Меню Рубрики

Запиши что такое месторождение полезных ископаемых 3 класс

Месторождение — скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, которое по количеству, качеству и горно-техническим условиям разработки пригодно для промышленного освоения, с положительным экономическим эффектом.

Это крупное скопление полезных ископаемых, имеющих промышленное назначение

А) медь Б) железо В) серебро Г) олово д) гранит
2).что лишние в этом списке?
А) нос б) язык в) зубы г) желудок д) пещевод
3).какая часть скелета расположена в указанном месте?
а)плечо б) предплечье в) голень г) бедро д) ключица
4) какой признак является основным для определения принадлежности человека своему народу?
а) цвет кожи б) одежда в) язык г) характер

Вещества, которые добывают из различных слоев Земли, называют_________________________

Запиши, что такое месторождение полезных ископаемых:
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________

Надо записать что такое месторождение полезных ископаемых:

Они накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание)

2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь.

Полезные скопаемые Кубани

Горючие Строительный материалы Нерудные

__________________ _____________________ _________

__________________ ______________________ __________

__________________ ______________________ __________

__________________ ______________________ ___________

3.Узнай полезное ископаемое по описанию.

1.Бурого иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки для скота-__________________________.

2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________.

3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________.

4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут.

5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________

Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.

используется человеком,называют_____________. Они
накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник
возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани
обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание) 2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь. Полезные скопаемые Кубани Горючие Строительный материалы Нерудные __________________ _____________________ _________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ ___________ 3.Узнай полезное ископаемое по описанию. 1.Бурого
иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо
горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки
для скота-__________________________. 2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________. 3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________. 4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут. 5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________ Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.

2)Потом поставь соовествуюшие цифры над названиями местррождений этих полезных ископаемых.
я вам дам фотку 2 задания в ответе пишите:1 слово-5 2 слово 6
фотка 2 задания — месторождение

источник

Месторождения могут заключать

  • газовые (горючие газы углеводородного состава и негорючие газы — гелий, неон, аргон, криптон)
  • жидкие (нефть и подземные воды)
  • твёрдые (ценные элементы, кристаллы, минералы, горные породы)

По промышленному использованию месторождения разделяются на

  • рудные или металлические (месторождения черных, лекгих, редких, благородных и радиоактивных металлов)
  • нерудные или неметаллические ( месторождения химического, агрономического, металлургического, технического и строительного сырья)
  • горючие (месторождения нефти, горючих газов, углей, горючих сланцев и торфа)
  • гидроминеральные ( подземные и поверхностные бытовые, технические, бальнеологические и минеральные воды).

Количество минерального сырья, идущего на обработку определяется содержанием в нем ценных и вредных компонентов. Минимальное количество полезного ископаемого и наиболее низкое его качество, при которых, однако, возможна эксплуатация, называется промышленными кондициями. Месторождения подземных вод отличаются от месторождений других полезных ископаемых возобновляемостью запасов.

Необходимая и достаточная степень разведанности запасов твердых полезных ископаемых определяется в зависимости от сложности геологического строения месторождений, которые подразделяются по данному признаку на несколько групп.

1 группа. Месторождения (участки) простого геологического строения с крупными и весьма крупными, реже средними по размерам телами полезных ископаемых с ненарушенным или слабонарушенным залеганием, характеризующимися устойчивыми мощностью и внутренним строением, выдержанным качеством полезного ископаемого, равномерным распределением основных ценных компонентов.

Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий A, B, C 1 и C 2.

2 группа. Месторождения (участки) сложного геологического строения с крупными и средними по размерам телами с нарушенным залеганием, характеризующимися неустойчивыми мощностью и внутренним строением либо невыдержанным качеством полезного ископаемого и неравномерным распределением основных ценных компонентов. Ко второй группе относятся также месторождения углей, ископаемых солей и других полезных ископаемых простого геологического строения, но со сложными или очень сложными горно-геологическими условиями разработки.

Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов запасов B, C 1 и C 2.

3 группа. Месторождения (участки) очень сложного геологического строения со средними и мелкими по размерам телами полезных ископаемых с интенсивно нарушенным залеганием, характеризующимися очень изменчивыми мощностью и внутренним строением либо значительно невыдержанным качеством полезного ископаемого и очень неравномерным распределением основных ценных компонентов.

Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категориям C 1 и C 2.

4 группа. Месторождения (участки) с мелкими, реже средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, крайне неравномерным качеством полезного ископаемого и прерывистым гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории C 2.

При отнесении месторождений к той или иной группе могут использоваться количественные показатели оценки изменчивости основных свойств оруденения, характерные для каждого конкретного вида полезного ископаемого.

Месторождения могут выходить на поверхность Земли (открытые месторождения) или быть погребёнными в недрах (закрытые, или «слепые», месторождения). По условиям образования месторождения подразделяются на серии (седиментогенные, магматогенные и метаморфогенные месторождения), а серии, в свою очередь, — на группы, классы и подклассы.

Седиментогенные месторождения (поверхностные, экзогенные) формировались на поверхности и в приповерхностной зоне Земли вследствие химической, биохимической и механической дифференциации минеральных веществ, обусловленной внешней энергией Земли.

Среди них выделяются 3 группы месторождений:

Магматогенные (глубинные, эндогенные) месторождения формировались в недрах Земли при геохимической дифференциации минеральных веществ, обусловленной возникновением магмы и её воздействием на окружающую среду за счёт внутриземных источников энергии.

Среди них выделяется 5 основных групп:

  1. магматические месторождения
  2. пегматитовые месторождения
  3. карбонатитовые месторождения
  4. скарновые месторождения
  5. гидротермальные месторождения

Метаморфогенные месторождения возникали в процессе регионального и локального метаморфизма горных пород.

В соответствии с принятым подразделением геологической истории различают месторождения архейского, протерозойского, рифейского, палеозойского, мезозойского и кайнозойского возраста. По источникам вещества, слагающего месторождения, среди них выделяются месторождения с веществом подкоровых (мантийных, или базальтовых), коровых (или гранитных) магм, а также осадочной оболочки Земли. По месту формирования месторождения разделяются на геосинклинальные (складчатых областей) и платформенные.

Известны 4 уровня образования месторождений от поверхности Земли

  • ультраабиссальный — свыше 10-15 км
  • абиссальный — от 3-5 до 10-15 км
  • гипабиссальный — от 1-1,5 до 3-5 км
  • приповерхностный — до глубины 1-1,5 км.

Площадь непрерывного или островного распространения месторождений, значительная по размерам или запасам полезного ископаемого называется бассейном. Важнейшие бассейны:

Wikimedia Foundation . 2010 .

Месторождение полезных ископаемых — (a. mineral deposit, occurrence, field; н. Lagerstatte nutzbarer Mineralien; ф. gisement des mineraux utiles, gisement minier, gite minier; и. yacimientos de minerales, yacimientos de fociles utiles) скопление минерального вещества на… … Геологическая энциклопедия

месторождение полезных ископаемых — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN mineral deposit A mass of naturally occurring mineral material, e.g. metal ores or nonmetallic mineral, usually of economic value, without regard to mode of origin. (Source:… … Справочник технического переводчика

месторождение полезных ископаемых — природное скопление минерального сырья в виде одного или нескольких геологических тел, объединённых общностью происхождения и приуроченных к локальной геологической структуре. Телом, или залежью, полезного ископаемого называется локальное… … Географическая энциклопедия

Месторождение полезных ископаемых трансграничное — Трансграничное месторождение полезных ископаемых участок недр, в котором локализовано полезное ископаемое или подземные воды, пересекающий государственную границу сопредельных Сторон. Источник: СОГЛАШЕНИЕ О ПРИГРАНИЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ … Официальная терминология

кондиции полезных ископаемых — совокупность требований к качеству и горно геологическим условиям разработки месторождения полезного ископаемого; обеспечивают оконтуривание месторождения и разделение его запасов на балансовые и забалансовые. * * * КОНДИЦИИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ… … Энциклопедический словарь

Добыча полезных ископаемых в России — См. также: Полезные ископаемые России Добыча полезных ископаемых в России отрасль российской промышленности. Россия занимает 1 ое место в мире по добыче и экспорту сырой нефти и природного газа. В России добываются многие виды минерального… … Википедия

оконтуривание месторождений полезных ископаемых — (геол.), построение контуров и определение границ месторождений, залежей полезных ископаемых, участков с различным качеством минерального сырья и горно геологическими условиями по данным геологического изучения для рациональной отработки. * * *… … Энциклопедический словарь

Месторождение — (Field) Месторождение это место нахождения полезных ископаемых. Месторождение газа и нефти, их эксплуатация, карта месторождений, месторождение полезных ископаемых. Содержание >>>>> Месторождение (field) это, определение Месторождение это… … Энциклопедия инвестора

Месторождение — (полезного ископаемого) скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, которое по количеству, качеству и горно техническим условиям разработки пригодно для промышленного… … Википедия

Месторождение полезного ископаемого — Месторождение (полезного ископаемого) скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования.… … Википедия

источник

Месторождением называют скоплением минеральных веществ, так называемых полезных ископаемых, находящихся либо на земной поверхности, либо в глубине земли. Особо полезные ресурсы, как правило, добывать сложнее, да и найти их ещё та проблема, но это не всегда так.

Месторождения могут быть разделены на 3 группы, согласно физическому состоянию полезных ископаемых:

    Жидкие. Представлены нефтью и подземными водами.

Твёрдые. Самая большая группа, включающая в себя различные руды, минералы, кристаллы и другие ценные ресурсы.

  • Газообразные. Добыча газа также является важным направлением в добыче полезных ископаемых. Так, важными считаются гелий, криптон, неон, аргон и другие.
  • Также месторождения классифицируют по способу применения добываемых ресурсов:

      Металлические (рудные). К этой группе относят различные металлы, в том числе и радиоактивные. Особенно ценными считаются всем известное золото (около 40 тысяч долларов за килограмм), родий (по ценности не уступает золоту) и платина (30 тысяч/кг). Ценят их не только за редкость, но и за их особые свойства. Так, родий обладает высокой температурой плавления, что позволяет использовать его в промышленности, а также имеет высокие отражательные свойства, благодаря чему применяется для создания зеркал. Вообще говоря, все металлы нужны и каждому можно найти применение.

    Горючие. Всё, что хорошо горит и может использоваться для отопления. В первую очередь, это нефть. Также важную роль играют горючие газы. Чуть менее ценны, но также очень важны твёрдые горючие материалы: торф, уголь, сланец и другие.

    Гидроминеральные. Вода — тоже полезное ископаемое, особенно если она обладает полезными свойствами. К этой группе, например, относят минеральные воды, подземные воды, а также поверхностные бытовые и технические воды.

  • Неметаллические (нерудные). В эту группу можно отнести всё оставшееся. Это строительное и техническое сырьё, химические ресурсы, агрономические и другие.
  • Именно благодаря добыче полезных ископаемых люди совершили скачок в своём развитии. На сегодняшний день добываемые ресурсы используются практически во всех сферах деятельности. И это хорошо, наверное. В любом случае, мало кто из современных людей может долгое время обходиться без удобств. Транспорт, медицина, телевидение, интернет, холодильник и газовая плита, душ. Всё это было бы невозможно без добычи полезных ископаемых.

    Но за всё нужно платить. За комфортную и хорошую жизнь человека расплачивается природа, пока что. Ведь отходы добычи и производства никому не нужны, а уничтожать их трудно. Поэтому создаются насыпи и захоронения ненужных материалов, а также отходы сливаются в моря и океаны.

    Читайте также:  Какая смородина полезнее черная красная или белая

    Любые поступки влекут за собой некие последствия, но люди учатся лишь на своих ошибках, и не могут подумать заранее. Лишь после того, как образовались озоновые дыры, был введён запрет на применение некоторых химических веществ. Только после того, как вырубка лесов в некоторых регионах стала причиной образования большого количества песчаных бурь, деревья снова начали там высаживать, создавать такие защитные лесополосы. Когда с лица земли стали исчезать целые виды животных и растений, тогда задумались о том, как деятельность человека влияет на это и попытались сделать хоть что-то. Правда, не преуспели, каждый день исчезает около 40 видов живых организмов и растений.

    В наше время, добыча полезных ископаемых необходима уже не столько для развития человечества, сколько для комфортного существования. И это настоящая проблема человечества. Люди не видят, или не желают видеть разницы между необходимым и избыточным.

    Образование минералов
    Очень многие минералы образуются под воздействием высокой температуры и давления. Но процесс этот очень долгий и порой занимает не одно тысячелетие.

    Недра планеты
    Недра Земли представляют собой отнюдь не твёрдый слой пород. Они имеют множество подземных ходов и трещин, а также обладают большими запасами воды.

    источник

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Что такое полезные ископаемые? Что такое месторождение? Кто ищет месторождения полезных ископаемых? Как они используются человеком?

    Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

    Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, называют месторождениями, а при больших площадях распространения – бассейнами.

    Поиском месторождений занимаются геологи. Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

    Назовите горючие полезные ископаемые.

    Каменный и бурый уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф.

    Угольная шахта В шахте Полезные ископаемые Месторождения Каменный уголь Карагандинское, Экибастузское, Ленгерское месторождения (Южный Казахстан)

    Полезные ископаемые Месторождения Нефтегазоносные провинции Территория Каспийского шельфа, полуостров Мангыстау, Прикаспийская низменность.

    Назовите руды чёрных металлов.

    Железная руда (магнитный, красный и бурый железняки).

    Полезные ископаемые Месторождения Железная руда Соколовско – Сорбайское месторождение, Сарыарка, северное Приаралье.

    Название руд чёрных металлов Магнитный железняк Бурый железняк Красный железняк а) цвет; чёрный тёмного цвета с вишнёво-красным оттенком латунно-жёлтого цвета б) плотный/рассыпчатый/мягкий; плотный плотный плотный в) состоит/не состоит из отдельных зёрнышек; мелкозернистый мелкозернистый мелкозернистый г) притягивается/не притягивается магнитом; притягивается магнитом не притягивается магнитом не притягивается магнитом е) прочный/непрочный. прочный прочный прочный

    Назовите руды цветных металлов.

    Медь, свинец, цинк, алюминий, серебро, золото.

    Полезные ископаемые Месторождения Медь Жезказган, Конырат.

    Полезные ископаемые Месторождения Свинец, цинк Рудный Алтай (Риддер)

    Полезные ископаемые Месторождения Алюминий Аркалыкское месторождение Костанайской области

    Полезные ископаемые Месторождения Золото ВКО (Месторождения -Суздальское, Бакырчик), СКО (Васильковское).

    Название металлов Из какой руды получают Какие изделия изготавливают Медь Медный колчедан Детали электрических машин и приборов Алюминий Бокситы Ложки, вилки, посуда, самолёты, провода, кабели. Свинец Полиметаллическая руда Оболочки кабелей, пластины аккумуляторов. Цинк Полиметаллическая руда Оцинкованные вёдра, тазы, ванны, трубы.

    Назовите нерудные полезные ископаемые.

    Поваренная соль, асбест, фосфориты, гранит, глина, песок, известняк, мел, мрамор, ракушечник.

    Полезные ископаемые Месторождения Асбест Месторождение Жетыкар Костанайской области.

    Полезные ископаемые Месторождения Известняк Полуостров Мангыстау.

    Полезные ископаемые Месторождения Соль Северное Приаралье

    •Что такое полезные ископаемые?

    •Кто ищет месторождения полезных ископаемых?

    •Как они используются человеком?

    Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

    ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

    Пройдя курс Вы получите:
    — Удостоверение о повышении квалификации;
    — Подробный план уроков (150 стр.);
    — Задачник для обучающихся (83 стр.);
    — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
    — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
    — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

    Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    источник

    Месторождением полезного ископаемого называется участок земной коры, в котором в результате тех или иных геологических процессов произошло накопление минерального вещества, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования. Полезные ископаемые бывают газообразные, жидкие и твердые. К газообразным относятся горючие газы углеводородного состава и негорючие инертные газы; к жидким — нефть и подземные воды; к твердым принадлежит большинство полезных ископаемых, которые используются как элементы или их соединения (железо, золото, бронза и др.), кристаллы (горный хрусталь, алмаз и др.), минералы (ископаемые соли, графит, тальк и др.) и горные породы (гранит, мрамор, глина и др.).

    По промышленному использованию месторождения полезных ископаемых разделяются на рудные, или металлические; нерудные, или неметаллические; горючие и гидроминеральные (табл. 1).

    Рудные месторождения в свою очередь подразделяются на месторождения черных, легких, цветных, редких, радиоактивных и благородных металлов, а также рассеянных и редкоземельных элементов.

    К нерудным месторождениям относятся месторождения химического, агрономического, металлургического, технического и строительного минерального сырья.

    Месторождения горючих полезных ископаемых принято разделять на месторождения нефти, горючих газов, углей, горючих сланцев и торфа.

    Гидроминеральные месторождения разделяют на подземные воды (питьевые, технические, минеральные) и нефтяные, содержащие ценные элементы в количестве, достаточном для их извлечения (бром, йод, бор, радий и др.).

    Минеральное сырье используется для нужд промышленности как непосредственно, без предварительной переработки, так и для извлечения из него ценных, необходимых народному хозяйству природных химических соединений или элементов. В последнем случае оно называется рудой.

    Руда представляет собой минеральный агрегат, в котором содержание ценного компонента (или компонентов) достаточно для промышленного извлечения. Количество минерального сырья в недрах называется его запасами. Качество минерального сырья, идущего на переработку, определяется содержанием в нем ценных компонентов. Для промышленной оценки некоторых видов полезных ископаемых, кроме того, имеет значение наличие в них вредных компонентов, затрудняющих переработку и использование руд. Чем выше содержание ценных и чем ниже концентрация вредных компонентов, тем больше ценность руды.

    Минимальные запасы и содержание ценных компонентов, а также допустимое максимальное содержание вредных примесей в минеральном сырье, при которых возможна эксплуатация месторождения полезных ископаемых, называются промышленными кондициями. Промышленные кондиции не являются строго определенными и раз навсегда заданными.

    Во-первых, они с развитием потребностей человечества в минеральном сырье исторически меняются.

    Во-вторых, промышленные пределы уменьшаются благодаря совершенствованию техники добычи и переработки минерального сырья. В-третьих, промышленные кондиции на минеральное сырье различны для разных природных условий нахождения месторождений полезных ископаемых и определяются при помощи экономических расчетов.

    Чем выше ценность минерального сырья, тем ниже промышленный кондиционный минимум по требованиям к запасам и к содержанию ценных компонентов. Однако оно всегда больше среднего содержания ценных элементов в горных породах земной коры (их кларков).

    источник

    1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.

    Учитель выдал для практической работы полезное ископаемое — уголь.

    2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

    Свойства угля: это твердое полезное ископаемое. Уголь непрозрачный, черного цвета, достаточно плотный, но при этом легко раскалывается и крошится.

    Уголь — горючее полезное ископаемое.

    Уголь может применяться для отопления домов, для получения тепла в металлургических печах.

    Его применение основано на горючих свойствах этого ископаемого.

    Среди известных мне полезных ископаемых есть еще железная руда, уголь, торф, каменная соль, глина, песок.

    Полезные ископаемые бывают твердыми, жидкими и газообразными.

    Они могут быть горючими и не горючими.

    Люди добывают полезные ископаемые, чтобы с их помощью получить нужные им продукты.

    Например, из нефти люди получают бензин, из руды — металлы.

    Глина используется в строительстве и производстве посуды, известняк в строительстве.

    Применение полезных ископаемых основано на их свойствах.

    Полезные ископаемые добывают в карьерах, котлованах, разрезах, шахтах, а нефть и природный газ добывают из недр земли с помощью бурения.

    В нашей местности добывают много полезных ископаемых.

    В основном это нефть и природный газ.

    В меньшей степени уголь и металлические руды.

    Также у нас добывают торф, известняк, сланцы, гранит.

    3. С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом (по своему выбору).

    Железная руда используется для получения железа, а потом для производства стали и чугуна.

    В природе она встречается в древних горных породах.

    Железная руда твердая и имеет черный цвет.

    Она не прозрачная, но на воздухе может окисляться и приобретать рыжеватый оттенок.

    Месторождения железной руды возникли много миллионов лет назад, когда в морях и океанах было много растворенного железа.

    Это железо оседало на морском дне, вступало в реакцию с кислородом и накапливалось.

    Постепенно возникли залежи железной руды, которые в результате горообразования оказались на суше.

    Железная руда считается одним из основных полезных ископаемых используемых в экономике.

    Ведь из нее делают железо, а без железа невозможно строительство машин, домов, простых и нужных в быту вещей.

    Человек научился добывать и перерабатывать железную руду в глубокой древности, несколько тысяч лет назад.

    Сейчас добыча железной руды в мире и России очень велика, и поэтому геологи постоянно ищут все новые и новые месторождения железной руды.

    Вспомни, какие растения называют культурными. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?

    Культурными называют растения, которые выращивает для своих нужд человек.

    Это могут быть растения, которые используются в пищу, например зерновые культуры, или овощи, это могут быть технические культуры, которые используются для получения ткани, например хлопок или лен, это могут быть масленичные культуры, из которых получают масло, как например подсолнечник, а могут быть растения, из которых получают сахар, например сахарный тростник.

    Весной растения сеют, для чего сперва пашут землю.

    Потом за ними ухаживают — поливают, полют, удобряют, уничтожают вредителей.

    Летом растениеводы собирают урожай и перерабатывают его.

    Осенью растениеводы закладывают свой урожай на хранение.

    Некоторые самые качественные растения фермер откладывает на семена, чтобы весной посеять новый урожай.

    Зимой растениеводы отдыхают, готовятся к новому сезону.

    Примерами сельскохозяйственных профессий могут быть: механизатор, агроном, тракторист, комбайнер, хлебороб, мелиоратор.

    источник

    1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

    В пище ( газ используется в газовых плитах), в тепле, в свете, в предметах быта (ложки, кастрюли), в быстром передвижении (транспорт) и др.

    2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

    Читайте также:  Доброе утро полезные советы первый канал

    Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

    Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

    Ход работы (по заданиям учебника).

    Название полезного ископаемого Свойства
    Уголь Каменный уголь — твердое полезное ископаемое черного, иногда серо-черного цвета, хрупкий горючий материал.
    Нефть Нефть — маслянистая жидкость темного цвета.
    Газ Газ — смесь различных газов.

    Оценка выполнения работы (достигнута ли цель): да

    Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

    3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

    Применение полезных ископаемых

    Названия полезного ископаемого Применяется в строительстве Служит топливом Применяется для получения металлов
    Глина +
    Известняк +
    Нефть +
    Песок +
    Природный газ +
    Железная руда +
    Каменный уголь +

    Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки проставь знаки «+» ручкой или цветным карандашом (по своему выбору).

    4. Учительница попросила Сережу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

    1. Из нее делают бензин — нефть

    2. С его помощью готовят обед — газ

    3. Из нее делают кирпичи — глина

    4. Из нее выплавляют сталь — руда

    5. С ним играют дети — песок

    6. Из него делают памятники — мрамор

    7. Его добывают на болотах — торф

    8. Его добывают в шахтах — уголь

    9. Ее добавляют в суп — соль

    10. Из него делают известь — известняк

    5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображени карьер, шахта, буровая установка.

    6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь ее стрелкой. Начни путь с лифта.

    7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия.

    8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нем.

    Воспользуйся записью при пыступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

    источник

    Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

    Образовательная:

    • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
    • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
    • Показать их важную роль в экономике страны.

    Развивающая задача:

    • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
    • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

    Воспитательная:

    • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
    • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
    • Воспитывать толерантности.

    Форма урока: урок-исследование.

    Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

    Методы: частично-поисковый, исследовательский.

    Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

    Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

    1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

    — Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

    2 этап. Мотивация и целеполагание.

    — Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

    Какие хитрые секреты
    Таят обычные предметы:
    Блестят в солонке минералы!
    Снежинки – это же кристаллы!
    Фольга, скрывавшая конфету —
    Металл такой же, как в ракетах.
    Таит его простая глина,
    Сестра сапфира и рубина!
    А коль споткнешься ты о камень,
    Не думай, что виной булыжник,
    И тут всесильная природа
    Тебе подсунула породу!

    — Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

    — Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).

    — Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

    (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

    — Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

    — Для чего нам необходимо это знать?

    — Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

    3 этап. Планирования поиска способа решения.

    -Вы посажены в группы по 5 человек.

    — Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

    — Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).

    — Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

    (“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

    — Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

    — Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

    Свойства полезных ископаемых.

    Название Состояние Цвет Основное свойство Где используют
    Нефть Жидкое; легкая; маслянистая коричневый горючесть топливо
    Каменный уголь Твердое; тяжелый черный горючесть топливо
    Гранит Очень твердое
    тяжелый
    красный, серый, белый прочность строительство

    Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

    Исследовать по плану (слайд11).

    План изучения свойств каменного угля.

    1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

    2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

    3. Проведите ногтем по породе.

    • Если остался след – то порода мягкая;
    • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
    • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

    4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

    5. Где используют и на основании какого свойства?

    — Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

    План изучения свойств гранита (слайд12).

    1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

    2. Определите легче или тяжелее воды?

    3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

    4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

    Вывод по таблице о граните.

    — Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

    — Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

    — Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

    5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

    — Как вы думаете, кто такие геологи?

    — Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

    У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

    Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

    Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

    Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

    Карьер – это открытый котлован.

    Шахты – это глубокие колодцы.

    (Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

    — Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

    Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

    Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

    6 этап. Бережное использование.

    — Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

    — Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

    — Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

    — Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

    Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

    8 этап. Рефлексия (слайд 30).

    — Какие задачи ставили в начале урока?

    — Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

    — Какие открытия для себя сделали?

    1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

    — Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

    — Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

    — Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

    Задание группе 1.Каменный уголь.

    Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

    Карьер – это открытый котлован.

    Шахта – это глубокий колодец.

    Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

    Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

    Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

    Задание группе 3. Железная руда.

    С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

    Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

    Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

    Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

    Читайте также:  Почему шоколад полезен для мозга

    Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

    источник

    Задай свой вопрос по этому материалу!

    Хо­ти­те узнать, какие бо­гат­ства пря­чут­ся под зем­лей? Гор­ные по­ро­ды и ми­не­ра­лы, ко­то­рые че­ло­век ис­поль­зу­ет для своих хо­зяй­ствен­ных нужд, на­зы­ва­ют по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Боль­шин­ство из них – твер­дые: ка­мен­ный уголь, торф, гра­нит, мра­мор, алмаз, песок. Но есть и жид­кие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, это нефть и ми­не­раль­ная вода. Также есть га­зо­об­раз­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – при­род­ный газ. Гео­ло­ги все время за­ни­ма­ют­ся раз­вед­кой ме­сто­рож­де­ний по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (рис. 1).

    Рис. 1. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые (Ис­точ­ник)

    Чтобы из­го­то­вить стек­ло и сде­лать ста­кан, нужен осо­бый песок, это по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы суп был со­ле­ным, нужна соль, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы сде­лать чашку или блюд­це, нужна осо­бая белая глина – ка­о­лин (рис. 2).

    Чай­ная ложка сде­ла­на из ме­тал­ла, и же­лез­ная до­ро­га, и оке­ан­ский лай­нер, и стан­ки, и часы, и мно­гие дру­гие пред­ме­ты. Ме­тал­лы вы­плав­ля­ют из руды, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое (рис. 3). Из­го­тов­лен­ные че­ло­ве­ком са­мо­ле­ты, ма­ши­ны теп­ло­во­зы сами не по­едут и не по­ле­тят, им необ­хо­ди­мо го­рю­чее – бен­зин и ке­ро­син, ко­то­рые про­из­во­дят из нефти. Нефть вы­ка­чи­ва­ют из земли, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. При­род­ный газ, ко­то­рый го­лу­бы­ми огонь­ка­ми горит на ку­хон­ной плите, – это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Вот сколь­ко су­ще­ству­ет раз­ных под­зем­ных бо­гатств.

    С каж­дым годом рас­тет по­треб­ность людей в го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Ка­мен­ный уголь, торф, при­род­ный газ – это ос­нов­ное топ­ли­во для жилых домов, для фаб­рик и за­во­дов и теп­ло­энер­го­стан­ций. Самые необ­хо­ди­мые че­ло­ве­ку по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это ка­мен­ный уголь и нефть. Всем из­вест­но, что уголь чер­но­го цвета, но он бы­ва­ет и жел­то­го цвета, на­зы­ва­ет­ся он сла­нец (рис. 4).

    Также есть зо­ло­ти­стый уголь, и даже уголь го­лу­бо­ва­то-фи­о­ле­то­во­го цвета. Углем ка­мен­ным его на­зва­ли по­то­му, что дол­гое время счи­та­ли его кам­нем, ведь он очень твер­дый. Раз­га­дал тайну про­ис­хож­де­ния угля рус­ский уче­ный – Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов (рис. 5).

    Он до­ка­зал, что ка­мен­ный уголь об­ра­зо­вал­ся из древ­них рас­те­ний, ко­то­рые росли на земле сотни мил­ли­о­нов лет назад. Без ка­мен­но­го угля нель­зя вы­пла­вить ме­тал­лы из руд, нель­зя при­го­то­вить це­мент. Из ка­мен­но­го угля про­из­во­дят пласт­мас­су, смолу, ле­кар­ства, жид­кое топ­ли­во, кис­ло­ту, пи­ще­вую соду, крас­ки и чер­ни­ла. Сам уголь без за­па­ха, но из него про­из­во­дят духи и раз­ные па­ху­чие си­ро­пы для кон­фет и пи­рож­ных. Уголь непро­зрач­ный, но из него де­ла­ют самое луч­шее стек­ло, лег­кое, твер­дое, чи­стое. Еще уголь ис­поль­зу­ют в про­из­вод­стве удоб­ре­ний, от ко­то­рых лучше пло­до­но­сит земля, рас­тут овощи, фрук­ты, зер­но­вые куль­ту­ры. Из угля можно до­быть даже ви­та­ми­ны.

    Из нефти по­лу­ча­ют более тысяч ве­ществ. Из этой мас­ля­ни­сто-ко­рич­не­ва­той жид­ко­сти по­лу­ча­ют чи­стей­ший бен­зин и ке­ро­син для авиа­ции, ди­зель­ное топ­ли­во. Их от­ли­чие от ка­мен­но­го угля в том, что при сго­ра­нии они вы­де­ля­ют зна­чи­тель­но боль­ше тепла. Из нефти из­го­тав­ли­ва­ют небью­ще­е­ся стек­ло, пласт­мас­су, ко­то­рую ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве домов, из­го­тав­ли­ва­ют из них ме­бель и де­та­ли для машин, со­зда­ют укра­ше­ния.

    Битум, ко­то­рый также про­из­во­дят из нефти, необ­хо­дим для ас­фаль­то­во­го по­кры­тия дорог (рис. 6).

    А как об­ра­зо­ва­лась нефть? Уче­ные до сих пор не могут прий­ти к еди­но­му мне­нию по этому во­про­су. Мно­гие счи­та­ют, что за сотни мил­ли­о­нов лет ве­ще­ства, со­став­ляв­шие ко­гда-то во­до­рос­ли, рыб, рач­ков, пре­вра­ти­лись в нефть. Во­до­рос­ли и рачки уми­ра­ли, и их остан­ки вме­сте с ра­куш­ка­ми, вме­сте со ске­ле­та­ми рыб скап­ли­ва­лись в спо­кой­ных водах мор­ских за­ли­вов в огром­ных ко­ли­че­ствах. Они сме­ши­ва­лись с илом и пес­чин­ка­ми, ко­то­рые при­но­си­ли реки, впа­да­ю­щие в море. Зна­чит, нефть можно найти в тех ме­стах, где ко­гда-то были древ­ние моря? Так и есть. Гео­ло­ги разыс­ки­ва­ют за­ли­вы и бе­ре­га давно ис­чез­нув­ших морей и, как пра­ви­ло, об­на­ру­жи­ва­ют там за­па­сы нефти. Наша стра­на очень бо­га­та нефтью. Нефть до­бы­ва­ют между Ура­лом и Вол­гой, за Ура­лом, в вер­хо­вье реки Лены, на ост­ро­ве Са­ха­лин, в Во­сточ­ной Си­би­ри. Самые круп­ные ме­сто­рож­де­ния ка­мен­но­го угля на­хо­дят­ся в рай­оне Вор­ку­ты, в До­нец­ком бас­сейне (рис. 7).

    Рис. 7. Неф­те­нос­ные за­па­сы Рос­сии (Ис­точ­ник)

    А какие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые на­зы­ва­ют­ся руд­ны­ми? Че­ло­век с дав­них пор ищет ме­сто­рож­де­ния руд, со­дер­жа­щие ме­тал­лы. Из руд чер­ных ме­тал­лов вы­плав­ля­ют же­ле­зо, сталь, чугун, а из руд цвет­ных ме­тал­лов – алю­ми­ний, цинк, сви­нец, медь. Как пра­ви­ло, из­де­лия со­дер­жат не чи­стые ме­тал­лы, а их спла­вы. Спла­вы – это ве­ще­ства, ко­то­рые по­лу­ча­ют при плав­ле­нии двух или более ме­тал­лов. Одним из­де­ли­ям необ­хо­ди­мы пла­стич­ность, упру­гость, гиб­кость, дру­гим – проч­ность, твер­дость, дол­го­веч­ность, а тре­тьим – лег­кость и блеск. На­при­мер, чи­стое же­ле­зо – очень мяг­кий ме­талл, из ко­то­ро­го не сде­ла­ешь ни гвоз­дя, ни ножа. Чтобы по­лу­чить сталь, в же­ле­зо до­бав­ля­ют дру­гие ме­тал­лы и раз­лич­ные при­ме­си. Сплав алю­ми­ния, хрома, ти­та­на ис­поль­зу­ет­ся в про­из­вод­стве проч­ных и дол­го­веч­ных кос­ми­че­ских и во­ен­ных ко­раб­лей, са­мо­ле­тов, ракет. А в тон­кие алю­ми­ни­е­вые листы – фоль­гу – за­во­ра­чи­ва­ют шо­ко­лад, чай, плав­ле­ные сырки.

    Юве­ли­ров с дав­них пор при­вле­ка­ют за­ме­ча­тель­ные свой­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов: зо­ло­та, се­реб­ра, пла­ти­ны (рис. 8). Из них из­го­тав­ли­ва­ют юве­лир­ные из­де­лия, че­ка­нят мо­не­ты. Эти дра­го­цен­ные ме­тал­лы ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ра­дио­тех­ни­ке, из них из­го­тав­ли­ва­ют сверх­точ­ные кос­ми­че­ские при­бо­ры.

    Если вы жи­ве­те на Урале, За­бай­ка­лье, на Алтае, в Крас­но­яр­ском крае, в Во­сточ­ной Си­би­ри или на Даль­нем Во­сто­ке, то ваш край богат ме­сто­рож­де­ни­я­ми руд цвет­ных ред­ких ме­тал­лов. В Яку­тии, на­при­мер, до­бы­ва­ют нефть, ал­ма­зы, бурый уголь.

    Жизнь со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка невоз­мож­но пред­ста­вить без по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это огром­ное, бес­цен­ное бо­гат­ство нашей стра­ны.

    Се­год­ня на уроке вы по­зна­ко­ми­лись с но­вы­ми по­ня­ти­я­ми: по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, ме­сто­рож­де­ние, руда, спла­вы. Вы узна­ли о го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых и руд­ных и об их зна­че­нии в жизни со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка.

    Опре­де­лим свой­ства гор­ных пород, ко­то­рые че­ло­век на­учил­ся ис­поль­зо­вать с дав­них вре­мен. Это из­вест­няк, мра­мор, песок и глина. Нач­нем с изу­че­ния свойств из­вест­ня­ка.

    Если из­вест­няк рас­смот­реть под лупой, то можно уви­деть, что его ча­сти­цы зна­чи­тель­но мель­че ча­стиц сы­пу­че­го песка и цвет у этих ча­стиц бы­ва­ет раз­ный: белый, жел­тый, серый. Если опу­стить ку­со­чек из­вест­ня­ка в ста­кан воды, то мы уви­дим, что из­вест­няк уто­нет, зна­чит, он тя­же­лее воды. Из­вест­няк – твер­дая гор­ная по­ро­да. Раз­но­вид­но­стью из­вест­ня­ка яв­ля­ет­ся мра­мор. Рас­смот­рим мра­мор вни­ма­тель­нее (рис. 1).

    Цвет его ча­стиц может быть раз­ным: белым, крас­ным, серым, чер­ным. Мра­мор имеет ма­то­вый блеск, а если его срав­ни­вать с из­вест­ня­ком, то можно ска­зать, что мра­мор твер­же из­вест­ня­ка.

    По­го­во­рим о свой­ствах песка и глины (рис. 2). Если про­во­дить опыты, то можно об­на­ру­жить, что песок хо­ро­шо про­пус­ка­ет воду, а глина плохо. Если по­ло­жить ку­со­чек глины в ста­кан с водой и тща­тель­но все раз­ме­щать, то можно уви­деть, что на дно ося­дут мел­кие ка­муш­ки, пес­чин­ки, а мел­кие ча­стич­ки будут пла­вать, делая воду мут­ной. Если слить эту мут­ную воду и дать ей от­сто­ять­ся, то скоро на дне мы об­на­ру­жим слой гли­ни­сто­го ила. А если смо­чить об­раз­цы песка и глины водой и по­про­бо­вать ска­тать ша­ри­ки, то можно уви­деть, что из глины легче ска­тать шарик. При на­мо­ка­нии глина ста­но­вит­ся мяг­кой и пла­стич­ной, после вы­сы­ха­ния шарик со­хра­нит свою форму.

    Из песка шарик сле­пить труд­но, но даже если это уда­ет­ся, то после вы­сы­ха­ния песок ссып­лет­ся. Это зна­чит, что глина об­ла­да­ет свой­ством вяз­ко­сти, а песок нет. Песок сы­пу­чий, он со­сто­ит из от­дель­ных мел­ких пес­чи­нок раз­но­го цвета, одни пес­чин­ки непро­зрач­ные, дру­гие про­зрач­ные и по­хо­жи на ку­соч­ки мут­но­го стек­ла (рис. 3).

    Ча­стич­ки глины непро­зрач­ные, небле­стя­щие. По цвету глина бы­ва­ет раз­ная: белая, серая, ко­рич­не­вая, жел­тая.

    Песок, глину, мра­мор, гра­нит, из­вест­няк на­зы­ва­ют стро­и­тель­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Песок, по ко­то­ро­му мы ходим, – рых­лая гор­ная по­ро­да. Он сы­пу­чий и хо­ро­шо про­пус­ка­ет воду, по­это­му его ши­ро­ко ис­поль­зу­ют в стро­и­тель­стве ав­то­мо­биль­ных дорог и же­лез­но­до­рож­ных на­сы­пей (рис. 4).

    Также песок при­ме­ня­ют для из­го­тов­ле­ния це­мен­та и бе­то­на. Из бе­ло­го квар­це­во­го стек­ла из­го­тав­ли­ва­ют стек­ло.

    Глина – плот­ная гор­ная по­ро­да, при на­мо­ка­нии она ста­но­вит­ся вяз­кой и пла­стич­ной, она долго со­хра­ня­ет свою форму при вы­сы­ха­нии. В печи обо­жжен­ные из глины из­де­лия ста­но­вят­ся твер­ды­ми и проч­ны­ми. Из глины из­го­тав­ли­ва­ют кир­пи­чи, че­ре­пи­цу, иг­руш­ки. Осо­бен­но це­нит­ся белая глина, из ко­то­рой про­из­во­дят фа­ян­со­вую и фар­фо­ро­вую по­су­ду (рис. 5).

    Мра­мор – это раз­но­вид­ность из­вест­ня­ка, после по­ли­ров­ки на нем вы­сту­па­ет кра­си­вый узор­ча­тый ри­су­нок раз­ной окрас­ки. Древ­ние греки вы­се­ка­ли из мра­мо­ра па­мят­ни­ки, стро­и­ли храмы. Стан­ции Мос­ков­ско­го метро от­де­ла­ны этой гор­ной по­ро­дой раз­но­го цвета (рис. 6). Из из­вест­ня­ка по­стро­е­ны из­вест­ные на весь мир церк­ви и со­бо­ры.

    Рис. 6. Стан­ция Ма­я­ков­ская. Мос­ков­ский мет­ро­по­ли­тен (Ис­точ­ник)

    Осо­бен­но из по­лез­ных ис­ко­па­е­мых це­нит­ся гра­нит. Он об­ла­да­ет осо­бой твер­до­стью и проч­но­стью. Его ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве опор для моста и фун­да­мен­тов для вы­со­ко­го зда­ния. По­ли­ро­ван­ный гра­нит укра­ша­ет полы и лест­ни­цы двор­цов и му­зеев. Имен­но из гра­ни­та в Санкт-Пе­тер­бур­ге сде­ла­ны ко­ло­ны Ка­зан­ско­го со­бо­ра (рис. 7), бор­ти­ки Иса­а­ки­ев­ско­го со­бо­ра (рис. 8), а огром­ный ка­мень, на ко­то­ром уста­нов­лен па­мят­ник Петру I, также из этой гор­ной по­ро­ды.

    По­че­му надо бе­речь по­лез­ные ис­ко­па­е­мые? Каж­дый год в нашей стране до­бы­ва­ет­ся огром­ное ко­ли­че­ство по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. На об­ра­зо­ва­ние боль­шин­ства из них по­на­до­би­лось мил­ли­о­ны лет, и у каж­дой из цен­ных пород своя осо­бая, слож­ная и за­га­доч­ная ис­то­рия. У одних ис­то­рия на­чи­на­ет­ся в глу­би­нах морей и оке­а­нов, озер и болот. Вы уже зна­е­те, что на дне во­до­е­мов об­ра­зо­ва­лись торф, из­вест­няк, ка­мен­ный и бурый уголь, песок и глина. У дру­гих ис­то­рия на­чи­на­ет­ся в нед­рах пла­не­ты. Там, глу­бо­ко под зем­лей, на­хо­дит­ся рас­ка­лен­ное ве­ще­ство – магма. По­то­ки магмы при из­вер­же­нии вул­ка­на могут из­ли­вать­ся на по­верх­ность земли и осты­вать, а могут за­сты­вать в глу­бине земли, не до­хо­дя до по­верх­но­сти. Из магмы об­ра­зо­ва­лись гра­нит, ба­зальт, руд­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые. Но за­па­сы по­лез­ных ис­ко­па­е­мых на Земле не бес­ко­неч­ны. Уче­ные пред­ска­зы­ва­ют, что уже в нашем XXI веке раз­ве­дан­ные за­па­сы нефти, зо­ло­та и меди могут быть ис­чер­па­ны. На их об­ра­зо­ва­ние ушли мил­ли­о­ны лет, а че­ло­век из­рас­хо­до­вал их так быст­ро. Их нель­зя вос­ста­но­вить, как, на­при­мер, лес после вы­руб­ки.

    Что же дол­жен де­лать че­ло­век, чтобы по-хо­зяй­ски рас­хо­до­вать бо­гат­ства под­зем­ных кла­до­вых? Уче­ные со­зда­ют новые ис­кус­ствен­ные ма­те­ри­а­лы для за­ме­ны ме­тал­ла и го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Вме­сто ме­тал­ла все боль­ше и боль­ше при­ме­ня­ет­ся пласт­мас­са. По­смот­ри во­круг, и ты уви­дишь, как много вещей сде­ла­но из пласт­мас­сы вме­сто до­ро­го ме­тал­ла и цен­ной дре­ве­си­ны. Топ­ли­во из ка­мен­но­го угля и нефти за­ме­ня­ют дру­гие ис­точ­ни­ки тепла. Стро­ят­ся гид­ро­элек­тро­стан­ции, на ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся силы воды, или силы ветра, или сол­неч­ное тепло. Люди со­би­ра­ют ме­тал­ло­лом, из ко­то­ро­го на за­во­дах вы­плав­ля­ют ме­тал­лы. Ис­поль­зо­ва­ние ме­тал­ло­ло­ма поз­во­ля­ет бе­реж­но от­но­сить­ся к руд­ным по­лез­ным ис­ко­па­е­мым и эко­ном­но их рас­хо­до­вать. Нужно также сле­дить, чтобы без на­доб­но­сти не го­ре­ли га­зо­вые и элек­три­че­ские при­бо­ры, бе­речь тепло в школе и дома в хо­лод­ное время года, не остав­ляя от­кры­ты­ми на­стежь двери в подъ­ез­дах. Сле­ди­те за эко­ном­ным рас­хо­до­ва­ни­ем пи­тье­вой воды, ведь ее очист­ка и до­став­ка по тру­бам в жилые дома, на фаб­ри­ки и за­во­ды невоз­мож­на без ис­поль­зо­ва­ния по­лез­ных ис­ко­па­е­мых.

    Се­год­ня на уроке вы узна­ли о свой­ствах по­лез­ных ис­ко­па­е­мых: из­вест­ня­ка, мра­мо­ра, песка и глины, а также по­зна­ко­ми­лись с тем, как че­ло­век ис­поль­зу­ет в своей де­я­тель­но­сти стро­и­тель­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые.

    источник

    Источники:
    • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/658962
    • http://naturae.ru/planeta-zemlya/mestorozhdeniya-poleznyh-iskopaemyh.html
    • http://infourok.ru/poleznie-iskopaemie-klass-285580.html
    • http://studfiles.net/preview/4492918/
    • http://okrmyr.ru/okruzhayuschiy-mir-3-klass-2-chast-poleznye-iskopaemye-str-46.html
    • http://okrumir.ru/3-klass/rabochaya-tetrad-po-okruzhayushhemu-miru-dlya-3-klassa-pleshakov-a.a.-2-chast/poleznye-iskopaemye.html
    • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580693/
    • http://www.kursoteka.ru/course/4302/lesson