрат в нем четыре черные точки.

спасибо большое за сведения, а то вообще жесть

скажите а как отмечать
медь,сурьма,гранит,песчаник,мрамор.

Что значит вертикальный прямоугольник?

каких размеров должен быть знак нефти

да вообще хоть на всю карту, не играет роли

Как обозначается вулканический туф?

а что значит чёрный круг и внутри белая звезда

Что означает вытянутый чёрный треугольник?

а что значит белый кружок в чёрном квадрате

А что обозначает знак:чёрный кружок,а в нём звезда?)

как изображаетсь на карте торф

три белых кирпича — два вместе, один на них лежит

Что обозначает белая звезда в чёрном кружочке? плиииз скажите

что зачет квадрат а внутри ромб

А что означает ромб заштрихованый и ромб на половину зарисованый?

Что значит черный куб а внутри кружок,

а что значит чёрный кубик а в нём кружок?

да спасибо но как обозначается уголь?

что значит чёрный квадрат с двумя белыми кружочками внутри

огромное спасибо. хоть что-то умное нашла!

а что значит перевернутый не закрашенный треугольник

и закрашенный на половину ромб

а молоточки крест накрест?

Мне помогло благодарю за помощь!

СПАСИБО ПОМОГЛО ДЛЯ 4 КЛАССА

что такое прямоугольник в ширину и чёрный?

а что значит треугольник чёрный в нём белый круг а в белом круге маленький чёрный круг

Что значит треугольник по типу кобальтовых руд,но не закрашенный ?

а как серебро обозначается?

Что значит чёрный треугольник внутри белый круг?

Что значит чёрный треугольник внутри белый круг?

А что значит круг в квадрате , с кругом внутри?
Похоже на аллюминиевы руды, но с ещё одним кругом внутри?

Что обозначаем чёрный квадрат с белым квадратиком поменьше внутри?

что означает квадрат с полосками а так спасибо

источник

Тип урока: комбинированный

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении , местах и способах добычи, описывать полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых, обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Знать важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование, об охране полезных богатств.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Применять установленные правила.

К. – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных задач

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Основные понятия и определения

полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование, об охране полезных богатств.

Подготовка к усвоению нового материала

По карте на с. 58 — 59 определи, какими условными знаками обозначают различные по­лезные ископаемые. Есть ли среди них те, ко­торые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.

Изучение нового материала

РАЗНООБРАЗИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Используйте эти тексты для получения инфор­мации о полезных ископаемых вашего края.

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверх­ности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

При переработке нефти получают жидкое топ­ливо (бензин, керосин, мазут), смазочные мас­ла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами

Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в ми­ре экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз то­варов за границу для их продажи.)

В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные под­земные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остат­ков растений и животных, которые когда-то жи­ли на планете.

Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электро­станциях, в котельных, на заводах. На предпри­ятиях химической промышленности из него полу­чают пластмассы, волокна и другую продукцию

От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в ми­ре экспортёров газа

Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добы­вая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использо­вать, как и обычный природный газ

Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездум­но. Природный газ нужно экономить и на про­изводстве, и в быту. Никогда не оставляйте га­зовую плиту гореть впустую!

Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свой­ство торфа — горючесть.

Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Зна­чит, нужно очень много лет, чтобы образова­лись залежи этого полезного ископаемого.

Торф используется как топливо в жилых до­мах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хоро­шее удобрение

Использовать торф надо экономно. Очень важ­но также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возник­нуть они могут из-за забытого костра, от неосто­рожно брошенной спички.

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько раз­новидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

Бурый уголь Каменный уголь Антрацит

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из не­го получают краски, пластмассы и другие ценные материалы

Это общее название нескольких разновиднос­тей минералов, которые служат источником же­леза. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойст­во железной руды — плавкость.

На металлургических заводах из железной ру­ды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чу­гун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не использует­ся.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изго­товление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных ку­хонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Читайте также:  Что полезно есть после тренировки

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

Железная руда На металлургическом заводе

Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использо­вать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и косми­ческих ракет.

Как вы знаете, гранит состоит из зёрен поле­вого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применя­ют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мо­щения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Гранит Гранитная набережная Невы

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гра­нита. Песок используют в строительстве, а так­же для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые ва­зы. Ведь влажная глина хорошо лепится и со­храняет форму, которую ей придают. Это свой­ство глины называют пластичностью.

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины назы­ваются керамическими или керамикой (от грече­ского слова «керамос» — глина).

Это довольно прочный камень белого или се­рого цвета. Интересно, что люди, которые до­бывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океа­ны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, осе­дали на дно. Из их скелетов, раковинок и об­разовались постепенно толщи известняка. Рас­сматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

Известняк с давних пор используют при стро­ительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей по­строены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

Известняк Кремль в городе Зарайске

Самостоятельное применение знаний

Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах

1.Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Исполь­зуйте для этого атлас-определитель.

2.Изучите свойства этого полезного ископае­мого и заполните таблицу в рабочей тетради.

3.Познакомьтесь с применением данного по­лезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

4.Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.

5.Обобщите изученное. С этой целью составь­те описание изученного полезного ископаемого по плану: 1) название; 2) условное обозначение на карте; 3) основные свойства; 4) применение; 5) места и способы добычи в нашем крае.

6.Результаты работы представьте классу. Вы­слушайте сообщения других групп. Сравните изученные полезные ископаемые по тому же плану, по которому описывали их.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не ис­чезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природ­ный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрыв­ная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

1.Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.

2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору). 3. Почему к подземных богат­ствам нужно относиться бережно?

Наша страна богата полезными ископаемыми.

Но их запасы в недрах Земли не безгранич­ны, а использованные месторождения невоз­можно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства

Задания для домашней работы

1.Подумай, использует ли твоя семья в до­машнем хозяйстве какие-нибудь полезные иско­паемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?

Полезные ископаемые: уголь, нефть, газ и торф, презентация для детей, окружающий мир.


Как добываются некоторые полезные ископаемые летом

Горючие полезные ископаемые



Наши подземные богатства презентация 4 класс

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

Хостинг презентаций окружающий мир

источник

Конспект урока окружающего мира,4 класс по теме : «Наш край», ( Ульяновская область)

Вложение Размер
Окружающий мир.Наши подземные богатства 163.5 КБ
Презентация 907 КБ
nashi_prirodnye_bogatstva.doc 317.5 КБ
marshrutnyy_list.doc 34.5 КБ
kartochka1.doc 28 КБ
tablitsa.doc 61.5 КБ

Тема: Наши подземные богатства.

образовательные : конкретизировать знания учащихся о полезных ископаемых; познакомить детей с их свойствами, применением, способами добычи, охраной подземных богатств;

развивающие : развивать речь, познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, умение мыслить логически, делать выводы.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей природы.

Оборудование: физическая карта России, физическая карта Ульяновской области; коллекции полезных ископаемых; карточка-помогайка, конверты с заданием для групповой работы, карточки с условными знаками полезных ископ-х, листы с таблицами для заполнения учащимися, компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с записью презентации по теме урока, выставка книг по данной теме, ,

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Internet Explorer.

Ребята! Сегодня чудесный день, потому что светит солнце, которое всех любит и греет.

Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро .

А теперь направьте к ней лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку .

Наша звездочка стала большой, как солнце.

Расставьте свои руки в стороны и поделитесь друг с другом теплыми чувствами, добрыми мыслями.

Дети, я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой умения слушать и слышать, думать и обобщать.

— Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

— Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». ( откройте глаза)

— Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём.

— О чем же мы будем говорить сегодня?

2.Актуализация знаний учащихся.

— Ребята, вы уже знаете, что на поверхности,

тогда , какой ещё вопрос у вас может возникнуть?

— Что находится у нее внутри? ( под землей)?

— А, что находится под землёй?

( ответ: подземные богатства)

— Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах и скажите о каких же подземных богатствах мы будем говорить сегодня конкретно на уроке?

(ответ: о полезных ископаемых)

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование , на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Правильно! (Геологи ) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

— Каким образом геологи изучают полезные ископаемые?( отправляются в экспедиции)

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами, и отправитесь в экспедицию. И так, в путь!

_ Вы разделились на три группы по результатам выполнения домашнего задания .Каждая группа – отправляется в экспедицию по своему маршруту. Руководители групп получите задания.

3.Постановка целей и задач урока.

Наши подземные богатства. ( тема урока – на доске)

По результатам работы каждой экспедиции нужно заполнить таблицу

-Какие источники информации нам могут помочь ответить на данные вопросы?

-Какую форму работы на уроке мы будем использовать?

-Давайте, вспомним правила работы в группе.

  1. Работать дружно.
  2. Уметь слушать мнение своего друга.
  3. Не выкрикивать.
  4. Работать тихо.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

— Ребята, у каждой экспедиции на столе лежит конверт с заданием.

В своей работе вы можете использовать всё, что есть у вас на столе.

( «карточку- помогайку», карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, коллекцию полезных ископаемых, физическую карту России.)

Вам нужно будет открыть конверт, прочитать задание, выполнить его и в ходе работы над заданием заполнить лист-таблицу.

1 экспедиция : Знакомится со строительными полезными ископаемыми (по учебнику )

карточка — помогай-ка, карта России, карточки с условными

2 экспедиция: Знакомится с горючими полезными ископаемыми (по учебнику )

карточка — помогай-ка, карта России , карточки с условными

3 экспедиция: Поисково-творческая работа Изучает месторождения полезных ископаемых Ульяновской области ( по интернет –источникам, энциклопедиям), дом зад.

карточка — помогай-ка, карта Ульяновской области, карточки с

Группы работают самостоятельно, обсуждают изученный материал, составляют план ответа, используя карточку-помогайку.

Карточка — помогай-ка (для каждой группы):

Далее 1 и 2 экспедиции рассказывают об изученном материале.(1 чел )

Рассказы учеников сопровождаются показом образцов природных материалов из коллекции, карточек с условным обозначением полезных ископаемых., заполнением таблицы

Учитель одновременно с рассказом показывает слайды

  • слайд с условным обозначением полезного ископаемого, о котором рассказывают группы,

минералы чёрного,бурого,желтоватого или красноватого цвета, плавкость

густая маслянистая жидкость с резким запахом.,растекается по поверхности воды плёнкой

растений, рыхлый, непрочный ,легче воды, хорошо впитывает воду,горюч, убивает болезнетворные бактерии

горная порода образовалась из остатков древних растений, чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

известково-глинистая порода серого или коричневато-серого цвета, горюч

Волга и Свияга севернее г.Ульяновска,Ундоровское,

зернистый, твёрдый и прочный.

строительство и сооружение

рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм.

стекольное производство, хрусталь,зеркала,

плотный камень белого, серого или желтоватого цвета..

очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. пластична.

очень легкая тонкозернистая осадочная горная порода из останков диатомовых водорослей

лекарства,бумага, жидкое стекло, глазурь.кирпич, теплоизоляционные

горная порода, состоящая из сцементированных кварцевых песчинок.

цвет варьируется от светло-жёлтого до тёмно-бурого, содержит включения пирита,перламутра

Поделки , сувениры, ювелирные украшения

Цвет от чёрного до серо-зелёного, твёрдость выше ,чем у симбирцита

— Ребята, как вы думаете, а в какие группы мы можем объединить полезные ископаемые по способу применения?

(ответы: в строительстве; горючее; руда)

— Ребята, а как вы думаете, есть ли полезные ископаемые в нашей Ульяновской области ? (да)

— Правильно. На территории Ульяновской области полезные ископаемые есть.

( ответы ребят 3 экспедиции)-

_Ребята нашли ещё одну группу полезных ископаемых, добываемых только в Ульяновской области.

( презентация поделочных камней: симбирцита и сенгилита)

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Вы попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

— Наш урок подходит к концу.

— На какие вопросы мы ответили на уроке?

— Какие вы для себя сделали открытия?

  • -Какие бывают полезные ископаемые?

-Какие свойства имеют полезные ископаемые?

— Условные обозначения на карте

Месторождения в Ульяновской области

— Я надеюсь, что все вы будете не только охранять бесценное богатство –

полезные ископаемые, но и любить и беречь землю, на которой мы с вами живём.

1.Запомнить условные обозначения

2. Закрепить знания о полезных ископаемых, найти интересные сведения

3. Придумать условные обозначения для поделочных камней

Вы очень хорошо потрудились. Вы все были дружелюбными, активными, проявили творчество.

«Светофорик» поможет нам оценить свою работу на уроке

Спасибо за урок , вы все молодцы!

ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ Ульяновская область ПОДГОТОВИЛИ Махмутов Ильнур, Ефремов Дмитрий МБОУ СОШ №35

Симбирцит — это уникальный древний камень, хотя название свое он получил только в 1985 году — в честь единственного в мире месторождения под Симбирском (Ульяновском). На протяжении многих миллионов лет минералы заполняли пустоты в раковинах древних огромных головоногих моллюсков-аммонитов, современников динозавров, создавая при этом неповторимые сказочные узоры и гамму цветов — от лимонно-желтого до темно-коричневого с блестящими прожилками пирита и огненно-красными вкраплениями перламутра. Симбирцит — теплый камень. Он отдает свою энергию, и когда прикасаешься к нему, кажется, берешь в руки маленькое солнышко. Изделия из симбирцита являются символами достатка, семейного благополучия и счастья, способными восстановить душевное спокойствие и равновесие. Камень привлекает своим сиянием удачу.

Симбирцит – Ульяновский самоцвет

Сенгилит (пласт) уникальная разновидность, симбирцита, который в свою очередь, является разно- видностью кальцита

источник

  • Землеведение
  • Внутреннее строение Земли
  • Геохронологическая история Земли
  • Тектонические движения
  • Теории дрейфа материков и литосферных плит
  • Формирование рельефа Земли

Чтобы научиться читать план и карту, надо понимать их легенду. В легенде дается расшифровка условных знаков, которые были использованы при составлении данного плана или карты.

Условные знаки бывают контурные, линейные и внемасштабные.

  • Контурными (площадными) знаками показаны, например, озера;
  • Линейными знаками — реки, дороги, каналы.
  • Внемасштабными знаками на планах отмечают, например, колодцы, родники, а на географических картах — населенные пункты, вулканы, водопады.

Рис. 1. Примеры внемасштабных, линейных и площадных условных знаков

Рис. Основные условные знаки

Рис. Условные знаки местности

Есть отдельная категория условных знаков — изолинии, т. е. линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями изображаемых явлений (рис.2). Линии равного атмосферного давления называются изобарами, линии равной температуры воздуха — изотермами, линии равных высот земной поверхности — изогипсами ил и горизонталями.

Для изображения географических явлений на картах применяют различные способы картографирования. Способом ареалов показывают районы распространения природных или социальных явлений, например животных, растений, некоторых полезных ископаемых. Знаки движения используют для показа морских течений, ветров, транспортных потоков. Качественным фоном показывают, например, государства на политической карте, а количественным фоном — подразделение территории по какому-либо количественному показателю (рис. 3).

Рис. 3. Картографические способы: а — способ ареалов; б — знаки движения; в — способ качественного фона; г — количественный фон — точечные знаки

Для показа средней величины явления на какой-либо территории наиболее целесообразно использовать принцип равных интервалов. Один из путей получения интервала — деление разности между самым большим и самым маленьким показателем на пять. Например, если самый большой показатель — 100, самый маленький — 25, разность между ними — 75, ее 1/5 -15, то интервалы будут: 25-40, 40-55, 55-70, 70-85 и 85-100. При показе этих интервалов на карте более светлый фон или редкая штриховка изображают меньшую интенсивность явления, более темные тона и густая штриховка — большую. Такой способ картографического изображения называется картограммой (рис. 4).

Рис. 4. Примеры картограммы и картодиаграммы

К способу картодиаграммы прибегают, чтобы показать суммарную величину явления на какой-либо территории, например производство электроэнергии, численность учащихся школ, запасы пресной воды, степень распаханности земли и т. д. Картосхемой называют упрошенную карту, не имеющую градусной сети.

На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.

Горизонтали, как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).

Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями

Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту, которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).

Рис. 6. Изображение холма на плоскости

Рис. 7. Определение относительной высоты

Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир (от фр. niveau уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.

Читайте также:  Полезная и полная длина пути

Провести нивелирование холма — это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.

Рис. 8. Невелирование холма

Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга.

Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.

Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).

Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа

Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.

Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой. В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.

На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот.

источник

06.04.2019
Открываем физику для 7 класса в режиме тестирования.

28.03.2019
Отредактировали предметы 4 класса в актуальный формат

26.03.2019
Отредактировали предметы 6 класса в актуальный формат

22.03.2019
Отредактировали предметы 11 класса в актуальный формат

17.03.2019
Открываем обществознание, английский и географию для 7 класса

08.03.2019
Открываем биологию для 7 класса.

07.03.2019
Открываем математику 7 класса.

06.03.2019
Открываем русский язык и историю для 7 класса.

07.03.2019
Обновили каталоги по русскому языку для 6 класса. Задания с деепричастиями перенесли в 7 класс.

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, обозначенной на профиле буквой В.

Железные руды Алмазы Марганцевые руды Медные руды

На уроке географии Сергей построил профиль рельефа Южной Америки, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию.

Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, обозначенной на профиле буквами А и Б.

Золото Нефть Природный газ Алюминиевые руды

На уроке географии Сергей построил профиль рельефа Южной Америки, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию.

Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, обозначенной на профиле буквами А и Б.

Золото Нефть Природный газ Алюминиевые руды

На уроке географии Сергей построил профиль рельефа Южной Америки, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию.

Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, обозначенной на профиле буквами А и В.

Железная руда Золото Полиметаллическая руда Урановая руда

На уроке географии Андрей построил профиль рельефа Австралии, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию.

Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, через которую построен профиль..

Нефть Урановые руды Марганцевые руды Золото

На уроке географии Даниил построил профиль рельефа Африки, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию.

Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, через которую построен профиль.

Каменный уголь Нефть Природный газ Золото

На уроке географии Сергей построил профиль рельефа Австралии, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию. Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

источник

1. Используя карту учебника (с. 58—59), подпиши эти знаки.

Обведи в кружок обозначения тех полезных ископае­мых, которые добывают в вашем крае.

2. Надя и Серёжа придумали задание. Научись пра­вильно рисовать условные знаки полезных ископае­мых. Используй для образца рисунки из задания № 1. Один из вариантов выполни в классе, а другой — дома.

3. Практическая работа «Изучаем полезные ископае­мые своего края».

Цель работы: составить описания полезных ископаемых своего края.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, лупа, атлас-определитель.

Ход работы: по заданиям учебника.

Рассмотрите образец полезного ископаемого невоору­жённым глазом и с помощью лупы. Установите свойства полезного ископаемого и заполните таблицу 1.

Состояние (твёрдое, жидкое) жидкая
Плотное, рыхлое или сыпучее плотная
Цвет различный, чаще черный
Прозрачность различная
Блеск нет
Горючесть (узнать у учителя) да
Другие свойства

Обобщите собранную информацию и заполните таб­лицу 2.

Таблица 2. Описание полезного ископаемого

План описания Основные сведения
1. Название природный газ
2. Условное обозначение на карте
3. Основные свойства бесцветный, легкий, горит голубым пламенем
4. Применение из него получают топливо, пластмасс, волокна
5. Места и способы до­бычи в нашем крае Оренбургское газоконденстатное месторождение

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да .

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно сравните изученные полезные ископаемые.

4. По заданию учебника (с. 159) побывайте в краевед­ческом музее и познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых. Здесь ты можешь записать, что нового вам удалось узнать в музее о полезных ископаемых.

Золото — это красивый, и достаточно загадочный металл благородного желтого цвета. Он имеет как материальную, так и историческую ценность.

Люди раньше превозносили его за необычный «солнечный» цвет. Считалось, что обладать этим металлом могут только благородных кровей люди. Его можно было обменять на что угодно. Помимо плюсов были и минусы. Золото — это богатство, а богатство часто приводило к волнениям и войнам, гибли люди.
Золото, несмотря на свою красоту, очень тяжелый металл. Он не подвергается практически никаким химическим воздействиям, чем и заслужил звание «благородный металл». Он очень мягкий и пластичный. В земле кусочки золота кристаллообразные, а те, что ближе к воде — округлые.

Люди научились делать из золота украшения.
Россия занимает четвертое место среди всех стран мира по запасам желтого драгоценного металла в недрах земли Сибири и на Дальнем Востоке.

источник

В две линии с сохранением действительной ширины реки в масштабе карты

Реки, изображаемые в одну линию, вычерчиваются, как правило, с постепенным утолщением линии от истока к устью; реки, протекающие в пустынных районах, могут вычерчиваться с постепенным уменьшением толщины линии и в устьевой части (у рек, теряющихся в песках); толщина линии должна быть в пределах от 0,1 до 0,5 мм. При изображении рек в две линии толщина каждой линии должна быть порядка 0,1 мм, а наименьший промежуток между ними — 0,3 мм. Переход от изображения реки в одну линию к ее изображению в две линии должен быть плавным.

Канализованные участки рек показываются в одну или в две линии, как принято для изображения рек и ручьев. Прямолинейные участки канализованных рек вычерчиваются по линейке.

56 (135, 137). Каналы шириной более 15, 30 и 60 м соответственно на картах масштабов 1 : 25 000, 1 : 50 000 и 1 : 100 000 вычерчиваются в масштабе, в соответствии с их действительной шириной.

57 (141). При изображении рек и каналов с дамбами (искусственными валами) в две линии береговые линии заменяются линиями условного знака дамб и между ними дается закраска, принятая для обозначения площадей водных пространств.

58 (145). Длина стрелок, указывающих направление течения рек и каналов, имеющих постоянное течение, должна быть в пределах от 5 до 15 мм, в зависимости от величины реки или канала.

59 (147). Броды через реки, изображаемые в две линии, обозначаются прерывистой линией (при ширине изображения реки менее 2 мм дается один штрих) и подписью бр. (брод); условные знаки дорог при этом прерываются. Броды через р-еки. изображаемые в одну линию, обозначаются только подписью, знаки дорог в этом случае проводятся через изображение рек без разрыва. У обозначений бродов через реки шириной 5 м и более подписывается характеристика брода.

60 (148). Перевозы через реки обозначаются прерывистой линией (при изображении реки в одну линию или в две линии, если ширина изображения менее 2 лл, дается один штрих) с подписью пер. (перевоз); условные знаки дорог при этом всегда прерываются.

61 (151—161). Мосты длиной от 3 до 40 м. от 3 до 80 м и от 3 до 120 м соответственно на картах масштабов 1 : 25 000, 1 : 50 000 и 1 : 100 000 показываются условным знаком мостов длиной 3 м и более (в указанных размерах); мосты большей длины показываются в масштабе в соответствии с их действительными размерами.

У обозначений мостов длиной более 3 м, расположенных на шоссейных и грунтовых дорогах, подписывается их характеристика: буквами указывается материал постройки (Д — деревянный, Ж.Б — железобетонный, К. — каменный, .М — металлический) и цифрами — длина и ширина моста в метрах и его грузоподъемность в тоннах; у обозначений мостов через судоходные реки, кроме того, ухазывается высота низа фермы над уровнем воды (в межень). Если грузоподъемность моста более 100 т, то дается подпись св. 100 (119).

Характеристика железнодорожных мостов (116) подписывается, если длина их 100 л и более; в характеристике указывается материал постройки, высота от уровня воды или земли до нижней части пролетной конструкции и длина моста в метрах, например: ЖБ 12—380. (мост железобетонный, высота 12 м, длина ЗНО м).

При изображении пересечений дорог на разных уровнях в случаях, когда эод мостом проходит шоссе, у обозначения моста (путепровода) дополнительно дается характеристика проезда (отверстия) под ним — высота и широта в метрах. например: пр. 6х8, где в— высота, 8 — ширина (119).

62 (162, 163). Условным знаком шлюзов, выражающихся в масштабе карты. показываются шлюзы, расстояние между входными и выходными воротами которых в масштабе карты составляет 2 мм и более. Внутренние ворота в мно-гскамерных шлюзах изображаются, если расстояние между воротами составляет ве меяее 1 мм.

Для изображения шлюзов, расстояние между крайними воротами которых составляет в масштабе карты менее 2 мм, применяется условный знак шлюзов, •е выражающихся в масштабе карты; знак ставится на месте, соответствующем ссрехше шлюзовой системы.

Характеристика шлюзов (выражающихся и не выражающихся в масштабе карты) дается по основному ходу шлюзовой системы. В характеристике указывается количество камер шлюза (если их две и более), длина наименьшей камеры в метрах, минимальная ширина ворот и минимальная глубина на пороге ворот шлюза.

Условные знаки шлюзов при вычерчивании ориентируются так, чтобы острие знака было направлено против течения реки (канала).

63 (166). Условный знак порогов и водопадов в виде цепочки треугольников применяется для показа порогов и водопадов на реках, изображаемых в две линии, при ширине изображения рек 2 мм и более; пороги и водопады на реках меньшей ширины (в том числе и на изображаемых в одну линию) обозначаются поперечным штрихом и подписью пор., вдп.

64 (167). Разливы показываются только при изображении крупных рек, если ширина затопляемой полосы не менее 1 км и продолжительность затопления местности не менее двух месяцев. Объекты местности на затопляемых площадях, а также на площадях строящихся водохранилищ показываются соответствующими условными знаками. При изображении на листе карты строящегося водохранилища данный условный знак помещается за рамкой (с восточной стороны) с пояснением, например: Зона затопления Первомайского водохранилища (показана по проектным материалам).

65 (169). У обозначений плотин материал сооружения указывается сокращенными подписями: Бет. — бетонный, Д — деревянный, ЖБ — железобетонный, Зем.— земляной, К.— каменный.

66 (175—178). Подпись К.. у знака колодца, изображаемого на карте без подписи собственного названия, дается лишь в тех случаях, когда колодец требуется выделить как ориентир. Обозначения артезианских колодцев сопровождаются подписью арт. к., гидрологических скважин — подписью гидр. скв.

На картах масштабов 1 : 25 000, 1 : 50 000, 1 : 100000 у обозначений главных колодцев и источников в засушливых и безводных районах подписывается их характеристика. У обозначений колодцев приводятся: отметка уровня земли, глубина колодца в метрах, качественные особенности воды (соленая, горько-соленая;

пресная—не указывается) и наполняемость колодца в литрочасах; у обозначений артезианских колодцев и главных источников — отметка уровня земли, качественные особенности воды и дебит в литрочасах. Подписями сопровождаются также обозначения колодцев, в которых воды нет (сухие, засыпанные).

На карте масштаба 1 : 25 000 у обозначений колодцев во всех районах подписываются отметка уровня земли, глубина колодца и качественные особенности воды.

67 (186). Условным знаком молов и причалов, не выражающихся в масштабе карты, показываются молы и причалы шириной в масштабе карты менее 0,5 мм;

длина изображения таких молов и причалов должна соответствовать их действительной длине в масштабе карты, но не должна быть менее 1 мм. Если необходимо показать более короткие молы и причалы, то длина их изображения увеличивается до 1 мм.

68 (187). Длина знаков, изображающих волноломы и буны, должна соответствовать их действительной длине в масштабе карты, но не должна быть менее 1 мм; если необходимо показать более короткие буны, то длина их изображения увеличивается до 1 мм. При ширине изображения реки менее 2 мм буны не показываются.

69 (206). Основные горизонтали, дополнительные (полугоризонтали) и вспомогательные горизонтали вычерчиваются на издательских оригиналах хорошо налитыми линиями толщиной 0,08—0,1 мм; утолщенные горизонтали вычерчиваются линиями толщиной 0,2—0,25 мм. Указатели направления скатов (бергштри-хи) всегда вычерчиваются тонкой линией длиной 0,6 мм.

Горизонтали на издательском оригинале проводятся через обозначения всех объектов без разрыва, за исключением рек и каналов, изображаемых в две линии, промоин и оврагов шириной в масштабе карты менее 3 мм, выемок, ям и карьеров. При совмещенном вычерчивании всех элементов горизонтали, кроме

того, не должны пересекать изображения улиц шириной менее 1,5 мм, дорог, показанных в две линии, и внемасштабных условных знаков.

Цифровые подписи горизонтален в любом’ случае должны быть ориентированы своим основанием вниз по склону.

70 (207). Сухие русла рек изображаются в одну или в две линии в зависимости от их ширины, как принято для изображения рек и ручьев (ст. 55). При ширине сухого русла в масштабе карты 3 мм и более между линиями, изображающими берега, проводятся горизонтали и соответствующими условными знаками отображается грунт дна (песок, галечник, каменистые россыпи).

Читайте также:  Продукты для печени полезные и вредные

71 (209). Подписи отметок высот у перекрестков дорог, отдельных деревьев и строений, являющихся ориентирами, даны в качестве примеров; отметки высот могут помещаться и при обозначениях других объектов, являющихся ориентирами.

72 (213). Условный знак скал-останцов дан двух размеров. Знак большего размера применяется для выделения наиболее крупных скал, которые могут служить хорошими ориентирами.

73 (216). Условным знаком курганов на картах масштабов 1 :50000 и 1 : 100000 показываются не только искусственные (насыпные) курганы, но и различные бугры естественного образования (например, булгунняхи, распространенные в районах вечной мерзлоты), не выражающиеся горизонталями. Обозначения булгунняхов сопровождаются подписью булг. На карте масштаба 1 : 25 000 искусственные формы рельефа (ямы, бугры) изображаются знаками черного цвета.

74 (217). Условным знаком карстовых воронок, не выражающихся в масштабе карты, показываются воронки диаметром в масштабе карты менее. 2 мм. Крупные формы карстовых образований в зависимости от характера склонов изображаются горизонталями — при пологих склонах или условными знаками ям. выражающихся в масштабе карты (2156), обрывов (231) и скал (223ж) — при крутых склонах. При этом на площади карты, где отображено распространение карстовых образований, дается подпись карст.

75 (218). Условный знак входов в пещеры и гроты ориентируется при вычерчивании так, чтобы его основание располагалось параллельно северной или южной стороне рамки листа.

76 (219). Кратеры вулканов, выражающиеся в масштабе карты, показываются условными знаками обрывов (231), скал (223ж) или горизонталями (если внутренние склоны кратера пологие).

77 (221). Условным знаком даек изображаются узкие крутостенные гряды из твердых горных пород, располагающиеся по горным склонам часто несогласованно с общим уклоном поверхности. Изображения значительных по протяженности или высоте даек сопровождаются подписью их относительной высоты.

78 (223а, б). Границы фирновых полей (вечных снегов) обозначаются пунктиром (синего цвета), кроме случаев, когда граница их распространения проходит по естественным рубежам (скалам, обрывам). Изображения ледников окон-туриваются тонкой линией синего цвета. Изображения фирнового поля и ледника между собой контуром не разделяются.

79 (223ж, з, и, 226). По штриховому рисунку скал и осыпей в местах, где позволяет заложение, проводятся горизонтали, соответствующие утолщенным, но с уменьшением их толщины до 0,08—0,1 мм.

При изображении крутых склонов на участках, где промежутки между горизонталями получаются менее 0,1 мм, допускается слияние горизонталей (если протяженность участка в масштабе карты менее 1 см> или между утолщенными горизонталями проводятся не четыре, а три или две промежуточные горизонтали (если протяженность участка более 1 см), а остальные горизонтали прерываются.

80 (225). Ледяные обрывы (барьеры) и ископаемые льды изображаются ри-сувком знака скал или знаком обрывов, в зависимости от ширины их распространения в плане.

Растительный покров и грунты

81. В таблицах № 23—26 указаны минимальные расстояния между штриховыми условными знаками, заполняющими площадь изображения растительности

• грунтов (садов, виноградников, рисовых полей и др.), которыми следует руко-

водствоваться при изображении небольших (площадью в масштабе карты до 3—4 кв. см) участков угодий. При изображении значительных по площади участков расстояния между штриховыми условными знаками могут быть увеличены в полтора, два или три раза, в зависимости от величины заполняемой знаками площади. При изображении небольших участков различных видов растительности и грунтов, показываемых штриховыми условными знаками в сочетании с фоновой закраской (например, сплошных зарослей саксаула или стланика), разрешается на оконтуренной площади вычерчивать всего один штриховой знак.

82 (232). Пунктиром изображаются четко определяемые на местности контуры участков растительного покрова, грунтов и пашен. Контуры пашен особым условным знаком не заполняются.

83 (233—236, 243, 244). Леса, низкорослые (карликовые) леса, поросль, лесные питомники и молодые посадки изображаются с подразделением на хвойные, лиственные и смешанные, для чего применяются штриховые условные знаки. Преобладающие породы деревьев указываются подписями. Подписи даются в условном сокращении, а если условные сокращения для них не предусмотрены, то в полной форме.

При изображении смешанного леса указываются две основные породы.

В характеристике древостоя указываются средние величины (средняя высота, средняя толщина и среднее расстояние между деревьями).

Характеристика древостоя низкорослого (карликового) леса подписывается только при изображении больших массивов (площадью в масштабе карты более 25 кв. см> в том же виде, что и характеристика обыкновенного леса.

У обозначения породы поросли, лесных питомников и молодых посадок леса подписывается только средняя высота деревьев в метрах; высота деревьев менее 1 м указывается в десятых долях метра.

84 (237). Условным знаком узких полос леса и защитных лесонасаждений показываются полосы леса и защитные лесонасаждения, ширина которые в масштабе карты 1,5 мм и менее; при большей ширине они показываются соответственно условными знаками леса или поросли, с оконтуриванием и фоновой закраской.

Цифрами указывается средняя высота деревьев в метрах; высота насаждений менее 1 м указывается в десятых долях метра.

85 (241). Условный знак отдельных деревьев, не имеющих значения ориентиров, применяется для показа деревьев внутри кварталов населенных пунктов, у отдельных дворов и строений, на огородах, пашнях, лугах и т. п.

86 (248—251). Просеки в лесу шириной 20 м и более, 40 м и более и 60 м и более соответственно на картах масштабов 1 : 25000, 1 : 50000 и 1 : 100000 показываются в две прерывистые тонкие линии в соответствии с их действительной шириной в масштабе карты; в просвете между линиями условного знака зеленая заливка не дается. Просеки меньшей ширины показываются одной прерывистой линией, при этом толщина штрихов знака несколько увеличивается (до 0,15 мм>.

Дороги, линии связи, канавы и другие объекты, проходящие по просекам, не выражающимся в масштабе карты, показываются принятыми условными знаками; в этих случаях условный знак просеки не вычерчивается.

87 (254). Порода и высота кустарников обозначаются при изображении сплошных зарослей. Средняя высота кустарников указывается в десятых долях метра, если она менее 1 м, и в целых метрах — при большей высоте.

88 (255). Условный знак узких полос кустарников и живых изгородей применяется для изображения полос этих насаждений шириной в масштабе карты 1,5 мм и менее; при большей их ширине они показываются условным знаком сплошных зарослей кустарников, с оконтуриванием и фоновой закраской (2536).

89 (263). Мангровые заросли показываются штриховыми условными знаками как на изображении суши, так и на изображении водного пространства в соответствии с распространением мангров на местности. На изображении суши знаки мангровой растительности вычерчиваются в сочетании с условным знаком непроходимого болота.

90 (264). При изображении парников условные знаки размещаются в соответствии с ориентировкой парников на местности; минимальная длина знака (прямоугольник, разделенный чертой) должна быть равной 3,2 мм.

91 (266). Условным знаком плантации технических культур (древесных, кустарниковых и травянистых) показываются плантации, для обозначения которых специальные условные знаки не предусмотрены. Выделяются плантации тех культур, под которые земельные участки заняты постоянно. Виды культур обозначаются подписями (тунг, роза, джут и т. п.).

92 (268). Условные знаки камышовых и тростниковых зарослей размещаются без разграфки.

93 (272—275). При изображении небольших болот и солончаков (площадью в масштабе карты менее 1 кв. см) расстояния между штрихами условного ‘знака уменьшаются до 0,8 мм — на карте масштаба 1 : 25 000 и 0,6 мм — на картах масштабов 1 : 50 000 и 1 : 100000. Условные знаки растительности по изображению болота располагаются без разграфки. Классификация болот и солончаков производится по их проходимости для пешеходов.

94 (276). Условный знак такыров применяется для изображения встречающихся в пустынных и полупустынных районах плоских лишенных растительности участков глинистой поверхности с твердой коркой, разбитой мелкими трещинами.

Такыры площадью в масштабе карты менее 25 кв. мм показываются одним штриховым знаком, без окоитуривания и фоновой закраски.

95 (277). Условный знак полигональных поверхностей применяется для изображения распространенных в тундровых и горных районах участков с поверхностью, разбитой трещинами, образующими своеобразный рисунок из многоугольников.

96 (278). Условный знак поверхностей с буграми применяется для изображения характерных для тундровых и таежных районов участков с торфяными буграми, не выражающимися в масштабе карты.

97 (283—287). Формы рельефа песков на карте масштаба 1:25000 показываются горизонталями, при этом площадь, занятая песками, покрывается условным знаком ровных песков. На картах масштабов 1 : 50 000 и 1 : 100 000 горизонтали применяются для передачи крупных форм рельефа песков, мелкие формы рельефа песков изображаются соответствующими условными знаками.

При изображении грядовых и дюнных песков условные знаки гряд должны располагаться в соответствии с их ориентировкой на местности, которая зависит от направления господствующих ветров При изображении барханных песков знаки барханов вогнутой стороной (рожками) ориентируются в направлении господствующих ветров.

98. Примеры сочетаний условных знаков растительного покрова и грунтов, приведенные в таблицах № 27—29, не исчерпывают всех возможных вариантов. При изображении на картах небольших участков растительности и грунтов сочетание знаков более трех видов, как правило, не допускается.

99 (289, 290). Нечетко выраженные границы участков растительного покрова и грунтов, на площади изображения которых при издании карты дается фоновая закраска, показываются на съемочных оригиналах редким пунктиром красного цвета, а на издательских оригиналах — редким пунктиром черного цвета, который при издании не печатается.

Границы и ограждения

100 (310). Государственные границы наносятся с особой тщательностью, в точном соответствии с официальными материалами, устанавливающими их положение. При изображении государственных границ вначале наносятся пограничные знаки и копцы, а затем между ними размещаются звенья и точки условного знака границы. Длина отдельных звеньев и промежутки между звеньями при необходимости могут несколько изменяться.

101 (312—314). Границы, не совпадающие с контурами местности, изображаются соответствующим условным знаком без разрывов. Ось условного знака должна точно соответствовать действительному положению границы. Границы, идущие вдоль рек, каналов, дорог, дамб, просек и т. п., показываются с разры-

вами — группами звеньев (по три-четыре звена), располагаемыми, как правило, в местах изображения резких поворотов объектов, но не реже чем через 4—6 см.

Условный знак границы показывается с той стороны изображения объекта, с которой она проходит в действительности; если граница совпадает с каким-либо контуром (кроме изображаемого пунктиром) и не может быть нанесена на своем месте, то ее показывают группами звеньев попеременно по обе стороны контура. Контур, изображаемый пунктиром, заменяется условным знаком границы.

Прямолинейные участки границ наносятся по линейке.

102 (315). Условный знак границ государственных заповедников вычерчивается, как правило, без разрывов. Знак может разрываться только в местах, где границей служит четкий, хорошо видимый рубеж (берег моря, озера, крупной реки).

103. В таблицах № 31—35 и на образцах оформления рамок приведены образцы шрифтов, применяемых для подписей, а также указаны их названия и индексы по «Альбому картографических шрифтов» (Геодезиздат, М., 1956 и 1957). В индексах указаны размеры заглавных букв (в миллиметрах).

Для подписей названий отдельных частей городов, подписей вторых названий населенных пунктов и других географических объектов, а также для подписей названий, помещаемых за рамками листов карт, применяются шрифты, соответствующие по характеру начертания шрифтам, принятым для основных названий, но более светлые (облегченные). Выбор таких шрифтов производится по следующей таблице.

Шрифт для подписи основного названия

Шрифт для подписи второго названия

Четкий суженный полужирный (4-122)

Топографический полужирный (Т-132)

Древний курсив полужирный (Д-432)

Рубленый широкий полужирный (Р-152)

Академический курсив (А-431)

Древний курсив остовный (До-431)*

БСАМ курсив остовный 2 (Боа-431)

Для шрифтов Литературный малоконтрастный (Лм-131) и БСАМ курсив малоконтрастный (Бм-431) облегченные шрифты не применяются; подписи вторых названий даются этими же шрифтами.

Размеры шрифтов для подписей вторых названий и подписей, размещаемых за рамками листов карт, берутся, как правило, на одну треть меньше размеров шрифтов подписей основных названий.

Для подписей названий отдельных частей города размеры шрифтов выбираются в зависимости от величины соответствующей части города.

‘ Вторые названия населенных пунктов и других объектов даются в скобках и размещаются, как правило, под подписями основных названий.

* Шрифт Древяий курсив остовный изготовлен дополнительно после издания «Альбома картографических шрифтов».

104 (330—334). Размеры шрифтов подписей названий поселков сельского и дачного типа указаны для средненаселенных районов. Для густонаселенных районов, по решению редактора, размеры шрифтов подписей названий отдельных градаций населенных пунктов могут быть уменьшены, а для малонаселенных районов увеличены на 0,2—0,3 мм.

Для подписей названий отдельных дворов предусмотрено два размера шрифта. Шрифтом большего размера подписываются названия отдельных дворов, удаленных от населенных пунктов; при густом расположении дворов этот шрифт применяется для подписей названий дворов, имеющих значение ориентиров.

105 (336). Шрифт Древний курсив прямой указанного в таблице размера применяется также для подписей раз. (разъезд), пл. (платформа), осг. п. (остановочный пункт) в тех случаях, когда собственные названия этих объектов не приводятся.

106 (337). Если в таблицах при условном знаке помещена пояснительная подпись, то это означает, что данный условный знак на картах, как правило, должен сопровождаться пояснительной подписью, например: знак астрономического пункта (6) —.подписью астр.; знак пристани (185) — подписью горист, и т. д. Если на небольшой площади расположено несколько таких однородных объектов, то пояснительные подписи можно давать только у изображений наиболее важных из них.

Если в таблицах при условном знаке пояснительная подпись не дана, то на картах она помещается в тех случаях, когда тот или иной объект необходимо выделить (например, объект, являющийся хорошим ориентиром).

107 (338, 344). Подписи административных центров (РС, СС, ПС), числа домов в населенных пунктах, а также подписи и условные знаки, указывающие на наличие в населенном пункте того или иного объекта, располагаются ниже подписи названия населенного пункта, на расстоянии 1 мм от нее, и по возможности симметрично.

108 (346, 347). При собственных названиях каналов дается сокращенная подпись кан. (канал).

Шкала цветов красок, применяемых для печати топографических карт масштабов 1:25000, 1:50000, 1:100000

109. В таблице № 36 дана шкала цветов красок, применяемых для печати топографических карт масштабов 1 : 25000, 1 : 50000, 1 : 100000. В таблице указаны названия и номера красок.

Этой шкалой следует руководствоваться при подготовке к изданию и издании карт.

110. Вычерчивание (гравирование) рамок листов карт и зарамочное оформление издательских оригиналов выполняются по прилагаемым образцам.

Размер листа карты вместе с рамкой и зарамочным оформлением в направлении север—юг не должен превышать 43,5 см (в масштабе 1 : 75000—58,0 см).

111. При вычерчивании оригиналов на непрозрачных материалах линии прямоугольной сетки на самом листе не проводятся (нарезаются на негативах при издании); при вычерчивании (гравировании) на прозрачных материалах линии прямоугольной сетки проводятся полностью.

112. На оригиналах листов карт в девяти наиболее свободных местах, равномерно расположенных по всему листу, дается оцифровка пересечений линий прямоугольной сетки. Одно из пересечений (ближайшее к северо-западному углу) оцифровывается полностью (значения координат приводятся в километрах), остальные — двумя последними цифрами.

113. На листах карт масштабов 1 : 50 000 и 1 : 100000 показывается пересечение средних меридиана и параллели и дается их оцифровка в градусах и минутах.

114. Рамка листов карт точно делится на отрезки, равные в градусной мере одной минуте. Минутные отрезки оттеняются: по широте — нечетные, по долготе в восточном полушарии — нечетные, в западном — четные. Каждый минутный отрезок делится (точками) на шесть частей по 10″, за исключением листов карты масштаба 1: 100000, расположенных в пределах широт 60—76°, на которых минутные отрезки по северной и южной сторонам рамки делятся на три части (по 20″), а расположенных севернее параллели 76° — на две части (по 30″). На самих листах карт вдоль внутренней рамки наносятся выходы минутных делений штрихами длиной 2 мм. за исключением выходов делений, кратных 5′, которые на картах масштабов 1 : 50 000 и 1 : 100 000 даются штрихами длиной 3 мм; отдельные выходы, которые будут мешать чтению содержания карты, не вычерчиваются.

115. Если территория, на которую создается карта, находится в западном полушарии, то в северо-западном углу рамки листа, правее подписи долготы меридиана и на одном’ уровне с ней, помещается подпись к западу от Гринвича;

шрифт подписи — Рубленый широкий (Р-151-2,0 с).

116. Все элементы северного и южного зарамочного оформления размещаются от внешней рамки на расстояниях, указанных в образцах оформления рамок; масштаб заложений располагается посередине промежутка между линейным масштабом и текстом выходных сведений.

117. Если в заголовке листа карты вместо названия главного населенного пункта указывается название какого-либо другого географического объекта, то оно дается вместе с соответствующим номенклатурным термином (в условном сокращении). Номенклатурные термины при названиях пишутся со строчной буквы, например: г. ЛЫСАЯ, оз. КРУГЛОЕ и т. д.

118. За рамкой листа (с восточной стороны) приводятся различные дополнительные сведения (о геодезической основе, проходимости местности и т. д.), а также дополнительные условные знаки, не предусмотренные данными таблицами. Текстовая часть дается шрифтом Рубленый широкий (Р-151-1,8 с).

источник

Источники:
  • http://otvet.mail.ru/question/83231642
  • http://julia-pirogova.blogspot.com/2012/02/blog-post_06.html
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_25_nashi_podzemnie_bogatstva_razdel_rodno_064541.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/10/06/nashi-podzemnye-bogatstva
  • http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/uslovnye-znaki-na-karte.html
  • http://geo7-vpr.sdamgia.ru/test?theme=7
  • http://okrumir.ru/4-klass/rabochaya-tetrad-okruzhayushhij-mir-4-klass-pleshakov-a.a.-i-kryuchkova-e.a.-1-chast/nashi-podzemnye-bogatstva.html
  • http://travelling.lv/ru/snarjaga/topo_symbols/topo06