Месторождение — скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, которое по количеству, качеству и горно-техническим условиям разработки пригодно для промышленного освоения, с положительным экономическим эффектом.
Это крупное скопление полезных ископаемых, имеющих промышленное назначение
А) медь Б) железо В) серебро Г) олово д) гранит
2).что лишние в этом списке?
А) нос б) язык в) зубы г) желудок д) пещевод
3).какая часть скелета расположена в указанном месте?
а)плечо б) предплечье в) голень г) бедро д) ключица
4) какой признак является основным для определения принадлежности человека своему народу?
а) цвет кожи б) одежда в) язык г) характер
Вещества, которые добывают из различных слоев Земли, называют_________________________
Запиши, что такое месторождение полезных ископаемых:
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Надо записать что такое месторождение полезных ископаемых:
Они накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание)
2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь.
Полезные скопаемые Кубани
Горючие Строительный материалы Нерудные
__________________ _____________________ _________
__________________ ______________________ __________
__________________ ______________________ __________
__________________ ______________________ ___________
3.Узнай полезное ископаемое по описанию.
1.Бурого иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки для скота-__________________________.
2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________.
3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________.
4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут.
5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________
Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.
используется человеком,называют_____________. Они
накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник
возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани
обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание) 2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь. Полезные скопаемые Кубани Горючие Строительный материалы Нерудные __________________ _____________________ _________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ ___________ 3.Узнай полезное ископаемое по описанию. 1.Бурого
иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо
горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки
для скота-__________________________. 2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________. 3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________. 4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут. 5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________ Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.
2)Потом поставь соовествуюшие цифры над названиями местррождений этих полезных ископаемых.
я вам дам фотку 2 задания в ответе пишите:1 слово-5 2 слово 6
фотка 2 задания — месторождение
источник
Месторождения могут заключать
- газовые (горючие газы углеводородного состава и негорючие газы — гелий, неон, аргон, криптон)
- жидкие (нефть и подземные воды)
- твёрдые (ценные элементы, кристаллы, минералы, горные породы)
По промышленному использованию месторождения разделяются на
- рудные или металлические (месторождения черных, лекгих, редких, благородных и радиоактивных металлов)
- нерудные или неметаллические ( месторождения химического, агрономического, металлургического, технического и строительного сырья)
- горючие (месторождения нефти, горючих газов, углей, горючих сланцев и торфа)
- гидроминеральные ( подземные и поверхностные бытовые, технические, бальнеологические и минеральные воды).
Количество минерального сырья, идущего на обработку определяется содержанием в нем ценных и вредных компонентов. Минимальное количество полезного ископаемого и наиболее низкое его качество, при которых, однако, возможна эксплуатация, называется промышленными кондициями. Месторождения подземных вод отличаются от месторождений других полезных ископаемых возобновляемостью запасов.
Необходимая и достаточная степень разведанности запасов твердых полезных ископаемых определяется в зависимости от сложности геологического строения месторождений, которые подразделяются по данному признаку на несколько групп.
1 группа. Месторождения (участки) простого геологического строения с крупными и весьма крупными, реже средними по размерам телами полезных ископаемых с ненарушенным или слабонарушенным залеганием, характеризующимися устойчивыми мощностью и внутренним строением, выдержанным качеством полезного ископаемого, равномерным распределением основных ценных компонентов.
Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий A, B, C 1 и C 2.
2 группа. Месторождения (участки) сложного геологического строения с крупными и средними по размерам телами с нарушенным залеганием, характеризующимися неустойчивыми мощностью и внутренним строением либо невыдержанным качеством полезного ископаемого и неравномерным распределением основных ценных компонентов. Ко второй группе относятся также месторождения углей, ископаемых солей и других полезных ископаемых простого геологического строения, но со сложными или очень сложными горно-геологическими условиями разработки.
Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов запасов B, C 1 и C 2.
3 группа. Месторождения (участки) очень сложного геологического строения со средними и мелкими по размерам телами полезных ископаемых с интенсивно нарушенным залеганием, характеризующимися очень изменчивыми мощностью и внутренним строением либо значительно невыдержанным качеством полезного ископаемого и очень неравномерным распределением основных ценных компонентов.
Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категориям C 1 и C 2.
4 группа. Месторождения (участки) с мелкими, реже средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, крайне неравномерным качеством полезного ископаемого и прерывистым гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории C 2.
При отнесении месторождений к той или иной группе могут использоваться количественные показатели оценки изменчивости основных свойств оруденения, характерные для каждого конкретного вида полезного ископаемого.
Месторождения могут выходить на поверхность Земли (открытые месторождения) или быть погребёнными в недрах (закрытые, или «слепые», месторождения). По условиям образования месторождения подразделяются на серии (седиментогенные, магматогенные и метаморфогенные месторождения), а серии, в свою очередь, — на группы, классы и подклассы.
Седиментогенные месторождения (поверхностные, экзогенные) формировались на поверхности и в приповерхностной зоне Земли вследствие химической, биохимической и механической дифференциации минеральных веществ, обусловленной внешней энергией Земли.
Среди них выделяются 3 группы месторождений:
Магматогенные (глубинные, эндогенные) месторождения формировались в недрах Земли при геохимической дифференциации минеральных веществ, обусловленной возникновением магмы и её воздействием на окружающую среду за счёт внутриземных источников энергии.
Среди них выделяется 5 основных групп:
- магматические месторождения
- пегматитовые месторождения
- карбонатитовые месторождения
- скарновые месторождения
- гидротермальные месторождения
Метаморфогенные месторождения возникали в процессе регионального и локального метаморфизма горных пород.
В соответствии с принятым подразделением геологической истории различают месторождения архейского, протерозойского, рифейского, палеозойского, мезозойского и кайнозойского возраста. По источникам вещества, слагающего месторождения, среди них выделяются месторождения с веществом подкоровых (мантийных, или базальтовых), коровых (или гранитных) магм, а также осадочной оболочки Земли. По месту формирования месторождения разделяются на геосинклинальные (складчатых областей) и платформенные.
Известны 4 уровня образования месторождений от поверхности Земли
- ультраабиссальный — свыше 10-15 км
- абиссальный — от 3-5 до 10-15 км
- гипабиссальный — от 1-1,5 до 3-5 км
- приповерхностный — до глубины 1-1,5 км.
Площадь непрерывного или островного распространения месторождений, значительная по размерам или запасам полезного ископаемого называется бассейном. Важнейшие бассейны:
Wikimedia Foundation . 2010 .
Месторождение полезных ископаемых — (a. mineral deposit, occurrence, field; н. Lagerstatte nutzbarer Mineralien; ф. gisement des mineraux utiles, gisement minier, gite minier; и. yacimientos de minerales, yacimientos de fociles utiles) скопление минерального вещества на… … Геологическая энциклопедия
месторождение полезных ископаемых — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN mineral deposit A mass of naturally occurring mineral material, e.g. metal ores or nonmetallic mineral, usually of economic value, without regard to mode of origin. (Source:… … Справочник технического переводчика
месторождение полезных ископаемых — природное скопление минерального сырья в виде одного или нескольких геологических тел, объединённых общностью происхождения и приуроченных к локальной геологической структуре. Телом, или залежью, полезного ископаемого называется локальное… … Географическая энциклопедия
Месторождение полезных ископаемых трансграничное — Трансграничное месторождение полезных ископаемых участок недр, в котором локализовано полезное ископаемое или подземные воды, пересекающий государственную границу сопредельных Сторон. Источник: СОГЛАШЕНИЕ О ПРИГРАНИЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ … Официальная терминология
кондиции полезных ископаемых — совокупность требований к качеству и горно геологическим условиям разработки месторождения полезного ископаемого; обеспечивают оконтуривание месторождения и разделение его запасов на балансовые и забалансовые. * * * КОНДИЦИИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ… … Энциклопедический словарь
Добыча полезных ископаемых в России — См. также: Полезные ископаемые России Добыча полезных ископаемых в России отрасль российской промышленности. Россия занимает 1 ое место в мире по добыче и экспорту сырой нефти и природного газа. В России добываются многие виды минерального… … Википедия
оконтуривание месторождений полезных ископаемых — (геол.), построение контуров и определение границ месторождений, залежей полезных ископаемых, участков с различным качеством минерального сырья и горно геологическими условиями по данным геологического изучения для рациональной отработки. * * *… … Энциклопедический словарь
Месторождение — (Field) Месторождение это место нахождения полезных ископаемых. Месторождение газа и нефти, их эксплуатация, карта месторождений, месторождение полезных ископаемых. Содержание >>>>> Месторождение (field) это, определение Месторождение это… … Энциклопедия инвестора
Месторождение — (полезного ископаемого) скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, которое по количеству, качеству и горно техническим условиям разработки пригодно для промышленного… … Википедия
Месторождение полезного ископаемого — Месторождение (полезного ископаемого) скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования.… … Википедия
источник
Месторождением называют скоплением минеральных веществ, так называемых полезных ископаемых, находящихся либо на земной поверхности, либо в глубине земли. Особо полезные ресурсы, как правило, добывать сложнее, да и найти их ещё та проблема, но это не всегда так.
Месторождения могут быть разделены на 3 группы, согласно физическому состоянию полезных ископаемых:
- — Жидкие. Представлены нефтью и подземными водами.
— Твёрдые. Самая большая группа, включающая в себя различные руды, минералы, кристаллы и другие ценные ресурсы.
Также месторождения классифицируют по способу применения добываемых ресурсов:
- — Металлические (рудные). К этой группе относят различные металлы, в том числе и радиоактивные. Особенно ценными считаются всем известное золото (около 40 тысяч долларов за килограмм), родий (по ценности не уступает золоту) и платина (30 тысяч/кг). Ценят их не только за редкость, но и за их особые свойства. Так, родий обладает высокой температурой плавления, что позволяет использовать его в промышленности, а также имеет высокие отражательные свойства, благодаря чему применяется для создания зеркал. Вообще говоря, все металлы нужны и каждому можно найти применение.
— Горючие. Всё, что хорошо горит и может использоваться для отопления. В первую очередь, это нефть. Также важную роль играют горючие газы. Чуть менее ценны, но также очень важны твёрдые горючие материалы: торф, уголь, сланец и другие.
— Гидроминеральные. Вода — тоже полезное ископаемое, особенно если она обладает полезными свойствами. К этой группе, например, относят минеральные воды, подземные воды, а также поверхностные бытовые и технические воды.
Именно благодаря добыче полезных ископаемых люди совершили скачок в своём развитии. На сегодняшний день добываемые ресурсы используются практически во всех сферах деятельности. И это хорошо, наверное. В любом случае, мало кто из современных людей может долгое время обходиться без удобств. Транспорт, медицина, телевидение, интернет, холодильник и газовая плита, душ. Всё это было бы невозможно без добычи полезных ископаемых.
Но за всё нужно платить. За комфортную и хорошую жизнь человека расплачивается природа, пока что. Ведь отходы добычи и производства никому не нужны, а уничтожать их трудно. Поэтому создаются насыпи и захоронения ненужных материалов, а также отходы сливаются в моря и океаны.
Любые поступки влекут за собой некие последствия, но люди учатся лишь на своих ошибках, и не могут подумать заранее. Лишь после того, как образовались озоновые дыры, был введён запрет на применение некоторых химических веществ. Только после того, как вырубка лесов в некоторых регионах стала причиной образования большого количества песчаных бурь, деревья снова начали там высаживать, создавать такие защитные лесополосы. Когда с лица земли стали исчезать целые виды животных и растений, тогда задумались о том, как деятельность человека влияет на это и попытались сделать хоть что-то. Правда, не преуспели, каждый день исчезает около 40 видов живых организмов и растений.
В наше время, добыча полезных ископаемых необходима уже не столько для развития человечества, сколько для комфортного существования. И это настоящая проблема человечества. Люди не видят, или не желают видеть разницы между необходимым и избыточным.
Образование минералов
Очень многие минералы образуются под воздействием высокой температуры и давления. Но процесс этот очень долгий и порой занимает не одно тысячелетие.
Недра планеты
Недра Земли представляют собой отнюдь не твёрдый слой пород. Они имеют множество подземных ходов и трещин, а также обладают большими запасами воды.
источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое полезные ископаемые? Что такое месторождение? Кто ищет месторождения полезных ископаемых? Как они используются человеком?
Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, называют месторождениями, а при больших площадях распространения – бассейнами.
Поиском месторождений занимаются геологи. Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.
Назовите горючие полезные ископаемые.
Каменный и бурый уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф.
Угольная шахта В шахте Полезные ископаемые Месторождения Каменный уголь Карагандинское, Экибастузское, Ленгерское месторождения (Южный Казахстан)
Полезные ископаемые Месторождения Нефтегазоносные провинции Территория Каспийского шельфа, полуостров Мангыстау, Прикаспийская низменность.
Назовите руды чёрных металлов.
Железная руда (магнитный, красный и бурый железняки).
Полезные ископаемые Месторождения Железная руда Соколовско – Сорбайское месторождение, Сарыарка, северное Приаралье.
Название руд чёрных металлов Магнитный железняк Бурый железняк Красный железняк а) цвет; чёрный тёмного цвета с вишнёво-красным оттенком латунно-жёлтого цвета б) плотный/рассыпчатый/мягкий; плотный плотный плотный в) состоит/не состоит из отдельных зёрнышек; мелкозернистый мелкозернистый мелкозернистый г) притягивается/не притягивается магнитом; притягивается магнитом не притягивается магнитом не притягивается магнитом е) прочный/непрочный. прочный прочный прочный
Назовите руды цветных металлов.
Медь, свинец, цинк, алюминий, серебро, золото.
Полезные ископаемые Месторождения Медь Жезказган, Конырат.
Полезные ископаемые Месторождения Свинец, цинк Рудный Алтай (Риддер)
Полезные ископаемые Месторождения Алюминий Аркалыкское месторождение Костанайской области
Полезные ископаемые Месторождения Золото ВКО (Месторождения -Суздальское, Бакырчик), СКО (Васильковское).
Название металлов Из какой руды получают Какие изделия изготавливают Медь Медный колчедан Детали электрических машин и приборов Алюминий Бокситы Ложки, вилки, посуда, самолёты, провода, кабели. Свинец Полиметаллическая руда Оболочки кабелей, пластины аккумуляторов. Цинк Полиметаллическая руда Оцинкованные вёдра, тазы, ванны, трубы.
Назовите нерудные полезные ископаемые.
Поваренная соль, асбест, фосфориты, гранит, глина, песок, известняк, мел, мрамор, ракушечник.
Полезные ископаемые Месторождения Асбест Месторождение Жетыкар Костанайской области.
Полезные ископаемые Месторождения Известняк Полуостров Мангыстау.
Полезные ископаемые Месторождения Соль Северное Приаралье
•Что такое полезные ископаемые?
•Кто ищет месторождения полезных ископаемых?
•Как они используются человеком?
Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».
Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!
Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
источник
Месторождением полезного ископаемого называется участок земной коры, в котором в результате тех или иных геологических процессов произошло накопление минерального вещества, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования. Полезные ископаемые бывают газообразные, жидкие и твердые. К газообразным относятся горючие газы углеводородного состава и негорючие инертные газы; к жидким — нефть и подземные воды; к твердым принадлежит большинство полезных ископаемых, которые используются как элементы или их соединения (железо, золото, бронза и др.), кристаллы (горный хрусталь, алмаз и др.), минералы (ископаемые соли, графит, тальк и др.) и горные породы (гранит, мрамор, глина и др.).
По промышленному использованию месторождения полезных ископаемых разделяются на рудные, или металлические; нерудные, или неметаллические; горючие и гидроминеральные (табл. 1).
Рудные месторождения в свою очередь подразделяются на месторождения черных, легких, цветных, редких, радиоактивных и благородных металлов, а также рассеянных и редкоземельных элементов.
К нерудным месторождениям относятся месторождения химического, агрономического, металлургического, технического и строительного минерального сырья.
Месторождения горючих полезных ископаемых принято разделять на месторождения нефти, горючих газов, углей, горючих сланцев и торфа.
Гидроминеральные месторождения разделяют на подземные воды (питьевые, технические, минеральные) и нефтяные, содержащие ценные элементы в количестве, достаточном для их извлечения (бром, йод, бор, радий и др.).
Минеральное сырье используется для нужд промышленности как непосредственно, без предварительной переработки, так и для извлечения из него ценных, необходимых народному хозяйству природных химических соединений или элементов. В последнем случае оно называется рудой.
Руда представляет собой минеральный агрегат, в котором содержание ценного компонента (или компонентов) достаточно для промышленного извлечения. Количество минерального сырья в недрах называется его запасами. Качество минерального сырья, идущего на переработку, определяется содержанием в нем ценных компонентов. Для промышленной оценки некоторых видов полезных ископаемых, кроме того, имеет значение наличие в них вредных компонентов, затрудняющих переработку и использование руд. Чем выше содержание ценных и чем ниже концентрация вредных компонентов, тем больше ценность руды.
Минимальные запасы и содержание ценных компонентов, а также допустимое максимальное содержание вредных примесей в минеральном сырье, при которых возможна эксплуатация месторождения полезных ископаемых, называются промышленными кондициями. Промышленные кондиции не являются строго определенными и раз навсегда заданными.
Во-первых, они с развитием потребностей человечества в минеральном сырье исторически меняются.
Во-вторых, промышленные пределы уменьшаются благодаря совершенствованию техники добычи и переработки минерального сырья. В-третьих, промышленные кондиции на минеральное сырье различны для разных природных условий нахождения месторождений полезных ископаемых и определяются при помощи экономических расчетов.
Чем выше ценность минерального сырья, тем ниже промышленный кондиционный минимум по требованиям к запасам и к содержанию ценных компонентов. Однако оно всегда больше среднего содержания ценных элементов в горных породах земной коры (их кларков).
источник
1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.
Учитель выдал для практической работы полезное ископаемое — уголь.
2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
Свойства угля: это твердое полезное ископаемое. Уголь непрозрачный, черного цвета, достаточно плотный, но при этом легко раскалывается и крошится.
Уголь — горючее полезное ископаемое.
Уголь может применяться для отопления домов, для получения тепла в металлургических печах.
Его применение основано на горючих свойствах этого ископаемого.
Среди известных мне полезных ископаемых есть еще железная руда, уголь, торф, каменная соль, глина, песок.
Полезные ископаемые бывают твердыми, жидкими и газообразными.
Они могут быть горючими и не горючими.
Люди добывают полезные ископаемые, чтобы с их помощью получить нужные им продукты.
Например, из нефти люди получают бензин, из руды — металлы.
Глина используется в строительстве и производстве посуды, известняк в строительстве.
Применение полезных ископаемых основано на их свойствах.
Полезные ископаемые добывают в карьерах, котлованах, разрезах, шахтах, а нефть и природный газ добывают из недр земли с помощью бурения.
В нашей местности добывают много полезных ископаемых.
В основном это нефть и природный газ.
В меньшей степени уголь и металлические руды.
Также у нас добывают торф, известняк, сланцы, гранит.
3. С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом (по своему выбору).
Железная руда используется для получения железа, а потом для производства стали и чугуна.
В природе она встречается в древних горных породах.
Железная руда твердая и имеет черный цвет.
Она не прозрачная, но на воздухе может окисляться и приобретать рыжеватый оттенок.
Месторождения железной руды возникли много миллионов лет назад, когда в морях и океанах было много растворенного железа.
Это железо оседало на морском дне, вступало в реакцию с кислородом и накапливалось.
Постепенно возникли залежи железной руды, которые в результате горообразования оказались на суше.
Железная руда считается одним из основных полезных ископаемых используемых в экономике.
Ведь из нее делают железо, а без железа невозможно строительство машин, домов, простых и нужных в быту вещей.
Человек научился добывать и перерабатывать железную руду в глубокой древности, несколько тысяч лет назад.
Сейчас добыча железной руды в мире и России очень велика, и поэтому геологи постоянно ищут все новые и новые месторождения железной руды.
Вспомни, какие растения называют культурными. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?
Культурными называют растения, которые выращивает для своих нужд человек.
Это могут быть растения, которые используются в пищу, например зерновые культуры, или овощи, это могут быть технические культуры, которые используются для получения ткани, например хлопок или лен, это могут быть масленичные культуры, из которых получают масло, как например подсолнечник, а могут быть растения, из которых получают сахар, например сахарный тростник.
Весной растения сеют, для чего сперва пашут землю.
Потом за ними ухаживают — поливают, полют, удобряют, уничтожают вредителей.
Летом растениеводы собирают урожай и перерабатывают его.
Осенью растениеводы закладывают свой урожай на хранение.
Некоторые самые качественные растения фермер откладывает на семена, чтобы весной посеять новый урожай.
Зимой растениеводы отдыхают, готовятся к новому сезону.
Примерами сельскохозяйственных профессий могут быть: механизатор, агроном, тракторист, комбайнер, хлебороб, мелиоратор.
источник
1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.
В пище ( газ используется в газовых плитах), в тепле, в свете, в предметах быта (ложки, кастрюли), в быстром передвижении (транспорт) и др.
2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».
Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.
Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».
Ход работы (по заданиям учебника).
Название полезного ископаемого Свойства Уголь Каменный уголь — твердое полезное ископаемое черного, иногда серо-черного цвета, хрупкий горючий материал. Нефть Нефть — маслянистая жидкость темного цвета. Газ Газ — смесь различных газов.
Оценка выполнения работы (достигнута ли цель): да
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.
3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.
Применение полезных ископаемых
Названия полезного ископаемого | Применяется в строительстве | Служит топливом | Применяется для получения металлов |
Глина | + | ||
Известняк | + | ||
Нефть | + | ||
Песок | + | ||
Природный газ | + | ||
Железная руда | + | ||
Каменный уголь | + |
Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки проставь знаки «+» ручкой или цветным карандашом (по своему выбору).
4. Учительница попросила Сережу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.
1. Из нее делают бензин — нефть
2. С его помощью готовят обед — газ
3. Из нее делают кирпичи — глина
4. Из нее выплавляют сталь — руда
5. С ним играют дети — песок
6. Из него делают памятники — мрамор
7. Его добывают на болотах — торф
8. Его добывают в шахтах — уголь
9. Ее добавляют в суп — соль
10. Из него делают известь — известняк
5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображени карьер, шахта, буровая установка.
6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь ее стрелкой. Начни путь с лифта.
7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия.
8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нем.
Воспользуйся записью при пыступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.
источник
Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Образовательная:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
- Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
- Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
- Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
- Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
- Воспитывать толерантности.
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).
— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).
— Для чего нам необходимо это знать?
— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).
— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).
— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).
— Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).
— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Название | Состояние | Цвет | Основное свойство | Где используют |
Нефть | Жидкое; легкая; маслянистая | коричневый | горючесть | топливо |
Каменный уголь | Твердое; тяжелый | черный | горючесть | топливо |
Гранит | Очень твердое тяжелый | красный, серый, белый | прочность | строительство |
Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
- Если остался след – то порода мягкая;
- Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
- Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого свойства?
— Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Вывод по таблице о граните.
— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
— Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.
— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)
— Как вы думаете, кто такие геологи?
— Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
— Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап. Бережное использование.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Какие открытия для себя сделали?
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.
— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.
Задание группе 1.Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3. Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.
Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.
источник
Задай свой вопрос по этому материалу!
Хотите узнать, какие богатства прячутся под землей? Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют полезными ископаемыми. Большинство из них – твердые: каменный уголь, торф, гранит, мрамор, алмаз, песок. Но есть и жидкие полезные ископаемые, это нефть и минеральная вода. Также есть газообразные полезные ископаемые – природный газ. Геологи все время занимаются разведкой месторождений полезных ископаемых (рис. 1).
Рис. 1. Полезные ископаемые (Источник)
Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен особый песок, это полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, это тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать чашку или блюдце, нужна особая белая глина – каолин (рис. 2).
Чайная ложка сделана из металла, и железная дорога, и океанский лайнер, и станки, и часы, и многие другие предметы. Металлы выплавляют из руды, это тоже полезное ископаемое (рис. 3). Изготовленные человеком самолеты, машины тепловозы сами не поедут и не полетят, им необходимо горючее – бензин и керосин, которые производят из нефти. Нефть выкачивают из земли, это тоже полезное ископаемое. Природный газ, который голубыми огоньками горит на кухонной плите, – это тоже полезное ископаемое. Вот сколько существует разных подземных богатств.
С каждым годом растет потребность людей в горючих полезных ископаемых. Каменный уголь, торф, природный газ – это основное топливо для жилых домов, для фабрик и заводов и теплоэнергостанций. Самые необходимые человеку полезные ископаемые – это каменный уголь и нефть. Всем известно, что уголь черного цвета, но он бывает и желтого цвета, называется он сланец (рис. 4).
Также есть золотистый уголь, и даже уголь голубовато-фиолетового цвета. Углем каменным его назвали потому, что долгое время считали его камнем, ведь он очень твердый. Разгадал тайну происхождения угля русский ученый – Михаил Васильевич Ломоносов (рис. 5).
Он доказал, что каменный уголь образовался из древних растений, которые росли на земле сотни миллионов лет назад. Без каменного угля нельзя выплавить металлы из руд, нельзя приготовить цемент. Из каменного угля производят пластмассу, смолу, лекарства, жидкое топливо, кислоту, пищевую соду, краски и чернила. Сам уголь без запаха, но из него производят духи и разные пахучие сиропы для конфет и пирожных. Уголь непрозрачный, но из него делают самое лучшее стекло, легкое, твердое, чистое. Еще уголь используют в производстве удобрений, от которых лучше плодоносит земля, растут овощи, фрукты, зерновые культуры. Из угля можно добыть даже витамины.
Из нефти получают более тысяч веществ. Из этой маслянисто-коричневатой жидкости получают чистейший бензин и керосин для авиации, дизельное топливо. Их отличие от каменного угля в том, что при сгорании они выделяют значительно больше тепла. Из нефти изготавливают небьющееся стекло, пластмассу, которую используют при строительстве домов, изготавливают из них мебель и детали для машин, создают украшения.
Битум, который также производят из нефти, необходим для асфальтового покрытия дорог (рис. 6).
А как образовалась нефть? Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению по этому вопросу. Многие считают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда-то водоросли, рыб, рачков, превратились в нефть. Водоросли и рачки умирали, и их останки вместе с ракушками, вместе со скелетами рыб скапливались в спокойных водах морских заливов в огромных количествах. Они смешивались с илом и песчинками, которые приносили реки, впадающие в море. Значит, нефть можно найти в тех местах, где когда-то были древние моря? Так и есть. Геологи разыскивают заливы и берега давно исчезнувших морей и, как правило, обнаруживают там запасы нефти. Наша страна очень богата нефтью. Нефть добывают между Уралом и Волгой, за Уралом, в верховье реки Лены, на острове Сахалин, в Восточной Сибири. Самые крупные месторождения каменного угля находятся в районе Воркуты, в Донецком бассейне (рис. 7).
Рис. 7. Нефтеносные запасы России (Источник)
А какие полезные ископаемые называются рудными? Человек с давних пор ищет месторождения руд, содержащие металлы. Из руд черных металлов выплавляют железо, сталь, чугун, а из руд цветных металлов – алюминий, цинк, свинец, медь. Как правило, изделия содержат не чистые металлы, а их сплавы. Сплавы – это вещества, которые получают при плавлении двух или более металлов. Одним изделиям необходимы пластичность, упругость, гибкость, другим – прочность, твердость, долговечность, а третьим – легкость и блеск. Например, чистое железо – очень мягкий металл, из которого не сделаешь ни гвоздя, ни ножа. Чтобы получить сталь, в железо добавляют другие металлы и различные примеси. Сплав алюминия, хрома, титана используется в производстве прочных и долговечных космических и военных кораблей, самолетов, ракет. А в тонкие алюминиевые листы – фольгу – заворачивают шоколад, чай, плавленые сырки.
Ювелиров с давних пор привлекают замечательные свойства драгоценных металлов: золота, серебра, платины (рис. 8). Из них изготавливают ювелирные изделия, чеканят монеты. Эти драгоценные металлы широко используются в радиотехнике, из них изготавливают сверхточные космические приборы.
Если вы живете на Урале, Забайкалье, на Алтае, в Красноярском крае, в Восточной Сибири или на Дальнем Востоке, то ваш край богат месторождениями руд цветных редких металлов. В Якутии, например, добывают нефть, алмазы, бурый уголь.
Жизнь современного человека невозможно представить без полезных ископаемых. Полезные ископаемые – это огромное, бесценное богатство нашей страны.
Сегодня на уроке вы познакомились с новыми понятиями: полезные ископаемые, месторождение, руда, сплавы. Вы узнали о горючих полезных ископаемых и рудных и об их значении в жизни современного человека.
Определим свойства горных пород, которые человек научился использовать с давних времен. Это известняк, мрамор, песок и глина. Начнем с изучения свойств известняка.
Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче частиц сыпучего песка и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что известняк утонет, значит, он тяжелее воды. Известняк – твердая горная порода. Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее (рис. 1).
Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка.
Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.
Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).
Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.
Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).
Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.
Глина – плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).
Мрамор – это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.
Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен (Источник)
Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.
Почему надо беречь полезные ископаемые? Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. Вы уже знаете, что на дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается в недрах планеты. Там, глубоко под землей, находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Но запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Ученые предсказывают, что уже в нашем XXI веке разведанные запасы нефти, золота и меди могут быть исчерпаны. На их образование ушли миллионы лет, а человек израсходовал их так быстро. Их нельзя восстановить, как, например, лес после вырубки.
Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски расходовать богатства подземных кладовых? Ученые создают новые искусственные материалы для замены металла и горючих полезных ископаемых. Вместо металла все больше и больше применяется пластмасса. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как много вещей сделано из пластмассы вместо дорого металла и ценной древесины. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла. Строятся гидроэлектростанции, на которых используются силы воды, или силы ветра, или солнечное тепло. Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы. Использование металлолома позволяет бережно относиться к рудным полезным ископаемым и экономно их расходовать. Нужно также следить, чтобы без надобности не горели газовые и электрические приборы, беречь тепло в школе и дома в холодное время года, не оставляя открытыми настежь двери в подъездах. Следите за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка по трубам в жилые дома, на фабрики и заводы невозможна без использования полезных ископаемых.
Сегодня на уроке вы узнали о свойствах полезных ископаемых: известняка, мрамора, песка и глины, а также познакомились с тем, как человек использует в своей деятельности строительные полезные ископаемые.
источник
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/658962
- http://naturae.ru/planeta-zemlya/mestorozhdeniya-poleznyh-iskopaemyh.html
- http://infourok.ru/poleznie-iskopaemie-klass-285580.html
- http://studfiles.net/preview/4492918/
- http://okrmyr.ru/okruzhayuschiy-mir-3-klass-2-chast-poleznye-iskopaemye-str-46.html
- http://okrumir.ru/3-klass/rabochaya-tetrad-po-okruzhayushhemu-miru-dlya-3-klassa-pleshakov-a.a.-2-chast/poleznye-iskopaemye.html
- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580693/
- http://www.kursoteka.ru/course/4302/lesson