Меню Рубрики

Условные знаки полезных ископаемых 4 класс

Практическая работа

  1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
  2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.
  3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

Разнообразие полезных ископаемых

Используйте эти тексты для получения информации о полезных ископаемых вашего края.

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами.

Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в мире экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз товаров за границу для их продажи.)

В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию.

От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в мире экспортёров газа.

Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добывая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использовать, как и обычный природный газ.

Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту. Никогда не оставляйте газовую плиту гореть впустую!

Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.

Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Значит, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого.

Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хорошее удобрение.

Использовать торф надо экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за забытого костра, от неосторожно брошенной спички.

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Железная руда

Это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды — плавкость.

На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не используется.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использовать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и космических ракет.

Как вы знаете, гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мощения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Песок и глина

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы. Ведь влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью.

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» — глина).

Это довольно прочный камень белого или серого цвета. Интересно, что люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

Известняк с давних пор используют при строительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

  • Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Проверь себя

  1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
  2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).
  3. Почему к подземных богатствам нужно относиться бережно?
Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства.

Задания для домашней работы

  1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
  2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?

Ты уже знаешь, что памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге установлен на таком огромном гранитном камне, что в перевозке его участвовало более пяти тысяч человек.

Другой памятник этого города — Александровская колонна — тоже из гранита. Основная часть этой колонны, изготовленная из одного камня, имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали её 200 человек!

На следующем уроке

Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять почву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

источник

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

источник

В недрах нашей планеты залегает огромное количество разнообразных топливных и минеральных ресурсов. Их распространение отображено на специальных географических картах. В этой статье мы познакомим вас с основными знаками и обозначениями полезных ископаемых, а также расскажем о главных минеральных богатствах России.

Читайте также:  Мезозойская складчатость форма рельефа и полезные ископаемые

Под полезными ископаемыми подразумевают те природные образования в земной коре, которые используются или же могут быть использованы в материальном производстве (в качестве топлива либо сырья). Чаще всего они пребывают в твердом агрегатном состоянии. Но могут быть жидкими или газообразными (как нефть или газ, к примеру).

По своему происхождению полезные ископаемые бывают органическими или неорганическими, по условиям формирования — метаморфическими, магматическими или экзогенными. По функциональному назначению они делятся на три большие группы:

  1. Рудные (алюминий, медь, железо, золото).
  2. Нерудные (алмазы, известняк, песок, каменная соль).
  3. Топливные или горючие (нефть, природный газ, уголь, сланцы).

Иногда в отдельную группу выделяют драгоценные и полудрагоценные камни.

Полезные ископаемые залегают на различной глубине. В недрах земной коры они встречаются в виде жил, линз, пластов, россыпей и т. д. Многие из них извлекаются человеком на поверхность при помощи шахт, карьеров и скважин. Сфера экономической деятельности, которая занимается освоением и добычей полезных ископаемых, называется горным делом.

Месторождения тех или иных минеральных ресурсов отмечены на ряде карт: общегеографических, геологических, экономических и прочих. При этом используются специальные обозначения полезных ископаемых. Они относятся к разряду внемасштабных картографических знаков.

Географические обозначения полезных ископаемых, используемые в картографии, являются общепринятыми. Как они выглядят – вы можете увидеть на схеме ниже. Эти знаки изучаются в школе в рамках учебных предметов общей географии и природоведения. Их также можно встретить в школьных и тематических атласах.

Помимо этого, существует особый ГОСТ под номером 2.857-75, который был разработан рядом российских научных институтов. В этом стандарте указаны не только обозначения полезных ископаемых, но и условия их залегания. Однако эти знаки используются исключительно геологами. Так, месторождения алмазов в данном ГОСТе обозначаются красным цветом, серы – лимонным, нефти – коричневым, каменной соли – пурпурным.

Но мы все же вернемся к тем обозначениям полезных ископаемых, которые широко используются в картографии. Давайте более детально рассмотрим, как выглядят условные значки тех минеральных ресурсов, которые имеют наиболее важное промышленное значение в современном мире.

Примеры: железная и марганцевая руда, медь, никель, ртуть, олово, алюминий, золото, вольфрам.

Условные знаки рудных полезных ископаемых на картах чаще всего имеют красный цвет. Выглядят они следующим образом:

  • Железные руды – закрашенный равносторонний треугольник.
  • Титан – ромб с затушеванной левой половиной.
  • Молибден – ромб с белым квадратом внутри.
  • Медь – закрашенный удлиненный прямоугольник.
  • Вольфрам – незакрашенный квадрат.
  • Ртуть – незакрашенный круг.
  • Алюминий – равносторонний квадрат с кругом внутри.
  • Золото – круг с затушеванной левой половиной.
  • Полиметаллические руды – обозначение, напоминающее знак радиационной опасности.

Примеры: графит, известняк, песок, каолин, гранит, глина, каменная соль, фосфориты, мрамор.

Условные знаки нерудных полезных ископаемых на картах обычно имеют зеленый оттенок. Выглядят они следующим образом:

  • Асбест – знак простого греческого креста.
  • Сера самородная – равносторонний треугольник с затушеванной левой половиной.
  • Слюда – пустой квадрат, пересеченный по одной диагонали.
  • Фосфориты – закрашенный круг с вертикальной прорезью посредине.
  • Апатиты — закрашенный круг с горизонтальной прорезью посредине.
  • Алмазы – восьмиконечная звездочка.
  • Известняк – пустой квадрат, пересеченный по обеим диагоналям.
  • Каолин – квадрат, пересеченный по одной диагонали, с затушеванной правой половиной.

Примеры: нефть, природный газ, торф, каменный уголь, бурый уголь, горючие сланцы.

Условные знаки топливных полезных ископаемых на картах, как правило, имеют черный цвет. Выглядят они следующим образом:

  • Нефть – закрашенный равнобедренный треугольник.
  • Природный газ – пустой равнобедренный треугольник.
  • Каменный уголь – затушеванный равносторонний квадрат.
  • Бурый уголь – пустой квадрат с диагональной штриховкой.
  • Горючие сланцы – затушеванный параллелограмм.

Россия – крупнейшая по площади страна в мире. Поэтому неудивительно, что на ее территории сосредоточено огромное количество самых разнообразных полезных ископаемых. В недрах России выявлены, разведаны и разрабатываются месторождения нефти, газа, руд черных и цветных металлов, драгоценных камней.

Цепь Уральских гор чрезвычайно богата рудными месторождениями. Здесь залегают медные, железные, марганцевые, никелевые, хромитовые руды, а также золото и платина. Встречаются здесь и поделочные камни великолепной красоты. На Алтае сосредоточены огромные запасы полиметаллических руд и ртути. Забайкалье богато ураном и золотом.

В осадочном чехле древней Восточно-Европейской платформы сосредоточены колоссальные запасы каменного угля. В Западной Сибири расположены богатейшие месторождения нефти и газа. В предгорьях Урала и на Прикаспийской низменности добываются калийные соли – ценнейшее сырье для химической промышленности. Более подробно обозначения полезных ископаемых России показаны на следующей карте.

Согласно подсчетам геологов, страна обладает колоссальными запасами нефти (12% от общемировых запасов), природного газа (3%), железных руд (25%), никеля (33%), цинка (15%), калийной соли (31%). Однако степень их промышленного освоения остается достаточно низкой. Общие минеральные запасы России оцениваются экспертами цифрой в 28 000 миллиардов американских долларов.

источник

Практическая работа

  1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
  2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.
  3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

Разнообразие полезных ископаемых

Используйте эти тексты для получения информации о полезных ископаемых вашего края.

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами.

Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в мире экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз товаров за границу для их продажи.)

В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию.

От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в мире экспортёров газа.

Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добывая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использовать, как и обычный природный газ.

Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту. Никогда не оставляйте газовую плиту гореть впустую!

Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.

Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Значит, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого.

Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хорошее удобрение.

Использовать торф надо экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за забытого костра, от неосторожно брошенной спички.

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Железная руда

Это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды — плавкость.

На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не используется.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использовать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и космических ракет.

Как вы знаете, гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мощения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Песок и глина

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы. Ведь влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью.

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» — глина).

Это довольно прочный камень белого или серого цвета. Интересно, что люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

Известняк с давних пор используют при строительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

  • Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Проверь себя

  1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
  2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).
  3. Почему к подземных богатствам нужно относиться бережно?
Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства.

Задания для домашней работы

  1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
  2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?
Читайте также:  Чем полезна сауна финская

Ты уже знаешь, что памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге установлен на таком огромном гранитном камне, что в перевозке его участвовало более пяти тысяч человек.

Другой памятник этого города — Александровская колонна — тоже из гранита. Основная часть этой колонны, изготовленная из одного камня, имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали её 200 человек!

На следующем уроке

Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять почву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

источник

Каменный уголь: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать картинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Торф: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать наглядный материал для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; фото-ответы к авторским flash играм, презентациям

Нефть: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать изображения для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Природный газ: символ полезного ископаемого на физической карте

Картинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира

Железная руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм

Алюминиевая руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Изображения для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам

Золото: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать изображения для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм

Поваренная соль: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Мрамор: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные картинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Медная руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира

Калийная соль: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам

Апатит: символ полезного ископаемого на физической карте

Картинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам

Бурый уголь: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать картинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам

Горючий сланец: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать картинки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Марганцевая руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Изображения для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; фото-ответы к авторским flash играм, презентациям

Хромовая руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные рисунки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам

Никелевая руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные изображения для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм

Вольфрамовая руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать картинки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира

Молибденовая руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные картинки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм

Полиметаллическая руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Изображения для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам

Оловянная руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать рисунки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; фото-ответы к авторским flash играм, презентациям

Ртутная руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Наглядные материалы для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам

Асбест: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные картинки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Графит: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать изображения для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; фото-ответы к авторским flash играм, презентациям

Слюда: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные рисунки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм

Фосфорит: символ полезного ископаемого на физической карте

Картинки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм

Сера: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные картинки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Глауберова соль: символ полезного ископаемого на физической карте

Наглядные материалы для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам

Янтарь: символ полезного ископаемого на физической карте

Рисунки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Алмаз: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать рисунки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Руда цветных металлов: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать изображения для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм

Флюорит (плавиковый шпат):символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные картинки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Титановая руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать наглядный материал для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Кобальтовая руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Наглядные материалы для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; фото-ответы к авторским flash играм, презентациям

Сурьмяная руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные изображения для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; фото-ответы к авторским flash играм, презентациям

Серебряная руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные рисунки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам

Урановая руда: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные картинки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; фото-ответы к авторским flash играм, презентациям

Магнезит: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные изображения для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира

Селитра: символ полезного ископаемого на физической карте

Скачать картинки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм

Каолин: символ полезного ископаемого на физической карте

Наглядные материалы для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм

Пирит: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные рисунки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; фото-ответы к авторским flash играм, презентациям

Платина: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные изображения для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира

Строительный камень: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные рисунки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам

Известняк: символ полезного ископаемого на физической карте

Картинки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм

Пемза: символ полезного ископаемого на физической карте

Картинки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира

Туф: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные рисунки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; фото-ответы к авторским flash играм, презентациям

Озокерит: символ полезного ископаемого на физической карте

Бесплатные рисунки для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира

источник

Конспект урока окружающего мира,4 класс по теме : «Наш край», ( Ульяновская область)

Вложение Размер
Окружающий мир.Наши подземные богатства 163.5 КБ
Презентация 907 КБ
nashi_prirodnye_bogatstva.doc 317.5 КБ
marshrutnyy_list.doc 34.5 КБ
kartochka1.doc 28 КБ
tablitsa.doc 61.5 КБ

Тема: Наши подземные богатства.

образовательные : конкретизировать знания учащихся о полезных ископаемых; познакомить детей с их свойствами, применением, способами добычи, охраной подземных богатств;

развивающие : развивать речь, познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, умение мыслить логически, делать выводы.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей природы.

Оборудование: физическая карта России, физическая карта Ульяновской области; коллекции полезных ископаемых; карточка-помогайка, конверты с заданием для групповой работы, карточки с условными знаками полезных ископ-х, листы с таблицами для заполнения учащимися, компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с записью презентации по теме урока, выставка книг по данной теме, ,

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Internet Explorer.

Ребята! Сегодня чудесный день, потому что светит солнце, которое всех любит и греет.

Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро .

А теперь направьте к ней лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку .

Наша звездочка стала большой, как солнце.

Расставьте свои руки в стороны и поделитесь друг с другом теплыми чувствами, добрыми мыслями.

Дети, я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой умения слушать и слышать, думать и обобщать.

— Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

— Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». ( откройте глаза)

Читайте также:  Распространение полезных ископаемых в россии

— Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём.

— О чем же мы будем говорить сегодня?

2.Актуализация знаний учащихся.

— Ребята, вы уже знаете, что на поверхности,

тогда , какой ещё вопрос у вас может возникнуть?

— Что находится у нее внутри? ( под землей)?

— А, что находится под землёй?

( ответ: подземные богатства)

— Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах и скажите о каких же подземных богатствах мы будем говорить сегодня конкретно на уроке?

(ответ: о полезных ископаемых)

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование , на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Правильно! (Геологи ) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

— Каким образом геологи изучают полезные ископаемые?( отправляются в экспедиции)

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами, и отправитесь в экспедицию. И так, в путь!

_ Вы разделились на три группы по результатам выполнения домашнего задания .Каждая группа – отправляется в экспедицию по своему маршруту. Руководители групп получите задания.

3.Постановка целей и задач урока.

Наши подземные богатства. ( тема урока – на доске)

По результатам работы каждой экспедиции нужно заполнить таблицу

-Какие источники информации нам могут помочь ответить на данные вопросы?

-Какую форму работы на уроке мы будем использовать?

-Давайте, вспомним правила работы в группе.

  1. Работать дружно.
  2. Уметь слушать мнение своего друга.
  3. Не выкрикивать.
  4. Работать тихо.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

— Ребята, у каждой экспедиции на столе лежит конверт с заданием.

В своей работе вы можете использовать всё, что есть у вас на столе.

( «карточку- помогайку», карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, коллекцию полезных ископаемых, физическую карту России.)

Вам нужно будет открыть конверт, прочитать задание, выполнить его и в ходе работы над заданием заполнить лист-таблицу.

1 экспедиция : Знакомится со строительными полезными ископаемыми (по учебнику )

карточка — помогай-ка, карта России, карточки с условными

2 экспедиция: Знакомится с горючими полезными ископаемыми (по учебнику )

карточка — помогай-ка, карта России , карточки с условными

3 экспедиция: Поисково-творческая работа Изучает месторождения полезных ископаемых Ульяновской области ( по интернет –источникам, энциклопедиям), дом зад.

карточка — помогай-ка, карта Ульяновской области, карточки с

Группы работают самостоятельно, обсуждают изученный материал, составляют план ответа, используя карточку-помогайку.

Карточка — помогай-ка (для каждой группы):

Далее 1 и 2 экспедиции рассказывают об изученном материале.(1 чел )

Рассказы учеников сопровождаются показом образцов природных материалов из коллекции, карточек с условным обозначением полезных ископаемых., заполнением таблицы

Учитель одновременно с рассказом показывает слайды

  • слайд с условным обозначением полезного ископаемого, о котором рассказывают группы,

минералы чёрного,бурого,желтоватого или красноватого цвета, плавкость

густая маслянистая жидкость с резким запахом.,растекается по поверхности воды плёнкой

растений, рыхлый, непрочный ,легче воды, хорошо впитывает воду,горюч, убивает болезнетворные бактерии

горная порода образовалась из остатков древних растений, чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

известково-глинистая порода серого или коричневато-серого цвета, горюч

Волга и Свияга севернее г.Ульяновска,Ундоровское,

зернистый, твёрдый и прочный.

строительство и сооружение

рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм.

стекольное производство, хрусталь,зеркала,

плотный камень белого, серого или желтоватого цвета..

очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. пластична.

очень легкая тонкозернистая осадочная горная порода из останков диатомовых водорослей

лекарства,бумага, жидкое стекло, глазурь.кирпич, теплоизоляционные

горная порода, состоящая из сцементированных кварцевых песчинок.

цвет варьируется от светло-жёлтого до тёмно-бурого, содержит включения пирита,перламутра

Поделки , сувениры, ювелирные украшения

Цвет от чёрного до серо-зелёного, твёрдость выше ,чем у симбирцита

— Ребята, как вы думаете, а в какие группы мы можем объединить полезные ископаемые по способу применения?

(ответы: в строительстве; горючее; руда)

— Ребята, а как вы думаете, есть ли полезные ископаемые в нашей Ульяновской области ? (да)

— Правильно. На территории Ульяновской области полезные ископаемые есть.

( ответы ребят 3 экспедиции)-

_Ребята нашли ещё одну группу полезных ископаемых, добываемых только в Ульяновской области.

( презентация поделочных камней: симбирцита и сенгилита)

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Вы попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

— Наш урок подходит к концу.

— На какие вопросы мы ответили на уроке?

— Какие вы для себя сделали открытия?

  • -Какие бывают полезные ископаемые?

-Какие свойства имеют полезные ископаемые?

— Условные обозначения на карте

Месторождения в Ульяновской области

— Я надеюсь, что все вы будете не только охранять бесценное богатство –

полезные ископаемые, но и любить и беречь землю, на которой мы с вами живём.

1.Запомнить условные обозначения

2. Закрепить знания о полезных ископаемых, найти интересные сведения

3. Придумать условные обозначения для поделочных камней

Вы очень хорошо потрудились. Вы все были дружелюбными, активными, проявили творчество.

«Светофорик» поможет нам оценить свою работу на уроке

Спасибо за урок , вы все молодцы!

ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ Ульяновская область ПОДГОТОВИЛИ Махмутов Ильнур, Ефремов Дмитрий МБОУ СОШ №35

Симбирцит — это уникальный древний камень, хотя название свое он получил только в 1985 году — в честь единственного в мире месторождения под Симбирском (Ульяновском). На протяжении многих миллионов лет минералы заполняли пустоты в раковинах древних огромных головоногих моллюсков-аммонитов, современников динозавров, создавая при этом неповторимые сказочные узоры и гамму цветов — от лимонно-желтого до темно-коричневого с блестящими прожилками пирита и огненно-красными вкраплениями перламутра. Симбирцит — теплый камень. Он отдает свою энергию, и когда прикасаешься к нему, кажется, берешь в руки маленькое солнышко. Изделия из симбирцита являются символами достатка, семейного благополучия и счастья, способными восстановить душевное спокойствие и равновесие. Камень привлекает своим сиянием удачу.

Симбирцит – Ульяновский самоцвет

Сенгилит (пласт) уникальная разновидность, симбирцита, который в свою очередь, является разно- видностью кальцита

источник

спасибо
но я не знаю что значит три кирпичика белого цвета и белый куб

Три кирпича белого цвета-торф а про белый куб это Поваренная соль

Три кирпичика белого цвета это торф.

что значит закрашенный круг внутри со звездочкой?

спасибо помоли мне с домашкой:)

и мне ты преведуший из школы 856 6 а это я каракай

Этот комментарий был удален администратором блога.

хах каракай ты уже в 8 а, а я в 6 а классе )

каракай это ты это я Иван приве вииии))

кружок с точкой посередине это что?

что такое :белый квадрат в нем четыре черные точки.

спасибо большое за сведения, а то вообще жесть

скажите а как отмечать
медь,сурьма,гранит,песчаник,мрамор.

Что значит вертикальный прямоугольник?

каких размеров должен быть знак нефти

да вообще хоть на всю карту, не играет роли

Как обозначается вулканический туф?

а что значит чёрный круг и внутри белая звезда

Что означает вытянутый чёрный треугольник?

а что значит белый кружок в чёрном квадрате

А что обозначает знак:чёрный кружок,а в нём звезда?)

как изображаетсь на карте торф

три белых кирпича — два вместе, один на них лежит

Что обозначает белая звезда в чёрном кружочке? плиииз скажите

что зачет квадрат а внутри ромб

А что означает ромб заштрихованый и ромб на половину зарисованый?

Что значит черный куб а внутри кружок,

а что значит чёрный кубик а в нём кружок?

да спасибо но как обозначается уголь?

что значит чёрный квадрат с двумя белыми кружочками внутри

огромное спасибо. хоть что-то умное нашла!

а что значит перевернутый не закрашенный треугольник

и закрашенный на половину ромб

а молоточки крест накрест?

Мне помогло благодарю за помощь!

СПАСИБО ПОМОГЛО ДЛЯ 4 КЛАССА

что такое прямоугольник в ширину и чёрный?

а что значит треугольник чёрный в нём белый круг а в белом круге маленький чёрный круг

Что значит треугольник по типу кобальтовых руд,но не закрашенный ?

а как серебро обозначается?

Что значит чёрный треугольник внутри белый круг?

Что значит чёрный треугольник внутри белый круг?

А что значит круг в квадрате , с кругом внутри?
Похоже на аллюминиевы руды, но с ещё одним кругом внутри?

Что обозначаем чёрный квадрат с белым квадратиком поменьше внутри?

что означает квадрат с полосками а так спасибо

источник

1. Используя карту учебника (с. 58—59), подпиши эти знаки.

Обведи в кружок обозначения тех полезных ископае­мых, которые добывают в вашем крае.

2. Надя и Серёжа придумали задание. Научись пра­вильно рисовать условные знаки полезных ископае­мых. Используй для образца рисунки из задания № 1. Один из вариантов выполни в классе, а другой — дома.

3. Практическая работа «Изучаем полезные ископае­мые своего края».

Цель работы: составить описания полезных ископаемых своего края.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, лупа, атлас-определитель.

Ход работы: по заданиям учебника.

Рассмотрите образец полезного ископаемого невоору­жённым глазом и с помощью лупы. Установите свойства полезного ископаемого и заполните таблицу 1.

Состояние (твёрдое, жидкое) жидкая
Плотное, рыхлое или сыпучее плотная
Цвет различный, чаще черный
Прозрачность различная
Блеск нет
Горючесть (узнать у учителя) да
Другие свойства

Обобщите собранную информацию и заполните таб­лицу 2.

Таблица 2. Описание полезного ископаемого

План описания Основные сведения
1. Название природный газ
2. Условное обозначение на карте
3. Основные свойства бесцветный, легкий, горит голубым пламенем
4. Применение из него получают топливо, пластмасс, волокна
5. Места и способы до­бычи в нашем крае Оренбургское газоконденстатное месторождение

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да .

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно сравните изученные полезные ископаемые.

4. По заданию учебника (с. 159) побывайте в краевед­ческом музее и познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых. Здесь ты можешь записать, что нового вам удалось узнать в музее о полезных ископаемых.

Золото — это красивый, и достаточно загадочный металл благородного желтого цвета. Он имеет как материальную, так и историческую ценность.

Люди раньше превозносили его за необычный «солнечный» цвет. Считалось, что обладать этим металлом могут только благородных кровей люди. Его можно было обменять на что угодно. Помимо плюсов были и минусы. Золото — это богатство, а богатство часто приводило к волнениям и войнам, гибли люди.
Золото, несмотря на свою красоту, очень тяжелый металл. Он не подвергается практически никаким химическим воздействиям, чем и заслужил звание «благородный металл». Он очень мягкий и пластичный. В земле кусочки золота кристаллообразные, а те, что ближе к воде — округлые.

Люди научились делать из золота украшения.
Россия занимает четвертое место среди всех стран мира по запасам желтого драгоценного металла в недрах земли Сибири и на Дальнем Востоке.

источник

Источники:
  • http://otvet.mail.ru/question/83231642
  • http://fb.ru/article/377443/uslovnyie-oboznacheniya-poleznyih-iskopaemyih-na-karte
  • http://tepka.ru/okruzhayuschij_mir_4/22.html
  • http://freedocs.xyz/docx-170247521
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/10/06/nashi-podzemnye-bogatstva
  • http://julia-pirogova.blogspot.com/2012/02/blog-post_06.html
  • http://okrumir.ru/4-klass/rabochaya-tetrad-okruzhayushhij-mir-4-klass-pleshakov-a.a.-i-kryuchkova-e.a.-1-chast/nashi-podzemnye-bogatstva.html