Меню Рубрики

Чувства полезные и вредные урок по психологии

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для осознания подростками амбивалентности эмоций.

q Карточка с заданием для упражнения «Польза и вред эмоций» — см. прило-жение.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

? Обсуждение.На прошлом уроке мы выяснили,что некоторые эмоции нам

не нравятся. Но бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувст-ва, не приносящие никакого вреда?

В качестве иллюстрации можно привести распространенные представле-ния о филогенетическом значении страха, злости и др. В итоге получается, что чувства и эмоции являются самым быстрым источником информации о том, что происходит вокруг. Качестве иллюстрации можно процитировать «речь в защи-ту страха», составленную Г.Цукерман (1995).

В то же время, любое чувство может блокировать поступающую из внешнего мира информацию. Например, слишком сильная радость от получен-ной «пятерки» иногда не позволят заметить, что за ту же самую контрольную сосед получил «два».

. Упражнение «Польза и вред эмоций».

Ребята работают в малых группах. Каждая группа получает карточку, на которой перечислены названия 4 эмоций. На основе этого задания нужно за-полнить таблицу, приведенную в тетради:

В первом столбце таблицы нужно перечислить эти эмоции. Второй и тре-тий столбцы недвусмысленно озаглавлены «польза эмоции» и «вред эмоции». Ребятам, заполняя таблицу, необходимо подумать, что хорошего и что плохого связано с заданными им эмоциями. Желательно проиллюстрировать свои рас-суждения примерами из жизни, соблюдая правила работы на уроках психоло-гии (в частности, не называя имен).

Эмоция Ее польза Ее вред
Радость Весело, приятно Нельзя радоваться, ко-
гда другим не весело, а
горе
Злость После нее отдыхаешь Можно поссориться
Печаль Спокойно сидишь и раз- Грустных не любят с
мышляешь о жизни ними общаться
Стыд Знаешь, чего нельзя де- Неприятно, уши красне-
лать ют, всем видно

Лена М., Лена М., Вика С., Женя Н.

По завершении работы выводы каждой малой группы обсуждаются. По-

лучается, что каждая эмоция нам зачем-то нужна (она нам что-то говорит!).

. Индивидуальная работа в тетради:

q Ситуация, в которой положительная эмоция принесла мне вред.

q Один раз я досмеялся на биологии до «двойки», но только в дневник. Леша К.

q Ситуация, в которой отрицательная эмоция принесла мне пользу.

q Меня напугала на улице собака, и теперь я их не глажу

и лишай не подцеплю. Оксана З.

Завершение занятия.

УРОК 7. СКАЗКА «СТРАНА ЧУВСТВ»

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряе-мых эмоций.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Приветствие.

? . Сказка «Страна Чувств» (Т.Зинкевич-Евстигнеева)

Ребятам предлагается послушать сказку. Хотя это и «детское» по их мне-нию занятие, первая волна удивленного возмущения проходит, и оказывается, что сказки бывают интересными!

Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удовольствие, Ин-терес, а Злость, Обиду, Страх встречать нечасто. Но мы ведь с вами зна-ем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»

Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но если о нас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это почувствуем? Конечно! Нам будет приятно или неприят-но? Конечно, неприятно! А когда нам неприятно, мы какие дела будем де-лать быстрее: хорошие или плохие? Многие люди, когда о них плохо гово-рят, обижаются и совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и в нашей чудесной Стране Чувств.

Темной ночью, на краю леса встретились слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им видите ли, совсем не нужны!» — фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки. «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем править страной, вот они у нас попляшут!»

И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и бросили его в темницу.

Когда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрал их в тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне сидел слуга по имени Страх. Он пытался надеть на свою голову корону, но она была волшебной, и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злостью кинул ее под трон.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Важность влияния эмоций на здоровье ребенка.

Занятие «Эмоции и здоровье»

Цель: обучать приёмам снятия отрицательных эмоций как одному из способов сохранения психического здоровья; воспитывать культуру общения.

1.Формировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных).

2.Развивать умения учащихся различать разные виды эмоций;

3.Учить детей способам снятия негативных эмоций;

4. Воспитывать чувства взаимопонимания и помощи друг к другу.

Оборудование: мультимедийная установка, аудиозаписи, презентация, карточки с заданиями на каждого ребенка, настольная игра «Собери эмоции», мяч, пластмассовые мячи (синий, жёлтый) карандаши цветные, простой карандаш, ножницы, очки, клей, бумага А4.

Приветствие. (логоритмическое упражнение) слайд 1

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Всем «Привет! » и «Добрый день! «;

желаю (соприкасаются большими пальцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

С каким на­строением вы сегодня пришли на занятие? (покажите с помощью смайликов). Слайд 2

Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направ­лении к здоровому образу жизни.

-Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, у вас на столе лежит картинка, с которой пошалил легкий весенний ветерок, соберите её. (дети собирают разрезную картинку).

— Что изображено? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Слайд 3

— Правильно, на картинке изображены воздушные шары с разными эмоциями. И тема нашего занятия «Эмоции и здоровье», и как эмоции влияют на наше здоровье.

Когда я шла к вам на занятие, то по пути встретилась с воздушным шариком и он рассказал мне историю и попросил от вас помощи: Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неин­тересные. Чтобы вернуть им лица вы должны пройти 5 испытаний. Вы согласны помочь нашим друзьям волшебным воздушным шарам. Слайд 4

Девиз нашего занятий: Слайд 5

Я умею думать, я умею рассуждать.

Что полезно для здоровья, то и буду применять.( совместное чтение девиза)

Итак, мы отправляемся 1 наше испытание

Давайте сыграем в игру «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий. Поняли задание? (Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)
веселый — грустный
горе — радость
довольный — сердитый
спокойный — взволнованный
смелый — трусливый
медленный — быстрый
злой — добрый
радостный — печальный

здоровый — больной

-Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть? Правильно, это эмоции.

— Это душевное волнение. Это яркие и бурные переживания. Слайд 6

Эмоции – это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него. Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!

— Какие эмоции вы знаете? Слайд 7

— положительные и отрицательные. Они помогают человеку регулировать своё поведение.

— Где выражаются эмоции? (на лице) Слайд 8

— При помощи чего выражаются эмоции? ( бровей, глаз, рта)

— Верно, т.е. при помощи мимики лица.

Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справиться с трудностями, а значит помогают нашему здоровью. Положительные эмоции полезны и необходимы для нашего здоровья. Слайд 9

Перед вами задание: Максим и Кирилл выполняют задание « Дорисуй недостающего смайлика» ( работа с карточками), а Саша, Олеся и Слава «Найди и обведи такое же лицо»

Максим, какого смайлика ты нарисовал? А ты Кирилл? Молодцы, вы правильно определили недостающего смайлика.(поощрение жетоном)

— Сколько обвели вы таких же лиц, как в рамке (6)

-Молодцы, вы справились с задание (раздаю смайлики)

– Иногда ребята ссорятся из-за пустяков, спорят, говорят друг другу неприятные, злые слова. После этого они могут нагрубить другим людям, испортить им настроение. Этим можешь оказаться и ты. Что же делать? (Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос).
– Умейте внимательно выслушать собеседника. Отвечайте спокойно. Доказывайте свою правоту словами, а не кулаками. В трудных ситуациях старайтесь понять своих товарищей, помогите им вернуть хорошее настроение вниманием, заботой, доброй шуткой. Тогда и вы не почувствуете себя одиноко.

Отрицательные эмоции. Они передаются окружающим нас людям и вредят нервной системе и всему организму в целом. Слайд 12

Если человек будет испытывать, проявлять только отрицательные эмоции, он может заболеть или испортить настроение другим людям. Они навредят его здоровью. Как справиться с отрицательными эмоциями: занятие спортом, прогулка на свежем воздухе, контрастный душ, общение с хорошими друзьями, общение с животными, творческая и трудовая деятельность, чтение книг, просмотр фильмов. Слайд 13

Сегодня у нас день неожиданных встреч. Мы встретимся с героями мультфильмов (просмотр первых кадров).

— Для начала я предлагаю вам посмотреть отрывок мультфильфа «Верните Рекса!»

— Кто герои этого мультфильма?

– Определите чувство, которое испытывает мальчик. (Он грустит)
Как вы определили, что мальчик грустит?

Упражнение «Раздели эмоции» Слайд 14

Я предлагаю вам самостоятельно, разделить положительные эмоции от отрицательных. В конверт с солнышком вложите только положительные эмоции, в конверт с тучкой – отрицательные эмоции.( приложение 1).

А сейчас мы с вами проверим правильность выполненного задания. Слайд 15-18

— Молодцы и с этим заданием вы справились! ( поощрение жетонами- смайликами)

– Если кто-то из вас в школе получил хорошие отметки, прибрал дома, помог родителям, и они его похвалили, то у них и вас появились какие эмоции?
– Вы прочитали интересную книгу, решили, наконец, задачу, которая никак не сходилась с ответом, – все это вызывает положительные эмоции.
– Если происходящее вас радует, появляется улыбка на лице. Хорошее настроение передается другим людям.

А положительные эмоции полезны для здоровья человека, они наши друзья. Они продлевают жизнь, поднимают нам настроение. Слайд 19

— Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные !

Следующий отрывок мультфильма «Просто так»

— Кто герои этого мультфильма?

– Определите эмоцию, которую испытывает мальчик?

— Определите эмоцию, которую испытывает ослик?

Задание «Эмоции Мишки». Вырежь, эти фигурки и приклей так, чтобы мордочка Мишки выражала какую-то эмоцию. Напоминаю о Т.Б.при работе с клеем и ножницами. Слайд 20-21

— Молодцы еще с одним испытанием вы справились ( поощрение смайликами)

Психолог рас­сказывает: «Жил-был один волшебник, ко­торый изобрёл удивительные очки. Через них можно было увидеть только радостные события. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и рассказал:

3 этап: Заключительная часть:

Из всех эмоций лучше всех,
Которые рождают смех.

Смеяться, право не грешно,
Когда действительно смешно!

Здоровье – царство смеха,
Сам смех – тропа к успеху.
И нам всё удаётся
Когда душа смеётся!

В объятия смеха спеши!
Смех – это душ для души!

— Что больше всего понравилось вам сегодня, было интересно? ( жёлтый мяч по кругу)

Что было сложно, не понравилось? ( синий мяч по кругу)

— Подошло к концу наше занятие. Посчитайте свои смайлики. Молодцы вы были сегодня великолепны и легко справились с испытаниями. Слайд 23

А теперь я попрошу вас и гостей сделайте волшебные воздушные шары снова разными и нарисуйте им свое настроение. (работа с шарами). Слайд 24.

Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в круг. Я желаю, вам хорошего настроения и положительных эмоций. Каждому из вас я дарю эти волшебные шары с вашим настроением. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня были вместе! Мы спокойны и добры! Приветливы и ласковы! Мы всегда здоро­вы! Вздохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злость, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу! А сейчас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания!».

источник

Методическая разработка по психологии (6 класс) по теме:
Тренинговое занятие «Мои чувства — «полезные» и «вредные»»

Целью данного тренингового занятия является создание условий для осознания участниками амбивалентности эмоций. Участники тренговой группы будут развивать позитивное мышление и способность видеть разные грани одного и того же явления, а также получат опыт обращения к собственной эмоциональной сфере.

Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 585

Кировского района г. Санкт-Петербурга

Конспект открытого тренингового занятия

«Мои чувства: «полезные и «вредные»

Педагог — психолог: Пикман Ирина Александровна

Цель: создание условий для осознания участниками амбивалентности эмоций

  1. развивать способность видеть разные грани одного и того же явления
  2. развивать навык обращения к собственной эмоциональной сфере
  3. создавать условия для развития толерантного отношения участников друг к другу
  4. развивать позитивное мышление
Читайте также:  Это полезно для стариков 94 игра

Оборудование: листы А4, фломастеры, 2 клубка, карточки с названиями эмоций.

— Здравствуйте! Мы с вами встретились сегодня на тренинговом занятии, которое посвящено нашим чувствам и эмоциям.

1) Сбор ожиданий участников.

— Что вам было бы важно, интересно узнать в рамках этой темы?

2) Разминка «Найди плюсы и минусы».

— Я сейчас предложу вам ситуацию, а ваша задача – постараться найти в ней плюсы и минусы.

  • Вы собирались поехать в гости к другу (подруге) и очень ждали этой встречи, но вдруг в последний момент все сорвалось.
  • Вы давно мечтали о новой компьютерной игре и наконец родители купили вам ее.

— Какие сложности были у вас при выполнении этого упражнения?

— Удалось ли вам посмотреть на ситуацию, которая вас расстраивала, с положительной точки зрения и наоборот?

— Я хотела поделиться с вами одним высказыванием, которое мне очень нравится. «Все и вся стоят на вашей стороне, если вы решите так смотреть на вещи» (Х.Корнелиус)

3) Упражнение «Клубок чувств».

— А сейчас я предлагаю вам встать. У меня есть 2 клубка. Я сейчас держу в руках розовый клубок, часть ниточки наматываю себе на палец, называю какое-то очень приятное для меня чувство, которое мне очень нравится испытывать, и кидаю клубочек кому-то из вас. Тот, у кого, черный клубок, должен назвать какое-то самое негативное, неприятное для вас чувство, которое бы вы никогда не хотели испытывать, и тоже передать клубок следующему участнику и так до тех пор, пока у каждого не побывают оба клубочка.

— А теперь давайте положим то, что у нас получилось, на пол . На что это похоже?

4) Упражнение «Польза и вред эмоций»

— Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение и для этого разделиться на группы. У нас будет 3 группы по 4 человека. Постарайтесь выбрать себе в партнеры тех людей, с которыми вы общались меньше, чем с остальными. Найдите себе партнеров и организуйте свое пространство для обсуждений, а потом я расскажу, что мы будем делать дальше.

— Сейчас каждой команде я предложу по 3 эмоции. Ваша задача сформулировать пользу и вред каждой. Свои выводы оформите, пожалуйста, на отдельных листах в виде таблички.

— Давайте развесим то, что вы наработали в своих группах и обсудим, что же у нас получилось.

— Какие сложности были у вас при выполнении этого упражнения? Удалось ли вам поменять привычный угол зрения и увидеть в отрицательной эмоции ее пользу и наоборот?

— Посмотрите на наш ковер, который мы сделали в начале занятия. Там как будто все тесно переплетено – положительные, отрицательные чувства. Так же и в жизни – нельзя испытывать только положительные чувства, мы с вами сейчас разобрали, что отрицательные( или те, которые принято так называть) тоже нам для чего-то нужны, сигнализируют нам о чем-то важном (страх, например). Представьте себе, если бы мы еще раскрасили каждую эмоцию в свой цвет, то у нас бы получилась палитра жизни, ведь в жизни в природе не бывает только белого и черного, а рядом сосуществуют разные цвета и оттенки.

— Что для вас сегодня было самым важным, что вы положите в свою копилочку опыта и как вы это сможете использовать в жизни?

источник

Коррекционно-развивающее занятие в 5-8 классах

Конспект коррекционно-развивающего занятие № 6 «Чувства полезные и вредные»

Педагог-психолог: Ташкентбаева Е.А.

Оборудование: листы А4/ цветные карандаши, Карточка с заданием для упражнения «Польза и вред эмоций»

Методы: словесные (рассказ, объяснение), сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения, концентрация (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Цель: расширение знаний обучающегося об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций и чувств.

• Изучение и обсуждение понятия чувства

• информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания;

• создание условий для развития способности ребенка понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.

Универсальные учебные действия:

Умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях.

Умение воспринимать инструкцию к предложенному заданию.

Умение взаимодействовать со взрослым в разных социальных ситуациях

Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель — ученик)

обращаться за помощью и принимать помощь.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.

Делать простые выводы, обобщать, сравнивать

Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).

-снижение уровня тревожности ребенка

-расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций.

— установление доброжелательных отношений

? Обсуждение. На прошлом уроке мы выяснили, что некоторые эмо­ции нам не нравятся. Но бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?

В качестве иллюстрации можно привести распространенные пред­ставления о филогенетическом значении страха, злости и др. В итоге получается, что чувства и эмоции являются самым быстрым источни­ком информации о том, что происходит вокруг. В качестве иллюстрации можно процитировать «речь в защиту страха», составленную Г. Цукер- ман (1995). (Страх тоже полезен. Полезен тем, что останавливает нас от глупых, ненужных и опасных поступков. Представьте на минуту, что у человека пропал любой страх. Он не боится высоты, смерти, воды — ничего. В следствии он лезет на огромную высоту, откуда падает и разбивается насмерть. Или лезет в трансформаторную будку, на которой написано «опасно для жизни», и его убивает высокое напряжение. Страх призван защищать нас от нас самих. Главное, чтобы страх не перерос в фобию.)

В то же время, любое чувство может блокировать поступающую из внешнего мира информацию. Например, слишком сильная радость от полученной «пятерки» иногда не позволит заметить, что за ту же самую контрольную сосед получил «два».

Разминка «Найди плюсы и минусы».

— Я сейчас предложу тебе ситуацию, а твоя задача – постараться найти в ней плюсы и минусы.

Вы собирались поехать в гости к другу (подруге) и очень ждали этой встречи, но вдруг в последний момент все сорвалось.

Вы давно мечтали о новой компьютерной игре и наконец родители купили вам ее.

— Какие сложности были у тебя вас при выполнении этого упражнения?

— Удалось ли тебе посмотреть на ситуацию, которая тебя расстраивала, с положительной точки зрения и наоборот?

Я хотела поделиться с тобой одним высказыванием, которое мне очень нравится. «Все и вся стоят на вашей стороне, если вы решите так смотреть на вещи» (Х.Корнелиус) (обсуждение высказывания)

. Упражнение «Польза и вред эмоций»

Ребенок получает карточку, на которой перечислены названия четырех эмоций. На основе этого за­дания нужно заполнить таблицу, приведенную в тетради.

В первом столбце таблицы нужно перечислить эти эмоции. Второй и третий столбцы недвусмысленно озаглавлены «польза эмоции» и «вред эмоции»

источник

Конспект урока по дисциплине ОП.02 Психология

Тема урока: Эмоции и чувства

Цель урока: Продолжать знакомить обучающихся с основными формами проявления субъектности, общими механизмами функционирования психологических процессов. Раскрыть основную сущность эмоций и чувств.

1) Образовательная: Проследить соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Дать общую характеристику эмоций и чувств. Раскрыть роль эмоций в регуляции поведением. Выявить закономерности формирования высших чувств. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий: эмоция, чувство, настроение, аффект, стресс, страсть, тревожность, агрессия.

2) Развивающая: Развивать у обучающихся умение соотносить общие закономерности психической жизни с конкретными явлениями своего внутреннего мира в практике учебной деятельности и самопознания, продолжать формирование общих и профессиональных компетенций.

3) Воспитывающая: Воспитывать интерес к психологии, побуждать к чтению научно-популярной и художественной литературы по изучаемой теме.

Методы обучения, обеспечивающие решение поставленных задач:

Организация и методика проведения урока

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Продолжительность урока: 45 минут

Планируемые результаты урока:

Предметные: знать основную сущность, общие механизмы функционирования эмоций и чувств как психических процессов, функции эмоций и чувств в психической жизни человека; уметь отличать эмоции от чувств.

регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать с лекционным материалом, учебником; находить отличия; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки.

Личностные: проявлять интерес к новым знаниям; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Организация деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Информационно-технологические ресурсы: мультимедиа проектор, ПК, проекционный экран, карточки с примерами, видеофрагмент к/ф «Сказка о звездном мальчике», видеофрагмент к/ф «Любовь и голуби», учебный фильм «Эмоции и чувства», Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 (по числу обучающихся)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Первичное усвоение знаний.

Первичная проверка понимания.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Рапорт старосты группы о явке обучающихся. Демонстрация готовности обучающихся к уроку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

На прошлом уроке мы познакомились с познавательными психическими процессами. Назовите их, пожалуйста. (Ответы обучающихся). Мы продолжаем знакомиться с основными формами проявления субъектности, общими механизмами функционирования психологических процессов.

Чтобы вы сами определили тему урока, я хочу предложить для просмотра небольшой видеофрагмент.

(Просмотр видеофрагмента: отрывок из к/ф «Сказка о звездном мальчике»)

Вопрос к классу: Что же так озадачило героя фильма «Сказка о звездном мальчике»? Что заставило его сердце «таять»?

Как вы думаете, о каких психических процессах пойдет речь на сегодняшнем уроке? Давайте сформулируем тему урока.

Тема нашего сегодняшнего урока, как вы правильно сказали: «Эмоции и чувства». На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с двумя новыми психическими процессами – эмоциями и чувствами. Ваша задача – не просто приобрести новые знания, умения и навыки, а сложить в своем сознании сложный многогранный образ понятий «Эмоции и чувства», проследить связь эмоций и чувств с другими психическими процессами. Как вы думаете, какие конкретные задачи мы должны решить на нашем занятии? Где могут применяться полученные на данном уроке знания, умения и навыки? (Ответы обучающихся)

Но прежде, чем мы перейдем непосредственно к изучению заявленной темы, я хочу предложить вам обратить внимание на профессиональные и общие компетенции, представленные на слайде. Посмотрите на них внимательно, в конце нашего урока вы должны будете ответить, над формированием каких общих и профессиональных компетенций мы сегодня сообща работали.

Вероятно, каждый из нас достаточно часто слышал и сам употреблял слова «эмоции», «чувства», «переживания», «настроение». Но задумывались ли мы, что они означают? Все мы в различные моменты жизни то радуемся, то огорчаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим. К.Д.Ушинский писал: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования… в мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».

Первичное усвоение новых знаний

Термин «эмоция» (от лат. Е movere – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.

Разговор об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны эмоции и чувства? И нужны ли они вообще?

(Просмотр видеофрагмента: отрывок из к/ф «Сказка о звездном мальчике»)

Вопрос к классу: Вы согласны с героем фильма? Как вы считаете: нужны ли эмоции и чувства человеку? Или подобно жителям созвездия внеземной красоты можно обойтись и без них? Аргументируйте свой ответ. (Обсуждение – 1 минута. Подведение итогов обсуждения).

Зачем нужны эмоции и чувства, другими словами – какие функции они выполняют в психической жизни человека? Докажите свою точку зрения. (Обучающиеся строят свои предположения, выдвигают версии).

Подведем итоги нашего обсуждения. Итак, эмоций и чувства выполняют в психической жизни человека следующие функции:

Отражают реальную действительность в форме переживаний

Помогают человеку регулировать свое поведение и соотносить его с поведением других людей

Выступают средством общения

Регулируют поведение человека в экстремальных ситуациях

Удовлетворяют потребность человека в эмоциональных переживаниях.

Понятия «Эмоция» и «Чувство» до этого момента мы употребляли как синонимы, хотя между ними есть важное различие. В чем оно, мы попытаемся разобраться, проведя анализ понятия «любовь». Как вы думаете, любовь – это эмоция или чувство?

Сравните понятия: «любовь», «радость», «печаль», «тоска», «обида», «разочарование». (Обсуждение – 1 минута. Подведение итогов обсуждения).

Итак, мы доказали, что любовь – это чувство. А какие еще эмоции, по вашему мнению, мы испытываем, когда любовь, как в песне, «нечаянно нагрянет»? (Ответы обучающихся).

Давайте, основываясь на итогах нашего обсуждения, сформулируем определения понятий «эмоции» и «чувства». (Ответы обучающихся).

Отечественный исследователь А.В.Петровский дает такие определения:

Эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.

Читайте также:  Что полезно с утра для желудка

Чувства – высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии.

Как вы считаете, А.В.Петровский согласился бы с определениями, которые сформулировали мы?

(Просмотр видеофрагмента: учебный фильм «Чувства и эмоции»: часть 1 «Физиологические основы и внешние проявления эмоций и чувств» )

Нигде, пожалуй, так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических явлений, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются изменениями в организме человека. Вы с этим согласны?

(Просмотр видеофрагмента: отрывок к/ф «Любовь и голуби»).

Как описывает свое состояние героиня фильма? («В груди жжет», «Воздуха не хватает»). Приведите свои примеры. (Обсуждение – 1 минута. Подведение итогов обсуждения).

Действительно, эмоциональные переживания всегда сопровождаются изменениями нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции и т.д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи и т.д.

Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностью внутренних органов. Они проявляются во внешних движениях. На универсальность движения как выразителя и индикатора эмоций указывал великий русский физиолог И.М.Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга»: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, – везде окончательным фактором является мышечное движение».

Хотя эмоции есть у всех живых существ, но эмоциональная жизнь человека, все же, самая богатая. Кроме простейших эмоций, свойственных всем высшим живым существам: страх, ярость, приятное-неприятное и т.д. у человека наблюдаются более сложные эмоции, связанные с тем, что он приобретает в жизни.

К наиболее значимым эмоциональным состояниям относятся следующие типы эмоциональных переживаний: настроения, аффекты, чувства, страсти, стрессы и собственно эмоции.

(Работа с таблицей «Эмоциональные состояния человека»).

непосредственное, временное переживание в данный момент.

Традиционно выделяют следующие фундаментальные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд (К.Е.Изард).

более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека.

Особую форму переживаний представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. Высшие чувства присущи только человеку. Различают: моральные, эстетические, интеллектуальные чувства.

(Просмотр видеофрагмента: учебный фильм «Чувства и эмоции»: часть 2 «Высшие чувства»)

(работа с таблицей «Виды высших чувств»)

Таблица «Виды высших чувств»

Первичная проверка понимания

Перед вами таблица «Виды высших чувств». Посмотрите внимательно, некоторые чувства расположены не на своем месте. Ваша задача: найти и справить ошибки.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы:

Что такое эмоции и чувства и чем они отличаются друг от друга?

Охарактеризуйте моральные, эстетические, интеллектуальные чувства. Найдите связи и различия между ними.

Какие из перечисленных эмоций относятся к фундаментальным:

Домашнее задание: Лекционный материал, учебник: стр. 197, «Атлас по психологии»: стр. 193, выписать в психологический словарь и выучить понятия и термины, которые изучались на уроке.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Подводя итоги урока, нам необходимо ответить на вопрос: над формированием каких профессиональных и общих компетенций мы сегодня работали? Пригодятся ли знания, полученные на уроке, в вашей профессиональной деятельности? Где именно? (Обучающиеся после непродолжительного обсуждения подводят итог и делают выводы).

Закончить наш урок хочется строками стихотворения:

Сегодня мы вместе варили настроение

Положили чуть-чуть озорного веселья

И стали все это варить три минутки.

Затем мы добавили небес синевы

И солнечных зайчиков пару,

Положили еще свои лучшие сны

И свежий, приятный запах весны.

Заглянем под крышку – там у нас не варенье,

Там наше отличное настроение!

Вы согласны? Оцените свою работу на уроке:

1. На уроке я работал активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

3.Материал урока мне был понятен / не понятен?

Если вы остались не совсем довольны своей работой на уроке, считаете, что не проявили должной активности, не полностью усвоили материал, постарайтесь разобраться в причинах этого.

источник

Ребята! В этом году мы проводим исследования в рамках проекта по теме: « Изменения в организме подростка». Исследование нашей группы посвящено проблемам так называемого « подросткового кризиса». Как часто взрослые пытаются этими словами назвать любые проявления эмоций и чувств своих подросших детей, но так редко пытаются понять, что за этим стоит. Вот почему мы решили сами разобраться, что же это такое — эмоции и чувства, надо ли ими управлять? На страницах нашей работы вы найдёте результаты наших исследований и сами сможете поучаствовать в обсуждении вопросов психологического тренинга, оценочных тестах и проблемных играх. Мы выбрали те материалы, с которыми сами познакомились на уроках психологии и классных часах. Приглашаем к сотрудничеству!

Создать сборник материалов психологического тренинга об эмоциях и чувствах для подростков

1.Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;

2.Проконсультироваться со школьным психологом и классным руководителем по анализу материалов занятий психолога и классных часов данной темы;

3.Собрать результаты своих работ по программе психологического тренинга;

4.Просистематизировать и проклассифицировать собранные материалы;

5.Оформить и презентовать полученные данные;

6.Пригласить к обсуждению и корректировке собранных данных всех заинтересованных участников

Нужно ли управлять своими эмоциями?

Вспомни какую-нибудь неприятную ситуацию в своей жизни и опиши, как ты себя в ней вёл и какие эмоции стояли за этим поведением. Прими участие в обсуждении: Как мы можем узнать, какие чувства испытывает человек? Мы провели соревнование « Словарь эмоций»: кто больше всех назовёт эмоций и чувств. У нас за 5 минут обсуждения получился список из 29 слов, например, таких как: Веселье, грусть, радость, скука, интерес, зависть, любовь, ненависть, обида, одиночество, вина, стыд, удовольствие, удивление, гордость, тоска, печаль, страх, гнев, презрение, отвращение и другие (можете дополнить).

Также мы приняли участие в упражнении « Угадай эмоцию». Ребята по очереди вытаскивали карточки, на которых нарисовано название чувства. Нужно было как-то объяснить содержание карточки одноклассникам, используя жесты, мимику и интонации. В роли водящего были все по очереди участники нашей группы. Попробуйте и вы узнать эмоцию:

    Попробуйте определить эмоцию

Оказывается, не так то просто выполнить это задание. Среди нас оказались те ребята, которые просто « кривлялись» и мы ничего не понимали о содержании эмоции, другие стеснялись выражать чувства. А ещё мы поняли, что лучше всего угадывается состояние другого человека по интонации, так как лица иногда получаются все одинаковые. Как можно узнать, какие эмоции испытываешь ты сам, ведь «со стороны» рассмотреть удаётся не всегда. Выясняется, что по собственным телесным ощущением (« засосало под ложечкой», « задрожали коленки», « разгорелись уши» и т.д).

А теперь выполни упражнение «Фантом» Для этого нарисуй контуры любого человечка и попробуй изобразить в нём собственное состояние на данный момент « радость», « удивление», « стыд». Для этого, пользуясь офисным приложением Paint подбери такой цвет карандаша, который ассоциируется с той или иной эмоцией. Если ты затрудняешься в выполнении задания, воспользуйся таблицей эмоционального выражения цвета, которую заполняли мы по ходу выполнения упражнения или придумай свою.

Цвет Эмоция Словесное описание ощущения
Оранжевый Радость Здорово!
Красный Злость Так бы и вдарил!
Фиолетовый Досада, обида Как будто компьютер отняли
Чёрный Гнев Это нечестно!

А это человечек — самый первый опыт рисования Бершова Дениса. Какую эмоцию он изобразил?

А теперь вернись к словарю эмоций. Из списка выбери те эмоции, которые ты испытываешь часто. А какие эмоции ты бы не хотел испытывать никогда? Анализируя наши работы, мы увидели, что есть такие эмоции, которые хотят испытывать почти все, и что бывают чувства, которые бы не хотел испытать никто. Посмотри нашу диаграмму и составь свою.

А теперь попробуем вместе ответить на основной проблемный вопрос нашего исследования: Зачем нужно управлять своими эмоциями? А нужно ли вообще это делать?

А знаете ли вы, что? Знаменитый эксперимент Ч.Осгуда, вжившему крысе электрод в «мозговой центр удовольствия» показал, как животное после этого практически не отходило от рычага- регулятора. И наоборот, известен опыт, когда человеку электростимулировали « мозговые центры агрессии», что привело к тому, что пациент чуть не убил своего врача табуреткой. Многие подростки ведут дневники, и это нормально, не надо этого стыдиться. Мало того, как показывает изучение истории и литературы, этим занятием не гнушались даже известные взрослые люди. А не пробовали ли вы заполнять « Эмоциональный дневник»? Нужно выбрать три фломастера ( в нашей работе- три цвета), где каждый цвет ассоциируется с каким-то настроением. Мы например, выбрали для обозначения три чувства, которые назвали так « красная девица», « серая личность» и « розовые очки». Приводим пример заполнения одного дня заполнения подобного дневника, выполненного учащимся 8в класса Салаевым Иманом:

источник

  • развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
  • развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
  • развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
  • развитие познавательных и творческих способностей.
  • познакомить учащихся с понятием «эмоции», с видами эмоций;
  • развить у учащихся умения слушать других людей;
  • способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
  • тренировать умение владеть и управлять своими эмоциями;
  • способствовать развитию познавательных способностей, через решение анаграмм;
  • сформулировать у учащихся интерес к собственной личности;
  • снять эмоционально-психическое напряжение среди учащихся.
  • Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
  • Знакомство с понятием «эмоции».
  • Распознавание эмоций. Виды эмоций.
  • Способы избавления от нежелательных эмоций.
  • Закрепление нового материала.
  • Подведение итогов занятия.

Материалы для проведения занятия:

  • Мультимедиа-проектор
  • Компьютер
  • Раздаточные листы с изображением кружочков для рисования эмоций, с изображением воздушных шаров для написания эмоций.
  • Цветные листочки (желтого и черного цвета) по количеству учащихся.
  • Листы с названием «Продаем» (6 шт).
  • Маркеры или фломастеры.
  • Мяч или клубок ниток.
  • Коробка небольшого размера.
  • Карточки для работы в малых группах для игры «Ярмaрка» (6 шт).
  • Карточки с названием эмоций для игры «Иностранцы в России» (8 шт).
  • Музыкальное сопровождение (использование музыкальных композиций разных жанров).

1 этап. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
(Презентация, Слайд 1-2)

Здравствуйте ребята. Давайте с вами поздороваемся немного необычно, но очень тепло и радостно. Давайте подарим улыбку себе, соседу по парте, мне и всем одноклассникам. Молодцы.

Ребята обратите внимания на доску. Что здесь написано? (эмоции правят мной или я ими?). Правильно. Так сегодня называется наше занятие. Сегодня мы узнаем, что такое эмоции, какие эмоции бывают, научимся их распознавать у себя, у других людей и попытаемся найти способы управления и контроля над нежелательными эмоциями.

2 этап. Знакомство с понятием «эмоции».
(Слайд 3)

Но для начало обратите внимание на это лицо. Когда у нас бывает такое выражение лица? (когда весело, радостно). О чем говорит? (что человеку хорошо, приятно).
(Слайд 4)
А когда у нас бывает такое лицо? (когда недовольны, злимся, в гневе). О чем говорит? ( что человеку плохо, что он может сделать что-то плохое)
(Слайд 5)
А когда у нас бывает такое выражение лица? (когда боимся, страшно и не приятно). О чем говорит? ( что человеку плохо, он боится)
Посмотрите ребята, вы назвали такие понятия, как радость, злость, гнев, страх. Так мы можем выражать наше отношение, наше чувство к тому, что происходит вокруг нас или внутри нас. А это и называется – эмоциями. Т.е. эмоции – это выражение нашего отношения, наших чувств к происходящему вокруг нас или внутри нас.

3 этап. Распознавание эмоций. Виды эмоций.
(Слайд 6)

По каким признакам вы определили, что этот человек испытывает радость, этот гнев, а этот страх? На что вы обратили внимание, глядя на лица?

  • на глаза (почему? Какая разница в выражении глаз)
  • на брови
  • на лоб
  • на губы, рот

Мы смотрим:
Рот – открыт или закрыт
Губы – уголки опущены или приподняты
Глаза – раскрыты или нет, блестят или тусклые
Лоб имеет вертикальные складки или горизонтальные складки
Брови – сдвинуты или приподняты.
Движение мышц лица (это и движение бровей, и раскрытие иди закрытие глаз, и приподнимание или опускание уголков губ) – называется мимика. Она помогает нам выразить наши эмоции.

Давайте теперь попробуем нарисовать у себя на листочках в кружках, учитывая все эти признаки, эмоции выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление (Приложение 1)
Кто хочет попробовать нарисовать эти эмоции на доске?

Давайте проверим, правильно ли вы изобразили эмоции?
(Слайд 7)

Но кроме мимики нам могут помочь и жесты (движение рук) и поза человека, походка, положение ног. Давайте вместе посмотрим на следующих людей и глядя на мимику, позу, жесты – угадать какое эмоциональное состояние они испытывают (Слайды 8-17)

Могут ли эмоции нанести человеку вред? Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, гнев, обида, зависть, ярость, печаль, презрение, отвращение, стыд. Ребята записывают у себя на воздушных шариках) (Приложение 2). Давайте попробуем их изобразить. Посмотрите, какие у нас не приятные лица и общаться с такими людьми тоже не приятно.

А какие эмоции можно назвать нашими друзьями? Назовите положительные эмоции (радость, восторг, удивление, спокойствие)

Каких эмоций ребята больше? Отрицательных или положительных? Конечно отрицательных. С ними нужно бороться и здесь просто не обойтись без знания специальных способов избавления от плохих, отрицательных эмоций.

4 этап. Способы избавления от нежелательных эмоций.

Перед вами лежат два листочка: один желтого цвета, а другой черного цвета. Напишите ребята на черном листочке те эмоции, которые вам мешают общаться, а на желтом, те эмоции, которые вам наоборот помогают общаться. (Передавая клубок от одного учащегося к другому, ребята по очереди называют сначала те эмоции, которые им мешают, а потом те, которые им помогают. Учитель на доске пишет эмоции, которые называют ребята).

Читайте также:  Чем полезна клюква при беременности

Мы не случайно написали отрицательные эмоции на черных листах, а положительные на желтых. Как вы можете это объяснить? Т.е. цвет может влиять на наши эмоции и на наше настроение.
А теперь я предлагаю разорвать наши черные листы с отрицательными эмоциями и таким образом избавиться от них.

Как еще можно побороть своих внутренних врагов? (побыть одному, прогуляться, заняться спортом, почитать книгу).
Теперь представим, что нас чем-то очень разозлили, да так что как говориться кулаки чешутся. Представили. Но мы знаем, что любой спор и конфликт можно решить мирным путем. Но надо сначала себя успокоить. И так, сожмем кулачки со всей силы и считаем про себя до 30. Полегчало?

Побороть отрицательные эмоции может помочь музыка. И давайте мы сейчас прослушаем несколько музыкальных композиций, постараемся понаблюдать, какие чувства вызывает данная музыка и проследить за нашим дыханием.

Какие эмоции, чувства вы испытывали? (грусть, радость, страх, тревога, гнев). Можно ли сказать что, музыка влияет на наше настроение, на наши эмоции? Конечно (если грустно можно включить веселую музыку, если в гневе — спокойную, медленную).

Обратили ли вы внимание во время прослушивание музыки, как изменялось ваше дыхание? (когда человек в ярости, злой, в гневе дыхание у него частое, сердце быстро бьется, а когда он грустит, то происходит все наоборот, дыхание замедляется). Можем ли мы с помощью дыхания изменить наше внутренне состояние? Да. Давайте попробуем. Давайте представим, что мы опаздываем на поезд и пытаемся его догнать, быстро будем дышать, как будто мы в гневе, в ярости. А теперь давайте успокоимся. Поезд мы не догнали. Представим что мы большой воздушный шар. Наберем сначала воздух через нос, так чтобы был полный животик. Потом представим, что в шарике образовалась маленькая дырочка и он начал спускаться. Выдыхаем через рот.
Успокаиваемся, чувствуйте это?
Вот такая дыхательная гимнастика может помочь нам в борьбе с нашими внутренними врагами, в борьбе с нашими отрицательными эмоциями. (Слайд 18)

5 этап. Закрепление нового материала.

Как вы считаете то, что написано на нашем лице, понятно другим людям, которые не знают нашего родного языка. (да, эмоции это всемирный язык).
Мне нужно 8 добровольцев.
А теперь представьте себе, что все вы говорите на разных языках.(китайский, немецкий, английский, японский и т.д.). Вытяните каждый по карточке. Какая эмоция там написана никому не говорите. Вам надо показать эту эмоцию, что бы она была понятна другим ребятам. (Приложение 3).

Игра «Ярмарка».
(Слайд 19-24).
Каждой малой группе (не более 6) дается карточка с заданием (радость, гнев, страх, презрение, ярость, тревога). Ребята должны решить анаграмму и разгадать зашифрованную эмоцию. Показать всему классу с помощью того способа, который указан в карточке. Класс должен отгадать о какой эмоции идет речь. Затем ребята должны попытаться эту эмоцию продать всему классу. (Приложение 4).

6 этап. Подведение итогов занятия.
(Слайд 25)

Давайте посмотрим на доску и вспомним, какой вопрос мы задали себе в начале занятия?
Эмоции правят мной или я ими? Так что мы ответим.? (Я). Правильно. Как мы можем управлять своими эмоциями, с помощью каких средств? (цвет в одежде, комкать или рвать бумагу, с помощью музыки, с помощью счета про себя, зеркало (если плохое настроение нужно посмотреться в зеркало и улыбаться даже если не хочется и настроение тоже изменится, если тебя обзывают – нужно рассмеяться, или не обращать внимания, уйти)

Постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциями. Запишите свои способы владения эмоцию.

источник

Ход урока:
Организационный момент:
1.Сообщение темы, цели и задач урока. Слайд 1
(Здравствуйте, ребята.Тема нашего урока «Вина. Стыд. Извинение» Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке — об эмоциях и чувствах. Попытаемся понять: какие эмоции могут принести нам приятные и неприятные минуты. Как эмоции влияют на наше здоровье?
2. Постановка проблемного вопроса Слайд 4
( Перед вами стоит задача — в конце урока ответить на проблемный вопрос
» Подумаешь — обидел невзначай словом.Обязательно ли извиниться сразу? Может забудется?»)
3. Беседа с классом по вопросам: слайд 5
Звучат строки из стихотворения «Здравствуйте» Сергея Корина:
«Я скажу вам сегодня, здравствуйте!
Это, значит, желаю всем,
Чтобы жили вы в жизни в здравии,
Чтобы не было в ней проблем.
Чтобы ваша душа и тело
Не болели от долгих лет,
Чтобы были душа и дело
И в судьбе оставался след.
-Какое слово в данном стихотворении является ключевым?
( здравствуйте).Выделите корень. Подбери однокоренные слова.
-Что желаем мы друг другу?
-Что такое здоровье? Слайд 6
( Это состояние полного физического, психологического, духовно-нравственного благополучия, а не только отсутствие каких -либо болезней) ВОЗ.
4. Опрос домашнего задания
Индивидуальный опрос
-На прошлом уроке мы дали общую характеристику понятиям «эмоции» и «чувства».
-Что такое эмоции?
-Что такое чувства?
(чувства -длительное действие, эмоции — временное действие. Эмоции стенические и астенические. В левом полушарии в большей степени возникают положительные эмоции, правом- отрицательные. Положительные, отрицательные и двойственные)
Демонстрация картинок эмоций из сказки А.Н.Толстого «Приключения Буратино» Слайды 8-14
Практическая работа со Словарем эмоций.(с.35 зад 2) слайд 15
— Какие эмоции вам ближе? Какие вызывают радость, спокойствие? Какие чувства вызывают тревогу и волнение?
Как по другому мы можем назвать данные эмоции.(«полезные» и «вредные»)
Опережающее задание. Ребята читают сказки. ( с 36.з 1) по желанию — 2-3.
5. Физминутка слайд 1
6. Объяснение нового материала . слайд 17
-Сегодня мы поговорим о тех эмоциях, которые нам иногда доставляют неприятные минуты.
-Вас или Вы когда-нибудь обижали человека словом или делом, даже незначительным?
-Как вы себя после этого чувствовали?
-Вы давали оценку своим действиям? Какую?
Тема урока так и звучит –Вина. Стыд. Извинение. Слайд 18, 19, 20,21
Работа с текстом учебника с. 36, рубрика «Это нужно знать»
Работа в группах. Слайд 22 «Как влияют на здоровье эмоции?»( Дать характеристику одной эмоции, привести аргументы в защиту или обвинения)
1 группа — полезные
2 группа — вредные
3 группа –двойственные(стыд за другого, кто совершил плохой проступок; смех-над кем-то)
Зачитывают результаты работы.
Продемонстрировать две, три эмоции мимикой лица.( задумчивость, обида,радость, страх, хитрость, шок, смущение, решимость, озарение, удивление, счастье)
Можем ответить на проблемный вопрос?
Ответы детей.
-Что мы узнали на уроке? Как мы должны поступать, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих?
Слайд 23
7.Итог урока: домашнее задание : с. 35-36, зад № 2 с.36
Оценки.
Советы
Признаваться родителям в каком-нибудь проступке – дело не из приятных. Валентин говорит: «Мне было трудно начать разговор: я чувствовал, что родители мне очень доверяли, поэтому так не хотелось их огорчать». Подростки, скрывающие свои провинности, часто страдают от угрызений совести. Стараясь выкрутиться, подростки, как правило, начинают лгать родителям, таким образом добавляя к уже совершенным проступкам новые. Если ты совершил серьезный проступок, расскажи обо всем родителям. Они обладают жизненным опытом и, скорое всего, помогут тебе исправиться и больше не повторять прежних ошибок. «Разговор на самом деле может помочь, — говорит 14-летний Николай. – В конце концов, когда во всем признаешься, действительно становится легче». Но как нужно рассказать об этом родителям? Ты мог бы начать примерно так: «Папа, мама, мне нужно с вами поговорить». А если кажется, что родителям сейчас не до тебя? Можно сказать: «Я вижу, вы заняты, но для меня это очень важно. Не могли бы мы поговорить?» Затем можно спросить: «Вы когда-нибудь делали что-то, о чем потом было стыдно рассказать?» Теперь предстоит самое трудное: сказать родителям, в чем именно ты провинился. Говори, не преуменьшая серьезности своего проступка и не опуская неприятных тебе подробностей. Не используй выражений, которые понятны только молодежи. Естественно, что сказанное тобой может задеть и расстроить родителей. Поэтому не удивляйся и не возмущайся, если на тебявдруг посыплется град упреков! Разве оказался бы ты в таком положении, если бы в свое время прислушался к их предупреждениям? Поэтому оставайся спокойным. Слушай, что говорят родители, и отвечай на вопросы, каким бы тоном тебе их ни задавали. Безусловно, искреннее желание исправиться не оставит твоих родителей равнодушными. И все же будь готов к заслуженному наказанию. Помни о том, что тебе еще не раз понадобится помощь и совет родителей. Поэтому, если ты привыкнешь доверять родителям небольшие трудности, ты сможешь без опасения делиться с ними и более серьезными проблемами.

  • 115404-urok-8-kl-zozh
    Размер файла: 22 kB Загрузок: 0

источник

Ребята! В этом году мы проводим исследования в рамках проекта по теме: « Изменения в организме подростка». Исследование нашей группы посвящено проблемам так называемого « подросткового кризиса». Как часто взрослые пытаются этими словами назвать любые проявления эмоций и чувств своих подросших детей, но так редко пытаются понять, что за этим стоит. Вот почему мы решили сами разобраться, что же это такое — эмоции и чувства, надо ли ими управлять? На страницах нашей работы вы найдёте результаты наших исследований и сами сможете поучаствовать в обсуждении вопросов психологического тренинга, оценочных тестах и проблемных играх. Мы выбрали те материалы, с которыми сами познакомились на уроках психологии и классных часах. Приглашаем к сотрудничеству!

Создать сборник материалов психологического тренинга об эмоциях и чувствах для подростков

1.Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;

2.Проконсультироваться со школьным психологом и классным руководителем по анализу материалов занятий психолога и классных часов данной темы;

3.Собрать результаты своих работ по программе психологического тренинга;

4.Просистематизировать и проклассифицировать собранные материалы;

5.Оформить и презентовать полученные данные;

6.Пригласить к обсуждению и корректировке собранных данных всех заинтересованных участников

Нужно ли управлять своими эмоциями?

Вспомни какую-нибудь неприятную ситуацию в своей жизни и опиши, как ты себя в ней вёл и какие эмоции стояли за этим поведением. Прими участие в обсуждении: Как мы можем узнать, какие чувства испытывает человек? Мы провели соревнование « Словарь эмоций»: кто больше всех назовёт эмоций и чувств. У нас за 5 минут обсуждения получился список из 29 слов, например, таких как: Веселье, грусть, радость, скука, интерес, зависть, любовь, ненависть, обида, одиночество, вина, стыд, удовольствие, удивление, гордость, тоска, печаль, страх, гнев, презрение, отвращение и другие (можете дополнить).

Также мы приняли участие в упражнении « Угадай эмоцию». Ребята по очереди вытаскивали карточки, на которых нарисовано название чувства. Нужно было как-то объяснить содержание карточки одноклассникам, используя жесты, мимику и интонации. В роли водящего были все по очереди участники нашей группы. Попробуйте и вы узнать эмоцию:

    Попробуйте определить эмоцию

Оказывается, не так то просто выполнить это задание. Среди нас оказались те ребята, которые просто « кривлялись» и мы ничего не понимали о содержании эмоции, другие стеснялись выражать чувства. А ещё мы поняли, что лучше всего угадывается состояние другого человека по интонации, так как лица иногда получаются все одинаковые. Как можно узнать, какие эмоции испытываешь ты сам, ведь «со стороны» рассмотреть удаётся не всегда. Выясняется, что по собственным телесным ощущением (« засосало под ложечкой», « задрожали коленки», « разгорелись уши» и т.д).

А теперь выполни упражнение «Фантом» Для этого нарисуй контуры любого человечка и попробуй изобразить в нём собственное состояние на данный момент « радость», « удивление», « стыд». Для этого, пользуясь офисным приложением Paint подбери такой цвет карандаша, который ассоциируется с той или иной эмоцией. Если ты затрудняешься в выполнении задания, воспользуйся таблицей эмоционального выражения цвета, которую заполняли мы по ходу выполнения упражнения или придумай свою.

Цвет Эмоция Словесное описание ощущения
Оранжевый Радость Здорово!
Красный Злость Так бы и вдарил!
Фиолетовый Досада, обида Как будто компьютер отняли
Чёрный Гнев Это нечестно!

А это человечек — самый первый опыт рисования Бершова Дениса. Какую эмоцию он изобразил?

А теперь вернись к словарю эмоций. Из списка выбери те эмоции, которые ты испытываешь часто. А какие эмоции ты бы не хотел испытывать никогда? Анализируя наши работы, мы увидели, что есть такие эмоции, которые хотят испытывать почти все, и что бывают чувства, которые бы не хотел испытать никто. Посмотри нашу диаграмму и составь свою.

А теперь попробуем вместе ответить на основной проблемный вопрос нашего исследования: Зачем нужно управлять своими эмоциями? А нужно ли вообще это делать?

А знаете ли вы, что? Знаменитый эксперимент Ч.Осгуда, вжившему крысе электрод в «мозговой центр удовольствия» показал, как животное после этого практически не отходило от рычага- регулятора. И наоборот, известен опыт, когда человеку электростимулировали « мозговые центры агрессии», что привело к тому, что пациент чуть не убил своего врача табуреткой. Многие подростки ведут дневники, и это нормально, не надо этого стыдиться. Мало того, как показывает изучение истории и литературы, этим занятием не гнушались даже известные взрослые люди. А не пробовали ли вы заполнять « Эмоциональный дневник»? Нужно выбрать три фломастера ( в нашей работе- три цвета), где каждый цвет ассоциируется с каким-то настроением. Мы например, выбрали для обозначения три чувства, которые назвали так « красная девица», « серая личность» и « розовые очки». Приводим пример заполнения одного дня заполнения подобного дневника, выполненного учащимся 8в класса Салаевым Иманом:

источник

Источники:
  • http://kopilkaurokov.ru/psihologu/uroki/psikhologhichieskoie_zaniatiie_emotsii_i_zdorov_ie
  • http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/09/06/treningovoe-zanyatie-moi-chuvstva-poleznye-i-vrednye
  • http://multiurok.ru/files/konspekt-razvivaiushchego-zaniatiia-chuvstva-polez.html
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-psihologii-emocii-i-chuvstva-3296281.html
  • http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%92_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B9/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%8F%D1%85%D0%BD%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%BD_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572950/
  • http://schoolfiles.net/3038623
  • http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%92_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B9/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%8F%D1%85%D0%BD%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%BD_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0