Меню Рубрики

Что полезного может дать литература прошлого современному человеку

Ни за что не отказывайся от удовольствия прочитать хорошую художественную книгу. Некоторые считают чтение ради развлечения пустой тратой времени и даже предпочитают книгам кино, мотивируя это тем, что якобы в чтении нет никакого смысла. Зачем позволять своим мыслям бесцельно бродить вдали от реальности, когда в мире осталось столько всего непознанного?

Даже если ты читаешь не художественную, а документальную литературу, это идет тебе на пользу и автоматически делает тебя круче тех, кто не читает. Чтение помогает развивать ум, делает тебя более образованным и дает тебе пищу для размышлений. В этом списке на первое место я бы поставил рассуждения: любой человек может получить из книги информацию, но самая важная составляющая процесса чтения — способность эту информацию анализировать, давать ей оценку и взглянуть на нее с разных точек зрения. Как ты можешь применить эту информацию к жизни? Имеет ли она отношение к реальному миру? Ты можешь воспринимать ее объективно или трактуешь ее тенденциозно в силу своей личной точки зрения? Что эта информация для тебя значит?

Документальная литература дает нам голые факты и наращивает нашу эрудицию, в то время как художественная литература открывает наш разум для творчества, увеличивает наш словарный запас, влияет на наши эмоции и усиливает когнитивные способности. Есть определенные причины, чтобы читать художественную литературу и таким образом стать лучше.

Человеческая способность творить поддерживается за счет новых идей, точек зрения и мнений. Художественная литература показывает нам мир с новой точки зрения, заставляет взглянуть на всё через новую призму. Наш ум открывается навстречу авторской точке зрения, мы пытаемся предугадать сюжет и предположить, как он стал бы развиваться при других обстоятельствах или же в реальном мире, живущем по известным нам законам. Художественная литература помогает нам открывать новые идеи.

Будучи взрослыми людьми, мы можем пользоваться свой фантазией, как дети, если не бросим читать. Чтение — это нечто вроде диалога читателя и автора. Когда ты читаешь книгу, ты выступаешь в роли соавтора, соединяя фантазию с текстом и интерпретируя слова. Так ты можешь смотреть свое собственное кино, которое никто кроме тебя не видит, на самом огромном в мире экране с невообразимыми спецэффектами и максимальной детализацией — если ты этого захочешь. Читая, ты видишь перед собой образы, которые больше никто и никогда не видел — даже во время чтения той же самой книги. Наша фантазия продолжает развиваться, если мы не бросаем читать.

Когда ты поглощен талантливо написанным романам, ты с головой погружаешься в эмоции. Ты ставишь себя на место персонажа, ощущаешь его эмоции и пробуешь предположить, что бы чувствовал на его месте. Хороший автор умело направляет эмоции читателя. Исследования показывают, что чтение художественной литературы сильнее развивает эмпатию, чем литература документальная.

Человек, читающий художественную книгу, реагирует на историю сильнее, чем когда читает документальную историю, потому что вымысел — это защищенная арена, где читатель может испытывать любые эмоции и не имеет нужды защищаться. Вымысел не имеет отношения к реальной жизнью, а значит, читатель не связан с реальными историческими событиями и личностями, не соотносит себя с ними и волен сопереживать кому угодно. Более того, читатель может отождествлять себя с персонажем художественной книги, в то время как ассоциировать себя с героем газетных публикаций никому не приходит в голову.

Художественная литература дает читателям больше, чем возможность вынырнуть из повседневности и перенестись в далекие несуществующие миры фантазии. Книги дают нам возможность социальной связи и безмятежного спокойствия, которое появляется оттого, что мы за какие-то секунды начинаем чувствовать себя частью чего-то большего.

В художественной литературе, если она обладает психологизмом, уделяется много внимания мотивации героев, анализу их поведения, их взаимодействия. За счет этого читатель начинает сопереживать персонажам и развивает собственные навыки взаимодействия с другими людьми, учится ставить себя на место других и относиться к ним с пониманием.

Чтение художественной литературы увеличивает наш вокабуляр, развивает нашу речь и даже учит нас писать. Это настоящая практическая польза. Серьезная литература знакомит тебя не только с новыми мыслями и идеями, но и показывает верное употребление грамматики, учит строить предложения и употреблять слова, насчет которых ты сомневался.

Авторы художественной литературы изъясняются в своих книгах иначе, чем документалисты. Ты когда-нибудь замечал, что документальные книги, хотя и наполненные фактами, бывают такими скучными? Всё дело в целях и задачах. Автор художественного произведения пишет по-другому, его язык подчинен сюжету, главная его цель — подать тебе историю, притом подать красиво, точно выразить все смысловые оттенки и сохранить красоту языка. Если его язык не будет близок читателю, тот не станет тратить время, продираясь через недружелюбные языковые конструкции, в то время как документальную книгу он будет читать ради того, чтобы знать факты. Язык в документальных книгах отходит на второй план.

Настоящее литературное произведение — это искусство, ничуть не хуже холста и масла. Каждая картина рассказывает свою историю, каждый роман — свою. Чтение художественной литературы знакомит нас с разными культурами, историческими эпохами, местами и системами ценностей. Любое великое произведение обладает красотой, литература — это часть культурного богатства человечества.

Чем еще хороша художественная литература, так это тем, что она может быть вымыслом на все сто процентов — такие встречаются довольно редко. В большинстве своем художественная литература имеет привязку к конкретным историческим событиям, эпохам, странам, а значит, отражает нравы людей прошлого и их представления о жизни.

Что это такое? Говоря простыми словами, теория разума — это признание того, что у других людей тоже есть мнения, желания и мыслительные способности, отличные от твоих собственных. Развитая теория разума позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми и понимать их мысли, чувства и эмоции. Исследования показывают, что чтение художественной литературы влияет на теорию разума. Читающий человек понимает чужие мотивации и мысли, используя те знания, что почерпнул в литературе.

источник

Современную литературу нужно читать, потому что люди в современной литературе – это мы сами. Приятно осознавать, что всё в нашем мире не стоит на месте, в том числе и литература. Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что писать может каждый, но талант далёко не у каждого человека есть. Многие из современных писателей и драматургов дают литературе новое дыхание еще и по тому, что кардинально меняют её подачу. Многие произведения современной литературы экранизируется. Визуализация в наше время очень важна для общества, и невозможно отрицать, что бывает и так, что экранизация того или иного произведения подталкивает человека к прочтению и осознанию особого метатекста, представленного автором читателю. Известные имена современной литературы, такие как Санаев, Вырыпаев, Пелевин, Улицкая трогают человека, прежде всего потому, что предлагают сюжеты, подчиненные реализму. Многое в современном мире для человека значит и игра. В литературе, как и в жизни, автор предлагает читателю игру с эмоциональным интеллектом, подразумевая полную открытость читателя, его заинтересованность, жизненный отклик на ситуации определенно жизненно направленные. Мы видим, что герои произведений современной литературы похожи на нас самих. То, как они эволюционируют на протяжении всего законченного произведения, находит отклик в наших душах. Современную литературу нужно читать не для саморазвития, а для самоанализа, для проникновения в собственный мир, порой скрытый от человека под многими слоями ненужной информации, суеты и хаоса. Когда- нибудь человек перестанет читать совсем, перестанет брать в руки книги и просто читать, погружаясь в свою атмосферу, перестанет быть открытым литературе. Но пока существуют поэты и писатели, воздействующие на души, литература будет жива.

1. Очень часто приходится слышать такой вопрос: “Вот мы знаем Пелевина, Сорокина, Акунина тоже знаем. Скажите, а есть еще какие-нибудь писатели — хорошие?”

«В ситуации, когда можно так спросить и не сгореть при этом со стыда за собственное невежество, русская литература оказалась впервые. Ее разлюбили. Ею — делая исключение для нескольких раскрученных имен — больше не интересуются. Ее сторонятся. Хотя к ней, впрочем, вполне снисходительны: пусть, мол, пока живет. Но отдельно. Сама по себе. Вдалеке от мейнстрима первоочередных общенациональных и личных забот. В своем, все более и более сужающемся кругу, где друг друга вскоре будут знать в лицо и по имени. В споре физиков и лириков победили бухгалтеры».

В споре физиков и лириков победили маркетологи. Издательство «Эксмо» наводнило рейтинги Марининой, Беляниным, Пановым и прочей хорошо раскупаемой макулатурой, которая с точки зрения художественной ценности годится лишь для растопки камина в коттедже олигарха. Её не перечитывают. В неё не вдумываются. Вдумываться нынче не в моде, и книжный рынок поощряет эту тенденцию. Впрочем, трудно разобраться, что здесь первично, читательская лень или желание наживы у издателей. Одно могу сказать наверняка — современный читатель жаждет найти «хорошего» писателя, но не станет искать его сам. Люди волей-неволей доверяют рынку, а тот, в свою очередь, не упускает возможности поиграть с доверием ленивого читателя. 2.«Если же судить по интересам, современно то, в чем читатель видит адекватность своим ожиданиям и встречает “ответность” своим вопросам. Поэтому сегодня самыми современными можно считать, с одной стороны, Д. Донцову и А. Маринину, а с другой — тех же Пастернака и Ахматову, ставших “брендами”, а не только мифами, порою (и все чаще, увы) вне зависимости от проникновения в суть их творчества».

Прежде чем рассуждать об ожиданиях читателя, следует разобраться, а существует ли однозначная «современность»? Культурные реалии, поддерживаемые традиции, каноны. Существует ли в сознании русского человека устойчивое представление о реальности, в которой он живёт?

Современный человек брошен современностью. От него больше не требуют создания новой национальной идеи. Неудивительно, что в подобной ситуации читатель становится эгоцентричным и во всём полагается только на самого себя. Он ищет в литературе то, что отвечает на его личные вопросы и его личным интересам. Кого заботят жизненные трагедии Ахматовой, когда она так метко пишет о женской любви и преданности? Кого волнует целостность текста, если его можно растаскать на цитаты, вырванные из контекста? Загляните в любое тематическое сообщество в социальных сетях — масса разрозненных цитат, утащенных из литературных текстов. И ведь каждому такому обрывку текста можно придать тот смысл, который подходит текущему состоянию отдельно взятого человека. Читатель видит в тексте только то, что хочет видеть. Возможно, так было и раньше, но мне кажется, что в XXIвеке стремление читателя вступить в диалог с автором становится всё слабее и слабее. Безусловно, существует целый пласт современной литературы, помогающий нашему одинокому читателю реанимировать свои способности. Это сверх-современный Маканин, лиричный Довлатов, Л. Улицкая, взывающая к доброй ностальгии. И другие.

3.«В поэзии и прозе нового поколения есть много замечательного, что уже сегодня помогает жить. Новые литературные ландшафты создают впечатление, будто мир растет. Мир идет вширь и вглубь. На фоне сомнительных социальных и житейских перипетий новая глубина литературного пространства зияет влекущими перспективами и обещает одарить небывалым опытом соучастия в жизни более реальной, чем химерная действительность эпохи фикций и зрелищ».

Во фразе про зияющую глубину литературного пространства я вижу скрытое сравнение с дырой. Текущая непроглядность её глубины заставляет всё чаще задумываться о том, что, может быть, миновали те времена, когда создавались монументальные литературные тексты? Впрочем, судить об участи современного литературного процесса становится невероятно трудно благодаря иллюзиям, возводимым «эпохой фикций и зрелищ». Эту иллюзорность мастерски разоблачает в своих произведениях Виктор Пелевин, которого, к счастью, любят и уважают в массовой читательской среде. Чего не скажешь об остальных достойных представителях современной литературы. Идейное пространство их произведений расходится с рыночными трендами. Эти писатели обнажают то, о чём забывает современный человек, который отвлекается на быстрое мельтешение рекламных картинок. Их произведения переняли опыт предыдущих писательских поколений — они по-настоящему глубоки, как глубока по своей сути реальность, в которой мы живём. Жаль только, что редко сейчас можно встретить человека, готового «во всём дойти до самой сути».

4. «Если задуматься, профессиональный критик — это волшебник. Он делает невозможное: быстро (буквально “на бегу”) и качественно анализирует новое произведение, четко определяя его место в литературном процессе. “Зажигает звезды”. И все такое прочее. Чтобы там ни говорили, 90% успеха — это интуиция. Плюс — полный отказ от “яканья” и стопроцентное погружение в материал, “аналитическое растворение” в нем. Критика — это духовная схима и адский труд, а не вальяжное “рассуждательство”, как говорил академик В.В. Виноградов. Не каждый такое выдержит. Вернее — мало кто. Искушения — колоссальны».

Появление профессиональной интуиции критика возможно лишь в том случае, если человек беспристрастно относится к анализируемому материалу. Современная литература подчас настолько эпатажна, что оставаться эмоционально беспристрастным аналитиком тяжело.

Я не могу рассуждать о сути профессии литературного критика в виду недостаточной осведомлённости обо всех тонкостях этой работы, но мне кажется, что труд критика в наше время, при отсутствии цензуры как у издателей, так и у самих авторов, подобен строгому служению в монастыре, где каждый день меняются нравственные устои.

Читайте также:  Какая полезна рыба для детей

Современную литературу нужно читать, потому что, как известно, нужно основательно извозиться в грязи, чтобы обнаружить крупицы золота. Наше поколение без сомнения рождает на свет литературных гениев, осталось только определить таковых среди бесчисленного книжного мусора.

1. Мне кажется, можно согласиться с Чуприным: русскую литературу действительно разлюбили. Разлюбили не потому, что она плохая и уже не актуальная, а потому, что просто она никому не известна. Классику ненавидят и не понимают со школьных времен, а потом, повзрослев и став способными воспринимать такие произведения, люди уже не возвращаются к ней. Российские читатели действительно не знают своих «героев». Знают только «раскрученные» имена. Толстую знают, Пелевина, Рубину знают. Пожалуй, все. То, что я вижу в метро: Рубина, Коэльо, Мураками. Больше зарубежного, чем русского. Это очень печально. Не учась на филфаке, я бы вряд ли прочитала Битова, Соколова, Петрушевскую. Нужно крутиться в определенных кругах, чтобы быть в курсе. Современной литературой интересуются не так много людей, в основном, филологи. Нужно как-то сделать ее модной. Я даже не имею в виду элитарную литературу. Хотя бы беллетристику. Ведь у нас очень много замечательных мастеров.

2. Я практически согласна со вторым высказыванием. Пожалуй, модной литературой будет та литература, которая соответсвует уровню читателя и его ожиданиям. Если захотелось тебе чего-то духовного, возвышенного, пожалуйста: Цветаева, Ахматова, Булгаков. Можно сходить в театр на что-нибудь «такое», на «Евгения Онегина», к примеру. Это будет для души. Даже не обязательно понимать всего смысла прочитанного-просмотренного. При этом мы читаем в метро Донцову, Маринину, и это привычно. У меня учительница по-русскому в школе была такая. Читала все время Донцову, потому что это расслабляет. Но в отличие от большинства, понимала классику. И это не плохо вовсе, хорошо, если так. Я уверена: то, что сейчас модно из массовой литературы, забудется. К сожалению, только время превращает вещи в классику. Так что придется подождать лет 20-30, когда настоящее станет будущим русской литературы.

3. Для меня современная русская проза – глоток воздуха. Просто ее лучше понимаешь, чем зарубежную. Она ближе. А когда она еще и актуальна, и написана хорошим языком, хочется читать и читать. Мне нравится постмодернизм. Когда смотришь в текст и видишь там много отсылок к классике, понимаешь, что прошлое очень связано с настоящим, видишь мир под другим углом.

4. К сожалению, у нас не так много профессиональных литературных критиков. Я знаю только Прилепина, он же и писатель. Часто критика продвигает свои индивидуальные вкусы и интересы, не растворяясь и не вдаваясь в анализ произведения. Так например, Елена Колядина, неожиданно получившая «Букера» за свой скандальный роман «Цветочный крест» встретила яростное нападение критиков-любителей. Искушения действительно были колоссальны. И вряд ли кто-нибудь возьмется комментировать и анализировать что-то профессионально. Может это отчасти из-за специфики современной русской прозы, не имеющей определенной направленности, не поддающейся стандартизации, такой разной и колоритной, не понятной.

9. Современную литературу нужно читать, потому что она очень расширяет кругозор, окультуривает, она дарит ощущение гордости за Россию: у нас действительно прекрасные писатели. Она показывает, куда движется отечественная мысль сегодня, рассказывает о новейшем.

Современную литературу нужно читать, потому что она помогает лучше разглядеть этот мир, понять его и адаптироваться в нем. Конечно, можно сказать, что эту функцию в достаточной степени выполняют средства массовой информации, но не стоит забывать, что им присуща также и функция воздействия. Масс-медиа хоть и привлекает нас тем, что представляет информацию в доступной и понятной форме, но нужно помнить, что она постоянно искажает информацию, искажает действительность. Современная же литература изображает действительность такой, какая она есть на самом деле. Действительность преломляется лишь через призму авторского восприятия, которое всегда легко заметно (в отличие от манипуляций с информацией в СМИ) и помогает читателю прийти к своему собственному восприятию действительности, найти свою собственную точку зрения. Современная элитарная литература, несмотря на всю ее пестроту, так или иначе изображает окружающую нас действительность, будь то антиутопии или исповедальная проза. Пожалуй, это единственный весомый аргумент в пользу того, что современная литература достойна читательского внимания. Можно говорить о том, что современную литературу нужно читать, чтобы иметь представление о современном литературном процессе и т. п., однако этот аргумент не создаст мотивацию у обычных людей, которые даже не имеют представления о том, что такое литературный процесс. А современная литература предназначена не только для специалистов-филологов и тому подобных людей, она предполагает прочтение любым из нас. Наконец, хочется отметить, что не стоит ждать от современной русской литературы слишком многого, искать в ней возможности и пути для развития своего внутреннего мира, так как она не на это нацелена.

Современную литературу нужно читать, потому что она позволяет:

увидеть мир глазами героев, имеющих другое социальное положение, профессию или культурную принадлежность. Например, в романе С. Минаева «Духless» повествование ведется от лица главного героя, топ-менеджера и тусовщика, а в произведении «Дневник больничного охранника» — от лица охранника, работающего в больнице. В силу загадочности профессии топ-менеджера (вспомним, что менеджером сейчас можно назвать кого угодно), непонятности образа тусовщика и редкости больничного охранника в качестве главного героя произведения привлекают читателей;

понять актуальные проблемы современности;

ознакомиться с разными интерпретациями событий, происходивших когда-то в нашей стране и в мире, и фактов биографии известных людей (например, А. Ковалова и Л. Лурье и В. Попов в своих книгах с одинаковым названием «Довлатов» по-разному интерпретируют некоторые события жизни Сергея Довлатова).

Современную литературу нужно читать, потому что Мышление бывает рациональным, и образным, чувственным. Отвечают за них разные половины головного мозга (коры) В жизни они друг друга гармонично дополняют, так как ни математик не может без искусства не сойдя с ума, так и наоборот, представители искусства обязаны обладать рациональностью и математической логикой. Если технические науки развивают свою часть мозга и психики, то искусство, соответственно, свою. Художественная литература оперирует образами, а потому является искусством — отсюда и зачем её нужно читать. Жанры могут быть самыми разнообразными. Существуют в жизни конкретные понятия : Сила и направление удара, концентрация войск, глубина обороны и прочее. Шахматы, наконец, где надо считать и просчитывать. А существуют такие вещи как честность, совесть, любовь, предательство. как их точно определишь? Вот для выработки умения работы с такими категориями (вроде бы относительными, неконкретными, субъективными. и требуется читать и АНАЛИЗИРОВАТЬ художественную литературу.

Что было б, если вымыслы И выдумки вослед Из головы бы выбросил Однажды целый свет? Учебники бы только Писались для детей, Но не было б нисколько Романов, повестей. Все только бы писали Про то, что достоверно, Но люди бы не знали Дюма и Жюля Верна. И разве кто-то в странном

Современную литературу нужно читать потому, что она, как никакая другая, отражает состояние мира, в котором мы живем. Да, читать классику хорошо, зарубежную литературу – тоже. Но именно современная , точнее даже русская современная литература поднимает вопросы, которыми задаются наши современник, указывает на проблемы, на «больные» места нашего общества.

Одной из доминант современного общественного сознания уже давно стало отсутствие общей, национальной идеи, роль которой раньше играла идеология. Безусловно, последняя – не самая приятная и оправданная из всех еще существующих или недавно существовавших в нашем мире, однако многие годы именно она спасала наше общество от проблемы поиска национальной идентичности и того, что ее формирует. Сейчас история наша, устремленная в будущее ничем не определена: отсутствие идеологии, идей т великих людей, на которых безоговорочно бы все равнялись.

Безусловно, читать или нет — индивидуальный выбор каждого. Вполне вероятно, что читатель не найдет ответов на свои вопросы ни в одной из прочитанных книг, но это даст ему возможность двигаться дальше, искать и находить информацию другими способами.

От нас только зависит, каким будет наше будущее, а авторы дают нам возможность подумать над этим.

Современную литературу нужно читать, потому что это – попытка воплотить вечные вопросы в новой форме, следовательно – продолжение бесконечного диалога писателей, читателей, критиков, философов, etc., который позволяет найти не только полифонию возможных ответов, но и, по прошествии времени, сделать разноликий слепок Эпохи: её нравов, характеров, настроений.

Современную литературу нужно читать, чтобы ориентироваться в современном литературном процессе, знать его сильные и слабые стороны.

Современную литературу нужно читать потому, что это один из самых эффективных способов разрушить стереотипы о ней.

Современную литературу нужно читать, потому что когда-то она станет классикой

Современную литературу нужно читать, потому что это возможность быть в курсе современных тенденций, узнать точки зрения на мир, которые отличаются от собственных и тем самым расширяют кругозор в многих направлениях. Кроме того, современная литература — это всегда опыт, который рано или поздно обязательно пригодится в жизни. В любой ситуации, даже тогда, когда мы этого не ждем.

Современную литературу нужно читать, потому что литература как таковая не стоит на месте, она развивается: появляются новые авторы, произведения, жанры, меняется язык и проблема текста. И я считаю, что человек, который хочет развиваться, не должен останавливаться только на изучении классической литературы, но должен следить и за современным литературным процессом

Современную литературу нужно читать, чтобы понять, куда мы движемся и зачем

Современную литературу нужно читать, потому что это возможность быть в курсе современных тенденций, узнать точки зрения на мир, которые отличаются от собственных и тем самым расширяют кругозор в многих направлениях. Кроме того, современная литература — это всегда опыт, который рано или поздно обязательно пригодится в жизни. В любой ситуации, даже тогда, когда мы этого не ждем.

Современную литературу нужно читать потому, что это один из самых эффективных способов разрушить стереотипы о ней.

Современную литературу нужно читать. И я в этом убедилась на дисциплине «современный литературный процесс». Прежде всего, это часть нашей жизни. Как раньше, Пушкин/Лермонтов/Достоевский/Блок пытались отразить в своих произведениях действительность, так и современные писатели, в силу возможностей каждого, запечатлевают современный поток жизни в текстах. В этом есть момент прикосновения с историей. И порождение классиков на наших глазах заслуживает того, чтобы человек знакомился с современной литературой. Уверена, что каждый читатель способен найти что-то для себя. Ведь современные литераторы настолько не ограничены рамками и представляют разнообразный материал. А какой материал из всего ассорти является наиболее глубоким, как в нем ориентироваться, лично мне, очень помогла дисциплина, в которой я узнала классификацию, а точнее, стратификацию литературы, познакомилась с критиками, мнениями которых о новинках я интересуюсь. Более того, современная литература дает разрозненный материал для лингвистов. Богатая фразеология, игра слов, игра смыслом, переплетение стилей языка – все это может стать интересным материалом для изучения и фиксирования в лингвистических исследованиях

«Современную литературу нужно читать потому, что…»

Я считаю, что современную литературу нужно читать для того, чтобы понимать происходящие в ней изменения, улавливать новые тенденции, видеть, в каком направлении идёт литературный процесс. Не всякая современная литература заслуживает внимания, особенно, если в роли читателя выступает человек, в сферу профессиональных интересов которого не входит знание литературы. В наше время у каждого есть большие возможности и широкий выбор, что читать, и поэтому каждый может найти для себя что-то интересное и близкое.

Современную литературу нужно читать потому, что она является частью нашей жизни и, в какой-то степени, отражением нас самих, отражением нашего общества. Читая её, мы словно читаем себя, мы можем увидеть себя со стороны и правильно оценить себя. Какая бы она не была, современная литература – часть нас, и если она нам не нравится, это повод забеспокоиться, ибо, если она плоха, значит, плохи и мы сами.

Современную литературу нужно читать, потому что она отражает современную действительность, в которой мы живем. Эта литература свободна от цензуры, от каких-либо сдерживающих рамок, она экспериментирует и играет с языком, чрезвычайно исповедальна. Однако будучи страстным ценителем литературы классической, в особенности Л.Н.Толстого, современным книгам я предпочту все же «проверенные временем», в которых есть тот всеобъемлющий фундаментализм, та красота русского литературного языка, которые я очень ценю.

Современную литературу нужно читать, потому чтоона отражает современную действительность. Классика – литературный эталон, образец, можно сказать, вневременной. Но он «не работает» сегодня. А современная литература актуальна именно сегодня, сейчас. Она написана на близком и понятном нам языке. В ней описаны современные реалии.

Но, лично я, предпочитаю читать литературную классику. Я люблю погружаться в размеренный мир прошлых веков.

Современную литературу нужно читать, потому что что многие произведения современной литературы актуальны. Такие книги, тем более, если они грамотно и правдиво написаны, читать необходимо.Но чаще всего они освещают какой-нибудь один актуальный вопрос. Русская нынешняя литература отличается легкостью прочтения, над ней чаще всего не надо задумываться. А это отвечает требованиям современной жизни, темп которой настолько высок, что люди просто не успевают прочитать и вникнуть в серьезные произведения 18-19 веков. Современные детективы и женские романы позволяют расслабиться и не задумываться над прочитанным. Это ни хорошо, ни плохо, просто такая литература, возможно, нужна сейчас, но она уйдет, не оставив следа ни в литературе в целом, ни в головах читателей.

Читайте также:  Как дома испечь полезный хлеб

Чтение современной литературы обогащает читателя новым опытом. В первую очередь, читатель может проследить, как изменилась современная литература по сравнению с литературой прошлых веков. Это очень полезно филологам и просто людям, интересующимся филологией и претендующим на звание людей эрудированных. Кроме того, современная литература отражает, в той или иной степени, современную культурную ситуацию. Литература с помощью художественных приемов фиксирует те изменения, которые происходит в обществе. Ее можно назвать зеркалом современности.

9. Современную литературу нужно читать, потому что Мышление бывает рациональным, и образным, чувственным. Отвечают за них разные половины головного мозга (коры) В жизни они друг друга гармонично дополняют, так как ни математик не может без искусства не сойдя с ума, так и наоборот, представители искусства обязаны обладать рациональностью и математической логикой. Если технические науки развивают свою часть мозга и психики, то искусство, соответственно, свою. Художественная литература оперирует образами, а потому является искусством — отсюда и зачем её нужно читать. Жанры могут быть самыми разнообразными. Существуют в жизни конкретные понятия : Сила и направление удара, концентрация войск, глубина обороны и прочее. Шахматы, наконец, где надо считать и просчитывать. А существуют такие вещи как честность, совесть, любовь, предательство. как их точно определишь? Вот для выработки умения работы с такими категориями (вроде бы относительными, неконкретными, субъективными. и требуется читать и АНАЛИЗИРОВАТЬ художественную литературу.

Что было б, если вымыслы И выдумки вослед Из головы бы выбросил Однажды целый свет? Учебники бы только Писались для детей, Но не было б нисколько Романов, повестей. Все только бы писали Про то, что достоверно, Но люди бы не знали Дюма и Жюля Верна. И разве кто-то в странном Каком-то чудном сне Летел в чужие страны На сказочном коне. Не брали с Дон-Кихота бы Подвижники пример, А рослых отчего-то бы На звали «Гулливер». И не играли б дети В пиратов, в марсиан, И цветик-семицветик Для них был лишь обман. Малыш не знал бы Карлсона, Жил Дядя Федор дома. Всё ясно, всё указано, Всё навсегда знакомо. Но правильный и точный мир С законами науки Был так бы прост, что свет не мил, И выли б все от скуки. Так пусть живут фантазия И персонажи книг! Ведь просто безобразие На свете жить без них!

2. Современную литературу нужно читать, потому что то, что сегодня стало классикой, являлось современной литературой для людей, живших во время ее создания. А для того, чтобы произведение стало бессмертным, надо либо создать его вне времени, либо четко уловить время его создания. Современная литература – это зеркало, индикатор. Она фиксирует состояния и изменения общества, языка, культуры, политики, истории – всего, что относится к миру людей. Современная литература не просто рекомендована, она обязательна для чтения образованному человеку. Современная литература очень многообразна, некоторые ее аспекты не стоит затрагивать, но нужно иметь в виду ели речь идет о массовых, коммерческих проектах. Это, так или иначе, одна из черт времени и потребность общества, указывающая на то, какой процент людей можно считать сознательными. Современная литература это не обязательно новая литература, это то, что востребовано и интересно.

Современную литературу нужно читать, потому что..

Что можно сказать о современной литературе, которая в настоящее время вызывает очень много споров?

Польза. Полезными в наше время считаются книги «Как научиться готовить», «Как сделать прически для собак» и так далее. Без сомнения, эти книги зачастую хорошо написаны, но полезными являются только для определенной небольшой аудитории. Кроме того, полезными считаются такие «произведения искусства» как «Советы для богатого папы», «Как стать стервой» и тому подобное. Полезность же литературы подразумевается в более глобальном смысле. Это просветительские взгляды Льва Толстого, психологические произведения Достоевского, которые научили людей мыслить по-другому.

источник

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

источник

Зачем читать книги? Читающий человек получает много преимуществ, с которыми мы и ознакомимся в этой мотивирующей статье.

1) Чтение расширяет кругозор. Книги — это кладезь самых разнообразных знаний. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Саморазвитие и самосовершенствование, история и фантастика, фэнтези и приключения, детективы и юмористические рассказы — друзья, жанров книг огромное количество, и практически в каждом из этих жанров можно найти что-то полезное для себя. Дерзайте!

2) Чтение развивает воображение. Книги позволяют нам оказаться в другом мире или задуматься о том, о чём раньше не думали. Мы заполняем наше воображение тем, о чём пишет автор, визуализируя происходящее в книге. Благодаря регулярному чтению у нас развивается весьма богатое воображение: представить можно что угодно и как угодно. И такая возможность весьма кстати, ведь это значительно повышает уровень креативности и развивает нестандартное мышление.

Интересный факт: влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, немецкий философ Артур Шопенгауэр считает, что чрезмерное чтение не только бесполезно, но и вредно. Причина этого, по словам философа, заключается в том, что читатель через книги получает чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он дошёл до этого самостоятельно. Кроме того, происходит ослабление разума читателя из-за привычки искать идеи во внешних источниках, а не в своей голове.

Достаточно необычное мнение, которое, тем не менее, имеет право на жизнь. Но всё же, друзья, умные люди, как правило, читать любят, а глупые — вообще не читают. Эта простая тенденция прослеживается довольно явно.

3) Чтение помогает общаться с людьми. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо прокаченными речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Читая книги, вы становитесь интересным собеседником. Особенно сильное впечатление вы можете произвести на тех людей, которые мало читают.

4) Чтение делает нас умнее. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять тут или иную идею произведения. Как вы знаете, уважаемые читатели СиЗОЖа, то, что не используется — атрофируется (за ненадобностью). И наоборот: то, что постоянно используется, в итоге растёт, становится больше, развивается. Именно поэтому при регулярном напряжении мозга чтением книг мы становимся умнее и образованнее.

5) Чтение развивает память. Слежение за ключевыми мыслями и (или) сюжетной линией книги приводит к улучшению памяти. Опять всё просто: память используется — память прокачивается.

6) Чтение делает нас моложе. Давно доказано, молодость тела зависит от молодости мозга. Другими словами, если мозг дряхлый, то и тело будет ему соответствовать. А так как при чтении книг мы активно используем и развиваем наш мозг, то и на общем состоянии организма это сказывается только положительно. Читайте и молодейте, друзья!

7) Чтение улучшает концентрацию. Польза чтения состоит и в том, что во время этого процесса мы концентрируемся на содержании произведения. Сейчас всё больше людей испытывают проблемы с концентрацией, поэтому навык концентрации во время чтения книги окажется весьма полезным.

8) Чтение увеличивает словарный запас. Ну здесь всё понятно — читая, вы зачастую сталкиваетесь со словами, которые не используете в повседневной речи. Регулярно читая, вы сильно пополняете свой словарный запас. Это, в свою очередь, исключает ситуации, когда вы не можете выразить свои мысли. Больше никаких «Эээээ…», «Блин, забыл, как оно…» — теперь вам будем гораздо легче подбирать нужные слова благодаря богатому словарному запасу.

9) Чтение делает нас увереннее. Теперь в общении мы можем продемонстрировать глубокое знание предмета, свою образованность, эрудицию в самых разных областях. Благодаря этому мы невольно начинаем вести себя более уверенно и собранно. Кроме того, признание окружающими наших познаний положительно сказывается на самооценке.

10) Чтение помогает отдохнуть. Техносфера загоняет людей в постоянный стресс, когда даже дома, после работы, человек остаётся напряжён. Чтение книг — это отличный способ расслабиться и хорошо провести время. Более того, чтение книг является замечательным отдыхом. После достойной книжки вы обязательно испытаете душевный подъём и получите пищу для ума.

Итак, друзья, как вы могли убедиться, чтение книг — весьма полезное времяпровождение.

Что делать, если вы хотите читать, но не можете себя заставить? Читайте по чуть-чуть, по несколько страниц. Если книга вам по душе, то вы обязательно втянетесь.

Что делать, если вы сильно устаёте после работы? Тут, ребята, тоже всё решаемо. Слушайте аудиокнижки! Конечно, выбор в сравнении с печатными изданиями здесь поменьше, но найти что-то стоящее получится обязательно.

Читайте также:  Сочинение полезно ли загорать

Что делать, если ребёнок не хочет читать? Насильно любовь к чтению не привить. Лучший способ влиться в мир чтения — это расти в читающей семье. Да, да, именно ваш личный пример будет самой эффективной мотивацией для вашего ребёнка читать книжки.

На этом всё. Читайте и получайте удовольствие! И до скорых встреч на страницах СиЗОЖа!

Счастливый и Здоровый Образ Жизни
Понравилась статья?
Подпишись на СиЗОЖ в соц.сетях ^_^

Писатель Рэй Брэдбери утверждал, что люди, никогда не интересующиеся книгами, совершают настоящее преступление. С этим мнением едва ли согласятся те, кто предпочитает книгам просмотр телепрограмм, общение в интернете, игры. В чем же заключается польза чтения, насколько она велика? Чего лишается человек, в жизни которого не находится времени для хорошей литературы, современной и классической?

Дени Дидро любил повторять, что индивидуум, пренебрегающий книгами, утрачивает способность мыслить. Следит ли читатель за развитием детективной истории или погружается в мир фантастической вселенной — он думает вместе с автором. Человек пытается понять главную мысль писателя, наталкивается на оригинальные идеи, получает новую информацию. Все это способствует развитию логического мышления.

Польза чтения литературы заключается также в укреплении памяти. Сюжет складывается из обилия мельчайших деталей. Для его понимания читатель должен запоминать имена персонажей, их черты характера, внешность, действия. Позволив романам, детективам, триллерам в мягких и твердых обложках стать частью своей жизни, люди замечают, насколько вырастает их способность к запоминанию необходимой информации в быту и на работе.

Те, кто не обращает внимания на высказывания о пользе чтения, не берут в руки книги, отказывают себе в праве на развитие. Они «варятся» в одинаковых идеях, мыслях, планах, не давая пищу уму и не тренируя память.

Креативное мышление, воображение – эти «инструменты» обязательны для человека, какую бы профессию он ни предпочел. Джозеф Конрад, принадлежащий к категории классиков английской литературы, утверждал, что писатель создает лишь половину книги. Все остальное дописывают читатели, обращаясь к собственной фантазии. Подобные высказывания о пользе чтения имеют веские основания.

Человек, перелистывающий страницы художественного произведения, неосознанно вызывает в голове образы происходящего. Читатель воображает себе внешность и наряды героев, обстановку, в которой они находятся. Фантазия подсказывает запахи, голоса, звуки. Польза чтения не вызывает сомнений, так как развивается креативное мышление. Люди легче справляются с придумыванием новых идей, что положительно сказывается на карьере, отношениях, качестве жизни.

Ульям Фелпс – писатель из США, всегда деливший читателей на две категории. Представители первой группы, по его словам, читают для запоминания. Вторые занимаются этим для того, чтобы забыть. Какая польза от чтения книг, если добытые сведения быстро исчезают из памяти? Люди, умеющие запоминать информацию, полученную благодаря литературе, расширяют собственный кругозор.

Книги – кладезь самых разнообразных сведений, это касается произведений, относящихся к любым жанрам. Польза чтения состоит в том, что человек знакомится с историческими событиями, узнает интересные факты, посвященные незнакомым странам и городам, лучше понимает людей, которые их населяют. Фактически качественный роман становится эффективной альтернативой путешествию.

Какая польза от чтения? Человек, увлекающийся художественной литературой, не ограничен рамками одной жизни – своей собственной. Он примеряет на себя судьбы различных персонажей, существовавших в действительности или выдуманных писателем. Он испытывает эмоции, которые появляются у героев, перенимает их жизненный опыт. Читателю уже не нужно самостоятельно совершать ошибки, он может брать уроки у других.

Декарт любил сравнивать чтение художественных произведений с беседой. При этом собеседниками читателя, по его словам, становятся умнейшие люди из прошлого и настоящего, которые рассказывают ему лишь наиболее важные свои идеи. Польза чтения заключается не только в возможности узнавать новое. С человеком, увлекающимся книгами, интереснее разговаривать.

Чтение не только расширяет число тем для общения. Штудирование литературы способствует формированию речевых навыков. Заядлых читателей легко узнать по способности передавать мысли словами – ясно и красиво. Благодаря книгам люди успешно развивают в себе талант рассказчика. Плюс – увлечение чтением подразумевает умение оценивать ситуацию с позиции другого человека, дарит гибкость, способность к сопереживанию.

Бенджамин Франклин всегда советовал окружающим уделять много времени книгам, однако относиться к ним избирательно. Доказано, что расширению словарного запаса, умению писать грамотно способствуют в первую очередь произведения, признанные классикой. Фактически читатель берет уроки у лучших авторов, активно задействует и развивает зрительную память.

Многие цитаты о пользе чтения касаются новой информации, открывающейся читателю. Благодаря книгам человек не только начинает писать и говорить без ошибок, правильно строить предложения. Он постоянно запоминает новые слова, понятия, термины. Его словарный запас становится значительно богаче.

Монтескье однажды поделился с близкими друзьями своей привычкой хвататься за литературу всегда, когда в жизни случаются неприятности. Если верить его словам, не бывает горя, справиться с которым не поможет хорошая книга. К тому же зачастую именно художественные произведения подсказывают простые выходы из безвыходных ситуаций.

Вооружившись книгами, каждый человек способен «отложить» собственную старость, предотвратить развитие болезни Альцгеймера, слабоумия. Это объясняется тонусом, в котором неизменно пребывает мозг. Даже рассуждение о пользе чтения тренирует ум, это касается и логических задач, которые постоянно подбрасывает читателям автор увлекательного произведения. Размышление – эффективная зарядка для мозга, позволяющая избежать возрастного снижения умственных способностей.

Расслабление – далеко не единственный ценный эффект, который производится отличными книгами на читателя. Если верить исследованиям, художественные произведения помогают людям, страдающим бессонницей, забыть о подобных проблемах. Чтение литературы перед сном становится приятной традицией, которая помогает организму быстро настроиться на засыпание. К тому же именно в это время полученная информация лучше всего откладывается в голове.

Ритм современной жизни таков, что обитатели 21 века редко получают возможность сосредоточиться на единственном деле. Человек старается распределить внимание между работой, разговорами по телефону, поиском информации в сети и множеством других дел. В итоге практически исчезает способность к правильной концентрации, которая часто оказывается необходимой.

В процессе чтения люди сосредотачиваются на сюжете, не отвлекаясь на интернет и другие блага цивилизации. Читатель тренирует внимательность, подмечая детали, вскользь упомянутые писателем. Проблемы с концентрацией полностью испаряются, что улучшает качество жизни, ускоряет решение повседневных задач.

Цицерон не придавал значения книгам, которые не приносят читателям удовольствие. Однако приятное времяпровождение успешно сочетается с постоянным обучением. Психологи активно выступают за поглощение художественной литературы в любом возрасте не зря. Книги положительно сказываются на эрудиции читателя, что дарит ему большую уверенность в себе. Человек обретает собственный взгляд на многие злободневные проблемы, способен поддержать беседу, в которой необходимы фундаментальные знания. Все это становится вкладом в укрепление самооценки.

Чаще всего читателями вырастают люди, которым родители вкладывают книги в руки в детстве, поощряя собственным примером. Мамы и папы должны не рассуждать о падении уровня образования в современных школах, а пристрастить своего ребенка к чтению литературы.

источник

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

· Определить роль литературы в духовной жизни общества,

· Сформировать понимание учащихся литературы как искусства слова,

· Выявить уровень литературного развития учащихся.

Кроме литературы, чем и дышать,

2. Беседа над вопросом осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока

(Михаил Щербаков, московский поэт, создатель авторской песни, наш современник).

3. Обсуждение высказываний русских писателей

— Как вы понимаете высказывания русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытайтесь подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции.

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М. Горький.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В. Розанов.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.

4. Выразительное чтение стихов

— Сейчас прочитаем стихотворения, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о роли писателей в обществе.

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Творчество Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо.
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

— Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова?

— Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?

— Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?

— Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?

— Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

6. Беседа, выявляющая уровень литературного развития учащихся

— Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя?

— Какие вечные вопросы поднимались русскими писателями? Как они их решали?

— Как в произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? Назовите произведения, в которых поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию.

— Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?

— Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?

Определите произведения по фрагменту:

1) Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

2) “Ты хочешь знать, что видел я

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Простерты в воздухе давно

И жаждут встречи каждый миг;

— Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, горечь, негодование и другие чувства?

— Какова роль антитезы в литературном произведении? Приведите примеры из русской прозы или поэзии.

— Какую роль играет в художественном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из произведений, изученных в 8 классе.

Ответить письменно на один из вопросов:

1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» ?

2) Какие нравственные ценности утверждает поэма «Мцыри»?

3) Что «дурное в России» высмеивают в пьесе «ревизор» и -Щедрин в сказках?

Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» — древнерусский текст и его перевод на современный русский язык.

источник

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/1770335/
  • http://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/znachenie_literatury/
  • http://vred-ili-polza.ru/chto-poleznogo-mozhet-dat-sovremennomu-cheloveku-literaturnoe-chtenie.html
  • http://pandia.ru/text/80/075/2973.php