Меню Рубрики

1 тв доброе утро полезные советы

Для многих встать в пять утра — настоящий подвиг, особенно в понедельник. Но если вы просыпаетесь с «Добрым утром» на Первом, то утро становится по-настоящему добрым, да и весь день проходит легко.

Программа «Доброе утро» на Первом канале – лидер среди утренних программ на российском ТВ. Это отметили 26% россиян, отвечавших на вопрос Исследовательского центра одного известного портала: «Утренние передачи на каком телеканале Вы предпочитаете смотреть?» В исследовании приняли участие 10 000 респондентов из всех округов РФ. «Доброе утро» на Первом канале нравится россиянам потому, что там «можно узнать самые интересные новости, а также послушать гороскоп», «интересные темы, хорошие ведущие», «много полезной информации и жизненных советов».

На официальном сайте телепередачи «Доброе утро» на Первом — www.utro.1tv.ru — телезрители могут посмотреть заинтересовавшие их сюжеты повторно и скачать их для дальнейшего использования. Вниманию зрителей представлены все сюжеты из популярных рубрик «Доброго утра»: «Про любовь», «Про еду», «Счастье есть», «Про здоровье», «Народная медицина», «Чудаки», «Непознанное», «Репортаж», «Адвокатские истории», «Самооборона», «ОТК», «Всякие хитрости», «Полезные советы», «Мода», «Звездная жизнь», «С миру по нитке», «Наши гости», «Энциклопедия русской жизни», «Это кино», «Между тем».

Лариса Вербицкая — неизменная ведущая «Доброго утра» на Первом канале. Можно сказать, старожил этой программы, работает в ней со второго эфира: «За эти годы режим менялся: раньше нужно было работать всю неделю в прямом эфире и приезжать в три часа утра. Потом недельный перерыв. Сейчас поменялась технология производства, стало больше сотрудников. Программу готовим в течение дня. В эфир выходим в 9 часов вечера на Дальний Восток. Если не возникнет необходимости что-то поменять, что-то добавить, то именно в таком виде программу увидит московский зритель, только уже с обновленным новостным блоком. Сказать, что я с детства хотела быть телеведущей, было бы неправдой. Тогда отдел дикторов был меньше, чем отряд космонавтов. Но так получилось, что молдавский конкурс дикторов, в котором я победила, стал билетом в мою долгую телевизионную жизнь».

Арина Шарапова — Она появляется на экране телевизора со словами «Доброе утро!» и улыбкой на губах. И это искренне, ведь она — оптимистка, хотя судьба приготовила ей немало испытаний. Шарапова была лицом двух главных каналов страны, а в 1998 году ей пришлось уехать из столицы в Сибирь, где она делала авторскую программу на местном телевидении: «В «Добром утре» для себя считаю главным настроить на позитив, чтобы люди начали день с хорошим настроением. При этом моего настроения видно не должно быть».

Екатерина Стриженова — За столько лет ведения «Доброго утра» как удается сохранить состояние, когда «глаз горит»? — Столько новой информации проходит через нас, что скучать просто некогда! Каждый день четыре часа эфира! Такого нет ни на одном канале. И вот мы решили увеличить хронометраж на час — решили провести эксперимент, но не думали, что люди будут с пяти утра так активно смотреть телевизор. Оказалось, ошибались. У нас, если говорить о «Добром утре», масса полезных рубрик. Например, «ОТК». Или «Самооборона» — о том, как защитить себя в опасных ситуациях.

Александр Мирзаян — поэт, композитор, бард, теоретик авторской песни. О Мирзаяне благодарные телезрители: «Когда слышишь Ваш голос, всe меняется. Появляется настроение, день становится прекраснее и теплее. Ваш голос успокаивает, даeт заряд бодрости и тепла, настраивает на хороший день и делает этот мир добрее, ярче и лучшее! Спасибо Вам большое, за эти минуты доброго утра!»

Борис Щербаков — народный артист России, лауреат Государственной премии СССР. Вспоминая широкую, искреннюю улыбку Бориса Васильевича, на мелкие неприятности просто перестаешь обращать внимание. А его правильная речь не раздражает ухо взыскательного зрителя всевозможными ошибками. Ею можно просто наслаждаться.

источник

Рубрика «Полезные Советы» с Ольгой Платоновой в программе «Доброе Утро» на ПЕРВОМ канале.

Program “Useful Advice” with Olga Platonovaon on the 1rst state TV channel.

Как сделать своими руками новогодний венок из самшита.

Как из консервных банок сделать подвесные подсвечники.

Новогодний декор для дома.

Ваза с новогодним декором.

Суп из сныти и лопуха с плавленным сыром.

Творожная закуска со снытью и огурцом.

Красная икра со стеблями лопуха и морской капустой.

Козинаки из корней одуванчика.

Мангал из барабана от стиральной машинки.

Помпоны для черлидинга из дождика.

Как сделать футболку болельщика.

Как сделать композицию Футбольный мяч из конфет.

Как сделать светильник из футбольного мяча.

Как сделать кашпо из футбольного мяча.

Как сделать своими руками новогодний венок из самшита.

Как из консервных банок сделать подвесные подсвечники.

Новогодний декор для дома.

Ваза с новогодним декором.

Суп из сныти и лопуха с плавленным сыром.

Творожная закуска со снытью и огурцом.

Красная икра со стеблями лопуха и морской капустой.

Козинаки из корней одуванчика.

Мангал из барабана от стиральной машинки.

Помпоны для черлидинга из дождика.

Как сделать футболку болельщика.

Как сделать композицию Футбольный мяч из конфет.

Как сделать светильник из футбольного мяча.

Как сделать кашпо из футбольного мяча.

Как избавиться от кротов касторовым маслом.

В шахматном порядке сажаем цветы.

В крону дерева подвешиваем цветущие ветви для опыления.

В магнитном поле проращиваем семена.

В яичной скорлупе выращиваем рассаду тыквенных.

Желатин как подкормка для растений.

Выращивание рассады в улитке экономит место.

Обработка мёдом черенков ягодных кустарников.

Перекись водорода поможет вырастить рассаду.

Швабра-маркер для посадки лука и чеснока.

Выращивание рассады в вермикулите.

Проращивание семян в губке.

Посев мелких семян с помощью шприца.

Посев лука с перекисью водорода.

Точечный полив рассады через колпачки от игл для шприца.

Посев рассады в стаканчиках без дна.

Посев семян на рассаду с кипятком.

Удобный способ пересадки рассады на постоянное место.

Кормушка для птиц из брёвнышка.

Двухэтажная кормушка из горшков и поддонов.

Хранение тачки на стене под шпингалетами.

Подвесная ёлка из новогодних шаров.

Новогодняя ёлка из конфет и бус.

Как разместить ёлку на стене, если в квартире мало места.

Из алюминиевых вешалок делаем шпалеру для вьющихся растений.

Борьба с вредителями и болезнями огурцов настоем луковой шелухи и мела.

Посадка цветов в кашпо с пенопластом.

Настой из листьев роз с йодом для улучшения корнеобразования.

Зубная паста спасает капусту от белянки.

Огурцы малосольные на белом хлебе.

Опыление томатов в теплице.

Закалка семян перед посевом рассады.

Подсеиваем укроп в горшки с рассадой огурцов.

Подготовка лука-севка к посадке.

Стаканчики для рассады из крафт бумаги.

Проращиваем крупные семена в улитке.

Выращиваем рассаду в канистре и перевозим на дачу.

Проращиватель семян из бутылки и марлевого мешочка.

Как сделать к 8 марта букет в коробке.

Как заставить орхидею фаленопсис зацвести.

Новогодняя композиция в пеньке.

Новогодняя композиция в стеклянной вазе с шарами.

Новогодняя подарочная корзина для похода в гости.

Новогодняя ёлка из труб и мишуры.

Как выращивать землянику садовую на одной грядке более 3-х лет.

Как избавиться от муравьёв.

Формирование плодового дерева прищепками.

Размножаем смородину и крыжовник черенками летом.

Боремся с малиновым жуком горчицей и перцем.

Боремся с ложной мучнистой росой на огурцах.

Панно с передвижными полками.

Угловая вертикальная многоуровневая грядка из тазов, вёдер и горшков.

Валериана против вредителей капусты.

Как эффективно поливать и подкармливать растения в огороде, используя ведро с отверстиями.

Как бороться с вредителями на яблоне консервными банками с квасом.

Как самостоятельно опылять малину и ежевику в плохую погоду.

Как подготовить семена к посадке в листьях алоэ.

Как из стакана от попкорна сделать подарочное кашпо для цветка.

Как выращивать орхидею в плетёном плафоне.

Как в кружке вырастить лимонные побеги из семян.

Приспособление для хранения обручей, бантов и заколок для волос из канализационной трубы.

Как выращивать лук на перо из четвертинок луковиц.

Как выращивать рассаду в яичных лотках.

Варенье из свеклы и апельсинов.

Как посеять садовую землянику на рассаду зимой.

Как оригинально упаковать подарок мужчине в сорочку.

Как из кураги быстро сварить варенье.

Как разместить новогоднюю ёлку на стене.

Как из застёжек-молний и пуговиц сделать игрушки для новогодней ёлки.

Как сделать новогодний подсвечник из полена.

Новогодний венок из губок для мытья посуды.

Как сделать новогоднюю композицию из люстры с шарами.

Как декорировать электрогирлянду бантиками.

Букет к 1 сентября с диском.

Букет — колокольчик к 1 сентября.

Черенки роз сберегаем до весны.

Процеживаем густую жидкость с табуреткой.

Бархатцы в домашних заготовках.

Чтобы томаты быстрее покраснели.

Подвязываем томаты хомутами.

Как предотвратить разрастание малины.

Удобряем молодые деревья компостными ямами.

Как избавиться от муравьёв на садовом участке.

Как усовершенствовать бочку для жидкого удобрения.

Как избавиться от слизней с помощью грейпфрута.

Чай из веток и листьев смородины.

Как избавится от тли на смородине.

Фаршированные трубочки лука-порея.

Как избавится от репейника.

Песком и палкой увеличиваем количество завязей.

Как избавится от слизней на капустных грядках.

Опора из сетки для томатов и огурцов.

Пряные травы быстро размножаем.

Удобряем и поливаем деревья через трубы.

Размножаем кустарники отводками в горшке.

Как из двух ящиков сделать чемодан для перевозки рассады.

Салатная зелень и пряные травы на даче должны быть под рукой – поближе к кухне.Предлагаю.

Как удобрять вишню, сливу, облепиху, чтобы давали богатый урожай.

Как сажать рассаду томатов в двойную лунку для меньшего полива.

Как сделать дозатор для посева семян и удобрения из лотка для салатов.

Как с помощью велосипедного колеса и шеста сделать опору для плетистых растений.

Как получить урожай садовой земляники на две недели раньше.

Как сделать интересное украшение из веток и перепелиных яиц.

Как использовать детский подгузник для увлажнения почвы.

Как сделать скворечник с черепичной крышей из пластиковой бутылки и компакт-диска.

Выпуск 238. Орхидея в сосновых шишках.

Выпуск 237. Пасхальная композиция с нарциссами в яичной скорлупе.

Выпуск 236. Рассада в чайных пакетиках.

Выпуск 235. Микро парник из пластиковой бутыли.

Выпуск 234. Чесночное дерево для украшения кухни.

Выпуск 233. Клубнично-конфетный букет.

Выпуск 232. Пакеты от сока и молока для рассады.

Выпуск 231. Тепличка для рассады из торфяного горшка и пакета.

Выпуск 230. Как с помощью шелухи от семечек сэкономить почву для рассады.

Выпуск 229. Как сделать стаканчики для рассады из пластиковых бутылок.

Выпуск 228. Как поливать рассаду во время отъезда.

Выпуск 227. Как сделать лейку из консервной банки.

Выпуск 226. Корзинка из канистры и пряжи.

Выпуск 225. Как с помощью золы ускорить срок плодоношения ягодных и плодовых культур.

Выпуск 224. Стаканчики для рассады из полиэтиленовых лент.

Выпуск 223. Ваза из винной бутылки, скотча и гуталина.

Выпуск 222. Как украсить горшок мозаикой из яичной скорлупы.

Выпуск 221. Досветка рассады с таймером.

Выпуск 220. В стакане с вермикулитом укореняем черенки.

Выпуск 219. Полив крупного кадочного растения.

Выпуск 218. Как спасти лук и чеснок, загнивающий при хранении.

Выпуск 217. Подвесная полка из бутылок.

Выпуск 216. Как пересадить кактус.

Выпуск 215. Как подготовить теплицу к весне.

Выпуск 214. Как сделать коробку для подарка своими руками.

Выпуск 213. Как приготовить конфеты из калины.

Выпуск 212. Как приготовить апельсиновый десерт в кожуре.

Выпуск 211. Как из моркови приготовить пряный сыр.

Выпуск 210. Как сделать цукаты из тыквы.

Выпуск 209. Как валенки сделать новогодними.

Выпуск 206. Как украсить люстру к Новому году.

Выпуск 205. Как вырастить кедр из орешков.

Выпуск 204. Как сделать картину вешалку для ювелирных изделий.

Выпуск 202. Как подать салат к столу в виде шариков.

Выпуск 201. Как подвесить ёлку к потолку.

Выпуск 200. Как сделать новогодний венок из мармелада.

Выпуск 199. Как сделать цветы из тыквенных семечек.

Выпуск 198. Как сделать венок из апельсина и корицы.

Выпуск 197. Как сделать вешалку для платков из пяльцев.

Выпуск 196. Как хранить серьги на ремне.

Выпуск 195. Как из вешалок сделать подвес для кашпо.

Выпуск 194. Как сделать удобрение из картона.

Выпуск 193. Как с помощью нафталина и плёнки спасти деревья от грызунов..

Выпуск 192. Как хранить студень в холодильнике без посуды.

Выпуск 191. Как сделать мышеловку из бочки.

Выпуск 190. Как хранить садовую тачку на стене.

Выпуск 189. Как хранить капусту на грядке.

Выпуск 186. Как хранить садовый инструмент зимой.

Выпуск 185. Как зубная паста сохранит корнеплоды.

Выпуск 184. Как из старого куста смородины получить много новых.

Выпуск 183. Как замариновать несладкий арбуз.

Выпуск 182. Как сделать десерт из несладкой дыни.

Выпуск 181. Как подготовить погреб к зиме.

Выпуск 180. Как хранить морковь с хреном.

Выпуск 179. Как хранить лук в ведре с отверстиями.

источник

Книга о вкусной и здоровой пище Книга будет пополняться .

Рамочка «Соберу букет и на оконце..» Ваш красивый текст . будет здесь. .

Клубника в собственном соку на зиму Готовим варенье, которое подходит не только для чаепи.

Китайские лепешки с мясом Ингредиенты: Для теста: — 240 мл теплой воды &mdash.

Пусть наши дети будут самыми счастливыми! В день защиты детей.

• Чем скажите отличается профессиональная косметика от непрофессиональной? Правильно -составом. На каждой упаковке косметики AKYS можно найти точное процентное содержание действующих ингредиентов. А вот читая состав других косметических средств, можно лишь увидить длинный список ингредиентов. Вопрос только в том, какое количество действующих ингредиентов присутствует в креме или лосьоне? Обычно косметические компании на вопрос о составе скромно отвечают, что это коммерческая тайна, или «новейшая секретная формула». Все эти «тайны» знает любой второкурсник химфака. Компания АКИС открыта со своими клиентами и в этом можно убедить , сравнив состав их продукции с составом любых других косметических средств.


Чтобы рис получился рассыпчатым, его нужно замочить в холодной воде. Когда он станет белым, его нужно обжарить на растительном масле, положить в кастрюлю и залить водой так, чтобы она покрывала его на 2 см. Варить до готовности.

Рис можно приправить мелко нарезанными обжаренными луком, морковью и болгарским перцем.

Манная каша будет нежной и без комков, если вы промоете крупу в нескольких водах.

При варке каши, крупа засыпается быстро, непрерывной струйкой, в кипящее молоко.

Если манная каша получилась с комками, процедите ее через дуршлаг.

Фасоль, горох, бобы и чечевицу варите без соли, а солите, когда они будут готовы.

Быстрое размешивание каши замедляет варку, поэтому, если нет специальных указаний в рецепте, кашу при варке следует размешивать медленными движениями.

Поскольку бобовые варятся долго, их нужно заранее замочить в холодной воде (в теплой воде они могут закиснуть).

Чтоб сохранить зелень свежей долгое время, советуем делать так: зелень промыть, дать стечь воде, завернуть в бумагу (не вощенную) и вложить в полиэтиленовый пакет.

Удобный гнет для начатой банки с соленьями получается из полиэтиленового пакета. Его помещают в банку и наполняют водой или песком. Для надежности желательно взять 2-3 пакета, вложенных друг в друга. нижнем отделении холодильника она сохранится 2-3 недели

Если ножи у мясорубки затупились: засушите сухари и прокрутите их через мясорубку. В результате получите панировочные сухари для котлет, и ножи заточатся

Если вы собираетесь использовать лед для напитков и коктейлей, в каждую ячейку ванночки положите ягодку вишни (из компота или варенья) или любую другую ягоду. Залейте фруктовой водой и поставьте в морозилку. Такие кубики выглядят очень эффектно.

Увядшие овощи (зелень) можно освежить, окунув их сначала в горячую воду, а затем в холодную.

В открытой кастрюле при варке теряется до 20 процентов витаминов, а в закрытой не больше 5 процентов

Чтобы получить из лимона по больше сока, перед тем, как выжать, положите его в горячую воду на 5 мин

Если начатый лимон начал засыхать, опустите его в холодную воду. Он не только сохранит свежесть, но и станет сочнее

Не выбрасывайте семена от сладкого перца при готовке. Собирайте их и высушивайте. Зимой их можно добавлять в пищу. Семена, кстати, содержат больше полезных веществ, чем сам перец, и придают блюдам чудный аромат. Так же можно поступать со всеми пряными семенами.

С керамикой и хрусталем следует быть осторожным. Ученые считают эти емкости источниками радиоактивного излучения. Если вы долго будете хранить напитки в хрустальных графинчиках,то в них будет повышенное содержание свинца. Так что наполняйте ваши керамические и хрустальные салатники и графины непосредственно перед подачей яств на стол

Ножи легко наточить, если перед заточкой опустить лезвия на полчаса в слабый раствор поваренной соли.

Подгоревшую эмалированную посуду легко и просто вымыть, если вскипятить в ней густой раствор питьевой соды.

Белый осадок на стенках стакана, прозрачной вазы, где долго стояла вода, исчезнет, если ее залить на некоторое время раствором уксуса с солью.

Серебряные ложки будут красивыми, блестящими, если подержать их в кипящей воде, в которую добавлено немного соды и кусок бытовой алюминиевой фольги

Кастрюлю, в которой что-то пригорело, легко очистить, прокипятив в ней воду с пищевой содой (1 -2 ст. ложки).

Чтобы ножи и вилки блестели, их натирают сырым картофелем или протирают смятой газетой

Тёрка станет снова острой, если вы «натрёте» на ней наждачную бумагу.

Чтобы вазы из хрусталя и стекла блестели, их надо мыть холодной водой.

Ложки, вилки и ножи из нержавеющей стали преобразятся, если их подержать, а то и прокипятить в воде, оставшейся после варки картошки «в мундире».

Перед тем как готовить пищу, слегка нагрейте кастрюлю или сковородку и натрите дно(снизу):) мылом. Тонкая пленка мыла предотвратит образование на посуде копоти, которую так трудно отскоблить.

Эмалированная посуда удобна, гигиенична, долговечна. Нужно заботиться не только об её чистоте, но и о сохранности эмали. Новую кастрюлю наполните до краёв солёной водой (2 ст. ложки соли на 1 л воды), доведите до кипения, дайте остыть и после этого воду вылейте. Так вы закалите эмаль.

Чтобы открыть стеклянную банку с завинчивающейся крышкой, требуется приложить немалую силу. Достаточно крышку опустить на несколько секунд в миску с горячей водой, как она снимется без всякого усилия.

Если ножи вашей мясорубки (подвижный и неподвижный) затупились, то их весьма удобно заточить на куске мелкой корундовой шкурки, закрепленной на гладкой доске или любой другой ровной поверхности.

Оконные стекла можно вымыть теплым раствором уксуса (2 ст. ложки на 1 л воды) или разбавленным раствором нашатырного спирта (1 ст. ложка на 1 л воды

Чтобы очистить мягкую мебель и ковры от жевательной резинки, положите на это место лёд. Жвачка замёрзнет и раскрошится

Обыкновенные дрожжи — весьма эффективное средство для уничтожения муравьев. Из дрожжей готовят на воде густую пасту, к которой добавляют немного варенья или меда.

Свеча не будет капать на скатерть, если вокруг фитиля посыпать соль.

Чтобы отбивные получились сочными, перед жаркой натрите их подсолнечным маслом и молотым перцем, а солите в самом конце готовки.

Чтобы рыба не разваливалась при жарке, ее нужно разделать и посолить за 15 минут до приготовления.

При жарке рыбы добавьте в горячее масло немного соли, тогда рыба приобретет хрустящую корочку.

Никогда не оставляйте в готовом супе лавровый лист. Он хорош при варке, а потом лишь портит вкус.

Если вы пересолили суп, опустите в него полотняный пакетик с рисом. Рис разварится и впитает излишки соли.

Твердая копченая колбаса будет легче чиститься, если положить ее перед чисткой на несколько минут в морозилку.

Пробку, прокипяченную в течение нескольких минут, гораздо легче вставить в тесное горлышко бутылки.

Нарезанную свеклу в винегрете следует заправить растительным маслом, а затем соединять с другими овощами.

Замороженные овощи при варке нужно сразу (не размораживая) закладывать в кипящую воду, так они останутся сочными и сохранят витамины.

Увядшая зелень укропа, петрушки и сельдерея снова станет свежей, если положить ее в воду с уксусом.

Репчатый лук при жарке можно посыпать сахарной пудрой, тогда он приобретет золотистый цвет и станет вкуснее.

Чтобы изюм не опустился на дно изделий из теста, надо предварительно посыпать изюм мукой.

Чтобы оладьи получились пышными, добавьте в тесто немножко пива.

Чтобы засохший сыр снова стал мягким, его нужно положить в холодное молоко на некоторое время

источник

Во сколько начинается рабочий день в студии шоу, с которым просыпается вся страна? Как взбодриться, если спать довелось всего пару часов? Есть ли место импровизации в эфире? Об этом tvkinoradio.ru рассказали ведущие программы «Доброе утро» на Первом канале Марина Ким и Роман Будников

Марина: Раньше утренние программы шли в записи. Всем было удобно: и ведущие выглядят бодрыми, и, в случае чего, есть возможность записать новый дубль. Вот только зрителя не обманешь. Люди по ту сторону экрана чувствуют подвох.


Марина Ким, ведущая программы «Доброе утро» на Первом канале

Поэтому мы выходим в прямом эфире, без дураков. Исключение – запись интервью с гостями. К сожалению, редкие люди могут без проблем встать в 4-5 утра, чтобы приехать к нам на эфир (один из немногих, способных на такие подвиги – Сергей Безруков). Или, например, мы хотим кого-нибудь поздравить с днем рождения, а человек уезжает на гастроли, или просто хочет взять выходной. Приходится снимать заранее.

Все думают, что рабочий день ведущих начинается часа в 4 утра. Это правда лишь отчасти. На самом деле в «Останкино» мы приезжаем где-то к часу дня. Сначала готовимся – только на то, чтобы одеться, загримироваться и сделать прическу уходит больше часа, не говоря уже об обсуждении сценария и прочих важных моментах. Дальше начинаем записывать интервью с гостями. Бывает, записи проходят быстро, а бывает, что чувствуешь себя, как на конвейере. Гостей оказывается настолько много, что через некоторое время устаешь. Надеяться остается только на редакторов, которые подсказывают вопросы для собеседника в наушник. Но виду, что устали, не подаем, нельзя разочаровывать зрителя!

Около 9 вечера начинаем работать на Дальний Восток, проводим полноценный эфир, заканчиваем в час-два ночи по Москве, идем спать. В «Останкино» для нас есть специальные раскладушки. Я лично не привыкла спать с макияжем на лице, поэтому приходится сначала снимать мейк-ап, потом вставать на час раньше, то есть, около четырех, чтобы снова загримироваться. А дальше – в эфир. С хорошим настроением и улыбкой. Иначе никак.

Роман: Перед утренними съемками я ставлю себе сразу три будильника: на 4:00, 4:01 и 4:02, на всякий случай. Конечно, график не из простых, и если бы все эфиры вел один человек, ему пришлось бы очень туго. Но, к счастью, ведущих на «Добром утре» много, каждому выпадает одна-две записи в неделю. Зато в остальное время можно как следует выспаться.


Роман Будников и Лариса Вербицкая, ведущие программы «Доброе утро» на Первом канале

Марина: Конечно, с таким графиком оставаться бодрой не так-то просто. Мне в этом помогает хороший чай (кофе не пью, меня от него наоборот клонит в сон), и что-нибудь сладенькое, например – глазированный сырок.

Еще я очень живо представляю людей, которые смотрят на меня по телевизору. Маму, стряпающую завтрак большой семье, бабушку, с утра пораньше хлопочущую по дому. У нас очень большая и очень разная аудитория, от пенсионеров до молодежи, я просто не имею права разочаровать их своим усталым видом. Такие мысли очень дисциплинируют.

Роман: Это правда, о зрителях не думать нельзя. Люди видят нас в самом начале дня, нам необходимо подать им энергию позитивную, чтобы утро началось с хороших эмоций. Стараемся передать им хорошие новости и хорошее настроение.

Марина: Прекрасно помню свои первые съемки для «Доброго утра». Тогда меня поразило, как передвижная студия выглядит ранним утром. Я представляла большое, светлое помещение из которого весь центр Москвы – как на ладони. На самом деле оказалось темно – хоть глаз коли. В пять утра, когда начался эфир, хотелось сказать не «Доброе утро», а «Доброй ночи». Надо сказать, в прямом эфире я себя чувствовала, как рыба в воде, все-таки семь лет в новостях до этого работала, но все равно волнение присутствовало. Новая программа, новый формат, все непривычно. Тогда мне очень помог мой соведущий Тимур Соловьев: постоянно шутил, чтобы я почувствовала себя комфортней, «страховал», если вдруг с непривычки запиналась, подсказывал какие-то моменты.


Марина Ким, ведущая программы «Доброе утро» на Первом канале

Вообще у нас в команде очень теплые отношения. Ведущих много, пары постоянно меняются, но не могу вспомнить ни одного случая, чтобы кто-то с кем-то конфликтовал или ссорился. Все работают спокойно, с удовольствием.

Роман: У нас действительно подобрался коллектив, в котором все очень разные, но при этом каждый на удивление коммуникабелен. Все друг друга страхуют, поддерживают. Меня перед первым эфиром очень подбадривали, чтоб не волновался. Хотя, как только включилась камера, волнение прошло само собой.

Роман: Самостоятельно и в паре с соведущей работать не сложно, наоборот – одно удовольствие. С партнером больше простора для творчества, когда ты один – свои нюансы. Но мне все-таки больше нравится работать с соведущей.


Роман Будников и Лариса Вербицкая, ведущие программы «Доброе утро» на Первом канале

Марина: Когда работала в новостях, я была эдаким волком-одиночкой. Очень не любила, когда в эфире было два ведущих. Там другая специфика: страсти кипят, все напряжены, одна ошибка может стоить карьеры. Совсем не исключено, что ошибка эта будет не твоя, а партнера, но за конечный результат отвечают оба.

Здесь – другое. «Доброе утро» – это душевный, доброжелательный разговор. Зрителю интереснее, когда в разговоре участвуют несколько человек. В общем, этот формат с одним ведущим я не представляю.

Марина: Конечно, наши замечательные редакторы к каждому эфиру готовят нам подробнейшие сценарии, но прямой эфир – есть прямой эфир. Если нужно включать блок новостей, приходится на ходу сокращать подводки, какими бы гениальными они ни были.

Роман: Мало того, что в сценарии есть место импровизации, экспромты приветствуется. В каждой «получасовке» (так мы называем промежуток эфира между выпусками новостей), у нас всегда есть люфт по времени, чтобы что-то добавить от себя. Кстати, к импровизациям мы готовимся, пока идет сюжет. Зрители смотрят ролик, а мы думаем, что будем говорить через минуту.

Марина: А потом, мы же общаемся с гостями, в ходе разговора появляются вопросы, не прописанные в сценарии, новые реплики, шутки, это и делает программу по-настоящему живой.

Роман: В эфире случается всякое. Бывает, микрофон отключается. Бывает, по ошибке выводят в эфир не вовремя – чуть раньше или чуть позже. Приходится как-то выкручиваться и ориентироваться по ходу пьесы. Но, если честно, какой-то конкретный случай сейчас не вспомню.

Марина: Да, действительно, казусов хватает. Недавно беседовали с Алексеем Глызиным. Он рассказывал о детском музыкальном конкурсе. Я решила спросить музыканта о том, как он чувствует себя, когда слышит свои песни в исполнении маленьких конкурсантов. Говорю: «Нравится ли вам, когда ребята исполняют песни … Серова?» Не знаю, почему я вспомнила этого не менее замечательного музыканта, помутнение какое-то! Алексей оказался очень тактичным человеком – после моей оговорки даже бровью не повел, спокойно продолжил беседу.


Марина Ким, ведущая программы «Доброе утро» на Первом канале

Вот еще одна забавная ситуация. Иногда мы делаем прямые включения на улице. А поскольку погода пару недель назад стояла совсем не весенняя, особенно по утрам (лицо синело так, что никакой грим не спасал, а звуковики слышали, как стучат наши зубы), нужно было проявить изобретательность и найти какого-нибудь «морозоустойчивого» гостя. Проявили – решили пригласить в студию медведя (с дрессировщиком, конечно). Мне пришлось встать в кадр бок о бок со зверем. Признаюсь, было страшновато. Особенно после того, как медведь съел эфирный микрофон.

Роман: Почти все гости в нашей программе – интересные, творческие люди, с которыми приятно общаться. Если честно, даже не могу выделить кого-то одного. Бывает, кстати, что мы сами предлагаем людей, которых можно пригласить. В основном этим вопросом, конечно, занимаются гостевые редакторы, но если вдруг случается встретить интересного человека – почему бы не побеседовать с ним в эфире.

Марина: Я очень люблю свою работу еще и потому, что благодаря ей могу общаться с удивительными людьми. Помню, однажды мне довелось беседовать с Алексеем Леоновым – первым человеком, вышедшем в открытый космос. Он уникальный! Никакой «звездной» шелухи, надменности или чего-то подобного. Абсолютно открытый, доброжелательный мужчина.

Еще вспоминается наша беседа с гимнасткой Еленой Исинбаевой. У нас маленькие дети, почти одного возраста, так мы, пока камера не снимала, только о смесях, подгузниках и прочих темах, которые обычно обсуждают молодые мамы, и беседовали. Елена мне даже дала пару ценных советов. Вообще, меня восхищает, что она сознательно решила воспитывать ребенка, не обращаясь к няням. И при этом ритм жизни менять не собирается – уже через месяц после родов опять начала тренироваться.


Марина Ким, ведущая программы «Доброе утро» на Первом канале

Роскошный гость – Геннадий Хазанов. Когда он появляется в студии, вся съемочная группа знает, что будет обеспечена ударным зарядом позитива на несколько дней вперед. Даже когда камера работает, приходится держаться за стул, чтобы не упасть от смеха! А ведь в эфир попадает всего процентов 20 шуток, остальное остается за кадром.

Некоторые гости возвращают в приятные воспоминания. Помню, в юности мне очень нравилась группа «Любэ», буквально заслушивалась. Особенно любила песню «Ночь яблоком стучит в окно». И вот приходит к нам в студию Николай Расторгуев. Пообщались, спрашиваем, какую песню он исполнит для наших зрителей. И, представляете, он начинает играть именно эту песню. У меня буквально мурашки по коже побежали. Настолько это было приятно и трогательно. Как будто альбом со старыми фотографиями перелистала.

Роман: Я не суеверный, поэтому у меня каких-то особых ритуалов, вроде заходить в студию только с левой ноги или пить только из одной чашки, у меня нет. Надо поспрашивать у коллег. Вдруг расскажут что-нибудь интересное.

Марина: Расскажу маленький секрет, о котором никто не знает. Обычно, прежде, чем отправить нас в студию, костюмер Людмила спрашивает: не налить ли нам чайку, чтобы было, что пить во время эфира (да, да, чай и кофе, который мы пьем в кадре – это не бутафория). Так вот, если на столике появляется кружка с черным, ароматным напитком, а рядом лежат два кусочка сахара, я понимаю, что съемки пройдут спокойно и гладко. Если что-то идет не так, Людмила занимается гостями, на наш чай у нее просто не остается времени, сомнений нет – эфир будет нервным.

источник

Программа «Доброе утро» на 1-м канале – лидер среди утренних программ на российском ТВ. Её отметили 26% россиян, ответивших на вопрос Исследовательского центра портала SuperJob.ru: «Утренние передачи на каком телеканале Вы предпочитаете смотреть?» В исследовании, проведённом в мае 2008 года, приняли участие 10 000 респондентов из всех округов РФ.

«Доброе утро» на 1-м канале нравится россиянам (26%) потому, что там «можно узнать самые интересные новости, а также послушать гороскоп», «интересные темы, хорошие ведущие», «много полезной информации и жизненных советов».

На втором месте – программа «Доброе утро, Россия!» на телеканале «Россия» (12%). Среди плюсов этой утренней программы опрошенные называли приятных ведущих, «краткие и доходчивые блоки новостей», наличие информации о погоде. Жители регионов любят эту программу ещё и за то, что в утренние эфиры включают выпуск местных новостей.

8% россиян выбирают другие программы, среди которых утренний эфир на «Домашнем»; «Однажды утром» на петербургском канале 100ТВ; каналы «2×2», «Autoканал», «Спорт». По признанию некоторых опрошенных, «с утра весёлая музыка отлично поднимает настроение», поэтому их выбор – музыкальные каналы МузТВ и МТВ.

«Сегодня утром» на НТВ смотрят 6% россиян: «Хорошая информационная программа»; «Там всегда есть часы».

На 1% отстают выпуски «Евроньюс» на телеканале «Культура» – их отметили 5% респондентов.

Столько же опрошенных (5%) выбирают канал СТС, большинство из которых – за идущий в утренние часы сериал «Папины дочки».

По 1% голосов россиян завоевали программы на телеканалах ТВ-Центр («Настроение») и РЕН ТВ («Утренний музыкальный канал»).

Интересно, что утренние программы на 1-м канале и канале СТС чаще смотрят женщины, чем мужчины. В свою очередь сильный пол чаще включает «Россию», НТВ, «Евроньюс». СТС наиболее популярен у молодёжи до 20 лет, канал «Россия» – у россиян старше 40 лет. Проводить утро с НТВ предпочитают россияне среднего возраста, а «Доброе утро» на 1-м смотрят представители всех возрастных категорий.

36% россиян вообще не смотрят телевизор по утрам. У некоторых не хватает на это времени, другие не смотрят ТВ по идейным соображениям: «Нет желания портить себе настроение с утра»; «Стараюсь как можно меньше смотреть телевизор, он как наркотик». Вместо этого они слушают радио или просматривают новости в Интернете: «Всегда слушаю музыку на радио»; «Интернет-ресурсы уже давно «задвинули» ТВ. Как ретранслятор новостей и чего-то интересного ТВ уже неактуально».

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 15-29 мая 2008 года
Исследуемая совокупность: экономически активные россияне старше 18 лет
Размер выборки: 10 000 респондентов

Вопрос:
«Утренние передачи на каком телеканале Вы предпочитаете смотреть?»


Ответы респондентов распределились следующим образом:

Вариант ответа Все Пол Возраст, лет Ежемесячный доход, руб.
муж жен до 19 20-29 30-39 40-49 50 и старше до 9999 10000-19000 20000-29000 30000-39000 от 40000
на 1-м («Доброе утро») 26% 21% 32% 27% 27% 25% 24% 26% 30% 29% 28% 27% 22%
на телеканале «Россия»
(«Доброе утро, Россия!»)
12% 13% 11% 7% 9% 15% 18% 16% 9% 10% 10% 14% 17%
на ТВ-Центр («Настроение») 1% 1% 1% 1% 0% 1% 1% 2% 0% 0% 0% 1% 1%
на НТВ («Сегодня утром») 6% 8% 5% 3% 6% 7% 8% 6% 6% 5% 7% 6% 8%
(«Евроньюс») 5% 6% 4% 2% 5% 5% 7% 7% 2% 4% 5% 5% 6%
на РЕН ТВ («Утренний 1% 1% 1% 2% 1% 1% 1% 0% 2% 2% 1% 1% 1%
на СТС 5% 3% 7% 13% 6% 4% 3% 1% 9% 7% 5% 3% 3%
на другом телеканале 8% 8% 7% 11% 9% 7% 3% 6% 10% 8% 8% 7% 5%
не смотрю телевизор по утрам 36% 39% 32% 34% 37% 35% 35% 36% 32% 35% 36% 36% 37%

Вариант ответа Все Регионы
Центральный округ Северо-западный округ Приволжский округ Южный округ Уральский округ Сибирский округ Дальневосточный округ
на 1-м («Доброе утро») 26% 24% 25% 29% 28% 23% 25% 33%
на телеканале «Россия»
(«Доброе утро, Россия!»)
12% 13% 11% 11% 11% 8% 17% 9%
на ТВ-Центр («Настроение») 1% 1% 0% 0% 0% 0% 0% 0%
на НТВ («Сегодня утром») 6% 6% 7% 7% 7% 10% 6% 7%
(«Евроньюс») 5% 6% 3% 5% 4% 5% 6% 10%
на РЕН ТВ («Утренний 1% 1% 1% 2% 1% 0% 1% 2%
на СТС 5% 4% 5% 6% 6% 5% 4% 7%
на другом телеканале 8% 6% 10% 8% 7% 11% 10% 8%
не смотрю телевизор по утрам 36% 39% 38% 32% 36% 38% 30% 24%

Некоторые комментарии респондентов:

«На 1-м («Доброе утро»)» – 26%
«Интересные темы, хорошие ведущие, полезная информация».
«Смотрю гороскоп и иду на работу».
«Это самое интересное «Доброе утро» на 1-м канале. Во-первых, я получаю максимум информации, часто очень полезной. Во-вторых, ведущие Первого канала больше остальных располагают к себе, не знаю, почему».
«Много полезной информации, включая новости и различные советы».

«На телеканале «Россия» («Доброе утро, Россия!»)» – 12%
«Нравятся ведущие, полезные советы, известные рубрики. По «России» в утренние эфиры включают местные региональные новости».
«Потому, что по каналу «Россия» с утра идут новости нашего региона, а я стараюсь всегда быть в курсе свежих новостей своего города».
«РТР – лучший. Спорт повышает его рейтинг».
«Неформальная атмосфера!»
«Много позитива, отсутствует информация об убийствах и чрезвычайных ситуациях, профессиональные ведущие, на которых приятно смотреть!»

«На другом телеканале» – 8%
«Мне нравится «Домашний».
«Канал 100ТВ – «Однажды утром».
«Смотрю местный канал ТВК «Новое утро», потому что своё, родное».
«Смотрю музыкальные каналы. С утра весёлая музыка отлично поднимает настроение».
«Телеканал «Спорт» и другие спортивные каналы».

«На НТВ («Сегодня утром»)» – 6%
«Нравятся ведущие, оформление студии, жизнерадостный настрой».
«Завтракаю и обязательно смотрю новости, чтобы быть в курсе всех событий.
Отличный канал, всегда его смотрю».
«Информативно, интересно, общение ведущих настраивает на положительные эмоции».
«Там всегда есть часы».

«На СТС» – 5%
«Интересные сериалы».
«На этом канале всегда масса положительных эмоций с утра!»
«В это время идёт сериал «Папины дочки».
«Утром перед работой приятно посмотреть лёгкий фильм, поднимающий настроение. Такие фильмы утром идут только по СТС».
«Смотрим сериал «Папины дочки». Поднимает настроение перед трудовым днём».

«На телеканале «Культура» («Евроньюс»)» – 5%
«Предпочитаю быть в курсе новостей в России и в мире».
«Евроньюс» – самый лучший информационный канал».
«Все новости за 20 минут (политика, экономика, спорт)».
«Качественный обзор мировых событий».
«Попадаешь в другой мир. Начинаешь утро в Европе!»

«На РЕН ТВ («Утренний музыкальный канал»)» – 1%
«Отличный канал».
«Музыка утром тонизирует, заставляет взбодриться и с полной самоотдачей провести рабочий день».
«Музыка поднимает настроение!»
«Страсть как люблю музыку!»
«На остальных одни повторы».

«На ТВ-Центр («Настроение»)» – 1%
«Самая популярная утренняя передача в нашей семье это «Пока все дома» в воскресные дни».
«Более-менее интересно утро на ТВ-Центре. Ещё по утрам я люблю слушать хорошую музыку».

«Не смотрю телевизор по утрам» – 36%
«Смотреть некогда, если только глянуть точное время да погоду. Утром на работу надо собираться, а не телевизор смотреть».
«Всегда слушаю музыку на радио».
«Нет желания портить себе настроение с утра».
«Стараюсь как можно меньше смотреть телевизор, он как наркотик».
«Интернет-ресурсы уже давно «задвинули» ТВ. Как ретранслятор новостей и чего-то интересного ТВ уже неактуально».

источник

Структура и содержание утреннего шоу на федеральном телеканале (на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале»)

Ссылка для цитирования: Полуэхтова И.А., Ивченко И.Н., Овчинская Е.В. Структура и содержание утреннего шоу на федеральном телеканале (на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале») // Медиаскоп. 2017. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2352

© Полуэхтова Ирина Анатольевна
доктор социологических наук, профессор кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель отдела социологических исследований Аналитического Центра НСК+ (г. Москва, Россия), IPoluehtova@nsc.media

© Ивченко Ирина Николаевна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, корреспондент «Первого канала» (программа «Доброе утро») (г. Москва, Россия), Ivchenko _ ira @ mail . ru

© Овчинская Екатерина Витальевна
соискатель кафедры социологии Московского гуманитарного университета, эксперт отдела социологических исследований Аналитического Центра НСК+ (г. Москва, Россия), EOvchinskaya@nsc.media

В статье рассматриваются особенности структуры и содержания утренних телевизионных шоу на примере программы «Первого канала» «Доброе утро». Теоретический обзор затрагивает научные дефиниции жанров и форматов, социологические концепции аудитории и телепотребления, исследования зарубежных и отечественных авторов, посвященные утренним шоу. Эмпирическая часть основана на результатах контент-анализа выпусков программы «Доброе утро» (2016) и вторичного анализа данных социологических исследований аудитории телевидения.

Ключевые слова: телевидение, утреннее шоу, формат, аудитория, телесмотрение.

Утренние шоу – особый тип телевизионных программ, транслируемых в прямом эфире в утренние часы (с 5:00 или 6:00 до 9:00 или 10:00 часов утра) и обладающих рядом устойчивых жанровых и стилистических (форматных) признаков. Основоположником этого телевизионного формата принято считать программу «Зе Тудей Шоу» (The Today Show), вышедшую в 1952 г. на американском телеканале «Эн-би-си» ( NBC ). В дальнейшем и другие национальные телесети США выпустили свои утренние шоу. Каждая из них, как отмечает Е.Л. Вартанова (2003: 206), «стремилась завоевать зрительскую аудиторию, экспериментируя и предлагая свой вариант утренней программы». В Европу этот формат пришел в конце 1980-х – начале 1990-х гг. на волне коммерциализации системы общественного вещания, которая стимулировала, в числе прочего, эксперименты с новыми журналистскими форматами, преимущественно в русле инфотеймента. В Европе за этим форматом закрепилось название «телевидение на завтрак» – «брэкфаст телевижн»» (breakfast television ), в то время как на североамериканском континенте («родине» формата) их называют «утренними шоу» (« morning shows ») или «морнинг ньюз шоуз» (« morning news shows »). С точки зрения жанровой классификации, эти программы представляют собой телевизионные журналы, поэтому их также называют «утренними журналами» ( morning magazines ( Wieten , Pantti , 2005)).

На отечественном телевидении первое утреннее шоу вышло 30 лет назад, в 1986 г., в эфире «Первой программы» советского Центрального телевидения (ЦТ). Первоначально программа называлась «60 минут» (затем «90 минут», «120 минут»). В 1995 г. она поменяла название на «Телеутро», а с 1 января 1997 г. − на «Доброе утро». Сегодня утренние информационно-развлекательные программы есть в сетке одиннадцати (из двадцати) общероссийских (обязательных для распространения) телеканалов (см. табл. 1). Кроме того многие региональные телевещатели также делают свои утренние шоу 1 .

Таблица 1. Утренние телешоу на общедоступных эфирных телеканалах в 2017 г.

Специализированные утренние программы

Суточный охват, тыс. чел. (апр. 2017)

Каждый канал предлагает свой вариант утреннего шоу, соответствующий концепции и бренду канала, его позиционированию на рынке, целевой аудитории, имиджу и т.п. Тем не менее утренние телешоу обладают сходными конструктивными и стилевыми элементами, которые позволяют рассматривать их как особый телевизионный формат.

Несмотря на то что понятие «формат» прочно вошло в обиход российской медиаиндустрии и научного сообщества, «как термин оно пока не оформилось, если под термином понимать строго определенное понятие» (Солганик, 2010: 23). Дискуссионным остается и вопрос о соотношении понятия «формат» с традиционным для теории журналистики понятием «жанр». В 2000-е гг. это стало предметом научной дискуссии (в частности, на факультете журналистики МГУ (см., напр. Динамика жанров и форматов, 2009), которая подтвердила, что представители российской телеиндустрии и научного сообщества трактуют понятие «формат» чрезвычайно широко и по-разному (см., напр., Шергова, 2014: 30; Лазутина, 2010: 17; Мясникова, 2011: 32; Лащук, 2010: 40). Несмотря на различия трактовок и терминологическую неопределенность понятия «формат», исследователи сходятся в том, что категории «жанра» и «формата» относятся к разным «парадигмам». Жанр – категория эстетическая (Цвик, 2010: 54), связанная с идеей авторского творчества, «с родовыми, исторически сложившимися, смысловыми характеристиками программы» (Качкаева, 2010: 43). А формат – понятие рыночное (Цвик, 2010: 54), связанное «с индустриальными характеристиками вещания – «упаковкой» содержания, его унификацией, адаптацией, способом распространения, стоимостью и пр.» (Качкаева, 2010: 43). Индустриальная, рыночная природа формата связывает его с ориентацией на спрос, аудиторию, коммерческий успех. На это указывают В.А. Сухарева (2010), И.Н. Кемарская (2010), М.И. Макеенко (2010) и другие. А.А. Новикова (2010: 63), разделяя в целом позицию коллег относительно индустриальной природы формата, подчеркивает, что внутри формата «идет постоянный творческий поиск», и именно гибридность и способность к переформатированию исследователь считает определяющими признаками телевизионного формата (Новикова, 2010: 56).

Самим утренним шоу исследователи − как отечественные, так и зарубежные − уделяли сравнительно немного внимания. По мнению Дж. Вайтен и М. Панти (2005: 21), это объясняется низким статусом жанра (формата) утренних шоу среди медиакритиков и профессионального сообщества, но только не среди телевизионных менеджеров, заботящихся о прибыли − добавляют исследователи 2 , которые рассматривают утренние шоу как предельную популяризацию и «тривиализацию» (опошливание) жанра новостей. Чаще всего утренние шоу лишь упоминаются в научных публикациях, посвященных анализу более широких (история, теория жанров и пр.) или смежных тем: например, анализу жанра телевизионных новостей (см., напр., Cottle , 1995; Scannel , 1996). Встречаются также публикации, посвященные рассмотрению отдельных утренних шоу (см., напр., Wright , 2001 3 ; Simms , 2012 4 ). Концептуальным подходом к осмыслению формата утренних шоу отличаются исследования Дж. Феуер (1983), Дж. Вайтена (2000, 2001) и М. Панти (2005), П. Скэнела (1996), Р. Дикинсон, А. Муркотт, Д. Элдридж, С. Лидер (2001). Эти авторы в качестве фундаментальной природы формата утренних шоу выдвигают концепты «повседневности» (« dailiness ») и «жизненности» (« liveness ») – непосредственного участия, инкорпорированности в «живую» реальную жизнь аудитории ( Feuer , 1983; Scannel , 1996). Они отмечают, что утренние шоу стремятся раствориться в повседневной жизни телезрителей, выстроить отношения с утренней аудиторией, ее настроением, временным графиком, занятиями ( Scannel , 1996; Wieten , Pantti , 2005). «Брэкфаст телевижн» «сознательно берет на себя роль структурирования и поддержания домашней рутины с целью стать ее частью», − заключают Дж. Вайтен и М. Панти (2005: 22).

Теоретическую основу подобного подхода составляют социологические концепции медиапотребления, в частности «теория использования и удовлетворения потребностей» ( Blumler , Katz , 1974), методология reception research (исследования восприятия) и медиаэтнографии (см., напр., Morley, 1986; Lull, 1990), которые фокусировались на исследованиях контекста медиапотребления. Телепотребление в этой парадигме рассматривается как социальная практика, укорененная в домашней повседневности и связанная с другими повседневными занятиями (Коломиец, 2010; Полуэхтова, 2010; Овчинская, 2013). Ритмы повседневной жизни аудитории определяют «темпоральные» закономерности (временны́е циклы) телесмотрения (Шариков, 1997) и лежат в основе программирования сеток вещания 5 . Темпоральные циклы телесмотрения обусловливают, в частности, выделение крупных временных блоков ( day parts ) – утро, день, вечер (или прайм-тайм), ночь, которые программируются по-разному – с учетом различий в потребностях, занятиях и составе телевизионной аудитории в разное время суток и дней недели 6 . «В случае с утренним эфиром, возможно, даже в большей степени, чем с другими типами телепрограмм необходимо принимать во внимание особенности практик телепросмотра и его контекст» ( Wieten , Pantti , 2005: 22−23). Рассматривая с этих позиций утренние телешоу, Дж. Вайтен и М. Панти (2005: 26) отмечают, что контент «утренних журналов» специально адаптирован под ситуацию (контекст) утра: программы предлагают помощь в домашних рутинных делах и предоставляют людям то, что им нужно, прежде чем выйти из дома, без добавления стресса к уже стрессовой ситуации».

Российские исследователи уделили утренним шоу еще меньше внимания. В основном материалы об утренних шоу встречаются не на страницах научных изданий (где им уделяется в лучшем случае несколько абзацев в контексте рассмотрения других тем), а в профессиональных СМИ 7 и на интернет-ресурсах (сайтах телеканалов, форумах, блогах) 8 . Хотя в этих публикациях, авторами которых нередко являются практики телевидения: тележурналисты, менеджеры, продюсеры, − встречается немало аналитических суждений и интересных обобщений 9 , собственно научных исследований утренних шоу крайне мало. Одно из них – исследование А.С. Новожениной (2014; 2015), посвященное утренним развлекательным шоу на региональных телеканалах (на примере Курска и Орла). Важно также упомянуть исследования утренних шоу на радио (см., напр., Усольцева, 2008; Арсентьева, 2016), которые представляют теоретический интерес для исследователей утренних программ телевидения.

Учитывая невысокую степень разработанности темы и небольшое количество эмпирической информации, посвященной утренним шоу на российских телеканалах, в частности на федеральных, мы поставили перед собой задачу рассмотреть некоторые форматные особенности утреннего телешоу через анализ аудитории, композиционных особенностей и содержательной (тематической) направленности программы «Доброе утро» на «Первом канале». Программа «Первого канала» была выбрана как самое популярное (рейтинговое) среди россиян утреннее шоу (см. табл. 1). Отметим также, что данное исследование является лишь первым шагом − в исследовательские планы входит расширение эмпирического объекта исследования (сравнительный анализ утренних шоу на разных каналах) и углубление анализа (стилевые особенности, художественные приемы и т.п.)

Для проведения исследования были использованы следующие методы: количественный (структурный и тема-центричный) контент-анализ выпусков программы, анализ документов (монтажных листов программы, в которых обозначены рубрики, тематика и хронометраж); вторичный анализ данных количественных 10 и качественных 11 социологических исследований, в том числе индустриальных измерений телевизионной аудитории Mediascope (бывш. TNS ) 12 . Дополнительным средством сбора эмпирической информации стал личный опыт работы одного из авторов в программе «Доброе утро» в качестве корреспондента.

Методика контент-анализа. В сетке телевещания «Первого канала» были выбраны 4 рабочие недели 2016 г., которые в совокупности составили статистический месяц (1−5 февраля; 11−15 апреля; 18−22 июля; 24−28 октября), и проанализированы все выходы программ «Доброе утро», попавшие в выборку. Отобранные для исследования недели охватывают разные календарные «времена года» (первый критерий отбора), что позволяет сгладить влияние фактора сезонности. Второй критерий отбора – «типичность» рабочей недели (отсутствие переносов рабочих и выходных дней, приближающихся праздников или других значимых событий и т.п.). Отобранные для анализа выпуски были отсмотрены исследователями и анализировались по следующим направлениям: хронометраж, композиция программы, выделение структурных единиц, тематический анализ сюжетов.

Аудитория утреннего эфира. По утрам аудитория телевидения существенно меньше, чем в вечернее время. По данным индустриальных телеизмерений компании Mediascope (города 100 тыс.+, возраст 4+), утром (5:00−09:00) в будние дни телевизор включает чуть меньше трети населения, в то время как по вечерам у телеэкранов оказывается более половины россиян (56%). Средняя продолжительность телепросмотра по утрам в два с лишним раза меньше (60 мин.), чем в вечерние часы (140 мин.).

Характер телепросмотра в утренние часы также имеет ярко выраженные особенности. Социологические исследования («Телевидение глазами телезрителей» и «Утро на ТВ» 13 ) свидетельствуют, что в утренние часы телевизор чаще включается как «фон», заполняющий тишину. Две трети опрошенных социологами городских жителей (73%) отметили, что утром в будни они совмещают телепросмотр с другими делами, в то время как вечером так поступает только 50% опрошенных. Поэтому по утрам зрители менее склонны к зэппингу (переключению каналов), чем днем или вечером (45% опрошенных против 57% и 53% соответственно). Иными словами, утром телевизор, скорее, слушают, как радио, совмещая с уходом за собой, сборами на работу. Сам просмотр телевизора по утрам осуществляется непродолжительное время. Характерная черта утреннего телепросмотра − постоянно переключаемый уровень внимания. Стимулом к переключению от фонового слушания к внимательному просмотру может быть актуальная или просто интересная зрителю информация, любимая рубрика или ведущий. Кроме того просмотр происходит, как правило, во время завтрака, что подчеркнуто и в названии формата – «брэкфаст телевижн» ( Dickinson , Murcot , Eldridge , Leader , 2001). В России, к слову, у трети городских семей есть телевизор на кухне(Полуэхтова (ред.), 2012). В силу фрагментарности утреннего просмотра субъективное время телепросмотра по утрам оказывается значительно меньше, чем реальное. Так, респонденты фокус-групп обычно говорят о 20−30 минутах, поскольку ассоциируют телепросмотр только с внимательным просмотром. А данные телеизмерений, фиксирующие все время нахождения в комнате с работающим телевизором, дают цифру в два раза бóльшую.

Все, что связано с утренним телепросмотром (как и просмотром телевизора в целом), носит характер привычки, повторяющегося изо дня в день ритуала, который совершается по заведенному сценарию. Рутинность телепросмотра способствует поддержанию чувства «онтологической безопасности» (Гидденс, 2005). Об этом свидетельствуют и результаты фокус-групп («Утро на ТВ»): большинство респондентов отмечали, что утром включают телевизор по привычке. Эта привычка распространяется и на выбор программ (каналов) для утреннего просмотра. Большая часть утренней телеаудитории, включая телевизор, заранее знает, что будет смотреть – почти у каждого есть традиционный, привычный канал (программа) или набор каналов. Эта привычка настолько сильна, что даже при низкой удовлетворенности самим каналом, люди продолжают его смотреть (цитата: «НТВ померк, утро стало хуже, но пока не хочу менять канал»). Привычность утреннего телепросмотра позволяет начать день в хорошо известных обстоятельствах. И дело не только в лимите времени («некогда щелкать»), но и в том, что эта привычность, рутинность и предсказуемость удовлетворяет базовую психологическую потребность людей в безопасности, позволяя начать день в стабильной и спокойной обстановке.

Утренний просмотр телевизора удовлетворяет также потребность «оставаться в социуме» − быть в курсе происходящего, ориентироваться в окружающем мире, подготовиться и настроиться на предстоящий день. Эти потребности и ожидания во многом определяют зрительские требования к содержанию утренних телешоу. По данным фокус-групп, зрители хотят получить информацию о прошедших и предстоящих событиях; полезные советы, которые могут пригодиться в жизни; узнать любопытные факты. Но при этом характер подачи информации в утреннем телеэфире должен быть легким. В это время суток зрители не ждут (и даже выступают против) подробной, глубинной аналитики и продолжительных серьезных рассуждений («Утром голова еще не настолько ясная, чтобы вникать во что-то, да и неуместно это − времени нет») («Утро на ТВ»). И, наконец, зрители утреннего телевидения хотят получить от просмотра позитивный эмоциональный заряд, чтобы день начался с хорошего настроения

Утренняя аудитория телевидения заметно отличается по составу от аудитории дневного эфира и вечернего прайм-тайма (по данным электронных измерений телесмотрения компании Mediascope ). Утром у телеэкранов больше экономически активного, работающего населения. В утренней аудитории самая высокая (по сравнению с другими частями суток) доля зрителей в возрасте 25−54 (49%) и зрителей-мужчин (41%). По социально-демографическому профилю утренняя аудитория ближе всего к ночной.

Особенностью утренней телеаудитории является также ее быстрое «обновление». Рано проснувшиеся зрители уходят из дома, на их место «приходят» новые (и с каждым часом − в бόльшем количестве) – те, кто только что проснулись и включили телевизор. В связи с этим и социальный состав утренней аудитории меняется от часа к часу. С каждым часом в аудитории телевидения растет доля женщин (в слоте 5:00−6:00 – 54%, в слоте 8:00−9:00 – уже 61%) и доля неработающих телезрителей (с 42% в слоте 5:00−6:00 до 52% в слоте 8:00−9:00). На динамику состава аудитории телевидения в утренние часы оказывают влияние разные режимы работы и распорядок дня у представителей различных социально-профессиональных групп. Например, у «рабочих» трудовой день начинается, как правило, рано, и их доля в аудитории существенно сокращается: с 20% в 5:00−6:00 до 13% в интервале 8:00−9:00. А у офисных категорий (специалисты, руководители и служащие) начало рабочего дня может «плавать» в широком диапазоне, поэтому их сокращение в аудитории ТВ не так заметно: одни уже ушли на работу, а другие только собираются.

Итак, для утренних практик телепросмотра характерна короткая продолжительность и преобладание фонового просмотра с быстрым и частым переключением «уровней внимания»; привычный выбор каналов и программ для просмотра, невысокий уровень зэппинга. По объему утренняя аудитория сравнительно невелика, а по составу разнообразна: в ней представлены все группы населения с высокой долей работающего населения (занятых) и мужчин; аудитория быстро обновляется в утренние часы, меняется ее социальный состав. Особый социальный контекст утра и специфика повседневных утренних практик определяют специфические информационные (ориентирующая, практически полезная и простая информация) и психологические потребности аудитории (позитивный настрой, заряд бодрости на предстоящий день).

Организационно-технологические особенности утреннего телешоу на федеральном телеканале. Одной из особенностей утренних информационно-развлекательных программ является то, что они выходят в прямом эфире. Однако территория нашей страны, охватывающей 11 часовых поясов, требует особой организации телевещания, чтобы сетка вещания телеканала совпадала с реальными темпоральными циклами аудитории – иными словами, чтобы жители разных часовых поясов смотрели телепередачи в режиме своего местного времени. Эту задачу решает построенная еще в Советском Союзе система спутниковой связи «Орбита», обеспечивающая передачу, приём и последующую ретрансляцию программ центрального телевидения на всю территорию страны. Так, «Первый канал» имеет несколько «дублей» вещания («Орбита-1», «Орбита-2», «Орбита-3», «Орбита-4»), которые передаются для восточных территорий страны с временным сдвигом относительно московского времени (+2, +4, +6 и +8 часов). Система «дублей» предъявляет особые требования к организации прямого эфира и, соответственно, определяет специфику работы Дирекции утренней программы.

Для того чтобы программа «Доброе утро» выходила в эфир в 5 утра по местному времени в каждом регионе страны, «подводки» телеведущих в студии записывают накануне вечером. Уже в 21:00 по московскому времени программу «Доброе утро» начинают смотреть жители самого восточного часового пояса − Камчатки. Режиссеры собирают этот эфир программы из отдельных структурных компонентов: записанные накануне подводки, смонтированные сюжеты и рекламные блоки склеивают и показывают в прямом эфире на первом «дубле» вещания («Орбита-1»). Все остальные «дубли» видят эту программу в записи (с соответствующим временным «сдвигом» – +6, + 4, + 2). И только на основной версии канала (так называемая «нулевая орбита», которая «покрывает» практически всю европейскую часть страны) программа «Доброе утро» целиком идет в прямом эфире. И эта версия отличается от той, которая выходит на «дублях». В ранние часы (с 5:00 до 6:55, иногда до 6:25) программа выходит в прямом эфире из Останкинской телестудии с ведущими, которые накануне вечером записывали «подводки» для восточных «дублей». Затем эти ведущие передают слово другой паре ведущих, которые продолжают вести телешоу уже из передвижной телевизионной студии (ПТС). Дислокация ПТС «Первого канала» время от времени меняется. В разное время она находилась на ВДНХ, Красной площади, Воробьевых горах, Парке культуры и отдыха им. Горького, Манежной площади. Дважды на 9 мая студия переезжала в Санкт-Петербург, а во время Зимних Олимпийских игр в 2014 г. «Доброе утро» вещание осуществлялось из Сочи.

Композиция и структура программы «Доброе утро». Продолжительность программы составляет 240 минут, или 4 часа (с 5:00 до 9:00). Как уже было отмечено, программа компонуется из самостоятельных структурных единиц, которые склеиваются в момент выхода в эфир. Контент-анализ показал, что структура программы достаточно устойчива: время, которое отводится на отдельные содержательные блоки программы (новости, сюжеты, подводки и т.п.), мало отличается от выпуска к выпуску, от недели к неделе (см. таб. 2). Рассмотрим основные структурные единицы программы:

1. Новости транслируются каждые 30 минут (9 раз в течение программы) и формируют своеобразный композиционный каркас программы. Общая продолжительность новостного блока составляет 48 минут (или 20% эфирного времени программы).

2. Сюжеты на разные темы, которые могут повторяться в разные часовые слоты, при этом отдельные сюжеты повторяются два раза, некоторые – только единожды. В первый час выходят оригинальные сюжеты. Повторы начинаются уже со второго часа (или «второго слота», как это называют производители программы) программы (6:18−6:20). Продолжительность оригинальных сюжетов составляет в разных выпусках от 51 до 61 мин. (21−25% продолжительности программы); повторы сюжетов занимают – 48−54 мин. (20−24% продолжительности программы). В общей сложности на сюжеты отводится 41−49% продолжительности программы. Часть сюжетов выходит в составе постоянных рубрик (см. табл. 3).

3. Отводки и подводки к сюжетам, рубрикам, выпускам новостей, рекламе. Это могут быть диалоги ведущих, а также ВМЗ (видео-монтажная заметка) – очень короткий по хронометражу сюжет (видеоряд без звука или с интершумом), текст которого читают ведущие. В среднем отводки и подводки занимают 30−36 минут, или 12−15% в общем хронометраже программы.

4. Гости в студии: они присутствуют в большинстве выпусков программы (в среднем в 8 выпусках из 10); общение с ними ведущих/ведущего занимает 3−6 минут (1−3,5% в общем хронометраже программы). Спецификой программы «Доброе утро» является то, в качестве гостей чаще всего приглашают представителей шоу-бизнеса (в отличие от, например, утренней программы на государственном телеканале «Россия 1» («С добрым утром, Россия!»), куда приглашаются в основном эксперты из разных областей – чиновники, ученые и т.п. За анализируемые 4 недели в качестве гостей в программе «Доброе утро» участвовали актеры (например, П. Ришар, Ю. Пересильд, С. Безруков, И. Охлобыстин), певцы (О. Кормухина), участники и ведущие телепроектов «Первого канала» (П. Гагарина – наставник шоу «Голос»). Нередко в студию «Доброго утра» приглашают также спортсменов (А. Сотникова), писателей (Е. Гришковец) и других деятелей культуры и искусства.

5. Реклама (20 рекламных блоков в программе) составляют на протяжении одного выпуска программы 38 минут (15,8% в общем хронометраже программы).

6. Анонсы «Первого канала» (как правило, концертов, фильмов, шоу) занимают 7−10 минут из 4 часов программы (в среднем 3,8% от хронометража программы).

Таблица 2. Хронометраж и общая структура программы «Доброе утро», в минутах

источник

Источники:
  • http://www.sadtv.ru/index.php/video/pervyj/dobroe-uutro
  • http://www.mistermigell.ru/post124857940/
  • http://tvkinoradio.ru/article/article2681-nespyashie-v-efire-sekreti-vedushih-utrennej-programmi
  • http://www.superjob.ru/community/marketing/14310/
  • http://www.mediascope.ru/2352
Читайте также:  Полезные программы для гта са