Меню Рубрики

Все писание богодухновенно и полезно для научения

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если нужно обличить ложь, если нужно исправиться или вразумиться, и это можем почерпнуть отсюда: оно [Писание] способствует и к увещеванию, и к утешению.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Богодухновенное Писание, как называет его божественный апостол, есть Писание Святого Духа. Цель его — польза людей, ибо говорит он: Все Писание богодухновенно и полезно, — и эта польза многоразлична и многообразна, как говорит апостол: для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Но эту пользу нельзя получить читающим с первого раза: Божественное, как бы некою завесою, скрывается «телом» Писания, так как законодательство и история как бы покрывают созерцаемое умом.

Против Евномия.

Ст. 16-17 Всяко Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован

Всяко Писание – πασα γραφη. Иные переводят это так, как и у нас по-славянски: всякое Писание, а другие: все Писание. Спорить не из чего. Ибо и: всяко Писание – ту же мысль содержит, что и «все Писание». Всяко Писание – не иначе должно понимать, как: всякая из Книг Писания, – всякая историческая Книга, всякая учительная и всякая пророческая. Сведи все в едино, и выйдет все Писание. А что так надо понимать всяко Писание, – видно из того, что здесь всяко Писание – то же означает, что пред сим: Священная Писания, ιερα γραμματα; а так именуются Книги Божественного Писания. Блаженный Феофилакт пишет: «некоторые задают вопрос: как Апостол сказал здесь: всяко Писание богодухновенно? Ужели и еллинские писания богодухновенны? И, затрудняясь решением его, переводят не: богодухновенно, – а: богодухновенное, чтоб была мысль: всякое Писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что Апостол говорит здесь: πασα γραφη – всяко Писание, сказавши пред сим: ιερα γραμματα, – Священная Писания умееши. И очевидно само собою, что под: πασα γραφη – всяко Писание – разумеет он здесь то же, что прежде обозначил словами: ιερα γραμματα – Священная Писания,– под чем разумеются обыкновенно Книги Священного Писания, или Библия» (см. то же у святого Златоуста).

«Итак, всякое Священное Писание богодухновенно; посему, говорит, не сомневайся в нем» (святой Златоуст). Богодухновенно; ибо, как свидетельствует святой Петр, всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает (не от себя сказывается). Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2 Пет. 1, 20-21). «Апостол отличил Священное Писание от писаний человеческих, назвав оное богодухновенным; потому что чрез Пророков и Апостолов изрекала (Божию истину) Божия благодать, или Святый Дух» (блаженный Феодорит).

Писание богодухновенно и полезно, – яко отдыхание уст всеблагого Бога, которое живительно для всякой, паче же разумной твари (см.: Пс. 103, 30; 118, 50). Святой пророк Давид душеспасительность слова Божия изображает так: закон Господень непорочен, обращаяй души; свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце; заповедь Господня светла, просвещающая очи (ср.: Пс. 18, 8-9). Сообразна с этим и указываемая Апостолом полезность Божественного Писания.

Полезно, говорит, Писание ко учению, προς διδασκαλιαν: ибо оно просвещает ум сообщением ему ведения всякой истины, потребной в нашем положении. «Оно научает нас благопотребным догматам и указывает добрые правила жизни» (Экумений). «Научает тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Божественного Писания» (блаженный Феофилакт). «Ибо, чего не знаем, тому научаемся из Писания» (блаженный Феодорит). «Если нужно знать что-нибудь, если случится недоумевать в чем-нибудь, о том можем узнать отсюда» (святой Златоуст).

Научив истине, Писание ведет и: ко обличению: обличает же как ложь, так и неисправную жизнь. «Если нужно обличить ложь, – и это можем почерпнуть отсюда» (святой Златоуст). «Писание обличает и нашу беззаконную жизнь» (блаженный Феодорит).

Обличив, располагает и руководит ко исправлению – как ложных воззрений, так и недобрых навыков жизни. «Оно и совратившихся (вообще и в нравственном, и в умственном отношении) призывает на правый путь» (блаженный Феодорит). То есть к тому, чтоб неправые мудрования заменить правыми и, бросив худые привычки, обратиться к добродетели. «Если нужно исправиться или вразумиться, – если недостает чего-нибудь и нужно дополнить то, – и это почерпается из Писания» (святой Златоуст).

Кто исправил пути свои, тому предлежит потребность знать, как шествовать правым путем – не совращаясь, а все более и более преуспевая и утверждаясь в правоте. И этому обучает его Писание, – полезное к наказанию, еже в правде. «Оно обучает нас всяким видам добродетели» (блаженный Феодорит). «Умудряет в стяжании праведности и в делании праведных дел» (блаженный Феофилакт), – «вводит в правду или возводит к совершенству в ней» (Экумений).

«Все сие ведет к совершенству, и делает нас своими Богу всяческих» (блаженный Феодорит). Почему Апостол прилагает: да совершен будет Божий человек. Божий человек есть Богу себя посвятивший и об этом богоугождении заботящийся. Такой и сам Богом бывает покровительствуем, и состоит под Его осязательным благоволением. Совершен такой человек бывает, когда может во всяком случае и определенно узнать волю Божию и с твердостию исполнить ее вполне, во всей широте, в какой она узнана, до положения живота. Кто достигнет такого совершенства, того дела всегда бывают у места, – и к лицу, и к времени, и к обстоятельствам идут. Почему Апостол совершен – выразил словом: αρτιος, – которое, слово в слово, лучше нельзя перевесть как: складен. Обыкновенно нескладным называем мы того, у которого все невпопад, а складным, у которого все впопад. Вот таковое именно совершенство и обещает святой Павел тому, кто в образовании своей умственной, нравственной и религиозной стороны берет в руководство Божественное Писание и неуклонно следует ему. «Для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным» (святой Златоуст). «Исправление и упорядочение нрава бывает чрез Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не бывало недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным, αρτιος, – то есть совершенным, здравым и всегда во всем ровным, возымей советниками к тому Божественные Писания» (блаженный Феофилакт).

Изъясненный смысл совершенства указан определенно в последних словах: на всякое дело благое уготован. – Уготован, εξηρτισμενος, – пригоден, прилажен, то есть такой, который и знает, и умеет делать всякое добро, и делать наилучшим образом. Вот каким делает Писание человека Божия! Не просто принимающим участие в добрых делах, как бы не чуждающимся лишь их, но на них только и налаженным, так что он только и делает, что добрые дела. Не на такое, говорит, и такое дело уготован, но на всякое» (блаженный Феофилакт).

Все это, сказанное о Писании, имеет приложение и в практике пастырской, и в деле жизни каждого. И всякого оно учит, обличает, исправляет, обучает всякому добру и чрез то ведет его к совершенству полному; и пастырю, на коем лежит проводить пасомых всем означенным путем, оно дает полное до подробностей руководство. Почему как пастырям, так и всякому следует заниматься изучением Божественных Писаний, не кое-как, по верхам, но по существу его. Святой Златоуст представляет святого Павла внушающим святому Тимофею: «вместо меня, говорит, ты имеешь Писания; когда пожелаешь узнать что-нибудь, то можешь узнать отсюда». И вслед за сим прибавляет: «если же так сказано Тимофею, который был исполнен Духа Святаго, то не тем ли более нам (пригодно сказать так)?»

Толкование на второе послание к Тимофею.

Ст. 16-17 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен

Кроме того богодухновенно оно (Писание), – то есть с писаниями людей, кои приняли Духа, не для пророчества, но для обличения, для исправления и для наставления о том, каков должен быть путь истинной жизни, – да будет, при содействии его, совершен человек Божий новый, утвердившийся во всех добрых делах.

Второе послание к Тимофею.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Исследовать божественные Писания — дело прекраснейшее и душеполезнейшее. Ибо подобно тому, как древо, посаженное при потоках вод (Пс 1:3), так и душа, орошаемая божественным Писанием, утучняется и приносит плод свой во время свое (Пс 1:3) — православную веру, и украшается вечноцветущими листьями, то есть богоугодными деяниями.

Изложение веры.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Писания святы, правдивы, беспорочны… Нам, следовательно, не в чем обвинять Писание, если мы случайно, его не поняв, в чем-нибудь отклоняемся от пути истинного. Когда мы его понимаем, мы правы. Когда же по причине его непонимания мы неправы, мы тем самым отказываемся от него, сохраняющего свою правоту. Ибо, ступив на путь порока, мы его не извращаем, но оно остается правым, так что мы можем обратиться к нему с целью исправления.

Все Писание богодухновенно и полезно

Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: все Писание богодухновенно. Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные писания. Апостол говорит теперь: все Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезное на все, что он перечисляет далее.

для научения

Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания.

для обличения

Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.

для исправления, для наставления в праведности

Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если бы дни человека стали столь же многочисленны, как и дни мира от Адама и до конца времен, и он сидел бы и размышлял о священном Писании, то и тогда глубокого смысла его слов он не объял бы. И премудрости Божьей никто не может постичь.

Доказательства.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

источник

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на 2-е послание к Тимофею

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).

1. Предложив (Тимофею) много увещаний и утешений всякого рода, (Павел) присовокупляет еще совершеннейшее утешение – от Писаний; и не без причины предлагает он так много утешений, но потому, что намеревался сказать нечто важное и прискорбное. Если Елисей, находившийся при своем учителе до последней минуты его жизни, увидев, что он особенным образом оканчивает свою земную жизнь, разодрал свои одежды, то что должен был чувствовать (Тимофей), столько любимый и столько любивший, услышав, что учитель его готовится умереть, и видя себя лишенным его лицезрения во время, ближайшее к его смерти, что обыкновенно бывает прискорбно больше всего? Мы ведь не так бываем благодарны за прошедшее время, если были в разлуке с умершими во время ближайшее к их смерти. Вот почему (Павел) сначала предлагает (Тимофею) множество утешений, а потом уже и говорит ему о своей предстоящей кончине, и говорит не просто, но употребляет такие выражения, которые способны утешить и исполнить радости, – представляя это событие более жертвоприношением, нежели смертью, более переселением, чем оно действительно и было, и переходом к лучшему. «Ибо я уже», – говорит, – «становлюсь жертвою» (2 Тим.4:6). Потому и здесь он пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления». «Все», – какое? То, о котором, говорит, я сказал, – всякое Священное Писание. Здесь разумеется то Писание, о котором было говорено выше, о котором он сказал: «ты из детства знаешь священные писания». Итак, всякое Священное Писание богодухновенно. Поэтому нисколько, говорит, не сомневайся в нем. «И полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». «Для научения», если нужно узнать что-нибудь, если случится недоумевать в чем-нибудь, о том можем узнать отсюда; если нужно обличить ложь, если нужно исправиться или вразумиться, и это можем почерпнуть отсюда; оно способствуете и к увещанию, и к утешению. «Для исправления», – т. е., если недостает чего-нибудь и нужно дополнить что-нибудь. «Да будет совершен Божий человек»: для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным. Вместо меня, говорит, ты имеешь Писания; когда пожелаешь узнать что-нибудь, то можешь узнать отсюда. Если же так сказано Тимофею, который был исполнен Духа (Святого), то не тем ли более нам? «Ко всякому доброму делу приготовлен» не прости принимающейся за дело, но и тщательно приготовленный. «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых» (4:1). Здесь он разумеет или грешников и праведников, или умерших и еще живущих, так как многие останутся в живых (до последнего суда). И в первом послании он внушал Тимофею страх словами: «Пред Богом, все животворящим, завещеваю тебе» (1 Тим.4:13); здесь же говорит нечто более страшное: «Который будет судить живых и мертвых» т. е. имеющим потребовать отчет. «В явление Его и Царствие Его» – когда? Во время пришествия Его со славою, с царским величием. Таким образом, он говорит или то, что Господь не так придет, как ныне, или следующее: я свидетельствую тебе явление Его и царствие. Он призывает Его во свидетели, показывая, что и это преподано ему. Далее учит, как должно проповедовать учение. «Проповедуй слово», – настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (ст.2). Что значит: «во время и не во время»? Т. е. не назначай определенного времени, пусть будет тебе всегда время для этого, а не только во время мира, спокойствия или сидения в церкви; хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы в узах, хотя бы готовился идти на смерть, – и в это время обличай и не переставай вразумлять. Тогда и благовременно делать обличение, когда оно может иметь успех, когда представится дело (достойное обличения). «Увещевай», – говорит; подобно врачам, указав рану, сделав разрез, он прилагает потом и лекарство. Если что-нибудь из всего этого опущено, то прочее бывает бесполезно. Если ты будешь угрожать без обличения, то покажешься дерзким, и никто не станет слушать; если же наперед обличишь, тогда слушатель приметь угрозу, а без того он останется бесстыдным. С другой стороны, если ты станешь обличать и угрожать, хотя и с силою, но не предложишь утешения, то опять испортишь все дело. Действительно, обличение само по себе невыносимо, если оно не растворено утешением. Как при разрезе раны, хотя и спасительном, страждущие не выносит болей сечения и разреза, если не будет употреблено многих средств, смягчающих боль, так и здесь. «Со всяким», – говорит, долготерпением и назиданием». Обличающий должен иметь долготерпение, чтобы слушающий не верил без основания, и угроза должна быть соединена с утешением, чтобы она была принята. А что значит прибавленное к долготерпению слово: и назиданием»? Обличай не с гневом, не с ненавистью, не с злобою, не с враждою, как бы против врага, – все это должно быть оставлено, – а как? С любовью, с состраданием, скорбя больше самого обличаемого, душевно сожалея об его положении. «Со всяким», – говорит, – «долготерпением и назиданием», а не как-нибудь. Будет время, когда люди здравого учения принимать не будут. Прежде, нежели они сделаются непокорными, предупреди всех их. Потому он и сказал: и «во время и не во время», во всем поступай так, чтобы слушающие тебя поучались добровольно. «Но по своим», – говорит, – «прихотям будут избирать себе учителей».

Читайте также:  Корень имбиря полезные качества

2. Не может быть ничего выразительнее этого слова: «изберать» оно означает беспорядочную толпу учителей, которые при том будут рукополагаемы учениками. «Будут избирать», – говорит, – «себе учителей, которые льстили бы слуху», отыскивая себе людей, которые говорили бы для их удовольствия и льстили их слуху. «И от истины отвратят слух и обратятся к басням» (ст. 4). Предсказывает это не с тем, чтобы ученик его предался унынию, но чтобы он мужественно переносил, когда это случится. Подобным образом и Христос говорил: «будут отдавать вас в судилища и будут бить вас», и в синагоги поведут ради имени Моего (Мф.10:17). Так и в другом месте блаженный (апостол) говорит: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (Деян.20:29). Он говорил это для того, чтобы они бодрствовали, чтобы надлежащим образом пользовались настоящим временем. «Но ты», – говорит, – «будь бдителен во всем, переноси скорби» (ст. 5). Видишь ли, что он именно с такою целью предсказывал это? Как Христос при конце (Своей земной жизни) говорил: «восстанут лжехристы и лжепророки», (Mф.24:21), так и он говорил то же, когда готовился окончить жизнь. «Ты будь бдителен во всем, переноси скорби», т. е. трудись, предупреждай, приведи овец в безопасное состояние прежде, нежели наступила зараза, непрестанно страдай, пока существуют волки. «Совершай дело благовестника, исполняй служение твое». Следовательно, дело благовестника – страдать и от себя, и от посторонних. «Исполняй (слав. – известно сотвори) служение твое» т. е. исполняй. А вот и другой повод к страданию: «Ибо я уже», – говорит, – «становлюсь жертвою» ( σπέυδομαι ), «и время моего отшествия настало» (ст. 6). Не сказал: моего жертвоприношения, но нечто более, потому что от жертвы не все приносится Богу, а от возливаемого – все. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (ст. 7). Часто я, взяв в руки послание апостола и рассматривая это место, недоумевал, для чего Павел так превозносит себя: «Подвигом добрым я подвизался». Но теперь, кажется, по благодати Божией, я понял это. Для чего же он говорит так? Он желает утешить скорбящего ученика, заповедуя ему быть бодрым, потому что он отходит к венцу, как совершившие все, как достигши благого конца: радоваться, говорит, должно, а не скорбеть. Почему? «Подвигом добрым я подвизался», говорит подобно отцу, который, утешая сидящего подле него и сетующего о своем сиротстве сына, говорил бы ему: не плачь, сын мой, я жил хорошо, оставляю тебя, достигнув старости, жизнь моя была безукоризненна, я отхожу со славою, и ты будешь славиться моими делами; царь оказывает мне великое благоволение. И как бы так говорит: я воздвиг трофеи, победил врагов, – говорит не из тщеславия, нет, но для ободрения сына, для того, чтобы такими похвалами внушить ему – легко переносить все случающееся, иметь благую надежду, и не считать предстоящей разлуки тяжкою. А тяжела, поистине тяжела бывает разлука. Послушай, как он сам говорит в другом месте: «Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем» (1 Сол.2:17). Если же он сам скорбел, разлучившись с учениками, то как должен был скорбеть Тимофей? Если он плакал, разлучаясь с живым (учителем), как видно из слов: «вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости» (2 Тим.1:4), то не гораздо ли более – при его смерти? Таким образом (Павел) писал это для утешения (Тимофея), и все послание, исполнено утешения, и есть как бы некоторое завещание. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, так что. «Подвигом», – говорит, – «добрым». Прими же его на себя и ты. Оковы, темницы, смерть, – это ли добрый подвиг? Да, говорит, – потому что он совершается за Христа, доставляет великие венцы. «Подвигом добрым»; нет ничего лучше этого подвига, не имеет конца этот венец; он не из лавровых листьев; здесь не человек распорядитель подвигов, не люди – зрители, ангелы наполняют это зрелище. Там (на обыкновенных зрелищах) в течение многих дней трудятся и утомляются, но в одну минуту получают венец, и тотчас удовольствие проходит; а здесь не так, но остаются навсегда в блеске, славе и чести. Потому должно радоваться; я иду на покой, оставляю место подвигов; ты слышал от меня, что лучше «разрешиться и быть со Христом» (Флп.1:23).

«Течение совершил». Надобно и подвизаться и идти вперед: подвизаться, перенося скорби, и идти вперед не просто, но к чему-нибудь полезному. Истинно добрый подвиг тот, который не увеселяет только зрителя, но доставляет пользу; и течение истинное не то, которое ни к чему не стремится, или только обнаруживает силу и честолюбие, но то, которое влечет всех на небо. Такое течение светлее солнца; его совершал Павел на земле, или им он стремился к небу. Каким же образом он окончил это течение? Он обошел всю вселенную, начав от Галилеи и Аравии, и дошедши до пределов земли: «так что», – говорит он, – «благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика». (Рим.15:19). Он протек всю вселенную, как птица, или лучше, сильнее птицы; птица пролетела бы просто, а он – не просто, но имея крылья Духа и рассекая тысячи препятствий, смертей, козней, бедствий. Таким образом, он был быстрее птицы. Если бы он был просто птицею, то утомился бы и был бы пойман; но, будучи окрыляем Духом, он перелетал чрез все сети, как бы имея огненные крылья. «Веру», – говорит, – «сохранил». Многое старалось отнять ее у него, не только близкие отношения с людьми, но и угрозы, и смертные опасности, и многое другое; но он устоял против всего. Каким образом? Трезвясь и бодрствуя. Всего этого довольно было для утешения учеников, но он прибавляет еще и о наградах. Каких? «А теперь», – говорит, «готовится мне венец правды» (ст. 8). Правдою он опять называет здесь вообще добродетель. Итак, не должно, говорит, скорбеть, потому что я отхожу получить от Христа венец, который Он возложит на мою голову; напротив, если бы я оставался здесь, тогда более следовало бы скорбеть и опасаться, чтобы я не пал и не погиб. «Который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».

3. Здесь он также ободряет ученика. Если Господь воздаст всем, то тем более Тимофею. Но он не сказал: и тебе, а: всем, выражая, что если – всем, то тем более – ему. А каким образом, скажешь, можно возлюбить явление Христово? Если будешь радоваться пришествию Его. А кто радуется пришествию Его, тот делает достойное этой радости; он отдаст, если нужно, и имение свое и душу, чтобы получить будущие блага, чтобы сподобиться узреть второе пришествие Его, в приличном виде, с дерзновением, во славе и свете. Вот что значит – возлюбить явление Его. Кто любить явление Его, тот будет делать все, чтобы прежде всемирного было к нему частное пришествие (Христово). Как, скажешь, это возможно? Послушай самого Христа, который говорит: любящий Меня, заповеди Мои «соблюдет; и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Подумай, как это важно, когда имеющий явиться всем вообще, обещает явиться каждому из нас в частности: «придем», – говорит, – «и обитель у него сотворим». Кто любит явление Его, тот будет делать все, чтобы призвать Его к себе и удержать у себя, чтобы в нем воссиял свет. Пусть не будет в нас ничего, недостойного пришествия Его, и Он скоро поселится в нас. Явление ( έπιφάνεια ) называется так потому, что оно является горе ( έπάνω φαινεσθαι ) и воссиявает свыше. Потому будем стремиться к горнему, и мы скоро привлечем к себе горние лучи. Никто из людей, пресмыкающихся долу и зарывающих себя в землю, не может видеть солнечного света; никто из людей, оскверняющих себя житейскими делами, не может видеть Солнца правды; Оно не является никому, кто предается такой жизни. Отрезвись же хотя нисколько, восстань из этой пучины, из пропасти житейской, если хочешь увидать Солнце, если хочешь сподобиться Его пришествия. Если ты сподобишься пришествия Его ныне, то будешь с великим дерзновением взирать на Него тогда. Будь же любомудрым ныне; пусть не будет у тебя духа гордости, чтобы он не поразил тебя и не низринул; пусть не будет у тебя тьмы и сердца каменного, чтобы не разбился об него корабль твой; пусть не будет в тебе никакого лукавства; подводные камни производят самые страшные кораблекрушения. Не питай в себе диких зверей, – разумею страсти, потому что они лютее диких зверей; не полагайся на вещи скоропреходящие, подобно текучей воде, чтобы тебе стоять твердо. Никто не может стоять на воде, а на камне все могут стоять безопасно. Житейские дела – это вода: «ибо воды», – говорится, – «дошли до души [моей]», подобно вышедшему из берегов своих потоку (Пс.68:2). А Дела духовные – это камень: «поставил», – говорится, – «на камне ноги мои» (Пс.39:3). Житейские дела – грязь и нечистота. Отрешим себя от них, и таким образом мы можем удостоиться явления Христова. Все, что ни постигнет нас, будем переносить. Достаточное утешение во всем – страдать за Христа; будем повторять это божественное изречение, и прекратится боль всякой раны. А как, скажешь, можно страдать за Христа? Положим, что кто-нибудь оклеветал тебя просто, не за Христа. Если ты мужественно перенесешь это, если будешь благодарить, если станешь молиться за него, то все это сделаешь ты для Христа. Если же будешь проклинать, досадовать, стараться мстить, то, хотя это тебе и не удастся, ты будешь терпеть не для Христа, но еще получишь вред и лишишься плодов по своей воле. От нас зависит – получать от бедствий пользу, или вред; это зависит не от свойства самих бедствий, а от нашего произволения. Представлю пример. Иов, испытав столько бедствий, перенес их со благодарностью, и был оправдан, – не потому, что страдал, но потому, что, страдая, переносил все с благодарностью. Другой, испытывая такие же страдания, – или лучше, даже и не такие, потому что никто не страдает так, как Иов, а гораздо меньше, – гневается, досадует, проклинает весь мир, ропщет на Бога; такой человек осуждается и наказывается не потому, что страдал, но потому, что роптал на Бога; а роптал он на Бога не по необходимому требованию обстоятельств; иначе, если бы он поступал так по необходимому требованию обстоятельств, роптал бы и Иов; если же последний, испытав тягчайшие бедствия, не сделал ничего такого, то значит, все подобное случается не по необходимости, а от слабости воли. Итак, нужно нам иметь душу твердую, и тогда ничто не будет для нас трудным; напротив, для слабой души нет ничего нетрудного. От расположения нашей воли все бывает и переносимо и непереносимо для нас; укрепим ее, и тогда мы легко будем переносить все. Так и дерево, если глубоко пустит свои корни, то его не может поколебать и сильная буря; если же оно будет распростирать их не глубоко, на поверхности, то и слабый порыв ветра вырвет его с корнем. Так и с нами: если мы пригвоздим плоть свою страхом Божиим, то ничто не поколеблет нас; если же оставим ее на свободе, то и слабое нападение может поразить и погубить нас. Потому, увещеваю вас, переносите все с полным благодушием и подражайте пророку, который говорит: «к Тебе прилепилась душа моя» (Пс.62:9). Вот что говорить он: «прилепилась душа моя» Не сказал просто: предалась, но: «прилепилась». И еще: «Тебя жаждет душа моя» (Пс.62:2); не сказал просто: пожелала, но: «жаждет», выражая этим словом особенную силу желания. И еще: «Трепещет от страха Твоего плоть моя» «пригвозди страху Твоему плоти моя» (Пс.118:120). Он хочет, чтобы мы постоянно так прилеплялись к Богу и соединялись с Ним, чтобы никогда не отступать от Него. Если мы будем так преданы Богу, если пригвоздим к Нему сердца наши, если будем жаждать Его сильным желанием, то получим все, чего желаем и сподобимся будущих благ, во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Чем полезен витамин омега 3

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

источник

Игорь Смирнов

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16).

Что есть богодухновенность, о которой упоминает апостол Павел в 2Тим.3:16? Предварительно рассмотрим близкое по смыслу слово «вдохновение». Под вдохновением, как правило, подразумевается некое воздействие извне, способствующее созданию чего-либо, что превышает обычные способности человека. Подобное понимание вдохновения может показаться допустимым и в отношении богодухновенности (Θεοπνευστος — theopneustos), которое обычно трактуется как мистическое воздействие Святого Духа на автора конкретной Книги, составляющей Канон Священного Писания. Исследуем, насколько правомерным является понимание богодухновенности как действия Духа, вдыхающего в авторов некий текст, который становится Священным Писанием, или же действия Духа по становлению текста Писания Словом Божиим?

Рассмотрим 2Тим.3:16. Здесь ничего не говорится о способе богодухновенности. Понимание богодухновенности как В-ДОХНОВЕНИЯ не обусловлено смыслом греческого слова Θεοπνευστος, поскольку данное слово говорит преимущественно о дыхании, показывая богодухновенность как ДЫХАНИЕ, созидательное дыхание Божие, аналогичное смыслу сказанного в Пс.32:6 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их». Дыхание есть символ творческой силы Бога. (Не следует смешивать богодухновенность с освещением и откровением Духа). Поэтому богодухновенность Писания следует воспринимать как действие Духа, не столько В Священное Писание направленное, сколько ИЗ Священного Писания исходящее. Представление о богодухновенности как о внушении авторам текста или как о некоем качестве, приданном Писанию, когда Дух входит в обычный текст и последний становится Словом Божиим, неправомерно.

Рассмотрим 2Пет.1:19-21 «(19) И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, (20) зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. (21) Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» Пророчество уже существует (19). Затем оно передается на письме. Выражение «движимы Духом Святым» (21) указывает на воздействие Духом на пророков (Божиих людей), но не раскрывает, как именно Дух воздействует. Определенно это не означает механической передачи готового текста, поскольку действие Духа проявляется двояко: как 1) откровение (сообщение истины) и 2) как вдохновение (направление авторов). Дух признает личностный фактор в людях, участвовавших в создании текста Священного Писания, дает им знание того, что именно они должны передать, помогает подобрать слова, заботится о форме и стиле Писания. Итак, богодухновенность в полноте смысла этого слова следует рассматривать как созидательный акт Божий, направленный на передачу истины посредством авторов Писания. Цель богодухновенности: Писание должно говорить голосом Бога с небес.

Поскольку Писание в целом и в каждом стихе является богодухновенным, постольку оно в целом и в каждом стихе пригодно для учения, назидания, исправления и наставления в праведности. Ибо Писание есть Слово Бога, говорящего нам с небес.

III. СВИДЕТЕЛЬСТВО БОГОДУХНОВЕННОСТИ ПИСАНИЯ

Богодухновенность Писания становится очевидной при условии воздействия Святого Духа на человека. Дух является постоянным свидетелем богодухновенности Писания, того, что оно есть Слово Божие. Свидетельство Духа, называемое внутренним (в отличие от внешнего свидетельства самого Писания о себе) неразрывно связано с возрождением и освещением человека. Возрождение обусловливает принятие свидетельства и его понимание, дает человеку возможность ответить на внешнее свидетельство Писания о себе как Слове Божием (Ин.3:3; 1Кор.2:15). Освещение же показывает совершенство Слова Божиего. Совершенство — один из важнейших атрибутов Священного Писания.

Дух не открывает какой-либо новой истины. Он свидетельствует об истине, которая уже имеется в Писании. Дух дается для веры этой истине. Со своей стороны, Писание является наиболее полным свидетелем Святого Духа. Следует различать восприятие свидетельства (вера) и понимание свидетельства. 1Кор.14:38 устанавливает, что понимание не всегда приходит одновременно с принятием. Свидетельство Духа и свидетельство самого Писания являются двумя столпами, на которые опирается наша вера. Дух ведет к Слову.

Обратим внимание на 1Кор.2:4,5 «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.» Апостол Павел заявляет, что его проповедь соделана Духом и силой Божией. Не основана на ораторском искусстве и человеческой мудрости. Истинный автор проповеди — Дух, слова Павла — Слова Божии. Именно на этом факте основывается вера коринфян. Равно и в 1Фес.1:5 «потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.» Не убедительность построенной речи явилась основанием веры.

Итак, восприятие Слова неразрывно связано с силой и удостоверением от Духа. Это и является внутренним свидетельством Духа. Немаловажно обратить внимание на упоминание о принятии Слова с радостью (1Кор.2:6). Это важный знак, поскольку обретению и осознанию истины от Духа сопутствует радость.

Написание богодухновенного текста Священного Писания не происходило по воле и инициативе человека, как не происходит по воле человека и устное пророчество. Это не размышление и воображение. Это особая деятельность Духа, которая исключает создание мертвого текста Писания. В данной связи обратим внимание на сбывшиеся пророчества. Они никоим образом не являются фактами прошлого. Они воздействуют и сегодня: знание о них благотворно и ведет к укреплению веры.

Божественное деяние по созданию Писания произошло в прошлом. Ныне действие Духа есть возрождение человека и просвещение его, убеждение каждого возрожденного в истинности свидетельства Писания. Понимание Писания связано с духовным ростом. Чем больше освещение Духом, тем более возможности увидеть богатство и глубину истины Писания. В 1Ин.2:20,21 мы читаем о том, что христиане, к которым обращается апостол: 1) имели помазание от Духа и 2) знали все. Знание всего неразрывно связано с помазанием от Духа. Без помазания от Духа знание не может быть оценено.

IV. ВЕРБАЛЬНАЯ (СЛОВЕСНАЯ) БОГОДУХНОВЕННОСТЬ

Можно ли утверждать, что не только текст Библии в целом является богодухновенным, но каждая Книга, глава, стих и слово являются богодухновенными? Не будет ли преувеличением утверждение о том, что каждое слово является богодухновенным, то есть, именно тем словом, которое хотел сказать Дух? Если мы передаем мысль при помощи слов, то эта мысль должна быть выражена наиболее адекватно. Обратите внимание на серьезность заявления Христа о недопустимости исчезновения йоты и черты из закона. Поскольку это может вести к искажению смысла целого. Равно и передача мысли любыми словами не может быть допустима. Сказанное справедливо и в отношении последовательности слов (что связано так же со структурой того или иного языка). Поэтому замена слова или порядка слов может привести к ослаблению или искажению смысла. Пример: Всё со мной. Говорится о неживых существах. Все со мной. Речь идет о живых существах.

ВЫВОД: Каждое слово в Писании ценно (1Кор.2:13), поскольку все Писание, включая каждое слово, исходит от Бога. Утверждение о мертвом тексте, взятом отдельно, не имеет основания. Писание всегда живо, даже в отдельном стихе (иначе ссылка на стихи теряет смысл). Реченные Богом истины никогда не превращаются в мертвый текст, не теряют своей силы, будучи словами Бога. Поэтому невозможно говорить о различной степени богодухновенности того или иного места Писания. Все Писание богодухновенно в равной степени.

источник

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».

В начале года, мы начали читать Библию, Новый Завет. У некоторых уже большой прогресс. Сегодняшнее слово помогает нам, правильно читать Библию. Нам надо знать, что такое Библия. Мы знаем, что Библия это книга. Мы можем купить ее в магазине за 200гр. Но это необычная книга. Нет другой книги, которая могла бы сравниться с Библией по числу переводов на другие языки. Нет никакой другой книги, которая стала причиной появления такого огромного количества других книг. Нет книги, имеющей так много врагов, однако, и такое множество горячих друзей, как Библия. Никакая другая книга не оказала такое влияние на историю человечества.

Авраам Линкольн сказал: «Я убежден, что Библия является наилучшим подарком, которым Бог когда-либо наделил человека. Все наилучшее от Спасителя мира передается нам через эту книгу». Наполеон сказал: «Библия – необыкновенная книга. Она — Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». Сэр Исаак Ньютон сказал: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история».

Написанная очень давно Библия и сейчас звучит очень сильно, живо и действенно. Мы можем спросить: «Почему?» Сегодняшний отрывок дает нам ответ на этот вопрос. Помолимся, чтобы сегодня мы услышали голос Бога.

Во-первых, Библия дает мудрость ко спасению.

С чего начинается сегодняшний отрывок? «Притом же ты из детства знаешь священные писания…» Здесь апостол Павел обращается к Тимофею. У Тимофея была верующая мама и верующая бабушка. Поэтому он был знаком с Писанием с самого детства. Есть ли среди нас тот, кто читал Библию в 15,10,8 лет? Хотя Тимофей знал Писание с детства, Павел советовал ему хранить то, чему он научился в нем.

Есть много хороших книг, которые могут научить нас чему-то полезному. Если мы изучаем учебник по математике, мы можем научиться решать сложные задачи. Если мы читаем классиков, то лучше можем понять внутренний мир человека. Если мы читаем справочники, то можем стать ходячей энциклопедий. Иностранная литература помогает нам выучить новый язык. Такие книги обогащают наш внутренний мир, и делают нас более образованными. Библия отличается от всех этих книг тем, что она способная дать нам бесценную мудрость. Что эта за мудрость?

Посмотрите еще раз на 15 стих. «Священные писания… могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса». Библия делает нас мудрыми людьми. Мы познаем Бога, себя и этот мир. Но самое главное, эта мудрость ведет нас ко спасению через веру в Иисуса Христа. Спасение означает прощение грехов, мир с Богом, вечную жизнь. Спасение означает победу над всеми грехами и новую жизнь в Иисусе Христе. Что ценнее спасения души для человека? Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Спасение — первостепенно важная вещь и необходимое условие для счастья человека. Однако, ни один университет в мире не может дать мудрости ко спасению. Только Библия дает нам мудрость ко спасению. Молюсь, чтобы мы продолжили читать Библию, и приобрели мудрость ко спасению.

Во-вторых, Библия написана Святым Духом.

Хотя мы называем Библию одной книгой, на самом деле это целая библиотека. Она состоит из 66 книг. Они были написаны более чем 40 авторами на протяжении многих сотен лет. Самыми древними книгами Библии считают Пятикнижие и книгу Иова. Последней была написана книга Откровения – в конце I века нашей эры. Библейские авторы имели различное положение в обществе. Среди них были священники, пастухи, цари, ученые, врачи и даже работники налоговых органов. И многие из них не встречались друг с другом. Но удивительно, что Библия обладает поразительной гармонией и внутренним единством. Все книги Библии имеют одну цель и единую тему – Мессия, Иисус Христос, и вера в Него.

Когда мы не можем понять какое-то место в Библии, в другом месте мы находим полное объяснение. Новый Завет открывает нам значение Старого, а Старый помогает лучше понять Новый. Как так получилось, что люди разных сословий, которые жили в разных веках, написали такую удивительно гармоничную книгу? Посмотрите на 16 стих. «Все писание богодухновенно…» Это означает, что все авторы книг Библии были вдохновлены Святым Духом, Духом Бога. Бог Сам открывал Свою истину тому, или иному человеку, Он побуждал его записать Его откровения и Он Сам руководил им Святым Духом. Так про Моисея было сказано, что он написал «все слова Господни» (Исх.24:4), многие пророки начинали свои книги словами «Так говорит Господь» (Иер.2:2, Ис.1:2).

Уникальность Писания состоит в том, что оно было написано под водительство Духа Бога. Поэтому в конечном итоге автором писания является Сам Творец Бог. Господь подтвердил об этом в евангелии от Матфея: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Это говорит нам, что Библию нельзя сравнивать ни с какой книгой в мире. Это голос с небес, мудрость с небес, и откровение с небес. Вот, почему мы должны иметь богобоязнь перед Ней.

Через Библию Бог открывает Себя человеку. Поэтому через слово Бога мы можем встретиться с Богом и познать Его. Также в Библии мы всегда можем слышать голос Бога. И на основе Его обещания, каждый из нас может войти в личные отношения с Богом. Но что нам нужно для этого? Может быть, нам нужно выучить еврейский и греческий языки, на которых была написана Библия? Да, это тоже хорошо, но не каждый может себе позволить это. Мы нуждаемся в помощи Святого Духа. Святой Дух написал Библию. Святой Дух помогает нам услышать голос Бога, обращенный лично к нам в Его слове. Поэтому каждый раз, когда мы открываем Библию, нам надо смиренно просить помощь Святого Духа, и надо слышать, что Бог хочет сказать мне, через Свое слово? Важно слушать Его голос в Его слове.

В-третьих, через Библию Бог направляет и воспитывает нас.

Давайте вместе прочитаем 16 стих. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Есть много книг, которые интересно читать только первый раз, например детективы. Но все слова Библии полезны для научения. Это означает, что каждый раз, когда мы читаем Библию, мы можем учиться чему-то новому. Поэтому чтение и изучение Библии не скучное зазубривание каких-то правил и законов, изучение Библии это захватывающее дело.

Также Писание полезно для обличения. Здесь обличение означает указание на наши грехи. Никто себя не знает, и обычно, другие люди не знают, что у нас внутри. Но слово Бога отражает истинного меня. Слово Бога обличает нас в скрытых грехах, и ведёт нас к покаянию. Кто принимает это обличение и кается в своих грехах перед Богом, тот блаженный человек, он освобождается от греха, и получает истинное счастье. Человек может найти много, в чём он нуждается – решение проблемы характеры, финансовой проблемы, исправления здоровья, и т.д. Но главная цель изучения Библии заключается в решении проблемы греха.

Слово Бога помогает нам исправлять свои ошибки и неправильные мотивы или цели. Слово Бога наставляет нас в праведности. То есть, слово Бога даёт нам стремление к святости Бога, и к Его праведности. Поэтому, чем, чаше мы читаем Библию, тем полезнее для нашей души. Если сказать коротко, Бог воспитывает каждого из нас через Свое слово, как отец воспитывает своих детей. Для любого человека необходимо духовное обличение, наставление и исправление. Без этого он не может расти духовно. Нам очень важно знать, с какой целью Бог воспитывает и тренирует нас.

Читайте также:  Семена кинза полезные свойства

Давайте прочтем 17 стих. «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Этот стих говорит нам, что Бог воспитывает нас, чтобы каждый из нас стал человеком Бога, который достоин служения Божьему делу. Некоторые говорят: служить в церкви, и заниматься Библией с новыми братьями и сёстрами, это дело только пастырей, а моё дело получить благодать, и хорошо жить для себя. Но это не так, слово Бога воспитывает каждого человека, чтобы он был готов служить делу Бога. Только слово Бога оживляет нас, и даёт нам расти духовно.

Я благодарю Бога за то, что Он с первого курса Университета привёл меня к изучению Библии и верно даёт мне Своё Слово каждую неделю уже на протяжении 20 лет. Когда я начал изучать Библию, я думал, что Библейские апостолы, пастыри, миссионеры – это какие-то сверх-люди, а я – простой человек, который занимается только компьютерами. Однако, чем больше я изучал Библию, тем больше Бог показывал мне, свою надежду. Однажды, меня начали брать на приглашение. Потом мне поручили изучать Библию с агнцами. Бог поставил меня даже лидером колена. Бог использовал меня проповедником и ведущим прославления. Бог создал для меня домашнюю церковь. Бог посылал меня на различные конференции по всему миру, и дал мне даже читать доклады миссии. Как возможно, что тот Саша стал таким? Всё это получилось через слово Бога. Слово Бога учило меня, обличало, исправляло и наставляло в праведности, чтобы сделать меня готовым на всякое доброе дело.

С другой стороны, сейчас мне 36 лет, но я до сих пор ещё не смог поднять ни одного ученика Иисуса, не построил церковь, и не уехал миссионером. Я читал о христианских лидерах. Например, Хадсон Тейлор в 17 лет начал готовиться к миссионерской жизни и её лишениям. В 22 года он приехал Миссионером в Китай, и в 28 лет он создал Китайскую Внутреннюю Миссию. Чарльз Стадд в студенчестве принял призыв Бога и основал кембриджскую семёрку, а в 25 уехал миссионером. Д.Л.Муди принял Христа в 18 лет. В 21 год он основал свою первую воскресную школу в бывшей пивной. А в 27 лет он построил здание для церкви на 1500 человек и эта церковь считалась самой живой в Чикаго. Почему же моя жизнь не такая влиятельная? Через это слово, Бог показал мне, что я просто не готов! Мне не хватает знаний, я противлюсь из-за своих грехов, я не слушаюсь из-за оставшихся заблуждений и предубеждений, и мне не хватает духовных сил из-за отсутствия праведности. По сути, причина моей неготовности в том, что я стал слишком мало общаться с Библией. И мой духовный бег замедлился. Это главная проблема. Наверно поэтому, д-р Самуил первым пунктом в своём завещании написал: «BACK TO THE BIBLE». Поэтому я принимаю от Бога это слово как направление: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Бог хочет, чтобы я был готовым, поэтому мне нужно постараться ещё больше пребывать в слове Бога. Я принимаю решение вечером вместо планшета брать в руки Библию и читать минимум пол-часа или до того как усну.

Бог хочет использовать меня для всякого доброго дела. Я молюсь, молюсь, чтобы через слово Бога, я стал готовым.

Сегодня мы узнали, что особенность Библии в том, что она написана Святым Духом Бога. Мы изучаем Библию 1:1 с пастырем, но кто учит библии, и кто учиться, должны знать, что учитель один Бог, и оба учатся у Бога. Через Свое слово Бог хочет говорить с каждым человеком. Бог хочет разбудить нас от сна грехов, сделать нас Своими драгоценными людьми. Пусть Бог даст нам святое желание читать Библию, и слышать голос Бога. Пусть Бог готовит каждого из нас для служения Его делу через Своё слово, и даст нам много изучений 1:1 в нашей церкви.

источник

Читаем Апостол. 8 декабря. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Святой Церковью читается Второе послание к Тимофею. Глава 3, ст. 16–17; глава 4, ст.1- 4.

3:16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

3:17. да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

4:1. Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:

4:2. проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

4:3. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;

4:4. и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

(2 Тим. 3, 16 – 17, 4, 1 – 4)

Апостол Павел продолжает свои увещевания апостола Тимофея, епископа Церкви Ефесской.

Начинается сегодняшний отрывок с очень важного тезиса: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Это место, возможно, единственное, где напрямую говорится, что все Писание богодухновенно. Надо заметить, что здесь во многом имелось в виду еще ветхозаветное Писание, поскольку новозаветного канона, собрания новозаветных книг еще не было. Хотя если мы возьмем послания апостола Павла, многие из которых к этому моменту уже были написаны, то, конечно, можно и их причислять к Священному Писанию и считать их богодухновенными книгами. Однако свои послания Павел, наверное, еще не считал таким богодухновенным текстом, в большей степени он все-таки имеет в виду Ветхий Завет. Теперь для нас с вами Новый Завет, несомненно, является таким же богодухновенным текстом и даже имеющим большее, решающее значение, чем текст ветхозаветный.

Так что же значат слова о том, что все Писание богодухновенно? Мы немного об этом говорили. Тема чрезвычайно интересная, глубокая и важная. Понятие богодухновенности по-разному интерпретируется разными христианскими конфессиями и иногда даже отдельными христианами внутри одной Церкви. В протестантских Церквях, которых существует много, в том числе у современных протестантов, с которыми мы сталкиваемся в России, существует вербальная, то есть словесная теория богодухновенности. Русский синодальный перевод Нового Завета, на который они опираются, в их понимании был практически продиктован его авторам, поэтому нужно понимать всё слово в слово, как написано: без комментариев, без контекста, без исследования. Представители протестантских деноминаций прекрасно знают этот текст, почитают и изучают его, подчас они ходячие «цитатники».

Православному человеку с ними бывает очень непросто, потому что протестанты забрасывают цитатами человека, недостаточно изучающего свою традицию. Таковых у нас, к сожалению, не так уж мало: они заходят иногда в церковь, но ни одной цитаты из Нового Завета привести не могут. Мы пытаемся с этим что-то сделать, но пока реалии таковы, что в чисто формальном знании Нового Завета протестанты нас обходят. Повторю, их знание подобно компьютеру, который выбрасывает цитаты, потому что они полагают, что если закреплять какое-то мнение голыми цитатами, вырванными из разного контекста, из разных частей Нового Завета, то этого будет достаточно.

Приблизительно такое же понимание, даже более радикальное, мы находим в исламе. Коран для мусульманина – это не текст, написанный Мухаммедом. С точки зрения мусульман, Коран существовал всегда, это слово Аллаха, которое всегда существовало где-то на небе у самого Аллаха, а Мухаммед – человек, который был «приёмником», записавшим все это на бумагу, поэтому все, что написано, – слово в слово изречения самого Аллаха.

В православной традиции и вообще в христианстве с самых ранних его времен отношение к понятию богодухновенности было достаточно трезвым. Оно таково, что все книги Священного Писания вдохновлены Духом Святым, в этом и смысл понятия богодухновенности. Однако не было такого, чтобы автор лишался своих индивидуальных особенностей и характеристик. Каждый автор, например в Евангелии, пишет об одних и тех же событиях немного по-разному. У каждого евангелиста свой темперамент, свой уровень образования, свой лексикон. Скажем, Евангелие от Марка написано простым языком, это не самый лучший греческий язык. В Евангелии от Луки, как и в книге Деяний, написанной им же, наоборот, прекрасный древнегреческий язык, самый лучший в Новом Завете, с точки зрения исследователей. Изучая послания апостола Павла, мы видим, что послания более раннего времени объединяются неким стилем и лексикой, а более поздние, например, «пастырские» послания, отражают уже другое время и имеют свою стилистику, свой лексический состав текста.

Это трезвое отношение было изначально, когда составлялся канон и Церковь размышляла над тем, какие книги брать в канон, а какие не брать. Мы помним самые ранние исследования учителей Церкви, которые пытались сравнивать существовавшие уже тогда рукописи, потом переводы Нового Завета. Традиции самой ранней библеистики, которая потом перешла в современную библеистику, говорят о том, что идею, внутреннее содержание, суть текста каждому конкретному автору дал Дух Святой, но сам текст по форме, лексическому подбору определенных выражений и слов, по стилю соответствует пониманию конкретного автора. Хочу подчеркнуть, что наше понимание богодухновения именно таково, потому что иногда мы похожи на протестантов и пытаемся отстоять вербальное видение богодухновенности, забывая подчас о контексте, о том, что каждый автор имел свою задачу, свой стиль, свой уровень образования. Они говорили об одной и той же христианской истине, но по-разному, и это нормально, естественно, это подчеркивает то, что Священное Писание может быть единым при таком разнообразии.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

источник

обличения, для исправления, для наставления в праведности.2 Тим. 3-16

Человек сам собою ничего не созиждет в себе доброго, если не придет благодать и благодать не дает ничего человеку, если человек сам не трудится. 2 Кол 6-3

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.Евр. 11-1

О свободе воли. Какбы ни были сильны возбуждения, всё решение дела принадлежит лицу действующему; и всякий сознает момент, когда он внутри произносит: так и так надо сделать. В этом и есть существо свободы. И этого никакая сила исторгнуть у души не может. Феофан. Затворник

Но и Бога бойся и заповеди Его храни. Ныне-завтра смерть. А там отчёт. Почаще думай об этом и будешь хранить сердце от дурных чувств и расположений. Феофан Затворник

«не мудрствовать сверх того, что написано» (1Кор 4:6)

…праведный верою жив будет (Авв.2:4; Рим.1:17).

Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах .Симеон Новый Богослов

Кто не живет по закону Божию, тот и Бога не боится. Кто не боится Бога, тот не видит Его. А кто не видит Бога, тот не имеет в себе духовного света. Кто не имеет этого света, тот не верует во Христа. Кто не верует во Христа, не имеет в себе жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов

Да творим мы не что нам угодно, но что угодно Богу, и так угодим Ему. Божие слово показывает нам, что угодно Богу и что не угодно. Этот священный светильник да светит нам во всех наших делах, словах, мыслях и начинаниях; для того он и поставлен милосердным нашим Небесным Отцом.

Воля Божия открыта в слове Божием. Симеон Новый Богослов

Григорий БОГОСЛОВ
/ок 330-390 гг/

Беседы, долго идущие, пожирают жизнь.

Говорящий плохое — всегда в убытке.

Добрая жена любит труд и спасает от зла.

Злой человек и в богатстве живет неправедно.

Изрекать могут многие — понимают не все.

Лучше смолчать, чем худое молвить.

Многих, творящих зло, оправдает чин.

Мудрым решения ночью приходят

Мужу, в беду попавшему, не сотвори зла — и тебя не постигнет зло

Не красота всякой женщины — золото, а ум и молчание.

Не суди по виду, суди по делам.

Не сыскать ни одной жизни, без печали.

Никто о себе не скажет: я злодей.


Одного невозможно избыть человеку: стремление к женщине.

Праведная жена — богатство дому и спасенье мужу.

Ссоры любящих длятся недолго

Иоанн ЗЛАТОУСТ архиепископ Константинополя, ок400 года/

Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.

Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.

Блаженный АВГУСТИН /епископ г. Иппон, ок430 гг/

Друзья, льстя, развращают, а враги, браня, обычно исправляют.

Совершенство есть знание человека о своём несовершенстве.

Человек не будет наслаждаться едой и питьем, если не перестрадает от голода и жажды.

Аби-ТАЛИБ /араб поэт, ок600гг/

Самая большая нищета – невежество.

Самое большое богатство – разум.

Самое большое наследство – воспитанность.

Иоанн ДАМАСКИН /визант философ, монах, поэт, ок 700 гг/

Алчная душа всем злым делам начало

Бессильными врагов своих всегда называют глупые


Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем

Всегда ненавидят неучи ученых.

.
Даже когда враг бессилен, мудрый царский первосоветник не позволит царю идти на бой, если можно миром уладить.

Из мудрых никто не осмелится на следующие ТРИ вещи: к царям приближаться, пить яд для пробы и вверять тайну женщине


Кто довольствуется малым, живёт беззаботной жизнью.

Мудрый знает, как поступать и там, где не имеет опыта; глупый ошибается и в том, чему учился.

Не вверяй своей тайны тому, кто угощает тебя, прежде чем не узнаешь его верности и дружбы.

Не заботься о богатстве, человек многоумный почтен и без богатства.

Не обличай безумного, чтобы не возненавидел он тебя.

Удаляйтесь от коварного человека, даже если вы в родстве или близки с ним.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8497 — | 7329 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Источники:
  • http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_11_2/txt44.html
  • http://www.gazetaprotestant.ru/2012/09/bogoduxnovennost-pisaniya/
  • http://ubf.odessa.ua/vse-pisanie-bogoduhnovenno-2-timofeyu-3-15-17/
  • http://tv-soyuz.ru/peredachi/chitaem-apostol-8-dekabrya
  • http://studopedia.ru/12_207047_vse-pisanie-bogoduhnovenno-i-polezno-dlya-naucheniya-dlya.html