Меню Рубрики

Что такое полезные ископаемые 3 класс

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цветов), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Слово «гранит» происходит от слова «гранум» – в переводе «зерно», то есть гранит состоит из отдельных зёрен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Очень прочный. Хорошо полируется.
Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Особая разновидность известняка – мел, самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
Осадочная горная порода органического происхождения, состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1 тонны нефти расходуется 2–3 тонны каменного угля; например, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий: кирпича, черепицы, посуды. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства.
Производство цемента.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств.
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый; жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Песок представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Используется в строительстве.

Железная руда – чёрного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые вышки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось чёрного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля – ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он – практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски – значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино у нас тоже не было бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они – продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей – все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

источник

Задай свой вопрос по этому материалу!

Хо­ти­те узнать, какие бо­гат­ства пря­чут­ся под зем­лей? Гор­ные по­ро­ды и ми­не­ра­лы, ко­то­рые че­ло­век ис­поль­зу­ет для своих хо­зяй­ствен­ных нужд, на­зы­ва­ют по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Боль­шин­ство из них – твер­дые: ка­мен­ный уголь, торф, гра­нит, мра­мор, алмаз, песок. Но есть и жид­кие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, это нефть и ми­не­раль­ная вода. Также есть га­зо­об­раз­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – при­род­ный газ. Гео­ло­ги все время за­ни­ма­ют­ся раз­вед­кой ме­сто­рож­де­ний по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (рис. 1).

Рис. 1. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые (Ис­точ­ник)

Чтобы из­го­то­вить стек­ло и сде­лать ста­кан, нужен осо­бый песок, это по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы суп был со­ле­ным, нужна соль, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы сде­лать чашку или блюд­це, нужна осо­бая белая глина – ка­о­лин (рис. 2).

Чай­ная ложка сде­ла­на из ме­тал­ла, и же­лез­ная до­ро­га, и оке­ан­ский лай­нер, и стан­ки, и часы, и мно­гие дру­гие пред­ме­ты. Ме­тал­лы вы­плав­ля­ют из руды, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое (рис. 3). Из­го­тов­лен­ные че­ло­ве­ком са­мо­ле­ты, ма­ши­ны теп­ло­во­зы сами не по­едут и не по­ле­тят, им необ­хо­ди­мо го­рю­чее – бен­зин и ке­ро­син, ко­то­рые про­из­во­дят из нефти. Нефть вы­ка­чи­ва­ют из земли, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. При­род­ный газ, ко­то­рый го­лу­бы­ми огонь­ка­ми горит на ку­хон­ной плите, – это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Вот сколь­ко су­ще­ству­ет раз­ных под­зем­ных бо­гатств.

С каж­дым годом рас­тет по­треб­ность людей в го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Ка­мен­ный уголь, торф, при­род­ный газ – это ос­нов­ное топ­ли­во для жилых домов, для фаб­рик и за­во­дов и теп­ло­энер­го­стан­ций. Самые необ­хо­ди­мые че­ло­ве­ку по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это ка­мен­ный уголь и нефть. Всем из­вест­но, что уголь чер­но­го цвета, но он бы­ва­ет и жел­то­го цвета, на­зы­ва­ет­ся он сла­нец (рис. 4).

Также есть зо­ло­ти­стый уголь, и даже уголь го­лу­бо­ва­то-фи­о­ле­то­во­го цвета. Углем ка­мен­ным его на­зва­ли по­то­му, что дол­гое время счи­та­ли его кам­нем, ведь он очень твер­дый. Раз­га­дал тайну про­ис­хож­де­ния угля рус­ский уче­ный – Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов (рис. 5).

Он до­ка­зал, что ка­мен­ный уголь об­ра­зо­вал­ся из древ­них рас­те­ний, ко­то­рые росли на земле сотни мил­ли­о­нов лет назад. Без ка­мен­но­го угля нель­зя вы­пла­вить ме­тал­лы из руд, нель­зя при­го­то­вить це­мент. Из ка­мен­но­го угля про­из­во­дят пласт­мас­су, смолу, ле­кар­ства, жид­кое топ­ли­во, кис­ло­ту, пи­ще­вую соду, крас­ки и чер­ни­ла. Сам уголь без за­па­ха, но из него про­из­во­дят духи и раз­ные па­ху­чие си­ро­пы для кон­фет и пи­рож­ных. Уголь непро­зрач­ный, но из него де­ла­ют самое луч­шее стек­ло, лег­кое, твер­дое, чи­стое. Еще уголь ис­поль­зу­ют в про­из­вод­стве удоб­ре­ний, от ко­то­рых лучше пло­до­но­сит земля, рас­тут овощи, фрук­ты, зер­но­вые куль­ту­ры. Из угля можно до­быть даже ви­та­ми­ны.

Из нефти по­лу­ча­ют более тысяч ве­ществ. Из этой мас­ля­ни­сто-ко­рич­не­ва­той жид­ко­сти по­лу­ча­ют чи­стей­ший бен­зин и ке­ро­син для авиа­ции, ди­зель­ное топ­ли­во. Их от­ли­чие от ка­мен­но­го угля в том, что при сго­ра­нии они вы­де­ля­ют зна­чи­тель­но боль­ше тепла. Из нефти из­го­тав­ли­ва­ют небью­ще­е­ся стек­ло, пласт­мас­су, ко­то­рую ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве домов, из­го­тав­ли­ва­ют из них ме­бель и де­та­ли для машин, со­зда­ют укра­ше­ния.

Битум, ко­то­рый также про­из­во­дят из нефти, необ­хо­дим для ас­фаль­то­во­го по­кры­тия дорог (рис. 6).

А как об­ра­зо­ва­лась нефть? Уче­ные до сих пор не могут прий­ти к еди­но­му мне­нию по этому во­про­су. Мно­гие счи­та­ют, что за сотни мил­ли­о­нов лет ве­ще­ства, со­став­ляв­шие ко­гда-то во­до­рос­ли, рыб, рач­ков, пре­вра­ти­лись в нефть. Во­до­рос­ли и рачки уми­ра­ли, и их остан­ки вме­сте с ра­куш­ка­ми, вме­сте со ске­ле­та­ми рыб скап­ли­ва­лись в спо­кой­ных водах мор­ских за­ли­вов в огром­ных ко­ли­че­ствах. Они сме­ши­ва­лись с илом и пес­чин­ка­ми, ко­то­рые при­но­си­ли реки, впа­да­ю­щие в море. Зна­чит, нефть можно найти в тех ме­стах, где ко­гда-то были древ­ние моря? Так и есть. Гео­ло­ги разыс­ки­ва­ют за­ли­вы и бе­ре­га давно ис­чез­нув­ших морей и, как пра­ви­ло, об­на­ру­жи­ва­ют там за­па­сы нефти. Наша стра­на очень бо­га­та нефтью. Нефть до­бы­ва­ют между Ура­лом и Вол­гой, за Ура­лом, в вер­хо­вье реки Лены, на ост­ро­ве Са­ха­лин, в Во­сточ­ной Си­би­ри. Самые круп­ные ме­сто­рож­де­ния ка­мен­но­го угля на­хо­дят­ся в рай­оне Вор­ку­ты, в До­нец­ком бас­сейне (рис. 7).

Рис. 7. Неф­те­нос­ные за­па­сы Рос­сии (Ис­точ­ник)

А какие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые на­зы­ва­ют­ся руд­ны­ми? Че­ло­век с дав­них пор ищет ме­сто­рож­де­ния руд, со­дер­жа­щие ме­тал­лы. Из руд чер­ных ме­тал­лов вы­плав­ля­ют же­ле­зо, сталь, чугун, а из руд цвет­ных ме­тал­лов – алю­ми­ний, цинк, сви­нец, медь. Как пра­ви­ло, из­де­лия со­дер­жат не чи­стые ме­тал­лы, а их спла­вы. Спла­вы – это ве­ще­ства, ко­то­рые по­лу­ча­ют при плав­ле­нии двух или более ме­тал­лов. Одним из­де­ли­ям необ­хо­ди­мы пла­стич­ность, упру­гость, гиб­кость, дру­гим – проч­ность, твер­дость, дол­го­веч­ность, а тре­тьим – лег­кость и блеск. На­при­мер, чи­стое же­ле­зо – очень мяг­кий ме­талл, из ко­то­ро­го не сде­ла­ешь ни гвоз­дя, ни ножа. Чтобы по­лу­чить сталь, в же­ле­зо до­бав­ля­ют дру­гие ме­тал­лы и раз­лич­ные при­ме­си. Сплав алю­ми­ния, хрома, ти­та­на ис­поль­зу­ет­ся в про­из­вод­стве проч­ных и дол­го­веч­ных кос­ми­че­ских и во­ен­ных ко­раб­лей, са­мо­ле­тов, ракет. А в тон­кие алю­ми­ни­е­вые листы – фоль­гу – за­во­ра­чи­ва­ют шо­ко­лад, чай, плав­ле­ные сырки.

Юве­ли­ров с дав­них пор при­вле­ка­ют за­ме­ча­тель­ные свой­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов: зо­ло­та, се­реб­ра, пла­ти­ны (рис. 8). Из них из­го­тав­ли­ва­ют юве­лир­ные из­де­лия, че­ка­нят мо­не­ты. Эти дра­го­цен­ные ме­тал­лы ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ра­дио­тех­ни­ке, из них из­го­тав­ли­ва­ют сверх­точ­ные кос­ми­че­ские при­бо­ры.

Если вы жи­ве­те на Урале, За­бай­ка­лье, на Алтае, в Крас­но­яр­ском крае, в Во­сточ­ной Си­би­ри или на Даль­нем Во­сто­ке, то ваш край богат ме­сто­рож­де­ни­я­ми руд цвет­ных ред­ких ме­тал­лов. В Яку­тии, на­при­мер, до­бы­ва­ют нефть, ал­ма­зы, бурый уголь.

Жизнь со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка невоз­мож­но пред­ста­вить без по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это огром­ное, бес­цен­ное бо­гат­ство нашей стра­ны.

Се­год­ня на уроке вы по­зна­ко­ми­лись с но­вы­ми по­ня­ти­я­ми: по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, ме­сто­рож­де­ние, руда, спла­вы. Вы узна­ли о го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых и руд­ных и об их зна­че­нии в жизни со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка.

Опре­де­лим свой­ства гор­ных пород, ко­то­рые че­ло­век на­учил­ся ис­поль­зо­вать с дав­них вре­мен. Это из­вест­няк, мра­мор, песок и глина. Нач­нем с изу­че­ния свойств из­вест­ня­ка.

Если из­вест­няк рас­смот­реть под лупой, то можно уви­деть, что его ча­сти­цы зна­чи­тель­но мель­че ча­стиц сы­пу­че­го песка и цвет у этих ча­стиц бы­ва­ет раз­ный: белый, жел­тый, серый. Если опу­стить ку­со­чек из­вест­ня­ка в ста­кан воды, то мы уви­дим, что из­вест­няк уто­нет, зна­чит, он тя­же­лее воды. Из­вест­няк – твер­дая гор­ная по­ро­да. Раз­но­вид­но­стью из­вест­ня­ка яв­ля­ет­ся мра­мор. Рас­смот­рим мра­мор вни­ма­тель­нее (рис. 1).

Читайте также:  Полезные ископаемые древнего египта

Цвет его ча­стиц может быть раз­ным: белым, крас­ным, серым, чер­ным. Мра­мор имеет ма­то­вый блеск, а если его срав­ни­вать с из­вест­ня­ком, то можно ска­зать, что мра­мор твер­же из­вест­ня­ка.

По­го­во­рим о свой­ствах песка и глины (рис. 2). Если про­во­дить опыты, то можно об­на­ру­жить, что песок хо­ро­шо про­пус­ка­ет воду, а глина плохо. Если по­ло­жить ку­со­чек глины в ста­кан с водой и тща­тель­но все раз­ме­щать, то можно уви­деть, что на дно ося­дут мел­кие ка­муш­ки, пес­чин­ки, а мел­кие ча­стич­ки будут пла­вать, делая воду мут­ной. Если слить эту мут­ную воду и дать ей от­сто­ять­ся, то скоро на дне мы об­на­ру­жим слой гли­ни­сто­го ила. А если смо­чить об­раз­цы песка и глины водой и по­про­бо­вать ска­тать ша­ри­ки, то можно уви­деть, что из глины легче ска­тать шарик. При на­мо­ка­нии глина ста­но­вит­ся мяг­кой и пла­стич­ной, после вы­сы­ха­ния шарик со­хра­нит свою форму.

Из песка шарик сле­пить труд­но, но даже если это уда­ет­ся, то после вы­сы­ха­ния песок ссып­лет­ся. Это зна­чит, что глина об­ла­да­ет свой­ством вяз­ко­сти, а песок нет. Песок сы­пу­чий, он со­сто­ит из от­дель­ных мел­ких пес­чи­нок раз­но­го цвета, одни пес­чин­ки непро­зрач­ные, дру­гие про­зрач­ные и по­хо­жи на ку­соч­ки мут­но­го стек­ла (рис. 3).

Ча­стич­ки глины непро­зрач­ные, небле­стя­щие. По цвету глина бы­ва­ет раз­ная: белая, серая, ко­рич­не­вая, жел­тая.

Песок, глину, мра­мор, гра­нит, из­вест­няк на­зы­ва­ют стро­и­тель­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Песок, по ко­то­ро­му мы ходим, – рых­лая гор­ная по­ро­да. Он сы­пу­чий и хо­ро­шо про­пус­ка­ет воду, по­это­му его ши­ро­ко ис­поль­зу­ют в стро­и­тель­стве ав­то­мо­биль­ных дорог и же­лез­но­до­рож­ных на­сы­пей (рис. 4).

Также песок при­ме­ня­ют для из­го­тов­ле­ния це­мен­та и бе­то­на. Из бе­ло­го квар­це­во­го стек­ла из­го­тав­ли­ва­ют стек­ло.

Глина – плот­ная гор­ная по­ро­да, при на­мо­ка­нии она ста­но­вит­ся вяз­кой и пла­стич­ной, она долго со­хра­ня­ет свою форму при вы­сы­ха­нии. В печи обо­жжен­ные из глины из­де­лия ста­но­вят­ся твер­ды­ми и проч­ны­ми. Из глины из­го­тав­ли­ва­ют кир­пи­чи, че­ре­пи­цу, иг­руш­ки. Осо­бен­но це­нит­ся белая глина, из ко­то­рой про­из­во­дят фа­ян­со­вую и фар­фо­ро­вую по­су­ду (рис. 5).

Мра­мор – это раз­но­вид­ность из­вест­ня­ка, после по­ли­ров­ки на нем вы­сту­па­ет кра­си­вый узор­ча­тый ри­су­нок раз­ной окрас­ки. Древ­ние греки вы­се­ка­ли из мра­мо­ра па­мят­ни­ки, стро­и­ли храмы. Стан­ции Мос­ков­ско­го метро от­де­ла­ны этой гор­ной по­ро­дой раз­но­го цвета (рис. 6). Из из­вест­ня­ка по­стро­е­ны из­вест­ные на весь мир церк­ви и со­бо­ры.

Рис. 6. Стан­ция Ма­я­ков­ская. Мос­ков­ский мет­ро­по­ли­тен (Ис­точ­ник)

Осо­бен­но из по­лез­ных ис­ко­па­е­мых це­нит­ся гра­нит. Он об­ла­да­ет осо­бой твер­до­стью и проч­но­стью. Его ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве опор для моста и фун­да­мен­тов для вы­со­ко­го зда­ния. По­ли­ро­ван­ный гра­нит укра­ша­ет полы и лест­ни­цы двор­цов и му­зеев. Имен­но из гра­ни­та в Санкт-Пе­тер­бур­ге сде­ла­ны ко­ло­ны Ка­зан­ско­го со­бо­ра (рис. 7), бор­ти­ки Иса­а­ки­ев­ско­го со­бо­ра (рис. 8), а огром­ный ка­мень, на ко­то­ром уста­нов­лен па­мят­ник Петру I, также из этой гор­ной по­ро­ды.

По­че­му надо бе­речь по­лез­ные ис­ко­па­е­мые? Каж­дый год в нашей стране до­бы­ва­ет­ся огром­ное ко­ли­че­ство по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. На об­ра­зо­ва­ние боль­шин­ства из них по­на­до­би­лось мил­ли­о­ны лет, и у каж­дой из цен­ных пород своя осо­бая, слож­ная и за­га­доч­ная ис­то­рия. У одних ис­то­рия на­чи­на­ет­ся в глу­би­нах морей и оке­а­нов, озер и болот. Вы уже зна­е­те, что на дне во­до­е­мов об­ра­зо­ва­лись торф, из­вест­няк, ка­мен­ный и бурый уголь, песок и глина. У дру­гих ис­то­рия на­чи­на­ет­ся в нед­рах пла­не­ты. Там, глу­бо­ко под зем­лей, на­хо­дит­ся рас­ка­лен­ное ве­ще­ство – магма. По­то­ки магмы при из­вер­же­нии вул­ка­на могут из­ли­вать­ся на по­верх­ность земли и осты­вать, а могут за­сты­вать в глу­бине земли, не до­хо­дя до по­верх­но­сти. Из магмы об­ра­зо­ва­лись гра­нит, ба­зальт, руд­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые. Но за­па­сы по­лез­ных ис­ко­па­е­мых на Земле не бес­ко­неч­ны. Уче­ные пред­ска­зы­ва­ют, что уже в нашем XXI веке раз­ве­дан­ные за­па­сы нефти, зо­ло­та и меди могут быть ис­чер­па­ны. На их об­ра­зо­ва­ние ушли мил­ли­о­ны лет, а че­ло­век из­рас­хо­до­вал их так быст­ро. Их нель­зя вос­ста­но­вить, как, на­при­мер, лес после вы­руб­ки.

Что же дол­жен де­лать че­ло­век, чтобы по-хо­зяй­ски рас­хо­до­вать бо­гат­ства под­зем­ных кла­до­вых? Уче­ные со­зда­ют новые ис­кус­ствен­ные ма­те­ри­а­лы для за­ме­ны ме­тал­ла и го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Вме­сто ме­тал­ла все боль­ше и боль­ше при­ме­ня­ет­ся пласт­мас­са. По­смот­ри во­круг, и ты уви­дишь, как много вещей сде­ла­но из пласт­мас­сы вме­сто до­ро­го ме­тал­ла и цен­ной дре­ве­си­ны. Топ­ли­во из ка­мен­но­го угля и нефти за­ме­ня­ют дру­гие ис­точ­ни­ки тепла. Стро­ят­ся гид­ро­элек­тро­стан­ции, на ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся силы воды, или силы ветра, или сол­неч­ное тепло. Люди со­би­ра­ют ме­тал­ло­лом, из ко­то­ро­го на за­во­дах вы­плав­ля­ют ме­тал­лы. Ис­поль­зо­ва­ние ме­тал­ло­ло­ма поз­во­ля­ет бе­реж­но от­но­сить­ся к руд­ным по­лез­ным ис­ко­па­е­мым и эко­ном­но их рас­хо­до­вать. Нужно также сле­дить, чтобы без на­доб­но­сти не го­ре­ли га­зо­вые и элек­три­че­ские при­бо­ры, бе­речь тепло в школе и дома в хо­лод­ное время года, не остав­ляя от­кры­ты­ми на­стежь двери в подъ­ез­дах. Сле­ди­те за эко­ном­ным рас­хо­до­ва­ни­ем пи­тье­вой воды, ведь ее очист­ка и до­став­ка по тру­бам в жилые дома, на фаб­ри­ки и за­во­ды невоз­мож­на без ис­поль­зо­ва­ния по­лез­ных ис­ко­па­е­мых.

Се­год­ня на уроке вы узна­ли о свой­ствах по­лез­ных ис­ко­па­е­мых: из­вест­ня­ка, мра­мо­ра, песка и глины, а также по­зна­ко­ми­лись с тем, как че­ло­век ис­поль­зу­ет в своей де­я­тель­но­сти стро­и­тель­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые.

источник

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
  • Воспитывать толерантности.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).

— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

— Для чего нам необходимо это знать?

— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).

— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

— Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Название Состояние Цвет Основное свойство Где используют
Нефть Жидкое; легкая; маслянистая коричневый горючесть топливо
Каменный уголь Твердое; тяжелый черный горючесть топливо
Гранит Очень твердое
тяжелый
красный, серый, белый прочность строительство

Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;
  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

— Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Вывод по таблице о граните.

— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

— Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

— Как вы думаете, кто такие геологи?

— Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

— Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Какие открытия для себя сделали?

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация по окружающему миру 3 класс Полезные ископаемые ГБОУ Школа №17 учитель начальных классов Гайворонских Т.В.

Читайте также:  Полезно ли пить каждый день йогурт

Тема урока: «Полезные ископаемые»

Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли.

Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.

Песок Песок — это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок — это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.

Глина Глина — это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Гранит Возникает из глинистых сланцев и песчаников. Зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт-Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.

Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извёстки.

Известняк Мрамор — твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.

Нефть Нефть — это жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Её называют чёрным золотом. Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же она появилась. Скорее всего, она образовалась из каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти — бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. Из нефти производят керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт, ткани.

Как добывают нефть и газ А для того чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и на море. Нефтедобывающая платформа в море

Каменная соль Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.

Железная руда Слово «железо» возникло от санскритского слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.

Каменный уголь Уголь образовывается из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.

Каменный уголь Затем торф превращается в бурый уголь, потом — в каменный уголь и затем в антрацит — уголь самого высокого качества. Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов.

Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. Шахты – это глубокие колодцы. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. .

Номер материала: ДБ-1324831

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое полезные ископаемые? Что такое месторождение? Кто ищет месторождения полезных ископаемых? Как они используются человеком?

Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, называют месторождениями, а при больших площадях распространения – бассейнами.

Поиском месторождений занимаются геологи. Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

Назовите горючие полезные ископаемые.

Каменный и бурый уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф.

Угольная шахта В шахте Полезные ископаемые Месторождения Каменный уголь Карагандинское, Экибастузское, Ленгерское месторождения (Южный Казахстан)

Полезные ископаемые Месторождения Нефтегазоносные провинции Территория Каспийского шельфа, полуостров Мангыстау, Прикаспийская низменность.

Назовите руды чёрных металлов.

Железная руда (магнитный, красный и бурый железняки).

Полезные ископаемые Месторождения Железная руда Соколовско – Сорбайское месторождение, Сарыарка, северное Приаралье.

Название руд чёрных металлов Магнитный железняк Бурый железняк Красный железняк а) цвет; чёрный тёмного цвета с вишнёво-красным оттенком латунно-жёлтого цвета б) плотный/рассыпчатый/мягкий; плотный плотный плотный в) состоит/не состоит из отдельных зёрнышек; мелкозернистый мелкозернистый мелкозернистый г) притягивается/не притягивается магнитом; притягивается магнитом не притягивается магнитом не притягивается магнитом е) прочный/непрочный. прочный прочный прочный

Назовите руды цветных металлов.

Медь, свинец, цинк, алюминий, серебро, золото.

Полезные ископаемые Месторождения Медь Жезказган, Конырат.

Полезные ископаемые Месторождения Свинец, цинк Рудный Алтай (Риддер)

Полезные ископаемые Месторождения Алюминий Аркалыкское месторождение Костанайской области

Полезные ископаемые Месторождения Золото ВКО (Месторождения -Суздальское, Бакырчик), СКО (Васильковское).

Название металлов Из какой руды получают Какие изделия изготавливают Медь Медный колчедан Детали электрических машин и приборов Алюминий Бокситы Ложки, вилки, посуда, самолёты, провода, кабели. Свинец Полиметаллическая руда Оболочки кабелей, пластины аккумуляторов. Цинк Полиметаллическая руда Оцинкованные вёдра, тазы, ванны, трубы.

Назовите нерудные полезные ископаемые.

Поваренная соль, асбест, фосфориты, гранит, глина, песок, известняк, мел, мрамор, ракушечник.

Полезные ископаемые Месторождения Асбест Месторождение Жетыкар Костанайской области.

Полезные ископаемые Месторождения Известняк Полуостров Мангыстау.

Полезные ископаемые Месторождения Соль Северное Приаралье

•Что такое полезные ископаемые?

•Кто ищет месторождения полезных ископаемых?

•Как они используются человеком?

Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата.

Создание положительной мотивации на уроке, организация внимания учащихся.

(Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке). Садитесь!

Доброжелательный настрой на урок.

Слушают учителя. Хлопают соседа по ладони для того, чтоб пожелать удачи.

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать учителя.

2. Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способов деятельности учащихся по теме: «Для чего люди добывают полезные ископаемые?».

Организация проверки по выявлению степени усвоения заданного учебного материала, ликвидация обнаруженных недостатков.

-На прошлом уроке мы изучали тему природные богатства и труд людей- основа экономики.

-Ребята, как же вы думаете, почему природные богатства и труд мы называем основой экономики?

Воспроизведение знаний, умений, навыков. Самоконтроль и самоанализ.

Отвечают на вопросы учителя

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Они требуются для производства товаров и услуг.

Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, согласовывать свои действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания.

3. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: создание ситуации противоречие и формулировка проблемы.

Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме.

Ребята посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Один богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Металл такой же, как в ракетах.

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдёт сегодня речь и как будет звучать наша тема сегодняшнего урока ?

Выявляют, проговаривают, осознают противоречие.

Формулируют проблему в разных вариантах.

Слушают внимательно учителя

Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей урока;

В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Метапредметные УУД: учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

Обучающая: формирования понятий полезные ископаемые, природные богатства, труд, геологи, месторождения, карьер, шахта; ознакомление со способами добычи полезных ископаемых в процессе работы с учебной литературой.

Развивающая : развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемного вопроса «Для чего люди добывают полезные ископаемые?»

Воспитательная: содействие осознания роли полезных ископаемых России, в процессе работы с контурной картой.

Организация работы по решению проблемы.

Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос?

Что для этого нужно знать?

Я предлагаю нам работать по следующему плану:

1.Что такое полезные ископаемые?

2.Полезные ископаемые России

3.Способы добычи полезных ископаемых

4.Практическая работа: нанесение полезных ископаемых на контурную карту России

1. Что такое полезные ископаемые.

Как вы думаете, что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ- газообразное.

Добывая полезные ископаемы люди преследуют разные цели.

-Можно ли обходится без строительных материалов к примеру кирпичей или бетона?

— Именно, поэтому для изготовления строительных материалов приходится добывать в природе песок, глину, известняк.

-Так же происходит и в экономике, мы не можем обойтись без различного вида топлива, которое кстати тоже является я полезным ископаемым.

— А сколько же вокруг нас металлических предметов?

-Какие вы знаете предметы которые состоят из металла ?

-Металл мы получаем из руд, добытых в природе.

2.Полезные ископаемые России.

На территории Российской Федерации сосредоточены исключительные запасы сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. А вы знали ребята, что в России открыто более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых. В частности имеются крупные месторождения нефти , газа, угля, олова, алюминиевого сырья, золота платины и других полезных ископаемых. Обозначаются полезные ископаемы на контурных картах различными значками

3.Способы добычи полезных ископаемых.

Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

-Ребята, а вы знаете как называются люди, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают их месторождения?

-Таких людей называют геологами.

Все полезные ископаемы добываются по-разному: одни – в открытых котлованах – карьерах, другие в шахтах. А для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и воде.

-Все молодцы, вы очень внимательно слушали! Сейчас давайте отдохнём и проведём физкультминутку. Все встаём из своих парт.

По дорожке шли ,шли,(ходьба на месте)

Присели, собрали и дальше пошли.(присели)

Прыгаем на левой ножке(3 прыжка на левой ноге)

Прыгаем на правой ножке.(3 прыжка на правой ноге)

По дорожке побежим, до лужайки добежим.(бег на месте)

Мы попрыгаем как зайки.(3 прыжка на обоих ногах)

И опять работать мы пойдём .

-Присаживаемся на свои места.

Выполняют задания по намеченному плану, открывают знания, проверяют свои предположения с помощью учебника, объяснения учителя и презентации.

источник

Цель: формировать представление учащихся о полезных ископаемых и способах их добычи; развивать логическое мышление; воспитывать познавательный интерес.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (приложение)

— Что называют горными породами?

— Из каких горных пород состоит твердая поверхность Земли?

— Подумайте: только в горах мы можем увидеть горные породы? Докажите свое мнение.

— Проведите наблюдение: какие горные породы вы можете увидеть дорогу до школы?

— Назовите три состояния, в которых бывают в природе горные породы. (Они бывают твердые, жидкие, газообразные.)

Читайте также:  Свиная печень чем полезна

— Приведите примеры твердых горных пород. (Гранит, железная руда, поваренная соль, базальт, мрамор, каменный уголь, глина, песок)

— Приведите примеры жидких горных пород. (Нефть)

— Приведите примеры газообразных горных пород. (Природный газ)

— Почему горные породы называют природными сокровищами, если их так много?

— Подумайте и расскажите, каким бы мог быть музей горных пород в вашей школе.

Игра «Я знаю такие горные породы»

• Твердые (глина, песок, каменный уголь, мрамор, поваренная соль);

• газообразные (природный газ).

— Итак, горные породы — это природные сокровища. Среди них есть полезные ископаемые.

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете о полезные ископаемые и способы их добычи.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 47-49)

Вспомните! Из чего состоит твердая поверхность Земли?

— Посоревнуйтесь, какая группа напишет больше примеров горных пород и составит интереснее рассказы об их свойствах.

— Подумайте и расскажите! Что, по вашему мнению, может означать словосочетание «полезные ископаемые»?

— Знаете ли вы, откуда привозят на строительную площадку песок?

— Приходилось ли вам видеть, как добывают полезные ископаемые?

— О чем рассказал господин Крот?

Запомните! Все горные породы, используемые людьми, называют полезными ископаемыми. Это — гранит, песок, глина, известняк, железная руда, уголь, нефть, природный газ, поваренная соль и многие другие.

— Вы уже знаете, что одни полезные ископаемые залегают у поверхности Земли, другие расположены на значительной глубине, поэтому способы их добычи разные. Например, торф добывают своеобразным способом. Раньше его добывали специальными лопатами, металлическая часть которых была согнута под прямым углом. Нарезанные ними торфяные «кирпичи» складывали пирамидой для сушки.

Теперь перед разработкой торфяные залежи осушают при помощи специальных каналов, а также очищают от деревьев и кустов. Затем подсушенный и выровненный слой торфа измельчают специальными машинами, высушивают и собирают в тюки.

Для добычи нефти когда копали глубокие колодцы и доставали из них нефть, как воду. Копать их было чрезвычайно трудно. Находиться там можно было не более чем 5 минут через ядовитые газы. Позже начали бурить скважины.

Теперь на местах залегания полезных ископаемых строят специальные установки и вышки. Для добычи нефти с морского дна сооружают буровые платформы. Они плавают на море или крепятся на вбитых в дно сваях. Работать на них опасно. Сильный шторм может повредить такую платформу. Природный газ добывают так же, как и нефть, в скважинах.

Самый безопасный и самый дешевый открытый способ добычи полезных ископаемых в карьерах. Сначала экскаваторы с большими ковшами снимают горные породы, которые закрывают угольные или сланцевые пласты. Потом другие мощные экскаваторы высотой с тринадцатиэтажное здание грузят ископаемого в вагоны. Этим способом в мире добывают почти половину всего угля и сланца.

Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах Земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт. Чаще всего таким способом добывают уголь. Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни работников таких предприятий.

Итак, добычи полезных ископаемых — очень сложная работа.

— Рассмотрите картину Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства» на с. 48.

— Пофантазируйте! За какие природные богатства соответствуют три царевны подземного царства?

— Знаете ли вы, что до твердых горных пород относятся также драгоценные камни, золото и серебро? А каменный уголь называют «черным золотом»?

— Что пояснил господин Крот о полезные ископаемые?

— Составьте рассказы о различных способах добычи полезных ископаемых.

• Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает из недр или с поверхности Земли и использует в различных целях.

• Для добычи жидких полезных ископаемых строят скважины.

• Твердые полезные ископаемые добывают в шахтах и карьерах.

• Открытый способ (карьерный) — наиболее безопасный.

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

— Подумайте и назовите полезные ископаемые, которые можно увидеть у вас дома. Какая от них польза для вашей семьи?

• Человек может изготавливать полезные ископаемые.

• Человек не может восстановить запасы полезных ископаемых, потому что они образуются в течение миллионов лет.

• Чтобы добыть нефть и природный газ, бурят скважины.

• Запасы полезных ископаемых небезграничны, поэтому их не нужно расходовать экономно.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

— Что такое полезные ископаемые? Объясните, почему их так назвали.

— Приведите примеры полезных ископаемых. Как их использует человек?

— Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны? Расскажите об одном из них.

— Сравните шахтный способ добычи полезных ископаемых и карьерный. Чем они отличаются?

— Как вы думаете, какое уголь будет дороже — то, что добывали в шахте или в карьере? Объясните почему.

Проект «Обустраиваем нашу планету»

— Как способ добычи полезных ископаемых оказывает влияние на состояние природы на планете?

источник

Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме:
Урок окружающего мира в 3 классе «Полезные ископаемые»

Здесь представлены: конспект урока и презентация на тему «Полезные ископаемые». 3 класс «Школа России»

Вложение Размер
Poleznye_iskopaemye_szhataya.ppt 1.59 МБ
Dokument_Microsoft_Word.doc 74 КБ

Полезные ископаемые Лобусова Н.Ю. ГОУ№21 Санкт-Петербург Урок окружающего мира 3 класс

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Железная руда 1. Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое. 2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный. 3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.

Эта гора железной руды будет использована в производстве стали .

Изделия из стали Буровая сталь Листовая сталь.

Доменная печь используется для получения железа

Нефть Нефть ( греч. ναφθα — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость , красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли ; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых

Гранит Грани́т ( итал . granito , — зерно) —Состоит из кварца , калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

Каменный уголь У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений ( папоротников , хвощей и плаунов ). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

Известняк Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде . Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер , а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод .

Глина Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Применение Глина является основой гончарного , кирпичного производства.

Проверь себя Известняк Нефть Железная руда Гранит Каменный уголь Глина

Урок по курсу «Окружающий мир» на тему: «Полезные ископаемые», с использованием мультимедийной презентации.

1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.

4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых.

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Рабочая тетрадь на печатной основе с. 25№3,4.

II. Сообщение темы и целей урока.

Красивы будут и заметны. (Гранит)

В школе не лежит без дела:

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7.Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

-Как назвать все эти отгадки?

— Тема нашего сегодняшнего урока « Полезные ископаемые»

На доске и в тетрадях тема: « Полезные ископаемые ».

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.

Железная руда. Свойства, цвет, использование.

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах , если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты . Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде . Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер , а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод .

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь — древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Техническая керамика — большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства
Производство цемента

Глина используется в медицине , например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Работа в рабочей тетради на печатной основе с. 26№2,3,5.

  1. Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2006.
  2. Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2008.
  3. Л.И Рудченко. Мир вокруг нас. 3 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.

Цели 1) формировать понятие «полезные ископаемые», познакомить со способами добычи полезных ископаемых, классификацией полезных ископаемых по их состоянию, по назначению, используя краевед.

1. Тема урока: Полезные ископаемые.2. Предмет: окружающий мир 3. Класс: 34. Автор: Сажина Л.Ю.5. Тип урока: практическая работаЦель урока: изучить свойства полезных ископаемых.Задачи урока:1. Ра.

Свойства полезных ископаемых.

Технологическая карта урока«Почему надо беречь полезные ископаемые»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые»Цели урока: закрепить знания учащихся о полезных.

Предмет: Окружающий мирКласс: 3Тема урока: Полезные ископаемые.Цели урока: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.Планируемые результаты:•.

Урок направлен на исследование полезных ископаемых в деятельности человека и необходимости их бережного использования. Формирование умение работать в группе.

источник

Источники:
  • http://www.kursoteka.ru/course/4302/lesson/14330/unit/34781
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580693/
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-2745652.html
  • http://infourok.ru/poleznie-iskopaemie-klass-285580.html
  • http://multiurok.ru/index.php/files/poleznye-iskopaemye-3-klass.html
  • http://schooled.ru/lesson/nature/3klas/17.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/09/18/urok-okruzhayushchego-mira-v-3-klasse-poleznye