Меню Рубрики

0705000 подземная разработка месторождений полезных ископаемых

Рабочая учебная программа производственной практики на предприятии по приобретению профессиональных навыков по специальности 0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» для студентов IV курса

Устабаев Кажмухан Кадиржанович

Преподаватель специальных дисциплин ХГТК «Хромтауский горно-технический колледж »

при отделе образования г.Актюбинской области г.Хромтау

Хромтауский горно-технический колледж

Директор ХГТК

_____________Мулдашева Б.К.

«___»_______________2015г.

Рабочая учебная программа производственной практики

на предприятии по приобретению профессиональных навыков по специальности

0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»

для студентов IV курса

Сотавители: Устабаев К.К., Самратова С.А.

Рассмотрено на

заседании НМС

«__»________2015г.

Хромтау
Программа производственного обучения

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа производственной практики по приобретению профессиональных навыков разработана на основе государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан на базе общего основного образования по специальности 0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»
Целью производственной практики является освоение приемов и способов работ при подготовке проходчик -4 разряда, машинист скреперной

Лебёдки- 4 разряда и машинист электровоза-4 разряда. Рабочая программа рассчитана на 288 часов.

Рабочая учебная программа способствует приобретению профессиональных навыков обучаю­щимися по организации и осуществлению работ на производ­ственном участке, эксплуатировать горношахтное оборудование, ра­ботать с технической документацией, контролировать работу венти­ляционных систем и состав рудничной атмосферы, правильность ве­дения горных работ.

Программой предусматривается последовательное расширение формируемых умений и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому.

При подготовке специалистов важная роль принадлежит единству практического обучения и теоретической подготовки.

В настоящей рабочей учебной программе приведен тематический план

В заключительной части настоящей программы изложены основ­ные требования к рабочему плану.

Общие положения

Настоящая программа составлена в целях оказания практической помощи мастеру производственного обучения в проведении производственной практики учащихся колледжа по подготовке проходчик -4 разряда,машинист скреперной лебёдки- 4 разряда и машинист электровоза-4 разряда. Программа рекомендует прохождение производственной практики на предприятии. После приобретения умений и навыков, необходимых для усвоения и выполнения программы, учащимся даются конкретные задания, которые помогут им в выполнении пробных квалификационных работ. В связи с совершенствованием условий производства в программу обучения могут быть внесены изменения и дополнения.
Направление учащихся на производственную практику на предприятие оформляется договором с предприятием, в котором отражаются сроки проведения, условия обеспечения безопасности выполнения работ.
Фонд времени на производственную практику на предприятие 288 часов.

Режим труда учащихся: работа под руководством наставника или в составе бригад в одну или две смены в соответствии с режимом, действующих в цехах или на участках предприятий. Контроль за ходом практики осуществляют старший мастер и заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе согласно графика контроля.

Продолжительность рабочего дня учащихся определяется Конституцией РК и законодательством о труде подростков. Для учащихся, достигших 18-летнего возраста – 41 час в неделю, не достигших 18-летнего возраста – 36 часов в неделю.
Учащимся, успешно прошедшим производственную практику на предприятии, присваивается второй разряд горнорабочий подземный.
По окончании практики на учащихся оформляются производственные характеристики, заверенные печатью, в которых указываются: выполнение норм выработки, умение обращаться с технологическим инструментом, оборудованием и приспособлениями, знание технологического процесса, рекомендуемый разряд.
Учащиеся оформляют дневник производственной практики, в котором указывают виды выполняемых работ, разряд, качество выполнения работ. В конце ставится дата окончания работы, подпись ответственного лица и заверяется печатью.

Цели и задачи

Производственная практика на предприятии учащихся учебного заведения начального профессионального образования является составной частью учебного процесса и ставит задачу закрепить и углубить знания, по­лученные обучающимися в процессе обучения, привить необходимые умения и навыки практической деятельности по изучаемой специальности, приобщить обучающихся к общественно-полезному труду. К основным задачам производственной практики на предприятии относятся:

– формирование системы профессиональных умений в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта по специальности;

– расширение, систематизация и закрепление знаний на основе изу­чения работы шахты;

– приобретение опыта организаторской и воспитательной работы в коллективе;

  • – освоение принципов работы и получение навыков по управлению горными машинами и механизмами;
  • приобретение обучающимися навыков по безопасному выполне­нию операций по установке крепи, настилке рельсового пути, буре­нию шпуров;
  • ознакомление с правилами пользования защитной и пусковой ап­паратурой, правилами проверки оборудования на взрыво- и искробезопасность, заземлением электроустановок;
  • практическое изучение схем распределения электроэнергии на горном предприятии, оборудования распределительных пунктов;
  • ознакомление с работой стационарного оборудования шахт, руд­ничного транс порта, малой механизации;
  • ознакомление со схемой проветривания очистного и подготови­тельного забоев, схемой вентиляции шахты;
  • ознакомление с планом ликвидации аварий применительно к ра­бочему месту, с запасными выходами;
  • изучение технологии проведения и крепления горизонтальных и наклонных выработок, ведения очистных работ, правил установки крепи (временной и постоянной), способов управления кровлей.

– изучение особенностей монтажных и демонтажных работ.

Важное значение имеет реализация воспитательных задач практи­ки: формирование моральных качеств будущего специалиста; воспи­тание творческого отношения к труду, сознательной трудовой и про­изводственной дисциплины, уважения к трудовым традициям коллек­тива бригады, участка, шахты.

Тематический план преддипломной практики

1112

Наименование Кол-во дней Количество часов
1 Оформление на производственную практику на предприятие (прохождение медицинского осмотра, ознакомление программой практики) 3 21
2 Вводный инструктаж 1 8
3 Первичный инструктаж 5 40
4 Работа по приобретенной профессии в качестве горнорабочий подземный,

машиниста скреперной лебедки,

на одном из участков шахты: добычном, подготовительных работ, шахтного транспорта, вентиляции и техники безопасности.

5 Ознакомление с производственными службами предприятия. Сбор материалов для дипломного проектирования. 3 21
6 Консультации по программе дипломного проектирования 5 35
7 Обобщение собранного материала. Составление отчета. Увольнение с предприятия. Зачет по практике. 3 21
Всего 178 1252

Основное содержание программы

  1. Оформление напроизводственную практику (организационное собрание, прохождение медицинского осмотра).

Краткие сведения о предприятии-базе производственного обучения, порядок прохождения производственной практики , отчетная документация на практике: дневник-отчет, производственная характеристика на присвоение рабочей профессии.

  1. Вводный инструктаж

Общие сведения по ТБ при прохождении производственной практики на предприятии.

  1. Первичный инструктаж (35 часов)
  1. Общие сведения по шахте
  2. Трудовой кодекс РК
  3. Общие сведения о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях. Правила внутреннего распорядка дня.
  1. Ознакомление с инструкцией «Охрана труда по профессии»
  2. Положение Системой менеджмента охраны труда (СМОТ) и нарядной системы.
  3. Изучение технологических и методических инструкций
  4. Ознакомление с целями в области качества, охраны окружающей среды, охраны труда.
  1. Основы пожарной профилактики. Дислокация средств пожаротушения
  2. Правила пользования средствами пожаротушения.
  3. План ликвидации аварий на шахте. Правила личного поведения во время аварий.
  4. Правила расследования несчастного случая
  1. Основные требования электробезопасности
  2. Оказание первой помощи пострадавшим при несчастном случае
  3. Схема безопасного движения транспорта и людей на территории цеха.
  4. Перечень опасности на шахте. Ознакомление с корпоративной политикой, 10 золотых правил.5день
  5. Средства индивидуальной защиты. Порядок обеспечения, правила пользования.
  6. Производственная санитария, правила личной гигиены.
  7. Ознакомление с производственными и санитарно-бытовыми помещениями.
  1. Работа по приобретенной профессии в качестве горнорабочий подземный, проходчик, машинист электровоза, машинист скреперной лебедки на одном из участков шахты: добычном, подготовительных работ, шахтного транспорта, вентиляции и техники безопасности

Горнорабочий подземный – 2 разряд

Характеристика работ. Выполнение работ на плитах и заездах с выдачей на рабочем месте горной массы по плану свыше 100т в смену. Подкатка и откатка груженых и порожних вагонеток вне зоны забоя вручную и механизмами. Наблюдение за правильной посадкой людей в клеть, вагонетки и выходом из них. Разгрузка горной массы в рудоспуск, бункер или на конвейер через опрокид. Оказание помощи стволовому в его работе по наблюдению за правильным и безопасным ведением погрузки и разгрузки клети. Зачистка почвы, листов, деревянных настилов скатов, пропуск по ним полезного ископаемого. Уборка просыпавшейся горной массы. Перестилка и замена листов (рештаков) и деревянных настилов. Отбор пластовых и эксплуатационных проб в очистных и подготовительных забоях. Выполнение вспомогательных работ при скреперовании горной массы, формировании и расформировании составов. Управление тормозной бремсберговой установкой, наблюдение за ее работой, состоянием каната, роликов, пути, тормозного шкива и сигнального устройства, смазка подшипников тормозного шкива. Доставка взрывчатых веществ под наблюдением взрывника к местам производства взрывных работ. Управление и обслуживание гидроэлеватора, пуск и останов его, устранение мелких неисправностей в его работе. Участие в ремонте обслуживаемых машин, механизмов, приспособлений.

Машинист скреперной лебедки – 3 разряд

Характеристика работ. Управление скреперными лебедками мощностью до 55 кВт и скреперными лебедками мощностью до 38 кВт, оборудованными челноково-перекрывающими устройствами, при скреперовании горной массы вне зоны забоя. Скреперование отходов обогащения и хвостов гальки от промывочного прибора. Зачистка и выравнивание кровли пласта полезного ископаемого после удаления покрывающих пород. Кайление горной массы и дробление крупных кусков. Подкидка горной массы на скреперную дорожку. Крепление лебедки. Закрепление и перевешивание блоков, проверка заземления, скращивание и замена каната. Участие в монтаже, демонтаже, переноске и ремонте обслуживания.

Машинист электровоза – 3 разряд

Характеристика работ. Управление электровозами, со сцепным весом до 14 т, независимо от сцепного веса, при откатке груженых и порожних составов. Регулирование скорости движения электровоза шахтного в зависимости от профиля пути и веса состава. Формирование составов и выполнение маневровых работ на погрузочных и обменных пунктах и эстакадах. Расстановка вагонов в местах погрузки и разгрузки. Вывозка грузов, завоз порожних вагонов. Доставка людей к месту работы и обратно. Сцепка и расцепка вагонов. Подъем и постановка электровозов и вагонов, сошедших с рельсов. Дистанционное управление электровозом при погрузке горной массы из люков-дозаторов и при разгрузке на опрокидывателе. Перевод стрелок в пути. Управление вентиляционными дверями, толкателями, лебедками и другими механизмами погрузочных и разгрузочных пунктов. Очистка котлована и настила у опрокидывателя. Экипировка электровозов и заправка песочниц. Осмотр и опробование механизмов управления и ходовых частей. Устранение неисправностей в работе обслуживания оборудования.

Проходчик – 3 разряд

Характеристика работ. Выполнение всего комплекса работ по проходке горизонтальных, наклонных и вертикальных горных выработок, кроме работ, предусмотренных в тарифно-квалификационной характеристике проходчика 6-го разряда. Бурение шпуров и скважин самоходными буровыми установками, кроме дизельных, перфораторами массой до 35 кг (вместе с пневмоподдержкой), электросверлами и пневмосверлами. Выполнение работ по погрузке горной массы с применением погрузочных машин производительностью до 6 м 3 в час с навесными буровым оборудованием, и бурению шпуров. Проходка горных выработок: с применением отбойных молотков, пневмоломов; взрывным и гидравлическим способами. Разработка взрывной породы (грунта). Скреперование горной массы в рудоспуск или вагонеток. Погрузка горной массы погрузочными, погрузочно-доставочными машинами. Участие в управлении проходческими комбайнами. Возведение всех видов крепи в горизонтальных и наклонных выработках. Орошение горной массы после взрывных работ. Разборка и ремонт временной крепи. Укладка и снятие постоянных и временных рельсовых путей. Монтаж и демонтаж проходческих комплексов. Погрузка, разгрузка, доставка материалов и оборудования, откатка груженых и подкатка порожних вагонеток в зоне забоя с помощью электровозов, лебедок или вручную.

Основные требования к ЗУН учащихся

Горнорабочий подземный – 2-й разряд

Должен знать:

– требования квалификационной характеристики;

– технологию добычных, проходческих и буровзрывных работ;

– устройство и принцип работы шахтных установок;

– основы гидро- и пневмопривода;

– устройство и принцип действия горных машин;

– способы обеспыливания и проветривания шахт;

– погрузочно-транспортное оборудование горных предприятий;

– основы трудового законодательства, охрана окружающей среды, противопожарной профилактики и горноспасательного дела;

– схемы электроснабжения добычных и проходческих участков;

– принцип действия рудничной аппаратуры управления, защиты и связи.

Должен уметь:

– снимать показания с контрольно-измерительных приборов;

– управлять забойными машинами и механизмами;

– разделывать бронированный, и гибкий кабель;

– разбирать и собирать светильники, уметь подключить светильники к сети;

– пользоваться приборами для измерения сопротивления заземления;

– производить проверку, пуск и остановку насосных агрегатов;

– производить запуск и остановку компрессорных установок;

– работать с отбойными молотками;

– забуривать и бурить шпуры;

– управлять ручными и колонковыми сверлами, бурильными установками;

– управлять проходческими комбайнами;

– управлять одиночными скребковыми и ленточными конвейерами;

– проводить проверку готовности и включение погрузочных машин;

– управлять электровозом на холостом ходу;

– эксплуатировать стрелочные переводы и средства малой механизации.

Машинист скреперной лебедки – 3-й разряд

Должен знать:

– устройство, типы и технические характеристики скреперных лебедок;

– принцип работы тормозных, предохранительных устройств и пусковой аппаратуры, их назначение и правила пользования ими;

– конструкцию прицепных устройств и канатов, способы крепления канатов и правила регулирования их длины;

– требования, предъявляемые к канатам;

– способы скреперования в различных условиях;

– правила заземления скреперной лебедки;

– порядок монтажа, демонтажа, переноски и ремонта обслуживаемого оборудования;

– сорта и свойства смазочных материалов.

Должен уметь:

– скреперовать горную массу в соответствии с наряд-заданием;

– уметь закрестить не рабочую дучку;

– заменить грузовой и порожний канаты;

– скреперования в различных условиях;

– проверить наличие масло в редукторе лебедки;

– произвести выпуск горной массы из дучек;

– правильно закрепить канаты и регулировать их длину;

– произвести замену тормозных лент.

Машинист электровоза – 3-й разряд

Должен знать:

– устройство, технические характеристики электровозов, гировозов, дизелевозов;

– график движения поездов и правила движения составов с грузами и людьми;

– профиль пути, его состояние и путевые знаки на обслуживаемом участке;

– схемы железнодорожных путей, коммутации и питания энергией;

– системы тормозных устройств;

– устройство стрелочных переводов, компрессоров для автоторможения вагонов;

– правила сцепки и расцепки вагонов;

– способы и приспособления, применяемые для подъема сошедших с рельсов электровозов и вагонов;

– устройство аккумуляторных батарей, правила зарядки и ухода за ними;

– оборудование зарядных камер;

– правила и способы заземления и подвески контактной сети;

– назначение сигналов и средств сигнализации, централизации и блокировки;

– способы преобразования тока;

– устройство перемычек, заземление рельсовой пути;

– расположение и наименование подземных горных выработок;

– основы электротехники и слесарное дело.

Должен уметь:

– ориентироваться в подземных выработках;

– правильно произвести перевод стрелочного перевода;

– произвести подтяжку тормозных колодок;

– произвести звуковой сигнал при движении вперед, назад;

– умело пользоваться оборудованием для выставления на рельсы вагонеток и электровозов.

Проходчик – 3-й разряд

Должен знать:

– свойство горных пород и их квалификацию по крепости;

– правила и способы разработки горной породы механизированным инструментом и вручную;

– способы проведения горизонтальных, наклонных и вертикальных выработок;

– формы сечения горных выработок;

– виды постоянных и временных крепей, способы их возведения;

– свойства специальных растворов и способы их нагнетания;

– устройство и правила эксплуатации оборудования, машин и механизмов, применяемых при проходке горных выработок;

– правила и приемы сборки и установки арматуры;

– устройство откаточных путей, способы разбивки и укладки стрелочных переводов, проверки профиля пути;

– размеры подвесного оборудования;

– способы укладки, крепления труб;

– правила ведения взрывных работ;

– правила и способы погрузки, выгрузки и доставки материалов и оборудования в зоне забоя.

Должен уметь:

– Приводить забой в безопасное положение;

Монтаж арочной металлической крепи;

Установить опережающую крепь;

– Обуривать забой ;

– Наращивать вентеляционный рукав;

– Управлять погрузочной машиной ;

– Управлять скреперной лебёдкой;

  1. Трудовой кодекс
  2. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III ЗРК
  3. ГОСО РК 4.05-2008
  4. Типовая учебная программа профессиональной практики по специальности 0712000 «Строительство подземных сооружений»;
  5. Заплавский Г.А., Лесных Б.А. Горные работы проведение и крепление горных вырботок. – М.:Недра, 1986.
  6. Медведев Г.Д. Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий. – М.:Недра, 1980.
  7. Татаренко А.М., Рудничный транспорт. – М.: Недра, 1984.
  8. Скакун В.А. Производственное обучение по общеслесарным работам. – М.: Высшая школа, 1984.
  9. Яцких Трегубов Н.М., Акастелов Л.Ф. Ремонт горных машин. – М.: Недра, 1978.
  10. Осипов К.С. Ремонтно-слесарные работы на горных предприятиях. – М.: Недра, 1974.

источник

Учебно-методическое пособие «ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ» для учащихся дистанционной формы обучения по специальности 0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Риддерский аграрно-технический колледж

Учебно-методическое пособие для учащихся дистанционной формы обучения по специальности 0705000

«Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»

Зейнешова З.А. Основы геологии: Учебно-методическое пособие для учащихся дистанционной формы обучения по специальности 0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»/ Издательство РАТК. – Риддер, 2011 . – с.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для учащихся РАТК, специальности 0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» с использованием дистанционных образовательных технологий.

Читайте также:  Виноград для чего полезно

Утверждено на заседании предметно-цикловой комиссии горно-металлургических дисциплин

Риддерский аграрно-технический колледж

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Лабораторно-практические занятия с.28

Задания на закрепление с.36

Контрольная работа для самопроверки с.38

Задачи изучения дисциплины:

получение теоретических знаний о геологических науках – как обширной области знаний о нашей планете, её строении и развитии.

формирование знаний и представлений о процессах образования полезных ископаемых и условиях их размещения в слоях Земли.

приобретение устойчивых знаний о минералах, горных породах и месторождениях полезных ископаемых.

В результате изучения дисциплины учащийся

должен иметь представление:

— о роли геологической науки в развитии экономики страны;

— о геологических явлениях и процессах происходящих в природе;

— о горных породах, минералах, рудах, их составляющих.

геологические процессы образования минералов в природе.

физические свойства минералов, физико-механические свойства руд и горных пород.

формы и элементы залегания рудных масс.

морфологию минералов и минеральных агрегатов.

порядка 100 различных минералов.

— работать с геологическими картами.

— работать с образцами минералов и горных пород.

— работать с определителем минералов.

2. Методика написания контрольной работы.

Объем контрольной работы по основам экономики от 12 до 16 страниц формата А4.

Перед выполнением работы необходимо последовательно изучить предмет по рекомендуемым учебникам. Определите номера вопросов в соответствии с вариантом: предпоследняя цифра зачетки или шифра – определяется номер вопроса по вертикали, последняя – по горизонтали.

Контрольная работа должна быть написана грамотно, четко, разборчиво, с выделением абзацев, страницы нумеруются, оставляются поля, интервал между строками. Изложение должно быть продуманным и аргументированным.

Контрольная работа выполняется шрифтом Times New Roman. Параметры страницы: вверху – 20 мм, слева – 30 мм., справа – 10 мм, снизу – 20 мм.

Страницы должны быть пронумерованы, необходимо соблюдать определенный интервал между строками, расстояние между основаниями строк 10 мм. Абзац -15-17 мм. Номер листа – в правом верхнем углу без точки 10×10

На первой странице указывается вариант контрольной работы, название вопросов. Все вопросы контрольной работы в тексте выделяются, вопрос начинать с новой страницы. По окончании ответов на все вопросы указывается перечень используемой литературы.

Выполненная контрольная работа направляется на электронный адрес DoRatk @ mail . ru

Получив проверенную работу, необходимо ознакомиться с рецензией.

Если контрольная работа не зачтена, необходимо доработать, устранив недостатки, отмеченные в рецензии и повторно сдать на проверку.

Тема 1 : « Цели и задачи дисциплины».

Вопрос №1: «Содержание и задачи предмета».

Вопрос №2: «Науки геологического цикла и их характеристика.

Взаимосвязь геологии с другими науками».

Вопрос №3: « Роль геологии в обеспечении минеральным сырьем».

Содержание и задачи предмета.

Геология в переводе с греческого языка «ге» — Земля, «логос» — учение.

Геология – наука о Земле. Она изучает строение и состав Земли, её развитие под действием процессов, протекающих в её внешних и внутренних сферах.

Цель курса – заложить теоретические основы знаний по геологии,

— ознакомить обучающихся с теоретическими аспектами

современной геологии, особенностями размещения

полезных ископаемых и перспективами их освоения.

Науки геологического цикла и их характеристика. Взаимосвязь геологии с другими науками.

Состав Земли изучает ряд дисциплин:

Минералогия – она занимается изучением минералов, т.е. природных образований необходимых для народного хозяйства, а также горного производства. Знакомство человека с минералами относится к глубокой древности. Уже в первобытном обществе значение камня было велико. Ведь первые орудия труда были каменными. В каменном веке люди умели отличать полезные для себя камни и рыхлые породы (глины), какие им были необходимы для изготовления орудий защиты, а какие и для украшений.

В настоящее время наша промышленность настолько развита, что

нет ни одной отрасли без применения минералов. Из минералов

мы получаем металлы, а из метала делаем всё необходимое для потребностей человека (это и медикаменты, электроэнергия и топливо, жильё и посуда и т. д.). Минералогия это основа знаний в обогащении и металлургии.

Кристаллография — наука о кристаллах. Она изучает форму, внутреннее строение, происхождение кристаллических веществ.

По гречески «кристалос» — означает «застывший на холоде». Это горный хрусталь, сера, нашатырь, борная кислота и др. Как образуются кристаллы, как они растут, какую могут иметь форму? Все эти вопросы мы сможем осветить, изучая курс кристаллографии.

Тетрография – это наука о горных породах. Она изучает минеральный и химический состав горных пород, их строение, происхождение, условия залегания.

Курс месторождений полезных ископаемых – занимается всесторонним изучением месторождений, их минералогии, особенностей размещения и строения.

Гидрогеология – наука, изучающая условия залегания, размещения, свойства и значение подземных вод, условия обводненности месторождений полезных ископаемых.

Также для изучения данного курса необходима взаимосвязь с такими предметами, как:

— Химия, это знание основ химии, таблицы Менделеева, химических элементов, представление о истинных и коллоидных растворах.

— Физика, это знание разделов «Оптика», «Магнетизм», «Электричество».

— Геометрия, это знание разделов «Симметрия», «Стереометрия».

Роль геологии в обеспечении развивающейся экономики минеральным сырьём.

Значение минеральных ресурсов для развития человеческого общества трудно переоценить.

Наличие минерального сырья – необходимое условие любой цивилизации, степень его использования отражает уровень развития общества.

Недаром ступени развития человечества получили название по составу использовавшего минерального сырья: каменный век

Некоторые минералы были известны и использовались в глубокой древности, практическое применение других происходило по мере их открытия и изучения свойств и состава.

С изобретением паровой машины приобрел значение каменный уголь, а производство машин обусловило возрастающий спрос на железные руды. Прогресс машинного производства, создание двигателей внутреннего сгорания и появление новых видов транспорта, применение минеральных удобрений в сельском хозяйстве – все это способствовало увеличению разнообразия используемых видов минерального сырья и возрастанию их добыче.

Открытие геологами залежей железных руд обуславливает производство черных металлов, служащих основой тяжёлой индустрии.

Обнаруженные минералы каменного угля, нефти и газа являются главными источниками энергетического сырья и сырья для химической промышленности.

Из месторождений руд цветных металлов поступают химические элементы, необходимые для самых различных отраслей промышленности: машиностроения, приборостроения, транспорта и оборонного комплекса и т.д.

Минералогия редких и рассеянных химических элементов составляют основу радиотехники, электроники, ракетной техники.

Говоря о жизненной важности минерально–сырьевых ресурсов нельзя обойти проблему экологических последствий технического прогресса.

Нарастающее потребление минеральных ресурсов в значительной мере связано с несовершенством современных технологий, при которых существенная часть исходных продуктов выходит из производственных циклов и поступает в окружающую среду.

В настоящее время мировое потребление одних видов минерального сырья увеличилось в десятки раз (каменного угля, железа, меди), в других – в сотни раз (нефти, алюминия, магния).

Во всем мире ежегодно извлекается около 100 млрд. тонн минеральных ископаемых, включая строительные материалы.

Если это количество отнести к площади всей мировой суши, то окажется, что с каждого км 2 суши ежегодно извлекается около 700т.

Среди многих негативных последствий хозяйственной деятельности человека является прогрессирующее загрязнений биосферы металлами. Таким образом проблема нейтрализации загрязнения окружающей среды, совершенствование производственных технологий – одна из кардинальных проблем начала 3-го тысячелетия новой истории человечества.

В Казахстане высокие темпы роста экономики возможны благодаря богатым минеральным ресурсам, развитию рыночных отношений и высоким доходам от экспорта нефти.

Разработка месторождений минеральных ресурсов до сих пор имеет огромный потенциал и обеспечивает сохранение благоприятных перспектив роста в долгосрочном периоде.

Республика располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, значительным промышленным потенциалом.

Казахстан обладает богатыми ресурсами полезных ископаемых. Из 118 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана:

— разведаны запасы по 70 элементам;

— вовлечено в производство более 60 элементов.

Занимая 7 место в мире по запасам нефти, 6 место – по запасам газа и второе – по запасам урана Казахстан является крупнейшим экспортером энергетической продукции. Казахстанская медь, свинец, цинк и кадмий благодаря высокому уровню качества пользуются спросом и конкурентоспособны на мировом рынке. Таким образом к числу ведущих отраслей республики относятся цветная и черная металлургия.

Как называется наука, изучающая горные породы?

Какую роль играет гидрогеология в процессах разработки месторождений полезных ископаемых?

Количество химических элементов вовлеченных в производство в Казахстане.

Какие горючие полезные ископаемые составляют основу экспорта энергетической продукции Казахстана?

Назовите отрасль экономики, которая занимается переработкой минералов руд меди, свинца, цинка, кадмия, никеля, алюминия.

Какова роль геологии в развитии горнодобывающей промышленности?

Назовите полезные ископаемые выявленные, разведанные и вовлечённые в производство в Восточно – Казахстанской области.

Развитие каких отраслей экономики обеспечивают минеральные ресурсы Восточного Казахстана?

Назовите предприятия города Риддера, основу работы которых составляют минеральные ресурсы недр Земли.

Какие вы знаете месторождения полезных ископаемых Восточно – Казахстанской области?

Руды каких металлов добываются в городе Риддере?

Вопрос №1: «Строение Солнечной системы».

Вопрос №2: «Гипотезы о происхождении Солнечной системы».

Вопрос №3: «Достижения космонавтики в изучении планет Солнечной системы».

Строение Солнечной системы.

В состав Солнечной системы входят: Солнце, образующиеся вокруг него девять планет со спутниками, астероиды, кометы, метеориты, пыль и разреженный газ.

Планеты Солнечной системы не обладают способностью свечения из-за недостаточно высокой температуры. Они подразделяются на внутренние, или планеты типа Земля (Меркурий, Венера, Земля, Марс), внешние, или планеты гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), и малые (астероиды). Плутон по размерам и массе относится к планетам земной группы.

Планеты Меркурий, Венера, Земля и Марс отличаются от планет – гигантов меньшими размерами, меньшей массой, большой плотностью (состоит из твердого материала), более медленным вращением.

Планеты – гиганты характеризуются значительной массой, низкой плотностью, что позволяет предполагать об их газообразном состоянии. Вокруг большинства планет вращаются естественные спутники, имеющие значительно меньшие размеры, чем их планеты.

Все планеты вращаются вокруг Солнца и одновременно вокруг своих осей. Спутники вращаются вокруг собственных осей, вокруг планет и вместе с планетами – вокруг Солнца.

Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Масса Солнца в 333000 раз больше массы Земли. Солнце имеет наибольшую силу притяжения и управляет движением всех членов Солнечной системы. Температура на поверхности составляет 6000 ° С, в недрах – 15 000 000 ° С. источником энергии Солнца служат постоянно протекающие ядерные реакции.

Солнечная система служит лишь частью более крупной системы, называемой Галактикой Млечного пути.

Галактика Млечного пути включает более 100 млрд. звезд. По форме она напоминает двояковыпуклую линзу. Поперечник Галактики равен примерно 80-100 тыс. световых лет. Галактика вращается, и Солнечная система, расположенная на расстоянии 30 тыс. световых лет от ядра Галактики, совершает с ней полный оборот за 185-200 млн. лет. Во Вселенной число подобных галактик оценивается цифрой 10 12 . Галактики объединяются в гигантскую систему галактик, называемую Метагалактикой, границы которой пока что не известны.

С О Л Н Е Ч Н А Я С И С Т Е М А

— Земля вокруг своей оси за 24 часа.;

— вокруг Солнца 365 солнечных суток;

— вокруг центра Галактики за 200 млн. лет со U =230км/с

Гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Вопросами происхождения Солнца и планет занимается наука космогония. На разных этапах развития науки высказывались различные предположения о происхождении планет и Солнца. Развитие представлений шло по двум направлениям. Одно из них связывало рождение планет с катастрофами в космосе, другое рассматривало Солнечную систему как результат эволюции газово-пылевого облака.

Представители первого направления – Чемберлен, Джинс, Джеффрис и другие – в основу своих предположений ставили случайности. Так, английский астрофизик Дж. Джинс (1919) считал, что планеты образовались из сгустка солнечной материи, отторгнутого от Солнца силами притяжения проходящей близко звезды. Эти гипотезы ставили Солнечную систему (по сравнению с эволюцией других звезд) в положение исключительности. Несостоятельность таких гипотез состоит в том, что вероятность близкого схождения космических тел на фоне огромного пространства Вселенной крайне ничтожна.

Всеобщее признание получили гипотезы, основанные на эволюции газово–пылевой материи. Первая попытка объяснить происхождение Солнечной системы с этой точки зрения была сделана в 1755 году немецким философом И.Кантом. По Канту, пространство, занимаемое Солнечной системой, вначале представляло собой первобытный хаос в движение. Результатом движения явилось столкновение и слипание частиц и образование сгустков материи. Столкновение сгустков вызвало их вращение. Из центрального сгущения образовалось Солнце. А из небольших боковых сгущений – планеты. Первичное состояние планет и Солнца Кант считал горячим. Со временем горячие планеты остыли, стали холодными. То же, по мнению Канта, должно произойти и с Солнцем.

Несмотря, что гипотеза удовлетворительно объясняла некоторые закономерности строения Солнечной системы, она имела много недостатков. Существенный из них – механический взгляд Канта на материю. Он отрывал материю от свойства – движения (первобытный неподвижный каменный хаос).

В 1796г. была опубликована космогоническая гипотеза французского математика П.С.Лапласа. Она во многом оказалась сходной с гипотезой Канта, хотя Лаплас не знал о ее существовании. По мнению П.С.Лапласа, Солнце и планеты образовались из горячей вращающееся туманности. По мере охлаждения происходило её сжатие и увеличения скорости вращения. Со временем туманность приобрела форму диска, от которого в экваториальной части по мере возрастания центробежной силы отделялись газовые кольца. Количество отделившихся колец соответствовало числу планет Солнечной системы. Кольца были неустойчивыми. Постепенно они размыкались, вещество колец сгущалось, становилось компактным. Так происходило зарождение планет. Подобным образом Лаплас объясняет и образование спутников планет. Для Солнца, согласно гипотезе, исходным веществом для образования, послужило центральное сгущение туманности.

Гипотезы Канта и Лапласа длительное время пользовались большой популярностью. Эти гипотезы впервые объяснили образование крупных материальных тел на газово-пылевой материи и изменили существующий в то время взгляд на неизменность Вселенной. С точки зрения современной науки эти гипотезы имеют серьезные недостатки. Современная физика, например, не считает возможным длительное нахождение в природе устойчивых газовых колец. Общеизвестно, что газ при выделении рассеивается. Не находит объяснения и обратное вращение Венеры, Урана и некоторых спутников планет.

На смену рассмотренным гипотезам пришли другие объясняющие образование планет из холодной материи. Первая такая гипотеза была опубликована в 1943г. советским ученым О.Ю.Шмидтом, который выдвинул предположение, что планеты сконденсировались из относительно холодного газово-пылевого облака, и эта точка зрения поддерживается многими современными исследователями.

Достоинство гипотезы О.Ю.Шмидта состоит в том, что она объяснила многие особенности строения Солнечной системы, в частности образование планет земной группы и планет-гигантов, закономерности увеличения расстояний между планетами и др. Недостатком гипотезы является неубедительность захвата Солнцем газово-пылевого облака и, главное, отсутствие представления о том, как образовалось Солнце, в котором сосредоточена почти вся масса Солнечной системы.

В пятидесятые годы была опубликована гипотеза известного советского астронома В.Г.Фесенкова, который подошел к решению проблемы с точки зрения рождения и эволюции звезд. Рождение Солнца и планет этот учёный считал одновременным. За исходную материю он принимал уплотненное волокно газово-пылевой туманности. Вначале в пределах волокна образовалось звездное сгущение – Протосолнце. Быстрое вращение первичного Солнца не благоприятствовало присоединению оставшейся газово-пылевой материи, и она была отброшена от центрального сгущения. Неравномерное распределение материи и перепады в плотности вызывали появление местных сгущений, из которых образовались первичные планеты (протопланеры) и их спутники. Как полагал В.Г.Фесенков, первым должен был образоваться Плутон, за ним – Нептун и т.д. Протопланеты формировались на безопасных расстояниях, поэтому не оказывали существенного влияния друг на друга. Масса первичных планет и Солнца раз в 8-10 превышала массу современной Солнечной системы. Вначале химический состав вещества материальных тел был одинаковым, но затем под влиянием солнечного тепла состав ближайших к Солнцу планет изменился.

В настоящее время общепризнанной является гипотеза образования Солнца и планет из газово-пылевого облака. Малые тела – астероиды, кометы, метеориты – считаются остатками когда-то существовавшего роя промежуточных тел, не принявших участие в планетообразовании так как они находились в зоне, недоступной воздействию сил притяжения Марса и Юпитера. Астероиды и метеориты считаются исходным материалом планет земной группы, а кометы и метеорные потоки – планет-гигантов. Основываясь на данных о возрасте метеоритов, земных горных пород и лунного грунта (около 4,7 млрд.лет), можно сделать вывод, что астероидные тела формируются одновременно с другими планетами Солнечной системы. Различия в их плотности свидетельствуют о том, что планеты построены из неоднородного материала. Луна, например, имеет плотность меньшую, чем планеты ее группы (3,34г/см 3 ), что соответствует плотности каменных метеоритов, в то время как Меркурий, плотность которого 5,59 г/см 3 , содержит много железа.

Читайте также:  Имбирь для чего полезен

3.Достижения космонавтики в изучении планет Солнечной системы.

В настоящее время изучение планет Солнечной системы осуществляется из Космоса с использованием современных методов исследования.

В лекции кратко представлены сведения о малых планетах Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и планетах гигантах (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

Характеристика планет Солнечной системы.

источник

Стадии подземной разработки месторождений полезных ископаемых. Классификация горных выработок. Технологическая схема подземного рудника. Подготовка рудных месторождений: подготовка горизонтов и очистных блоков. Основные виды нарезных выработок рудника.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

Стадии подземной разработки месторождений полезных ископаемых

Подземная разработка месторождений полезных ископаемых состоит из трех стадий: вскрытия, подготовки и очистной выемки.

Вскрытие — это проведение горных выработок для того, чтобы обеспечить доступ к месторождению с земной поверхности. Подготовка — это разделение месторождения на отдельные участки (этажи, панели и очистные блоки) и собственно подготовка внутри этих участков к началу очистных работ. Очистная выемка — это горные работы по массовой добыче полезного ископаемого.

При вскрытии месторождений проводят подземные горные выработки, которые служат для транспортирования и подъема полезного ископаемого и породы, спуска материалов и оборудования, перемещения людей, проветривания, осушения, водоотлива, прокладки кабелей и трубопроводов и т. п. Вскрывающие выработки проводят за счет ассигнований на капитальное строительство, чаще всего силами специализированных шахтостроительных организаций.

Вскрывающими выработками являются шахтные стволы, штольни, квершлаги, выработки и камеры околоствольных дворов, включая приствольные бункера и рудоперепуски, камеры подземных дробилок и пр.

Ствол — вертикальная или наклонная выработка, имеющая непосредственный выход на дневную поверхность (рис. 1.2) и предназначенная для обслуживания подземных горных работ в пределах шахтного поля или его части. Стволы бывают главными (для подъема полезного ископаемого) и вспомогательными (грузолюдскими — для спуска и подъема людей, породы, материалов и оборудования; вентиляционными — для проветривания; закладочными — для спуска закладочных материалов; водоотливными — для откачки воды и др.). При выполнении стволом нескольких функций стволы называют по главной из них. Иногда главные стволы называют по типу подъемных сосудов — скиповые, клетевые, скипо-клетевые.

Рис. 1.2. Виды горных выработок (разрез вкрест простирания залежи):

1 — шахтный ствол; 2 — слепой ствол; 3 — околоствольный рудоперепускной бункер; 4 — приемный бункер, подземная дробилка и дозаторная камера скипового подъема; 5— квершлаги; 6 — рудные штреки; 7 — полевые штреки; 8 — полевой восстающий; 9 — рудный восстающий; 10 — подэтажные штреки; 11 —рудоспуск; 12 — штольни; 13 — шурф; 14 — граница зоны сдвижения пород; 15 — камера подъемной машины.

Сечение вертикальных стволов круглое и реже прямоугольное. Диаметр от 5 до 9—10 м. Глубина стволов различная, но не превышает 1800 м, так как при большей глубине ствола может произойти под действием собственного веса разрыв каната, поддерживающего подъемные сосуды. Поэтому для вскрытия участков месторождений, распространяющихся на большую глубину, используют слепые стволы, отличающиеся тем, что не имеют выхода на поверхность, а подъемные машины устанавливаются под землей (см. рис. 1.2).

Последние десятилетия при вскрытии рудных месторождений стали использоваться наклонные стволы для перемещения по ним самоходного оборудования. Угол наклона их 6—8° при подъеме руды автосамосвалами и до 10—12°—при спуске-подъеме порожних самоходных машин (в том числе погрузочно-до-ставочных машин, самоходных буровых установок и т. п.). На угольных шахтах наклонные стволы с углами наклона до 18° при использовании конвейерного подъема угля применяются широко.

Шурф — это вертикальная (редко наклонная) неглубокая (до 100 м) горная выработка, пройденная с поверхности и предназначенная для разведки (разведочный шурф), а при разработке месторождений (эксплуатационный шурф), главным образом, для вентиляции и как запасной выход из подземных выработок. Шурфы оснащаются чаще всего легким вспомогательным подъемом, обычно бадьевым.

Штольня — горизонтальная подземная горная выработка, имеющая непосредственный выход на поверхность и то же назначение, что и ствол. Штольни проходят в гористой местности. Направление штольни по отношению к простиранию рудного тела может быть любым. Форма поперечного сечения штольни и других горизонтальных выработок обычно сводчатая или трапециевидная, а площадь поперечного сечения от 3—5 до 20—25 м2 и более. Длина их изменяется от нескольких метров до километров.

Квершлаг — горизонтальная выработка, не имеющая непосредственного выхода на поверхность, проведенная по вмещающим породам вкрест простирания от ствола до рудной (угольной) залежи. Используется для транспорта, вентиляции, передвижения людей, водоотлива, прокладки кабелей, труб и линий связи.

Околоствольный двор — это совокупность расположенных вблизи ствола горных выработок: камерных, предназначенных для размещения стационарных машин и оборудования и имеющих сравнительно небольшую длину по сравнению с поперечным сечением, и протяженных, у которых длина более чем на порядок превышает размеры их поперечного сечения. В пределах околоствольного двора располагаются следующие камеры: насосная, электроподстанция, противопожарная, электровозное депо, камера опробования, ожидания, медпункт и др. Кроме того, имеются (при скиповом подъеме) камеры опрокида, бункера, камера подземной дробилки, дозаторная камера, а также приствольные рудоперепуски на горизонт погрузки. Тем самым околоствольный двор является главной подземной перегрузочной станцией, пропускающей весь груз, выдаваемый из шахты на поверхность (полезное ископаемое, вмещающие породы, вода), а также поступающие в шахту материалы, оборудование, детали машин.

Различные формы рудных и угольных (пластовых) месторождений предопределили существенные различия в их подготовке.

Подготовка рудных месторождений включает подготовку горизонтов и подготовку внутри очистных блоков, т. е. нарезку последних.

Подготовка горизонтов — это разделение вскрытой части месторождения (шахтного поля) с помощью подготовительных выработок на выемочные участки: этажи и очистные блоки в крутых и наклонных месторождениях и панели, а иногда и блоки — в пологих и горизонтальных месторождениях.

Этаж — это участок, имеющий длину, равную длине шахтного поля по простиранию, а высоту от 35—45 до 60—100 м. Снизу и сверху этаж ограничен горизонтальными подготовительными выработками, сети которых на соответствующих уровнях формируют так называемые этажные горизонты, которые соединены с квершлагами, ведущими к стволам, и по которым осуществляется транспортирование и проветривание. Этаж по длине с помощью вертикальных подготовительных выработок разделяется на очистные блоки (длина блока по простиранию колеблется от 25 до 100—120 м, обычно составляет 40—60 м).

Очистной блок—это такой наименьший участок шахтного поля, где завершается весь комплекс подготовительных, нарезных и очистных работ и для отработки которого применяется в полном комплексе та или иная система разработки. выработка рудник ископаемое горный

Панель — это как бы горизонтальный аналог понятия «этаж». Панели получаются в результате деления горизонтальной или пологой залежи системой взаимно перпендикулярных горизонтальных подготовительных выработок. Ширина панели колеблется от 50 до 150—200 м, а длина в несколько раз больше ширины.

При подготовке угольных месторождений их разделяют также на горизонты, этажи, панели и другие части, но названия этих частей, их размеры и ряд других признаков отличны от принятых в практике работы рудников.

Если вертикальная разделяющая плоскость проходит через главную вскрывающую выработку, то шахтное поле разделяется на две части—крылья, обычно обозначаемые частями света (западное, восточное). Крылья шахтного поля имеют примерно одинаковые размеры, хотя при сложном рельефе могут быть и исключения.

При разделении шахтного поля на части горизонтальными плоскостями образуются вытянутые по простиранию участки, ограниченные по восстанию и падению соответствующей границей шахтного поля и разделяющей плоскостью или двумя разделяющими плоскостями (при двух и более горизонтальных секущих плоскостях), а по простиранию — боковыми границами шахтного поля. Заключенная между горизонтальными разделяющими плоскостями часть шахтного поля, отрабатываемая на один околоствольный двор, называется выемочным горизонтом.

Как следует из определения, размер выемочного горизонта по простиранию совпадает с соответствующим размером шахтного поля, а размер горизонта по падению изменяется от 100— 120 м на крутых пластах до 2—3 км при пологом залегании. В шахтном поле в условиях пологих пластов обычно имеется 1—3, на крутом падении —до 10—12 выемочных горизонтов. При разработке пологих пластов в случае, если разделяющая горизонтальная поверхность проходит через отметку околоствольного двора, выемочный горизонт разделяется на брем-сберговую и уклонную части, расположенные соответственно выше и ниже разделяющей поверхности.

Размеры бремсберговой и уклонной частей обычно не превышают 1200—1500 м.

Выемочные горизонты в пределах шахтного поля могут -иметь неодинаковые размеры по падению. Если в шахтном поле предусматривается только один околоствольный двор, через который выдаются все запасы шахтного поля, то можно считать, что имеется только один выемочный горизонт, равный по геометрическим размерам и запасам шахтному полю. В этом случае бремсберговая и уклонная части горизонта являются одновременно бремсберговой и уклонной частями шахтного поля.

Каждый из горизонтов в зависимости от геологических, технических и экономических факторов дополнительно делится на еще более мелкие части: этажи, панели, столбы по падению пласта.

При разделении горизонта на этажи он разбивается на участки, вытянутые по простиранию, путем проведения этажных штреков. Размер этажа по простиранию совпадает с размерами горизонта и равен размеру шахтного поля по простиранию. Наклонная высота этажа, т. е. кратчайшее расстояние между ближайшими этажными штреками, составляет на пологих пластах 200—450 м, на крутонаклонных — 145—155 м, на крутых 125—135 м.

При пологом падении горизонты могут разбиваться также на панели и столбы. На панели и столбы разделяют бремсберговую и уклонную части горизонта, общей границей которых являются главные штреки.

Панель можно определить как часть шахтного поля, ограниченную по падению или восстанию одной из границ горизонта и главным штреком, а по простиранию — границами соседних панелей (или границей соседней панели и одной из границ шахтного поля по простиранию). Размер панели по простиранию 1500-3000 м, по падению 700-1500 м, т. е. совпадает с наклонной высотой бремсберговой или уклонной части. Поскольку панели имеют значительные размеры как по простиранию, так и по падению, для удобства разработки они разделяются дополнительно на ярусы — своеобразные этажи в границах панели. Размер яруса по простиранию совпадает с аналогичным размером панели, а размер яруса по падению аналогичен приведенным выше размерам этажа на пологих пластах.

Ярусы разделяют друг от друга ярусными штреками и так же, как этажи, отрабатывают в нисходящем порядке. Порядок отработки панелей: в бремсберговом поле — в направлении от центра к границам шахтного поля, в уклонном поле — от границ шахтного поля к центру.

При разделении горизонта на столбы бремсберговое или уклонное поле на всю высоту разграничивают наклонными выработками на вытянутые по падению участки с размерами по простиранию, обычно не превышающими 200—300 м.

В пределах этажа, яруса или столба размещают обычно 1 — 2 очистных забоя (лавы), в которых и ведут добычу полезного ископаемого.

Подготовительными выработками, с помощью которых осуществляют подготовку горизонтов, являются штреки, орты, восстающие, гезенки, рудоспуски, наклонные съезды, бремсберги, уклоны и ходки. Ни одна из подготовительных выработок не имеет непосредственного выхода на поверхность земли.

Штрек — это горизонтальная горная выработка, пройденная по простиранию или параллельно при крутых и наклонных залежах и в любом направлении при горизонтальных залежах. Штрек служит для транспортирования грузов, передвижения людей, вентиляции. Штреки, проводимые по руде, называют рудными, по угольному пласту — пластовыми, а по вмещающим породам — полевыми.

Орт — горизонтальная горная выработка, пройденная по руде (углю) вкрест простирания залежи (см. рис. 1.2). Если орт соединяется с полевым штреком, то часть его может идти по породам. Понятие «орт» имеет смысл только в крутых и наклонных залежах, так как в горизонтальных залежах простирания просто не существует, и в этих условиях горизонтальную выработку любого направления называют штреком.

Форма и размеры поперечного сечения штреков и ортов соответствуют указанным выше для штолен.

Восстающий — вертикальная или наклонная выработка, имеющая выход на один или оба этажных горизонта, проводимая по восстанию рудной залежи и служащая для спуска руды, доставки материалов и оборудования, перемещения людей, проветривания, подачи энергии и воды, а также для разведочных целей. В отличие от слепого ствола по восстающему никогда не поднимают руду. Восстающие бывают квадратного, реже круглого сечения, площадью поперечного сечения от 0,6—1 до 7— 8 м2, обычно 3—5 м2. Они могут иметь одно, два и три отделения, причем одно лестничное. Выработка, аналогичная восстающему по параметрам и назначению, в угольной промышленности называется гезенком.

Крутонаклонный восстающий, предназначенный для перепуска руды самотеком и имеющий одно отделение, называется рудоспуском, а для перепуска угля — скатом. Угол наклона рудоспуска обычно превышает 55—60°. Рудоспуски бывают блоковыми (относящимися к одному блоку) и участковыми (один на несколько очистных блоков). Глубина рудоспуска обычно не превышает высоты этажа, т. е. 50—80 м. Глубокие рудоспуски бывают длиной по 150—300 м и более и имеют в нижней части своего сечения значительное расширение— аккумулирующую камеру, которая всегда поддерживается заполненной рудой.

Подготовительные выработки с углом наклона к горизонту менее 40—45° принято называть по-разному: на рудниках это наклонные восстающие или наклонные съезды (заезды), а на угольных шахтах — бремсберги, уклоны и ходки.

Наклонный съезд (заезд) предназначен для заезда бурового, доставочного и другого самоходного оборудования на подэтажиые горизонты, расположенные на различных по-высоте уровнях между соединяемыми им этажными горизонтами. Обычно каждый съезд обслуживает выемочный участок этажа длиной по простиранию от 250 до 500 м, состоящий из: 5—8 очистных блоков.

При разработке пологих угольных пластов в пределах горизонта проводят протяженные наклонные выработки — бремсберги и уклоны, предназначенные для транспортирования полезного ископаемого при помощи механических устройств, и параллельные им ходки, назначение которых — транспортирование породы, материалов, оборудования, передвижение людей. Отличие бремсберга от уклона состоит в том, что по бремсбергу уголь спускают до главного штрека, а по уклону — поднимают до той же отметки.

Для вентиляции и других целей наклонные выработки угольных шахт сбивают между собой горизонтальными выработками вспомогательного назначения — просеками. Они могут быть достаточно протяженными, например, при проведении их параллельно этажным или ярусным штрекам, но имеют меньшую площадь поперечного сечения.

Как указывалось выше, на рудниках кроме подготовки горизонтов проводят и подготовку (нарезку) каждого отдельного очистного блока. Она включает в себя проведение внутри выделенного в ходе подготовки горизонта очистного блока так называемых нарезных выработок, необходимых для начала очистной выемки — массовой добычи руды.

К нарезным выработкам рудника относятся подэтажные, отрезные, подсечные, выпускные и доставочные выработки, а также внутриблоковые рудоспуски, различные соединительные и вспомогательные выработки.

Подэтажные выработки (штреки или орты) предназначены для бурения скважин (шпуров), а нередко и для доставки (перемещения) руды по подэтажам к рудоспускам, ведущим на этажный горизонт. Подэтажные выработки связаны с другими выработками через восстающие или наклонные заезды.

Отрезные выработки — это восстающие, расширяемые в вертикальную или наклонную отрезную щель на всю мощность рудного тела (ширину очистного пространства) с целью создания обнаженной плоскости для последующей отбойки руды на эту плоскость.

Подсечные выработки — это штреки или орты, расширяемые в горизонтальную подсечную щель на всю мощность рудного тела (ширину очистного пространства) с целью отделения отбиваемого массива руды от основания блока, в котором расположены рудовыпускные выработки, а также создания дополнительной обнаженной плоскости.

Выпускные и доставочные выработки состоят из выпускных воронок и траншей, по которым отбитая руда самотеком поступает в доставочные штреки или орты, в блоковые и внутриблоковые рудоспуски или прямо на этажный откаточный горизонт. Назначение выпускных и доставоч-ных выработок — «собрать» отбитую руду со всей горизонтальной площади очистного блока в наименьшее число пунктов погрузки в транспортные средства. В этих выработках контролируется качество отбойки (кусковатость рудной массы) и при необходимости производится вторичное дробление негабаритных кусков руды.

Читайте также:  Ходьба или велосипед что полезнее

Соединительные и вспомогательные выработки— это короткие горные выработки (протяженностью от 5 до 15—20 м), к которым относятся сбойки и ходки, соединяющие между собой все другие подземные горные выработки, а также ниши (уширения) и небольшие камеры для установки горного оборудования (питателей, скреперных лебедок, электрораспределительных щитов и т. п.).

При описании разработки угольных месторождений понятием «нарезные выработки» пользоваться не принято, хотя, например, разрезная печь является по существу аналогом отрезной выработки (щели). Разрезная печь — это выработка, проходимая по угольному пласту для начала очистных работ и соединяющая этажные или ярусные штреки или при делении горизонта на столбы — наклонные выработки, пройденные по границам этих участков шахтного поля. В разрезной печи монтируют машины и механизмы, обеспечивающие добычу угля при перемещении .боковой стенки печи (очистного забоя) в заданном направлении. Поэтому разрезную печь часто называют еще монтажной камерой.

Таким образом, разрезная печь, или монтажная камера, является исходным положением, с которого начинает двигаться лава — наиболее распространенная при отработке угольных пластов очистная выработка.

При очистной выемке осуществляется массовая добыча полезного ископаемого из очистных выработок.

К очистным горным выработкам относят очистные камеры, очистные заходки и лавы. Эти выработки по мере отработки очистного блока формируют так называемое выработанное пространство, образующееся на месте извлеченных балансовых запасов.

Очистные камеры — это горные выработки, по форме и размерам приближающиеся к балансовым запасам руды в очистном блоке за вычетом потерь руды в целиках.

Выработанное пространство камер бывает открытым, обрушенным или заложенным. Открытые камеры поддерживаются за счет естественной устойчивости руды и окружающих пород и прочности оставленных междукамерных или внутрика-мерных целиков. Обрушенные камеры заполнены обрушившимися налегающими породами, опустившимися в выработанное пространство на место извлеченной из блока (выпущенной) рудной массы. Заложенные камеры поддерживаются искусственно за счет заполнения выработанного пространства закладочным материалом (породами или твердеющими смесями).

Очистная заходка- это горная выработка шириной от 2 до 4-6 м и небольшой протяженностью (обычно до 10— 20 м), предназначенная для очистной выемки руды из забоя, т. е. с торца проходимой заходки. Очистные заходки могут быть горизонтальными и наклонными (последние называют еще прирезками).

Отработав параллельно одна другой, а затем и вплотную несколько очистных заходок, вынимают целый слой руды, что характерно для слоевой (послойной) выемки запасов очистного блока. Заметим, что термин «заходка» шире, чем «очистная заходка». Его используют иногда применительно к любой небольшой протяженности горной выработке. Например, буровыми заходками (открытыми и закрытыми) называют нарезные выработки, из которых обуривают вертикальные и наклонные слои параллельными рядами скважин.

Лава — очистная выработка большой протяженности (от десятков до сотни метров и более), одна подвижная боковая стенка которой (забой лавы) образована массивом полезного ископаемого, подлежащим очистной выемке, а другая граничит с выработанным пространством, обычно обрушенным или заложенным. Лава по мере выемки угля или руды перемещается параллельно самой себе, и в результате осуществляется отработка всего слоя (пласта) полезного ископаемого. Естественно, что фронт очистной выемки в слое при использовании лавы гораздо больше, чем при выемке очистными заходками.

Вскрытие, подготовка и очистная выемка осуществляются последовательно только в начале эксплуатации месторождения, при строительстве подземного рудника или шахты. Обычно же все три стадии выполняются одновременно, но на разных участках месторождения. Работы по вскрытию, подготовке и очистной выемке строго взаимосвязаны, поскольку для обеспечения ритмичной и стабильной добычи рудника по мере отработки определенной части запасов соответствующие им запасы в другом месте должны быть нарезаны и подготовлены к выемке взамен отработанных, а к моменту окончания подготовки какого-либо участка должен быть вскрыт новый участок, где может быть создан достаточный фронт подготовительно-нарезных работ для рабочих, перешедших на этот участок с уже подготовленного.

В Узбекистане имеются богатейшие запасы руд цветных и редких металлов, нефти и газа, угля, минеральных солей, строительных материалов и многих других полезных ископаемых. За годы независимости горная промышленность Республики Узбекистан проделала большой и сложный путь становления на передовые рубежи экономики страны. В республике не только сохранены крупные промышленные предприятия по добыче и переработке минерально-сырьевых ресурсов, но дан новый толчок в развитие этой отрасли, созданы новые горно-перерабатывающие предприятия и заводы.

Президент и Правительство республики придает важное значение развитию отрасли, так как гонодобывающая промышленность занимает ведущее место во всей экономике Узбекистана. Примеров тому является принятые Президентом Ресублики Узбекистан целый ряд Указов и большой пакет Постановлений Кабинета Министров республики.

Республика Узбекистан занимает одно из ведущих мест в мире по запасам и добыче золота. Основные запасы его сосредоточены на территории Кызылкумского региона, образуя уникальные местородения. Разработка этих месторождений производится большимы масштабами и высокими темпами. Продолжается освоение отдельных трудно доступных районов Кызылкумов.

Технология подземной разработки месторождений полезных ископаемых — это совокупность способов и приемов осуществления взаимосвязанных технологических процессов горных работ, выполняемых с помощью средств механизации в горных выработках, являющихся аккумулирующими емкостями, транспортными и воздухоподающими артериями, производственными помещениями для размещения оборудования и др.

В зависимости от поставленных задач по изучению или совершенствованию технологии подземной разработки рудных месторождений принято выделять определенные, наиболее существенные ее особенности (различные ее проявления), т. е. рассматривать технологическую схему подземного рудника или выделять другие схемы (такие, как схема комплексной механизации, схема организации труда и производства, схема планирования и управления, в том числе автоматизированного).

Технологическая схема подземного рудника — это принципиальное содержание технологии того или иного производства, включающее ее основные структурные элементы — технологические процессы и средства производства — с их последовательностью, взаимосвязями и параметрами. Именно технологическая схема по сути своей предопределяет степень согласованности (взаимодействия) всех входящих в нее элементов. Важнейшим структурным стержнем, связывающим воедино в технологическую схему все технологические процессы, горные машины и установки, промежуточные аккумулирующие емкости (рудоспуски, бункера) и другие горные выработки, является система грузопотоков рудника.

Система грузопотоков включает перемещение рудной массы и вмещающих пород на поверхность до перерабатывающих предприятий или отвалов, а также перемещение с поверхности в забой и из забоя на поверхность материалов, оборудования, людей, закладки, воды и т. п. Основным является грузопоток рудной массы, т. е. рудопоток. При необходимости разделения рудопотоков по сортам и видам руд в технологической схеме предусматривают отдельные блоковые рудоспуски, раздельный транспорт и подъем каждого сорта.

Из общей технологической схемы рудника иногда выделяют отдельные звенья: технологическую схему очистной выемки (в пределах очистного блока); технологическую схему транспортирования, механического дробления, подъема и складирования; технологические схемы проведения различных горных выработок; технологическую схему закладки и др. Это позволяет детально исследовать и усовершенствовать особенности каждой составляющей общей технологической схемы. Однако главной является технологическая схема добычи, включающая систему рудопотоков рудника и состоящая из совокупности процессов отбойки руды, доставки, транспортирования и подъема рудной массы, а также дробления, сортировки и складирования.

Технология разработки и ее технологические схемы являются объективно существующими реальностями. Отобразить (описать) их можно различными моделями, отражающими отдельные, существенные для данной модели особенности варианта технологии или ее схемы. Модели бывают разными по функциональному назначению, степени сложности, надежности, структуре и другим параметрам. Выделяют графические, имитационные и целый ряд других моделей.

Чаще всего графическими моделями технологической схемы являются мнемосхемы или блок-схемы. Иногда технологические схемы отображают в табличной или индексной формах. На любых графических моделях даются количественные характеристики или параметры технологических схем (число и виды машин и установок, вместимость бункеров, производительность отдельных звеньев и элементов и т. п.).

Технологическая схема добычи отражает фактическое состояние добычи на какой-то определенный момент времени, и модель такой схемы является одновариантной, имеет однозначную структуру и определенные (неизменные) параметры. Хотя со временем параметры технологической схемы, а нередко и структура ее изменяются, что требует соответствующей корректировки модели схемы.

В процессе же проектирования, при оценке конкурентоспособных технологических схем или при оптимизации их параметров используются многовариантные модели технологических схем, в которых предусматриваются несколько вариантов каждого отдельного элемента системы. Так, рассматривается несколько вариантов средств механизации в каждом процессе или несколько значений какого-либо параметра схемы (например, вместимости бункеров). Такая многовариантная модель технологической схемы предназначена для комплексной оптимизации всех входящих в нее элементов и параметров. Оценивая по принятому критерию эффективности все варианты схемы (возможные сочетания ее элементов), выбирают оптимальный вариант технологической схемы, который и закладывают в проект.

Как указывалось выше, основными элементами технологической схемы являются технологические (производственные) процессы. Технологический процесс — это совокупность рабочих действий (приемов), характеризующихся однородностью технологического и организационного содержания, единством (неизменностью) объекта труда и применяемыми средствами труда (рабочей силой, машинами и механизмами, приспособлениями и т. п.).

Все процессы, входящие в технологию подземной разработки рудных месторождений, можно классифицировать по признаку объекта труда на основные технологические процессы, в которых объектом труда является руда, рудная масса и вмещающие породы, и вспомогательные технологические процессы, которые обеспечивают возможность нормального функционирования основных процессов.

1 класс. Основные технологические процессы формируют структуру грузопотоков в технологической схеме подземного рудника и включают пять следующих групп процессов.

Группа 1.1. Процессы проходческих работ:

1.1.1 — проходка горно-капитальных выработок (при вскрытии);

1.1.2 — проходка выработок и бурение скважин эксплуатационной разведки;

1.1.3 — проходка подготовительных выработок (при подготовке этажных горизонтов);

1.1.4 — проходка подготовительно-нарезных выработок (при подготовке очистного блока).

Группа 1.2. Процессы очистных работ (в пределах очистного блока):

1.2.2 — вторичное дробление негабарита;

1.2.3 — доставка рудной массы;

1.2.4 — поддержание очистного пространства.

Группа 1.3. Процессы перемещения и дробления рудной массы вне очистного блока:

1.3.1 — транспортирование рудной массы;

1.3.2 — подземное дробление в дробилках у шахтных стволов;

1.3.4 — складирование рудной массы на поверхности;

1.3.5 — отгрузка рудной массы потребителю.

Группа 1.4. Процессы управления качеством:

1.4.1—усреднение (стабилизация) качества рудной массы;

1.4.2 — сортировка рудной массы;

1.4.3 — предконцентрация (породоотборка).

Группа 1.5. Процессы перемещения вмещающих пород вне проходческого забоя:

1.5.3 — образование породных отвалов или использование породы для закладки в очистных блоках.

2 класс. Вспомогательные технологические процессы и работы также состоят из пяти групп.

Группа 2.1. Монтажные и ремонтные работы:

2.1.1 — монтажно-демонтажные работы в очистном блоке;

2.1.2 — ремонт горных машин и оборудования;

2.1.3 — ремонт и чистка горных выработок.

Группа 2.2. Перемещение людей, материалов и оборудования:

2.2.1—спуск-подъем людей, материалов и оборудования;

2.2.2 — вспомогательный транспорт от ствола до очистного блока;

2.2.3 — доставка материалов и оборудования в пределах очистного блока.

Группа 2.3. Процессы энергоснабжения, вентиляции и водоотлива:

2.3.1 — работы по энергоснабжению;

2.3.2 — работы по снабжению сжатым воздухом;

2.3.3 — работы по водоснабжению;

2.3.4 — работы по вентиляции, кондиционированию и очистке воздуха;

2.3.5 — работы по водоотливу.

Группа 2.4. Геолого-маркшейдерские работы:

2.4.1 —работы по геологическому обслуживанию;

2.4.2 — работы по маркшейдерскому обслуживанию;

2.4.3 — контроль качества рудной массы (ОТК и химлаборатория).

Группа 2.5. Прочие вспомогательные работы:

2.5.1—обслуживание складов материалов и оборудования;.

2.5.2 — обслуживание быткомбинатов у стволов шахт.

Рассмотрим основные технологические процессы очистной выемки, которые в наибольшей степени предопределяют особенности технологии подземной разработки рудных месторождений.

Отбойка руды — это отделение руды от массива в очистном блоке с целью последующего перемещения ее по горным выработкам до поверхности. Взрывная отбойка руды состоит из бурения шпуров или скважин, заряжания их взрывчатыми веществами и взрывания. В мягких рудах применяют механическую отбойку комбайнами.

Вторичное дробление — это разрушение чрезмерно крупных (негабаритных) кусков руды, образовавшихся при взрывной отбойке. Оно производится в пределах очистного блока (прямо в очистном пространстве, в выпускных или доставочных выработках) взрывным способом или с помощью механических бутобоев (мощных отбойных молотков).

Доставка заключается в перемещении отбитой рудной массы из забоя до транспортных средств в пределах очистного блока или блоковых рудоспусков (в отличие от транспортирования рудной массы, которое производится от очистных блоков по этажным выработкам до шахтных стволов или прямо на земную поверхность при вскрытии штольнями). Доставка бывает самотечной или механизированной, непосредственно по очистному пространству или по подготовительно-нарезным выработкам.

Поддержание очистного пространства относится к способам управления горным давлением при очистной выемке. Оно включает естественное поддержание очистного пространства, обрушение руды и вмещающих пород и искусственное поддержание очистного пространства крепью, закладкой или тем и другим одновременно.

На долю перечисленных основных технологических процессов очистной выемки приходится 20—40 % затрат труда из общих трудозатрат на подземную добычу руд. Величины потерь и разубоживания руды, как правило, предопределяются именно этими процессами.

Каждый технологический процесс очистной выемки может существенно влиять на показатели других процессов. Так, удешевление отбойки может заметно ухудшить ее качество и увеличить объем вторичного дробления, а это в свою очередь может снизить производительность доставки. Поэтому технологические решения, как правило, принимаются с учетом количественных взаимосвязей между процессами, т. е. на базе комплексной оптимизации всей технологической схемы очистной выемки.

Список рекомендуемой литературы

1. Жигалов М.Л., Ярунин С.А. Технология, механизация и организация подземных горных работ: Учебник для вузов.- М.: Недра, 1990

2. Агошков М.И., Борисов С.С., Боярский В.А. Разработка рудных и нерудных месторождений. М.: Недр, 1983.

3. Задачник по подземной разработке угольных месторождений /К. Ф. Сапицкий, Д. В. Дорохов, М. П. Зборщик, В. Ф. Андрушко. М., Недра, 1981.

4. Черняк И. Л., Ярунин С. А., Бурчаков Ю. И. Технология и механизация подземной добычи угля. М., Недра, 1981.

Промышленная классификация месторождений полезных ископаемых. Приёмы оконтуривания тел полезных ископаемых. Управление качеством руды. Методы подсчёта запасов месторождений полезных ископаемых. Оценка точности подсчета запасов, формы учета их движения.

реферат [25,0 K], добавлен 19.12.2011

Размеры и запасы рудного поля. Производительность и срок существования рудника. Обоснование варианта вскрытия, тип, число вскрывающих выработок, их сечения. Выбор технологических схем и оборудования для основных процессов (отбойка, выпуск, доставка).

курсовая работа [70,0 K], добавлен 05.04.2012

История разработки месторождений полезных ископаемых и состояние на современном этапе. Общая экономическая цель при открытой разработке. Понятия и методы обогащения полезных ископаемых. Эффективное и комплексное использование минерального сырья.

курсовая работа [76,0 K], добавлен 24.11.2012

Формирование комплексов горных выработок для вскрытия, подготовки и разработки месторождения. Анализ возможностей и сущностей проведений подготовительных выработок по механизированной технологии. Анализ разработки месторождения открытым способом.

курсовая работа [5,2 M], добавлен 23.06.2011

Условия залегания полезных ископаемых. Формирование комплексов горных выработок. Технология проведения подземных выработок буро-взрывными и механизированными способами. Очистные работы и процессы подземного транспорта. Подготовка горных пород к выемке.

курсовая работа [3,4 M], добавлен 09.09.2011

Подсчет промышленных запасов руды. Производственная мощность и срок существования рудника. Обоснование вариантов вскрытия. Календарный план строительства рудника. Технико-экономическая оценка вариантов, их сравнение по критерию срока окупаемости.

курсовая работа [100,3 K], добавлен 23.06.2011

Выбор системы разработки месторождений полезных ископаемых по постоянным и переменным факторам. Расчет подготовительно-нарезных работ, показателей извлечения руды; трудовых, энергетических и материальных затрат. Определение себестоимости добычи 1 т руды.

курсовая работа [63,4 K], добавлен 29.06.2012

Состав, условия залегания рудных тел. Формы полезных ископаемых. Жидкие: нефть, минеральные воды. Твердые: угли ископаемые, горючие сланцы, мрамор. Газовые: гелий, метан, горючие газы. Месторождения полезных ископаемых: магматогенные, седиментогенные.

презентация [7,2 M], добавлен 11.02.2015

Свойства горных пород и полезных ископаемых. Геологическая характеристика Тишинского месторождения. Производственная мощность и срок существования подземного рудника. Выбор метода разработки и вскрытие месторождения. Проведение и крепление выработок.

курсовая работа [999,5 K], добавлен 21.04.2014

Изучение закономерностей образования и геологических условий формирования и размещения полезных ископаемых. Характеристика генетических типов месторождений полезных ископаемых: магматические, карбонатитовые, пегматитовые, альбитит-грейзеновые, скарновые.

курс лекций [850,2 K], добавлен 01.06.2010

источник

Источники:
  • http://www.metod-kopilka.ru/uchebno-metodicheskoe_posobie_osnovy_geologii_dlya_uchaschihsya_distancionnoy_formy_obucheniya-58014.htm
  • http://otherreferats.allbest.ru/geology/00163168_0.html