Меню Рубрики

Что полезного может дать человеку чтение литературы прошлого

Иногда встречается мнение, что чтение художественных произведений не имеет никакого смысла, а принести пользу могут только научные или документальные тексты, из-за чего развлекательные книги лучше заменять просмотром фильмов. Конечно, серьезная литература наращивает знания читателя, но представляет собой голые факты. Художественная же оказывает глубокое воздействие, меняя все стороны жизни в лучшую сторону постепенно. Это понимает каждый, кто увлекается ею. Если подробно рассматривать, зачем читать художественную литературу, то существует несколько причин.

Хорошее художественное произведение – частичка культуры, произведение искусства. У каждого своя история. Любой роман знакомит читателя с разными эпохами, показывает культурные ценности других народов, рассказывает о жизни в других местах, в другое время. Каждая художественная книга обладает красотой и несет в себе ценность.

Этим проникается читатель. Он становится эрудированным, узнавая новые факты из истории и жизни людей. А главное, у него появляется то чувство культуры, которым «пропитаны» литературные произведения. Такое видят окружающие, из-за чего человек становится гораздо привлекательнее.

При чтении романов человек погружается в них, испытывая глубочайшие эмоции. Читатель ставит себя на место героя, ощущает то же, что чувствует он, предполагает свои возможные чувства и ощущения на его месте – вот зачем нужно читать художественную литературу. Для большинства такие чувства бесценны. Они развивают эмоции, делают людей чувственными, заставляют почувствовать себя частью чего-то большего.

Больше всего это касается эмпатии. Осознавая, что история является вымыслом, человеку проще соотнести себя с героем. Он начинает не просто чувствовать его, а сопереживать, причем любому персонажу, кем бы он ни был. Причиной сопереживания героем становятся старания автора, который уделяет достаточно внимания мотивациям и анализу поведения персонажей книги. Это чувство остается у человека в повседневной жизни, из-за чего он начинает лучше понимать и по-настоящему поддерживать близких. Такая польза чтения имеет большое значение.

Теория разума представляет собой осознание того, что люди имеют свои чувства, желания, мнения. Чем больше человек развивает «теорию разума», тем лучше понимает окружающих и ему проще становится взаимодействовать с ними. От чтения художественной литературы люди получают максимум развития в этом плане.

Желание человека заниматься творчеством, создавать новое, не может существовать просто так. Ему необходима постоянная поддержка новыми идеями и взглядами. Польза чтения в возможности взглянуть на мир с другой точки зрения, что так необходимо творческой составляющей в каждом человеке. Мозг читателя открывается для авторского взгляда на различные ситуации и проблемы. Он начинает пытаться предугадать будущие события, а также соотносит их с реальной жизнью, представляя, что бы могло быть на самом деле.

Знакомство с художественными романами представляет собой что-то, напоминающее диалог, происходящий между автором и читателем. Если первый сделал главное, написав этот текст, то задача читателя интерпретировать слова с собственной фантазией, представляя все образы в голове. Это развивает фантазию, которой так не хватает взрослым людям.

Художественные произведения – один из лучших способов пробудить любознательность в любом человеке. Делать это очень важно, потому что она необходима для обучения и развития. Чем любознательнее человек, тем больше ему хочется узнавать нового.

Многие склонны считать книги вообще самым лучшим способом заставить человека потянуться к новым знаниям. Статьи, публикуемые в популярных журналах, только доказывают это. Увлечение литературой – лучшее, что можно сделать для тяги к знаниям. А причина такого явления проста: читателем все необычное воспринимается так же, как привычные вещи, отчего происходит толчок к желанию разобраться в некоторых вопросах и пополнить знания.

Любители научной фантастики уже привыкли к тому, что вымышленные предметы из их любимых произведений становятся реальностью. А те, кто такие произведения не любит, тоже читали многочисленные статьи о том, как какой-то гаджет, описанный в книге 100 лет назад, был разработан и скоро поступит в продажу во всем мире. Книги помогают осознать: все меняется.

Лучше всего с этим справляется научная фантастика. Представляя себя «не в своей тарелке», читатель учится проще реагировать на необычные события в своей жизни, особенно, на серьезные перемены. Многие могут задаться вопросом, а зачем читать художественную литературу с такой целью, если есть научно-популярная. Она отличается тем, что позволяет гораздо сильнее проникнуться описываемым миром, из-за чего человек учится, а не просто читает, забывая прочитанное через месяц.

Польза художественной книги в неизбежном расширении словарного запаса читающего. Чем больше слов человек знает, тем насыщеннее его речь. А человек, умеющий красиво разговаривать всегда приятным собеседником. Помимо увеличения запаса слов, читатель красиво строить предложения, употреблять редкие слова, запоминает правильную грамматику, что становится крайне полезным при устном и письменном общении. Это делает человека интересным и приятным.

По этой же причине человек становится не просто хорошим собеседником, а прекрасным рассказчиком. Он умеет подать историю так, чтобы она была интересной для слушателей. Из его уст она звучит красиво, четко и передает все эмоции, какие необходимы для полного понимания описываемых событий. Такие люди во всем видят интересное, свою отдельную историю.

Польза чтения определяется правильным выбором литературы. Если регулярно читать «простые» книги, то пользы будет меньше, чем редкое прочтение классики. Хорошая книга учит читателя легко справляться с построением сложных предложений, быстро наращивает его словарный запас и способствует всестороннему развитию. Чтение же бесполезных книг, которые штампуются пачками и не несут в себе ни малейшей смысловой нагрузки, как и прочтение разных постов в интернете, не дает человеку никакой пользы. Поэтому всегда нужно отдавать предпочтение классическим произведениям.

Глубокое чтение тоже играет важную роль. Оно представляет собой вдумчивое и медленное чтение, при котором активизируются разделы мозга, отвечающие за зрение, речь и слух. Для него потребуется хорошая литература, а не простенькая книжка на один путь до работы. При таком медленном и вдумчивом знакомстве с книгой человек получает намного больше пользы. А развивать чувство эмпатии удастся только при глубоком чтении, потому что только тогда удастся по-настоящему проникнуться произведением. Для тренировки лучше всего подходит чтение:

  • стихотворений;
  • классических произведений.

С трудностями тренировки такого вида чтения справиться реально. Главное, подходить к вопросу не просто с серьезным настроем, а с большим желанием добиться результатов.

Увлекаться чтением – полезное хобби, которое в корне меняет жизнь. Любая художественная книга способна принести пользу, но отдавать предпочтение стоит только тем, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны и признаны классическими – их много, так что тратить время на «пустышки» нет никаких причин. Классика делает жизнь лучше.

источник

Ни за что не отказывайся от удовольствия прочитать хорошую художественную книгу. Некоторые считают чтение ради развлечения пустой тратой времени и даже предпочитают книгам кино, мотивируя это тем, что якобы в чтении нет никакого смысла. Зачем позволять своим мыслям бесцельно бродить вдали от реальности, когда в мире осталось столько всего непознанного?

Даже если ты читаешь не художественную, а документальную литературу, это идет тебе на пользу и автоматически делает тебя круче тех, кто не читает. Чтение помогает развивать ум, делает тебя более образованным и дает тебе пищу для размышлений. В этом списке на первое место я бы поставил рассуждения: любой человек может получить из книги информацию, но самая важная составляющая процесса чтения — способность эту информацию анализировать, давать ей оценку и взглянуть на нее с разных точек зрения. Как ты можешь применить эту информацию к жизни? Имеет ли она отношение к реальному миру? Ты можешь воспринимать ее объективно или трактуешь ее тенденциозно в силу своей личной точки зрения? Что эта информация для тебя значит?

Документальная литература дает нам голые факты и наращивает нашу эрудицию, в то время как художественная литература открывает наш разум для творчества, увеличивает наш словарный запас, влияет на наши эмоции и усиливает когнитивные способности. Есть определенные причины, чтобы читать художественную литературу и таким образом стать лучше.

Человеческая способность творить поддерживается за счет новых идей, точек зрения и мнений. Художественная литература показывает нам мир с новой точки зрения, заставляет взглянуть на всё через новую призму. Наш ум открывается навстречу авторской точке зрения, мы пытаемся предугадать сюжет и предположить, как он стал бы развиваться при других обстоятельствах или же в реальном мире, живущем по известным нам законам. Художественная литература помогает нам открывать новые идеи.

Будучи взрослыми людьми, мы можем пользоваться свой фантазией, как дети, если не бросим читать. Чтение — это нечто вроде диалога читателя и автора. Когда ты читаешь книгу, ты выступаешь в роли соавтора, соединяя фантазию с текстом и интерпретируя слова. Так ты можешь смотреть свое собственное кино, которое никто кроме тебя не видит, на самом огромном в мире экране с невообразимыми спецэффектами и максимальной детализацией — если ты этого захочешь. Читая, ты видишь перед собой образы, которые больше никто и никогда не видел — даже во время чтения той же самой книги. Наша фантазия продолжает развиваться, если мы не бросаем читать.

Когда ты поглощен талантливо написанным романам, ты с головой погружаешься в эмоции. Ты ставишь себя на место персонажа, ощущаешь его эмоции и пробуешь предположить, что бы чувствовал на его месте. Хороший автор умело направляет эмоции читателя. Исследования показывают, что чтение художественной литературы сильнее развивает эмпатию, чем литература документальная.

Человек, читающий художественную книгу, реагирует на историю сильнее, чем когда читает документальную историю, потому что вымысел — это защищенная арена, где читатель может испытывать любые эмоции и не имеет нужды защищаться. Вымысел не имеет отношения к реальной жизнью, а значит, читатель не связан с реальными историческими событиями и личностями, не соотносит себя с ними и волен сопереживать кому угодно. Более того, читатель может отождествлять себя с персонажем художественной книги, в то время как ассоциировать себя с героем газетных публикаций никому не приходит в голову.

Художественная литература дает читателям больше, чем возможность вынырнуть из повседневности и перенестись в далекие несуществующие миры фантазии. Книги дают нам возможность социальной связи и безмятежного спокойствия, которое появляется оттого, что мы за какие-то секунды начинаем чувствовать себя частью чего-то большего.

В художественной литературе, если она обладает психологизмом, уделяется много внимания мотивации героев, анализу их поведения, их взаимодействия. За счет этого читатель начинает сопереживать персонажам и развивает собственные навыки взаимодействия с другими людьми, учится ставить себя на место других и относиться к ним с пониманием.

Чтение художественной литературы увеличивает наш вокабуляр, развивает нашу речь и даже учит нас писать. Это настоящая практическая польза. Серьезная литература знакомит тебя не только с новыми мыслями и идеями, но и показывает верное употребление грамматики, учит строить предложения и употреблять слова, насчет которых ты сомневался.

Авторы художественной литературы изъясняются в своих книгах иначе, чем документалисты. Ты когда-нибудь замечал, что документальные книги, хотя и наполненные фактами, бывают такими скучными? Всё дело в целях и задачах. Автор художественного произведения пишет по-другому, его язык подчинен сюжету, главная его цель — подать тебе историю, притом подать красиво, точно выразить все смысловые оттенки и сохранить красоту языка. Если его язык не будет близок читателю, тот не станет тратить время, продираясь через недружелюбные языковые конструкции, в то время как документальную книгу он будет читать ради того, чтобы знать факты. Язык в документальных книгах отходит на второй план.

Настоящее литературное произведение — это искусство, ничуть не хуже холста и масла. Каждая картина рассказывает свою историю, каждый роман — свою. Чтение художественной литературы знакомит нас с разными культурами, историческими эпохами, местами и системами ценностей. Любое великое произведение обладает красотой, литература — это часть культурного богатства человечества.

Чем еще хороша художественная литература, так это тем, что она может быть вымыслом на все сто процентов — такие встречаются довольно редко. В большинстве своем художественная литература имеет привязку к конкретным историческим событиям, эпохам, странам, а значит, отражает нравы людей прошлого и их представления о жизни.

Что это такое? Говоря простыми словами, теория разума — это признание того, что у других людей тоже есть мнения, желания и мыслительные способности, отличные от твоих собственных. Развитая теория разума позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми и понимать их мысли, чувства и эмоции. Исследования показывают, что чтение художественной литературы влияет на теорию разума. Читающий человек понимает чужие мотивации и мысли, используя те знания, что почерпнул в литературе.

источник

К сожалению, в наше время, в век компьютерных технологий многие люди пренебрегают чтением книг в свободное время, считая, что его вполне могут заменить интернет и телевидение. Некоторые из книг со временем утратили свою прелесть, другие — актуальны и читаются с интересом и сегодня. Читая, человек расширяет свой кругозор. Очень часто в книгах можно найти ответы на многие интересующие и волнующие человека вопросы, а порой и пути решения каких-либо проблем, связанных не только с романтическими отношениями, но и с проблемами выбора правильного пути в жизни. Это связано с тем, что в героях книг читатель зачастую может обнаружить схожие черты характера со своими. Книга — это возможность прожить сотни жизней и испытать тысячи эмоций, попутешествовать в другие страны или миры, находясь дома. За чтением книги приятно провести свободное время. Чтение — это отдых с пользой. Чтение научной литературы, и вообще чтение в целом развивает грамотность и повышает словарный запас. Книги на историческую тематику не только знакомят с прошлым, но и учат понимать настоящее и трудиться во имя будущего. Художественная литература позволяет читателю учиться на чужих ошибках. Книга способствует духовному развитию человека и становлению его как личности. И в наш век интернета и космических полетов книгу ничто не заменит. Каких бы высот не достигло человечество в своем развитии, оно всегда будет беречь и ценить книгу.

Иногда хочется думать категорично. Без полутонов, только черные клавиши и белые. Только черное и белое. Есть люди, которые читают и те, которые не читают. А вот в слове «читают» заложен особый смысл.

Читайте также:  Чем полезны консервированные кальмары

Когда-то давно, когда еще не было компьютеров и интернета, единственными источниками связи с внешним миром были газеты, телевизор с двумя каналами, висевшее в каждом доме на стене радио, и книги. Для кого и что именно было на первом месте, не так важно. Все мы люди разные, разные у нас привычки и вкусы.

Наверное, каждый для себя по-разному может ответить на вопрос, для чего он читает? Для кого-то это удовольствие, для кого-то книга — источник знаний, кто-то читает, чтобы скоротать время, например, в дороге. Сегодня бумажные книги потеснили новейшие технологии — электронные книги. Но суть от этого не меняется. Книги по прежнему читают, и продолжают рождаться люди, которые читают с пеленок и те, которые не читают. Странно, но факт остается фактом. Очень часто бывает, что в одной семье растут дети, с абсолютно разным отношением к чтению. Как вы считаете, любовь к чтению надо считать талантом или особым даром?

Очень много говорят, что любовь к чтению можно и нужно прививать с раннего детства. Что своим примером читающие родители смогут своему ребенку пробудить интерес к книгам. У меня нет ученых степеней, чтобы дискутировать на эту тему, но я очень сомневаюсь, что подобные действия станут гарантией того, чтобы ребенок полюбил читать. Допускаю только единичные случаи. Даже если учесть тот факт, что привычка вырабатывается за 21 день.

Какую пользу получает человек от такой полезной привычки, как чтение?

  • 1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал — очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.
  • 2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.
  • 3. Чтение книг способствует общению. Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит, появляются темы для разговора и обсуждения. Навыки изложения будут формироваться постепенно, со временем, вы станете отличным рассказчиком. Это будет объединять вокруг вас других людей.
  • 4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.
  • 5. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть. Заучивая и запоминая, мы можем применять полученные навыки в других наших занятиях и деятельности.
  • 6. Книги учат сопереживать. Оставаясь один на один с героями романа, мы становимся с ними одним целым и испытываем целую гамму чувств и эмоций при прочтении. Чтение книг рождает наши эмоции.
  • 7. Если книга хорошо оформлена, если в ней есть красивая графика и картинки, все это способствует формированию правильного эстетического вкуса.
  • 8. Когда мы читаем вслух, мы развиваем и улучшаем дикцию. Что очень полезно для публичных выступлений. Красивая речь всегда является преимуществом.
  • 9. Чтение книг с карандашом в руках помогает научиться выделять главное и важное, ведь не секрет, что когда мы что-то записываем, мы улучшаем свою механическую память и информация запоминается гораздо лучше.
  • 10. Читая книги, мы разрабатываем свою систему восприятия информации через книги. У нас появляется собственная методика чтения, с помощью которой мы лучше усваиваем информацию.

Еще не все забыли, что Россию считали самой читающей нацией. Те времена прошли, но большая часть людей по-прежнему испытывает потребность найти, купить и прочитать хорошую книгу.

Исследования показали, что чтение художественной литературы значительно развивает восприятие окружающего мира. Пользу чтения художественной литературы трудно оспорить. Поэзия способствует развитию тех долей мозга, которые отвечают за память и искры саморефлексии. Согласно исследованию дети, читающие книги о Гарри Поттере, становятся добрее. Однако, чем мозги современных людей, все время читающих Twitter и газеты, отличаются от мозгов тех, кто читает классику? Во-первых, у последних лучше обстоят дела с памятью и осознанностью принимаемых решений. Во-вторых, те, кто увлекается фантастикой — это в целом отдельная категория людей. Ученые Университета Эмори в США доказали, что читатели фантастики более тонкие натуры, они лучше чувствуют окружающий мир, в отличие от остальных людей. Исследователи подключили электроды к мозгу добровольцев, читающие роман Роберта Харриса «Помпеи» в течение 9 дней. Как оказалось, при чтении определенные участки мозга подопытных начинали активнее работать. Повышенная активность наблюдалась в левой височной коре — это часть мозга, связанная с восприятием языка и пониманием культуры. Также активно работала область, которая отвечает за визуализацию образов. Больше книг — лучше фантазия. Следовательно, «ботаникам» абсолютно не сложно представить, как они, к примеру, забивают гол, и даже прочувствовать это, вынуждая свой организм активно вырабатывать те же гормоны, которые и так вырабатывались бы, если бы это случилось на самом деле. В целом, люди, которые читают фантастические романы, живут насыщенной и гармоничной жизнью. Они лучше воспринимают реальность и получают больше эмоций и впечатлений от окружающего мира. Помимо этого, люди, которые отдают предпочтение художественной литературе, нежели журналам и социальным сетям, больше склонны к сопереживанию. Они чаще отзываются на зов о помощи. Фантастика, по мнению исследователей, является самым лучшим стимулятором для общественного опыта и понимания других людей.

Любознательность — одна из важнейших составляющих обучения. Когда вам что-то интересно, вы стараетесь узнать об этом всё, что только можно. Как выяснилось, книги развивают любопытство.

Все мы рассказываем истории, с помощью них мы познаём мир. В большинстве случаев именно с помощью историй люди делятся собственным опытом. Чтение художественной литературы увеличивает словарный запас, что помогает стать хорошим рассказчиком.Чем больше чужих историй вы читаете, тем лучше будете рассказывать свои. Вы научитесь отфильтровывать ненужную информацию и лучше подавать нужную. Чем увлекательнее будут ваши истории, тем интереснее вы будете казаться другим, тем убедительнее для них будут ваши слова. Рассказывать для человека естественно, но не все делают это хорошо. Книга в этом плане — самый лучший помощник.

Недавно профессор философии Ноттингемского университета Грегори Карри (Gregory Currie) заявил в New York Times, что нам не следует утверждать о том, что литература делает нас лучше в человеческом плане. Он считает, что «нет убедительных доказательств того, что люди становятся лучше в нравственном или социальном отношении, если они читают Толстого» или другие хорошие книги. На самом же деле, такие доказательства существуют. Канадские ученые — психолог из Йоркского университета Рэймонд Мар (Raymond Mar) и почетный профессор когнитивной психологии из университета города Торонто в своих работах, опубликованных в 2006 и 2009 годах, утверждают, что люди, активно читающие художественную литературу, способны лучше понимать других людей, сопереживать им и смотреть на мир с их позиций. Эта взаимосвязь подтвердилась даже после того, как ученые изучили вопрос с другой стороны, предположив, что чуткие и способные к сопереживанию люди предпочитают читать больше художественной литературы.

Вряд ли что-либо подобное происходит, когда вы просто прокручиваете мышкой информацию на сайте TMZ (на котором публикуется светская хроника — прим. перев.). И хотя это действие мы тоже называем чтением, все-таки вдумчивое чтение книг и просмотр материалов в интернете с целью извлечения информации это совсем разные вещи. Они оказывают на человека совершенно разное воздействие, производят на него абсолютно иное впечатление и развивают совершенно разные навыки. Ученые получают все больше доказательств того, что онлайн чтение, по всей видимости, менее увлекательно и доставляет меньше удовольствия — даже так называемым «обитателям цифровых джунглей», которые только так и привыкли читать. Например, Британский национальный фонд грамотности (National Literacy Trust) в прошлом месяце опубликовал результаты исследования, проведенного среди 34910 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Ученые выяснили, что 39% детей и подростков читают каждый день, используя электронные устройства, и лишь 28% из них ежедневно читают с листа. Среди тех детей, которые читают только с экранов, в три раза меньше таких, кто получает от чтения большое удовольствие, и на треть меньше тех, кто смог назвать свою любимую книгу. Сравнив детей, которые читают только электронные материалы и тех, кто читает как печатные, так и электронные книги, ученые пришли к выводу, что в первой группе в два раза меньше детей, которые относят себя к любителям чтения, т.е. читают больше других.

Следует понимать, почему так важно следить не за тем, читают ли дети вообще, а за тем, как они читают, а для этого было бы неплохо выяснить, как развивались способности к чтению. «Человек не был рожден для чтения», — утверждает Мэриэнн Вулф (Maryanne Wolf), руководитель Центра по изучению навыков чтения и речи при Университете Тафтса (Tufts University) и автор книги «Пруст и кальмар: История и наука читающего мозга» (Proust and the Squid: The Story and Science of the Reading Brain). В отличие от способности понимать и воспроизводить устную речь, которая в обычных условиях развивается в соответствии с заложенной генетической программой, способность к чтению необходимо настойчиво развивать в каждом человеке. «Механизмы или схемы чтения», которые мы при этом создаем, строятся на основе процессов в головном мозге, которые были созданы природой для других целей. И эти новые механизмы могут оказаться либо прочными, либо непрочными — в зависимости от того, как часто и как интенсивно мы их задействуем.

Человек, который читает текст внимательно, полностью погружаясь в содержание, защищен от отвлекающих факторов и настроен на стилистические оттенки языка. Психолог Виктор Нелл (Victor Nell) в своей статье о психологических основах удовольствия, получаемого от чтения, утверждает, что такой читатель входит в состояние, которое можно сравнить с гипнотическим трансом. Нелл обнаружил, что, когда читатель достигает максимального удовольствия от чтения, темп чтения замедляется. Чередование быстрого, беглого распознавания слов и медленного, неспешного погружения в содержание написанного, позволяет такому читателю растянуть удовольствие и обогатить впечатление от прочитанного своими размышлениями, дополнить его аналитическими рассуждениями, собственными воспоминаниями и мнениями. Такое чтение дает читателю время на то, чтобы сформировать тесную связь с автором книги, благодаря которой они как бы затевают долгую и эмоционально насыщенную беседу — как люди, между которыми зарождается любовь.

Но многие молодые люди приобщаются не к такому чтению. Их чтение прагматично и осуществляется с помощью гаджетов. Разницу между этими видами чтения литературный критик Фрэнк Кермоуд (Frank Kermode) определяет понятиями «физическое, материальное чтение» и «душевное, возвышенное чтение». И если мы позволим нашим детям считать такое физическое, материальное чтение нормой, если мы не откроем для них все прелести чтения душевного и возвышенного (настойчиво приучая их к такому регулярному чтению с самых ранних лет), то мы лишим их многих радостей. Ярких впечатлений, бурных переживаний и восторгов, которых они никогда не смогут испытать другими способами. Мы лишим их возможностей облагородить свои души, обогатить свои знания и, тем самым, повысить свою человеческую значимость. Наблюдая зависимость детей от всякого рода цифровой техники, многие прогрессивные педагоги и лояльные родители говорят о необходимости «принимать детей такими, какие они есть» и организовывать процесс воспитания с учетом их «привязанности» к гаджетам. Это ошибочный подход. Нам следует показать им тот мир, в котором они еще не были — мир, в который можно попасть, только научившись внимательно и вдумчиво читать художественную литературу.

источник

То, что чтение полезно, многими воспринимается как аксиома, однако в этом утверждении немало белых пятен. Во-первых, оно вовсе не так уж и очевидно, ведь измерить «полезность» чтения очень непросто. Большинство выводов о благотворном влиянии чтения на человека на самом деле основаны на теоретических предположениях, чем реальных научных исследованиях. Недоверчивые граждане в свою очередь замечают, что чтение художественной литературы не тренирует никаких важных в реальной жизни навыков, не снабжает важной информацией, а если что и развивает — так это только воображение. Находятся даже люди, утверждающие, что чтение не только не полезно, а наоборот — может принести вред, так как «отрывает» человека от действительности, погружая в воображаемые миры, и тем самым делает его менее социально приспособленным. Так что польза чтения отнюдь не очевидна.

Второй важный вопрос, это качество прочитанного. Интуитивно мы предполагаем, что прочтение полного собрания сочинений Дарьи Донцовой принесет вам меньшую пользу, чем самый коротенький рассказ Чехова. Но подтвердить это оказывается ещё сложнее, чем с чтением вообще. В этой заметке мы постарались собрать воедино последние исследования ученых, касающиеся той пользы, которую приносит людям чтение именно художественной литературы. Подборка составлена по материалам СМИ, выбраны только те материалы, где есть указание на организацию, проводившую исследование, и хоть какое-то описание экспериментальной методики.

Матвеева, Екатерина: Полиглот по собственному желанию

Начнем с поэзии. Ученые из Ливерпульского университета измеряли активность мозга испытуемых во время чтения ими стихов Шекспира, Элиота и других известных поэтов. Выявлено, что чтение поэзии приводит мозг в состояние повышенного возбуждения, сохраняющегося и после прекращения чтения. Особенно активизировались зоны, связанные с автобиографической памятью. Дополнительно ученые пересказали содержание стихотворений «своими словами». Так вот, чтение этих пересказов не оказывало почти никакого влияния на мозговую активность.

Исследователи из Университета Эмори в Атланте проводили магнитно-резонансную томографию (МРТ) 12 студентов, которые каждый день прочитывали по 30 страниц исторического триллера Роберта Харриса «Помпеи». Сканирование показало, что чтение вызывало повышенную активность в левой височной доли коры мозга, связанной с речевой деятельностью и когнитивными способностями в центральной извилине, отвечающей за сенсомоторные реакции. Причем возбуждение сохранялось в этих областях и спустя время после прочтения книги. Ученые выяснили также, что читатели переживают опыт «телесной семантизации», когда в процессе обдумывания того или иного действия конфигурация межнейрональных связей начинает повторять их конфигурацию в момент совершения этого действия. К примеру, мысли о плавании могут приводить к образованию тех же межнейрональных связей, что и сам физический процесс плавания.

Читайте также:  Полезные перекусы на работе

Мариупольская, Виктория: Чтобы вы гордились детьми, а дети — вами

Специалисты из Оксфордского университета также использовали МРТ и выяснили, что при чтении у человека активизируются те же самые участки мозга, как и при наблюдении описанных в книге сцен вживую. Профессор оксфордского университета Джон Стейн утверждает: мы настолько «вживаемся» в происходящее, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы мы реально участвовали в описанном. Иными словами, утверждение: «Читатель проживает тысячи жизней», — очень недалеко от истины.

А в 2008 году исследователи из Университета Дьюка выяснили, что чтение может быть использовано при лечении от ожирения. Они обследовали 30 девочек в возрасте от 9 до 13 лет, страдавших ожирением. Одним из них предложили прочитать роман «Спасительное озеро» — о девочке с избытком веса и низкой самооценкой, которая пытается похудеть. Вторая группа читала книгу, где такого персонажа не было, а третья вообще ничего не читала. В результате снижение индекса массы тела в первой группе почти в два раза превысило результаты второй и третьей групп. Ученые связали это с влиянием чтения на мотивацию девочек. Польза чтения специфической литературы подтверждалась и в других исследованиях.

Миваки, Ингмар: Тот, кто не спит

Коллектив ученых (преимущественно из Франции) под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene) сравнивал активность мозга (с помощью всё того же МРТ) неграмотных людей, людей, научившихся читать в зрелом возрасте и «обычных», грамотных с детства. Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров. Но не только это характеризует работу „грамотного мозга“ — даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Исследователи из Стэнфордского университета попросили группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). Причем разными способами. Сперва они читали «просто так», а потом их просили сосредоточиться на анализе текста, как будто им нужно будет сделать доклад на научной конференции. Обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. При переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге.

Нейрофизиолог Дэвид Льюис с коллегами провели исследование, как разные виды активности способствуют снятию стресса. Группу добровольцев вводили в состояние стресса, а затем предлагали этот стресс снять при помощи того или иного метода. Оказалось, что самым эффективным антистрессом является именно чтение. Шести минут чтения было достаточно для того, чтобы расслабить мышцы и нормализовать частоту сердечных сокращений. Чтение обошло такие методы как прослушивание музыки, распитие чая и прогулка.

Колядина, Елена: Цветочный крест. Потешная ракета

Американский исследователь Роберт Уилсон с группой ученых в течение 6-ти лет наблюдали за группой из почти трехсот человек старческого возраста (в среднем около 89 лет). А после смерти испытуемых их мозг исследовали на наличие патологических изменений. Оказалось, что люди, которые на протяжении жизни читали больше среднего, на 32% меньше были подвержены проблемам с памятью, в то время как люди, которые совсем не читали, теряют память на 48% быстрее тех, кто уделяет среднее количество времени на эту активность.

Теперь перейдем к несколько неожиданным исследованиям. Вопреки распространенному мнению, сотрудники университета Тулузы доказали, что читать во время еды не только не вредно, а наоборот — полезно! У тех людей, которые не расстаются с книгой за столом, пища усваивается гораздо лучше, чем у тех, кто смотрит телевизор. Во время чтения человек пережевывает пищу медленнее, в результате чего еда поступает в желудок в более измельченном виде и хорошо пропитывается пищеварительными соками.

Ученые Нюрбергской академии нравственного и физического здоровья пришли к ещё боле экзотическому выводу. Оказывается, полезно читать в туалете. Особенно тем, кто страдает запорами. Текст отвлекает читателя от собственных переживаний, а захватывающий сюжет благоприятно влияет на сокращение стенок кишечника, поэтому исследователи рекомендуют оставлять в туалете детективы и шпионские романы.

Но вне конкуренции оказались сексологи из лаборатории эякуляторной патологии при госпитале святого Патрика. Эти ребята установили, что определенную пользу может принести чтение.. да, во время секса! Оказалось, что чтение математических книг во время соития способствует продлению полового акта. Я, по правде сказать, не рискну воспользоваться этим ценным советом, но если кто-то попробует — пишите в комментариях, что получилось.

Ну а самую большую пользу от чтения выявили вовсе не ученые, а полицейские Новосибирска. В феврале прошлого года в городе произошел такой инцидент. Давний «приятель» девушки, видимо решил насильно вернуть её расположение и угрожая пистолетом пытался затащить в свой автомобиль. Друг девушки, оказавшийся поблизости, решил помешать и получил пулю прямо в грудь. Однако, пуля застряла в страницах книги, лежавшей в нагрудном кармане парня, который в результате отделался ушибом.

На этом мы заканчиваем наш и без того затянувшийся экскурс в науку. Надеюсь, что теперь вам будет что сказать на вопрос: «Чем вообще полезно, твоё чтение?» Ведь польза чтения – научно доказанный факт.

источник

Писатель Рэй Брэдбери утверждал, что люди, никогда не интересующиеся книгами, совершают настоящее преступление. С этим мнением едва ли согласятся те, кто предпочитает книгам просмотр телепрограмм, общение в интернете, игры. В чем же заключается польза чтения, насколько она велика? Чего лишается человек, в жизни которого не находится времени для хорошей литературы, современной и классической?

Дени Дидро любил повторять, что индивидуум, пренебрегающий книгами, утрачивает способность мыслить. Следит ли читатель за развитием детективной истории или погружается в мир фантастической вселенной — он думает вместе с автором. Человек пытается понять главную мысль писателя, наталкивается на оригинальные идеи, получает новую информацию. Все это способствует развитию логического мышления.

Польза чтения литературы заключается также в укреплении памяти. Сюжет складывается из обилия мельчайших деталей. Для его понимания читатель должен запоминать имена персонажей, их черты характера, внешность, действия. Позволив романам, детективам, триллерам в мягких и твердых обложках стать частью своей жизни, люди замечают, насколько вырастает их способность к запоминанию необходимой информации в быту и на работе.

Те, кто не обращает внимания на высказывания о пользе чтения, не берут в руки книги, отказывают себе в праве на развитие. Они «варятся» в одинаковых идеях, мыслях, планах, не давая пищу уму и не тренируя память.

Креативное мышление, воображение – эти «инструменты» обязательны для человека, какую бы профессию он ни предпочел. Джозеф Конрад, принадлежащий к категории классиков английской литературы, утверждал, что писатель создает лишь половину книги. Все остальное дописывают читатели, обращаясь к собственной фантазии. Подобные высказывания о пользе чтения имеют веские основания.

Человек, перелистывающий страницы художественного произведения, неосознанно вызывает в голове образы происходящего. Читатель воображает себе внешность и наряды героев, обстановку, в которой они находятся. Фантазия подсказывает запахи, голоса, звуки. Польза чтения не вызывает сомнений, так как развивается креативное мышление. Люди легче справляются с придумыванием новых идей, что положительно сказывается на карьере, отношениях, качестве жизни.

Ульям Фелпс – писатель из США, всегда деливший читателей на две категории. Представители первой группы, по его словам, читают для запоминания. Вторые занимаются этим для того, чтобы забыть. Какая польза от чтения книг, если добытые сведения быстро исчезают из памяти? Люди, умеющие запоминать информацию, полученную благодаря литературе, расширяют собственный кругозор.

Книги – кладезь самых разнообразных сведений, это касается произведений, относящихся к любым жанрам. Польза чтения состоит в том, что человек знакомится с историческими событиями, узнает интересные факты, посвященные незнакомым странам и городам, лучше понимает людей, которые их населяют. Фактически качественный роман становится эффективной альтернативой путешествию.

Какая польза от чтения? Человек, увлекающийся художественной литературой, не ограничен рамками одной жизни – своей собственной. Он примеряет на себя судьбы различных персонажей, существовавших в действительности или выдуманных писателем. Он испытывает эмоции, которые появляются у героев, перенимает их жизненный опыт. Читателю уже не нужно самостоятельно совершать ошибки, он может брать уроки у других.

Декарт любил сравнивать чтение художественных произведений с беседой. При этом собеседниками читателя, по его словам, становятся умнейшие люди из прошлого и настоящего, которые рассказывают ему лишь наиболее важные свои идеи. Польза чтения заключается не только в возможности узнавать новое. С человеком, увлекающимся книгами, интереснее разговаривать.

Чтение не только расширяет число тем для общения. Штудирование литературы способствует формированию речевых навыков. Заядлых читателей легко узнать по способности передавать мысли словами – ясно и красиво. Благодаря книгам люди успешно развивают в себе талант рассказчика. Плюс – увлечение чтением подразумевает умение оценивать ситуацию с позиции другого человека, дарит гибкость, способность к сопереживанию.

Бенджамин Франклин всегда советовал окружающим уделять много времени книгам, однако относиться к ним избирательно. Доказано, что расширению словарного запаса, умению писать грамотно способствуют в первую очередь произведения, признанные классикой. Фактически читатель берет уроки у лучших авторов, активно задействует и развивает зрительную память.

Многие цитаты о пользе чтения касаются новой информации, открывающейся читателю. Благодаря книгам человек не только начинает писать и говорить без ошибок, правильно строить предложения. Он постоянно запоминает новые слова, понятия, термины. Его словарный запас становится значительно богаче.

Монтескье однажды поделился с близкими друзьями своей привычкой хвататься за литературу всегда, когда в жизни случаются неприятности. Если верить его словам, не бывает горя, справиться с которым не поможет хорошая книга. К тому же зачастую именно художественные произведения подсказывают простые выходы из безвыходных ситуаций.

Вооружившись книгами, каждый человек способен «отложить» собственную старость, предотвратить развитие болезни Альцгеймера, слабоумия. Это объясняется тонусом, в котором неизменно пребывает мозг. Даже рассуждение о пользе чтения тренирует ум, это касается и логических задач, которые постоянно подбрасывает читателям автор увлекательного произведения. Размышление – эффективная зарядка для мозга, позволяющая избежать возрастного снижения умственных способностей.

Расслабление – далеко не единственный ценный эффект, который производится отличными книгами на читателя. Если верить исследованиям, художественные произведения помогают людям, страдающим бессонницей, забыть о подобных проблемах. Чтение литературы перед сном становится приятной традицией, которая помогает организму быстро настроиться на засыпание. К тому же именно в это время полученная информация лучше всего откладывается в голове.

Ритм современной жизни таков, что обитатели 21 века редко получают возможность сосредоточиться на единственном деле. Человек старается распределить внимание между работой, разговорами по телефону, поиском информации в сети и множеством других дел. В итоге практически исчезает способность к правильной концентрации, которая часто оказывается необходимой.

В процессе чтения люди сосредотачиваются на сюжете, не отвлекаясь на интернет и другие блага цивилизации. Читатель тренирует внимательность, подмечая детали, вскользь упомянутые писателем. Проблемы с концентрацией полностью испаряются, что улучшает качество жизни, ускоряет решение повседневных задач.

Цицерон не придавал значения книгам, которые не приносят читателям удовольствие. Однако приятное времяпровождение успешно сочетается с постоянным обучением. Психологи активно выступают за поглощение художественной литературы в любом возрасте не зря. Книги положительно сказываются на эрудиции читателя, что дарит ему большую уверенность в себе. Человек обретает собственный взгляд на многие злободневные проблемы, способен поддержать беседу, в которой необходимы фундаментальные знания. Все это становится вкладом в укрепление самооценки.

Чаще всего читателями вырастают люди, которым родители вкладывают книги в руки в детстве, поощряя собственным примером. Мамы и папы должны не рассуждать о падении уровня образования в современных школах, а пристрастить своего ребенка к чтению литературы.

источник

Что дает человеку чтение книг? Какие преимущества у чтения перед другими доступными видами досуга?

Наверняка, многие из нас еще с детства усвоили незыблемую истину – читать книги полезно. Вот только кому и зачем – не совсем понятно. Что дает чтение книг человеку? В чем их преимущество перед другими источниками информации? И, если оно действительно есть – тогда почему сейчас люди так мало читают?

Современный мир и желание идти (а порой и бежать) в ногу со временем и модой вносят свои коррективы в нашу жизнь. Хотим мы этого или нет. И вот уже нередко милому сердцу томику мировой классики предпочитается вечер перед телевизором или компьютерная «стрелялка». Да и нужную информацию можно «выудить» из других источников – аудио-кастов, фильмов, СМИ, различных вебинаров, да и просто заметок из всемирной паутины. Кроме того, на чтение книг, даже при огромном желании, может банально не хватать времени. Вот и получается, что в наше время все чаще и чаще люди в ответ на вопрос: «Какую книгу ты сейчас читаешь?» отвечают: «А я не читаю книг». Особенно это касается подрастающего поколения, которое буквально с роддома окружено множеством удобных гаджетов.

Конечно, не нам судить, хорошо это или плохо. Время не стоит на месте, и, скорее, можно утверждать, что все изменения вполне ожидаемы и закономерны. Согласитесь, достаточно странно ожидать от современного школьника, что он будет сидеть и писать реферат (от руки!) в библиотеке, перелопатив гору литературы. Нет, конечно же, он скорее введет тему в поисковик, и добрый гугл выдаст ему уже несколько почти готовых работ – бери, выбирай, компонуй, и готово! Да и мировую литературу, скорее всего, он прочитает по дайджесту – там ту же «Войну и мир» кратенько интерпретировали в восьми-десяти страницах, и сразу понятно, кто кому кто и зачем. Прочитал – и вперед, сдавать экзамен. И, если один раз «прокатило», второй, третий… Как вы думаете, увидит ли ребенок смысл в чтении «подлинников», получит ли удовольствие от самого процесса чтения книг?

Читайте также:  Книги полезные для юриста

Вопрос спорный. С одной стороны, положительные наглядные примеры «читающих» родственников и друзей наверняка смогут пробудить интерес к чтению у любого. И особенно – у формирующегося человека. Но что делать, если в библиотеке родительского дома на полках стоят только «Русско-английский словарь» и «Как правильно забить гвоздь»? Да и дитя видит маму и папу читающими максимум глянцевые журналы и желтую прессу? Вряд ли у него проявится интерес к мировой классике литературы, верно?

И фраза: «Его должны научить в школе!» — не оправдание. Научить-то научат, еще ни один школьник не получил аттестат, не умея читать в принципе. Вот только «уметь» и «активно пользоваться» — вещи откровенно разные. И особенно в отношении книг.

У более взрослого поколения есть свои законные «отговорки». Первая и главная – недостаток времени. Бесспорно, занятость современного человека очень велика. Но только и тут есть одно «но» — по статистике, наиболее успешные люди много читают. Всегда. Хотите сказать, они менее заняты, чем все остальные? Данный вопрос здесь не для того, чтобы кого-то обидеть или спровоцировать, — нет, это просто информация для размышления. И, как всегда, только вы вправе решать, что с ней делать.

Что же такого дает чтение книг? Рассмотрим подробнее..

Ученые выделяют 10 основных причин, по которым чтение книг для человека является очень полезным и важным занятием:

1. Улучшение воображения и повышение креативности. Читая книги, мы сами рисуем себе картину всего происходящего по сюжету. Слова обретают новую жизнь, преображаясь в нашей фантазии. В нашей голове «рисуются» звуки, образы, запахи читаемой истории. Такие упражнения чудесным образом тренируют мозг, а именно его «творческую мускулатуру».

Кроме того, чтение «чужих» произведений может спровоцировать нас самих на генерацию новых идей. Не столь важно, будет ли это мысль самому написать какое-то произведение или изобрести что-то новое, или попросту придет идея-толчок к решению давней проблемы. Главное, что эти идеи могут помочь изменить вашу жизнь. А, возможно, и жизнь других людей тоже.

2. Хорошее психическое здоровье. По исследованиям ученых, чтение в силах замедлить и даже предотвратить такие серьезные проблемы, как слабоумие и болезнь Альцгеймера. А все потому, что при чтении мозг постоянно находится в тонусе, он активен, то есть, по сути, это для него та же зарядка, что для тела – физическая тренировка. Те люди, которые за свою жизнь много читали, позже начинают замечать возрастные ухудшения умственных способностей и памяти по сравнению с «нечитающими» ровесниками.

Кроме того, ритмика и богатство книги способны успокаивать психику и помогать организму освободиться от стресса. Сейчас это особенно актуально, ведь огромное количество людей ежедневно переживают стрессовые ситуации.

3. Уверенность в себе и своих силах. Наблюдения исследователей показали, что чтение книг помогает людям становиться более уверенными. Неудивительно, ведь начитанный человек обычно эрудирован, способен продемонстрировать в разговоре фундаментальные знания в той или иной сфере, вследствие чего непроизвольно начинает вести себя более собрано и уверено, его самооценка находится на адекватном уровне.

4. Увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности. Здесь, наверное, не стоит долго объяснять. Читая произведения различных жанров, человек нередко сталкивается с незнакомыми словами, терминологией, обычно не использующейся в повседневном общении. Можно посмотреть значение слова по словарю, а можно и просто понять его по контексту.

5. Хороший сон. По мнению исследователей, систематическое чтение перед сном приятной литературы способно улучшить сон. И это понятно, ведь организм привыкает к такому режиму, и вскоре чтение становится сигналом для тела – близится отход ко сну. К тому же, после такого мягкого засыпания вы и утром будете намного бодрее.

6. Улучшение внимания и способности к концентрации. В современном мире мы привыкли постоянно совмещать несколько дел, разделять внимание между интернетом, телефоном, общением с другими людьми и массой прочих вещей. Но благодаря такому разделению нередко теряется качество того или иного процесса, утрачивается способность сконцентрироваться на одном-единственном особенно важном деле. При чтении же мы обязаны сконцентрировать внимание на содержании книги, не отвлекаясь на все остальное. Кроме того, чтение книг помогает развить объективность, способность к принятию взвешенных решений.

7. Развитие памяти и мышления. По данным ученых, люди, регулярно читающие книги, хотя бы в течение одного часа в день, тренируют и улучшают свою память. Естественно, ведь каждый день они запоминают какую-то новую для себя информацию. Те же, кто ежедневно «варится» в одной и той же обстановке, информации и идеях, не тренируют свою память, и, следовательно, не в состоянии запоминать больше.

Кроме того, для понимания книги и дальнейшего разворачивания сюжета необходимо помнить множество вещей: характеры героев, их взаимосвязи, другие подробности. Это очень тренирует и память, и мышление. При чтении книги мы склонны больше рассуждать, представлять в воображении множество деталей: внешний вид персонажей, их одежду, окружающую остановку. Все это помогает нам понять в полной мере саму идею произведения, прочувствовать его «на вкус». Чтение книг развивает аналитическое мышление. Читающие люди видят и определяют закономерности в разы быстрее «нечитающих». Благодаря чтению книг, наш ум становится более острым, сильным и быстрым, укрепляются связи головного мозга, повышается интеллект в целом.

8. Развитие общительности и сопереживания. Чтение книг улучшает также и наши речевые навыки, появляется способность красиво, четко и ясно выражать свои мысли словами. Повышается талант рассказчика, общаться становится проще и легче. Читающие люди имеют намного больше шансов стать интересным собеседником и производить впечатление на людей, чем те, кто не относит чтение к списку любимых дел. Конечно, ведь у первых всегда есть множество новых тем для разговора, почерпнутых из литературы.

Помимо этого, чтение способно воспитывать в человеке склонность к сопереживанию другим людям. Появляется уникальный шанс как бы «побывать в шкуре» другого человека, взглянуть на мир его глазами, увидеть его чувства и мысли. Даже (и тем более) если его мир очень отличен от вашего. Читающий человек перестает смотреть на все происходящее из одной точки – он становится способным лучше чувствовать других и сопереживать им.

9. Расширение кругозора. Конечно же, книги способны дать человеку огромное количество новых знаний! Мир нечитающего человека обычно тесен. Ведь любые другие источники информации, даже и более популярные, способны давать малые крупицы всех тех знаний, которые находятся вокруг вас. Чтение книг открывает человеку все величие мира, такого, каким он есть на самом деле.

Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь — свою собственную. Любители же книг имеют свободный доступ к огромному количеству жизней реальных и придуманных персонажей, могут проживать с ними их чувства и испытывать все то, что испытывали они. Появляется уникальный шанс почерпнуть жизненный опыт и уроки других людей. Это ни в коем случае не мешает приобретению собственного опыта – наоборот, наблюдая причинно-следственные связи в том или ином произведении, вы можете предостеречь себя от совершения ошибок.

Также чтение книг является вторым (после путешествий) по информативности способом познать культуру и жизнь других народов и стран. Чтение литературы о разных странах помогает открыть, по сути, новый мир, здесь, в вашем уютном кресле, не переступая порога дома.

10. Самосовершенствование. Помимо всего прочего, чтение книг способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. Ставя себя на место героя произведения, и задав себе вопрос: «А что бы я сделал на месте этого персонажа?», можно получить неожиданный ответ. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.

Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Кроме того, читающий человек надолго остается молодым – ведь старость начинается со старения мозга, а увлеченному читателю это не грозит!

Конечно, здесь мы назвали только самые популярные причины, побуждающие человека читать книги. Наверняка, у вас есть свои секреты по этому поводу. Может, вы просто любите это медитативное состояние, близкое к невесомости, когда вас поглощает интересное произведение. Или вы ищете в сюжете идеи для своей новой книги. Каждый находит свои причины, важные именно для него. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства. Разве это – не чудо, придуманное для блага всего человечества?

«Хороших вам книг, интересных сюжетов и настоящего счастья!»
Анна Кутявина

источник

Зачем читать книги? Читающий человек получает много преимуществ, с которыми мы и ознакомимся в этой мотивирующей статье.

1) Чтение расширяет кругозор. Книги — это кладезь самых разнообразных знаний. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Саморазвитие и самосовершенствование, история и фантастика, фэнтези и приключения, детективы и юмористические рассказы — друзья, жанров книг огромное количество, и практически в каждом из этих жанров можно найти что-то полезное для себя. Дерзайте!

2) Чтение развивает воображение. Книги позволяют нам оказаться в другом мире или задуматься о том, о чём раньше не думали. Мы заполняем наше воображение тем, о чём пишет автор, визуализируя происходящее в книге. Благодаря регулярному чтению у нас развивается весьма богатое воображение: представить можно что угодно и как угодно. И такая возможность весьма кстати, ведь это значительно повышает уровень креативности и развивает нестандартное мышление.

Интересный факт : влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, немецкий философ Артур Шопенгауэр считает, что чрезмерное чтение не только бесполезно, но и вредно. Причина этого, по словам философа, заключается в том, что читатель через книги получает чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он дошёл до этого самостоятельно. Кроме того, происходит ослабление разума читателя из-за привычки искать идеи во внешних источниках, а не в своей голове.

Достаточно необычное мнение, которое, тем не менее, имеет право на жизнь. Но всё же, друзья, умные люди, как правило, читать любят, а глупые — вообще не читают. Эта простая тенденция прослеживается довольно явно.

3) Чтение помогает общаться с людьми. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо прокаченными речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Читая книги, вы становитесь интересным собеседником. Особенно сильное впечатление вы можете произвести на тех людей, которые мало читают.

4) Чтение делает нас умнее. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять тут или иную идею произведения. Как вы знаете, уважаемые читатели СиЗОЖа, то, что не используется — атрофируется (за ненадобностью). И наоборот: то, что постоянно используется, в итоге растёт, становится больше, развивается. Именно поэтому при регулярном напряжении мозга чтением книг мы становимся умнее и образованнее.

5) Чтение развивает память. Слежение за ключевыми мыслями и (или) сюжетной линией книги приводит к улучшению памяти. Опять всё просто: память используется — память прокачивается.

6) Чтение делает нас моложе. Давно доказано, молодость тела зависит от молодости мозга. Другими словами, если мозг дряхлый, то и тело будет ему соответствовать. А так как при чтении книг мы активно используем и развиваем наш мозг, то и на общем состоянии организма это сказывается только положительно. Читайте и молодейте, друзья!

7) Чтение улучшает концентрацию. Польза чтения состоит и в том, что во время этого процесса мы концентрируемся на содержании произведения. Сейчас всё больше людей испытывают проблемы с концентрацией, поэтому навык концентрации во время чтения книги окажется весьма полезным.

8) Чтение увеличивает словарный запас. Ну здесь всё понятно — читая, вы зачастую сталкиваетесь со словами, которые не используете в повседневной речи. Регулярно читая, вы сильно пополняете свой словарный запас. Это, в свою очередь, исключает ситуации, когда вы не можете выразить свои мысли. Больше никаких «Эээээ…», «Блин, забыл, как оно…» — теперь вам будем гораздо легче подбирать нужные слова благодаря богатому словарному запасу.

9) Чтение делает нас увереннее. Теперь в общении мы можем продемонстрировать глубокое знание предмета, свою образованность, эрудицию в самых разных областях. Благодаря этому мы невольно начинаем вести себя более уверенно и собранно. Кроме того, признание окружающими наших познаний положительно сказывается на самооценке.

10) Чтение помогает отдохнуть. Техносфера загоняет людей в постоянный стресс, когда даже дома, после работы, человек остаётся напряжён. Чтение книг — это отличный способ расслабиться и хорошо провести время. Более того, чтение книг является замечательным отдыхом. После достойной книжки вы обязательно испытаете душевный подъём и получите пищу для ума.

Итак, друзья, как вы могли убедиться, чтение книг — весьма полезное времяпровождение.

Что делать, если вы хотите читать, но не можете себя заставить? Читайте по чуть-чуть, по несколько страниц. Если книга вам по душе, то вы обязательно втянетесь.

Что делать, если вы сильно устаёте после работы? Тут, ребята, тоже всё решаемо. Слушайте аудиокнижки! Конечно, выбор в сравнении с печатными изданиями здесь поменьше, но найти что-то стоящее получится обязательно.

Что делать, если ребёнок не хочет читать? Насильно любовь к чтению не привить. Лучший способ влиться в мир чтения — это расти в читающей семье. Да, да, именно ваш личный пример будет самой эффективной мотивацией для вашего ребёнка читать книжки.

На этом всё. Читайте и получайте удовольствие! И до скорых встреч на страницах СиЗОЖа!

источник

Источники:
  • http://brodude.ru/kniga-drug-cheloveka-zachem-chitat-xudozhestvennuyu-literaturu/
  • http://studwood.ru/1690898/pedagogika/polze_chteniya_hudozhestvennoy_literatury_lyubogo_cheloveka
  • http://animedia-company.cz/use-of-reading-blog/
  • http://fb.ru/article/213006/polza-chteniya-literaturyi-tsitatyi-o-polze-chteniya
  • http://f-journal.ru/zachem-chitat-knigi/
  • http://sizozh.ru/polza-chteniya-10-prichin-chitat-knigi