Меню Рубрики

Взаимосвязь между строением земной коры рельефом и полезными ископаемыми

Гипермаркет знаний>>География>>География 6 класс>> Основные формы рельефа Земли. Минеральные ресурсы литосферы

§ 4. Основные формы рельефа Земли.

Минеральные ресурсы литосферы

Рельеф Земли — это совокупность всех неровностей поверхности литосферы.

Материки и океаны — основные формы рельефа Земли. Их образование обусловлено тектоническими, космическими и планетарными процессами.

Материк — это крупнейший массив земной коры, который имеет трехслойное строение. Большая часть его поверхности выступает над уровнем Мирового океана. В современную геологическую эпоху существует 6 материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Их площади соответственно: 54, 30, 24, 18, 14, 9 млн км 2 .

Мировой океан — непрерывный водный массив, окружающий материки. Мировой океан делится материками на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Иногда выделяют также Южный океан, омывающий побережье Антарктиды.

Поверхность Земли составляет 510 млн км 2 . На долю суши приходится всего 29% площади Земли. Все остальное — Мировой океан, т. е. 71 %.

Горы и равнины так же, как материки и океаны, являются основными формами рельефа Земли. горы образуются в результате тектонических поднятий, а равнины — в результате разрушения гор.

Равнины — обширные участки с ровной или холмистой поверхностью. Они различаются по высоте. Примером низменности (от 0 до 200 м над уровнем моря) может служить Амазонская низменность — самая большая на Земле, а также Индо-Гангская низменность. Бывает, что низменности располагаются ниже уровня моря — это впадины. Прикаспийская низменность расположена на 28 м ниже уровня моря. Примером собственно равнины может служить крупнейшая Восточно-Европейская равнина.

На высотах 200-500 м над уровнем моря располагаются возвышенности. Например, Среднерусская, Приволжская, а выше 500 м — плоскогорья и нагорья. Крупнейшими из них являются Среднесибирское, Бразильское, Декан, Гвианское, Восточно-Африканское, Большой Бассейн, Аравийское.

Горы — участки земной поверхности, приподнятые над уровнем моря на высоту более 500 м. Горы считаются низкими, если их высота от 500 до 1000 м; средними — от 1000 до 2000 м и высокими — свыше 2000 м. Самая высокая горная вершина на Земле — гора Джомолунгма (Эверест) в Гималаях имеет высоту 8848 м. Определить высоту гор можно по физической карте, пользуясь шкалой высот.

Классификация форм рельефа по их размерам

Размеры Формы рельефа
Крупнейшие (мегарельеф) Крупные (макрорельеф) Средние (мезорельеф) Мелкие (микрорельеф)
Горизонтальные десятки и сотни тысяч км 2 сотни и тысячи км 2 сотни и тысячи км 2 метры и сотни м 2
Вертикальные сотни и тысячи метров сотни и тысячи метров метры и десятки метров метры, реже десятки метров
Примеры форм Нагорья, горные страны, обширные возвышенности и низменности горные хребты, отдельные горы, большие речные долины, межгорные впадины холмы, овраги, балки, барханные цепи бугры, курганы, промоины, рытвины

Размеры форм рельефа отражают особенности их происхождения. Так, наиболее крупные формы рельефа образовались в результате преобладающего влияния внутренних сил Земли. Формы средних и мелких масштабов образовались при преимущественном участии внешних сил.

Горы различаются не только по высоте, но и по форме. Группа гор, вытянутых цепочкой, носит название горный хребет. Такую форму имеют, например, Кавказские горы. Есть еще горные пояса, например Альпийско- Гималайский, и горные страны, например Памир.

Горы и равнины расположены как на материках, так и в океанах.

Минеральные ресурсы литосферы.

Люди еще в древности научились применять для своих нужд некоторые из этих ресурсов, что нашло свое выражение в названиях исторических периодов развития человечества: «каменный век», «бронзовый век», «железный век». В наши дни используются более 200 различных видов минеральных ресурсов. По образному выражению академика А. Е.Ферсмана (1883—1945), ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева.

Распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется геологическим (тектоническим) закономерностям (см. табл. 7 на с. 64—65).

Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам. Так что название «бассейн» отражает их происхождение довольно точно — «морской бассейн».

На Земном шаре известно более 3,6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, которые в совокупности занимают 15% территории земной суши. Основная часть ресурсов угля приходится на Азию, Северную Америку и Европу и сконцентрирована в десяти крупнейших угольных бассейнах Китая, США, России, Индии, Германии.

Зависимость между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых

Формы рельефа Строение и возраст участка земной коры Характерные полезные ископаемые Примеры
Равнины Щиты архейско-протеро- зойских платформ Обильные месторождения железных руд Украинский щит, Балтийский щит Русской платформы
Плиты древних платформ, чехол которых сформировался в палеозойское и мезозойское время Нефть, газ, каменный уголь, строительные материалы Западно-Сибирская низменность, Русская равнина
Горы Молодые складчатые горы альпийского возраста Полиметаллические руды, строительные материалы Кавказ, Альпы
Разрушенные складчато- глыбовые горы мезозойской, герци некой и каледонской складчатостей Самые богатые полезными ископаемыми структуры: руды черных (железо, марганец) и цветных металлов (хром, медь, никель, уран, ртуть), россыпи золота, платины, алмазов Казахский мелкосопочник
Омоложенные горы мезозойской и палеозойской складчатостей Руды черных и цветных металлов, коренные и россыпные месторождения золота, платины и алмазов Урал, Аппалачи, горы Центральной Европы
Материковая отмель (шельф) Краевые прогибы Нефть, природный газ Мексиканский залив
Затопленная часть плит, платформ Нефть, природный газ Персидский залив
Дно океана Абиссальные равнины Железо-марганцевые конкреции Дно Северного моря

Нефтегазоносных бассейнов разведано более 600, разрабатывается 450. Общее число нефтяных месторождений достигает 35 тыс. Основные запасы находятся в Северном полушарии и приурочены к отложениям мезозоя. Главная часть этих запасов также сконцентрирована в небольшом числе крупнейших бассейнов Саудовской Аравии, США, России, Ирана.

Рудные полезные ископаемые обычно приурочены к фундаментам (щитам) древних платформ, а также к складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяженности рудные (металлогени- ческие) пояса, связанные своим происхождением с глубинными разломами в земной коре. Территории подобных поясов (Альпийско-Гималайского, Тихоокеанского) служат сырьевыми базами горнодобывающей промышленности, зачастую определяя хозяйственную специализацию отдельных районов Китая, Бразилии, Австралии, России, США, Индии, Канады.

Широкое распространение имеют и нерудные полезные ископаемые, месторождения которых встречаются как в платформенных, так и в складчатых областях. К ним, например, относятся различные минеральные соли — азотные, калийные, фосфорные.

К ресурсам литосферы следует отнести также энергию глубинного тепла Земли, или геотермальную энергию. Ресурсы геотермальной энергии особенно велики в странах и районах с повышенной сейсмической и вулканической активностью (Исландия, Италия, Новая Зеландия, Филиппины, Мексика, Камчатка и Северный Кавказ в России, Калифорния в США). Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания (скопления) полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья.

Добыча минеральных ресурсов шахтным способом в мировых масштабах ведется в зарубежной Европе, Европейской части России, США, где многие месторождения и бассейны, находящиеся в верхних слоях земной коры, уже сильно выработаны.

Если полезные ископаемые залегают на глубине 20—30 м — выгоднее снять бульдозером верхний слой горной породы и вести добычу открытым способом. Открытым способом добывают, например, железную руду в районе Курска, уголь на некоторых месторождениях Сибири.

По запасам и добыче многих минеральных богатств литосфера России занимает одно из первых мест в мире (газ, уголь, нефть, железная руда, алмазы).

Обязательная географическая номенклатура

Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Сев. Америка).
Низменности: Оринокская, Ла-Платская, Центральная (Австралия), Миссисипская.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское, Гвианское, Восточно-Африканское.
Нагорья: Тибет, Гоби, Эфиопское.
Горные системы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Скандинавские горы, Урал, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Памир, Гималаи, Кордильеры, Аппалачи, Аляскинский хребет, Анды, Большой Водораздельный хребет.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи.

Вопросы и задания для подготовки к экзамену

1. Какие оболочки Земли можно назвать внутренними?
2. С какими горными породами связаны месторождения угля, нефти, природного газа?
3. Чем отличается материковая земная кора от океанической?
4. Приведите примеры магматических горных пород. Чем они отличаются от осадочных и метаморфических.
5. Перечислите периоды кайнозойской эры, начиная с самого древнего.
6. Назовите древние платформы, лежащие в основании материков Африка, Северная Америка, Южная Америка.
7. С какими тектоническими структурами связаны месторождения нефти и газа?
8. Из следующих экзогенных процессов: ветер, морское волнение, колебания температуры воздуха, подземные воды, ледники, текучие воды, живые организмы — выберите такие, которыми созданы следующие формы рельефа: косы, коралловые острова, старицы, карстовые пещеры, дюны.
9. Следствием действия каких сил: экзогенных или эндогенных, являются грабены, горсты и сбросы?
10. С какими областями связаны такие явления, как землетрясения и вулканизм? Назовите основные типы вулканических извержений.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. — М.:Айрис-пресс, 2010. — 368с.:ил.

Видеопо географии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

источник

«8 класс. Практическая работа по географии «Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России» Цель: научиться устанавливать . »

8 класс. Практическая работа по географии

«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»

Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и ПИ страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.

Тектонические структуры Формы рельефа, соответствующие этим структурам Типичные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа Сибирская платформа Западно — Сибирская платформа Скифская плита Балтийский щит Алданский щит Области байкальской

складчатости Области герцинской

складчатости Области мезозойской

складчатости Области кайнозойской

складчатости Задание 2. Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.

Вариант заполнения таблицы для проверки учителем

Тектонические структуры Формы рельефа, соответствующие этим структурам Типичные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа Восточно-Европейская равнина

Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья) Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.

богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия). С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн), нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн), горючих сланцев (близ Сызрани). Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки). С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка), бокситы (у Тихвина), фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).

Сибирская платформа Среднесибирское плоскогорье

(древняя платформа) Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн. Нефть, газ.

Западно — Сибирская платформа Западно-Сибирская равнина (молодая платформа) Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).

Скифская плита Равнинный Крым (молодая платформа) Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).

Балтийский щит Возвышенности и платформенные горы Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения

Алданский щит Алданское нагорье Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения

Области байкальской, каледонской

складчатости Древняя складчатость, низкие сильно разрушенные горы. Енисейский кряж, Восточный Саян, Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж

Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд железа, титана, золота и отчасти молибдена, асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди

складчатости Урал, Аппалачи, Алтай медь, свинец, цинк, олово, HYPERLINK «https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BC» \o «Вольфрам» вольфрам,золото, серебро, уранОбласти мезозойской

складчатости Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,) Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.

Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.

складчатости Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.

Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.

«Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для ученика 8 классаСоставитель Шмарова Ирина Евгеньевна, учитель английского языка второй квалификационной категории г. Шарья 2015 г. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государст. »

«Принят решением Утверждаю: Заведующий МКДОУ детский сад педагогического совета № 4 «Колокольчик» р.п. Линево от 24.05.2016 _ Исакова Т.И. Отчет о результатах самообследования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колокольчик» р.п.Линево за 2015/2016 учебный год. 2016 г. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИ. »

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №118 Г. САМАРА. Методическое образовательное учреждение учителей технологии. Разработка урока по технологии на тему: «Работа на швейной машине».Выполнил: Скоромная Т.Г. учитель технологии руководитель ШМО учите. »

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г.ЧЕРЕПАНОВА» ЧЕРАПАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Фейерверк событий»Разработчик проекта: учитель начальных классов, методист Шушкова Светлана Александровна Тип проекта: практико-ориен. »

«Ключи 10-11 класс 1 вариант Задание 1.Ответ: Местоимение. Частица. Имя прилагательное. Глагол. Союз. Сравнительная степень наречия. Частица (выделительно-ограничительная). За правильное определение вида частицы 0,5 баллов. Вводное слово. Оценк. »

«МАДОУ детский сад № 63 » Журавлик» Комбинированного вида Киселевского городского округа Перспективный план Закаливание На 2015-2016 учебный год Ясельная группа № 5Воспитатель: Платонова С.В. Киселевск 2016г. № Тема Цель Сроки реализации 1 Закаливание. «Примем с зайкой воздушные ванны» Цель: Ук. »

«Конспект занятия «Труд шахтёров».Программное содержание: Познакомить детей с трудом шахтёров, со схемой прохождения угля от добычи до людей. Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.Ход занятия:- Дети, есть на свете страны малые и большие. А наша страна не про. »

Читайте также:  Чем полезна маска пленка для лица

«Министерство образования и науки РФ Управление образования Муниципального образования администрации г. Усолья – Сибирского Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 8 им. А. А. Разгуляева»Разработан: педагогом – организато. »

«Рассмотрено на заседании ШМО учителей Протокол № отРуководитель ШМО _ Миронычева М.Е. «» 2013г.СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ с. Кировское Побуранова Г.В. «» 2013г.УТВЕРЖДЕНО Руководитель МОУ СОШ с. Кировское_ Гельм Н.В. Приказ № _. »

2017 www.docx.lib-i.ru — «Бесплатная электронная библиотека — интернет материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

источник

Материки и океаны – основные формы рельефа Земли. Их образование обусловлено тектоническими, космическими и планетарными процессами.

Материк – это крупнеИшиИ массив земноИ коры, который имеет трехслойное строение. Большая часть его поверхности выступает над уровнем Мирового океана. В современную геологическую эпоху существует 6 материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Мировой океан – непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и обладающая общностью солевого состава. Мировой океан делится материками на 4 океана: ТихиИ, Атлантический, ИндиИскиИ и Северный Ледовитый.

Поверхность Земли составляет 510 млн. км 2 . На долю суши приходится всего 29 % площади Земли. Все остальное – Мировой океан, то есть 71 %.

Горы и равнины, так же как материки и океаны, являются основными формами рельефа Земли. Горы образуются в результате тектонических поднятий, а равнины – в результате разрушения гор.

Равнины – обширные участки с относительно ровной поверхностью. Они различаются по высоте. Примеромнизменности (от 0 до 200 м над уровнем моря) может служить Амазонская низменность – самая большая на Земле, а также Индо‑Гангская низменность. Бывает, что низменности располагаются ниже уровня моря, – этовпадины. Прикаспийская низменность расположена на 28 м ниже уровня моря. Примером собственно равнины может служить крупнейшая Восточно‑Европейская равнина.

На высотах 200–500 м над уровнем моря располагаются возвышенности. Например, Среднерусская, Приволжская, а выше 500 м –плоскогорья инагорья. Крупнейшими из них являются Среднесибирское,

Бразильское, Декан, Гвианское, Восточно‑Африканское, Большой Бассейн, Аравийское.

Горы – участки земной поверхности, значительно приподнятые над уровнем моря на высоту более 500 м и сильно расчлененные. Горы считаются низкими, если их высота – от 500 до 1000 м; средними – от 1000 до 2000 м и высокими – свыше 2000 м. Самая высокая горная вершина на Земле – гора Джомолунгма (Эверест) в Гималаях имеет высоту 8848 м. Определить высоту гор можно по физической карте, пользуясь шкалой высот.

Размеры форм рельефа отражают особенности их происхождения. Так, наиболее крупные формы рельефа – тектонические – образовались в результате преобладающего влияния внутренних сил Земли. Формы средних и мелких масштабов образовались при преимущественном участии внешних сил(эрозионные формы).

Горы различаются не только по высоте, но и по форме (табл. 7.3). Группа гор, вытянутых цепочкой, носит название горный хребет. Такую форму имеют, например, горы Кавказа.

Выделяют горные пояса, например Альпийско‑Гималайский, и горные страны, например Памир.

Горы и равнины расположены как на материках, так и в океанах.

Классификация форм рельефа по их размерам

Люди еще в древности научились применять для своих нужд некоторые из этих ресурсов, что нашло свое выражение в названиях исторических периодов развития человечества: «каменный век», «бронзовый век», «железный век». В наши дни используются более 200 различных видов минеральных ресурсов. По образному выражению академика А. Е. Ферсмана (1883–1945), ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве, скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – бассейны.

Распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется геологическим (тектоническим) закономерностям (табл. 7.4).

Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам. Так что название «бассейн» отражает их происхождение довольно точно – «морской бассейн».

На земном шаре известно более 3,6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, которые в совокупности занимают 15 % территории земной суши. Основная часть ресурсов угля приходится на Азию, Северную Америку и Европу и сконцентрирована в десяти крупнейших бассейнах Китая, США, России, Индии, Германии.

Нефтегазоносных бассейнов разведано более 600, разрабатывается 450. Общее число нефтяных месторождений достигает 35 тыс. Основные запасы находятся в Северном полушарии и являются отложениями мезозоя. Главная часть этих запасов также сконцентрирована в небольшом числе крупнейших бассейнов Саудовской Аравии, США, России, Ирана.

Рудные полезные ископаемые обычно приурочены к фундаментам (щитам) древних платформ, а также к складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяженности рудные (металлогенические) пояса, связанные своим происхождением с глубинными разломами в земной коре. Ресурсы геотермальной энергии особенно велики в странах и районах с повышенной сейсмической и вулканической активностью (Исландия, Италия, Новая Зеландия, Филиппины, Мексика, Камчатка и Северный Кавказ в России, Калифорния в США).

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания (скопления) полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья.

Добыча минеральных ресурсов закрытым (шахтным) способом в мировых масштабах ведется в зарубежной Европе, Европейской части России, США, где многие месторождения и бассейны, находящиеся в верхних слоях земной коры, уже сильно выработаны.

Если полезные ископаемые залегают на глубине 20–30 м, выгоднее снять бульдозером верхний слой горной породы и вести добычу открытым способом. Открытым способом добывают, например, железную руду в районе Курска, уголь на некоторых месторождениях Сибири.

По запасам и добыче многих минеральных богатств Россия занимает одно из первых мест в мире (газ, уголь, нефть, железная руда, алмазы).

В табл. 7.4 показана зависимость между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых.

Залежи полезных ископаемых в зависимости от строения и возврата участка земной коры и форм рельефа

источник

План-конспект урока по географии (8 класс) на тему:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок — обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии( презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презентация)

Вложение Размер
otkrytyy_urok_relef_rossii_16.10.2014.docx 21.58 КБ
kurskaya_magnitnaya_anomaliya.docx 18.27 КБ
forma_relefa_tablitsa.docx 13.23 КБ
shatsk_vystuplenie.docx 25.89 КБ
intelektualnaya_igra_7_kl.doc 57 КБ

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

БЕЗУГЛАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,

Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .

Данная практическая работа является:

— по ведущей образовательной цели – репродуктивной, обучающей;

— по уровню познавательной активности – частично-поисковой;

— по степени познавательной активности — частично самостоятельной;

— по форме – индивидуальной, коллективной;

— по времени – урочной для всех, кроме учеников готовящих сообщение и презентацию;

— по источнику информации — на основе географических карт, презентация — на основе нескольких источников ( научно-популярная литература, архивные документы ,фотоматериалы и т.д.);

— по месту проведения – классной;

— по форме речи – письменная;

— форма представления результатов – текстовая работа .

  1. Повторить правила работы с тематическими картами (чтение легенды карты).
  2. Повторить термины : рельеф, литосферные плиты, тектоническая структура, типы полезных ископаемых ( осадочные, магматические, метаморфические).
  3. Повторить основные формы рельефа России.
  4. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.
  5. По тектонической карте определить закономерности размещения полезных ископаемых в Западной Сибири, на Урале и Кавказе, на территории Восточно-Европейской равнины и в Тульской области . Запись в тетради в виде таблицы.
  6. Проверить и оценить умение сопоставлять карты :« Тектоника и минеральные ресурсы России», «Рельеф России» , «Административно- территориальное деление России» «Атлас Тульской области», объяснять выявленные закономерности.
  7. Выявить закономерности размещения в Тульской области угольной промышленности.
  8. Сделать выводы взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Запись в тетради.
  9. Ознакомиться с историей образования поселка Шатск. Запись в тетради.
  1. Определить, каким тектоническим структурам соответствует территория Западной Сибири , Кавказа, Уральских гор, Восточно-Европейская равнина. Каково строение?
  2. Определить какой форме рельефа соответствует данная структура.
  3. Сделать вывод о зависимости рельефа от стpoeния земной коры. Выявленную закономерность объяснить .
  4. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы России» и «Физической карте России» определить, какими полезными ископаемыми богата территория. Какие из них встречаются на платформах, какие в складчатых областях? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу, складчатым областям? Выявленную закономерность объяснить.
  5. Запись в тетради в виде таблицы.

источник

Формы рельефа Строение и возраст участка земной коры Характерные полезные ископаемые Примеры
Равнины Щиты архейско-протерозойских платформ Обильные месторожде­ния железных руд Украинский щит, Балтийский щит Русской платфор­мы
Плиты древних платформ, чехол ко­торых сформировал­ся в палеозойское и мезозойское время Нефть, газ, каменный уголь, строительные ма­териалы Западно-Сибир­ская низменность, Русская равнина
Горы Молодые складча­тые горы альпийско­го возраста Полиметаллические ру­ды, строительные мате­риалы Кавказ, Альпы
Разрушенные складчато-глыбовые горы мезозойской, герцинской и каледон­ской складчатостей Самые богатые полез­ными ископаемыми структуры: руды черных (железо, марганец) и цветных (хром, медь, никель, уран, ртуть) ме­таллов, россыпи золота, платины, алмазов Казахский мелко-сопочник
Омоложенные горы мезозойской и па­леозойской складча-тостей Руды черных и цветных металлов, коренные и россыпные месторожде­ния золота, платины и алмазов Урал, Аппалачи, горы Централь­ной Европы
Матери­ковая отмель (шельф) Краевые прогибы Нефть, газ Мексиканский за­лив
Затопленная часть плит, платформ Нефть, газ Персидский залив
Дно океана Абиссальные равни­ны Железо-марганцевые конкреции Дно Северного моря

Гидросфера (от греч. hydro — вода и sphaira — шар) — водная оболочка Земли, представляющая собой совокупность океанов, морей и конти­нентальных водных бассейнов — рек, озер, болот и др., подземных вод, ледников и снежных покровов.

Полагают, что водная оболочка Земли образовалась в раннем архее, то есть примерно 3800 млн лет назад. В этот период истории Зем­ли на нашей планете установилась температура, при которой вода мог­ла находиться в значительной мере в жидком агрегатном состоянии.

Вода как вещество обладает уникальными свойствами, к числу ко­торых относятся следующие:

♦ способность к растворению очень многих веществ;

♦ нахождение в жидком состоянии в интервале температур от 0 до 100 °С;

♦ большая легкость воды в твердом состоянии (льда), нежели в жид­ком.

Уникальные свойства воды позволили ей играть важную роль в эво­люционных процессах, происходящих в поверхностных слоях земной коры, в круговороте вещества в природе и являться условием возник­новения и развития жизни на Земле. Вода начинает выполнять свои геологические и биологические функции в истории Земли после возникновения гидросферы.

Гидросферу составляют поверхностные воды и подземные воды. Поверхностные воды гидросферы покрывают 70,8% земной поверхности. Их суммарный объем достигает 1370,3 млн км 3 , что составляет 1/800 общего объема планеты, а масса оценивается в 1,4 х 1018 т. К числу поверхностных вод, то есть вод, покрывающих сушу, относят Мировой океан, континентальные водные бассейны и материковые льды. Мировой океан включает в себя все моря и океаны Земли.

Моря и океаны покрывают 3/4 поверхности суши, или 361,1 млн км 2 . В Мировом океане сосредоточена основная масса поверхностных вод — 98%. Мировой океан условно разделен на четыре океана: Атлантиче­ский, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый. Полагают, что современный уровень океана установился около 7000 лет назад. По дан­ным геологических исследований, колебания уровня океана за послед­ние 200 млн лет не превышали 100 м.

Вода в Мировом океане соленая. Среднее содержание солей со­ставляет около 3,5% по массе, или 35 г/л. Их качественный состав сле­дующий: из катионов преобладают Na + , Mg 2+ , K + , Ca 2+ , из анионов — Сl-, SO4 2- , Вг — , С0з 2- , F — . Считается, что солевой состав Мирового океана остается постоянным с палеозойской эры времени начала развития жизни на суше, то есть примерно в течение 400 млн лет.

Континентальные водные бассейны представляют собой реки, озе­ра, болота, водохранилища. Их воды составляют 0,35% от общей мас­сы поверхностных вод гидросферы. Некоторые континентальные во­доемы — озера — содержат соленую воду. Эти озера имеют либо вулка­ническое происхождение, либо представляют собой изолированные остатки древних морей, либо образованы в районе мощных отложений растворимых солей. Однако в основном континентальные водоёмы пресные.

Пресная вода открытых водоемов также содержит растворимые соли, но в небольшом количестве. В зависимости от содержания раство­ренных, солей пресную воду разделяют на мягкую и жесткую. Чем меньше в воде растворено солей, тем она мягче. Самая жесткая прес­ная вода содержит солей не более 0,005% по массе, или 0,5 г/л.

Материковые льды составляют 1,65% от общей массы поверхност­ных вод гидросферы, 99% льда находится в Антарктиде и Гренландии. Общая масса снега и льда на Земле оценивается в 0,0004% массы на­шей планеты. Этого достаточно для того, чтобы покрыть всю поверхность планеты слоем льда толщиной 53 м. Согласно расчетам, если эта масса растает, то уровень океана поднимется на 64 м.

Химический состав поверхностных вод гидросферы приблизитель­но равен среднему составу морской воды. Из химических элементов по массе преобладают кислород (85,8%) и водород (10,7%). Поверхно­стные воды содержат значительное количество хлора (1,9%) и натрия (1,1%). Отмечается существенно более высокое, чем в земной коре, со­держание серы и брома.

Читайте также:  Для чего шалфей полезен

Подземные воды гидросферы содержат основной запас пресной во­ды: Предполагают, что суммарный объем подземных вод примерно 28,5 млрд км 3 . Это почти в 15 раз больше, чем в Мировом океане. Счи­тают, что именно подземные воды являются основным резервуаром, пополняющим все поверхностные водоемы. Подземная гидросфера может быть разделена на пять зон.

Криозона. Область льдов. Зона охватывает полярные районы. Тол­щина ее оценивается в пределах 1 км.

Зона жидкой воды. Охватывает практически всю земную кору.

Зона парообразной воды ограничивается глубиной до 160 км. Пола­гают, что вода в этой зоне имеет температуру от 450 °С до 700 °С и на­ходится под давлением до 5 ГПа 1 .

Ниже, на глубинах до 270 км, располагается зона мономерных моле­кул воды. Она охватывает слои воды с диапазоном температур от 700 °С до 1000 °С и давлением до 10 ГПа.

Зона плотной воды простирается, предположительно, до глубин в 3000 км и опоясывает всю мантию Земли. Температуру воды в этой зоне оценивают в промежутке от 1000° до 4000 °С, а давление — до 120 ГПа. Вода при таких условиях полностью ионизирована.

Гидросфера Земли выполняет важные функции: она регулирует температуру планеты, обеспечивает круговорот веществ, является составной частью биосферы.

Непосредственное воздействие на регуляцию температуры поверхностных слоев Земли гидросфера оказывает благодаря одному важных свойств воды — большой теплоемкости. По этой причине поверхностные воды аккумулируют солнечную энергию, а затем медленно её отдают в окружающее пространство. Выравнивание температуры на поверхности Земли происходит исключительно благодаря круговороту воды. Кроме того, снег и лед имеют очень высокую отражающую

способность: она превышает среднюю для земной поверхности на 30%, Поэтому на полюсах разность между поглощенной и излученной энер­гией всегда отрицательна, то есть поглощенная поверхностью энергия меньше испущенной. Так происходит терморегуляция планеты.

Обеспечение круговорота веществ — другая важнейшая функция гидросферы.

Гидросфера находится в постоянном взаимодействии с атмосфе­рой, земной корой и биосферой. Вода гидросферы растворяет в себе воздух, концентрируя при этом кислород, используемый в дальней­шем водными живыми организмами. Находящийся в воздухе углекис­лый газ, образующийся преимущественно в результате дыхания жи­вых организмов, сжигания топлива и извержения вулканов, обладает высокой растворимостью в воде и аккумулируется в гидросфере. Гид­росфера растворяет в себе также тяжелые инертные газы — ксенон и криптон, содержание которых в воде выше, чем в воздухе.

Воды гидросферы, испаряясь, поступают в атмосферу и выпадают в виде осадков, которые проникают в горные породы, разрушая их. Так вода участвует в процессах выветривания горных пород. Обломки гор­ных пород сносятся текучими водами в реки, а затем в моря и океаны или в замкнутые континентальные водоемы и постепенно отлагаются на дне. Эти отложения впоследствии превращаются в осадочные гор­ные породы.

Полагают, что главные катионы морской воды — катионы натрия, магния, калия, кальция — образовались в результате выветривания горных пород и последующего выноса продуктов выветривания река­ми в море. Важнейшие анионы морской воды — анионы хлора, брома, фтора, сульфат-ион и карбонат-ион, вероятно, происходят из атмо­сферы и связаны с вулканической деятельностью.

Часть растворимых солей систематически выводится из состава гидросферы посредством их осаждения. Например, при взаимодейст­вии растворенных в воде карбонат-ионов с катионами кальция и маг­ния образуются нерастворимые соли, которые опускаются на дно в ви­де карбонатных осадочных горных пород. В осаждении некоторых со­лей большую роль играют организмы, населяющие гидросферу. Они извлекают из морской воды отдельные катионы и анионы, концентрируя их в своих скелетах и раковинах в виде карбонатов, силикатов, фосфатов и других соединений. После смерти организмов их твердые оболочки накапливаются на морском дне и образуют мощные тол­щи известняков, фосфоритов и различных кремнистых пород. Подав­ляющая часть осадочных горных пород и такие ценные полезные ископаемые, как нефть, уголь, бокситы, разнообразные соли и т.д., образевались в прошлые геологические периоды в различных водоемах гидросферы. Установлено, что даже самые древние горные породы, аб­солютный возраст которых достигает около 1,8 млрд лет, представляют собой сильно изменившиеся осадки, образованные в водной среде. Вода используется также в процессе фотосинтеза, в результате которого образуется органическое вещество и кислород.

В гидросфере примерно около 3500 млн лет назад зародилась жизнь на Земле. Эволюция организмов продолжалась исключительно в водной среде вплоть до начала палеозойской эры, когда примерно 400 млн лет назад началось постепенное переселение животных и растительных организмов на сушу. В этой связи гидросферу рассматривают как ком­понент биосферы (биосфера — сфера жизни, область обитания живых организмов).

Живые организмы распространены в гидросфере крайне неравно­мерно. Количество и многообразие живых организмов в отдельных участках поверхностных вод определяется многими причинами, в том числе комплексом факторов внешней среды: температурой, солено­стью воды, освещенностью, давлением. С увеличением глубины огра­ничивающее действие освещенности и давления возрастает: количест­во поступающего света резко уменьшается, а давление, наоборот, ста­новится очень высоким. Так, в морях и океанах заселены в основном литоральные зоны, то есть зоны не глубже 200 м, наиболее прогревае­мые солнечными лучами.

Характеризуя функции гидросферы на нашей планете, В. И. Вер­надский отмечал: «Вода определяет и создает всю биосферу. Она со­здает основные черты земной коры, вплоть до магматической оболоч­ки».

Атмосфера (от греч. atmos — пар, испарение и sphaira — шар) — обо­лочка Земли, состоящая из воздуха.

В состав воздуха входит ряд газов и взвешенные в них частицы твердых и жидких примесей — аэрозолей. Масса атмосферы оценива­ется в 5,157 х 10 15 т. Столб воздуха оказывает давление на поверхность Земли: среднее атмосферное давление на уровне моря — 1013,25 гПа, или 760 мм рт. ст. Давление величиной 760 мм рт. ст. приравнено, к внесистемной единице давления — 1 атмосфере (1 атм.). Средняя температура воздуха у поверхности Земли — 15 °С, при этом температура изменяется примерно от 57 °С в субтропических пустынях до 89 °С в Антарктиде.

Атмосфера неоднородна. Различают следующие слои атмосферы: тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу, кото­рые отличаются по особенностям распределения температуры, плот­ности воздуха и некоторым другим параметрам. Участки атмосферы, занимающие промежуточное положение между этими слоями, соот­ветственно называют тропопаузой, стратопаузой и мезопаузой.

Тропосфера — нижний слой атмосферы высотой от 8-10 км в по­лярных широтах и до 16-18 км в тропиках. Тропосфера характери­зуется падением температуры воздуха с высотой — с удалением от поверхности Земли на каждый километр температура уменьшается примерно на 6°С. Плотность воздуха быстро убывает. В тропосфере сосредоточено около 80% всей массы атмосферы.

Стратосфера располагается на высотах в среднем от 10-15 км до 50-55 км от поверхности Земли. Стратосфера характеризуется повы­шением температуры с высотой. Возрастание температуры происхо­дит по причине поглощения озоном, находящимся в этом слое атмо­сферы, коротковолновой радиации Солнца, прежде всего УФ (ультра­фиолетовых) лучей. При этом в нижней части стратосферы до уровня около 20 км температура мало меняется с высотой и может даже не­значительно уменьшаться. Выше температура начинает возрастать — сначала медленно, а с уровня 34-36 км намного быстрее. В верхней части стратосферы на высоте 50-55 км температура достигает 260-270 К.

Мезосфера — слой атмосферы, расположенный на высотах 55-85 км. В мезосфере температура воздуха с увеличением высоты уменьшает­ся — примерно с 270 К на нижней границе до 200 К на верхней границе.

Термосфера простирается на высотах примерно от 85 км до 250 км от поверхности Земли и характеризуется быстрым повышением тем­пературы воздуха, достигающей на высоте 250 км 800-1200 К. Повы­шение температуры происходит вследствие поглощения этим слоем атмосферы корпускулярной и рентгеновской радиации Солнца; здесь тормозятся и сгорают метеоры. Таким образом, термосфера выполняет функцию защитного слоя Земли.

Выше тропосферы находится экзосфера, верхняя граница которой условна и отмечается высотой примерно 1000 км над поверхностью Земли. Из экзосферы атмосферные газы рассеиваются в мировое пространство. Так происходит постепенный переход от атмосферы к межпланетному пространству.

Атмосферный воздух вблизи поверхности Земли состоит, из раз­личных газов, преимущественно из азота (78,1% по объему) и кисло­рода (20,9% по объему). В состав воздуха в небольшом количестве так­же входят следующие газы: аргон, углекислый газ, гелий, озон, радон, водяной пар. Кроме того, воздух может содержать различные переменные компоненты: оксиды азота, аммиак и др.

Помимо газов в состав воздуха входит атмосферный аэрозоль, ко­торый представляет собой взвешенные в воздухе очень мелкие твердые и жидкие частицы. Аэрозоль образуется в процессе жизнедеятельности организмов, хозяйственной деятельности человека, вулканических извержений, подъема пыли с поверхности планеты и из космической пыли, попадающей в верхние слои атмосферы.

Состав атмосферного воздуха до высоты порядка 100 км в .целом постоянен, во времени и однороден в разных районах Земли. При этом содержание переменных газообразных компонентов и аэрозолей не­одинаково. Выше 100-110 км происходит частичный распад молекул кислорода, углекислого газа и воды. На высоте около 1000 км начина­ют преобладать легкие газы — гелий и водород, а еще выше атмосфера Земли постепенно переходит в межпланетный газ.

Водяной пар — важная составная часть воздуха. Он поступает в ат­мосферу при испарении с поверхности, воды и влажной почвы, а также путем транспирации растениями. Относительное содержание водяно­го пара в воздухе меняется у земной поверхности от 2,6% в тропиках до 0,2% в полярных широтах. С удалением от поверхности Земли ко­личество водяного пара в атмосферном воздухе, быстро падает, и уже на высоте 1,5-2 км убывает наполовину. В тропосфере ввиду пониже­ния температуры водяной пар конденсируется. При конденсации во­дяного пара образуются облака, из которых выпадают атмосферные осадки в виде дождя, снега, града. Количество осадков, выпавших на Землю, равно количеству испарившейся с поверхности. Земли воды. Избыток водяного пара над океанами переносится на континенты воздушными потоками. Количество водяного пара, переносимого в атмо­сфере с океана на континенты, равно объему стока рек, впадающих в океаны.

Озон сосредоточен на 90% в стратосфере, остальная его часть находится в тропосфере. Озон поглощает УФ-радиацию Солнца, кото­рая негативно воздействует на живые организмы. Районы с пониженным содержанием озона в атмосфере называют озоновыми дырами.

Наибольшие колебания толщины озонового слоя наблюдаются в вы­соких широтах, поэтому вероятность возникновения озоновых дыр в районах, близких к полюсам, выше, чем у экватора.

Углекислый газ поступает в атмосферу в значительном количестве. Он постоянно выделяется в результате дыхания организмов, горения, извержения вулканов и других процессов, происходящих на Земле. Однако содержание углекислого газа в воздухе мало, поскольку ос­новная его масса растворяется в водах гидросферы. Тем не менее отме­чается, что за последние 200 лет содержание углекислого газа в атмо­сфере увеличилось на 35%. Причина такого существенного увеличе­ния — активная хозяйственная деятельность человека.

Главным источником тепла для атмосферы является поверхность Земли. Атмосферный воздух достаточно хорошо пропускает к земной поверхности солнечные лучи. Поступающая на Землю солнечная ра­диация частично поглощается атмосферой — главным образом, водя­ным паром и озоном, но подавляющая ее часть достигает земной по­верхности.

Суммарная солнечная радиация, достигающая поверхности Земли, частично отражается от нее. Величина отражения зависит от отражающей способности конкретного участка земной поверхности, так назы­ваемого альбедо. Среднее альбедо Земли — около 30%, при этом разница между величиной альбедо от 7-9% для чернозема до 90% для свежевыпавшего снега. Нагреваясь, земная поверхность выделяет тепловые лучи в атмосферу и нагревает ее нижние слои. Помимо основного ис­точника тепловой энергии атмосферы — теплоты земной поверхности; тепло в атмосферу поступает в результате конденсации водяного пара, а также путем поглощения прямой солнечной радиации.

Неодинаковый разогрев атмосферы в разных областях Земли вы­зывает неодинаковое распределение давления, что приводит к переме­щению воздушных масс вдоль поверхности Земли. Воздушные массы перемещаются из областей с высоким давлением в области с низким давлением. Такое движение воздушных масс называют ветром. При определенных условиях скорость ветра может быть очень большой, до 30 м/с и более (более 30 м/с — уже ураган).

Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в Данное вре­мя называют погодой. Погода характеризуется температурой воздуха, осадками, силой и направлением ветра, облачностью, влажностью воз­духа и атмосферным давлением. Погода определяется условиями цир­куляции атмосферы и географическим положением местности. Она наиболее устойчива в тропиках и наиболее изменчива в средних и высоких широтах. Характер погоды, ее сезонная динамика зависят от климата на данной территории.

Под, климатом понимаются наиболее часто повторяющиеся для данной местности особенности погоды, сохраняющиеся на протяже­нии длительного времени. Это усредненные за 100 лет характеристи­ки — температура, давление, количество осадков и др. Понятие клима­та (от греч, klima — наклон) возникло еще в Древней Греции. Уже тогда понимали, что погодные условия зависят от угла, под которым солнеч­ные лучи падают на поверхность Земли. Ведущим условием установ­ления определенного климата на данной территории является количе­ство энергии, приходящейся на единицу площади. Оно зависит от суммарной солнечной радиации, падающей на земную поверхность, и от альбедо этой поверхности. Так, в районе экватора и у полюсов тем­пература мало меняется в течение года, а в субтропических областях и в средних широтах годовая амплитуда температур может достигать 65 °С. Основными климатообразующими процессами являются теп­лообмен, влагообмен и циркуляция атмосферы. Все эти процессы име­ют один источник энергии — Солнце.

Атмосфера является непременным условием для всех форм жизни. Наибольшее значение для жизнедеятельности организмов имеют сле­дующие газы, входящие в состав воздуха: кислород, азот, водяной пар, углекислый газ, озон. Кислород необходим для дыхания подавляюще­му большинству живых организмов. Азот, усваиваемый из воздуха не­которыми микроорганизмами, необходим для минерального питания растений. Водяной пар, конденсируясь и выпадая в виде осадков, яв­ляется источником воды на суше. Углекислый газ — исходное вещест­во для процесса фотосинтеза. Озон поглощает вредное для организ­мов жесткое УФ-излучение.

Читайте также:  Что полезнее льняное или оливковое масло

Предполагают, что современная атмосфера имеет вторичное проис­хождение: она образовалась после завершения образования планеты около 4,5 млрд лет назад из газов, выделяемых твердыми оболочками Земли. В течение геологической истории Земли атмосфера под влия­нием различных факторов претерпевала значительные изменения своего состава.

Развитие атмосферы зависит от геологических и геохимических процессов, происходящих на Земле. После возникновения жизни на нашей планете, то есть примерно 3,5 млрд лет назад, на развитие атмо­сферы начали оказывать существенное влияние и живые организмы. Значительная часть газов — азот, углекислый газ, водяной пар — воз­никла в результате извержения вулканов. Кислород появился около 2 млрд лет назад как результат деятельности фотосинтезирующих орга­низмов, первоначально зародившихся в поверхностных водах океана.

В течение последнего времени происходят заметные изменения в атмосфере, связанные с активной хозяйственной деятельностью че­ловека. Так, согласно наблюдениям, за последние 200 лет произошел существенный рост концентрации парниковых газов: содержание угле­кислого газа возросло в 1,35 раза, метана — в 2,5 раза. Значительно увеличилось содержание многих других переменных компонентов в со­ставе воздуха.

Происходящие изменения состояния атмосферы — увеличение концентрации парниковых газов, озоновые дыры, загрязнение возду­ха — представляют собой глобальные экологические проблемы совре­менности.

источник

Название Рабочая программа По учебному курсу «География»
страница 3/3
Дата публикации 20.11.2013
Размер 417.57 Kb.
Тип Рабочая программа

top-bal.ru > География > Рабочая программа

Практическая работа №2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.

2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

^ Практическая работа№3. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

1. Определить, используя карты атласа суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в районах расположения г. Архангельска и г. Оренбург. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах выявленных отличий.

^ Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые
Город Суммарная радиация ккал/см2 Годовое количество осадков мм Испаряемость мм Коэффициент увлажнения

^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

Цель работы: формирование умений определения поясного времени.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

Цель работы: формирование умений определения поясного времени.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени в:

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет через:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

б) в Петропавловск- Камчатском

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

б) в Петропавловск- Камчатском

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

б) в Петропавловск- Камчатском

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :


Практическая работа 1. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цель работы: формирование умений составлять экономико – географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям.

Дать характеристику угольного бассейна по плану:

3.Общегеологические и промышленные запасы.

4.Условия добычи и затраты на добычу 1 т условного топлива.

5.Количество и качество добываемого угля.

6.Проблемы окружающей среды.
Практическая работа 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

Цель работы: формирование умений выделить главные условия размещения металлургических предприятий.

1.Указать города, в которых есть предприятия по производству меди.

2.Объяснить, почему производство меди размещено именно здесь.

3.Указать города, в которых находится алюминиевое производство.

4.Почему производство алюминия размещается у источников электроэнергии?

Практическая работа 3. Определение районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Цели работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

1.Дать определения понятий: наукоемкое, трудоемкое, металлоемкое машиностроение.

2. С помощью карт атласа и учебника подготовить ответы на вопросы:

— Какие отрасли относятся к наукоемкому машиностроению? По карте определить центры наукоемкого машиностроения.

— Какие отрасли относятся к трудоемкому машиностроению? Определить центры по карте.

— Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? Определить центры по карте.

—Почему отрасли станкостроения, электротехнической промышленности обычно размещаются в районах, где имеются квалифицированные кадры?

— Записать общий вывод о принципах размещения машиностроения.
^ Практическая работа 4. Сравнение географического положения двух столиц – Москвы и Санкт–Петербурга.

Цель работы: отработать прием сравнения.

1. На каких реках расположены города?

3.Какова планировка городов?

5.Почему Москва стала центром Русского государства?

Практическая работа 5. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

Цель работы: углубление знаний о взаимосвязи различных отраслей производства; формирование умений составлять экономико-географическую характеристику промышленного узла на основе экономических карт и текста учебника.

2.Природные условия и ресурсы.

3Набор производств, их взаимосвязь.

Тест 1 Почва и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир.
1. Основатель науки о почвах:

2.Какие почвы называются тяжелыми:

3. Чернозем — самая плодородная почва, так как:

а) в ней содержится больше гумуса;

в) она дает высокие урожаи.

4. Почвенная карта дает информацию:

а) о распространении типов почв;

б) о механическом составе почв;

5. Найдите соответствие типа почв природной зоне:

6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности:

а) в России преобладает равнинный рельеф;

б) на территории преобладает горный рельеф;

в) Россия вытянута с севера на юг.

7. Какие почвы формируются при увлажнении 0,3-0,4:

8. По видовому составу богаче:

9.Найдите ошибку: характерная растительность тундры-

10. Лемминги – представители фауны:

11. Найдите ошибку: основные типы растительности России-

12. Основным продуктом леса является:

Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

^ Перечень учебно – методических средств обучения:

Основная литература

1.Дронов В.П.,Баринова И.И.,Ром В.Я.,Ложбанидзе А.А. География России.Природа.Население.Хозяйство.Учебник .8 класс. –М.: Дрофа,2012 год.
3. Природа России. 8 кл.: Атлас. — М.: Дрофа, 2012
4. Природа России. 8 кл.: Контурные карты.- М.: Дрофа, 2012

  1. Дополнительная литература
    Жижина Е. А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М.: ВАКО, 2009.- 352 с.
  2. Баринова И. И. Сборник заданий и упражнений по географии: 8 класс к учебнику И. И. Бариновой География России : Природа 8 класс» / И. И, Баринова.- М.: изд. Экзамен.2007.- 159 с.
  3. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах/ сост. А. Ф. Романова.- Волгоград: Учитель, 2007.158 с.
  4. Экономическая и социальная география мира.10 класс. Ч. 1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника Максаковского .- Волгоград: Учитель, 2007.- 143 с.
  5. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. Алексеева.А.И. « География Росии.8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений.»/ В. И. Евдокимов.-М.: изд. «Экзамен», 2009.- 127с.
  6. Малый атлас России. Изд. «Ультраэкстен», 2006.-48 с.
  7. География белгородской области: Учеб. Пособие. Часть1: Природа; Часть 2: Население и хозяйство.- М. из-во МГУ, 2008.- 136 с.
  8. Практические работы школьников по экологии: Ч. 4. Красная Книга Белгородской области и Земли Северной Рейн- Вестфалии./ научн. Редактор. А. В. Присный. — Белгород: изд-во Белгородского гос. ун-та., 1999.-52 с.
  9. Практические работы школьников по экологии: ч. 3. Природные условия и экологические проблемы Белородской области Земли Северной Рейн- Вестфалии./ научн. Редактор. А. В. Присный. — Белгород: изд-во Белгородского гос. ун-та., 1999.-52 с.

10.География белгородской области: Учеб. Пособие. Часть1: Природа; Часть 2: Население и хозяйство.- М. из-во МГУ, 2008.- 136 с.
11 Белгородская область: История и современность- М.: Консалтинговая группа «Имидж-контакт», 2007.- 64 с.: ил., карт.- (серия «Великая Россия»).

Электронные пособия
1. Уроки географии 8 класс
2. Уроки географии 8 класс. Интерактивные уроки
3. Географическое положение России
4.Тектоника и минеральные ресурсы России
5.Водные ресурсы России
6.Урал физическая карта
7.Народы России
8.При родные зоны мира
9.Дальний Восток. Физическая карта
10.Западная Сибирь. Социально- экономическая карта
11.Экологические проблемы России

источник

Источники:
  • http://docx.lib-i.ru/29pedagogika/32247-1-8-klass-prakticheskaya-rabota-geografii-opredelenie-zavisimosti-mezhdu-stroeniem-zemno.php
  • http://studfiles.net/preview/5850719/page:5/
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/10/02/prakticheskaya-rabota-ustanovlenie-vzaimosvyazey-tektonicheskih
  • http://helpiks.org/8-61770.html
  • http://top-bal.ru/geografiya/11018/index.html?page=3