Меню Рубрики

Что полезного приносит неравенство история 5 класс

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока:

  1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
  2. Продолжить формирование умений:
  • давать полный ответ на вопрос;
  • сравнивать, анализировать различные исторические процессы;
  • выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ.

Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

  • Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины. Управляли родовыми общинами старейшины. Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин.
  • Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)
  • Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство.Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).
  • Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

2. Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).

II. Переход к изучению новой темы.

Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

  • Что такое неравенство?
  • Как и почему оно появилось?
  • Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати.

III. Изучение новой темы.

  1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
  2. Появление неравенства и знати.
  3. Переход от родовой общины к соседской.

1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

  • Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)
  • Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)
  • Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)
  • Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)
  • Как называют такое занятие человека? (Ремесло.)

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

  • Как происходила отливка медного топора?
  • Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю.)

Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

  • Как появился плуг?
  • Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом.)

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)

Вывод: в обществе появляется неравенство.

2. Появление неравенства и знати.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, чтоони имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

3. Переход от родовой общины к соседской.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV. Закрепление изученного материала

Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1.

  1. Первый металл, освоенный человеком. (Медь).
  2. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).
  3. Род занятия человека. (Ремесло).
  4. Богатые, влиятельные люди. (Знать).
  5. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V. Итог урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).

Домашнее задание

  1. Прочитать §5, выучить термины.
  2. Выполнить письменно в рабочей тетради задание № 17 на с.16.
  3. Повторить §2 и §3.

источник

Урок направлен на реализацию Федерального государственного стандарта ООО. Урок открытия нового знания.

Урок на тему: «Появление неравенства и знати» 5 класс ФГОС

Цели : дать представление о процессе формирования неравенства и появлении знати; показать взаимосвязь хозяйственных и политических изменений в обществе .

предметные: овладеть целостными представлениями об историческом пути народов, объяснять процесс зарождения неравенства; дифференцировать процесс первобытность и цивилизация, объяснять значение понятий (ремесленник, плуг, вождь, рабы, знать, община, неравенство. )

метапредметные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов ( познавательная инициативность); получать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; применять методы информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; сознательно регулировать свою деятельность (учебную , общественную); определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий; выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям;

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмыслить социально- нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Родовая и соседская община»; проектор, мультимедийная презентация.

1.Организационный момент . Добрый день ребята! Выглядите вы сегодня отлично, так же я думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, начинаем наш урок.

А на душе так всё прекрасно

И хочется мне сразу улыбнуться.

А значит и историей заняться.

2. Актуализация опорных знаний по теме : «Разминка»

1. Чем занимались древние люди? ( земледелием и скотоводством)

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс лет назад)

3. Чем очищали участок для посева ? ( каменным топором)

4. На какое свойство растений обратили внимание женщины , занимаясь собирательством? ( упавшие зёрна дают всходы)

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? ( деревянную мотыгу- палку с острым крючком)

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем)

7. Как поступали с детёнышами убитых животных? ( люди оставляли их в своём жилище).

3. Мотивационно- целевой этап.

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображение барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор.

— Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?

— Предположите, о чем пойдёт речь у нас сегодня на уроке.

На прошлом уроке мы исследовал изменения, которые произошли на ранних ступенях развития человечества. Эволюция человека будет продолжаться. Попробуем на нашем уроке убедиться в правильности данного утверждения.

Тема урока: « Появление неравенства и знати»

Попробуйте придумать своё название темы. ( Появление богатых и бедных. ) Молодцы .

А что бы вы хотели узнать по теме сегодняшнего урока?

  1. Развитие ремёсел.
  2. Изобретение плуга.
  3. У каждой семьи – своё хозяйство.
  4. Выделение знати

Перед началом работы мы разобьёмся на 3 группы. Каждая группа выберет себе эксперта в обязанности которого будет входить планировать и оценивать работу группы. В конце урока эксперты прокомментируют работу группы и выставят оценки составу группы. Ребята, напомните пожалуйста какие правила нужно соблюдать в работе , чтобы достигнуть хороших результатов.

Итак, мы начинаем наше путешествие в далекое прошлое.

— Вспомните ранее изученный материал , иллюстрации учебника и назовите максимальное количество новых занятий наших предков.

Итак , наши предки стали заниматься ремеслом . Скажите , что такое ремесло?

Ремесло – процесс изготовления изделий. Ремесленник – человек , который занимается изготовление различных изделий. (Запишите понятия в тетрадь)

Сообщения учащихся . Групповая дискуссия.

1. Археологи утверждали, что глиняная посуда в большом количестве использовалась племенами, ведущими оседлый образ жизни. Как вы думаете почему?

2. Как вы думаете, почему у древних людей появилась возможность заниматься ремеслом?

3. Как это связано с возникновением скотоводства земледелия?

4. Какую пользу принесло древнему человеку занятие различными ремёслами?

Приблизительно 9 тыс. лет назад люди сделали ещё одно гениальное открытие . Они заметили, что некоторые камни имеют необычный желтовато- красный цвет. При обработке под ударами они не раскалывались на части, а сплющивались, изменяя свою форму.

— Работая в группах , обсудите значимость этих наблюдений. Как можно было воспользоваться данным открытием?

Действительно, в таких камнях можно пробить отверстие. Попадая в огонь , они размягчаются и, застывая , принимают новую форму. Конечно , они не знали , что странными камнями были красноватые куски самородной меди. Но первобытные люди поняли , что перед ними какой-то другой материал- металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись месторождения меди , лежавшие на поверхности земли.

— Работа с текстом учебника п.1 параграфа 5 и иллюстрациями учебника , объясните механизм изготовления орудий труда из меди.( медный топор)

— Подумайте, обладают ли медные орудия труда преимуществами перед каменными.

( Ученики формируют свои версии)

Медь – мягкий металл. Вот почему орудия из меди менее твёрдое, нежели заострённый кусок кремня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным.

Сообщение об исследованиях Сергея Аристарховича Семенова.

— Докажите, что мотыжное земледелие было тяжелым занятием.

— Укажите преимущества плужного земледелия.

3. У каждой семьи – своё хозяйство . Земледельцы с изобретением плуга стали зажиточнее, они делали запасы. Но ведь каждый по -прежнему должен был делиться со всеми многочисленными сородичами. Так стоит ли особенно стараться , если полученный урожай все равно поделят поровну.

— Как ы думаете, сказалось ли усовершенствование орудий труда на организации жизни родовой общины?.

Повысилась производительность труда

Отпала необходимость всей общине трудиться сообща

Род делится на семьи, которые начинают вести хозяйство самостоятельно

Раздел стада принадлежавшего роду.

Земля делится на участки , которые переходят в пользование семьи.

Читайте также:  Для детей полезные ископаемые

Определите отличия родовой общины и соседской?

источник

Цели: подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми; обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать»; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»

1. Подготовка устных ответов по карточкам № 5 и 6.

КАРТОЧКА № 5

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как появилось земледелие и скотоводство?»

— На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?

— Какие первые культуры начал выращивать человек?

— Как первобытные люди обрабатывали землю?

— Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

— Как поступали с детенышами убитых животных?

— Каких животных первобытные люди стали разводить?

Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?

Примерный ответ учащегося

Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять их. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикие ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (деревянная палка с острым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у человека появилась собака. Позднее — овцы, козы, свиньи, коровы. Появление ско-товодства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.

КАРТОЧКА № 6

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие новые занятия появились у древних людей?»

— Из чего люди делали посуду?

— Из чего изготавливали ткань?

Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых занятий для людей.

Примерный ответ учащегося

Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать глиной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в глиняное тесто добавляли опилки и толченую ракушку. Ткань изготавливали из волокон льна и конопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 15 (с. 15) или задание № 16 (с. 16).

б) Впиши недостающие слова:

— Первые земледельцы вскапывали землю деревянной… (мотыгой).

— Растирали зерна на… (зернотерках).

— Рубили деревья… (деревянным топором).

— Земледелие и скотоводство возникли в Западной… (Азии).

— Из глины научились делать… (посуду).

— Женщины научились… (ткать) и… (прясть).

3. Развернутые ответы учащихся по карточкам № 5 и 6.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, земледелие и скотоводство дали дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются, — ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

IV. Изучение новой темы

4) Появление неравенства и знати.

На доске: тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.

— Догадались ли вы, что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготовлять орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные.)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготовлять металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 23 Вигасина).

— Как происходила отливка медного топора?

— Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественнее обрабатывать землю).

— Прочитать текст Вигасина на с. 23. п. 2. или п. 4 на с. 29-30 Михайловского.

— Выяснить, как появился плуг.

— Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией.)

4. Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его — остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом — только медный топор.

— Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (Появление богатых и бедных.)

5. Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.

Неравенство — появление богатых и бедных людей.

Почему же появилось неравенство?

Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т. е. неравенство.

Теперь соплеменники делятся на более сильных, могущественных и более слабых, зависимых. Иными словами, возникает иерархия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления — военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.

Государство — это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «из родовой общины» и «из племени». Одни должны отстаивать преимущества родовой общины, другие — племенного устройства.

Учитель на доске чертит таблицу.

Ученики, защищая преимущества родовой общины и племени, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1) состав (ученики, защищающие родовую общины, должны говорить о тесных, кровных связях внутри этой группы -«соплеменники» о значительных размерах племени, которое могло решать серьезные задачи);

2) социальное положение (сторонники родовой общину скажут о семейных отношениях внутри рода; ученики, отстаивавшие преимущества племени, будут говорить, что отношения начальства и подчинения более эффективны);

3) орудия труда (в данном случае за «соплеменниками» определенные преимущества: в родовой общине орудия труда преимущественно деревянные и каменные, в племени же -металлические).

По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

V. Закрепление изученного материала

источник

Конспект урока по истории 5 класс

Подготовила Османова Леся Петровна

Тема урока : « Появление неравенства и знати»

1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;

2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

3. Содействовать формированию усидчивости.

Тип урока : комбинированный.

Основные понятия : ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.

Оборудование: компьютерная презентация урока (Приложение 1), учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2014г.,

I. Организационный момент (приветствие).

II. Актуализация опорных знаний по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

Мы продолжаем изучать жизнь первобытных людей. Давайте вспомним:

1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)

3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).

7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.

8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)

9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).

III. Изучение нового материала.

4. Появление неравенства и знати.

(Слайд 3) Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека.

Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях.

(Слайд 4) Появляются среди людей мастера, которые лучше, чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а то чем они занимаются, — ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

Постановка проблемного вопроса : равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Почему это произошло? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с вами на нашем уроке.

(Слайд 5) Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

Работа с иллюстрацией учебника на странице 25 . (Слайд 6)

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди?

(Слайд 7). Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

(Слайд 8 ). Работа с учебником . Прочитайте текст учебника на странице 25 и выясните:

Какое значение имело появление плуга?

Задание: сравните мотыгу и плуг. (Слайд 9).

(Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.)

Решение творческой задачи.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).

Учитель : мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община.

(Слайд 10) Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее.

Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки.

Учитель: Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов.

Учитель: но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами.

(Слайд 11). Работа с новыми понятиями (на доске и в тетради) по схеме «Образование государства».

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют. С появлением классов у богатых возникает необходимость держать в повиновении зависимых от них людей: им нужны воины, стражники, чиновники (служащие государства), то есть нужно было государство. Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

Дети, внуки и правнуки родовых старейшин и племенных вождей превращались в богатых людей. Они пользовались обширными землями, владели большими стадами скота, медными орудиями и оружием, золотыми украшениями. Потомки старейшин и племенных вождей назвали себя знатью. «Знатный» означает «знаменитый». Чем же были знамениты эти люди? Чем они гордились?

Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.

Закрепление изученного материала: «Сумей прочитать».

1. Первый металл, который освоил человек (медь).

2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)

3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)

4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).

5. Род занятия человека (ремесло).

6. Богатые, влиятельные люди (знать).

7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.)

Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.

Читайте также:  Полезные ископаемые северо американской платформы

Домашнее задание: § 5, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

об открытом уроке истории

Класс: 5 Дата проведения: 17.10.2014 год

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема: » Появление неравенства и знати»

Форма урока: комбинированный

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

Урок истории по теме » Появление неравенства и знати» был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.

К уроку были поставлены цели :

1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;

2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

3. Содействовать формированию усидчивости.

Учитель развивал мышление учащихся; обогащал словарный запас детей. Воспитывалось чувство коллективизма, продолжилась работа по самоконтролю. Учителю удалось создать деловую обстановку на уроке. Подача темы урока была осуществлена правильно, были вовлечены практически все учащиеся класса.

Работа на уроке была проведена с использованием современных приёмов, направленных на коррекцию фонематического слуха учащихся.

Учителем использовались разнообразные виды контроля выполнения заданий: самоконтроль, работа в парах – взаимоконтроль, фронтальная работа.

В ходе обобщения полученных знаний при повторении пройденного материала применялись словесно – наглядные и частично – поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя были продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что в непринужденной обстановке учащиеся более активны и проявляют высокую мотивацию к обучению.

Цели, поставленные на урок, достигнуты. Отзыв на урок положительный.

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16: /Похомова И.А./

источник

Cреди скотоводов и земледельцев появились люди, которые не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Они были ремесленниками – людьми, которые занимаются изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Первые ремесленные мастерские для изготовления орудий труда появились еще около ста пятидесяти тысяч лет назад. Они располагались в поселениях или на территории, где было много камня, пригодного для обработки.

Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены гончарный круг и ткацкий станок. Впервые они появились в Месопотамии и Египте в III тысячелетии до нашей эры.

Гончарный круг и ткацкий станок сделали возможным в более короткий срок выпускать продукцию лучшего качества и в большем количестве.

В V – IV тысячелетиях до нашей эры люди научились плавить металл и использовать его при изготовлении орудий труда. Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Под воздействием высокой температуры металл размягчался и легко менял форму при ударе.

Путем ковки из меди изготавливали топоры, тесла, кинжалы, наконечники копий и стрел, посуду. Но медь мягкая, и она не могла найти широкого применения.

Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза – сплав меди и олова. Она обладает значительно большей, по сравнению с чистой медью, твёрдостью, достаточной прочностью и более легкоплавка. Более подробно свойства этих металлов вы будете изучать на уроках химии. А мы лишь отметим, что открытие бронзы сыграло огромную роль в освоении металлов человеком. Это произошло в III тысячелетии до нашей эры все в той же Месопотамии. Расцвет бронзовой металлургии почти повсеместно приходится на II тысячелетие до нашей эры. Бронзу получали в больших кострах. При ее изготовлении слой руды чередовался со слоем дров.

Из бронзы делались самые разнообразные изделия: мечи, наконечники копий и стрел, топоры, серпы, сошники, пряжки и украшения, посуда и многое другое.

Хотя бронза прочнее меди, но по твердости и она не могла сравниться с кремнем. Поэтому и в эпоху бронзы каменные орудия сохраняли свое значение, преобладали над бронзовыми.

Но настоящий переворот в хозяйстве был достигнут с открытием металлургии железа. Предположительно первыми выплавлять железо начали хетты около 1800 года до нашей эры. Долгое время железо не находило широкого применения, так как температура его плавления крайне высока – 1530 градусов Цельсия. Получить такую температуру в древних кострах не могли.

Великим изобретением человечества стал сыродутный горн, в котором стали выплавлять железо при температуре девятьсот градусов Цельсия. Металл получался не в жидком, а в размягченном состоянии.

Из железа научились ковать оружие (мечи, наконечники копий и стрел), разнообразные орудия труда (топоры, плужные лемеха, сошники, серпы, скобели, напильники, ножницы) и много другое. Благодаря своим качествам железо быстро вытеснило камень.

Железным топором можно было высвободить от леса значительные массивы. Более совершенные плуги и сохи из железа позволяли качественнее обрабатывать землю и получать лучшие урожаи. В земледелии все чаще стала использоваться сила животных. По долинам крупных рек особенно усиленно развивалось земледелие с использованием искусственного орошения.

По мере развития ремесла, земледелия и скотоводства у людей возникает потребность обмениваться между собой произведенной ими продукцией: шкурами животных, шерстью, мясом, зерном, посудой, тканью, орудиями труда и так далее.

Возможно, именно тогда у людей возник вопрос: а сколько топоров нужно отдать, чтобы взамен получить мешок зерна? Так появилась потребность в предметах, которыми люди могли бы пользоваться в качестве мерила стоимости товара, как мы сейчас пользуемся деньгами. Такими деньгами для древних людей стал скот, редкие раковины, слитки металлов. Обмен был первым шагом к возникновению торговли.

Изготовление металлических орудий труда и оружия, развитие скотоводства и земледелия были связаны с деятельностью мужчин. Женщина постепенно утрачивает свое почетное положение не только в семье, но и в обществе. Многие вопросы, имеющие общественное значение, уже решаются на собрании мужчин, без участия женщин. Материнские родовые общины превращаются в патриархальные.

Усовершенствование орудий труда привело к изменению положения и роли отдельного человека в обществе. Более ловкие и сильные лучше и быстрее работали. Их труд стал поощряться при распределении продуктов. Так, например, у многих народов охотник, убивший зверя, получал лучший кусок мяса или – дополнительно к одинаковой порции – шкуру животного.

Теперь не было необходимости в совместном труде всей общиной. У земледельцев складывается новый порядок. Община теперь состоит из больших семей.

В такой семье могло проживать три – пять, а иногда и больше поколений ближайших родственников.

Земля, как и раньше, принадлежала всей общине. Сохранялся общий выгон для выпаса скота, общим был и лес. Члены общины совместно расчищали поле для посева, рыли канавы для его орошения, охраняли всходы.

Каждая семья имела в пользовании участок родовой земли – надел. Кроме этого семье принадлежали дом, орудия труда, утварь. Появляется самостоятельное хозяйство отдельной большой семьи. Муж, глава семьи, стремится закрепить богатства за своими детьми.

Уже не большой коллектив родственников, а одна семья способна обеспечить себя всем необходимым и даже накопить излишки продуктов, которые обменивались на другие товары.

Продукты обмена, равно как и продукты труда, получаемые сверх необходимого для жизни отдельной семьи, стали накапливаться в виде богатств.

Имущественное положение семей было неодинаковым. Оно могло зависеть от целого ряда причин. Ранняя смерть, болезнь отца семьи, «кормильца», ставили вдову с малыми детьми в тяжелое положение. Наличие в семье достаточного количества земли и рабочих рук создавало благополучие и достаток. Появляются бедные и богатые семьи.

На смену родовой общине приходит соседская община. Теперь людей объединяют только хозяйственные интересы на определенной территории. Членами соседской общины могли быть не только родственники, но и выходцы из других семейных общин.

Разделение на богатых и бедных происходит не только между отдельными семьями, но и между родами. Роды, обладавшие лучшими землями, становились богатыми. Между бедными и богатыми родами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот, имущество, рабы. Все делится между семьями, члены которых принимали участие в походе.

Захваченных в плен людей теперь не убивали, а превращали в рабов. Пользование рабским трудом стало выгодным, так как один человек мог произвести больше продуктов, чем ему нужно для поддержания жизни. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве родовых владык: обрабатывали землю, пряли и ткали, были пастухами. Рабы могли иметь в собственности некоторые вещи, могли иметь семью, а за хорошую работу могли получить свободу.

В связи с войнами повышалось значение военного вождя. Теперь вожди стали выделяться своими богатствами, приобретенными путем грабежа во время войн, приобретали известность. Их прославляли как знаменитых, знатных людей. Они управляли племенем, распоряжались запасами пищи, судили соплеменников.

Вожди и старейшины составляли родовую знать, которая начала передавать свое имущество и должности по наследству своим сыновьям. Положение человека в племени стало зависеть не от его опытности и заслуг, а от того, из какой семьи он происходил.

Крупные поселения постепенно превращались в города, где жила знать. В услужении знати были лучшие ремесленники. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.

источник

Тема: §5. Появление неравенства и знати.

Цель:

  • подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми;
  • обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать»;
  • продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
  • Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.

Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, презентация «Появление неравенства и знати», компьютер, видеопроектор, экран.

2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение земледелия и скотоводства».

  • На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?
  • Какие первые культуры начал выращивать человек?
  • Как первобытные люди обрабатывали землю?
  • Какие орудия труда они использовали при обработке земли?
  • Как поступали с детенышами убитых животных?
  • Каких животных первобытные люди стали разводить?

Изучение новой темы.

Итак, земледелие и скотоводство дали дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело от него самого. ПРоэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются, — ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

План

  1. Обработка металлов.
  2. Изобретение плуга.
  3. Распад родовых общин.
  4. Появление неравенства и знати.

На доске: тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство. Обработка металлов.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.

— догадались ли вы что за эти камни? (самородки меди, Их можно было плавить и изготавливать орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные.)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготавливать металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

2. Работа с иллюстрацией учебника. (стр 23.)

— как происходила отливка медного топора?

— Какое значение имело для человека освоение меди?

(Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественное обрабатывать землю.)

— Прочитать текст на странице 23 пункт 2 §5

— Выяснить, как появился плуг.

Какое значение имело появление плуга?

(Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией)

^ Распад родовых общин.

Земледельцы с изобретением плуга стали зажиточнее, они делали запасы. Но ведь каждый по-прежнему должен был делиться со всеми многочисленными сородичами. Так стоит ли особенно стараться, если полученный урожай все равно поделят поровну?

Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своем участке земли. Урожай уже не шел в «общий котел» — им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого они брали воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное – то, что они соседи и потому должны держаться вместе. И в случае какой-нибудь беды скорее можно было надеяться на соседа, чем на родственника, жившего далеко. В больших поселениях людей объединяло не столько родство, сколько жизнь на одной территории.

^ Появление неравенства и знати.

Если каждая семья самостоятельно ведет хозяйство и распоряжается своим имуществом, то некоторые из них со временем становятся богаче, а другие беднее. Появляется неравенство.

Легко возникал соблазн увеличить свое богатство не изнурительным трудом, а грабежом. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его. Поэтому поселения стали ограждать земляными валами и стенами, чтобы уберечь себя от внезапных набегов.

Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, а остальные раздавал воинам-соплеменникам. Он устраивал пышные празднества и жертвоприношения богам в благодарность за помощь. Вождь племени, его друзья и соратники приобретали известность – их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалось по наследству – дети вождей и старейшин пользовались почетом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племен. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Ведь не могло быть тогда у каждого оружия из меди, тонких одежд и золотых украшений. Все это принадлежало только знати. Захваченных на войне пленников вождь и знатные люди делали своими рабами.

Читайте также:  Хурма калорийность полезные свойства

Крупные поселения понемногу превращались в города, окруженные крепостными стенами. В городах этих жила, знать, которую обслуживали ремесленники и рабы. Здесь находились места, где стояли идолы. Вождь приобретал власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.

Выберите правильный ответ.

На смену человеческому стаду пришла: семья
группа охотников
родовая община
Древнейшим способом охоты была: охота с применением лука и стрел
охота с использованием ям-ловушек
охота на самых слабых животных с применением дубин и заостренных камней
Обработка металлов появилась: В Западной Азии около 9 тысяч лет назад
в Западной Африке примерно 9 тысяч лет назад
в Западной Азии около 15 тысяч лет назад
Разделение труда между ремесленниками и земледельцами привело к возникновению религиозных верований
знати
обмена.

^ Домашнее задание.

Прочитать §5. ответить на вопросы стр. 26

О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории древнего мира, М.Ю. Брандт. Тесты по истории древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Энциклопедия. Всемирная история.

источник

1. Развитие ремёсел. Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия — земледелие и скотоводство. Он становился ремесленником1. Обычно лепили сосуды уже не вручную, а на вращающемся гончарном круге, обжигали их не на обычном очаге, а в специальной печи.

1 Ремесленник — человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Так вручную изготавливали глиняный сосуд.

Так выглядел гончарный круг.

Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что раскалённый кусок меди меняет форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди ножи, шилья и другие предметы. Затем люди научились выплавлять медь из руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида.

Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло — обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.

Мастера научились работать и с драгоценными металлами — золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

2. Изобретение плуга. Лёгкой мотыгой твёрдую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять суковатое бревно и сделать из него большую «мотыгу», чтобы тащить её по полю. Так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для подобной пахоты. И тогда человек стал использовать быков, чтобы они тащили по полю тяжёлую «мотыгу». Так возник плуг.

Медный топор и форма для его отливки. Рисунок нашего времени.

Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие было невозможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи.

Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

3. У каждой семьи — своё хозяйство. Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Земли общины были поделены на отдельные участки. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке. Собранным урожаем ни с кем в общине не делились — им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали. Но все люди разные: более умелые и прилежные собирали больше зерна и овощей, быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточнее других.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого можно брать воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное — то, что они соседи и потому должны держаться вместе.

Деревянный плуг. Реконструкция.

Так мог выглядеть посёлок земледельцев и скотоводов.

4. Выделение знати. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отобрать плодородные земли.

Для ведения военных действий избирался глава племени — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты от врагов и для походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал воинам-соплеменникам.

Вождь племени, его соратники, а также старейшины приобретали известность — их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству — сыновья вождей и старейшин пользовались почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племён. Им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.

Захваченных на войне пленников вождь и остальные знатные люди делали своими рабами.

Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие — незнатные, одни были богаче, а другие — беднее.

Крупные поселения понемногу превращались в города, окружённые земляными валами и стенами. В городах жила знать — так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. Ведь не мог любой из соплеменников иметь богатые одежды и украшения. В городах находились святилища, где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.

Объясните значение слов: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь племени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь.

Проверьте себя. 1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия. 2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи? 3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах? 4. Каким имуществом владели знатные семьи? 5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

• Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

• В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные.)

источник

Cреди скотоводов и земледельцев появились люди, которые не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Они были ремесленниками – людьми, которые занимаются изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Первые ремесленные мастерские для изготовления орудий труда появились еще около ста пятидесяти тысяч лет назад. Они располагались в поселениях или на территории, где было много камня, пригодного для обработки.

Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены гончарный круг и ткацкий станок. Впервые они появились в Месопотамии и Египте в III тысячелетии до нашей эры.

Гончарный круг и ткацкий станок сделали возможным в более короткий срок выпускать продукцию лучшего качества и в большем количестве.

В V – IV тысячелетиях до нашей эры люди научились плавить металл и использовать его при изготовлении орудий труда. Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Под воздействием высокой температуры металл размягчался и легко менял форму при ударе.

Путем ковки из меди изготавливали топоры, тесла, кинжалы, наконечники копий и стрел, посуду. Но медь мягкая, и она не могла найти широкого применения.

Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза – сплав меди и олова. Она обладает значительно большей, по сравнению с чистой медью, твёрдостью, достаточной прочностью и более легкоплавка. Более подробно свойства этих металлов вы будете изучать на уроках химии. А мы лишь отметим, что открытие бронзы сыграло огромную роль в освоении металлов человеком. Это произошло в III тысячелетии до нашей эры все в той же Месопотамии. Расцвет бронзовой металлургии почти повсеместно приходится на II тысячелетие до нашей эры. Бронзу получали в больших кострах. При ее изготовлении слой руды чередовался со слоем дров.

Из бронзы делались самые разнообразные изделия: мечи, наконечники копий и стрел, топоры, серпы, сошники, пряжки и украшения, посуда и многое другое.

Хотя бронза прочнее меди, но по твердости и она не могла сравниться с кремнем. Поэтому и в эпоху бронзы каменные орудия сохраняли свое значение, преобладали над бронзовыми.

Но настоящий переворот в хозяйстве был достигнут с открытием металлургии железа. Предположительно первыми выплавлять железо начали хетты около 1800 года до нашей эры. Долгое время железо не находило широкого применения, так как температура его плавления крайне высока – 1530 градусов Цельсия. Получить такую температуру в древних кострах не могли.

Великим изобретением человечества стал сыродутный горн, в котором стали выплавлять железо при температуре девятьсот градусов Цельсия. Металл получался не в жидком, а в размягченном состоянии.

Из железа научились ковать оружие (мечи, наконечники копий и стрел), разнообразные орудия труда (топоры, плужные лемеха, сошники, серпы, скобели, напильники, ножницы) и много другое. Благодаря своим качествам железо быстро вытеснило камень.

Железным топором можно было высвободить от леса значительные массивы. Более совершенные плуги и сохи из железа позволяли качественнее обрабатывать землю и получать лучшие урожаи. В земледелии все чаще стала использоваться сила животных. По долинам крупных рек особенно усиленно развивалось земледелие с использованием искусственного орошения.

По мере развития ремесла, земледелия и скотоводства у людей возникает потребность обмениваться между собой произведенной ими продукцией: шкурами животных, шерстью, мясом, зерном, посудой, тканью, орудиями труда и так далее.

Возможно, именно тогда у людей возник вопрос: а сколько топоров нужно отдать, чтобы взамен получить мешок зерна? Так появилась потребность в предметах, которыми люди могли бы пользоваться в качестве мерила стоимости товара, как мы сейчас пользуемся деньгами. Такими деньгами для древних людей стал скот, редкие раковины, слитки металлов. Обмен был первым шагом к возникновению торговли.

Изготовление металлических орудий труда и оружия, развитие скотоводства и земледелия были связаны с деятельностью мужчин. Женщина постепенно утрачивает свое почетное положение не только в семье, но и в обществе. Многие вопросы, имеющие общественное значение, уже решаются на собрании мужчин, без участия женщин. Материнские родовые общины превращаются в патриархальные.

Усовершенствование орудий труда привело к изменению положения и роли отдельного человека в обществе. Более ловкие и сильные лучше и быстрее работали. Их труд стал поощряться при распределении продуктов. Так, например, у многих народов охотник, убивший зверя, получал лучший кусок мяса или – дополнительно к одинаковой порции – шкуру животного.

Теперь не было необходимости в совместном труде всей общиной. У земледельцев складывается новый порядок. Община теперь состоит из больших семей.

В такой семье могло проживать три – пять, а иногда и больше поколений ближайших родственников.

Земля, как и раньше, принадлежала всей общине. Сохранялся общий выгон для выпаса скота, общим был и лес. Члены общины совместно расчищали поле для посева, рыли канавы для его орошения, охраняли всходы.

Каждая семья имела в пользовании участок родовой земли – надел. Кроме этого семье принадлежали дом, орудия труда, утварь. Появляется самостоятельное хозяйство отдельной большой семьи. Муж, глава семьи, стремится закрепить богатства за своими детьми.

Уже не большой коллектив родственников, а одна семья способна обеспечить себя всем необходимым и даже накопить излишки продуктов, которые обменивались на другие товары.

Продукты обмена, равно как и продукты труда, получаемые сверх необходимого для жизни отдельной семьи, стали накапливаться в виде богатств.

Имущественное положение семей было неодинаковым. Оно могло зависеть от целого ряда причин. Ранняя смерть, болезнь отца семьи, «кормильца», ставили вдову с малыми детьми в тяжелое положение. Наличие в семье достаточного количества земли и рабочих рук создавало благополучие и достаток. Появляются бедные и богатые семьи.

На смену родовой общине приходит соседская община. Теперь людей объединяют только хозяйственные интересы на определенной территории. Членами соседской общины могли быть не только родственники, но и выходцы из других семейных общин.

Разделение на богатых и бедных происходит не только между отдельными семьями, но и между родами. Роды, обладавшие лучшими землями, становились богатыми. Между бедными и богатыми родами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот, имущество, рабы. Все делится между семьями, члены которых принимали участие в походе.

Захваченных в плен людей теперь не убивали, а превращали в рабов. Пользование рабским трудом стало выгодным, так как один человек мог произвести больше продуктов, чем ему нужно для поддержания жизни. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве родовых владык: обрабатывали землю, пряли и ткали, были пастухами. Рабы могли иметь в собственности некоторые вещи, могли иметь семью, а за хорошую работу могли получить свободу.

В связи с войнами повышалось значение военного вождя. Теперь вожди стали выделяться своими богатствами, приобретенными путем грабежа во время войн, приобретали известность. Их прославляли как знаменитых, знатных людей. Они управляли племенем, распоряжались запасами пищи, судили соплеменников.

Вожди и старейшины составляли родовую знать, которая начала передавать свое имущество и должности по наследству своим сыновьям. Положение человека в племени стало зависеть не от его опытности и заслуг, а от того, из какой семьи он происходил.

Крупные поселения постепенно превращались в города, где жила знать. В услужении знати были лучшие ремесленники. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/10/14/urok-poyavlenie-neravenstva-i-znati-5klass-fgos
  • http://ayratmusin.ru/5-klass-vseobshchaya-istoriya/poyavleniye-neravenstva-i-znati.html
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-poyavlenie-neravenstva-i-znati-klass-1233773.html
  • http://videouroki.net/video/6-poiavlieniie-nieravienstva-i-znati.html
  • http://gendocs.ru/v8754/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%B2_5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5._5._%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8
  • http://trojden.com/books/world-history/world-history-5-class-vigasin-2015/5
  • http://videouroki.net/video/6-poiavlieniie-nieravienstva-i-znati.html