Меню Рубрики

Заявление согласие на общественно полезный труд

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Раменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.

Согласие родителя (законного представителя)

на привлечение ребенка к общественно-полезному труду

Я, ______________________________________________________________________________,
(Ф. И.О. родителя)

родитель (законный представитель) обучающегося _____ класса МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ Раменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида __________________________________________________________________

в целях привития навыков для последующей социализации, даю (не даю) (нужное подчеркнуть) согласие на привлечение моего ребенка к участию в общественно — полезном труде: уборка класса, территории школы – интерната, летняя трудовая практика, участие в субботниках, работа в школьной трудовой бригаде и т. п.

Фамилия__________________________ (подпись)_____________ Дата ______________

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Раменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.

Согласие родителя (законного представителя)

на привлечение ребенка к общественно-полезному труду

Я, ______________________________________________________________________________,
(Ф. И.О. родителя)

родитель (законный представитель) обучающегося _____ класса МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ Раменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида __________________________________________________________________

в целях привития навыков для последующей социализации, даю (не даю) (нужное подчеркнуть) согласие на привлечение моего ребенка к участию в общественно — полезном труде: уборка класса, территории школы – интерната, летняя трудовая практика, участие в субботниках, работа в школьной трудовой бригаде и т. п.

Фамилия__________________________ (подпись)_____________ Дата ______________

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Раменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.

Согласие родителя (законного представителя)

на привлечение ребенка к общественно-полезному труду

Я, ____________________________________________________________,
(Ф. И.О. родителя)

родитель (законный представитель) обучающегося _____ класса МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ Раменской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида __________________________

в целях привития навыков для последующей социализации, даю (не даю)

согласие на привлечение моего ребенка к участию в общественно — полезном труде: уборка класса, территории школы – интерната, летняя трудовая практика, участие в субботниках, работа в школьной трудовой бригаде и т. п.

об организации общественно полезного труда обучающихся

1.1. Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества.

1.2. Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.

1.3. Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы, является вооружение у обучающихся совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

1.4. Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: «сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психиатрические и физические качества личности.

1.5. Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков: правильно содержать рабочее место и инструменты, умело планировать работу, правильно использовать различную техническую документацию, добиваться высокого качества работы, экономить время, беречь материалы и инструменты.

1.6. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения школьников в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

1.7. Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду является добровольность.

2. Нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе

Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются:

· Федеральный закон — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ , п.14 ст.50,(ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 марта 2001 г. N 196 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ )

· .Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»(ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.01.2001 N 163 (ред. от 01.01.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ТЯЖЕЛЫХ РАБОТ И РАБОТ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ..)

· Постановление Минтруда России «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;(Постановление Минтруда РФ от 01.01.2001 N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»)

· Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора

3. Организация общественно-полезного труда

3.1.Общественно полезный труд организуется в соответствии с учебно-воспитательным планом школы.

3.2.Общественно полезный труд учащихся — составная часть учебно-воспитательного процесса, способствующая личностному и профессиональному становлению учащихся в условиях современного обучения. Его основными задачами являются:

· формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к природе, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и производственной дисциплины;

· формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения, общеобразовательной подготовки;

· оказание посильной помощи в благоустройстве территории школы;

· самообслуживание по наведению чистоты и порядка в здании школы, классных кабинетах, пришкольной территории;

· осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда

3.3. Общественно полезный труд усиливает прикладную направленность трудового обучения и воспитания учащихся I — IX классов. На организацию трудовой деятельности отводится не более: в I-IVкл.- 1 час, в V — VII классах — 2 часа, VIII — IX классах – 3 часа в неделю.

3.4. В течение учебного года организуется общественно полезный труд обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью: для обучающихся 1-4 классов – не более 30 мин., 5-9 классов – не более 40 минут.

3.5. Привлечение к общественно полезному труду обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся, которое отражается в заявлении о приеме ребенка в школу.

3.6. Общественные работы организует классный руководитель.

3.7. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с администрацией школы. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости учащихся.

Обучающиеся могут быть освобождены от общественно — полезного труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями.

3.8. В период летних каникул обучающиеся 6-10 классов занимаются общественно полезным трудом на добровольных началах в составе трудового объединения школьников: занимаются озеленением и благоустройством территории школы, ремонтом школы, работами на пришкольном учебно-опытном участке.

3.9. Продолжительность общественно полезного труда школьников во время каникул:

источник

Большинство современных школ активно используют детский труд в виде дежурства по классу и школе, летней трудовой практики и т.д. Что же такое детский труд в школе: атавизм советских времен или важный педагогический метод трудового воспитания современного подрастающего поколения? Каким образом действующее российское законодательство регулирует труд детей в школе? Кто и на каких условиях может быть привлечен к школьному труду?

В советский период школы приветствовали использование детского труда, поскольку он являлся одним из методов патриотического воспитания. В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе изменились, что нашло свое отражение в законодательстве. На сегодняшний день использование детского труда регулируется Законом «Об образовании» (ч. 4 ст. 50), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (п. 50), постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, утвержденные постановлением Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 г.

Согласноч. 4 ст. 50 Закона об образовании и п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Таким образом, важнейшим условием привлечение ребенка к труду в школе является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).

Есть другой способ «узаконить» участие детей в дежурстве или летней трудовой практике: принять соответствующее решение на собрании представительного органа школы (например, совета общеобразовательного учреждения, если такой имеется) – органа управления школой, в который входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).
Если положение о дежурстве и летней практике есть в школьном Уставе или представительным органом школы, то об этом должны быть в обязательном порядке извещены учащиеся и их родители.

В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен. И в этом случае совершенно не важно, оказывалось ли на ребенка психическое или физическое воздействие или нет.
В случае же, если будет доказано, что к ребенку применялись меры принуждения, виновные лица должны быть привлечены к дисциплинарной и (или) уголовной ответственности.

Читайте также:  Полезные на советы на кипре

Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике.

Если же сотрудники школы продолжают принуждать ребенка к так называемому «общественно-полезному» труду, либо способствуют созданию дискриминационных условий для лиц, не давших добровольное согласие на труд, можно обратиться с жалобой в районный отдел образования или прокуратуру.

Если же добровольное согласие на труд у школы имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.

Обратим внимание на формулировку ч. 14 ст. 50 Закона «Об образовании». Запрещается привлечение обучающихся образовательных учреждений без их согласия к любому труду, не предусмотренному образовательной программой.

Согласно п. 6 ст. 9 Закона «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Занятия по трудовому обучению необходимо проводить согласно учебной программе (плану), а учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.

Если какие-то виды трудовой деятельности можно обосновать в рамках образовательной программы по труду, например, пошив спецодежды для технического персонала школы или ремонт школьной мебели или техники, то все, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, опять же с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей.

Практике известны случаи, когда руководство школы привлекалось к административной ответственности за то, что во время дежурства освобождало учеников от занятий на целый день. Прокуратура Архангельской области по заявлению одной из родительниц одной из школ города Новодвинска Архангельской области усмотрела в действиях директора школы нарушение Закона «Об образовании», поскольку привлечение конкретного ученика школы к дежурству во время уроков лишает его права на образование в объеме учебных занятий в тот день, когда он дежурит. С тех пор дежурства в школе были отменены.

Прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга опротестовала правила школ, по которым учащиеся должны были убирать классы и ходить на субботники. Теперь ни один учитель не имеет права назначить дежурного против его воли. Впрочем, директора школ считают такое решение непедагогичным. По их мнению, если такие прокурорские решения станут массовыми, современные дети будут расти еще более избалованными.

Не следует путать дежурство или летнюю трудовую практику, являющуюся, по сути, добровольным трудом на безвозмездной основе с работой несовершеннолетнего на благо школы по трудовому договору.

Согласно ч. 3 ст. 63 ТК РФ с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет может быть заключен трудовой договор, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

С 16 лет трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним и без согласия родителей (законных представителей) (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). Однако следует помнить, что работа учащихся по трудовому договору имеет свои особенности. В частности: работа должна осуществляться в свободное от учебы время; труд должен быть легким; труд не должен быть противопоказан ребенку по состоянию здоровья и возрасту; работа не должны быть вредной или опасной; работа должна осуществляться с соблюдением норм нагрузок, СанПиН и правил охраны труда; работа не должна осуществляться сверхурочно, в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни.

источник

Детский труд — это привлечение детей к работе на регулярной основе.

Ксения Печеник

Юрист, освещает вопросы по семейному, трудовому и гражданскому праву.

Что же такое детский труд в школе: атавизм советских времен или важный педагогический метод трудового воспитания современного подрастающего поколения? Каким образом действующее российское законодательство регулирует труд детей в школе? Кто и на каких условиях может быть привлечен к школьному труду?

В советский период школы приветствовали использование детского труда, поскольку он являлся одним из методов патриотического воспитания. В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе изменились, что нашло свое отражение в законодательстве. На сегодняшний день использование детского труда регулируется Законом «Об образовании» (ч. 4 ст. 50), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (п. 50), постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, утвержденные постановлением Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 г.

Согласно ч. 4 ст. 50 Закона об образовании и п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Таким образом, важнейшим условием привлечение ребенка к труду в школе является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).

Есть другой способ «узаконить» участие детей в дежурстве или летней трудовой практике: принять соответствующее решение на собрании представительного органа школы (например, совета общеобразовательного учреждения, если такой имеется) – органа управления школой, в который входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).
Если положение о дежурстве и летней практике есть в школьном Уставе или представительным органом школы, то об этом должны быть в обязательном порядке извещены учащиеся и их родители.

В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен. И в этом случае совершенно не важно, оказывалось ли на ребенка психическое или физическое воздействие или нет.
В случае же, если будет доказано, что к ребенку применялись меры принуждения, виновные лица должны быть привлечены к дисциплинарной и (или) уголовной ответственности.

Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике.

Если же сотрудники школы продолжают принуждать ребенка к так называемому «общественно-полезному» труду, либо способствуют созданию дискриминационных условий для лиц, не давших добровольное согласие на труд, можно обратиться с жалобой в районный отдел образования или прокуратуру.

Если же добровольное согласие на труд у школы имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.

А как же уроки технологии?

Обратим внимание на формулировку ч. 14 ст. 50 Закона «Об образовании». Запрещается привлечение обучающихся образовательных учреждений без их согласия к любому труду, не предусмотренному образовательной программой.

Согласно п. 6 ст. 9 Закона «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Занятия по трудовому обучению необходимо проводить согласно учебной программе (плану), а учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.

Если какие-то виды трудовой деятельности можно обосновать в рамках образовательной программы по труду, например, пошив спецодежды для технического персонала школы или ремонт школьной мебели или техники, то все, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, опять же с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей.
Реализация положений о запрещении принудительного детского труда на практике

Практике известны случаи, когда руководство школы привлекалось к административной ответственности за то, что во время дежурства освобождало учеников от занятий на целый день. Прокуратура Архангельской области по заявлению одной из родительниц одной из школ города Новодвинска Архангельской области усмотрела в действиях директора школы нарушение Закона «Об образовании», поскольку привлечение конкретного ученика школы к дежурству во время уроков лишает его права на образование в объеме учебных занятий в тот день, когда он дежурит. С тех пор дежурства в школе были отменены.

Прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга опротестовала правила школ, по которым учащиеся должны были убирать классы и ходить на субботники. Теперь ни один учитель не имеет права назначить дежурного против его воли. Впрочем, директора школ считают такое решение непедагогичным. По их мнению, если такие прокурорские решения станут массовыми, современные дети будут расти еще более избалованными.
Работа по трудовому договору

Читайте также:  Полезные программы для клавиатуры

Не следует путать дежурство или летнюю трудовую практику, являющуюся, по сути, добровольным трудом на безвозмездной основе с работой несовершеннолетнего на благо школы по трудовому договору.

Согласно ч. 3 ст. 63 ТК РФ с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет может быть заключен трудовой договор, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

С 16 лет трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним и без согласия родителей (законных представителей) (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). Однако следует помнить, что работа учащихся по трудовому договору имеет свои особенности. В частности: работа должна осуществляться в свободное от учебы время; труд должен быть легким; труд не должен быть противопоказан ребенку по состоянию здоровья и возрасту; работа не должны быть вредной или опасной; работа должна осуществляться с соблюдением норм нагрузок, СанПиН и правил охраны труда; работа не должна осуществляться сверхурочно, в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни.

П.В. Гулидов,
юрист, эксперт информационного центра «МЦФЭР Ресурсы образования»

В большинстве современных школ до сегодняшнего дня сохраняется традиция использовать труд обучающихся для целей учреждения (дежурство по классу и школе, общественно полезный труд, летняя трудовая практика и т. д.). При этом нередко игнорируются требования действующего законодательства в области детского труда, что приводит к нарушениям прав и законных интересов детей.

Детский труд в общеобразовательном учреждении может существовать в различных формах, начиная от регулярного дежурства по классу (включающего в себя работу по наведению порядка) и заканчивая летней трудовой практикой, от которой большинство школ в силу разного рода причин не может или не хочет до сих пор отказываться.

В советские времена детский труд (в установленных законом пределах) широко приветствовался во всех общеобразовательных учреждениях, поскольку его использование отвечало целям государства и проводилось в рамках трудового и патриотического воспитания достойного строителя коммунизма.

К примеру, в п. 3 Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, утвержденного приказом Министерства просвещения СССР от 11.05.1985 № 81 (далее – Положение), о летней трудовой практике записано следующее:

  • «…проводится ежегодная трудовая практика учащихся: в V–VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день, в VIII–IX классах – 16 дней по 4 часа, в X(XI) классах – 20 дней по 6 часов. Сроки, место и порядок прохождения практики определяются исполкомами районных и городских Советов народных депутатов исходя из местных условий.
  • … Продолжительность работы школьников во время каникул для учащихся II–IV классов – до 2 часов, V–VII классов – до 3 часов, VIII–IX классов – до 4 часов, X–XI(XII) классов – до 6 часов в день».

Опираясь на данную норму, школы совместно с местными органами государственной власти определяли для учеников места для осуществления трудовой деятельности в рамках обязательной школьной практики. Соответственно уполномоченные органы (в т. ч. органы управления образованием) обязаны были вести постоянный контроль за соблюдением вышеуказанных норм, а также иных правил охраны труда при выполнении школьниками различного рода работ (п. 16 Положения).

Нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе

Сегодня ситуация изменилась. Так Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании) содержит единственную, но весьма важную норму о регулировании детского труда в образовательных учреждениях. В соответствии с ней привлечение обучающихся, воспитанников в гражданских образовательных учреждениях без их согласия и согласия родителей (лиц, их заменяющих) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено (п. 14 ст. 50).

Аналогичная норма закреплена в п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, согласно которому общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).

Ранее действовавшие нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательность ученического труда за рамками учебной программы, со вступлением в силу в 1992 г. Закона об образовании были либо отменены, либо подлежали применению лишь в части, не противоречащей этому закону.

Единственным нормативно-правовым актом, сохранившим свою юридическую силу до сегодняшнего дня, является постановление Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 03.06.1988 № 343/90-01-490/25-01/17-30/43/34-а «Об утверждении Положения о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время». Однако данное Положение регулирует отношения, связанные с работой учащихся на предприятиях, в учреждениях и организациях с их согласия и в свободное от учебы время. Таким образом, речь в этом документе идет о возможности учащихся, достигших 14-летнего возраста, трудиться за вознаграждение, т. е. быть участниками трудовых отношений, что никак не связано с работой в рамках школы.

В то же время, даже указанное Положение косвенно подтверждает норму Закона об образовании, регламентирующую порядок привлечения учащихся к труду. Пункт 3 раздела I данного документа предусматривает следующее:

«Работа учащихся 8–9 классов на предприятии засчитывается как ежегодная трудовая практика, если ее продолжительность не меньше времени, установленного учебным планом общеобразовательной школы«. А учебный план, как известно, формируется на основании учебной программы, о которой упоминается в п. 14 ст. 50 Закона об образовании.

Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются на сегодняшний день приказы Минобразования России:

  • от 06.03.2001 № 834 «Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (далее – приказ № 834);
  • от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее – приказ № 1312).

В разделе «Финансирование базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» приложения к приказу № 834 прописано:

«Вопросы организации производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьников за счет использования часов ученического компонента».

Примерные учебные планы, утвержденные приказом № 1312, в свою очередь, предусматривают учебные практики в качестве элективных учебных предметов.

Кроме того, в процессе использования труда обучающихся общеобразовательное учреждение должно руководствоваться актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иные общеобязательные правила в сфере внутришкольного детского труда. К числу таких актов, в частности, относятся:

  • постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
  • постановление Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
  • Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора от 04.04.1997 № 5.

С учетом вышеизложенного сформулируем основные положения, которые необходимо знать органам управления общеобразовательным учреждением, принимающим решение о применении детского труда.

Добровольность участия ребенка в трудовой деятельности

Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду должна стать добровольность. Участие в труде школьников может быть только добровольным. При этом согласия одних лишь учащихся недостаточно: необходимо еще согласие их родителей (законных представителей).

Нарушение данного принципа должно расцениваться, как нарушение прав человека (ребенка) на защиту от принудительного труда. В соответствии с законом привлечение детей к работе без их согласия и согласия их родителей (законных представителей) является принудительным трудом, пусть даже фактически это происходит достаточно безболезненно (т. е. никто ни на кого не кричит, никто никого не бьет и т. д.).

В силу гл. 2 ст. 37 Конституции РФ принудительный труд в Российской Федерации находится под строжайшим запретом. Указанная норма Конституции РФ базируется на международном праве: принудительный и обязательный труд запрещен Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 8).

Должностные лица, виновные в организации принудительного труда детей, могут быть в установленном порядке привлечены как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности, особенно если будет доказано, что школа применяла к ученикам какие-либо меры принуждения.

Закрепить указанный выше принцип добровольности лучше всего письменно. Право школы на привлечение ребенка к труду, не запрещенному ему по состоянию здоровья и возрасту, а также в определенных пределах можно закрепить в договоре между школой и родителями (законными представителями) обучающихся. Или же специально для организации детского труда школа может заключить с родителями (законными представителями) учащихся отдельные (специальные) договоры. Следует помнить, что в силу ст. 26 Гражданского кодекса РФ указанные договоры подписывают не только родители (законные представители), но и сами учащиеся, начиная с 14-летнего возраста. Это будет являться письменным подтверждением их согласия на детский труд. Естественно, что в любом из указанных договоров должны быть четко определены порядок, условия и объем детского труда (например, дежурство по классу два раза в месяц, включающее в себя: влажную уборку класса, поливку цветов, вынос мусора и т. д.). В противном случае у школы могут появиться основания для злоупотребления доброй волей учащихся и их родителей (законных представителей) на использование бесплатного детского труда.

Еще одна проблема, с которой, по нашему мнению, придется столкнуться практически любой школе, это ситуация, когда одна часть учеников класса выразит желание добровольно работать в интересах школы, а другая часть (пусть даже меньшая) – нет. Как выйти из данного положения и как сделать так, чтобы «отказники» не стали в классе «белыми воронами» и «изгоями», решать школе и педагогам. Но допускать развитие ситуации именно в таком направлении категорически запрещено, поскольку Закон об образовании не предоставляет никаких преимуществ тем учащимся, которые добровольно работают на благо своего учреждения.

Читайте также:  Чем полезна капуста китайская

Труд, предусмотренный образовательной программой

Указанный выше принцип добровольности может быть нарушен без ущерба для школы и ее должностных лиц лишь в одном случае – когда детский труд предусмотрен образовательной программой данного общеобразовательного учреждения.

Согласно п. 6 ст. 9 Закона об образовании основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Приказ № 834, как уже отмечалось выше, предусматривает, например, организацию трудовой практики за счет часов ученического компонента, являющегося в соответствии с данным приказом частью учебного плана. Следовательно, школа вправе обязать учащихся принимать участие в летней трудовой практике лишь в случае, если эта практика является составной частью ее учебного плана, сформированной за счет часов ученического компонента.

Однако при таком положении вещей практика, по сути, будет представлять собой занятия по трудовому обучению, которые необходимо организовывать и проводить согласно учебной программе. При этом учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.

Таким образом, кажущегося расхождения между нормой Закона об образовании и приказом № 834, в которой говорится об исключительной добровольности школьной практики, на самом деле нет, поскольку то, что предусмотрено Законом об образовании, практикой, как таковой, не является.

Одновременно у школы могут возникнуть проблемы с привлечением учащихся к труду в каникулярное время, поскольку расписание занятий, в части трудовой практики, придется в этом случае составлять и с учетом летнего периода, т. е. смещать каникулы, но при этом сохранить их установленную продолжительность. Во-первых, сделать это можно далеко не во всех классах (например, не в выпускные классах), во-вторых, вряд ли какая-либо школа решится «украсть» у своих учащихся хотя бы часть летнего отдыха, а если и решится, то не будет растягивать период летней практики на несколько месяцев, как это было раньше.

Что же касается реализации школьной практики в рамках элективных учебных предметов, как это предусмотрено приказом № 1312, то она осуществляется в пределах компонента образовательного учреждения и также предполагает обязательное отражение в учебном плане общеобразовательного учреждения со всеми вытекающими отсюда последствиями, указанными выше.

Все вышеизложенное также актуально и для иных форм детского труда в рамках общеобразовательного учреждения. Если, к примеру, ремонт школьной техники или изготовление каких-либо бытовых вещей для школы (например, пошив фартуков и халатов для работников кухни и т. д.) можно обосновать образовательной программой по трудовому обучению, то организовывать такую работу школе никто не запретит (естественно, при условии соблюдения законодательства об охране труда несовершеннолетних). Все остальное, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, опять же с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей. Возвращаясь к теме летней трудовой практики (т. к. именно по ней возникает большая часть вопросов и жалоб со стороны учащихся и их родителей), отметим, что вопрос об ее введении должен решать только совет общеобразовательного учреждения – орган управления школой, в который входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).

Именно для того, чтобы учитывать интересы всех участников образовательного процесса, приказом № 834 возложено решение указанного вопроса на представительный орган школы.

Порядок формирования совета школы и порядок принятия им решений должен устанавливаться уставом школы, они также могут дополнительно регламентироваться отдельным локальным актом (Положением о совете школы и т. д.).

Работа на основании трудового договора

Организация детского труда в общеобразовательном учреждении может производиться и на вполне законных основаниях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ). В этом случае учащиеся, достигшие возраста 14 лет, могут в свободное от учебы время работать в школе на основании трудового договора. Происходит это с обязательного согласия родителей (законных представителей) учащихся и органов опеки и попечительства (ст. 63 ТК РФ). Кроме того, речь здесь может идти только о легком труде, не противопоказанном ребенку по состоянию здоровья и возрасту. Необходимо помнить, что работа по трудовому договору не должна мешать учащемуся в получении знаний. Примером такого труда является участие обучающихся в работе школьных бригад в период летних каникул. В рамках организации летней занятости детей на цели школьных бригад специально выделяются определенные средства, что позволяет школьникам не только провести каникулярное время с пользой для школы, но и заработать неплохие (для несовершеннолетних) деньги. Однако при этом администрации школ помимо вышеуказанных актов надлежит руководствоваться и ТК РФ, особенно гл. 42, непосредственно посвященной особенностям регулирования труда работников, не достигших 18 лет.

источник

Согласие родителей (законных представителей) на привлечение ребенкак общественно-полезному труду в МОАУ «СОШ № 10» г. Оренбурга. Я, , (ФИО родителя (законного представителя)Мать, отец, законный представитель (нужное подчеркнуть) обучающегося класса МОАУ «СОШ № 10» ( ФИО обучающегося) поддерживаю декларируемое Конституцией Российской Федерации право каждого, в том числе несовершеннолетнего гражданина РФ, на свободный труд (п. 1., ст. 37) и запрет принудительного труда (п.2., ст.37). Согласен (а), что непосредственное участие школьников в общественно-полезном труде, выполняемом для прямой пользы ученического коллектива и общества – есть гражданская обязанность, которая является важным средством трудового, нравственного, интеллектуального воспитания личности.

Согласие вступает в силу со дня подписания и действует в течение всего периода обучения в МБОУ «СОШ №3» г.
Новый Оскол Белгородской области Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.


«2» сентября 2013 год. Директору МБОУ «СОШ №3» г. Новый Оскол Белгородской области Горбатко Л.Н.


Горбатко Л.Н. заявление-согласие родителя (законного представителя) на участие в общественно- полезном труде.

Мой ребёнок может участвовать в общественно-полезном труде, организованном школой в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.6.664-97 «гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для …труда подростков», на следующих принципах:- соответствие трудовой нагрузки возрастным и функциональным возможностям организма ребёнка;- отсутствие неблагоприятного влияния труда на рост, развитие и состояние физического, психического, нравственного здоровья ребёнка;- исключение повышенной опасности травматизма для самого ребёнка и окружающих;- учёт повышенной чувствительности организма подростков к действию факторов производственной среды.- (дополнительные условия, обозначенные родителями (законными представителями)): Срок действия данного документа: весь период обучения ребёнка в школе.

Директору МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» О.А.Ефименковой от Заявление — согласие родителей на привлечение ребенка к общественно-полезному труду, не предусмотренному образовательной программойЯ, (фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) даю согласие на привлечение моего ребенка (фамилия, имя ребенка, класс) , Обучающе(гося, ся) класса к общественно-полезному труду, не предусмотренному образовательной программой.С видами общественно-полезного труда: — дежурство по классу, по школе, в столовой; — генеральная уборка учебных кабинетов, школы; — работы на пришкольном участке; — участие в «субботниках» по благоустройству городской территории ознакомлен(а).

В связи с этим, даю согласие на привлечение моего ребёнка (ФИО) к общественно-полезному труду, организованному школой, по следующим направлениям:- работа на пришкольном участке весной и осенью (подготовка цветников, посадка, выращивание и полив декоративных растений);- работа на пришкольном участке во время летней трудовой практики (прополка цветников, полив растений, уборка территории школы);- участие в экологических субботниках (уборка листвы, природного и бытового мусора на пришкольном участке и прилегающей территории); — коллективные работы по охране природы (изготовление и размещение кормушек для птиц);- уборка классных комнат в рамках дежурства и рекреаций школы в рамках субботников;- оказание посильной помощи работникам школы в выполнении работ по сохранению библиотечного фонда, поддержанию в исправном состоянии учебного оборудования и школьной мебели.

Категория: Всем учителям 26.09.2017 03:49 Обществознание 8 класс АБВГДйка — видеоуроки по изучению…

Общая биология 11 класс Электронная тетрадь окружающий мир 2…

Информатика 8 класс Электронная тетрадь по информатике 8…

  • Согласие на труд
  • 5 класс Урок №40 Учение и труд к профессии приведут
  • Презентация к уроку «Моя семья»
  • ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Тема «Составление и использование тестовых заданий с учетом принципов: «фундаментальные математические идеи», «математическая компетентность» как главный фактор повышения математической грамотности школьников»
  • Презентация для классного часа : «Семейные ценности».

Я, , даю согласие на привлечение обучающегося класса к общественно-полезному труду, в том числе:

  • участие в труде по самообслуживанию (дежурство в школьной столовой, дежурство в классе, дежурство по школе);
  • участие в общественно-полезном труде (уборка пришкольной территории, трудовые и экологические десанты, уход за растениями, участие в летней трудовой практике, участие в работе школьной трудовой бригады),

в целях формирования у него трудовых навыков, воспитания сознательного отношения к труду и экологического воспитания на основании «Закона об образовании» ст.34 п.4 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования».

Согласие вступает в силу со дня подписания и действует в течение всего периода обучения в МБОУ «СОШ №3» г.

Директору МБОУ «СОШ №3» г. Новый Оскол Белгородской обл.

Горбатко Л.Н. Старостиной В.П. заявление-согласие родителя (законного представителя) на участие в общественно- полезном труде.

Я, , даю согласие на привлечение обучающегося класса к общественно-полезному труду, в том числе:

  • участие в труде по самообслуживанию (дежурство в школьной столовой, дежурство в классе, дежурство по школе);
  • участие в общественно-полезном труде (уборка пришкольной территории, трудовые и экологические десанты, уход за растениями, участие в летней трудовой практике, участие в работе школьной трудовой бригады),

в целях формирования у него трудовых навыков, воспитания сознательного отношения к труду и экологического воспитания на основании «Закона об образовании» ст.34 п.4 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования».

источник

Источники:
  • http://letidor.ru/obrazovanie/privlechenie-detey-k-trudu-v-shkole.htm?full
  • http://uchutrudu.ru/pravovyie-osnovyi-ispolzovaniya-detskogo-truda-v-shkole/
  • http://urist-gayva-perm.ru/skachat-soglasie-roditelya-na-obshhestvenno-poleznyj-trud-v-shkole/