Меню Рубрики

Диалог по теме что полезного можно почерпнуть на уроках русского языка

Для всех желающих научиться преподавать русский язык иностранцам: дистанционный курс «Преподавание русского языка как иностранного (РКИ)» >>

Разговорный русский язык для начинающих и продолжающих изучать русский язык иностранцев нужно изучать по русским коммуникативным диалогам. На этой странице мы объясним, почему иностранцы долго не могут овладеть разговорным русским языком, а также дадим практические рекомендации, как заниматься по диалогам на уроках русского языка для иностранцев.

Почему так важно включать на уроках русского языка работу над диалогами?
Как извлечь максимальную пользу от изучения русского языка по диалогам?
Разговорный русский язык для иностранцев

Иностранец всё понимает, но сказать не может

Зачастую иностранцы, изучающие русский язык, не чувствуют себя свободно в реальных жизненных ситуациях: не могут поддержать диалог, не могут выразить свои мысли – не владеют разговорным русским языком.

Почему это происходит?

Если уроки русского языка как иностранного проходят в обычном режиме: читаем – переводим текст, делаем грамматические упражнения, отвечаем на небольшое количество вопросов по тексту, то мозг иностранца работает в режиме, который необходим для данного вида деятельности, т.е. иностранец учится читать, переводить, искать в тексте ответы на вопросы, при этом новые слова запоминает медленно (в той степени, в какой они необходимы для понимания текста).

При таком изучении русского языка иностранец учится выполнять тесты, но это не значит, что он учится ГОВОРИТЬ по-русски, так разговорный русский язык освоить невозможно.

Что делать, чтобы иностранец заговорил по-русски?

Чтобы начать говорить по-русски, иностранцу нужно выработать совершенно другие навыки, чем для чтения и выполнения грамматических упражнений. Иностранец должен, во-первых, научиться понимать русскую речь на слух, а во-вторых, быстро реагировать на реплики своих собеседников в различных жизненных ситуациях, необходимо выработать автоматизм в речи.

Что делать преподавателю русского языка как иностранного?

На уроке русского языка как иностранного нужно смоделировать среду, приближенную к реальной языковой среде. Для этого нам не поможет большинство художественных и публицистических текстов, потому что в них используется лексика, которую мы не используем в разговорной речи при повседневном общении.

Поэтому так ВАЖНО использовать на уроках русского языка для иностранцев коммуникативные диалоги, из которых иностранцы смогут почерпнуть необходимую лексику, а также научатся правильно строить фразы, которые они смогут использовать в реальной жизни, в повседневной разговорной речи.

При работе над диалогами на уроках русского языка для иностранцев мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:

1. Преподавателю нужно прочитать диалог, отделяя реплики разных людей более длинными временными промежутками. Если у Вас сильный ученик, то первый раз иностранцу лучше прослушать диалог, не смотря в книгу. Если ученик слабый, то он может слушать диалог и следить по тексту.

2. Теперь иностранец должен прочитать диалог по книге и перевести его (если это групповые занятия, то иностранцы читают диалог по ролям). Преподавателю нужно обратить внимание иностранца на те места в диалоге, которые иностранец не совсем понял (объяснить лексику, грамматику, модели построения предложения).

3. После этого надо попросить иностранца закрыть книгу. Преподаватель читает реплики одного из участников диалога, а ученик должен отреагировать на реплики в соответствии с ситуацией в диалоге. Ученик не обязательно должен дословно воспроизводить реплики из диалога. Если иностранец делает ошибки, то преподаватель должен объяснить иностранцу, почему так сказать нельзя и как лучше выразить эту мысль. (Если урок русского языка проходит с группой иностранцев, то на реплики преподавателя иностранцы отвечают по очереди).

После этого преподаватель меняется с учеником ролями, т.е. преподаватель читает реплики другого персонажа диалога (книга у иностранца закрыта!).

! Если Ваш ученик говорит, что все понял и хочет идти дальше, не проработав диалог (не ответив на все реплики преподавателя из диалога с закрытой книгой), то иностранцу нужно объяснить, что понять – мало, это только первая ступень: чтобы говорить по-русски легко и с удовольствием в реальных жизненных ситуациях, необходимо выработать автоматизм в речи. И данное упражнение поможет это сделать.

Если иностранец делает много ошибок в диалоге, то к этому диалогу нужно вернуться в конце урока и на следующих уроках, пока иностранец не сможет быстро и без ошибок реагировать на реплики.

4. Обсудить с иностранцем данный диалог: например, спросить у иностранца, как бы он поступил на месте персонажей. Если это диалог в магазине, спросить, что он обычно покупает, часто ли он ходит в магазины, в какие магазины он ходит, любит ли он готовить и есть дома или предпочитает ходить обедать в кафе и рестораны, он предпочитает покупать вкусные продукты или полезные продукты и т.д.

Если учебник русского языка для иностранцев или учебное пособие не содержит вопросов на понимание текста, Вам обязательно нужно самим придумать и задать вопросы иностранцам, чтобы убедиться, что они поняли смысл прочитанного правильно, а также могут выразить свои мысли. После этого нужно обсудить прочитанный текст с иностранцами (для примера используйте страницы 12-15 учебника издательства нашего Центра «Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения»).

Если на уроках русского языка для иностранцев придерживаться данных рекомендаций при работе над диалогами, то иностранцы извлекут максимальную пользу от уроков русского языка, смогут выучить разговорный русский язык и выработать автоматизм в речи!

Преподаватели русского языка как иностранного сталкиваются с тем, что существует довольно мало учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному, в которых представлены интересные диалоги из реальной повседневной жизни, фразы из которых иностранцы смогут выучить и использовать при повседневном общении на русском языке.

В нашем Центре вышел коммуникативный учебник русского языка для иностранцев, содержащий русские диалоги на разговорные темы: «Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения».

Помимо того, что учебник «Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения» содержит специально отобранную лексику, необходимую для общения в повседневных ситуациях, большими плюсами данного учебника является то, что книга прекрасно проиллюстрирована, в каждом уроке учебника после диалогов есть масса оригинальных вопросов, которые позволят на уроках русского языка обсудить с иностранцами ситуации в диалогах без дополнительных усилий со стороны преподавателя РКИ. Грамматика в книге дается через ситуации повседневного общения, т.е. объяснение грамматических правил продиктовано реальными коммуникативными потребностями иностранцев.

В нашем Центре готовится к изданию коммуникативный учебник русского языка для начинающих изучать русский язык иностранцев. Наша цель при создании этого учебника – предоставить возможность выучить разговорный русский язык для начинающих (с нуля), чтобы иностранцы с первого же урока русского языка учили только те фразы, которые понадобятся им в реальном общении, чтобы после каждого урока иностранцы видели, как увеличивается их словарный запас, как с каждым днем они свободнее говорят по-русски. При создании учебников мы также уделяем большое внимание тому, чтобы уроки русского языка для иностранцев проходили интересно и весело, т.к. это важные факторы эффективности обучения.

Дистанционный курс методики для желающих научиться преподавать русский язык иностранцам: «Преподавание русского языка как иностранного (РКИ)»

источник

Данный материал был подготовлен для мастер-класса «Современные педагогические технологии в рамках реализации ФГОС», проводившегося в течение методического дня в образовательном учреждении. В статье раскрывается суть педагогической технологии проблемного диалога, подчеркивается актуальность проблемного обучения; рассматриваются варианты использования побуждающего, подводящего диалога, продуктивного задания; уделяется внимание результатам использования данной технологии. Размещаемый материал дает возможность легко подобрать собственные конкретные примеры для использования технологии.

«Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»

«Технология проблемного диалога на уроках русского языка и литературы»

учитель русского языка и литературы

Только в диалоге развивается способность

мыслить. В беседе, спрашивании создаются

условия для взаимодействия понимающих сознаний.

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Задача педагога – не просто преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами, так как конечная цель образования и педагогики – это помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном, разностороннем раскрытии его возможностей.

Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии , реализующие исследовательские, контекстные, диалогические, имитационно-игровые модели обучения, основанные на субъектно-рефлексивной позиции обучающегося.

Личностно-ориентированные технологии нацелены на развитие субъектной позиции, мировоззрения, способности к самостоятельному выбору и определению смысла деятельности, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, воспитание умения адаптироваться в быстро меняющихся социальных, экономических и технологических условиях.

Образовательное пространство становится развивающим, если:

  • мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;
  • создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;
  • создавать среду для развития мыслительных способностей ;
  • строить процесс обучения на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;
  • обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;
  • проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития.

Образовательное пространство развивающего типа может быть организовано с помощью новых педагогических технологий : исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической, деятельностной, рефлексивной.

Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения.

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения , она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем . Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна.

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена : постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.

2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)

3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.

4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

  • ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
  • учебный диалог ограничен во времени;
  • если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
  • учебный диалог требует полных ответов;
  • учебный диалог требует предварительной подготовки, определенной базы знаний.

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.

На этапе введения знаний ученики должны поставить проблему и наметить пути ее решения , т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога .

Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.

Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников . На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока , а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию . Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать, обобщить финальную концепцию, к которой подводил диалог с учителем, и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется – продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему, таблицу или сочинить небольшое стихотворение).

Формы продуктивного задания при этом могут быть различными.

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

● Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

● Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

● Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

● Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

  1. Инсерт — это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Читайте также:  Красный буряк чем полезен

не должен страдать из-за жестокости людей

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать.

Результаты применения технологии

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная же методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. Исходно разное качество знаний приводит к тому, что после проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится всё объяснять заново.

Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия, которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад.

Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать . Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь . Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения . Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю , потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание , так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи. Что касается традиционной методики обучения, то познавательные умения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные – слабо, а регулятивные не развиваются вообще.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов,

ценностей. Позиция активного деятеля, а не стороннего созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и школой. Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Литература для подготовки:

  1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2002. – 168 с.
  2. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М. : Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55.
  3. Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе / Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат. – М.: Баласс, 2009. – Вып. 9. – С. 164–283.
  4. Мельникова, Е.Л. Я открываю знания: пос. по технологии проблемного диалога в нач. школе (3–4-й классы) / Е.Л. Мельникова, И.В. Кузнецова. – М.: Баласс, 2011. – 80 с.
  5. Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева // Методист. — 2010. — № 4. — С. 61-67.

источник

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №25 Гвозденко Ирина Владимировна

Проблемный диалог на уроках русского языка.

Проблемно-диалогическая технология на уроках русского языка позволяет организовать продуктивную деятельность учащихся, близкую к творческой деятельности, даже исследовательской. Ведь, по сути, она направлена на поиск решения проблемы, возникшей на уроке.

Цель проблемно-диалогической технологии : научить самостоятельно решать проблемы, открывать знания вместе с детьми. Проблемно-диалогический урок в отличии от традиционного начинается с постановки проблемы, далее с поиска и нахождения решения, в результате создание продукта.

Проблемный диалог очень эффективен. Прежде всего, он обеспечивает высокую активность детей на уроке. Ведь ставя проблемный вопрос, мы побуждаем детей думать, высказывать собственное мнение. Проблемный диалог на уроке складывается из проблемных ситуаций.

Слайд 3. Приемы создания проблемной ситуации.

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание , не сходное с предыдущими.

6. Шаг 1. Дать невыполнимое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание ученика не выполнено.

Приемы создания проблемной ситуации хорошо видны в таблице, раскрываемой автором технологии проблемного диалога Е. Л. Мельниковой.

По реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением». Эмоциональное переживание возникает у учеников при столкновении с противоречием. Во второй колонке показывается, какие противоречия вызывают чувства удивления, а какие – затруднения учеников. В третьей колонке расписаны приемы создания проблемной ситуации.

Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание «на ошибку», а приемы 1 и 4 идут в ход несколько реже.

Проблемная ситуация создалась. Затем находим выход из нее с помощью побуждающего диалога.

Слайд 4. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях : Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом д еле?

Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не пол учается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания прим енили? Задание выполнено?

На шаге формулирования учебной проблемы учитель выбирает ту стимулирующую фразу, которая больше подходит.

Посмотрим, как учитель использует побуждающий диалог на уроке русского языка по теме «Сложные слова».

Слайд 5 — 14. Урок русского языка по теме: «Сложные слова»

— Сколько мнений в классе? (побуждение к осознанию прот иворечия)

— Два разных мнения (осознание противоречия).

— Кто прав? Сколько корней в слове «снегопад». (Учебная проблема как вопрос)

— Давайте попробуем найти ответ на вопрос. Что обозначает это слово?

— Подберите и запишите однокоренные слова к слову «снег». Выделите к орень.

— Подберите однокоренные слова к слову «п адает». Выделите в них корень.

— Если корни снег- и пад – в слове «снег опад»?

— Так сколько же корней в слове «сн егопад»?

— Такие слова называются сложными. Сформ улируйте определение.

— Сложными называются слова с двумя корнями. (Открытие нового знания)

— Значит, какую новую тему мы изуч или?

— Сложные слова. (Формулировка темы)

— А теперь придумайте схему сложного слова (задание на опорный сигнал).

(Ученик фиксирует на доске схему)

Хочу прочитать стихотворение, кот орое поможет вам запомнить, что такое сложные слова:

А теперь посмотрим, как учитель использует подводящий диалог на уроках русского языка.

Слайд 15. Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных».

— Посмотрите на два столбика слов на доске.

— В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

— Значит, какая сегодня будет тема урока

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Заспорили как – то слова «ночь» и «ключ», какое из них написано правильно. Слово «ночь» кричит: «Я! После шипящих на конце существительных нужен мягкий знак!». Слово «ключ» кипятится: «Нет, я! После шипящих на конце существительных не нужен мягкий знак!»

— Ребята! Давайте разрешим спор и разберем правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формирование темы урока учениками.

Сообщение темы с мотивирующим приемом (прием «яркое пятно»).

Слайд 17. Урок русского языка по теме «Дательный падеж»

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Давать, делиться чем-нибудь

-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

Слайд 18 . Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

Актуализация изученного материала.

— Прочитайте слова на доске?

— Что это? (читает загадку о березе)

— Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись)

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

— Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

Задание на новый материал

— Помоги мне перенести слово «береза». (Работаем в парах)

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

— Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне)

— Мы выполнили по – разному. ( ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ)

— Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

— Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

Слайд 19. Урок русского языка по теме: «Безударные гласные в приставках»

— Что общего между приставками под ударением и без удар ения?

— Гласные в приставках под ударением и без ударения одни и те же.

— В каких приставках пишется гласная О?

— В каких приставках пишется гласная А?

— Сделайте вывод о правописании безударных гласных в пр иставках.

Формулирует правило (открытие нового знания)

— Сверьте ваш вывод с учебником.

— Все верно. Но в правиле перечислено больше приставок.

вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

способствует развитию познавательной активности;

предупреждает появление формализма, бездумности;

обеспечивает более прочное усвоение знаний;

делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

источник

Образовательное пространство развивающего типа может быть организовано с помощью новых педагогических технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической, деятельностной, рефлексивной.

«Технология проблемного диалога на уроках русского языка и литературы»

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии, реализующие исследовательские, контекстные, диалогические, имитационно-игровые модели обучения, основанные на субъектно-рефлексивной позиции обучающегося.

Личностно-ориентированные технологии нацелены на развитие субъектной позиции, мировоззрения, способности к самостоятельному выбору и определению смысла деятельности, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, воспитание умения адаптироваться в быстро меняющихся социальных, экономических и технологических условиях.

Образовательное пространство становится развивающим, если:

мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;

создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;

создавать среду для развития мыслительных способностей;

строить процесс обучения на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;

обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;

проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития.

Образовательное пространство развивающего типа может быть организовано с помощью новых педагогических технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической, деятельностной, рефлексивной.

Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения.

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Читайте также:  Что полезнее персики или абрикосы

В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса. Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.

Классификация методов обучения (методов введения знаний)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

Для уроков русского языка более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?»

Не менее подробно охарактеризован диалог, побуждающий учеников к выдвижению и проверке гипотез. В частности, разработана его структура, описаны последовательный и одновременный варианты выдвижения гипотез, даны способы реагирования на предложения учеников. Таким образом, технология проблемного диалога включает детальное описание методов обучения.

Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы. Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна.

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.

2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)

3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.

4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

ни одна из реплик не должна остаться без ответа;

учебный диалог ограничен во времени;

если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;

учебный диалог требует полных ответов;

учебный диалог требует предварительной подготовки, определенной базы знаний.

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.

На этапе введения знаний ученики должны поставить проблему и наметить пути ее решения, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога.

Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.

Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать, обобщить финальную концепцию, к которой подводил диалог с учителем, и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется – продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему, таблицу или сочинить небольшое стихотворение).

Формы продуктивного задания при этом могут быть различными.

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

 Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

 Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

 Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

 Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Инсерт — это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

не должен страдать из-за жестокости людей

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать.

Результаты применения технологии

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная же методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. Исходно разное качество знаний приводит к тому, что после проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится всё объяснять заново.

Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия, которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад.

Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи. Что касается традиционной методики обучения, то познавательные умения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные – слабо, а регулятивные не развиваются вообще.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов,

ценностей. Позиция активного деятеля, а не стороннего созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и школой. Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Литература для подготовки:

Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2002. – 168 с.

Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М. : Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55.

Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе / Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат. – М.: Баласс, 2009. – Вып. 9. – С. 164–283.

Мельникова, Е.Л. Я открываю знания: пос. по технологии проблемного диалога в нач. школе (3–4-й классы) / Е.Л. Мельникова, И.В. Кузнецова. – М.: Баласс, 2011. – 80 с.

Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева // Методист. — 2010. — № 4. — С. 61-67.

источник

– Ты сегодня неважно выглядишь. Плохо себя чувствуешь?

– Да нет, просто устал. День был тяжёлый.

– Тяжёлый? А мне показалось, что ты весь день провёл дома.

– Ну и что, лучше бы я поехал на работу. Дома хуже каторги. Целый день звонит телефон. Одному надо одно, другому – другое, третьему – третье. Только сядешь за компьютер, как опять звонит телефон.

– А кто тебя заставляет подходить? Можешь, в конце концов, его отключить.

– В том-то и дело, что не могу. Жду звонка.

– Ну, как тебе сказать… Одна девушка должна позвонить.

– Почему? Ты мне не доверяешь? Я, между прочим, хороший друг.

– Доверяй, но проверяй. Знаю я твои способности.

– Ну, ты меня явно переоцениваешь. Хотя во мне есть нечто демоническое.

– Ну ладно, хватит обо мне. Какие ещё у тебя проблемы?

– Какие могут быть проблемы! Конечно, работа.

– Как работа! Ты же говорил, что всё в порядке!

– Если бы. Никак не могу собраться с мыслями. Хотел сегодня закончить, а в голову ничего не лезет.

– Может, ты вчера перетрудился?

– Ну да. За весь день палец о палец не ударил. А завтра надо встречаться с заказчиком. Не знаю, что со мной.

– Я думаю, ты просто влюбился. А это уже болезнь. Тебе нужен врач.

– Всё, хватит иронизировать. Лучше бы помог.

– Я за этим и пришёл. Внутренний голос сказал мне, что ты в беде.

– Ты настоящий друг. Пошли заниматься делом, пока я чувствую прилив сил.

Неважно выглядишь = не очень хорошо выглядишь.

Тяжёлый = трудный.

Хуже каторги = хуже трудно себе представить.

Только + глагол сов. в. 2 л. …, как … – эта синтаксическая конструкция передаёт неожиданную смену ситуации: Только успокоишься, как опять проблемы. Только подумаешь, как он уже всё сделал.

В конце концов – эмоциональное, передаёт желание говорящего прийти к логическому концу, подвести итог: Я, в конце концов, не твой секретарь! (говорящий возмущен тем, что его используют как секретаря); Давай, в конце концов, поговорим откровенно; Что ты, в конце концов, хочешь от меня!

Отключить (телефон, воду, отопление) = выключить (радио, телевизор, компьютер) = прекратить работу.

Один (одна, одно) – используется, когда говорящий не хочет акцентировать внимание на чем-либо, хочет скрыть или считает неважным: Мне сделали одно предложение (не хочет говорить, какое); Действие происходит в одном небольшом городе (не сообщает название).

Доверяй, но проверяй – устойчивое выражение, часто говорят в шутку.

Знаю я твои способности – нарушен порядок слов. Подлежащее стоит после сказуемого, чтобы подчеркнуть степень недоверия к другому участнику диалога или выразить своё недовольство чем-то или кем-то.

Часто говорят в шутку: Слышал я твои рассказы; Видел я, как ты готовишь (при этом интонационный центр находится на глаголе).

Нечто – неопределенное местоимение. Употребляется, когда затруднительно дать точное определение: Это нечто странное.

Никак не мог (не могла, не могли, не могло) + гл. сов. в. – отрицательная конструкция. Слово никак усиливает отрицание: Никак не мог встать. Никак не мог позвонить.

Палец о палец не ударил = ничего не делал.

В голову ничего не лезет = голова плохо работает (от усталости или от того, что она занята другими мыслями)

Нужен (нужна, нужно, нужны) – употребляется в конструкциях кто кому нужен. Характерный порядок слов кому (дат. п.) нужен кто (им. п.): мне нужен план, ему нужны документы, ей нужно внимание, мне нужна квартира.

Пошли (гл. пр. вр. мн. ч.) + inf. несов. в. или гл. сов. в. 1 л. мн. ч. – приглашение к совместному действию: пошли заниматься = пошли позанимаемся; пошли работать = пошли поработаем.

Чувствовать прилив сил = чувствовать энергию.

Да нет… – частица да часто используется в ответной реплике, смягчает отрицание.

Тяжёлый? – переспрос, выражает удивление.

Ну и что – ничего особенного, удивительного. Может выражать равнодушие говорящего к той или иной информации. Реже употребляется в ответ на вопросительную реплику. Здесь это выражение означает: «нет ничего удивительного в том, что день был тяжёлый»:

Представляешь! У меня завтра сразу три встречи!

В том-то и дело … – часто употребляется в ответной реплике, когда говорящий хочет разъяснить ситуацию: Так ты ей сказал об этом? – В том-то и дело, что нет. Её не было дома.

Ну как тебе (вам) сказать – употребляется при затруднении или нежелании говорящего дать определенный ответ.

Ну ладно – используется, когда собеседник хочет согласиться, перейти на другую тему, закончить разговор.

Какие (-ой, -ая, -ое) могут быть… – выражение удивления. Говорящий не понимает, почему собеседник задаёт такой вопрос. Ему кажется, что ответ очевиден. Интонация повышается на вопросительном слове.

Читайте также:  Синий лук полезные свойства

Как…! – выражает удивление, при этом повторяется то слово, которое вызывает это удивление:

Это же… – удивление + желание понять мотивы собеседника: Как ты можешь с ним так грубо разговаривать. Это же твой друг.

Если бы… – отрицательный ответ, который передаёт желание говорящего оказаться в другой ситуации. Интонационный центр находится на слове если:

– Если бы. Работы слишком много.

Может (быть) – в разговорной речи может употребляться только первая часть словосочетания.

Ну да – в данном контексте отрицание.

Разберёмся в ситуации и отреагируем

Выберите реплику, на которую можно отреагировать так: Если бы

Я слышал, ты получил премию?

Мне сказали, ты попал в аварию?

Завтра будет не очень хороший день.

На какую реплику собеседника вы реагируете: Ну и что…?

Ты можешь сегодня приехать?

Ты знаешь, у Сергея неприятности.

Ты представляешь, Ольга вышла замуж!

Восполните недостающие реплики, используя переспрос или следующие речевые средства: да нет…; ну и что…; в том-то и дело…; ну, как тебе сказать…; ну ладно…; если бы…

Кажется, у тебя плохое настроение.

Мне сейчас не очень хочется разговаривать.

Ты слышал, тебе дали премию?

Я так устал. Устал от постоянной суеты: от пустых разговоров, от случайных знакомых, от телефонных звонков, от друзей и врагов, от дождей и холодов, от работы и учёбы, от начальников и подчинённых, от метро и от несовершенства мира. Все. Устал перечислять. Начинаю жить опять. Что я вижу впереди? Я вижу цель. Я иду вперед, опираясь на друзей и врагов, начальников и подчинённых, которые звонят мне в любую погоду, которые едут ко мне на метро и ведут со мной пустые разговоры о несовершенстве мира. Так я живу и другой жизни не знаю.

от + Род. п.
Ед. ч.
суета
работа
учёба
несовершенство (ср. р.)
суеты
работы
учёбы
несовершенства
Мн. ч.
пустые разговоры
случайные знакомые
телефонные звонки
друзья и враги
дожди и холода
начальники и подчинённые
пустых разговоров
случайных знакомых
телефонных звонков
друзей и врагов
дождей и холодов
начальников и подчинённых

Определите, кто этот человек: мужчина или женщина, молодой или старый, житель большого мегаполиса, маленького городка или сельской местности, кто он по специальности, есть ли у него семья. Аргументируйте свои выводы, опираясь на текст.

Мы уже живём в XXI веке. Стрессы, катаклизмы, новые открытия, Интернет, поток информации, с которым трудно справиться. Не кажется ли вам, что о человеке забыли, что он переживает сейчас самые трудные времени?

Не чувствуете ли вы такую же усталость, как герой нашего монолога? Если да, то от чего вы устали?

Как вы думаете, какой человек стоит за этой исповедью? Нарисуйте его психологический портрет. Часто ли вы жалуетесь на жизнь, если да, то кому и в каких ситуациях?

источник

ЗНАНИЕ
Введение
1.Постановка – формулирование вопроса учебной проблемы или темы урока

2.Поиск решения – открытие субъективно нового знания

воспроизведение
3.Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме

4.Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

Учителю необходимо пропустить детей через все эти звенья научного творчества.
Совсем недавно мы строили свои уроки по общепринятому шаблону. Я помню время, когда нельзя было отступить от стандартного плана урока. Сначала учитель сам формулирует тему урока. Это не вызывает познавательного энтузиазма. Потом сам объясняет новый материал. Понимание этого материала не гарантировано. Далее даёт задание: выучить правило. Традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение материала: пришёл, увидел, заучил.
Есть уроки традиционные. Бесконечного монолога учителя: я говорю- ты молчишь.
Есть уроки проблемного диалога. Совместного открытия знаний: я – словечко, ты- словечко!

Традиционный урок
Проблемно диалогический урок

1.Проверка домашнего задания.
Проверим
1.Постановка проблемы.
Сравните
Что вас удивляет?
Какой возникает вопрос?

2.Тема урока
Сегодня мы будем изучать
2.Актуализация.
Что мы уже знаем по этой проблеме?

3.Объяснение новой темы.
Итак, слушайте внимательно
3.Поиск решения.
Понаблюдайте
Сгруппируйте
Установите закономерность

4.Закрепление.
Повторите. Что? Когда? Где.
4.Решение.
Как мы можем ответить на наш вопрос?

Как создать проблемную ситуацию?
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением
Между двумя и более положениями
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. (Что удивляет? Что интересного заметили? Какие видите факты?) 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием (Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы еще не знаем?)

Между житейским представлением и научным фактом
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. (Вы сначала как думали? А как на самом деле?)

С затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. (Вы смогли выполнить задание?
В чем затруднение?) 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. (Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущие?) 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. (Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?) Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения можно выделить побуждающий и подводящий диалоги.
Диалоги по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Сначала учитель создает проблемную ситуацию – противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решений, выстраивает логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие.
Подводящий диалог — это система посильных вопросов и заданий, завершающихся формулировкой темы с помощью вопросов:
— Какой возникает вопрос? — Какова будет тема урока
Сравнительная характеристика диалогов

структура
Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль
Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли

признаки
— мысль ученика делает скачок к неизвестному
-переживание учеником чувства риска
Возможны неожиданные ответы учеников
-прекращается с появлением нужной мысли ученика
-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
-почти невозможны неожиданные ответы учеников
-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

результат
Развитие творческих способностей

Развитие логического мышления

На своих уроках чаще всего использую приемы создания проблемной ситуации с «затруднением» или с «удивлением», где:
1. сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
2.обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим
заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением,
экспериментом или наглядностью.
На уроках русского языка предлагаю классу практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова, словосочетания или предложения на новое правило.

Например, болеть душй, болеть сердцм.

Далее разворачиваю с классом подводящий к теме диалог:

Учитель: В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме?
Ученики: В окончаниях существительных.
Учитель: За какими согласными следует неизвестная гласная?
Ученики: За шипящими и ц
Учитель: А какая это может быть гласная?
Ученики: о или е

Заканчивается диалог одной из двух возможных фраз:
«Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?».

Ученики: Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц

Ещё один пример:
Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

— На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки.
Ученики выписывают слова.

— Какие слова вы выписали?
— Пёсик, овражек.

— Обозначьте суффиксы в этих словах.
— В слове пёсик (-ик), овражек (-ек)

— С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?
— В одном слове пишется суффикс – ик, в другом — -ек.

— Какой возникает вопрос?
— Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

— Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

На этом этап постановки проблемы завершается.

Затем учитель организует поиск решения. Ученики выдвигают самые разнообразные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам.
Например:
Учитель: Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова:
Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.
Учитель: Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?
Выделите окончание, поставьте ударение.
Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончаниях имен существительных? Сформулируйте правило.
Ученики: Под ударением пишем о, а без ударения- е

Ещё пример:
Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Приём 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов.
Формулируют проблемный вопрос.

— Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе.
— Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза)

— Все согласны или есть возражения?
— Существительное мячик с суффиксом –ик неодушевлённое. (контраргумент)

— Ещё какие есть гипотезы?
— Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (пёсик), а после твёрдых — -ек (овражек). (ошибочная гипотеза)

— С этой гипотезой согласны?
— В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного.

Подсказка к решающей гипотезе.
— Просклоняйте данные существительные.
Выделите суффикс.
— И. п. пёсик, овражек
Р. п. пёсика, овражка
Д. п. пёсику, овражку
В. п. пёсика, овражек
Т. п. пёсиком, овражком
П. п. о пёсике, об овражке

— Что вы заметили?
— При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «овражек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного.

— Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили?
Ученики склоняют.
— Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает.

— Сформулируйте правило.
— Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек, если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик.

— Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике.

При одновременном выдвижении гипотез сначала проверяются ошибочные варианты, затем – решающая.

Третье звено творческого процесса – выражение решения. Новые знания выражаются соответствующим научным языком в определённой форме. Учитель даёт задание: всё, что понял, оформить в продукт и показать классу.
В результате получается готовый продукт (статья, сообщение, проект, схема, таблица, эйдос – конспект).

Затем на уроке закрепляется новое знание с использованием различных методов, форм и средств обучения, т.е. идёт процесс реализации продукта, т.е. закрепляются новые знания с использованием различных методов, форм и средств обучения.

Суть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний» (спросил, открыл, создал) В любом словаре прочитаешь о том, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире.
Многие школьники понимают эффективность таких уроков: «Уроки по технологии проблемного обучения- это уроки жизни. Они намного интереснее, чем те, когда учитель просто пишет на доске, а мы зазубриваем правила. На уроках проблемно- диалогических в нас просыпается настоящий азарт. Мы сами находим решение, понимаем его. Это легче»
«Вы нас научили добиваться цели, слушать друг друга, слышать друг друга. А это очень важно в современном мире»

Какие результаты приносит технология?
Ответы учителей, занимающихся по данной технологии.
«Дети- полноценные участники образовательного процесса. Свободно выражают своё мнение. Самостоятельно, при зорком наблюдении учителя, решают задачи. Это и есть учение с увлечением» (Сурнина И.И.)
«На традиционном уроке большинство школьников чувствуют себя скованно, напряженно, неуверенно. Здесь же работают на интересе, радуются своим открытиям, поэтому эту технологию можно считать ещё и здоровьесберегающей технологией» (Титова О.В.)
«Интерес к текущему уроку переходит в интерес к обучению вообще. Дети учатся не ради пятёрок и наград, а ради того, что им интересно. Они готовы к новому. Дети не замечают, как промчался урок» (Андреева С.М.)

На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, ученик учится:
Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.
Добывать, преобразовывать и представлять информацию.
Доносить свою позицию, понимать других, договариваться делать что- то сообща.
Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности.

Уроки проблемного обучения развивают коммуникативные способности детей. Работая в парах, группах, дети учатся слушать, распределять роли, отстаивать свою точку зрения. Дети взаимодействуют, помогают друг другу. Они гордятся своими достижениями, чувствуют себя первооткрывателями, сотрудниками своего учителя. Такие уроки развивают память, мышление, внимание к своей и чужой речи.
Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
Один из великих сказал: «Знания могут быть у того, у кого есть вопросы. Нельзя ничему научить, можно только научиться» Знания, которые добыл сам, прочнее, запоминаются надолго. Они более качественные, прочные.

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Позволь мне сделать это самому.
Это будет моим на всю жизнь.

  • 910287-1-problemnyy_dialog._maslova
    Размер файла: 95 kB Загрузок: 0

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/09/07/tehnologiya-problemnogo-dialoga-na-urokah-russkogo-yazyka-i
  • http://infourok.ru/problemniy-dialog-na-uroke-russkogo-yazika-2427902.html
  • http://multiurok.ru/index.php/files/tekhnologiia-problemnogo-dialoga-na-urokakh-russko.html
  • http://stellahakobyan.wordpress.com/2012/10/07/%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-%D1%8F-%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0/
  • http://profhelp.net/1116043/