Меню Рубрики

Атлас определитель полезные ископаемые 2 класс

Заглянем в кладовые Земли

Горные породы образуют толщу Земли, а сами состоят из минералов.

Рассмотрите образцы полевого шпата, кварца и слюды. Это минералы, соединяясь вместе, образуют горную породу гранит

Рассмотрите кусочек гранита. Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал слюда.

Заполните схему. Состав гранита.
Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольники с названиями минералов — жёлтым карандашом.

Выпишите из текста учебника примеры горных пород.

Гранит, песок, глина, известняк, мел, мрамор, кремень

Найди в атласе-определителе «От земли до неба» дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде. Приготовь сообщение об 1 — 2 из этих камней (по своему выбору). Запиши краткие сведения о них.

Гранит
Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Гранит — горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц, слюда. Цветные зерна — это полевой шпат, полупрозрачные, сверкающие — кварц, чёрные слюда. «Зерно» по-латыни «гранум». От этого слова и появилось название «гранит».

Полевой шпат
Полевой шпат — самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много разновидностей полевых шпатов. Среди них есть белые, серые, желтоватые, розоватые, красные, зелёные камни. Чаще всего они непрозрачны. Некоторые из них используют для изготовления украшений.

Кварц
Кварц — минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Попадаются кристаллы кварца размером от нескольких миллиметров до нескольких метров! Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталём, непрозрачный белый — молочным кварцем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц — аметист. Есть кварц розовый, кварц голубой и другие разновидности. Все эти камни с давних пор используются для изготовления различных украшений.

Слюда
Слюда — минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они тёмные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Если у тебя есть своя коллекция камней (например, разноцветная морская галька или другие камни), выбери самые красивые и интересные. Сделай фотографии и помести их здесь. В подписи постарайся передать своё отношение к миру камней.

Рассматривать камни очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где живёшь. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Рассматривая камни, думаешь о том, что в каждом из них есть какая-то тайна и множество загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Хочется узнать, какие же секреты они таят в себе, чем отличаются друг от друга, какова история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям .

источник

Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы — это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему «минералы и горные породы» дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.

Некоторые минералы в природе образуют кристаллы — это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.

Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще — полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще — поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).

Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант.

Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.

Бирюза — красивый слегка голубоватый или ярко голубой минерал с темными прожилками. Интересная презентация о бирюзе здесь >>

Малахит — ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.

Янтарь — это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.

Коралл — это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.

Жемчуг — это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки — двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.

Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).

Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них — минералы, часть — горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.

Каменная соль (минерал галИт). Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.

Полевой шпат — минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.

Кварц — минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом — это аметист. Если белые — молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.

Слюда — слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.

Песчаник — горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.

Кремень. С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах — приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.

Пемза — это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.

Гранит — это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните — это кусочки полевого шпата, темные и блестящие — слюда, белые полупрозрачные — кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как «гранум», отсюда и название породы — гранит. Камень твёрдый и прочный.

Известняк — Мел — Мрамор.

Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.

Особая форма известняка — мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.

Мрамор — это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора — это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии. После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.

Торф — Бурый уголь — Каменный уголь — Антрацит.

Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая — мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.

Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.

А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.

Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений — гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.

Железная руда — основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.

Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть — полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.

На данной странице часть атласа-определителя, посвященная камням и минералам. Все части атласа:

источник

1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

Наша машина ездит на бензине, который делают из нефти мы варим еду на плите, которая работает на газе чтобы сделать шашлык на даче нужен уголь посуда сделана из глины

2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

Ход работы (по заданиям учебника).

  1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название.
  2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
  3. Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.

6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.

Путь обозначен на рисунке тонкой синей линией.

7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия,

известняк, нефть, песок

8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.

1. Название полезного ископаемого
2. Где добывается
3 Свойства полезного ископаемого
4. Использование его в хозяйственной деятельности

Алюминиевая руда — боксит

Всем известный металл алюминий в чистом виде в природе не встречается. Добывают его из алюминиевых руд — полезных ископаемых, содержащих в себе различные соединения этого вещества. Наиболее известная и широко добываемая алюминиевая руда называется боксит.

В нашей стране бокситы добываются на Урале, в Сибири, в Прибайкалье и на Кольском полуострове. Также имеются месторождения бокситов в Венгрии, в Центральной и Южной Африке, на Украине, в Казахстане, во Франции и в Индии.

После специальной обработки из боксита выделяется чистый алюминий. Это очень легкий по весу металл серебристо-белого цвета. Он легко поддаётся ковке, прекрасно проводит тепло и электричество, и, в отличие от большинства металлов, практически не подаётся коррозии.

Благодаря своим свойствам алюминий очень широко применяется в промышленности. Из него делают посуду (кастрюли, сковороды, подносы, ложки и вилки), алюминиевую фольгу для выпекания и упаковки, провода, трубы, его используют при производстве микросхем, из алюминия делают краску, а также рамы для самокатов и велосипедов, фюзеляжи самолетов и многое другое .

Воспользуйся записью при выступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

Читайте также:  Назовите пять причин почему полезно читать книги

источник

На этом уроке мы с вами узнаем, что такое полезные ископаемые, как их добывают и для чего используют. Кроме того мы подробнее рассмотрим гранит как полезное ископаемое. А также познакомимся с понятиями минерал и горная порода.

Тема: Природа

Урок: Кладовые Земли

Полезные ископаемые – это богатства, которые добываются из недр Земли или ее поверхности. Жизнь в современном мире невозможна без полезных ископаемых. Некоторые полезные ископаемые используются в строительстве:

Другие используются как топливо:

Из рудосодержащих ископаемых выплавляют металл:

Геологи – изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.

Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пустыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках и даже снимки Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, соль — тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин, и она тоже полезное ископаемое.

И маленькая чайная ложка, и огромный самолет сделаны из металла. Их выплавляют из руд, всякая руда – полезное ископаемое.

Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы – камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы. Минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Рассмотрим полезное ископаемое гранит.

Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле и на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета. Гранит – это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов, в основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие – кварц, черные – слюда. Зерно по латыни – грано, отсюда и название – гранит.

Слюда – минерал, состоящий из пластин, которые легко отделяются друг от друга, они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Полевой шпат – это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они не прозрачные, некоторые из них используются для изготовления украшений.

Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Прозрачный, бесцветный кварц называют горным хрусталем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц, он называет аметист. Все эти камни используются с давних пор для изготовления украшений.

Гранит – очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется. Его используют для облицовки стен зданий и станций метро.

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камушек, мы можем заметить, что часто он бывает разноцветным, в полосочку, пятнистым или с разводами. Это происходит потому, что найденный камушек состоит из минералов, на которых оставили следы естественные природные процессы.

Минералы отличаются весом, цветом и твердостью. Из них, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы – и большие валуны, и мелкий песок.

Красивые поделочные драгоценные камни – агат, сапфир, гранат – это тоже минералы.

Минералом также является обычная соль, которую мы употребляем в пищу. Геологи называют ее галит.

Минералы и горные породы образуют неживую природу. Горные породы составляют толщи Земли. Из-за названия может показаться, что горные породы можно встретить в горах. Это не совсем так. Горные породы есть повсюду, только они скрыты от наших глаз слоем земли. Горные породы мы можем увидеть на обрывистых склонах оврагов или по берегам рек.

Полезные ископаемые – клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 34-37, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 16 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Узнай, какие полезные ископаемые, минералы добываются в твоем регионе.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Конспект урока окружающего мира с использованием ИКТ «Путешествие в кладовые Земли. Полезные ископаемые»

Задачи:

  • Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
  • Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
  • Оборудование:

  • учебник «Мир вокруг нас» для 2 класса (автор – Плешаков А. А. );
  • атлас-определитель: “От Земли до неба”.
  • карточки с заданиями для повторения по теме: “Звёздное небо»;
  • коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
  • иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
  • Презентация в программе PowerPoint. Приложение 1
  • 3. Сообщение темы и целей урока.

    — На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что у нас расположено над головой, путешествовали по звёздному небу, а сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое «недра»? —Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..

    Скажите, что означает выражение «разработка недр»?

    Д. Добыча полезных ископаемых.

    У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?

    Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

    У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

    Д. Когда человек спускается в шахту.

    Д. В шахте может произойти обвал.

    У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 1.

    — А почему они ископаемые? И почему полезные? Слайд 2.

    4. Работа по теме урока. -У вас на партах разложены коллекции полезных ископаемых.

    — Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из вас знает, как называются эти камни?

    5. Практическая работа учащихся.

    На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой: ) и атлас-определитель “От Земли до неба”

    План описания полезного ископаемого

  • Напиши название полезного ископаемого.
  • Определи его свойства.
  • 3. Где используется это полезное ископаемое?

    — С помощью атласа-определителя расскажите о своем ископаемом по плану.

    Проверка с использованием слайдов. – Что вы узнали о полезных ископаемых? -Расскажите об их свойствах. — Где они применяются? — А сейчас давайте посмотрим на экран.

    6. Знакомство с составом и свойствами гранита.

    — Что можно сказать про этот камень?

    Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

    — Однороден ли он по составу?

    — Где вы встречали гранит? Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

    • Слайд6 — Гранитный массив
    • Слайд 7- Применение гранита.
    • обозначается:

    — Откройте учебники на с. 34-35.

    — Рассмотрите образцы слюды, кварца, полевого шпата.

    СЛАЙД — 8 железная руда

    – Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

    • обозначается:

    каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

    применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Обозначается:

    Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

    СЛАЙД 10 — ТОРФ

    торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.

    • используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
    • обозначается:

    Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

    Слайд 11 – глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

    • используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
    • встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое

    Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

    известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.

    Слайд 12 — известняк

  • используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
  • Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел. Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы.

    (Строительные: известняк, глина, гранит;

    топливные: каменный уголь, торф)

    А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)

    – Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

    IV. Обобщение, подведение итогов урока.

    Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

    Он очень прочен и упруг,
    Строителям – надежный друг:
    Дома, ступени, постаменты
    Красивы станут и заметны. (Гранит)

    Этот мастер белый-белый
    В школе не лежит без дела:
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след. (Мел)

    Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

    На кухне у мамы помощник отличный.
    Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

    Без нее не побежит
    Ни такси, ни мотоцикл.
    Не поднимется ракета.
    Отгадайте, что же это? (Нефть)

    Читайте также:  Полезные ископаемые уральских гор

    Она варились долго
    В доменной печи,
    На славу получились
    Ножницы, ключи… (Руда)

    Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги,
    А сделать миску или вазу –
    Она понадобится сразу. (Глина)

    Покрывают им дороги,
    Улицы в селении,
    А еще он есть в цементе,
    Сам он – удобрение. (Известняк)

    Росли на болоте растения
    Стали топливом и удобрением. (Торф)

    Он чёрный, блестящий,
    Людям помощник настоящий.
    Он несет в дома тепло.
    От него кругом светло.
    Помогает плавить стали,
    Делать краски и эмали. (Уголь)

    Полезные ископаемые, которые не являются однородными по составу, и состоящие из нескольких минералов называются горными породами. Минералы же однородны по составу.

    8. Работа в тетради. Слайд 28-34-ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ

    Полезные ископаемые, которые не являются однородными по составу, и состоящие из нескольких минералов называются горными породами.

    Минералы — однородны по составу.

    Заполните таблицу, используя материал учебника и атласа-определителя.

    — Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    — Как вы думаете нужно ли бережно относится к полезным ископаемым?

    источник

    1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

    В пище ( газ используется в газовых плитах), в тепле, в свете, в предметах быта (ложки, кастрюли), в быстром передвижении (транспорт) и др.

    2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

    Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

    Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

    Ход работы (по заданиям учебника).

    Название полезного ископаемого Свойства
    Уголь Каменный уголь — твердое полезное ископаемое черного, иногда серо-черного цвета, хрупкий горючий материал.
    Нефть Нефть — маслянистая жидкость темного цвета.
    Газ Газ — смесь различных газов.

    Оценка выполнения работы (достигнута ли цель): да

    Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

    3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

    Применение полезных ископаемых

    Названия полезного ископаемого Применяется в строительстве Служит топливом Применяется для получения металлов
    Глина +
    Известняк +
    Нефть +
    Песок +
    Природный газ +
    Железная руда +
    Каменный уголь +

    Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки проставь знаки «+» ручкой или цветным карандашом (по своему выбору).

    4. Учительница попросила Сережу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

    1. Из нее делают бензин — нефть

    2. С его помощью готовят обед — газ

    3. Из нее делают кирпичи — глина

    4. Из нее выплавляют сталь — руда

    5. С ним играют дети — песок

    6. Из него делают памятники — мрамор

    7. Его добывают на болотах — торф

    8. Его добывают в шахтах — уголь

    9. Ее добавляют в суп — соль

    10. Из него делают известь — известняк

    5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображени карьер, шахта, буровая установка.

    6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь ее стрелкой. Начни путь с лифта.

    7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия.

    8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нем.

    Воспользуйся записью при пыступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

    источник

    1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

    Наша машина ездит на бензине, который делают из нефти мы варим еду на плите, которая работает на газе чтобы сделать шашлык на даче нужен уголь посуда сделана из глины

    2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

    Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

    Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

    Ход работы (по заданиям учебника).

    1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название.
    2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
    3. Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?

    Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута

    Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

    3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

    4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

    5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.

    6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.

    Путь обозначен на рисунке тонкой синей линией.

    7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия,

    известняк, нефть, песок

    8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.

    1. Название полезного ископаемого
    2. Где добывается
    3 Свойства полезного ископаемого
    4. Использование его в хозяйственной деятельности

    Алюминиевая руда — боксит

    Всем известный металл алюминий в чистом виде в природе не встречается. Добывают его из алюминиевых руд — полезных ископаемых, содержащих в себе различные соединения этого вещества. Наиболее известная и широко добываемая алюминиевая руда называется боксит.

    В нашей стране бокситы добываются на Урале, в Сибири, в Прибайкалье и на Кольском полуострове. Также имеются месторождения бокситов в Венгрии, в Центральной и Южной Африке, на Украине, в Казахстане, во Франции и в Индии.

    После специальной обработки из боксита выделяется чистый алюминий. Это очень легкий по весу металл серебристо-белого цвета. Он легко поддаётся ковке, прекрасно проводит тепло и электричество, и, в отличие от большинства металлов, практически не подаётся коррозии.

    Благодаря своим свойствам алюминий очень широко применяется в промышленности. Из него делают посуду (кастрюли, сковороды, подносы, ложки и вилки), алюминиевую фольгу для выпекания и упаковки, провода, трубы, его используют при производстве микросхем, из алюминия делают краску, а также рамы для самокатов и велосипедов, фюзеляжи самолетов и многое другое .

    Воспользуйся записью при выступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

    источник

    1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.

    Учитель выдал для практической работы полезное ископаемое — уголь.

    2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

    Свойства угля: это твердое полезное ископаемое. Уголь непрозрачный, черного цвета, достаточно плотный, но при этом легко раскалывается и крошится.

    Уголь — горючее полезное ископаемое.

    Уголь может применяться для отопления домов, для получения тепла в металлургических печах.

    Его применение основано на горючих свойствах этого ископаемого.

    Среди известных мне полезных ископаемых есть еще железная руда, уголь, торф, каменная соль, глина, песок.

    Полезные ископаемые бывают твердыми, жидкими и газообразными.

    Они могут быть горючими и не горючими.

    Люди добывают полезные ископаемые, чтобы с их помощью получить нужные им продукты.

    Например, из нефти люди получают бензин, из руды — металлы.

    Глина используется в строительстве и производстве посуды, известняк в строительстве.

    Применение полезных ископаемых основано на их свойствах.

    Полезные ископаемые добывают в карьерах, котлованах, разрезах, шахтах, а нефть и природный газ добывают из недр земли с помощью бурения.

    В нашей местности добывают много полезных ископаемых.

    В основном это нефть и природный газ.

    В меньшей степени уголь и металлические руды.

    Также у нас добывают торф, известняк, сланцы, гранит.

    3. С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом (по своему выбору).

    Железная руда используется для получения железа, а потом для производства стали и чугуна.

    В природе она встречается в древних горных породах.

    Железная руда твердая и имеет черный цвет.

    Она не прозрачная, но на воздухе может окисляться и приобретать рыжеватый оттенок.

    Месторождения железной руды возникли много миллионов лет назад, когда в морях и океанах было много растворенного железа.

    Это железо оседало на морском дне, вступало в реакцию с кислородом и накапливалось.

    Постепенно возникли залежи железной руды, которые в результате горообразования оказались на суше.

    Железная руда считается одним из основных полезных ископаемых используемых в экономике.

    Ведь из нее делают железо, а без железа невозможно строительство машин, домов, простых и нужных в быту вещей.

    Человек научился добывать и перерабатывать железную руду в глубокой древности, несколько тысяч лет назад.

    Сейчас добыча железной руды в мире и России очень велика, и поэтому геологи постоянно ищут все новые и новые месторождения железной руды.

    Вспомни, какие растения называют культурными. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?

    Культурными называют растения, которые выращивает для своих нужд человек.

    Это могут быть растения, которые используются в пищу, например зерновые культуры, или овощи, это могут быть технические культуры, которые используются для получения ткани, например хлопок или лен, это могут быть масленичные культуры, из которых получают масло, как например подсолнечник, а могут быть растения, из которых получают сахар, например сахарный тростник.

    Весной растения сеют, для чего сперва пашут землю.

    Потом за ними ухаживают — поливают, полют, удобряют, уничтожают вредителей.

    Летом растениеводы собирают урожай и перерабатывают его.

    Осенью растениеводы закладывают свой урожай на хранение.

    Некоторые самые качественные растения фермер откладывает на семена, чтобы весной посеять новый урожай.

    Зимой растениеводы отдыхают, готовятся к новому сезону.

    Примерами сельскохозяйственных профессий могут быть: механизатор, агроном, тракторист, комбайнер, хлебороб, мелиоратор.

    источник

    Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

    Планируемые результаты: учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги.

    Оборудование: коллекция горных пород и минералов; у учащихся — лупа, кусочки гранита, цветные карандаши, атлас-определитель «От земли до неба».

    I. Организационный момент

    II. Актуализация знаний

    • Вечером рассыпался горох, утром встал — нет ничего. (Звезды.)

    • Голубое поле серебром усыпано. (Небо и звезды.)

    • Что человек всегда видит, но никогда достать не может?

    — О каких зодиакальных созвездиях вы узнали дома? (Ответы детей.)

    — Кто узнал свой знак зодиака и хочет об этом рассказать? (Ответы детей.)

    — О каких двух ярких звездах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей.)

    (Можно использовать КИМы (тест 9, с. 15).)

    III. Самоопределение к деятельности

    В школе не лежит без дела:

    Он и на стройке, и на пляже,

    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

    Она понадобится сразу. (Глина.)

    — Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

    — Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)

    — Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

    — А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

    IV. Работа по теме урока

    — Вспомните, с какими камнями мы познакомились в прошлом учебном году. (С известняком, гранитом, кремнем.)

    — С помощью чего мы определяли их названия? (С помощью атласа-определителя.)

    — Отгадайте, о каком из знакомых вам камней идет речь.

    Строителям — надежный друг:

    Красивы будут и заметны. (Гранит.)

    — Что вы можете сказать об этом камне? (Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве.)

    2. Практическая работа

    (Выполняется по заданиям учебника (с. 44). Результаты заносятся в рабочую тетрадь: № 1 (с. 16).)

    — Как вы поняли, что мы относим к горным породам, а что — к минералам? (Горная порода обычно состоит из нескольких минералов.)

    V. Физкультминутка

    (Развести руки в стороны, пожать плечами.)

    (Раскрыть воображаемый зонтик.)

    (Развести руки в стороны, пожать плечами.)

    VI. Продолжение работы по теме урока

    — С помощью атласа-определителя приведите примеры горных пород и минералов. Подготовьте краткие сообщения о них.

    Читайте также:  Чем можно заняться полезным дома

    (Работа в парах. После этого заслушиваются три-четыре сообщения.)

    — Прочитайте рассказ А.Е. Ферсмана «Моя коллекция» на с. 46—47 учебника.

    (Читать текст можно по-разному: по цепочке, по предложению, про себя, вслух по частям. Текст может прочитать и сам учитель.)

    (Обсуждение данного текста также строится по усмотрению учителя. Можно задать вопросы по всему тексту или по каждому абзацу. Учащиеся также могут принять участие в составлении вопросов.)

    Примерные вопросы

    1. Сколько лет было автору, когда он стал собирать камни?

    2. Какой камень ему чаще всего попадался?

    3. Как нашли на чердаке коллекцию камней?

    4. Какие камни находились в этой коллекции?

    5. Что поразило автора при рассматривании коллекции?

    6. Во что в дальнейшем выросла коллекция?

    7. Как вы думаете, кем в будущем стал автор?

    8. Что больше всего вас удивило в тексте?

    VII. Рефлексия

    (Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 47, в рамке).)

    — Оцените свои достижения на уроке.

    (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

    VIII. Подведение итогов урока

    — О чем мы говорили сегодня на уроке?

    — Какие учебные задачи поставил перед нами Муравьишка в начале урока? Справились ли мы с этими задачами?

    Домашнее задание

    1. Учебник: прочитать текст на с. 45.

    2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 16).

    Горные породы и полезные ископаемые

    Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишете на доске, уголь — все это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

    Все горные породы, которые использует человек, называются полезными ископаемыми. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

    В самых глубинах земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму — огненную жидкость. По глубоким трещинам раскаленная магма поднимается до поверхности земли и вырывается наружу. В таких случаях происходят вулканические извержения. Из жерла вулкана вылетают камни и изливается магма.

    Гранит является вулканической горной породой. Она образуется в глубинах земли при охлаждении расплавленной магмы. Магма — это смесь различных минералов, внешне похожая на тесто.

    Название «гранит» происходит от слова «гранум», означающего в переводе «зерно». Естественно, речь идет не о зернах пшеницы и ржи. Зернами называют кристаллы кварца, слюды, полевого шпата и других минералов, являющихся составными частями гранита. Цвет гранита может быть различным. Чаще всего он имеет сероватую или розоватую окраску, однако присутствие в нем примесей может изменить его цвет.

    Гранит — один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, монументов, а также на изготовление могильных плит и надгробий. Древние египтяне использовали его для строительства храмов и знаменитых пирамид.

    Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор. Отличить известняк от других камней очень легко. Возьмите кусок мела, мрамора, обыкновенного известняка, капните на каждый из образцов несколько капель уксуса или другой кислоты, послышится шипение, и начнет выделяться газ.

    Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Слои известняка хорошо видны на обрывистых берегах рек. Известняк используется при строительстве домов, им выкладывают мостовые. Известняки используются для приготовления известки.

    Мел — самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске, толченым мелом белят стены. Мрамор — твердый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшения зданий, из него делают статуи, колонны, ступени лестниц.

    Песок — это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц размером от 0,05 до 2 мм. Цвета он бывает разного — черного, зеленоватого, красноватого. Желтый и белый песок встречается чаще всего. И это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок — вторичная порода. Он представляет собой продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды и ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

    Глина — тоже широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Кроме того, из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

    Глина — осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается, осаждается на дне морей и озер. При уплотнении под давлением вышележащих слоев и толщи морской воды глина превращается в твердый глинистый сланец.

    источник

    План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме:
    «Путешествие в кладовые земли.Полезные ископаемые.»

    Конспект урока с использованием ИКТ.

    Конспект урока окружающего мира с использованием ИКТ

    Тема урока «Путешествие в кладовые земли. Полезные ископаемые»

    Учитель начальных классов Крюкова Т.В.

    Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их.

    Образовательная : формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.

    Развивающая : развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

    Воспитательная : воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

    учебник «Мир вокруг нас» для 2 класса (автор – Плешаков А. А. );

    атлас-определитель: “От Земли до неба”.

    коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

    иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.

    Презентация в программе Power Point.

    Не хочется играть сегодня в прятки,

    И недосуг дуть на корабль бумажный –

    Правильно, это созвездие Большая медведица.

    А с какими ещё созвездиями мы познакомились на прошлом уроке?

    III. Сообщение темы и целей урока.

    — На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что у нас расположено над головой, путешествовали по звёздному небу, а сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми.

    -Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..

    Скажите, что означает выражение «разработка недр»?

    Д. Добыча полезных ископаемых.

    У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?

    Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

    У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

    Д. Когда человек спускается в шахту.

    Д. В шахте может произойти обвал.

    У. Совершенно верно. В шахте ( учитель показывает иллюстрацию ) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

    — А почему они ископаемые? И почему полезные?

    Слайд 2.

    -У вас на партах разложены коллекции полезных ископаемых.

    — Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из вас знает, как называются эти камни?

    Скачем мы на правой ножке.

    VI. Практическая работа учащихся.

    На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой: ) и атлас-определитель “От Земли до неба”

    План описания полезного ископаемого

    Напиши название полезного ископаемого.

    Где используется это полезное ископаемое?

    — С помощью атласа-определителя расскажите о своем ископаемом по плану.

    Проверка с использованием слайдов.

    – Что вы узнали о полезных ископаемых?

    -Расскажите об их свойствах. — Где они применяются?

    — А сейчас давайте посмотрим на экран.

    VII. Знакомство с составом и свойствами гранита.

    — Что можно сказать про этот камень?

    Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

    — Однороден ли он по составу?

    Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги. Хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

    Слайд 7- Применение гранита.

    — Откройте учебники на с. 34-35.

    — Рассмотрите образцы слюды, кварца, полевого шпата.

    – Твердая, непрозрачная, очень плотная, негорючая, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

    каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

    применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Обозначается:

    Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

    торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, светло-коричневого цвета,

    на торфе работают некоторые электростанции.

    Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

    Слайд 11 – глина – твердая, непрозрачная, рыхлая, негорючая, коричневого цвета.

    Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.

    встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое

    Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

    известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.

    Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел. Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы.

    (Строительные: известняк, глина, гранит;

    топливные: каменный уголь, торф)

    А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)

    – Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

    IX. Обобщение, подведение итогов урока.

    Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

    Он очень прочен и упруг,
    Строителям – надежный друг:
    Дома, ступени, постаменты
    Красивы станут и заметны. (Гранит)

    Этот мастер белый-белый,
    В школе не лежит без дела:
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след. (Мел)

    Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

    На кухне у мамы помощник отличный.
    Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

    Без нее не побежит
    Ни такси, ни мотоцикл.
    Не поднимется ракета.
    Отгадайте, что же это? (Нефть)

    Она варилась долго
    В доменной печи,
    На славу получились
    Ножницы, ключи… (Руда)

    Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги,
    А чтобы сделать миску или вазу –
    Она понадобится сразу. (Глина)

    Покрывают им дороги,
    Улицы в селении,
    А еще он есть в цементе,
    Сам он – удобрение. (Известняк)

    Росли на болоте растения
    Стали топливом и удобрением. (Торф)

    Он чёрный, блестящий,
    Людям помощник настоящий.
    Он несет в дома тепло.
    От него кругом светло.
    Помогает плавить стали,
    Делать краски и эмали. (Уголь)

    — Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    — Как вы думаете, нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?

    источник

    Источники:
    • http://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/1169-atlas-opredelitel-kamnej-i-mineralov-dlya-detej-okruzhayushchij-mir-ot-zemli-do-neba-pleshakov.html
    • http://okrmir1234.ru/3-otvety/139-poleznye-iskopaemye.html
    • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/2-klass/okruzhayuschiy-mir-2-klass/kladovye-zemli
    • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/504151/
    • http://okrumir.ru/3-klass/rabochaya-tetrad-po-okruzhayushhemu-miru-dlya-3-klassa-pleshakov-a.a.-2-chast/poleznye-iskopaemye.html
    • http://okrmir1234.ru/3-otvety/139-poleznye-iskopaemye.html
    • http://okrmyr.ru/okruzhayuschiy-mir-3-klass-2-chast-poleznye-iskopaemye-str-46.html
    • http://kladraz.ru/metodika/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-po-fgos-2-klas-zagljanem-v-kladovye-zemli.html
    • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/02/16/puteshestvie-v-kladovye-zemlipoleznye-iskopaemye