Меню Рубрики

Что полезного принес технический прогресс людям

Тема в разделе «Напишите ЭССЕ», создана пользователем world.

Что полезного принес технический прогресс людям?

Какие опасности для человека несет прогресс?

1)Технический процесс принес людям облегчение труда, развитие нескольких сфер науки, техническое развитие, облегчение мышления умственного труда. .
2) Технические процесс несёт такие опасности разного вида излучения, отравления и загрязнения окружающей среды.

Прогресс, можно сказать все в этом мире (сделанное руками человека), все что мы сейчас имеем это все и есть прогресс. Сейчас прогресс почти во всех науках идет стремительным шагом, Экология- это одна из главных проблем сегодня. Про опасность в прогрессе замечательно описывает Хаксли. О дивный новый мир. Там есть почти все проблемы из-за нашего прогресса. Почитай;)

1. Расскажите о происхождении человека. 2. Какие важные изобретения помогли древним людям выжить и развиваться? Объясните, каким образом. 3. Каково значение понятий: технический прогресс, социальный прогресс, хомо сапиенс, орудия труда?

1. Бог создал человека.
2. Огонь, вода, животные(мясо, шкуры)
3. Технический прогресс-человек развивается как человек(строит, охотится и т. д. )
Социальный прогресс-умение общения с другими людьми.
Хомо Сапиенс-человек разумный.
Орудия труда-камни, огонь, дерево, металл и т. д.

ДОКУМЕНТ
Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса. .. В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли. .. Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Так я только ответил на три вопроса на последний не знаю.

1)Глобализация снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. Самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации.

2) Нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

3) Я думаю что можно нравственные ценности, восприятие окружаещего мира и т. д. без этих подходов экономика страны развиваться не будет.

ДОКУМЕНТ
Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса. .. В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли. .. Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

1)Автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли, в связи с глобализацией, ставшей ведущей тенденцией мирового развития. Самобытность этой русской научной школы, что она обладала отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

2) По мнению Л. И. Абалкина, российская цивилизация отличается от Запада тем, что мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

3) да, с автором можно согласиться.

Пожалуйста помогите, нужна помощь

конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если гово¬рить о самом общем определении конфликта, то его мож¬но было бы дать следующим образом: конфликт представ¬ляет собой столкновение интересов различных групп, со¬обществ людей, отдельных индивидов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеи¬ми сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приоб¬щаются к тем целям, которые выдвигают конфликтую¬щие стороны, и воспринимают их как свои собственные. . Разумеется, конфликт может быть вызван существенны-ми причинами, затрагивающими сами основы существо¬вания соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.
Следует отметить бесконечное разнообразие конф¬ликтных ситуаций и невозможность сведения их оконча¬тельно к какому-либо единому началу и общему знаменателю. Все же исторический опыт и социальная практика, позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Назовем четыре основных у источника конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, ко¬торые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конф-ликтах.
Источником обострения конфликтов между больши¬ми группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притяза¬ний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накоп¬ления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода пускового механизма, выводящего нару¬жу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворен¬ность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и ло¬зунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необрати¬мым.
Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимо¬действия людей в обществе, своего рода клеточка соци¬альной жизни.
(Адаптировано по книге: Обществознание: пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов,

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что такое конфликт? Какие причины его возникнове¬ния названы в тексте?
СЗ. Используя содержание текста, определите основные источники конфликтов. Почему эти источники можно отнести к основным?
С4. В тексте говорится о «бесконечном разнообразии кон-фликтных ситуаций». С опорой на обществоведческие знания приведите три примера видов конфликта.
С5. Рассказывая на уроке о социальном конфликте, уче¬ник утверждал, что конфликт нельзя признать нормаль¬ным явлением общественной жизни. Обществу в целом свойственна гармония интересов, а не внутренняя напря¬женность и столкновения. Не все учащиеся класса поддержали это мнение. Какая из двух точек зрения отраже¬на в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий от¬ветить на вопрос.
Сб. Согласны ли вы с тем, что конфликт является стиму¬лом социального развития, прогресса? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

С1. План: 1. Общее определение конфликта 2. Разнообразие конфликтов 3. Источники обострения конфликтов 4. Научное определение конфликта с2. Конфликт- столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта.

с1. план: 1. общее определение конфликта 2. разнообразие конфликтов 3.источники обострения конфликтов 4.научное определение конфликта

с2. конфликт- столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта. конфликт может быть вызван существенны-ми причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.

с3. богатство, власть, престиж и достоинство.Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притязаний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия.

Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию — образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя. .. Организованная когнитивная (познавательная. — Ред. ) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, — пишет М. Кун, — является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. — Ред. ) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п. )». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

источник

Л. Ландау: «Все науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные».

Испокон веков люди постоянно совершенствуют себя (то есть учатся) и всё, что их окружает, чтобы облегчить своё существование и улучшить свою жизнь. В этом и состоит сама суть научно-технического прогресса (НТП). Жизнь постоянно ставит как перед отдельным человеком, так и перед человечеством в целом различные вопросы. Отвечая на них, люди ещё больше узнают об окружающем их мире и ещё больше его совершенствуют.

Читайте также:  Полезные приложения для путешествий

Но может быть, этому есть предел? Может быть, пора остановиться и повернуть «назад, к природе», пока НТП не причинил людям и человечеству непоправимый вред? Жизнь показала, что остановить человечество в его развитии невозможно. И этому есть несколько причин.

Во-первых, без дальнейшего прогресса человечество просто не выживет, оно вымрет от голода, холода и болезней. Во-вторых, невозможно запретить людям думать, развиваться и создавать новое. И в-третьих, в нашем мире всё решают не человечество и не лучшие его представители, а те, кто присвоил себе титул «мировая элита», хотя, по сути дела, таковыми не являются. Это сильные мира сего, которым НТП приносит огромные прибыли, а их предприятия дают работу множеству людей. Поэтому маловероятно, чтобы и те, и другие вдруг разом отказались от своих заработков. Именно поэтому так тяжело решаются вопросы с охраной природы Земли, например, со снижением опасных выбросов в атмосферу. Но решить их можно, и они всё же решаются. И именно наука может подсказать, как избежать опасных сторон НТП, а человеческое общество сделать более совершенным.

Но может быть, существует всё-таки рубеж, за которым совершенствование жизни людей окажется невозможным, а возникающие проблемы решить больше не удастся? К счастью, мир бесконечен, и для его совершенствования существует бесконечное множество решений. К примеру, в музыке существует всего 7 нот. А сколько мелодий люди сочинили за столетия и сколько ещё создадут? Одних только атомов нам известно около 100. Их сочетание может создать бесконечное множество молекул, , а тем более невозможно исчерпать бесконечную вселенную. По-видимому, возможно всё, ну, или почти всё, что человек может себе вообразить. Именно поэтому люди всего за несколько столетий достигли огромных успехов в науке и технике, причём НТП ускоряется.

Природа (или Бог) наделила человека интеллектом, способностью мыслить. Человек не тогда стал Homo sapiens, когда взял в руки палку, а тогда, когда научился сначала думать, а только потом — делать (правда, не все и не всегда этим правилом руководствуются). Именно мышление позволяет человеку разбираться в окружающем его мире, выделять существующие в нём закономерности, а затем, в соответствии с этими закономерностями, планировать свою деятельность и, если потребуется, корректировать её в полезном для людей направлении.

И чтобы реже ошибаться, лучше понимать действительность, люди должны научиться с пользой применять свой интеллект, использовать особые правила мышления, то есть учиться заниматься наукой с целью получения объективных и достоверных результатов. Наука сама по себе не несёт никакой опасности. Учёные работают только потому, что им интересно добывать новые знания, но вот те, кто использует достижения учёных, действуют потому, что это им выгодно, и в этом — зло. В США, например, учёные-исследователи получают примерно в 10 раз меньше, чем сотрудники корпораций, преобразующие новые знания в новую продукцию. Как говорят, у учёного совсем другая система ценностей (если хотите, другая мораль).

Зло несут не атомные бомбы и выбросы промышленности. Зло несут люди, движимые своими внутренними пороками — глупостью, жадностью, эгоизмом, стремлением к неограниченной власти Опасность проистекает не от НТП, а от эгоизма, позволяющего некоторым людям ставить свои личные интересы выше интересов большинства других людей, использовать достижения НТП не только на пользу, но и во вред людям. Опасность исходит от культа безумного потребительства, примитивных желаний, затмевающих голос разума. Вот это и ведёт постоянно человечество к катастрофе. Мало того, безумные магнаты препятствуют развитию науки и образования, доведению до людей в полном объёме достоверных результатов науки, повышению образованности населения. Для них важно, чтобы людьми было легче управлять и манипулировать, а для этого нужно, чтобы большинство людей оставались малообразованными и тёмными, не могли различать правду и ложь, даже если правда просочится в СМИ. Чего стоит одна лишь попытка руководства США запретить публикации об изменении климата.

Попытки остановить НТП в истории человечества уже были. В Египте, Японии, Китае были периоды, когда почти на 1000 лет были законсервированы формы общественной жизни и технологии. Это произошло потому, что правители этих стран решили — управляемое ими общество достигло совершенства, и развиваться дальше не надо. В Англии и во Франции ткачи-кустари восставали и пытались разрушить ткацкие фабрики. Были и другие подобные случаи. К чему это приводило, общеизвестно. Новое всегда побеждало.

В доисторические времена на Земле существовало множество могучих цивилизаций. Ну, и где они теперь? Так что бороться против НТП бесполезно, но нужно добиваться того, чтобы его достижения не использовались во вред людям. Сумели же 1200 учёных-аграриев собраться вместе и принять такое решение против грядущей катастрофы, что сейчас его без всякого принуждения выполняет большинство стран мира, в том числе и прежде всего, — развитые страны, что особенно впечатляет.

Ну, а нам, простым смертным, что делать? Ну конечно, использовать данный природой или Богом интеллект, чтобы применять в повседневной жизни только то, что нам полезно, и не применять то, что вредно (особенно табак, наркотики, алкоголь, непроверенные лекарственные средства, пустопорожние пищевые добавки , ). И в этом деле лучше перебдеть, чем недобдеть, а сомнение толкуется в пользу потребляющего. И тогда будет нам благо, а здоровья прибавится. Поэтому желаю своим читателям здоровья и удачи!

источник

Основная цель данной работы — это выяснить, какие опасности несет научно-технический прогресс.

Научно-технический прогресс (НТП) — это процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне — от фирмы до национальной экономики — под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Широкое распространение сложных технологий началось не так давно. До этого человек по большей части использовал технологии, близкие к тому, что дает природа. К примеру, выращивание разнообразных злаковых и плодовых растений, животноводство, ковка из железа и меди, строительство из дерева и камня и т.д. Но, примерно с середины XIX века, научно-технический прогресс начал быстро развиваться. Появились сложные технологии, создание которых требует коллективного труда, а также больших затрат времени и ресурсов. Как пример таких технологий можно привести искусственные спутники, ядерную энергетику и электронно-вычислительные машины. Однако, также следует принимать во внимание и опасности, которые они несут.

На протяжении многих сотен тысячелетий немногочисленные группы первобытных охотников и собирателей дикорастущих плодов оказывали не большее воздействие на окружающую среду, чем другие виды живых существ, являлись одним из элементов не зависящего от них «естественного равновесия». Положение изменилось с тех пор, когда возникло скотоводство и земледелие. Научно-технический прогресс позволил, а потребности растущего населения заставили позаботиться как об увеличении эффективности общественного труда, так и об использовании природных ресурсов путем изменения культивирования — совершенствования элементов окружающей среды — создания стад животных и полей сельскохозяйственных культур. Строились каналы, ирригационные системы, дороги, распахивались степи — таковы были первые шаги преобразования природы. Это неизбежно сопровождалось вырубкой или выжиганием лесов, истреблением вредителей и хищников, вредных уже не столько для самого человека, сколько для культивируемого им элемента природы. Возрастание материальных, технических возможностей преобразования природы создавало иллюзию всемогущества человека, достижения в недалеком будущем господства над природой, «покорения ее». В течение нескольких тысячелетий никто не обращал внимания на уже проявляющиеся негативные последствия быстро растущего вмешательства в природные процессы.

Научно-техническая революция второй половины XX в., резко ускорив темпы развития материального производства, создала качественно новую ситуацию во взаимодействии общества и природы. В оборот вовлекаются все новые массы сырья, используется все большее количество энергии, осваиваются новые пространства земли и просторы Мирового океана. В целом можно утверждать, что возросшие в колоссальной степени возможности и средства воздействия на природу и столь же возросшие потребности человечества привели к использованию природных ресурсов в объемах, соизмеримых с их общими запасами на планете, а масштабы различных действий человечества — преобразования земной поверхности, круговорота влаги и многих веществ, выработки энергии и др. — стали сравнимыми с соответствующими элементами стихийных явлений глобального порядка. Резко усилилось в последние полтора-два десятилетия негативное воздействие на природную среду со стороны материального производства, ее загрязнение, приводящее иногда к нарушению естественных циклов кругооборота веществ и энергии в природных процессах. Во многих случаях воздействие на среду приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые и опасные последствия. Так, согласно данным серьезных исследований, общий объем загрязняющих окружающую среду остаточных продуктов производства и потребления составил в начале 70-х годов около 40 млрд. т. При этом к 2000 г. он может вырасти при сохранении ныне действующих тенденций в 2,5 раза и достигнуть 100 млрд. т.

Ежегодный выброс нефтепродуктов в Мировой океан составляет 6 млн. т, а по некоторым данным — 10 млн. т. Нефтяная пленка, покрывающая сегодня немалую часть поверхности океанов и морей, влияет на испарение и обмен энергией между атмосферой и океаном. В прибрежных водах большинства развитых в промышленном отношении стран образовались зоны с высокой концентрацией тяжелых металлов, включая ртуть. Способность природной среды компенсировать эти загрязнения ограниченна. В ряде районов с высокой концентрацией промышленности количество загрязнений уже намного превышает возможности природной среды их нейтрализовать. Если не будут приняты серьезные меры, то такая же ситуация в исторически короткие сроки может возникнуть в масштабах планеты в целом.

Обоснованную тревогу вызывают и другие экологические проблемы. Среди них — сокращение лесного покрова планеты. По данным ФАО, площадь влажных тропических лесов уменьшается ежегодно на 15 млн. га. В Восточной Африке она уже уменьшилась на 72%, а в Южной Азии — на 63,5%. Согласно прогнозам, сделанным, например, в конце 70-х годов по заданию правительства США, площадь лесов на Земле к концу XX в. сократится на 40%.

Итак, несмотря на то, что пока человек не ощущает воздействия технологий на природу, очень скоро это может обернуться катастрофой. Люди могут нанести колоссальный ущерб собственной среде обитания, уничтожив растения и животных, которые дают им пищу, а также заразив воду и воздух, без которых они не могут существовать. Несмотря на то, что уже предпринимаются попытки остановить это, вред природе продолжает наноситься, ведь далеко не все хотят думать о том, какие последствия будут у их действий в будущем.

Военное дело и технологии неразрывно связаны. Многие технологии можно использовать как оружие, а другие изначально были военными разработками, и только потом нашли свое применение в мирных целях. И, так как прогресс не стоит на месте, появляется оружие массового поражения, способное уничтожать целые города и делать непригодными для жизни огромные территории.

Один из самых опасных видов оружия массового поражения — это ядерные и термоядерные заряды. Известно только два случая их применения: бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Тогда с бомбардировщика Соединенных Штатов Америки были сброшены два ядерных заряда. Один заряд был эквивалентен от 13-18 килотонн тротила, а второй 21 килотонне. Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек. Через некоторое время после взрыва, выжившие стали умирать от лучевой болезни. Это событие является одним из самых известных примеров того, насколько может быть опасным оружие массового поражения. Мощность же современных термоядерных зарядов достигает эквивалента в несколько десяткой мегатонн тротила. К примеру, самая мощная термоядерная бомба, названная «Царь-бомбой» и испытанная Советским Союзом на Новой Земле, была эквивалентна примерно 57-58.6 мегатоннам тротила.

Другое, не менее опасное оружие — биологическое. В истории существует ряд известных случаев его применения. К примеру, при колонизации Америки, европейцы намерено заразили индейцев оспой, от которой сами на тот момент имели вакцину. А в 1942 году Великобритания разработала план «Вегетарианец», целью которого было раскидать с самолетов по территории германии корм для скота, зараженный сибирской язвой. Сам план провалился, однако остров, на котором испытывалось это оружие, был полностью заражен и находился на карантине до 1990 года. Также, многие эпидемии, например бубонная чума, могли быть распространены намерено, в качестве оружия.

Еще один вид оружия массового поражения — химический. Известно достаточно много случаев применения этого оружия. Впервые широкое применение химическое оружие получило во время первой мировой войны, когда Германия выпустила из баллонов хлор. Так как англо-французское войско не было готово к подобной атаке, от нее пострадало 15 тысяч солдат, 5 тысяч из которых умерли. Позднее, около бельгийского города Ипр, Германия предприняла еще одну химическую атаку — обстрел противника минами, сдержавшими маслянистую жидкость (названной Ипритом). В результате этой атаки погибло 2490 человек, из которых 87 погибло. После своего распространения в первую мировую войну, химическое оружие применялось во многих войнах.

Читайте также:  Чем полезен помидор для организма для женщин

Оружие массового имеется у нескольких государств в количествах, возможно достаточных, чтобы уничтожить все живое на планете. Наличие такого оружия является важным преимуществом для любой страны, поэтому, нет возможности полностью отказаться от него. На данный момент существует множество соглашений, запрещающих применять разные виды оружия массового поражения, а также программы по сокращению его количества. Однако ни одно соглашение или программа не могут дать гарантии, что никто не решит им воспользоваться.

Влияние достижений науки и техники на нас начинается уже в детстве. Ведь после рождения начинается очень активное развитие мозга человека. Данный процесс был и остается почти таким же, каким и был всегда, но на современном этапе, начиная с 3—5 лет, мозг начинает развиваться быстрее, чем раньше. Естественно, одним из главных факторов такого активного и быстрого развития мозга у детей являются достижения технического прогресса. Если раньше от мозга не требовалось каких-то особых усилий, для познания элементарных вещей, окружающих нас, то сейчас большинство детей достигших 3—5 лет уже вовсю пытаются освоить компьютер, познать первоначальные навыки в управлении сотовым телефоном и т. д. Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в более быстрое развитие мозга человека. Однако у них существуют и негативные эффекты.

Машины все чаще заменяют человека при решении многих задач. Значительная часть вещей, которые мы используем, производится с минимальным участием человека: Сложная техника, вроде телевизоров и телефонов, множество разнообразной еды, одежда и т.д. После того как создан определенный шаблон и на его основе поставлено производство, человек занимается только контролем, а большую часть потребностей производства составляет сырьё. Обычно сам процесс производства, а иногда даже и внутреннее устройство продукта остается скрытым от конечного пользователя.

Все это приводит к тому, что значительная часть людей принимают окружающие их технологии как данное. Они не понимают как эти технологии были созданы, какие материалы были использованы, не знают даже основных принципов их работы. Они также не понимают, какой вклад сделали люди, создавшие их. В итоге у человека с раннего возраста формируется представление, что технологии будут развиваться «сами», а он сможет продолжать их использовать, при этом не внося никакого вклада в их развитие. Мы даже не можем точно сказать, каким образом были произведены вещи, постоянно используемые нами в быту. К примеру, такая простая и дешевая вещь как бумага, при производстве проходит множество химических процессов, требующих сложнейшего оборудования. Или разнообразная сложная аппаратура, где даже основные принципы работы понятны не каждому человеку.

Все это ведет к тому, что люди превращаются в «потребителей», производящих минимум полезной продукции, но при этом потребляя все, что может дать общество. При этом количество «производителей» сокращается, ведь люди с детства растут как потребители. Таким образом технологический прогресс может остановиться и даже пойти в обратную сторону.

В нынешнее время научно-технический прогресс оказывается огромное влияние на образ жизни человека. Однако, несмотря на пользу, которую нам приносят технологии, они также имеют и негативные эффекты, способные нанести непоправимый урон не только человечеству, но и всей планете.

источник

Уже через 50 лет: соцсети угрожают потерей чувств, а “умные дома” — утечкой данных
Немецкий экономист с мировым именем, основатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб прошлым летом заявил, что четвертая промышленная революция уже произошла. Это значит, что в быт, труд и досуг человека прочно вошли роботы, интернет, дополненные реальности, 3D-печать и прочее.

Однако вместе с облегчением жизни технологический прогресс влечет за собой и потенциальные угрозы. Например, рынок криптовалют (цифровых денег) с начала 2017 года вырос в полтора раза (до $21 млрд.). При этом, по мнению аналитиков, мир пока что не готов к переходу на “цифровое золото” из-за высокой вероятности финансовых кризисов в будущем и несовершенства законодательства. Та же ситуация и с редактированием генов — несмотря на успешные опыты по излечению вируса иммунодефицита с помощью таких операций, риски будущих мутаций все еще актуальны.
Какие кризисы ждут нас через 50 лет?

Кризис чувств
По прогнозам ученых, количество пользователей Интернета заметно увеличится, а людям будет куда комфортнее общаться с помощью фото и смс. При этом, по данным Международного союза электросвязи, в прошлом году количество пользователей уже превысило 3,5 млрд. человек. Не последнюю роль здесь играют соцсети и мессенджеры — через них сегодня общаются более миллиарда людей.
В поисках новых рынков IT-гиганты не обходят стороной и бытовые нужды. Сегодня с помощью телефона или планшета можно заказать все — от еды и одежды до мебели и уборки квартиры. Однако у такой доступности есть и темная сторона — растущая асоциальность пользователей глобальной сети. Отдавая предпочтение новым технологиям и общению в Сети, люди намеренно отказываются от социальной жизни — популярной стала история программиста, который, заменив живое общение цифровым миром, не выходил из дома около десяти лет.
Английский психолог Сьюзан Гринфилд в одной из своих статей отмечает, что в будущем подобные проблемы могут привести к распространению так называемого кризиса идентичности и проблемам с эмпатией (способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека). Эксперт пишет, что отсутствие необходимости тонко разбираться в невербальных сигналах общения, а также повсеместное использование интернет-сленга снижает ценность человеческого контакта.
В свою очередь немецкий медиапсихолог Астрид Каролус говорит, что растущая мода на гаджеты также способна вызвать крах социальных контактов человечества.
Психолог Екатерина Гичан считает, что угрозой может стать и возможность избавиться от тех, кто тебе не нравится, “забанив” одной кнопкой. “С одной стороны, это приятно и удобно. С другой, мы рискуем стать нетерпимыми к чужому мнению и отгородить себя от реальности. В социальной психологии есть понятие “мнимый консенсус”, которое ярко проявляется во фразе “все так считают”/ “никто так не считает”. Обычно основанием для нее служит мнение близкого окружения человека. Но окружая себя комфортными собеседниками, мы игнорируем реальную картину. Мнимый консенсус проявляется не только в виртуальном мире. Однако в мире соцсетей нам проще отгораживаться и собирать под знамена “армию согласных с нами”, — говорит она.

Гены: суперсорняки
Начало генной инженерии положили трое американских ученых, получившие в 1958 году за свои исследования Нобелевскую премию по медицине. Спустя почти полвека их соотечественники излечили инфицированных ВИЧ мышей с помощью редактирования генов. Однако игры с базовыми кирпичиками всего живого несут свои риски и через очередные 50 лет человечество может оказаться перед лицом новой угрозы. Так, те же генномодифицированные растения потенциально способны стать “сверхсорняками”.
Например, противники ГМО кивают в сторону трансгенной сои, которая была создана устойчивой к гербицидам. Она, по мнению ряда ученых, может передать устойчивые к химикатами гены своим диким родственникам, из-за чего мы получим невыводимый сорняк, способный заполнить все поля, вытеснив пшеницу, кукурузу и другие культуры. Их оппоненты отмечают: дикая соя поля не засоряет, обширных зарослей не образует, а встречается в основном на обочинах дорог, по краям полей и на пустырях. Но в любом случае пока неизвестно, как будут реагировать измененные гены в долгосрочной перспективе. Могут возникнуть ошибки, которые приведут к еще более проблематичным патологиям.
Кроме того, не исключают передовых видов дискриминации, вызванных генной инженерией. Найдутся богатые люди, которые захотят приобрести для себя или своих детей последний “апгрейд”. Вполне возможно, что люди разделятся на тех, кто может себе позволить “улучшить” потомство, и тех, кому это не по карману. Это приведет к еще большему неравенству среди разных слоев населения.

Умный мир
Все чаще появляются новости о старте выпуска холодильников, телевизоров и даже мусорных бачков, которые подключены к Интернету. Мол, эти технологии могут сделать жизнь человека комфортнее: автоматизировать закупку продуктов питания онлайн или следить за графиком вывоза мусора. Такой прорыв в развитии высоких технологий вызывает опасения у консервативно настроенных жителей планеты, дескать, если вся цивилизация вскоре будет подключена к сети, не исключено, что пропадет само понятие частной жизни.
По оценкам иностранных компаний, к 2020 году уже более 20 млрд. устройств будут подключены к Интернету (сейчас 8,4 млрд.). И речь идет не только о бытовом интернете вещей, но и промышленном, так как, помимо “умных домов”, появляется “умное” оборудование, роботы, промтехника. Это все часть промышленной революции 4.0, которая приблизит мир к реализации цифровой экономики.
Надо в таком будущем очень внимательно отслеживать возможные кризисы, поскольку некоторые риски видно уже сейчас. Существуют проблемы кибербезопасности и защиты конфиденциальных данных. И, к сожалению, хотя данные риски существуют сегодня и постоянно есть угроза хакерских атак, но по факту всего масштаба возможных проблем еще никто не понимает. К примеру, на анализе большого количества данных в Интернете можно узнать практически любую информацию о ком угодно. Ее можно использовать для компромата или шантажа.

Экокризисы
Экологические проблемы не могут не беспокоить людей, ведь уже через 50 лет мир могут ожидать любые апокалиптичные сценарии — нехватка питьевой воды и чистого воздуха, горы мусора… Самый опасный кризис — изменение климата — уже происходит.
Это следствие загрязнения атмосферы выбросами углекислого газа, угарного газа, диоксида серы и пр. Все это влияет на создание парниковых эффектов в атмосфере и разрушение защитного озонового слоя планеты. А это — изменение погодных условий и климата на целых континентах, впоследствии — вымирание огромного количества видов биоразнообразия.
Еще одна проблема — рост населения Земли, ведь к 2070 году нас будет уже 11,5 млрд. человек (сегодня 7,3 млрд.).
Нехватка пресной воды — реальность для 200 млн. людей. А до 2030-го половина населения мира будет жить под угрозой водного дефицита. Нехватка воды в пустынных и полупустынных регионах вызовет миграцию населения. По оценке ООН, сменят место жительства от 24 до 700 млн. человек!
Стремительно увеличивается и потребление ископаемых энергоресурсов — угля, газа, нефти и др. Они могут закончиться через 50 лет. Чтобы снизить риски, в ближайшие 5—10 лет нужно вкладывать в развитие диверсификаторов ископаемых энергоресурсов, то есть добывать энергию из солнца, воды, ветра.

Столкновение культур и работа роботов
В рамках нынешних глобализационных процессов неизбежно столкновение, например, с исламской цивилизацией. Мы уже частично это видим на примере Европы и Ближнего Востока. В Европе происходит серьезная радикализация отдельных мусульманских течений.
Второй негативный аспект, к которому может привести глобализация, — увеличение числа конфликтов из-за навязывания определенных ценностей другим людям, далеким от них. Это приведет к возникновению иммунитета к ним у стран и народов и создает угрозу для возникновения разных конфликтов по всему миру.
Роботы активно заменяют человечество в различных секторах жизнедеятельности, что в перспективе может привести к тотальной безработице. По оценкам экспертов, уже в 2055 году около половины рабочих мест, имеющихся на планете, могут занять андроиды.
Если роботы будут заменять человеческий персонал, надо сразу думать, как можно людей переобучить. Потому что будут возникать новые профессии для людей, например, генетические консультанты в медицине, а вместо привычной профессии строителя появится проектировщик инфраструктуры умного дома. Нужны будут биомедики, режиссеры уникальных туристических поездок, городские “фермеры”.

Криптовалюты
Одним из серьезных вызовов последних лет стало появление электронных денег, и во многих странах уже всерьез задумываются над тем, чтобы ввести криптовалюты в повседневную жизнь. Так, в ОАЭ планируют выпустить цифровой денежный стандарт, обеспеченный золотом. А в столице Австрии Вене уже официально действует биткоин банк, где можно обменять, к примеру, евро на биткоины. Уже никого не удивишь предложениями магазинов или ресторанов, позволяющих расплатиться за услуги и товары криптовалютой. Эти тенденции вызывают опасения экспертов: мировая экономика пока не готова к переходу на полноценное функционирование электронных денег, ведь могут возникнуть непредсказуемые финансовые кризисы. Но блокчейн (цифровые транзакции) и криптовалюты выступают объектом пристального изучения крупными инвестбанками, центробанками, финкорпорациями. Вероятно, что там при исследовании находят не только зоны применения, но и уязвимости. Уязвимость на данный момент рассматривается исключительно с точки зрения возможности взлома, пока очень сложного и требующего колоссальных ресурсов. Таких взломов было всего несколько, и каждый раз система восстанавливалась и наращивался “защитный щит”. Но хакеры также не стоят на месте.
Еще одна уязвимость заключается в отсутствии законодательного принятия криптовалюты как платежного средства большинством стран. По сути, работа с криптовалютой – это публичная оферта признания ее платежным средством, но ее не признает государство.
Если ввести криптовалюту в глобальную экономику, это даст возможность тотального контроля движения и использования средств. Система находится в Сети, и технология это позволяет, ведь сам блокчейн может содержать огромный объем информации, сопутствующий сделке. На основании зашитой информации, например, разрабатываются умные договора.
Другая сторона медали — отсутствие возможности эмиссии криптовалюты. Целевая эмиссия в глобальном масштабе порой необходима для обеспечения жизнедеятельности государства, ведь страны, попавшие в кризис, рассматривают девальвацию своих валют как средство стимулирования экспорта и выхода из кризиса или как возможность рассчитаться по долгам, или выплатить зарплаты. Но при этом возможность такой эмиссии не предусмотрена программным кодом криптовалюты.
Непонятно, как криптовалюта будет справляться с кризисами, если сворачивание экономики и товарооборота не будет требовать такого количества электронных денег. Текущие криптовалюты еще не сталкивались с такими условиями, так как они слишком малы и лишь наращивают обороты.

Читайте также:  Полезно или вредно мастурбировать

источник

В одном из хадисов сообщается, что Всевышний говорит: «В конце времён Я распространю знания так, что ими будут обладать женщина и мужчина, взрослый и младенец».

Этот хадис сообщает о тех возможностях, которые человечество обрело сегодня в связи с научно-техническим процессом. Массовое распространение знаний началось с изобретением печатного станка, появление радио и телевидения сделали их еще более доступными, а благодаря Интернету любой человек, вне зависимости от местонахождения, одним кликом мышки может получить исчерпывающую информацию о любом интересующем его вопросе.

Поистине фантастические возможности, о которых предыдущие поколения даже мечтать не могли, доступны сегодня людям. Но вместе с тем, как мало тех, кто использует этот дар Всевышнего ради того, чтобы обрести Его довольство.

Всего несколько лет назад, чтобы найти интересующую нас информацию, приходилось обходить библиотеки или книжные магазины, в которых даже после многодневных поисков могли ничего не найти. Так обстояло дело в мегаполисах. А для жителей небольших городов задача ещё более усложнялась.

Сегодня, живя даже в деревне, можно путешествовать по виртуальным библиотекам, в которых собраны сотни тысяч книг.

Интернет предоставляет широчайшие возможности для распространения истинных знаний и учёным-богословам необходимо воспользоваться этой возможностью. Находясь в высокогорном селе и даже не выходя из дома, проповедник сегодня может иметь многотысячную аудиторию.

Рассмотрим некоторые формы реализации этих возможностей.

К примеру, можно зарегистрироваться на одном из форумов или в социальной сети и обсуждать с людьми интересующие их вопросы.

Учёный-богослов может также открыть свой интернет-дневник и публиковать в нём статьи по этим вопросам.

За относительно небольшие деньги сегодня можно приобрести видеокамеру или же диктофон. Имея такие устройства, учёный может записывать проповеди и лекции и выставлять их как в аудио– и видеоформате. На сайте islamdag.ru мы размещаем проповеди и лекции многих учёных, и к нам с разных концов планеты приходят отзывы благодарных слушателей. Но хотелось бы, чтобы число проповедников, подключённых к этой работе, было больше.

Или вот другой пример. Можно создать сайт и размещать на нём электронные версии книг, которые изучают студенты исламских учебных заведений. Учёные могли бы записывать аудио– и видеолекции по этим урокам, которые затем прикреплялись бы к учебникам. И каждый желающий имел бы возможность прослушать разъяснение нескольких учёных по какому-либо уроку. Также на интернет-ресурсе можно предоставить возможность вести обсуждения по каждому уроку.

Ограниченные размеры этой колонки не дают возможность описать все возможности, предоставляемые современными технологиями, но вышеописанного, полагаю, тоже достаточно, чтобы иметь представление о них. Главным условием реализации является освоение возможностей Интернета теми, кто уже владеет религиозными знаниями.

Любое, даже самое великое дело, начинается с первого шага. Нами создан сайт svetislama.ru, где имеется возможность обсуждать различные религиозные вопросы. Поэтому призываю алимов, имамов, всех тех, кто изучал религиозные науки, зарегистрироваться на этом сайте и принять в его работе самое активное участие, начав с ответов на вопросы, задаваемые пользователями ресурса. Администраторы сайта с удовольствием помогут вам, если возникнут какие-либо технические вопросы.

Абубакр Дациев

В чём причина компьютерной зависимости детей и подростков? Куда девается любовь к подвижным играм и потребность в дружбе, общении? Какие движущие силы заставляют простое увлечение компьютерными играми и чатами перерасти в постоянную потребность?

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 1980-х годов американские учёные. В наше время термин «компьютерная зависимость» всё ещё не признан многими учёными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером очевиден и приобретает всё больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Давайте перечислим основные причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников (7-10 лет) и подростков.

1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.

2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже, по дому помогать особо не стремился, да и к учёбе мало рвения проявлял – так, телевизор бы ему всё смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно, сидя дома и не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребёнка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.

3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. 4. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

4. Следующую причину психологи обозначили как «наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания». Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет таким детям «открывать мир», находить друзей – это абсолютное благо. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, они (эти новые возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы.

Вы, вероятно, спросите: «А отличник, здоровый ребёнок, у которого много друзей и с родителями прекрасные отношения, не может приобрести компьютерную зависимость?» Отвечу: конечно, может! Детская психика ведь ещё не окрепшая, стержень характера ещё не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;

– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;

– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;

– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Маргарита Мельникова

Мы попросили известного психолога Алиасхаба Мурзаева ответить на вопрос: опасно ли подросткам играть в компьютерные игры и вообще иметь дома компьютер?

Вопрос неоднозначный и требует неоднозначного ответа. Сейчас в магазинах наблюдается широкий выбор дисков с различными играми и программами. Не все из них вредны, как и не все полезны. Начнём с того, насколько опасно иметь в доме компьютер.

Да, действительно, в этом есть определённая доля опасности, поскольку компьютер может полностью занять подростка и у него пропадёт интерес к подвижным играм и физическим упражнением. У многих подростков наблюдается выраженная игровая зависимость. Однако, с другой стороны, наличие компьютера дома позволяет контролировать время, проведенное подростком за компьютером, а также может выступить в роли поощрения или наказания за какие-либо действия и что самое главное, это знание того, в какие игры играет подросток и каковы его интересы. Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются. Крайне нежелательно или даже запретно играть в игры, в которых много насилия, убийств и жестокости. Эти игры, безусловно, несут вред и опасность для развития подрастающего поколения. Родители должны чётко следить за тематикой игр, а не жить по принципу «чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало». Надо советоваться с консультантами по продажам о характере той или иной игры, в чем её цель и т.д. Также недопустимо, чтобы подросток домашние задания выполнял, пользуясь готовыми ответами из Интернета – это не только отупляет, но и подавляет познавательную мотивацию.

Алиасхаба Мурзаев. Психолог

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

источник

Под научно-техническим прогрессом обычно подразумевают массовое внедрение во все сферы жизни человечества достижений научной и инженерной мысли и совершенствование окружающей человека предметной среды. Казалось бы, этому явлению следует радоваться и всячески его поощрять. Но во всех странах не переводятся сожаления о «добрых старых временах», когда без новомодных приборчиков и машинок жилось проще и лучше.

Кроме подобных индивидуальных жалоб есть и объективные тревожные сигналы: человечество поражают новые болезни, о которых 100 лет назад слыхом не слыхивали; в самых благополучных странах растет число психических заболеваний и проявлений агрессии; разрушительные природные и техногенные катастрофы становятся почти привычным делом.

В общем, наука и техника обеспечили человека множеством знаний и дополнительных возможностей, но не сделали его счастливым. Почему?

Самый рьяный противник прогресса почему-то возмущается, если ему из-за неполадок на транспорте приходится пройти километр пешком или у него в квартире вдруг отключают электричество или воду. Техника и автоматика сделала жизнь человека легче и удобней. Теперь можно почти мгновенно получить доступ к нужной информации, быстро и в комфортных условиях попасть в нужное место (в том числе и очень отдаленное), приобщиться к культурным ценностям.

Машины взяли на себя самую тяжелую и неприятную работу. Необходимые для жизни предметы стали дешевле и доступнее. Представления о «нормальных условиях существования» также изменились в сторону большего комфорта и обеспеченности.

Наука взяла человека под защиту. Нашему современнику уже трудно даже представить, что еще 100 лет назад, скажем, воспаление легких считалось смертельно опасным заболеванием (ведь теперь его вылечивают несколько уколов антибиотика!). В государствах победившего прогресса человек редко мерзнет и мокнет, а голодает исключительно в лечебных целях.

Человек и сам изменился под воздействием созданной техническим прогрессом среды. Сегодня он выше ростом, сильнее и здоровее даже ближайших своих предков, причем изменения эти произошли очень быстро (для сравнения: средняя продолжительность жизни охотника на мамонтов составляла 22 года; фабричного рабочего начала ХХ века – 31 год; ныне средняя продолжительность жизни значительно превысила 50 лет, а в развитых странах – 70 лет).

Но как же быть с новыми болезнями, психическими расстройствами и ностальгией по «патриархальным» временам? Для всего этого есть основания, но они не в самом прогрессе, а в неразумном им пользовании.

Развитие техники породило экологические проблемы. Выбросы в атмосферу, техногенные катастрофы, изменение облика планеты, неконтролируемая добыча сырья – это факторы, влияющие на здоровье человечества и перспективы его выживания. Человек позволяет им существовать ради прогресса, не понимая хорошенько, какие могут быть у этих явлений отдаленные последствия.

Человек стал применять технику не только там, где она действительно нужна, но и в случаях, когда без нее можно было бы прекрасно обойтись. В результате люди начали страдать гиподинамией (им лень пройти квартал до магазина, они туда едут) и утрачивать навыки живого общения (учителя бьют тревогу: одноклассники, сидя за соседними партами, общаются исключительно через «Одноклассников»!).

Отсюда – прямая дорога к психическим проблемам и новым заболеваниям. Нашего компьютеризованного современника косят «синдромы смс», «мышиные синдромы», «синдромы переизбытка информации». Недостаток нормального общения вызывает психические расстройства. Увлечение технической реальностью заставляет забывать реальность человеческую. Люди оказались слабоваты против собственных изобретений.

Наконец, и истреблять людей прогресс помогает успешно. Атомная бомба много эффективнее трехлинейной винтовки и, тем более, меча и копья. Любой современный конфликт оказывается разрушительнее, чем мог бы быть 100 лет назад.

Но, раз проблема не в прогрессе, а в способах его использования, значит, человечество может избавиться от всех его недостатков! И всего-то надо для этого

  1. Изучать возможные последствия воздействия на природу до того, как это воздействие будет осуществлено.
  2. Иногда сознательно отказываться от техники (побольше общаться без телефона, преодолевать небольшие расстояния пешком, читать книги вместо просмотра телепередач).
  3. Постоянно напоминать себе, что техника должна зависеть от человека, а не он от нее.
  4. Стараться разрешать все конфликтные ситуации путем переговоров, без применения силы.
  5. И просто не терять некоторых «патриархальных» навыков (например, готовить без мультиварки и стирать вручную).

Научно-технический прогресс принесет человечеству сплошную пользу, если будет существовать ради человечества, а не ради самого себя!

источник

Источники:
  • http://shkolazhizni.ru/culture/articles/32864/
  • http://komiwiki.syktsu.ru/index.php/%D0%9E%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0
  • http://yagazeta.com/stil-zhizni/chem-grozit-chelovechestvu-tehnologicheskij-progress/
  • http://islamdag.ru/vse-ob-islame/24877
  • http://plusiminusi.ru/nauchno-texnicheskij-progress-plyusy-i-minusy/